Этапы развития щенков с рождения и до 3-х месяцев. Развитие собаки
Этапы развития щенков с рождения и до 3-х месяцев
Как не существует на Земле абсолютно идентичных людей, так нет и таких же собак. Каждая собака – это индивидуальность с набором качеств, присущих ей в соответствии с возрастом, полом и породными качествами. У собак, как и у людей, есть свои слабинки, свои сильные стороны характера и каждая собака — породистая или беспородная — требует исключительно индивидуального подхода. Как ребёнок. И от того, как её будут воспитывать, напрямую будет зависеть вся её последующая собачья жизнь.
Часто владельцы сетуют на своих собак, пытаются найти универсальный ответ “Что мне делать с собакой?”. Но, увы, общего ответа нет и не будет. Ведь в каждом конкретном случае есть ряд факторов, которые провоцируют или формируют нежелательное поведение собаки.
Существуют совершенно объективные законы, по которым происходит становление характерных черт в поведении собаки в ходе её индивидуального развития. Дополнительно, на эти законы оказывают влияние условия окружения молодой собаки, характер хозяина и его требования. И если разобраться в том, что провоцирует собаку вести себя тем или иным образом, возможно, откорректировать её поведение и устранить недостатки в воздействии хозяина на собаку.
Для правильного воспитания собаки нужно знать и понимать то, как она развивается, по каким законам развития психики формируется её характер и поведение. Об этом будет эта статья.
Детство или от нуля до 3 месяцев
Щенки, как и все млекопитающие, рождаются беспомощными, слепыми и глухими. В этот период они полностью зависимы от матери, которая тоже очень сильно привязана к щенкам и не оставляет их ни на миг. Вывести в этот период суку на прогулку является большой проблемой потому, что она не может оставить подсосных щенят…
В первые 4 -5 дней жизни у щенков проявляется лишь одна реакция на холод, боль, голод. Они начинают активно двигаться и пищать. И мать немедля бросается на помощь своим малышам.
В этом возрасте мать вылизывает щенков и убирает за ними продукты выделения – кал и мочу. При искусственном вскармливании щенки часто погибают потому, что люди не знаю, что после кормёжки щенкам нужно помассировать животики для стимуляции пищеварения и дальнейшей перистальтики кишечника.
С 5 по 11 (иногда и до 13) день у щенков открываются слуховые проходы и глазные щели. Формируются органы чувств. Щенки начинают подниматься на лапки, сворачиваться клубочком во сне, чесаться, зевать – словом, начинает формироваться обычные взрослые поведенческие кластеры. И с этого же времени щенки начинают активно переходить к контактам со своими однопомётниками. Сука уже спокойнее оставляет их на более длительный период.
С двух недельного возраста и примерно до трёх недель у щенков усиливается двигательная активность. Они с удовольствием познают мир. Они уже могут активно передвигаться и даже играть друг с другом. Если в этом периоде на пути щенка встречается незнакомый предмет, щенок его внимательно обнюхивает и потом пятится назад, под надёжную защиту матери.Когда у щенков прорезываются зубы (приблизительно в 30-35 дней от рождения) они уже могут переходить на обычную пищу. Которая, однако, должна соответствовать возрасту малышей для успешного её переваривания.
Обычно, щенков отдают новым владельцам в возрасте 1,5 месяцев, когда щенки уже могут обходиться без материнского молока и обладают определённой степенью социализации. С этого момента роль матери берёт на себя владелец. До трёх месяцев проходит активный период адаптации подросшего щенка к внешней жизни.
Как прекрасен этот мир
К сожалению, многие владельцы считают, что маленьких щенков следует изолировать от других, более старших собак. И допускают в этом огромную ошибку, которая стоит потом собаке всей её жизни.
Дело в том, что именно с раннего возраста щенята определяют себя в мире и усваивают основные навыки поведения в окружающей среде, в том числе и в собачьей стае. Если оставить щенка без общения с сородичами в ранней юности, он превращается со временем в пугливую, нервозную и совершенно неприученную к контактам собаку. Это является большой проблемой для владельцев.
Многие попросту избавляются от таких собак, которых сами и испортили. Но есть выход и в этой ситуации. Консультация с зоопсихологом или с опытным кинологом спасает множество загубленных собачьих судеб.
vashipitomcy.ru
Этапы психофизиологического развития собаки - FreiWind
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКАИ ИХ СВЯЗЬ С ПОВЕДЕНИЕМ
Собака относится к высшим животным с высокоразвитым мозгом, который определяет ее богатый поведенческий репертуар. По уровню развития головного мозга представители Псовых находятся всего на 3 ступени ниже человека (между нами только дельфины и приматы).
Психика высшего животного формируется за счет двух составляющих: - врожденных программ поведения, присущих всему виду;- программ, которые формируются индивидуально у каждого животного в результате взаимодействия с окружающей средой.
Именно способность вырабатывать новые формы поведения, выходящие за жесткие рамки инстинктивных моделей, является эффективнейшим приспособительным механизмом живого вида к реальным условиям существования. Не исключено, что именно благодаря этой развитой способности древние млекопитающие, не занимавшие сколь-нибудь серьезного положения в мире доисторических животных, пережили глобальные геологические катаклизмы, уничтожившие динозавров, и стали венцом биологического царства.
Чем более высокое положение на эволюционной лестнице занимает животный вид, тем дольше длится период послеутробного развития, ибо в это время формируются сложнейшие нейрохимические связи в коре головного мозга живого существа, и врожденные программы проведения самым удивительным образом переплетаются с приобретенными. Вылупившееся насекомое практически сразу представляет из себя взрослую особь, четко следующую наследственному поведенческому алгоритму. Новорожденный олененок уже через несколько часов способен следовать за матерью и передвигаться вместе со стадом. Детеныш собаки становится биологически взрослой особью только к двум годам, а человеческий ребенок – к 16.
Физическое и психическое формирование новорожденного щенка проходит через несколько периодов, каждый из которых имеет особенности и по-разному влияет на то, какой станет взрослая особь. В научной литературе пока нет четко согласованного очертания границ этих периодов, иногда один период накладывается на другой. Но в целом, они выглядят следующим образом.
Ниже мы приводим фрагмент из книги Елены Мычко «Поведение собаки». Автор – российский ученый, много лет исследовавшая поведение собак и волков - написала ряд популярных книг, в которых в увлекательной и доступной форме рассказывается о важнейших проблемах психологии Псовых. Если Вас всерьез интересует психология Вашей собаки, и ранее Вы не изучали специальную литературу по этой теме, настоятельно рекомендуем внимательно прочитать этот текст.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА
Неонатальный период (период новорожденности)
Первый период жизни новорожденного щенка – неонатальный или период новорожденности (18–20 дней) характеризуется, прежде всего, быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций.
В течение первого месяца постнатального периода из совершенно беспомощного эмбриона щенок превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию.
В первые восемь дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу первого периода начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение – начинаются игры, возникают оборонительные реакции.
В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца – почти полной массы мозга взрослой собаки.
Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.
К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка – положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, «обрастая» условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.
В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» – это помогает им сохранять тепло – терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания.
Новорожденные щенки неспособны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. Если бы щенки все делали самостоятельно, в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а таким образом в нем всегда чисто и сухо.Переходный периодВторой период – переходный (21–35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения – до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.
Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.
По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее. В это время у щенка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.
Период первичной социализации
Третий период жизни (35–80 дней) – период первичной социализации. К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка весьма подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов.
Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Значительно усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс, названный И.П. Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких-либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.
Манипулирование с окружающими предметами – важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.
Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго.Ювенальный периодЧетвертый период – ювенальный (свыше 12 недель). В этот период происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже – они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам.
Часто у щенков возникает пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить его окружение.Период полового созреванияПятый период – период полового созревания (после 7 месяцев). К этому моменту рост щенка в основном заканчивается.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Нижеприведенные сроки характерны для большинства собак средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее Первый период социализацииНачинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг (запечатление), в ходе которого запечатлевается образ своего вида и – это особенность собаки – образ человека-партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, – именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.
Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.
Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.Второй период социализацииОн может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.
Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.
Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.
Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.
Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.
Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» – враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо.
Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.
Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком-одинцом принять под свою опеку сироту. Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчитывать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяевами – могут съесть. И только высокосоциальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков – вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.
Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.
Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.Третий период социализацииОн приходится на возраст 6–10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Последние также, безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак-парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.
Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.
Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими обладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.
Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным признаком или атрибутом «своего», человека-охотника является ружье. Собака, хоть раз побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем. Это интереснейший случай, когда понятия «МЫ» и «ОНИ» являются атрибутивными у животных.
В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют.
Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.
Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза, поскольку теперь надо объединять силы против внешнего мира. В расхожей шутке: «Против кого, братцы, дружим?» на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по-разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.
Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Причем совершенно необязательно искать корни дружественных союзов только в легкости добычи пропитания, гораздо чаще они восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так, на наш взгляд, можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»-изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.
На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.
Депривация во время второго периода социализацииДело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.
Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка-деприванта.
По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.
Не можем не отвлечься и не привести примера такого обучения щенка. Молодая сука среднеазиатской овчарки в начале второго периода социализации выращивалась совместно с собаками иных пород, обладавших достаточно ограниченным языком демонстраций. Уже после четырехмесячного возраста она попала в сформированную стаю собак своей породы и первую неделю испытывала массу неудобств. Взрослые собаки, особенно суки, часто принуждали ее принимать позу подчинения и делать это четко. Когда подросток понял, чего от него требуют взрослые собаки, он, похоже, испытал истинное удовольствие. Теперь уже молодая сука ходила за взрослыми собаками, вынуждая их обратить на себя внимание, но стоило тем сделать малейшее движение угрозы, как она утрированно четко и с видимым удовольствием принимала позу подчинения.
Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.
Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступать в контакты с ними, ему не с кем играть. Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению – без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным.
Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.
Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, неприятного в общении и негодного к работе.
Депривация во время третьего периода социализации
Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.
Депривация взрослого животного
Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно.
В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.
www.freiwind.ru
Этапы развития щенков - CesarsWay.ru
Развитие щенка представляет собой особое таинство. В этой статье будет рассмотрены основные этапы развития щенков.
Некоторые из нас, представляют щенка как очаровательную крошечную собачку, едва открывающую глазки, натыкаясь на все в попытках узнать мир. Другим видится ураган собачьей энергии, которому нужно догнать еще множество мячей, учуять массу запахов и написать на множество вещей.., а потом еще и покататься по полу.
Есть две причины такого разделения:
- Щенячий период — это не то, что длится всего несколько недель. Развитие щенков по дням продолжается до возраста в 1-2 года.
- При том, что собаки проходят ряд этапов взросления и развития, мы склонны замечать только две стадии — «щенок» и «взрослая собака».
Какие же бывают этапы развития щенков? В разных подходах выделяется до 7 различных стадий, начиная с рождения и до того момента, как щенок превращается во взрослую особь. Для простоты мы будем рассматривать 5 стадий.
- Неонатальный период (0 — 2 недели). Щенки обладают вкусом и осязанием, но этим все и ограничивается. В этот период они больше всего подвергаются влиянию матери (в том числе суррогатной) и рожденных вместе с ним щенков. Они начинают осваивать простейшие навыки общения, координации и познавать процесс социальной субординации. Больше всего они едят — новорожденным нужно давать молоко (материнское или искусственное) каждые два часа.
- Переходный период (2 — 4 недели). Их глаза открыты, они стоят и ходят, у них развивается обоняние и слух, они размахивают хвостиком, зубки начинают прорезываться, и щенки издают первый лай. К концу этого периода они должны будут уметь пользоваться лотком самостоятельно и довольно хорошо видеть.
- Период социализации (1 — 3 месяцев). Этот время является тем этапом жизни щенка, когда чрезвычайно важным становится представить его другим собакам и людям. К 5 неделям они уже привыкают к окружающей обстановке и начинают наслаждаться процессом игры. Хороший опыт общения с людьми в 5-7 недель во многом повлияет на то, как позже щенки будут взаимодействовать с окружающими.Щенки попадают под влияние людей уже после первого месяца, но в идеале нужно оставить их с матерью и однопометниками до 8 недель, чтобы они играли с помощью покусываний и осваивали другие навыки социализации в узком кругу.Когда развитие щенка достигает 7 недель, можно начать с ним тренировки дома. В 8-10 недель наступает период «страха», справиться с которым поможет тренировка позитивного и ободряющего толка. Но настоящее «золотое время» для обучения — в 9-12 недель, потому что щенок активно осваивает социальные нормы и обращает внимание как на людей, так и на соплеменников.
- Социальное деление (3 — 6 месяцев). Этот период можно сравнить с «начальным школьным возрастом». Подобно детям, щенки больше всего подвергаются влиянию людей и собак. На этом этапе Ваш щенок начинает понимать свое место в социуме через подчинение и доминирование. Появление зубов и связанное с этим жевание (включая и то, что он жует!) — черты этого периода (около 4 месяцев), и щенок столкнется с очередными страхами.
- «Подростковый» этап (6 — 18 месяцев). Рост и развитие щенка достигает апогея. Он ощущает себя частью стаи, его поведение наиболее определяется этой группой. Будьте готовы, что щенок подбросит Вам больше трудностей когда станет активно пытаться занять доминирующую позицию в стае.
Некастрированные (нестерилизованные) собаки также в этот период проявляют сексуальную активность. В 7-9 месяцев начинается «второй жевательный этап», отучить от этой вредной привычки помогут 5 советов, как отучить щенка грызть вещи.
Зная, когда и что ожидать, Вы можете лучше подготовиться к особенностям поведения щенка, добиваясь своими действиями необходимого Вам поведения. В воспитание щенка поможет книга «Как воспитать идеальную собаку» и другие книги Цезаря Милана
Джош Вайсс-Рёсслер
Ещё статьи по теме:
cesarsway.ru
Дни | Физиологическоеразвитие | Поведенческиеизменения | Действиязаводчика(владельца) |
1 | маленький запас энергии(нет жировой прослойки), физиологическая потеря веса (10 %),выделение мекония(первородного кала) | устройствотеплого ящика, в полутемномместе | |
4 |
| начинает находитьнаиболее молочныесоски, знает запах матери | следить, чтобысука непридавилащенков |
1-5 | 1-5 снижена болеваячувствительность,мозг плохо развит | 3-5 деньудаление прибылыхпальцев, купирование хвоста | |
5 | начало окрашивания мочки носа | ||
6 | рефлекторный озноб | ||
8 | удвоение первоначальноговеса | ||
1-30 | отсутствие терморегуляции | взвешиватькаждый день | |
1-10 | глухота и слепота,но развито обоняние, осязание, вкус, реакция скучивания | реагирует на прикосновения,источник тепла, пищит, когда егочто-то беспокоит,чередование сна и сосания (без разлеления день-ночь), самостоятельно не мочатсяи не какают
| 8 кормлений, обеспечить полумрак и теплое место |
10-15 | открывают глаза | ползает, не вставая на лапы | минимальная яркость света в помещении |
13 | зрачок реагирует на свет, сетчаткаплохо развита | ||
16-18 | начинает вставать на лапы, раскачиваясьиз стороны в сторону | ||
18-21 | формирование жировой ткани, есть терморегуляция | начинает вилять хвостом | |
20 | реакция вздрагиванияна резкий звук | ||
21-24 | начало прорезываниязубов, слышит | реакция на шум, первые игрымежду щенками | |
21-50 | период социализации(мать начинает их приспособление к взрослой жизнипри помощи мимикии некоторых агрессивныхдействий) | ||
22 | проявление интереса к мясу, начало угасания сосательного рефлекса | возможность жевать, кусаться | |
21-28 | переход от грудноговскармливания к смешанному | начало познания мира, учитсяпить воду | нужна спокойная обстановка |
28 | 1 глистогонка | ||
30 | наличие зубов :клыки, резцы, первые и вторые ложнокоренные | выход из логова | переселение из клетки в вольер,приучение клотку |
35 | температура телавзрослой собаки | повышение двигательной активности, формирование дневного ритмаотзываются на кличку | с 1 по 2 месяцвзвешивание каждые 5 дней |
45 | актировка и клеймениеприучение кгигиеническим процедурам (расчесывание, чистка ушей, осмотр зубов) | ||
48-53 | нервная система сформирована | наилучшее усвоениеновой информации (обучениекомандам), желание познать окружающие предметы (грызут, хватают в рот, треплют) | необходимо человеческое общение, не держать круглосуточнов клетке(этоведет к отставанию в развитии) |
55-85 | период страхов,окончательный переход на корм | избегать травмирующих психику факторов | |
56 | 2 глистогонка | ||
58 | начинает лаять | 1 комплекснаяпрививка, разнообразитьокружающующенкаобстановку | |
60 | наличие всехмолочных зубов | начало приученияк автомобильнымпоездкам, городской среде, | |
65 | может покидатьдом | ||
84 | 3 глистогонка | ||
86 | 2 комплекснаяпрививка | ||
90 | полностью готовк самостоятельнойжизни, социализирован,дважды привит | начинать выводитьгулять | |
12 нед. | формирование индивидуальных черт характера | ||
13-16нед. | поиск своего местав коллективе(среди собак илюдей), первыезадатки лидерства | ||
4-8 мес. | желание убегатьот хозяина, "сексуальные"игры | ||
7-8 мес. | окончание роста,фолликулы сукиготовы к овуляции | 6 месяцев - 3 глистогонка | |
6-10мес. | первая течка | половое созревание,кобели начинаютподнимать лапу,метяттерриторию | |
6-14мес. | боязнь новых ситуаций | не заставлять подходить кпредмету,которого боится, доверительные отношения | |
8-9мес. | окончательная смена зубов -42 постоянных зуба | необходимо выдрать невыпавшие клыки,прививка отбешенства
| |
8-10мес. | окончательное формированиеотношений"доминирование-подчинение" |
Закономерности роста и развития собак
Для роста и развития собаки характерны неравномерность и периодичность. Собаки относятся к высшим млекопитающим, онтогенез которых можно разделить на следующие этапы развития: внутриутробный (эмбриональный) и послеутробный (постэмбриональный).
Внутриутробное развитие собаки продолжается 58—63 дня и проходит известные периоды-стадии (по Г. А. Шмидту): зародышевый (эмбриональный) предплодный и плодный.
Зародышевый (эмбриональный)В первые 7—8 суток у собаки проходит стадия дробления зиготы (одноклеточный зародыш). Формируется многоклеточный зародыш, так называемая морула. Механизм формирования морулы следующий: зигота через 24 часа делится на две дочерние клетки — бластомеры; каждый из бластомеров несет 39 пар хромосом, и в свою очередь, приступает к делению; зародыш проходит стадии 4, 8, 16, 32 и т. д. бластомеров. Размеры морулы те же, что и у зиготы, так как параллельно с увеличением числа клеток размер каждой из них соответственно уменьшается (бластомеры заняты делением и собственная продукция нового вещества в них незначительная).
На стадии 16—32-клеточной морулы зародыш собаки (на 7—8-й день) попадает в матку, что значительно позже, чем у других млекопитающих. В этот период зародыш еще не получает извне питательных веществ. Источником питания служит бескислородное расщепление веществ, содержащихся в яйце. Газообмен диффузный.
На 8 - 15-е сутки: формируется в средине клеточной массы полость и отделяется собственно зародышевое скопление клеток — эмбриобласт и окружающий его слой питающих клеток — трофобласт.
На этой стадии зародыш называют бластоцистой. Бластоциста быстро увеличивается, разрывает прозрачную оболочку, освобождается от нее и приобретает овальную форму, а ее трофобласт приступает к прикреплению зародыша к стенке матки. Питание и дыхание производится посредством трофобласта. Прикрепление зародышей к матке её рогов происходит у собак достаточно равномерно.
Ранний предплодный период. На 16—18-е сутки развития зародыша осуществляется процесс установления его первичной связи с маткой, так называемая имплантация, которую можно рассматривать как первый этап образования плаценты — органа жизнеобеспечения плода за счет средств матери.
В матке темпы деления клеток зародыша быстро увеличиваются. Появляются зародышевый диск, зародышевые листки: эктодерма, мезодерма и осевые органы.
Начинается развитие желточного мешка, формируется амнион, пищеварительный канал, задняя часть которого дает начало алантоису и его кровеносной системе. Развивается первичная почка.
На 18-й день зародыш длиной 4 мм приобретает форму тела, характерную для млекопитающих. Ворсинки хориальной плаценты проникают в стенку матки, эпителий последней сливается с эпителием хориона.
Питание и дыхание зародыша идет за счет фагоцитоза маточного молочка с помощью трофобласта, желточного мешка и примитивной кровеносной системы. Формируется алантоис и его кровеносная система.
18—23-и сутки: питание зародыша идет за счет фагоцитоза и кровеносной системы, трофобласт состоит из 2—3 рядов эпителиальных клеток, появляются котелитонны. Образуется плацента, закладываются амвеолярные железы, развивается гистохориоалантоисные плодные ткани.
Поздний предплодный период.
23—35-е сутки. Образуются плодные пузыри с плодами, которые занимают равномерно всю полость матки и соединены с маткой плацентами.
Плаценту образует поясная зона хориона вместе с соответствующей частью слизистой оболочки маточного рога. Плацента для плода является органом дыхания, питания и выделения продуктов жизнедеятельности. Кроме того, она играет защитную функцию, выборочно пропуская те или иные вещества от матери к плоду. С развитием плаценты зародыш получает питательные вещества и кислород через собственную кровеносную систему.
Благодаря индивидуальной для каждого плода системе кровообращения зародыши-ровесники независимы друг от друга в развитии.
Эмбриональный период развития заканчивается образованием плодных пузырей с плодами, закладкой всех органов тела, специализацией и дифференциацией клеток, формированием тканей.
Плодный период. Ранний плодный период. 35—42-е сутки: продолжается дальнейший рост плодных пузырей с плодами. Отчетливо определяются не только видовые, но и породные признаки, у плодов нет шерстного покрова.
Поздний плодный период. 42—58-е сутки: продолжается дальнейший рост уже сформированного в основном плода. Развивается кора головного мозга, регулируется дыхание, пищеварение. Плод быстро растет в длину, постепенно формируясь и созревая, приобретая породные и индивидуальные отличия. Развивается шерстный покров.
Необходимо отметить, что в 35-дневном возрасте эмбрионы собак крупных пород почти не отличаются по размерам от эмбрионов собак мелких пород, и до этого времени влияние условий кормления суки на размер плодов отсутствует. Зато характер кормления суки заметно отражается на размерах плодов.
При этом средняя масса щенят в день рождения у крупных пород составляет 1—2%, а у мелких — 5—7% массы тела матери.
Установлено, что основные хозяйственно-полезные признаки собаки (крепость конституции, состояние здоровья, тип ВНД) закладываются в период внутриутробного развития).
Период щенения (родов). 58—63-и сутки.
В практике собаководства послеутробное (постэмбриональное) развитие собак можно разделить на шесть периодов.
Первый период новорожденности (подсосный) — это период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации, то есть от рождения щенка до относительно независимого от матери его питания и способности к самостоятельному существованию. Продолжается этот период с момента рождения по приблизительно 18— 21-й день. Этот период разделяется на два подпериода: неонатальный, который длится от момента рождения до 10—12-го дня и переходный: с 10—12-го дня до 18—21-го дня. Переходный подпериод характеризуется развитием сенсорных систем и становлением локомоторных реакций.
Второй период — молочный. Основным кормом служит молоко, однако наряду с этим щенок начинает получать мясные и затем комбинированные корма в виде подкормки.
С 18—21-го по 30—35-й день происходит первичная условно-рефлекторная адаптация щенков. Продолжается ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Появляется способность вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители, но и на оборонительное подкрепление. Но скорость их образования еще не велика. Необходимы многократные повторения упражнений. Щенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой, участвуют в играх со сверстниками, тем самым приобретая свой жизненный опыт.
Третий период щенят — от 1—1,5 месяцев до 6—7 месяцев — разделяется на подпериоды.
Подпериод с 5—6-й по 8—12-ю неделю — экзальтационный (преобладание процессов возбуждения над тормозными реакциями), наиболее важный для социализации и воспитательной дрессировки.
Темп роста массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. К этому времени щенки живут уже без матери и питаются разнообразным кормом.
Важной особенностью этого периода жизни щенков является способность быстро вырабатывать условные рефлексы. Щенки проявляют высокую активность в ознакомлении с окружающей средой, так называемый исследовательский рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3—4 месяцев.
Если во втором периоде жизни щенки на внешние раздражители (встреча с незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнюхивают, лижут, т. е. пытаются их исследовать.
Например, при встрече с незнакомыми людьми щенки положительно реагируют на них — подбегают, нюхают, прыгают, ласкаются, иногда беззлобно лают.
Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и раздражителей (людей, животных, транспортных средств и т. д.).
К 3—4 месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от друга, то есть каждый из них приобретает индивидуальные черты поведения, которые с возрастом становятся все более выраженными и многообразными.
Подпериод ювенальный — с 3—4 до 6—7 месяцев — это подпериод формирования типологических особенностей нервной системы.
Если до 3—4 месяцев все щенки по поведению очень похожи друг на друга и не имеют особых различий — они охотно и активно общаются с людьми, в том числе с посторонними, любят с ними играть, легко возбуждаются, проявляя на все такие комплексные раздражители активно-оборонительную реакцию, то с 3—4 месяцев выявляются особи, проявляющие на такие раздражители и пассивно-оборонительную реакцию.
Если молодые щенки готовы встречаться и играть с любыми незнакомыми людьми, то среди щенков в возрасте 3—4 месяцев выявляются особи, которые при встрече с незнакомыми людьми ведут себя очень настороженно — не подбегают, не проявляют радости, не затевают игру. Они лишь наблюдают со стороны, и при первом проявлении посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает, проявляя агрессивно-оборонительную реакцию.
Также они реагируют на все другие комплексные раздражители: новые предметы, новую обстановку и т. д.
К концу этого периода у щенков уже хорошо выражены индивидуальные черты поведения, которые необходимо учитывать при общении с ними, их воспитании с применением элементов дрессировки.
Четвертый период — период полового созревания.
Он разделяется на два подпериода.
Подпериод молодняка — от 6 до 8—10 месяцев — это переходной период от щенков к молодым собакам.
К 8—10 месяцам собаки характеризуются почти окончательно сложившимся анатомическим строением, хорошо выраженными индивидуальными чертами поведения, развитыми половыми органами. У сук появляется первая течка, кобель начинает метить столбики и интересоваться половым статусом других собак.
Подпериод молодых собак — это стадия полового созревания.
В зависимости от породы его продолжительность составляет от 8—10 месяцев до 1,5—2,5 лет.
Этот подпериод характеризуется усилением развития половых органов, окончательно сложившимся типом ВНД, улучшением физического развития. Завершается этот период окончательным формированием основных индивидуальных черт каждой отдельной особи — экстерьерно- конституциональных особенностей, по которым различают породные признаки, признаки линии, семейства. К 2—2,5 годам собаки прошли обучение и могут выполнять ту или иную работу. Этот период также завершается первым щенением (родами) у сук и первой вязкой у кобелей.
Пятый период — период зрелости, расцвета функциональной деятельности, продолжительностью от 1,5—2,5 лет до 7—8 лет, характеризуется достижением наивысшей воспроизводительности, максимальной работоспособностью и высокой жизнедеятельностью.
У различных особей и пород этот период наступает не в одном возрасте и имеет разную продолжительность времени: у скороспелых (раннего формирования) — раннюю, у позднеспелых (позднего формирования) — позднюю.
Кроме скороспелости, на время наступления периода влияют качество содержания, уровень и тип кормления, экология и ряд других факторов.
Поэтому задача зооинженеров и других специалистов-кинологов — увеличить продолжительность этого периода при помощи соответствующего содержания, кормления, селекционно-племенной работы, правильного использования собаки на службе, режима работы собаки.
Шестой период — период старения, который наступает после 7—8 лет и характеризуется постепенным угасанием жизненного тонуса собаки, ее воспроизводительных функций, малой плодовитостью, снижением работоспособности, различными заболеваниями. Жизнеспособность потомства от старых собак обычно понижена. Первые четыре периода отличаются интенсивным развитием собаки, интенсивным ростом ее массы тела, усиленным развитием мышечной и костной ткани. Поэтому щенки, молодняк и молодые собаки особенно нуждаются в повышенном протеиновом и минеральном питании.
Знание закономерностей развития собак облегчает зооинженеру и другим специалистам-кинологам управление процессом онтогенеза в интересах использования рабочих и других качеств собак для потребностей человека.
В связи с этим изменяются морфологическая, анатомическая, а вместе с ней и физиологическая стороны онтогенеза.
Неравномерность развития собак в различные периоды проявляется и в изменении с возрастом пропорций их телосложения.
Первыми в этом направлении были исследования профессора Н. П. Чирвинского, который более тридцати лет (с 1886 г.) изучал вопросы роста животных. Дальнейшие работы профессора А. А. Макогонова обогатили зоотехнию новыми данными о неравномерности развития организма животного, в том числе и собаки.
По данным Н. П. Чирвинского, ребра в постэмбриональный период растут быстрее в 5 раз, чем пясть. Остальные кости занимают промежуточное положение.
Кости периферического скелета (кости конечностей) — плечевая, бедренная, большая берцовая, лучевая, локтевая, плюсневая и пястная — в постэмбриональный период растут значительно медленнее, чем кости туловища (осевой скелет) — позвоночник, ребра, грудная кость.
В результате различий в росте массы отдельных частей скелета, пропорции телосложения собак с возрастом существенно изменяются.
Особенность роста скелета у всех животных, а также у собак, в том, что он растет быстрее в утробный период, чем в послеутробный. Поэтому удельный вес скелета в общей живой массе у новорожденных выше, чем у взрослых животных.
Неравномерность роста скелета в эмбриональный и постэмбриональный периоды обусловливает и неравномерность прироста промеров тела.
Похожие статьи:
poznayka.org
Развитие после рождения. Ранние критические периоды. Неонатальный период (0 - 12 дни). И вот щенок появился на свет. Период его жизни от рождения до 12дневного возраста называется неонатальным. Новорожденный еще совсем беспомощен - он не может сам поддерживать температуру своего тела. Он постоянно нуждается в присутствии матери, которая кормит его своим молоком и согревает своим теплом. Она должна массировать своим языком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. Он не видит и не слышит, у него недостаточно развито чувство обоняния, вкуса и осязания. Из всего многообразия внешнего мира для него важно только одно - различать запах матери. Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Он может неуклюже передви-гаться, ползая по кругу, и поворачивая в стороны тяжелую голову, пытаясь определить, где же находится его мама. Он может запищать, если не найдет ее слишком долго и она сразу же подбежит к нему, лизнет, давая ему знать, что она рядом. Когда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет ее забывать обо всем ради своего потомства. Благодаря такому сильному инстинкту природа создает щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно ее инстинкт слабеет, и когда она становится меньше нужна детенышам, то покидает них на все более долгое время. В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка, в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растет, становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его еще спит. Электроэнцефалограммы в неонатальном периоде у спящего и бодрствующего щенка одинаковы. Переходный период (13 - 20 дни). Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка. В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода, примерно на 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза еще не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21-дневного возраста. Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими днями позже он начнет ходить нетвердой походкой, покачиваясь из стороны в сторону и часто падая. Однажды встав на лапки и начав ходить, щенок практически перестает ползать. Первые зубы прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать. В это же время он начинает вилять хвостиком, хотя еще почти ничего не видит и не слышит. Он начинает реагировать вздрагиванием на резкие звуки примерно в возрасте 19,5 дней, но он еще не может определить, откуда исходит этот звук. Таким образом, в этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать, ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко у матери, он превращается в щенка, который умеет все это делать. Познавательный период (21-28 дни). Познавательный период длится с 21 по 28 дни жизни. Это первая неделя, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Эти изменения его восприятия происходят очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это время ему нужна устойчивая, стабильная окружающая среда. Сейчас он наиболее нуждается в присутствии матери и знакомой обстановке. Если в это время отнять щенков от матери или перенести их в новое место, это отразится на их дальнейшем физиологическом развитии. В течение познавательного периода щенок начинает обучаться. Это такое время в жизни щенка, когда он начинает узнавать, что значит и как это быть собакой. Период социализации среди собак (21 - 49 дни). Социализация - это формирование комплекса социального поведения. Период с 21 по 49 дни (или с 3 по 7 недель) - это период социализации щенка среди собак, когда он учится использовать видоспецифичное поведение, позволяющее общаться с другими собаками. Чтобы развились все признаки, заложенные в его генах, все это время щенок обязательно должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками. В этот период он воспринимает облик себе подобных, то есть своей породы. Именно поэтому, когда собака вырастает, она обычно предпочитает общаться именно с представителями своей породы. В течение этого периода он научится использовать специальные позы тела, мимику морды и звуки для общения с собратьями, поймет, какое влияние они оказывают на однопометников, мать и других собак, с которыми он контактирует. Он обучается различным видам поведения, присущим собаке. В игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений; он учится ритуалу приветствия при встрече собак; игры в борьбу учат его тому, как использовать свое тело, позы и мимику, чтобы вызвать различную реакцию у собратьев. Например, если у играющих щенков возникает конфликт, щенок учится тому, что поза подчинения предотвращает агрессию собрата. В играх щенки часто делают садки друг на друга, лишенный подобных игр выросший в изоляции кобель с трудом учится спариваться, а может даже вообще не обращать внимание на течных сук. Кроме того, в течение этого периода щенок получает одни из самых важных уроков в своей жизни - он учится признавать дисциплину. Этому щенков учит мать. Она дает им понять, какое поведение неприемлемо; учит их не кусаться слишком сильно. Когда заканчивается период молочного вскармливания, она уже не подпускает их к соскам. Эти упражнения поучительны для щенков. К сожалению, среди заводчиков бытует ошибочное мнение, что если сука начала огрызаться на щенков, то она уже не хочет быть с ними, на самом деле это не так, она просто начинает их воспитывать. Если щенки не получат этих уроков, то их потом будет трудно приучить к дисциплине. Как же собака-мать воспитывает своих щенков? Когда с ее точки зрения щенок совершает какой-то проступок, - возможно он приближается к ней слишком близко как раз в тот момент, когда она не хочет, чтобы ей надоедали,- она сначала предупреждает его многозначительным взглядом, который часто сопровождается еле заметным наморщиванием носа или подергиванием губы. Если щенок еще не усвоил значение этого взгляда или он слишком упрям, он будет продолжать недозволенные действия. Тогда мать громко рыкнет на непослушного щенка и даже прикусит его зубами, заставляя подчиниться. Этот покус, как правило, не бывает настолько сильным, чтобы травмировать щенка, но такой урок он запоминает надолго. Он тотчас же в испуге переворачивается на спинку, жалобно пища и моля о пощаде. Мать сразу прекращает наказание и принимает благодушный вид, показывая щенку, что если он будет послушен, то она всегда будет доброй и ласковой матерью. Инцидент заканчивается так же быстро, как и возник. Щенок получает сразу несколько важных уроков - он учится распознавать специфическую мимику, предшествующую агрессии со стороны матери; понимает, что в жизни необходимо подчиняться и соблюдать дисциплину; учится принимать позу подчинения и узнает, что таким образом можно остановить агрессию. Для последующей дрессировки особенно важно то, что он приучается соблюдать дисциплину. Научившись безоговорочно подчиняться своей матери, щенок впоследствии будет так же подчиняться и своему будущему хозяину. В течение этого периода социализации начинает складываться характер общения щенка не только с особями своего вида, но и с людьми, а так же с домашними животными, если они его окружают. Период с 21 по 49 дни жизни - это такое время, когда щенок учится поведению, которое делает его полноценной собакой. Если лишить его такой возможности, он уже никогда не сможет полностью воспринять эти уроки, и станет изгоем собачьего племени, так как не сможет хорошо понимать своих собратьев, а они не смогут понимать его. Щенки, которых взяли из родного гнезда слишком рано часто бывают слишком нервными, беспричинно лают, их трудно дрессировать, так как они не знают, что такое дисциплина. Они могут быть агрессивными по отношению к другим собакам, иногда даже не способными к размножению. Щенок, отлученный от матери до семинедельного возраста не может полностью реализовать свой генетический потенциал как собака и как компаньон для человека. Период социализации среди людей (7-12 недель). >>>>> Далее.... стр.3. |
Этапы развития щенка | Собаки Вики
Знания о развитии щенка позволят более эффективно обучать и дрессировать собаку. Многие владельцы собак, прежде чем начать обучение своего питомца стараются выждать время. Невозможно обучить собаку, у которой не до конца сформировалась основные жизненные функции.
Первый этап развития щенковПравить
Первая стадия развития щенка начинается с рождения.
Щенки рождаются глухими и слепыми. Первые две недели их жизнь связана с ростом, за первую неделю вес щенка увеличивается примерно вдвое. Несмотря на отсутствие зрения и слуха у щенков развито чувство вкуса, осязания и обоняния, благодаря которым они выживают.
В течение месяца щенки не могут регулировать температуру своего тела. В связи с этим очень важно, чтобы малыши находились рядом с собакой-мамой, в теплом помещении, где нет сквозняков. В этом возрасте щенки во всем полагаются на свою мать. Они не могут сходить в туалет без особой стимуляции, которую обеспечивает им мать. Основную часть времени они спят и едят.
Подросших щенков мать начинает обучать некоторым основам социализации, но пока они не могут слышать и видеть их развитие ограничено. Когда ушные каналы открываются и щенки начинают слышать, они могут немного больше узнать об окружающем мире.
Второй этап развития щенковПравить
Между третьей и четвертой неделей жизни у щенков начинается второй этап развития. В это время у них, наконец, открываются глаза. Важно, чтобы в помещении, где находятся щенки, яркость света была минимальной, это поможет избежать повреждения глаз.
На этом этапе щенки начинают видеть друг друга и то, что происходит вокруг, поэтому они становятся более активными. Изучать окружающий мир они смогут как только начнут ходить, а не ползать. Человек должен начинать общаться со щенками в месячном возрасте, чтобы показать им возможность взаимодействия с людьми.
Третий этап развития щенковПравить
На третьем этапе развития щенки продолжают расти. В возрасте пяти недель они уже способны воспринимать некоторые слова и команды, такие как «нет» и свое имя. Именно сейчас щенков необходимо показать ветеринару, сделать прививки и другие процедуры, к примеру, купирование ушей и хвоста, если это необходимо.
В возрасте восьми-двенадцати недель щенки уже самостоятельно могут справлять свои нужды, перестают кормиться молоком матери и способны сами контролировать температуру своего тела. В этот период их можно забрать у матери и передать новому владельцу.
Когда человек собирается принести щенка к себе домой он должен заранее к этому подготовиться и сразу же начать обучение щенка. Главное - действовать уверенно. Чтобы познакомить щенка с другими собаками, необходимо чаще водить его на прогулки, где владельцы выгуливают своих четвероногих подопечных.
Четвертый этап развития щенкаПравить
В трехмесячном возрасте начинается четвертый этап развития щенка, который заканчивается примерно в полгода. В этот период у щенка могут проявиться лидерские качества, и вам придется учить его послушанию, чтобы он воспринимал вас как хозяина.
Щенки в это время становятся очень любознательными, поэтому постоянно где-нибудь бродят, если у них есть такая возможность. Выгуливая щенка на улице, держите его на поводке, а также обучите командам «ко мне» и «сидеть».
Также в данный период у щенков прорезаются зубки, поэтому вам необходимо научить малыша тому, что кусаться не хорошо. А также предоставьте своему питомцу достаточно игрушек, которые он сможет грызть.
ru.doge.wikia.com