Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…
Что такое Кунг-Фу
Кунг-Фу — это китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства военных искусств. Это слово берет начало от оригинального значения «гун-фу» — достижение человеком совершенства в любом деле посредством тяжелой работы и больших усилий, это может быть как каллиграфия, так и кулинария.
В смысле «боевых китайских искусств» термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли — величайшем мастере боевых искусств.
Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.
Кунг-Фу — это классическое китайское боевое искусство, которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Это техники единоборств, системы диет и правильного питания, различные направления йоги, психотехники и китайская медицина.
Десять заповедей Кунг-Фу.
На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».
Существует более чем 400 стилей Кунг-Фу с оружием и без оружия. Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас имеют производные от фамилий «изобретателей» названия.
Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль — Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.
По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.
Рассмотрим основные стили Кунг-ФУ. Видео Кунг-Фу намного лучше откроет понимание о чем идет речь, чем самое подробное описание. Рекомендуем посмотреть видео выдержки и оставить свой комментарий.
Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг, поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг-фу. Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь, где они стали преподавать стиль Белого Журавля.
С тех пор название области Юнчунь стало ассоциироваться в мире китайских боевых искусств со стилем Белого Журавля. Словно вечнозеленое дерево, стиль Белого Журавля пустил корни и процветал в тихом гористом регионе.
Журавль не обладает большой силой, чтобы полагаться на нее в схватке. Однако, при необходимости, она может защитить себя очень эффективно. Защищая себя, он может полагаться только на три вещи: способность подпрыгивать, рассекающая сила его крыльев и удары клюва.
Прыжки используются, чтобы уклониться от нападения, а так же, что бы приблизится к противнику для собственной атаки.
Когда журавль использует свои крылья для нанесения удара, — он способен генерировать достаточно большое усилие. Ключом к этому виду энергии является скорость. Помните, что хотя вода и является мягкой, но под большим напором — ее можно использовать даже в хирургических операциях.
Скорость и точность, с которой журавль наносит удары своим клювом, — является очень эффективным инструментом для поражения жизненно важных областей на теле противника. Этот навык выживания может быть использован и по другому, — например, с помощью клюва журавля ловит рыбу.
Стиль Тигра — это атакующий стиль. Атака – это узкое понятие инициативы. Так как, воздействовать на противника можно не только ударом, но и блоком, и давлением, и рывком, и подсечкой, и просто сваливанием его с ног и все эти действия можно продолжить и довести до победы.
В стиле Тигра по настоящему понимаешь, значение инициативы. Стиль просто насыщен множеством техник и приёмов одновременных контратак и опережающих атак. Но это всё, конечно, делается не в расчёте на то, что противник не заметит, или не успеет среагировать на твои скоростные действия, а на детальном расчёте и контроле боя.
Боец в этом стиле ни когда не останавливается, постоянно продвигаясь к противнику, иногда совсем чуть-чуть, иногда большим шагом или скоростным прыжком. Постоянное давление на противника и физическое и психологическое. Атаку тигра, его движение вперёд, не должны останавливать даже встречные атаки противника.
Школа Кунг-Фу Змеи — специфична. Она предполагает множество движений, ударов, уходов, блоков лёжа или стоя на одном колене. Конечно, это не практично на улице. Разве только, если вы мастер этого стиля и вам придётся его применить и оставить соперника поверженным, а зрителей — с открытыми ртами? Стиль змеи подходит не для каждого, поэтому взвесить все «за» и «против» очень важно, прежде чем принять окончательное решение.
Легенды связывают этот стиль с монастырем Южный Шаолинь. Согласно одной из легенд, стиль был разработан монахиней Умэй (которая по другим легендам создала юнчунь, по третьим — кулак журавля и т. д.). Умэй полностью передала искусство методов боя собаки на земле своей ученице Мяо Цзиньхуа, а Мяо Цзиньхуа — своему сыну Фан Шиюю (Фан Шиюй является популярным героем китайского боевого фольклора, и чем он занимался на самом деле — неизвестно). Фан Шиюй сплавил воедино дишу цюаньфа и хуацюань, чем значительно обогатил стиль.
Главными чертами стиля являются приспособления орла змеи и дракона (варан, крокодил) которые, слившись воедино в боевой технике, приводят к эффектному и эффективному результату. Атаки похожи на хлесткие движения змеи, стремительные когти орла с мгновенной реакцией захватов с последующим выкручиванием и разрыванием, свойственным рептилиям: варану и аллигатору.
Стиль разделен на несколько направлений. Первое из них — это оздоровительная гимнастика с простыми элементами боевой техники, предполагающей возможность самообороны в экстремальных ситуациях. Второе направление — продвинутая техника, предназначенная для обучения военнослужащих и отрядов специального назначения.
Дракон — символ силы, мудрости, устойчивости и напора в достижении своей цели. Этот стиль характерен не только своей специфической стойкой, но и техникой ведения боя.Черный Дракон — суровый страж Абсолюта, покровитель Удачи и Истины, владыка головокружительной силы и безраздельного могущества.
Мягкие круговые и криволинейные движения, стремительное вращение и одновременные удары в разные уровни характеризуют технику этой школы, которая широко используется при подготовке спецслужб и армии в Восточных странах.
Это первая техника, которую обычно преподают новичку, вполне подходящая для самообороны. Стиль Дракона развивает мускулатуру, и основан на подсечках, вкрученных стойках, ударах с разворота, внезапной атаке и силовых захватах. Когда противник отступает – вы продвигаетесь. Когда противник наступает – вы отступаете. Дракон атакует очень прямолинейно, блоки жесткие, он требует четкой координации тела.
Это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.
По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи «Мэйхуа шуайшоу танланцюань цюаньфа яолунь», датированной серединой династии Цин (1664 —1911), есть запись:
«Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении».
Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо. Перед Вами секреты шаолиньских пилюль возвращающих молодость, силу и здоровье.
Берется:
Все перемалывается в порошок, потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 — 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет.
Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
Берется:
Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз.
Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.
Интересно: Шаолинь
Кунг-фу – это образ жизни, способ мировосприятия, этика и гармония с людьми и природой. Комплексы упражнений Кунг-фу позволяют человеку настраиваться на ритмы себя и природы, для обретения силы и гармонии.
azialand.ru
Первым фильмом, который был полностью посвящён подражательному стилю, стал фильм "Змея в тени орла", с участием Джеки Чана, который повествует о противостоянии школ Кулака Змеи и Орлиного Когтя. Этот фильм является первой режиссёрской работой Юэнь Ву Пина (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%A5%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%BD), самого известного гонконгского режиссёра и постановщика боевых сцен. Также, именно этот фильм принёс Джеки Чану известность и определил жанр всей его жизни - комедии с драками.
Впрочем, как известно, у монеты две стороны, и гонконгские боевики, которые принесли подражателньным стилям мировую славу и сделали их визитной карточкой ушу, также сослужили им огромную медвежью услугу. Из-за своей славы, сегодня подражательные стили сильно изменились в пользу зрелищности. Они всё больше уходят в спорт, из-за чего утрачивают свою боевую эффективность и внутреннее содержание. Некоторые подражательные стили, как например, стиль обезьяны, уже умерли, окончательно превратившись в обычную цирковую клоунаду с акробатикой:
(второй спортсмен, я так понял, демонстрирует стиль собаки, но сути это не меняет - много кривляний, много акробатики и абсолютно "дохлые" и медленные удары ногами (с руками получше)). Китайские мастера ушу называют подобную деградацию "Искусством цветастых рукавов и вышивания ногами" - весьма точное сравнение, на мой взгляд...Более того, появились ответвления показательных стилей, которые придуманы самими актёрами и предназначены только для показательных выступлений и съёмок в фильмах. Так, например, в фильме "Храм Шаолинь" 1982 года, первом фильме с участием Джета Ли, показана разновидность стиля богомола, придуманная Юй Хаем (актёром и спортсменом, который играл учителя персонажа Джета Ли) специально для этого фильма. Его стиль изобилует сложной техникой и большим количеством подражательных зрелищных движений, что является полной противоположностью классическому стилю богомола, в котором очень важна простота техники и её боевая эффективность. Сейчас стиль Юй Хая имеет большую популярность и известен как спортивное направление стиля богомола.
Другим ярким примером такого самодела является пьяный стиль Джеки Чана. Мало кто знает, но Джеки Чан никогда не изучал стиля пьяницы, а стиль "Восемь Пьяных Бессмертных", который демонстрируется в фильме "Пьяный мастер" (там он называется "Восемь Пьяных Богов") - это "солянка" из южных стилей, которыми владели Джеки Чан и Юэнь Ву Пин ( режиссёр фильма и постановщик боевых сцен), на которые наложена "пьяная", расслабленная манера движений. Благодаря их мастерству и музыкальному оформлению, стиль получился весьма зрелищным и охотно веришь, что это и есть тот самый древний стиль пьяницы:
Наконец, хуже всего то, что под маркой раскрученных гонконгскими фильмами стилей, шарлатанами было наштамповано множество самоделов, которые выдаются за древний оригинал. Например, стиль "Восемь Пьяных Бессмертных" - реально существующая, самая древняя разновидность пьяного стиля, однако, сейчас, введя в интернет запрос на видео, посвящённое данному направлению (даже если будете искать иероглифами на китайских ресурсах), все ссылки выведут вас либо на фильм "Пьяный Мастер", либо на показанную ниже хрень, созданную гонконгскими "умельцами" с целью навариться на славе стиля, которую ему принёс Джеки Чан:Это, якобы, "учебный" фильм по стилю "Восемь пьяных бессмертных", выпущенный в 1985 году. Как видите, из "Пьяного мастера" здесь передрали даже звуковое оформление и киношную атмосферу гонконгского боевика. И ведь пипл схавал! Вот, например, уже современная запись, где эта самая хрень демонстрируется как полноценный пьяный стиль, то бишь хрень стала жить своей жизнью и приносить деньги:К сожалению, в случае встречи с такого рода самоделом, отличить оригинал от подделки очень сложно - нужно быть весьма эрудированным и осведомлённым в истории стиля, интересующего вас, и ушу в целом, а также иметь большой практический опыт, чтобы понять, действительно ли перед вами техника, созданная мастерами древности, или новомодный шерпотреб, предназначенный для выкачивания денег из наивных иностранцев.
На этом с грустной частью у меня всё, теперь же я расскажу о внутренней сути подражательных стилей и о тех стилях, которые чаще всего встречаются на территории России.
Итак, как я писал в предыдущих постах, любой стиль ушу состоит из теории и методов её реализации. Теория подражательного стиля, также, как и любого другого стиля ушу, различна и зависит от целей, которые преследовал создатель стиля: кто-то хотел усовершенствовать свои боевые навыки, кто-то обрести характеристики животного, которму он подражал (например, ярость тигра или скорость богомола), для кого-то это были шаманские практики. Что же касается основных методов постижения теории, то в подражательном стиле, в отличие от других стилей ушу, их всегда два:1. Собственно метод копирования повадок и движений животного или же характера персонажа китайского эпоса. Например, в стилях тигра и орла развивают физическую силу и укрепляют пальцы для мощных болевых захватов, в стиле змеи развивают гибкость и пластичность, чтобы незаметно обойти защиту противника и атаковать в жизненно важные точки, и.т.д.2. Метод базовой школы. Подражательные стили ушу всегда создавались как производная от основных направлений ушу - шаолиньского, уданского и эмэйского, таким образом, существует множество разновидностей одного подражательного стиля. Например, во всех трёх направлениях существует стиль дракона, причём его разновидности совершенно непохожи друг на друга. Причиной тому является, как раз таки философия направления, в рамках которого они были созданы: уданский дракон будет плавный, с большим количеством круговых движений, а шаолиньский - мощный, с прыжками и амплитудными движениями.
Благодаря наличию двух основных методов практики вместо одного, подражательные стили являются уникальным разделом ушу, так как, из-за объединяющей подражательной составляющей, можно сочетать внутренние и внешние стили различных направлений без вреда для здоровья и потери эффективности техники. Можно, например, одновременно заниматься внутренним стилем Люхэ-танлан-цюань (кулак богомола шести координаций) и внешним стилем Цисин-танлан-цюань (кулак богомола семи звёзд), и оба этих стиля будут прекрасно дополнять друг друга.
Все подражательные стили ушу можно разделить на две категории:1. Самостоятельные стили. Это те стили, которые имеют полностью сформировавшуюся уникальную систему тренировок и для их освоения не требуется знать базу направления, из которого они некогда вышли.2. Подстили. Это подражательные комплексы-таолу в арсенале других, не-подражательных, стилей. Они являются расширением арсенала движений базового стиля и имеют свою, особую, манеру исполнения и метод тренировки. Во многих не-подражательных стилях безупречное владение таким комплексом (если он там, конечно, имеется) является показателем высшего мастерства. Важно сказать, что подражательный подстиль далеко не всегда имеет внешнее сходство с объектом подражания, и часто его техника выглядит точно также, как техника стиля-родителя. Копируется, в первую очередь, характер подражаемого объекта, который накладывается на изученный ранее набор движений, что и отражается на манере исполнения комплекса. Примером такого подстиля является раздел Кулак Двенадцати Животных стиля Синъи-Цюань, о котором я писал здесь http://kungfu-stav.livejournal.com/1469.html.
Теперь же я расскажу о наиболее распространённых в России подражательных стилях.
Танлан-цюань (кит. 螳螂拳) - Кулак Богомола.
Самый известный подражательный стиль ушу не только в России, но и в мире. Его известность обусловлена его боевой эффективностью - это один из самых боевых стилей ушу, не уступающий по мощи стилю Юнчун-цюань (Вин-Чун). Большой вклад в популярность стиля внесли гонконгские боевики, во многих из которых, в различной степени, фигурирует "неубиваемый" мастер танлан-цюань. Особую роль сыграл, посвящённый стилю богомола, фильм "Мастер со сломанными пальцами" 1972 г., с Джеки Чаном в главной роли, а также упомянутый выше Юй Хай со своим детищем.По легенде, создателем Кулака Богомола был монах шаолиньского монастыря по имени Ван Лан, который жил в период династии Цин (1664 - 1911). Более точное время его жизни неизвестно. Ван Лан был от природы человеком невысоким и щуплым, что создавало большие проблемы в изучении шаолиньского ушу, требующего значительной физической силы и выносливости. Не обладающий этими качествами Ван Лан очень часто проигрывал тренировочные поединки, из-за чего сильно переживал. Однажды, медитируя в лесу, он увидел богомола, который поймал цикаду. Цикада была очень большой по сравнению с богомолом, но, тем не менее, ничего не смогла поделать со своей участью - цепкие лапы богомола просто не давали ей двигаться. Ван Лан увидел в этой ситуации решение своей проблемы - он поймал несколько богомолов и стал наблюдать за их сражением, копируя их движения и совмещая их с движениями шаолиньского стиля. Когда же он, наконец, создал свой стиль, никто из шаолиньских монахов не смог противостоять ему - их физическая сила и габариты оказались малоэффективны против новой техники боя Ван Лана.В стиле танлан-цюань используется особая форма кисти, "Лапка богомола", которая предназначена для контроля рук противника, а также неожиданных ударов запястьем. Большое внимание уделяется контролю ног противника путём подцепов их подъёмом стопы своей ноги.
На сегодняшний день наиболее известны три разновидности стиля богомола:
1. Цисин-танлан-цюань (кит. 七星螳螂拳) Кулак Богомола Семи ЗвёздЭто самая старая разновидность стиля, та самая, которую создал Ван Лан. Она практикуется монахами Шаолиньского монастыря, поэтому иногда её называют Лохань-Танлан-Цюань (кит. 罗汉螳螂拳) Кулак Богомола Архатов. Особенностью данного направления являются быстрые комбо из ударов руками без замаха в вертикальной плоскости, подобно ударам лап богомола. После успешного проведения комбинации наносится мощный добивающий удар рукой или ногой, свойственный шаолиньскому ушу. Своё название данная разновидность получила благодаря широкому использованию стойки цисин-бу (шаг семи звёзд), в которой задняя нога полусогнута и подтянута к передней. Китайцы углядели в таком положении ног визуальное сходство со взаимным расположением семи звёзд создвездия Большой Медведицы:
Наглядным примером данной разновидности Кулака Богомола служит комплекс Танлан Бу Чань (кит. 螳螂捕蟬) - "Богомол хватает цикаду", который здесь является таолу высшего порядка:
2. Мэйхуа-танлан-цюань (кит. 梅花螳螂拳) Кулак Богомола Цветка СливыЭту разновидность создал Цзян Хуалун (1855 - 1924), соединив технику семизвёздного богомола с техникой шаолиньского стиля Мэйхуа-цюань (кит. 梅花拳) Кулак Цветка Сливы, что и определило её название. Также она известна под названием Тайцзи-танлан-цюань (кит. 太极螳螂拳) Кулак Богомола Великого Предела. Несмотря на такое название, ни к даосизму, ни к Тайцзи-цюань она отношения не имеет, а само название отсылает к большому разнообразию и изменчивости используемой здесь техники рук. В отличие от первой разновидности, здесь мало быстрых комбо руками, а сами удары мощные и размашистые.Вот, например, таолу Ми-Шоу (кит. 秘手) Секретная Рука:
3. Люхэ-танлан-цюань (кит. 六合螳螂拳) Кулак Богомола Шести Координаций.Это внутренняя разновидность стиля богомола, созданная неким Цзинь Е в период династии Цин. Она представляет собой гибрид техник танлан-цюань и принципов синъи-цюань, в частности, принципа Лю Хэ (шести координаций), который заключается в попарном координировании между собой плечей и бёдер, локтей и коленей, кистей и стоп. Этот принцип является одним из основополагающих требований к положению тела в синъи-цюань, необходимых для правильного выброса силы при ударе. Особенностью люхэ-танлан-цюань, как и в цисин-танлан-цюань, являются быстрые комбо руками, однако, сама манера движения больше напоминает синъи-цюань, чем классического шаолиньского богомола. Для примера, комплекс, который называется Шуан Фэн (кит. 双封) Двойное Закрытие или Двойное Запечатывание:
Ин-чжао-цюань (кит. 鹰爪拳) - Кулак Орлиного Когтя (или просто "Орлиный Коготь" (Ин-чжао))
Этот стиль берёт начало в шаолиньской традиции. Он очень зрелищный, поэтому имеет много поклонников как среди спортсменов, так и среди адептов боевых искусств. Стиль имеет огромное количество разновидностей, объединённых одним общим методом тренировки - укрепление пальцев рук для использования техник цинь-на (болевых захватов и заломов), а также мощных ударов по уязвимым точкам человеческого тела. Во многом благодаря своей боевой эффективности, стиль остаётся на плаву, не скатываясь в спортивную показуху, а метод контроля противника болевыми захватами нашёл отличное применение в китайской правоохранительной системе. Да и в целом, боевые методы ин-чжао очень подходят для улицы - можно вывести противника из строя "аккуратно, но сыльно" (с), например, сломав руку или вывихнув сустав, что излечимо и снижает вероятность летального исхода по неосторожности до минимума(когда, например, от удара по морде вражина падает, бьётся головой об бордюр и умирает, а вам шьют статью, хотя вы просто защищались).
В нашей стране наиболее известна разновидность Шаолинь Ин Чжао Цюань (кит. 少林鹰爪拳 ), которая в её нынешнем виде дошла до нас благодаря мастеру Чэнь Цзы Чжэну (1878 - 1933), который дополнил классические "орлиные" шаолиньские комплексы ударами из стилей Фань-цзы-цюань и Юэ-ши-лянь-цюань, где используется быстрая техника рук и непредсказуемые методы атаки под разными углами.Комплексов Орлиного Когтя очень много, для примера, вот один из них:
:Хун-цзя-цюань (кит. 洪家拳) Кулак Семьи Хун (более известен как Хун Гар)
Самый известный стиль Гонконга и всего юго-восточного Китая. Он настолько известен, что можно с уверенностью заявлять, что не гонконгские боевики принесли славу Хун Гар, а Хун Гар принёс славу гонконгским боевикам. Это некий стиль "по-умолчанию" для всех гонконгских актёров конца XX века, включая Джеки Чана и Саммо Хунга.Основную известность Хун Гар принесла его история, неразрывно связанная с революционным движением в Китае. Считается, что этот стиль изобрёл один из пяти выживших монахов монастыря южный Шаолинь (не путать с известным сегодня северным Шаолинем, который находится на горе Суншань), когда маньчжуры, захатившие Китай и установившие династию Цин, разрушили его до основания и убили всех обитателей монастыря, дабы они не представляли угрозу новой власти. Этот монах укрылся от преследований в провинции Гуандун, где взял себе имя Хун Хэй Гун и стал работать поваром в Доме Оперы (в китайской опере не поют, она является, в нашем понимании, костюмированным акробатическим театром), в котором обучал боевым искусствам тайных революционеров, стремящихся к свержение династии Цин. В дальнейшем он женился на девушке Фонг Юньчунь, которая была мастером стиля журавля. Сам Хун Хэй Гун был мастером стиля тигра. Соединив своё мастерство и мастерство жены, он создал стиль хун-цзя-цюань. Большую славу Хун Гар принёс непобедимый мастер боевых искусств и революционер Вонг Фей Хун (1847-1924), легендарная личность, национальный герой Китая, известный как борец с династией Цин и социальным неравенством. Вонг Фей Хуну посвящено более ста гонконгских фильмов, где он фигурирует как эпизодический персонаж или как главный герой. Например, именно его играл Джеки Чан в "Пьяном Мастере" (помимо стиля Хун Гар, Вонг Фей Хун был также мастером пьяного стиля), и Джет Ли в серии фильмов "Однажды в Китае".На сегодняшний день Хун Гар представляет собой систему из пяти подражательных стилей - Тигра, Журавля, Дракона, Леопарда и Змеи, но основополагающими всё равно остаются стили Тигра и Журавля. Для этого стиля характерны низкие стойки и перемещения, большое внимание уделяют развитию физической силы, укреплению кистей и пальцев рук, а также проработке мощных ударов и блоков предплечьями. Для него даже есть специфическое оружие, представляющее собой бронзовые браслеты с шипами, которые утяжеляют руку и многократно усиливают удар.Наиболее известным таолу стиля Хун Гар является комплекс ху-хэ-шуань-син-цюань (кит. 虎鹤双形) Парная Форма Тигра и Журавля:
На территории России, помимо перечисленных, существует множество других подражательных стилей. В основном это стили шаолиньского направления, которое сегодня активно раскручивается и пропагандируется. Однако, можно найти и менее известные стили других направлений. Также я не стал здесь описывать не-подражательные стили, в арсеналах которых имеются подражательные таолу, например, Вин Чун (там есть таолу "Змея и Журавль") или Пигуа-цюань (таолу "Кулак сине-зеленого дракона"), поскольку подражательной составляющей в них очень мало и человеку, который стремится освоить именно подражательный стиль, они будут малоинтересны.
kungfu-stav.livejournal.com
Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
Ушу (武术)[1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу)[2].
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей традиционного ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Саньда (кит. упр. 散打, пиньинь: sǎndǎ , рус. . «свободные удары», «свободный бой») или Саньшоу (кит. упр. 散手, пиньинь: sǎnshǒu, рус. «свободные руки») — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства.[3] Саньда (Саньшоу), как боевое искусство, был разработан китайскими военными на основе изучения и практики традиционного Ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Он сочетает в себе удары руками и ногами, броски, захваты (踢打摔拿). Не рассматривается как независимый стиль, считается лишь одним из компонентов китайских боевых искусств, комбинацией многих стилей ушу и часто преподается наряду с Таолу (формальным видом обучения) . Тем не менее, в рамках развития спортивного ушу китайским правительством, была разработана стандартная учебная программа, разделенная на обучение Саньда как системе методов самообороны и как для отдельного вида спорта.[4] Эта программа была разработана с учетом традиционных китайских боевых искусств. Наиболее известные спортсмены в Китае Цун Ли (кикбоксинг), Лю Хайлун (саньда),Муслим Салихов (саньда), Сюй Сяодун (ММА) и Цзоу Шимин (бокс), И Лун.
Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы))
Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.
Оцениваемая техника: удар ногой в голову (2 балл), по корпусу (2 балл), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 5 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.
Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).
Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки в обоих раундах.
Запрещённые действия: в возрастных категориях до 15 лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в СНГ, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).
Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику), также оценивается по итогам как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.
Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена империи Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.
В 1980-е и 1990-е годы на территории СССР и после его распада появился ряд школ, позиционировавших себя в качестве школ ушу.
wikiredia.ru
Возникновение Шаолиньского Ушу связано с именем Бодхидхармы (527 г.). Примерно в 6 веке Бодхидхарма пришел из Индии в Китай (царство северный Вэй) и в монастыре Суншань Шаолинь начал проповедовать Буддизм. Монастырь Суншань Шаолинь находится в провинции Хэнань в уезде Дэнфэн. Имя Бодхидхарма на китайском звучит как Путидамо или Дамо. Первый комплекс Шаолиньского Ушу (тао лу) – «18 рук архатов». «Архат» - последователь Будды. Монахи Шаолинь изучали пять основных стилей цюань-шу: дракон, тигр, леопард, змея, журавль. Первое историческое подтверждение о наличии техники кунг фу в Шаолине относится к периоду правления монгольской династии Юань. В 12 веке Шаолиньское Ушу пришло в упадок. Возрождение Шаолиньского Ушу связано с именем монаха Цзюэюаня. Он создал комплекс приемов «72 руки архатов». Попав в монастырь в 1224 году и увидев плачевное состояние монахов легендарного монастыря, он взялся за создание нового стиля, дожившего до наших дней. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. В 1928 году место, где стоял монастырь, стало полем боя и монастырь был сожжен. Пожар, уничтоживший монастырь, бушевал 40 дней. Восстановлен Шаолинь был лишь в 1970 году.
Чжа-цюань является одним из классических стилей чань-цюань (длинный кулак). Чжа-цюань относится к северным стилям китайского ушу, мусульманского направления. Создателем стиля является мусульманин Чжа Ми.
Тунбэй-цюань переводится как «кулак сквозной подготовки». Создателем стиля является мастер Фэй Цинхуань. Техника стиля рассчитана на опережение и на дальнюю дистанцию.
Создатель стиля Чэнь Хэн (1805-1875). В стиле много ударов ладонями и ногами. Большое количество ударов ногами в прыжке, что отличает стиль от южных направлений. Стиль связан с образами барса и змеи, которые характеризуют скорость и гибкость, мягкость и жесткость.
Мицзун-цюань переводится как «потерянный след». Стиль возник в 14 веке при династии Мин. Создателем стиля является мастер Лю Чен Инь из провинции Шэньси. В стиле много подсечек, перекатов, прыжков. Мастер Сянь Чан И усовершенствовал стиль мицзун-цюань. Стиль имеет северное происхождение. Мицзун-цюань представляет собой слияние трех стилей: шаолинь-цюань, цзуй-цюань и дитан-цюань.
Стиль чан-цюань – это название целого направления в ушу. Основателем стиля «тай-цзу чань-цюань» был Сунн Тайцзу и Чжао Куанинь. Из чан-цюань вышли такие стили, как чжа-цюань, хуа-цюань и шаолинь-цюань. Все движения в чан-цюань идут от корпуса, тело образует единое целое. В КНР чан-цюань является базовым стиле для изучения ушу в школах и армии. Стиль развивает силу, гибкость, координацию и скорость движения.
Этот стиль был создан даосским монахом, жившим в горах Удан. Самым ранним направлением тайзци-цюань считается стиль «чэнь», основанный Чэнь Вантином. Чэнь Вантин ыл известным военачальником. В то время стиль назывался «чан-цюань». Название «тайцзи-цюань» (Школа Великого Предела) стиль получил от мастера Ван Цзунбэюэ. За время существования тайцзи-цюань возникало множество ответвлений и направлений в этой школе китайского ушу: 1. стиль Чэнь, основатель Чэнь Вантин.2. стиль Ян, основан Ян Лучанем.3. стиль У, основан Цюань Ю. Есть еще одно направление стиля У, которое создано мастером У Юисянь. 4. стиль Сунь, основатель Сунь Лутан.
Син – душа. И – разум. Цюань – кулак. Смысл названия стиля «Син-и-цюань» в единении разума, души и силы. Основатель стиля Цзи Лунфен. История стиля насчитывает три столетия. Стиль является подражательным. «Син-и-цюань» состоит из 12 звериных стилей: дракон, тигр, обезьяна, лошадь, петух, ястреб, ласточка, змея, крокодил, верблюд, орел и медведь.
Создателем стиля Богомола считается Ван Лан, ученик Шаолиньского монастыря. Обладая слабым здоровьем и небольшим ростом, в схватках Ван Лан часто терпел поражение. Но, несмотря на это, он продолжал усердно заниматься Кунг фу.Однажды, увидев бой богомола, Ван Лан решил использовать движения насекомого в технике Ушу: уклоны, зацепы рукой “крюком”, раскачивания и.т.д.В итоге техника Шаолиньского Ушу и движения богомола создали новый стиль. Постепенно Танлан-цюань распался на Северное и Южное направления.
Багуа-джан один из внутренних стилей кунг фу.Багуа – “Восемь триграмм”.Чжан – ладонь.Как следует из названия стиля, предпочтение отдается ударам ладонью, а не кулаком.Хождение по кругу является одним из отличительных моментов школы. Постоянные уходы с линии атаки и движения по кругу – основа стиля. Базовым оружием в стиле «Багуа-джан» является меч, копье и шест.
«Хоу-цюань» является подражательным, “ звериным” стилем Ушу. Стиль имеет несколько направлений. Стиль требует вживления в образ и повадки обезьяны.
Сянсин-цюань - “образный кулак”. Это направление, из которого вышли “звериные” стили Ушу. “Звериные” стили сянсин-цюань отличаются точным сходством с подражаемым животным.
Создателем данного стиля, по одной из версий, является Хун Сюцюань (1814-1864 г.). По другой версии, его создал Хун Игуань. В КНР стиль «хунцзя-цюань» существует в виде нескольких десятков школ. Данный стиль создан на базе Шаолиньского ушу.
Этот стиль создала Янь Юнчунь, дочь мастера Яньсы из провинции Фуцзянь. Техника рассчитана на ближний бой, в основном руками. Ноги используются в основном на нижнем уровне (до пояса), что делает их эффективными в боевой ситуации.
Стиль имитирует движения пьяного человека. При кажущейся расслабленности в движениях стиль опирается на мастерское применение прыжков, кувырков, падений и перекатов. Для освоения стиля «пьяного» необходима хорошая координация, равновесие и физическая подготовка. А также особые требования к гибкости и подвижности поясницы.
Нань – цюань (Южный кулак).
Это целое направление школ Ушу на юге Китая.
Китайская оздоровительная система, которая может помочь в профилактике здоровья и долголетия. «Цигун» укрепляет здоровье, может лечить болезни. «Цигун» помогает открыть потенциалы человеческого тела. Китайские медики считают, что «цигун» стимулирует работу мозговых клеток, развивает интеллект и ум. Основой упражнений «цигун» является движение энергии «Ци». «Цигун» - это система физического и духовного оздоровления. Совершенство духа неразрывно связано с физическим здоровьем. «Цигун» можно разделить на пять направлений:1. Медицинский.2. Буддийский.3. Конфуцианский.4. Даосский.5. Связанный с практикой кунг фу, ушу.Самым древним считается «медицинский» Цигун. Его цель – лечение, профилактика болезней и укрепление здоровья. «Конфуцианский» Цигун - нравственное самосовершенствование и воспитание высокой морали. «Буддийский» Цигун – спокойствие духа.«Даосский» Цигун – долголетие, здоровье, спокойствие духа и воспитание характера.«Воинский» Цигун – укрепление здоровья, тела, духа, а также укрепление внутренних органов.Упражнения в Цигун бывают статические и динамические. Статический – внутренний цигун. Динамический – внешний цигун. Например, Тао лу. Цель Тао лу – согласовать в движении дыхание, концентрацию и кровообращение.Цигун тесно связан с единоборствами. Цигун является неотъемлемой частью внутренних стилей кунг фу и ушу.
В заключение статьи, нужно упомянуть о Внутренних и Внешних направлениях кунг фу.
Внутренние – мягкие стили кунг фу зародились в горах Удан, в провинции Хубэй. Общее название всех внутренних школ «Нэй-цзя» объединяется понятием Удан-пай (направление Удан). Даосские школы являются внутренними.
Внешние – жесткие направления «Вай-цзя». Основа этих школ – закалка тела, постановка техники боя, скорости и силы.
Промежуточный вариант Эмэй-шань-цюань объединяет основы «мягких» и «жестких» стилей ушу. Буддийские школы являются внешними.
www.chuan-shu.ru
Ушу? (кит. трад. ??, упрощ. ??, пиньинь wushu) — китайское слово состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «воинский дух».
Ушу (??) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (??), гошу (??) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
Эти два ответвления можно отнести к спортивному ушу.
Ушу-таолу — это вид спорта, напоминающий художественную гимнастику. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Саньда — это спортивные спарринги. Поединки проводятся в полный контакт в защитной экипировке, включающей: шлем с защитой подбородка и висков, капа (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защита паха, возможно бинтование голени и бедер (по мед показаниям). Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий. Оцениваемая техника: удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 2 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена. Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут, выигрывает два раунда, противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде, сумма штрафных баллов у противника более 6, ввиду подавляющего технического превосходства. Запрещенные действия: удары коленом, локтем, в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере.
Туйшоу — толкающие руки — тренировочное упражнение, применяемое в так называемых мягких видах боевых искусств в виде более-менее безопасной замены тренировочного поединка ввиду того, что внутренние стили ушу как правило оперируют такими техниками, при которых практически невозможен контроль силы ударов. Замена спарринга на толкающие руки позволила снизить количество травм и повысить эффективность тренировок чувствительности при изучении внутренних боевых искусств. Так как при толчках длина внешней части удара — 0, то толчок — мягче, чем удар. По крайней мере этот принцип действует до определённых этапов обучения, пока толчок не станет таким же опасным, как удар.
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи.
www.jiu-jitsu-kiev.com
УШУ Содержание Определение. Ушу (??) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (??), гошу (??) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно. НаверхПро названия. Другие названия:
Кунг-фу и у-шу. В русском языке сложилась традиция определять термином «кунг-фу» боевое искусство, а термином «у-шу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунг-фу — это у-шу, выполняемое в быстром темпе». НаверхВиды и стили. Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
Спортивное ушу. Ушу-таолу
ТуйшоуТуйшоу ("толкающие руки") — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.Шуайцзяо (борьба)Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника ("схватка" - это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно). НаверхТрадиционное ушу.
Известные мастера ушу.
Новые школы кэмпо, причисляющие себя к ушу. В 80-е и 90-е годы XX века, в последние годы существования СССР, появился ряд новых школ, официально относивших себя к ушу, хотя ряд мастеров традиционных школ называли (и называют) их самозванцами.
Ссылки. НаверхЛитература. Наверх |
УШУ |
alexey-cat.narod.ru
В Китае существовали два Шаолиньских монастыря. Наиболее известен Северный Шаолинь в провинции Хэнань, который функционирует до сих пор и является родиной шаолиньцюань. Но существовал и Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который был основан на четыре столетия позже своего северного брата и закончил свое существование в конце прошлого века после очередного пожара.
Китайская традиция называет Южный Шаолинь центром всех южных стилей ушу, но сегодня понятие «южный кулак» (наньцюань) объединяет пять стилей провинции Гуандун, а по существу южное ушу в Китае отличается не меньшем разнообразием, чем северное.Многие гуандунские и фуцзяньские стили сложились под влиянием северного ушу, появившись на юге Китая вместе с переселенцами. По существу, это просто ассимилированные северные школы ушу. Многие северные стили, получившие распространение на юге, назывались по фамилиям основавших их кланов и обозначались термином «учение» (цзяо).
Гуандун является центром «пяти великих южных стилей ушу». К ним относятся хунцзяцюань, моцзяцюань, фоцзяцюань и цайцзяцюань; все они были основаны в XVIII- начале XIX века. Как правило, какое-нибудь отдельно взятое таолу принималось за канон школы, тщательно изучалось, досконально перерабатывалось и в конце концов превращалось в самостоятельный стиль. Все гуандуские стили отличались резким, жестким выбросом силы, характерными сочетаниями коротких и длинных ударов руками, многочисленными подскоками, низкими стойками, ударами ноги в живот и пах.
В XIX в результате объединения трех гуандунских стилей мастером Чэнь Хэном образовался еще один – цайлифоцюань (на южно-китайском диалекте – чойлифут). Чэнь Хэну удалось не только механически соединить движения и объединить их общей практикой боя и тренировки, но и создать духовную основу стиля, структуру передачи традиции, позволявшую бойцу самостоятельно создавать новые приемы непосредственно в процессе поединка, оставаясь внутренне свободным.
Чэнь Хэн начал заниматься ушу у своего отца стилем фоцзяцюань, распространенным среди народных буддийских сект. Немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, способствующими циркуляции ци в организме. Этот стиль включал в себя много ударов ногами и прыжков, что не было характерно для большинства южных стилей. Впоследствии важнейшей составной частью в цайлифоцюань вошел принцип пронзающего удара – короткого, резкого удара с подскоком.
В ходе странствий по югу Китая Чэнь Хэн встретился с Ли Юшанем, прозванным за крепость своего тела Алмазным Ли. В течение шести лет совместных тренировок Чэнь Хэну была передана техника школы лицзяцюань, что было необычно для южных стилей, передававшихся исключительно по семейной линии. Из лицзяцюань в цайлифоцюань пришли мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, большинство ударов ладонями.
Благодаря Алмазному Ли Чэнь Хэн познакомился с монахом Цай Фу и перенял от него технику цайцзяцюань, отличавшуюся длинными ударами предплечьями и низкими, растянутыми стойками. Таким образом, Чэнь Хэн не просто овладел тремя стилями, но и по каждому их них считался преемником школы. Созданный им цайлифоцюань стал не механическим объединением многочисленных приемов, а цельным, самостоятельным стилем, значительно превосходившим по эффективности своих предшественников. Цайлифюцюань в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары, включает в себя подсечки, зацепы, удары ногами, что не характерно для южных стилей в целом. Составной частью в цайлифюцюань входят звериные комплексы, требующие концентрации на образе животного, воспроизведения его внутреннего состояния.
Одним из наиболее популярных стилей южного ушу за пределами Китая является юнчуньцюань (на южно-китайском диалекте – винчунь). В качестве его легендарной создательницы называется Ван Юнчунь (Вечная Весна). Она переработала известные ей приемы и методы боя таким образом, чтобы стиль был приемлемым для женщин – были убраны почти все удары ногами и выработан особый тип нанесения ударов рукой, при котором не требуется большой физической силы. Правда, истоки этой техники следует искать в Южном Шаолине.
В XV веке при настоятеле Чжишане некоторые элементарные методики монашеского ушу преподавались простому народу, и комплекс оздоровительных упражнений также назывался юнчунь. Этот стиль рассматривали не как боевой, а как традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления.
Его основными последователями стали женщины и пожилые люди.
Во второй половине ХХ века в Гонконге мастер Ип Мэнь преподавал сильно трансформированный стиль виньчунь, но именно этот вариант стал широко известен на Западе, в первую очередь, в США, так как у Ин Мэня учился Брюс Ли.
Среди стилей эмэйского направления ушу выделяются так называемые «восемь листьев», основанные на соединении дыхательных упражнений с даосскими и буддийскими методами психотренинга, народных боевых искусств с воинскими приемами дворцовой элиты. Одним из первых эмэйских стилей стал холунцюань («стиль огненного дракона»), систематизированный в XVII веке.
Некоторые эмэйские стили связываются с именами выдающихся полководцев древности, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию. Так, чжаомэнь связывают с основателем династии Сун Чжао Куанъинем (Х век), а юэмэнь – с полководцем Юэ Фэем (XII век). Возможно, какие-то техники, к созданию которых имели отношения эти легендарные люди в трансформированном виде дошли к XIX веку до Эмэйских гор, а поиск древних корней любого искусства весьма характерен для китайской традиции.
Присутствие иероглифа «мэнь» в названиях большинства эмэйских стилей указывает на то, что первоначально все они были узкими, семейными направлениями ушу, не предназначенными для широкого преподавания. Может быть поэтому, количество сведений о них так ограничено.
Отдельное направление китайского ушу представляют так называемые подражательные стили, ныне объединенные общим названием сянсинцюань («кулак образа и формы»). В китайской традиции подражание животным требовало не только повторения внешней формы их движений, но и вхождения в их внутреннее состояние. Бойцу не обязательно было полностью походить на какое-нибудь животное, достаточно было изобразить несколько его характерных признаков.
Такой подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, не добиваясь абсолютного сходства с ними. На первом этапе обучения следовало имитировать внешний облик животного, что называлось «овладеть формой»; на втором этапе происходило совмещение внешней формы и внутреннего образа.
Многие подражательные стили ушу вышли из древних ритуальных танцев животных. Стиль обезьяны подчеркивает ее хитрость и изворотливость, стиль журавля – его мягкость и плавность, в стиле змеи в основу положены гибкие, перетекающие движения, «жалящие» удары кончиками пальцев, резкие скручивания тела.
Стиль орла изначально носил исключительно прикладной характер.
Собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы («когти орла») могли наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло.
В Китае можно встретить более десятка стилей богомола, но эти разные, технически непохожие школы сходятся к одному легендарному истоку – бывшему монаху Шаолиньского монастыря Ван Лану, жившему в конце XVII века. Для стиля богомола характерна особая позиция кистей рук – так называемый «крючок богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Все комплексы выполняются с явно выраженной аритмией: боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь на ногах, как богомол, готовящийся к решительной атаке. Все многочисленные стили богомола подразделяются на три направления – «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол».
На подражании тигру основаны два стиля – хусинцюань (стиль формы тигра) и хуцюань (стиль тигра). Первый достаточно точно копирует не только манеру боя, но и повадки тигра – резкие броски вперед, могучие рвущие удары лапами. Во втором больше подражают яростной силе, исходящей от тигра, и тренируют особый тип выброса силы, когда боец в быстром прыжке приближается к сопернику и наносит короткий удар с помощью жесткого усилия.
Древние танцы послужили истоком для создания не только «животных» стилей, но и стилей, имитирующих то или иное состояние человека. Наиболее известны из них стиль пьяницы (цзуйцюань) и стиль сумасшедшего (фэнкуанцюань). Легендарными основателями цзуйцюань считаются поэт Ли Бо и герой классического романа «Речные заводи» Лу Чжишэнь. Стиль базируется на великолепном владении собственным телом, к которому прибавляется пластичность внутреннего состояния. Боец реально перевоплощается в пьяного, не теряя при этом ясности сознания. Современный цзуйцюань стал более игровым, акробатическим, приобрел показательные черты.
moniteur.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта