Классификация основных стилей ушу. Ушу стиль собаки


Традиционное ушу: Крадущийся тигр...

Помнится, в мультике «Кунг фу панда» забавно обыграли «звериные» стили ушу: стилем тигра там владела тигрица, змеиным стилем – самая натуральная змеюка, ну а стилем богомола, соответственно, богомол.

В ушу часто встречаются такие заимствования от зверей: дракона, тигра, леопарда и др. У многих школ есть техники, имитирующие движения животных. Есть и отдельные стили, посвящённые одному конкретному животному – они копируют не только его манеру двигаться, но и весь образ целиком. Поэтому такие стили называют кулаком образа и формы (сянсин цюань) или просто подражательными.

Самый распространённый подражательный стиль – Танлан цюань (кулак богомола). По преданию монах шаолиньского монастыря Ван Лан однажды увидел схватку цикады и богомола. На основе движений богомола он придумал новый стиль, повторяющий движения насекомого. Руки в этом стиле складываются особым образом: сгибаются в запястьях, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подгибаются к центру ладони. Получаются своеобразные «крючки богомола» – ими можно наносить мощные удары наотмашь и цеплять руки противника. Формы танлан цюань отличаются «рваным» ритмом – боец то подолгу застывает в одной стойке, то стремительно бросается в атаку. Хотя что тут рассказывать – надо показывать. Спортивный богомол:)

Другие подражательные стили также используют повадки зверей. Стиль журавля (Байхэ цюань) отличается нарочито мягкими и плавными движениями. В стиле змеи используются гибкие движения, боец «перетекает» с места на место и «жалит» противника кончиками пальцев. Для стиля орла характерно использование ударов «когтями» – пальцы собраны вместе и согнуты во вторых фалангах. Стиль тигра отличается мощной, напористой атакой, а стиль обезьяны полным набором обезьяньих ужимок – прыжков и почёсываний))

Менее известны за пределами Китая стили, подражающие льву (Цзинь ши цюань), дракону (лун цюань), собаке (гоу цюань). Всё это стили провинции Фуцзя – второй родины южных стилей после южного монастыря Шаолинь.

Также в стилях ушу встречается подражание и не столь «классическим» животным: слону, лошади, барсу, аисту. Подражают не только звериным повадкам, но и особым состояниям человека: Цзуй цюань (стиль пьяицы), Фэнкуан цюань (стиль сумасшедшего).

Кто из любителей ушу не слышал про стиль пьяницы. Считается, что создал его поэт Ли Бо, который любил попрактиковаться в боевых искусствах, когда был изрядно навеселе. Цзуй цюань имитирует полный набор движений пьяного: разболтанную походку, внешнее отсутствие координации движений и равновесия, которые на самом деле требуют отличного владения и тем и другим!

Самые экзотичные из подражательных стилей, на мой взгляд, те, которые копируют... литературных персонажей)) Есть стили в честь известного разбойника У Суна, хромоного генерала Сунь Бина, героев классического китайского романа "Речные заводи".

Большинство подражательных стилей сейчас имеют ярко выраженную спортивную направленность, на смену не очень зрелищным боевым элементам пришли движения "для красоты". Например, стиль орла дополнен движениями, изображающими кружащую в полёте птицу, стиль богомола - покачиваниями корпуса в низких стойках (богомол раскачивается на ветке). Спортсмены демонстрируют комплексы "обезьяны с шестом", "меч пьяного". Всё это, конечно, уже игровое, показательное ушу, далёкое от практики. К чему приводит преобладание показухи смотрим ниже)))

spbwushu.blogspot.com

Звериные стили, используемые в ушу для имитации движений животных

Учениками Цзюэ Юаня - великого мастера ушу, был разработан комплекс из 107 приемов на основе звериных стилей: «Тигр», «Леопард», Дракон», «Змея» и «Журавль».

Из них самым жестким считается боевой стиль «Тигр», в основе которого лежит энергия разрывания. Главная особенность стиля «Леопард» - умение аккумулировать энергию с последующим резким её высвобождением в виде прыжка или броска. Особое внимание в тренировках отводится пояснице и нижним конечностям. Этому стиля присуща мгновенная реакция, что делает его наиболее опасным. В стиле «Дракон» главное – не сила, а протекание энергии волной от головы к ногам. Здесь требуется блестящее владение вестибулярным аппаратом, чтобы иметь возможность действовать одновременно всеми частями тела. Характерной чертой стиля «Змея» является спокойные перетекающие низкие движения. Суть этого стиля – подобно змее обвиться вокруг врага, удушить его, лишить возможности двигаться, и резким точным ударом поразить. И наконец стиль «Журавль». Его визитная карточка – великолепная растяжка, высокая выносливость, чувство равновесия. В высокой степени задействованы ноги в разнообразных стойках, умение балансировать.

Шаолиньские монахи обязаны были знать все звериные стили, но впоследствии должны были выбрать свой единственный, наиболее подходящий его психофизическим способностям, и оттачивать владение им.

Особо важное значение монахи шаолиня придавали искусству управления энергией, умея держать его в секрете. Зная его, им удавалось управлять своей энергией и направлять её в разные русла: обращать против врага, превращать в броню, защищая тело от рубки саблями, ударов, уколов и т. д.

Шаолиньское направление ушу стало основой для формирования различных стилей. К примеру, школа «Обезьяны» подобно звериным шаолиньским техникам копировала движения макак, мартышек, шимпанзе. Этой школе были присуще большое количество акробатических приёмов, глазные и головные тренинги, особое положение рук, своеобразные ужимки превращали мастеров этой школы в искуснейших воинов. 

putvoina.blogspot.com

Об ушу. Терминология - Детская школа ушу

Основные термины

 

Шоубо – традиционное название ушу

Ушу — воинское  искусствоГунфу — высокое мастерство

Дао – путь

Ци — внутренняя энергия, воздух

Шэнь — дух, высшая духов­ная субстанция

Цзинь — семя, внутренняя субстанция человека

Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара

Тили — физическая, мускуль­ная силаТаолу, тао — комплекс упражнений

Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону

Цзухэ ляньси — связки движенийЦзухэфа — комбинации

Цзибэньгун — базовые упражнения

Бусин — стойкиБуфа — передвиженияПиньхэн — балансировкаСаотан — нижние подсечкиШоуфа — техника работы рукТуйфа — техника работы ногЮэтяо — прыжкиТуйшоу – толкающие рукиЦинна — заломы и захваты

Дуй лянь – постановочный бой

 

 

Общие термины

 

Ни хао - здравствуйте!

Цай цзьен - до свидания!

Се се - спасибо

Бу селэ – пожалуйста

Дуйбучи - извините

Шан – верх

Ся – низ

Куай – быстро

Мань – медленно

Кай – открывать, разворачивать

Хэ – закрывать, сворачивать

Сюньлянь – тренировка

Лянь – тренировать

Сюэ – изучать

Юн – использовать

Цзыжань – естественно

Хуси – дышать

Гуйдин – регламентированный

Цзысюань – вольный

Дуань – часть (комплекса)

Сяоцзу – комбинация движений

Бань – половина

Цюань – полный

Жоугун – упражнения на развитие гибкости

Бу – часть

Тинчжи – закончить

Цзяолянь – тренер

Цайпань – судья

Ши – форма

Юбэй – готовиться

Фэньдуань – по частям

Баньтао – полкомплекса

Чжэньтао – комплекс целиком

Чаотао – полтора комплекса

Ушу дитань – ковер для занятий ушу

Суду – скорость

Цзецзоу – ритм

Гаом – высокий

Ди – низкий

Пин – горизонтальный

Ли – вертикальный

 

 

Стили

 

Багуа чжан – ладонь восьми триграмм

Тайцзи цюань – кулак Великого Предела

Синъи цюань – кулак формы и намерения

И цюань – кулак намерения

Шуайцзяо — китайская борьба

Саньда  - свободный бой

Бацзи цюань – кулак восьми пределов

Тунбей цюань – кулак выбрасывания силы от спины

Тунби цюань – кулак проникающих рук

Пигуа – рубящий и подвешивающий кулак

Нань цюань – южный кулак

Чань цюань – прямой кулак

Ча цюань – мусульманский кулак

Танлан цюань – стиль богомола

Ху цюань – стиль тигра

Хэ цюань – стиль журавля

Хоу цюань – стиль обезьяны

Инчжао – стиль «орлиные когти»

Гоу цюань – стиль собаки

Ше цюань – стиль змеи

Цзуй цюань – стиль «пьяный кулак»

Чоцзяо – проникающие ноги

Хуацюань – расцветающий кулак

Хунцюань – красный кулак

Дитанцюань – падающий на землю кулак

 

Команды

Юй бэй - приготовитьсяКайши или цзо (цзоу) - началиЦзо – работать

Тин (тхин) - задержалисьЦзай цзо ибей - повторитьЧжуань шэн - повернуть (ся)Ю чжуань (йоу чжунь) - повернуться  вправоЦзо чжуань - повернуться влевоЦзо цолэ (цхуолэ) - ошибкаХао! – хорошо!Бусин!- не правильно, не пойдет!Цзешу - закончить 

Базовые упражнения

Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставеШуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставахЧжэнъятуй — прямой наклон к ногеЦэятуй — наклон к ноге вбокШуайяо — вращение в поясницеЦяосин (яо фа) — мостикЦянь бэй — кувырок впередХоубэй — кувырок назадЦянь фу яо — наклон впередТань яо — прогиб назад стояХэнпитуй — поперечный шпагатЧэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат 

Стойки

Мабу — стойка всадникаГунбу — стойка лукаСюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)Себу — скрученная (сидя)Пубу — вспомогательный шагЦзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедромБинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)Динбу — Т-образная стойкаБаньмабу — половинная мабуХэнданбу — гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусовДулибу, Тиси (тхиси) — на одной ногеЧабу (чхабу) — задний скрестный шагГайбу — передний скрестный шагЛунбу — стойка драконаЦилунбу — стойка единорогаКайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)

Передвижения

Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другомТабу — приставной шагЦзибу — сталкивающийся шагЧабу — заднескрестный шагГайбу — переднескрестный шагТяобу — шаг с прыжком вертикально вверхЧжэньбу — шаг с притопываниемТуйбу — шаг назадЯобу — шаг с подпрыгиванием 

 

Части тела

 

Шоу – кисть руки                                                                   

Цюань – кисть руки, сжатая в кулак                                      

Чжан – ладонь                                                                         

Гоу – «крюк» – пальцы собраны в «щепоть»                       

Чжи – палец руки                                                                   

Би – предплечье                                                                       

Чжоу – локоть                                                                         

Цзянь-плечо                                                                           

Тоу– голова                                                                             

Бо- шея                                                                                  

Яо -поясница                                                                           Бэй – спина (назад, за спиной)                                              

Сюн - грудь                                                                            

Фу– живот                                                                               Куан – бедро                                                                         

Си–колено                                                                               

Туй– нога                                                                                

Цзяо–стопа                                                                            

Янь - глаз                                                                               Коу – рот                 

 

Положения кисти

Цюань — кулакФуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен внизЧжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбокИцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверхЦюаньмянь — фронтальная часть кулакаЧжан — ладоньЛюэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястьеЧжи — пальцыЧжоу — локотьЛунчжуа — «когти дракона»Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)Цзиньганьчжи – алмазный палец, (один палец вытянут вперед)Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке

Техника работы рук

Чаньцюань — прямой ударТуйчжан — толчок ладоньюЛяочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскостиЧуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскостиЦзацюань — удар кулаком сверху внизБяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскостиТяочжан - «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверхТяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкотДинчжоу — «колющий» удар локтем впередПаньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости 

Техника работы ног

Чжэнтитуй — прямой мах ногойСетитуй — диагональный мах ногойЦэтитуй — мах ногой вбокВайбайтуй — круговой мах ногой наружуЛихэтуй — круговой мах ногой вовнутрьХойтитуй — мах ногой назадТаньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)Дэнтуй — прямой удар пяткойЦэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопыЦэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)Хоубайтуй — круговой удар ногой назадЮаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой

Прыжки

Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжокВайбайлянь — раскрывающийся лотосСюаньфэнтуй — удар вихряТэнкунцэчуайтуй — боковой прыжокСюаньцзы — «бедуинский» прыжок

Подсечки

Цянь саотан — передняя подсечкаХоу саотан — задняя подсечкаЦзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника 

Балансировка

Янь ши пинхэнь — «ласточка»

Тиси – стойка на одной ноге с поднятым коленом

Счет

1 - И2 - Эр3 - Сан4 - Сы5 - У6 - Лю7 - Ци8 - Ба9 - Цзю10 - Ши

 

                                                                   

Движения

 

Бай – маховое широкоамплитудное движение                    

Ти – удары ногами                                                                   

Чун – прямые удары кулаком                                                 

Ча – «короткие» удары напряженными пальцами ладони

Чуань – удары напряженными пальцами ладони

Чуай – «толкающие» удары ногами

Цзи – бить

Туй – толкать

Тяо – прыгать

Фань – переворачиваться

Чжуань – проворачиваться

Шуай – падать, бросать, обрушивать

Де – падать

Чжань – стоять

Во – лежать

Цзо – сидеть

Вань – сгибать

Цюйфу – гнуть

Шэньчжи – выпрямлять

Цзинь – сжимать, напрягать

Сун – расслаблять

Кайши – начинать

Тин – останавливаться

Дун – двигаться

Бу – шаг, позиция

Да – наносить удар

 

 

Названия групп движений

 

Бусин – позиции

Буфа – передвижения

Шоусин – положения кисти

Шоуфа – движения руками

Цюаньфа – движения рукой, сжатой в кулак

Чжанфа – движения ладонью

Чжоуфа – движения локтем

Яньфа – техника взгляда

Шэньфа – включение корпуса

Туйфа – техника ног

Тяоюэфа – техника прыжков

Саочжуаньсин туйфа – техника подсечек

Чжибайсин туйфа – техника ударов прямой ногой

Шэньцзюйсин туйфа – техника ударов с разгибом в колене

Цзисян туйфа – удары с хлопками

Пича туйфа – шпагаты

Пинхэн – равновесия

Дебу гунфань – кувырки и перевороты

 

 

Оружие

 

Дао  – сабля

Цзянь – прямой меч

Гунь – шест

Цян – пика

Да дао – большая сабля (меч багуа)

Шуан – парный (например, шуан дао – парная сабля, шуан дзень, шуан гунь, шуан цян и т.д.)

