Гавкающие символы: собаки в мифологии . Собаки в мифологии


Собака в мифологии древних культур

Собака в мифологии древних культур

На культурное развитие Греции во многом повлиял Египет. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых. Однако в самых ранних мифологических представлениях Цербер считался пятидесятиголовым, и лишь позже стал трехголовым. Во многих мифологических системах число 50 играло важную роль. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот - змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак. С образом Гекаты связывают Гекубу, жену троянского царя Приама. После взятия Трои она либо была перенесена Аполлоном в Линию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Это как раз и указывает на связь с Гекатой: в Ликии было главное место культа этой малоазийской богини. Мыс Киноссема ("песий курган") в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты. Образ древнеегипетского бога Анубиса проник в Грецию, где роль шакала занял волк. Появились представления о человеке с волчьей головой, прообразы будущих верований в оборотней. С волками связывался бог Аполлон. Храмы, посвященные Лирнейскому Аполлону, были широко распространены в Древней Греции. Знаменитая школа Аристотеля располагалась на земле именно такого храма. И слова "lyceum", "lucee" - лекторий, лицей, происходят от наименования этого бога, и тоже связаны с волком. Аполлон носил эпитет "Lykegenes" - "рожденный волчицей", это говорит о том, что его мать Лета сопровождалась при приходе из Гипербореи волками (приход из Иного мира: связь с собаками). Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: "деятельность" собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная. Собака - атрибут Гермеса (Меркурия) в качестве посланника бога, так и Доброго Пастыря, сопровождаемого своим псом Сириусом, "всевидящим стражем". Сириус сопровождает также Ориона. Собака, будучи связанной с Эскулапом, может исцелять, давать рождение в жизнь новую; ее верность переживает смерть. Собаки Гадеса олицетворяют неприветливость рассвета и сумерек, опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы. Собак также приносили в жертву Эйлейфии. Посвящены также Гераклу (Геркулесу) и Диане (Артемиде) По словам Филострата во время чумы в Эфезе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки. Эпидемия же после этого прекратилась. Плутарх писал, что собака причастна к отвращающей и очистительной обрядности. Для очищения человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Иногда вокруг тела очищаемого обводили щенка. И народная медицина, и сельскохозяйственный ритуал также свидетельствовали о глубокой вере в отвращающую силу собаки. Плиний (со ссылкой на магов) говорил, что желчь черного кобеля защищает дом, окуренный и очищенный от всяких чар. С той же целью окропляют стены кровью собаки и зарывают ее под порогом. По словам того же писателя коготь собаки входил в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся "...помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных", при переломах рекомендовалось "...мозг дружелюбной собаки тогда приложить к переломам". По свидетельству древних авторов, писавших об агрономии, помет собаки, смешанный с гнилым сыром, предохраняет семена и растения от скота, а лай собаки, как и крик петуха, обращает в бегство духов и привидения. Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса - Сириуса - у афинян знаменовал начало нового года. Оно связано с именем собаки первого винодела Греции Икария и его дочери Эригоны - Меры (Майры ?), которая, не пережив трагической смерти своих хозяев, погибла в бурных водах реки. После гибели Меры боги превратили ее в созвездие Большого Пса, главная звезда которого - Сириус была названа так от старого древнегреческого слова - "пес, собака". На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью "Сотер - защитник и спаситель Коринфа". В его честь был воздвигнут мраморный памятник. Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах. В "Одиссее" Гомера старый пес Аргус - единственный, кто признает неузнаваемо преображенного Одиссея. Это, вероятно, первый случай собачьей верности, описанный в литературе. В праздник робигалии (23 апреля), посвященный божеству Робиг мужского (реже женского) пола, защищающему урожай от болезней колосьев и - вместе с богом Авверунком ("отвращающим") - римскую общину от бедствий, процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу Робига, где приносили ему в жертву рыжую собаку (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягненка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалии в ритуале augurium или sacrum canaris (от canis, "собака") неизвестному божеству.

wolcha.ru

Собаки в народной мифологии

Любая мифология, как правило, просто изобилует легендами, в которых животные играют основную роль. Не составляет исключения и народная русская мифология. В общем, подавляющее большинство наших легенд и мифов представляет собой некий синтез. В подчас не очень стройной и, в силу исторических обстоятельств, не до конца сложившейся народной мифологической системе смешалось множество составляющих частей. Это и канонические и апокрифические библейские элементы, и мотивы старинных устных сказаний и былин, и осколки языческих воззрений, как исконных, так и позаимствованных у других славянских и неславянских народов. Собака в восточнославянской и в древнерусской мифологии, ее наследнице, встречается не так часто, как, например, у других народов – средиземноморских, скандинавских или иранских. Основных мифологических сюжетов меньше десятка, а четыре самых базовых и распространенных из них мы и рассмотрим.

Первая группа легенд связана с историей о сотворении человека, с участием в ней собаки, а также объясняет происхождение основной собачьей функции - охранной. Рассказывают, что когда Бог слепил из глины первую пару людей и поставил их просохнуть, ему было необходимо отлучиться ненадолго, чтобы принести с неба души для них. Собаку же он оставил последить, чтобы сатана первых людей не испортил. Было холодно (по другой версии, сатана специально напустил этот холод), а собака была без шерсти и сильно мерзла. Сатана соблазнил ее теплой шубой, чтобы подобраться к людям, которых он оплевал и испачкал. Когда Бог вернулся и увидел, что произошло, ему пришлось вывернуть людей наизнанку. С тех пор люди стали чистыми снаружи и грязными внутри, а пристыженная собака вынуждена весь свой век работать сторожем. Согласно другому варианту этого мифа, собака от холода свернулась калачом, угрелась и задремала, проспав момент, когда сатана портил людей. Однако она все же сумела оправдаться перед Богом за свой проступок – мол, шерсти-то мне не дали, трудно служить. Тогда Бог подарил ей теплую шубу, благодаря которой собака стала по-настоящему недремлющим сторожем.

Еще одна группа мифов демонстрирует нам влияние собаки на «качество» созданных Богом людей. Так один из них объясняет, как благодаря собаке людей сотворили совсем не изнеженными существами. Дело в том, что сначала Бог сделал людей из пшеничного теста. Только отвернулся, как пробегавшая мимо собака, соблазненная запахом свежего хлеба, утащила и съела их. Пришлось слепить людей из материала попроще и понадежней – из глины. Так что своей хорошей физической формой и крепостью люди обязаны собаке. Другой миф повествует, что из теста была первоначально создана только Ева, и именно ее и съела собака, а поскольку вся глина была израсходована на Адама, Богу пришлось создавать ему жену из его же, адамова, ребра, вынутого из-под сердца. Ну и, наконец, есть и мифы с сюжетами, объясняющими разницу в размерах между мужчиной и женщиной (а некоторые исследователи считают, что и в статусе). Ребро, позаимствованное у первого человека, выхватил из рук Бога голодный пес и обглодал, так что созданная из остатка Ева получилась миниатюрнее своего мужа (менее полноценная).

Собака в русских мифах выступает в качестве посредника между Богом и людьми, просителя за человека, а также существа, подарившего человеку хлеб. Это очень важный мифологический сюжет, тесно связанный с мотивом собачьей доли. Именно этот поступок обеспечил собаке исключительно уважительное отношение. Например, один из мифов рассказывает о том, что когда-то на земле не было злаков, поэтому люди и животные были вынуждены питаться травой и корой. Хуже всех было собаке. Она так жалобно скулила от голода, что Бог сжалился и бросил ей пшеничный колосок. Колосок собака принесла человеку, который посеял зерно и вырастил пшеницу. Вот почему считалось грешным делом обижать собаку – ведь именно благодаря ей люди едят хлеб. Другая легенда наделяет собаку ролью просительницы за человека. Когда на земле был рай и вечное лето, колосья были такими огромными, полными зерна, что хлеба было изобилие. Со временем ценить его совсем перестали. Поэтому Бог наказал неблагодарных людей засухой и голодом, и хлеба не стало. Тогда собака вместе с кошкой отправилась к Нему просить прощения за людей. Бог сжалился, но дал хлеба только на собачью и кошачью долю – совсем маленький пшеничный колосок. Однако и этой скудной долей животные благородно поделились с людьми. Поэтому в деревнях было принято, выпекая хлеба из зерна нового урожая, первый ломоть обязательно отдавать собакам и кошкам в качестве благодарности.

Особняком стоит группа мифов, сюжет которых является единым для многих народов и уходит своими корнями в глубочайшую древность. Все они объединены сюжетом о собаке как причине конца света. Общее место здесь - это созвездие Большой медведицы, более архаичное название которой – Телега, Воз, Колесница или Повозка. Звезда рядом с ней, Алькор, ассоциировалась с опасной для всего мироздания собакой, накрепко привязанной или прикованной к этой Повозке. Многочисленные варианты мифа о «роковой собаке» повествуют о том, что каждую ночь она грызет постромки, или ремни упряжи, или свою железную цепь, чтобы сорваться с привязи, на которую ее посадили таинственные кузнецы. Когда это произойдет, наступит конец света. Однако пока этого не происходит – собака не успевает до конца перегрызть свою привязь. Пока она на рассвете, мучимая жаждой от яростной работы, бежит напиться к колодцу, наступает день, и ремень (или цепь) срастается. Этот мифологический сюжет практически родственен и древнегреческому мифу о лисе, грызущей ремни, связывающие небо и землю, без которых мир развалится на части, и скандинавскому, о свирепом псе Гарме, срывающемся с цепи и пожирающем мир и богов, вызывая Рагнарек.

Анализируя эти группы мифов, объединенные четырьмя мифологическими сюжетами, можно сделать вывод о том, что народная мифология наложила на собаку печать так называемой амбивалентности, то есть, двойственности. Собака трактуется то положительно, то отрицательно, то двойственно, что, безусловно, сближает ее с человеком, который тоже является созданием крайне противоречивым. Может потому собака и стала для нас лучшим другом и помощником?

wolcha.ru

Собака: символ в мифологии

Автор: testФото: tests

Собака в греческой мифологии

В греческой мифологии известен пес Цербер с тремя головами, который был стражем на выходе из царства мертвых и следил за тем, чтобы души умерших не могли вернуться к живым людям, а также охранял Тифона и Ехидну. На тех местах, куда капала слюна Цербера, вырастало ядовитое растение аконит. Однако, этого пса смог укротить Геракл, Орфей, Гермес и некоторые другие греческие герои.

Собаки сопровождали и Гекату, бродившую по просторам подземного царства. Также, боясь страшного колдовства богини, собак ей приносили в жертву. Роль собаки в других мифологиях

Собака в мифологии кельтов сопровождала различных героев, богов войны и охоты. У бога Луга был бесстрашный и непобедимый пес, который, окунувшись в реку, превращал ее воды в вино и молоко.В скандинавской мифологии опять же собака является стражем загробного царства.

У зороастрийцев собака по рангу ниже только человека. У них это самое священное животное. Даже кормление пса является особым ритуалом. Едят собаки пищу, предназначенную для душ, и происходит это после захода солнца, когда наступает время царства теней.

В Древнем Иране собака – покровительница всходов. Она изображается крылатой и в рыбьей чешуе, символизируя тем самым три стихии: воздух, землю и воду. В китайской мифологии собака попала на небо одним из 12 Знаков Зодиака.

В египетской мифологии известны существа с головой пса – кинокефалы. Они созданы для того, чтобы охранять священные места от врагов, очищать мир от различных чудищ. Анубис, бог умерших, изображался в виде человека с головой собаки.

В славянской мифологии собаки приравнивались к волкам. По различным поверьям, собаки помогали найти дорогу путникам, по их поведению определяли погоду и предстоящие события.

Собака - символ зла

В Библии собаку определяют, как нечистое животное, служащее злым силам. По мнению иудеев, собаки валяются в грязи, разносят блох и заразу. Сравнение с псом считается самым унизительным оскорблением.

В Исламе собака также не воспринимается как положительный элемент. Мусульмане практически не заводят собак, установлен запрет на торговлю этими животными. В некоторых мусульманских книгах пишется, что пророк Мухаммед разрешил убивать собак прямо на территории храма.

Интересен сам факт, что собака так тесно связана с загробным миром. Возможно, причина этого – хорошее собачье чутье. Для людей необъяснимо было, почему собаки внезапно настораживались, лаяли, выли, чувствовали беду. Даже сейчас существует поверье, что вой собаки предвещает чью-то смерть. Но при этом собаки всегда находятся рядом с хозяином, защищают его и охраняют. В их глазах море преданности и доброты, и вы никогда не пожалеете, если решите завести собаку.

www.8lap.ru

Гавкающие символы: собаки в мифологии

Второй по популярности в мире домашний питомец — собака. Эти животные на протяжении тысячелетий находятся рядом с нами, помогают, сопровождают, являются важной частью быта, вдохновляют на творчество и делают нас счастливее. С древнейших времен разные черты и качества собак становились настоящими символами, а сами животные — богами, героями мифов и легенд.

Древняя Греция

Чаще всего в мифологии и народном творчестве разных стран мира собаки встречаются в качестве спутников, защитников и стражей. Достаточно вспомнить пса Цербера из мифологии древних греков: у него было три головы, и он охранял вход в царство мертвых, никого не выпуская оттуда. И, по преданиям греков, хорошо справлялся с этой задачей, пока не пришел Геракл и не победил его.

Мало кто знает, но у Цербера был еще и брат — Орф, он тоже имел облик гигантского пса, у которого было две головы и два хвоста. Орф охранял скот Гериона, пока в другом своем подвиге его не убил Геракл. 

Все это свидетельствует о том, что греки уже тогда ценили и активно использовали собак в быту как хороших сторожей и охранников, которым можно доверить что-то очень ценное и важное.

Это самые популярные мифологические собаки, но есть и менее известные упоминания собак. Так, согласно одной из версий о рождении Асклепия (более известного как Эскулап), он появился на свет у неизвестных смертных родителей, которые оставили его в лесу, где его нашла и выкормила собака кентавра Хирона, впоследствии воспитавшего великого целителя, благодаря своим способностям ставшего богом. Затем собака часто изображалась в ногах у Асклепия как символ преданности и бдительности; считалось, что она обладает целительными способностями, как и ее хозяин. Собаки также являлись атрибутами и других богов — Гермеса, Ареса и Артемиды.

Они изображались на амфорах, фресках и монетах, причем не только охотничьи, но и декоративные породы.

Древний Египет

Наверное, многие могут вспомнить школьную программу и древнеегипетских богов, некоторые из которых представлялись зооморфами — существами с телом человека и головой животного. Среди них был и Анубис — божество, которое сопровождало умерших в загробный мир. Его египтяне изображали в виде человека с головой собаки либо полностью в виде одного из этих животных. Поэтому именно собака прочно ассоциировалась со смертью и заупокойной жизнью; нередко, когда человек умирал, вместе с ним хоронили и его собаку.

К тому же во многих городах Древнего Египта были специальные кладбища, где хоронили собак после обряда мумификации. А собаки фараонов хоронились с почестями, которых не было у большинства египтян того времени.

Кстати, в честь Анубиса египтяне даже выстроили город, который назывался Кинополис. Согласно легендам, дошедшим до наших дней, убийство собаки из этого города было достаточным поводом для объявления войны.

Также божества с собачьими головами в мифологии Древнего Египта неоднократно встречаются в качестве защитников людей от чудовищ; считалось, что они же охраняют входы в священные места и храмы.

Подпишитесь на персональные рекомендации по уходу за питомцами

Спасибо за подписку!

Древний Китай

На Востоке собаки тоже играли важную роль и были частыми героями мифов и произведений народного творчества. Остановимся подробнее на Поднебесной. Там с древних времен собак ценят и уважают. Правда, черные псы в Древнем Китае считались воплощением злых духов. 

Собака в Древнем Китае являлась одиннадцатым знаком зодиака, она символизировала множество явлений. Так, она считалась защитником от демонов, подателем пропитания, прародителем целого народа. 

Особую роль в Китае играли собаки, имеющие внешнее сходство со львом: чау-чау, ши-тцу и пекинесы. Это связано с почитанием льва в философии буддизма. В результате представители этих пород стали религиозными символами в Китае.

Фотографии: Коллекция/ iStock

petstory.ru

Собака в индоевропейской мифологии. Коннотации образа блюстителей кармы

Читая Вяч.Иванова (Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5), наткнулся на очень интересные подробности о месте собаки в индоевропейской мифологии. В первую очередь, мне бросились в глаза параллели с текстом Розы Мира:

Но есть и существа, которые следят за его безотказным действием: блюстители кармы. Это совсем особая категория; среди разнообразных демонов Шаданакара это – пришельцы. Когда демонические полчища планеты Дайи были изгнаны из ее брамфатуры прочь, в брамфатуру ее спутника, а спутник вскоре за тем погиб и превратился в стаю мертвых кусков – астероидов, его демонические обитатели рассеялись в мировом пространстве в поисках новых пристанищ. Часть их вторглась в Шаданакар, заключив некое подобие договора с силами Гагтунгра. Это существа высокого интеллекта, но с холодной, как лед, сферой чувств. Им равно чужды ненависть и любовь, злоба и сострадание. Они взяли на себя заботу о механизме кармы, восполняя убыль своих жизненных сил эманациями душевных мук тех людей, что после жизни в Энрофе принуждены опускаться в Скривнус, Ладреф и Мород – верхние слои чистилищ. Размеры этих существ огромны; они полупрозрачны и серы, как мутное стекло, тела их прямоугольны, а в мордах, как это ни странно, есть сходство с мордами сторожевых собак: торчащие уши и зорко наблюдающие глаза. С силами Света они вступают в борьбу только тогда, когда эти силы предпринимают труд по смягчению законов кармы и преобразованию чистилищ. (С. 167)С некоторых пор я считаю, что в древности границы между нашим миром и соседними слоями были более тонкими и соответственно, люди тех эпох обладали более точными данными о наиболее близких слоях, чем мы. Но подтверждение всегда очень кстати.

Итак, собака в мифологии индоевропейцев была хтоническим существом. Повсеместно распространена легенда о убийстве героем трехголового чудовища, при этом первоначально на месте чудовища (позднее превративщегося в змея) была собака. Так что русский Змей Горыныч на самом деле совсем не Змей, хотя и Горыныч (существо подземного мира). Но сохранился в славянской мифологии и образ Огенного Волка. В восточнославянских сказках, восходящих к змееборческому мифу, в качестве героя выступает Сученко, или Сучкин сын, а в качестве его животного-помощника выступает сучка-продучка, которая (как собаки в соответствующем кавказском цикле мифов) лижет голову заснувшему царевицу и тем выводит его из долгого сна (смерти). Точные параллели этому мотиву есть также в тюрском и монгольском эпосе.Собак-волков соотносят со св.Георгием в Закавказье и у восточных славян.Трехголовая собака присутствует до сих пор в кельтском мифе, в греческо-римской мифологии (церберы - сторожи входа в потусторонний мир). Частым мотивом применительно к собаке в мифах становится акцентированное использование образа собачьей головы и песьеголовых.

Жрецу римского бога заговоров, права и клятв Dius Fidias (как и жрецу верховного бога Юпитера) было запрещено прикасаться к собаке, называть ее имя, не говоря уже о том, чтобы вкушать ее мясо. Капля собачьей крови становится смертельной для кельтского героя Кельтхара, хозяина одного из трех волшебных псов.В известном ирландском мифе о Кухулине, убившем страшного сторожевого пса кузнеца Кулана, его убийцей становится Mac Tri Con ("сын трех псов"). Перед самой смертью Кухулина появляется выдра ("собака воды") и начинает пить кровь (жизненную силу) умирающего. Абхазской аналогией мифу о Кухулине, убийце пса кузнеца, выступает "Ала зшьиз".Связанный с загробным миром германский бог Один-Вотан постоянно сопровождается двумя псами-волками. Одину приносились в жертву преступники. Из индийской мифологии известны также два пса ведийского Ямы, связанного также с подземным миром. Весьма архаично определение воинов подземного мира псами. Известен также образ волка, охраняющего мировое древо (мировой порядок), в германской мифологии. Два пса-божества помещены рядом с мировым деревом и на кубке из Триалети (Грузия).

Интересен один из титулов Гермеса - "душитель собак". Вообще, в мифологии тема собаки тесно переплетается с темой кузнеца, что на основании  обыденного восприятия необъяснимо, даже, если изловчившись, поставить на место собаки волка. Зато все становится на свои места, если вспомнить, что большинство сакральных предметов длительного пользования (холодное оружие, амулеты, украшения, которые в первую очередь выступали в роли оберегов) выходило именно из-под рук кузнеца . Создавая предметы, частично выводящие их хозяев за рамки законов кармы, хотя бы на время (в этой связи заслуживает внимания мотив ковки кузнецом металлической цепи, на которой затем держат пса - весьма точная аналогия), кузнец автоматически привлекал повышенное внимание блюстителей кармы. Интересно, что согласно германской традиции мечи назывались волчьими именами.

Близкие мотивы встречаются и в мифологии североамериканских индейцев: кузнец и трехголовое чудовище, волшебные псы.

Индоевропейским обозначением собаки, восходящим еще к ностратической языковой общности, было видимо kuon: ирл. Conall, кельт. Cuno-vali. Естественно, подчас собака становилась и тотемическим животным. К волчице-тотему возводят свой роды тюрки и монголы. Несколько в новом ракурсе видится в этой связи вскамливание легендарных Ромула и Рема волчицей. Римское право, как мы знаем, легко в основу правовой системы Западного мира. А право - прямая зона отвественности блюстителей кармы.В римских ритуалах обнаруживаются и другие следы культа собаки, в частности, коронование собак на празднествах в честь Дианы, близкий к аналогичному обряду кельтов.

Интересно прозвучало латышное обозначение волка dieva suns (сын бога).

Теперь о жертвоприношениях собак. Вяч.Иванов предполагает, что собаки приносились в жертву Кандавлу, индоевропейскому богу войны (волкоголовому или песьеголовому), что у меня вызывает сомнения.В одном из хеттских ритуалов в жертву богам царя и царицы приносили военнопленного, голову собаки и голову еще одного животного, скорее всего поросенка. Особенно интересен хеттский праздник AN.TAH.SUMsar, на 16-й день которого в храме бога войны ZABABA "люди-собаки" и "люди-волки" одеваются в "свои собственные одежды" для участия в неких ритуалах. В среднехеттском ритуале Mastigga происходит убийство щенка с последующим его сжиганием. Полная аналогия прослеживается в новохеттско-лувийском ритуале "Старой женщины" Туннави. Наличие жертвоприношений собак в древней Малой Азии подтверждают археологические находки. В Аладжа Гююке у принесенных в жертву собак не отделялся их позвоночник в отличие от закалываемых вместе с ними быков и овец. В Сардах найдены целые серии обрядовых кувшинов с захороненными в них щенками, возле кувшинов найдены железные ритуальные ножи, которыми их закалывали.

Для индоевропейского культа пса-волка (мне кажется, замена собаки на волка произошла в относительно недавнее историческое время (возможно, первое тысячелетие до нашей эры), когда знание о песьеголовых блюстителях кармы стало совсем эзотерическим и для обоснования культа потребовалось заменить очевидно домашнюю в обывательском смысле слова собаку волком) имеется значительное число параллелей в Евразии, в особенности у тюрков и монголов, а также на Древнем Кавказе и в ряде других областей. Вяч.Иванов, на мой взгляд, неправочно ограничивает ареал данного культа в первую очередь территорией расселения индоевропейцев, что весьма спорно, хотя и указывает на их высокие мистические познания, натуралистичные в своей сути. Так, нельзя забывать о Древнем Египте с его Инпу (Анубисом), песьеголовом правителе загробного мира и судье умерших, пониженном впоследствии до обычного проводника, но сохранившем судебные функции при Осирисе.

Примечательны и этимологические параллели. Ведийское "убивающий собаку" получает также значение "удачливый игрок, выигрывающий в кости" (еще бы, обыграл самих блюстителей кармы). В греческом "неверный ход" буквально означает "собака". В русском: собаку съесть, (на него) всех собак вешать.

Мое внимание также привлекли иерархии животных: индоевропейская (лошадь, бык, овца, собака, свинья), семитская (бык, овца, собака, свинья) и китайская (лошадь, бык, овца, курица, собака, свинья)

bratorm.livejournal.com

Гавкающие символы: собаки в мифологии — Рамблер/новости

Второй по популярности в мире домашний питомец — собака. Эти животные на протяжении тысячелетий находятся рядом с нами, помогают, сопровождают, являются важной частью быта, вдохновляют на творчество и делают нас счастливее. С древнейших времен разные черты и качества собак становились настоящими символами, а сами животные — богами, героями мифов и легенд. Древняя Греция

Чаще всего в мифологии и народном творчестве разных стран мира собаки встречаются в качестве спутников, защитников и стражей. Достаточно вспомнить пса Цербера из мифологии древних греков, у него было три головы и он охранял вход в царство мертвых, никого не выпуская оттуда. И по преданиям греков, хорошо справлялся с этой задачей, пока не пришел Геракл и не победил его.

Мало кто знает, но у Цербера был еще и брат — Орф, он тоже имел обличие гигантского пса, у которого было две головы и два хвоста. Орф охранял скот Гериона, пока в другом своем подвиге его не убил Геракл.

Все это свидетельствует о том, что греки уже тогда ценили и активно использовали собак в быту как хороших сторожей и охранников, которым можно доверить что-то очень ценное и важное.

Это самые популярные мифологические собаки, но есть и менее известные упоминания собак. Так, согласно одной из версий о рождении Асклепия (более известного как Эскулап), он появился на свет у неизвестных смертных родителей, которые оставили его в лесу, где его нашла и выкормила собака кентавра Хирона, который впоследствии воспитал великого целителя, благодаря своим способностям ставшего богом. Затем собака часто изображалась в ногах у Асклепия как символ преданности и бдительности, считалось, что она обладает целительными способностями, как и ее хозяин. Собаки также являлись атрибутами и других богов — Гермеса, Ареса и Артемиды.

Они изображались на амфорах, фресках и монетах, причем не только охотничьи, но и декоративные породы.

Древний Египет

Наверное, многие могут вспомнить школьную программу и древнеегипетских богов, некоторые из которых представлялись зооморфами — существами с телом человека и головой животного. Среди них был и Анубис — божество, которое сопровождало умерших в загробный мир. Его египтяне изображали в виде человека с головой собаки, либо полностью в виде одного из этих животных. Поэтому именно собака прочно ассоциировалась со смертью и заупокойной жизнью, нередко, когда человек умирал, вместе с ним хоронили и его собаку.

К тому же во многих городах Древнего Египта были специальные кладбища, где хоронили собак после обряда мумификации. А собаки фараонов хоронились с почестями, которых не было у большинства египтян того времени.

Кстати, в честь Анубиса египтяне даже выстроили город, который назывался Кинополис. Согласно легендам, дошедшим до наших дней, убийство собаки из этого города было достаточным поводом для объявления войны.

Также божества с собачьими головами в мифологии Древнего Египта неоднократно встречаются в качестве защитников людей от чудовищ, считалось, что они же охраняют входы в священные места и храмы.

Подпишитесь на персональные рекомендации по уходу за питомцами

Ошибка оформления подписки на рассылку

Подписаться

Спасибо за подписку!

Древний Китай

На Востоке собаки тоже играли важную роль и были частыми героями мифов и произведений народного творчества. Остановимся подробнее на Поднебесной. Там с древних времен собак ценят и уважают. Правда, черные псы в древнем Китае считались воплощением злых духов.

Собака в Древнем Китае являлась одиннадцатым знаком зодиака, она символизировала множество явлений. Так, она считалась защитником от демонов, подателем пропитания, прародителем целого народа.

Особое значение в Китае имели собаки, имеющие внешнее сходство со львом: чау-чау, ши-тцу и пекинесы. Это связано с почитанием льва в философии буддизма. В результате представители этих пород стали религиозными символами в Китае.

Фотографии: Коллекция/ iStock

Читайте также

news.rambler.ru

Собака в мифологии ненцев | Etnic.ru

   В мифологии ненцев собака сотворена подземным духом Нга. Одна из легенд гласит: некогда Верховный Бог Нум дал собаке отдельное хозяйство. Человек и собака жили отдельно. Собака быстро уничтожила свои припасы, съев за короткий срок и содержимое грузовых нарт, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним. Сиди на привязи и ешь то, что даст человек. Нум выдернул из своей головы волос и бросил на собаку. Собака покрылась шерстью и лишилась дара речи. С тех пор собака лает в пустоту ночи, завидев обитателей подземного царства.

 

Собака часто является откупом от Нижнего мира. Во время болезни человека безоленные ненцы предлагают духам в жертву душу старой любимой собаки. Собачью верёвку привязывают к шесту в изголовье больного со словами: возьми душу нашего сородича. Если духи довольствуются этой жертвой, то больной скоро выздоравливает. А собака чаще умирает естественной смертью.

В быту собачья шкура применяется как элемент меховой одежды. Чаще всего она идёт на подол ягушки и малицы. Из шкуры собаки шьют широкий пояс, который одевается внутрь на тело, обладает согревающим и обезболивающим действием при радикулите. В основном собак привязывают возле порога. Как женщина является хранительницей очага, так и собака сторожит порог от всякой нечисти. Некоторых собак привязывают возле «симзы», шеста, к которому привязывают перекладины для котла. По верованиям ненцев, под жестяным листом для очага находится дыра в Нижний мир. И собака, привязанная возле «симзы», является хранительницей очажной дыры. Во многих эпических песнях враги, уничтожив стойбище, «не оставляют даже собак, привязанных к шестам».

Собака в хозяйстве ненцев  стережёт оленей, верная спутница охотника, нередко является нянькой для ребёнка. Особо привязаны к собакам старые люди, для которых пес – собеседник.

Старые люди говорили: «Не бей собаку, визг её услышит «хозяин», то есть подземный дух Нга. Считалось, что собака общается с потусторонним миром и может пожаловаться «хозяину» на плохое обращение со стороны земных хозяев. Странным явлением можно считать и то, что собака чувствует присутствие незримого духа или призрака. В этом случае она начинает скулить или рычать.

Существует легенда, что человек впервые увидел духа с помощью собаки. Дело было вечером, когда семья сидела за ужином. Собака, мирно дремавшая у костра, внезапно вскочила на ноги и пулей выскочила на улицу. Неистовый лай собаки заставил хозяина выйти из чума. Сначала в потемках никого не было видно. Собака лаяла в одном направлении. Хозяин присел на корточки рядом с собакой. Случайно направленный взгляд между стоящими торчком ушами собаки выхватил из темноты силуэт огромного чудища. Человек в ужасе вскочил на ноги, затем опять присел и посмотрел между ушами собак. И говорит ему чудище: «Если б не твоя собака, ты бы не увидел меня, и я бы мог утащить всю твою семью. Ты даже не понял бы, кто это сделал. Но сейчас ты меня увидел, я должен уйти ни с чем. Моя работа красть людей незаметно». С этими словами чудище исчезло. Так собака спасла хозяев.

Среди ненецких родов встречается фамилия Вэнго. В переводе с ненецкого – собачье ухо. Возможно, эта фамилия связана каким-то образом с легендой о собаке – спасительнице. Собака является священным животным и для рода Яптик. В священных нартах этого рода имеются зооморфные онгоны собак. Есть в Гыданской тундре фамилия Яндо (короткошерстная собака).

Союз человека с собакой основан на взаимной любви. И купив у соседей хорошую оленегонку, ненец уверен в добросовестном уходе за оленьим стадом.

Надежда Салиндер

Источник: https://xn--80adbgdbacpj1brnitmnpd2r.xn--p1ai/news/3580.html

Фото: Амос Чаппл

Поделиться ссылкой:

etnic.ru