Священные животные буддизма и индуизма. Будда собака


Собаки в религии: друг или враг

Пожалуй, все согласятся, что собаки являются лучшими четвероногими друзьями человека и преданней животного трудно найти. Однако, с религиозной точки все не так однозначно. Какое же место занимают эти животные в различных верованиях?

Собаки в православии

Согласно христианским, в том числе и православным, воззрениям, все являются тварями Божьими. Большим грехом является жестокое, уничижительное отношение к любым живым существам. Вполне оправданно возмущение верующих против негативного отношения церкви к собакам и их нахождению в жилище человека.

Собаки в религии

Но к еще более страшным грехам, чем жестокость, относится высшее почитание кого-либо, кроме Бога. Однако нередко собаки своей преданностью, способностью оказывать помощь и прочими положительными качествами заслуживают любовь человека, более сильную, чем он испытывает к ближним своим. Из-за подобных опасений церковь причислила собак к нечистым животным. Многие считают, что это связано с чрезмерной симпатией людей к этим питомцам.

Мнения по поводу того, можно или нет держать собак в доме, расходятся. Ведь у многих священнослужителей они не просто живут в жилище, а содержатся в спальнях. Они считают, что православные могут жить с собаками в одном доме, но ставить их на уровень с детьми и родителями – настоящий грех.

Несмотря на запрет нахождения собак в стенах храма, больше связанный с их непредсказуемым поведением, современная церковь считает собак полезными и нужными питомцами. Сегодня нередко можно услышать о приютах для бездомных собак, учрежденных на территории православных храмов. Священники обучают детей бережному отношению ко всем животным, в том числе и собакам.

Однако собаки, как и прочие животные, после смерти не могут попасть в рай, ведь только человек обладает Духом, частицей Божьей. Православные не могут молиться за своего питомца, а могут лишь просить за человека, способного помочь в трудную минуту. Также нельзя просить Бога позаботиться о душе болящего или ушедшего любимца, так как бессмертие касается только человеческого Духа.

Будет интересно: продолжительность жизни собак.

Собаки в исламе

В данной религии собак причисляют к существам «нечистым». Однако подобное отношение не было заложено в истоках верования, а сложилось постепенно, пока не стало основополагающим. В современном исламе к данным животным относятся отрицательно, а порой и враждебно. Необходимо уточнить, что мнение у двух исламских течений по поводу нечистоты собак разнятся. Шииты поддерживают эту точку зрения, а сунниты нет.

Есть мнение, что отношение к этим животным стало изменяться на фоне конфликта религий – зороастризма и ислама, который имел место в древности. Тогда мусульмане захватили территории зороастрийцев и стали обращать жителей в свою веру, естественно, уничтожая имеющиеся культы, в том числе и культ, касающийся собак. Из-за процветающей веронетерпимости появилась идея о том, что собаки являются ритуальными нечистыми животными. Впоследствии такое мнение о собачьих превратилось в укоренившуюся традицию.

В священном Коране три раза упоминаются собаки, и каждый раз только в положительном ключе, но уважение к ним всеми методами искоренялось и с течением времени стало лишь формальностью. Причем это противоречит многим хадисам, указывающим на то, что все живые существа, которых сотворил Всевышний, заслуживают милосердного отношения и сострадания. В одной из легенд Соломона говорится, что за свои заслуги собака и лошадь оказались достойными особой милости – выступать в качестве вечного спутника человека, занимая перед Всевышним божеством второе место после людей.

Согласно правилам шариата, под запрет попала продажа и покупка любых собак (исключение делается только для борзых), но дарить их разрешено. Использование этих питомцев возможно только в практических целях – в охоте, в качестве охранников, сторожей, пастухов, а также поводырей для незрячих. Содержание питомцев для развлечения – эстетики или боев собак, строжайше запрещено, в противном случае нарушителей ждет значительное сокращение милости Аллаха.

Проявление доброты по отношению к четвероногим питомцам порицается, поэтому зачастую животные не получают от своих владельцев должного ухода. А те, в свою очередь, объясняют это требованиями веры. Человек, прикоснувшийся к собаке, не будет допущен к молитвам, пока не пройдет полный ритуал очищения. Коран четко указывает на уважительное отношение к этим животным, однако, большинство последователей ислама имеют другое мнение на этот счет.

Собаки в буддизме

В буддизме отсутствует понятие «верховный бог», а последователи данного религиозного течения поклоняются Будде и верят в переселение душ всех существ. Сам человек, совершая плохие или хорошие поступки, определяет собственную карму. После смерти происходит перерождение человека, причем в любое существо, или же возможно прерывание перерождений.

Буддисты не исключают вероятности дальнейшего перерождения в животное, поэтому считают жестокое обращение к ним недопустимым, а обидевший значительно испортит себе карму и может переродиться в это животное.

Будду нередко изображают в окружении различного зверья, и считается, что даже самые свирепые хищники не смогут причинить ему вред. Согласно буддийской вере, животные обладают худшей кармой, но улучшив ее, они получают шанс пройти перерождение и стать людьми. Подобное воззрение приводит к тому, что многие буддисты становятся вегетарианцами.

Но теория теорией, а на самом деле в государствах с данной религией очень много бездомных собак, так как люди зачастую проявляют безразличие. Они не обижают животных, но и не спешат оказывать им помощь, веря, что те сами виноваты в своей нехорошей карме.

Читайте также:

Собаки в зороастризме

Наверное, это единственная мировая религия, в которой к собакам относятся исключительно уважительно и только положительно. Собаку называли «любезное создание» и ставили практически на одну ступень с человеком, она считалась вторым по святости живым существом, после человека. А, кроме того, зороастрийцы верили, что у собак есть душа.

Зороастрийцы периода Античности оставили богатое документальное наследие, отражающее то, как относилась религия к собакам, и какую роль они играли в жизни древних народностей Ирана. Эти питомцы были связаны с миром мертвых, высшими силами, прародителями. А такие их качества, как отвага и бдительность, позволили собакам стать настоящими спутниками последователей зороастризма.

Процесс кормления собак является ритуальным действием, ведь зороастрийцы верят, что души умерших людей переселяются в тело собак. Поэтому еда, которая им дается, на самом деле предназначается для предков. Конечно, питомцам дается все самое вкусное и качественное, в дань душам ушедших людей.

Собака и религия

В одном из религиозных трудов расписано, что следует давать собакам и в какое время. В другом – описаны муки ада, которые ждут тех, кто не кормит собак и обижает их. Собаки получают пищу первыми из рук самого старшего члена семьи, а уже после к трапезе приступает вся семья.

Согласно вере, псы не только идут по жизни с человеком, но и сопровождают его после ухода. Собакам доверена важная миссия – стоять на страже, отгоняя потусторонние темные силы. Особой бдительности от них ждут в часы скорби, когда демоны могут похитить душу в момент его кончины. Поэтому во время погребального ритуала четырехглазый пес (с белой шерстью, имеющий черные пятна под глазами) должен постоянно быть рядом с телом усопшего, совершая особый обряд – смотреть и отгонять особого демона – дэва трупной скверны.

Если смерть настигает роженицу и ребенка, то ведут двух псов, наделенных четырехглазостью, чтобы они могли наблюдать за двумя душами. Нередко к человеку, находящемуся на смертном одре, протягивают щенка, чтобы душа могла перейти в него. Кроме того, уход питомца приравнивается к уходу человека и требует не только внимания, но и тех же обрядов, которые применяются для погребения людей.

За нанесение вреда четвероногому питомцу человека жестоко наказывают. Порицание заслуживает даже кормление собаки неподобающей пищей. Если пес получает увечье в процессе деятельности, то ущерб возмещается наказанием, а за смерть животного владельца жестоко избивают плетью, используемой для лошадей. Если человек убивает собаку, то весь его род подвергается проклятью до девятого колена, а самого убийцу после кончины ждут толпы адских демонов, но на помощь ему никто не придет, так как светлые силы от него отвернулись.

Но и равенство с человеком накладывает определенные требования на собак. Собаку также судят и наказывают, если она напала на человека. Один укус стоит псу уха, за второй собака лишается второго уха, после идет хвост, конечности… Если собака не исправляется, ее ждет смертная казнь.

Различное отношение к друзьям нашим четвероногим во многом зависит от религиозных воззрений, однако, помогать ближнему и поддерживать слабых не порицается ни одной религией и больше относится к человеческим качествам.

Догипедия рекомендует:

Рубрики: Интересное о собаках |

автор Male

dogipedia.ru

Обладает ли собака природой Будды

Обладает ли собака природой Будды

Приход созерцания

Одного человека очень волновал, как ему казалось, крайне важный вопрос и, наконец, он пришел к чаньскому наставнику, чтобы задать его:

— Обладает ли собака природой Будды?

— Му! — произнес в ответ чаньский учитель.

Путы спадают

«Му» — над сутью этого ответа вот уже в течение многих веков размышляют как последователи Чань, так и внешние люди. Может быть это иероглиф из слова «су му», что означает «торжественный», «возвышенный»?

Разные люди по-разному прочитывают данный иероглиф, но даже последователи одной школы в разные эпохи и в разных обстоятельствах по-разному трактовали его смысл. А поэтому и мы здесь должны ненадолго прерваться в своих рассуждениях и обратить внимание на одну вещь: все эти рассуждения идут вокруг заданного вопроса, а не вокруг природы Будды! (думаю, не найдется такого последователя христианства, который задаст вопрос: «Похожа ли собака на Бога?»).

В течение жизни у нас возникают мириады вопросов, которые мы хотели бы задать. Но в отношении многих вопросов вряд ли следует, если вообще это нужно, испытывать какие-то сомнения, поскольку они лишь угнетают настроение человека.

«Если что-то волнует — сразу спрашивай», — именно таков подход у современных людей. Но, замечу, у них и такое же состояние духа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Священные животные буддизма и индуизма

Здравствуйте, дорогие читатели!

Тема нашего сегодняшнего разговора — священные животные буддизма и индуизма. Как мы с вами уже знаем, восточные религиозно — философские течения довольно миролюбивы и экоцентричны. Они побуждают любить всех живых существ, которые есть во Вселенной: от мелких насекомых до самого человека.

Особенно сильно отличается буддизм от других мировых религий, в которых акцент делается именно на достижении благополучия для человека. На Востоке же «заботятся» не только о человеке, но и обо всем живом, что нас окружает.

Сам Будда любил и уважал всех живых существ и в разных своих воплощениях был не только человеком, но также принимал облик животных, поэтому и его последователи переняли его учение и отношение к тем, кто соседствует с нами.

Большинство буддийских монахов являются вегетарианцами: они не едят мясо и рыбу, и даже процеживают воду перед тем, как ее пить, чтобы не навредить микроорганизмам, находящимся в ней. Они не ведут охоты или рыбной ловли.

Тайские монахи

Приверженцы индуизма также не едят мясо. Индия вообще практически полностью вегетарианская страна. Кстати, об этом вы можете подробнее прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Содержание:

Животные символы и их значения

Священные птицы в индуизме и буддизме

Заключение

Животные символы и их значения

Есть животные, которые имеют для буддистов особое значение. Например, такие, как:

  • слон
  • корова
  • собака
  • лошадь
  • лев
  • обезьяна
  • тигр
  • змея
  • олень
  • кошка
  • черепаха

металлическая статуэтка черепахи

Поскольку и индийская, и буддийская культуры насыщены символикой, то каждое из перечисленных животных олицетворяет определенные вещи. Давайте рассмотрим, какие именно.

Слон

Слон — это символ мудрости, справедливости, доброты, стабильности. Образ белого слона неразрывно связан с буддизмом и занимает особое место в нем.

статуэтка буддийская

Существует легенда, которая гласит, что перед рождением Будды его матери приснился белый слон. Тогда мудрецы предрекли ей появление на свет необычного ребенка. Также считается, что когда герои, святые или властители покидают мир живых, они перевоплощаются именно в слона.

В индуизме слон — это символ долголетия, силы и мощи. Например, индийский бог мудрости и счастья Ганеша всегда изображается со слоновьей головой. Ганеша является одним из любимейших божеств в Индии.

божество ИндииИндийский бог Ганеша

Еще больше узнать о символике слона в буддизме вы можете здесь.

Корова

Корова особо почитается в Индии. Корова является кормилицей, «матерью» в восточных странах, дарует благосостояние. Она дает молоко, кормит людей. Убивать и есть говядину строго в Индии запрещено. На корову нельзя даже кричать. Индийцы и в наши дни верят, что корова может исполнять желания и приносить богатство.

индус и корова

Собака

Собаки — одни из самых любимых животных тибетцев. В Непале в ноябре празднуется фестиваль Тихар. Один из дней это праздника посвящен почитанию собак: их украшают цветными гирляндами и преподносят вкусные угощения.

В Непале считается, что эти преданные человеку животные могут общаться с богом смерти Йама.

Божество ЙамаБог смерти Йама

А вот в индуизме собаки считаются «нечистыми» животными и их даже боятся. Связано это, скорее всего, с тем, что когда человек «переходит» в иной мир, его на этом пути сопровождают именно собаки. Также собака сопровождает и бога Индру.

Тигр

Тигр в индуизме обозначает касту кшатриев. Кшатрии — это вторая каста после брахманов, это каста воинов. Тигр, соответственно, олицетворяет силу, мощь и власть. Богиня Дурга — супруга бога Шивы часто изображается верхом на тигре.

супруга Шивы верхом на тигреБогиня Дурга

В китайском буддизме тигр особо почитается: перед входом в монастыри часто можно встретить каменные изваяния тигров. Это животное символизирует храбрость, силу, отвагу. А вот в Таиланде находится самый известный тигриный монастырь школы Тхеравады. Он является приютом для многих видов дикой живности.

Монах с тиграми в монастыре в Тайланде

Лев

Лев — это символ Будды. Изображения снежных львов было утверждено Далай-ламой на государственном флаге и гербе Тибета. Также лев присутствует на монетах и купюрах. Снежный лев является одним из постоянных спутников будд и бодхисаттв.

В индуизме лев — один из десяти аватаров бога Вишну.

Лошадь

Лошадь у индуистов обозначает средство передвижения души в мир иной.Лошадь очень любима буддистами. Она символизирует упорство, ум, свободу и даже элегантность.

Обезьяна

Эти существа символизируют низменные страсти. Однако в буддийской культуре существует талисман «Три обезьяны — не вижу, не слышу, не скажу», который олицетворяет нежелание видеть злое, слышать злое и говорить о злом.

Этот талисман иногда продается и в сувенирных лавках некоторых дацанов — храмов тибетской ветки буддизма, один из них нам удалось приобрести.

Буддисты также считают обезьяну ранним воплощением самого Будды.

Символика буддизма

В индуизме обезьяна — это символ бога Ханумана, сына бога ветра. Хануман имел обезьяноподобный вид и почитался индусами. В Индии есть целые храмы, в которых живут исключительно обезьяны.

Змея

Змея является особо почитаемым существом в восточных учениях как символ мудрости. В индуизме она означает собой природу, первоначальный хаос. Кобры являются священными для индусов, которые считают, что те могут защищать жилище.

В буддизме змея, с одной стороны, священна — именно кобра защитила Сидхартху Гаутаму от дождя во время медитации, и Будда иногда изображается со змеей. Однако эта рептилия изображается также и в центре колеса сансары, где олицетворяет один из грехов.

Сидхартха во время медитации под защитой кобры

И в индуизме и в буддизме существуют волшебные змеевидные особи, которые называются Наги, т.е. змеи. Они выглядят мифическими живностями с головой и телом человека, сверху которых находятся змеиные головы или вместо ног у них располагается змеиный хвост. Они выполняют роль посредников между людьми и богами.

змееподобные существа в ИндуизмеНаги в индуизме

Олень

Олень относится к религиозной символике буддизма. Олицетворяет чистоту и первозданность. Часто изображения самого Будды можно увидеть вместе с оленем. Согласно легенде, Будда был оленем в одной из своих жизней и свое учение он впервые рассказал именно в оленьем парке близ Варанаси.

Кошка

У буддистов бытует мнение, что кошка, как и человек, может достичь просветления, нирваны.

В индуизме нет практики поклонения кошкам, однако индуисты верят, что души предков могут перерождаться в кошек, поэтому относятся к ним с уважением.

Черепаха

Черепаха — символ долголетия. Изображение черепахи может принести удачу и материальное благополучие. В буддизме она считается одним из воплощений бодхисаттвы, а в Индии — вторым аватаром бога Вишну.

Интересно, что большие каменные статуи черепах можно встретить в степи в Монголии. Там есть даже ресторан в виде черепахи.

Ресторан в Монголии

Священные птицы в индуизме и буддизме

В восточной культуре существуют чтимые и боготворимые птицы. Самые известные это феникс, уточки — мандаринки, журавль, павлин, орел, петух. Каждая из них несет определенный смысл, с которым мы с вами и познакомимся.

Павлин

Он — воплощение красоты и благородства, один из символов Индии. В буддизме он означат бдительность и сострадание. Считается, что до своего человеческого воплощения Будда был павлином.

Уточки-мандаринки

Являются символом супружеской верности. Их изображения можно дарить молодоженам, чтобы в их жизни как можно дольше сохранялись любовь и счастье. В некоторых направлениях буддизма считается, что Будда, будучи ребенком, играл с парой таких уточек.

символ супружеской верности

Журавль

Журавль — один из знаков долголетия. В буддизме символизирует зиму.

Петух

Петух — это мужественность, доблесть, смелость. В буддизме олицетворяет чувственные желания и является одним из трех животных в центре круга сансары.

Феникс

Означает тепло, солнце, жизнь, способен помочь женщинам, страдающим бесплодием.

В буддийском храме в Киото есть павильон феникса, эта птица также украшает крышу храма.

Орел

Орел в буддизме является птицей, на которой летал Будда.

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели животных и птиц, которые считаются святыми и ценными в восточных странах и религиях, выяснили, что они символизируют. Мы узнали об отношении к живым существам в буддизме и индуизме. Надеемся, что этот небольшой экскурс был для вас познавательным и интересным.

До новых встреч!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!

o-buddizme.ru

Собака и человек. Собака в буддизме

Мифология

Древний ЕгипетМесопотамияИндияСкандинавияДревняя Греция и РимЯпонияКитайЮжная АмерикаСеверные народыДревняя РусьДругие

Религия

ХристианствоИсламБуддизмЗороастризмИудаизм

Буддизм

Буддизм - это религия, в которой нет верховного бога, но существуют представления о Будде, которому поклоняются как богу. Буддисты верят в реинкарнацию душ всех живых существ. Каждый своими плохими или добрыми поступками и даже мыслями создает себе Карму. После смерти на основании своей Кармы человек перерождается в какое-либо существо, или же вообще прерывает круг Сансары (цепь перероджений). Каждый буддист должен понимать, что он может переродиться в животное. Поэтому для буддистов немыслимо жестокое отношение к любым живым существам. и если все же кто-то решается причинить вред животному, он тем самым портит свою Карму, и приближается к перерождению таким же животным. Будда часто изображается, окруженным животными. По-видимому, это символизирует его всеобжюю любвь ко всем созданиям. (Метта), так что даже самые опасные звери не причиняют ему вреда. Животные - это создания с плохой Кармой. Улучшив Карму, они в будущем могут переродиться в людей. Поэтому большинство людей в буддистских странах придерживаются вегетарианства. Каждый месяц в день полнолуния отмечается день Пойя (Poyaday). В этот день все правила и запреты приобретают особую силу: нельзя убить даже блоху. Однако такая любовь к животным существует в большинстве случаев только в теории, в реальной жизни в буддистских странах очень много бродячих кошек и собак. Люди относятся к ним безразлично, не причиняя вреда, но и не оказывая какой-либо помощи. Они считают, что животные сами виноваты в своей плохой Карме. По рангу перерождений собаки стоят выше, например, чем кошки. Но это касается только породистых животных. Обычных бродячих собак особо не жалуют, хотя в тоже время с уважением относятся к породистым животным. Самыми популярными породами в Шри-Ланке, буддистской стране, являются немецкая овчарка и белый шпиц, владение такими собаками повышает статус человека в обществе, показывает его благосостояние. Однако в то же время указами правительства Шри-Ланки регулярно отлавливаются и уничтожаются бродячие собаки - и большинство людей относятся к этому равнодушно. Несмотря на все это, монахи в буддистских храмах не забывают о брошеных животных, подкармливая их. Буддизм возник в Индии и затем распространился по всему востоку, сначал проник через Великий шелковый путь в Китай, затем через Корейский полуостров в Японию в 6 веке. С приходом новой религии в Японии появились и ее атрибуты, к которым относились и изображения Будды с двумя, охраняющими его львами. Отсюда пошла традиция ставить изображения двух львов у ворот храма или около Будды. Однако это еще были просто львы, а не собако-львы. Собак-львов можно увидеть у ворот многих японских храмов, они символизируют охраников зданий. Большинство из них делались из камня, однако существуют и деревянные скульптуры этих мифических животных. Известно, что периоды Хейан и Камакура в Японии (8-14 вв) изображения собако-львов располагали не снаружи здания, как это делается сейчас, а внутри под крышами домов или ворот. В этот период почти все буддистские и синтоистские сакральные скульптуры изготовлялись из дерева, и когда собака-львов стали размещать снаружи здания, их стали делать из более прочного и устойчивого камня. Эти животные выглядят очень страно, и совсем не подходят под наши представления о собаке, скорее они напоминают диких зврей. Поэтому разные скульпторы по-своему интерпретировали облик этого мифического зверя. Существует представление о том, что эти собаки якобы попали в Японию из Кореи, и поэтому их часто называют Корейские псы. Другие верят в то, что в древности на острове Куси (Хайато) жили особые люди, которые одевались, чтобы быть похожими на собак и лаяли как псы, чтобы охранять императоров. Так же существует представления, что эти собаки происходят непосредственно от своих предков: львов, охраняющих буддистские храмы. Некоторые из этих животных изображены с открытой пастью, другие же с закрытой, к тому же последние часто изображаются с рогом на голове. Именно те, у которых рот закрыт, а на голове есть рог явяются собако-львами, другие же, с открытой пастью, представляют собой изображения львов. Традиция ставить вместе изображения и льва, и собако-льва возникла в периож Хейн (794-1185). До этого, в период Нара, всегда изображались только два льва. Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов.

dog-info.narod.ru

Что общего между Буддой и собакой. Часть I.

Что общего между Буддой и собакой. Часть I.

Есть одна известная дзен история:

К дзен-мастеру пришел мужчина и спросил, — «Обладает ли собака природой Будды?»

Такой вопрос вы не можете задать в другом месте. Если вы спросите христианина, «Обладает ли собака природой Христа?», он придет в бешенство. Вы оскорбляете Христа, единственного Сына Божьего. Это не только богохульно, это кощунственно. Но в буддизме такое можно спрашивать, это не проблема.

И ученик просил мастера, — «Собака обладает такой же природой, как и Будда?»

Ответ мастера очень странный и неоднозначный, и столетиями люди размышляют над ним. Он стал коаном, на который медитируют.

Мастер сказал, — «Му», что означает «ничто». Теперь есть проблема: что он имел в виду под МУ? Оно также может означать «нет». Оно может означать «ничто», оно может означать «нет». Говорит ли он, что у собаки не такая природа, как у Будды? Такое невозможно услышать от дзен мастера. Тогда что он имел в виду под МУ? Он не имел в виду «нет», он имел в виду «ничто». Он говорит: Будда есть ничто, и собака тоже. Он говорит «да», говоря «нет».

Он говорит: Да, собака обладает такой же природой, как и Будда, но Будда есть ничто! Собака тоже. Нет «я» ни у Будды, ни у собаки. Внутри никого нет! Будда пуст, и собака тоже. Только формы разные, сны разные. Собака видит сны, что она собака – вот и все. Ты видишь сон, что ты – человек, кто-то другой видит сон, что он – это дерево. Но внутри никого – чистая тишина.

Тишина – это самадхи. Когда у тебя появляются проблески этой самадхи, твоя жизнь начинает меняться. Тогда ты впервые живешь, в поэтическом смысле. Тогда смерть не сеет в тебе страх. Тогда ничто не может потревожить тебя, или сбить с пути.

Ответ мастера МУ на самом деле означает «да». Но он не сказал «да» по определенной причине – потому что это «да» будет не так понято. Тогда человек может подумать, что собака обладает таким же «я», как и Будда. Именно поэтому он не использовал слово «да». Он сказал «нет». Но он не имел в виду, что собака не обладает такой же природой. Он имел в виду, что у обоих внутри небытие. Формы разные. Для буддиста, особенно для дзен буддиста, нет ничего мирского и нет ничего сакрального.

(часть II)

ОшоTake It Easy, Vol 1, Chapter 1перевод: Ананда

  • Что общего между Буддой и собакой. Часть I. 
  • Похожие статьи

    comments powered by HyperComments

    oshogid.com

    Собачий вопрос дзен - Журнал Морфея и его об'ятий

    Собачий вопрос дзен [Sep. 5th, 2010|02:22 pm]

    Karachee

    Чудесным образом удалось натолкнуться на полный вариант беседы Дзйсю с неизвестным монахом о природе Будды в собаке:

    Монах спросил у Дзёсю, есть ли у собаки природа Будды. — Нет! — ответил Дзёсю. — Все ползучие земные твари имеют природу Будды. Как может собака не иметь ее? — спросил монах. - Вследствие своего кармического неведения ты привязан к мыслям и эмоциям, — сказал Дзёсю. - Есть ли у собаки природа. Будды? — снова спросил монах. - Да! — ответил Дзёсю. — Вы говорите «Да!», но как может природа Будды поместиться в теле собаки? — спросил монах. — Он грешит, сознательно и преднамеренно, — ответил Дзёсю.

    Однако сия история стала известной, популярной и расхожей в варианте, изложенной Уммоном в Мумонкане.(собственно зависимость обратная. потому что она стала расхожей и известной в таком виде она и попала в сборник)

    Однажды монах спросил у Дзёсю: — Есть ли у собаки природа Будды? — My! [Нет!] — ответил Дзёсю.

    Возникает вопрос, почему она сократилась до одного "Нет", что очевидно признавалось поздними пересказчиками как наиболее сутевое в ней..А очень просто, ортодоксальный буддийский ответ на этот вопрос - "Да". Все существа имеют природу Будды и должны быть приведены к просветлению.[уничтожены]Дзёсю же произносит "нет", либо он офигел, либо нет, но тогда тут коан и есть о чем подумать.

    p.s. Ещё пара интересных более поздних диалогов восходящих к рассуждению о собаке

    Войдя в храм, Сайгун заметил, что воробей оставил свои следы на голове статуи Будды. — Имеет воробей природу Будды или нет? - спросил Сайгун. - Имеет! — ответил Нёэ. — Почему же тогда он оставил следы на голове Будды? — спросил Сайгун. - Оставляет ли воробей следы на голове у ястреба? — ответил Нёэ

    — Имеют ли живые существа природу Будды или нет? - Имеют, — ответил монах. Тогда Окэйсе указал на рисунок собаки на стене и спросил: - Имеет ли это природу Будды?

    Comments:

    Вот пусть сама природа и отвечает на эти вопросы. Или хотя-бы Будда :)

    Тут дело не столько в отвечании, сколько в вопрошении. )

    Не будда - спрашивает.Будда - не отвечает :)

    Где-то мне встречалось, что это самое "му!" - одновременно и "нет", и звукоподражание собачьему лаю. То есть ответ прозвучал как "гав!" :)

    Есть ещё и такое понимание "му" (или "ву") - что это значит ни да ни нет. А значит что просто нет такого ответа.

    Собственно да, по сути изначально так и есть, он отвечает и "нет" и "да" указывая, что и тот и другой ответ, не является ответом.

    Интересно. Вообще собака в том Китае, это животное низкое, вроде нашей свиньи, которая везде "грязь найдет" и слушается палки. Для европейской культуры собака наоборот, скорее символ преданности, верности, дружбы. А природа Будды в прямом прочтении, это чистота, незагрязненность, "безгрешность".

    — Есть ли у собаки природа Будды?— My! [Нет!] , это у природы Будды есть собака!

    Подборка суперская, спасибо. Где взял?

    может фишка в том, что что бы ни ответил Дзёсю, да или нет, это не приведет монаха к осознанию природы Будды,это будет всего лишь слова, умствование..

    Дело тут обстоит таким образом, что монах приходит испытывать Дзёсю каверзным вопросом. Дзёсю же ломает ему сценарий. Если перевести на язык европейской культуры, было бы что-то такое:

    Вопрос: Всё зло в мире исходит от Бога, или только от Дьявола?Ответ: Только от Дьявола.Вопрос: Но если сам Дьвол - создание Бога, то от кого исходит всё зло?Ответ: ...

    Это схема, которая требует от отвечающего "родить" свой ответ, поскольку следовать только догме, он тут не может. Догма ответа не дает. Так и проверяется типа мастер.

    Дзёсю же дает ассиметричный ответ:

    Вопрос: Всё зло в мире исходит от Бога, или только от Дьявола?Ответ: Исходит от Бога.

    Монах в непонятках и демонстрирует, что Вследствие своего кармического неведения привязан к мыслям и эмоциям. На что ему и указывает Дзёсю. И после этого позволяет монаху отыграть свой сценарий, выдав опять таки ассиметричный ответ.

    - Он грешит сознательно и преднамеренно.

    В данном случае он указывает что природа Будды, проявляется прежде всего как осознанность, отсутствие неведения, при этом действия существа могут быть или казаться "нечистыми" в силу связанностью наблюдателя мыслями, эмоциями, представлениями.

    спасибо! приятно получить такое развернутое и глубокое объяснение )

    тут родилась еще одна идея насчет этого му! : что таким образом он и показал саму природу будды, вне ума,слов и концепций, потому что слова и образы, стоящие за ними- это все ум, а такое звукосочетание- вообще не означает ничего и указует на отсутствие умственного анализа значения этого му- ум замолкает в тупике и тут может как раз проявится истинная природа! но правда это хорошо именно в русском понимании этого диалога, может на их родном му все ж что-то да обозначает:-) кстати вроде такое объяснение или ему подобное упоминалась в переводах или еще где-то,не помню уж точно. как считаете,имеет место быть?

    Первый раз, когда я услышал эту историю, от отца году так в 82-84, там именно что не давалсь расшифровка "Му", т.е. вроде как ответ, который и не "да" и не "нет". Соотвественно такая версия, она тоже была и не нова, причем именно на российской почве. Но я не знаю откуда это пошло, люди, которые потом были более в теме, однозначно говорили, что "Му" здесь, это японское - "Нет".

    ну тогда два раза "ку!"

    мне кажется 2 вещи: пояснения дзесе дописаны позже с целью нравоучения, они как то не вписиваются в ткань коана. а его ткань в том может ли большее быть частью меньшего. собственно это и есть коан.

    Думаю, это было бы слишком просто, если бы речь шла о том, может ли большое быть частью меньшего.

    karachee.livejournal.com

    Буддизм

    "Кость, брошенная собаке, не есть милосердие;

    милосердие - это кость, поделенная с собакой,

    когда ты голоден не меньше ее"

    .Дж. Лондон

    Буддизм - это религия, в которой нет верховного бога, но существуют представления о Будде, которому поклоняются как богу. Буддисты верят в реинкарнацию душ всех живых существ. Каждый своими плохими или добрыми поступками и даже мыслями создает себе Карму. После смерти на основании своей Кармы человек перерождается в какое-либо существо, или же вообще прерывает круг Сансары (цепь перероджений). Каждый буддист должен понимать, что он может переродиться в животное. Поэтому для буддистов немыслимо жестокое отношение к любым живым существам. И если все же кто-то решается причинить вред животному, он тем самым портит свою Карму, и приближается к перерождению таким же животным.

    Будда часто изображается, окруженным животными. По-видимому, это символизирует его всеобщую любвь ко всем созданиям. (Метта), так что даже самые опасные звери не причиняют ему вреда. Животные - это создания с плохой Кармой. Улучшив Карму, они в будущем могут переродиться в людей. Поэтому большинство людей в буддистских странах придерживаются вегетарианства.

    Каждый месяц в день полнолуния отмечается день Пойя (Poyaday). В этот день все правила и запреты приобретают особую силу: нельзя убить даже блоху. Однако такая любовь к животным существует в большинстве случаев только в теории, в реальной жизни в буддистских странах очень много бродячих кошек и собак. Люди относятся к ним безразлично, не причиняя вреда, но и не оказывая какой-либо помощи. Они считают, что животные сами виноваты в своей плохой Карме.

    По рангу перерождений собаки стоят выше, например, чем кошки. Но это касается только породистых животных. Обычных бродячих собак особо не жалуют, хотя в тоже время с уважением относятся к породистым животным. Самыми популярными породами в Шри-Ланке, буддистской стране, являются немецкая овчарка и белый шпиц, владение такими собаками повышает статус человека в обществе, показывает его благосостояние. Однако в то же время указами правительства Шри-Ланки регулярно отлавливаются и уничтожаются бродячие собаки - и большинство людей относятся к этому равнодушно. Несмотря на все это, монахи в буддистских храмах не забывают о брошеных животных, подкармливая их.

    Буддизм возник в Индии и затем распространился по всему востоку, сначал проник через Великий шелковый путь в Китай, затем через Корейский полуостров в Японию в VI веке. С приходом новой религии в Японии появились и ее атрибуты, к которым относились и изображения Будды с двумя, охраняющими его львами. Отсюда пошла традиция ставить изображения двух львов у ворот храма или около Будды. Однако это еще были просто львы, а не собако-львы. Собак-львов можно увидеть у ворот многих японских храмов, они символизируют охраников зданий. Большинство из них делались из камня, однако существуют и деревянные скульптуры этих мифических животных. Известно, что периоды Хейан и Камакура в Японии (VIII-XIV вв.) изображения собакольвов располагали не снаружи здания, как это делается сейчас, а внутри под крышами домов или ворот. В этот период почти все буддистские и синтоистские сакральные скульптуры изготовлялись из дерева, и когда собака-львов стали размещать снаружи здания, их стали делать из более прочного и устойчивого камня. Эти животные выглядят очень страно, и совсем не подходят под наши представления о собаке, скорее они напоминают диких зврей. Поэтому разные скульпторы по-своему интерпретировали облик этого мифического зверя. Существует представление о том, что эти собаки якобы попали в Японию из Кореи, и поэтому их часто называют Корейские псы. Другие верят в то, что в древности на острове Куси (Хайато) жили особые люди, которые одевались, чтобы быть похожими на собак и лаяли как псы, чтобы охранять императоров. Так же существует представления, что эти собаки происходят непосредственно от своих предков: львов, охраняющих буддистские храмы. Некоторые из этих животных изображены с открытой пастью, другие же с закрытой, к тому же последние часто изображаются с рогом на голове. Именно те, у которых рот закрыт, а на голове есть рог явяются собако-львами, другие же, с открытой пастью, представляют собой изображения львов. Традиция ставить вместе изображения и льва, и собако-льва возникла в периож Хейн (794-1185). До этого, в период Нара, всегда изображались только два льва. Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как львов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов. 

    В. Ю. Крюкова 

    sherif-aga.ru