Нань дао – южная сабля

Пудао - алебарда

Луцзядао – «оленьи рога»

Шуан гоу – двойные крюки

Шенбяо – веревочное копье

Цзюцзебень – девятизвенная цепь

Санцзегунь – трехзвенная палка

Шуанцзыулянь – парные секиры-серпы

Эмейци – эмейские иглы

Шанцзи – веер

Бянь - хлыст

Шу - искусство владения оружием (например, дао шу - искусство владения копьем, дзянь шу, гунь шу и т.д. )

www.kievwushu.com

Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада.

ЗВЕРИНЫЕ СТИЛИ УШУ

Это целый ряд стилей ушу, объединенных общим названием сян-синцюань – «стили образа и формы» или «стили имитации формы». Они основаны на подражании движениям и повадкам животных. В сянсинцюань состояние естественности, спонтанной раскрепощенности (цзыжань) достигается за счет полной самоидентификации с избранным объектом, причем не только внешней, но что самое главное, внутренней. Человек, овладевая «формой и образом» тигра, змеи, дракона, достигал естественной раскрепощенности и природной мощи животного в своем «первозданном состояни».

Имитация движений животных известна в Китае давно. В ранних тотемных танцах предки китайцев имитировали манеру боя животного.

Например, в первых веках нашей эры при императорском дворре устраивались танцы обезьяны и журавля. В начале 2-го века н.э. трактат «Хуайнань-цзы» описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра шести животных» (люцинси). Несколько позже знаменитый врачеватель, даос Хуа То (141-208) создал комплекс «Игра пяти животных» (уцинси), на основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, утверждая, что это «может излечить каждого». Однако все эти упражнения относились скорее к системам психофизической регуляции и не представляли боевого искусства в полном смысле этого слова. Но именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань.

На чем же основываются стили имитации животных? Уподобление животным требует повторения не только их внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и внутреннего состояния. В китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы и бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. . Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток энергии ци в своем теле ее циркуляции в теле животного.

Подражание животным, прочно входя в сознание занимающегося ушу, могло изменять кинематику его движений, а на последующих этапах – и манеру мышления. Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей. В традиционной китайской философии не было различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу бралось именно подобие, т.е. человеку не обязательно было полностью походить на подражаемое животное. Достаточно было сымитировать несколько характерных признаков, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони – «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае считалось, что человек набрал определенное количество признаков требуемого объекта. Такой чисто китайский подход давал возможность имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного внешнего сходства с ними. Например, мастера стиля суньбинцюань («Кулак полководца Суньцзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку».

Подражание «образу и форме» можно встретить в сотнях стилей ушу. Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» – резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх. В стиле мицзунцюань («стиль тайного следования») есть много движений, название которых связаны с мифической птицей Феникс – «Феникс взлетает с красной горы» – одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» – одновременные блок одной рукой и удар другой.

Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте». Так, «стиль Змеи» – в высокой траве или скалистом ущелье, «стиль Журавля» – на берегу озера. Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый «бесформенным». Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально вопроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал. Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу. Один из речитативов ушу говорит об этом так: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине – учение о сокровенном».

Каждое направление ушу включало несколько стилей группы сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа. На первом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин). В «стиле Обезьяны», например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости. В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел атакующий добычу. В «стиле Змеи» (шэцюань), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».

Затем начинался второй этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название «отойти от формы» (лисин). В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы достигаем схожести». Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует ушу.

Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее». Это парадоксальное на первый взгляд утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».

На первом и втором этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом. Однако на этой фазе сянсин-цюань оставался только танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, что для боевого искусства недостаточно. Необходимо было еще овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных. Это знаменовало собой переход к третьему этапу изучения сянсин-цюань, называемому «утверждение в мысли», что означало понимание бойцом ушу того, что перед ним – не просто имитационный танец, но многогранное и эффективное боевое искусство. Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.

Основой для такой работы является изучение комплексов – тао. Такие комплексы в виде ритуальных танцев существовали еще в III в., однако лишь с XIV –XV вв. они стали базой для передачи как технического арсенала ушу, так и духовной традиции. Всякое тао требовало строго определенного внутреннего состояния, отвечающего характеру движений. Особенно важно это при выполнении тао стилей синсинцюань, не случайно даже названия движений стремились навеять ученику внутренний образ: «свирепый тигр пожирает добычу», «черный дракон выходит из воды» и т.д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Классификация основных стилей ушу - Портал о спортивном и традиционном ушу

Ушу накопило за века огромное многообразие стилей и школ. Из этого пестрого многообразия стилей выделились наиболее колоритные.

Нэйцзя-цюань (школы внутреннего направления)

Это направление возникло в эпоху Мин, когда в Подне­бесной уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некото­рые школы ушу были несогласны с главным принципом Шаолиня — нападением — и считали, что этого недостаточ­но, ведь противник, воспользовавшись благоприятным мо­ментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, подда­вайся мощи и применяй силу». Для того, чтобы новое направ­ление отличалось от стиля шаолинь-цюань, ему дали имя нэйцзя-цюань. В последние годы династии Цин из-за сход­ства форм и некоторых особенностей стили тайцзи-цюань, синъи-цюань и багуа-чжан были объединены под одним на­званием нэйцзя-цюань. А шаолинь-цюань, как основная школа китайского бокса, был назван вайцзя-цюань (школа внешнего направления).

Чан-цюань (длинный кулак)

Чан-цюань — обобщающее название чжа-цюань, двух стилей хуа-цюань, пао-цюань, хун-цюань, шаолинь-цюань, цзе-цзяо, фаньцзы.

После образования КНР старинное понятие чан-цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, со­держащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан-цюань. Каждый из видов чан-цюань имеет свое лицо. Так, чжа-цюань и один из хуа-цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изящест­вом, пао-цюань и фаньцзы — пронизаны чистотой и акку­ратностью, наполнены неисчерпаемой силой.

 

Дуань-цюань (короткий кулак)

 

Дуань-цюань (короткий кулак) имеет еще названия ду-аньда-цюань, мянь-чжан, дуань-да, мяньчжан-цюань. Ком­плексов таолу в дуань-цюань всего шестнадцать — восемь начальных и восемь мастерских. В этом стиле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, паха на нижнем, груди и боков — на сред­нем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

 

Нань-цюань (южный кулак)

 

Нань-цюань отличается большим многообразием школ, но наиболее распространенными являются хунцзя-цюань, цайлифо-цюань, школа тигра и журавля, школа рыцаря, школа юн-чунь, уцзу-цюань, тайцзу-цюань.

Сянсин-цюань (образные или «звериные» стили)

Основные из них: школа пьяницы, орлиные когти, шко­лы обезьяны, змеи, богомола, утки, падающего человека, Эрлана, У Суна, собаки, журавля.

 

Это вас должно заинтересовать

Тот, кто хоть раз занимался каким-либо видом спорта, подтвердит, что как форма, так и обувь для занятий разными видами спорта очень часто отличаются. К примеру, не будете же вы играть в футбол, одев волейбольные кроссовки, или же наоборот играть в волейбол, одев футбольные бутсы. Такие же примеры можно привести и о спортивной форме.

wushu.pp.ua

Стили ушу. Южнокитайский стиль Хун гар

Стили ушу. Южнокитайский стиль Хун гарХун Гар - это стиль, который по легенде, был развит в южном монастыре Шаолинь.

Он был основан человеком по имени Хун Хей Гун (Hung Hei Gung). Его реальная фамилия была Чжу (Jyu), и он путешествовал и торговал чаем. Однажды, во время путешествия, он встретился и повздорил, со знатным человеком правящей династии Цин, который решил с ним драться. (Династия Цин была установлена в 1644.) После этого инцидента, Чжу (Jyu) был объявлен в розыск, с назначением цены за его голову, и он бежал в монастырь Шаолинь, чтобы обучаться как мирянин. Храм Шаолинь был известен тем, что после чрезвычайно трудного обучения там, можно было стать очень сильным бойцом гун-фу (да и спрятаться на некоторое время). Когда Чжу (Jyu) прибыл, его взял в обучение настоятель монастыря по имени Чжи Шань. Чжи Шань был экспертом по стилю Тигра, и он взял Чжу, как особого ученика (в связи с проблемами последнего). Чжу тренировался под руководством Чжи Шаня несколько лет. Чжи Шань тренировал Чжу (Хун Хей Гуна) очень серьезно и помог ему освоить школу Тигра в полном объеме. Некоторые занимающиеся Хун Гаром считают, что Чжи Шань был создателем стиля.Обучение, которое Чжу (Хун) прошел, было очень серьезным, и он стал одним из сильнейших бойцов храма Шаолинь. Размеры Чжу и его сила, хорошо подходили для мощных техник Тигра, которые ему преподавал Чжи Шань. Чжу все время стремился улучшить свою технику. Он обучался в монастыре Южный Шаолинь много лет, пока храм не был атакован армией Цин. Нападение на храм было очень жестоким. Маньчжуры хотели уничтожить и подавить монахов, которые занимались гун-фу и были достаточно сильны, чтобы поднять мятеж против династии Цин (к тому же в храме скрывались люди, которых разыскивали). Армия Цин прорвалась в храм и постаралась сравнять его с землей и сжечь. Они разрушили храм и убили большинство монахов, но некоторым удалось бежать.Легенда гласит, что пятеро монахов пережили нападение на Южный Шаолинь. Чжи Шань вроде бы, сбежал на юг в провинцию Гуандун (Южный Китай) и стал работать поваром в доме Оперы. Дом Оперы служил превосходным прикрытием для Чжи Шаня, который преподавал свое искусство актерам драмы и воинственно настроенным (против Цин) патриотам Китая, с которыми он общается.Чжу (Хун) избежал смерти в храме, впоследствии изменив свое имя и свою цель в жизни. Он сменил свое имя на Хун Хей Гун, и с этого момента, его цель в жизни, восстановление династии Мин и свержение династии Цин. Изменение воздавало должное человеку, в которого он верил - Хун Мой Чуи (Hung Moi Chui), лидера династии Мин. Династия Мин была особенно преуспевающей династией, которая поощряла гун-фу и интересовалась сохранением методов гун-фу и религии древнего Китая. После этого, во время своих путешествий по Китаю Хун Хей Гун встретился с девушкой Фонг Вин Чун (Fong Wing Chun), которая практиковала стиль журавля (Не путать ее с Йим Вин Чун – основавшей стиль Вин Чун). Фонг Вин Чун поставила себе целью отомстить за убийство своей семьи. Хун Хей Гун изучил у Фонг Вин Чун технику журавля и отомстил за смерть ее семьи. После этого он женился на Фонг и соединил технику тигра (которую он изучил в монастыре) с техникой журавля. Именно тогда появился на свет стиль, который сейчас известен, как стиль Хун Гар. Впоследствии, Хун Хей Гун обучил Фонг Сай Юка, который продолжил дальнейшее развитие и распространение стиля.

Стиль Хун Гар состоит из техник пяти животных: Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля. Школа Хун Гар использует философию Инь - Ян, содержит жесткие и мягкие техники, а также опирается на учение о пяти первоэлементах: Метал, дерево, вода, огонь, земля. Хотя главный акцент приходится на технику тигра и журавля, добавление в стиль техник других животных, сделало его более сбалансированным и разносторонним. Цель стиля Хун Гар, развить человека физически, умственно и духовно.

Формы в стиле Хун ГарКоличество кулачных форм, которые практикуются и преподаются в стиле Хун Гар, может отличаться в разных линиях стиля. Основными формами Хун Гара считают несколько больших форм, которые называют 4 столбами стиля.Итак, 4 столба стиля это формы: ’’иероглиф гун и покорение тигра; тигр и журавль; кулак 10 форм;  железная нить’’. В некоторых линиях главной считают комплекс ’’кулак 10 форм’’, кроме неё существует также очень похожая по смыслу форма кулак пяти зверей. Кроме 4 столбов, в стиле есть и другие кулачные формы, которые считаются дополнительными или вспомогательными. Это такие формы, как, кулак семьи Лю, кулак цветка сливы, военная ладонь (ладонь войны), ладони бабочки и т.д. Некоторые из них были взяты из других южных стилей, а некоторые были составлены мастерами Хун Гара.Железная нить. (Tid sin kuen.)Железная нить – самая важная форма, из всех изучаемых в стиле Хун Гар (иногда ее называют, также кулак железной проволоки), так как в ней изучают главный принцип стиля – быть твердым как железо, но в то же время мягким и гибким, как проволока. Эта форма была создана Тецяо Санем (по прозвищу ’’железный мост третий’’), реальное имя которого было Лян Гуань. Лян Гуань был одним из десяти тигров Гуандуна, и заработал свое прозвище Тецяо Сань из-за своего удивительного мастерства в тренинге ’’железная рубашка’’ и стойке сыпин ма. Говорят, что когда он стоял в стойке сыпин ма, его никто не мог сдвинуть с места. Тецяо Сань сформировал свой собственный метод внутренней наработки (нейгун) и назвал его кулак железной нити. Это очень серьезный тренинг и нужно понимать, что без хорошей базовой техники, мастерства и понимания основных техник Хун Гара, невозможно выполнять эту форму правильно и понять ее внутреннее значение. Нужно помнить, что эта форма относится к разделу нейгун, и если начать практиковать ее, не имея хорошей базовой подготовки и не знать некоторых тонкостей (дыхание, звуки, эмоции и т. д.), то можно навредить собственному здоровью. Другими словами, неправильное выполнение этой формы, может привести к серьезным внутренним повреждениям. Недаром, мастер Лам Цай Вин, обучавший за свою жизнь около 10000 человек, серьезно обучал этой форме лишь 7-10 человек.

12 Мостов Хун ГарТехники мостов являются своеобразной визитной карточкой стиля Хун гар. Мосты это различные техники действий предплечьями. Техники 12 мостов появились из Фуцзяньского Южного Шаолиня. Они были развиты из комплекса Железная нить (или Железная Проволока) составленного Аббатом Гуок Яном. Гуок Ян, который жил до 110 лет, передал свое знание мастеру Леунг Квану (Лян Гуань). Рожденный в Гуандуне, в Лам Хой (1830-1886), мастер Леунг Кван заработал свое прозвище Те Цяо Сань, или Железный мост третий (так как, был 3-им сыном в своей семье). Он был известен своей техникой рук "железные мосты", и своей стойкой Сыпин Ма (Ма бу). Он был одним из тигров, сообщества лучших бойцов "Десять Тигров Кантона (Гуанчжоу)" во время Династии Цин. Он передал свое знание мастеру Лам Фук Сину (Lam Fook Sing), который позже передал его известному мастеру Вонг Фей Хуну (1850-1933).

Тигр и ЖуравльПервая часть формы Тигр и Журавль посвящена внутреннему тренингу, это ряд упражнений, которые выглядят, как напряженные мощные движения. Киу (Кью) Сао (так называемые руки мосты) – это основы внутреннего тренинга в Хун Гаре. Киу Сао используются для того, чтобы вывести ци из тела в ударные части , которые используются в Хун Гаре. Киу Сао руки мосты – развивают самые важные принципы обучения в Хун Гаре. Сильная спина и мощные стойки. Фактически, вся сила в удары идет из спины, все тело используется полностью, как единое целое, мощное и сбалансированное. В тигре и журавле, сначала используются упражнения Киу Сао, а затем уже идут техники животных (тигра и журавля).60 процентов комплекса Тигр и Журавль занимают базовые для Хун Гара техники, а остальные 40 посвящены тигру и журавлю. Техники этих животных в форме соответствуют реальным движениям тигра и журавля. Например, работа ног тигра – выполняются тяжелые, длинные шаги для получения дополнительной мощи и силы. Шаги журавля, наоборот, легкие и быстрые, средней длины. Низкие стойки, использующиеся в комплексе, предназначены для атак по нижнему уровню, а также, для того чтобы укрепить ноги занимающегося. Вытянутое положение тела, в некоторых стойках, используется для развития гибкости. Мастер Вонг Фей Хун также создал уникальную форму дуйлянь, основанную на комплексе Тигр и Журавль. Эта парная форма Тигр и Журавль, является единственной парной формой, преподаваемой по линии Вонг Фей Хуна. В дуйляне Тигр и Журавль, также используются техники тигра и журавля. Один партнер атакует, второй защищается, а затем наоборот, и они оба, используют одинаковую технику. Практикующие Хун Гар стараются добиться реального выполнения, чтобы затем можно было использовать свои навыки практически.Техники тигра предназначены для того, чтобы ученик мог сконцентрироваться на мощных и сильных движениях и научиться кричать. Крик в Хун Гаре, позволяет собирать энергию в животе, и выпускать ее через руки. В Хун Гаре кричат разные звуки и имеются различия, между разными типами силы. Например, звук ’’уува’’ направляет ци в нижний даньтянь (энергоцентр тела) и используется с ударом когтями тигра, двумя руками. Удар двойными когтями тигра считается самым мощным ударом в Хун Гаре. Удар одной рукой в форме когтей тигра, более быстрый, легче бьет и требует звука ’’фу’’, при этом ци поднимается в теле выше. Чтобы правильно выполнять удар когти тигра нужно соблюдать некоторые требования.’’Обычное заблуждение о когтях тигра – это когда основание ладони выводится вперед при ударе. В этом случае будет нанесен удар основанием ладони, а не когтями тигра. Другая ошибка – это нажатие пальцами при ударе когти тигра. Когти тигра выполняются мощным рвущим движением, как будто, кот бьет лапой’’. Самый мощный удар тигра, это двойные когти тигра. При выполнении этого удара, корпус наклоняется вперед в стойке гун бу. При двойном ударе используют мощное движение, толчок сзади стоящей ногой, (подобно мощному тигру) а стойка значительно ниже, чем обычно и используется крик ’’уува’’. Двойной удар наносится обычно ниже, чем одиночный. Его цель солнечное сплетение или ребра. Когда целью являются глаза противника, лицо или шея, используют более быстрые перемещения, чтобы нанести удар, используют стойку сюйбу с наклоном корпуса под 45 градусов, вот, что характеризует одиночные когти тигра. Когти тигра могут использоваться и для защиты, как защитное движение. Например, нижняя рука в двойном ударе когти тигра, расположенная между локтем другой руки и коленом, может быстро переместиться и защитить все свое тело. Только в двойном ударе когтями тигра обе руки используются для атаки. Эту технику называют руки черного тигра. При атаке верхняя рука бьет в солнечное сплетение, а нижняя в район паха. При ударах одной рукой когти тигра используются по-другому. Обычно, одиночная рука когти тигра характеризуется быстрыми, машуще – загребающими движениями перед телом в стойке сюйбу. Перед тем, как нанести удар, сначала стараются накрыть руку противника и прижать ее к корпусу.Техника журавля. Журавль и его техника очень разносторонняя, используются такие формы рук, как голова журавля, клюв, крылья, также активно используются ноги, для атаки и защиты. Сила журавля быстрая и легкая, цели при атаке в стиле журавля, мягкие области тела и головы. Правильный звук при ударе журавля ’’хоп’’, энергия берется из солнечного сплетения. Обычно в технике журавля используют стойку сюйбу, но более высокую, чем в техниках тигра. Блоки и удары журавля, быстрые и по верхнему уровню. Нога, на которой находится вес тела (в сюйбу), почти не сгибается, лишь слегка. Обе ноги почти прямые, что позволяет быстро двигаться в любом направлении. Тело наклоняется чуть в сторону и представляет небольшую цель, путем уменьшения возможной площади поражения. Если удары когтями тигра очень мощные и тяжелые, то удары в манере журавля очень быстрые и более легкие, после удара сразу же выполняется отскок и подготовка к следующей атаке. Основная форма руки это клюв журавля. Есть определенный способ формировать руку клюв журавля.Правильная техника в том, чтобы быстро соединить вместе только три пальца, большой, указательный и средний. Так вы потратите меньше времени, на формирование клюва и удар будет более сильным из-за маленькой площади воздействия. ’’Удары журавля должны выполняться легко, быстро и направлены на глаза, виски и т. д.’’ Запястье (в ударе) используется, чтобы добавить ускорения при ударе клювом. Первоначально перед ударом, рука в состоянии готовности находится около уха, как бы подражая голове и шее журавля. Удары выполняются по прямой и вытянутым запястьем, а не согнутым.Есть еще одна техника журавля, ее называют крылья журавля. Это двойной блок руками, который подражает агрессивным действиям журавля, когда он раскрывает свои крылья для защиты. Эта техника используется для защиты. Руки в форме крылья журавля используются для того, чтобы прихватывать запястья атакующего и отводить его руки в стороны. За этим действием часто следует удар ногой, так как раскрытые ладони в форме крылья журавля перекрывают обзор (видимость) противнику. Эту технику очень любил Вонг Фей Хун, используя здесь свой знаменитый удар ногой – не оставляющий тени (быстрый прямой удар ногой).  В форме Тигр и Журавль, также используется техника голова журавля. Голова журавля в основном используется для ударов в корпус и в голову. Голова журавля формируется так, в сжатом кулаке, вперед выставляется первый сустав указательного пальца. Удар головой журавля часто наносят в солнечное сплетение.

 

Клип 1. Тигр и журавль - исполняет Лян Тьен По (фрагмент). Лян Тьен По - молодой мастер стиля Хун гар из г.Фошань(Гуандун).Несколько лет он является чемпионом города Фошань по традиционному ушу.Лян Тьен По демонстрирует форму Тигр и журавль, которая является визитной карточкой стиля Хун гар.Последователи стиля Хун гар в г.Фошань,  исполняют ее несколько иначе, чем мастера в Гонконге, Европе и США.В Фошани это тао исполняется достаточно живо, во второй части формы исполняются шаги пьяного, именно в "пьяной стилистике", чего нет в других ветвях этого стиля.Лян Тьен По и По Хон мастера нового поколения в Фошани и достойные преемники старых учителей.

 

Тао с копьём

Клип 2. Тао с копьём. Выступление молодого мастера По Хон, во время праздника школы Хун гар Гао Дьен Фына. Здесь представлен фрагмент формы. По Хон одет в специальную одежду в которой выполняется танец льва. По Хон и Лян Тьен По неоднократно становились чемпионами танца льва в г.Фошань.

Тао со скамейкой

Клип 3. Тао со скамейкой. Достаточно интересная форма. Такие скамейки раньше (да и сейчас кое-где) были распространены в уличных кафе, поэтому в некоторых школах тренировались с ними вести бой.

 

Сергей Сахаров  

www.vipv.ru

Ушу Википедия

Представители школы кунг-фу в ОАЭ (Хан и Тони Сюэ)

Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Определение[ | ]

Ушу (武术)[1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Другие названия[ | ]

  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гунфу (на путунхуа) — буквально «мастерство», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения ушу, используется также вариант kung fu.
  • Гошу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • Уи — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюаньфа (буквально «кулачные методы») или Цюаньшу (буквально «кулачная техника») — один из разделов ушу, иногда это слово используется как синоним всего ушу.

Кун-фу и ушу[ | ]

По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу)[2].

Виды и стили[ | ]

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей уш

ru-wiki.ru