Этапы возрастного развития САО. Собаки развитие


Этапы развития собаки

Неонатальный период (от 0 до 13 дней)     Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать пособачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)     Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.     Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.     В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.     Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.     В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.     Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком.     Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Социализация в обществе людей     Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета семь недель (49 дней).     В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета.     Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.     Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете настоящий лидер.     Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.     Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который "выбрал их". Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.     В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.     Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.     Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)     В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцатинедельного щенка.     Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в которой они живут.     В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.     В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.     Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:     1) двенадцать недель это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).     2) восемнадцать недель в развитии собаки время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.     Занятия в щенячьем детском саду становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным хозяевам молодых щенков справиться у ветеринара о ближайшем к их дому подобном учреждении. Результаты исследования убедительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)     Инстинкт бегства это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.     На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.     Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.     Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)     Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста. У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.     Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот хороший мальчик").     Однако если хозяин понимает проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой глупой собакой!" пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".     То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какую-либо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.

Зрелость (от 1 года до 4 лет)     Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия.     В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в зависимости от породы и размеров собаки.     Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда.     Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.     Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.     Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную конфронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.     Не следует думать, что собака стала агрессивной, она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.

mittel-victory.narod.ru

Этапы возрастного развития САО | Служебное собаководство

этапы развития САОГоворя о воспитании служебной собаки, подразумевают выполнение хозяином определенных программ занятий с ней в соответствии с возрастными особенностями развития животного. Разумеется, целью должно стать не только обучение среднеазиатской овчарки командам, но и воспитание дисциплинированной, хорошо управляемой собаки, которая сумеет вовремя отреагировать на опасность, будет обладать всеми качествами надежного и верного сторожа.

Неумелому, почти беспомощному щенку, которого взяли в возрасте 1,5-2 мес, еще предстоит пройти несколько периодов физического и психического развития, прежде чем он овладеет всеми необходимыми навыками служебной собаки.

От хозяина в первую очередь требуется, чтобы он стал для своего питомца добрым, но требовательным другом, учитывал все особенности его характера и поведения, регулярно занимался и играл с ним, консультироваться со специалистами-собаководами, которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке собаки.

Насколько терпеливо и умело хозяин станет обращаться со своим питомцем, настолько хорошим и послушным учеником он окажется.

Весь период развития и формирования характера собаки можно разбить на несколько основных этапов, в течение каждого из которых он приобретает определенный жизненный опыт. В самом начале жизни поведение щенка базируется главным образом на врожденных инстинктах. В более позднем возрасте формирование характера и привычек собаки во многом зависит от ее хозяина.

Ранний (начальный) этап

Начальный период развития щенков среднеазиатской овчарки длится с 1-й по 7-ю неделю их жизни. С момента своего появления на свет и до достижения 2-недельного возраста щенок практически беспомощен и всецело нуждается в материнской опеке. Его основными потребностями являются, прием пищи (молока матери), довольно продолжительный сон, пребывание в теплом помещении.

От рождения щенки обладают сосательным рефлексом, позволяющим малышу быстро находить сосок матери, удерживать его и сосать материнское молоко. Процесс кормления сопровождается характерными движениями лап щенка, которыми он мнет живот матери, высасывая молоко.

По тому, насколько энергично щенок способен сосать материнское молоко, определяются его потенциальные жизненные силы и степень пригодности к использованию в селекционной работе в дальнейшем. Кроме того, для собак, обладающих большим запасом биологической энергии, характерно хорошо развитое обоняние, что значительно повышает их способность к работе по следу.

Примерно с 15-го дня жизни у щенков начинают развиваться зрение и слух, 3-недельные среднеазиатские овчарки уже могут ходить, более или менее твердо, удерживать равновесие, а также есть жидкую пищу, которая дается им в качестве дополнения к материнскому молоку. В этом возрасте щенки продолжают сохранять определенную зависимость от матери, однако связи со своими собратьями у них пока не наблюдается.

