Июн 19 • Примеры успеха • 108416 Views • 6 комментариев к записи Абу Али Ибн Сина полная биография, Ибн Сина (Авиценна) философия, медицина, стихи
Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина (латинизированное — Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 — 1037).
Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.
Реклама
Конец рекламы
Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат.»
Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи — четверостишья «для отдохновения души…»Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью — почетное прозвище. «У моего мальчика обязательно будет свой сын, смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.
Реклама
Конец рекламы
Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб , где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: «Учи Коран. Там на все есть ответы.» Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку.
Однажды Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание — хафиз». «Значит я хафиз!» — сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный., цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».
Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины,человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты — противники ортодоксального ислама). Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живоинтересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.
Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем , кроме наук… То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные — самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : «Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня».
Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби «О целях метафизики», комментария к труду Аристотеля. «Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании, – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни.
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано. Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к науке врачевания , — говорится в автобиографии , — и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».
Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 456 трудов на арабском языке и 23 — на фарси в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии — всего около 40, 30 — было посвящено естествознанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии). Первый труд И.С. «Сводная книга» был опубликован им в возрасте 21 год. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства. Постоянная угроза заточения и угроза жизни вынуждали Ибн Сину менять место жительства и покровителей. В 1002–1005 находился в Хорезме, в «Академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. Тут его стали называть «князем врачей». С 1008 года, после отказа поступить на службу к султану Махмуду Газнев , Ибн Сина вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг.
Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
Произведения Авиценны.К кругу мистических произведений ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».
Медицина.«Канон врачебной науки» («ал-Канун фи-т-тибб»)Точная дата завершения работы над «Каноном» не установлена. Предположительно это 1020 год. Переведенный на латынь, стал широко известен в Европе с 12 в. Явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Когда был изобретен печатный станок , «Канон» оказался среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал с Библией. Это сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.
Опытный хирург, ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга.«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.«Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа»)Написанный на арабском энциклопедический труд посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.
Философия.Как философ ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках.
На фарси свои философские взгляды ибн Сина изложил в произведении «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией, значительную часть которой составляет «Книга о душе». Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.
Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – «Указания и наставления» (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036. Его «суфийские» сочинения: «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание о птицах», «Салман и Абсаль» и др. Философская энциклопедия в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
В понимании предмета метафизики ибн Сина следовал Аристотелю и сыграл большую роль в распространении и популяризации его учения и в развитии рационального мышления. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы».
Когда же ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).
Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.
Другим важным пунктом философии Ибн Сины является «Учение о душе». Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».
На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления).
В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание о птицах», «Салман и Абсаль» и др.
В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением , положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно , и он принял решение переехать в Гургандж , столицу Хорезма.
До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране (Иран), возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Ибн-Сина является поистине величайшим учёным, воспитавшим целую плеяду одарённых философов. Он является человеком, сочетавшим в себе две социальные роли – мудреца- наставника и государственного деятеля, тем самым, воплощая в себе идеал, возникший впервые в творческом воображении Платона. Авиценна притягивал к себе многих просвещённых людей в средневековом мусульманском мире,- идеала учёного, стоящего во главе «образцового города».
— светлые личности
Реклама от гугл
« Милтон Эриксон биография, жизнь и учение Милтона Эриксона Абай Кунанбайулы, (Кунанбаев): биография, творчество, труды. »
tokadoka.com
Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.
Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.
Портрет Ибн СиныКогда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.
Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.
Ибн Сина за работойПараллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.
Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.
Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов - противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.
Философ Ибн СинаВскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.
Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.
Книга Ибн СиныПолучая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.
Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:
Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.
В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.
Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.
Врач Ибн СинаВ те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.
Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.
Ученый Ибн СинаВ 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.
Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:
Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).
Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.
До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.
Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:
Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.
Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.
Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.
Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).
Рукопись Ибн СиныКоличество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.
К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.
Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.
Памятник Ибн СинеСуществует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.
24smi.org
Авиценна или Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980-1037) – врач, ученый, философ, придворный врач эмиров и султанов персидских государств, визирь Хамадана, автор более 450 трудов в различных областях науки.
Авиценна родился в селении Авшана, что находилось рядом с Бухарой. Его отцом был зажиточный чиновник. С ранних лет будущий врач отличался очень пытливым умом. Мальчик не ограничивал себя какой-либо одной областью и интересовался всем, что его окружало. Отец нанял ему ученого старца, чтобы тот обучал его различным наукам. Будучи еще юным молодым человеком, ибн Сина познакомился с известным в то время бухарским врачом Абу Сахл Масихи. Во многом именно этот человек больше всего повлиял на будущее мальчика, заинтересовав его медициной.
Карьеру врача, Авиценна начал в 17 лет. В то время тяжело заболел эмир Бухары, и никто не мог его вылечить. Испробовав все средства, во дворец был приглашен молодой ибн Сина, который после осмотра эмира назначил ему лечение, которое помогло выздороветь больному. В качестве платы за услуги Авиценна получил неограниченный доступ к библиотеке Бухары.
К 18 годам ибн Сина вел активную переписку со многими видными учеными Востока. Уже в это время у молодого врача появились собственные ученики. К 20 годам Авиценна был уже автором нескольких книг по этике, философии, медицине и другим естественным наукам. В это время происходит 2 тяжелых для молодого человека события – сначала умирает его отец, а потом на Бухару, в которой он вырос, нападают тюркские племена кочевников, которые захватывают город и предают его огню.
Чтобы спастись, Авиценна был вынужден бросить свой родной город и отправиться вместе с торговым караваном в Хорезм. Правитель города – Хорезмшах покровительствовал ученым, и он надеялся найти там себе новый дом. Шах благосклонно принял ученого и предложил ему работать вместе с учеными Масихи и Бируни.
Вскоре ибн Сина был вынужден покинуть приютивший его Хорезм. Он занимался тем, что ездил по разным городам и зарабатывал тем, что лечил больных на встречавшихся ему постоялых дворах. В течение этого периода своей жизни Авиценна часто служил придворным врачом в различных небольших государствах Востока. Но нигде не оставался подолгу, часто переезжал с места на место.
В 1016 году ибн Сина, наконец, останавливается в городе Хамадан. Там он становится сначала придворным врачом, а затем министром, визирем. Именно в этом городе он заканчивает первый том главного труда своей жизни – трактата «Канон врачебной науки». Это произведение станет одним из главных медицинских трактатов на многие столетия. Всего он написал 5 томов и каждый являлся бесценным кладезем информации для любого врача. Лишь к 19-му веку, с развитием медицины и началом бурного развития естественных наук, стали появляться труды, которые были сопоставимы по значимости с этим произведением средневекового автора.
Книга уникальна тем, что содержит множество совершенно новых гипотез, размышлений, которые до Авиценны попросту никому не приходили в голову. Например, именно он предположил, что «лихорадочные» болезни вызываются мельчайшими организмами. Подтвердить эту гипотезу смогут лишь через 800 лет, после исследований, проведенных Луи Пастером. Кроме того, ибн Сина был первым, кто подробно описал чуму и холеру, а также описал способы лечения менингита и язвы желудка.
Начатая в Хамадане, книга была закончена 10 лет спустя в Исфагане. В этом городе ибн Сина служил визирем у шаха, но спустя некоторое время вспыхнул при дворе бунт, в результате которого врач оказался заключенным в тюрьму. Несмотря на заключение, Авиценна продолжил свои исследования и в это время он написал множество трудов по математике, философии, астрономии, химии и даже несколько художественных книг и поэм.
Большое внимание Авиценна уделял оздоровительным упражнениям. В частности он утверждал, что физические нагрузки являются залогом здорового организма, если правильно выбирать их силу и продолжительность, сообразуясь с возрастом и общим развитием. Ибн Сина считал, что человек, занимающийся физическими упражнениями на постоянной основе, не будет нуждаться в лечении и лекарствах. Кроме того, такие нагрузки укрепляют организм, мышцы, связки и нервы. Также он обращал внимание на пользу массажа, закаливания как горячей, так и холодной водой. Многие восточные феодалы того времени пользовались рекомендациями Авиценны.
Деятельность Авиценны не ограничивалась исключительно медициной. Ученый тратил много времени и на другие естественные науки. Он открыл процесс перегонки эфирных масел, в своих трудах он подробно описывал, как можно приготовить соляную азотную и серную кислоты. Как астроном, на основании своих наблюдений он пришел к выводу, что Венера, находится ближе к земле, чем к солнцу. Занимался он и вопросами определения координат по звездам, в частности на основе законов тригонометрии он определил положение Гургана относительно Багдада.
Как философ, Авиценна во многом следовал Аристотелю. К философским трудам ученого можно отнести такие трактаты как «Книга о любви», «Книга об избавлении страха смерти», «Книга о предопределении».
Интересовался ибн Сина и психологией. В частности он предложил разделить все характеры на 4 вида – горячий, холодный, влажный и сухой, что, как нетрудно догадаться, соответствует современным 4 типам темперамента, выделяемым психологией.
Кроме научной деятельности Авиценна посвящал себя и искусствам – есть несколько известных художественных произведений. Некоторые свои работы он писал в форме четверостиший. Кроме того, ибн Сина изучал и музыку, считая ее своего рода отраслью математики.
После освобождения, он продолжил служить при дворе Ала ад-Даулаха. В одном из походов этого правителя, Авиценна тяжело заболел, попытки лечения не приводили к выздоровлению и спустя непродолжительное время он умер. Произошло это в 1037-ом году. Через несколько лет после смерти врача, на его могиле был воздвигнут мавзолей, к которому люди приходят поклониться и по сей день.
Вернуться к статьямprofessiya-vrach.ru
Разве не дерзость, презрев запреты, изучать труды Гиппократа и Галена? Разве не дерзость во всеуслышание заявить: никакие демоны не влияют на течение болезней? Он осмелился утверждать, что дело вовсе не в воле Аллаха, а в изменениях, происходящих внутри человека, что любая болезнь имеет свои признаки и их можно заранее распознать. А затем он посягнул на большее и начал лечить основу жизни — сердце! Как бесновались тогда святоши в мечетях!..
Давно это было, очень давно. Кажется, как раз после того, как он предложил создать специальные дома лечения, где больные могли бы получать необходимые лекарства и уход. Тогда он уже написал пять томов «Канона врачебной науки», где дал рецепты более тысячи лекарств, которые можно приготовить из трав. Во время работы рядом с ним все время был его любимец Абу Убейд аль-Джузани…
Вспомнился вечер в Хорезме, бездонный темный купол неба с яркими, низко нависшими звездами. Пламя светильников отражалось в воде маленького бассейна, мешая луне купаться. Вокруг сидели ученики. Ибн-Сина поднял чашу с вином:
— Выпьем, друзья!
— Учитель, Коран запрещает пить вино! Ты не боишься стражей шариата? — спросил один из учеников.
— Коран запрещает пьянствовать, — улыбнулся Ибн-Сина. — Но мы же не собираемся отдавать свой разум вину? Помните, как сказал поэт:
Вино враждует с пьяницей, а с трезвым дружит, право,
Немного пьем — лекарство в нем, а много пьем — отрава!
Все засмеялись, захлопали в ладоши, радуясь хорошему настроению Учителя.
— Мне кажется, не грех немного выпить. — Ибн-Сина обвел взглядом лица собравшихся. — Для науки и во славу ее!
— Учитель! Тебя давно уже называют Аш Шейх Урранс — старец, глава ученых, — сказал Абу Убейд. — Твое имя с благоговением произносят исцеленные, ученые внимают твоим словам, а твоего благорасположения ищут сильные мира сего. Ты начал заниматься лечением основы жизни — сердца человека. Когда же ты будешь писать об этом?
— Когда? — Ибн-Сина отставил чашу с вином. — Действительно, Абу, твои слова справедливы. Жизнь человека быстротечна, и не пристало ученому бездумно предаваться забавам. Несите бумагу! Я сейчас же начну писать новую книгу.
— Зачем же ты собрал нас? — зашумели ученики. — Для веселого пира или для работы?
— Веселитесь, — улыбнулся врачеватель. — Не обращайте на меня внимания. Я хочу работать здесь, в саду, среди вашего беззаботного веселья.
И тогда принесли ему стопу китайской бумаги, и он начал писать, увлекся и писал долго, а когда закончил, удивленные ученики увидели, что их Учитель исписал двадцать листов бумаги, не пользуясь никакими книгами, а только по памяти.
— Ты написал новую книгу, Аш Шейх?
— Нет, я только обозначил проблемы, о которых собираюсь писать, — ответил Ибн-Сина.
Ежедневно исписывая по полсотни листов объяснениями к каждой проблеме, он по вечерам собирал в своем саду учеников и друзей. Счастливое время! Тогда рождалась знаменитая «Книга исцелений».
Ибн-Сина улыбнулся: даже если нынешний опыт будет неудачным, останутся жить его книги и ученики. А если удачным? На миг стало страшно — бросить вызов законам природы? Но он не собирается опровергать основы мироздания, он лишь жаждет справедливости: природа наверняка отпустила человеку больше лет, чем он живет теперь! Неужели же не попытаться помочь природе?
Много лет назад он начал по крупицам собирать знание , буквально на ощупь, как слепец, шаря вытянутыми руками и стараясь найти единственно верную дорогу. Сколько пришлось пережить горьких неудач, сколько поражений, пока, наконец, он не нащупал…
Когда Ибн-Сина дал свое снадобье умирающей собаке, безжалостная смерть впервые отступила! Правда, ненадолго — собака прожила только несколько дней. — но все равно это была первая большая удача, и он понял, что стоит на правильном пути. Наконец, очередная подопытная собака не умерла. С облезшей шерстью, тяжело дыша, она лизала ему руки, жадно лакала из плошки лекарство и обессиленно затихала… Так прошел день, другой, третий… На четвертый день собака встала и, пошатываясь, поплелась к миске с едой. Ибн-Сина боялся поверить в чудо, но псина выздоравливала. Вскоре вместо старой шерсти у нее начала расти новая, густая и лоснящаяся. Глаза у дворняги стали ясными, веселыми.. А через несколько дней она уже носилась по двору, виляя хвостом и заливаясь громким лаем. Увидев это, Абу пал ниц перед Учителем:
— Аш Шейх Урранс! Ты создал бальзам бессмертия!
По щекам Абу текли слезы восхищения. Ибн-Сина поднял его и тихо сказал:
— Я уже стар. Все, что я знаю, я передал тебе… Все, кроме этого знания . Но его я тебе не открою.
— Ты считаешь меня недостойным, Учитель?
— Нет, Абу, нет! Я слишком люблю тебя, чтобы подвергать смертельной опасности. Ты продолжишь мое дело, соберешь новых учеников и передашь им то, что получил от меня…
— Но они никогда не узнают, как победить смерть! — вскричал Абу.
— Да, люди всегда мечтали об этом, — грустно улыбнулся Ибн-Сина. — Но разве сможешь ты таить знание от недостойных, завистливых и злых? От сильных мира сего, наконец? А они зачастую соединяют в себе все мыслимые и немыслимые пороки. Тебя будут преследовать, искать, поймают и начнут жечь каленым железом, лишь бы вырвать тайну.
— Ты лишаешь человечество надежды победить смерть!
— О какой победе ты говоришь, Абу? Да, один раз удалось! Но только один раз, и то на собаке.
Ибн-Сина замолчал, задумчиво глядя на перелетавших с ветки на ветку птиц. Как беззаботны и веселы их игры, однако и им приходится заботиться о пропитании и потомстве, опасаться врагов и жить в страхе перед когтями коршуна или орла. Всюду одно и то же…
Сейчас тайна известна только ему, но рано или поздно о бальзаме узнают другие: мало ли вокруг корыстолюбцев и просто любопытных? Прославленный врач не раз замечал, что чужие глаза пристально наблюдали за его домом и садом.
Власть развращает, а если учесть, что чаще всего на гребень ее возносится не самый достойный, то практически любой владыка захочет обрести бессмертие: пусть бремя повелителя тягостно, но и сладко, и никто еще не решился отказаться от него добровольно. Только мудрые никогда не стремились к власти, чтобы вольно или невольно не стать причиной несчастий других людей. Так может ли он, посвятивший себя служению добру, позволить злу обрести несокрушимую силу? Ведь злые люди спрячут его знание за стенами дворцов и скроют в крепостных башнях!
www.rulit.me
(980 - 1037)
Абу Али Ибн Сина – Авиценна
Абу Али Ибн Сина – РубаиУрджуза - поэма о медицине
Персидский врач, учёный, философ и поэт Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращённом изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,«Книга знания». Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Таким образом, «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно космологической схеме Аристотеля. Один Бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря Богу. Однако природа, истекшая от Бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления. Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Важнейшее научное сочинение Ибн Сины «Канон медицины» – медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» – итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал невозможной, и основной задачей алхимии считал приготовление лекарственных средств. Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн Сины – афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Большая часть его стихов на фарси написана в форме рубай. Ибн Сина выступал и как теоретик литературы – в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Научные сочинения Ибн Сины сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка. Ибн Сина оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере – на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.
Абу Али Ибн Сина – РубаиУрджуза - поэма о медицине
sokrnarmira.ru
(Хорасан – северо-восточная часть Ирана)
один человек и звали его Абдаллах из Балха. У этого человека был сын по имени Абу-Али Ибн-Сина, которого считали странным мальчиком. Дни и ночи он проводил, блуждая по улицам, по обителям дервишей и расспрашивал всех, кого видел, о других городах и селениях, о людях, о травах, о том о сем. Все это не приносило ему ни копейки дохода, и люди не ставили его ни в грош. Сколько ни уговаривали Ибн-Сину его родные и близкие, друзья и приятели заняться каким-нибудь доходным ремеслом, научиться зарабатывать себе на хлеб насущный, ничего не помогало. Однажды Ибн-Сина пришел к отцу и сказал ему: – Отец, я больше не могу оставаться в этом городе. Я хочу отправиться в путешествие, посмотреть новые города и узнать, что там есть такого, чего нет в нашем краю. – То, что ты знаешь, – отвечал отец, – достаточно для тебя. Только Аллаху суждено знать все, и никто не может знать столько, сколько он. – Да, правда твоя, – сказал Ибн-Сина, – и я не сомневаюсь, что никто не достигнет такого совершенства в знаниях, как Аллах. Но человек может превзойти всех других тварей в мудрости и учености... Много ли, мало ли прошло после того разговора, только как-то Ибн-Сина пришел опять к отцу и сказал ему: – Сегодня ночью я видел сон: будто сижу я верхом на облаке и мчусь по небу. Наконец достиг я молочного моря, прилег на его берегу, напился молока вдоволь и сразу так потолстел, что тесно мне стало в мире. – Ты ездил во сне верхом на облаке, – рассудил отец, – значит, тебе предстоит путешествие; молочное море – это знание, ты пил молоко из этого моря и стал толстым, – значит, ты станешь большим ученым, и слава о тебе разнесется по всей земле. Давай-ка поедем с тобой в другой город, там я поручу тебя какому-нибудь ученому, и он научит тебя всему, что сам знает. Взял он Абу-Али за руку, и ушли они из города. Прошли они два-три фарсанга(фарсанг – мера длины, составляет около 5010 м)
по сухой и знойной пустыне, очень устали и тут издали увидели родник, вокруг которого росли огромные старые деревья. Подошли они к этому роднику, напились воды, умылись и легли отдохнуть под деревьями. Лежит отец Ибн-Сины на земле да кряхтит: «Ох!». Вдруг из дупла одного дерева вылез какой-то безбородый человек и говорит: – Что тебе надо от меня, зачем ты меня зовешь? – Я никого не зову, – отвечает Абдаллах. – Устал я, умылся, прилег сюда отдохнуть, да и сказал: «Ох!». – А я подумал, что ты меня зовешь! – говорит безбородый. – Скажи-ка, кто вы такие, чего вы ищете, что вас привело сюда? Старик из Балха ответил: – Этот мальчик – мой сын. Он не желает заниматься никаким ремеслом, хочет только знать все, что есть в мире, совать свой нос в каждую дыру, выискивать что-нибудь новое, запоминать виденное. Безбородый внимательно оглядел Ибн-Сину, видит, мальчик может ему пригодиться. – Если это так, как ты говоришь, пусть мальчик останется у меня, – говорит он отцу, – я его научу всему тому, что сам знаю. Абдаллах согласился, оставил Ибн-Сину под деревом и воротился в город. А безбородый взял Ибн-Сину за руку и втащил его через дупло внутрь дерева. Там он провел мальчика через какие-то двери в огромный сад, а в саду стояло много домов. Безбородый провел юношу в одну из комнат и сказал ему: – Вот твоя комната, ты будешь жить здесь; в другие комнаты дома ты не должен ходить. Я знаток наук «кимия» и «симия», и буду учить тебя этим наукам. Если ты окажешься усердным и хорошо запомнишь все, что я буду тебе рассказывать, и, как говорится, сумеешь из воды выйти сухим, я оставлю тебя здесь у себя, а если нет, – прогоню тебя так, что и духа твоего здесь не останется. Выслушал это Ибн-Сина и очень обрадовался. «Это место, – подумал он про себя, – и есть то море, что снилось мне!». Остался Ибн-Сина там и начал прилежно учиться. Прошло несколько дней. Однажды безбородый отправился в пустыню, а Ибн-Сина один-одинешенек сидел в своей комнате. Вдруг открылась дверь, и вошла девушка, до того прекрасная, что, казалось, она говорит луне: «Незачем тебе всходить – ведь я уже здесь!». Идет она, величаво да плавно, а Ибн-Сина от удивления рот раскрыл, сидит, будто к месту пригвожденный. «Что это за девушка, – думает он, – как она здесь появилась?». Наконец пришел он в себя и спрашивает: – Девушка, кто ты такая и что ты здесь делаешь? – Я – дочь безбородого! – отвечает девушка. – С первого же дня, как только ты пришел сюда, к моему отцу, я влюбилась в тебя! Запала мне в сердце любовь к тебе, и я очень беспокоюсь за твою судьбу. Сегодня я пришла сюда раскрыть тебе одну тайну – вот она: если ты хочешь уйти отсюда целым и невредимым, хорошенько запоминай все, чему бы ни учил тебя отец, но и виду не подавай, что все это понял и запомнил. Притворяйся простофилей и прикидывайся дурачком. Ты ему говори: «Мне трудно, я не понимаю того, чему вы меня учите; у меня ничего не выходит. Лучше покажите мне что-нибудь полегче, чтобы я мог запомнить!». А сам будь начеку и запоминай хорошенько все – это пригодится тебе в жизни. Если мой отец узнает, что ты запомнил и понял все, чему он учил тебя, и твоя голова хорошо соображает, он возьмет да и бросит тебя в одну из бочек, наполненных кислотой. Эти бочки находятся в подземных складах, а подземные склады – где-то под этими комнатами, а, может быть, под его собственной комнатой. Там внизу стоят тысячи бочек с кислотой, и в каждой бочке заключен какой-нибудь юноша, и я не знаю, что отец хочет делать с ними. – Однажды я спросила его, для чего он все это делает? А он ответил, что хочет укрепить, сделать сильными и более здоровыми сердца, мозг и души всех этих юношей, потом привить их души к своей душе и таким образом сделаться бессмертным. Но он говорил, что еще не успел довести этого опыта до конца. Итак, ты запоминай все, чему бы он тебя ни учил, но не говори, что ты запоминаешь. Ибн-Сине девушка тоже полюбилась. Он внимательно выслушал ее добрые советы и каждый день разными хитростями выпытывал что-нибудь у безбородого. Девушка тоже помогала Ибн-Сине, он и у нее учился разным премудростям. Однажды, когда безбородый опять отправился в пустыню, девушка пришла к Ибн-Сине и принесла ему все книги отца. – Все знания мой отец берет отсюда, – сказала она юноше. Ибн-Сина прочитал и хорошенько запомнил все, что было написано в этих книгах, и в скором времени превзошел безбородого в знаниях и мудрости. Стал он все чаще подумывать, как бы избавиться от участи тех юношей, что находились в бочках с кислотой, и уйти из дома безбородого восвояси. Он все прикидывался дурачком и притворялся, что совсем не разбирается в науках, которым учил его безбородый. Долго безбородый ничего не мог поделать с Ибн-Синой. Наконец он совсем выбился из сил и сказал юноше: – В тот день, когда я встретил тебя с твоим отцом, мне показалось, что ты человек смышленый и сможешь пригодиться мне, но, как видно, мои надежды не оправдались, а мои труды и уроки пропали даром! Затем он взял Ибн-Сину за руку, вывел из дома, провел через дерево и оставил в безводной пустыне. Безбородый думал, что Ибн-Сина умрет там от голода и жажды. А родители Ибн-Сины тем временем сидели у себя дома и вспоминали сына. – Как долго мы не видели нашего сына! – говорили они. И в это самое время в дверях показался Ибн-Сина. Все обрадовались, начали его обнимать и целовать, а потом спрашивают: – Надолго ли ты пришел? – Насовсем, – отвечает Ибн-Сина.– Я пришел помогать вам, стать вашей опорой и поддержкой, применить на пользу людям то, чему я научился. Затем он обратился к отцу: – Знай, что я не тот Ибн-Сина, что прежде. Я теперь столько знаю, что вы просто не поверите, пока сами не убедитесь. Прошло несколько дней, и Ибн-Сина сказал отцу: – Батюшка мой, говорят в нашем городе старший кадий(кадий – священнослужитель, духовный судья)
очень любит оленей. Я приму облик оленя, а ты поведи меня к нему и продай за триста ашрафи(ашрафи – золотая монета высокой пробы – 93% чистого золота, весом в один мискаль; мискаль – мера веса – 4,8 г)
, но смотри, ни в коем случае не отдавай недоуздка. Если отдашь недоуздок, – мы пропали. И не забудь сказать судье, что олень не ест, как другие, траву и зелень, а питается сахаром и сладостями. Отец Ибн-Сины так и сделал. Он привел оленя к дому старшего кадия, и тот, как только вышел из дому и увидел оленя, сразу решил купить его – олень ему очень понравился. Он подошел к отцу Ибн-Сины и спросил: – Почем продаешь оленя? – Отдам за триста ашрафи, – отвечал старик. – Но знай: олень питается леденцами и сахаром, а травы не ест. Кадий заплатил триста ашрафи и купил оленя. Абдаллах собирался было снять с шеи оленя недоуздок, но кадий остановил его. Абдаллах говорит: – Я продаю оленя без недоуздка. – Оленей всегда продают вместе с недоуздками, – возразил кадий. – Наш обычай таков! – отвечал Абдаллах.– Хочешь – покупай, хочешь – нет! Кадию ничего не оставалось делать, как согласиться. Он передал оленя своим слугам, и те повели его на конюшню, поручили конюху и строго-настрого наказали ему: – Олень не ест травы. Вместо клевера и соломы давай ему сахар и леденцы. – Вот тебе на! – удивился конюх. – Где это видано, чтобы оленя кормили сахаром и леденцами? Самим-то никогда не достается ни сахару, ни леденцов, а тут оленю давай – еще чего не хватало! Слуги кадия и все, кто там был, говорят конюху: – Не болтай глупостей! Олень старшего кадия – старший кадий среди оленей, и поэтому он будет питаться леденцами и сахаром. Волей-неволей конюх повел оленя в конюшню. – Ну, – прикрикнул он на оленя, – прежде чем дать тебе леденцов и сахару, я угощу тебя кнутом! Сказал это конюх и начал искать кнут. Нашел, замахнулся на оленя, – но не тут-то было! Подпрыгнул олень, да так, что вся конюшня наполнилась пылью из-под копыт, взлетел в воздух и при этом так боднул конюха, что тот растянулся на земле. Когда осела пыль, конюх еле живой поднялся на ноги, глядь, а оленя уж и след простыл. Начал он тут кричать: – Где олень, где олень? Куда делся олень? Затрясся конюх от страха, побежал к кадию и еле-еле выговорил: – Я повел оленя в конюшню. Вдруг он сорвался с места, боднул меня, потом взлетел в воздух и исчез. – Врешь, собака! – говорит кадий грозно. – Олень не может взлететь и скрыться из глаз! А ну, признавайся, что ты сделал с оленем? – Раз или два я хлестнул его кнутом, – сказал конюх, – вот тогда он подпрыгнул, поднял страшную пыль и исчез. Я больше не видел его. – Что ж, – ответил кадий, – я привяжу тебя в конюшне вместо оленя. Так он и сделал. А отец Ибн-Сины вернулся домой и давай считать и пересчитывать деньги. В это время вошел Ибн-Сина и сказал отцу: – Завтра я превращусь в красивого коня, и ты поведешь меня к дому градоправителя – он, говорят, любитель лошадей. Продай меня за пятьсот ашрафи, но не забудь забрать назад уздечку! Если отдашь уздечку, – мы пропали, и ты больше никогда не увидишь меня. – Хорошо, – согласился отец Ибн-Сины и на следующее утро повел к дому градоправителя прекрасного коня, подобного которому не сыскать в целом городе. Главный конюх градоправителя, как увидел коня, раскрыл рот от удивления. Он подошел к Абдаллаху и хотел уж прицениться, чтобы купить коня для своего хозяина, как вдруг, откуда ни возьмись, очутился рядом безбородый. А он изменил свой облик, и Абдаллах, отец Ибн-Сины, не узнал его. Но безбородый узнал их и понял, что Ибн-Сина обвел его вокруг пальца. Подошел он к Абдаллаху и спрашивает: – Сколько просишь за коня? – Пятьсот ашрафи без уздечки! – отвечает тот. – Так и быть, возьми шестьсот ашрафи и отдай мне коня вместе с уздечкой! – говорит безбородый. Словом, торговались они, торговались, и, наконец, безбородый предложил отцу Ибн-Сины тысячу ашрафи. Не выдержал тот – очень уж любил он деньги – и уступил ему коня вместе с уздечкой. А Ибн-Сина сразу узнал безбородого и понял, что если тому удастся заполучить его, то не будет ему спасения и придется ему расстаться с жизнью. Но как он ни смотрел на своего отца, как ни подмигивал ему – не отдавай, мол, уздечку! – ничего не помогло. Отец Ибн-Сины ничего не понял, а, может, и не хотел понимать. И вот безбородый повел Ибн-Сина в облике коня домой, а дорогой говорит ему: – Здорово тебе удалось притвориться простофилей и дурачком! Вскружил ты, видно, голову моей дочери, что она показала тебе дорогу и подземные ходы и научила тебя всему, что я знаю! Но знай, что я всему этому научился не для того, чтобы так легковерно и так просто передать это человеку и открыть ему тайны всех вещей. Наконец дошли они до дома безбородого, позвал тот дочь и говорит: – Эй ты, подлая, ты раскрыла тайны моих книг этому человеку, чтобы он стал моим соперником и сжил меня со свету! Живо принеси мне острый нож! Девушка подумала: «О, Аллах, он хочет убить такого красивого юношу!». Пошла она, взяла нож, направилась к отцу и тут вдруг упала на землю и притворно закричала: «Ой, ой, я сломала себе ногу!». Безбородый растерялся, испугался и подбежал к дочери, чтобы помочь ей подняться. Тут конь стряхнул с морды уздечку, обернулся голубем и взлетел ввысь. Увидел это безбородый, превратился в сокола и полетел за голубем. Голубь видит, что сокол настигает его, опустился на землю около дворца султана, превратился в алмаз и пристал к короне султана. Сокол же принял облик дервиша, подошел к трону султана и поцеловал перед ним землю. – Чего ты хочешь? – спросил его султан. – Вон тот алмаз, что пристал к твоей короне. – На что тебе алмаз, старик? – удивился султан. – Лучше я дам тебе кошелек золота. – Нет, – отвечает дервиш, – если хочешь одарить меня, то лучше дай то, что я прошу! – Что ж, забирай алмаз, возьми его! – согласился султан. Дервиш подошел снять камень с короны султана, а алмаз упал на пол и превратился в гранатовые зернышки. Дервиш обернулся петухом и начал клевать зернышки, но одно из зернышек превратилось в шакала, и тот задушил петуха. Смотрят все – глаз не могут отвести, рты от удивления раскрыли – что будет дальше? Вдруг шакал исчез, а на его месте появился высокий, стройный, красивый юноша. – Кто ты такой? – спрашивает султан. – И что означает все то, что мы видели? Ибн-Сина рассказал им свои приключения от начала и до конца – от корочки до корочки. Обрадовался султан, что в его стране появился такой мудрец, и говорит: – О, ходжа Ибн-Сина, если бы я нашел невесту для своего сына – девушку красивую и умную, то сегодня же отдал бы свою дочь за тебя. Но я дал слово, что, пока не женю сына, не выдам замуж и дочери. Вот ты, я вижу, знаешь все, ты большой мудрец, помоги-ка найти умную, знающую, но при этом красивую девушку. – Что ж, я знаю такую девушку! – сказал Ибн-Сина. Пошел он и привел дочь безбородого. Султан увидел ее и сразу понял, что это как раз такая девушка, которая нужна его сыну, – красивая и ученая. Султан велел украсить город. Он отдал свою дочь Ибн-Сине, а на дочери безбородого женил своего сына. Семь дней и семь ночей праздновали свадьбу и жгли праздничные огни. А Ибн-Сину все стали называть «ходжа Ибн-Сина» – ведь он был знатоком всех наук и премудростей. Вот и вся сказка о Ибн-Сине, который овладел тайнами наук и передал их другим людям. Да достигнете вы исполнения своих желаний, как он достиг исполнения своих.pharmacognosy.com.ua
Душа, ты связана с желанием и страстью. Спеши: мгновению обязана ты властью. Любви не покупай, богатств, чинов не требуй, Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
О солнце! Странник ты, повсюду знаменитый. Из этих странствий мне подарок принеси ты: Кого ты на путях любви нашло сегодня С печалью на лице и болью, в сердце скрытой.
Мы к богу-истине прибегли, когда пошли путем прямым. Теперь благое и дурное в самих себе искореним. Когда божественная правда судить нас будет с добротой,— С дурным отожествит благое, благое уравнит с дурным.
Душа вселенной — истина: то бог. А мир есть тело, А чувства тела — ангелы, верны душе всецело, А члены тела — вещества, стихии, элементы. Единство мира таково, я утверждаю смело.
Вино враждует с пьяницей, а с трезвым дружит, право. Немного пьем — лекарство в нем, а много пьем — отрава. Не пейте неумеренно: вам будет вред безмерный, А будем пить умеренно — вину и честь и слава!
Пьешь изредка вино — мальчишкою слывешь, И грешником слывешь, когда ты часто пьешь. Кто должен пить вино? Бродяга, шах, мудрец. Ты не из этих трех? Не пей: ты пропадешь!
Мой друг с моим врагом сегодня рядом был. Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был! С подобным другом впредь не должен я дружить: Беги от мотылька, когда он с гадом был!
О кравчий, скажи, где сосуды из глины, где? То зеркало, кравчий, где бог наш единый, где? Омыть сокровенное хочется нам сейчас. С отломанным горлышком где же кувшины, где?
Кто стар, тот молодым огнем пылать не может. Творца хулит старик, но юным стать не может. То дело, что творил, творил ты темной ночью: Оно при свете дня существовать не может.
Все, что сокрыто в словах, мне подвластно. Тайны вселенной постиг я прекрасно. Ну, а себя хорошо ли познал я? Стало мне ясно, что все мне неясно.
Пройти пустыню мира ты, сердце, торопилось, Но мира не познало, хотя познать стремилось. В конце концов не знаю дороги к совершенству, Хотя в пытливом сердце сто тысяч солнц светилось.
О, если бы познать, кто я! Хотя бы раз Постигнуть, для чего скитаюсь я сейчас? Спокойно зажил бы, отраду обретя, А нет — заплакал бы я тысячами глаз.
От праха черного и до небесных тел Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Когда к невеждам ты идешь высокомерным, Средь ложных мудрецов явись ослом примерным, Ослиных черт у них такое изобилье, Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Мое неверье — не игра, не слов пустых убранство. Я верю в истину одну: вот веры постоянство. Сейчас таких, как я,— один, и если я — неверный, То, значит, правоверных нет, нет в мире мусульманства
sokrnarmira.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта