Самой популярной породой собак в странах Средней Азии является среднеазиатская овчарка, имеющая несколько разновидностей и названий. Однако, в том же ареале обитания, под влиянием множества факторов, получили право на существование и менее известные.
Из-за климатических особенностей и образа жизни населения, собаки выполняют роль пастухов и охотников в средней Азии. Некоторые аборигенные породы до сих пор не признаны мировыми ассоциациями и находятся на грани исчезновения, другие, наоборот, набирают популярность за пределами Средней Азии.
Среднеазиатская овчарка – самостоятельная древнейшая порода собак, узнаваемая всеми азиатами. В процессе эволюции и внутрипородных изменений, у овчарок появились некоторые отличительные черты во внешнем виде: изменился экстерьер, типаж, прикус.
Из-за таких отличий и появились новые названия, в зависимости от территории обитания животных. Физическая сила, непростой характер и самостоятельность – неотъемлемая часть характеристики, присущая все азиатским собакам.
Истинное происхождение волкодавов – Центральная Азия, но порода широко распространена и востребована в Узбекистане и Бурятии. В далеком прошлом собак использовали в качестве охранников при буддийских монастырях. В настоящее время волкодавы показали себя и в качестве отличных охотников, и надежных телохранителей, и хороших ищеек.
Волкодавы неприхотливы в содержании и уходе, быстро привыкают к новым условиям жизни, обладают крепким здоровьем и развитой интуицией. Отличаются настоящей собачьей верностью и преданностью, любовью к детям.
Известны и другие названия: тибет или табет, хотошо, банхар, монгол.
Международная кинологическая ассоциация до настоящего времени не признала породу обособленной и самостоятельной. В Казахстане тазы – древнее священное животное, которое может находиться в жилище хозяина, о чем и гласит казахская пословица: «не всякое мясо будет казы, не каждая собака станет тазы».
Различают два вида борзых: казахская и туркменская. Второе название породы – среднеазиатская борзая.
Собаки породы тайган – редкий вид, находящийся на грани исчезновения. Кыргызская борзая выведена с помощью селекции, внешний вид отчасти схож с казахской тазы. Однако, в Киргизии тайган является единственной признанной самостоятельной породой.
Кыргызская борзая славится отличным чутьем и умением выводить на след добычи, является идеальным охотником в горной местности и надежным охранником жилища хозяина от незваных гостей. Ему нет равных в гонке по пересеченной местности, «тайган бежит – кровь из ушей хлещет» – говорят киргизы:
Характер у собак спокойный, но придется приложить немало усилий, чтобы добиться желаемого результата из-за своенравности животного.
Собаки обладают острым умом и спокойным характером, чего не скажешь судя по их внушительным размерам.
Собаки Средней Азии
5 (100%) 5 голосовdog-care.ru
Встречающееся название среднеазиатской овчарки не совсем правильное, поскольку территориальное происхождение породы чрезвычайно размыто, и это название включает несколько не очень схожих пород собак.Собаки Средней Азии имеют различные местные названия:В Таджикистане:
В Узбекистане:
В Туркмении:
У собак Средней Азии разный экстерьер, шерстяной покров и другие признаки, но есть и такие характеристики, которые объединяют их.
К таким признакам относятся, прежде всего, безупречные рабочие качества:
Необходимые качества отбирались и закреплялись на протяжении многих веков подряд, которые требовались для применения в пастьбе больших овечьих стад, охраны жилища. От других пастушьих собак они отличаются более мощным и грубым видом, молниеносной реакцией, высокой подвижностью и возможностью противостоять волку.Основные характеристики собак Средней Азии:
К другим животным, проживающим на их территории, собаки относятся достаточно лояльно. К семье хозяина они относятся дружелюбно. Повышенную агрессию у этих собак можно встретить только из-за намеренного культивирования этого качества человеком.Заводчики собак среднеазиатской группы должны помнить, что выгуливать их вблизи других собак без поводка и намордника опасно, поскольку очень часто может проявляться агрессивность.
argentin.ru
Кирилл Рец,Фото из архива Н. Саческо (1 - 11)и В. Шибаевой (12, 13, 14)
За пределами мира устоявшихся заводских пород вот уже несколько тысячелетий существует особый "собачий континент" - огромный регион, выходцев из которого чаще всего называют туркменскими алабаями или среднеазиатскими овчарками.
1. В отаре |
Рассказывать о среднеазиатской овчарке интересно, но сложно - прежде всего потому, что это, по существу, обширная группа четко не выделенных пород, разнообразных по размерам, экстерьеру, окрасу, злобности и ряду других параметров. Различие между отдельными собаками этой группы порой больше, чем между представителями разных европейских пород.
Не меньше сложностей и с названием. Хотя среднеазиатская овчарка (среди любителей которой прижилось сокращение "азиат") - одна из древнейших собак, свое современное название она получила лишь несколько десятилетий тому назад, и оно так и не стало общепризнанным.
Название среднеазиатская или туркменская овчарка встречается уже в 1935 году. Еще раньше в выставочных каталогах она называлась туркестанской овчаркой, но с упразднением названия Туркестан к концу 40-х годов была переименована в среднеазиатскую. Термин овчарка применен к ней не совсем верно (среднеазиатская овчарка относится не к группе "овечьих собак", сопровождающих отары в окультуренных ландшафтах, а к пастушьим собакам, охраняющим стада в условиях длительных перекочевок по неосвоенной местности). Кроме того, это название при выходе породы на международную арену может оказаться неудачным, так как за рубежом понятия Средняя Азия не существует.
Профессор С. Н. Боголюбский, описывая в 1927 г. собак Туркменистана, называл их как овчарками, так и волкодавами. Но и этот термин едва ли удачен. Туркмены считают алабаев не волкодавами, а гоюн-ити (овечьей собакой) или чапан-ити (пастушьей собакой). "Алабай" в изначальном значении слова - "пестрый, пятнистый"; также это - распространенная кличка и название одной из локальных разновидностей азиата в Туркмении. Да и нынеший Туркменистан - всего лишь небольшая часть региона обитания породной группы.
Обычно из подобного затруднения можно выйти за счет использования местных, аборигенных названий. Но и тут подстерегает масса сложностей - каждый из народов региона по-своему именует разные типы этих собак, не применяя к ним никакого объединяющего наименования. В Таджикистане их называют чапани ("пастушья" - это относится к собакам среднего размера и крепкой конституции), дахморда ("заменяющий десятерых" - более легкие собаки, применяемые для пастьбы и для охоты) и дехкани ("сельский" - тяжелые, крупные сторожевые псы). Туркмены наряду с чапани выделяют копеков - сторожевых псов. В Узбекистане собак типа алабая почему-то называют казахским волкодавом, казахи и киргизы называют его бай-тобет.
Неустойчивость общего наименования породной группы объясняется тем, что в регионе обитания алабая с незапамятных времен просто не было других собак, а все его типы и разновидности не были строго отделены друг от друга. Ареал аборигенного распространения азиата велик и включает в себя почти всю Центральную Азию. Внутри этих границ размещаются, по разным подсчетам, от одного до двух десятков самостоятельных пород, не считая вариаций, разнящихся длиной и распределением шерстного покрова. Различные исследователи выделяют те или иные типы азиатов; местное население различает породные линии по местностям с устоявшимися разведенческими традициями. Но до какой-либо четкой классификации далеко, тем более что этому отнюдь не способствует общая ситуация в регионе.
Объединяет всех этих собак одно - удивительно стабильные и сходные рабочие качества.
Несмотря на значительные различия в размерах, экстерьере и характере шерстного покрова, азиаты всех разновидностей отличаются рациональным атлетическим телосложенем, крупной головой с могучими челюстями, самостоятельностью и высокой приспособляемостью практически к любым условиям.
2. Арчи. Привезен из Туркмении в 1992 г. |
География Средней Азии в прошлом отличалась от современной. Вместо нынешних пустынь значительную часть Каракумов занимали степи. На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. на территорию современного Туркменистана проникла очередная волна переселенцев из Ирана. Этим людям принадлежали собаки характерного облика. Кости таких собак и даже терракотовая статуэтка, изображающая пса с купированным хвостом и ушами, были найдены при раскопках поселения бронзового века Алтын-Депе (2000 лет до н.э.) в Южной Туркмении. Выходит, уже в те времена существовал обычай купирования хвостов и ушей, сохранившийся до наших дней. В фигурке сразу узнается силуэт среднеазиатской овчарки. Уже в те времена собаки несли в основном пастушью службу - они охраняли и сопровождали стада. Превосходные изображения таких собак имеются на серебряном кубке того времени, найденном в Северном Афганистане и хранящемся в Лувре. Там изображены хозяин-пастух, мальчик-слуга и собаки, идущие в три ряда.
Изменение природной среды в сторону опустынивания, начавшееся с середины второго тысячелетия до н.э., вызвало отток населения. Земледельцы уходили назад к берегам Персидского залива, а на пустынной родине оставались пастушеские племена со своим скотом и собаками.
3. В туркменской семье |
В поисках пастбищ они должны были кочевать. С развитием отгонного овцеводства еще больше усилилась необходимость в крупной, бесстрашной и неприхотливой собаке - надежном защитнике стад. На всей этой территории со сходными условиями хозяйства на протяжении многих столетий и создавалась такая порода.
В VI веке до н.э. почти весь этот регион вошел в состав державы персидских царей из династии Ахеменидов. По легенде, первый из них, Кир Великий, был вскормлен молоком собаки. Собака в древней Персии почиталась и была священной.
Этому способствовала и местная религия - зороастризм. Согласно Авесте, священной книге зороастрийцев, только у собак и человека есть сознание. В разделе Авесты под названием Видевдат создатель мира Ахура Мазда обещает страшную кару тому, кто причинит зло собаке: "А если, о Заратуштра, кто убьет собаку охотничью или пастушью, или ту, которая умеет многое, то душа его перейдет в свою будущую жизнь с великим плачем и стонами. Даже в смертный час никто не поможет ему, хотя он будет плакать и рыдать от страха и боли..." За преднамеренное убийство собаки полагалось тяжелое наказание - "восемь сотен ударов лошадиной плети".
4. Белая сука |
Авеста наполнена прославлением великолепных качеств собаки: "Собаку, о Заратуштра, Я, Ахура Мазда, сотворил со своей одеждой, со своей обувью, бдительной, острозубой, получающей подношения от людей, сотворил для защиты живых творений... чтобы была она рядом с Правдой и Разумом, чтобы была она рядом с живыми творениями... в земном мире они суть охрана людей и скота; если бы не было собаки, невозможно было бы держать и одну овцу; всегда, когда она лает и разносится ее лай, духи и демоны убегают из этого места".
В домах почитателей Ахуры Мазды собаки всегда ели прежде своих хозяев и получали "долю мужа" - молоко и жир с мясом. Если к жилищу приближалась бродячая собака, её полагалось впустить во двор и покормить, потому что "ни один дом не стоит на земле, если на то нет воли собаки".
"Видевдатом" предусмотрены специальные наказания за увечья или даже за плохое кормление собак. Собака приравнивалась к человеку как юридическое лицо; для неё, в свою очередь, были установлены наказания за членовредительство по отношению к человеку (в первый раз - отрезалось правое ухо, второй раз - левое и т.д.).
5. Чара. Привозная сука из Узбекистана. 1995 г. |
Зороастрийцы верили в то, что душа умершего может быть украдена демонами. Защитить его могла только "четырёхглазая" (то есть с подпалинами над глазами) собака. "Четырехглазость" подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал сагдид ("осматривание собакой"), когда она своим взглядом прогоняла от мертвого тела демона трупной скверны. Несомненно, этими благими существами были предки алабаев. У таджиков до сих пор существует собачья кличка Чорчашма, а у туркмен - Турткуз - "Четырехглазый".
Древнеперсидская держава была сметена отрядами Александра Македонского. В это время крупные породы пастушьих собак были широко распространены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, где славились могучие псы области Гандхара. До нас дошла история о том, как Александр получил в подарок от гандхарского царя Софита огромного кобеля, который мог на равных сражаться с любым хищником. Александр решил проверить это и стравил собаку со львом, но при виде царя зверей пес даже не двинулся с места. Высокомерный завоеватель приказал его убить. Узнав об этом, индийский царь сделал еще один подарок, указав при этом, что если Александр уничтожит и этого, то подобных этим двум бойцам у него уже никогда не будет.
Были ли эти псы родственны азиатам? Наверняка. Об этом говорит как уверенность Софита в бойцовских качествах своих псов, так и странное поведение первого из них. Конечно, никакому, даже самому крупному псу, физически не выстоять в поединке со львом. Однако алабаи отличаются силой духа, самоотверженным бесстрашием, которое заставляет их, не раздумывая, вступать даже в неравную схватку в критической ситуации. Но лишь в критической - они не проявляют показного бойцовского азарта и по-пустому предпочитают не рисковать. Характерно, что пес не побежал, а остался на месте, проявив разумную выдержку. Возможно, подарок Софита был по-восточному тонким намеком на то, каким должен быть настоящий воин и правитель - бесстрашным, но не агрессивным. Александр, стремившийся к власти над всем известным ему миром, не захотел понять этого иносказания - а может быть, наоборот, слишком хорошо его понял.
6. Бой |
Нет ничего необычного в том, что собаки из Центральной Азии попали в Индию. Территория Туркменистана вдоль и поперек пересечена караванными дорогами, входившими в систему Великого шелкового пути. Интенсивность движения по ним была такой, что сейчас их глубина на 3-5 метров ниже окружающей равнины. А караваны всегда сопровождались собаками.
Проникали они по оживленным караванным тропам и через горы, в Индию. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих, обследовавший эти места, описал свои путевые впечатления: "Караванный путь через Кардонг, Сассер, Каракорум особенно обильно усыпан скелетами всех родов животных: лошадей, ишаков, яков, верблюдов, собак". Караванные собаки, составлявшие особую породу, всегда сопровождали путешественников. Отпугивая хищников, в темное время суток они издавали характерный, ни на что не похожий рев - нечто среднее между рычанием и воем. Любой зверь, слышавший эти звуки, уходил с дороги. Таджики называли таких псов ёлтой. Эти стражи дорог продолжали выполнять свою работу еще в начале прошлого века, а их потомки до сих пор живут в кишлаках и аулах на юге Таджикистана, население которых ведет свой род от торговцев и погонщиков караванов.
7. Сука туркменского разведения |
Отношение к собаке в Средней Азии, Иране и Афганистане изменилось в VII-VIII веках, когда эти земли были завоеваны арабами и обращены в ислам. Если у огнепоклонников собака была священным животным, то у мусульман она считалась "грязным животным" - наджаса. Мусульманин может держать собаку во дворе, но ни в каком случае не пускать в дом. Если до него дотронется собака, нужно совершить полное омовение. Впрочем, для гончих, издревле обитавших в шатрах аравийских бедуинов, было сделано исключение - и до сих пор исламскими законоведами эти четвероногие аристократы официально "не считаются" собаками. Что же касается местных пастушеских собак - предков азиатов - то условия их содержания по-видимому после принятия ислама несколько ужесточились. Впрочем, зороастрийское прошлое не забылось. Например, в одной старинной туркменской легенде рассказывается о том, что после изгнания Адама из рая на грешную землю на него накинулись дикие звери, которых возглавляла огромная собака. Первый человек воззвал ко Всевышнему, и Аллах посоветовал ему погладить собаку (нечистое животное!). После этого она стала защищать Адама от остальных зверей.
В средние века азиаты продолжали верой и правдой служить простым пастухам и охотникам. Но, как это часто бывает, прославились на страницах исторических хроник не эти труженики, а те их соплеменники, которые на службе у сильных мира сего вынуждены были заниматься довольно неприглядными делами. Например, правитель Хорезма Мухаммед, сильнейший из мусульманских владык XIII века, держал множество свирепых собак, которые охраняли его дворцы. Были у него и собаки-палачи. Осужденных на смерть людей сбрасывали внутрь специальной башни. Внизу с ними разделывались косматые псы-людоеды. Грозный хорезмшах определенно перестарался с устрашением подданных, и те не встали на защиту своего правителя, когда к границам Хорезма подошли полчища Чингисхана.
8. Ала Палвон – Пятнистый Боец |
На протяжении столетий режим содержания пастушеских собак и их стандарт практически не менялись. Впрочем, о стандарте можно говорить довольно условно - из глубины веков до нас дошли лишь самые общие требования к породе, сведенные в ритмизированные строки:
сам большой; голова, как казан;между ушами плоско, как подушка; между глазами широко; нос смотрит вниз; ребра, как крышка на казан; руки, ноги - толстые; в пояснице не тонкий.
Рабочие качества собак поддерживались жесточайшим отбором в ходе народной селекции. Как в селениях, так и в отарах собаки содержались на свободе. Их кормили зачастую один раз в день, ограничивая рацион лепешкой, куском теста или мучной болтушкой. Нерегулярную добавку составляли отходы забоя скота, кроме того, собаки питались мышами, сусликами и другой живностью, в том числе и ядовитыми змеями. Туркменская овчарка, выросшая в свободном состоянии, отлично "берет" змей - хватает змею и резкими движениями ломает ей позвоночник.
Подбора производителей не существовало - происходила вольная случка без вмешательства хозяев, при которой преимущество имели самые крупные и сильные кобели. Щенная сука рыла нору в песке, где и выращивала выводок. Из 4-12 щенят пастухи оставляли только часть приплода, отбирая самых крупноголовых и активных щенков. При выборе учитывали прежде всего бойцовские качества - щенка трясли, пытались испугать. Скулящих и малоподвижных выбраковывали, ценилась агрессивность и неустрашимость. Сучки большей частью уничтожались. Из трех-четырех оставленных кобельков лишь малая часть доживала до взрослого возраста (алабай взрослеет медленно - 3-4 года).
9. Кобель Барс в работе. Питомник «Красная Звезда» |
Уникальность среднеазиатской овчарки в том, что человек в ее воспитании совершенно не принимает участия, он лишь бросает ей корм и разрешает находиться поблизости от себя. Процесс воспитания и дрессировки маленький алабай проходит "в семье" - всему необходимому учит его мать, позже - старшие товарищи, которым он подражает. Результаты такого воспитания удивительны - самостоятельность, ум и чувство собственного достоинства этих собак кажутся невероятными. Само собой, все эти качества в полной мере могут проявиться лишь у собак аборигенного разведения, прошедших весь цикл взросления в нелегких условиях пастушеской жизни.
Сейчас, по рассказам старых пастухов, даже в районах исконного разведения трудно достать настоящую собаку-чапани. Интересно описание того, как должны работать хорошие пастушьи собаки. Если одна из них почуяла приближение волков, она издает особый боевой клич - лай, переходящий в хриплый вой. На этот призыв, разносящийся далеко по округе, сбегаются не только собаки подвергшейся нападению отары, но и собаки соседних отар. Профессор В. М. Массон записал рассказ о знаменитом псе, одного голоса которого волки боялись, как огня: "Он уже старый был, его возили на верблюде, ему надо было только дать голос, и уже все хищники знали, кто приехал".
10. Кобель Гек-Аджар-Сары. Туркмения. 1985 год |
Кроме того, азиат-пастух способен самостоятельно решить массу сложных проблем - охрана стада от чужаков, оптимизация водопоя, поиск отбившихся животных и т.д. Его характер так же сложен, как и выполняемая им работа. Он покладист, но независим. Его можно назвать злобным, но при общении с ним это незаметно, поскольку он очень выдержан. У азиата мгновенная реакция: мирно дремлющая собака через мгновение готова к бою. В силу сурового резко континентального климата алабай - очень экономная собака: она почти не лает, в дневную жару лежит в тени, кажется ленивой и неопасной.
В большинстве собаки имеют обрезанные уши и хвосты. Чабаны дают этому самые разные объяснения: уши режут, чтобы овцы не путали собак с волком; собака с обрезанными ушами лучше слышит; хвост обрезают для того, чтобы собака была злее. Судя по всему, этот обычай уходит корнями в незапамятное прошлое, и первоначальный смысл его утерян.
Никаких писанных родословных этих собак традиционно не велось, но кое-где линии поддерживались и определялись способностью собаки брать волка. По внешности такие "кровные" псы обычно не отличались от обычных, но овцеводы отлично помнили их линии. Поддерживались также линии знаменитых бойцовых собак.
Советский период среднеазиатской истории оказал противоречивое влияние на популяцию местных собак. С одной стороны, хозяйственное развитие края сократило ее. С другой - на азиата обратили внимание профессиональные собаководы, началось выделение кровных линий, алабай вышел на мировую арену.
11. Родные просторы |
В период гражданской войны поголовье алабая сократилось. Лучший племенной скот уходил за границу - в Иран, Афганистан и другие страны. Вместе с отарами уходили и лучшие волкодавы.
Развитие служебного собаководства в СССР заставило заводчиков обратить внимание на аборигенные породы. В каталогах выставок служебных собак единичные экземпляры туркменских овчарок встречаются с 1930 г. Происхождение почти всех собак указывалось как неизвестное. Собаки породы среднеазиатская овчарка не отличались хорошим экстерьером, но показывали превосходные служебные качества. В последующие годы количество среднеазиатских овчарок на выставках продолжало оставаться незначительным. Лишь с 1958 г. собаки этой породы начинают систематически появляться на выставках, в том числе на всесоюзных и зарубежных. Но это, как правило, были собаки из питомников Москвы, Ленинграда и Перми.
Одновременно на родине породы складывалось тяжелое положение, связанное как с уничтожением частного скотоводства, так и с систематическим отстрелом собак на шкуры. Согласно сведениям А. П. Мазовера, к 1938 году "почти все собаки г. Теджена и прилегающих к нему аулов и колхозов перестреляны союзпушниновскими "охотниками". Хорошие собаки сохранились лишь в отдаленных аулах".
12. Кобель Лачин (д.р. 2002) из Вышнего Волочка |
Позже в среднеазиатские республики стало приезжать европейское население, которое везло с собой немало собак, в основном дворняжек. Метизация и новые заболевания, против которых они не имели иммунитета, выкосили аборигенных собак оседлого содержания. Ареал популяции высокопородных местных собак сократился, сдвинувшись к малонаселенным, пустынным или горным районам, где сохранялось традиционное отгонное овцеводство.
Сейчас, с одной стороны, процесс метизации азиата усилился, традиции народной селекции уходят в прошлое. Количество породистых собак в аборигенных районах резко сократилось. С другой - парад суверенитетов молодых среднеазиатских государств способствует созданию нескольких "национальных" пород, к которым может свестись все неповторимое своеобразие обширной породной группы. Другими словами, собака народной селекции постепенно превращается в заводскую - нечего и говорить, что это в перспективе может уничтожить ее уникальные качества, выработанные именно в ходе неповторимых условий существования породной группы. Было бы хорошо, если бы породная группа сохранилась в местах традиционного разведения во всем своем разнообразии. Другое дело, что на ее основе в отдельных странах, за счет заводского разведения создаются новые породы. В Туркменистане такой породой в первую очередь станет городская бойцовая собака (которая к настоящему времени и представляет "официальное" лицо всей породной группы).
13. Отарный кобель |
Собака с высокой степенью выживаемости оказалась наиболее удобной и приспособленной к российским условиям. И хотя созданный стандарт породы слишком размыт и туманен для заводского разведения, в России на базе среднеазиатских овчарок уже оформляется новая порода. Сохранять её пастушьи навыки сегодня никому не придёт в голову. В силу других климатических, природных и экономических условий собаки, вывезенные из Ср.Азии нашли для себя в России другое применене. Это, естественно, изменит их облик и характер. Порода утяжилится и укрупнится в своей массе, будут более выраженные охранные качества не к хищникам, а к человеку. Ускорению расхождений этой ветви с аборигенной популяцией будет способствовать и ужесточение условий вывоза новых алабаев из Туркмении, где они объявлены национальным достоянием.
irkcao.narod.ru
Автор Дильдор Курбанова ПЕС С ЛЕПЕШКОЙ Азиаты любят лепешки. И именно узбекские лепешки. Аромат горячей лепешки, хруст поджаристой корочки, когда лепешку ломают руками, запах зерен кунжута на румяной «серединке» – это целая эпоха, символ для тысяч поколений узбекистанцев. Для кого-то это Дом, кому-то символ Мамы. Кто-то ассоциирует лепешку с достатком. Но под словом «Азиаты», в данном случае, не имеется в виду все многонациональное, пестроязычное население Узбекистана. Речь идет о среднеазиатской овчарке. Различают «казаха» – степняк, «алапар-киргиз» – горец и «алабай-туркмен» – пес жгучих пустынь. Эта гигантская порода собак стала родоначальником английских догов, швейцарских сенбернаров и испанских мастиффов, когда пришла в Европу из гор и пустынь Срединной Азии во время Великого переселения народов. Овчарки-колли и немецкие никакого отношения к азиатам не имеют. Азиаты веселый народ, с таким вырезом пасти, что всегда выглядят улыбающимися. Умеют хохотать от души, даже сотрясаясь всем телом и прирыкивая: «Ну, хозяин, ну ты даешь!». Смышленые настолько, что не нуждаются в механистической дрессуре, как немецкие овчарки, например. Умеют смотреть в направлении указующей руки человека, даже если показывают на объект за его спиной. Поэтому, когда хозяин что-то показывает кому-то, указывая рукой, азиат обязательно оглянется и найдет объект! Понимает – «Заверни за угол, не выглядывай, обойди дерево справа, слева». Этому не научишь, дрессируя. С азиатом надо вместе жить. Как с детьми. Его надо вплести в ткань семьи, где он займет, по своему выбору, или по настоянию хозяина, собственную нишу. С ним надо разговаривать вслух, без раздраженности и истерических ноток в голосе, рассудительно, терпеливо объясняя одно и то же понятие, как со смышленым трех – четырехлетним ребенком, с четким различением пола. И, как и у людей – девочки-азиатки более смелы, умнее, подвижнее, характер ярче, самостоятельнее. Азиаты чисто по азиатски непритязательны: с восторгом валяются на снегу, обожают купаться в ледяных горных речках и пасут стада на солнце при температуре в +60 градусов. На привязи зря время терять не станут на скулеж и вымаливание свободы, а будут часами спать, изредка реагируя на чужих. А кто такие чужие он выберет сам. Азиаты не утомляют бесплодным лаем на любой шум или соседскую кошку. Внешне это громадный лохматый, флегматичный «тепса-тебранмас», то есть даже на чувствительные пинки под бок среагирует длинным зевком и укоризненным взглядом: «Хозяин, ты же всегда перешагиваешь через меня, так пусть и гости так же шагают» и медленно, потягиваясь, сделает два шага и буквально с шумом и грохотом свалится спать дальше. Если же понадобится его защита, он встанет мгновенно, даже не встанет – воздвигнется, широко расставив, напружинив все четыре лапы, обнажив жуткие клыки, ощетинив шерсть по всему хребту, и надвинув на лоб весь загривок, и застынет как скала. Суетиться не станет. При этом откуда-то из глубины всего его существа будет волнами накатываться такой мощи басовый рык, что просто мурашки по спине поползут. Биться он будет насмерть, в полном смысле слова, особенно девочки, их материнский инстинкт стирает инстинкт самосохранения. В бою азиат не чувствует боли, не устает, своей огромной пастью может перекусить щиколотку коню. На старинных восточных миниатюрах видно как безухие и бесхвостые азиаты цапают коней на всем скаку за щиколотки, или запрыгивают на круп, выбивая всадника из седла. Какой ужас написан на морде лошади. А пес даже не обращает внимания на уколы копья всадника. Я видела в горах, как годовалые щенки развлекались, запрыгивая на спины пасущихся ослов, и проезжали метров 100-200, хохоча во всю пасть и делясь впечатлениями с другими щенками, оглядываясь через плечо. Эти бойцовские качества выражены в аборигенном названии породы – бурибасар – убийца волка. Очень добродушны по отношению к другим собакам, сразу лезут знакомиться и приглашают играть. Со стороны это выглядит так, будто он хочет разорвать собаку на части, а потом предлагает догнать его самого. Но с доберманами и немецкими овчарками часто затевают настоящие драки. Может быть, они сильно похожи на волка? Немецкие и восточно-европейские овчарки пасуют в самом начале боя. Особенно достается доберману. Это не такой пес, чтобы отступить, да только скорость реакции намного уступает азиатскому «увальню» и тонкая шкура легко рвется от удара пасти. Пасть азиата предназначена не только для еды и питья. Это «рука» азиата. Ею он старается «пожать» руку хозяина, «потрогать» вещи, которые он принес, берет хозяина за руку и ведет туда, куда ему надо, «водит» на поводу лошадей и других домашних животных. «Бьет» пастью и слегка и очень чувствительно, не оставляя отметин. Вообще, укус и удар пастью разнятся между собою. С самого нежного возраста приходится прилагать усилия, чтобы он перестал пользоваться этой «рукой». Он научается не дотрагиваться пастью до руки или одежды, но все равно все манипуляции пастью продолжает производить в воздухе вокруг предмета. Со стороны выглядит очень смешно. Во время игры азиатик, даже самый маленький может сбить с ног, а если совсем разбуянится, не стоит лупить его по телу кулаком или палкой. Такое постукивание он воспримет как приглашение к дальнейшей игре, но более жесткой. Теперь и ему можно бить пастью. Взрослеет он целых два года. Но и будучи взрослым, остается веселым и игривым. В переходные возрастные периоды ведет себя как человеческий подросток: обижается, огрызается, отстаивает свою свободу, самостоятельность. А когда его наказывают, страдает от вселенского одиночества и непонятости себя, своей личности. Свою «человеческую» семью делит на хозяина – вожака, маму, папу и всех остальных щенков, равных ему по иерархии. К маме относится с особенной любовью, позволит себе и покапризничать и пожаловаться на других. Разрешит себе не слушаться, но потом просит прощения. С хозяином не позволит себе ни грамма фамильярности. Играет осторожно, в пределах субординации. С папой ласкается и играет от души, а «щенков» может и с ног сбить, даже если этому «щенку» уже за 60. Целых два года по двору бегает слон, или медведь. Все валит и крушит на своем пути. Но благодаря особой смышлености, уже к возрасту 45 дней научается не трогать хозяйские вещи. Это единственная собака, которая не грызет обувь или мебель. Да для ее огромной пасти подойдут только бычьи кости, чтобы зубки точить! За два года он пробует себя в роли увальня, бойца, охотника – гоняется и грызет все, что летает, ползает, ходит, скачет, грозного охранника и няньки. Любит, когда по нему ползают 2-3 летние человеческие щенки, но не старается играть с ними. Удивительно. А детей постарше провоцирует на беготню и борьбу. Старается познакомиться со всеми человеческими и нечеловеческими существами или передраться со всеми собаками, если с детства поощрять его драки, а не пресекать. Азиат такой, каков человек, с которым он живет. Жуткие собачьи бои, которые стали модны на территории Узбекистана, имеют победителями именно добродушных азиатов. Инстинкт пастуха заложен природой и просыпается сам. Даже в условиях городской квартиры. Он может «загонять» стул в «загон», который ему укажет хозяйка. Но в пасти ничего долго нести не будет. Только столько, сколько ему самому надо. В горах и пустынях у чабанов азиаты живут в жесткой стайной иерархии. Вожак-самец, сам отару не пасет, а наблюдает за тем, как это делает коллектив, с какой ни будь высокой точки, а потом «показывает», как надо правильно пасти и затевает «разбор полетов». Если слишком увлекается, вмешиваются самочки, даже молодые, и наступает мир и покой. Вожак всю жизнь чтит свою маму. Поэтому в стае все-таки руководят самочки. Особенно восхитительно то, что азиат умеет вылизываться как кошка. Пролазав по грязи, измазав морду по самые корни отрезанных ушей, азиат ложится в тенёчек, и начинает тщательно вылизываться. Даже морду лапой моет, как кошка! На это у него уходит целый час, но он снова становится чистеньким. Вообще, если бы его кисти на передних лапах не свисали, а были бы такими же, как у кошки, то есть имелась возможность распрямления, напряжения, хватания и ротации, то это был бы жуткий хищник. Азиат очень старается пользоваться передними лапами для хватания, даже как кошка старается поднять предмет, зажав между лап, или бить с размаху пробегающих мимо, но мешает свисание кисти в лучезапястном суставе. И любит, любит узбекские лепешки. Это заметно уже к 20 – 30 дню жизни. Малыш меньше кошки, ничего еще не видит полуслепыми глазками, ничего не может есть, только маму, но от запаха горячей узбекской лепешки его начинает трясти, и он, встает, шатаясь, на слабые лапки и уходит за лепешкой далеко от мамы. Щенок или подросток будет прыгать и носиться кругами по двору, порыкивая от нетерпения, когда входит папа, держа на высоко поднятой ладони стопку ароматных лепешек, и даже разобидится, если папа зайдет в дом, не дав ему ни одной. Если дать ему лепешку, он возьмет аккуратно пастью, благодарно вильнет обрубком хвоста и, торопливо отправится на «место», аккуратно ляжет, зажмет лепешку стоймя между передним лапами и начнет, не спеша смаковать. Бесполезно в это время пытаться изобразить, что нужна его помощь, что кто-то там проник во двор. Обратив свою смышленную морду к вам и, указывая взглядом и кивком на свою драгоценную лепешку он всем своим видом скажет: – Хужяин, ты не видишь? Я кю-у-щаю! Азиаты никогда не жадничают свою еду хозяину, не рычат над миской. Из пасти можно забрать и кусок мяса, и чудную мозговую косточку, но лепешка! Приходится приучать, чтобы не рычал над малюсеньким кусочком лепешки. Если пес сыт, то из вежливости взяв из рук угощение, сразу же положит к ногам: – Спасибо, хозяин, кушай сам, пожалуйста. Но как бы ни был сыт, он лепешку возьмет и отнесет на «место». Конечно же, все хозяева приучают собаку к тому, чтобы не жадничала и лепешку. Нужно терпение. Навык появляется ближе к году. В горах, в турпоходе азиата очень легко прокормить. Он практически всеяден. Можно присесть на корточки на полянке с лечебной травой и пожевать мяту, или подорожник. Пес самым смешным образом будет хватать пастью траву, рвать и есть, как пасущийся – кто? Сам выберет другую траву, листья молодого тутовника, какие-то ягоды. И сам наестся и хозяина угостит. Обязательно покажет где, что съедобно. Ест все овощи, фрукты и бахчевые, какие найдутся. Можно неделями держать на такой диете. Мясо добудет себе сам: ящерицы, кузнечики, лягушки. Еще и с отрядом поделится. Причем лягушку, обязательно девушке в руку сунет и, потом долго будет хохотать ее взвизгу, и делиться впечатлениями с хозяином. С детства надо приучить, какая живность есть еда, а какая – друг или хозяйская вещь. Например, кошка друг детства, а куры – хозяйская вещь. Но если вы купили в кишлаке лепешку, а ему не дали, он сам отправится ее добывать. А там с ним «разберутся» все окрестные чабанские собаки. Так он научится драться. В большом городе это свойство породы очень неудобна. В далеком детстве человеческий папа азиата пас со своим отцом тысячные колхозные отары овец на высоте 6000 метров над уровнем моря, в ущельях Алайской долины. Как-то его отца пригласили на ужин, и мальчик один остался с отарой. Тупые овцы ковром разбрелись по альпийским лугам, а азиаты наблюдают за ними, стоя на «ключевых постах» – высотных точках местности: взлобья, огромные валуны, куски скал. Чабан, в общем-то, только руководит действием стаи собак. К вечеру, как положено, азиаты, сбив отару в большую кучу, повели вниз по ущелью. И тут мальчик поскользнулся и вывихнул щиколотку, а конь, испугавшись чего-то, что потом оказалось волками, ускакал. Один пес подбежал, обнюхал и помчался вниз по склону вдогон отаре. Надвигался снег. Малыш остался один и плакал от боли и страха, и ругал глупых собак. Вот и все! Сейчас стемнеет и его съедят волки, или он насмерть замерзнет под снегом. Он даже заснул, устав от слез. Проснулся от перестука конских копыт. Коня, с волочащимся поводом, гнали отарные собаки, а две «пасли» волка, не подпуская к мальчику и коню, но и не вступая в бой. Конь, слыша запах волка, все время порывался уйти в галоп, но удары пастью по щиколоткам заставляли его идти по направлению к мальчику. Подержав коня рядом с ним, собаки сами! догадались, что мальчик не сможет самостоятельно взобраться в седло и подвели коня к большому валуну, к которому мальчик приковылял и с него взгромоздился на коня. Один пес взял пастью повод и повел коня, а другие собаки продолжали «пасти», все появлявшихся как тени из скал, волков. Поздно ночью, добравшись до разбросанных по склону палаток, малыш понял, почему никто не заметил его отсутствия. Все были насмерть пьяны по случаю прибытия «гостей» – инженеров, геологов и альпинистов. Все происходило у пика Ленина. Отдав ребенка в руки женщин, собаки «посовещались» с собаками из других отар и ушли «разбираться» с волками. Надо бы собрать воедино такие рассказы об уме и преданности азиатов, их веселом и грозном характере, о смешных и страшных историях, в которые они попадают. И о двух особенностях этой породы: азиат никогда не становится людоедом, даже если умирает от голода, заболевает бешенством или бьется с другим человеком, защищая хозяина, никогда не загрызает другого
http://volcodav.borda.ru/perrolobos.livejournal.com
Среднеазиатские овчарки подразделяются на туркменскую (коюнчи) и таджикскую (чабанскую). Нужно сразу отметить уравновешенный и бесстрашный характер этой большой и сильной собаки, похожей на дога.
Как и во все века, сейчас собаки-пастухи играют огромную роль в жизни чабанов и любителей этих прекрасных животных. Они провели кропотливую работу и использовали разные методы для сохранения вида сторожевых и псов-пастухов.
Славятся туркменские алабаи и коюнчи, таджикские чабанские собаки и дахмарды, имеющие белый или черно-пегий окрас.
Волкодавы киргизов и псы промежуточного типа - среднее звено овчарки и собаки, подобной мастиффу. От обычных собак-пастухов они отличались более мощным и грубым видом, но были подвижны и имели молниеносную реакцию, могли противостоять волку, охраняли стадо и жилища.
Сейчас эти породы собак в результате многолетней кропотливой селекции были улучшены. Им не свойственно жилье, а благодаря остроте слуха они усиленно воспринимают окружающий мир. Чабаны обучают их охранять и сопровождать стада.
Это сильные псы с ростом 65-70 см (самки – 62-65 см) и массой тела 45-50 килограммов, с большой головой без складок кожи занимают призовые места на различных выставках.
На их широком черепе, кроме развитых надбровных дуг и крепких височных костей, блестят выразительные маленькие, круглые и глубоко посаженные глаза с крепко закрывающимися веками, заметен обнаженный подбородок.
Прямая нижняя и параллельная ей верхняя челюсть с сильными зубами и толстым крепким языком представляют угрозу для диких зверей. На лбу, короткой и мощной шее без складок кожи и крупе имеются темные пятна, а нос - коричневого окраса.
Уши им обрезают, чтобы не было инфицированных ран во время драки с волками или другими собаками, да и внутри висячего уха быстро развивается бактериальная инфекция. Тогда наружный слуховой проход уха чистят ватой с детским маслом.
Эти породы собак Средней Азии с крепкими мускулами туловища имеют широкую прямую спину, наклонный круп. Широкая низкая грудная клетка, подтянутый живот, короткие массивные и прямые конечности, сильные лапы, развитые суставы передних конечностей способствуют выносливости животного. Иногда нарушается рост бедер и локтей. За короткой шерстью, стойкой к загрязнению, ухаживать нет необходимости.
У среднеазиатских собак-пастухов отлично развит защитный инстинкт без проявления излишней агрессии. Но они не любят незнакомых людей, поэтому их держат на привязи, рано начинают обучение и социализацию.
Овчарки Средней Азии лояльны к "своим" собратьям и домашним животным, проживающим в одном дворе. К детям и семье хозяина относятся дружелюбно.
www.8lap.ru
Кирилл Рец,Фото из архива Н. Саческо (1 - 11)и В. Шибаевой (12, 13, 14)
За пределами мира устоявшихся заводских пород вот уже несколько тысячелетий существует особый "собачий континент" - огромный регион, выходцев из которого чаще всего называют туркменскими алабаями или среднеазиатскими овчарками.
Рассказывать о среднеазиатской овчарке интересно, но сложно - прежде всего потому, что это, по существу, обширная группа четко не выделенных пород, разнообразных по размерам, экстерьеру, окрасу, злобности и ряду других параметров. Различие между отдельными собаками этой группы порой больше, чем между представителями разных европейских пород.
Не меньше сложностей и с названием. Хотя среднеазиатская овчарка (среди любителей которой прижилось сокращение "азиат") - одна из древнейших собак, свое современное название она получила лишь несколько десятилетий тому назад, и оно так и не стало общепризнанным.
Название среднеазиатская или туркменская овчарка встречается уже в 1935 году. Еще раньше в выставочных каталогах она называлась туркестанской овчаркой, но с упразднением названия Туркестан к концу 40-х годов была переименована в среднеазиатскую. Термин овчарка применен к ней не совсем верно (среднеазиатская овчарка относится не к группе "овечьих собак", сопровождающих отары в окультуренных ландшафтах, а к пастушьим собакам, охраняющим стада в условиях длительных перекочевок по неосвоенной местности). Кроме того, это название при выходе породы на международную арену может оказаться неудачным, так как за рубежом понятия Средняя Азия не существует.
Профессор С. Н. Боголюбский, описывая в 1927 г. собак Туркменистана, называл их как овчарками, так и волкодавами. Но и этот термин едва ли удачен. Туркмены считают алабаев не волкодавами, а гоюн-ити (овечьей собакой) или чапан-ити (пастушьей собакой). "Алабай" в изначальном значении слова - "пестрый, пятнистый"; также это - распространенная кличка и название одной из локальных разновидностей азиата в Туркмении. Да и нынеший Туркменистан - всего лишь небольшая часть региона обитания породной группы.
Обычно из подобного затруднения можно выйти за счет использования местных, аборигенных названий. Но и тут подстерегает масса сложностей - каждый из народов региона по-своему именует разные типы этих собак, не применяя к ним никакого объединяющего наименования. В Таджикистане их называют чапани ("пастушья" - это относится к собакам среднего размера и крепкой конституции), дахморда ("заменяющий десятерых" - более легкие собаки, применяемые для пастьбы и для охоты) и дехкани ("сельский" - тяжелые, крупные сторожевые псы). Туркмены наряду с чапани выделяют копеков - сторожевых псов. В Узбекистане собак типа алабая почему-то называют казахским волкодавом, казахи и киргизы называют его бай-тобет.
Неустойчивость общего наименования породной группы объясняется тем, что в регионе обитания алабая с незапамятных времен просто не было других собак, а все его типы и разновидности не были строго отделены друг от друга. Ареал аборигенного распространения азиата велик и включает в себя почти всю Центральную Азию. Внутри этих границ размещаются, по разным подсчетам, от одного до двух десятков самостоятельных пород, не считая вариаций, разнящихся длиной и распределением шерстного покрова. Различные исследователи выделяют те или иные типы азиатов; местное население различает породные линии по местностям с устоявшимися разведенческими традициями. Но до какой-либо четкой классификации далеко, тем более что этому отнюдь не способствует общая ситуация в регионе.
Объединяет всех этих собак одно - удивительно стабильные и сходные рабочие качества.
Несмотря на значительные различия в размерах, экстерьере и характере шерстного покрова, азиаты всех разновидностей отличаются рациональным атлетическим телосложенем, крупной головой с могучими челюстями, самостоятельностью и высокой приспособляемостью практически к любым условиям.
Арчи. Привезен из Туркмении в 1992 г.
География Средней Азии в прошлом отличалась от современной. Вместо нынешних пустынь значительную часть Каракумов занимали степи. На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. на территорию современного Туркменистана проникла очередная волна переселенцев из Ирана. Этим людям принадлежали собаки характерного облика. Кости таких собак и даже терракотовая статуэтка, изображающая пса с купированным хвостом и ушами, были найдены при раскопках поселения бронзового века Алтын-Депе (2000 лет до н.э.) в Южной Туркмении. Выходит, уже в те времена существовал обычай купирования хвостов и ушей, сохранившийся до наших дней. В фигурке сразу узнается силуэт среднеазиатской овчарки. Уже в те времена собаки несли в основном пастушью службу - они охраняли и сопровождали стада. Превосходные изображения таких собак имеются на серебряном кубке того времени, найденном в Северном Афганистане и хранящемся в Лувре. Там изображены хозяин-пастух, мальчик-слуга и собаки, идущие в три ряда.
Изменение природной среды в сторону опустынивания, начавшееся с середины второго тысячелетия до н.э., вызвало отток населения. Земледельцы уходили назад к берегам Персидского залива, а на пустынной родине оставались пастушеские племена со своим скотом и собаками.
В туркменской семье
В поисках пастбищ они должны были кочевать. С развитием отгонного овцеводства еще больше усилилась необходимость в крупной, бесстрашной и неприхотливой собаке - надежном защитнике стад. На всей этой территории со сходными условиями хозяйства на протяжении многих столетий и создавалась такая порода.
В VI веке до н.э. почти весь этот регион вошел в состав державы персидских царей из династии Ахеменидов. По легенде, первый из них, Кир Великий, был вскормлен молоком собаки. Собака в древней Персии почиталась и была священной.
Этому способствовала и местная религия - зороастризм. Согласно Авесте, священной книге зороастрийцев, только у собак и человека есть сознание. В разделе Авесты под названием Видевдат создатель мира Ахура Мазда обещает страшную кару тому, кто причинит зло собаке: "А если, о Заратуштра, кто убьет собаку охотничью или пастушью, или ту, которая умеет многое, то душа его перейдет в свою будущую жизнь с великим плачем и стонами. Даже в смертный час никто не поможет ему, хотя он будет плакать и рыдать от страха и боли..." За преднамеренное убийство собаки полагалось тяжелое наказание - "восемь сотен ударов лошадиной плети".
Авеста наполнена прославлением великолепных качеств собаки: "Собаку, о Заратуштра, Я, Ахура Мазда, сотворил со своей одеждой, со своей обувью, бдительной, острозубой, получающей подношения от людей, сотворил для защиты живых творений... чтобы была она рядом с Правдой и Разумом, чтобы была она рядом с живыми творениями... в земном мире они суть охрана людей и скота; если бы не было собаки, невозможно было бы держать и одну овцу; всегда, когда она лает и разносится ее лай, духи и демоны убегают из этого места".
В домах почитателей Ахуры Мазды собаки всегда ели прежде своих хозяев и получали "долю мужа" - молоко и жир с мясом. Если к жилищу приближалась бродячая собака, её полагалось впустить во двор и покормить, потому что "ни один дом не стоит на земле, если на то нет воли собаки".
"Видевдатом" предусмотрены специальные наказания за увечья или даже за плохое кормление собак. Собака приравнивалась к человеку как юридическое лицо; для неё, в свою очередь, были установлены наказания за членовредительство по отношению к человеку (в первый раз - отрезалось правое ухо, второй раз - левое и т.д.).
Чара. Привозная сука из Узбекистана. 1995 г.
Зороастрийцы верили в то, что душа умершего может быть украдена демонами. Защитить его могла только "четырёхглазая" (то есть с подпалинами над глазами) собака. "Четырехглазость" подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал сагдид ("осматривание собакой"), когда она своим взглядом прогоняла от мертвого тела демона трупной скверны. Несомненно, этими благими существами были предки алабаев. У таджиков до сих пор существует собачья кличка Чорчашма, а у туркмен - Турткуз - "Четырехглазый".
Древнеперсидская держава была сметена отрядами Александра Македонского. В это время крупные породы пастушьих собак были широко распространены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, где славились могучие псы области Гандхара. До нас дошла история о том, как Александр получил в подарок от гандхарского царя Софита огромного кобеля, который мог на равных сражаться с любым хищником. Александр решил проверить это и стравил собаку со львом, но при виде царя зверей пес даже не двинулся с места. Высокомерный завоеватель приказал его убить. Узнав об этом, индийский царь сделал еще один подарок, указав при этом, что если Александр уничтожит и этого, то подобных этим двум бойцам у него уже никогда не будет.
Были ли эти псы родственны азиатам? Наверняка. Об этом говорит как уверенность Софита в бойцовских качествах своих псов, так и странное поведение первого из них. Конечно, никакому, даже самому крупному псу, физически не выстоять в поединке со львом. Однако алабаи отличаются силой духа, самоотверженным бесстрашием, которое заставляет их, не раздумывая, вступать даже в неравную схватку в критической ситуации. Но лишь в критической - они не проявляют показного бойцовского азарта и по-пустому предпочитают не рисковать. Характерно, что пес не побежал, а остался на месте, проявив разумную выдержку. Возможно, подарок Софита был по-восточному тонким намеком на то, каким должен быть настоящий воин и правитель - бесстрашным, но не агрессивным. Александр, стремившийся к власти над всем известным ему миром, не захотел понять этого иносказания - а может быть, наоборот, слишком хорошо его понял.
Нет ничего необычного в том, что собаки из Центральной Азии попали в Индию. Территория Туркменистана вдоль и поперек пересечена караванными дорогами, входившими в систему Великого шелкового пути. Интенсивность движения по ним была такой, что сейчас их глубина на 3-5 метров ниже окружающей равнины. А караваны всегда сопровождались собаками.
Проникали они по оживленным караванным тропам и через горы, в Индию. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих, обследовавший эти места, описал свои путевые впечатления: "Караванный путь через Кардонг, Сассер, Каракорум особенно обильно усыпан скелетами всех родов животных: лошадей, ишаков, яков, верблюдов, собак". Караванные собаки, составлявшие особую породу, всегда сопровождали путешественников. Отпугивая хищников, в темное время суток они издавали характерный, ни на что не похожий рев - нечто среднее между рычанием и воем. Любой зверь, слышавший эти звуки, уходил с дороги. Таджики называли таких псов ёлтой. Эти стражи дорог продолжали выполнять свою работу еще в начале прошлого века, а их потомки до сих пор живут в кишлаках и аулах на юге Таджикистана, население которых ведет свой род от торговцев и погонщиков караванов.
Отношение к собаке в Средней Азии, Иране и Афганистане изменилось в VII-VIII веках, когда эти земли были завоеваны арабами и обращены в ислам. Если у огнепоклонников собака была священным животным, то у мусульман она считалась "грязным животным" - наджаса. Мусульманин может держать собаку во дворе, но ни в каком случае не пускать в дом. Если до него дотронется собака, нужно совершить полное омовение. Впрочем, для гончих, издревле обитавших в шатрах аравийских бедуинов, было сделано исключение - и до сих пор исламскими законоведами эти четвероногие аристократы официально "не считаются" собаками. Что же касается местных пастушеских собак - предков азиатов - то условия их содержания по-видимому после принятия ислама несколько ужесточились. Впрочем, зороастрийское прошлое не забылось. Например, в одной старинной туркменской легенде рассказывается о том, что после изгнания Адама из рая на грешную землю на него накинулись дикие звери, которых возглавляла огромная собака. Первый человек воззвал ко Всевышнему, и Аллах посоветовал ему погладить собаку (нечистое животное!). После этого она стала защищать Адама от остальных зверей.
Сука туркменского разведения
В средние века азиаты продолжали верой и правдой служить простым пастухам и охотникам. Но, как это часто бывает, прославились на страницах исторических хроник не эти труженики, а те их соплеменники, которые на службе у сильных мира сего вынуждены были заниматься довольно неприглядными делами. Например, правитель Хорезма Мухаммед, сильнейший из мусульманских владык XIII века, держал множество свирепых собак, которые охраняли его дворцы. Были у него и собаки-палачи. Осужденных на смерть людей сбрасывали внутрь специальной башни. Внизу с ними разделывались косматые псы-людоеды. Грозный хорезмшах определенно перестарался с устрашением подданных, и те не встали на защиту своего правителя, когда к границам Хорезма подошли полчища Чингисхана.
Ала Палвон – Пятнистый Боец
На протяжении столетий режим содержания пастушеских собак и их стандарт практически не менялись. Впрочем, о стандарте можно говорить довольно условно - из глубины веков до нас дошли лишь самые общие требования к породе, сведенные в ритмизированные строки:
сам большой;голова, как казан;между ушами плоско, как подушка;между глазами широко;нос смотрит вниз;ребра, как крышка на казан;руки, ноги - толстые;в пояснице не тонкий.
Рабочие качества собак поддерживались жесточайшим отбором в ходе народной селекции. Как в селениях, так и в отарах собаки содержались на свободе. Их кормили зачастую один раз в день, ограничивая рацион лепешкой, куском теста или мучной болтушкой. Нерегулярную добавку составляли отходы забоя скота, кроме того, собаки питались мышами, сусликами и другой живностью, в том числе и ядовитыми змеями. Туркменская овчарка, выросшая в свободном состоянии, отлично "берет" змей - хватает змею и резкими движениями ломает ей позвоночник.
Подбора производителей не существовало - происходила вольная случка без вмешательства хозяев, при которой преимущество имели самые крупные и сильные кобели. Щенная сука рыла нору в песке, где и выращивала выводок. Из 4-12 щенят пастухи оставляли только часть приплода, отбирая самых крупноголовых и активных щенков. При выборе учитывали прежде всего бойцовские качества - щенка трясли, пытались испугать. Скулящих и малоподвижных выбраковывали, ценилась агрессивность и неустрашимость. Сучки большей частью уничтожались. Из трех-четырех оставленных кобельков лишь малая часть доживала до взрослого возраста (алабай взрослеет медленно - 3-4 года).
Кобель Барс в работе. Питомник «Красная Звезда»
Уникальность среднеазиатской овчарки в том, что человек в ее воспитании совершенно не принимает участия, он лишь бросает ей корм и разрешает находиться поблизости от себя. Процесс воспитания и дрессировки маленький алабай проходит "в семье" - всему необходимому учит его мать, позже - старшие товарищи, которым он подражает. Результаты такого воспитания удивительны - самостоятельность, ум и чувство собственного достоинства этих собак кажутся невероятными. Само собой, все эти качества в полной мере могут проявиться лишь у собак аборигенного разведения, прошедших весь цикл взросления в нелегких условиях пастушеской жизни.
Сейчас, по рассказам старых пастухов, даже в районах исконного разведения трудно достать настоящую собаку-чапани. Интересно описание того, как должны работать хорошие пастушьи собаки. Если одна из них почуяла приближение волков, она издает особый боевой клич - лай, переходящий в хриплый вой. На этот призыв, разносящийся далеко по округе, сбегаются не только собаки подвергшейся нападению отары, но и собаки соседних отар. Профессор В. М. Массон записал рассказ о знаменитом псе, одного голоса которого волки боялись, как огня: "Он уже старый был, его возили на верблюде, ему надо было только дать голос, и уже все хищники знали, кто приехал".
Кобель Гек-Аджар-Сары. Туркмения. 1985 год
Кроме того, азиат-пастух способен самостоятельно решить массу сложных проблем - охрана стада от чужаков, оптимизация водопоя, поиск отбившихся животных и т.д. Его характер так же сложен, как и выполняемая им работа. Он покладист, но независим. Его можно назвать злобным, но при общении с ним это незаметно, поскольку он очень выдержан. У азиата мгновенная реакция: мирно дремлющая собака через мгновение готова к бою. В силу сурового резко континентального климата алабай - очень экономная собака: она почти не лает, в дневную жару лежит в тени, кажется ленивой и неопасной.
В большинстве собаки имеют обрезанные уши и хвосты. Чабаны дают этому самые разные объяснения: уши режут, чтобы овцы не путали собак с волком; собака с обрезанными ушами лучше слышит; хвост обрезают для того, чтобы собака была злее. Судя по всему, этот обычай уходит корнями в незапамятное прошлое, и первоначальный смысл его утерян.
Никаких писанных родословных этих собак традиционно не велось, но кое-где линии поддерживались и определялись способностью собаки брать волка. По внешности такие "кровные" псы обычно не отличались от обычных, но овцеводы отлично помнили их линии. Поддерживались также линии знаменитых бойцовых собак.
Советский период среднеазиатской истории оказал противоречивое влияние на популяцию местных собак. С одной стороны, хозяйственное развитие края сократило ее. С другой - на азиата обратили внимание профессиональные собаководы, началось выделение кровных линий, алабай вышел на мировую арену.
В период гражданской войны поголовье алабая сократилось. Лучший племенной скот уходил за границу - в Иран, Афганистан и другие страны. Вместе с отарами уходили и лучшие волкодавы.
Развитие служебного собаководства в СССР заставило заводчиков обратить внимание на аборигенные породы. В каталогах выставок служебных собак единичные экземпляры туркменских овчарок встречаются с 1930 г. Происхождение почти всех собак указывалось как неизвестное. Собаки породы среднеазиатская овчарка не отличались хорошим экстерьером, но показывали превосходные служебные качества. В последующие годы количество среднеазиатских овчарок на выставках продолжало оставаться незначительным. Лишь с 1958 г. собаки этой породы начинают систематически появляться на выставках, в том числе на всесоюзных и зарубежных. Но это, как правило, были собаки из питомников Москвы, Ленинграда и Перми.
Одновременно на родине породы складывалось тяжелое положение, связанное как с уничтожением частного скотоводства, так и с систематическим отстрелом собак на шкуры. Согласно сведениям А. П. Мазовера, к 1938 году "почти все собаки г. Теджена и прилегающих к нему аулов и колхозов перестреляны союзпушниновскими "охотниками". Хорошие собаки сохранились лишь в отдаленных аулах".
Кобель Лачин (д.р. 2002) из Вышнего Волочка
Позже в среднеазиатские республики стало приезжать европейское население, которое везло с собой немало собак, в основном дворняжек. Метизация и новые заболевания, против которых они не имели иммунитета, выкосили аборигенных собак оседлого содержания. Ареал популяции высокопородных местных собак сократился, сдвинувшись к малонаселенным, пустынным или горным районам, где сохранялось традиционное отгонное овцеводство.
Сейчас, с одной стороны, процесс метизации азиата усилился, традиции народной селекции уходят в прошлое. Количество породистых собак в аборигенных районах резко сократилось. С другой - парад суверенитетов молодых среднеазиатских государств способствует созданию нескольких "национальных" пород, к которым может свестись все неповторимое своеобразие обширной породной группы. Другими словами, собака народной селекции постепенно превращается в заводскую - нечего и говорить, что это в перспективе может уничтожить ее уникальные качества, выработанные именно в ходе неповторимых условий существования породной группы. Было бы хорошо, если бы породная группа сохранилась в местах традиционного разведения во всем своем разнообразии. Другое дело, что на ее основе в отдельных странах, за счет заводского разведения создаются новые породы. В Туркменистане такой породой в первую очередь станет городская бойцовая собака (которая к настоящему времени и представляет "официальное" лицо всей породной группы).
Собака с высокой степенью выживаемости оказалась наиболее удобной и приспособленной к российским условиям. И хотя созданный стандарт породы слишком размыт и туманен для заводского разведения, в России на базе среднеазиатских овчарок уже оформляется новая порода. Сохранять её пастушьи навыки сегодня никому не придёт в голову. В силу других климатических, природных и экономических условий собаки, вывезенные из Ср.Азии нашли для себя в России другое применене. Это, естественно, изменит их облик и характер. Порода утяжилится и укрупнится в своей массе, будут более выраженные охранные качества не к хищникам, а к человеку. Ускорению расхождений этой ветви с аборигенной популяцией будет способствовать и ужесточение условий вывоза новых алабаев из Туркмении, где они объявлены национальным достоянием.
Отарный кобель
Источник:
kinolog-mk.com
Страница 1 из 8
А. Лабунский "Собаки Средней Азии"
ПРЕДИСЛОВИЕ
В середине 70-х годов, когда я, уже имея определенный стаж в собаководстве, решил серьезно заняться "среднеазиатами", литературы по этим собакам практически не было. В действующем тогда стандарте на среднеазиатскую овчарку много было неувязок, "белых пятен". Похоже, составители стандарта избегали конкретного описания многих статей экстерьера, так как сами были или недостаточно компетентными или недостаточно изучили в полном объеме многообразный аборигенный собачий мир в громадном среднеазиатском регионе, который по своим территориальным, климатическим и географическим данным превосходит многие зарубежные государства вместе взятые. Лишь только в книге, как я считаю, самого крупного кинолога СССР (ныне покойного) А.П. Мазовера "Племенное дело в служебном собаководстве", даны были описания, характерные особенности и минимум информации о биологии этих животных. И то, после первых моих поездок в Среднюю Азию, некоторые описания из этой книги, как я убедился воочию, оказались неточными. Коснусь одного важного момента. Считается, что должен существовать горный и пустынный. Горный – тяжелый, мощный. А пустынный – более легкий, высоконогий и мобильный. Горный тип – с богатым шерстяным покровом, а пустынный (равнинный) – короткошерстный. Здесь и допущена первая ошибка. Пустынный – это и равнинный. В равнине, может быть, и преобладают короткошерстные собаки. Но это относится к кавказским овчаркам. И большая ошибка переносить это на "среднеазиатов".
В Среднюю Азию (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, где я был) большинство отар, и собаки вместе с овцами, мигрируют. Летом в горы, а зимой в равнины. Поэтому строго разграничить на горных и равнинных очень сложно… И только незначительная часть собак Средней Азии все время находится с отарой в пустыне (как, например, в отдельных районах Чарджоуской и Марыйской областях) или в горах (например, в Копет-Дагских горах). И даже среди так называемых чисто пустынных собак я встречал много длинношерстных, а среди горных собак – с умеренной и даже короткой шерстью. Среди пустынных собак экземпляров грубого типа конституции (с элементами даже сырости) я встречал не меньше, а, может быть, даже больше, чем среди горных. В горах поменьше ростом более подвижные собаки встречаются чаще, чем в равнинных, пустынных районах.
В своих поездках в различные район Средней Азии я часто менял компаньонов специально для того, чтоб больше людей были свидетелями несоответствия тому, что написано и принято, тому, что в действительности имеется в Среднеазиатском регионе. Итак, первое – это в отношении горных и пустынных (равнинных) типов. Второе. В стандарте уничтожающе (для всех других) разрешается только грубый тип конституции. Правда, у А.П. Мазовера в "Племенном деле служебного собаководства" описывается среднеазиатская овчарка как собака крепкого и грубого типа, т.е. описываются два типа конституции. Но ведь чисто выраженных типов конституции практически не бывает. Значит, можно предположить наличие и крепко-сухого типа и грубо-сырого. Позволительно спросить – какая ж это может быть порода? И может ли вообще одна порода иметь среди своих представителей почти все типы конституции? От крепко-сухих до грубо-сырых? Собаки культивируются разными народами, с разной культурой и бытом. Хотя много общего у мусульманских нардов, но все же особенности свои есть. Разные климатические, географические условия. Разные направления и особенности использования собак. И такой громадный регион. Сама логика, здравый смысл подсказывают, что должны быть и отдельные породы. В чем я убедился после нескольких поездок в различные районы. В этом убедились и мои компаньоны, которые были не новичками в собаководстве. После 5-7 лет поездок в Среднюю Азию, с целью изучения и ознакомления с аборигенными породами, я с определенной уверенностью стал утверждать, что в средней Азии существуют отдельно несколько пород. О своих наблюдениях я говорил на областных, республиканских семинарах по собаководству, но…
В те времена В.Н. Зубко (главный ветврач РАФСР) редактировал журнал-ежегодник "Клуб служебного собаководства". Мне предложили написать статью об "азиатах" для этого журнала. Путевые заметки я делал всегда. Опрашивал чабанов, записывал интересное, делал фотографические снимки. К сожалению, я слабый фотолюбитель, и ценных фотографий оказалось мало. Написал я свои заметки и соображения по заказу для "Клуба служебного собаководства". Но назвал статью "Собаки Средней Азии", подразумевая уже в названии разных собак, т.е. разных типов и пород. Но статью мою, как тогда водилось, откорректировали до такой степени, что она потеряла смысл - разнотипность и разнопородность. Долго писалась, корректировалась и вышла в "Клубе служебного собаководства" только в 1990 году. Тогда я не успокоился и поехал в Москву к Зубко дать ему почитать свои записи. Прочитал Валериан Никитович и сказал, что работа проведена большая и интересная, но кто вы такой, чтоб так смело и категорично утверждать? Мне стало очень грустно от слов номенклатурного дедушки. Какая разница, что я – физик по образованию? Но ведь и собаковод с большим стажем. Ведь был же прецедент, что монах Мендель открыл законы генетики. После встречи с Зубко я опять собирался в поездку по Средней Азии. Валериан Никитович дал мне примерный перечень вопросов (т.н. вопросник), о чем я должен был опрашивать чабанов. Среди них был и очень непонятный для чабанов вопрос: "Какова эффективность использования собак в труде чабанов"? Гусейнов Гулам, старший чабан колхоза "Тезе-Ел" Байрам-Алийского района долго не мог понять, а потом сказал очень просто и понятно: "Есть собаки – я работаю; нет собак – я не работаю". Вот и вся эффективность. На I Всесоюзной выставке "Отечественные породы", организованной клубом 'Фауна', в 1987 г. и на I Всесоюзной выставке такого же плана, организованной в 1988 г. ДОСААФ СССР, я пытался на семинарах, которые обычно проводятся перед выставками, опять поднять вопрос о разнопородности среди "азиатов" и особенностях горного и равнинного типа, но безуспешно. Решил, что пришла пора успокоиться. Но вот мои московские друзья, среди которых была Наталья Михайловна Карпышева (чудеснейший человек и очень грамотный кинолог), начали просить меня и не давали покоя, чтоб я опубликовал свои наблюдения за 15 лет поездок – экспедиций в Среднюю Азию с целью ознакомления и изучения аборигенных собак. На меня оказывали активное действие с двух сторон. Из Москвы – Н.М. Карпышева, а дома – жена, которая тоже поддерживала Карпышеву и говорила мне, что я часть жизни посвятил " азиатам", заболел в одной из поездок тяжело бруцеллезом, чуть было не расстался с жизнью, что для семьи я был все эти годы потерянный человек. Потому написать о поездках, своих маленьких ежегодных (иногда дважды в год) экспедициях в Среднюю Азию я обязан. И я решился и написал. Полтора года моя рукопись пролежала у Карпышевой в Москве. Затем издали маленькую брошюрку (совместно с Г. Финогеновой по южнорусским овчаркам), издав из моей рукописи малую часть, отредактировав ее на свой взгляд, поменяв даже суть. Я главным вопросом считал разнотипность и разнопородность аборигенных собак Средней Азии. А они назвали – "Среднеазиатская овчарка у себя на родине". То есть вложили иной смысл. А поскольку я не ставил целью описать биологию "азиатов" у себя на родине, то вроде бы, в брошюрке недостаточно осветилась тема ее названия. И естественной была реплика Гусева, что автор, хотя и проделал большую работу, но мало все же осветил жизнь среднеазиатской овчарки в местах их естественной популяции…
Н.М. Карпышева – мой друг и чудесный человек. Поэтому я не показал ей своего огорчения, а поблагодарил ее за хлопоты, забрал свою рукопись и фотографии и вернулся в Харьков. Невозможность полной публикации моей работы Карпышева объяснила отсутствием материальных средств. Посоветовала искать спонсора, который поможет издать в полном объеме. В это время уже датчане совместно с узбеками организовали СП по разведению и изучению редких животных Средней Азии. И они, как я и предсказывал раньше, разобрались в богатом многообразии среднеазиатского собачьего мира, определили около 10 пород. И здесь мне стало, как говориться за державу обидно. Сколько лет назад я об этом писал и говорил, но никто должным образом не отнесся к этому. Ведь в своих наблюдениях и выводах я не претендовал на истину в последней инстанции. Главная цель – показать многообразие пород и пригласить к сотрудничеству, провести классификацию. Получается, что только с приходом зарубежных специалистов, мы можем разобраться в своем хозяйстве. Совместное датско-узбекское предприятие "Денис" провело большую работу на высоком уровне, описав подробно много пород. Хотя у них есть спорные моменты в классификации пород.
Основываясь на 18-летний опыт знакомства и изучение "среднеазиатов", я думаю, что мой доход и классификация более точная. А именно: разделил сначала на 3 группы – среднеазиатский мастиф, среднеазиатский дог, среднеазиатская овчарка. А затем уже и по породам в этих группах определиться. Хотел свои соображения и записи отправить в СП "Денис". Но, очевидно, много надежд было потеряно ранее. Долго было такое впечатление, что кричал в пустыне и меня не слышали. Первая энергия и боевой запал не беспредельны. Короче говоря, потерял веру, надежду и желание что-либо дальше делать в этом направлении. И здесь меня свел счастливый случай с Игорем Павелько из Днепропетровска, который сначала заинтересовался "азиатами", а затем стал большим поклонником этих удивительных детей Природы, уникальных представителей из далекого прошлого человечества. На этой почве наши отношения переросли в большую дружбу. И когда мой молодой энергичный друг прочитал рукопись, то загорелся большим желанием издать. Меня, уже разуверившегося во всем, он вернул к активным действиям. Своим оптимизмом, неуемной энергией он не давал мне покоя. И теперь уже мне захотелось помочь моему молодому другу издать мои путевые заметки, мою рукопись.
www.inform-cao.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта