Культура собаки в Китае. Собаки китая
Главные собаки китайского искусства: shakko_kitsune
Во второе новолуние после зимнего солнцестояния – 16 февраля 2018 года, по восточному календарю начался год Собаки. Изучим, чем важна собака для китайской культуры, и в каких произведениях искусства это находит отражение.
Одно из двенадцати зодиакальных животных, для китайцев собака имеет важное символическое значение уже на протяжении многих тысячелетий, фигурируя во множестве мифов. Например, именно собака научила людей земледелию, а черный пес Тяньгоу живет на Луне и пожирает Солнце во время затмения. Пес по имени Панху, который в награду за верную службу получил в невесту дочь императора – прародитель одной из китайских народностей. Китайские «сторожевые львы», мощные обереги, которые охраняют входы – тоже, по некоторым предположениям, собаки.
Амулеты на счастье в виде собачки, которые можно было носить с собой, или же статуэтки, которые можно было поставить где-нибудь в комнате, пользовались большой популярностью у китайцев. Амулеты-подвески, как правило, вытачивались из полудрагоценных камней – чаще всего из жадеита. Также их могли использовать в качестве печатей – предмета, постоянно необходимого в повседневной жизни любому деловому человеку.
Ли Ди. "Охотничья собака", 12 век
Итальянец в Китае
Встречаются собаки и в китайской графике. Правда, самый эффектный цикл с китайскими собаками был создан европейцем. В начале XVIII века в Пекин приехал уроженец Милана, иезуит Джузеппе Кастильоне – проповедовать католицизм. Но это дело ему скоро наскучило – еще бы, кругом были такие диковинки. И он отдался тому занятию, которое обожал – рисованию. Причем творить он стал в традиционном китайском стиле, потратив множество сил на изучение этой манеры.
При дворе императора Кастильоне, который принял имя «Лан Шинин», сделал блестящую карьеру – китайским аристократам очень нравились его работы, в которых, несмотря на все усилия художника, порой были очевидны следы западноевропейского искусства.
Одна из подобных работ – цикл, посвященный 10 собакам-чемпионам. В росписи этих шелковых свитков, украшенных каллиграфически выписанными иероглифами на китайском, монгольском и манчжурском, Кастильоне совместил традиции восточного пейзажа с совершенно реалистичными, достоверно выписанными фигурами животных разных пород, от тибетского мастифа до разнообразных гончих. Псы – модели для рисунков, были подарены императору на Год Собаки. Эти свитки до сих пор хранятся в Национальном музее-дворце в Тайбее.
Злосчастный фонтан
Кастильоне приложил руку к созданию еще более знаменитой китайской собаки, увы, ныне утраченной. В 1744 году в императорском дворце «Сады совершенной ясности», попросту говоря – Юаньминъюань, был сооружен знаменитый фонтан, украшенный в честь 12 знаков китайского зодиака соответствующим количеством фигур животных.
Каждый из зверей извергал воду изо рта в положенное время, например, обезьяна – между тремя и пятью часами дня, а бык – между первым и третьим часом ночи. Кастильоне – автор скульптур, а создателем механизма был французский священник Мишель Бенуа. «Дизайн» фонтана при этом получился в совершенно восточном духе и был гордостью дворца и парка. В 1860 году, когда французы и англичане во время Второй опиумной войны разгромили Пекин, этот дворец был разграблен, и скульптуры исчезли почти на полтора века.
Реконструкция фонтана, Гранд-Отель "Пекин"
В 1980-х годах головы скульптур с фонтана начали всплывать на европейских аукционах. Поскольку Китай объявил его «Национальным сокровищем», с этими скульптурами оказался связан один из самых громких аукционных скандалов XXI века. Дело в том, что китайцы желают вернуть это культурное достояние в страну – и внимательно отслеживают, что появляется на аукционах. В 2000 году государственная компания China Poly Group Corp. смогла приобрести на торгах в Гонконге всего за 4 млн. долл. для своего музея сразу три из них – «Тигра», «Быка» и «Обезьяну». В последующие годы владелец империи казино Стенли Хо купил за 700 тыс. «Свинью», а затем за 8,9 млн. «Лошадь» и пожертвовал их в китайские музеи.
А в 2009 году, при распродаже имущества недавно скончавшегося модельера Ива Сен-Лорана выяснилось, что с молотка пойдут «Крыса» и «Кролик». Правительство Народной республики Китай заявило протест аукционному дому Christie’s и попыталось воспрепятствовать продаже, поскольку имущество является похищенным. Однако Christie’s пренебрегло запросом Китая. На торгах «Крысу» и «Кролика» объявили проданными по 18 млн. долл. за штуку.
Однако когда пришло время расплачиваться, оказалось, что ставку сделал высокопоставленный китайский чиновник с целью саботажа, и выкупать лоты он и не собирается. А Китай, вдобавок, объявил Christie’s, что сделает все, чтобы осложнить работу фирмы на своей территории – а это, между прочим, громадный оборот, потому что Гонконг теперь их.
Для китайцев этот фонтан стал своего рода «янтарной комнатой», символом национальной потери. Джеки Чан в 2012 году снял фильм про поиски этих утерянных сокровищ (пускай и бронзовых) – и вымышленную кражу их у некого французского миллионера. А главный контемпорари-художник Китая, а может, и мира – Ай Вэйвей в 2010 году создал про них огромную инсталляцию и возил ее по всему земному шару.
Ай Вэйвей. The Circle of Animals / Zodiac Heads
В конце концов, Christie’s, вернее, его владелец французский миллионер Франсуа Пино, не выдержал и в 2013 году преподнес «Крысу» и «Кролика» китайскому государству.
Но пять из 12 голов остаются утраченными. «Собака» всплыла было в 2003 году на каком-то аукционе в Гонконге, но специалисты из Poly Art Museum, где находятся несколько оригинальных голов, осмотрели ее и объявили поздней копией.
Золото и бронза
Когда Ай Вэйвей в 2010 году готовил свой проект «The Circle of Animals / Zodiac Heads», разумеется, он не мог обойтись без собаки.
А как выглядела подлинная «Собака» (а также «Дракон», «Змея», «Коза» и «Петух») – неизвестно, сохранились только поздние повторения. Поэтому художник создал свои собственные версии этих голов. И их можно было увидеть, когда проект в двух вариантах – золотом и бронзовом, путешествовал по миру.
Так что самое свежее и актуальное изображение собаки в китайском искусстве – это, на самом деле, поклонение старым мастерам. Причем итальянским!
Кстати, в 2015 году эта работа Ай Вэйвея была приобретена за 4,4 млн. долл. американским миллионером Шоном Паркером (сооснователем Facebook), который на торгах аукционного дома Phillips обошел некого анонимного покупателя из России.
(с) Софья Багдасарова,My way, 2018
shakko-kitsune.livejournal.com
ГЛАВНЫЕ СОБАКИ КИТАЯ
Про итальянского иезуита, который дослужился до сана мандарина, про старинный фонтан ценой в миллионы долларов и про саботаж китайским госчиновником продажи голов покойного Ива Сен-Лорана в Париже.
Во второе новолуние после зимнего солнцестояния – 16 февраля 2018 года, по восточному календарю начался год Собаки. Изучим, чем важна собака для китайской культуры, и в каких произведениях искусства это находит отражение.
Одно из двенадцати зодиакальных животных, для китайцев собака имеет важное символическое значение уже на протяжении многих тысячелетий, фигурируя во множестве мифов. Например, именно собака научила людей земледелию, а черный пес Тяньгоу живет на Луне и пожирает Солнце во время затмения. Пес по имени Панху, который в награду за верную службу получил в невесту дочь императора – прародитель одной из китайских народностей. Китайские «сторожевые львы», мощные обереги, которые охраняют входы – тоже, по некоторым предположениям, собаки.
Амулеты на счастье в виде собачки, которые можно было носить с собой, или же статуэтки, которые можно было поставить где-нибудь в комнате, пользовались большой популярностью у китайцев. Амулеты-подвески, как правило, вытачивались из полудрагоценных камней – чаще всего из жадеита. Также их могли использовать в качестве печатей – предмета, постоянно необходимого в повседневной жизни любому деловому человеку.
Ли Ди. "Охотничья собака", 12 век
Итальянец в Китае
Встречаются собаки и в китайской графике. Правда, самый эффектный цикл с китайскими собаками был создан европейцем. В начале XVIII века в Пекин приехал уроженец Милана, иезуит Джузеппе Кастильоне – проповедовать католицизм. Но это дело ему скоро наскучило – еще бы, кругом были такие диковинки. И он отдался тому занятию, которое обожал – рисованию. Причем творить он стал в традиционном китайском стиле, потратив множество сил на изучение этой манеры.
При дворе императора Кастильоне, который принял имя «Лан Шинин», сделал блестящую карьеру – китайским аристократам очень нравились его работы, в которых, несмотря на все усилия художника, порой были очевидны следы западноевропейского искусства.
Одна из подобных работ – цикл, посвященный 10 собакам-чемпионам. В росписи этих шелковых свитков, украшенных каллиграфически выписанными иероглифами на китайском, монгольском и манчжурском, Кастильоне совместил традиции восточного пейзажа с совершенно реалистичными, достоверно выписанными фигурами животных разных пород, от тибетского мастифа до разнообразных гончих. Псы – модели для рисунков, были подарены императору на Год Собаки. Эти свитки до сих пор хранятся в Национальном музее-дворце в Тайбее.
Злосчастный фонтан
Кастильоне приложил руку к созданию еще более знаменитой китайской собаки, увы, ныне утраченной. В 1744 году в императорском дворце «Сады совершенной ясности», попросту говоря – Юаньминъюань, был сооружен знаменитый фонтан, украшенный в честь 12 знаков китайского зодиака соответствующим количеством фигур животных.
Каждый из зверей извергал воду изо рта в положенное время, например, обезьяна – между тремя и пятью часами дня, а бык – между первым и третьим часом ночи. Кастильоне – автор скульптур, а создателем механизма был французский священник Мишель Бенуа. «Дизайн» фонтана при этом получился в совершенно восточном духе и был гордостью дворца и парка. В 1860 году, когда французы и англичане во время Второй опиумной войны разгромили Пекин, этот дворец был разграблен, и скульптуры исчезли почти на полтора века.
Реконструкция фонтана, Гранд-Отель "Пекин"
В 1980-х годах головы скульптур с фонтана начали всплывать на европейских аукционах. Поскольку Китай объявил его «Национальным сокровищем», с этими скульптурами оказался связан один из самых громких аукционных скандалов XXI века. Дело в том, что китайцы желают вернуть это культурное достояние в страну – и внимательно отслеживают, что появляется на аукционах. В 2000 году государственная компания China Poly Group Corp. смогла приобрести на торгах в Гонконге всего за 4 млн. долл. для своего музея сразу три из них – «Тигра», «Быка» и «Обезьяну». В последующие годы владелец империи казино Стенли Хо купил за 700 тыс. «Свинью», а затем за 8,9 млн. «Лошадь» и пожертвовал их в китайские музеи.
А в 2009 году, при распродаже имущества недавно скончавшегося модельера Ива Сен-Лорана выяснилось, что с молотка пойдут «Крыса» и «Кролик». Правительство Народной республики Китай заявило протест аукционному дому Christie’s и попыталось воспрепятствовать продаже, поскольку имущество является похищенным. Однако Christie’s пренебрегло запросом Китая. На торгах «Крысу» и «Кролика» объявили проданными по 18 млн. долл. за штуку.
Однако когда пришло время расплачиваться, оказалось, что ставку сделал высокопоставленный китайский чиновник с целью саботажа, и выкупать лоты он и не собирается. А Китай, вдобавок, объявил Christie’s, что сделает все, чтобы осложнить работу фирмы на своей территории – а это, между прочим, громадный оборот, потому что Гонконг теперь их.
Для китайцев этот фонтан стал своего рода «янтарной комнатой», символом национальной потери. Джеки Чан в 2012 году снял фильм про поиски этих утерянных сокровищ (пускай и бронзовых) – и вымышленную кражу их у некого французского миллионера. А главный контемпорари-художник Китая, а может, и мира – Ай Вэйвей в 2010 году создал про них огромную инсталляцию и возил ее по всему земному шару.
Ай Вэйвей. The Circle of Animals / Zodiac Heads
В конце концов, Christie’s, вернее, его владелец французский миллионер Франсуа Пино, не выдержал и в 2013 году преподнес «Крысу» и «Кролика» китайскому государству.
Но пять из 12 голов остаются утраченными. «Собака» всплыла было в 2003 году на каком-то аукционе в Гонконге, но специалисты из Poly Art Museum, где находятся несколько оригинальных голов, осмотрели ее и объявили поздней копией.
Золото и бронза
Когда Ай Вэйвей в 2010 году готовил свой проект «The Circle of Animals / Zodiac Heads», разумеется, он не мог обойтись без собаки.
