МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг. Собака яростно лаяла


Конспект урока чтения В. ОСЕЕВА «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА»

Урок34. В. Осеева «Собака яростно лаяла»

Цели: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.

Урок

I. Актуализация знаний.

1. Конкурс рисунков о собаках.

2. Выразительное чтение стихотворений.

– Отгадайте загадку:

Знают взрослые и дети,

Кто самый верный друг на свете.

(Собака.)

– Объясните, вы как догадались?

II. Постановка цели урока.

– Прочтите слова в каждом столбике:

большой маленький

лохматый пушистый

зубастый усатый

страшный беззащитный

– Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

– С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

– Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорки.

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

2. Отработка навыка чтения.

– Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!

роза трава телефон

дым слон соловей

конь дрозд раковина

перо копьё ромашка

дыня сокол корзина

пояс рог русалка

коза топор тарелка

рама пенал дорожка

– Читайте слова, которые начинаются на букву «Р»; на букву «Д»; на букву «К».

– Читайте слова – названия животных, названия растений.

3. Чтение рассказа В. Осеевой«Собака яростно лаяла».

– Прочтите название рассказа.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?

– Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

– Прочтите рассказ цепочкой по предложению.

4. Анализ произведения.

– О ком вы прочитали?

– На кого лаяла собака?

– Как вел себя котёнок?

– Где стояли ребята?

– Как они себя вели?

– Кто спас котёнка от собаки?

– Чему удивились мальчики?

– Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, испугом, равнодушием, любопытством, плохим воспитанием?

– Как отнеслась к их поступку женщина?

– Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Подскоки на правой ноге.

И на этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. Подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. Бег на месте.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. Ходьба на месте.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение рассказа «Собака яростно лаяла».

– С какой интонацией надо прочитать слова автора?

– Как автор относится к котёнку?

– Как надо прочитать слова женщины?

– С какой интонацией звучат слова мальчиков?

– Прочтите рассказ выразительно по ролям.

2. Подготовка к пересказу.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Прочтите первую часть. Озаглавьте её.

– Кто пришел на помощь?

– Прочтите вторую часть. Как её озаглавить?

– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

1. Собака и котёнок.

2. Спасение котёнка.

3. Вам не стыдно?

– Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Девять котов».

Этот «кот» из фланели сшит. (Кофта.)

Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)

Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)

Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)

Этот «кот» в рукаве живёт. (Локоть.)

Этот «кот» на руках идёт. (Акробат.)

Этот «кот» вызывает смех. (Щекотка.)

Этот «кот» восхищает всех. (Красота.)

Этот «кот» проглотил письмо:

На боку – слова, на плече – клеймо. (Конверт.)

V. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Чему нас учит рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла»?

– Какой совет вы дадите мальчикам?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение и пересказ по плану и рисунку рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

Дополнительный материал к уроку

Валентина Александровна Осеева (1902–1962) работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Заслуги В. А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за свою повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В. А. Осеева пишет о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках.

В. Осеева умела мастерски разговаривать с детьми. Этому способствовало то, что, работая воспитателем, хорошо изучила психологию детей разного возраста. Само начало её литературной деятельности связано с тем, что она сочиняла для детей устные рассказы, придумывала сценки, писала пьесы и киносценарии.

В конце 30-х – начале 40-х гг. рассказы писательницы печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». Неоднократно переиздавался и переиздаётся до сих пор ее сборник «Волшебное слово». Рассказ, давший название этому сборнику, был написан в 1944 г. Этот рассказ чем-то напоминает народную сказку социально-бытового плана. Павлику, обиженному на брата и на взрослых, встретился «маленький старичок с длинной седой бородой» и научил его «волшебному слову», которое помогает выполнять все желания мальчика. Но важно то, что слово-то всем хорошо знакомо, что старичок не прибегает к помощи чудесной силы или к чудесным превращениям. Важно другое: мальчик легко принял игру в волшебство, в сказку. Проверяя действие этого слова, он каждый раз с радостью говорит себе: «Волшебник! Волшебник!».

infourok.ru

В. Осеева "Собака яростно лаяла"

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний

(Слайд № 2)

-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

Прочитайте слова  Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

Личностные

Регулятивные

Определение темы. Постановка учебной задачи.

(Слайд №3)

 

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

-О каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

(Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)

-А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они (дети рассказывают о котятах и показывают рисунки).

-Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке?

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Регулятивные

Коммуникативные

 

Работа с заголовком.

-Прочитайте название рассказа.

-Можно ли по нему определить героев рассказа?

-А как вы думаете, на кого она лаяла?

-Что означает слов «яростно»?  (Сильный гнев, озлобление).

-А кто написал это произведение?

Познаватель

ные

 

Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе. (Слайд№4,5)

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

-Что такое библиотека? (хранилище книг)

-Как вести себя в библиотеке?

Личностные

Познавательные

Работа с иллюстрацией.

(Слайд №6)

-Как вы думаете о чем будет текст?

-Где происходит действие?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом?

-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя)

–Давайте проверим наше предположение.

Личностные

Познавательные

Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

- Прочитайте произведение «цепочкой».

-Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ)

-Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

Познавательные

Личностные

Проверка понимания  прочитанного.

(Слайд №7)

- На кого лаяла собака?

-Почему она яростно лаяла?

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.

-Кто за ним наблюдал?

-Как вы думаете, а чего они ждали?

-Кто еще заметил происходящее?

-Как женщина выбежала?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Подберите близкое по значению слово?

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

-С какой интонацией должны звучать слова женщины?

-Почему мальчики удивились?

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

-Осуждаете ли вы ребят?

-Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой.

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?

Познавательные

Личностные

 

Физ.минутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два - руки вверх и потянуться.

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре - снова все начать.

Пять - поглубже всем вздохнуть.

Шесть - на пояс руки ставим.

Семь - повороты туловища начинаем.

Восемь - столько раз присядем.

Девять - Потягиваемся и отдыхаем.

Десять - и урок наш продолжаем

 

Повторное чтение рассказа и анализ

-Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка?  Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?

Выразительное чтение по ролям.

Регулятивные

Личностные

Закрепление.

(Слайд №8,9)

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану).

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

  • Вот это и плохо!
  • Собака яростно лаяла.
  • Как вам не стыдно!
  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

Познавательные

Регулятивные

Творческие задания.

- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо".

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

-Как можно продолжить рассказ?

Личностные

Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

-Какие выводы вы сделали для себя?

А я хотела бы добавить:

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

Урок окончен.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

yungash-school.ru

Конспект урока для 1 класса «В.Осеева. «Собака яростно лаяла»

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе.

Тема: В.Осеева. «Собака яростно лаяла».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

-познакомить с идейным содержанием произведения;

-продолжить формирование речевых умений, умения анализировать произведения;

-совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать умения пересказывать текст по плану и опорным словам;

-воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Конкурс рисунков о собаках.

2.Выразительное чтение стихотворений.

-Отгадайте загадку:

Знают взрослые и дети,

Кто самый верный друг на свете. (Собака.)

-Объясните, вы как догадались?

III. Постановка цели урока.

-Прочтите слова в каждом столбике:

Большой маленький

Лохматый пушистый

Зубастый усатый

Страшный беззащитный

-Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собака.)

-С помощью слов из второго столбика? (Котенок.)

-Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котенке и свирепой собаке.

IV. Изучение нового материала.

1.Речевая минутка.

-Прочтите чистоговорки:

Ча - ча - ча – горит в комнате свеча

Чу – чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч – наступила ночь

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь

2.Отработка навыка чтения.

-Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!

Роза трава телефон

Дым слон соловей

Конь дрозд раковина

перо копьё ромашка

дыня сокол корзина

пояс рог русалка

коза топор тарелка

рама пенал дорожка

-Читайте слова, которые начинаются на букву «Р»; на букву «Д»; на букву «К».

- Читайте слова – названия животных, названия растений.

3.Чтение рассказа В.Осеевой «Собака яростно лаяла».

-Прочтите название рассказа.

-Кто его автор?

Валентина Александровна Осеева (1902-1962) писала о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках.

-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем это произведение?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?

-Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

Я-ро-стно – яростно

При-па-да-я – припадая

При -жав-шись – прижавшись

Взъеро-шен-ный – взъерошенный

Рас-кры-вал – раскрывал

Не-по-да-лё-ку – неподалёку

По-спеш-но-поспешно

У-ди-ви-лись-удивились

-Прочтите рассказ цепочкой по предложению.

4.Анализ произведения.

-О ком вы прочитали?

-На кого лаяла собака?

-Как вел себя котенок?

-Где стояли ребята?

-Как они себя вели?

-Кто спас котёнка от собаки?

-Чему удивились мальчики?

-Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, испугом, равнодушием, любопытством, плохим воспитанием?

-Как отнеслась к их поступку женщина?

-Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

V. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

VI. Закрепление нового материала.

1.Выразительное чтение рассказа «Собака яростно лаяла».

-С какой интонацией надо прочитать слова автора?

-Как автор относится к котенку?

-Как надо прочитать слова женщины?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

2. Выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Подготовка к пересказу.

-На сколько частей можно разделить текст?

-Прочтите первую часть. Озаглавьте её.

-Кто пришел на помощь?

-Прочтите вторую часть. Как её озаглавить?

-Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

1.Собака и котенок.

2.Спасение котенка.

3.Вам не стыдно?

-Используя план, перескажите рассказ В.Осеева «Собака яростно лаяла».

4.Игры Деда Буквоеда.

Игра «Десять котов».

Этот «кот» из фланели сшит. (Кофта)

К

Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт)

К

Этот «кот» из подземных мест. (Крот)

К

Этот «кот» хворостинки ест. (Костер)

К

Этот «кот» в рукаве живет. (Локоть)

Этот «кот » на руках идет. (Акробат)

Этот «кот» вызывает смех. (Щекотка)

Этот «кот» восхищает всех. (Красота)

К

Этот «кот» проглотил письмо:

На боку – слова, на плече – клеймо.

К

VII. Итог урока.

1. Обобщение.

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

-Чему нас учит рассказ В.Осеевой «Собака яростно лаяла»?

-Какой совет вы дадите мальчикам?

2.Рефлексия.

-Что больше всего вас удивило?

-С каким настроением заканчиваем урок?

VIII. Домашнее задание: выразительное чтение и пересказ по плану и рисунку рассказа В.Осеевой «Собака яростно лаяла».

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

К

О

Т

К

О

Т

К

О

Т

О

Т

О

Т

doc4web.ru