Учёная собака - Чешская народная сказка. Собака ученая


Увлекательная чешская народная сказка для детей "Учёная собака"

Фото чешской народной сказки для детей "Учёная собака"

Жил-был богач. Был он неграмотным, но считал себя первым человеком в деревне. И была у богача любимая собака по кличке Азор. Частенько он говорил своему батраку:

– Знаешь, Мартин, эта собака умнее тебя: она всё понимает, только сказать не может. Будь у нас школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.

И решил Мартин расквитаться с хозяином за слова его обидные да за то, что его, батрака, впроголодь держал.

– Неужели ты не знаешь, что для собак есть школы? – спросил он однажды у хозяина.

– Что за вздор?! – рассердился богач.

– А вот и не вздор. Намедни мой приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить. Только школа эта далеко за нашим лесом и за горой, а дорога туда стоит двадцать крон.

– Двадцать так двадцать! – расщедрился скупец. – Отведи завтра Азора в школу.

– Ладно, но за обучение там берут сто крон, – обронил батрак.

– Эх, не обеднею! – махнул рукой богач.

«Ну, погоди! – подумал Мартин. – Мне за работу год как не платишь, а на такую глупость денег не жалеешь».

Хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки – большой окорок.

Повёл Мартин Азора к своему куму лесничему. Сели они за стол, выпили, закусили окороком, а псу бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, что привело к нему батрака.

– Оставь собаку у меня, – предложил он. – Здесь ни души – никто ничего не узнает.

Вот стал хозяин батрака расспрашивать, как себя ведёт собака в школе.

– Это надо было видеть, хозяин! – ответил Мартин. – Едва мы вошли в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю собака приглянулась, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет добавить ещё сто.

– И пятисот не пожалею, лишь бы заговорил мой пёс, – вскричал богач. – Азорка будет мне докладывать, что вы, лентяи, делаете и о чём говорите.

 

Не прошло и полугода, как послал хозяин Мартина проведать Азора. Дал денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а окорок – для собаки.

И опять Мартин пировал со своим кумом, а как вернулся, хозяин перво-наперво спросил, здоров ли Азорка, прилежно ли учится.

– Здоров. Примерный ученик Азорка, уже читает по слогам.

Когда год был на исходе, послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя, да двадцать на дорогу, да ломоть хлеба, да щепоть соли, да для Азорки копчёный окорок. А Мартин опять к куму на пирушку.

– А где же Азорка? – спросил хозяин у воротившегося Мартина.

– Испортился наш Азорка, – ответил батрак. – Знать, другие собаки на него дурно повлияли: такое говорит – уши вянут. Ты у него и глупый зазнайка, и врун, и присвоил половину общинного пастбища, и кровь из бедняков сосёшь, ссужая им деньги под высокие проценты, и свою сестру обвёл вокруг пальца, и на родную мать руку поднимаешь. А ещё он угрожал, что расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойности так меня разозлили, что я привязал ему камень к шее и бросил его в реку.

– Ах он неблагодарный пёс! – возмутился богач. – Столько денег я истратил на него, а он меня на всю деревню опозорить хотел? Правильно ты сделал, Мартин.

С тех пор богач и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Азор остался у лесника, а говорить так и не научился.

8 Total Score

Увлекательная чешская народная сказка для детей "Учёная собака"

Оценка чешской народной сказки для детей "Учёная собака"

8

Плюсы

  • Быстро прочитали
  • Детям понравилась

Минусы

  • Закончилась просто
Добавить свой отзыв

gazky.ru

Учёная собака - Чешская народная сказка

Жил-был деревенский богач. Не умел он ни писать, ни читать, но считал себя пер-вым человеком в деревне. За жадность и злой характер односельчане невзлюбили его. Была у богача любимая собака Азор. Частенько он говаривал своему батраку Мартыну:- Знаешь, Мартын, эта собака умнее тебя: она всё понимает, вот только говорить не умеет. Если бы были школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.А Мартын самолюбивым парнем оказался. Горько ему было, что хозяин только и знает, что потчует его обидными словами, а держит впроголодь - лишь бы он ноги не протянул. Терпел он, терпел пока стало ему невмочь, и решил расквитаться с хозяином.- Неужели ты не знаешь, что есть школы для собак? - спросил он однажды у хозяина.- Что за вздор! - сердито прервал его богач.- Совсем не вздор, хозяин. Недавно мой старый приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить и рассказывать всё, что они видят и слышат.- Чудесно! - обрадовался хозяин. - А ты знаешь, где эта школа?- Лесничий сказал, что школа эта далеко за нашим лесом и горой, а дорога туда стоит двадцать крон.- Ну что ж, - двадцать, так двадцать! Возьми завтра Азора и отведи его в школу.- Ладно, только за обучение там берут сто крон, - заметил батрак.- Эх, куда ни шло! Не обеднею я без ста крон! - махнул рукой богач."Погоди же ты, - подумал Мартын, - я тебя проучу. Мне за работу не платишь уже год, а на такую глупость денег не жалеешь" .На другой день хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки - большой окорок.Повёл Мартын Азора в лес к лесничему, который приходился ему кумом. Сели они за стол, выпили, закусили, да и съели весь окорок, а собаке бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, какое дело привело к нему батрака.- Оставь собаку у меня, - предложил он. - Здесь живой души не бывает, никто ничего не узнает.Гостил Мартын у кума три дня, а на четвёртый вернулся в деревню. Расспросил его хозяин, как себя ведёт собака в школе.- Жаль, что ты не пошёл со мной, хозяин! - ответил батрак. - Не успели мы войти в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю понравилась собака, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему за обучение сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет заплатить ещё сто.- И пятисот не пожалею, лишь бы проговорил мой пес, - воскликнул богач. - И уж потом берегитесь, лентяи! Азорка будет мне докладывать, что вы делаете и о чём говорите. А как выйду с ним на улицу, вся деревня соберётся поглазеть да подивиться на такое чудо.Не прошло и полгода, послал хозяин Мартына проведать Азора, справиться об его успехах. Дал он батраку денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а собаке гостинец послал - большой копченый окорок.И опять Мартын отправился к своему куму. Съели они окорок, помог Мартын куму скосить сено, и на четвёртый день вернулся домой.Хозяин первым делом спросил у него, здоров ли Азорка, учится ли прилежно.- Здоров, здоров, хозяин. Примерный ученик Азорка, быстро продвигается вперёд и уже читает по складам. Учитель его похвалил и сказал, что Азорка скоро начнёт говорить.Прошёл год. Послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя и ещё двадцать на дорогу, дал ломоть хлеба и щепоть соли, а для Азорки - копченый окорок. Пошёл Мартын к куму, поели они, выпили. Помог он куму запасти на зиму дров и на четвёртый день вернулся.- А где же Азорка? - спросил хозяин.- Испортился наш Азорка, - ответил батрак. - Наверное, другие собаки на него дурно повлияли, потому что он был умный, почтительный пес. А теперь такое говорит - уши вянут. Если бы ты только слышал! Говорит, что ты глупый зазнайка и лжец, что ты присвоил половину общинного пастбища и сосёшь из бедняков кровь, ссужая им деньги под высокие проценты, что ты свою собственую сестру обвёл вокруг пальца и подымаешь руку даже на родную мать. А ещё он грозился, что как только вернётся домой, то расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойные слова так меня разозлили, что я привязал ему камень на шею и бросил его в реку.Богача словно громом поразило.- Тьфу, какой неблагодарный пёс! - возмутился он. - Столько денег я истратил на него, а он решил отплатить мне чёрной неблагодарностью! Хорошо ты сделал, Мартын. Если бы Азорка вернулся, он бы осрамил меня на всю деревню.С тех пор богатый крестьянин и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Учёный Азор остался у лесника, а говорить так и не выучился.

malenkii-genii.ru

Учёная собака. Чешская народная сказка

Скачать сказку в формате PDF

Жил-был деревенский богач. Не умел он ни писать, ни читать, но считал себя пер-вым человеком в деревне. За жадность и злой характер односельчане невзлюбили его. Была у богача любимая собака Азор. Частенько он говаривал своему батраку Мартыну:

- Знаешь, Мартын, эта собака умнее тебя: она всё понимает, вот только говорить не умеет. Если бы были школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.

А Мартын самолюбивым парнем оказался. Горько ему было, что хозяин только и знает, что потчует его обидными словами, а держит впроголодь - лишь бы он ноги не протянул. Терпел он, терпел пока стало ему невмочь, и решил расквитаться с хозяином.

- Неужели ты не знаешь, что есть школы для собак? - спросил он однажды у хозяина.

- Что за вздор! - сердито прервал его богач.

- Совсем не вздор, хозяин. Недавно мой старый приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить и рассказывать всё, что они видят и слышат.

- Чудесно! - обрадовался хозяин. - А ты знаешь, где эта школа?

- Лесничий сказал, что школа эта далеко за нашим лесом и горой, а дорога туда стоит двадцать крон.

- Ну что ж, - двадцать, так двадцать! Возьми завтра Азора и отведи его в школу.

- Ладно, только за обучение там берут сто крон, - заметил батрак.

- Эх, куда ни шло! Не обеднею я без ста крон! - махнул рукой богач.

"Погоди же ты, - подумал Мартын, - я тебя проучу. Мне за работу не платишь уже год, а на такую глупость денег не жалеешь" .

На другой день хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки - большой окорок.

Повёл Мартын Азора в лес к лесничему, который приходился ему кумом. Сели они за стол, выпили, закусили, да и съели весь окорок, а собаке бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, какое дело привело к нему батрака.

- Оставь собаку у меня, - предложил он. - Здесь живой души не бывает, никто ничего не узнает.

Гостил Мартын у кума три дня, а на четвёртый вернулся в деревню. Расспросил его хозяин, как себя ведёт собака в школе.

- Жаль, что ты не пошёл со мной, хозяин! - ответил батрак. - Не успели мы войти в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю понравилась собака, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему за обучение сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет заплатить ещё сто.

- И пятисот не пожалею, лишь бы проговорил мой пес, - воскликнул богач. - И уж потом берегитесь, лентяи! Азорка будет мне докладывать, что вы делаете и о чём говорите. А как выйду с ним на улицу, вся деревня соберётся поглазеть да подивиться на такое чудо.

Не прошло и полгода, послал хозяин Мартына проведать Азора, справиться об его успехах. Дал он батраку денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а собаке гостинец послал - большой копченый окорок.

И опять Мартын отправился к своему куму. Съели они окорок, помог Мартын куму скосить сено, и на четвёртый день вернулся домой.

Хозяин первым делом спросил у него, здоров ли Азорка, учится ли прилежно.

- Здоров, здоров, хозяин. Примерный ученик Азорка, быстро продвигается вперёд и уже читает по складам. Учитель его похвалил и сказал, что Азорка скоро начнёт говорить.

Прошёл год. Послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя и ещё двадцать на дорогу, дал ломоть хлеба и щепоть соли, а для Азорки - копченый окорок. Пошёл Мартын к куму, поели они, выпили. Помог он куму запасти на зиму дров и на четвёртый день вернулся.

- А где же Азорка? - спросил хозяин.

- Испортился наш Азорка, - ответил батрак. - Наверное, другие собаки на него дурно повлияли, потому что он был умный, почтительный пес. А теперь такое говорит - уши вянут. Если бы ты только слышал! Говорит, что ты глупый зазнайка и лжец, что ты присвоил половину общинного пастбища и сосёшь из бедняков кровь, ссужая им деньги под высокие проценты, что ты свою собственую сестру обвёл вокруг пальца и подымаешь руку даже на родную мать. А ещё он грозился, что как только вернётся домой, то расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойные слова так меня разозлили, что я привязал ему камень на шею и бросил его в реку.

Богача словно громом поразило.

- Тьфу, какой неблагодарный пёс! - возмутился он. - Столько денег я истратил на него, а он решил отплатить мне чёрной неблагодарностью! Хорошо ты сделал, Мартын. Если бы Азорка вернулся, он бы осрамил меня на всю деревню.

С тех пор богатый крестьянин и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Учёный Азор остался у лесника, а говорить так и не выучился.



allskazki.ru

Учёная собака (Чешская сказка) читать онлайн текст

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Учёная собака (Чешская сказка)" деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка "Учёная собака (Чешская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Жил-был деревенский богач. Не умел он ни писать, ни читать, но считал себя пер-вым человеком в деревне. За жадность и злой характер односельчане невзлюбили его. Была у богача любимая собака Азор. Частенько он говаривал своему батраку Мартыну:— Знаешь, Мартын, эта собака умнее тебя: она всё понимает, вот только говорить не умеет. Если бы были школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.А Мартын самолюбивым парнем оказался. Горько ему было, что хозяин только и знает, что потчует его обидными словами, а держит впроголодь — лишь бы он ноги не протянул. Терпел он, терпел пока стало ему невмочь, и решил расквитаться с хозяином.— Неужели ты не знаешь, что есть школы для собак? — спросил он однажды у хозяина.— Что за вздор! — сердито прервал его богач.— Совсем не вздор, хозяин. Недавно мой старый приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить и рассказывать всё, что они видят и слышат.— Чудесно! — обрадовался хозяин. — А ты знаешь, где эта школа?— Лесничий сказал, что школа эта далеко за нашим лесом и горой, а дорога туда стоит двадцать крон.— Ну что ж, — двадцать, так двадцать! Возьми завтра Азора и отведи его в школу.— Ладно, только за обучение там берут сто крон, — заметил батрак.— Эх, куда ни шло! Не обеднею я без ста крон! — махнул рукой богач.«Погоди же ты, — подумал Мартын, — я тебя проучу. Мне за работу не платишь уже год, а на такую глупость денег не жалеешь» .На другой день хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки — большой окорок.Повёл Мартын Азора в лес к лесничему, который приходился ему кумом. Сели они за стол, выпили, закусили, да и съели весь окорок, а собаке бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, какое дело привело к нему батрака.— Оставь собаку у меня, — предложил он. — Здесь живой души не бывает, никто ничего не узнает.Гостил Мартын у кума три дня, а на четвёртый вернулся в деревню. Расспросил его хозяин, как себя ведёт собака в школе.— Жаль, что ты не пошёл со мной, хозяин! — ответил батрак. — Не успели мы войти в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю понравилась собака, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему за обучение сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет заплатить ещё сто.— И пятисот не пожалею, лишь бы проговорил мой пес, — воскликнул богач. — И уж потом берегитесь, лентяи! Азорка будет мне докладывать, что вы делаете и о чём говорите. А как выйду с ним на улицу, вся деревня соберётся поглазеть да подивиться на такое чудо.Не прошло и полгода, послал хозяин Мартына проведать Азора, справиться об его успехах. Дал он батраку денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а собаке гостинец послал — большой копченый окорок.И опять Мартын отправился к своему куму. Съели они окорок, помог Мартын куму скосить сено, и на четвёртый день вернулся домой.Хозяин первым делом спросил у него, здоров ли Азорка, учится ли прилежно.— Здоров, здоров, хозяин. Примерный ученик Азорка, быстро продвигается вперёд и уже читает по складам. Учитель его похвалил и сказал, что Азорка скоро начнёт говорить.Прошёл год. Послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя и ещё двадцать на дорогу, дал ломоть хлеба и щепоть соли, а для Азорки — копченый окорок. Пошёл Мартын к куму, поели они, выпили. Помог он куму запасти на зиму дров и на четвёртый день вернулся.— А где же Азорка? — спросил хозяин.— Испортился наш Азорка, — ответил батрак. — Наверное, другие собаки на него дурно повлияли, потому что он был умный, почтительный пес. А теперь такое говорит — уши вянут. Если бы ты только слышал! Говорит, что ты глупый зазнайка и лжец, что ты присвоил половину общинного пастбища и сосёшь из бедняков кровь, ссужая им деньги под высокие проценты, что ты свою собственую сестру обвёл вокруг пальца и подымаешь руку даже на родную мать. А ещё он грозился, что как только вернётся домой, то расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойные слова так меня разозлили, что я привязал ему камень на шею и бросил его в реку.Богача словно громом поразило.— Тьфу, какой неблагодарный пёс! — возмутился он. — Столько денег я истратил на него, а он решил отплатить мне чёрной неблагодарностью! Хорошо ты сделал, Мартын. Если бы Азорка вернулся, он бы осрамил меня на всю деревню.С тех пор богатый крестьянин и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Учёный Азор остался у лесника, а говорить так и не выучился.

www.skazayka.ru

Учёная собака — чешская народная сказка на русском языке — Всё лучшее детям

Чешские народные сказки Жил-был деревенский богач. Не умел он ни писать, ни читать, но считал себя пер-вым человеком в деревне. За жадность и злой характер односельчане невзлюбили его. Была у богача любимая собака Азор. Частенько он говаривал своему батраку Мартыну:— Знаешь, Мартын, эта собака умнее тебя: она всё понимает, вот только говорить не умеет. Если бы были школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.А Мартын самолюбивым парнем оказался. Горько ему было, что хозяин только и знает, что потчует его обидными словами, а держит впроголодь — лишь бы он ноги не протянул. Терпел он, терпел пока стало ему невмочь, и решил расквитаться с хозяином.— Неужели ты не знаешь, что есть школы для собак? — спросил он однажды у хозяина.— Что за вздор! — сердито прервал его богач.— Совсем не вздор, хозяин. Недавно мой старый приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить и рассказывать всё, что они видят и слышат.— Чудесно! — обрадовался хозяин. — А ты знаешь, где эта школа?— Лесничий сказал, что школа эта далеко за нашим лесом и горой, а дорога туда стоит двадцать крон.— Ну что ж, — двадцать, так двадцать! Возьми завтра Азора и отведи его в школу.— Ладно, только за обучение там берут сто крон, — заметил батрак.— Эх, куда ни шло! Не обеднею я без ста крон! — махнул рукой богач.«Погоди же ты, — подумал Мартын, — я тебя проучу. Мне за работу не платишь уже год, а на такую глупость денег не жалеешь» .На другой день хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки — большой окорок.Повёл Мартын Азора в лес к лесничему, который приходился ему кумом. Сели они за стол, выпили, закусили, да и съели весь окорок, а собаке бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, какое дело привело к нему батрака.— Оставь собаку у меня, — предложил он. — Здесь живой души не бывает, никто ничего не узнает.Гостил Мартын у кума три дня, а на четвёртый вернулся в деревню. Расспросил его хозяин, как себя ведёт собака в школе.— Жаль, что ты не пошёл со мной, хозяин! — ответил батрак. — Не успели мы войти в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю понравилась собака, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему за обучение сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет заплатить ещё сто.— И пятисот не пожалею, лишь бы проговорил мой пес, — воскликнул богач. — И уж потом берегитесь, лентяи! Азорка будет мне докладывать, что вы делаете и о чём говорите. А как выйду с ним на улицу, вся деревня соберётся поглазеть да подивиться на такое чудо.Не прошло и полгода, послал хозяин Мартына проведать Азора, справиться об его успехах. Дал он батраку денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а собаке гостинец послал — большой копченый окорок.И опять Мартын отправился к своему куму. Съели они окорок, помог Мартын куму скосить сено, и на четвёртый день вернулся домой.Хозяин первым делом спросил у него, здоров ли Азорка, учится ли прилежно.— Здоров, здоров, хозяин. Примерный ученик Азорка, быстро продвигается вперёд и уже читает по складам. Учитель его похвалил и сказал, что Азорка скоро начнёт говорить.Прошёл год. Послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя и ещё двадцать на дорогу, дал ломоть хлеба и щепоть соли, а для Азорки — копченый окорок. Пошёл Мартын к куму, поели они, выпили. Помог он куму запасти на зиму дров и на четвёртый день вернулся.— А где же Азорка? — спросил хозяин.— Испортился наш Азорка, — ответил батрак. — Наверное, другие собаки на него дурно повлияли, потому что он был умный, почтительный пес. А теперь такое говорит — уши вянут. Если бы ты только слышал! Говорит, что ты глупый зазнайка и лжец, что ты присвоил половину общинного пастбища и сосёшь из бедняков кровь, ссужая им деньги под высокие проценты, что ты свою собственую сестру обвёл вокруг пальца и подымаешь руку даже на родную мать. А ещё он грозился, что как только вернётся домой, то расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойные слова так меня разозлили, что я привязал ему камень на шею и бросил его в реку.Богача словно громом поразило.— Тьфу, какой неблагодарный пёс! — возмутился он. — Столько денег я истратил на него, а он решил отплатить мне чёрной неблагодарностью! Хорошо ты сделал, Мартын. Если бы Азорка вернулся, он бы осрамил меня на всю деревню.С тех пор богатый крестьянин и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Учёный Азор остался у лесника, а говорить так и не выучился.

 

Читать другие чешские сказки  

slovobelova.ru

Собаки-предсказатели: ученые сделали удивительные открытия - Общество

"Получает информацию по неизвестным каналам"

06.07.2017 в 18:54, просмотров: 17410

Собаки живут вместе с нами 15 тысяч лет. Они близки людям, как никто другой из животных. Но наука очень долго не видела в них объекта для изучения — именно из-за их близости и обыденности.

Ситуация стала меняться только в последние годы. Ученые в разных странах всерьез занялись собаками, и уже появились первые любопытные результаты.

Собаки-предсказатели: ученые сделали удивительные открытия

фото: Кирилл Искольдский

Собаки живут вместе с нами 15 тысяч лет. Они близки людям, как никто другой из животных. Но наука очень долго не видела в них объекта для изучения — именно из-за их близости и обыденности.

Ситуация стала меняться только в последние годы. Ученые в разных странах всерьез занялись собаками, и уже появились первые любопытные результаты.

У нас был пес Рыжий. Он заранее знал, когда кто-то из нас придет домой. Примерно за полчаса Рыжий садился на подоконнник и смотрел на улицу, а когда мы появлялись, спрыгивал и бежал к двери.

Собаки видят плохо. Мы к тому же живем на пятом этаже, а на улице деревья с густой листвой. Поэтому я, например, не вижу, кто по ней идет. Но Рыжий то ли видел, то ли чуял. Во всяком случае, он никогда не ошибался.

То же самое делали и другие наши собаки. Мы приезжали на дачу, а у мамы уже накрыт был стол. «Я знала, что вы близко и нужно греть ужин, — говорила она, — потому что Чапа полчаса назад засела у калитки».

Знакомые собачники рассказывают про своих питомцев похожие истории. У кого-то собака знает, что хозяин близко, когда он входит в подъезд. У кого-то — когда выходит из лифта. А у кого-то собака знает, что хозяин едет домой, когда он еще в пути.

Для них это привычное, обыденное явление. И редко кто задается вопросом: как же собака понимает, что я направляюсь домой, если я нахожусь от нее на приличном расстоянии?

Недавно я написала об этой загадке у себя на страничке в соцсетях. Получила множество откликов.

«У меня собака минут за пять знала, что отец паркуется во дворе, — написала одна приятельница. — Мы гадали, как ей это удается. За основную была принята версия, что она отличает звук родного мотора от остальных машин на улице. Хотя жили мы на девятом этаже... Сегодня в очередной раз тот же фокус проделал наш кот и вслед за ним абсолютно глухой мопс. Побежали встречать за пять минут до писка домофона... Ну муж тут же выдвинул уже знакомую мне версию распознавания машины по урчанию движка. Я говорю: «Ха. Машина-то у нас новая. Ни кот, ни пес с ней еще не знакомы».

Не только собаки, но и кошки заранее знают о приближении хозяина.

«Подъезжаю на машине к воротам дома — они выпрыгивают из всех щелей забора. Как узнают? Загадка!»

«К нам летом на дачу приходила кошка, мы ее кормили, а осенью уехали на квартиру. Зимой, когда получалось, я заезжал на дачу, чтоб ей оставить еду. Она всегда сидела у ворот. Ждала. Заранее знала, что я еду».

Домашние попугаи тоже чувствуют прибытие членов семьи.

«У меня попугай знает, кто идет, и даже сообщает об этом вслух», — рассказала журналистка нашей газеты.‬

Но как же он узнает?

Про это попугай, к сожалению, не говорит.

Никто не говорит. Собаки и кошки, наверное, знают ответ, но не могут сказать. А люди могут сказать, но не знают ответа.

Вместо достоверного ответа мы обычно предлагаем объяснения. Их всего три.

1) Рутинное. Домашний питомец запоминает, кто в какое время приходит домой, и именно в это время начинает ждать.

2) Звуковое. У питомцев гораздо лучше слух, чем у людей. Они слышат шаги хозяина еще на улице или мотор его машины за полкилометра.

3) Знаковое. Питомцы очень внимательны к нашей мимике, жестам. Мы готовимся к приходу того, кто должен сейчас прийти, а собака по нашим движениям понимает: ага, сейчас он придет.

В конце 90-х годов британский исследователь Руперт Шелдрейк опубликовал статью о собаке Джейти. Ее владельцы согласились стать участниками исследования и в течение 9 месяцев каждый день фиксировали время, когда Джейти садилась у окна ждать хозяйку, и время, когда хозяйка приходила. Обстоятельства всегда были разные. Хозяйка приходила пешком, приезжала на машине, домашние в это время бодрствовали, спали, выходили по делам.

Была собрана богатая статистика. Но она не позволила подтвердить ни одно из трех вышеперечисленных объяснений. Джейти работала по другой схеме. «Очевидно, она получает информацию от самой хозяйки по неизвестным науке каналам», — написал в заключение статьи Шелдрейк.

По сути, он предположил у домашних питомцев телепатические способности. Но предположение до сих пор остается только предположением. Подтвердить или опровергнуть его можно лишь аппаратным способом. А приборов, которые фиксировали бы телепатические взаимодействия, не создано. Так что загадки домашних «ждунов» остаются неисследованными.

фото: Геннадий Черкасов

■ ■ ■

Генетически обусловленное поведение и когнитивные способности животных изучают ученые-этологи. До последнего времени собаками они целенаправленно не занимались. Считалось, что собаки не живут в естественной своей среде обитания. Значит, у них и поведение неестественное и нет смысла его изучать.

И лишь недавно ученых осенило: если собаки живут с людьми, их естественная среда обитания — как раз в человеческих семьях. Здесь их и нужно исследовать.

Открылись новые научные горизонты. Оказалось, домашних собак изучать проще, чем других животных, потому что не надо тратиться на их содержание. Бесплатного материала для исследований море, и даже не надо этот материал изымать из привычных условий.

Около дюжины лабораторий в разных странах мира стали приглашать собак с хозяевами поработать подопытными кроликами. А в трех лабораториях — в Венгрии, Мексике и США — мозговую деятельность собак научились отслеживать и изучать при помощи современной аппаратуры — магнитно-резонансного томографа.

Других животных — например обезьян и мышей — тоже исследуют на аппаратах МРТ. Но их привязывают или погружают в сон, потому что на аппарате нужно лежать не шевелясь, а они так не могут, конечно. Это и человеку-то трудно.

Единственное исключение — собака. Ее можно натренировать лежать в томографе без движения. И тогда томограмма будет показывать процессы, которые происходят у нее в мозгу в естественных условиях — когда она спокойна, не спит, не встревожена, видит хозяина, слышит его слова или видит жесты.

На факультете этологии Будапештского университета таким образом изучают собак уже третий год. По словам сотрудника проекта «Семейная собака» Аттилы Андикса, через их томограф прошло около сотни домашних песиков.

В исследовании, которое проводилось в прошлом году, венгерские ученые выясняли, как собачий мозг понимает речь. На сайте научно-популярной информации «Элементы» можно найти о нем подробный рассказ самого Андикса.

Собак готовили несколько месяцев. Хозяева приводили их в лабораторию, учили запрыгивать в томограф и неподвижно лежать семь минут, не обращая внимания на стрекочущие звуки.

Одновременно всегда занимались две собаки: одна уже обученная, другая — начинающая курс. Новичок смотрел, как ветеран лежит на козырном месте в томографе, получает за это ништяки, и тоже хотел туда. Подражательный метод дрессировки работал отлично. Ветеран для новичка был примером и одновременно соперником.

Когда собака была готова к исследованию, ей давали команду улечься в томограф. Перед собакой вставал инструктор и говорил знакомые ей хвалебные слова типа «хорошо», «молодец», «хороший мальчик», а также слова, ничего для собаки не значащие, типа «очевидно», «между тем», «абсолютно». И те и другие слова инструктор иногда произносил с похвальной интонацией, а иногда с нейтральной.

В мозге собаки есть зона, которую условно называют «центром вознаграждения». Она активируется в ответ на всякие приятные события — на еду, например, или на похвалу.

Томограммы всех испытуемых собак показывали активизацию «центра вознаграждения» только в том случае, когда хвалебное слово произносилось с хвалебной интонацией. Слова похвалы, произнесенные нейтрально, собак не трогали, так же как одобрительно сказанные «между тем» и «очевидно».

Ученые пришли к выводу: собаки понимают слова, если они их знают и если эти слова сказаны именно с той интонацией, с какой их обычно произносят. Этот вывод косвенно подтверждает известное многим собачникам явление: с собаками-иностранцами трудно установить контакт. Теперь понятно из-за чего. Они не знают слов, которые вы произносите, язык, на котором вы говорите.

На слова у собак отвечает левое полушарие мозга, на интонацию — правое. Затем мозг обобщает информацию обоих полушарий.

Люди, как ни странно, воспринимают речевую интонацию точно так же. Поэтому всегда важно не только ЧТО мы сказали, но и КАК мы это сказали.

Разница только в том, что у людей шире набор допустимых интонаций. Одно и то же слово может прозвучать скептически, радостно, ехидно, серьезно, с издевкой. Смысл тоже будет разный, но человек поймет. А собака, скорее всего, нет.

Тем не менее собака может знать уйму слов. Пару месяцев назад на телеканале BBC показали репортаж про бордер-колли Чейзер. Она знает 1022 слова. Почти все слова — названия игрушек. Учат ее так: хозяин кладет на коврик пять игрушек, которые она знает, и добавляет одну новую. Называет ее новым словом и говорит: «Принеси». Чейзер долго думает, перебирает в голове варианты и в конце концов догадывается, что новое слово — это как раз и есть новая игрушка.

фото: Елена Минашкина

■ ■ ■

Способности собак к обучению — отдельная тема. Ее сейчас исследует группа профессора психологии (человеческой, не собачьей) Лори Сантос в Центре изучения познавательных способностей собак Йельского университета — одного из самых престижных американских вузов.

Людям зачастую мешают учиться разного рода когнитивные искажения — излишняя вера учителям, простодушное доверие к печатному слову и суждениям авторитетов, предрассудки и заблуждения. Лори Сантос выясняет, имеется ли что-то похожее у собак.

Обучаясь, люди стремятся тщательно повторять за учителем все его шаги. Если учитель делает ненужные, нерелевантные движения, ученик их тоже повторяет.

Эксперименты Сантос показали, что собака в отличие от человека не повторяет ненужное. Собакам показывали, как открыть коробку с лакомством, нажав несколько рычагов. Если собаки видели, что нажимать какой-то из рычагов бессмысленно, они его пропускали, несмотря на то что инструктор его нажимал.

«Собаки фильтруют подсказки людей лучше, чем сами люди», — пришла к выводу Лори Сантос. Теперь она собирается выяснить, до какой степени собаки полагаются на учителей. «Дети зачастую считают, что учитель владеет всей информацией, и воздерживаются от того, чтоб исследовать ее самостоятельно. А как в таких случаях поступают собаки?»

Сравнительные исследования собак и людей ведутся многими научными группами — не только чтобы лучше узнать собак, но и чтобы лучше понять людей. Ведь условия, в которых шла эволюция, последние 15 тысяч лет были одинаковыми и у нас, и у собак. Поэтому в том, что касается социальной коммуникации, собаки сейчас похожи на нас гораздо больше, чем шимпанзе и гориллы, с которыми нас обычно сравнивают.

В начале этого года в журнале Animal Behaviour были опубликованы результаты исследования, которое подтверждает, что у собак навыки социальной коммуникации развиты так же хорошо, как у двухлетних детей.

Его проводили исследователи Центра изучения когнитивных способностей собак в Аризоне. В нем участвовали 552 собаки разных пород, возраста и обученности, 105 двухлетних детей и 106 шимпанзе из африканского заповедника.

Всем участникам надо было найти спрятанные игрушки или лакомства, руководствуясь невербальными подсказками инструктора, который направлял их глазами и указаниями рук.

Собаки и дети справились с заданием одинаково хорошо. Гораздо лучше, чем шимпанзе. Правда, когда к указаниям инструктора надо было подключать пространственное мышление, успешнее оказались обезьяны.

■ ■ ■

Самое значимое открытие последнего года, касающееся организма собак, сделано немецкими учеными. Они исследовали сетчатку глаза некоторых млекопитающих и обнаружили в ней светочувствительные молекулы, которые позволяют видеть магнитное поле Земли.

Называется эта молекула криптохром 1а. Лет семь назад ученые обнаружили криптохром в сетчатке птиц. Стало понятно, как ориентируются во время миграций перелетные птицы: по «встроенному» в глаз «магнитному компасу».

Теперь криптохром обнаружился также у собак, волков, лис, медведей и барсуков. Все они тоже могут ориентироваться по силовым линиям магнитного поля. Они их видят. Хотя непонятно, как на практике используют этот бонус.

Загадка «ждунов», которые знают, что хозяин близок к дому, криптохромом, к сожалению, не объясняется. Так же как способность заблудившихся собак и кошек самостоятельно находить дорогу домой.

Ведь далеко не все ее находят. Да, известны случаи, когда домашний питомец преодолевал сотни километров, чтобы добраться до дома. Но это редкость, гораздо чаще они теряются бесследно и несчастные хозяева развешивают на столбах объявления «потерялся, верните, гарантирую вознаграждение».

К тому же, как утверждают ученые, у кошек нет на сетчатке молекул криптохрома. А кошки не хуже собак знают, что хозяин сейчас придет.

■ ■ ■

И на закуску — еще одна «собачья» новость, теперь уже от японских ученых. Экспериментальным путем им удалось выяснить, что когда собака и хозяин смотрят друг другу в глаза, у них повышается уровень окситоцина — гормона нежных чувств и привязанности.

Окситоцин влияет на поведение людей. Но его влияние зависит от пола. У женщин он регулирует репродуктивную функцию и отвечает за материнскую любовь. У мужчин содействует поддержанию моногамной связи, то есть супружеской верности.

Содержание окситоцина в крови подскакивает у мужчин и у женщин, когда они влюбляются. Повышенным оно остается в течение первых 6 месяцев совместной жизни. Потом у мужчин его выработка снижается. Всплески происходят лишь на короткое время — после физической близости или даже непродолжительного нахождения рядом друг с другом.

Из-за повышенного окситоцина мужчина в состоянии влюбленности «не видит» других женщин, кроме любимой. А через полгода уже начинает их замечать. И если окситоцин у него совсем низкий, он замечает их со всеми вытекающими последствиями.

Поддерживать окситоцин на приличном уровне можно, закапывая его в мужской нос. Как лекарство. Но гораздо физиологичнее добиваться этого при помощи домашнего питомца — ласкового котика или любящей умной собаки.

Справка «МК». Общий предок собак отделился от волков 135 тысяч лет назад. Генетический анализ геномов древних псовых показывает, что родиной современных домашних собак, скорее всего, является Европа. Насчет даты одомашнивания единого мнения у ученых нет: она варьируется от 18 до 32 тысяч лет назад.

Погребения человека вместе с собаками археологи находят по всему миру. Установлено, что собак не убивали, чтобы похоронить вместе с хозяином, а подхоранивали, когда собака умирала естественной смертью.

Самыми древними породами собак являются австралийские и новозеландские динго. Чуть моложе африканские басенджи и ближневосточные собаки-парии — тамошние дворняги.

www.mk.ru


Смотрите также