Упряжка ездовых собак как сообщество. Упряжке в собака


Упряжка ездовых собак как сообщество

Упряжка ездовых собак как сообщество

Совместный бег в команде — процесс социальный, некая система общности. Успешность функционирования этой системы зависит не только и не столько от индивидуальных качеств ее членов, но в большой степени от того, как они сочетаются между собой. Тащить сани с человеком на высокой скорости не под силу одной или нескольким собакам. Для выполнения такой задачи нужно не менее десяти, а чаще двенадцать или шестнадцать собак средних размеров.

Рабочая нагрузка распределяется между всеми членами команды. Вклад отдельной собаки в общую работу зависит не только и не столько от ее способности и желания бежать в упряжке, но и от ее положения в системе, т. е. от того, насколько отведенное собаке место в упряжке соответствует ее физическим возможностям и психологической совместимости с соседними членами команды. Каждая отдельно взятая собака может быть способной к быстрому бегу, но этого недостаточно: в упряжке она должна действовать синхронно с другими собаками как часть единой команды. В отношении ездовых собак можно говорить, с одной стороны, об одаренности, таланте, т. е. обладании физическими качествами (телосложение, размеры), обеспечивающими быстрый бег, силу и выносливость. С другой стороны, в упряжке такой талант может раскрыться только при условии, что остальные члены команды обладают им в равной степени, не обязательно выдающейся.

Мое описание социальной системы упряжки ездовых собак очень отличается от того, как часто ее описывают. Распространено мнение, что собачья команда похожа на стаю волков с лидером — доминантной особью. Эта аналогия предполагает, что погонщик играет роль вожака стаи (альфа-особи), диктующего остальным свою волю, заставляющего собак работать под угрозой физического насилия; он добивается послушания подчиненных животных с помощью хлыста, которым щелкает в воздухе, принуждая собак бежать быстрее. Сия мифическая картина дополняется россказнями о скрещивании сук с волками, что якобы придает ездовым собакам выносливость. Все это очень далеко от истины.

Возможно, кто-то из владельцев ездовых собак и скрещивал их с волками, и бил в упряжке. Что касается битья, то порой запряженные собаки, особенно если они неумело подобраны, начинают грызню и тогда приходится-таки им наподдать, чтобы они не покалечили друг друга. Скрещивание же с волками, вес которых достигает 45 кг, может и не ухудшить качеств потомства ездовой собаки, хотя выносливость гибридов наверняка меньше. У помеси волка с собакой появятся элементы социально-иерархического поведения с его доминантностью, и координация усилий в команде окажется под угрозой. Синхронность бега будет труднодостижима, поскольку волки являются очень независимыми животными, для которых индивидуальное пространство важнее, чем собакам. Волки обычно реагируют на команды позой подчинения или непредсказуемо, а затем замыкаются в себе. Не могу назвать ни одной черты волков, какую мне хотелось бы видеть у собак своей команды. По словам Кена Макрури, долгое время изучавшего северных собак и управлявшего упряжкой инуитских собак, эскимосы, с которыми он общался, просто смеялись, когда предлагалось скрестить собак с волками. Они тоже не верят в упомянутые выше истории. Некоторые погонщики на Аляске предпринимали попытки вводить в упряжку волков, но преимущественно безуспешно. Вымышленный персонаж Джека Лондона, лидер команды ездовых собак Бак, мечтал быть настоящим волком и, в конце концов, покинул мир людей, вернулся в дикую природу, где возглавил стаю волков.

С моей точки зрения подобные истории — вредная выдумка. Все же художественный вымысел должен основываться на реальности, а то, что напридумывал Лондон, не щадит ни собак, ни волков.

Неужели кто-нибудь в здравом уме, заплатив пять тысяч долларов за собаку-передовика, пустил бы ее драться с другими собаками, чтобы посмотреть, примут ли ее те за вожака и лидера команды? Ни один погонщик не станет попустительствовать конфликтом между своими собаками. Ведь это не только причинит вред ценным животным, но и развяжет агрессию между членами команды, что негативно скажется на качестве упряжки в целом. А когда какая-либо собака испытывает недовольство своим положением в команде или постоянно пытается самоутвердиться, конфликты неизбежны. Собаки не должны чувствовать себя в подчиненном положении по отношению к погонщику и демонстрировать это.

В команде из двенадцати или шестнадцати собак передовиков обычно пара, составленная из особей одного пола, мужского либо женского пола. И как тогда быть с представлением о передовике как о вожаке стаи? Два вожака женского пола? Явная чепуха! В хорошей команде потенциальных передовиков несколько, что позволяет погонщику заменять ведущих собак, если они слишком устали.

Собаки не бегают стаей, как волки. Волчья стая — это сообщество для совместной охоты. Бегущая стая обычно преследует добычу. А ездовая собака бежит потому, что бегут другие собаки команды. Мотивацией им служит фактор, который называют социальной взаимопомощью. В совместном беге команды собак есть некий ритм, который они чувствуют и подчиняются ему. Чуткий погонщик тоже ощущает его влекущую мощь.

Каждая собака — индивидуальность как физическая, так и психическая; одни животные отличаются веселым нравом и счастливы, а другие угрюмы и вечно чем-то недовольны. Как-то Чарли Белфорд отдал мне немолодую собаку по кличке Ред Рейно, которая ненавидела тренировки, но любила гонки. Однажды на ежегодных состязаниях в Рэнгли (шт. Мэн) я был вынужден сменить передовика команды и выбрал ее. И я бы выиграл гонку, но за 8 км до финиша она вдруг увела упряжку в сторону, и мне не удалось вернуться на трассу. Когда я сообщил об этом Белфорду, он сказал мне, что по той дороге они ездили с ней раньше.

Мои домашние просили меня не оставлять никаких собак в доме, когда я уезжал на гонки, потому что оставленные собаки все время выли, лаяли и скулили. Однажды мне пришлось оставить дома Рену, у которой была травмирована ступня. Когда я через день вернулся, то нашел ее охрипшей. Выражая бурную радость при виде меня, она издавала вместо звонкого лая какой-то сиплый визг.

Строение и поведение собаки внешне может напоминать волчье, но на деле преследование этого сходства окажет собакам плохую услугу. Ездовые собаки эволюционно продвинуты по сравнению с волками и весьма близки к совершенству, будучи способны выполнять свою задачу лучше, чем кто бы то ни было. Зачем же портить их, скрещивая с волками?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Состав упряжки и роли собак | Siberian Husky | Сибирский хаски

Собаки занимают свои места в упряжке не случайно. Каждая собака выполняет свою функцию и одни дополняют других. Для того, чтобы определить роль каждой собаки в упряжке, руководствуются совершенно иными критериями, указанным ниже.

Вожак упряжки

Вожак в упряжке — самая главная собака, без которой упряжки не может быть. Обучение вожака должно быть более углублённым и тщательным, чем других членов упряжки. Вожак упряжки должен быть самым уравновешенным, умным, серьёзным и сообразительным. Каюр в своих командах обращается, главным образом, к вожаку. На вожака ложатся большие психологические нагрузки, зачастую ему приходится быстро самостоятельно принимать решения в любой ситуации. Как правило, вожак упряжки обладает более легким сложением и тягловое усилие он развивает пропорционально своим физическим возможностям. Выбор вожака должен быть обдуманным.

Рулевые собаки (коренники)

Рулевые собаки находятся ближе всех к саням. Они устают больше других, особенно в том случае, если сани тяжёлые. Рулевые собаки должны обладать большой силой и выносливостью, поэтому на их место ставят, как правило, самых крупных собак. На эту роль отлично подходят кобели маламуты и гренландские хаски (эскимосские лайки). Но крупный размер и сила ещё не всё. Собака должна быть энергична и должна быть заинтересована в гонках. Крупные и ленивые собаки будут работать не так эффективно. Собаки, обученные быть коренниками никогда не смогут стать вожаками.

Направляющие собаки

Роль направляющих собак в упряжке очень важна. Они располагаются непосредственно за вожаком и должны строго следовать в направлении, заданном вожаком. Ошибка направляющих собак обязательно отразится на линии движения остальных собак, идущих следом. Ставить направляющими собаками следует только опытных собак, которые не будут идти за вожаком вслепую, а будут корректировать его возможные оплошности, направляя упряжку в нужном направлении. У направляющих собак есть отличная возможность видеть трассу, поэтому они её знают так же хорошо, как и вожак. Кроме того, они должны быть обучены всем командам каюра и так же их выполнять. Если вожак не может по какой-либо причине в определённый день выполнять свою работу, то на его роль ставят одну из направляющих собак. На место направляющих собак часто ставят молодых собак, которых обучают на роль вожака, или же собак, которые ещё недостаточно физически развиты, чтобы работать на месте коренника.

Собаки центральной пары

Роль собак центральной пары менее значительна, чем роль направляющих собак и рулевых собак. Они могут быть менее физически развитыми, чем рулевые собаки, однако они должны обладать всеми качествами, которыми должны обладать ездовые собаки. Самое главное качество собак центральной пары — это дисциплина. Собаки центральной пары должны чётко следовать за направляющими собаками, ошибка недопустима. Таким образом, центральные собаки образуют прочную середину, на которую в итоге опирается вся упряжка.

siberhusky.ru

Упряжная собака — WomanWiki - женская энциклопедия

Упряжная собака (или ездовая собака) – группа пород шпицеобразных собак, издавна использовавшихся коренными народами Севера в целях перевозки всевозможных грузов.

Происхождение и распространение

Упряжные собаки появились на территории Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии еще в эпоху неолита. Разводили таких собак аборигенные оседлые народы, занимавшиеся охотой на морского зверя и рыбной ловлей. Традицию разведения этих животных впоследствии сохранили и потомки этих народов – кереки, юкагиры-чуванцы, нивхи и отчасти азиатские эскимосы. На Севере упряжные собаки были главным средством для передвижения еще задолго до того, как люди пересели на снегоходы. С XIX века на Аляске спортивные гонки на собачьих упряжках стали традиционным занятием. Развитию упряжного собаководства в XVII – XVIII веке также дали толчок и русские. Довольно широко такие собаки распространены на крайнем севере Европы, Америки и Азии. В России численность упряжных собак, к сожалению, падает.

Общая характеристика упряжных собак

Для упряжных собак характерны крепкое телосложение, выносливость, спокойный нрав и прекрасная ориентировка. Они очень преданы своим хозяевам, а также способны передвигаться одинаково хорошо и по рыхлому снегу, и по тонкому льду. За сутки упряжные собаки вполне могут преодолевать расстояние, равное 70 – 80 км (пробегать рысью). На Камчатке и в Сибири в летнее время при помощи этих собак транспортируются грузы на лодках по рекам против течения.

Породы, относящиеся к упряжным собакам

К упряжным собакам принято относить следующие породы:

  • Сибирский хаски. Это одна из самых древних пород, выведенная для езды на упряжках. Сибирские хаски неутомимы, резвы, подвижны, дружелюбны и преданы хозяевам, отлично приспособлены к жизни на природе. Из них получаются прекрасные напарники для детских игр. А вот сторожами сибирские хаски быть не могут – они не агрессивны по отношению к другим собакам и доверчивы к посторонним людям. Представителей этой породы условно делят на 3 группы: выставочные, гоночные и рабочие (самые редкие).
  • Аляскинский маламут. Аляскинские маламуты – одна из древнейших пород собак, которая была выведена на Аляске. Этих достаточно крупных собак, предназначавшихся для работы в упряжке, вывели представители племени малемьют – отсюда и название породы. С 2010 года эти собаки являются символом штата Аляска. Аляскинские маламуты – очень добродушные и подвижные собаки с высоким интеллектом, хорошо ладят с людьми.
  • Восточносибирская лайка. Эти собаки – самые крупные среди охотничьих лаек, используемые не только в качестве ездовых собак, но и для охоты на крупного зверя, пушного зверя и дичь. Первые сведения о восточносибирских лайках относятся к XIX веку, когда активно осваивались районы Дальнего Востока и Сибири. Эти собаки хорошо ориентированы на человека и отлично приспособлены к тяжелой работе даже в условиях сибирской тайги.
  • Эскимосская лайка. Эти лайки больше других собак напоминают волков – помимо внешнего сходства с этими дикими предками эскимосских лаек связывают и некоторые повадки: лают они редко, но при этом умеют издавать протяжный вой. Основная функция, для выполнения которой создавались эти собаки – тяжелая работа; они очень успешно использовались эскимосами в качестве транспортных собак, так как эскимосские лайки способны на огромные расстояния перевозить самые тяжелые грузы. К тому же они очень выносливы, им не страшны огромные сугробы и сильные морозы. Эскимосские лайки послушны, легко обучаемы, сообразительны и могут отлично справляться еще и со сторожевыми функциями.
  • Чукотская лайка (чукотская ездовая). Чукотская ездовая – это арктическая аборигенная порода, одна из самых древних в Евразии: возраст этих собак достигает 2,5 тысячелетия. В данный момент чукотские лайки распространены только в поселках на Чукотском полуострове – там коренные жители (чукчи и эскимосы) используют собачьи упряжки как самый надежный вид зимнего транспорта при охоте на нерпу. Эти собаки любят работать и дружелюбны к людям.
  • Гренландская собака. Среди ездовых собак эта порода – одна из самых древних. На своей родине гренландских собак по-прежнему считают самым надежным зимним транспортным средством, главным образом их применяют для работы в упряжке. В качестве сторожевых собак эти животные не пригодны, так как по отношению к людям они всегда дружелюбны. Гренландские собаки – неутомимые работники, постоянно нуждающиеся в физических нагрузках.
  • Хоккайдокен. Одна из самых популярных и известных пород собак у себя на родине, в Японии. Принято считать, что их предков в Японию завезли айны еще в X в. до н. э. Это послушные, решительные и отважные собаки, никогда не применяющие силу без разрешения. Из них получаются одинаково хорошие охотники (могут использоваться даже в охоте на медведей), сторожевые и упряжные собаки.
  • Чинук. Выведенная в США в начале XX века самая редкая в мире порода собак. Названа порода в честь вожака собачьей упряжки Чинука. Чинуки – собаки служебные, способные перевозить тяжелые грузы и быстро передвигаться. С 2009 года эти собаки являются символом штата Нью-Гемпшир в США. Эта порода до сих пор не признана ни одним кинологическим клубом, а ее главными распространителями являются частные лица.
  • Самоедская собака (самоед). Это ездовые собаки средних размеров, получившие свое название по наименованию живших в Сибири и на Севере России племен самоедов. Благодаря своему постоянному соседству с людьми в этих собаках выработался замечательный характер – они наделены необыкновенным пониманием. Из всех северных пород это самая компанейская собака.

Также к упряжным собакам относят и некоторые местные разновидности собак.

Ссылки

womanwiki.ru

Собачья упряжка Википедия

Упряжка ездовых хаски Гренландская собака (гренландский дог) Собачья упряжка, Аляска

Ездовая собака — собака определённой породы (хаски, маламут, самоед), использующаяся как тяговая сила на снегу или льду, для буксировки лодок, для перевозки грузов и людей на нартах.

История

Древнейшие находки собачьей упряжи, нарт и костей собак были обнаружены на Новосибирских островах и, согласно радиоуглеродному анализу, имеют возраст 7800—8000 лет.

На территории России до 1950-х годов существовали, по Э. И. Шерешевскому (1946), другим авторам и архивным материалам, следующие аборигенные породы ездовых собак: гиляцкая (амурская и сахалинская группы), камчатская (ительменская и корякская группы), анадырская, чукотская, якутская (индигирская и колымская группы), енисейская (несколько групп).

Оба полюса Земли были покорены на собачьих упряжках. Северный полюс — экспедиция Роберта Пири (1909 год), Южный — экспедиция Руаля Амундсена (1911 год).

Самый длительный арктический переход на собачьих упряжках составил 10 000 километров, от Уэлена до Мурманска, в ходе полярной экспедиции газеты «Советская Россия» в 1982—1983 годах[1].

Известное событие с участием ездовых собак — «Великая гонка милосердия» 1925 года, в ходе которой в населённые пункты Аляски была срочно доставлена противодифтерийная сыворотка.

Породы ездовых собак

Упряжка

Ездовое собаководство обладает рядом преимуществ перед ездой на оленьих упряжках, поскольку собакам не нужен подножный корм, что особенно важно при перемещении по льду или арктическим пустыням. В день собачья упряжка способна преодолеть расстояние в 40—60 км при скорости 10—12 км/ч. При этом дневной переход подразумевал остановки, чтобы собаки могли перевести дух.

Спорт

Ездовые собаки

В настоящее время в ездовом спорте существует разделение на два подвида: снежные дисциплины и бесснежные (драйленд). Драйленд-дисциплины (от англ. dryland — «сухая земля») проводятся по любому твёрдому покрытию без снега. Самые известные из них: каникросс (собака буксирует бегущего спортсмена), байкджоринг (животное буксирует велосипед), картинг (собака буксирует специальный карт, управляемый человеком) и скутеринг (спортсмен находится на специальном скутере для собачьей упряжки).

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Особенности езды на собачьей упряжке. В Чукавино

Каждый из нас слышал о том, какие добрые собаки - хаски, но ведь они славятся не только своей добротой, а и выносливостью. И существует целое искусство - езда на собачьей упряжке.

По мнению ученых, использовать собак для перевозки людей и различных грузов начали гораздо раньше, чем оленей и других копытных животных – возраст самой древней стоянки, где были найдены хорошо сохранившаяся упряжь и кости собак, насчитывает порядка 7800-8000 лет!Даже после одомашнивания оленей и лошадей и появления механического транспорта ездовые собаки продолжали использоваться очень активно, особенно в долгих северных экспедициях. Вплоть до середины 20 века собаки были чуть ли не единственным вариантом быстрого передвижения по пересеченной местности в большинстве северных регионов страны.Сегодня развиты и гонки собак в упряжке – в соревнованиях по этой дисциплине принимает участие свыше трех десятков стран.1.

Хаски (искаженное «эски» – эскимос) – это древнейшая ездовая порода собак на нашей планете. Появились они на Чукотке путем отбора и скрещивания особей с наиболее привлекательными для запрягаемой в упряжь ездовой собаки качествами: умом, выносливостью, силой, высокой скоростью бега, дружелюбностью и послушностью.Ездовая порода хаски включает собак с легким спортивным телом, средним ростом (около 50 сантиметров в холке) и небольшим весом – около 20 – 30 килограммов. Собака этой породы добродушно относится к человеку, практически никогда не проявляет агрессии. При всем своем спокойствии хаски очень активны и подвижны – так как их выводили для запрягания в упряжь, каждой собаке жизненно необходима постоянная физическая нагрузка.2.

Но хочется знать хотя бы основные теоретические основы этого занятия.

Упряжки ездовых собак – это небольшие легкие сани. Долгие сотни лет они изготавливались из дерева, но сегодня для упряжек, куда впрягаются собаки, применяют и более современные материалы, например, пластик. В отличие от конных повозок, где есть вожжи, нарты, таких элементов управления не имеют – собакам упряжки сообщают, куда бежать, голосом.3.

Собаки ездовой службы могут располагаться в упряжи веером или плугом. В первом случае впереди бежит одно животное – самое умное и способное в точности выполнять команды человека, которые подаются с саней. Остальным собакам упряжки отводится роль физической силы – они бегут за вожаком и тянут за собой сани. Во втором варианте собаки впрягаются в нарты попарно, в этом случае роль ведущих выполняют сразу два животных. Чтобы упряжка легко передвигалась, нужно от 8 до 17 собак старше 1 года.Собак пристегивают к потягу упряжки (тросу, который соединяет животных с санями и друг другом) за специальную шлейку. У нее есть две петли: одна обхватывает грудь ездовой собаки, вторая – туловище между задними и передними лапами. Материал шлейки мягкий, а шерсть собаки плотная, поэтому никакого дискомфорта во время езды животное не испытывает.4.5.

А уж бежать вперед, неся по заснеженным полям сани с людьми, для хаски – настоящий праздник, ведь у ездовых собак много лет формировали любовь к физической активности. О том, как четвероногим друзьям не терпится покатать вас, вы узнаете, как только подойдете к саням – собаки будут вертеться и лаять в нетерпении.6.7.

Скорость собак в упряжке может составлять до 10 километров в час. Сани крайне устойчивы, но даже если они перевернутся, травм никто не получит – нарты изначально делают очень легкими, чтобы собаки могли без труда передвигать их.8.9.

Все эти премудрости мы узнали в Эко-ленде "Чукавино", очень хочется туда вернутся еще:) Там есть еще лооошадки:)10.

А вы хотели бы прокатится с ветерком в собачьей упряжке?:)

Организатор блог-тура: НКО ЧУ РИЖТ "Портал"Партнёры блог-тура: "МегаФон-Северо-Запад", Тверское представительство ОАО "Ростелеком", ОАО "Пожтехника", база отдыха "Волжанка", Эко-лэнд "Чукавино", Благотворительный фонд "Доброе начало", юридический центр "Бизнес Информ", ООО "КБ-Медиа".Информационная поддержка: "Тверские ведомости", видеобюро "ЮККА".

gavrik-m.livejournal.com

Ездовые собаки | Центр Льва Гумилева в Кыргызстане

Метки: ездовые собаки

Упряжь и нарты

Собаки используются для транспорта зимой на всем Севере нашего Союза как в тундре, так отчасти и в тайге. На востоке собачьи упряжки распространены по всему побережью Тихого океана, от Берингова пролива до низовьев Амура и Сахалина. В глубь таежной зоны ездовое собаководство распространяется преимущественно по рекам и заходит на 500 и более километров от границы леса.

Существуют два способа запряжки собак – цуговый и веерный. Цуговая упряжка – наиболее древний и совершенный способ – распространена на всем побережье Сибири к востоку от Енисея; веерная – к западу от Енисея.

Рис.148 Цуговая упряжка собак: А – парами, Б – елочкой, В – гусем (по Э.Шерешевскому)

Цуговая упряжка имеет два видоизменения: а) с одним длинным потягом, к которому собаки припряжены с обеих сторон или парами, или попеременно – елочкой; б) с двумя постромками (потягами), между которыми и идут одна за другой собаки; этот тип упряжи встречается редко. От названия упряжи и вся упряжка собак на северо-востоке называется потягом (рис. 148).

Потяг делается или ременный, из кожи лахтака или моржа, или веревочный, из хорошей пеньковой веревки толщиной в 2-2,5 см; в него на расстоянии 1,20-1,50 м одна от другой наглухо вплетены пары ремней длиной в 15 см из сыромяти или кожи морского зверя. На концах ремней сделаны петли, или вшиты, кольца; в них при запряжке вставляются балбашки (клеванты), прикрепленные к ремню каждой шлейки. Число пар этих ремней зависит от числа собак; обычно делают от 8 до 10 пар. Собак впрягают в передние петли, а задний конец потяга с лишними петлями привязывают к барану или к передним копыльям. Свободный конец потяга, остающийся на нарте, служит для того, чтобы каюр мог оттягивать нарту в сторону от торосов и других препятствий.

Рис.149 Собака в упряжи (алык), идущая в цуговой упряжке справа (по Э.Шерешевскому).

Шлейка (алык) делается из сыромяти, хорошо выделанной тюленьей кожи, юфти или фитильной ленты шириной 4-4,5 см; ее подгоняют к росту собаки. Алык представляет в сущности такую же петлю, как и оленья лямка – с той разницей, что ее надевают через голову на грудь и не пропускают под лапу; она лежит своим задним концом на боку, возле зада собаки; отсюда назад идет уже один общий ремень длиной 20-25 см, c балбашкой (клевантом) на заднем конце. В отличие от оленьей лямки алык поддерживается спинными ремнями, соединяющими обе стороны лямки. В простейшем типе – “косом алыке” – спинной ремень один, над передними ногами: собака тянет несколько вкось. В лучших типах прибавлен еще один спинной ремень посредине спины; против него пришит брюшной так, что алык прочно охватывает туловище собаки, и тяга прямее (рис. 150 и 151). (Детали изготовления алыка см. Ездовое собаководство, 1946).

Рис. 150. Собачья шлейка (алык) чукотского образца (по В. Богоразу)Рис. 151. Завязывание чукотской петли на ременном потяге для привязывания алыков (по В. Богоразу)Рис. 152. Веерная упряжка собак: А-полный веер новоземельского типа, Б-веер уступом, В-веерноцуговая упряжка (по Э. Шерешевскому)Рис. 153. Прикрепление алыков к кольцам при веерной упряжке

Все застежки на ремнях делаются с клевантами, что позволяет быстро распрягать и запрягать собак на морозе, не снимая рукавиц. Собаки запрягаются в каждой паре симметрично, т. е. имеют концы алыка с внутренней стороны.

Веерная упряжка собак похожа на западную веерную упряжку оленей. Есть не менее трех способов этой упряжки: а) настоящий или полный веер – все собаки идут рядом, или по слабо выгнутой дуге; б) собаки идут в виде клина – веер уступом; в) собаки идут на потягах разной длины, так что при взгляде сбоку они почти не закрывают друг друга. Кроме того, есть упряжка переходная, и которой впереди идут три собаки веером, а за ними – парные на центральном потяге (рис. 152). В веерных упряжках каждая собака имеет свой отдельный тяж, прикрепленный к барану, а при его отсутствии – к передней перекладине нарты, непосредственно, или при помощи колец, регулирующих тягу каждой пары. При наиболее совершенной регулировке отдельный короткий ремень протянут вдоль перекладины нарты и пропущен через 3 кольца (при упряжке в 8 собак), прикрепленные к перекладине; на него, в свою очередь, одеты 4 кольца и в каждое из них пропущены тяжи одной пары собак. Все собаки, идущие в правой части веера, имеют лямку через правое плечо, все левые – через левое (рис. 153). На Новой Земле в веерной упряжке каждая пара собак имеет один общий тяж с двумя лямками и впрягается в него симметрично (рис. 152 А).

Алык веерной упряжки такого же типа, как описанный выше, но устройство спинного ремня несколько иное – он проходит одним концом между передних ног собаки. На Новой Земле иногда собакам надевают лямку, как и оленям, не только через голову, но и захватывают одну из передних лап.

При веерной запряжке вожаков запрягают по бокам, при цуговой – впереди. Веерная упряжка применима в тундре на твердом снегу, но неудобна в лесу, в глубоком снегу и среди торосов; при ней очень неполно используется тяговая сила собак; запрягать много собак в нарту нельзя, так как они мешают друг другу. Преимущество веерной упряжки то, что все собаки находятся под непосредственным воздействием палки (хорея) и бича каюра и легче заставлять работать ленивых собак; поэтому упряжка эта удобна при плохо обученных собаках и для неумелого каюра.

Но для перевозки грузов и для дальних переездов цуговая упряжка более эффективна, конечно – при опытном каюре.

В низовьях Оби и Енисея существует еще “тазовая” упряжка – алык надевается не на плечи и грудь собаки, а охватывает петлей ее туловище перед задними ногами. Этот способ очень примитивен, невыгоден и вреден; тяговая сила собаки используется недостаточно, травма поясничной части спинного мозга вызывает параличи конечностей, собака быстро выходит из строя; кроме того, так как тяж алыка проходит между задними ногами, можно запрягать только кастрированных собак.

Рис. 154. Собачья шлейка (алык) эскимосского типаРис. 155. Трехнопыльная нарта

Мы даем еще изображение собачьего алыка эскимосского типа, отличного от описанных (рис. 154).

Собачьи нарты, в общем, похожи на оленные; наиболее совершенен восточный тип – чукотская или колымская нарта. Подробное ее описание дает Э. Шерешовский (1946).

Длина нарты, в зависимости от числа собак и перевозимого груза, от 2 до 4 м, ширина между полозьями от 55 до 75 см, ширина полозьев от 10 до 14 см, иногда – уже. В задней половине полоза в него вдолблены от 3 до 4 копыльев высотой 50 см. На середине высоты копылья просверлены или имеют изнутри углубления, и в последние вставлены деревянные поперечные перекладины, скрепляющие обе половины нарт. Все части нарты связаны ремешками и могут быть легко заменены при повреждениях; нарта, как и оленная, очень упруга и выдерживает без поломки сильные удары о препятствия (рис. 155 и 156).

Рис.156 Крепление ремнями копыла к полозу и поперечины к копылу (по Э.Шерешевскому)

К тонким передним концам полозьев прикреплена дуга (баран), толщиной 5-8 см, рога которой притянуты к первой паре копыльев. На поперечных связях лежит настил из тонких продольных дощечек, которые передними концами опираются на рога барана. К верхним концам копыльев в виде барьера прикреплена тонкая жердь – пардина, переплетенная ремнями или веревкой с краем настила. Задок также оплетается такой сеткой. Для лучшего управления над передними копыльями нарты большей частью привязывается вертикальная дуга; держась за нее бегущий рядом каюр отдергивает нарту от камней и торосов. Иногда такая дуга встречается и на оленных нартах у эвенков. У колымской нарты, в отличие от чукотской, полозья в передней части внутри барана скреплены поперечиной, а рога барана прикреплены к пардинам. Баран внутри скреплен еще двумя косыми тяжами, сзади сплетенными вместе и прикрепленными к поперечине барана и к настилу. Это крепление барана придает большую эластичность и прочность и распределяет более равномерно тяговую силу.

Нарта веерной упряжки короче, но шире и сделана по образцу оленной нарты. Длина полозьев 180-200 см, ширина между ними 100-125 см, высота копыльев 50-60 см. Все крепления этой нарты жесткие, и части соединяются деревянными шпильками, Поэтому западная нарта хуже выдерживает удары, чем восточная.

Восточные нарты изготовляются из березы; баран иногда делается и из ивы. Для полозьев применяется береза и лиственница. Березовые полозья имеют то преимущество, что они прочно держат на себе слой льда – ледяные подполозки (“войду”) и поэтому они необходимы зимой. Полозья из лиственницы гораздо тверже березовых, но почти совершенно не держат войды, и применяются для поездок по морскому льду (где соленая вода растворяет войду) и по обнаженному от снега грунту зимой, а также весной и летом. В этих же случаях применимы и металлические подполозки (подреза), которые зимой по сухому снегу скользят хуже, чем ледяные.

Для поездок по рыхлому снегу необходимы узкие нарты, у которых ширина не превышала бы ширины следа собак, бегущих впереди. Например, у нивхов (гиляков) нарта при длине 4,5 м имеет ширину 40 см. Широкие четырехкопыльные нарты служат для перевозки тяжелых грузов.

Как указывает А. Минеев, для езды по морскому льду, особенно осенью и весной, лучшими подполозками являются костяные – из челюстных костей кита или из моржовых клыков. Подполозки эти легче железных и хорошо скользят также по сухому пресному снегу.

Работа с собачьей упряжкой

Наилучшими упряжными собаками считаются восточносибирские; особенно славятся индигирские, а на втором месте стоят колымские; восточное побережье дает и лучших каюров. Рабочий возраст собаки начинается с 1.5 лет, даже с 1 года, но для дальних переездов она используется на третьем году. Лучший возраст для работы от 3 до 7 лет, предельный до 10-12 лет. Сук на востоке не запрягают совсем, в Якутии и на Новой Земле запрягают, но вожаком сука не бывает. Кобелей обычно кастрируют.

Нагрузка на одну собаку сильно изменяется в зависимости от дороги: рыхлый или плотный снег, наст или талый снег, морской лед с солью или с торосами, пересеченная местность и т. д.

Максимальная нагрузка на одну собаку в цуговой упряжке до 40-50 кг, минимальная при трудном пути может быть в три раза меньше. При веерной упряжке на Новой Земле собака по плохому пути везет не более 20 кг. Нагрузка зависит также от скорости пробега и от длины маршрута; на короткие расстояния собаки перевозят грузы до 60-65 кг каждая, проходя 120 км за 12-14 часов (Шерешевский, 1946). Общая нагрузка набольшую четырехкопыльную нарту может достигать 800-900 кг и в исключительных случаях 1200-1300 кг.

Для трехкопыльной нарты с 10-12 собаками обычная нагрузка 400-500 кг, но по плохой дороге груз приходится уменьшать даже до 150 кг.

Скорость передвижения очень различна, в зависимости от груза, дороги, числа и качества собак. При полной нагрузке и при продолжительных поездках скорость редко превышает 7-10 км в час, при дневном переходе 50-70 км, а по плохой дороге – 30-40 км.

При легковой езде (один-два человека и легкий багаж), с упряжкой в 8-12 собак, скорость колеблется, в зависимости от дороги, от 12 до 20 км в час. Рекордные переходы на собаках – до 220-250 км в сутки.

Собаки в цуговой упряжке управляются главным образом голосом; хороший вожак превосходно исполняет несложные условные приказы. Торможение производится короткой толстой палкой (остол, оштол, торил) с острым концом, которую втыкают на ходу впереди нарты между головками полозьев или сбоку под нарту впереди второго копыла и удерживают за петлю, прикрепленную к головке.

Для поворота тормозят слегка остолом справа или слева. Можно тормозить также, нажимая на одну сторону нарты, или становясь на один из полозьев. Иногда применяют и длинный бич для поощрения задних собак, или даже бьют их остолом. В веерной упряжке каюр погоняет собак или хореем, или специальной плеткой.

При цуговой упряжке в пути надо время от времени менять местами собак, так как самая тяжелая работа – сзади, “в корню”, а передовые утомляются больше лишь при глубоком снеге. При рыхлом снеге болев 15-20 см глубины полезно впереди каравана груженых нарт пускать легковые с тремя-четырьмя собаками, которые пробивают дорогу.

Большое значение для успешной езды имеет хорошая выучка собак, а в особенности вожака, который в цуговой упряжке идет впереди, в паре со следующей по качеству собакой; он должен выбирать дорогу, “вставлять” весь потяг преодолевать препятствия, удерживать других собак от погони за пробегающим зайцем, выполнять приказания каюра. Наибольшего совершенства в воспитании собак и управлении ими достигли жители якутского и чукотского побережья – русские, якуты и чукчи; они являются лучшими каюрами в мире.

При низких температурах сани с ледяными подполозками скользят лучше, чем с деревянрддми и металлическими. Можно покрывать березовые полозья непосредственно льдом, сделав на них предварительно насечку ножом, чтобы лед лучше держался, но более прочное сцепление получается, если полозья покрыты предварительно грунтовкой из торфа, глинистой земли или коровьего навоза. Из них делается жидкая кашица, которую наносят слоем в 5-7 мм; когда он замерзнет, полозья смазывают водой при помощи кисточки, сделанной из хвоста оленя, заячьей лапки, тряпочки, иногда просто спрыскивают изо рта; операция эта повторяется раз 40, пока не нарастет слой льда в 1-2 см; можно делать войду и толще. В Якутии поверх навоза подо льдом наносят еще тонкий слой мучного клейстера.

Во время езды ледяные подиопозки стираются и к ним пристает собачий кал. Поэтому вечером их очищают ножом и подновляют. Ледяные подполозки не годятся для переездов по местам с открытым грунтом и по морскому льду с солью. На случай повреждения подполозков в пути, возят с собой за пазухой или в меховом термосе бутылку воды.

При переездах по насту, по подтаявшему морскому льду и по морскому льду с солью собакам надевают чулки из выделанной оленьей кожи с отдельно вшитой подошвой. Чулки стягиваются тесемочкой у запястья. Во время сильных холодов чулки эти надевать нельзя, так как стягивание запястья приводит к остановке кровообращения. Так как собаки часто съедают свои кожаные чулки, то пробовали применять холщевые чулки, но они так быстро изнашиваются, что. ежедневно нужна новая смена. В сильные морозы собакам на паховую область надевают меховые набрюшники.

Груз в нарте должен быть равномерно распределен; впереди кладутся тяжелые вещи малого объема, не выше 60 см от настила нарты, чтобы каюр видел всех собак; за второй парой копыльев груз кладется мягкий, вровень с бортами нарты – здесь сидят один или два человека; сзади укладывается объемистый груз до высоты 1-1,3 м и даже выше. Груз полезно завернуть в большое полотнище из ровдуги или мешковины, которое кладется под груз и затем охватывает его со всех сторон. Поверх полотнища нарта крепко увязывается, чтобы вещи не рассыпались при быстрой езде и перевертывании нарты.

Во время пути делают остановки на 5-10 минут, для непривычных собак через каждые 5-10 км, а для втянувшихся в работу – через 15-20 км. Через каждые 2-4 дня устраиваются дневки.

Вечером, по приезде, собак привязывают к длинной цепи, к которой через каждые 2 м прикреплены короткие цепочки 80 см длины с ошейниками. Привязывать ремнями собак нельзя – они перегрызают или съедают всякую кожу. Собаки ночуют на снегу, свернувшись в клубок. Для ночевки надо выбирать места, защищенные от ветра и с мягким глубоким снегом, чтобы собаки могли вырыть в нем ямку и укрыться от ветра. В плотном снегу надо вырыть каждой собаке отдельную яму. При продолжительных стоянках следует сделать специальные пещеры в твердом снегу или другие укрытия от ветра.

Кормят собак обычно только раз в день, вечером, каждую отдельно. О корме – см. в гл. XI, п.4, а подробнее – у И. Соколова (1939), И. Тихоненко (1939) и в сборнике “Ездовое собаководство”,

Вес сухого корма (крупа, пеммикан, галеты) на одну собаку и сутки около 800-1000 г, сырого мороженого мяса дают от 1,5 до 2 кг. Это количество лимитирует радиус действия собачьей упряжки – в сутки на потяг в 10 собак надо от 10 до 20 кг корма, и через 20 – 40 дней собаки могут съесть весь груз, который они везут.

Надо принять во внимание, что собаки съедают ежедневно почти то же количество корма при вынужденных стоянках во время пурги, которая может продолжаться от одних суток и до недели. Собаки не могут идти уже против ветра, дующего со скоростью 7-8 м/сек. Тем не менее быстрое передвижение собачьей упряжки и большая грузоподъемность одной нарты по сравнению с оленной, делает собачий транспорт наилучшим на побережьях севера и востока нашего Союза. Но по рыхлому снегу передвижение на собаках мало продуктивно, так как для них непроходим снег такой глубины, по которому легко еще проходят олени. Поэтому в таежной зоне оленный транспорт, для которого к тому же не надо везти с собой корм, является наиболее экономичным.

Широкое применение собачий транспорт нашел во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых и подвозки различных военных грузов как вимой, так и в летнее время (В. Г. Голубев, 1946). Наиболее практичными оказались небольшие упряжки в три-четыре собаки, а для дальних переходов – до 6 собак, запряженных в лодку-волокушу или легкую лыжную установку, а летом в колесно-носилочные установки. Вывоз раненых производился в три-четыре раза быстрее, чем на лошадях, и сопровождался меньшими потерями в людях и животных.

Описание техники езды на собаках дается в сборнике “Ездовое собаководство” (1946) у И. И. Соколова (1939), а также во многих описаниях арктических, субарктических и антарктических путешествий.

Что касается научной работы на собачьих упряжках, то к ней применимо почти все, что сказано выше об оленных упряжках с той только разницей, что при большой грузоподъемности собачьей нарты на ней, кроме необходимого груза, могут помещаться два человека – каюр и научный работник, и поэтому последнему можно не тратить свои силы и внимание на управление упряжкой. Разъезды в сторону по твердому снегу осуществляются с большой быстротой, но по рыхлому снегу в тайге, еще более, чем для оленной нарты, нужны лыжи.

www.gumilev-center.su

Упряжка ездовых собак как сообщество — МегаЛекции

 

Совместный бег в команде — процесс социальный, некая система общности. Успешность функционирования этой системы зависит не только и не столько от индивидуальных качеств ее членов, но в большой степени от того, как они сочетаются между собой. Тащить сани с человеком на высокой скорости не под силу одной или нескольким собакам. Для выполнения такой задачи нужно не менее десяти, а чаще двенадцать или шестнадцать собак средних размеров.

Рабочая нагрузка распределяется между всеми членами команды. Вклад отдельной собаки в общую работу зависит не только и не столько от ее способности и желания бежать в упряжке, но и от ее положения в системе, т. е. от того, насколько отведенное собаке место в упряжке соответствует ее физическим возможностям и психологической совместимости с соседними членами команды. Каждая отдельно взятая собака может быть способной к быстрому бегу, но этого недостаточно: в упряжке она должна действовать синхронно с другими собаками как часть единой команды. В отношении ездовых собак можно говорить, с одной стороны, об одаренности, таланте, т. е. обладании физическими качествами (телосложение, размеры), обеспечивающими быстрый бег, силу и выносливость. С другой стороны, в упряжке такой талант может раскрыться только при условии, что остальные члены команды обладают им в равной степени, не обязательно выдающейся.

Мое описание социальной системы упряжки ездовых собак очень отличается от того, как часто ее описывают. Распространено мнение, что собачья команда похожа на стаю волков с лидером — доминантной особью. Эта аналогия предполагает, что погонщик играет роль вожака стаи (альфа-особи), диктующего остальным свою волю, заставляющего собак работать под угрозой физического насилия; он добивается послушания подчиненных животных с помощью хлыста, которым щелкает в воздухе, принуждая собак бежать быстрее. Сия мифическая картина дополняется россказнями о скрещивании сук с волками, что якобы придает ездовым собакам выносливость. Все это очень далеко от истины.

Возможно, кто-то из владельцев ездовых собак и скрещивал их с волками, и бил в упряжке. Что касается битья, то порой запряженные собаки, особенно если они неумело подобраны, начинают грызню и тогда приходится-таки им наподдать, чтобы они не покалечили друг друга. Скрещивание же с волками, вес которых достигает 45 кг, может и не ухудшить качеств потомства ездовой собаки, хотя выносливость гибридов наверняка меньше. У помеси волка с собакой появятся элементы социально-иерархического поведения с его доминантностью, и координация усилий в команде окажется под угрозой. Синхронность бега будет труднодостижима, поскольку волки являются очень независимыми животными, для которых индивидуальное пространство важнее, чем собакам. Волки обычно реагируют на команды позой подчинения или непредсказуемо, а затем замыкаются в себе. Не могу назвать ни одной черты волков, какую мне хотелось бы видеть у собак своей команды. По словам Кена Макрури, долгое время изучавшего северных собак и управлявшего упряжкой инуитских собак, эскимосы, с которыми он общался, просто смеялись, когда предлагалось скрестить собак с волками. Они тоже не верят в упомянутые выше истории. Некоторые погонщики на Аляске предпринимали попытки вводить в упряжку волков, но преимущественно безуспешно. Вымышленный персонаж Джека Лондона, лидер команды ездовых собак Бак, мечтал быть настоящим волком и, в конце концов, покинул мир людей, вернулся в дикую природу, где возглавил стаю волков.

С моей точки зрения подобные истории — вредная выдумка. Все же художественный вымысел должен основываться на реальности, а то, что напридумывал Лондон, не щадит ни собак, ни волков.

Неужели кто-нибудь в здравом уме, заплатив пять тысяч долларов за собаку-передовика, пустил бы ее драться с другими собаками, чтобы посмотреть, примут ли ее те за вожака и лидера команды? Ни один погонщик не станет попустительствовать конфликтом между своими собаками. Ведь это не только причинит вред ценным животным, но и развяжет агрессию между членами команды, что негативно скажется на качестве упряжки в целом. А когда какая-либо собака испытывает недовольство своим положением в команде или постоянно пытается самоутвердиться, конфликты неизбежны. Собаки не должны чувствовать себя в подчиненном положении по отношению к погонщику и демонстрировать это.

В команде из двенадцати или шестнадцати собак передовиков обычно пара, составленная из особей одного пола, мужского либо женского пола. И как тогда быть с представлением о передовике как о вожаке стаи? Два вожака женского пола? Явная чепуха! В хорошей команде потенциальных передовиков несколько, что позволяет погонщику заменять ведущих собак, если они слишком устали.

Собаки не бегают стаей, как волки. Волчья стая — это сообщество для совместной охоты. Бегущая стая обычно преследует добычу. А ездовая собака бежит потому, что бегут другие собаки команды. Мотивацией им служит фактор, который называют социальной взаимопомощью. В совместном беге команды собак есть некий ритм, который они чувствуют и подчиняются ему. Чуткий погонщик тоже ощущает его влекущую мощь.

Каждая собака — индивидуальность как физическая, так и психическая; одни животные отличаются веселым нравом и счастливы, а другие угрюмы и вечно чем-то недовольны. Как-то Чарли Белфорд отдал мне немолодую собаку по кличке Ред Рейно, которая ненавидела тренировки, но любила гонки. Однажды на ежегодных состязаниях в Рэнгли (шт. Мэн) я был вынужден сменить передовика команды и выбрал ее. И я бы выиграл гонку, но за 8 км до финиша она вдруг увела упряжку в сторону, и мне не удалось вернуться на трассу. Когда я сообщил об этом Белфорду, он сказал мне, что по той дороге они ездили с ней раньше.

Мои домашние просили меня не оставлять никаких собак в доме, когда я уезжал на гонки, потому что оставленные собаки все время выли, лаяли и скулили. Однажды мне пришлось оставить дома Рену, у которой была травмирована ступня. Когда я через день вернулся, то нашел ее охрипшей. Выражая бурную радость при виде меня, она издавала вместо звонкого лая какой-то сиплый визг.

Строение и поведение собаки внешне может напоминать волчье, но на деле преследование этого сходства окажет собакам плохую услугу. Ездовые собаки эволюционно продвинуты по сравнению с волками и весьма близки к совершенству, будучи способны выполнять свою задачу лучше, чем кто бы то ни было. Зачем же портить их, скрещивая с волками?

 

Значение стандарта породы

 

Хорошо обученная собака или тщательно составленная собачья упряжка в чем-то подобны ходкому кораблю. Внешне, может быть, и не очень красивые, они своим обликом многое скажут понимающему наблюдателю, который чем опытнее, тем лучше оценит их возможности.

Бег — это форма поведения. Бег в составе команды — сложное поведение. Собачья упряжка имеет определенную организацию, а каждый член команды — специфические физические качества, обеспечивающие выполнение задачи. Ездовые собаки не являются ни древней породой, ни прямыми потомками какой-либо породы. Бег собак в упряжке — сравнительно молодое искусство, а не копия какого-то древнего умения. Работа собак и погонщиков в настоящее время сложна и совершенна как никогда.

Я вспоминаю темно-серого пса по кличке Тони, которого я приобрел у Чарли Белфорда. К концу гонки собаки обычно сильно устают. После финиша одни ложатся, уткнувшись носом в холодный снег, другие лижут лапу, т. е. каждая делает то, что соответствует ее индивидуальным потребностям. Тони имел привычку зарыться в снег, а затем встать, встряхнуться всем телом и с надменным видом оборотиться ко мне, словно вопрошая: «Ну, это то, чего ты хотел?» Возможно, мои взаимоотношения с Тони нельзя назвать истинным симбиозом, но у нас был общий язык, который хорошо понятен людям, близко знающим собак.

 

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru