Какое животное приобрести ребенку аутисту? Собаки для аутистов


Лучшая собака для ребенка-аутиста

Наши постоянные читатели знают, что собаки могут стать лучшими друзьями для детей, страдающих аутизмом. Это совершенно особые дети, живущие в своем собственном мире. Им трудно общаться с другими детьми. И здесь на помощь приходят собаки, которые быстро завоевывают сердце и симпатии таких ребят. Ребенок и собака, кажется, прекрасно понимают друг друга! Собака не просто помогает особому малышу выразить свои мысли и чувства. Она является его главным проводником в наш большой мир – мир людей и, конечно же, животных!

 

Сначала несколько слов об аутизме. Аутизм (или синдром Каннера) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Признаки аутизма начинают проявляться у детей в возрасте до трех лет. Дети также могут страдать так называемыми синдромом Ретта и синдромом Аспергера. И, хотя вышеупомянутые заболевания являются различными, иногда их объединяют одним словом «аутизм», подразумевая в широком смысле трудности в социальной адаптации детей.

Аутизм – заболевание генетическое. Как утверждают ученые, аутизм в четыре раза чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Синдром Ретта, как правило, выявляется только у девочек.

Не будем глубоко погружаться в медицинские аспекты. Мы исходим из того, что у детей-аутистов отмечаются серьезные проблемы в социальном, эмоциональном и коммуникативном плане. Очень часто эти дети остаются сами с собой, наедине со своими проблемами. У них свои особенности поведения. Кажется, они абсолютно не нуждаются в чьем-либо обществе. Детям нужна помощь!

Собаки творят чудеса. Это на самом деле так! Общение с собакой позволяет успокоить «особого» ребенка, переживающего сильный эмоциональный всплеск. Ребенок доверяет собаке главное – свое сердце, свою душу, свои мысли, свои переживания. Дети, страдающие аутизмом, часто имеют привычку раскачиваться взад и вперед, причем на протяжении нескольких часов – это один из симптомов болезни. Собаки помогают сгладить, а то и вовсе убрать данное явление. Собаки успокаивают ребенка перед сном и помогают ему спокойно уснуть. Собаки, наконец, дают особому ребенку чувство уверенности, которое так ему необходимо для того, чтобы стать полноценным членом общества. Существуют собаки – самые настоящие няньки: они и присмотрят за ребенком, и в случае необходимости известят родителей лаем.

Какая собака подойдет? Подойдет верное, доброе, незлобивое животное, искренне любящее детей и прощающее любые их выходки, в том числе и нелицеприятные. Собаки, способные жить с детьми в полной гармонии. Некоторые специалисты рекомендуют приобрести ребенку, нуждающемуся в помощи, щенка. Ребенок и щенок быстро поймут друг друга, без лишних слов. Но щенок быстро вырастет и превратится во взрослую собаку. Какую породу предпочесть? Мы советуем остановить свой выбор только на двух породах – это лабрадор-ретривер и золотистый ретривер. Именно этих собак или их помеси обучают работать с особенными малышами.

Каких собак не следует выбирать? Точно не подойдут собаки пастушьих пород – австралийские овчарки, бордер-колли и им подобные. Они чересчур активны, все время в движении, зачастую, по отзывам владельцев, они начинают прямо-таки преследовать детей. Ребенок, помимо прочего, может стать пугливым. Собаки служебных пород (немецкая овчарка и т.п.) – также не самый удачный выбор. Эти собаки обычно «заточены» на выполнение какой-либо конкретной задачи. Воспитатель или нянька – не их кредо. Кроме того, овчарки имеют привычку громко лаять, кричать, даже скалить зубы, когда их что-то не устраивает. Совсем не то, что нужно для ребенка, испытывающего проблемы в эмоциональной сфере. И еще один момент – немецкая овчарка может попросту принять вашего ребенка под свою охрану. А это значит, что к нему не подступятся ни врач, ни социальный работник.

Так что вариантов на самом деле не так и много. Лабрадоры и золотистые ретриверы довольно дороги. Испытываете материальные затруднения – сначала обзвоните ближайшие приюты или спасательные центры, возможно, вам предложат подходящий вариант. В идеале вам подошла бы собака, прошедшая соответствующий курс обучения. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом – он даст прогноз, пойдет ли на пользу вашему ребенку «собачья» терапия, и наверняка подскажет, где воспитывают таких «волшебных» собак.

Оригинал публикации: The Best Dog Breeds for Autistic Children. Автор: Рэчел Монро (Rachel Monroe). Источник и фото: www.cuteness.com

ilike.pet

Собака для детей-аутистов

Эту фотографию разместила в сети Шанна Ниехаус, мама пятилетнего мальчика Кайноа. Подпись к этому фото до глубины души тронула сотни тысяч человек по всему миру.

«Видите это? Я никогда не испытывала ничего подобного. Вчера мой пятилетний сын, страдающий аутизмом, впервые встретил свою новую собаку, которую специально тренировали для помощи детям-аутистам, Торнадо. Мы переехали в Японию из США и почти два года ждали встречи с Торнадо.

Это фотография показывает вам лицо матери, которая сама не может обнимать, одевать, мыть своего сына, спать или дурачиться с ним, когда она увидела, как он спокойно лежит на своей собаке — по собственной воле, потому что сам ощущает связь с ней. Это лицо матери, которая тысячи раз видела, как ее сын не мог наладить контакт ни с кем, хоть и пытался завести друзей. Хотя бы одного друга. Хотя бы одного близкого человека.

Она часами сидела рядом с сыном, когда он плакал по ночам: ведь у него совсем никого нет за пределами семьи, как бы сильно он ни старался. Как бы ни старался он следовать всем предписаниям, они не могли изменить его мир. И теперь она сидит рядом с сыном, глядя на него, и не может дышать, и не может произнести ни слова.

Оно того стоило. Все: борьба за специальные услуги, диагнозы, деньги, кипы заполненных бумаг, школьные собрания, слезы, каждый шаг вперед и каждый шаг назад, все наши сомнения о будущем. Почему-то теперь — из-за Торнадо — я точно знаю, что все будет хорошо.

Бесконечное множество раз я видела, как мой сын пытается преодолеть трудности и справиться с болью; бесконечное множество раз я плакала из-за этого. Но вчера я плакала по другой причине. Это чувство я не могу описать».

Трудно представить, что чувствует мать, которая не может даже обнять собственного сына, не рискуя вызвать у него приступ паники.

Детям-аутистам очень трудно наладить связь с окружающими людьми. Поэтому для помощи таким детям специально тренируют собак — они успокаивают ребенка во время приступов паники, следят за ним и предупреждают родителей, когда необходима помощь. Так как собаки чувствуют и ведут себя иначе, детям проще общаться с ними.

Аутизм — это не болезнь, а особенность развития. Поэтому вылечить аутизм с помощью таблеток нельзя. Однако собакам это удается! Их забота, преданность, игривость и тепло помогают детям установить связь с окружающим миром.

Источник

thatcool.ru

Подскажите, какую породу собаки лучше всего взять для ребёнка аутиста?

Лучше всего обратитесь в кинологический центр "Солнечный пес". Там уже обученные собаки. А заводить в дом можно абсолютно любую, с которой вы сами в состоянии справится. Ребенку любая собака пойдет на пользу. Информация: Получение собаки-терапевта Кто может получить собаку-терапевта

Собаки-терапевты предназначаются для детей в возрасте от полутора лет и подростков, имеющих сложные нарушения психофизического развития. Получение собаки-терапевта для ребенка должно быть рекомендовано педагогом-дефектологом и психологом, сотрудничающими с Центром. Для предварительной консультации по этому вопросу можно обратиться к специалисту Центра, руководителю группы "Солнечный пес" Татьяне Любимовой.

тел. (8 – 495) 456 – 72 – 40

Семья, в которую будет передана собака-терапевт, должна иметь возможность содержать собаку, обеспечивать ей полноценное кормление и уход. Необходимо убедиться, что у ребенка и членов семьи нет аллергической реакции на собак, и что появление собаки не спровоцирует обострение каких-либо заболеваний, имеющихся у ребенка.

Собака передается бесплатно

Передача собаки терапевта осуществляется бесплатно (для граждан РФ) по договору благотворительного пожертвования, который заключается между Центром и родителем (опекуном) ребенка инвалида.

Как оформить документы

Для получения собаки-терапевта требуются следующие документы:

1. Заявление в произвольной форме с просьбой подготовить собаку-терапевта. 3. Медицинскую справку (копию) , подтверждающую диагноз ребенка. 4. Копию паспорта РФ родителя. 5. Копию свидетельства о рождении ребенка. 6. Заключение педагога-дефектолога и психолога с рекомендацией передачи собаки- терапевта.

Документы не обязательно заверять нотариально, мы заверим их сами при наличии оригиналов.

Документы можно передать лично или прислать заказным письмом. Свяжитесь с нами для уточнения адреса. Первоначально можно прислать документы в электронном виде на адрес нашей почты.

После получения ваших документов, тренер Центра навестит вас, чтобы обсудить ваши пожелания относительно собаки, ответить на возникшие у вас вопросы, посмотреть, в каких условиях предстоит работать и жить собаке. Собаки готовятся по индивидуальным программам с учетом диагноза и состояния здоровья ребенка. Программа разрабатывается тренером дрессировщиком и педагогом-дефектологом совместно.

Когда вы получите собаку

На основании полученных документов мы включаем ребенка в лист ожидания. Мы передаем собаку бесплатно, но на ее подготовку требуется немало средств. Скорость, с которой мы работаем, во многом зависит от щедрости наших спонсоров. Кроме того, иногда бывает трудно подобрать собаку, подходящую для определенного ребенка. Это значит, что мы не всегда можем точно определить срок подготовки собаки. Мы отдельно оговариваем этот вопрос с каждым, кто ожидает собаку.

Какую собаку вы получите

Мы дрессируем взрослых молодых (в возрасте 1-2 года) собак, которых приобретаем после тщательной проверки и тестирования на пригодность к работе в качестве собаки- терапевта. Мы используем собак пород лабрадор-ретривер, голден-ретривер обоего пола. Эти породы наиболее приспособлены для сложной работы собаки-терапевта. Собаки в большинстве случаев стерилизуются.

Собака проходит обучение в течение 4-6 месяцев и сдает вместе с тренером экзамен, подтверждающий ее готовность к работе. Подготовкой собак занимаются специалисты дрессировщики, имеющие многолетний опыт дрессировки собак для инвалидов.

Как происходит получение собаки

Мы извещаем вас о предполагаемом времени получения собаки заранее. Всегда имеется возможность согласовать время передачи, выбрав удобное и для вас и для Центра. Точную дату уточняем обычно за одну - две недели. После этого собака поселяется у вас в доме. Специалисты Центра приезжают заниматься с ребенком и собакой, занятия происходят в присутствии и при непосредственном участии родителя. Продолжительность курса обучения и каждого отдельного занятия устанавливается индивидуальн

otvet.mail.ru

Какое животное приобрести ребенку аутисту? | Autizm.net

Какое животное приобрести ребенку аутисту?

Задумываться о том, какое животное приобрести своему сыну, я начала, когда ему было года три. В тот момент ему уже был поставлен диагноз аутизм. Его взгляд был устремлен в никуда. Он находился в своем мире, и его внимание ничего не привлекало. А мне хотелось, чтобы его глазки были такими же живыми, как у других деток, у которых нет таких страшных диагнозов. Но дружить с Сережей они не хотели, так как он не умел разговаривать, и деткам непонятно было, как с ним общаться. Тогда я решила купить сыну маленького друга, с которым не потребуется разговаривать.

Попугай

Первым маленьким другом Сережи стал волнистый попугай. Он был ярко-зеленого цвета, очень подвижный и крикливый. Мы назвали попугая Кузя, и Сережа часто произносил «зя». Он не обращался к попугаю. Просто ходил и периодически произносил этот слог. Попугая мы часто выпускали из клетки, и он летал, ходил по полу пешком. Но особого общения между ним и ребенком не получилось.

Потом наступило лето и мы стали открывать входную дверь, занавешенную тонкой шторой, для проветривания. Мы живем в частном доме, и Сережа часто стоял в проеме входной двери и смотрел на растущее напротив дерево в течение всего дня. В какой-то момент он нечаянно выпустил попугая, и тот улетел.

Кошка

Я увидела маленького грязного котенка, гуляющего по улице, и принесла его домой. Сережа в тот момент был в садике. Когда папа привез сына домой, котенок сидел прямо напротив входной двери на спинке кресла. Сережа вошел в дом и, не замечая котенка, прошел мимо. Я сказала: «Сережа, глянь, какой красивый котенок», и указала на животное пальцем. У Сережи был шок. Он истошно закричал и убежал в другую комнату. Через минуту с опаской вышел обратно, увидел котенка, опять закричал и убежал. И так повторялось раз пять. Потом я убрала котенка с глаз долой, чтобы Сережа не видел чудовище и спокойно покушал. Какое животное приобрести ребенку аутисту, решать не вам, а вашему ребенку, отнеситесь к этому делу со всей серьезностью.

Вечером я взяла котенка на руки, села в кресло и гладила его. Минут двадцать сыночек с ужасом на это смотрел, потом все-таки решился подойти. Прикасаться к чудовищу он отказывался наотрез. Потом мы легли спать. Сережа спит вместе со мной. Котенок тоже захотел спать вместе со мной, и попытался лечь между мной и сыном. Сережа стал с ужасом отодвигаться и кричать. Я положила кота с другой стороны. А как ребенку спать, если рядом такое? Но со временем он успокоился и заснул. Видимо забыл про кота. У аутистов очень короткая память.

Утром Сережа уже был более благосклонен к котенку. Даже оборачивал свою руку одеялом и обернутой рукой прикасался к животному. Так Кошмарик стал жить у нас. Со временем Сережа стал трогать его голыми руками, но не скажу, что они прямо подружились. Сыночку просто нравилось наблюдать за своим питомцем. Если раньше во время прогулки невозможно было привлечь его внимание к кошечкам и собачкам, то теперь он начал их замечать.

Весной Кошмарик отправился гулять и больше не вернулся. Тогда я решила завести сыну настоящего друга – собаку.

Покупаем щенка

Собаку я решила купить сыночку породистую. Не слишком маленькую, чтобы Сережа ее не убил ненароком, но и не слишком большую, чтобы она его не травмировала. Выбор пал на йоркширского терьера. Лорику было всего два месяца. Это был маленький черненький жизнерадостный песик.

Когда Сережа пришел вместе с папой из садика, Лорик сразу же кинулся к нему. Пытался его облизать, прыгал вокруг сыночка. Сережа испугался, пытался спрятаться, кричал. Лорику было совершенно непонятно такое поведение. Он, маленькая собачка, увидел маленького человека. Нашел, так сказать, родственную душу. А эта родственная душа с ним общаться не желает. Как же так?

Пришлось держать щенка на руках, пока Сережа разденется и спрячется на кресле. Так продолжалось весь день. Я уже испугалась, что собаку придется продать. Но на следующий день я увидела такую картину: сын лежит на полу, обхватив голову руками, и молча терпит, как собака его облизывает. Видимо он все-таки понял, что со стороны Лорика это проявление любви, а не агрессия.

Но мальчик-аутист есть мальчик-аутист. Он многого не понимает, и ему бесполезно что-то запрещать. Поэтому мои слова, что собачку обижать нельзя, для него пустой звук. Первое время Лорик не мог самостоятельно ни подняться на второй этаж, ни спуститься с него. Он скулил под лестницей и ждал, когда его поднимут. Когда Сережа несколько раз скинул его с лестницы, Лорик понял, как преодолевать ступеньки, но обиду затаил. Любимой его местью стало навалять какашек на Сережину постель (к тому моменту он уже спал отдельно от меня). Но собаку воспитывать легче, чем аутиста, поэтому Лорика быстро от таких дел отучили.

Со временем обиды забылись. Отношения у Лорика и Сережи стали налаживаться. Мы часто втроем гуляли, и щенок понял, что мы одна стая и нам нужно дружить. А то, что Сережа таскает его за длинные волосы, так это просто обычай нашей стаи. Он видимо главнее. Лорик часто облизывал сыночка, и тот тоже его признал, как члена семьи и близкое существо.

Сережа никогда не гладил Лорика, но зато стал с ним играть. Наш йорк очень любит игры с мячиком. Постоянно всем этот мячик сует, чтобы кинули, но соглашается кидать только Сережа. Причем он просто выкидывает мяч за ненадобностью, не понимая, что это игра. А Лорик радуется, что с ним хоть кто-то играет, и опять приносит свой любимый мячик. Сын опять кидает, пес опять приносит. И так до бесконечности. И так получается настоящее взаимодействие, настоящая игра.

Какая польза от общения с животными?

Я считаю, что пользу мы получили от общения со всеми животными. Сережа стал более контактным. С детьми он не общается, но со взрослыми людьми стал менее настороженным. Быстрее идет на контакт, а следовательно быстрее понимает то, что ему хотят объяснить. Его взгляд стал более живым. Я бы сказала, что животные вывели его из того маленького мирка, в котором он был замкнут. Если у вас стоит выбор какое животное приобрести ребенку аутисту, не покупайте сразу питомца, а возьмите у друзей или родственников, или сходите с ребенком в зоомагазин, может он выберет друга который ему ближе.

autizm.net

Помощь детям с аутизмом "Цветы Жизни"

Из двух сотен детей в мире один болен аутизмом. Национальная принадлежность, социальное положение, образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания, наследственные предпосылки), экономическая стабильность страны – все это пыль и чушь. Самый счастливый и беззаботный из нас может в одночасье узнать, что такое любовь в самом глубоком ее проявлении.

В невероятной древности, когда человек еще не пытался покорить природу и был всего лишь ее частью, отдельные его представители, чьи физические возможности были ограничены, просто умирали в силу «естественных причин». Позже, с подачи Чарльза Дарвина, мы включили это в понятие «естественный отбор». Развиваясь, человек становился не только интеллектуальней, но и циничней. «Уроды» бывали номерами ярмарочных потех, салонными игрушками, трудились на паперти и на панели.

С изобретением понятия «гуманность» появились дома призрения, где люди-овощи содержались до смерти (прекрасно отдавая себе отчет в неоднозначности формулировки, я намеренно не стану ничего менять). Впрочем, и понятие «гуманность» можно трактовать по-разному.

Программа «Тиргартенштрассе 4» – изобретение немецких национал-социалистов – была направлена на дезинфекцию арийской расы. «Убийства во имя гуманности» получило научный статус и распространялось на душевно больных людей, инвалидов от рождения, людей с отклонениями в развитии, наследственными заболеваниями. Разумеется, не пойти дальше она не могла, и позже под ее реализацию попали не только «злополучные» евреи, но и многие, кому «повезло» родиться просто недостаточно белым. Природа не смогла промолчать: после окончания Второй мировой войны «ущербных» детей родилось в два раза больше.

Мне сложно представить, что значит быть матерью ребенка, больного детским церебральным параличом, синдромом Дауна или аутизмом. Хотя наверняка редкая женщина, будучи беременной, не предавалась параноидальным мыслям, навеянным известной всем официальной статистикой «неблагополучной» рождаемости. И если ваш материнский билет оказался менее удачным, чем у соседки, разговора «по душам» с участковым врачом не миновать.

Так уж часто получается, что врач в худшем случае разведет руками, в лучшем – выдаст несколько телефонов реабилитационных центров. Иногда врач бывает настолько беспомощен в своих человеческих и профессиональных способностях, что ему не остается ничего другого, как беззастенчиво сообщить родителю что-то вроде: «Вы произвели на свет урода. Смиритесь. Родите себе еще парочку здоровых, а этого просто любите, так же, как люди любят овощи».

Проглотив такую пилюлю, попробуйте дойти до следующей инстанции, сохраняя, хотя бы видимо, человеколюбие. Даже если вы попали на предварительный осмотр в реабилитационный центр, вам никто не гарантирует, что вашего ребенка возьмут на лечение. В государственных реабилитационных центрах многим детям отказывают по самым разным причинам. Одна из объективных – нехватка мест, но вслух вам об этом, скорее всего, не скажут.Мир не без людей. Центр «Солнечный пес» существует уже восемь лет. Его, пожалуй, главные специалисты-терапевты – собаки. Не обычные четверолапые друзья, а псы пород голден-ретривер и лабрадор-ретривер. Собственно, в России популяризации этих пород способствовал даже Владимир Владимирович Путин, что является довольно-таки распространенной шуткой среди владельцев именно этих собак. Но сегодня мы шутить не станем. Речь идет о действительной помощи, которую способны оказывать эти собаки людям.

Собака настолько давно сосуществует с человеком, что жить без него уже не может. Для более плодотворного сотрудничества она продемонстрировала достаточно своих самых разнообразных качеств от охоты до развлечения, от охраны до спасения. Сегодня собака, во всяком случае, некоторые отдельные ее представители, имеют пусть и не совсем официальный, но все-таки статус: терапевт. В широком смысле это свойство имеют все домашние животные.

При всей социальной позитивности лабрадоров не всякий их представитель может стать терапевтом. Они дружелюбны, но дружелюбие собаки-терапевта не должно быть навязчивым. Они послушны, но требуется еще и личная инициатива животного, его желание работать, его стремление быть полезным. Они уравновешенны, но флегматики тут не приветствуются. Они должны быть совершенно лояльны по отношению к другим животным, безразличны в отношении всевозможных посторонних звуков, они должны уметь концентрировать свое внимание лишь на опекаемом объекте. Уметь быть подушкой, клоуном, извозчиком, поводырем, нянькой, массовиком-затейником – кем угодно в зависимости от обстоятельств. Главное – быть выносливым, сообразительным и бескрайне терпеливым. Как выяснилось, собака, в которой все эти качества развиты до совершенства, не может жить без их реализации.

История центра «Солнечный пес» началась с истории болезни ребенка – сына Татьяны Любимовой, которая, тогда еще не подозревая, стала организатором центра. Ее Саша страдал тяжелой формой детского церебрального паралича. Ребенок прекрасно понимал все обращенное к нему общение и был бы счастлив ответить взаимностью, но тело предавало, сделав его навсегда лежачим больным, не умеющим произнести ни слова. Кроме койки, мальчишке не светило больше ничего.

Олли – белоснежный голден-ретривер – появилась в семье, может быть, как связующая нить, может быть, как всепоглощающий друг, может быть… как кто угодно. По собственному опыту могу сказать, что причины появления собаки в доме настолько интимны… и если вы вдруг захотите их сформулировать – промолчите. Собаки, они такие – трудно сказать, кто в них нуждается больше, счастливый или несчастный, больной или здоровый. Что они – отрада или головная боль, лечение или болезнь.

Учитывая особенности диагноза, быть просто другом оказалось маловато. Собаку долго тренировали, но и выбрана была она из-за своих исключительных способностей, доставшихся ей по наследству: ее мамаша присматривала за ребенком с плохим зрением. Присматривала настолько тщательно, что на прогулке забывала о потребностях собственного организма, полностью отдаваясь долгу.

Потом Татьяниного Саши не стало… Осталась Олли. Прекрасно подготовленная к терапевтической, или, как ее называют в России, реабилитационной помощи, собака, готовая быть всем, что перечислено выше, натура, требующая реализации. Осталась Татьяна и ее муж…

На праздниках в детских домах и реабилитационных центрах Олли таскала коляски с детьми – Татьяна руководила процессом. Олли показывала разные фокусы: пела тембром контральто на непонятном для человеческого уха собачьем языке, танцевала вальс, сообщала количество букв в слове «гав». Детишки, чьи возможности не превышали способность поглощать измельченную до состояния пасты пищу, хохотали и чувствовали себя совсем счастливыми. Олли на радостях, под овации, в голос извлекала корень из девяти и ползала на пузе, ходила на задних лапах, виляла хвостом, как опахалом, и, когда предоставлялась возможность, облизывала щеки всех желающих. Более того, с огромным удовольствием она позволяла себя тискать, гладить, щипать и смотреть себе в зубы.

Игры где придется, игры на улице, игры в гостях могли бы, по всей видимости, продолжаться еще долго, если бы не директор московской школы №1492 Татьяна Ивановна Аникина. Совершенно безвозмездно, то есть – для тех, кто забыл, – даром, в школе было выделено большое светлое помещение – огромная студия для занятий.

Сегодня у Олли есть преемница – собственная дочь Ники. Однако сказать, что они работают только вдвоем, было бы несправедливо по отношению к другим людям и другим собакам.

Ней, лабрадор-ретривер, и Тайна, еще один голден-ретривер, трудятся в центре вместе с другими энтузиастами. Волшебный красавец шоколадный Най попал в центр по желанию хозяйки и не обманул ее надежд. Белокурая неженка Тайна сама проявила талант терапевта, буквально вдохновив свою хозяйку к волонтерской деятельности. У обеих хозяек есть свои семьи, дети, мужья, заботы и бытовые неудобства. Пять дней в неделю они трудятся на пользу собственного материального благополучия, насколько это возможно в нашей стране, – каждая на своем рабочем месте, а в выходные делают то, чего не делать уже не могут.

25 детей принимает «Солнечный пес» в здании школы №1492 и 11 детей в здании в Малом Златоустинском переулке, у метро «Китай-город». Никто из работников центра не получает за свою работу ни копейки. Собственно, никто и не просит. Дети, попавшие на реабилитацию сюда, как правило, отказники из многих других центров – тут принимают всех.

Понятие «курс лечения» также отсутствует. Дети посещают занятия до тех пор, пока родители могут их приводить. На вопрос «Каковы перспективы излечения?» работники центра не отвечают ничего. И вовсе не от отсутствия уверенности в своей методике или нехватки смелости. Просто, нужно быть крайне безответственным, чтобы обещать, что-либо в такой ситуации…Вместо эпилога. Федя – лучезарный мальчишка, буквально влетевший в комнату для занятий, энергично пожал руку всем, включая меня, поздоровался с собаками, тут же приступил к занятиям. Как гутаперчивая кукла, он кувыркался с собаками, как опытный кинолог – ими руководил. По окончании занятия он осветил всех сногсшибательной улыбкой, снова пожал все руки и лапы, устремился к выходу, поторапливая маму. В недалеком прошлом Федьке отказали многие центры – шансов нет: ДЦП, задержка в развитии…

…Ходит в группу мальчик Костя и его мама. Косте уже готовы снять диагноз ДЦП, а вот мамина нервная система, издерганная за время Костиной болезни, дает сбои по сей день. Как-то Костя, отрабатывая упражнение «коврик» (это когда ребенок помещается между двумя лежачими собаками), абсолютно расслабился, разулыбался, разнежился и стал совершенно беззаботно хохотать. Мама привычно сорвалась на Костю криком: «Ну чего? Чего ты ржешь?!». А Костя очень осознанно посмотрел в мамины глаза, словно в эту минуту он понял все и про нее, и про жизнь, и про все-все на свете, и очень уверенно ответил: «От счастья, мам». Костина мама плакала…

…Соня Шаталова – одна из самых устоявшихся участников реабилитационной группы, в самом начале боялась всего и на контакт шла, не то чтобы неохотно – она вообще не контактировала. Теперь же спокойно управляет собакой на занятиях, вполне способна самостоятельно обслуживать себя в быту (не только одеться, раздеться, сходить в туалет, но еще и приготовить кашу, заварить чай, прибрать в комнате и т.д.) и посещает литературный кружок.

Сонин диагноз – ранний детский аутизм. Сейчас ей шестнадцать лет. Тремя годами ранее она написала вот какие строчки: «Мечтают все люди, даже те, кто говорит, что мечтать не любит. Чем чаще человек мечтает, тем интереснее ему жить. Но я думаю, чтобы мечты сбывались, нужно уметь мечтать правильно. Ведь мечта – это модель желаемого будущего в трех уровнях: первый в воображении, второй в желании, а третий в мысленном сшивании событий. Правильно мечтать – значит правильно учитывать все уже существующие связи себя как мечтающего человека с окружающим миром. И понять, какие нужны новые связи, а затем сшивать события. И все время надо осмотреть, как сшивание влияет на те связи, которые уже есть в мире. Я тоже люблю мечтать. Я мечтаю о том будущем, где я могу говорить и петь песни и могу сама все делать. У меня будет много друзей и любимая работа. Я буду помогать людям правильно сшивать события и буду работать консультантом по мечтам. Но чтобы такое будущее состоялось, надо, чтобы как можно больше людей приняли Бога, пришли к Нему. Так что я сначала буду помогать людям в этом. Как? Скорее всего, словом: поэтическим и молитвенным. Чтобы все так и было, надо правильно сшивать события уже сейчас. И я стараюсь».

www.fl-life.com.ua

канис-терапия, аутизм

Приемы канис-терапии при работе с пациентами страдающими расстройствами аутистического спектра.

Аутизм, (расстройства аутистического спектра) отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны, в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей. По приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Не многим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутистичных людей, ряд представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь. Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до 3 лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу

Эмоционально и поведенчески выражается как :

во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

___________________________________________________________________________________

В начале работы нужно познакомить ребенка с животным. Многие аутичные дети «пугаются» собаки, - взвизгивают, отдергивают руки или корпус, отворачиваются и т.п.

На самом деле они не боятся собаку, подобно тому, как боятся ее взрослые или нормально развивающиеся дети, имевшие неприятный опыт общения. Нормально развивающиеся дети, напуганные собакой или, чаще, напуганные рассказами о «страшной собаке» выстраивают в уме ассоциативную цепочку типа : « собака- может укусить -плохая- страшная - боюсь».

Аутичный ребенок не осознает связи между собакой и возможным укусом, даже если он повторяет фразу «собака – укусит». Скорее всего, он уже слышал эту фразу по телевизору или от взрослых и повторяет ее. В некотором роде, произнесение этой фразы является положительным моментом. Она означает, что ребенок осознал, что это животное собака, идентифицировал данную собаку со словом собака и старается завязать контакт, демонстрируя свое участие в процессе общения. Нужно учитывать, что для аутичного ребенка сложны абстрактные понятия и большая рыжая собака не то же самое животное ( или предмет), что маленькая серая собака. Поэтому, знакомя ребенка с новым животным, нужно быть готовым к непониманию и объяснять, что это тоже собака.

Аутичный ребенок «пугается» собаки просто потому, что это новый предмет, свойства которого ему неизвестны. Следует помнить, что для аутиста назначение, применение объекта (предмета)неимеют существенного значения, для него важнее ощущения, получаемые от контакта с предметом или манипуляциями с ним.

С аутичным пациентом, как ни с кем другим важно сразу же создать положительный или нейтральный образ собаки. Для этого нужно строго контролировать поведение собаки. Собака должна стоять или очень медленно двигаться, недопустимы резкие движения, импульсивное поведение, любые звуки, быстрое приближение к пациенту.

Во время первого знакомства, нужно подвести собаку не слишком близко, определяя дистанцию индивидуально для каждого пациента. При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией аутиста. При первых признаках защитного отторжения ( сжимание пальцев, прижимание рук к телу, отстраняющиеся движения корпуса, отдергивание и «зависание» рук, остановка мимики и т.п) нужно отодвинуться назад до расслабления пациента. Если пациент не показывает защитного поведения, нужно остановиться в метре от него, сесть и начать гладить собаку, негромко и умеренно эмоционально рассказывая, какая она мягкая, теплая, хорошая. Желательно, чтобы ваши поглаживания были стереотипными , имитирующими стереотипию пациента. Это вызовет его доверие и успокоит его. Слова также, должны быть одними и теми же и произноситься с одинаковой интонацией. Достаточно часто аутистов пугают глаза собаки, поэтому желательно подводить собаку для знакомства боком, для поглаживания подставлять спину, заднюю часть собаки, в тяжелых случаях знакомство начинать с хвоста собаки. Лежащая спиной или боком к аутисту собака вызывает меньшее отторжение, чем стоящая и смотрящая на него.

Часто встречающееся при первых встречах поведение- демонстративный уход от собаки, отворачивание, убегание, отдергивание рук, громкий визг или крик. Это поведение выражает не испуг, а протест против вторжения в его мир чего-то нового.

Истинный испуг выражается замиранием, «замораживанием» пациента.

Испуг, переходящий в агрессию – выражается повышением голоса, громким повторением фраз с включением слов «нельзя», « не разрешается» и близких по смыслу. Таким образом, пациент пытается объяснить, что ему не хочется делать то, к чему его вынуждают. Если продолжать настаивать, то отрицательные реакции пациента усугубятся постукиванием конечностями, иногда и головой о стены, мебель, пол с переходом в истерический припадок и каталепсию.

Единственно правильная реакция канис-терапевта на нарастание испуга – увеличить дистанцию между собакой и пациентом, предоставив ему возможность разглядывать и осознавать наличие собаки, без давления и навязывания каких-либо действий.

Хорошим результатом первого знакомства будет отсутствие реакции избегания собаки. Очень хорошим результатом – интерес, выражающийся рассматриванием собаки, для пациентов владеющих речью- повторением произносимых вами слов.

Отличным результатом первого занятия можно считать активные действия пациента – взгляд в глаза, поглаживание собаки и повторение действий и слов, произнесение фраз, в которых есть услышанные им слова, даже если общий смысл фразы, с точки зрения здорового человека, отсутствует или негативный. Маленькие пациентов или плохо говорящие могут произносить звуки или плохо различимые слова. Превосходным результатом будет вовлечение пациента в игру с собакой. Если контакт с пациентом налажен, нужно отчетливо и эмоционально-доброжелательно комментировать свои действия. Например « я глажу собаку» « собака легла» « собака идет» « ты играешь с собакой». Фразы не должны быть слишком длинными и сложными. Количество слов и сложность фраз подбираются индивидуально и зависят от степени нарушений у пациента и его возраста . Даже, если пациент не говорит , для него тем не менее обязательно нужно комментировать все происходящее.

Заканчивая занятие нужно также с комментариями вроде : « собака устала», «пора прощаться», стимулируя пациента к развитию социального поведения и пониманию происходящего.

Все манипуляции, как пациента, так и вовлеченных в занятие людей и собак нужно комментировать, мягко побуждая пациента к ответным реакциям. Первые вербальные реакции аутиста будут вероятнее всего, эхолалией, т.е повтором ваших слов и интонаций. Хорошим результатом занятий являются постепенно появляющиеся – самостоятельная интонация при повторе ваших слов, затем перестроение фразы, затем включение других слов, затем произнесение своих слов или фраз в ответ на ваш вопрос или предложение. Очень хорошим результатом является самостоятельное произнесение ( без подсказки или вопроса) слов или фразы, в качестве реакции на ситуацию.

Продолжительность первого занятия варьируется от 15 до 40 минут. Последующие занятия продолжаются от 30 минут до 60 минут.

Второе занятие нужно начать с процедуры знакомства. Подойдя к пациенту произнести «здравствуй», « меня зовут….», « это собака, ее зовут …» приучая пациента к нормам социального поведения. Дальше занятие строится по образцу первого с усложнениями.

Следует учитывать, что чаще всего аутисты избегают новых действий и предметов довольно долго, поэтому 2,3,4 иногда и 5 занятия приходится строить по образцу первой встречи- избегать чрезмерного приближения к пациенту, избегать громких звуков и резких движений собаки, избегать любого давления на пациента.

Также, нужно принимать в расчет и то, что возможны внезапные смены настроения, уход в себя, испуг или отторжение, после серии занятий с вполне положительных эффектом. Если такой срыв произошел однократно или они происходят не систематически, причина может заключаться в событиях произошедших не на занятиях канис-терапией. Например, приход гостей, приезд родственников, услышанная на улице музыка или увиденное событие, могут вывести аутиста из себя с некоторой задержкой. Поэтому, в случае срыва необходимо расспросить родственника или опекуна аутиста о событиях предшествовавших занятиям и договориться о предупреждении подобных ситуаций.

Если же срывы происходят на занятиях систематически, негативная реакция на собаку нарастает, нужно проанализировать реакции пациента и упростить занятия до дистанционного общения, либо отменить их, но после 1-2 занятий с дистанционным общением, чтобы не закрепить у пациента испуг при виде собаки.

После достижения положительных или нейтральных реакций пациента на собаку нужно переходить к более активному взаимодействию, но делать это очень медленно и постепенно.

Упражнения для аутистов делятся на 6 типов сложности от простых действий без контакта с собакой и вожатым, до самостоятельного общения с собакой. Уровень сложности продолжительности контакта постепенно увеличивается. Упражнения следующей степени сложности вводят по 1 за одно занятие, после достижения устойчивой положительной реакции пациента на предыдущие упражнения. Упражнения нужно чередовать, незначительно меняя их продолжительность и последовательность, чтобы избежать развития стереотипии. Но, приветствие, первое упражнение и прощание, должны быть стереотипными, это вызывает у пациента успокоение и уверенность в «правильном порядке вещей». Если введение нового упражнения вызывает негативную реакцию пациента, нужно вернуться к упражнениям предыдущего комплекса на 1-3 занятия и после этого, опять попытаться усложнить занятие. С пациентами с легкой стадией аутизма можно перейти от начальной к высшей стадии сложности быстрее, но при этом нужно очень внимательно и критично оценивать результаты занятий.

При занятиях с аутистами нужно помнить, что они могут самостоятельно повторить понравившиеся им действия, в другой ситуации. Поэтому, предлагаемые аутистам действия должны быть безопасны для них и окружающих. Например, не стоит учить аутиста дергать собаку за поводок, так как он может подойти к любой другой собаке и повторить это действие. По этим же причинам для аутиста может быть вредной игра в лечение собаки.

Необходимый инвентарь : шлейка, длинный и короткий поводок, разные игрушки, не издающие звуков при сжимании или падении, подстилка для собаки, мягкие обручи гимнастические, кольца для одевания на шею, подкормка, контейнер для подкормки, полотенца для вытирания собаки, одноразовые тарелки и миски, атравматичные расчески и щетки, рукавица-расческа, трубка для удлинения расчески .

Цель занятий канис-терапией с аутистами заключается в развитии и тренировке контактности, обогащении их сенсорной среды, закреплении новых навыков.

Группы упражнений по сложности :

1. Работа с собакой на расстоянии ( без контакта ) :

Прогулка на поводке. Пациент идет с собакой на длинном поводке, пристегнутом к шлейке, вожатый ведет собаку на коротком поводке с другой стороны. Следует контролировать движение таким образом, чтобы собака не сокращала дистанцию до пациента. Упражнение усложняется остановками, поворотами, командами выполняемыми собакой во время остановок.

Расчесывание расческой на длинной ручке. Пластмассовая или резиновая расческа удлиняется полой пластиковой трубкой на 10-20 см. Расчесывать собаку сначала лучше лежа. Потом посадить ее, потом поставить.

Выполнение команд на месте. Пациент держит собаку за длинный поводок, вожатый за короткий поводок. Пациент повторяет команды за вожатым.

2. Работа с собакой на короткой дистанции с кратчайшими элементами контакта с телом ( то – же, что и первой группе упражнений, но на более короткой дистанции собака-пациент):

Прогулка на коротком поводке.

Расчесывание расческой на короткой ручке, расческой-перчаткой

Выполнение команд на месте, собака рядом с пациентом

3. Сложное взаимодействие пациент-собака-предметы-люди ( внимание пациента акцентируется на совместности действий, подчеркивается «мы вместе»):

Отвести собаку к другому человеку ( сначала родители, затем другие люди). Вожатый предлагает задание – отвести собаку к папе (маме, тете и т.п.), по дороге нужно взять разные предметы, потом отдать часть предметов, потом собаку, потом принести предметы и поменять на собаку и т.п.

Совместные действия с собакой ( командовать по очереди, вместе держать обручи, вместе принести кольца, вместе одеть их на собаку, вместе держать за поводок и т.п)

Принести предметы к собаке ( коврик, миску, подкормку, расческу, обручи), заменить предмет на «более подходящий» цвет, размер назначение и т.п.

Бросать предмет для собаки. Внимание! Собака подает предмет вожатому или родителям , не подходя к пациенту слишком близко.

4. Манипуляции с предметами и собакой, контакт короткий. При выполнении упражнения озвучивается необходимость действия пациента для собаки. ( положить еду в миску, миску поставить собаке; собрать шлейку для собаки, разделить сухарик ( печенье) для собаки.

5. Акцентированное взаимодействие с собакой и для собаки, контакт средней продолжительности. При выполнении упражнений подчеркивается, зависимость собаки от действий пациента ( ей без тебя не поесть, самой лапы не вытереть и т.п)

Действия с собакой «для пользы собаки» ( покормить, напоить, вытереть морду после еды, лапы после гуляния, пристегнуть ошейник, сделать «массаж», одеть ошейник и поводок, отвести на место и уложить спать, при дрессировке «помогать руками и подсказками» и т.п)

6. Самостоятельные действия с собакой, контакт продолжительный. Пациент сам надевает на собаку ошейник и поводок, «ухаживает и дрессирует» собаку под присмотром вожатого. Используется стандартный набор команд общего курса дрессировки, элементы ухода за собакой, простая трюковая дрессировка. При возможности, эту группу упражнений можно дополнять чтением книги про собак, ведением дневника или изготовлением поделок, рисованием и т.п.Во время работы с собакой пациент общается с вожатым и другими людьми.

Контроль эффективности терапии необходимо проводить после каждых 10 занятий, например, по оценочной шкале раннего детского аутизма (The PDD Assessment Scale/ Screening Questionnaire), тестом АТЕК

http://www.autismwebsite.ru/ATEC.htm

studfiles.net

Канистерапия для аутистов – собака для аутичных детей

Канистерапия (использование специально обученных собак для лечения и помощи людям при различных заболеваниях) — давно уже не новинка. Четвероногие «врачи» спасли не одну жизнь, среди их подопечных — больные раком и диабетом, эпилепсией и ДЦП. Одно из самых эффективных направлений применения канистерапии — при лечении аутизма у детей.

Аутизм неизлечим?

Про аутизм слышали многие, но не все представляют себе, насколько серьезно это заболевание. Аутичный ребенок не просто молчалив и необщителен: болезнь мешает ему формировать не только эмоциональные привязанности, но и простейшие навыки. Причины аутизма точно не установлены, на данный момент он считается неизлечимым полностью. Тяжелая форма аутизма часто сочетается с умственной отсталостью, которая делает человека инвалидом — во всех смыслах этого слова.

Первые признаки аутизма обычно проявляются уже в полгода-год, однако большинство родителей спохватываются только к трем-четырем годам, а то и позже, когда шансов на реабилитацию осталось не так много. Но они есть, и канистерапия — один из них.

Безопасность, помощь, дружба

Дрессировка собак-помощников для детей-аутистов имеет свои особенности.

Собака как средство реабилитации

Первая и главная задача собаки — не развлекать, а оберегать своего подопечного. Многие дети с аутизмом слабо контролируют свою моторику и тем более — эмоциональные реакции, они плохо умеют устанавливать взаимосвязи, могут испугаться чего-то безобидного и не видеть явной опасности. Находясь на улице, ребенок может побежать в неизвестном направлении, не реагируя на зов родителей, выскочить на проезжую часть… �?звестны случаи, когда в подобных ситуациях жизнь ребенку спасло присутствие собаки-помощника.

Как правило, собака не просто сопровождает ребенка, но и соединена с ним поводком, пристегнутым к поясу.

Это позволяет ей в критической ситуации остановить ребенка физически, собственным весом; многие собаки обучены садиться или ложиться, когда ребенок начинает резко ускорять темп движения. Поскольку ребенок еще мал, а собак для данного вида канистерапии используют довольно крупных (в основном, золотистых ретриверов), степень защищенности ребенка от травм и несчастных случаев значительно увеличивается.

Четвероногий друг, который всегда рядом, помогает ребенку понять: ты не одинок. Многим детям-аутистам гораздо проще наладить тактильный контакт с животным, чем с другим человеком. Гладя и обнимая собаку, ребенок успокаивается, начинает ощущать и контролировать свое тело. С собакой-помощником дети чувствуют себя увереннее, не боятся оставаться одни в комнате, даже ночью (многих собак специально обучают реагировать на внезапные пробуждения ребенка — собака подходит к нему или дает предупреждающий сигнал родителям).

Постепенно родители показывают ребенку, как заботиться о собаке (кормление, прогулки), разрешают ему отдавать питомцу простые команды. Так ребенок выходит за рамки собственного внутреннего мира и учится взаимодействовать с другими — искренняя любовь и настоящая дружба, которую дарят нам братья наши меньшие, не оставляет равнодушными даже аутистов.

Екатерина   05. 04. 2013
Похожие страницы

• Анималотерапия: иппотерапия, канистерапия, фелинотерапия…

• Собаки и церковь: у американских священников появились четвероногие помощники

• Канистерапия: популярный вид анималотерапии

• Собаки-художники: удивительные таланты наших питомцев

dolphin-school.ru