ДНК-анализ десятитысячелетней окаменелости позволил ученым выяснить подробности меню первых американцев. Подробности оказались неприемлемыми с точки зрения большинства современных жителей Северной Америки.
Аспирант Самуэль Белкнеп III (Samuel Belknap III) из Университета штата Мэн (США) и его коллеги определили возраст собачьей кости, найденной на стоянке древних людей в Техасе. Радиоуглеродный метод показал, что возраст находки составляет 9400 лет. Это, по словам ученых, самое древнее свидетельство собачьего присутствия на территории Северной Америки.
Как говорят исследователи, специфический цвет кости и анализ ДНК показали, что кость прошла через пищеварительный тракт человека. «Это значит, что люди использовали собак не только во время охоты или для охраны своих жилищ, а еще и ели их мясо. Возможно, люди специально разводили собак для этой цели», -- говорит Белкнеп.
Вместе с коллегами из лаборатории молекулярной антропологии Университета Оклахомы, где проводился анализ ДНК фрагмента кости, аспирант подготовил к публикации статью, которая выйдет в American Journal of Physical Anthropology, сообщил редактор журнала Кристофер Раф (Christopher Ruff).
Как рассказывает Белкнеп, история находки началась еще 1974-75 годах, когда археологи нашли крошечный фрагмент окаменевшей фекалии размером всего несколько миллиметров на стоянке Hinds Cave вТехасе. В ней и обнаружилась кость. Сначала находка хранилась в Техасском университете в Остине. Но несколько лет назад окаменелость отправили Белкнепу III для исследований.
ДНК анализ, по словам Белкнепа подтвердил, что эта кость именно собаки, а не волка, например, койота или лисы.
«Собаки играли важную роль в культуре людей на протяжении многих тысячелетий. Одни из самых древних археологических находок костей собак возрастом 31 тысяч лет были обнаружены в Бельгии, возрастом 26 тысяч лет – в Чехии, а 15 тысяч лет -- в Сибири», -- рассказывает Роберт Вайне, профессор эволюционной биологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Правда, столь древние находки не характерны для Нового Света, добавляет профессор.
По словам Белкнепа, впервые эти домашние животные попали в Северную Америку вместе с первыми поселенцами через Берингов пролив, который соединял Азию и Америку. Это произошло как раз примерно 10 тысяч лет назад. То, что люди употребляли мясо собак, вовсе не удивляет ученого: «Множество народов Центральной Америки ели мясо собак, когда им не хватало пищи. Или во время праздничных церемоний», -- говорит Белкнеп III.
Согласно современным исследованиям, собак впервые одомашнили китайцы. А предок собак жил южнее Янцзы и уже оттуда распространился по всему миру.
www.infox.ru
В древних письменных источниках самых разных индоевропейских народов упоминается о поедании собак и волков как части обряда инициации — превращения подростков в воинов. Однако никаких археологических подтверждений этой традиции ранее не обнаруживали. Археологическая сенсация или ошибка?
Персонажи романа "На горах" Павла Мельникова-Печерского рассуждают: "Пес их знает, что такое тут нагорожено! Кобылятина еще, пожалуй, али собачье мясо…". Вполне возможно, что во второй половине XIX столетия на просторах Российской империи собачатину употребляли в пищу представители отдельных народностей, а в русских трактирах и кабаках жаловали совсем иную пищу.
Но совсем иначе обстояло дело в эпоху поздней бронзы (XVIII-XII века до нашей эры, по другим оценкам — XVI-XII века до нашей эры), когда в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом процветала срубная культурно-историческая общность.
Амулетами и лечебными средствами среди славянских народов почитались сердце, глаза, зубы, когти и шерсть волка, которого считали сродни собаке. Русские носили волчий хвост от болезней, а поляки вывешивали его в качества оберега на конюшне.
"Съевший волчьего мяса способен лечить наросты и опухоли, кусая их, — сообщает современная энциклопедия "Славянские древности". — В болгарских и сербских эпических песнях юнаки, отправляясь в бой, надевают шапку или накидку из волчьей кожи. Волчье сердце носят как амулет, так как оно придает храбрости, а также носят больные эпилепсией. При болезнях легких едят легкие, сердце и печень. Волчьим жиром или салом мажут раны, ушибы, лечат ревматизм".
Когда подростки начинали приобщаться к миру взрослых, они жили отдельно от сородичей в молодежных отрядах, обучались войне и охоте буквально по волчьим законам. Древние люди верили в то, что после обрядового поедания мяса жертвенных животных дети превращались в псов или волков, после чего получали право стать настоящими воинами. "Обрядовая изоляция подростков в период инициации служит таким образом как бы прелюдией их последующей самостоятельной жизни в мужском лагере", — говорит доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Юрий Андреев.
