Богиня собака
Страница 1 из 4 Если обратиться к мифологиям Древней Греции, Рима, Египта, Вавилона, Индии, Китая и других народов и племен, то можно найти большое количество имен для наших питомцев, причем коротких кличек собак с внутренним содержанием и историей. Это один из подходов, как назвать собаку. Вы еще не знаете будущий характер Вашей собаки, а кличка должна соответствовать ему, поэтому перед тем, как выбирать имя собаке, стоит посмотреть гороскоп собаки - под каким знаком зодиака она рождена и уже потом выбирать кличку под будущий характер собаки. Собачий гороскоп смотрите здесь ---> Гороскоп для собак. Короткие клички собак на букву "А"Имя для кобеля:
Имя для суки:
Короткие клички собак на букву "Б"Имя для кобеля:
Имя для суки:
|
Корнеев Лев. Слово о собаке
Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуры Керма, существовавшей на севере нынешнего Судана, показывают, что около четырех тысяч лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков. В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке — палка, рядом — веер из страусовых перьев, по левую руку лежал маленький кожаный кошелек, а у ног — молодая собака рыжей масти. Эта собака, точнее, то, что от нее осталось, напоминает басенджи, пастушескую собаку, которая была широко распространена в долине Нила еще 500 лет назад.Равные богам
Древнегреческая богиня Диана с собакой. Эрмитаж. Ленинград.
Актеон защищается от напавших на него собак, посланных Дианой (барельеф). Древняя Греция.
Область почитания собаки распространилась у древних греков и на небесные сферы. Восход звезды Собаки, Сириуса, знаменовал собой начало нового года у афинян, а собака могучего охотника Ориона в порядке поощрения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на небосводе.Фрагмент древнегреческой вазы.
И конечно, согласно древнегреческой мифологии, трехглавый адский пес Цербер, на шее которого с грозным шипением шевелились змеи, сторожил выход из мрачного царства Аида, неумолимого брата Зевса, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей. Там, в царстве Аида — по-древнеримски Плутона, — на берегах священной реки Стикса (не путать с Летой!) водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту великой богини Гекаты, которая блуждала безлунными ночами в глубокой тьме по дорогам и у могил, сопровождаемая (помимо стигийских собак) всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и тяжкие сны. Геката слыла помощницей в колдовстве и по совместительству — против колдовства; чтобы задобрить ее, люди приносили в жертву собак. Пес рангом ниже Цербера — всего лишь двухголовый, по кличке Орфо, — согласно древнегреческим мифам, пас коров любимца богов Гериона. Использовали собак боги древних греков и на охоте — взять хотя бы ту же Артемиду, которая превратила в оленя охотника Актеона (он тоже охотился с собаками) за то, что несчастный юноша застал богиню за раздеванием. Суровые, надо сказать, нравы царили в древности! Кстати сказать, собак Актеона — они тоже ведь таращили глаза на обнаженную богиню! — суровая девственница никак не покарала. Ибо в Древней Греции собака даже у богов пользовалась уважением. Понятно, почему никто в Греции в те времена не удивлялся, когда философ Сократ то и дело клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку тоже большим философом…На этой монгольской почтовой марке изображена декоративная комнатная собака редкой породы папильон.
В переводе с французского это слово означает «бабочка»: ушки собаки, окрас которых — черный, красный или песочного цвета — частично переходит на белую мордочку, напоминают крылья бабочки. Папильон — это карликовый спаниель со стоячими ушами, выведенный в Испании и Италии в XV–XVI веках. Не исключено, что в формировании породы папильон принимали участие мексиканские собачки чихуахуа. Разновидность папильонов с висячими ушами во Франции называется «карликовый спаниель с висячими ушами». Папильон, как считают специалисты, поколениями выращивался с единственной целью — для дамского времяпрепровождения. Известно, что папильоны долгое время пользовались большой популярностью при дворе французских Людовиков. Собачка из породы папильон была любимицей казненной французской королевы Марии-Антуанетты, которая не расставалась с ней до самой плахи. И ныне папильоны, изящные миниатюрные собаки, словно самой природой предназначенные в спутники человеку городскому, во Франции в большой чести: несмотря на кажущуюся хрупкость, папильон легко переносит резкие смены температур, не боится ни жары, ни зимних холодов. У папильона длинная шелковистая шерсть; высота в холке собаки составляет 20—25 сантиметров, вес — до 4 килограммов. Папильоны распространены ныне помимо Франции также в Бельгии, Англии, США и Голландии. Папильон — веселая, игривая собака. Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции — Диоген. Он следовал в жизни заповедям циников, согласно которым не нужно соблюдать какие-либо приличия в обществе, а наоборот — стремиться к «абсолютной свободе». Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия. Когда Александр Македонский познакомился с этим удивительным «поборником свободы», то услышал такой совет: «Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе». В ответ Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!» Великий Рим не уступал эллинам в интересе и любви к собакам. Римляне различали пастушеских собак, охотничьих и, конечно, боевых. На римских аренах сражались молоссы из Эпира и мощные доги из Британии. Римляне выбивали изображения собак на своих монетах, изображали их на фресках, выкладывали в мозаичных панно. Их воспевал в своих стихах великий Вергилий. Но особой популярностью у граждан и гражданок «вечного города» пользовались комнатные собачонки. Они в большом количестве содержались во дворцах аристократов всех калибров. Комнатные собаки были так любимы в домах римских патрициев, что Юлий Цезарь как-то даже поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение в любви декоративным собачкам… Обожествление собаки предшествовало культу Солнца в древнем Перу, а многие племена индейцев Аляски полагали, будто предками их были местные лайки. Небезынтересно отметить, что антиподы аляскинских обитателей, аборигены Суматры, были точно такого же мнения. Только, разумеется, род свой они вели не от лаек, которые на острове не водились, а от иных лающих предков… Индейцы племени потаватуми, люди с весьма богатой фантазией, утверждали, что, когда старуха, которая взобралась на Луну, окончит вязать свою корзину, наступит конец света. Но к счастью для рода людского, всякий раз, когда злокозненная бабка должна вот-вот завершить свою работу, появляется Большая Собака. Она проглатывает бабкин полуфабрикат и тем самым спасает человечество от неминуемой гибели. Доказательство сего процесса для них очевидно: ведь именно поэтому происходят периодические лунные затмения…Сцена охоты на древнеримском горельефе. Римские бани. Потсдам.
Собаке поручались не только души людей. И поныне в некоторых странах мира тело усопшего иногда предается не земле или огню, а «попечению» клыков собак либо хищных зверей. Напрасно было бы упрекать при этом организаторов подобных похорон в дикости: вероятно, по их верованиям, именно желудок животного — лучшее вместилище души дорогого покойника… Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.В боевых порядках легионов
Отношение к собаке в еще не открытой Америке в прошлом удивительно соответствовало установкам многих обитателей Старого Света. Ацтеки, например, своих собачек однозначно считали священными животными. С их помощью, полагали подданные Монтесумы и прочих ацтекских тоталитарных правителей, душа человека может спастись после его смерти. Ибо именно собаки предназначены помочь душе человеческой найти верный путь в потусторонний мир. Поэтому последний взор, умирающий ацтек обязательно обращал на свою собаку, бесспорно видя в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина… Собака занимала высокий ранг и в обществе древних персов. Их бог — пес Ахура Мазда — весьма гордился тем, что он «самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро». Находили древние персы разнообразное применение своим псам и в повседневной жизни. Так, они использовали собак в боевых порядках своих войск. Известно, например, что древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры широко применял при атаках противника своры мощных боевых мастифов, вес которых достигал почти центнера. Этот обычай — явное заимствование: халдеи еще в IX веке до нашей эры при вторжении в Южную Месопотамию обучали собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами. Впоследствии использование боевых псов имело место и в Древнем Риме. Около двух тысяч лет назад договидные собаки вместе с азиатскими овцами в качестве военных трофеев были завезены в Грецию, где широко распространились. По преданию, эти собаки были подарены Александру Македонскому в Индии и происходят от тибетских догов, высокоценимых в то время в Месопотамии. В Римскую империю они проникли из Греции под названием «эпирских» собак или молоссов, и из Восточной Европы — из сарматского племени аланов под названием «аланской» собаки. Своры обученных боевых молоссов придавались римским легионам. В войнах рабовладельческого периода собаки в бою составляли первую шеренгу, во второй шли рабы, а в третьей — воины. Молоссы, прославленные поэтами Древнего Рима, отличались такой силой и свирепостью, что могли вступать в поединок со львами или медведями. На потеху римлянам они использовались для бесчеловечного представления на аренах цирка в боях с гладиаторами и дикими зверями. «Спустите боевых псов!» — кричал Марк Антоний над телом убитого Юлия Цезаря. Молоссы дали начало целому ряду крупных и сильных пород: догов, сенбернаров, ньюфаундлендов, ротвейлеров, аланов, кувасов, пиренейских овчарок, бульдогов и других.Месопотамская боевая собака (ассирийский барельеф).
Впрочем, главной сферой применения собачьих талантов и в Древней Греции, и в Древнем Риме была охота, охрана дома и имущества, игры с чадами и домочадцами. Кроме молоссов и мастифов популярны были также гладкошерстные гончие, различные комнатные собаки, особенно предки мальтийских болонов — мелиты. В дошедших до нас произведениях древнегреческих писателей имеется немало указаний, что древние греки тоже весьма ценили собак и широко применяли их в хозяйственной деятельности. Более 2300 лет назад некий Ксенофон, военачальник из Афин, составил первый известный в мире кинологический трактат «Псовая охота», в котором он описал различные способы натаски собак, разыскивающих дичь при помощи чутья. Несколько позднее древнегреческий историк Арриан сделал описание пород собак, разыскивающих дичь; он, в частности, советовал: «Обязательно погладьте гончака по голове, похвалите, если тот поймает зайца, скажите ему: «Отлично, Сиррус! Прекрасно, Боннас! Браво, мой Хори!» Ибо, подобно людям благородной души, собаки любят, когда их хвалят!» А кто же этого не любит?Английский бульдог.
По правде сказать, древнегреческие собаки вполне заслуживали похвалы. По преданию, ведь именно они спасли от врагов город Коринф, когда уснула, упившись вином, стража городских стен, а противник в тот час хотел взять город штурмом. Враги бесшумно взобрались на городские стены, но бдительные псы набросились на них. Завязался бой людей с собаками. Верные псы держались до последнего: помощь подоспела когда в живых остался всего лишь один пес… На следующий день героической собаке из местной казны была выдана дорогая награда: массивный серебряный ошейник с надписью: «Защитник и спаситель Коринфа».Во многих странах Европы и Америки выходят красочные журналы, посвященные вопросам содержания собак и других домашних животных в городе и деревне.
Трудно переоценить ту пользу, которую приносят десяткам миллионов людей подобные издания. Настало время выпуска аналогичного специализированного журнала и в Советском Союзе.Это — ротвейлер.
Предками его считаются крупные собаки, сопровождавшие римские легионы: они охраняли продовольственные обозы легионеров, рогатый скот. Так собаки попали в европейский город Ротвейлер, где купцы использовали их для тех же целей, что и легионеры. К целенаправленному разведению породы приступили в начале XX века, именно этим периодом датируется появление названия породы — ротвейлер. Сегодня эта собака распространена и популярна во всем мире. Крепкого телосложения, мускулистая, мощная. При ее выведении не стремились к привлекательному экстерьеру, достоинствами считались сила и самостоятельность. Хвост у щенка обрезается на четвертый день после рождения. Шерсть короткая, гладкая, несколько жестковатая, окрас неоднородный; черный цвет спины переходит в темно-красный на морде, груди и лапах. Ротвейлер — собака уравновешенная, спокойная, умная. Очень привязана к хозяину, неподкупна и преданна, недоверчиво относится к посторонним, но не коварна. Характер бойцовский, атакует стремительно. Восприимчива, легко поддается обучению, быстро усваивая необходимые навыки. Использование собак для охраны крепостей имеет давнюю историю. Еще 6000 лет назад с этой целью собак выводили на ночь за крепостные стены и запирали ворота. Привыкшие получать пищу от своих хозяев в крепости, собаки оставались до утра под стенами, будя стражу громким лаем в случае попытки противника под покровом ночной темноты приблизиться к крепости.Дороже человеческих душ
В средние века, в эпоху феодализма, расцветает слава охотничьих собак. Короли и герцоги, бароны и графы содержали охотничьи своры, в которых насчитывались многие сотни голов. Например, граф Гастон де Фуа, автор манускрипта об охоте с собаками, даже в путешествие брал с собой до полутора тысяч четвероногих охотников. Так было во Франции в XIV веке. Но и Азия не отставала от Европы. Венецианский землепроходец Марко Поло рассказывал, что у великого хана Хубилая, завоевавшего Китай, два брата были заядлыми охотниками, каждый из которых имел более 2 тысяч охотничьих мастифов. Сам же великий хан выезжал на охоту в сопровождении 2 тысяч охотников и 10 тысяч охотничьих собак. Можно себе представить, сколько было гама и лая! Обилие собак в охотничьих сворах в средние века объяснялось, видимо, тем, что в те времена, когда еще не было огнестрельного оружия, для травли серьезного зверя требовалось большое количество псов. Велики были среди них и потери. По данным французских средневековых хроник, при охоте на кабана, устроенной в XVI веке дворянином Жаком дю Фулу, в своре от полусотни собак в живых осталась лишь дюжина. А потому, так же как и средневековые рыцари, особо ценные псы облачались псарями в специальные латы и кольчуги… Забота вполне понятная: хорошие охотничьи собаки ценились исключительно высоко. Натасканная гончая в Англии в XI веке приравнивалась по цене к рабу. Потом цены на собак резко возросли. Спустя пятьсот — шестьсот лет в Российской империи в эпоху крепостного права помещики за хороших охотничьих собак расплачивались целыми деревнями вместе со многими населяющими их человеческими душами… Некоторые французские короли предписывали калечить чужих собак, дабы те не гоняли дичь в королевских угодьях. Исключение делалось лишь для мелких шавок: их вымеряли специальным «собакомером» — металлическим кольцом диаметром семь дюймов. Почему именно семь, а не шесть или восемь дюймов — старинные хроники не сообщают. Возможно, потому, что семерка относилась к числу «магических» цифр: «семь пядей во лбу», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу» и так далее. А спустя столетия, в XIX веке, во французском департаменте Бордо на собак свалилась иная беда: местные каниды пристрастились к поеданию винограда. И владельцы виноградников получили право повесить любого пса, появившегося вблизи без намордника… Уже в эпоху средневековья больных собак заботливо лечили в специальных лечебницах. Миниатюры, изображающие псовую охоту, демонстрируют и различные приемы, и способы врачевания недужных собак псарями и ветеринарами. В лечебницах существовали особые фонтаны для снабжения этих пациентов чистой проточной питьевой водой. И даже особые столбы, обвязанные соломенными жгутами, для удобства исполнения непременного собачьего ритуала. Но в то же время, как и в древности, в средние века собака у многих народов вызывала и всякого рода суеверные чувства. Скажем, немцы полагали, будто собака состоит в сношениях с чертом и прочей нечистью. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека объединялись в зловещем единстве. И черный пес представал для них внешней оболочкой дьявола.Абрахам Хондиус. «Охота на кабана». Вторая половина XII века. Галерея Палатина. Флоренция.
Фрагмент монгольской миниатюры около 1720 года «Пришедшие к святым женщины выходят из воловьей упряжки». Музей Виктории и Альберта. Лондон.
В легендах старой Англии черная собака всегда воплощала злое начало, появление ее предвещало всякого рода несчастья, болезни, смерть. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома, где умирает человек, появляется черная собака, значит, душа покойника на том свете будет вечно страдать и мучиться. Местные жители — пастухи Высоких Татр до сих пор предпочитают собак белого окраса. Они считают, что черные собаки способны причинить скоту любые неприятности. Однако при этом горцы — вопреки всякой логике — полагают, будто заболевшую скотину можно излечить с помощью черной собаки, причем довольно просто: достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку…«Императорская охота». Деталь китайского книжного свитка около 1700 года. Охотничий музей. Мюнхен.
Даже в средневековом Китае, где в принципе считали, будто собака в состоянии отпугивать злых духов и прочую нечисть, к собакам черной масти относились с предубеждением. Бытовало мнение, будто черно-мастные псы могут накликать на хозяев беду. (Впрочем, в совсем еще недавние времена, каких-нибудь сто-двести лет назад, повсеместно было широко распространено убеждение: собаки якобы способны общаться со всякого рода духами, представителями потусторонних сил и загробного мира.) Случалось, собаки — в первую очередь, конечно, черные — на процессах «ведьм» приговаривались к казни через повешение… «Широкую популярность йоги ловко используют различного рода дельцы и шарлатаны. Лучше всего устроился, пожалуй, токийский «гуру» Шигенори Масуда. Он создал школу йоги для… кошек и собак. Около двухсот человек, преимущественно женщины, регулярно приводят своих питомцев на занятия, которые продолжаются около часа. Стоимость одного сеанса — 10 долларов. Масуда утверждает, что йога может избавить животных от нервных болезней, лени, ожирения и других недугов». Подозрения и убеждения средневековых мудрецов в отношении дьявольских связей собак нисколько не мешали людям в ту эпоху использовать собачью кожу для изготовления дамских сумочек, перчаток, обуви.«Охота на кабана» (фрагмент).
В средние века широкое распространение (по инициативе людей, конечно) получили бои собак с быками, вепрями, лошадьми и друг с другом. В Англии вплоть до XIX века большой популярностью пользовалась также травля терьерами в специальных загонах корабельных крыс. В анналы английской кинологии занесен рекордсмен терьер по кличке Билли, который в 1820 году за пять с половиной минут передушил сотню мощных крыс… В средневековье, насколько известно, началась дрессировка собак для ловли людей. Эту практику ввел или во всяком случае поощрял в середине века португальский принц Генрих, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, Благочестивый. Натасканные псы использовались для поисков рабов португальскими мореходами в Западной Африке. Захватывая с помощью огромных собак сотни африканцев, португальцы отбирали на месте самых крепких или самых, с их точки зрения, красивых, остальных же, главным образом стариков и детей, безжалостно убивали или оставляли в сожженных селениях без кормильцев, на произвол судьбы. Отобранных пленников забивали в колодки, грузили на суда, заполняя каждый метр «свободной» площади, и перевозили в Португалию в такой тесноте, в какой никогда не решились бы, боясь убытков, перевозить скот. Смертность среди несчастных узников при длительных морских переходах была ужасающая, но продажа уцелевших рабов все же приносила предпринимателям, королевской казне огромные прибыли…thelib.ru
Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. В некоторых традициях она выполняет функции культурного героя, мифического первопредка, принесшего людям огонь. Кроме того, собака, посвященная богам войны, может быть образом храброго и решительного воина, символизировать силу, мужество и активное внимание. Будучи помощником человека, собака ведет его по дороге к цели. Собака сопровождает человека в течение дня жизни и является его проводником через ночь смерти. Великие проводники душ, такие как Анубис, Геката и Гермес изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем и владыкой подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где, однако находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления. В Древнем Египте встречаются кинокефалы, божества с головой собаки. Их задача — бороться с чудовищами, уничтожать врагов света и охранять вход в священные места. Анубис, покровитель умерших, почитался в различных образах — черного шакала, дикой собаки Саб, в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов. Его основные эпитеты «Хентиаменти», то есть тот, кто находится перед страной Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий перед чертогом богов». Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца. Именно Анубис мумифицирует труп Озириса. Черный Анубис связан с первым этапом алхимического процесса, «черным деланием», которое в психологическом плане означает вхождение в хаос, разъединение, распад. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Являясь психопомпом, подобно Гермесу, собака в то же время обладает способностями целителя и сопровождает бога медицины Асклепия (Эскулапа). Она может исцелять, давать рождение, новую жизнь. Чудовищный трехголовый пес Кербер охраняет вход в мир мертвых, Гадес. Он охранник владений Гадеса, куда прибывают мертвые в лодке Харона. Гадес — это страна теней, но внутри, в ее глубинах, хранятся сокровища. Это богатства внутреннего, духовного мира, которые охраняет Кербер. С подземным миром связана и Геката, хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства, которая появляется в облике собаки или в сопровождении своры собак, «псов войны». Геката выступает в образе божества, связывающего два мира — живой и мертвый. Она олицетворяет мрак, вместе с тем это лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Артемида, дева-охотница, покровительница леса и диких животных, владычица циклов времени, ее тоже сопровождает собака. В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама («быстрая»), которой посвящен один из гимнов в «Ригведе». Индра посылает Сараму на поиски пропавших коров к паниям, а затем освобождает их из плена. Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть. В Древнем Иране есть предание, что на Древе Всех Семян сидит Сенмурв, священный пес Ахурамазды, покровитель зародышей и всходов. Он изображается крылатым и покрытым рыбьей чешуей, что символизирует господство в трех стихиях — в воздухе, на земле и воде. Каждый раз, когда он подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда он садится, он ломает тысячу ветвей и рассеивает их семена. У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал «сагдид» («взгляд собаки», «осматривание собакой»), когда собака своим взглядом прогоняет от мертвого тела дэва трупной скверны. Две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной. У ацтеков Шолотль, брат-близнец Кецалькоатля, имеет голову собаки. Собака, как Шолотль, который сопровождает Солнце в его путешествии в подземном мире, могла провести умерших к месту вечного пребывания. Шолотль, Венера вечерняя, вместе с Кецалькоатлем, Венерой утренней, отправляется в Миктлан, царство мертвых, за костями людей прежних эпох ради создания людей нового поколения; он помогает Кецалькоатлю избежать коварных ловушек Миктлантекутли, владыки подземного царства, и вернуться из царства мертвых, получив желаемое. Десятый день календаря ацтеков является днем пса. Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением. В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пес, знаменитый еще и тем, что «...стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком». В ирландской традиции Кухулин — главный герой многочисленных саг. В раннем возрасте он отличился тем, что убил чудовищного пса кузнеца Кулана. Имя Кухулин — «Пес Куланна» — герой получил после того, как вызвался заменить убитую им собаку в качестве сторожа. В скандинавской мифологии демонический пес Гарм является стражем подземного мира. В последней битве перед концом мира он вырвется на свободу и вступит в бой с асом Тюром. В этом сражении оба погибнут. В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов. Предки верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть. Раздвоенность образа собаки, его «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак. В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев. Собаку и волка можно рассматривать как два взаимодополняющих аспекта одного символа. Символически собака является светлой стороной волка. К примеру, у Аполлона, сияющего повелителя Солнца, друг — волк, тогда как у его сестры, Артемиды, лунной богиня — собака. ..... 150 тысяч лет тому назад их пути разошлись с волчьими. 17 тысяч лет назад они заключили союз с человеком. По некоторым свидетельствам, это случилось в Азии — вероятно, в Китае. Теперь их свыше 800 пород, некоторые из которых, обладай они разумом, приняли бы друг друга за инопланетян: одни достигают в длину 30 см и весят всего пару килограммов, другие имеют около метра в холке и могут загрызть взрослого волка. Они сопровождают человека везде — даже в фантастике и фэнтези. Их роли очень скромны, их имена редко гремят по всей Галактике. Но как бы далеко ни заходил человек, он всегда может рассчитывать на помощь собак. Чаще всего собак можно встретить в произведениях для детей или комедиях. Они смотрят умными глазами, машут хвостами и добавляют в сюжет немного позитива. А иной раз побегают-побегают по старому индейскому кладбищу и вдруг как вцепятся хозяину в горло! Нет, с вымышленными собаками не все так просто. А как именно непросто — мы сейчас узнаем. Собака — существо очень противоречивое. С древних времен она символизировала как преданность и верность, так и нечистоту, разврат. Первое стало следствием негласного договора, заключенного с первобытными людьми десятки тысяч лет назад. На этот счет есть разные теории. Возможно, люди брали на воспитание осиротевших волчат, долгое время прикармливали волков около своих жилищ — так, что оба вида привыкли друг к другу; либо даже разводили их на мясо как обычный скот. Так или иначе, сегодня собаки и люди привязаны друг к другу на генетическом уровне. Венгерские ученые из университета Отвос вырастили в одинаковых условиях щенков собак и волчат. Когда они достигли четырехмесячного возраста, был проведен эксперимент. В одном из многочисленных контейнеров спрятали мясо. Люди жестами или глазами показывали своим подопечным, где оно находится. Собаки отлично поняли это, а волки не смогли расшифровать подсказок. С развитием религий акценты в отношении людей к собакам несколько сместились. На передний план вышли их «негативные» черты. Собаки кусаются, разносят блох, валяются в грязи и устраивают непристойные «свадьбы» — значит, они нечисты, а то и вовсе служат темным силам. У древних иудеев сравнение человека с псом, особенно мертвым, считалось крайне унизительным (1-я книга Царств, 24:15). Все, что было связано с собаками, объявлялось мерзостью: деньги, полученные от продажи пса, приравнивались к плате блудницы и не могли вноситься в скинию (святилище). Подобное отношение к собакам прослеживается во всей Библии. Апостол Павел называл лжеучителей псами (к Филиппийцам, 3:2). Царь Соломон и апостол Петр именовали так грешников («глупый повторяет глупость свою, как пес возвращается на свою блевотину»; Притчи, 26:11, см. также 2-е Петра, 2:22). Ругательство «собака» практически универсально — библейские патриархи называют так гонителей, лжеучителей, нечестивцев и язычников. Единственную «добрую» реплику про собак позволил себе Соломон: «Даже псу живому лучше, чем мертвому льву» (Екклесиаст, 9:4), имея в виду, что даже самая ничтожная жизнь ценнее мертвого могущества. Христианским покровителем собак считается святой Рох (1295—1327). Однажды он заболел чумой и удалился в лес, чтобы спокойно умереть. Однако рядом с его шалашом вдруг забил родник, а охотничья собака местного феодала стала приносить ему хлеб. Вскоре святой выздоровел. В исламе все собаки считаются нечистыми. Кроме того, черных псов Мухаммед называл шайтанами. Большинство мусульман не заводят этих животных у себя дома, поскольку пребывание в одной компании с собаками аннулирует некоторую часть добрых дел, совершенных правоверным. Кроме того, запрещено торговать собаками или менять их на что-либо. Религиозные толкования утверждают, что Пророк разрешил убивать нечистых тварей прямо на священной (храмовой) земле. Известно, что древние египтяне почитали кошек. Но когда нужно было принести нерушимую клятву, они клялись собакой. Вероятно, это было связано с культом бога Анубиса — стража мертвых, имевшего голову шакала (собаки, так же как и кошки, подвергались мумификации). Исследователи считают, что «назначение» семейства псовых в стражники загробного мира произошло по той простой причине, что шакалы были завсегдатаями кладбищ. Более того, существуют предположения, что египтяне стали устраивать глубокие гробницы в скалах не только для защиты от воров, но и потому, что шакалы постоянно разрывали обычные могилы и пожирали трупы. Греки, а позже римляне доверили охрану мертвецов Церберу — порождению Тифона и Ехидны, имевшему три головы (согласно другим версиям — 50 или 100) и змеиный хвост. Цербер действовал по схеме «всех впускать, никого не выпускать», однако периодически терпел издевательства со стороны героев. Геракл избил его и вытащил на свет божий, чтобы показать царю Эврисфею (там, где капала слюна пса, вырос ядовитый аконит). Орфей усыпил бедное животное сладкими песнями. Гермес сделал то же самое с помощью сонных вод реки Леты, а Сивилла одурманила собаку наркотическими растениями, смешанными с медом. У Цербера имелся двухголовый брат Орт, считавшийся отцом Сфинкса. Индуисты верят, что собака — посланник Ямы, бога смерти, охраняющая вход в другой мир. Из этих соображений второй день праздника Тихар, проводимого обычно в ноябре, посвящается собакам. В Непале это происходит следующим образом: верующие рисуют на лбах собак тику (иначе тикалу — красную точку из киновари), увешивают их гирляндами из бархатцев, воскуривают благовония и поют над собаками религиозные гимны. Насколько это нравится животным — неизвестно, однако положительный момент в данном празднике для них все же есть: собак принято кормить до отвала, чтобы они запомнили угощение и на том свете пропустили человека в рай. Это обстоятельство несколько обесценивается тем, что после дня собаки на четвертый день праздника Тихар непальцы поклоняются коровьему навозу. Китайская мифология поместила собаку на небо. Она стала одним из 12 знаков зодиака, ассоциированным с металлом и знаком «Ян»*. Ян - Последний год собаки длился с 29 января 2006 по 17 февраля 2007. В следующий раз он наступит 19 февраля 2018 года. Славянская мифология тесно связывала собак и волков. Подобный подход был характерен и для скандинавов (два волка сопровождали Одина в качестве его псов). Наши предки считали волков «собаками» леших и высших существ. Например, святой Георгий на Юрьев день собирал волков и ездил на них, как на собаках. Немалым спросом на Руси пользовались ярчуки — собаки с лишним пальцем (волчьим зубом, гадюками под нижней губой), способные чуять нечистую силу. С их помощью распознавались колдуны, выбиралось место для строительства дома или разбивки огорода. Собачий лай помогал путникам найти дорогу к жилищу. По собакам на святки гадали девицы — куда пес гавкнет, там и живет суженный. Если собака раскачивается из стороны в сторону — хозяин скоро отправится в дорогу. Если воет, опустив морду вниз, или копает под окном — к покойнику. Воет, задрав голову — к пожару, ест траву — к дождю. Жмется к хозяину — к несчастью, много спит — к ненастью, не ест ничего после больного человека — дни того сочтены. Некоторые былинные богатыри именовались «сынами собаки» — Сучичами, Сученками или Сукевичами. Собачья голова имелась у богатыря Полкана, однако самым известным представителем племени кинокефалов (псоглавцев) стал Святой Христофор, почитаемый как православной, так и католической церковью. До принятия христианства он был великаном-бербером по имени Репрев (Отверженный) и, как все представители своего племени, имел собачью голову. Уверовав в Христа, дикарь стал творить чудеса: умножать хлеба, вызывать цветение сухого посоха, говорить на незнакомых ему языках и т. п. Император Деций нанял двух блудниц склонить собакоголового проповедника назад в язычество, однако своих прямых функций они не выполнили, а напротив, приняли христианство. Святого, как это было принято в третьем веке нашей эры, замучили и обезглавили. Житие Христофора не имеет документальных подтверждений, однако дикарь с головой собаки не считается чем-то из ряда вон выходящим. Еще в Древней Греции существовала традиция расписывать жителей дальних стран в самых нелицеприятных тонах. О псоглавцах писали историки Индии, Персии, Египта, Китая, Рима... Позднее о людоедах с собачьими головами упоминал Марко Поло и Августин Блаженный. Обычно их помещали в Африку, однако, к примеру, французский картограф Пьер Десилье (1550 г.) указал областью их обитания северо-восток Московии. Святой Христофор. Почему-то похож не на собаку, а на лошадь. Кинокефалов встречал даже Христофор Колумб, однако на поверку они оказались простыми индейцами-карибами. Есть мнение, что помимо общего пренебрежительного отношения к дикарям, причиной для выдумывания псоглавцев стали... павианы (бабуины). В армянской мифологии есть аралезы — небесные духи собак, зализывавших раны убитых воинов и тем самым воскрешавших их. Китай В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Собака у китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связанной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. В Древнем Китае собака - одиннадцатый знак зодиака, ее символическое и мифологическое значение выражается довольно разнообразно. Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в Китае собака выступает как прародитель народа, что заставляет вспомнить о тотемных воззрения. В Ба-гуа представляющего собой восемь пар взаимодополняющих противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего пространство и время, собака относиться к Гэнь - горы, физическая природа, восхождение, раздельность, уединение, покой и способность останавливать, северо-запад. В поздней китайской мифологии существует представления о Диюй - подземном судилище по влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей эры. Диюй состоит из 10 судилищ, каждое из которых имеет 16 залов для наказаний. Вторым (на юге под морем) судилищем управляет Чуцзян-ван. В сопровождении двух духов Чжэн-нин ("мохнатая собака") и Чи-фа ("красноволосый") сюда отправляются души мужчин и женщин, вступавших в недозволенную связь, души воров, дурных лекарей, обманщиков и т. п. Здесь грешники живут в нечистотах, их колют вилами. Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов. Большое место в мифологии народов группы мяо-яо, живущих на больших пространствах Южного и ЮгоЗападного Китая и Северного Индокитая, занимает сюжет о происхождении мяо-яо от собаки. Миф о собаке наиболее представлен у яо. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский император Гаосин) вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки - яо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо на уши собаки, у других на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается повязка в виде хвоста. У яо Паньху выполняет также функции главного духа-хранителя и защитника: Паньху помогал яо в их древних странствиях по морю. В домах яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху. Иногда собака у яо выступает культурным героем. Так, у ляньнаньских (в Китае) яо считается, что зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака. Образ первопредка - собаки очень почитаем у народов группы мяо-яо. У народа шэ в Китае перипетии жизни Паньху излагались в древних иллюстрированных ксилографических изданиях. Имя этого персонажа у мяо и яо сопоставимо с Пань-гу в древнекитайской мифологии, создавшего мир из скорлупы яйца. Собаки - символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца, так и ветра. Послушный пес - символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. Согласно древним находкам, собака была одомашнена в Китае около 6000-7000 лет назад. Останки костей собак, погребенных примерно 3500 лет назад, свидетельствуют о том, что животные были захоронены для того, чтобы сопровождать своих хозяев в загробный мир. Эти собаки-призраки как бы вели душу своего хозяина по лабиринтам мира усопших. Постепенно собак стали заменять фигурками с их изображениями, которые клали в место погребения для сопровождения хозяина в "долгий путь". Документы эпохи Чжоу (1000 г. до н. э.) представляют нам мозаику периода династии Хань (221-206 гг. до н. э.) с изображениями охотничьих собак. На надгробии одного из правителей династии Хань установлено четыре скульптуры в виде собак, что олицетворяло продолжение жизни в загробном мире. Древние представления о собаке как душе человека, блуждающей по земле, очень устойчивы. Жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок (радужная оболочка была настолько темна, что сливалась со зрачком). Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад. Во вьетнамских верованиях существует миф о Яшмовом владыке, который, создавая животных, поспешил, и у многих кое-что недоделал. Когда к духам пришла собака за недоделанной лапой, то они приделали ей ножку от стула, но предупредили, что эту лапу необходимо беречь от сырости, так как она может сгнить. С тех пор спящая собака всегда поджимает одну лапу. Во Вьетнамском мифе о Куойе собака пожертвовала своими внутренностями, для того чтобы оживить жену хозяина У маньчжуров было распространено почитание животных. Собака (индахунь) выступает в качестве стража и в потустороннем мире и является проводником душ умерших. В ряде преданий о Нурхаци собака выполняет такую же функцию спасителя и защитника, как и вороны. В Корее в мифе о лунных и солнечных затмениях царь страны тьмы (Камак нара) посылает "огненных собак" за солнцем и луной. Но им не удалось их украсть: солнце было слишком горячим, луна - слишком холодной. Куски солнца и луны, обгрызенные собаками, не светятся, что и является причиной затмений Интересные видео сюжеты и фильмы о том, что есть энергия и информация, и о том, что между... |