А как выглядела подлинная «Собака» (а также «Дракон», «Змея», «Коза» и «Петух») – неизвестно, сохранились только поздние повторения. Поэтому художник создал свои собственные версии этих голов. И их можно было увидеть, когда проект в двух вариантах – золотом и бронзовом, путешествовал по миру.
Так что самое свежее и актуальное изображение собаки в китайском искусстве – это, на самом деле, поклонение старым мастерам. Причем итальянским!
Кстати, в 2015 году эта работа Ай Вэйвея была приобретена за 4,4 млн. долл. американским миллионером Шоном Паркером (сооснователем Facebook), который на торгах аукционного дома Phillips обошел некого анонимного покупателя из России.
stervaik.ru
Культура собаки в Китае
13 февраля, «Жэньминь жибао» онлайн -- Совсем скоро наступит год Собаки по китайскому календарю. Собака является верным другом человека, считается животным, которое понимает людей и особенно предано им.
В многочисленной древнекитайской литературе немало записей о собаке и ее культуре. По археологическим раскопкам по всему миру, собака является одним из первых животных, которого приручил человек. В Китае история приручения собаки насчитывает около 8-тысячелетнюю историю.
Тотемный культ
Фетишизация животных была распространенным духовным явлением в древнем Китае. Древние люди жили в суровых условиях, они искали покровительство духов для того, чтобы получить удачу и избежать бед, таким образом и зародилась культура поклонению животным, одним из которых стала собака. Есть божество – получеловек и полусобака, люди называют его «божеством собаки».
Раньше некоторые народы воспринимали собаку в качестве тотема, например, маньчжуры и нанайцы рассматривали этого животного как духа-защитника, после смерти собаки проводилось торжественное погребение. Маньчжуры запрещали убивать собак, не разрешали надевать одежду из собачей шкуры. Во многих древних письменных источниках сохранились записи о тотеме-собаке.
В народной культуре китайцев изображения собаки можно встретить в новогодних гравюрах на дереве, бумажных вырезках, скульптурах, глиняных изделиях, вышивках, керамических сосудах и жилых домах. Все это отражает любовь людей к животным.
Собака - объект жертвоприношения
Собака является одним из наиболее часто используемых животных в ритуалах древних людей. В эпоху династии Чжоу даже была профессия «псаря», который специально управлял псами.
Погребение
В Китае насчитывается длительная история обычая погребения собак. Еще в неолитическую эпоху собак хоронили вместе с людьми, к эпохе Инь и Шан погребение собак с людьми уже стало обычаем. В гадальных надписях на костях и черепашьих панцирях неоднократно упоминались погребальные предметы в виде собаки, более того, их количество было немалым. Цель захоронения собак вместе с людьми заключалась в защите погребенного и отпугивание злых духов. Позднее в народе стали использовать чучело собаки, этот обычай дошел до сегодняшних дней и соблюдается в отдельных районах страны.
Подношения и подарки
В разных районах местах мира существует огромное количество пород собак. В древнекитайских письменных источниках говорится, что в эпоху династии Шан известные породы собак дарились в качестве подарка, а иногда и как дань. Мастиф был известной породой в период династии Цинь, считается большой породой собак у западных народов, сегодняшний тибетский мастиф является его потомком.
Собака для компании
Вслед за постепенным развитием сельскохозяйственной экономики Китая, более широкого распространения получило собаководство. Сейчас люди разводят собак не для подношений, защиты и подарков, а для «наслаждения» и «компании». Вслед за общественным развитием, стало больше состоятельных людей, иметь породистых собак в качестве домашних животных уже стало модной тенденцией. В целом, согласно записям в древнекитайских источниках о культуре собаки, можно отметить, что явления, связанные с собакой, оказали большое влияние на китайскую культуру и обычаи. Древние люди даже приписали животному дух лояльности, например, при обучении китайцы говорят, что нужно быть преданным стране и друзьям, служить, как конь и собака, иными словами, служить верой и правдой.
Легенда: «Небесный пес» съел Луну
Собака – хороший друг человека, а «небесный пес», наоборот, дьявол, которого боятся люди. Известное в народе «лунное затмение» - история о том, как «небесный пес» съел Луну. Поэтому во время лунного затмения люди используют ударные инструменты, чтобы спасти Луну. Сильный звук ударных инструментов пугает «небесного пса», который выпускает Луну обратно.
russian.people.com.cn