Щенки среднеазиатской овчарки начинают познавать мир с 2-недельного возраста

Адаптационный этап

Период адаптации щенка к условиям окружающей среды начинается по достижении им возраста 1 мес. и продолжается в течение 3-4 нед. В это время малыш постепенно осваивает новый для него мир. Играя сначала с матерью, а затем и с другими щенками, маленький среднеазиат постигает азы защиты и нападения, приучается к дисциплине, установлению определенных взаимоотношений.

Данный период очень важен для развития многих условных рефлексов, поскольку 4-7-недельные щенки весьма восприимчивы ко всем изменениям внешней среды и у них уже достаточно ярко выражена способность к приобретению тех или иных навыков. В ходе адаптации к окружающей обстановке щенок постепенно приспосабливается к матери. Приобретенный щенком рефлекс – во всех ситуациях следовать за матерью – в дальнейшем проявляется уже в доме хозяина: здесь щенок быстро приучается следовать за человеком.

В период адаптации к окружающей среде следует внимательно наблюдать за поведением щенков, стараясь отмечать наиболее яркие проявления их характера.

Слабо адаптированные к условиям окружающей среды щенки будут впоследствии испытывать значительные трудности при налаживании контакта с окружающим их миром.

Приспособление щенков к внешней среде достигается путем зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных контактов с окружающими предметами. Очень важным для щенков на данном этапе их развития является установление взаимоотношений с людьми, привыкание к их внешнему виду, поведению, запаху.

Адаптационный период – один из важнейших в жизни собаки

Надо сказать, что обнюхивание щенком человека – это своеобразный способ познакомиться с ним, по запаху собаки способны запомнить множество разных людей. От того, с каким количеством новых знакомых щенку предстоит контактировать, будут зависеть его коммуникативные способности в дальнейшем.

В возрасте от 4 до 8 нед. щенки, как правило, еще не испытывают чувства страха перед незнакомыми людьми, однако после 8 нед. они чаще всего боятся посторонних и при встрече с ними стараются спрятаться.

Поэтому, взяв щенка от заводчика, хозяин должен уделить внимание расширению контактов своего питомца с другими людьми, в противном случае собака может вырасти робкой, или, напротив, чересчур агрессивной по отношению к окружающим.

Не нужно лишать среднеазиатскую овчарку возможности общения со своими друзьями, родственниками, соседями: коммуникабельность собаки является залогом ее успешного воспитания и обучения в дальнейшем.

Этап социализации

Этап социализации щенка, то есть его активного ознакомления с окружающими объектами, приходится на возрастной период от 8 до 12 нед. В этом возрасте среднеазиаты весьма подвижны и вездесущи: щенки с большим любопытством и упорством склонны исследовать и испытывать на прочность те предметы, которые являются неотъемлемыми составляющими новой для них жизни в хозяйском доме.

Они проявляют повышенный интерес к различным звукам: голосам, доносящимся из телевизора или радиоприемника, шуму, возникающему при работе бытовых приборов, телефонным звонкам и т. п.

В питомнике щенки дружелюбно относятся друг к другу

Питомцу предстоит познакомиться со множеством новых вещей и явлений: это предметы интерьера квартиры, деревья и цветы на улице, а возможно, и еще какие-либо животные, которые проживают в доме или квартире (кошки, хомяки, попугаи и др.).

Как правило, к другим живым существам щенки относятся дружелюбно, с любопытством обнюхивают своих новых знакомых, а громкое тявканье или лай питомца в подобных ситуациях отнюдь не свидетельствуют о его агрессивном настроении, скорее всего это лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

Этап социализации – наиболее подходящий период для освоения азов дрессировки. В это время уже следует приступать к обучению щенка некоторым командам и приучать питомца к дисциплине.

Он, как правило, уже вполне способен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а к концу 3 мес. жизни малыш осваивает уже более сложные задания. В этом возрасте он может справиться с выполнением некоторых распоряжений и запретов хозяина, которые выражаются командами «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!», «Нельзя!».

Уже в 6-неделъном возрасте основные черты характера среднеазиатской овчарки четко проявляются при его общении с хозяином, а также с окружающими людьми и животными.

Однако хозяевам следует помнить и о том, что слишком рано (то есть до достижения щенками 2-месячного возраста) начинать занятия с ними не только нецелесообразно, но и вредно, поскольку при этом психика собаки подвергается значительной нагрузке, что может привести к стрессу.

Стрессовые ситуации могут возникнуть у щенка не только в результате физического и психического переутомления, но и, например, при проведении определенных лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, посещая ветеринарную клинику, целесообразно захватить с собой какое-либо лакомство, с помощью которого можно отвлечь внимание питомца от пугающих его процедур.

Совсем скоро щенку предстоит разлука с матерью.

Наказание за непослушание следует применять с осторожностью. Оно не должно быть слишком суровым, но и без него в некоторых ситуациях не обойтись.

Не следует забывать, что именно в возрасте 8-12 нед щенки отличаются повышенной возбудимостью, чувствительностью и неустойчивостью психики, в этот период им особенно требуется бережное и чуткое отношение хозяев.

Тем не менее, при воспитании щенка нужно помнить о том, что любые крайности вредны. Одна лишь безграничная любовь хозяина, как и, напротив, чрезмерная сдержанность и строгость в общении с питомцем не помогут вырастить хорошую служебную собаку.

Очень важно как можно скорее дать понять щенку, что он должен подчиняться хозяину, и этот навык необходимо вырабатывать у него даже во время игры.

Что может сделать хозяин, желая наказать своего питомца за непослушание или излишнее упрямство? Ни в коем случае нельзя бить щенка: этот метод приведет лишь к негативным последствиям, которые отразятся на дальнейшем формировании характера собаки.этапы развития САО

Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: можно взять питомца за загривок и слегка прижать к полу, или, наоборот, немного приподнять вверх и встряхнуть.

Рекомендуется применять и еще один вид наказания: шею щенка слегка сдавливают одной рукой, а другую накладывают на его морду сверху и сжимают буквально на 1. Это действие хозяина вызывает у щенка крайне неприятные, болезненные ощущения, и в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается весьма эффективным.

Иногда щенок пытается игнорировать своего хозяина

В период социализации питомца следует приучать и к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в то же время. Получая удовольствие от общения с себе подобными, щенок растет более уравновешенным, с ним возникает гораздо меньше проблем при дрессировке.

Этап доминирования

С 12-й по 16-ю нед. жизни у щенков отмечается период доминирования, когда между собаками-сверстниками происходит борьба за лидерство. Более взрослые собаки всегда занимают высшую ступень иерархической лестницы. Главное, чтобы в этот период среднеазиат признал доминирующей личностью своего хозяина.

Взрослеющий среднеазиат не упустит возможности проверить, кто занимает лидирующие позиции в семье. Как правило, возможны 3 вида взаимоотношений, которые устанавливаются между хозяином и собакой и наиболее интенсивно формируются в то время, когда щенок достигает 3-4-месячного возраста. В первом случае главенствующую позицию занимает человек, во втором – среднеазиат, в третьем же отмечается определенное равноправие между хозяином и его питомцем.

Если хозяин хочет воспитать питомца по всем правилам служебного собаководства, приемлемым вариантом для него должно являться только его личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок необходимо уделять повышенное внимание поведению собаки по отношению к хозяину.

Правильно воспитанная, дисциплинированная собака не будет лаять на хозяина, рычать и скалить зубы, когда тот захочет поднять с земли мячик или палку, которые она пытается удержать лапами во время игры.

Чем быстрее собака признает доминирующую роль хозяина, тем лучше будут результаты тренировок, а содержание животного доставит хозяину гораздо меньше проблем.

В течение данного возрастного периода устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Возвратившись с работы домой, он наблюдает, как питомец, виляя хвостом, уже ожидает его в прихожей, радуясь встрече с ним. Однако на прогулке собака, отвлекшись во время игры, может совершенно забыть о его существовании, и совсем не лишним будет напомнить ей об этом.

Среднеазиату проходящему этап доминирования, необходимы систематические тренировки, в ходе которых хозяин отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка могут постепенно возрастать, и щенок в возрасте около 4 мес вполне способен выполнять более сложные задания, чем его младшие собратья, еще не прошедшие вакцинацию и выводимые хозяевами на прогулку лишь с соблюдением некоторых мер предосторожности.

Для 13-недельного питомца уже следует приобрести ошейник и выгуливать его на поводке. Даже дисциплинированные и хорошо управляемые собаки могут проявить свой темперамент во время прогулки по улице, особенно это касается кобелей.

Среднеазиат может стать прекрасным другом, верным и преданным, и в то же время он должен уметь подчиняться хозяину в любой ситуации.

Дело в том, что кобели уже к 4-месячному возрасту отличаются высокой половой активностью и, играя, могут совершать энергичные наскоки то на своих сородичей-сверстников, то на ногу находящегося рядом хозяина.

Подобные забавы являются лишь проявлением природного полового инстинкта собак, и не стоит слишком сурово относиться к такому поведению питомца, тем более, если в дальнейшем планируется использовать его для селекционной работы. Лучше занять питомца активными играми в удобном для этого месте (например, на лужайке или в глубине парка), где он сумеет полностью переключить свое внимание.

Этап проявления независимости

Данный этап психофизиологического развития собаки продолжается с 4-го до 8-го мес. Это как раз тот период, когда питомец, в целом признавая лидерство хозяина, может позволять себе некоторые вольности, пытаясь продемонстрировать человеку свою независимость, и тем самым проявить индивидуальность и реализовать желание самоутверждения (оно свойственно не только людям, но и собакам).

В чем же может выражаться такая самостоятельность собаки, которую она не преминет доказать при первой же возможности? Во-первых, хозяину, вероятно, предстоит с разочарованием наблюдать за тем, как его любимая собака, еще вчера превосходно выполнявшая ту или иную команду, на этот раз как будто совсем не слышит ее, и наперекор ему делает совсем не то, что от нее требуется.

В борьбе за лидерство не всегда побеждает человек

Уверенность и непреклонность помогут хозяину успешно противостоять неожиданным капризам среднеазиата.

Демонстрируя хозяину подобное поведение, среднеазиат пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, что, конечно же, совершенно неприемлемо. В такой ситуации нельзя расслабляться и давать собаке шанс стать хозяином положения хотя бы на время.

Если питомец своевольничает, настойчиво игнорируя задания, полученные от хозяина, не следует идти у него на поводу, надо упорно требовать от собаки послушания и полного подчинения. В противном случае у подопечного появится неисправимая привычка поступать так, как вздумается ему.

В то же время не стоит применять грубую силу или угрожающим тоном повторять команду, желая во что бы то ни стало добиться правильного ее исполнения. Следует формировать у собаки привычку подчиняться командам иначе: просто не спускать среднеазиата с поводка до тех пор, пока не появится уверенность в том, что питомец безупречно выполняет все то, что от него хочет хозяин.

При отсутствии со стороны хозяина должного внимания к проявлениям независимости собака станет своевольничать в любых ситуациях. В дальнейшем человек будет периодически лишаться возможности управлять ею и контролировать ее поведение, поскольку взрослый среднеазиат достаточно крупный и сильный, и для того чтобы удержать его, потребуется приложить максимум физических усилий.

Поводок – необходимое снаряжение для воспитания собаки

Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Бывали случаи, когда взрослые среднеазиатские овчарки, не имеющие навыков подчинения хозяину, нападали на людей, оказавшихся рядом.

Проявив твердость и настойчивость в обращении с подопечным, можно помочь ему успешно преодолеть период независимости и выработать у него неизменную привычку четко выполнять все команды хозяина.

Этап преодоления страха

Данный период может продолжаться в течение 1-2 мес. Он начинается в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки в возрасте от б до 14 мес.

Этот этап, как правило, характерен тем, что питомец внезапно, без особых причин испытывает страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций.

Вместе с тем отмечается и боязнь новых, незнакомых объектов. Оказать помощь в преодолении страхов подобного рода собаке должен хозяин. Ему следует подать собаке команду «Стоять!», затем приблизиться к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у его четвероногого друга, и дотронуться рукой до пугающей вещи.

После этого, скомандовав «Ко мне!», нужно дожидаться, пока любимец тоже подойдет к предмету, который ничуть не страшен для хозяина (он это уже наглядно продемонстрировал), и сам убедится, что данный предмет не представляет никакой опасности. Спокойное и уверенное поведение хозяина сразу же передастся собаке.

Хозяин должен помочь питомцу преодолеть все его страхи

этапы развития САОЭтап переходного возраста

Данный этап начинается по достижении среднеазиатской овчаркой годовалого возраста и продолжается в течение еще 3 лет. В это время собака, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей.

Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца. Захват лидерства – дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение на иерархической лестнице, стремясь подняться на ступень выше человека.

Если собака ведет себя слишком агрессивно, и хозяин не в состоянии контролировать ее, ему потребуется совет опытного кинолога: специалист поможет изменить ситуацию к лучшему.

Главное, что требуется от хозяина в этот период, – не потерять самообладания, настойчивости и твердости, но при этом сохранить добрые взаимоотношения со своим четвероногим упрямцем. Занятия дрессировкой должны обязательно оставаться регулярными, не нужно давать собаке возможности предъявлять хозяину свои собственные требования.

Переходный возраст у собаки – еще и период достижения ею половой зрелости. Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития среднеазиатской овчарки уже завершен. Существует ряд врожденных и приобретенных качеств характера, которые окончательно формируются лишь к 3-летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).

Инстинкт защищать хозяина формируется у среднеазиата лишь к 3-летнему возрасту

Материал взят: С.Е.Ермакова "Среднеазиатская овчарка"

guard-dog.ru

Психология собаки:периоды развития умственной деятельности собаки

www.goldengreta.narod.ru

Животные всех видов проходят в своем развитии определенные периоды. У некоторых, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может помочь нам лучше понимать их повеление. Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту, подразумевая, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери. Чаще всего это просто ерунда. Объявить встревоженному владельцу собаки, что поведение, вызывающее тревогу, является наследственным, — великолепная отговорка для кинолога, которого просят помочь исправить поведение собаки, а он не знает, как это сделать.

Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству.

Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае “люди—собаки”, она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению. Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель

щенки развиваются с огромной скоростью — настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на примерах.

Влияние окружения сейчас только начинают широко признавать как весьма реальную причину некоторых проблем поведения, но наличие критических периодов развития было установлено уже много лет назад. В 1963 году Кларенс Пфаффенбергер написал книгу под названием “Новые сведения о поведении собак”. В своем введении Пфаффенбергер писал: “Для меня собачья семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное

поведение, изучая поведение собак, особенно щенков”.

Это верно, потому что поведение собаки по отношению к своей человеческой семье (владельцам) так похоже на поведение ребенка по отношению к своим родителям. Взаимоотношения суки и щенков мало отличаются от взаимоотношений матери и детей.

“Новые сведения о поведении собак” — это, в основе своей, история о том, как Пфаффенбергер получил задание найти идеального щенка, чтобы вырастить из него идеальную собаку-поводыря. Однако исследования, которыми он руководил в конце 1950-х годов, имели гораздо большее значение: Пфаффенбергер установил следующие критические периоды развития, общие для всех собак.

Неонатальный период (от О до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину. из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)

Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает

его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными “личностями” (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к

лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком “подарит” ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком.

Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Социализация в обществе людей

Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета — семь недель (49 дней).

В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета.

Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.

Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску. К

этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете — настоящий лидер.

Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.

Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который “выбрал их”. Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.

В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.

Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря

. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.

Само собой разумеется, что тесты должны проводиться компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда не видели. Тест должен проводиться в незнакомом щенкам помещении и в такое время дня, когда они наиболее активны. Каждый щенок проверяется отдельно, — это поможет избежать искажений, потому что в противном случае на результат повлияет уверенность, которую может придать щенку присутствие собратьев.

Тесты проводятся по пяти отдельным сферам поведения. По каждой из них проверяющий дает оценку следующим образом:

Сильный лидер      - 1 балл

Лидер                      - 2 балла

Послушный             - 3 балла Очень послушный - 4 балла

Независимый          - 5 баллов

 

Собаки, у которых в основном “единицы”, возможно, подойдут для охранно-розыскной службы, при условии, что у них будет опытный проводник и собака способна к подобной работе по своим физическим данным. Ни при каких обстоятельствах собаку такого типа нельзя продавать неопытному человеку для содержания в семье. Комбинации из “двоек” и “троек” с преобладанием “двоек” указывает на возможность вырастить из щенка с такими баллами хорошую служебную собаку.

Они же, то есть те, у кого “двойки” и “тройки” с преобладанием “двоек”, могут быть и домашними собаками, но желательно, чтобы они попали к опытным людям в семью без детей или с детьми старшего возраста. Собаки, у которых преобладают “тройки”, а “двоек” мало, подойдут для семей с детьми младшего возраста. “Троечники” и “четверочники” должны попасть в очень чуткое и спокойное окружение. Щенок, набравший много “четверок”, легко может стать собакой, которая кусается от страха.

Собаки, которые получают главным образом “пятерки”, вполне благополучно будут жить в питомнике, но вряд ли смогут стать домашними собаками, которые доставляют радость своим хозяевам.

Тесты нужно проводить следующим образом:

1. Стремление к общению.

Щенка ставят на пол в середине помещения, где проводится испытание, далее тестирующий должен привлечь его внимание и побудить подойти поближе, заманивая в глубь незнакомой комнаты.

Готовность подойти, повадка и позы, которые щенок продемонстрирует приближаясь, и его отношение к тестирующему — все следует учитывать.

Если щенок подходит с готовностью, держит хвост высоко, прыгает и кусает руки тестирующего, он получает один балл. Если подходит неуверенно, поджав хвост, а то и делает лужицу, он получает четыре балла. Если щенок игнорирует тестирующего и занимается своими делами, то он получает пять баллов.

2. Преследование.

Погладив щенка за то, что он подошел, или подойдя к нему и погладив, если он сам не подошел, тестирующий отходит от щенка и наблюдает, насколько охотно тот идет следом. Щенок с задатками сильного лидера пойдет за ним охотно, может быть, он будет забегать вперед и путаться под ногами или даже попытается кусать за ноги. Очень покорного щенка придется ласково уговаривать, и, возможно, он пойдет следом, но неравномерно, падая на спину всякий раз, когда тестирующий останавливается или наклоняется, чтобы его погладить. “Пятерочник” по-прежнему будет заниматься своим делом.

3. Принуждение (ограничение свободы). Тестирующий осторожно переворачивает щенка на спину и удерживает его в этом положении в течение приблизительно тридцати секунд. Оценка, которая в этом тесте составляет от одного до четырех баллов, будет зависеть от того:

а) сопротивлялся ли щенок яростно, стараясь укусить;

б) просто сопротивлялся, но не кусался;

в) сопротивлялся, но постепенно успокоился;

г) не сопротивлялся и лизал руку тестирующего.

4. Социальное лидерство.

Области головы, шеи и плеч у собаки — зоны, определяющие лидерство. Понаблюдайте за встречей двух собак, занимающих высокое положение в своем окружении, и вы наверняка увидите, что собака, занимающая более высокое положение (или претендующая на него), кладет лапу или подбородок на холку другой собаки. Присев на корточки, тестирующий должен погладить щенка “твердой рукой” от головы до холки и продолжать гладить в течение примерно тридцати секунд. Один балл получает щенок, который противится, например рычит и пытается изменить ситуацию доминирования на противоположную, прыгая на тестирующего. “Четверочник”, вероятно, сожмется в комок и сделает лужицу, “пятерочник” просто уйдет прочь, полностью игнорируя все происходящее.

5.

Воздействие высоты.

Нагнувшись и сложив руки в колыбель под брюшком щенка, тестирующий бережно поднимает щенка на высоту нескольких дюймов от пола и держит его в таком положении в течение примерно тридцати секунд. Тестирующий полностью контролирует ситуацию, а щенок попадает в положение полной зависимости. То, как щенок воспринимает происшедшее, — оказывает сопротивление или покоряется — определяет оценку от одного до четырех баллов. Как и в третьем испытании (ограничение свободы), невозможно выставить оценку в пять баллов, поскольку щенок лишен возможности продемонстрировать свой независимый характер.

В шестинедельном возрасте щенок, в сущности, “чистый лист”, за исключением некоторых приобретенных повадок.

То, как реагируют щенки, показывает нам их истинный генетически обусловленный потенциал. Позднее среда, в которой они будут расти, вероятно, как-то повлияет на их темперамент, окончательно формирующийся к моменту достижения взрослого возраста (зрелости), но. правильно оценив их потенциал в шестинедельном возрасте, заводчик может затем сделать так, чтобы щенки отправились к подходящим для них хозяевам.

Когда щенок попадает в свою новую семью, важно, чтобы все контакты с людьми, включая посторонних и гостей, были приятными. Новые хозяева должны, насколько это возможно, не бранить щенка и не применять никаких физических наказаний.

Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им лаются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцати-недельного щенка.

Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае “люди—собаки”, в которой они живут.

В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии

маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.

В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей — это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.

Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:

1) двенадцать недель — это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).

2) восемнадцать недель в развитии собаки — время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

Инстинкт бегства — это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.

На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды “ко мне!” могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку — а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в “сплоченности стаи”, разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.

Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение (“Вот хороший мальчик”)

.

Однако если хозяин понимает проблему “боязни знакомых вещей”, он скажет: “Не будь такой глупой собакой!” — пойдет и сядет на этот стул и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. “А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте”.

То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какую-либо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.

Зрелость (от 1 года до 4 лет)

Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия.

В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет в зависимости от породы и размеров собаки.

Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда.

Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.

Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение (см. Проблемы агрессии).

Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае “человек—собака” и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную конфронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.

Не следует думать, что собака стала агрессивной, — она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.

Роль полового опыта для нормального развития собаки. Племенное разведение собак

Роль полового опыта для нормального развития собаки

Следующий практический вопрос, вызывающий споры в среде собаководов: насколько необходимо собаке для полноценного развития и здоровья приобретение полового опыта? Ответ зависит от пола животного.

Суки

Для суки важно не столько приобретение полового опыта, сколько материнство. Действительно, как беременность и роды необходимы для окончательного формирования организма, точно также подготовка к рождению, выкармливание и воспитание, щенков, т. е. материнское поведение, являются тем, что формирует полноценную личность суки. Сука, ни разу не принесшая потомства, так и не станет взрослой в полном смысле: пусть и в небольшой мере (а у многих сук на самом деле в значительной) в поведении сохранятся излишняя инфантильность, неуверенность в себе, неуравновешенность, а, возможно, и излишняя агрессивность. Выкармливание даже единственного собственного выводка придают суке уверенность, она приобретает колоссальный жизненный опыт, становится гораздо более уравновешенной. Как считают некоторые кинологи, именно вязка способствует окончательному формированию сук крупных пород.

В то же время, для большинства «домашних любимец» окончательное формирование психики совершенно ни к чему, Владельцев вполне устраивает некоторая доля инфантильности их питомиц.

Кобели

С кобелем ситуация принципиально иная. Для его развития единичные спаривания не дают ничего, кроме повышения самооценки. Однако, если при жизни в стае подобное сопряжено, как мы говорили, с закономерным повышением социального статуса, то в семье владельца этого не происходит. Таким образом, вязка несет в себе семена конфликта за доминирование в семье-стае. На физическом развитии единичная вязка сказаться просто не может, аргументы, что вязка прекращает рост кобеля и вызывает быстрое возмужание, не соответствуют истине.

Половая потребность, будучи однократно реализована, формирует мощнейшую мотивацию. Теперь кобель ищет возможность повторить этот опыт. Вот тут-то начинаются побеги от хозяина в поисках сук, блуждания с «собачьими свадьбами», что условиях города рано или поздно приводит к гибели под машиной и т. п.

Помимо поисков сук, кобель выплескивает свою активность через смежные мотивации. Напомним, что социо-половое поведение неразделимо, поэтому смежной мотивацией очень часто оказывается борьба за высокий статус. Кобель принимается драться с другими кобелями на прогулках, часто вступает в конфликт с владельцем.

Резкое усиление половой потребности может сублимироваться и в более экзотических проявлениях. У собаки появляются вредные привычки, например, стремление рвать и портить вещи в отсутствие хозяев, манера подолгу выть. Разумеется, возможно и развитие онанизма. Совсем не редки случаи, когда «развязанный» кобель в семье с определенным уровнем внутренних конфликтов переносит свои сексуальные притязания на хозяйку, доходя до жесточайших драк с ее мужем. Подобные конфликты своими силами зачастую просто не разрешимы, требуют квалифицированной помощи дрессировщика, а потому часто кончаются разлукой с собакой.

Таким образом, единичные вязки приносят кобелю только вред. Для поддержания здоровья, в том числе психического, возможны три пути.

Первый — полное воздержание для кобеля, который вряд ли будет использован на племя. Здесь нет ничего противоестественного: далеко не все кобели в природе спариваются, племенное ядро популяции составляет значительно меньше половины особей. Следует отметить, что сила половой потребности зависит от физиологического состояния организма. Потребности, связанные с поддержанием жизни, доминируют над половой.

Второй — активное племенное использование, когда за год кобель спаривается со многими суками. При этом в интервалах между спариваниями необходим хороший физический тренинг.

Третий путь — эпизодические вязки. Половая потребность может быть понижена за счет высокого уровня социальных контактов. Ведь в естественной стае при том, что кобели сохраняют половую активность всегда, спариваются — то они обычно два-три раза в год. Во все остальное время они заняты другими делами, в том числе помощью в выращивании молодняка, общением друг с другом.

Социальные контакты не просто отнимают у собаки время, но и требуют значительных затрат сил. Особенно утомительными оказываются диаметрально противоположные статусы. У наиболее низкоранговых животных половая активность подавлена, так как остальные члены стаи третируют их, удовлетворение любых притязаний оказывается довольно сложным. Высокоранговые животные, особенно доминант, зачастую практически все свои силы тратят на поддержание порядка в большой стае. Мы уже упоминали, что в ряде случаев доминирующий кобель может просто не искать себе пару, в англоязычной литературе это явление получило весьма образное наименование — организационная импотенция. Таким образом, эпизодические вязки — и это третий путь — могут быть совершенно нормальным явлением при высокой социальной активности.

При домашнем содержании половая активность может частично сублимироваться за счет работы, требующей от собаки внимания, отдачи сил, — подобным «делом жизни» вполне эквивалентным социальной роли в стае вполне могут быть спорт, охота, сторожевая и т. п. деятельность. В питомниках кобели зачастую получают вполне удачный заменитель половой активности, поддерживая порядок среди сук, контролируя поведение молодняка, т. е. фактически выступая в ролях доминанта и дядьки, каждая из которых связана с большим количеством напряженных социальных контактов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru


Смотрите также

">