«Образ собаки в произведениях русской литературы для детей». Собаки в литературе


Собака в литературе | Dog Book

С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, немудрено, что за долгие века она успела занять прочное место и в литературе. В легендах, повестях, романах собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни: это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель.

Собака, петух и лисица

Собака и петух решили жить вме­сте и отправились, куда глаза гля­дят. Когда стемнело, петух взлетел на дерево, а собака улеглась внизу в дупле. Едва занялась заря, петух по своему обыкновению громко за­пел. Услыхала это лисица, прибе­жала, стала под деревом и просит петуха спуститься к ней; мол, хочу обнять обладателя столь красиво­го голоса. А петух ей отвечает; раз­буди-ка сторожа, что спит под де­ревом. Пусть отопрет, я и спущусь. Подошла лисица, чтобы окликнуть сторожа, а собака как выскочит, схватила ее и разорвала в клочья. Мораль басни такова: если тебе уг­рожает враг, самое разумное — об­мануть его и обратиться за помо­щью к кому-нибудь более сильно­му. (Эзоп. «Басни»).

Друг и защитник

Уже и «Одиссее» Гомер отводит собаке особую роль: старый пес по кличке Аргус оказы­вается единственным, кто узнает своего хозяина, вернувшегося после долгих скитании. В произведениях детской литературы упор делается на образ животного-защитника. К примеру, роман Сесиль Обри «Красавица и Себастьян», рассказывающий о приключе­ниях мальчика и пиренейской горной собаки, или знаменитая «Лэсси» Эрика Найта — история колли и ее юного хозяина Джо; сюжет строится примерно по одной схеме: по­павший в беду ребенок находит защиту у сильного и преданного пса. Четвероногие герои этих романов пользуются такой популярностью, что породу колли уже кое-кто ошибочно и называет — «лэсси».

Чаще всего в литературных произведениях собака довольствуется функциями помощни­ка главного героя, В ряде романов Жюля Верна (1828 — 1905), в частности: «Путешест­вие к центру Земли», «Два года каникул» и «Таинственный остров», небольшой пес со­провождает героев и их нелегких путешествиях и часто благодаря своей «палочке-выру­чалочке» - тонкому чутью, помогает им выпутаться из самых трудных положений. Иногда на долю собаки выпадает и чисто символическая роль, порой даже несколько преувеличенная. Через описание животного автор может передать суть ситуации, вы­разить то или иное чувство. Так, Джон Стейнбек, повествуя о царящих в мире игоизме, несправедливости и одиночестве, изображает в своем романе «О мышах и людях» медленную смерть старого пса, рядом с которым до последнего вздоха находится его хозяин и товарищ по несчастью, бедный поденщик. Небольшая история с глубоким смыслом.

Собака и волк

Ближайший дикий родственник собаки - также нередкий гость на книжных страницах. Если собака символизирует преданность, верность долгу, то волк — символ свободы, не­обузданной силы и отказа от любого повиновения, пусть даже ценой собственной жизни. Он из тех, кто предпочитает умереть свободным, нежели влачить жалкое существование на привязи, говорится в басне Жана Лафонтена «Волк и собака». Противопоставление этих двух животных наглядно отражает извечный конфликт в че­ловеческой душе, что лучше: тихое прозябание в неволе или смерть в борьбе за свободу? Конфликт, ставший одной из излюбленных тем Джека Лондона, великого гуманиста, пережившего вместе со многими своими современниками золотую лихорадку 1891 г. на Аляске. Писатель выступает и защиту животных от жестокости двуногих варваров, и тем не менее с ответом на главный вопрос он, похоже, так и не определился: кто из двух его героев прав: Белый Клык, полусобака-полуволк, оставшийся жить среди людей, или Бак из «Зова предков», собака, присоединившаяся к волкам? А разве легко ответить, ес­ли каждый из нас бывает то собакой, то волком в зависимости от обстоятельств?

Зверь

Двойственный характер собачьего образа: с одной стороны — египетское божество Анубис, с другой — римский Цербер, охраняющий врата подземного царства, издавна при­влекал к себе внимание литераторов. Поэты и писатели прошлых лет любили изобра­жать бродячих животных, летучих демонических отродий, пожирающих трупы и напада­ющих на маленьких детей. Недаром один из самых знаменитых рассказов Артура Конан Дойла о приключениях Шерлока Холмса назван «Собака Баскервилей» и рассказывает о том, как громадный пес наводит ужас на обитателей поместья, расположенного возле сумрачных шотландских болот.

Из-за куста пи нас, худая, вся в коросте,

Косила сука злой зрачок

И выжидала миг, чтоб отхватить от кости

И лакомый сожрать кусок.

(Перевод В. Левика)

П хотя в этом отрывке из стихотворения Шарля Бодлера «Падаль» (сб. «Цветы Зла») вновь отражена лишь темная сторона образа собаки, мы чувствуем подспудную метафору и догадываемся, что речь идет скорее об её мыслящем alter ego («второе я») - человеке!

А что завтра?

Поскольку судьбы человека и собаки кажутся прочно и навсегда связанными, писатели-фантасты, естественно, не смогли пройти мимо такого удобного персонажа. У Стивена Кинга в романе «Кладбище домашних любимцев» собака, вернувшаяся с того света, не только догадывается, что происходит с ее хозяином, но и предчувствует, что ему грозит в ближайшем будущем.

Другой писатель, Франк Герберт, посвятил животному рассказ в сборнике с характерным названием «Ментальное поле, собаки»: свирепствующая среди собак эпидемия порождает всеобщую истерию и панику в предчувствии надвигающейся ка­тастрофы — весьма мрачная картина будущего, в котором собаку и человека подсте­регает общая беда.

Таким образом, собака, вечная спутница человека, по-прежнему живет на страницах книг, будучи невинным отражением наших слабостей и горестей, и все так же дружит или враждует с литературными героями, порой столь одинокими, что даже им, выдуман­ным, требуется четвероногий товарищ.

dogbook.ru

Собаки в художественной литературе

Собаки в художественной литературе занимали особенное место. Часто наши предки наделяли собак и диких животных человеческими качествами, мыслями, чувствами, поступками. Поэтому в легендах и сказках животные говорят и даже обсуждают действия человека.

 

Собаки в художественной литературе и очеловечивание поведения животных отражено в произведении Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», Мигель де Сервантеса Сааведры в новелле «Беседа двух собак» и других.

 

С незапамятных времен бытует утверждение о способности некоторых людей понимать язык животных и разговаривать с ними. Эти легенды нашли отражения в книгах Конрада Лоренца «Кольцо царя Соломона», Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли», Генри Уодсуорта Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

 

Большими знатоками поведения различных животных считают индейцев. Эта способность коренных жителей Америки отображена в новеллах, романах, повестях Джека Лондона, Фенимора Купера и других.

 

А. С. Пушкин и И. А. Крылов часто наделяли животных способностью говорить на человеческом языке.

 

Очеловечение поведения животных отображено и в произведениях, основанных на устном народном творчестве. Элиас Ленрот, собиратель эпических рун карело-финского народа, в «Калевале» приводит много примеров, когда птицы, рыбы дают людям добрые советы; заяц сообщает печальные вести, главный герой «Кале-валы» — Илмаринен — приказывает змеям уползти с поля, которое он должен пахать. Змеи понимают приказ и подчиняются его воле.

 

Антропоморфические представления о поведении животных, сформулированные народным творчеством в мифах, сказаниях, пословицах и поговорках нашли отражение и в трудах естествоиспытателей античного мира.

 

Плиний Старший в «Естественной истории», например, описывая поведение животных, сообщает, что собаки самостоятельно лечатся, поедая различные целебные травы и корни растений. Знания Плиния Старшего получили широкую известность. О них часто упоминали в различных сочинениях, описывающих поведение животных. Так, в «Магазине натуральной истории» — биологической энциклопедии того времени — сообщается: «Когда собака почувствует боль в себе, то ест листы некоторой травы, которая производит рвоту и возвращает ей здоровье».

 

Л. Н. Толстой это утверждение отразил в «Рассказах о животных». Он пишет:

«Охотники говорят, что когда с умной собакой сделается стечка (собака заболеет), то она убегает в поля или леса и там ищет травы, какой ей нужно, вываливается по росам и сама лечится…».

 

Антропоморфизм поведения животных ярко выражен и биологом Жоржем Луи Леклерком де Бюффоном в его работе «Естественная история».Журнал полезные советы, место собаки в истории

otvetkak.ru

Собаки в художественной литературе - "ВО!круг книг" Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска

Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки В преддверии года Собаки мы сегодня и будем говорить именно о собаках. А если точнее, о тех произведениях, в которых, так или иначе, фигурирует это замечательное животное, - поясняет библиотекарь абонемента художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Фортыгина. Жизнь собаки, к счастью или к несчастью для неё, в современном мире практически неотделима от жизни человека. Эти два существа словно созданы друг для друга и идут нога к ноге уже много-много лет, и избитая фраза «собака – друг человека» актуальна с самых давних времён. Действительно, собака одно из самых древних животных, прирученных человеком. И если первые функциональные потребности человека по отношению к собаке сводились лишь к охоте и охране жилища, то со временем добавились и другие. Появились собаки в роли пастухов, спасателей, ездовые собаки, собаки-поводыри. Известно также, что контакт собаки с человеком используют в качестве врачующей терапии, названной американским психиатром Б. Левинсоном канис-терапией.        Но кроме своей полезности во всех практически сферах жизни человека, собака всё чаще становится своего рода модным аксессуаром, когда владельцы этих милых карманных зверушек соревнуются друг с другом в приобретении нарядов и изобретении причесок. По этому поводу есть одно замечательное стихотворение Натальи Кончаловской: Собачья жизнь Адрес: Лондон, Бичэйм Плэйс, 1, Очень любопытный магазин. За блестящим витражом, в порядке: Креслица, подушечки, кроватки, Поводки, ошейники, попонки, Щётки, мази, губки и гребёнки. Словом, всё, что нужно для собак. И смешно сказать, но это так – Для собачьих маникюров… лак! И при магазине, как ни странно, Для собак – завивка, стрижка, ванна Там стригут и бреют под машинку, Моют, завивают, чешут спинку, А потом кладут её в корзинку И хозяйке отдают самой, Чтоб несла красавицу домой, Хорошо собачкам англичан. И, пожалуй, ни в одной из стран Нет такого чудного ухода! И какая б ни была погода, И какая б ни была порода, Пса из дома не прогонят зря. И, по-русски, грубо говоря, Если пёс когда-нибудь подохнет – Целый год по нём хозяйка сохнет И хранит листок календаря. У кого, конечно, деньги есть, Тот собачке предоставит честь – На собачьем кладбище местечко. Белая из мрамора дощечка С надписью: «Прощай, дружочек Беки! Буду помнить я тебя навеки!» Вот так пышно похоронен пёс, И над ним посажен кустик роз. Ну, какой бы в Англии бедняк Не желал бы участи собак? Интересных свидетельств о том, что могут наши четвероногие друзья, очень и очень много, но, пожалуй, самое главное говорит о том, что собака источник положительных эмоций – эти милые хвостатики дарят нам хорошее настроение и избавляют от стрессов. Собаки в художественных произведениях – их почти так же много, как и собак в нашей обычной жизни. В одной из книг собака будет всего лишь упомянута – вскользь, незначительно, в другой же, наоборот, собака будет в центре повествования. А бывает и так, что повествование ведётся и вовсе «от лица» (как это ни странно звучит) собаки. Итак…

Семён Альтов – «Собачьи радости»: рассказ из одноимённого сборника о добродушной псине по кличке Марго. Одно из заключений автора – «купите собаку и поймёте, для чего живёте на свете».

Ольга Арнольд – писатель, зоопсихолог, кандидат психологических наук - «Моя любимая противная собака»: сборник – увлекательное и умилительное чтение. «Зайчик. Мысли о жизни и работе заячьего терьера Тимофея», рассказанные им самим. Тимоша – взрослый, почти солидный пёс, ему уже почти шесть лет. И в его семье кроме него есть ещё Мама и Папа – это люди, которые зовут Тимошу не иначе как Зайчиком, на что он никогда не обижается. Он прекрасно понимает человеческий язык и считает, что хозяев надо обязательно дрессировать. Тимоша со своими друзьями помог людям раскрыть преступление, связанное с хищением картин, после чего совсем возгордился. «Сэр Илтон, лабрадор королевской крови» – сэр Илтон граф де… прибыл из Англии, приходится внуком королеве Елизавете… то есть, собаке королевы Елизаветы – весёлое, дружелюбное и общительное существо, в просторечии Тошка. Собаки этой породы отличные пловцы и спасатели, именно об этом вы и узнаете, прочитав рассказ Ольги Арнольд. «Моя любимая противная собака» – главный герой этого рассказа золотистый кокер-спаниель по имени Глаша.

«О силе любовной поэзии» – коротенький рассказ, повествующий о том, как два человека нашли своё счастье, благодаря своим питомцам – фокстерьеру Филе и пуделихе Маре.

Вирджиния Вулф – «Флаш» – история чистокровного рыжего кокер-спаниеля, обладавшего всеми совершенствами, присущими его породе. «Шерсть его была того особенного темного тона, который на солнце весь «во вспышках золотых». Глаза у него были «карие и взор ошеломленный». Уши «украшены кистями», «стройные ноги» «все в пушистой бахроме», и у него был пышный хвост». Флаш был из редкого класса вещей, несовместных с деньгами – его нельзя было продать, но он мог стать прекрасным знаком бескорыстной дружбы. Так и случилось, Флаша подарили мисс Баррет.

Именно глазами и ушами Флаша и прочувствована вся рассказанная история – история его хозяйки Элизабет Баррет Браунинг – викторианской поэтессы.

Ромен Гари – «Белая собака»: роман, прежде всего о людях, которые воспитывают животных по своему образу и подобию. В данном случае это была немецкая овчарка с так называемой профессиональной деформацией – «она была специально обучена бросаться на негров».

Цитата от Ромена Гари: «Это страшно - любить животных. Когда вы видите в собаке человеческое существо, вы не можете не видеть собаки в человеке и не любить её».

Нодар Думбадзе – «Собака»: рассказ. История, поведанная в рассказе, охватывает всего лишь два года, начинаясь в 1941 году. Маленькое грузинское село, голодное военное время. Но даже в это время есть место доброте и состраданию – человек подобрал искалеченного пса…

Роберт Желязны – «Ночь в тоскливом октябре»: последний роман выдающегося американского писателя-фантаста. Повествование ведётся от имени сторожевого пса Снаффа (или Нюха). Но это не обычный сторожевой пёс (и это не удивительно, если знать кто такой Роберт Желязны), а хранитель проклятий, и объекты, которые он сторожит, тоже весьма необычны – это Тварь-в-Круге, Тварь-в-Гардеробе и Тварь-в-Паровом-Котле, не говоря уже о Тварях-в-Зеркале. Да, и хозяина его зовут Джек… возможно Джек-Потрошитель. Эта парочка вместе уже сотню лет. Юрий Казаков – «Арктур – гончий пёс»: рассказ. История слепого пса со звёздным именем Арктур. «Собаки бывают разные, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться… Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, быть может, больше жизни. Но он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца».

Джон Кац – «Год собаки. Двенадцать месяцев, четыре собаки и я» – прекрасная, добрая книга для тех, кто любит собак, или просто добрые и позитивные книги. Автор – журналист и писатель, хозяин всех тех собак, о которых, собственно, и написано в книге – это пара лабрадоров и пара бордер-колли.

Джеймс Кервуд – «Казан». Автор повести американский писатель-натуралист, один из лучших продолжателей традиций европейско-американской приключенческой литературы, в частности Джека Лондона и его произведений о Севере. Казан – благородный и бесстрашный пёс, помесь собаки и волка. Он предан своему хозяину, но всё-таки зов природы и предков-волков силён. Но что окажется сильнее – призыв Серой Волчицы или воспоминания о женской руке, однажды дотронувшейся до него.

Повесть о Казане имеет продолжение и называется «Сын Казана» (1917) – это история Бари, сына Казана и Серой Волчицы.

Людвиг Ежи Керн – «Фердинанд Великолепный»: повесть-сказка польского писателя, в которой, вполне естественно, главным героем является пёс, но не какой-нибудь обычный. Он ходит как человек, и так же носит костюм, разговаривает и попадает в комичные ситуации.

Фёдор Кнорре – «Солёный пёс»: рассказ, адресованный детям, история корабельной собаки. По свидетельству самого автора – «Солёный – это не одна какая-то собака и это не моя выдумка. В нём я соединил то, что сумел подметить, узнать и понять в характере, судьбе и даже внешности нескольких хорошо мне знакомых собак».

Юрий Коваль – «Алый»: повесть о жизни на границе, где люди и собаки бок о бок несут службу. Только жизненная история Алого была совсем короткой, прожил он до обидного мало, но успел задержать опасного нарушителя.

«Картофельная собака» – ещё одна повесть от Юрия Коваля о собаке. Собака с очень обычным собачьим именем Тузик, и работа у неё была обычная собачья – охранять склад. Весьма распространённая надпись на всех охраняемых объектах: «Осторожно! Злая собака», но к объекту, который охранял Тузик, была применима такая надпись: «Осторожно! Картофельная собака!». И это необычное предостережение очень настораживало всех прохожих, и они думали, что картофельная собака – штука опасная! Но на самом деле это был добрейший пёс, вполне подтверждавший своё звание картофельной собаки – он ел картошку, причём сырую.

А.И. Куприн – рассказ «Сапсан», а если вернее «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Повествование ведётся собственно от самого Сапсана – сильного пса редкой породы, голубой крови, и такой родословной, какой могут «похвастаться немногие жалованные графы», имя же его значит – ястреб. Сапсан излагает и свою родословную, и своё отношение к хозяину, которого считает первым во всём мире существом. Но после хозяина милее всего собачьему сердцу его дочка, Сапсан зовёт её Маленькая, он играет с ней и защищает от опасностей.

«Собачье счастье», ещё один рассказ от русского классика А.И. Куприна. В нём так же, как и в «Сапсане» повествование ведётся от имени животного – полуторагодовалого пойнтера Джека, не теряющего чувство юмора ни в каких жизненных ситуациях. Джек выбежал на хорошо знакомую улицу, но попался в руки к собачникам. В клетке, в которую бросили Джека, было уже немало собак, таких же собратьев по несчастью. Собаки ведут между собой вполне светскую беседу, и старый пудель удовлетворяет живое любопытство Джека, который считает это приключение интересным. Он говорит, что это приключение завершится на живодёрне. И дальше собаки рассуждают о людях, о том, что им свойственно решать собачьи судьбы по своему желанию. Чего стоит одна фраза, сказанная собакой: «… разве одна собака решится запретить другой собаке дышать свежим воздухом и свободно высказывать свои мысли об устроении собачьего счастья? А люди это делают!»

В одном маленьком рассказе столько правильных мыслей, с ними бы наверняка согласились сегодняшние правозащитники животных. К этому рассказу, впрочем, и ко многим другим, вполне подошла бы такая фраза: «чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак...». Джек Лондон – «Белый Клык», «Зов предков» – обе книги рассказывают историю собак и даже в чём-то похожи. «Белый Клык» – история воспитания собаки, в крови которой есть примесь собаки и волка, и которая под давлением обстоятельств меняет свой нрав и темперамент. «Съешь – или съедят тебя», таков закон, помогающий выжить, и Белый Клык следует ему, выказывая свою звериную природу. Попадая от одного хозяина к другому, этот пёс познаёт разные стороны собачьей жизни: то он ездовая собака, то бойцовская – и в этом и в другом случае, люди стали подавляющей силой. Но третий хозяин дал понять Клыку, что может быть и по-другому – он проявляет заботу и ласку, и вот уже суровый пёс становится более домашним и забывает жестокие законы звериного мира. Теперь он только защитник. Пёс Бак в «Зове предков» также проходит несколько жизненных этапов среди людей, но всё же волчья кровь сильнее собачьей, и Бак «дичает» – уходит к волкам. «Джерри-островитянин» + «Майкл, брат Джерри» – оба эти произведения посвящены ирландским терьерам. Также упоминание о собаках этой породы встречаются в рассказе «Дьяволы на Фуатино» и в романе «Лунная долина». В «Лунной долине» супружеская пара путешествует в поисках лучшего места для жизни, а по дороге они подбирают щенка фокстерьера и называют его Поссумом. Наталья Нестерова – «Воспитание мальчиков», современный роман, который можно отнести к женской прозе. Писательница, с присущим ей чувством юмора, рассказывает о своей дружной семье, в которой просто не могла не появиться собака. И вот однажды, когда мальчики уже подросли, в доме появилась Долька. Судя по имени, такому нежному, это должна быть какая-нибудь маленькая собачушка, но нет – у Дольки или Долли было весьма представительное имя, соответствующее важности породистой собаки, а именно Даниэлла-Доллигнгстар-Шуфан-Шварц-Перль. Да, и о породе - «Ужас! Черт на четвереньках». Крупная черная псина, с мускулистой грудью, с торчащими ушами-рогами, с челкой, закрывающей глаза, с бородой…», или просто ризеншнауцер. В книге описано много забавных историй, связанных с появлением в семье крупной собаки. Михаил Самарский – «Радуга для друга» (2010), ещё одна история, рассказанная от имени собаки – лабрадора Трисона, у которого есть свой подопечный. Подопечным Трисон называет слепого мальчика Сашку, который потерял зрение в аварии, и не может теперь обойтись без собаки-поводыря.

Джудит Саммерс – «Моя жизнь с Джорджем». После чтения этой книги вы, или сразу решитесь завести собаку, возможно, точно такой же породы, или наоборот, никогда так не поступите. Джордж – собака не простой породы – кавалер-кинг-чарльз спаниель, да и непростого характера – с королевскими потребностями и запросами, что соответствует породе. Но именно Джордж, такой неугомонный, несносный, капризный и плохо управляемый, скрасил жизнь своей хозяйке и помог пережить ей трудное время после смерти мужа. Опыт общения с собакой Джудит Саммерс взяла из своей жизни, и, для себя и для всех окружающих, сделала такой вывод: «Любишь меня, люби мою собаку».

Мария Семёнова – «Волкодав» – серия романов в стиле славянского фэнтези, во многом благодаря экранизации не нуждается в представлении, хотя фильм лишь отдалённо напоминает саму книгу. Главный герой «Волкодава» – воин, заработавший это имя по праву. Происходил Волкодав из рода Серых Псов, и поначалу звался просто Щенком, но настоящее своё имя получить не успел, потому что его род был уничтожен более сильным племенем. Спустя время он получил прозвище Пёс, а затем и Волкодав. Необходимо сказать, что человек с этим именем имел возможность время от времени обращаться в пса.

Вся серия книг повествует о приключениях Волкодава – человека-оборотня, его трудном жизненном пути, отмщении за свой погибший род.

«Там, где лес не растёт»: роман, продолжающий традиции славянского фэнтези. Главный герой – Коренга, так же как и Волкодав, происходит из рода Серых Псов, и так же как Волкодаву, Коренге – молодому войну, пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем он дошёл до цели. Но слово дошёл несколько неверно, потому что путешествовал Коренга удивительным образом: ни пешком, ни верхом, ни на повозке. Он сидел в своей особой тележке (потому что был лишён возможности ходить), которую без видимых усилий тянул здоровенный волкодав – пушистый, добродушный и умный пёс, славный помощник своему хозяину.

«Родная душа»: сборник рассказов о собаках от Марии Семёновой. Писательница – собаковод с многолетним стажем, прекрасно разбирающийся в жизни этих прекрасных животных. Авторами сборника стали не писатели, а кинологи, инструкторы и просто люди, любящие собак. Но также в сборник «Родная душа» Мария Семёнова включила и свои новеллы из цикла «Непоколебимый Чейз».

Сборник предварён «Предупреждением» составителя, в котором сказано, что это не «сборник полезных советов, поданных в художественной форме», а просто рассказы, «имевшие место с конкретными собаками и их хозяевами». Также Мария Семёнова говорит о том, что её пёс Чейз «со всей своей биографией и привычками стал главным героем романа «Кудеяр».

Борис Сопельняк – «Солдат по кличке Рекс: История о том, как немецкий пёс стал советским разведчиком»: повесть, основанная на документальном материале. Собака на службе отечеству, пушечное мясо, расходный материал – хорошо обученный для военных действий пёс с немецкой стороны. Раненая собака попадает в руки к русским разведчикам и её переучивают на новый лад – теперь эта немецкая овчарка по кличке Рекс стоит на службе советской разведки.

Джинн Уиллис – «Домашний любимец»: сказка. Как это часто бывает, ребёнок просит родителей завести ему домашнего любимца. Но, родители предупреждают, что это очень хлопотно и не всегда безопасно. «Так нечестно, – думает Филя. – Почему другим собакам можно заводить себе людей, а мне нет?» И вот однажды он встречает на улице маленького рыжеволосого человека и решает его приручить … В сказке допустимо и такое: щенок хочет, чтобы у него был человек, самый настоящий, а не игрушечный.

Карел Чапек – «Собачья сказка». Прочитайте эту замечательную сказку, и вы узнаете ещё одну версию сотворения человека. Так вот, по мнению собаки, человек был создан по просьбе собак, потому что им необходим был… бог. «Просим тебя, господи, утоли нашу печаль, дай нам какого-нибудь бога, к которому нам принюхаться было можно». Улыбнулся господь бог и сказал; «Принесите мне костей; я сотворю вам бога, к которому можно будет принюхиваться… И оттого что человек сделан из костей всех зверей, кроме собаки, у него и свойства всех зверей: сила льва, трудолюбие верблюда, коварство кошки, великодушие коня; только собачьей верности, только её одной нету!..» Саша Чёрный – «Дневник фокса Микки». Много ли вы знаете собак, ведущих свой дневник, так вот Микки как раз из таких, в этом его поразительность и уникальность: он умеет думать, немного читать и даже писать. Этот собачий дневник – удивительная книга, предназначенная детям, в ней собраны остроумные наблюдения фокстерьера за людьми и их бытом – добрые и забавные истории.

Мери Шелли – «Последний человек» (1826 г.): роман. Ставлю его в обзор, проводя параллель с повестью Матесона «Легенда». Мери Шелли одна их первых внедрила в литературу сюжет о последнем человеке, взяв за основу библейский сюжет об Апокалипсисе. Герой, Лайонел Вернэ, действительно, остаётся волею судьбы последним выжившим человеком, но у него есть верный друг – лохматый пёс, вместе они встречают новый 2100-й год.

Галина Щербакова – «Мальчик и девочка» – в этой повести кипят обычные человеческие страсти, но всё же некой объединяющей силой становится обычная собака – не один раз травленая, битая, вся больная. У людей столько жизненных условностей – они любят и ненавидят друг друга, сдают в приют стариков, лишают жизни ненужных животных… И только собаки умеют любить просто так. «Собака подняла голову и тихонько подвыла Мицару. Она снова была в семье, и она всех любила. И только её счастье было без всяких яких».

Юстас – «Чушь собачья, или Мир на поводке» – как это ни странно звучит, но автор этой книги Юстас – пёс, маленький померанский шпиц. И как он говорит, всё написанное в книге – «большая правда с маленьким вымыслом, без которого мир невозможен». Он умный и юморной, не любит долго сидеть на одном месте.

И далее произведения просто списком ( в алфавите авторов): Марта Баранова, Евгений Велтистов – «Тяпа, Борька и ракета»: сборник;

Шейла Барнфорд – «Невероятное путешествие»: повесть;

Марина Басанович – «Дела собачьи»: сборник. Истории о собаках, записанные ветеринаром;

Роберт Вайнтрауб – «Смерти вопреки. Реальная история человека и собаки на войне и в концлагере»;

Евгений Велтистов – «Рэсси – неуловимый друг»: повесть;

Дарья Донцова – «Правдивые сказки про собак»: рассказы и повести;

«Дружище Тобик»: сборник рассказов советских писателей о собаках. Авторами этой книги стали: М. Пришвин, К. Паустовский, В. Белов, Е. Верейская, Б. Емельянов, В. Дудинцев, И. Эренбург и др.;

Брюс Кэмерон – «Жизнь и цель собаки»: роман;

Брюс Кэмерон – «И тут появилась Люси»: роман; Брюс Кэмерон – «Хозяин собаки»: роман; Ян Ларри – «Храбрый Тилли. Записки щенка, написанные хвостом»: сказочная повесть; Алексей Ольгин – «Здравствуй, я тебя знаю: рассказы голубого терьера»; Анастасия Перфильева – «Пять моих собак»: рассказы; Сьюзан Петик – «Список желаний Бумера»: роман; «По обе стороны поводка»: сборник рассказов о собаках зарубежных авторов; Людмила Раскина – «Былое и думы собаки Диты»: книга для семейного чтения; Б.С. Рябинин – «Нигер. История жизни одной собаки»: повесть; Л.Н. Толстой – «Лев и собачка»: быль; Л.Н. Толстой – «Пожарные собаки»: рассказ; Леонид Сергеев – повести о собаках: «Альма», «Железный дым», «Моя прекрасная подружка», «Самый дружелюбный пёс на свете», «Челкаш»; Э. Сетон-Томпсон – «Чинк»: рассказ из цикла «Рассказы о животных»; Юрий Ситников – «Если у вас нет собаки»: повесть;

Юхан Смуул – «Мурка – моряк»: повесть;

К.М. Станюкович – «Куцый»: рассказ из цикла «Морские рассказы»; Владимир Тендряков – «Хлеб для собаки»: рассказ; Пен Фартинг – «Собаки, которых мы спасли. Нет места лучше дома»; Иштван Фекете – «Репейка»: повесть; Юрий Хазанов – «Кап, иди сюда!»: повесть; Юрий Чернов – «Верное сердце Фрама»: повесть; И.С. Шмелёв – «Мой Марс»: рассказ;

Представленный список ни в коем случае не может считаться полным. Дополнения приветствуются!

До новых встреч в библиотеке! Галина Фортыгина Читайте также Собаки в художественных произведениях

vokrugknig.blogspot.com

«Образ собаки в произведениях русской литературы для детей» - Документ

Детская международная творческая олимпиада

ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова»

Город Киров, ул. Возрождения, д.6, 610006

«Образ собаки в произведениях

русской литературы для детей»

Выполнил: Высотин Данила,

2А класс

Руководитель: Дегтерева Г. Д.

учитель начальных классов

ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова»

г.Киров, ул. Возрождения, д.6, 8(332) 23-04-83

Киров, 2011

План

Введение

Основная часть

Глава 1

Обзор литературы

    1. Художественные произведения русских писателей о собаках

    2. Сборники кличек собак

Глава 2

Исследовательская часть

2.1. Работа с художественными произведениями

2.2. Характеристика внешности и характера собак

2.3. Оформление сборника

Глава 3

Составление сборника

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

В мае 2010 года меня укусила собака. Все мои родственники были страшно взволнованны. Они думали, что я буду всегда бояться этих животных. Однако, как ни странно, после этого неприятного случая во мне проснулась необъяснимая любовь к собакам. Летом я прочитал много книг о собаках. Среди них были очень поучительные, грустные, веселые и забавные. Читая, я представлял четвероногих героев и часто давал их клички уличным собакам. Так постепенно появилась тема моего исследования: «Образ собаки в произведениях русской литературы для детей». У меня возникла идея: составить сборник кличек собак, основываясь на художественные произведения русской литературы, которая и стала целью моей работы. Чтобы реализовать цель, я поставил перед собой конкретные задачи:

1.Изучить произведения русских писателей о собаках.

2.Провести опрос одноклассников для изучения актуальности темы.

3.Выявить основные черты характера животных и изучить их внешность.

4.Подобрать иллюстрации по описанию собак.

5. Подобрать цветовые ассоциации к прочитанным историям.

Выбранная тема оказалась актуальной. Вообще тема собак очень популярна. Сейчас многие заводят себе друзей – собак. Написано немало книг о четвероногих питомцах. Среди всего многообразия я выбирал произведения русских писателей для детей.

Актуальность выбранной мной темы помогли доказать мои одноклассники, отвечая на вопросы анкеты.

Таблица №1

Анкета для одноклассников

1

Нравятся ли тебе собаки? Почему?

2

Какие произведения о собаках ты читал(а)? Кто авторы этих книг?

3

Какие фильмы о собаках ты знаешь?

4

Есть ли у тебя собака?

5

Как ты выбирал кличку собаке?

6

Если у тебя нет собаки, хотел бы ты её завести?

7

Какие интересные клички собак ты знаешь?

Оказалось, что в классе ребятам нравятся собаки. Это 65% опрошенных, 25%, к которым отношусь и я, ответили, что очень любят собак. 5% нравятся только знакомые собаки. Это осторожные ребята, но они правы. И только 5% моих одноклассников равнодушны к собакам. Получилась диаграмма:

Диаграмма №1

В анкете я задавал еще вопрос о том, какие книги о собаках знают ребята. В основном были названы: «Умная собачка Соня» Андрея Усачева, «Каштанка» Антона Чехова, «Наша Жучка» Владимира Дурова, «Дружок» Николая Носова.

Ребята знают также фильмы с участием собак. Их было названо гораздо больше. Этот факт тоже заинтересовал меня и я решил, прочитать как можно больше историй о собаках, чтобы потом рассказать о них друзьям.

Итак, объект исследования - собаки.

Предмет исследования - художественные произведения русских писателей.

Основная часть

Глава1. Обзор литературы

    1. Художественные произведения русских писателей о собаках

По данной теме литературы нашлось достаточно. Существует ряд сборников о собаках, в которые вошли произведения разных писателей. Например, «Мои собачьи мысли», «Дружище Тобик», «Барбос и Жулька». Кроме того, большинство русских писателей разных времен писали о собаках. Некоторые посвящали им целые книги, например, Василий Белов «Про Мальку», Елена Перфильева «Пять моих собак». Есть писатели, которые посвятили этой теме несколько произведений, такие как Антон Павлович Чехов «Каштанка», «Белолобый» или Владимир Дуров «Наша Жучка», «Каштанка, Бишка и Запятайка». Часто авторы рассказывают о реальных событиях, произошедших с ними или их друзьями и в некоторых рассказах названы реальные известные люди. Например, в рассказе Константина Паустовского «Дружище Тобик» речь идет о собаке Александра Грина, а в забавной истории Бориса Емельянова «Кутька» рассказывается о щенке Аркадия Гайдара.

Я обнаружил, что очень многие рассказы названы по имени собаки – главного героя. Таким образом, думаю, писатели хотели прославить своих четвероногих друзей.

Практически во всех, прочитанных мной произведениях, о собаках авторы говорят с уважением и любовью, называют своих героев «друг», «дружище», «член семьи», «товарищ», «умница», «бедняга» и характеризуют такими словами как «славный», «милый», «ласковый», «преданный», «верный».

Очень впечатлила меня книга «Пять моих собак». Елена Перфильева рассказывает о своих настоящих собаках, тех, которые были у неё в жизни. Она с одинаковой любовью описывает и породистую Манюню, и дворнягу Тобика, которого пришлось приютить даже в голодное военное время. В жизни этой писательницы постоянно были собаки, появлялись они по разным причинам, но она вместе со своим сыном всегда была внимательна и заботлива к своим питомцам.

Интересен и необычен рассказ Юрия Яковлева «Вдвоем с собакой». Каждая его строка звучит как призыв для того, чтобы завести собаку. Собака, по словам автора помогает «разбудить в юных сердцах великое чувство доброты, любви ко всему живому» и «разобраться в людях, пусть не точно, а очень условно. Тех людей, которые смотрят на собак холодно и неодобрительно, ничем не проймешь – ни красотой, ни благородством». Очень трепетно писатель отзывается о своей собаке, немецкой овчарке, любовь к которой он пронес через всю жизнь: «Я назвал свою собаку Динго, но не в честь ее диких сородичей – австралийских собак. Я назвал ее в честь любимой книги – «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» Рувима Исаевича Фрайермана. Динго – это полное, паспортное имя. А вообще дома мою собаку зовут Доня, Донюшка. Оставшись вдвоем с ней, я разговариваю, рассуждаю. Собака, естественно, существо молчаливое. И это делает меня малословным, по возможности кратким и точным. Я пишу, а собака сидит рядом. Она как бы заглядывает в мои мысли, прислушивается к моим чувствам. А я как бы выверяю по ней мысли и чувства. Так, шагая с ней по тротуару, открываю для себя незнакомых людей. В этом нет ничего мистического. Это просто особый настрой мыслей. Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей».

    1. Сборники кличек собак

Проработав художественные произведения, я обратился к некоторым сайтам интернета, чтобы изучить, насколько освящена интересующая меня тема. Оказалось, что существует масса сборников кличек собак. Например «5000 кличек для вашей собаки», «Золотая собака», «Клички знаменитых собак», «Как зовут вашу собаку» и так далее. В этих сборниках содержится масса различных кличек, но часто это просто набор кличек по алфавиту без характеристики, например:

ААбен, Або, Абур, Абрек, Агат, Агит, Аго, Адар, Адис, Адон, Сзар, Азарт, Азор, Аир, Айвар, Айгун, Айдан, Айзан, Айзик, Айташ, Айкар, Акбай, Акбар, Аксай, Акташ, Аланд, Аларм, Алгир, Алдан, Алзар, Алжир, Алиш, Алмаз, Алтай, Алчар,Альбар, Альфон, Алькат, Алькор, Альф, Алый, Амми, Амор, Ампир, Амур, Анвар, Ангар, Ангор, Анзор, Андро, Антер, Антей, Ануш, Анчар, Апри, Арай, Аракс, Арамис, Арап, Арбат, Арбек, Арго, Аргон, Аргус, Ардек, Аржан, Аркон, Арман, Арно, Аррас, Арро, Арс, Арто, Артуш, Арчал, Арык, Асик, Аскер, Асмос,Ассо, Астон, Атаман, Атанг, Атар, Атигор, Атлас, Атон, Аул, Ахтай, Ачи, Ашуг, Аюр, Аяск, Аян.

Или в сборниках знаменитых собак указано, чем собака прославилась, например:

Б

Бетховен – один из самых известных персонажей собак в киноБим – персонаж книги и фильма «Белый Бим Чёрное Ухо», ему установлен памятник в ВоронежеБлюи – официально самый большой долгожитель среди собак, умерший в 29 летБоджер – бультерьер из книги, мультика и фильма «Невероятные приключения»Боливар – собака Дональд-ДакаБолт (Вольт) – герой анимационного фильма «Болт»Бродяга – диснеевская звезда, герой мультфильма «Леди и Бродяга».

Есть сборники, в которых клички подбираются по породе собаки, например Борис Хигир в своей книге « Как зовут вашу собаку» дает следующие характеристики:

Английский бульдог — крепкая, невысокая собака, с короткими сильными лапами. Это мужественный, выносливый и спокойный пес. Очень подвижен, с удовольствием участвует в играх, но не следует позволять ему злоупотреблять этим, у него слабое сердце и большие нагрузки противопоказаны. Привязан к дому и семье, в которой живет, любит детей. Английский бульдог обладает высоким собачьим интеллектом, в экстремальных ситуациях проявляет бойцовский характер, способен защитить хозяина, не даст в обиду и себя. Обычно терпеть не может кошек, поэтому выгуливать его следует на поводке. Зимний бульдог — резвый, общительный, но упрямый. Хозяину часто приходится призывать его к порядку, однако следует воздерживаться от физических наказаний, рукоприкладство только обозлит его. Сука этой породы беспрекословно подчиняется только хозяину, с хозяйкой она может быть капризной или просто снисходительной, а то и просто терпеть ее присутствие. Требует строгого обращения со щенячьего возраста. Знает себе цену, не выносит грубости, но на любовь и хорошее отношение всегда отвечает взаимностью. Летний бульдог более покладист, миролюбив. Желательно с раннего возраста обучать его у профессионального дрессировщика. Этой породе подходят клички: Чарльз, Адди, Альба, Альма, Барон, Граф, Герд, Бирма, Бекки, Веста, Гарольд, Гордон, Гастон, Джаред, Джон, Дина, Зилли, Ирма, Клод, Жак, Лада, Лорна, Линда, Ромид, Томас, Фил, Харт.

Существуют также электронные справочники, куда можно занести данные о собаке и получить несколько вариантов готовых кличек.

Некоторые сборники иллюстрированы, но в основном это фотографии собак, про которые сняты фильмы или написаны очень известные книги, например «Каштанка».

Подобного справочника, который запланировал выпустить я, не нашлось. Это говорит об индивидуальности моей работы. Мне тоже захотелось выложить найденную информацию на страницы интернета. Поэтому я решил создать 2 сборника:

1) в электронном виде

2) напечатанная брошюра.

uchebana5.ru

Жизнь собаки в литературе - 1

Собаку знаменитого актера – народного артиста СССР Качалова звали Джим. Знаменитое стихотворение написано в 1925 году, скорее всего в апреле. В. И. Качалов : "Часам к 12 ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня… поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи. Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима, они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что за лапа! Я сроду не видал такой. " Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: "Ах, трудно с тобой расстаться!. . Я сегодня же напишу ему стихи. "   Через некоторое времяС.АЕсенин  в парадном костюме и цилиндре он вновь пришел к Качалову вручать Джиму свое посвящение.

 Во время гастролей художественного театра в Баку: "Приходит молодая миловидная, смуглая девушка и спрашивает - "Вы Качалов? " - "Качалов",-отвечаю. "Один приехали? " - "Нет, с театром".-"А больше никого не привезли? ". Недоумеваю: "Жена ,-говорю-со мной, товарищи". "А Джима нет с вами? " - почти воскликнула. "Нет, -говорю, - Джим в Москве остался. " - "Ай-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом, все говорит докторам: "Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу, - и буду здоров, буду с ним купаться в море. " (По воспоминаниям Качалова». Сергей Александрович Есенин стихотворение посвятил не только собаке, но и некой женщине. С большой долей вероятности мы можем предположить, что этой особой была внучка Льва Толстого Софья Андреевна Толстая – третья жена поэта.                Порода собаки – доберман.

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,Такую лапу не видал я сроду.Давай с тобой полаем при лунеНа тихую, бесшумную погоду.Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.Пойми со мной хоть самое простое.Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,И у него гостей бывает в доме много,И каждый, улыбаясь, норовитТебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,С такою милою доверчивой приятцей.И, никого ни капли не спросив,Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостейТак много всяких и невсяких было.Но та, что всех безмолвней и грустней,Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.И без меня, в ее уставясь взгляд,Ты за меня лизни ей нежно рукуЗа все, в чем был и не был виноват.

tehurok.ru

Исследовательская работа по литературе «Образ собаки в творчестве писателей XIX XX века»

«Дворняга - кто ты?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 9 с углубленным изучением отдельных предметов г.павлово ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Окружающий мир» «Дворняга - кто ты?» Работу выполнила:

Подробнее

Итоговое сочинение учебный год

Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек

Подробнее

Конспект часа общения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Конспект часа общения Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Выполнила: С.Е. Маркова, учитель начальных классов

Подробнее

Александр Сергеевич Пушкин ( ) II уровень:

10 класс гуманитарный. Русская литература. Авторы учебника: Р.Р.Грдзелян, К.М.Мхитарян, Р.А.Тер-Аракелян ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программного материала. Составила Асатрян Н. Тема урока Домашнее задание

Подробнее

В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н.

6+ В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например,

Подробнее

Сочинение на тему встреча с литературным героем

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Подробнее

1 Итоговое сочинение 1

1 Итоговое сочинение 1 ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) Первым обязательным условием участия в ЕГЭ для выпускников текущего года является итоговое сочинение (изложение), которое является отправной точкой

Подробнее

10 КНИГ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ДЕТИ

10 КНИГ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ДЕТИ Есть вещи, которые обязан делать каждый нормальный взрослый человек. И, может быть самая главная обязанность читать детям книги. Особенно на ночь. Не перекладывать свои

Подробнее

2. Содержание учебного предмета, курса

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Подробнее

Рабочая программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Подробнее

Классика в чтении подростков

Давыдова Л.А., зав. отделом ГУК «Брянская областная детская библиотека» Классика в чтении подростков Летом 2009 года в трех районных центрах области Трубчевске, Клетне, Клинцах, а также в г. Брянске было

Подробнее

«Охрана и защита животных в России»

«Охрана и защита животных в России» Проектная работа Ученика 2 «б» класса ГБОУ г. Москвы школы 1409 Рябцевича Игоря Руководитель: Перелыгина Т.А. актуальность На данный момент более 40% всех живых видов

Подробнее

Классный час 9ля 6 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дылымский многопрофильный лицей им.и.гаджиева» Классный час 9ля 6 класса 9 ответе ш гн,к, (шо «Мы в ответе за тех, кого приручили» 6 класс Цель: Воспитывать

Подробнее

Сочинение на тему бородино от лица солдата

Сочинение на тему бородино от лица солдата Обращение к стихотворению Лермонтова Бородино, которым открывается раздел Из. не прямо от себя, а от лица рассказчика - солдата, участника битвы. Если Вам понравилось

Подробнее

Пояснительная записка.

1 Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе авторской Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 класс: в 2 сборниках/ Под редакцией В.В. Воронковой.

Подробнее

Пояснительная записка

Комитет по образованию администрации Ключевского района Алтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского

Подробнее

Поурочно-тематический план

Поурочно-тематический план Этап обучения: Предмет: 3 параллель Литературное чтение Название: поурочно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Пери од Тема урока урока Домашнее на Контроль

Подробнее

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям

Подробнее

Издания для слабовидящих

Издания для слабовидящих Бальзак, Оноре де. (1879-1850). Евгения Гранде: Роман. - Москва: Логосвос, 2008. - 357,[2] с. (Круг чтения. Издание для Булгаков, Михаил Афанасьевич. (1891-1940). Собачье сердце;

Подробнее

«Молодѐжные Чеховские чтения в Таганроге»

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Кафедра «Русский язык как иностранный» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке к участию в конференции

Подробнее

docplayer.ru

Собака – в мифах, литературе, кинофильмах, рекордах

Согласно восточному календарю, Год Огненного Петуха сменяет Год Собаки, имеющей индекс – жёлтой. Образ собаки, как благородного животного, верного и весёлого друга человека, не зря ведь поётся в песенке «Веселей собаки нету существа», многократно задокументирован в истории, воспет в литературе, запечатлён в кинофильмах, мультфильмах. Наиболее известные из представителей собачьего мира приведены в предлагаемой читателям подборке.

Значимый символ в мифологии

Собака – одно из первых животных, приручённых человеком. И образ собаки стал одним из одушевлённых символов в мифологии разных народов. Ей приписывались чудодейственные чары. Дословный перевод клинописных текстов из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (VII век до нашей эры) гласит: «Если серая собака забежит во дворец, то он погибнет в пламени. Если желтоватая собака забежит во дворец, то царя ожидает насильственный конец. Если рыжая собака забежит во дворец, то с врагами будет заключён мир». В символике китайского фэн-шуя (благоустройства жилища) собака символизирует защиту.

В римской мифологии собаке приписывали способность видеть духов. Она была посвящена Фавну, бродящему в лесах невидимым духом. В мифологии собаку часто связывали с богами подземного Царства Мёртвых: египетским Анубисом, индуистским Ямой, греческими Аидом и Гекатой и т.д. В загpобном мире собака исполняла либо роль проводника душ умерших либо oxpаняла ворота ада. Цербер, страж греческого ада, имел три пёсьи головы, издававшие грозное рычание.

Наряду с чудовищными адскими псами в мифологии древних действуют и добрые божества в собачьем обличье. Тяньгоу, «небесный пёс» в китайской мифологии, отвращает от людей все беды и напасти, eгo появление знаменует мир и спокойствие.

Многие североамериканские племена индейцев почитали собак как священных животных, а ацтеки даже бальзамировали умерших собак. В буддизме же отношение к собаке презрительное. В христианстве собака вызвала очередной церковный pacкол. Католическая церковь признала её символом верности официальной догматике и бдительности по отношению к ереси и еретикам, а Русская православная церковь усматривала в собаке подлое и гpexoвнoe существо. Слова «пёс», «coбака», «сукин сын» и т.д. употреблялись на Руси в качестве бранных.

В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пёс, знаменитый ещё и тем, что «…стоило ему в ручье омыться, как воды в нём текли вином и молоком».

Собаки — персонажи в художественной литературеЧетвероногий спутник человека вдохновлял писателей и поэтов и часто являлся главным героем литературных произведений. Существует множество произведений о собаках. Вспомним лишь наиболее известные: бессловесная и несчастная Муму в классическом произведении И.Тургенева, пёс Шарик и созданный из него непутёвый Шариков в «Собачьем сердце» М.Булгакова, настойчивый в поиске хозяина Белый Бим Чёрное ухо в повести Г.Троепольского, узнавшая хозяина в толпе зрителей в цирке Каштанка у А.Чехова, пудель Арто в «Белом пуделе» А.Куприна, забавный Монморанси в «Трое в лодке, не считая собаки» К.Джерома, непослушный лабрадор Марли в «Марли и мы» Д.Грогэна, тоскующая по хозяевам колли Лесси в повести Э.Найта, сенбернар Куджо, заболевший и ставший символом ужаса в книге С.Кинга, верящий в райскую жизнь с человеком пёс мистер Зельц в произведении П.Остера, бездомная Кусака, брошенная людьми в повести Л.Андреева «Кусака», милицейский пёс Мухтар, ставший героем фильма «Ко мне, Мухтар!» по книге И.Меттера, полуволк-полусобака Белый Клык в романе Д.Лондона. Список можно продолжать бесконечно. Это говорит о том, что собака всегда будет рядом с человеком.

Собаки-киногерои

По мотивам литературных произведений было снято много кинофильмов. В частности, о приходящем на вокзал и ждущем 10 лет умершего хозяина псе Хатико, терпеливой собаке Кляксе в к/ф «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», сенбернаре с музыкальной кличкой в сериале «Бетховен». Полюбились телезрителям и собака-робот Рэсси (Редчайшая Электронная Совершенная Собака) в «Приключениях Электроника», фантастическая Майло в «Маске», исполнительный Барбос в комедиях «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщиках», Блад в фильме «Парень и его пёс», Шарик в сериале «Четыре танкиста и собака», умная овчарка Саманта в фильме «Я – легенда», верный напарник полицейского овчарка Джерри Ли в сериале «К9: Собачья работа», шкодливый дог Хуч в детективе «Тёрнер и Хуч», просто Пёс в апокалиптической ленте «Безумный Макс: Воин дороги», блистательный Рекс в сериале «Комиссар Рекс». Разумеется, это далеко не полный список. Но даже одного этого перечисления достаточно, чтобы посмотреть или пересмотреть полюбившиеся фильмы с собаками в главных ролях.

Собаки в мультфильмах

Не менее интересные истории собраны и экранизированы для детей в мультфильмах. Но, право слово, большинство взрослых с удовольствием пересматривает знакомые и любимые с детства мультики с собачками. Это мультфильмы «Трое из Простоквашино», «101 далматинец», «Скуби-Ду», «Белка и Стрелка: Звёздные собаки», «Котопёс», «Умная собачка Соня», «Балто», «Жил-был Пёс», «Леди и Бродяга», «Пёс и кот», «Пёс в сапогах», «Все псы попадают в рай», «Бобик в гостях у Барбоса», «Щенячий патруль», «Дружные мопсы», «Барбоскины» и многие-многие другие, от просмотра которых невозможно оторвать детей разных возрастов.

Собаки-космонавты

Полёты космонавтов были бы невозможны без собак, первыми на своей шкуре испытавшими перегрузки и невесомость.

Известно, что более 50 особей были запущены в испытательных полётах. Многие погибли на разных стадиях запусков. Первыми полетели в неизвестность Дезик и Цыган, первые погибшие – Дезик и Лиса.

Наибольшую известность получили собаки Лайка (первый космический полёт), Белка (вторая) и Стрелка (первые вернувшиеся живыми из космоса), Звёздочка (полетела перед стартом Ю.Гагарина), Ветерок и Уголёк (самый продолжительный полёт – 23 суток).

Собаки-рекордсмены

Отдельные главы в книге рекордов Гиннеса посвящены четвероногим уникальным особям. Рекордсмен-долгожитель – австралийская пастушья Блюи – 29 лет 160 дней. Самый тяжёлый пёс – английский мастифф Зорба имел массу 156 кг при росте 96 см. Самая лёгкая и миниатюрная собака – чихуахуа Милли – 170 грамм при росте 6,53 см. Самой высокой собакой считается датский дог Зевс с ростом от лап до плеч 111,8 см при весе 70,3 кг. Самым габаритным псом признан голубой дог Джордж. Его рост, стоя на задних лапах, – 2,13 м, расстояние от плеч до лап – 1,1 м, расстояние от хвоста до носа – 2,21 м, вес – 110 кг. Дог с трудом умещается на заднем сидении джипа. Самым сильным в мире признан сенбернар Райттес Бренди Беар, который сдвинул с места и протащил на расстояние 4,57 м по железнодорожным рельсам тележку общей массой 2905 кг.

Собаки, конечно, не так быстры, как гепарды, но при необходимости могут догнать и перегнать многих животных.

Грейхаунд Стар Тайтл развил скорость в 68 км/ч. Самой прыгучей собаке может позавидовать и человек. Борзая Золушка смогла прыгнуть на 172,72 метра. Зафиксированный рекорд прыжка в длину во время охоты – 9,14 метра! Так смог прыгнуть грейхаунд Бэнг. Для сравнения скажем, что человек ещё ни разу не перепрыгнул 9 метров. Официальный рекорд по прыжкам в длину составляет 8,95 метра (Майкл Пауэлл, 1991 г.).

Но, конечно же, человек ценит собаку не за габариты и рекорды, а, прежде всего, за преданность и верность. Ведь не зря говорят, что собака – друг человека. Генриху Гёне приписывают афоризм: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». Нельзя не согласиться и с Наполеоном Бонапартом: «Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех, кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным».

Вячеслав ЕГОРОВ

gazetabaikonur.ru