Сколько хочется И сколько не хочется Сколько не Сколько не хочется
Вступай скорее в наше тайное общество тайное капитальное общество
Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки
Выходи из лесу Пляши под навесом Почувствуй себя бесом Почувствуй себя кексом
Сколько хочется И сколько не хочется Сколько не Сколько не хочется
Вступай скорее в наше тайное общество тайное капитальное общество
Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки
Есть в мире родители, есть в мире предводители Одни прохладительные, а другие бдительные Есть армии бумажных розовых котят И все чего-то просят чего-то хотят
Одни коты хотят коммунизма Другие коты хотят постмодернизма Гитлер хочет устроить холокост И все мечтают отрезать тебе хвост Отрезать тебе хвост Отрезать тебе хвост
Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки Орден Мокрой Собаки
vk.com/salmonofwisdom
Get out of the house Come on concrete Wallow in concrete Tumbles in concreteWhat I want to And how many do not want to What is not How many do not want to
Join more in our secret society secret capital company
Order of wet dog Order of wet dog Order of wet dog
Get out of the woods Plyashi roofed Feel like a demon Feel like a cupcake
What I want to And how many do not want to What is not How many do not want to
Join more in our secret society secret capital company
Order of wet dog Order of wet dog Order of wet dog
There are parents in the world , there are leaders in the world Some refreshments and other alert There are armies of paper pink kittens And yet something is asked for something they want
Some cats want communism Other cats want to postmodernism Hitler wants to arrange the Holocaust And all the dreams you cut off the tail Cut off your tail Cut off your tail
Order of wet dog Order of wet dog Order of wet dog
vk.com/salmonofwisdom
songspro.ru
Орден Меченосцев был упразднён в 1237 году, поэтому организовать экспедицию 1240−1242 годов никак не мог.
Великим магистром Тевтонского (Немецкого) ордена в 1240 году был избран Герхард фон Мальберг, лидер «палестинской фракции», считавший главной задачей Ордена укрепление позиций в Заморье, а дела в северо-восточной Европе — третьестепенными заморочками. Кстати, главная резиденция Ордена находилась в Монфоре, Верхняя Галилея. Ландмейстер Пруссии Генрих фон Вейда, конечно, поближе находился, но у него своих забот было выше крыши.
Говорить о Ливонском ордене, как таковом, можно только относительно короткого периода — 1525−1561 годы, организация с таким названием к походу в Псковские земли в начале 1240-х причастна быть не может.
Основной кандидат на неблагодарную роль — Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена.
Предположим. И постараемся выяснить, кто же этой авантюрой руководил.
Где магистр? Будет уместно заметить, что магистр, великий магистр — термины русско-французские. По-немецки высший руководитель Тевтонского ордена назывался «хохмейстер», региональные наместники (Германия, Пруссия, Ливония) — «ландмейстер». Некоторые орденские начальники рангом пониже также имели в названии своей должности корень «мейстер». Так что, магистром при желании можно обозвать даже командира небольшого гарнизона.
Ландмейстером Ливонии в 1239—1246 годах был Дитрих фон Грюнинген. Молодые люди на ответственной должности в духовно-рыцарских орденах — явление чрезвычайно редкое, но фон Грюнинген (1210 г. р.) сумел сделать быструю карьеру, скорее всего — благодаря своему высокому происхождению и родственным связям с Конрадом Тюрингским (Распе), хохмейстером 1239−1240 годов.
Документы отрывочны и друг другу противоречат. При попытке анализа картина получается такая…
Дитрих фон Грюнинген осуществлял, в основном, представительскую миссию. Он постоянно куда-то ездил — то в Венецию, то в Германию, в Маргенхтайм, и вряд ли это были короткие командировки. По-хорошему (упоминаний об этом, правда, не найдено пока) в 1240 или 1241 должен был посетить и Палестину, представиться новому начальству.
Реально рулил Ливонией Андреас фон Фельвен (Вельвен). Впечатление такое — он был старше и опытнее фон Грюнингена. Но либо высшего образования не имел, либо был по жизни пролётчиком, поэтому оставался вице-ландмейстером при молодом шефе.
Но и фон Фельвен в Ледовом побоище не участвовал. Как раз в это время Ливонское ландмейстерство начало широкомасштабную кампанию по завоеванию Курсы (Курляндия, Западная Латвия). Небыстрое дело и нелёгкое. Хоть Фельвен, хоть Грюнинген — не были они сумасшедшими, чтобы воевать на два фронта. А тут ещё земгалы бунтуют, да жемайты терроризируют. Не до Пскова как-то.
В 1217 году, обороняя замок Оденпе, погиб знаменитый венденский мейстер Бертольд. На его место был назначен Рудольф фон Кассель. Мейстер Вендена — не только и не столько комендант замкового гарнизона. Это командующий ударной армией Ордена Меченосцев, состоящей, впрочем, на 90% из ливов, лэттов и вендов. Фон Кассель не так много громких подвигов совершил, как его предшественник, но тоже не бездействовал — в 1220 году захватил Виронию (Раквере) и обратил тамошних жителей в христианство.
В 1230-х годах в Ливонии исполнял свою миссию папский вице-легат Балдуин из Ална. В 1233 разногласия между посланцем папы и меченосцами достигли такого накала, что вылились в вооружённый конфликт. Главные участники — Балдуин и мейстер Вендена, были вызваны в Рим и лишены занимаемых должностей.
Так Рудольф фон Кассель снова стал простым рыцарем. В 1236 он участвовал в трагическом для Ордена Меченосцев сражении при Сауле. Каким-то удивительным образом жив остался и вернулся в Венден. При Сауле погибли и венденский мейстер Реймонд, и хохмейстер Фолквин, и вообще большинство меченосцев. Фон Кассель остался самым авторитетным лидером в северо-восточной Ливонии, если не в Ливонии вообще.
В следующем году остатки Ордена Меченосцев были присоединены к Тевтонскому ордену и образовано Ливонское ландмейстерство. Рыцари вместо белых плащей с красными мечами надели белые же, но с чёрными крестами. Только не всем это понравилось. Были значительные различия в уставах орденов, наверное, ещё какие-то аспекты сыграли свою роль, но бывшие меченосцы подчинялись новому руководству весьма неохотно.
В это время в Дерпте обретался изгнанный псковичами князь Ярослав Владимирович. Конечно, хотелось вернуться на отцовский стол, тем более что и сторонники в Пскове имелись. Епископ Герман князя поддерживал, но всё больше морально, так как военной силы не имел. Ландмейстеры Ливонии (сначала фон Балк, потом фон Грюнинген) имели кучу нерешённых проблем на западе и на юге, поэтому помогать беглому князю, а значит и ссориться лишний раз с восточными соседями, не желали принципиально.
Естественным образом создалась коалиция Ярослав-Герман — недовольные новым начальством бывшие меченосцы. Что последние себе думали — может, собирались создать новый орден со штаб-квартирой в Пскове? Увы, мемуаров они не оставили, к сожалению. Ничего из ряда вон выходящего — вот русский князь Всеволод был вассалом Рижского епископа, и ничего.
Конечно, десяток рыцарей — ещё не армия. Совсем не армия, даже по тем временам. Но авторитет и связи венденского мейстера, пусть даже бывшего, позволяли навербовать желающих среди ливов и лэттов. Дерптский епископ Герман тоже собрал сколько мог воинов (эстов) в окрестностях Дерпта.
Всё равно сил не хватало.
Выручили датчане. Потомки викингов, несколько столетий назад наводивших ужас на Европу, были уже вполне христианскими рыцарями, но страсть к авантюрам осталась. Датчанам принадлежала Северная Эстония, некоторые имели здесь владения, но не все, и не столько, сколько хотелось.
Это войско и двинулось на Псков. Несколько рыцарей-монахов, гораздо большее число датских искателей приключений, плюс навербованная местная пехота. Фон Кассель, хоть и был разжалован, но вполне вероятно, соратники по привычке называли его мейстер — вот вам и магистр, и командующий.
Участие в походе князя Ярослава Владимировича придавало экспедиции некоторую, хотя и весьма условную, легитимность. Вроде как отправились восстанавливать историческую справедливость. Хотя, конечно, у каждой категории участников похода были свои цели. У большинства, сообразно нормальным законам средневековой войны — пограбить, сколько получится.
Описание экспедиции и решающего сражения за рамки статьи выходят. Подведём итог — почему правы те, кто не прав.
Рудольф фон Кассель и его товарищи формально были братьями Тевтонского ордена, принадлежали к Ливонскому ландмейстерству, часто называемому Ливонским орденом. В то же время, они были меченосцами, не смирившимися с ликвидацией своего ордена. Большую же часть тяжёлой кавалерии составляли датчане, ни к каким организациям не принадлежавшие — вот вам и псы-рыцари абстрактные.
Такая вот у меня картинка получилась из осколков, разбросанных в разных, друг другу противоречащих источниках. А ландмейстеру и вице-ландмейстеру Ливонии ввязываться в авантюру на восточном направлении было в 1240-м совсем не с руки.
shkolazhizni.ru
Опричнина (1565–1572) — уничтожение государственных изменников было одной из функций этого учреждения, созданного и упраздненного Иваном Грозным.
Опричники
Приказ тайных дел (1654–1676) — первый в истории страны орган госбезопасности. Основан царем Алексеем Михайловичем, в том числе для расследования преступлений против царя,а также производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнёзд для корма хищных птиц.
Царь Алексей Михайлович
Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.
Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.
Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией
Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.
Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.
Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.
Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.
Тайная экспедиция (1762–1801) — учредив ее, Екатерина II фактически «приспособила» для своего царствования Особую экспедицию. Секретная организация действовала при Сенате. Александр I упразднил ее и законодательно запретил пытки.
С.И.Шешковский глава тайной экспедиции в 1762-1794 гг.
Вторая экспедиция, Экспедиция спокойствия и благочиния (1802–1806) — учреждение в составе созданного при Александре I Министерства внутренних дел, руководило полицией, ведало политическим сыском и цензурой.
Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции (1805–1807)— секретный орган был учрежден Александром I для охраны общественного порядка, отслеживания подозрительных разговоров и действий и обеспечения столицы продовольствием.
Экспедиция государственного благоустройства (1806–1810), наследница предыдущей Экспедиции в структуре МВД, также ведала паспортно-визовой службой и состоянием дорог. Упразднена с созданием Министерства полиции.
Комитет общей безопасности (1807–1829) — основан Александром I, наделен полномочиями политического сыска, контрразведки и борьбы с тайными обществами. В период военного конфликта с Наполеоном особое внимание уделял поиску французских шпионов.
Министерство полиции Российской империи (1810–1819) — кроме всего прочего, занималось вопросами цензуры и осуществляло явный и тайный надзор за иностранцами в России.
Особенная канцелярия в составе Министерства полиции (1811–1826) — ведала выдачей иностранных паспортов, цензурой и политическими преступлениями. С 1819 года включена в Министерство внутренних дел, ликвидирована в связи с созданием Собственной его императорского величества канцелярии.
III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (1826–1880) — создано Николаем I по проекту графа Александра Бенкендорфа, который его и возглавил. Помимо мер по предотвращению преступлений против государства III Отделение контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками.
Здание штаба Отдельного жандармского отделения, где после 1838 года помещалось Третье отделение
А.Х. Бенкендорф
Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:
1.все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;
2.сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;
3.известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;
4.сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;
5.высылка и размещение людей подозрительных и вредных;
6.заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;
7.все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;
8.ведомости о всех без исключения происшествиях;
9.статистические сведения, до Полиции относящиеся
Корпус жандармов (1827–1917) — воинское соединение политической полиции. Учреждено при III Отделении, с его расформированием в 1880 году стало подчиняться Департаменту полиции Министерства внутренних дел. В 1917 году корпус ликвидирован по решению Временного правительства.
Парадная и походная формы Жандармских команд. 1872 г.
Корпус жандармов. Обер-офицер в парадной строевой форме и Унтер-офицер в парадной и обыкновенной строевой форме. 1881 г.
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1880) — учреждена Александром II взамен III Отделения, неспособного пресечь революционный террор.
Департамент полиции (1880–1917) — в его ведение были переданы дела из упраздненных III Отделения и Верховной распорядительной комиссии. В Особом отделе при Департаменте существовала обширная картотека фотографий революционеров (около 20 000 снимков) и досье на 55 000 человек.
Отделения по охране общественного порядка и безопасности — подчинялись Департаменту полиции Министерства внутренних дел, в разное время образованы в разных городах. То, что называлось «охранкой». Имели разветвленную сеть агентов для отслеживания подготовки политических преступлений. Упразднены в 1917 году, сразу после Февральской революции, решением Временного правительства.
ВЧК при СНК РСФСР (1917–1922) — Всероссийская чрезвычайная комиссия, организованная для «борьбы с контрреволюцией и саботажем» при Совете народных комиссаров РСФСР. Позже включала отделы по выявлению шпионов и ведению разведки за границей. С 1918 года создавались местные чрезвычайные комиссии для борьбы с контрреволюцией и спекуляцией. С упразднением ВЧК полномочия перешли к ГПУ.
Члены коллегии ВЧК (слева направо) Я. X. Петерс, И. С. Уншлихт, А. Я. Беленький (стоит), Ф. Э. Дзержинский, В. Р. Менжинский, 1921 г.
ГПУ при НКВД РСФСР (1922–1923) — Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, создано по предложению Владимира Ленина по окончании Гражданской войны на основе ВЧК. Задачами управления были борьба с контрреволюцией и бандитизмом, шпионажем и контрабандой, охрана границ РСФСР и путей сообщения. Весь период существования им руководил Феликс Дзержинский.
ОГПУ при СНК СССР (1923–1934) — Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР, учреждено в связи с образованием Союза, «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».
ВЧК-ОГПУ на страже революции. Плакат РСФСР
Форма сотрудника ОГПУ
НКВД СССР (1934–1946) — Народный комиссариат внутренних дел СССР. В его состав вошли НКВД РСФСР и ОГПУ СССР. Подразделения ОГПУ СССР образовали в его составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР, 1934–1941).
НКГБ СССР (1941, 1943–1946) — Народный комиссариат государственной безопасности, выделен из состава НКВД СССР и в том же году, с началом войны с Германией, объединен обратно. В 1943 году опять выделен из состава НКВД. Отвечал за разведку, контрразведку, организацию диверсий на занятых немцами территориях, спецсвязь, охрану руководства страны, расследования дел особой важности, военную цензуру и перлюстрацию писем. В 1946 году переименован в МГБ СССР.
МГБ СССР (1946–1953) — Министерство госбезопасности СССР, бывший НКГБ СССР изначально с теми же функциями. В 1947 году функции внешней разведки были выделены из его компетенции. В 1953 году, в день смерти Иосифа Сталина, объединено с МВД.
МВД СССР (1946–1960, 1968–1991) — в соответствии с законом от 15 марта 1946 года наркоматы СССР были переименованы в министерства, соответственно НКВД был переименован в МВД СССР. Его функции тесно смыкались с МГБ СССР и отчасти передавались последнему, но с 1953 года МГБ было включено в состав МВД. Расформировано в 1960 году, но возрождено в 1968-м.
КГБ при Совете министров СССР, с 1978 года — КГБ СССР (1954–1991) — Комитет государственной безопасности, выделен в самостоятельное ведомство из состава МВД. Основные функции — внешняя разведка, контрразведка, борьба с антисоветчиками, охрана руководства страны. Управление лагерями и тюрьмами осталось функцией МВД. После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован.
МСБ СССР (1991–1992) — Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки и Комитет по охране государственных границ учреждены президентом СССР Михаилом Горбачевым вместо КГБ. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров.
МБ (МБР, МБРФ) (1992–1993) — Министерство безопасности Российской Федерации. Основано указом президента РФ Бориса Ельцина на базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, отвечавшего за госбезопасность страны после распада СССР. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.
ФСК (1993–1995) — Федеральная служба контрразведки, предшественница ФСБ. В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск.
ФСБ (1995 — наст. вр.) — Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Основана по указу президента РФ Бориса Ельцина. В ее компетенцию входят: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с терроризмом и с преступностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. http://cont.ws/post/114935
gerostratus.livejournal.com
Во время первого похода в Окситанию сотни тысяч людей были вырезаны. Оставшиеся в живых признали власть папы и короля. Могущественные владельцы отдали себя, всех баронов и людей своих, и всю землю свою в полную волю возлюбленного господина своего, славного короля французов.
Но вот что было для папы особенно неприятно: еретиков сжигали, а ересь оставалась. Мечи и копья её не искоренили, а лишь загнали куда-то глубоко-глубоко в души тех, кто спасся от меча. Кровь и гонения не разубедили еретиков в их учении. «Одно дело меч и гонения, — говорили они, — а другое дело — истина». И все глубже и глубже хоронили они в себе свои искренние убеждения.
Впрочём, папа не оставлял в покое и души людей. Его духовный меч искал способы победить душу и овладеть ею. А за мечом духовным в душу человека вслед гнался меч стальной.
Испанский проповедник и подвижник, монах, святой Доминик, учредитель особого монашеского ордена и изобретатель четок, предложил, а папа благословил устроить особое судилище для искоренения ереси. Так возник святой трибунал — Sanctum Officium, т. е. инквизиция, и «святое дело искоренения ереси» было предоставлено монахам ордена святого Доминика.
На столь святое и полезное для государства дело, разумеется, тот час же отыскались и большие средства. Один богатый человек, тулузский гражданин Челлани, проворачивавший выгодные дела и с духовенством, и со светскими властями, тотчас же откликнулся на призыв святых отцов доминиканцев и подарил им прекрасный обширный замок, так называемый Нарбоннский дом, и этот дом тотчас же сделался главным и центральным гнездом святого судилища.
Нарбоннский дом был старинный и мрачный замок, и вид его вполне соответствовал святому судилищу. Над воротами замка тотчас же прибили надпись «Дом инквизиции». На том же здании появился и герб доминиканского ордена — изображение голубя, несущего в своем клюве символ мира — масличную ветвь. Злой насмешкой казался и этот голубь, и эта масличная ветвь тем еретикам — жителям Тулузы, которые ещё осмеливались считать «святое, благочестивое судилище» вовсе даже не святым и не благочестивым. Вскоре подобные же судилища стали учреждаться и в других городах Южной Франции.
Вот какими словами оправдывал их возникновение сам святой Доминик: «Сам Иегова[15] исполнял обязанности инквизитора, когда громил возмутившихся против него ангелов. Сам Иегова продолжал поступать так и здесь на земле, когда наказывал тех безумцев, которые создали вавилонскую башню Вавилонскую.[16] Затем Бог передал то же святое дело инквизиторства апостолу святому Петру, и тот прежде всего применил кару против Анания.[17] Первосвященники же римские — папы — непосредственные преемники святого апостола. От этих преемников и получают свою власть и свои права над людьми и святой Доминик и другие монахи его ордена. А если и сам Бог тоже был инквизитором, и к тому же ещё таким жестоким, почёму бы и людям не подражать ему?»
И правда, как же не признавать за святым трибуналом полного права делать и с телами и с душами людей что угодно, если только признать это право и за теми, кто повыше их?
«Не будучи достаточно сильны, чтобы остановить поношение Создателя, — так пишет папа настоятелю-доминиканцу, — но желая прекратить эту опасность гибели для душ заблудших, мы просим, убеждаем и приказываем сим апостольским посланием, дабы ты тех из братьев, вверенных тебе, которые научены закону Господню и которых ты признаешь склонными к этому делу, разослал по равным сопредельным местам твоего надзора, дабы они поучали клир и народ общею проповедью, где сочтут её удобною. Пусть для основательного исполнения этого дела они изберут себе разные местности и займутся с особенным старанием еретиками и отлученными. Если же виновные и заключенные, будучи допрошены, не захотят вполне подчиниться приказаниям церкви, то пусть тогда братья исполнят относительно их наши справедливые постановления против еретиков, вновь обнародованные, направленные на укрывателей, защитников и покровителей еретиков, действуя, однако ж, в пределах этих постановлений».
Доминиканцы были призваны «действовать»; местные же епископы, светские власти и люди всех состояний были призваны «содействовать». Епископам было внушено, что они могут заседать на суде рядом с инквизиторами если они сами того пожелают, а светским властям предоставлено было право посылать в трибунал своих уполномоченных, заседателей «асессоров» и получать треть имущества осужденных еретиков.
Статуты против еретиков, то есть истинный устав инквизиции, были написаны заранее; они разрешали доминиканцам с помощью пыток и тюрем заглядывать в самую глубину души каждого католика, искать там ереси и лжеучения и, найдя, искоренять таковые. Статуты, и ещё больше, сама судебная практика давали инквизиторам широкие полномочия, а именно: осуждать невинных и оправдывать виновных, если то будет полезно по высшим церковным и государственным соображениям. Это был предел их полномочий, но до более широких пределов люди не додумались и до сего дня…
И инквизиция скоро дала себя знать. Получив право читать во всех душах, доминиканцы очень быстро открыли во всей стране огромное число не раскаявшихся еретиков. Правда, инквизиторы в большинстве случаев не могли доказать ереси многих обвиняемых, но наглядных доказательств от них и не требовалось. Для обвинения достаточно было того, чтобы инквизитор был убежден в ереси некоего человека — и он уже имел возможность наказать подозреваемого, не доказывая его вины.
Самое ужасное, что инквизиторы не оставляли в покое не только живых еретиков, они не гнушались и преследованием мертвых, что особенно возмущало население Прованса и Лангедока. Если умерших уличали в ереси, то агенты инквизиции производили эксгумацию их останков и публично их сжигали. Эти омерзительные расправы не раз вызывали народные волнения в Тулузе и Альби.
Личность Доминика де Гусмана (1170–1221) тоже очень интересна и противоречива. Как известно, историю делают сильные личности. Так вот этот испанский монах из дворянской семьи как раз и был той самой сильной личностью.
Прежде всего, он был умен и умел трезво оценивать ситуацию и смотреть правде в лицо. Когда он был послан в Лангедок для борьбы с ересью альбигойцев, то, в отличии от других представителей церкви, не стал кичиться своей властью, чтобы деморализовать противников и укрепить колеблющихся, не стал окружать себя роскошью и не стал свысока относиться к еретикам.
Прежде всего он посоветовал легатам ходить по дорогам Юга Франции без всякой роскоши — пешком и без охраны, всего по двое, как, собственно, это и делали проповедники катаров. Именно он основал нищенствующий орден Братьев-проповедников для борьбы с еретиками. Члены этого ордена должны были иметь глубокую богословскую подготовку, для того чтобы воздействовать на прихожан силой проповеди и вести диспуты с колеблющимися. Сам Доминик окончил Валенсийский университете. Кроме того, члены ордена должны были воздействовать на верующих силой личного примера — опять же, как катары.
Не вина святого Доминика, а его канонизировали в 1234 году, в том, что он не смог завоевать сердца жителей Юга Франции. Он воздействовал на умы, но не мог затронуть струны души верующих. Бесспорно, он иногда торжествовал в диспутах.
Бесспорно, он вел очень строгий образ жизни — не менее строгий, чем Добрые Люди.
Бесспорно, он искренне верил и также искренне сражался за свою веру — он без страха в сопровождении одного только монаха пускался в дальние путешествия по дорогам южной Франции, население которой было преимущественно критически настроено по отношению к католической церкви.
Несомненно и то, что он был почитаем большей частью французов, которые тысячами стекались на его проповеди, а после окончания службы стремились оторвать хоть крошечный кусочек от рясы Доминика, которого искренне считали святым.
Но вряд ли мы можем восхищаться сегодня методами его борьбы с еретиками, которых он «обращал» не только проповедью, но и пламенем костров. Он не раз призывал крестоносцев уничтожать инакомыслящих физически. Странный — по крайней мере, если не сказать возмутительный — призыв для слуги Божьего, не правда ли?
И именно Доминик создал орден, которому папа Иннокентий III поручил вершить суд над еретиками. Именно доминиканцы и стали настоящими инквизиторами.
В 1215 году Доминик прибыл на Латеранский собор, где рассчитывал получить согласие папы на утверждение своего ордена, но собор принял постановление, запрещающеё создание новых орденов. Тогда коварный Иннокентий III посоветовал Доминику использовать один из уже действующих монашеских уставов. И Доминик взял устав Августина. В 1216 году созданный им устав был утвержден папой Гонорием III. Этот же папа сделал эмблемой ордена собаку с горящим факелом в зубах, откуда у ордена святого Доминика возникло ещё одно название — «псы Господни» (domini canes).
Здесь будет уместно вспомнить легенду, по которой матери Доминика, испанской дворянке Хуане де Аза, приснился незадолго до рождения сына удивительный сон: будто бы она носит под сердцем собаку, которая затем является на свет Божий с горящим факелом в пасти и предает огню весь мир. Когда же Хуана родила совершенно нормального ребенка, которого при крещении священник нарек именем Доминик, его крестной матери также было чудесное видение. Она увидела на челе младенца крутящуюся звезду, своим блеском озаряющую мир. Легенда стала явью — мальчик вырос, сжег огнем и мечом почти всю Европу, основал орден Псов Господних и стал известен во всем мире.
В 1220 году доминиканцы отказались от владения собственностью, но мы должны помнить, что за босыми ногами и «голыми» руками доминиканцев стояла могущественная римская церковь. На деле страждущие и нищие монахи оказывались сильнеё и богаче любого короля Европы.
Преемник Иннокентия III, Гонорий III принял все меры к процветанию этого ценного ордена, и в скором времени его можно было найти во всех христианских государствах, главным образом в Италии, ибо в Испании инквизиция появилась лишь несколько лет спустя, примерно в 1232 году, несмотря на то, что доминиканцы упрочились в этой стране раньше этого времени.
В 1224 году инквизиция уже действовала в Риме, куда проникла ересь, и император Фридрих II, вследствие увещеваний папы, объявил в Падуе конституцию, пункты которой мало отличались от постановлений, принятых на соборе в Латеране, под председательством Иннокентия III.
20 апреля 1233 года папа Григорий IX основал всеобщую инквизицию в провинциях Бордо, Бурж, Нарбонн и Ош и вверил её доминиканцам. Этот акт вполне можно рассматривать как узаконенное рождение инквизиции в том виде, в каком она долгое время существовала в Европе.
Григорий IX сохранил за доминиканскими монахами должность инквизиторов и дал им в сотрудники францисканцев. Тем временем новые соборы, созванные в Тулузе, Мелене и в Бозье, были заняты наделением своих судей всеми необходимыми полномочиями и снабжением их всеми средствами для удачного выполнения их священных обязанностей.
Сущность законов инквизиции заключалась в следующем:
«Все жители, в возрасте — для мальчиков от четырнадцати и для девочек — от двенадцати лет, должны дать клятвенное обещание, что они будут преследовать еретиков; а в случае отказа, с ними будут обращаться как с подозреваемыми в ереси.
Те, которые не будут являться в трибунал для покаяния три раза в год, будут одинаково считаться подозреваемыми в ереси.
Все дома, служившие еретикам, будут уничтожены.
Все имущество еретиков и их соучастников будет захвачено, причём дети их лишатся права получить из него хотя бы малейшую часть.
Добровольно обращенные еретики не имеют права жить в той же местности.
Они обязаны носить на своей одежде два желтых креста, один на груди, второй на спине, для отличия их от других католиков.
Наконец, ни один мирянин не имеёт права читать Евангелия иначе, как на латинском языке».
Церковь не была удовлетворена тем, что ее власть распространяется только на живых. Мертвым тоже не удалось избежать «Мировой руки», как иногда называли инквизиционные суды. Пример приговора умершему еретику в 897 году дает папа Стефан VII, который велел выкопать труп своего предшественника папы Формоза, объявил его еретиком, приказал отсечь ему два пальца правой руки, которыми обычно папы благословляют верующих, и велел бросить обезображенное тело в Тибр. Однако верующие выловили труп святого отца из реки и предали его земле. По папы все не успокаивались через некоторое время в 905 году другой папа — Сергий III — снова выкопал труп несчастного Формоза, облачить труп в папские одежды, усадить на престол, обвинить в ереси, торжественно вынести приговор, обезглавить, отрезать три оставшихся на правой руке пальца и снова бросить в Тибр. Вновь верующие выловили из реки останки папы-еретика и принесли в собор Святого Петра. И тут уж перед папой Формоза были вынуждены склонить лики святых и приветствовать его со всеми почестями, ибо невиновность его была признана — Господь неизменно возвращал папу в Церковь.
Инквизиторы, следуя примеру пап, тоже не стыдились откапывать трупы еретиков и действовать так, как будто они все еще живы. Трупы сжигали, а пепел развеивали по полю. Если же светские власти, которые одни только могли приводить приговор в исполнение, ибо по церковному уставу ни одним священнослужитель не мог причинить вреда человеку, отказывались или не торопились эксгумировать еретика, то им грозило отлучение от Церкви или, того хуже, обвинение в ереси.
После учреждения и укрепления во Франции и в Италии, инквизицию оставалось только провести в Испании, что Григорий IX и не замедлил привести в исполнение.
Что же касается папства, то оно, достигшеё своего высшего развития при Иннокентии III, вскоре после его смерти уже стало клониться к упадку. Правда, оно по-прежнему гордилось своим могуществом, но для многих было очевидно, что в это могущество народы верили все меньше и меньше. Все видели, что крестовые походы, начатые по почину пап ради освобождения Гроба Господня, не удались, словно сам Бог пожелал не допустить, чтобы эта святыня досталась людям, только именующим себя «христианами». Значит, Рим не так близок к небу, как он говорит. Когда же папы заявили, что неудачи крестовых походов — наказание за грехи христиан, тогда глаза мыслящих людей обратились на Рим и стали следить за его собственным поведением.
Католический мир мало-помалу стал разочаровываться в Риме — чем дальше, тем больше. Ни один год, ни один день, ни один час не проходили дли народного сознания бесследно… Одни смеялись над Римом и распевали песенку, что Рим за деньги делает с Христовым учением все что угодно.
Трубадур Монтаньягу писал: «Если послушать их, так они не хотят ничего, а если посмотреть на них, так берут все». Английский поэт Мэн острил: «У папы сердце лежит больше к серебряным маркам, чём к евангелисту Марку».
Другие искали «новой веры». Сколько ни старались папы направить внимание верных католиков на жизнь загробную, а себе оставить господство в этой, — с таким разделом народы мирились все хуже и хуже. Движение против господствующей церкви проявилось в разных странах. Во Фландрии и Франции секта богочеловеков учила, что папа — антихрист, что можно спастись и без посредничества духовенства и святых, — для этого нужно лишь слиться душою с Богом. Появились и быстро распространилось «Вечное Евангелие», написанное одним калабрийским монахом, который в этой книге доказывал, что «вот уже настает воплощение Святого Духа во всем» и что «Святой Дух начнет свое дело с того, что уничтожит католичество с папой антихристом во главе». Амальрих Бернский проповедовал «Вечное Евангелие» в самом Париже.
В Нидерландах и Германии распространялась новая секта братьев и сестер Свободного Духа и бегинов и бегинок.
Университеты были переполнены людьми, неудержимо стремившимися к образованию. Этого стремления никто не мог остановить, хотя многие и хотели бы сделать это. Учение Аверроэса преподавалось профессорами с высоты кафедр. Здесь и там появлялись сочинения, стремившиеся показать истинное значение папы. В Германии миннезингер Фогельвейде пел: «О, Небесный Отец, хранитель Твоей сокровищницы, папа — вор; твои пастыри — волки, жрущие овец; твои судьи и другие власти — атаманы разбойников и убийц».
Но впереди других в этом отношении стояли провансальские трубадуры. Они пели: «Все пророки идут из Рима, этого царства золота. Приглашаем всех христиан уничтожить эту червоточину. Они слывут пастырями, но на деле это обманщики, грабители и убийцы. Чём выше кто стоит, тем хуже; чём меньше в них правды, тем больше их ложь; чём меньше знания, тем больше коварства; милосердия у них нет совершенно. Никто ещё не восставал так против Бога, как эти патеры восстают с древнего времени. Я не дерзну и рассказать о том, что они дерзают даже делать. Знатность не в породе, а в доброте сердца и в храбрости».
Жестокости, совершенные над альбигойцами, не заставили трубадуров замолчать, и никого не убедили в непогрешимости папы. Они только усилили негодование против Рима.
Правда, провансальские еретики были принесены в жертву, и жертва эта была кровавая, но она не пропала бесследно: пятно альбигойской крови до сего дня не смыто с Латеранского дворца — жилища папы…
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Участвовавшие в войне собаки далеко не все были породистыми. Большинство клубов служебного собаководства было расположено в европейской части страны, подвергшейся оккупации. Много породистых служебных собак погибло в начале войны в отрядах истребителей танков. В конце 1941 года встал вопрос о необходимости использовать в действующей армии охотничьих и беспородных собак.Особо следует сказать о других собаках, широко известных под общим названием «дворняжки». Часть из них – это крупные и сильные псы, бойцы батальонов военных собак называли их «добровольцами», другие – мелкие. Крупные деревенские псы, никогда не знавшие ошейника, прекрасно работали. Они без устали вывозили раненых, бесстрашно бросались навстречу немецким танкам и старательно разыскивали мины.За боевые заслуги многие вожатые собак получили боевые награды, а те, кто повинуясь человеку, служа ему верой и правдой, в лучшем случае получали кусок сахара или ломоть хлеба, да им и этого хватало, главное чтобы хозяин был рядом живой и здоровый.
Джульбарс служил в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Он был обычной дворнягой, но благодаря прирожден¬ному чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной службы.Дворцы над Дунаем, замки Праги, соборы Вены. Эти и другие уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением тому служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 468 мин и более 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.Санитарная собака Мухтар, проводником которой был ефрейтор Зорин, за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых бойцов. Спасла она и своего проводника, контуженного взрывом бомбы.
Сторожевая овчарка Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.
Связной пёс Бульба, которого воспитал вожатый Тереньтев, на фронте передал более 1500 депеш и проложил десятки километров телефонного кабеля. Иногда, вместо документов, Бульбе приходилось доставлять боеприпасы на передовую.
Овчарка по кличке Дина была обучена диверсионному делу. Принимая участие в знаменитой «рельсовой войне» в Белоруссии, Дина сумела затащить вьюк со взрывчаткой прямо под колёса паровоза, пустив вражеский эшелон под откос.
Пёс Джек и его проводник, ефрейтор Кисагулов, были разведчиками. На их совместном счету более двух десятков захваченных «языков», в том числе офицер, взятый в плен внутри тщательно охраняемой крепости Глогау. Проникнуть в крепость и уйти из неё с пленным мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.
Кроткий колли Дик был призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны он обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и множества других городов. Но свой главный подвиг Дик совершил в Павловске, обнаружив в фундаменте старинного дворца фугас весом в две с половиной тонны с часовым механизмом. До взрыва, который превратил бы весь дворец в груду щебня, оставалось менее часа. После войны пса-фронтовика возвратили в Ленинград, к его хозяйке, и Дик даже успел поучаствовать в первых послевоенных выставках. Несмотря на многочисленные ранения Дик умер от старости и был похоронен с воинскими почестями. Как и подобает герою.Новость безсовестно скопипиженна (Источник http://ya-parazit.livejournal.com/249357.html) Источник
fun-space.ru
www.nakop.ru
В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.
Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невским на Чудском озере.На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.
Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.
Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.
С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.
Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.
Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).
Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».
Фото: flickr.com/ chris whiteДо 1291 года тамплиеры участвовали в сражениях на Ближнем Востоке, одновременно успешно занимаясь предпринимательской деятельностью. Но после поражений от мусульман и изгнания из Палестины они сосредоточились на торговле и ростовщичестве.
На рубеже XIII–XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Орден обладал огромными богатствами, его должниками были сильные мира сего, включая королей.
Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. В итоге французский король Филипп IV Красивый, обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V, намереваясь разрушить финансовую империю. Климент V после некоторого колебания пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. По нравам того времени, тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях. Арестованных подвергали жесточайшим пыткам и добились признания ими вины. 12 апреля 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа.Конец истории: Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.
С какой целью появился: Ещё в 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры».
Когда создан: Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II.
Фото: flickr.com/ Spencer MeansНаравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. После падения Акры в 1291 году госпитальеры, как и другие христианские ордены, были вытеснены со Святой Земли. После недолгого пребывания в Кипрском королевстве резиденция ордена была перенесена на остров Родос. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». На Родосе госпитальеры боролись с североафриканским пиратами, а также с нарастающей активностью Османской империи. В 1522 году армия османского султана Сулеймана Великолепного захватила Родос, навсегда вытеснив с острова орден.
Экипировка госпитальеров. Фото: flickr.com/ Jason LewisВ 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном. Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России.
Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности.
Конец истории: Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдаёт автомобильные номера. Членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек, из которых около 10,5 тысяч обладают его паспортами, признающимися несколькими десятками государств мира.
С какой целью появился: Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.
Тевтонские рыцари (Грюнвальдская Битва, 600-летие. 17 июля 2010 в Грюнвальд, Польша). Фото: Shutterstock.comКогда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.
Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.
На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.
Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.
С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.
Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.
Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com/ Lawrence OPЧем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.
Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.
К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.
Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV, стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.
В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.
13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским. Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.
С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII–XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.
Когда создан: В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.
Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.
Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.
Францисканский символ. Фото: flickr.com/ Alwyn LadellВ 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.
Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.
Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.
Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.
Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.
Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».
Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com/ Lawrence OPПредставителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.
Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.
Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.
www.aif.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта