Собаки. Пьеса. Собаки пьеса


Собаки. Пьеса

Константин Сергиенко,Александр Чутко, Людмила Чутко.

СОБАКИ(пьеса по повести К. Сергиенко«До свидания, овраг!»)

1

Действующие лица:ГОРДЫЙЧЁРНЫЙГОЛОВАСТЫЙЯМОМОТАХРОМОЙБЫВШАЯ ТАКСАКРОШКАПЕРВЫЙ НОВЫЙВТОРОЙ НОВЫЙПРИВЯЗАННЫЙ

2

Картина 1-ая.НОЧНОЙ ДОЗОРТемнота. Звуки засыпающего города и бой кремлевских курантовпостепенно заглушаются пением ночных птиц, кваканьем лягушек,стрекотом кузнечиков. В темноте вспыхивают шесть пар глаз.ЧЕРНЫЙ. Построиться! Приставить носы! Вперед! (в темнотеугадывается движение шести тел). И легкой тенью мы скользимпо земле мимо спящих домов. В носу свербит. Жажда поискакружит нам голову. Ночной дозор – торжественный час для собаки.ТАКСА. Если днем много запахов, то ночью в них прямоутопаешь. Пахнет небо, пахнет лунный свет, пахнет сама темнота, ав ней, как мотыльки, туда-сюда так и снуют, так и мелькают запахи.Хочется схватить каждый и подержать на носу, как держит на носушарик одна моя знакомая собака.КРОШКА. Запахами покрыта вся земля. Вот одни следы, вотдругие. Кто-то бежал, кто-то шел вразвалочку, а вот здесь кралсякот. Это упала буханка хлеба, а это вот-вот пробьется из-подкамней росток травы. Все нам расскажут запахи.ГОЛОВАСТЫЙ. Но особенно пахуч, особенно полон ароматаминаш овраг. Он налит им до краев, как большая миска. Запахиволнуются и колышутся. Медовые, горькие, нежные. Стрекочуткузнечики, квакают лягушки, и ленивый болотный дух плывет пооврагу от их хозяйства. Надо во всем разобраться, надо понять, чтооткуда.ХРОМОЙ. Я… это… конечно… тоже… значит… это… тот…ГОРДЫЙ. Во время ночного дозора мы ищем собачью дверку.Найти собачью дверку – мечта каждого пса. Собачья дверка совсеммаленькая, меньше бусинки. Пока не уткнешься в нее носом, ненайдешь. А когда найдешь, собачья дверка откроется и станет3

большая, пройдет любая собака. За этой дверкой совсем другаяжизнь. Всегда тепло и красиво.КРОШКА. Много вкусной еды!ТАКСА. Кругом поля и леса!ГОЛОВАСТЫЙ. Газеты и книги!ЧЕРНЫЙ. И хозяйничают там одни собаки!ВСЕ. Дверка, дверка, попадись, попадись! Дверка, дверка,отворись, отворись!ЧЕРНЫЙ. И когда искать дверку, как не ночью. Ночью наш овраготдыхает. Не грохочут машины, не сыплется песок и камни. Надтобой огромное небо в голубых крупинках и большое круглоезеркало. И в это зеркало можно смотреть без конца.ТАКСА. И видишь что-то знакомое, не очень далекое. От этогоделается грустно. Хочется спеть какую-то песню. То липожаловаться кому-то, то ли позвать кого-то, то ли рассказать чтото.КРОШКА. Ах, я Крошка, я белая собачка, просто живу и живу!ГОЛОВАСТЫЙ. А я Головастый! Ученый и умный! Я славнопесни пою!ТАКСА. Ох, я Такса, я Бывшая Такса, где же вы детки мои?ХРОМОЙ. Дайте Хромому, подайте Хромому, киньте хотьмаленький осколочек Луны!ЧЕРНЫЙ. А я Черный, я весь Черный, я Черный снаружи ивнутри! Отойдите от Черного, не жалейте Черного, я весь черныйснаружи и внутри!ВСЕ. Дверка, дверка, попадись, попадись! Дверка, дверка,отворись, отворись!4

Картина 2-ая.КАК СПАСТИ ОВРАГДно оврага. Кучи хлама, разбитые ящики. На возвышении стоитЧерный. К нему подходят Головастый, Бывшая Такса, Хромой,Крошка.ЧЕРНЫЙ. Все в сборе? Вольные псы! Начнем! (всевыстраиваются в шеренгу). Бывшая Такса, что там у тебя?ТАКСА. В моей канавке появилась железная коробочка!ЧЕРНЫЙ. Ржавая?ТАКСА. Да, очень ржавая, с двумя дырочками.ЧЕРНЫЙ (подумав). Ладно, пускай лежит. Головастый!ГОЛОВАСТЫЙ. На моем бугорке кто-то забыл книжку.ЧЕРНЫЙ. Про собак?ГОЛОВАСТЫЙ. Нет, про людей.ЧЕРНЫЙ. Разорви на мелкие клочки!ГОЛОВАСТЫЙ. Угу…ЧЕРНЫЙ. Не «угу», а разорви! Хромой!ХРОМОЙ. Это… не люблю костров, а… они… хм… всю ночь. Иэто, самое, сучок…ЧЕРНЫЙ. Что – сучок? Какой сучок?ХРОМОЙ. Ну, наш который…ЧЕРНЫЙ. Что они сделали с нашим сучком?ХРОМОЙ. Я и говорю, значит…ЧЕРНЫЙ. Сломали?5

ХРОМОЙ. Я и говорю…КРОШКА. Я об этот сучок чесался!ЧЕРНЫЙ. Узнаю, кто сломал! Я ему сломаю! Крошка!КРОШКА. В моей ложбинке ничего не изменилось!ЧЕРНЫЙ. Как это, не изменилось? У всех изменилось, а у тебя неизменилось? А ты хорошо все проверил?КРОШКА. А как же!ЧЕРНЫЙ. Значит, ничего не изменилось?КРОШКА. Ничего!ЧЕРНЫЙ. А это что? (показывает Крошке ветку). Я специальнопроверил тебя, Крошка. Я сбегал в твою ложбинку и отломил этуветку, а ты не заметил.Крошка ерзает и смущенно хихикает. Появляется Гордый.ЧЕРНЫЙ (Гордому). Ничего не знают, ничего не умеют. Засыпьим весь овраг, не заметят.КРОШКА (выслуживаясь). А новый дом опять подрос!ГОЛОВАСТЫЙ. Нас туда все равно не пустят.ЧЕРНЫЙ. Н-да… Если так пойдет и дальше, то к зиме от овраганичего не останется. Одни белые дома…ГОРДЫЙ. Надо скорее искать собачью дверку. А то и ее засыпят.ЧЕРНЫЙ. Ты еще веришь в собачью дверку?ГОРДЫЙ. Я должен ее найти.ЧЕРНЫЙ. Эй, стая! Кто верит в собачью дверку? Такса, ты?ТАКСА. Мама всегда говорила…ЧЕРНЫЙ. А ты, Хромой?6

ХРОМОЙ. Того… этого… кхе!ЧЕРНЫЙ. Ладно, этой ночью попробуем еще раз. А теперь пошлина автобусную остановку. Может, что съестное перепадет.

Картина 3-я.НОВЫЕАвтобусная остановка. Скамья. Шум подъезжающих и отходящихавтобусов. Возле скамьи стоят Новые. Провожают глазамиавтобусы. Появляется стая.ЧЕРНЫЙ (Гордому). Видал? Новое пополнение. (Медленно иважно прошелся перед Новыми). Эй, вы, чего здесь делаете?НОВЫЕ (робко). Ждем.ЧЕРНЫЙ. Кого ждете?НОВЫЕ. Нашего Человека.ЧЕРНЫЙ. А где же он?НОВЫЕ. Он скоро вернется.ЧЕРНЫЙ. И давно вы здесь?НОВЫЕ. С утра.ЧЕРНЫЙ. А вы знаете, что это наше место?НОВЫЕ (тихо). Нет, не знаем.ЧЕРНЫЙ. Видали? Они ждут своего Человека! Утром ихпривезли, они еще думают, что он вернется!НОВЫЕ. Он так сказал!КРОШКА. Ха-ха-ха!ГОЛОВАСТЫЙ. Если утром, то конечно, не вернется.7

ХРОМОЙ. Да, это самое…ТАКСА (поправляя бант). Меня точно так же привезли и бросили.ЧЕРНЫЙ. Слышали? Как вас зовут?НОВЫЕ. Вавик и Тобик.ЧЕРНЫЙ. Что за имена? Вавик и Тобик! Разве не стыдноотзываться на такие клички? Головастый, ты слышал?ГОЛОВАСТЫЙ. Мне больше нравится имя Джонатан.ЧЕРНЫЙ (недоуменно). Чего?ГОЛОВАСТЫЙ. Очень красивое имя. Джонатан! Как поэтично!КРОШКА. Ха-ха-ха! Вот умора!ЧЕРНЫЙ. Тьфу! Джонатан… Будете просто Новые. Идите сюда.НОВЫЕ. Не пойдем!ЧЕРНЫЙ. Не хотите меня слушаться?НОВЫЕ. Мы слушаемся только своего Человека.ЧЕРНЫЙ. Тогда я вас проучу. Здесь я главный! (идет к Новым).ГОРДЫЙ. Не трогай их, Черный!ЧЕРНЫЙ. Не мешай, Гордый! (Напряженно смотрят друг надруга, готовые к драке).ГОРДЫЙ. Не трогай их!ТАКСА (робко). Мальчики такие скромные…ЧЕРНЫЙ. Ладно. (Новым). Все равно вас никуда не деться. Апопроситесь – приму вас в стаю. Я всех принимаю. Всех, кого людиобидели. Со мной не пропадете! Это я, Черный, вам говорю!(Уходит. За ним уходит Крошка).8

ТАКСА. Пойдемте, мальчики! Вам надо выбрать себе место.(Уходит с Новыми. Остальные расходятся молча).

Картина 4-ая.В ГОСТЯХ У ЯМОМОТОКвартира Ямомото. Гордый и Ямомото.ЯМОМОТО. Вот здесь я и живу… Ванная, туалет, гостиная.Садись, пожалуйста. Как погодка?ГОРДЫЙ. Дождик идет. Грязь. Слякоть.ЯМОМОТО. И зонта у тебя нет.ГОРДЫЙ. Что делать!ЯМОМОТО. Я бы мог предложить тебе зонт моих домашних, ноони, к сожалению, взяли его с собой.ГОРДЫЙ. Не беспокойся!ЯМОМОТО (берет с полки книгу, надевает очки). Хочешь,почитаю тебе про Японию?ГОРДЫЙ. Конечно. Люблю слушать, как вы с Головастымчитаете.ЯМОМОТО. Надеюсь, ты понимаешь, что я читаю намноголучше? Кроме того, я знаю все языки.ГОРДЫЙ. Да. Хромой тоже любит тебя слушать. Все спрашивал,когда придешь.ЯМОМОТО. У меня так много дел! За домашними нужен глаз даглаз. Чтоб они тут без меня делали? Без своего Императора? Я ведьговорил тебе, что самый главный в Японии император – Ямомото.(Раскланивается). Да, так написано в этой книге. И еще (читает):9

«Япония большая страна, в ней много мышей, они подчиняютсякотам». (Смотрит на Гордого поверх очков). Может, не веришь?Тогда почитай сам. (Оба долго смотрят в книгу).ГОРДЫЙ. А где эта Япония?ЯМОМОТО. Где? Очень далеко. По ту сторону дороги, за темоврагом, а, возможно, и еще дальше.ГОРДЫЙ. А, может, сбегаем?ЯМОМОТО. Куда?ГОРДЫЙ. В Японию. Как-нибудь с утра.ЯМОМОТО (направляясь в соседнюю комнату). А на кого я своихдомашних оставлю? (Входит с подносом). Чай? Кофе? Может, порюмочки валерьянки? Ну, тогда колбаски?ГОРДЫЙ. С удовольствием. (Едят). Хорошо у тебя, Ямомото.Тепло, сухо. Как у моего Человека.ЯМОМОТО. А я и не знал, что у тебя есть Человек.ГОРДЫЙ. Я встретил его ночью. Это было зимой. Помнишь, уменя тогда сильно болела лапа, после драки с Черным?ЯМОМОТО. Это когда он пытался вас оскорбить?ГОРДЫЙ. Да. Так вот, в одном месте из-под земли шел пар, снеграстаял. Я лег и стал греть лапу на большой железной крышке. МойЧеловек шел в распахнутом пальто. Он размахивал руками и что-тоговорил сам себе. Около меня он споткнулся, а потом присел накорточки. «Здравствуйте, уважаемый, - сказал он. – Как дела?».Знаешь, Ямомото, я сразу почувствовал, что этот человек меня необидит и показал ему больную лапу. «Дела неважные, - сказал он. –Пойдем со мной». И я пошел. В подъезде он долго искал ключ ишепотом говорил: « Прошу тебя, уважаемый, как можно тише.Соседи нас не поймут». В темноте я неловко повернулся и что-тозацепил, но человек быстро открыл дверь комнаты и впустил меня.10

«Так, - сказал он, - будем лечиться. Но сначала надо перекусить». Ясогласился. Он кормил меня очень вкусной колбасой, а потомлечил мне лапу. Так приятно, Ямомото, когда тебя лечат!Немножко больно, но мой Человек умеет лечить.ЯМОМОТО. Я предпочитаю не болеть.ГОРДЫЙ. Но так хорошо, когда о тебе заботятся!ЯМОМОТО. А какая у него обстановка? Есть ли ванная, туалет,гостиная?ГОРДЫЙ. Я был только в одной комнате. Там стояли разныекартоночки и дощечки и чем-то остро пахло. Он сел перед однойдощечкой, взял в руки тонкие палочки. «Это кисти – сказал он, отдыхай, уважаемый, а я пока поработаю. Ночью у меня хорошополучается». Он долго гладил палочками свою дощечку, иногдаотходил и смотрел, прищурившись. «Полюбуйся, уважаемый», сказал он. Я подошел к дощечке. «Жаль, что собаки не различаютцветов, - сказал он, - впрочем, ты, может быть, различаешь». Онаочень красиво пахла, эта дощечка. Я даже разволновался. Потом онснова сидел перед дощечкой и трогал ее своими палочками. Ядремал в углу. Наконец, Человек встал, потрогал моюзабинтованную лапу и сказал: « Ну, уважаемый, пора расставаться.Ты накормлен и подлечен. Большего я для тебя пока сделать немогу. Подождем лучших времен». Я все понял. Он не мог оставитьменя. Я встал и пошел на улицу. Он вышел меня провожать, и мынемного погуляли по утреннему морозцу. «До свидания,уважаемый, - сказал он. – Всегда можешь рассчитывать на моюпомощь. Поверь, я охотно пожил с тобой вместе».ЯМОМОТО. И с тех пор вы не виделись?ГОРДЫЙ. Почему? Я часто его вижу, провожаю сторонкой иникогда не напрашиваюсь в гости. Несколько раз мы сталкивалисьна улице. Он всегда узнает меня, называет «уважаемый»,11

спрашивает, как я живу. Как все-таки хорошо иметь своегоЧеловека!ЯМОМОТО. Да, неплохо. Вот мои домашние, они мне не мешают.Когда хочется побыть одному, я прошу их пойти погулять.Сегодня, например, сказал, что у меня будут гости, и они сразуушли. Хорошие ребята. Стирка, уборка, готовка – это все на них. Яраз и навсегда сказал: на мелочи у меня времени нет. Так что комне не пристают. Сплю, когда хочу. Ем, что желаю. Гуляю, гденадо.ГОРДЫЙ. Тебе повезло. А у нас овраг засыпают.ЯМОМОТО. Дом будут строить.ГОРДЫЙ. Куда податься собаке?ЯМОМОТО. Я бы тебя пригласил к себе, но не знаю, какдомашние. В крайнем случае, прикажу, и дело с концом. Я с нимистрог.Звук отпираемой двери.Женский голос: «Вытирай, как следует ноги, зонтик нужноотнести в ванну. Стряхни плащ на лестнице».Мужской голос: «Хороший хозяин собаку в такую погоду на улицуне выгонит».ЯМОМОТО. Это мои! Прячься! Под диван! (Мечутся покомнате).Женский голос: «Что там такое? Кто там может быть?».Мужской голос: «Сейчас гляну».ЯМОМОТО. Прыгай в окно! Прыгай же! Прыгай!Гордый и Ямомото прыгают в окно, сбивая цветок.

12

Картина 5-ая.УРОКОбстановка та же, что и во 2 –ой картине. Все обитатели оврага всборе.ЧЕРНЫЙ. Сегодня молодцы! Внимательно все проверили идоложили хорошо. Всегда бы так!КРОШКА. Вон дети в школу идут!ГОЛОВАСТЫЙ. Они тебя любят, может конфетку дадут.КРОШКА (мечтательно). Или бутерброд… Когда дети идут вшколу, у них есть бутерброды, а когда возвращаются, бутербродовнет. Головастый, в школе учат есть бутерброды?ГОЛОВАСТЫЙ. Нет, Крошка. В школе учат совсем другому.ГОРДЫЙ. А чему учат в школе, Головастый? Ты ведь целый годучился.ГОЛОВАСТЫЙ. Два года. Я тогда жил у школьного сторожа, ну изаодно, так сказать…ГОРДЫЙ. А сколько классов прошел?ГОЛОВАСТЫЙ. Я каждый день все классы проходил, ни одногоне пропускал.ГОРДЫЙ. Если бы я два года учился, я бы и других поучил. Поучинас, Головастый!ГОЛОВАСТЫЙ (важно). Ты не понимаешь. Учат в школе. А где явас буду учить?ГОРДЫЙ. А ты поучи нас в овраге.ГОЛОВАСТЫЙ. Нужна доска.

13

(Крошка и Гордый отрывают и приносят доску от забора.Головастый с сомнением трогает ее.)ГОЛОВАСТЫЙ. Садитесь все вот так. Нет, наоборот. Крошка, нехихикай! Такса, подвинься ближе! Нет, лучше давайте по-другому.(Долго всех рассаживает, потом прячется за кучу хлама ипоявляется в шляпе.) Здравствуйте, дети! (Крошка хихикает.)Крошка, иди к доске! (Крошка выходит, долго пристраивается,наконец, садится на доску.) Отвечай урок!КРОШКА. Чего?ГОЛОВАСТЫЙ. По-твоему, я должен подсказывать?ГОРДЫЙ. А что такое урок?ГОЛОВАСТЫЙ. Это такая вещь, которую нужно рассказывать.КРОШКА. А чего рассказывать-то?ГОЛОВАСТЫЙ. Рассказывай чего хочешь, а я поставлю отметку.КРОШКА (подумав). Ну, это, иду я вчера, иду, а в моем ящикесидит мышь. Я за ней кинулся и побежал.ГОЛОВАСТЫЙ. Поймал?КРОШКА. Нет, не поймал. Она в норку ушла.ГОЛОВАСТЫЙ. Молодец! Ставлю пять! Иди на место. Такса, кдоске! Отвечай урок.ТАКСА (поправляя бант). Когда я жила на даче, у меня быломного еды…КРОШКА. Ха-ха-ха!ГОЛОВАСТЫЙ. Крошка, не мешай!ТАКСА (обиженно). Меня кормили колбасой.КРОШКА (надрываясь от смеха). Ха-ха-ха! Колбасой! Вот умора!14

ТАКСА (со слезами в голосе). Почему вы смеетесь, Крошка?! Да,меня кормили колбасой и это все знают…ГОЛОВАСТЫЙ (поспешно). Молодец, ставлю пять. Иди на место.НОВЫЕ (сами побежали к доске). Наш человек самый сильный исмелый. Его боятся соседи. У него дома столько поводков иошейников!ГОЛОВАСТЫЙ. Молодцы, ставлю пять! Идите на место. Хромой,к доске!ХРОМОЙ (стесняясь). Это… и, как-то раз… это самое…ГОЛОВАСТЫЙ (с удовольствием). Молодец! Ставлю пять!Гордый, пойдешь к доске?ГОРДЫЙ. Еще ничего не придумал.ГОЛОВАСТЫЙ. Молодец, ставлю пять!ЧЕРНЫЙ (внезапно). А мне можно к доске? (Черный вышелвразвалочку, пнул ногой доску. Головастый растерялся и молчит.)Я расскажу вам одну старую историю. Ее мне рассказывала моямать. Человек и Собака когда-то говорили одинаково, жили вместеи все делили поровну. Но как-то на охоте Человек сказал Собаке:«Устал я бегать, за тобой не поспеваю. Ведь у тебя четыре ноги, а уменя всего две». «Ладно, - сказала Собака, - отдохни. Я подгоню ктебе зверя, а ты лови». Потом Человек сказал Собаке: «Надоело мнежевать сырое мясо. Вот у тебя какие клыки, а у меня маленькиезубы. Свари мне мясо, чтоб мягче было». «Ладно», - сказалаСобака. Сварила ему мясо, Человек ест все больше и больше.Толстый стал, тесно с Собакой в одном домике. Говорит: « Здесьповернуться негде. Построй себе конуру. У тебя шерсть, незамерзнешь, а у меня всего-навсего кожа». «Ладно», - сказалаСобака. А Человеку теперь по ночам одному в доме страшно.Говорит Собаке: « Без тебя спать боюсь, а с тобой тесно. Ты быночью отгоняла зверей, покричала на них». «Ладно», - сказала15

Собака. Утром Человек говорит: «Всю ночь ты мне спать не давала.Кричишь «загрызу», а мне страшно. Кричишь «уходите отсюда», амне кажется, что меня из дома выгоняют. Ты лучше просто кричи«гав-гав»». Человек заснул, а когда проснулся, потребовал еды:«Эй, Собака, где мясо?». «Гав-гав», - отвечает Собака. «Что этозначит, «гав-гав»?!», – сердится Человек. «Гав-гав, - отвечаетСобака. - Пока мы жили как брат с братом, я говорила понятно.Теперь нам не о чем разговаривать!». А отсюда следует, что все выдураки! Собака должна быть собакой! Зачем ей читать почеловечьи! Зачем ей носить шляпу? Все равно Человек не отдаствам свою одежду и не отдаст еду. Нам достаются только объедки.Вот мой рассказ. Что мне поставишь, Головастый?ГОЛОВАСТЫЙ (тихо вздохнув). Ставлю пять.Все тихо расходятся. Остается один Головастый.

Картина 6-ая.ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДОГоловастый внимательно оглядывается, достает спрятанную книгуи начинает читать. Появляется Гордый. Подходит к Головастому.Головастый его не замечает.ГОРДЫЙ. Головастый!Головастый падает, накрывает собой книгу и прикрывает головулапами.ГОРДЫЙ. Головастый, да это я, Гордый.ГОЛОВАСТЫЙ (поднимаясь). А… Я думал Черный.ГОРДЫЙ. А что - Черный?ГОЛОВАСТЫЙ. Тебе хорошо говорить. Когда хочешь, ты один,когда хочешь, с нами. А мы в стае. Мы должны подчиняться.16

ГОРДЫЙ. Будешь читать?ГОЛОВАСТЫЙ. Садись и слушай.ГОРДЫЙ. Как называется?ГОЛОВАСТЫЙ. Начало оторвано…Появляется Привязанный.ПРИВЯЗАННЫЙ. Хм-хм…ГОЛОВАСТЫЙ (поднимая глаза от книги). Опять Привязанногопривели!ГОРДЫЙ (Привязанному). Никогда не стал бы носить ошейник.ПРИВЯЗАННЫЙ (не отвлекаясь от своих дел). Это потому, что утебя нет медалей. Ошейник надевают, чтобы носить медали.ГОРДЫЙ. Неужто?ПРИВЯЗАННЫЙ (не замечая насмешки). Да, у меня многомедалей. Послушай, как они звенят. Я породистый!ГОРДЫЙ. Да что ты говоришь?!ПРИВЯЗАННЫЙ. У моего Человека тоже есть медаль. Он тожепородистый.ГОЛОВАСТЫЙ (уткнувшись в книгу). Это еще надо проверить!ПРИВЯЗАННЫЙ (обиженно). Самой лучшей породы!ГОЛОВАСТЫЙ (переворачивая страницу). Самая лучшая породаэто пудель.ПРИВЯЗАННЫЙ (поспешно). Да, да, мой Человек – пудель.ГОЛОВАСТЫЙ. А может, и нет. Может лучшая порода – шавка…

17

ПРИВЯЗАННЫЙ. Да, да. Кажется мой Человек – шавка. Точно,шавка! Пойду, расскажу Балконному! Помрет от зависти.(Убегает).Головастый и Гордый смеются.ГОЛОВАСТЫЙ (сквозь смех). Какие важные! А разговоры – однохвастовство! «Знаешь, какой мой Человек? Он выше этой шавки!»,«А мой Человек бегает быстрей тебя!», « А у моего Человека домаесть здоровенная палка. Уж он тебя проучит!», « А у моего такиеклыки, что перегрызет тебя пополам!».ГОРДЫЙ. А Балконного-то знаешь? Его так зовут потому, чтотолько на балкон и выпускают. Такой ругливой собаки я в жизни невстречал. Просовывает морду сквозь прутья и целый день орет:«Только попробуй залезть на мой балкон! Только попробуй, ограбьмою квартиру! Только попробуй, плюнь в меня! Только попробуй!Всех, всех перекусаю, в клочья раздеру!». Я как-то сказал ему: «Эйты, пустомеля! Слезай вниз, поговорим! Тогда я тебе и квартируограблю, и на балкон залезу, и плюну тебе прямо в нос!». Тут онпрямо с ума сошел. Начал грызть железку и поливать меня сверхуслюной: «Раздеру! Раскурочу! Разом порешу!». А сам-то от горшкадва вершка.ГОЛОВАСТЫЙ. Кое-кто из наших завидует привязанным. Онисытый народ. Живут в тепле, забот не знают. И у каждого есть свойЧеловек.ГОРДЫЙ. Будешь читать?ГОЛОВАСТЫЙ. Слушай. Жалко, что начала нет. «Человек –свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, заум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!... Человек– вот правда! Что такое Человек?.. Это не ты, не я, не они… Нет!Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном».(Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека). «Понимаешь? Это– огромно! В этом все начала и концы… Все в человеке, все для18

человека! Существует только человек, все же остальное – дело егорук и его мозга! Че - ло - век! Это великолепно! Это звучит…гордо! Чело - век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижатьего жалостью, уважать надо! Хорошо это… чувствовать себячеловеком…» (Долгая пауза). Гордый, возьми меня в стаю!ГОРДЫЙ. У меня нет стаи, Головастый!ГОЛОВАСТЫЙ. Тогда собери. Бывшая Такса просится и Хромой.ГОРДЫЙ. В овраге не должно быть две стаи, Головастый!ГОЛОВАСТЫЙ. Тогда победи Черного. Он меня вчера спросил:«Зачем ты носишь шляпу, Головастый? Хочешь быть похожим наЧеловека?». Я ему ответил, что умею читать, как Человек, а он: «Ая умею кусать как собака!». Так меня пихнул, что я упал на газету ипорвал ее. А шляпа покатилась под обрыв.ГОРДЫЙ. В овраге не должно быть две стаи!

Картина 7-ая.ГНЕЗДОНа сцене Гордый и Головастый. Появляется Крошка, несущийохапку сухой травы.ГОРДЫЙ. Утепляешься?КРОШКА. По ночам холодно стало. И бок чешется.ГОРДЫЙ. Да, зима не за горами.КРОШКА. Вон Головастый уже старые газеты собирать начал. Дляподстилки.ГОЛОВАСТЫЙ. Да, только я их сначала читаю. А потом домпострою. (Мечтательно). Крыша из одних заголовков – «Вести с19

полей», « Куда пойти учиться», «Хроника ударной стройки».(Уходит).КРОШКА (Гордому). Ты был в гостях у Ямомото?ГОРДЫЙ. Был. Хорошо у него. Ванная, туалет, гостиная, двеспальни, тепло, сухо.КРОШКА. Живут же некоторые! Его бы на недельку в мой ящик!(Появляется Ямомото).ЯМОМОТО. Всем привет!ГОРДЫЙ. Здравствуй!КРОШКА. Легок на помине. (Пауза). Пойду утеплять свой ящик.(Уходит).ЯМОМОТО. Ты, надеюсь, понял, какие мои домашние хорошие,какие вежливые? Другие бы схватили тебя и отправили наживодерню.ГОРДЫЙ. Да, очень вежливые.ЯМОМОТО. Знают свое место. Когда у меня гости, они тишеводы, ниже травы.ГОРДЫЙ. Конечно, они молодцы. Не погнались за нами, не сталишвыряться камнями…ЯМОМОТО. Им, к сожалению, не понравилось, что ты разбилцветок и наследил. Хозяин, видишь ли, на меня замахнулся! Но ястрог. Я так дал ему лапой, что он покатился кувырком. Какдумаешь, я не сильно его ударил? Быть может, я слишкомнепреклонен?ГОРДЫЙ. Надо уметь постоять за себя.ЯМОМОТО. Да, силенка у меня есть. Потрогай мускул. Но теперья хочу пожить отдельно. Пусть они знают, что значит жить без20

Ямомото. Без своего доброго, умного императора, который о нихтак заботился. Неблагодарные! (промокнул лапой слезы).ГОРДЫЙ. Не расстраивайся, проживем.ЯМОМОТО. Конечно, проживем. Я решил переселиться надерево.ГОРДЫЙ. На дерево?ЯМОМОТО. Да. Вон, видишь, я уже построил себе гнездо рядом сгалками. Это очень удобно. На обед буду брать по одной галке.ГОРДЫЙ. Сомневаюсь, что они согласятся.ЯМОМОТО. А почему? Что им жалко? Ведь их так много.Никогда не понимал этих галок. Все черные, одинаковые. Какая имразница, если на одну станет меньше? Было бы меня столько, я быне жадничал, подарил пару себя на шапку хозяину. (Подумав).Садись вон там и слушай. Называется «доклад». Когда закончу,похлопай мне. (Поправил усы). Я построил гнездо. Собрал стопалочек, двести прутиков, соломинки, шерсть, волосики, мох,тряпочки, а также большой замок с двумя ключами. Самое главное,чтобы гнездо запиралось. Я кончил. Хлопай, Гордый. (Гордыйхлопает, Ямомото поклонился). Называется «доклад». (Крик галок.Ямомото смотрит вверх). Грубиянки! Ты же понимаешь, что стакими главное – замок. Гнездо должно запираться. Иначе этигалки жить не дадут.ГОРДЫЙ. А куда ты повесишь замок? На гнезде и двери-то нет.ЯМОМОТО. Сейчас посмотрим.(Лезет на дерево. Сумасшедший крик галок. Ямомото падает).ГОРДЫЙ (помогает ему подняться). Очень больно?ЯМОМОТО (отдышавшись). Ерунда. Видишь ли, им непонравилось, что я император. Но я суров. Видел, как я дал лапойодной? Она полетела вверх тормашками! Не понимают своего21

счастья! Я бы навел у них порядок. Пусть теперь живут одни. Пустьих бьет град, пусть мучит холод и голод. Теперь они пожалеют, чтоостались без своего доброго, умного императора.Появляется Черный, замечает Ямомото. Пауза.ЧЕРНЫЙ. Не противно тебе, Гордый, с ним разговаривать? Ведьон – кот!ЯМОМОТО. Не твое дело!Черный бросается на Ямомото. Тот убегает.ЯМОМОТО. Я тебе еще морду в кровь раздеру!ЧЕРНЫЙ. Не понимаю, Гордый, что у тебя может быть общего сэтим котом? Лучше иди ко мне в стаю.ГОРДЫЙ. Нет.ЧЕРНЫЙ. Жаль. (Пауза. Доверительно). Знаешь, я сегодня такуюсумку добыл! Спрятался в кустах на остановке, лежу. Смотрю,вышла из автобуса одинокая взрослая. С сумкой. Ты же знаешь, яиздали чую, что у них там, в сумках. А тут сразу так колбаскойзапахло! Я к ней, а она испугалась и почти добровольно сумкуотдала.ГОРДЫЙ. Рискуешь, Черный.ЧЕРНЫЙ. Мужчин не трогаю!ГОРДЫЙ. Не надо их злить.ЧЕРНЫЙ. Не надо злить? Ты был еще щенком, когда началиломать нашу деревню, а я уже год просидел в конуре на цепи. Ибил он меня каждый день. А я еще во что-то верил. Деревнюломали, люди уезжали. Мой тоже собрался, сел в машину. А япобежал за машиной. Мой Человек уезжает! Машина остановилась.Он прогнал меня. А я опять побежал. Тогда он вышел и ударилменя. Я упал. Ты был тогда маленьким и глупым. Это я теперь с22

тобой справиться не могу. А они меня еще узнают! Я им всеприпомню! Иди ко мне в стаю, Гордый!ГОРДЫЙ. Нет. Ты не годишься мне в вожаки, Черный. Есть уменя один на примете. Ты его знаешь. Он – Человек.ЧЕРНЫЙ. Ты ничего не понял… (Убегает).

Картина 8-ая.ХРОМОЙОбстановка та же. Медленно входит Головастый, прижимая шляпук груди. С противоположной стороны вбегают возбужденныеНовые.НОВЫЕ (перебивая друг друга). Там девочка… Говорит, такиехорошие собачки… Папа, говорит, давай возьмем их на дачу!(Выжидательно смотрят на Гордого).ГОЛОВАСТЫЙ (печально). Такса говорила, что на даче рай длясобак.Голос девочки: Собачки, собаченьки, идите сюда!НОВЫЕ. Ой, зовет, зовет…ГОРДЫЙ. Ладно, идите.НОВЫЕ. А Черный? Черный не рассердится?ГОРДЫЙ. Идите.НОВЫЕ. Скажите ему, что если на даче не понравится, мывернемся. (Убегают).ГОЛОВАСТЫЙ. А Хромой помирает.ГОРДЫЙ. Что случилось?23

ГОЛОВАСТЫЙ. Пришел еле живой. Побирался, и его здоровостукнули. Было три лапы, а теперь и вовсе на двух приполз.ТАКСА (входит). Бедный Хромой! За что его так ударили?ГОРДЫЙ. Вот бы ему на дачу…ТАКСА. Он бы сразу поправился! Почему я не поехала с Новыми?Ах, я все вспоминаю нашу дачу, какая это была жизнь! Солнце,воздух какой! Там у меня родились детки. Чуть они окрепли, ястала выводить их гулять на полянку. Мы играли в тени старойяблони, а мой Человек сидел рядом в кресле и читал. Иногда онподзывал меня, поправлял бант и гладил. Но однажды я увидела,что книга моего Человека упала на землю. Обычно мой Человек непозволял себе так обращаться с книгами. Я дотронулась до рукимоего Человека и удивилась, что она такая холодная. Меня вдругсхватила такая тоска, такая тоска… И я закричала. А потомпроизошла какая-то нелепая случайность, и я очутилась здесь, напоследней остановке автобуса. (Поправляя бант). Все, что осталосьот той жизни. Вероятно, мой Человек до сих пор меня ищет. Он такзаботился обо мне и моих детках! (Появляется Крошка). Намотвели на даче целую комнату! Подумайте, целую комнату длясобаки!КРОШКА. Ха-ха-ха!ТАКСА. Когда он смеется, мне становится грустно.ГОЛОВАСТЫЙ. Это потому, что ты не умеешь читать. Когда мнегрустно. Я читаю про сенокос или уборку урожая. И спать нагазетах приятно. Проснешься, прочтешь словечко и снова заснешь.Вместо завтрака можно прочитать «заметки фенолога» или «иззарубежной печати»…ТАКСА. Вы такой умный! Почти как мой Человек. Его звалиПрофессор. Хотите, я буду звать вас Профессор, Головастый?Головастый смутился и напялил шляпу.24

ЧЕРНЫЙ (Вводит Хромого, укладывает, Крошка ему помогает).Оставь вас на минуту! Новых отпустили…ХРОМОЙ. Дайте Хромому, подайте Хромому, киньте хотьмаленький осколочек Луны! Серебряную крошку, маленькуюкрошку, чтоб дожил Хромой до весны!ЧЕРНЫЙ. Плохо твое дело, Хромой! Говорил, не ходипобираться! (Все собрались вокруг Хромого). Есть хочешь?ХРОМОЙ (хрипит). Не знаю…ЧЕРНЫЙ. Принести ему кость из тайника (Крошка принес кость,положил перед Хромым, тот не шевельнулся). Чего тебе хочется?ХРОМОЙ. Солененькой травки…КРОШКА. Где ее взять? Там все завалено…ГОЛОВАСТЫЙ. Помните. Отпетый тоже просил солененькойтравки, а Гордый намочил в ручье веточку и принес.ГОРДЫЙ. Да. Отпетый ее полизал и сказал, что ему хорошо.ЧЕРНЫЙ. Поищите солененькой травки!Все разбежались, потом собрались вновь.ГОЛОВАСТЫЙ. Вот хлебная корочка, Хромой!КРОШКА. Возьми огрызок, он еще пахнет яблоками…ТАКСА. Я принесла вам обертку от сладкой конфеты.ГОРДЫЙ. Хромка, посмотри – колечко…ХРОМОЙ (шепчет). Спасибо…ЧЕРНЫЙ (строго). Прощайтесь.ТАКСА. До свидания, Хромой!КРОШКА. До скорого, Хромка!25

ГОЛОВАСТЫЙ. Чао!Остались Черный и Гордый. Ждут, кто уйдет первым.ЧЕРНЫЙ. Ладно, Гордый, я не такой, чтобы ссориться, когда ктото умирает. (Подошел к Хромому близко, наклонился). Главное,ничего не бойся.ХРОМОЙ (хрипит). Я и не боюсь…Черный уходит.ХРОМОЙ (шепчет). Гордый! Ты это… знаешь, где у Коровьегокуста лежит кривая дощечка?ГОРДЫЙ. Знаю.ХРОМОЙ. Там это… мой мячик спрятан.ГОРДЫЙ. Ладно.ХРОМОЙ. Хороший мячик, совсем новый. Только с дыркой.Возьми. С ним хорошо играть.ГОРДЫЙ. Ладно.ХРОМОЙ. Прыгай и бей его носом. Ты хорошо прыгаешь. Гордый,положи колечко поближе… Красиво…ГОРДЫЙ. До свидания, Хромка!Пауза. Все собираются снова.ЧЕРНЫЙ. Я им отомщу!ГОРДЫЙ. Я буду вместо Хромого!ЧЕРНЫЙ. Ты идешь в стаю, Гордый?ГОРДЫЙ. Да, Черный, я буду вместо Хромого!ЧЕРНЫЙ (кричит). Построиться! (выстраиваются: Гордый,Головастый, Крошка, Бывшая Такса). Друзья! Гордый вступает в26

стаю. Он будет моей правой лапой. Поклянемся еще раз стоять другза друга и никогда не разлучаться!ВСЕ. Клянемся!ЧЕРНЫЙ. Поклянемся не забывать Хромого!ВСЕ. Клянемся!ЧЕРНЫЙ. Поклянемся отомстить взрослым!КРОШКА. Клянемся! (остальные молчат).ЧЕРНЫЙ. Как же мы будем мстить?ГОРДЫЙ. Надо найти того, кто ударил Хромого.ГОЛОВАСТЫЙ. Трудно будет найти.Крошка хихикает. Такса вздыхает.ЧЕРНЫЙ. Ничего не можете придумать! Боитесь людей? Хорошо!Я никого не заставляю. Я отомщу сам. Кто пойдет со мной?КРОШКА. Я!ЧЕРНЫЙ. Они еще меня попомнят! Время большой песнипришло! Начинай, Крошка!КРОШКА. Я Крошка. Скоро настанет зима. Пусть меня погладят!Пусть меня приласкают! Хоть день бы пожить мне в тепле!ГОЛОВАСТЫЙ. Я умный, я Головастый! Славные песни пою! Авсе от того, что умею я книги, газеты читать!ЧЕРНЫЙ. Я Черный, я Черный, я Черный! Снаружи такой ивнутри. Поскольку собакам не стало на белом свете житья!ГОРДЫЙ. Луна, ты похожа на дверку, кругла, как собачья дверка!За дверкой тепло и красиво, много вкусной еды!ВСЕ. Где же ты, дверка, где же ты, дверка, откройся нам, отворись!Где же ты, дверка, где же ты, дверка, откройся нам, отворись!27

КРОШКА. Я Крошка, я белая собачка! Я просто живу и живу!Пусть меня погладят! Пусть меня приласкают! Хоть день быпожить мне в тепле!ГОЛОВАСТЫЙ. Я умный, я Головастый! Скоро начнутся морозы!И зимними вечерами я буду газеты читать! (Разворачиваетгазету). «В новый год пятилетки вступит завтра завод!».ТАКСА. Я Такса, я Бывшая Такса! Я очень скучаю по даче! Купитемне бантик новый! Завяжите красивым узлом!ЧЕРНЫЙ. Хромой, я тебя вижу, вон ты сидишь на Луне! Хромой,расскажи мне, Черному, как ты живешь на Луне?! Эй, Хромой,приготовь мне место, скоро и я буду жить на Луне!ГОРДЫЙ. Как ты похожа на дверку! Кругла, как собачья дверка,которую я открою, а там живет мой Человек!ВСЕ. Где же ты, дверка, где же ты, дверка, откройся нам, отворись!За этой дверкой, за этой дверкой так хорошо собаки живут!Темнота.

Картина 9-ая.КУДА ПОДАТЬСЯ?Овраг. Гордый и Головастый беседуют.ГОРДЫЙ. Помнишь, я тебе про Балконного рассказывал?ГОЛОВАСТЫЙ. Это когда мы про Человека читали?ГОРДЫЙ. Бегу я вчера ночью по улице и вдруг слышу сверху:«Эй, приятель, постой-ка!» Останавливаюсь, поднимаю голову –Балконный!ГОЛОВАСТЫЙ. И не ругается?28

ГОРДЫЙ. В том-то и дело. Я и сам удивился. Спрашиваю: « Чегоне ругаешься?».ГОЛОВАСТЫЙ. А он чего?ГОРДЫЙ. Не хочется, говорит.ГОЛОВАСТЫЙ. Ишь ты!ГОРДЫЙ. И спрашивает: « А как там, на улице, хорошо?».«Очень, - отвечаю. – Выходи, погуляем». «Не могу, - говорит, задние лапы у меня слабые, почти не ходят. Болел я недавно, атеперь лапы не ходят».ГОЛОВАСТЫЙ. Про это заболевание я читал в «Медицинскойгазете».ГОРДЫЙ. И стал он меня расспрашивать, как пахнет трава вовраге, есть ли там мыши-полевки, куда течет ручей, про всехспросил...ГОЛОВАСТЫЙ. Соскучился... Еще бы! Посиди-ка целый день набалконе без дела! Если б читать умел, я бы ему газетку отнес так…ГОРДЫЙ. Хорошо, что из-за этого разговора я задержался под егобалконом.ГОЛОВАСТЫЙ. Почему?ГОРДЫЙ. Потому что я увидел моего Человека. Я рассказывалтебе, как познакомился с ним зимой.ГОЛОВАСТЫЙ. Помню, помню.ГОРДЫЙ. Он шел себе и шел, я уж хотел выскочить емунавстречу, но тут из темноты вышли двое. Они подошли к моемуЧеловеку близко и сказали: «Дай закурить!». Он дал им закурить.«А спички?». Он дал им и спички. «Сколько времени?». –«Поздно», - ответил он и хотел пройти, а они его не пускали.ГОЛОВАСТЫЙ. Как это не пускали?29

ГОРДЫЙ. А вот так. «Пойдем с нами, - говорят, - ты вроде пареньничего, надо поговорить». «Я иду домой. Пропустите!», - сказалмой Человек. И тут они кинулись на него.ГОЛОВАСТЫЙ. А ты что же?ГОРДЫЙ. Я сразу выскочил из-под балкона. Знаешь, в эту минутуя мог бы выйти один на один против ста людей, если бы онитронули моего Человека. Я бросился на одного, бросился надругого, они упали и поползли на четвереньках.ГОЛОВАСТЫЙ. Про такие благородные поступки, кажется, людисообщают в газеты. Жаль, что я не умею писать! Тебя бы точномедалью наградили.ГОРДЫЙ. Как они испугались! Они кричали, что я больной, извали на помощь. А тут еще Балконный решил поддержать меня изакричал что есть мочи сверху: «Всех, всех перекусаю! В клочьяраздеру!». В доме зажглись окна, и высунулись люди. Мой Человекпозвал меня, и мы быстро ушли. Ты знаешь, он гладил меня поголове и говорил: «Спасибо тебе, уважаемый, ты настоящий друг».Он повторил это несколько раз.ГОЛОВАСТЫЙ. Это прекрасно!ГОРДЫЙ. Да, прекрасно. Только я боюсь, что у нас теперьнеприятности будут.Влетает Черный, который дрожит от азарта, и Крошка.ЧЕРНЫЙ. Они меня еще попомнят.ТАКСА (вбегая). Что? Что случилось?КРОШКА. Ха-ха-ха! Ой, мы одну так напугали! Гуляет вдольоврага. Черный как рявкнет на нее! Ха-ха-ха!ЧЕРНЫЙ. Я им еще покажу.

30

КРОШКА. А один в нас камнем кинул! Ха-ха-ха! Так Черный егокак схватит! Ха-ха-ха!ЧЕРНЫЙ. Пусть только попробуют еще раз кинуть камнем!ГОРДЫЙ. Люди не любят, когда с ними так… Не надо, Черный!ЧЕРНЫЙ. Не надо?! А почему он бил меня палкой? А Хромой?!Почему они не дают нам житья? Почему засыпают овраг? Вы ещене все знаете! Скажи мне, Крошка, сколько стоит твой хвост?КРОШКА. Хи-хи-хи! Мой хвостик? Почем я знаю?ЧЕРНЫЙ. А ты, Бывшая Такса, знаешь, сколько стоит твой хвост?ТАКСА (смущенно). Но… я его не продаю.ЧЕРНЫЙ. А тебя не спросят! Головастый, где это, как его…ГОЛОВАСТЫЙ. Объявление. (Вынимает из лапы листок бумаги).Хромой как-то принес. Называется «объявление». (С трудомразбирая). «Сдача хвостов блудных животных в сельсовете у тов.Карякина. Собачий хвост по три рубля, кошачий один рубль.Гнилые не приносить».ТАКСА (недоумевая). Откуда же брать хвосты?! У меня всегоодин. Лишнего нет.ЧЕРНЫЙ (зло). Вот и оторвут тебе хвост.ТАКСА (плача). Что же я буду делать без хвоста? Я понимаю ещеотрывать у котов. Это было бы справедливо.ГОЛОВАСТЫЙ. Все-таки приятно, что собачий хвост стоитнамного дороже кошачьего.ЯМОМОТО (влетая). Прячься, Гордый! Тебя отправят наживодерню! Все эти взрослые кричат, что в овраге появилисьбешеные собаки, они кусают людей и всех их нужно переловить! Ябы позвал тебя жить к себе, да сам понимаешь, надо проучитьдомашних. Пускай поскучают. Мне и на улице хорошо.31

ЧЕРНЫЙ. Пошел отсюда!ЯМОМОТО. Не твое дело! (Убегает. Крошка бросается ввдогонку).ГОРДЫЙ (Головастому). Говорил я тебе, что будут неприятности.(Всем). Не пора ли нам переселяться? Может быть, собачья дверкавовсе и не в нашем овраге? Может поискать ее в другом месте?ТАКСА. Найти бы дачу! Наверно, эта дверка на даче…ЧЕРНЫЙ. Я бы повел вас в лес, но в лесу нет еды для собак. Эх,Держимся тут за объедки!ГОЛОВАСТЫЙ. А может пойти поговорить с ними? Объяснитьнаше положение? Они должны понять, что никто не стал быкусаться, если бы в него не кинули камнем.ЧЕРНЫЙ. Давайте, идите, объясняйте!ТАКСА. Какая жалость, что нас не учили говорить по-человечьи.Одна из моих подруг умела говорить «мама». Пойду, поищу чтонибудь похожее на дачу. Может в этот раз мне повезет. А уж надаче для всех места хватит. Ну, я пошла… (Уходит).КРОШКА (вбегая, истошно кричит). Мясо дают!ГОРДЫЙ. Кто дает? Где?КРОШКА. Скорее!ГОЛОВАСТЫЙ. Мясо дают! Может они все поняли? Может иобъяснять ничего не придется?ЧЕРНЫЙ. Не надейся.ГОЛОВАСТЫЙ. Но ты же слышал – мясо дают!ЧЕРНЫЙ. Я им все равно не верю.КРОШКА. Пока вы тут копаетесь, все раздадут!32

Все кинулись за Крошкой, а Гордый в противоположную сторону.ГОЛОВАСТЫЙ. Гордый, ты куда?ГОРДЫЙ. За Ямомото. Может и ему перепадет. Бегите, мы васдогоним!

Картина 10-ая.ИСХОДДвор. Асфальт. Головастый и Крошка за решеткой. Черный бегаетвокруг. Прибегают Гордый и Ямомото.ЧЕРНЫЙ. Зачем полезли?! Зачем брали у него мясо?!Крошка смеется и плачет.ГОЛОВАСТЫЙ. Он дал мне мясо, а потом кинул на шею петлю. Ячуть не задохнулся. Скажи ему, чтоб он отпустил нас.ЧЕРНЫЙ. Отпусти их, отпусти их, негодяй!ГОЛОС. Иди сюда, иди!Черный уворачивается от петли.ГОРДЫЙ. Черный, беги!ЧЕРНЫЙ. Я их спасу! Я его покусаю! (Попадает в петлю и зарешетку).ГОРДЫЙ. Негодяй, негодяй!ЯМОМОТО. Бежим, Гордый!ГОРДЫЙ. Беги без меня, Ямомото! (Бегает вокруг собак вклетке). Отпусти их! Отпусти их, негодяй!ЧЕРНЫЙ. Гордый, уходи, спасайся!ГОЛОСА. Не издевайтесь над собаками! Отпустите собак!33

ГОЛОС. Сами пожаловались, что есть бешеные. А если васбешеные покусают?!ГОЛОСА ДЕТЕЙ. Отпустите собак, отпустите! (Детский плач).ГОЛОВАСТЫЙ. Гордый, скажи им, чтобы меня отпустили. Ведь яумею читать. Скажи им, что я умею читать!Крошка смеется и плачет.ЧЕРНЫЙ. Не плачь, крошка, не плачь! Я не дам тебя в обиду! Ивсех их перекусаю! Гордый, беги! Спасайся!ГОРДЫЙ. Отпусти их, негодяй! Отпусти! (Попадает в петлю.Петля затягивается у него на шее. Гордый падает).ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Это моя собака, отпустите ее!ГОЛОС. Если это ваша собака, то где ее ошейник? Это не вашасобака. Я отпущу ее, а она снова будет всех кусать?ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Нет, это моя собака.ГОЛОС. Покажи номер.ЧЕЛОВЕК (шуршит деньгами). Хватит?ГОЛОС. По такому случаю мог бы еще накинуть рублик.ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Теперь нормально?ГОЛОС. Ладно, бери собаку. Только надень ошейник. Мы ловимвсех бездомных собак.Петля сползает с Гордого.ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Пойдем домой, уважаемый! Пойдем, другмой, пойдем!Звук захлопывающейся дверцы, шум заводящегося мотора. Вклетке плачет и смеется Крошка. Черный кричит: « Я им всемпокажу! Не плачь, Крошка!». Головастый постоянно повторяет:34

«Отпустите меня! Я умею читать! Отпустите меня! Я умеючитать…».Звук отъезжающей машины. Гордый постепенно приходит в себя.Голоса собак удаляются, а навстречу им возникает иприближается к Гордому грустная и нежная мелодия,сопровождающая собачий сон.

35

freedocs.xyz

Пьеса одиннадцатая. Собаки | Пьесы для анатомического театра  |  Читать онлайн, без регистрации

Пьеса одиннадцатая. Собаки

Вчера иду на работу. На пороге больницы завывает санитарка. Если б не обилие мата, можно было подумать, что читает молитву:

– Господи, спаси. Я иду на работу. Собака. Навстречу бежит. Огромная. В пасти нога. Человечья.

Появился интерес. Остановился.

Санитарка продолжает рассказывать, как ей навстречу попалась собака, несущая человеческую ногу.

– Вы не выпивали, Степановна? – на всякий случай спросил я.

– Да побойся бога, с Покрова в рот не брала. Сейчас мой зять пьет.

Не было сил задуматься над смыслом ответа. Спрашиваю:

– А собака с ошейником была?

– Вроде с ошейником. Здоровая такая. Говорила я, не хер их прикармливать. Разорвали на куски. Человека. Точно разорвали. Морда в крови. С ноги кровь капает. Конец нам всем, господи, всех разорвут. Надо на пустырь идти, там все. Там искать надо.

– Слушайте, Степановна, если собака с ошейником, значит домашняя. Наверно из поселка. Может хозяин в больнице у нас лежит, она и встречает. А хозяина просто по частям выписывают. Вы лучше сходите в хирургию, спросите, не было ли вчера ампутаций.

Потом подумал.

– Нет, вы лучше не ходите. Сам схожу, узнаю. А то вы еще найдете хозяина ноги, расскажете, как его ногу собаки по поселку таскают. И так человеку тяжело.

Степановна баба простая. Вполне могла рассказать.

Поднялся в хирургическое отделение. Там в ординаторской был небольшой переполох. Уже звонили из морга и спрашивали дежурного хирурга, где его ноги. Естественная реакция человека на подобный вопрос – это послать на хуй и повесить трубку. Посылать пришлось раза три. Затем все же настойчивость патологоанатома победила, и хирург пошел узнавать, в чем дело. Оказалось, что накануне сделали две ампутации ног, но санитарка из оперблока клялась, что отнесла их в морг. Тут я и рассказал, что одну из ног утащила собака, а где вторая – пока не известно. Зав. хирургией вздохнул, достал из шкафа три бутылки коньяка и пошел в морг на переговоры. На ходу пригрозив уволить санитарку, остальных своих сотрудников припугнул, что в следующий раз коньяк будут покупать сами.

Но санитарка оказалась не так уж и виновата. Для мусора есть пакеты. По приказу Онищенко – разноцветные. Черные, попрочней, для бытовых, безопасных отходов, желтые для опасных, а для отрезанных частей тела – красные. Только все они, кроме красных, складываются рядом на одну помойку. А утром приезжают на мусоровозе мрачные узбеки и скидывают все в один контейнер, им Онищенко не указ. А биологический отход типа отрезанных ног положено отнести в морг, а потом отдельно сжечь в специальной печи, если хозяин, конечно, по пути их не успевает догнать. А печку растапливать ежедневно, частенько все это накапливается в подвале, пока крысы не разносят. Друг рассказывал, как в их больничке крысы таскали по двору уши.

Из экономии красных пакетов на 200 литров никто не закупал. Для вырезанных потрохов хватает пакетов из магазина «Пятерочка». Они тоже красные. Больше все равно из человека внутренностей не вырежешь. Просто нет смысла. Но тащить отрезанные ноги по улице в продуктовом пакете неудобно, вот и пришлось запихнуть в черный. Санитарка забыла, что там две ноги, и вынесла на помойку.

В обед пришел хозяин собаки. Она с прогулки принесла ему добычу и положила на крыльцо. Устроил скандал. Ногой, завернутой в полиэтилен, швырнул в дежурного врача. Силами двух охранников был выброшен на улицу. Угрожал жалобой. Не напишет. Остынет, поймет, что здоровья на всю жизнь не хватит. Рано или поздно к нам в больницу попадет. А тут подумаешь, испугался, нога на крыльце валяется. К нам вот часто привозят с оторванными руками и ногами, и ничего. Привыкли. Вот к виду оторванных голов, честно, так и не привык. Но слава богу, их к нам давно не привозили. «Скорая» понимает, что фантомные головные боли мы лечить не умеем.

А вот вторую ногу пока не нашли.

velib.com

Коллективная рецензия школьников на спектакль театра «Ангажемент» «Собаки»

Анна АНОХИНА:«Войдя в зал, ощущаешь, что попал в обычный тюменский дворик с обшарпанными стенами, с тёмными открытыми подвалами. Стая бродячих собак живёт здесь по своим законам и правилам. Такса, которую выкинули хозяева, утопив ее щенят. Головастый, стороживший раньше школу и научившийся читать по-человечьи. Хромой, побирающийся по электричкам, озорной и весёлый пёс Крош».

Юлия БАРМИНА:«Актеры смогли нас увлечь. В своей пьесе автор затрагивает проблему толпы. В каждой толпе есть лидер, и толпа должна ему подчиняться. Всем советую посмотреть этот спектакль. Чтобы люди поняли, что не нужно подчиняться толпе, иначе конец будет плачевный.В этой жизни нужно выживать и зарабатывать на еду самому. Я хочу, чтобы люди не вели себя, как собаки. Хочется надеяться, что в нашей жизни такого не будет».

Михаил БЕЛКИН:«Часто люди бывают жестокими к бездомным животным. Бездомные животные сильно голодают на улицах. Люди часто бросают своих домашних животных из-за разных пустяков. Они не понимают, что в ответе за тех, кого приручили. Собака – лучший друг человека, и она очень предана своему хозяину. Брошенные собаки не могут отойти от своей домашней жизни.Вторая проблема – взаимоотношения в обществе. В спектакле это показано на примере «стаи собак», в которой есть лидер, который их ведет за собой. Их лидер озлоблен на всех людей из-за того, что его бросил хозяин. Вскоре стая бросила своего лидера».

Данил ВАРЯЕВ:«Большинству людей спектакль понравится – там есть дружба, суровость жизни, правда жизни, верность и предательство. Я не хочу сказать, что спектакль плохой. Напротив, я буду очень рад, что люди сходят на этот спектакль. Может, они прочувствуют его, потому что мне, похоже, не дано… Может, виной тому мой возраст и осенняя пора, когда хочется чувства влюбленности, а не чувства суровости бытия, ощущения жизни в стае.И всё же спасибо актерам за их старание, за труд, за эмоции. В заключение хочу сказать, что очень рад, что театральное искусство в Тюмени развивается, развивалось и, уверен, будет развиваться».

Хаял НАСИРОВ:«Пять брошенных, бездомных собак идут против людей, в каждом из них течет кровь мести. Они, как стадо волков, охотятся ради куска хлеба, конфет, в общем, ради того, чтобы поесть, и все это они делали для выживания. Но эти собаки не виноваты в том, что они воруют, пугают людей, в этом виноваты их хозяева, которые бросили их, обошлись с ними жестоко. В этом спектакле идет борьба за лидерство Черного с Гордым. Гордый – пес-одиночка, у него нет стаи, он сам по себе и сам может постоять за себя. Гордый, в отличие от Черного, не хочет мстить людям. Спектакль «Собаки» научил меня тому, что нельзя так жестоко и безжалостно поступать с собаками, ведь настоящий друг человека – Собака».

Артур ИСКАКОВ:«Спектакль этот – о нас, о толпе, о «стае». Столкнулись две сильные личности, и началась борьба за лидерство, хотя Гордый не хочет стать лидером. Стая взбунтовалась и перестала слушаться Чёрного. Но было уже поздно. Из-за Чёрного всех поймали и убили. А Гордый сумел бы уберечь стаю…».Виктория МЕЗЕНЦЕВА:«…Стая верила в доброту людей, но Чёрный настраивал их против… Я думаю и надеюсь, что люди не будут уподобляться животным. У каждого есть свои чувства и мысли, и надо слушать только свое сердце. Эти собаки были несчастны. У них не остаётся ничего другого, как следовать за вожаком. Поведение Чёрного мне понятно. У него не было плохих и корыстных мыслей. Он хотел сохранить стаю, он отстаивал свою территорию и свои законы. Но он не понимал того, что собаки, живущие в его стае, чувствуют себя рабами».

Роман ОЛЕНИН:«В этой пьесе автор показывает реальные отношения между людьми и собаками. Собаки голодают, они борются за то, чтобы съесть что-нибудь за весь день. Мы бросаем своих любимых животных по пустякам из-за того, что они не такие, какими бы их хотели видеть хозяева. Мы не задумываемся о том, какая собачья жизнь, каждый раз ходить и выпрашивать еду и рисковать своей шкурой, чтобы не попасть в руки живодеров».

Даша ПЕДКЕВИЧ:«Спектакль потрясающий. Герой повести – бездомные собаки, обманутые людьми и пытающиеся выжить. Они не нужны никому, но вера в лучшее их не покидает. Жестокость человека беспредельна. В спектакле представлены не собаки, а люди, живущие собачьей жизнью. Я считаю, что мы часто не замечаем других, считаем, что у нас все плохо, но на самом деле это не так. Если взглянуть на жизньдругих, она тоже непроста. Порой наши жестокость и бесчеловечность губят других. «Мы ответственны за тех, кого приручили!».

Виктория ПОДКОПАЙ:«Иногда можно просто забыть о том, что спектакль рассказывает о животных, потому что хорошая игра актеров полностью раскрывает замысел автора. Но для меня главной идеей в этой постановке стала проблема бездомных животных.В пьесе рассказывается о стае, в которую пришел новый пес. Черный, вожак стаи, Гордый, пес-одиночка, Головастый, Крошка, Такса, Хромой – у каждого из них своя, иногда хорошая, иногда плохая история, но конец всегда один – холодная улица, а потом и живодерня.

Наша постель – земля,Крыша – небесный свод.Жить привык, не скуля,Наш бродячий народ.

Актерская игра: хорошо поставленный голос, элементы собачьего поведения, горестные крики, походящие на вой или рычание – все это прекрасно помогает понять главную идею в целом и философский смысл истории каждого из них.Этот спектакль заставил меня смеяться и плакать, вздрагивать от испуга и заслушиваться проникновенными монологами главных героев. Я рекомендую всем – и старым, и молодым – посмотреть этот спектакль и надеюсь, что, благодаря ему, этот мир станет капельку добрее..».

Айсел РЗАЗАДЕ:«Покорило актерское мастерство участников, их движения, хорошо поставленный голос, очаровательная пластика. Все в целом великолепно смотрелось, невозможно было глаз оторвать. Также постановку неповторимо и чудесно дополняла музыка. В пьесе сымитирована собачья стая. Как и в жизни, когда люди от безысходности и ничтожности своего существования ищут лидера, то есть более сильную личность, которая бы повела за собой, вытащила из трудной ситуации и указала правильный путь. Черный ничему хорошему не учит их, настраивает против людей, объясняя, что они злые и черствые.

Другой главный герой – Гордый. Он сохранил преданность человеку, который когда-то помог ему. Этот герой произвёл на меня действительно сильное впечатление своим добрым и уважительным отношением к стае собак.

Хочется верить в то, что люди не будут уподобляться собакам. Нужно верить в лучшее в любой ситуации. Нетрудно понять, что любому существу нужно есть, пить, спать, быть кому-то нужным, в конце концов. Не стоит слепо доверять всем и каждому, попав в безвыходное положение, искать покровительства там, где его нет. Я считаю, автор, имитируя собачью стаю, хотел показать всю сущность человека, его проблемы, которые он не замечает порой».

Умид РАГИМОВ:«У брошенных на улице, никому не нужных собак очень сложная и жестокая жизнь, но, несмотря на это, они живут, они бьются до конца. В постановке мы видим суровость, жестокость и сложность жизни. Хочу пожелать, чтобы люди всегда оставались людьми, не вели себя, как собаки в стае, чтобы люди были не стадом, а личностями».

Азим РАГИМОВ:«Поначалу думал, будет скучно, по-детски. Но когда начали вступать актеры, меня это заинтересовало. Судьба этих бедных собак одинакова: то есть быть вместе и добывать еду. Я увидел, как им тяжело приходится в этой жизни. Каждая собака сама по себе, выживает лишь сильнейший. Некоторые действия актеров вызвали у меня слезы на глазах. Жаль, что их убили люди, жаль, что Гордый остался одиноким!Люди, будьте вежливы с собаками, они вам плохого не сделают, а, наоборот, будут защищать, если вы будете их уважать и любить».

Елена СИМАНОВА:«Этот спектакль учит относиться к собакам хорошо и заботиться о них. Собаки характеризуют людей, которые так же идут за главным и ничего ему ответить не могут. Хочется верить, что человек пересмотрит свои представления о мире, ведь самое главное – в любой самой сложной ситуации оставаться человеком…»

Никита ШЕИН:«Я начал проводить параллель с человеческой жизнью. Люди очень часто идут за лидерами, но никто не знает их настоящие намерения. При появлении второго лидера общество начинает приходить в замешательство. В пьесе это отражено на уровне собачьей стаи, когда Гордый, не желая этого, уводит стаю за собой от Черного. Мне кажется, это наиболее значимая из проблем, отраженных в спектакле. Собачья стая отражает все тёмные стороны человечества и даже превосходит, ведь лишившись всего, нужно оставаться человеком…»

Екатерина ЭЙХМАН:«Я восхищена этим спектаклем о жестоком обращении с животными. Проблема в том, что люди не ценят собак, не понимают, как им трудно жить на улице. А собаки – это те же люди, им тоже нужны ласка, любовь, еда. Вожак заставляет стаю работать – добывать еду. Он постоянно избивает, унижает их, но и в то же время переживает за них, что они могут уйти с людьми, и тогда с собаками что-нибудь случится. Гордый не хочет подчиняться Чёрному. Когда люди убивают Хромого, вожаком становится Гордый. Стая находит виновников смерти Хромого, но отомстить не успевает. Всех отправляют на живодёрню. Спасается лишь Гордый, которого в момент облавы не было во дворе. Так хочется надеяться на лучшее – чтобы Гордый нашёл своего человека...»

Лариса ШАРИПОВА:«Лидер стаи Чёрный мстит людям за их предательство. Когда-то его держали на цепи и били. Но, несмотря ни на что, он любил своего хозяина. А когда хозяин собрал вещи и уехал в фургоне, отпустив пса с цепи, Чёрный изо всех сил побежал за машиной. Но хозяин, остановившись, лишь пнул его…Сходите на спектакль, и вы поймёте смысл собачьей жизни…».– В целом спектакль никого не оставил равнодушным, – подытоживает дискуссию преподаватель литературы Ольга Викторовна Шеина, – затронул за «живое», заставил поразмышлять над проблемами актуальными и значимыми в наше время.

Итоги культпохода подготовил Леонид ТКАЧУК"Тюменская правда в субботу"

www.sergijenko.de

Загадочное ночное убийство собаки (пьеса) — WiKi

Пьеса разворачивается вокруг 15-летнего Кристофера, мальчика, страдающего синдромом Аспергера[2]. Когда Кристофер находит убитую соседскую собаку, он решает провести собственное расследование, ведь он главный подозреваемый. Но и отец Кристофера всячески мешают ему в этом деле.

Когда мальчик выясняет, что собаку убил его собственный отец, он уезжает в Лондон, на поиски своей матери. Он считал, что мать умерла, но, преодолев множество препятствий на своем пути, он находит её. Позже он возвращается в родной Суиндон, где его ждут важные тесты по математике и необычное будущее.

Действующие лица

  • Кристофер Джон Фрэнсис Бун — главный герой, 15-летний мальчик-аутист
  • Эд Бун — отец Кристофера, уже два года воспитывает Кристофера один
  • Джуди Бун — мать Кристофера, мальчик уверен, что она умерла два года назад
  • Шивон — наставница по профессии для Кристофера. Учит его быть частью общества
  • Роджер Ширс — бывший сосед Бунов
  • Айлин Ширс — соседка Бунов
  • Миссис Александер — пожилая соседка Бунов, помогающая Кристоферу в расследовании
  • Родри — работник Эда Буна
  • Тоби — ручная крыса Кристофера
  • Веллингтон — пудель миссис Ширс, убийство которого расследует Кристофер

Вест Энд, Лондон

Премьера постановки состоялась 2 августа 2012 года в Королевском национальном театре.[3] Главные роли исполнили Люк Тредэвэй (Кристофер), Никола Уолкер (Джуди), Пол Риттер (Эд Бун), Уна Стаббс (Миссис Александер) and Нив Кьюсак (англ.)русск. (Шивон).[4] Спектакль, шедший до октября 2012 года, был показан в прямом эфире 6 сентября 2012 года в рамках проекта «Национальный театр в прямом эфире».[5] После этого шоу переехало в театр Аполло.[6]

19 декабря 2013 года во время представления обрушилась крыша театра Аполло.[7] В результате представления были отменены до 11 января 2014 года.[8][9] В январе 2014 года было объявлено, что в Аполло спектакль больше идти не будет, поскольку крыша театра нуждается в существенном ремонте.[10][11] Спектакль вновь открылся в театре Гилгуд 9 июля 2014 года, начав предварительные показы с 24 июня.[12] Во время вынужденного перерыва шоу бесплатно показывали для школьников.[13]

Спектакль закрылся 3 июня 2017 года после трехлетнего показа. С января 2017 года «Загадочное ночное убийство собаки» также можно увидеть в турне по Великобритании, Ирландии и Северной Америке.[14]

Бродвей

8 января 2014 было объявлено, что спектакль откроется в Театре Этель Бэрримор,[15] в октябре 2014 года.[16] Постановку вновь осуществила компания Королевского национального театра[17] во главе с режиссёром Мэриэнн Эллиотт.[18]

Спектакль выиграл 6 премий Драма Деск и 5 премий Тони, включая «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» (Мэриэнн Эллиотт) и «Лучший актёр в пьесе» (Алекс Шарп, для которого роль Кристофера Буна была первой в его профессиональной карьере[19]). Спектакль дважды пересекал отметку в 1 миллион долларов прибыли за неделю, что для постановки без известного актера в главной роли является весьма большим достижением.[20]

«Загадочное ночное убийство собаки» закрылся 3 сентября 2016 года после необычно долгого для бродвейского театра двухлетнего показа.[20]

Москва

3 марта 2015 года состоялась премьера русской версии пьесы на Другой сцене театра «Современник». Постановка была осуществлена Егором Перегудовым. В оформлении сцены принимали участие участники проекта для детей с ограниченными возможностями «Наивно? Очень». Роль Кристофера Буна исполняет Шамиль Хаматов, Шивон — Елена Плаксина, Эда Буна — Сергей Гирин, Джуди Бун — Нелли Уварова.[21]

В театрах России

В Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова молодой режиссер Алексей Ермилышев на камерной сцене поставил спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» по инсценировке С. Стивенса. Премьера состоялась 24 ноября 2017 года.

В Украине

27 апреля 2018 года В Киевском национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки. Режиссер Кирилл Кашликов.

ru-wiki.org


Смотрите также