Волчьи отряды сохранялись у славян примерно до VII века, пока господствовавшая в то время подсечная система земледелия не уступила своего места другому типу хозяйствования — пашенному и переложному земледелию, а также усилению товарообмена между племенами, для чего потребовалась постоянная рабочая сила. Остатки подобных обрядов еще сохранялись продолжительное время при общинном строе, когда формировались княжеские дружины профессиональных воинов.
"Вопрос о мужских союзах и связанных с ними обрядах и обычаях уходит своими корнями в отдаленную эпоху становления человеческого общества и потому изучен слабо, — пишет профессор Андреев. — При наличии многочисленных полевых исследований, проведенных в различных районах земного шара, обобщающие теоретические работы крайне редки. В настоящее время мы вынуждены пользоваться лишь двумя книгами, написанными еще в начале XX столетия. В литературе отсутствует четкое определение самого термина "мужской союз".
С 1999 по 2001 год в окрестностях села Красносамарское Самарской области археологи из американского колледжа Хартвик обнаружили свидетельства употребления древними жителями поселка срубной культуры мяса собак и волков. В своей статье, опубликованной в издании Journal of Anthropological Archeology, ученые Дэвид Энтони и Доркас Браун пишут, что эти находки возрастом около четырех тысяч лет вполне могут быть первыми археологическими доказательствами существования военных отрядов подростков, которые были описаны в древних текстах.
Среди 2770 костных фрагментов собачьих костей присутствуют скелеты восемнадцати волков и шести собак: это 36% останков всех животных обнаруженных в месте раскопа. Собачьи же кости составляют не более 3% от общего количества останков всех животных, обнаруженных в каждом из шести других поселений времен срубной культуры. Кости и черепа носят явные следы их разделки мясником и последующей обработки на огне; они поделены на части величиной от трех до семи сантиметров.
На страницах веб-издания Science News Дэвид Энтони высказал предположение, что подобная жестокая практика носила следы определенного мастерства и мясники набили руку на разделывании именно псовых туш, поскольку на останках крупного и мелкого рогатого скота, найденных на месте этих раскопов, явственно видны следы кулинарной обработки, а не нарезки на мелкие кусочки.
Анализ зубной ткани показал, что все собаки были уничтожены в холодное время года. Крупный рогатый скот в этих местах употребляли в пищу регулярно на протяжении всего года, следовательно, собак пожирали не из-за наступления голода. Это очередной довод в пользу того, что мясо кобелей ели не для насыщения утробы, а исключительно в ритуальных целях, во время обрядов инициации, которые проводились поздней осенью или зимой.
На месте раскопа в Самарской области найдены останки двух мужчин, двух женщин, одного взрослого неопределенного пола и 22 детей возрастом до семи лет. У мужчин были обнаружены травмы из-за чрезмерного напряжения колен, лодыжек и спины. По мнению Энтони, именно они могли быть специалистами по ритуалам и проводить инициации в военные отряды.
www.pravda.ru
Интересны исследования зоопсихологов.Собака живет с человеком, но бездомные собаки образуют стаи. Сравнение проводилось между стаями собак и стаями волков. Выяснилось, что в стаях собак существует строгое вертикальное подчинение, в то время как в стае волков отношения более свободные. Например, известно, что в стаях первыми едят высокоранговые особи. Паре, в которую входит высоранговый и низкоранговый самец, предлагали еду. У волков низкоранговый самец мог выхватить кусок у «начальника», у собак этого не наблюдалось. В присутствии высокорангового самца собаки даже не пытались подойти к миске.
В стае волков выражена коммуникация друг с другом: один волк может «подсказать» другому, где находится еда. В собачьих стаях малейшее прегрешение подчиненного карается, поэтому инициатива не проявляется.20-ти взрослым собакам (10 домашних и 10 бездомных) предложили закрытые коробки с колбасой и 2 минуты, чтобы ее достать. Никто не справился, причем многие даже и не пытались. Такое же задание дали 10-ти живущим в неволе волкам – колбасу успели достать 8 из 10. В то же время результаты собачьих и волчьих щенков не различались. Более того, взрослые собаки справлялись с задачей, если хозяин давал им такую команду.
Раньше считали, что в процессе эволюции собаки научились сотрудничать с человеком, а на самом деле они научились подчиняться. Именно по этому критерию, видимо, шел искусственный отбор. Да и изначально к кострам первобытных людей, наверное, приходили волки, которые занимали самое низкое положение в своих стаях, которые плохо охотились.Зачем собаке проявлять инициативу? Придет хозяин и накормит. Или съест собаку, но с голода помереть не даст.
Еще собаки умеют ревновать хозяина к другим собакам. При этом они ревновали даже к игрушечной собаке. Хозяин получал задание игнорировать своих питомцев, а читать книгу, играть с тыквой, или с игрушечной собачкой на бат
yablor.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта