Краткое содержание Куприн Собачье счастье. Собака куприн


Краткое содержание Куприн Собачье счастье за 2 минуты пересказ сюжета

События, происходящие в данном рассказе, случились в сентябре. Пес породы пойнтер по кличке Джек отправился за покупками с кухаркой Аннушкой. Он бежал впереди нее, поворачиваясь, время от времени, чтобы посмотреть, где она. Забежав за угол, и добежав до знакомой лавки с колбасой, он обнаружил, что Аннушки нигде нет.

Немного поискав, ее Джек решил, что вначале погуляет, а потом вернется домой. Гуляя по улицам города он встретил большого дога, с которым у него сложилось не очень хорошее знакомство. Немного постояв, друг напротив друга их шеи сковало что-то и потянуло по дороге. Очнувшись, пойнтер, огляделся и увидел, что находится в клетке, где помимо него еще находятся собаки разных пород и возрастов.

Немного помолчав, Джек все же решил завести разговор. Пудель, который находился вместе с ними в клетке, поведал им, что их везут на живодерню. Собак, которых не забирают хозяева, отправляют на перчатки, а из мяса варят суп и дают, есть собакам из приюта. Все настолько внимательно слушали пуделя Арто, что не обратили внимание, на фиолетового пса. Пес был бездомным и сказал, что попадает на живодерню седьмой раз, но его никто не слушал. Закончив свой страшный рассказ, все собаки замолчали, и каждый погрузился в свои раздумья.

Потом кто-то из них начал обсуждение как же им псам избавиться от человеческого живодерства, и найти свое собачье счастье. Левретка спросила от чего или от кого зависит их собачье счастье. Профессор эквилибристики Арто как он сам себя называл, сказал, что их счастье целиком и полностью в руках хозяев, поэтому они должны быть благодарны им. И лишь фиолетовый пес, лежа в углу клетки, категорически был с этим не согласен, но не стал ничего говорить.

Вскоре их авто въехало в ворота где было высокое ограждение. Их клетка остановилась посреди двора, и она открылась. Семь вновь прибывших оказались среди огромного количества собак. Сбившись в кучу, они растеряно стояли и лишь фиолетовый пес, окликнув профессора Арто, разогнался что есть мочи и преодолел высокую изгородь, освободившись таким образом.

Пудель посмотрел вслед и понял в чем его ошибка, ведь фиолетовый пес доказал им что их счастье зависит лишь от них самих.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

Собачье счастье. Картинка к рассказу

Собачье счастье кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Маскарад Лермонтова

    Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви

  • Краткое содержание Гауф Карлик нос

    У сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха

  • Краткое содержание Шолохов Смертный враг

    В книге рассказывается о времени становления колхоза. Основным персонажем книги считается Ефим Озеров, которого демобилизовали в военные годы. По общему голосованию Озерова назначили главным секретарем колхоза.

  • Краткое содержание Зимняя сказка Шекспира

    Король Сицилии Леонт и король Богемии Поликсен дружат с детства, но по ясным причинам видятся не так часто, а большую часть времени передают друг другу подарки, напоминая о себе.

  • Краткое содержание Лондон Костер

    День был холодным и снежным. Взобравшийся на крутой подъем человек остановился для кратковременного отдыха. Оглянувшись, он видел метровую толщу льда, занесенную таким же слоем снега.

2minutki.ru

Собаки, оставившие след в литературе

sapsan«Собаке Качалова» — именно так называется известное всем стихотворение Сергея Есенина. Знакомство поэта с Василием Качаловым, ведущим актером труппы Станиславского, состоялось в марте 1925 года. Вспоминая об этой встрече, Качалов писал: «Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи.

Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» — бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».

jim

Василий Качалов с Джимом

В этот вечер Есенин и Качалов проговорили до утра, вместе с другими гостями им внимал Джим. Василий Иванович написал об этом так: «Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». Свое слово Есенин сдержал: в те же мартовские дни 1925 года он написал стихотворение «Собаке Качалова». И даже потом сам торжественно прочитал его псу!

Марлоу: друг «короля ужасов»

У Стивена Кинга — автора страшного романа об обезумевшем сенбернаре — отношения с собаками особые. Так, одна из них чуть не стала причиной его гибели. Летом 1999 года Кинга, совершавшего утреннюю пробежку неподалеку от своего загородного дома, сбила машина. Водитель микроавтобуса на мгновение отвлекся на лай своей собаки, сидевшей в салоне без привязи, и машина в этот момент выскочила на обочину. Писатель получил множество переломов и внутренних повреждений, долго был прикован к постели. И вот, когда одна собака чуть не убила автора, другая, уэльский корги по кличке Марлоу, спасала его от одиночества, пока писатель, восстанавливаясь от травм, много времени проводил дома в вынужденной изоляции.

king

Стивен Кинг и Марлоу

Считается, что именно Марлоу стал прототипом ушастика-путаника Чика (Ыша) из саги Кинга «Темная Башня».

Сапсан: настоящий герой

Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно — собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». В своих воспоминаниях о Куприне Лидия Арсеньева пишет: «В его квартире на стене висел портрет Сапсана — огромной собаки-меделяна, рискнувшей своей жизнью, чтобы спасти жизнь маленькой Кисы — дочки Куприна.

kuprin

Александр Куприн с Сапсаном

О «династии» Сапсанов, о его предках, Куприн мог говорить часами, и говорил так увлекательно, что однажды Елизавета Маврикиевна, которая знала все подробности и этого рассказа, и событий, присела «на минутку» послушать и так заслушалась, что опоздала открыть свою библиотеку. Куприн действительно любил и понимал животных, не наделяя их человеческими побуждениями и психологией, вникал в их мир и сердце. Исключительное терпение и ласка были у Куприна по отношению к животным. Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться». Широко известна фотография писателя с его любимой собакой Сапсаном — огромным псом меделянской породы. Именно этот пес является героем рассказа Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Чарли: идеальный попутчик

В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек, чтобы восстановить силы после сердечного приступа, решил отправиться в путешествие по Америке. Он хотел «снова все увидеть своими глазами и попытаться открыть заново эту огромную страну». Для своего путешествия он заказал специальный «выносливый, удобный, быстроходный грузовик с высоким крытым кузовом с домиком, где было все: широкая кровать, плита на четыре конфорки, отопительный прибор, холодильник и освещение на бутане, химизированная уборная, чуланчик, помещение для продуктов и сетка на окнах от насекомых». В попутчики писатель выбрал «пожилого господинчика французской национальности — пуделя по имени Чарли», «прирожденного дипломата» и «доброго друга».

charli

Джон Стейнбек с Чарли

Вместе с Чарли Стейнбек преодолел 19 000 км и пересек 37 штатов. Чарли помогал писателю налаживать контакт с людьми («Собака, особенно такая экзотическая на вид, служит связующим звеном между незнакомыми людьми. Мало ли разговоров в пути начиналось с вопроса: «А что это за порода такая?»), кроме того, был отменным слушателем: в дороге хозяин и пес обсуждали множество тем, от жизни в маленьких городках до расовой дискриминации. Свои приключения Джон Стейнбек описал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки», ставшей мировым бестселлером.

Ботсвайн: четвероногий аристократ

Любимцем лорда Байрона был ньюфаундленд по кличке Ботсвайн. После окончания колледжа Байрон вместе со своим другом Гобхаусом приехал в Ньюстэдское аббатство — родовое владение Байронов. Молодые люди много писали, а также развлекались, купаясь в озере. Любимой забавой поэта было бросаться в одежде в воду, изображать тонущего и призывать Ботсвайна на помощь. Пес, конечно же, отчаянно кидался к хозяину. Здесь же, в Ньюстэде, 30 октября 1808 года Байрон написал стихотворение «Надпись на памятнике ньюфаундлендской собаке». А через две недели после этого, как по жестокой иронии судьбы, Ботсвайн серьезно заболел. Байрон ухаживал за ним, но спасти пса не удалось. Четвероногий друг умер на руках Байрона. Поэт похоронил Ботсвайна в саду и поставил на могиле памятник.

byron

Памятник Ботсвайну в Ньюстэдском аббатстве

Содержание эпитафии, выгравированной на памятнике, соответствует пророческим стихам, написанным за 19 дней до смерти собаки: «Здесь покоятся останки существа, соединявшего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жестокости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека, здесь — только надлежащая дань памяти Ботсвайна, собаки, родившейся на острове Ньюфаундленде в мае 1803 года и опочившей в Ньюстэдском аббатстве 18 ноября 1808 года». В завещании 1811 года Байрон указал, что желает быть похороненным рядом с могилой любимого пса, однако его воля не была выполнена.

Дворняги: джентльмены удачи

shveik

Чешский сатирик Ярослав Гашек, создатель неоконченного романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» почти полтора года выполнял обязанности сотрудника и редактора журнала «Мир животных». Издавал его владелец собачьего питомника, и Гашек часами наблюдал за собаками, кормил их, убирал за ними, выводил на прогулку. Завязав с собачьей журналистикой, в 1910 году писатель открыл «Кинологический институт», а по сути — контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, он просто ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом, под который попала и супруга Ярослава, Ярмила, числившаяся совладелицей.

Кадр из фильма «Бравый солдат Швейк», 1957 год

Как истинный писатель, Гашек обратил свой солидный кинологический опыт себе на пользу: Швейк, герой его незавершенного романа, в мирное время занимался не чем иным, как собачьими аферами — «промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные».

Муму: жертва обстоятельств

mu-mu

Как известно со школьной скамьи, прототипы были почти у всех персонажей рассказа Тургенева «Муму». За Герасимом стоял столь же глухонемой и наделенный незлобивой силой дворник Андрей, в реальности покорно утопивший свою собачку по приказу барыни. Правда, Андрей в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохраняя рабскую покорность ей даже после убийства собаки. А прототипом мерзкой барыни, доживающей «последние годы своей скупой и скучающей старости», стала мать Тургенева Варвара Петровна.

Памятник Муму в Санкт-Петербурге

Даже сегодня можно посмотреть на реальное место действие драматического рассказа: дом Варвары Петровны находится в Москве на улице Остоженка, 37 (теперь это Дом-музей Тургенева).

Щен: человек и собака

majakovskyПоэт Владимир Маяковский любил собак: «Я люблю зверьё. Увидишь собачонку — / Тут у булочной одна — сплошная плешь — / Из себя и то готов достать печёнку — / Мне не жалко, дорогая, ешь!». О своей первой собаке Щене, помеси дворняги с сеттером, которую подобрал щенком на улице, он говорил: «Мы с ним крупные человеческие экземпляры». В своих воспоминаниях о Маяковском Лиля Брик писала: «Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький». Маяковский против «клички» не был — в письмах к любимой женщине он так и подписывался — «Щен», «Щеник», «Счен». О совместном житье с Бриками и собачкой Маяковский написал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. / Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».

Владимир Маяковский с еще одной своей собачкой Скотиком

В середине 1920-х годов у поэта появилась еще одна собачка — французкий бульдог Булька. Ее упоминают в своих записях многие современники и друзья Маяковского. Маяковский обожал свою бульдожку и старался везде брать ее с собой. Булька оставалась с поэтом до самого последнего его часа.

www.lady.mail.ru

sotok.net

Куприн Александр Собачье счастье - Мои файлы - Рассказы о собаках

    Было часов шесть-семь хорошего сентябрьского утра, когда полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес, отправился вместе с кухаркой Аннушкой на базар. Он отлично знал дорогу и потому уверенно бежал все время впереди, обнюхивая мимоходом тротуарные тумбы и останавливаясь на перекрестках, чтобы оглянуться на кухарку. Увидев в ее лице и походке подтверждение, он решительно сворачивал и пускался вперед оживленным галопом.

    Обернувшись таким образом около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушки. Он бросился назад так поспешно, что даже его левое ухо завернулось от быстрого бега. Но Аннушки не было видно и с ближнего перекрестка. Тогда Джек решился ориентироваться по запаху. Он остановился и, осторожно водя во все стороны мокрым подвижным носом, старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла. Но в эту минуту мимо Джека прошла торопливой походкой какая-то женщина и, задев его по боку шуршащей юбкой, оставила за собою сильную струю отвратительных китайских духов. Джек досадливо махнул головою и чихнул, - Аннушкин след был окончательно потерян.

    Однако пойнтер вовсе не пришел от этого в уныние. Он хорошо был знаком с городом и потому всегда очень легко мог найти дорогу домой: стоило только добежать до колбасной, от колбасной - до зеленной лавки, затем повернуть налево мимо большого серого дома, из подвалов которого всегда так вкусно пахло пригорелым маслом, - и он уже на своей улице. Но Джек не торопился. Утро было свежее, яркое, а в чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость. Пробегая мимо почты с вытянутым, как палка, хвостом и вздрагивающими ноздрями, Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты тому назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой.

    И действительно, пробежав шагов двести, он увидел этого дога, трусившего степенной рысцой. Уши у дога были коротко обрезаны, и на шее болтался широкий истертый ремень.

    Дог заметил Джека и остановился, полуобернувшись назад. Джек вызывающе закрутил кверху хвост и стал медленно подходить к незнакомцу, делая вид, будто смотрит куда-то в сторону. Мышастый дог сделал то же со своим хвостом и широко оскалил белые зубы. Потом они оба зарычали, отворотив друг от друга морды и как будто бы захлебываясь.

    "Если он мне скажет что-нибудь оскорбительное для моей чести или для чести всех порядочных пойнтеров вообще, я вцеплюсь ему в бок, около левой задней ноги, - подумал Джек. - Дог, конечно, сильнее меня, но он неповоротлив и глуп. Ишь, стоит болван боком и не подозревает, что открыл весь левый фланг для нападения".

    И вдруг... Случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое "что-то" так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

    Он пришел в себя в тесной железной клетке, которая тряслась по камням мостовой, дребезжа всеми своими плохо свинченными частями. По острому собачьему запаху Джек тотчас же догадался, что клетка уже много лет служила помещением для собак всех возрастов и пород. На козлах впереди клетки сидели два человека наружности, не внушавшей никакого доверия.

    В клетке уже собралось довольно многочисленное общество. Прежде всего Джек заметил мышастого дога, с которым он чуть не поссорился на улице. Дог стоял, уткнувши морду между двумя железными палками, и жалобно повизгивал, между тем как его тело качалось взад и вперед от тряски. Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Пудель, по-видимому, относился к своему положению с философским стоицизмом, и, если бы он не вздыхал изредка и не помаргивал бровями, можно было бы подумать, что он спит. Рядом с ним сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой. Время от времени она нервно зевала, свивая при этом трубочкой свой розовый язычок и сопровождая каждый зевок длинным тонким визгом... Ближе к заднему концу клетки плотно прижалась к решетке черная гладкая такса с желтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид ее длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьезный мордочке с ушами, чуть не волочившимися по полу.

    Кроме этой более или менее светской компании, в клетке находились еще две несомненные дворняжки. Одна из них, похожая на тех псов, что повсеместно зовутся Бутонами и отличаются низменным характером, была космата, рыжа и имела пушистый хвост, завернутый в виде цифры 9. Она попала в клетку раньше всех и, по-видимому, настолько освоилась со своим исключительным положением, что давно уже искала случая завязать с кем-нибудь интересный разговор. Последнего пса почти не было видно; он забился в самый темный угол и лежал там, свернувшись клубком. За все время он только один раз приподнялся, чтобы зарычать на близко подошедшего к нему Джека, но и этого было довольно для возбуждения во всем случайном обществе сильнейшей антипатии к нему. Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен; это сказалось в том решительном толчке его исхудалого тела, с которым он вскочил навстречу опешившему Джеку.

    Молчание длилось с четверть часа. Наконец Джек, которого ни в каких жизненных случаях не покидал здравый юмор, заметил фатовским тоном:

    - Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

    Старому пуделю не понравился легкомысленный тон коричневого пойнтера. Он медленно повернул голову в сторону Джека и отрезал с холодной насмешкой:

    - Я могу удовлетворить ваше любопытство, молодой человек. Джентльмены сделают станцию в живодерне.

    - Как!.. Позвольте... виноват... я не расслышал, - пробормотал Джек, невольно присаживаясь, потому что у него мгновенно задрожали ноги. - Вы изволили сказать: в жи...

    - Да, в живодерне,- подтвердил так же холодно пудель и отвернулся.

    - Извините... но я вас не совсем точно понял... Живодерня... Что же это за учреждение - живодерня? Не будете ли вы так добры объясниться?

    Пудель молчал. Но так как левретка и такса присоединились к просьбе Джека, то старик, не желая оказаться невежливым перед дамами, должен был привести некоторые подробности.

    - Это, видите ли, mesdames, такой большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак. Я имел несчастье три раза попадать в это место.

    - Эка невидаль! - послышался хриплый голос из темного угла. - Я в седьмой раз туда еду.

    Несомненно, голос, шедший из угла, принадлежал фиолетовому псу. Общество было шокировано вмешательством в разговор этой растерзанной личности и потому сделало вид, что не слышит ее реплики. Только один Бутон, движимый лакейским усердием выскочки, закричал:

    - Пожалуйста, не вмешивайтесь, если вас не спрашивают!

    И тотчас же искательно заглянул в глаза важному мышастому догу.

    - Я там бывал три раза, - продолжал пудель, - но всегда приходил мой хозяин и брал меня оттуда (я занимаюсь в цирке, и, вы понимаете, мною дорожат)... Так вот-с, в этом неприятном месте собираются зараз сотни две или три собак...

    - Скажите, а бывает там порядочное общество? - жеманно спросила левретка.

    - Случается. Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из...

    Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием:

    - ...из собачьего мяса.

    При последних словах компания пришла в ужас и негодование.

    - Черт возьми! Какая низкая подлость! - воскликнул Джек.

    - Я сейчас упаду в обморок... мне дурно, - прошептала левретка.

    - Это ужасно... ужасно! - простонала такса.

    - Я всегда говорил, что люди подлецы! - проворчал мышастый дог.

    - Какая страшная смерть! - вздохнул Бутон.

    И только один голос фиолетового пса звучал из своего темного угла мрачной и циничной насмешкой:

    - Однако этот суп ничего... недурен... хотя, конечно, некоторые дамы, привыкшие к цыплячьим котлетам, найдут, что собачье мясо могло бы быть немного помягче.

    Пренебрегши этим дерзким замечанием, пудель продолжал:

    - Впоследствии, из разговора своего хозяина, я узнал, что шкура наших погибших товарищей пошла на выделку дамских перчаток. Но, - приготовьте ваши нервы, mesdames, - но этого мало. Для того, чтобы кожа была нежнее и мягче, ее сдирают с живой собаки.

    Отчаянные крики прервали слова пуделя:

    - Какое бесчеловечие!..

    - Какая низость!

    - Но это же невероятно!

    - О боже мой, боже мой!

    - Палачи!..

    - Нет, хуже палачей...

    После этой вспышки наступило напряженное и печальное молчание. В уме каждого слушателя рисовалась страшная перспектива сдирания заживо кожи.

    - Господа, да неужели нет средства раз навсегда избавить всех честных собак от постыдного рабства у людей? - крикнул запальчиво Джек.

    - Будьте добры, укажите это средство,- сказал с иронией старый пудель.

    Собаки задумались.

    - Перекусать всех людей, и баста! - брякнул дог озлобленным басом.

    - Вот именно-с, самая радикальная мысль,- поддержал подобострастно Бутон. - По крайности будут бояться.

    - Так-с... перекусать... прекрасно-с, - возразил старый пудель. - А какого вы мнения, милостивый государь, относительно арапников? Вы изволите быть с ними знакомы?

    - Гм... - откашлялся дог.

 - Гм... - повторил Бутон.

    - Нет-с, я вам доложу, государь мой, нам с людьми бороться не приходится. Я немало помыкался по белу свету и могу сказать, что хорошо знаю жизнь... Возьмем, например, хоть такие простые вещи, как конура, арапник, цепь и намордник, - вещи, я думаю, всем вам, господа, небезызвестные?.. Предположим что мы, собаки, со временем и додумаемся, как от них избавиться... Но разве человек не изобретет тотчас же более усовершенствованных орудий? Непременно изобретет. Вы поглядели бы, какие конуры, цепи и намордники строят люди друг для друга! Надо подчиняться, господа, вот и все-с. Таков закон природы-с.

    - Ну развел философию,- сказала такса на ухо Джеку.- Терпеть не могу стариков с их поучениями.

    - Совершенно справедливо, mademoiselle, - галантно махнул хвостом Джек.

    Мышастый дог с меланхолическим видом поймал ртом залетевшую муху и протянул плачевным голосом:

    - Эх, жизнь собачья!..

    - Но где же здесь справедливость, - заволновалась вдруг молчавшая до сих пор левретка.- Вот хоть вы, господин пудель... извините, не имею чести знать имени...

    - Арто, профессор эквилибристики, к вашим услугам, - поклонился пудель.

    - Ну вот, скажите же мне, господин профессор, вы, по-видимому, такой опытный пес, не говоря уже о вашей учености; скажите, где же во всем этом высшая справедливость? Неужели люди настолько достойнее и лучше нас, что безнаказанно пользуются такими жестокими привилегиями...

    - Не лучше и не достойнее, милая барышня, а сильней и умней, - возразил с горечью Арто.- О! мне прекрасно известна нравственность этих двуногих животных... Во-первых, они жадны, как ни одна собака в мире. У них настолько много хлеба, мяса и воды, что все эти чудовища могли бы быть вдоволь сытыми целую жизнь. А между тем какая-нибудь десятая часть из них захватила в свои руки все жизненные припасы и, не будучи сама их в состоянии сожрать, заставляет остальных девять десятых голодать. Ну, скажите на милость, разве сытая собака не уделит обглоданной кости своей соседке?

    - Уделит, непременно уделит,- согласились слушатели.

    - Гм! - крякнул дог с сомнением.

    - Кроме того, люди злы. Кто может сказать, чтобы один пес умертвил другого из-за любви, зависти или злости? Мы кусаемся иногда - это справедливо. Но мы не лишаем друг друга жизни.

    - Действительно так, - подтвердили слушатели.

    - Скажите еще, - продолжал белый пудель, - разве одна собака решится запретить другой собаке дышать свежим воздухом и свободно высказывать свои мысли об устроении собачьего счастья? А люди это делают!

    - Черт побери! - вставил энергично мышастый дог.

    - В заключение я скажу, что люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки... И все-таки люди господствуют и будут господствовать, потому что... потому что так уже устроено. Освободиться от их владычества невозможно... Вся собачья жизнь, все собачье счастье в их руках. В теперешнем нашем положении каждый из нас, у кого есть добрый хозяин, должен благодарить судьбу. Один хозяин может избавить нас от удовольствия есть мясо товарищей и чувствовать потом, как с него живьем сдирают кожу.

    Слова профессора нагнали на общество уныние. Более никто не произнес ни слова. Все беспомощно тряслись и шатались при толчках клетки. Дог скулил жалобным голосом. Бутон, державшийся около него, тихонько подвывал ему.

    Вскоре собаки почувствовали, что колеса их экипажа едут по песку. Через пять минут клетка въехала в широкие ворота и очутилась среди огромного двора, обнесенного кругом сплошным забором, утыканным наверху гвоздями. Сотни две собак, тощих, грязных, с повешенными хвостами и грустными мордами, еле бродили по двору.

    Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.

    - Эй, послушайте, как вас там... эй вы, профессор... - услыхал пудель сзади себя чей-то голос.

    Он обернулся: перед ним стоял с самой наглой улыбкой фиолетовый пес.

    - Ах, оставьте меня, пожалуйста, в покое, - огрызнулся старый пудель. - Не до вас мне.

    - Нет, я только одно замечаньице... Вот вы в клетке-то умные слова говорили, а все-таки одну ошибочку сделали... Да-с.

    - Да отвяжитесь от меня, черт возьми! Какую там еще ошибочку?

    - А насчет собачьего счастья-то... Хотите, я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?

    И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. "Лови его! Держи!" - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.

    Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.

    Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.

knigiosobakah.ucoz.ru


Смотрите также