Способы дрессировки собаки
В данной статье я приведу выдержки из книги В.В. Гриценко, возможно паписанные слишком научным языком,но моей целью является показать читателям ,возможное количество способов дрессировки.
И возможно именно разнообразие и количество показанных способов поможет большинству осознать, что каждой собаке необходим индивидуальный подход,и существуют способы отличные от классического советского способа дрессировки, основанного на принуждении,подчинениии, наказании, до сих пор часто встречаемом .Посколько -этот способ дрессировки применим только к крайне ограниченному количеству собак,и отрицает совместное творчество и радость испытываемое от дрессировки.
"Под способом дрессировки понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению им нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз. Ниже описаны наиболее употребимые способы дрессировки собаки.
Способ наведения. Заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В. Л. Дуров называл этот способ жестикуляцией и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ мишени, описанный К. Прайор, — инициирование двигательной реакции животного с помощью движения рукой или каким-либо предметом (мишенью). Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем собаку рукой, приглашая ее подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него, берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним.
Способ наталкивания. Дрессировщик с помощью направляющих (подталкивающих) воздействий рук и поводка, не приводящих к неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом он дает понять собаке, что от нее требуется. Здесь главное — вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.
Способ пассивной флексии. Суть его в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь сделать нужное движение. Такое возможно при условии, если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепка», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы: взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.
Способ отбора поведения. В этом случае при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно — ненужные действия. А. В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливание». По Скиннеру, при этом способе весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, должен быть разбит на несколько этапов. Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится кружок. Далее мы будем подкреплять лишь те его действия, если он, зайдя в клетку, повернулся головой к стенке, на которой находится кружок, а на третьем этапе — если еще и клюв направил в сторону кружка. Постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе."
Способ отбора поведения служит базой для других способов дрессировки, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения.
Способ усиления поведенческого признака. Заключается в том, что подкрепляется все более выраженный вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ способом последовательного приближения, именно его она использовала как основной для дрессировки дельфинов с целью увеличения высоты их прыжков.
Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. В этом случае положительно подкрепляют только один элемент. Редуцируя поведенческий акт, В. Л. Дуров отработал у собаки навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама».
Способ альтернативы (альтернативного поведения).Дрессировщик создает такие условия (иногда даже с помощью реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, но ближе к забору.
Способ игрового поведения. Он особенно эффективен для молодых или любящих играть животных. При этом используется потребность в игре, а сама возможность поиграть и служит подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и собаке предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.
Имитационный способ (способ подражания).Особенность его в том, что он одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).
Способ оборонительного поведения или избегания. Добиваются нужного поведения с помощью болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику, — оборонительное поведение. Как правило, с помощью этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.
Способ агрессивно-оборонительного поведения. На животное оказывают такое воздействие, избавиться от которого оно может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. От опасного раздражителя можно избавиться двояко — уйти (убежать) от него или уничтожить, атакуя. Задача дрессировщика — вызвать у собаки желание следовать по второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, т. е. образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.
Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используют несколько способов. Выбор того или иного определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а порой и вкусом. Очень часто «быстрые» способы оказываются не самыми лучшими."
dressuradog.ru
Вопрос классификации видов, методов, способов дрессировки и соответствующих им дрессировочных приёмов, на мой взгляд, имеет скорее академическое чем практическое значение. Понимание общего контекста дрессировки и умение свободно импровизировать гораздо важнее умения правильно назвать способ, который вы в данный момент применяете, тем более что границы между способами, методами и, пожалуй, даже между видами дрессировки весьма условны.
Принято различать два вида дрессировки: условно-рефлекторная дрессировка (перспективы её применения в чистом виде, как мы уже убедились, весьма сомнительны) и инструментальная (она же оперантная) дрессировка. В свою очередь, инструментальную дрессировку, основные принципы и этапы которой мы уже достаточно подробно обсудили, можно разделить на два метода: метод отбора поведения и метод формирования поведения.
Следует понимать, что, применяя эти методы с целью получения достаточно сложного поведения, не следует рассчитывать на то, что удастся сразу отобрать (сформировать) это поведение как целое. Ещё Скинер предлагал процесс обучения разбивать на несколько этапов.
Допустим, что нам необходимо научить собаку подавать лапу. На первом этапе предложим собаке лакомство, зажатое в кулаке, опущенном на уровень земли. Собака, пытаясь получить лакомство, будет последовательно проявлять различные модели поведения: лай, попытки разжать кулак лапой или мордой и т. д. В тот момент, когда собака коснется кулака лапой, следует разжать кулак и скормить собаке лакомство. На втором этапе кулак поднимается на уровень морды собаки. На третьем этапе собаке предлагается пустой кулак, а лакомство находится в другой руке (и выдается собаке после того как она коснется пустого кулака лапой). На четвертом этапе (заключительном) дрессировщик добивается касания лапой развернутой ладони.
При этом к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформирован и закреплён поведенческий акт, необходимый на предыдущем этапе.
В рамках метода формирования поведения можно, следуя традиции дрессировщиков-бихевиористов, выделить 7 способов дрессировки, каждый из которых может найти конкретное воплощение в бесчисленном множестве дрессировочных приёмов.
Способ наведения заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руки кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним — мы пользуемся способом наведения.
Способ наталкивания, — когда дрессировщик при помощи направляющих («наталкивающих») воздействий рук, поводка и т. д., не приводящих к боли или неприятным для животного ощущениям, добивается воспроизведения нужного действия. Так мы действуем, когда берём руку ребёнка в свою и помогаем ему нарисовать рожицу или кружочек.
Способ пассивной флексии заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу. Такой способ используется, например, при научении собаки принимать «выставочную» позу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как бы лепит ту или иную позу.
Способ альтернативного поведения. (Пожалуй, правильнее было бы назвать его «способом безальтернативного поведения» ведь альтернативы-то животному не оставляют). Дрессировщик (например, с помощью реквизита) создает такие условия, которые допускают совершение собакой лишь единственно возможного движения. Именно к этому способу относится один из старинных приемов обучения собаки движению «рядом», когда дрессировщик движется, прижимая собаку к забору, или среди деревьев, стараясь, чтобы дерево оказалось между ним и собакой (запутывается поводок). В результате, собака научается двигаться, плотно прижимаясь к ноге дрессировщика.
Способ игрового поведения. (Особенно эффективен для молодых игривых животных). Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая представляет собой нужное дрессировщику действие. В этом случае игра сама по себе является подкреплением. Собственно говоря, использование игры в дрессировке мы уже обсуждали весьма подробно, и будем продолжать обсуждать, так как это основной способ, применяемый дрессировщиками собак-детекторов запахов.
Способ подражания (имитационный способ) целесообразно применять по отношению к молодым особям, входящим во временное (дрессировочная группа), или постоянное (несколько совместно живущих собак одного хозяина) сообщество и занимающим в нем (в силу возрастных причин) подчиненное положение.
Способ оборонительного поведения естественным образом распадается на два: активно-оборонительный (избегания), когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которых, животные и совершают желаемое действие. Например, болезненные рывки, удары, надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать формы поведения, нужные дрессировщику. В традиционной «досаафовской» дрессировке, при помощи этого способа отрабатывалось движение собаки рядом с дрессировщиком, иногда посадка, укладка, стойка.
Каюсь, и сам не раз применял этот способ. Быстро, безотказно и довольно надёжно. Однако любой дрессировщик подтвердит, что нагрузка на психику собаки, которую дрессируют этим способом, критично велика. Собака закрепощается, боится сделать что-нибудь не так. Опять же традиционно было принято после пройденного в этом стиле ОКД (общий курс дрессировки) возвращать собаке уверенность в себе с помощью курса защитно-караульной службы. Ко многим собакам эта самая уверенность в себе, впрочем, так уже никогда и не возвращалась.
Определённо могу сказать, что собаку, которую собираются готовить по курсу «собака-детектор запахов», применяя этот способ в процессе обучения послушанию, можно безвозвратно испортить. Этому есть три причины. Первая — собака «разучивается обучаться». Вторая — теряет вкус к работе с кинологом. Третья — собака с выдающимся нюхом, это очень тонко организованное животное. К сожалению, тонкость чутья обычно обратно пропорциональна крепости нервной системы животного. Приходится выбирать разумный компромисс. Но уж во всяком случае, сознательно расшатывать психику животного, безусловно, не следует.
Вторая разновидность способа оборонительного поведения — способ агрессивно-оборонительного поведения. Он основан на инстинкте агрессии, который мы уже довольно подробно обсуждали, и который вызывает интринсивное по своей природе (а значит вызывающее у собаки положительные эмоции) агрессивное поведение. Как ни странно, при дрессировке собак-детекторов запахов этот способ тоже может быть полезен. Правда в экстремальных случаях: когда приходится «ставить на апорт» собак по своей природе для этой службы не предназначенных. Впрочем, к этому вопросу мы ещё вернёмся.
— Доминантный в данном контексте означает превалирующий, пояснил скучный голос. Улитка на склоне. А. и Б. Стругацкие. — Что же касается самой постановки вопроса, то она является не глупой, а единственно верной, если мы собираемся рассуждать логически.Научение наиболее успешно, когда используемая мотивация превращается в доминанту, т. е. гипертрофированную потребность, обеспечивающую ярко выраженное, устойчивое поведение и отменяющую всякую побочную деятельность. Доминанта может быть создана на основе практически любой потребности, чаще всего путем соответствующей депривации, т. е. лишения животного возможности удовлетворить ту или иную потребность на более или менее длительный срок (вспомните пример Лоренца с голубем). При этом следует учесть, что на первом этапе депривации ее эффективность прямо пропорциональна ее длительности, а затем с увеличением длительности значимость мотивации не только не растет, но и начинает снижаться. Таким образом, создавая доминанту, следует пользоваться методом депривации очень осторожно, стараясь не «переборщить». Тем не менее, депривация по игровому поведению непосредственно перед началом дрессировки по курсу собака-детектор запахов бывает весьма эффективна, позволяя проводить дрессировку, если и не на доминанте, в точном значении этого слова, то на очень сильной игровой мотивации, а, следовательно, в сжатые сроки и с максимальным результатом. В моей практике приходилось наблюдать, казалось бы, парадоксальное явление, когда собака, живущая (но не выращенная) в вольере, лишённая возможности не только постоянно играть, но и общаться с хозяином, достигает значительно больших успехов, чем собака, живущая в квартире хозяина и вволю «оттягивающаяся» если не с хозяином, то с его детьми.
litresp.ru
3. Основные методы дрессировки
Методы дрессировки — это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.
Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом «механический» раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по «принуждению».
Рис. 100. Схема анализа «механического» раздражителя
Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.
1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.
2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.
К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:
1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных — в виде стремления кусать своего дрессировщика;
2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.
Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.
Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды — жеста).
Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.
Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:
1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;
2) большая «заинтересованность» собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;
3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.
Однако этот метод имеет недостатки:
1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;
2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;
3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.
Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и «поощрительного» воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда «хорошо»). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а «поощрительные» раздражители — для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду «сидеть», после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду «сидеть».
Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды «сидеть» с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда «сидеть») вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).
Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.
Преимущества эти состоят в следующем:
1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,
2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;
3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;
4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).
Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.
Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде «голос», при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Для хозяина собаки не секрет, что дрессировка - это особо важный элемент воспитания домашнего питомца. Характер животного, впрочем, как и характер человека, формируется в раннем возрасте и его довольно трудно изменить в будущем. Хотя, приложив усилия и проявив максимум терпения и концентрации на поставленной задаче, можно достичь некоторых положительных результатов в дрессировке взрослой собаки.
Любой дрессировщик (тренер, как сейчас модно говорить, что, по сути, не меняет профессиональных качеств специалиста) подбирает для каждой собаки «свою» индивидуальную методику тренировок - в этом они весьма упрямы. Конечно же, на раннем этапе своего формирования дрессировка собак не имела значительного научного фундамента и не была систематизирована. Поэтому применялось несколько самых распространенных методов дрессировки. Однако, позднее этологи начали подробно изучать характер и поведение собак, что в итоге привело к появлению множества различных схем дрессировки. Впрочем, даже сегодня в этой области можно выделить два основных направления: поощрение и наказание. Поэтому, несмотря на все современные знания и инструменты, применяемые в дрессировке собак, ее столпами остаются именно эти два подхода.
Методы дрессировок, основанные на раздражении (болевой или классический метод), ориентированы на применение и устранение факторов, вызывающих повышенное раздражение и боль у собаки. При использовании метода наказаний выполняют два условия:
Метод наказаний, в основном, требует применения дополнительного оборудования: «строгачи» (строгий ошейник), ошейники-удавки, электрические ошейники. Даже без применения вышеописанной амуниции, используют обычные ошейники и поводки для контроля движений собаки во время занятий.
Это основы болевого метода дрессировки собак. Некоторые недобросовестные дрессировщики, понимая, что хозяева больше отдают предпочтение методике поощрений, маскируют прямое наказание собаки. Они все так же продолжают применять ошейники, однако после правильно выполненной команды хвалят собаку, что по факту уже является элементом совсем другой методики.
Методы, основанные на поощрении собаки, базируются на закреплении привычек с применением положительных факторов. Основа метода поощрений - процесс получения собакой желаемого. Метод характерен двумя основными признаками:
Методы поощрения включают в себя множество разных техник. Некоторые дрессировщики рекомендуют использовать специальный инвентарь: поводки, намордники, которые применяют во время дрессировки. В любом случае, эти приспособления не являются необходимыми элементами дрессировочного процесса.
Довольно часто хозяева собак пытаются применить различные формы «наказаний», чтобы отучить животное от плохих привычек. Используют что угодно, вплоть до избиения. Подобные формы наказания могут только ухудшить ситуацию.
Нередки случаи, когда хозяин, прежде с огромным желанием и любовью выбирающий щенка, после постоянно ругает и бьет щенка за то, что он кусает руки и грызет одежду, обувь и пр. Естественно, после такого воспитания малыш не прекратит кусаться и грызть вещи. Возникает вопрос: почему же так происходит? Все достаточно просто: щенок воспринимает реакцию хозяина не как наказание, а всего лишь как игру, пусть и грубую. Ведь это тоже проявление вашего внимания, а именно это и требуется вашему юному питомцу.
Ходят слухи, якобы некоторые дрессировщики рекомендуют не обращать внимания на негативные проявления характера собаки. Во-первых, это заблуждение, а, во-вторых, довольно опасно не обращать внимание на такие проявления, как агрессивность животного.
Чтобы прояснить ситуацию, скажем, что некоторые дрессировщики действительно рекомендуют не обращать внимания на определенные привычки собаки, но ровно до тех пор, пока это не представляет опасности для здоровья и жизни окружающих людей и других животных. К тому же профессиональный тренер подобные проявления заметит сразу и постарается их исправить в процессе дрессировки. Некоторые тренеры специально создают критическую ситуацию для собаки, при которой она агрессивно реагирует, после чего наказывают ее. При этом они считают, что именно так собаку можно отучить от плохих привычек. Ни в коем случае не верьте подобным «специалистам», это шарлатаны.
Дрессировщики, работающие по методу поощрений, во-первых, приучат собаку к базисным, основным нормам поведения (таким как прогулка на поводке), после чего будут увеличивать интенсивность и частоту занятий, шаг за шагом, приучая собаку к нормальной реакции в ситуациях, которые ранее вызывали агрессию у животного. Конечно, это не сиюминутное дело и результат можно увидеть лишь по прошествии значительного количества времени, поэтому хозяину следует проявить терпение и выдержку.
Хороший дрессировщик, перед тем как наказать собаку за провинность всегда подумает о причинах такого поведения.
Рекомендация начинающим дрессировщикам — перед тем, как вы решите наказать собаку, задайте себе эти вопросы:
Часто владельцы собаки могут услышать от тренера фразу, вроде: "Мне не надо что-то еще изучать дополнительно, я и так уже очень давно дрессирую и у меня богатый опыт". Помните, что в данном случае, накопленный опыт должен сочетаться с постоянным повышением уровня знаний дрессировщика. К тому же, профессионал всегда признает допущенные им ошибки. А признаком высококлассного дрессировщика, кроме факта признания, является их исправление и недопущение в будущем. Плохой же тренер всегда видит выход из сложных ситуаций в методе наказаний.
Довольно часто можно встретить собаку с откровенно плохими повадками, которые оказались результатом дрессировок у псевдо-профессионала, использующего метод наказаний в качестве основного аргумента воспитания собаки. Даже краткий анализ этих случаев подтверждает мысль о том, что физическое наказание не улучшает характер собаки. В США в 2009 г. было проведено исследование в области методов дрессировки, результаты которого показали, что метод «кнута» действительно повышает агрессию у собак.
Можно выделить несколько составляющих болевого метода, которые ухудшают характер собаки:
Желая подвести итог под темой метода наказаний, можем сказать, что он вполне применим, особенно для собак со взрывным характером и животных, которые предназначены для выполнения различных работ. Помните, что этот метод выбирает только высококлассный дрессировщик, ведь его знания и опыт позволяют сформировать и закалить характер собаки, а не сделать из нее слабовольное или же, наоборот, опасное для окружающих существо. К сожалению, подобных специалистов очень тяжело найти по причине их небольшого количества.
Что же определяет уровень дрессировщика, как специалиста? Показателем профессионализма тренера не всегда служит его умение выбрать тот или иной метод; чаще тренер должен знать, не то, какой из методов дрессировки применим для определенного животного, а то, какой ни в коем случае не стоит применять. Многие неопытные дрессировщики, повинуясь веянию моды, необдуманно выбирают метод поощрений, что часто делает из собаки капризное животное. Нередки случаи, когда метод «пряника» не возымел влияния на характер собаки, а метод «кнута» нанес серьезные психологические травмы животному, которые обязательно проявятся в будущем.
Дрессировка собак - это одновременно и наука, и искусство, и практичные навыки. Довольно легко «зазубрить» теоретическую часть основных методов дрессуры, но это совершенно не гарантирует, что в конкретной ситуации будет сделан правильный выбор методики. Еще один признак высококлассного дрессировщика - это его способность доступно и понятно объяснить другим специалистам и хозяевам животного, как добиться подобного положительного результата.
Опыт дрессировщика весьма важен, но этот опыт должен быть всегда разносторонним. Ведь тренер, использующий метод наказаний, весьма ограничен в выборе приемов и схем. К тому же он должен трезво осознавать тот факт, что его высокий уровень попросту не подойдет для дрессировки всех собак без исключения. А умение найти индивидуальный подход к каждому животному – вот та грань профессионализма, которая доступна далеко не каждому.
Поэтому, каждый владелец собаки, перед тем как начать дрессировку, обязан познакомиться с дрессировщиком лично, узнать его методы тренировок. Профессионал не будет от вас чего-то скрывать и всегда постарается на доступном вам уровне ответить на интересующие вопросы, даже, если они звучат весьма глупо и обыденно.
Естественно, постарайтесь изучить работу нескольких дрессировщиков, чтобы была возможность сравнить и сделать правильный выбор. И помните, что выбор дрессировщика - это не просто выбор мастера по стрижке или маникюру, или же выбор продуктового магазина, который вы всегда с легкостью можете поменять.
Собака - не игрушка!
vetpraktika.ru
Все владельцы собак хотят не только гордиться своими питомцами, но и видеть рядом с собой воспитанного послушного и понимающего с полуслова и с полувзгляда преданного друга.
Какие методы нужно применять, что бы добиться желаемых результатов?
Методов дрессировки предлагают огромное количество, так же сейчас море литературы, посвящённой собачьему воспитанию. Давайте начнём разбираться. И начнём с основных понятий:
С самого первого момента, как только щенок появился в доме, незамедлительно начинается процесс воспитания в самом широком смысле. Необходимо сразу привить маленькому питомцу такие понятия как «можно» и «нельзя». Щенок должен отлично понимать, что ему позволяется, а что категорически нет, даже в отсутствие хозяина. Так же приучение к имени, туалету и основным правилам поведения конкретно в вашем доме. Достаточно тесно переплетаются воспитание с начальной дрессировкой, обучение самым простым, но очень важным командам: «ко мне», «место» «сидеть», «стоять», «лежать», «гуляй». Процесс обучения должен привить собаке представление о том, как она должна себя вести при получении той или иной команды хозяина или инструктора.
Очень важный момент - это социализация питомца. Под словом «социализации» подразумевается процесс становления, так сказать, «личности» собаки, который условно можно поделить на три основные этапа.
На первом этапе щенок должен запоминать как выглядят окружающие его существа, с которыми ему предстоит общение, и понимать свою принадлежность и своё место в социуме. Именно на этом этапе формируется отношения собаки и хозяина, безусловно хозяин должен характеризоваться как старший соплеменник.
Второй период замечателен тем, что питомец приобретает своё индивидуальное собственное «я».
В третьем, завершающем периоде щенок начинает всех существ делить по одному из главнейших собачих принципов на «своих» и «чужих».
Если по каким-либо причинам, процесс социализации животного прошёл неверно или остался незавершённым, то в конечном итоге мы получим собаку с совершенно непредсказуемым поведением и нарушенной психикой. В такой ситуации будет не только некомфортно, но и достаточно мучительно существовать и хозяину и животному. Дрессировка собак не должна проводится в ущерб здоровью вашего питомца, не стоит форсировать приобретение новых навыков не закрепив предыдущие.
На выбор дрессировки влияют такие факторы, как например:
Так же стоит учитывать на внешние факторы: окружающая обстановка, температура воздуха, уровень шума. Всё это учитывается и выбирается самый оптимальный метод для дрессировки, или что происходит на практике чаще, комбинируются несколько методов.
Следует помнить, что каждая собака, как и каждый человек, индивидуальность и поэтому нужно учитывать характеры и собаки и дрессировщика. Даже если возникают затруднения с одним методом, это совершенно не страшно, просто нужно пробовать другой, единственное хочется напомнить, что все методы быть основаны на положительном или же отрицательном подкреплении поведения животного.
Механический метод предполагает применение различных механических раздражителей например, это может быть резкий рывок поводка собаки, который будет являться отрицательным подкреплением, в качестве положительного подкрепления могут быть поглаживания или лёгкие дружественные похлопывания.
Пищевой метод дрессировки, то есть, так называемый вкусопоощрительный, основывается он на том, что выполнять нужные дрессировщику движения животное заставляют лакомством. Например, нам нужно, что бы собака села – заводим пищу за голову и затем за правильно выполенные действия происходит поощрение.
Подражательный метод, основывается на том, что нужное поведение вырабатывается при подражании одной собаки по отношению к действиям, которые совершает другая собака. Очень эффективно применяется для отработки команды «голос».
Игровой метод дрессировки – это формирование игрового поведения, с целью его последующего использования для обучения желательным действиям. Для примера можно взять игру с апортировочным предметом.
Метод наталкивания - ориентирован на выполнение нужных действий, когда дрессировщик побуждает собаку целым комплексом раздражителей и вовремя дает команду и подкрепление. Отработанные таким методом условные рефлексы отличаются высокой динамичностью и активностью.
Метод развития агрессии – этот метод применяется для формирования у питомца оборонительных качеств и сопровождается созданием всевозможных конфликтных ситуаций. Метод базируется на самообороне собаки, либо на агрессии основанной на нападении.
Гораздо чаще применяется контрастный метод дрессировки, то совмещение механического и пищевого методов. То есть используем применение отрицательного подкрепления, которое побуждает собаку как можно скорее выполнить команду, дабы избежать неприятного воздействия и затом получить положительное подкрепление в виде какого-то лакомства или ласки. Что бы собака правильно смогла отреагировать, в ходе дрессировочного процесса необходимо рассчитывать силу воздействия и правильно выбрать временной промежуток.
Именно своевременное подкрепление показывает животному, что в его действиях нравится владельцу или дрессировщику, а что вовсе нет. Например, запоздалое подкрепление просто дезориентирует собаку, она не сможет понять, за какие действия ее хвалят а за какие ругают, и это конечно создает дополнительную нагрузку на нервную систему собаки и затормозит закрепление нужного нам навыка.
Как только собака достаточно твёрдо усвоила все подаваемые инструктором или владельцем команды, начинаем совершенствовать и закреплять навыки, а затем до полного идеала по чёткости и скорости исполнения. Как раз на этом этапе связь между собакой и дрессировщиком переходит на новый, практически интуитивный уровень, визуальные и голосовые команды сводятся к самому минимуму, который понятен только дрессировщику и его воспитаннику.
volierprof.ru
Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.
Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом "механический" раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по "принуждению".
Рис. 100. Схема анализа 'механического' раздражителя
Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.
1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.
2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.
К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:
1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных - в виде стремления кусать своего дрессировщика;
2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.
Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.
Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды - жеста).
Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.
Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:
1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;
2) большая "заинтересованность" собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;
3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.
Однако этот метод имеет недостатки:
1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;
2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;
3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.
Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и "поощрительного" воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда "хорошо"). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а "поощрительные" раздражители - для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду "сидеть", после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду "сидеть".
Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды "сидеть" с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда "сидеть") вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).
Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.
Преимущества эти состоят в следующем:
1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,
2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;
3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;
4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).
Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.
Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде "голос", при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.
studfiles.net
Опубликовано: 25 января 2017 года Просмотров: 8066
Дрессировка собаки – ответственный процесс, требующий определенных знаний и подготовки. Эффективность дрессировки напрямую зависит от правильности подхода, от умения хозяина заинтересовать своего питомца, чтобы привлечь и удержать его внимание. Для этого существует несколько методов – и одним из наиболее популярных является игровой метод дрессировки. Поговорим о нем подробнее.
Все собаки очень любят играть. В то же время многие из них воспринимают дрессировку как сложный и утомительный процесс. Но что мешает нам сделать игру элементом дрессировки, чтобы собака не избегала отработки новых команд, а считала их частью интересной прогулки?
Конечно, игра – это вспомогательный, а не основной метод дрессировки. Но именно при помощи игры мы можем долгое время удерживать внимание питомца и в полной мере вовлекать его в учебный процесс. Кроме того, игровые элементы исключают вероятность стресса, нередко сопровождающего собаку во время отработки сложных команд. При недостатке опыта нам бывает сложно объяснить питомцу, что именно мы от него хотим, но в процессе игры взаимопонимание между питомцем и хозяином налаживается естественным образом, и это позволяет достичь наилучшего результата. Чаще всего игровой метод используется в сочетании с двумя основными методами дрессировки: механическим и вкусопоощрительным. Нагрузка на нервную систему собаки при таком подходе к занятиям минимальна.
Суть игрового метода заключается в формировании у собаки определенного поведения через игровой процесс с целью последующего обучения командам. И самый простой пример – обучение команде «Апорт!» через игру с игрушками-апортировками. Причем очень важно использовать именно специальные апортировки для собак (например, Petstages, Zogoflex), так как они разработаны с целью нравиться животным. Следовательно, такие игрушки лучшим образом привлекают внимание питомца, а также, в отличие от палок с улицы, являются совершенно безопасными. Обычные палки не стоит использовать для игры еще и потому, что «нехороший человек» может отвлечь такой палкой вашу собаку.
Собака должна отвлекаться только на свою игрушку и не реагировать на остальные предметы.
Как работает игровой метод на примере игр с апортировкой? Вы даете собаке подержать в зубах апортировку, а потом кидаете ее на небольшое расстояние (со временем расстояние нужно увеличивать). Собака устремляется в погоню за игрушкой, и в это время вы командуете ей: «Апорт!» Когда собака находит игрушку и приносит ее вам, у вас появляется возможность также отработать команду «Дай!». Не забывайте угощать собаку лакомством, но только если она все сделала правильно, иначе смысл занятий пропадает. Таким образом, на основе интересной и любимой всеми собаками игры вы научите своего питомца приносить искомые предметы.
Другие эффективные помощники в дрессировке – это, к примеру, мячики для собак. И вот простой пример того, какую пользу в учебном процессе может сослужить один такой мячик.
Несколько минут поиграйте с собакой в мячик. Пусть питомец разогреется и настроится на занимательную прогулку, проявит интерес к вашим жестам. Через какое-то время сделайте перерыв, остановившись и держа мяч в руке. Конечно, собака будет пытаться продолжить игру и, возможно, отнять у вас мяч. Когда она встанет напротив вас, поднимите руку с мячиком и медленно заносите ее над головой питомца (так, как вы работаете с лакомством). Чтобы не потерять мячик из поля зрения, собака начнет садиться. Как только она сядет, скомандуйте ей «Сидеть!» и угостите лакомством. Таким образом, при помощи простейшей игры в мяч вы закрепите у собаки выполнение одной из самых необходимых в повседневной жизни команд.
Не забывайте, что для дрессировки можно использовать только специальные мячики для собак, подходящие питомцу по размеру. О других характеристиках, которые помогут вам в выборе оптимальных игрушек, вы можете прочесть в статьях: «Как выбрать игрушку для щенка?» и «Какие игрушки нужны собаке?».
Говоря о других полезных командах, обучить которым собаку можно через игровой метод, нельзя не вспомнить о команде «Ищи!». Вы даете собаке понюхать игрушку, а затем прячете ее – сначала в поле зрения собаки, чтобы она видела, куда вы положили игрушку и быстро нашла ее, а затем в более отдаленные места. Когда собака начнет искать спрятанную игрушку, скомандуйте ей «Ищи!». А за находку не забудьте похвалить лакомством. По аналогии игра в прятки с членами семьи обучит собаку находить человека.
Также игровой метод будет очень полезен в воспитании щенков. Если вы увидели, что малыш проказничает, например, грызет ножку стола, просто отвлеките его внимание игрой. А затем подсуньте ему игрушку – чем не альтернатива мебели и ботинкам?
В доме, где живет собака, должно быть, как минимум 3 игрушки и их необходимо чередовать. Иначе собака просто потеряет к игре интерес.
Не забывайте совершенствовать свои навыки дрессировщика, читайте специализированную литературу и не стесняйтесь советоваться с профессионалами. Совсем скоро вы поймете, что дрессировка – это не только полезный, но и очень занимательный процесс, который укрепляет дружбу и улучшает взаимопонимание между хозяином и питомцем!
hvost.news
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта