Конспект урока "Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка». Работа с читательским дневником.". Собака мушка текст


Мушка — рассказ Веры Чаплиной — Сказки. Рассказы. Стихи.

Мушка — рассказ Веры Чаплиной

 Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам. Мне очень не хотелось заводить в доме собаку. Придёшь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать, то обед приготовить − где же здесь ещё держать собаку! Всё это я объяснила дочке, но она заплакала и стала просить разрешения оставить собаку. − Ведь она совсем маленькая, а потом, у неё даже нет хозяина, − плакала Люда. − Ну, как я её выгоню… Пришлось собаку оставить. Назвали её Мушка. Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила гулять. А если кто-нибудь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек для Мушки. И нужно сказать, что Мушка привыкла к Люде и любила её больше всех. Она даже не хотела спать на мягком коврике, который ей постелили в углу около двери, и всё время ложилась под Людину кровать, хотя спать на полу было жёстко и неудобно. Скоро Мушка поправилась и перестала хромать. Шёрстка у неё стала пушистая, блестящая, а хвостик завивался тугим колечком. Когда Люда приходила из школы, Мушка её всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась, потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату. Клала она их всегда на своё место − под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять, кроме Люды… Мушка их никому не давала. Потом Мушка ещё научилась служить и танцевать. Делала она это очень забавно. Становилась на задние лапки, подолгу на них ходила и даже кружилась, будто танцевала вальс. Все смеялись её фокусам, а когда она кончала танцевать, хлопали в ладоши и угощали чем-нибудь вкусным. Такое внимание Мушке нравилось, и она часто танцевала даже тогда, когда её никто не просил. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться. Во дворе да и в квартире все смеялись над Людой. − Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди. Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут, откуда ни возьмись, выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку. В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила. 

Читать другие рассказы веры Чаплиной

skazkibasni.com

Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Слушание рассказа В.Чаплиной "Мушка"

Разделы: Начальная школа

Учебные задачи:

  1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
  2. Закрепить понятие “рассказ”.
  3. Учить выделять особенности рассказа;
  4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения)
  5. Учит составлять план и пересказывать (подробно).

Учебные умения:

  1. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
  2. Самостоятельно определять тему и жанр.
  3. Пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.

Учебный материал: рассказ В. Чаплиной «Мушка». Рассказ разделенный на части у каждого ребенка на столе.

Ход урока

Сегодня у нас важный и интересный урок. Без вас я не обойдусь. Вы должны быть внимательными, активными, помогать мне на уроке. Я прочитаю вам одну историю.

I. Чтение учителем рассказа В. Чаплиной «Мушка» (третью и четвёртую часть не читая).

Учитель. - Закончилась ли эта история?

Дети. Нет.

Учитель. - А какой может быть конец?

Дети. Большая собака укусила девочку. Люда встала и убежала от собаки. Наверное ей кто-нибудь помог.

Учитель. - Давайте узнаем ответ автора. Прочитайте продолжение рассказа самостоятельно.

Учитель. -Благополучно ли закончилась эта история?

Дети. Эта история закончилась благополучно. Девочку спасла её собачка.

Учитель. -Какой конец у этого рассказа?

Дети. Конец у этого рассказа хороший. Большую собаку увёл хозяин. Все полюбили Мушку.

Учитель. -Вы внимательно читали рассказ?

Дети. Да.

Учитель. -Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

Дети. В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой. В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.

Учитель. -История понравилась?

Дети. Очень понравилась.

Учитель. -А кто написал эту историю?

Дети. Вера Чаплина.

Учитель. -О ком эта история?

Дети. – О Мушке. О девочке Люде и Мушке.

Учитель. - Кто помнит, как звали девочку?

Дети. Девочку звали Люда.

II. Работа в тетрадях.

Учитель. Откройте тетрадь №1.

-Как звали девочку?

Дети. Девочку звали Люда.

Учитель. -Как звали собачку?

Дети. Собачку звали Мушка. (на доску выставляются заменители персонажей)

Учитель. -Были ли другие персонажи в этом произведении?

Ответы детей. Да были другие персонажи. Большая собака. Ребята. Хозяин огромной собаки.

Учитель. -Кто из героев понравился?

Дети. Собака.

Учитель.-Как её звали?

Дети. Её звали Мушка.

Учитель.-Чем она тебе понравилась?

Дети. Она защищала девочку.

Мушка была очень маленькая , но старалась защитить от большой собаки Люду. Она загородила собой свою хозяйку от злой собаки.

Учитель. -А кому понравилась девочка?

-Почему она понравилась тебе?

Дети. Девочка принесла больную собачку к себе домой. Не испугалась, что её будет ругать мама. Ведь Мушка была грязная, худая. Люда ухаживала за ней. Гуляла с ней во дворе. Над собачкой все смеялись, но Люда её всё равно любила.

Учитель. -Что можно сказать о большой собаке?

Дети. Она была страшной, огромной. Злая собака хотела укусить девочку. Она растерялась, когда увидела, как маленькая собачка защищает свою хозяйку.

Учитель. -Что можно сказать о хозяине собаки?

Дети. Он выпустил собаку без намордника. Его огромная собака бегала во дворе одна. Он оттащил собаку от девочки.

Учитель. -Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку?

Дети. Виноват её хозяин.

Учитель. - Что можно посоветовать хозяину собаки?

Дети. Выпускать гулять такую собаку нужно в наморднике и на поводке. Нельзя её выпускать одну во двор, где гуляет много детей. Нужно соблюдать правила безопасности во время прогулки с большими собаками.

Учитель. - Что можно сказать о ребятах?

Дети. Ребята были злыми. Они надсмехались над Людой. Они смеялись над маленькой Мушкой. Ребята сами оказались трусливее Мушки. Испугались большой собаки и не помогли Люде.

III. Моделирование обложки. (Для этой работы у каждого ребёнка имеется блокнот)

Учитель. - Можем ли мы с вами смоделировать обложку этого произведения?

Дети. Мы можем смоделировать обложку.

Учитель. - Выполняйте самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения работы.

Учитель. - Положите модели обложек перед собой. Найдите фамилию автора. Прочитайте.

Дети. Вера Чаплина

Учитель. - Найдите название произведения. Прочитайте.

Дети. «Мушка».

Учитель. - Какой жанр этого произведения?

Дети. Это рассказ.

Учитель. - Докажите, что это рассказ.

Дети. История правдивая. События происходят очень быстро.

Дети. Рассказ Веры Чаплиной «Мушка».

Учитель. - Какова тема этого рассказа?

Дети. О дружбе девочки с собачкой.

IV. Составление рассказа по частям.

На столах у детей рассказ, разделённый на части. Каждая часть имеет отличительный знак в виде разноцветной полоски.

Учитель. - Разложите части рассказа в правильной последовательности. Какого цвета первая часть?

Дети. Оранжевого.

Учитель. - Какого цвета вторая часть?

Дети. Синего.

Учитель. - Какого цвета третья часть?

Дети. Зелёного.

Учитель. - Какого цвета четвёртая часть?

Дети. Жёлтого.

Дети читают первую и вторую части рассказа. Третью часть читает учитель. Четвертую часть читает ученик.

V. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь № 1 на странице …..

Выполняем задание № 3.

Прочитайте отрывок и подготовьте рассказ: «Какой была собачка».

Ответы детей.

VI. Физкультминутка.

VII. Деление рассказа на части и составление схематического плана. Пересказ рассказа.

Учитель. -Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте. -Вам понравился рассказ?

Дети. Очень понравился.

Учитель. -Вы хотели бы его рассказать кому-нибудь? (на доске расставлены части рассказа в неправильной последовательности).

Дети. Да. Хотим рассказать.

Учитель.- С чего начнёте рассказ? - Расставьте части рассказа в правильной последовательности.

Пересказ рассказа по частям.

Учитель. -Как ребята стали относиться к Мушке после этого случая?

Дети. Ребята больше не называли Мушку трусишкой. Они стали её уважать. Ведь она спасла свою хозяйку.

Учитель. - Что теперь можно сказать о ребятах?

Дети. Ребята поняли, что напрасно обижали Мушку и смеялись над Людой. Они не такие уж плохие.

VIII. Работа с книгами.

Учитель. - Вы придёте в библиотеку. Как будете искать эту книгу?

Дети. По обложке, по фамилии автора, по иллюстрации.

Учитель.- У меня минибиблиотека. Посмотрите, есть ли здесь эта книга?

Ответы детей. (на стенде книги В. Чаплиной «Мушка» нет, но если дети будут отвечать положительно, они должны прочитать на обложке фамилию автора и название книги.)

IX. Домашнее задание.

Учитель. -У кого дома есть собака? Принесите фото своей собаки.

Обратимся к пословице: “учимся уму – разуму”

Учитель. -Что-то умного вам урок литературного чтения дал?

Дети. Люда подобрала больную Мушку и вылечила её, а Мушка отблагодарила Люду – спасла от злой собаки. Надо помнить, что нужно помогать братьям нашим меньшим. Ведь животные часто оказываются в беде. Выводить гулять больших собак нужно в наморднике.

В. Чаплина «Мушка».

1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.

2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.

- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.

4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий урока русского языка "Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».

Конспект урока по русскому языку

Тема: Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».

Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ восстановленного и зрительно воспринятого текста-повествования «Мушка» по В.Чаплиной, включающего слова с изученными орфограммами.

Задачи:

  • формировать умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения, группировать предложения в тексте по подтемам;

  • развивать представления о связи между предложениями в тексте;

  • совершенствовать умения составлять план текста; умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста

  • пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;

  • расширение кругозора, формирование читательских интересов;

  • воспитание любви к животным.

Ход урока

Текст изложения

Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Девочка ухаживала за Мушкой, гуляла с ней во дворе.

Все смеялись над Людой и говорили, что от такой собаки защиты не жди.

Один раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала.

Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький черный шарик кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.

( По В. Чаплиной)

«Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

Гоголь Н.В.

I. Оргмомент. Настрой на работу

Учитель. Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 2).

Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.

Учитель. Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?

Учитель. Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит - написать изложение?

Ученик. Это значит - письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.

Учитель. Начинаем работу над новым с….(повторения)

II. Актуализация

Учитель. Что такое - текст?

Ученик. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Учитель. Что такое - тема текста?

Ученик. Тема - это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Что такое - идея (главная, основная мысль ) текста?

Ученик. Это то, что хотел сказать нам автор, чему учит текст.

Учитель. Что такое – «ключевые» слова?

Ученик. Это - самые важные слова, основные для понимания содержания текста.

1 Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора

Учитель. Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Веры Чаплиной, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этой удивительной писательницей. (Слайд 3)

Вера Васильевна Чаплина (Михайлова; Чаплина – псевдоним) родилась 24 апреля 1908 года в Москве в дворянской семье. (Вывесить портрет писательницы). После революции 1917года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детёнышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Позднее в 1933 году Вера Васильевна создает в зоопарке площадку, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году (ей уже было 38 лет) перешла на постоянную литературную работу.

Учитель. Что из услышанного удивило вас? (Ответы детей).

Вера Васильевна – писатель-анималист. Как вы это понимаете? (Слайд 4)

Перед вами выставка книг Веры Чаплиной. Я предлагаю прочитать те книги, которые вызовут особый интерес. (Слайды 5,6; «Малыши с зеленой площадки» - сборник рассказов (1935)

2. Антиципация

Знакомство с текстом, выявление темы

Учитель. Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей)

Название темы (Слайд 6)

- Каковы теперь ваши предположения о теме текста?

- Проверим ваши предположения после того как вы прочитаете текст.

Возьмите из конвертов текст.

Учитель. Какая стоит задача перед нами?

Ученик. Составить из предложений текст.

Учитель. Что для этого нужно сделать?

Ученик. Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.

         Ученики в паре читают самостоятельно предложения и составляют текст на столах.

- Какие чувства пробудил текст Веры Чаплиной?

- Так какова же тема текста?

- Кто главные герои этого произведения?

- Как отнеслись к появлению Мушки в семье девочки?

- Что же произошло однажды?

- Почему же она встала на защиту Люды?

В чем же главная мысль рассказа? Отношения людей и собаки

-Как можно озаглавить ваш текст?

Каков тип текста? (повествование).

Что характеризует текст-повествование? (слова-действия)

III. Построение проекта действий

Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор, составление плана

Учитель. -Какое задание нужно выполнить в тетради?

Ученик. Определить количество частей в тексте и записать в тетрадь.

Сколько частей? Докажите.

Восстановим последовательность частей.

- Проследим за развитием событий

-Какая часть должна быть первой?

- Чем еще интересно первое предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Начинается предложение со слова «однажды», которое характерно для текстов-повествований. Оно показывает начало развития действия в повествовании).

-О чем узнаем из первой части?

─ Как понимаете слово «забавная»? ( Смешная)

-Какая часть должна следовать за ней? Почему вы так думаете?

-Какие слова помогают связать эти части? (Как-то раз)

─ Какая разница между словами «собака» и «собачка»?

─ С какой целью автор использует эти слова? ( Ответы детей )

- В каком случае о мушке сказано «собака»? Почему? (передает презрительное отношение людей)

- Прочитайте 3 часть текста. Какую информацию она дает нам?

-Как автор описывает героев рассказа. ( Огромная, большая, страшная собака. Маленькая черная Мушка (маленький черный шарик).)

─ Огромная – маленькая. Как называются такие слова? ( противоположные по смыслу-антонимы )

─ Какие глаголы использовал автор, чтобы показать действия героев?

( Выскочила, бросилась, кинулась.)

─ Как вы думаете, было ли Мушке страшно?

-Почему же она все-таки защитила девочку?

- Можно ли не писать последнюю часть текста? Докажите.

Составление плана.

  1. Маленькая собачка

  2. Страшная собака

  3. Храбрая Мушка

  4. Мушка - не трусишка

IV. Самостоятельная работа учащихся, выбор опорных слов

- Сколько частей в тексте?

- Как показать это на бумаге при изложении текста? (С помощью «красной» строки).

Обучающиеся перечитывают текст, самостоятельно выбирают «ключевые» слова, выписывают их. Во время фронтальной проверки называемые детьми опорные слова записываются на доске напротив соответствующей части. Выясняется, почему выбранными оказались в основном глаголы. Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования.

V. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению

─ Давайте обратим внимание на написание трудных слов.

Запись на доске: ВЫСКОЧИЛА, ПРИНЕСЛА, ИЗ – ЗА, ИСПУГАЛИСЬ, РАСТЕРЯЛАСЬ, ЗАГОРОДИТЬ.

В качестве пунктуационной подготовки рассматривается предложение из третьей части с однородными определениями и сложными предложениями. Дети находят главные члены предложения, обосновывают использование запятой в данных предложениях.

2. Пересказ текста с использованием составленной таблицы-опоры:

Работа над пересказом в парах.

VI. Написание изложения

1. Самостоятельная запись текста

2. Самопроверка

VII. Итог урока.

- Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным?

- Чему учились на уроке? (составлять текст из предложений и строить повествование)

- Кому было трудно на уроке составить изложение?

-Что было самым трудным?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

- Чему он нас учит? -Чему учит нас В.В Чаплина?

- От доброты и ответственности человека часто зависят судьбы животных. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радости в жизни у него больше.

Вера Васильевна Чаплина

infourok.ru

Конспект урока "Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка». Работа с читательским дневником."

«Урок открытия нового знания. В.Чаплина «Мушка».

Работа с читательским дневником.»

Цель: организовать деятельность обучающихся для формирования способности полноценного восприятия литературного текста и устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

Задачи:

  • формировать положительное отношение к учению, уважение к собеседнику; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками;

  • учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определять эмоциональное состояние героев; предоставить возможность ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • развивать умение определять и формулировать цели и задачи урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

УУД:

  • личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, самоопределение;

  • регулятивные: оценка, целеполагание, саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;

  • познавательные: общеучебные универсальные действия: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, личностная рефлексия, поиск и выделение необходимой информации;

  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных.

Оборудование: текст произведения, печатная тетрадь, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с пословицами, книжки самооценки.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, у нас гости. А вас приветствую я.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не скучать.

А работать и читать!

- С хорошим настроением продолжим урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Фамилия автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться, к сожалению, рассыпалась; помогите её восстановить (работа в парах).

- Откройте читательский дневник, посмотрите какое произведение этого автора мы проходили на библиотечном уроке. («Дружба»)

- Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр произведения, которое мы будем читать? (рассказ)

- Почему? (Чаплина писала о животных, об их жизни)

III. Самоопределение. Постановка учебных задач.

- Откройте учебник на странице 110. Произведение называется «Мушка».

- Предположите о ком оно. Что подсказывают иллюстрации?

- Какие задачи нам предстоит решить на уроке?

  • познакомиться с произведением, разобрать сюжет

  • выявить главных героев, их эмоциональное состояние

  • работать над трудными словами текста

  • учиться выполнять работу в парах, группах

  • оценивать свою работу

IV. Изучение нового материала.

1) Слушание. Чтение с остановками.

- Кто из вас приносил животных с улицы, чтобы оставить их дома?

- Как реагировали на это родители?

- Как вы считаете к этому отнесётся мама Люды?

- Кого мы называем мушкой?

- Почему собаке дали такую кличку?

- Предположите, что было дальше.

2) Первичное восприятие. (самостоятельно дочитывают текст)

Тест для самопроверки.

большой чёрный доберман

огромная серая собака

она зацепилась за что-то и упала

она не боялась собаки

собака была доброжелательной

собака удивилась поведению Мушки

- Что за литературный жанр у этого произведения?

- От чьего лица ведётся речь в рассказе? (от лица персонажа, мать девочки Люды и автор произведения – одно лицо)

- Перечитаем произведение ещё раз, стараясь запомнить всех персонажей.

3) Анализ произведения.

- Перечислите всех персонажей произведения. (собака Мушка, девочка Люда, её мама, ребята во дворе, огромная серая собака, хозяин собаки)

- Кто главный персонаж этого рассказа? (собака Мушка, на протяжении всего рассказа о ней идёт речь, все события происходят с Мушкой)

- Запись в читательском дневнике:

14.02.13 В.Чаплина «Мушка»

собака Мушка

- Какой увидела её мама? Тщедушная – хилая, слабосильная.

- Посмотрите на слайд. Какая из этих собак могла быть Мушкой?(выбирают, объясняют)

- Изменился ли вид собаки в середине рассказа? Забавная – интересная.

- Как изменилась Мушка?

- Какой танец напоминали её движения?

Вспомним и мы его. Физминутка.

- Какой характер был у Мушки?

- С кем сравнивали Мушку жители двора? (с зайцем)

- Изменилось ли мнение соседей в конце рассказа? Из-за чего это произошло?

- Почему большая серая собака не тронула ни Люду, ни Мушку?

- А боялась ли Мушка этой собаки? Докажите, прочитав соответствующие строчки.

- Какие качества персонажа проявила Мушка в этом случае?

(по ходу заполняем таблицу)

В начале рассказа

В середине рассказа

В конце рассказа

грязная

худая

хромая

тщедушная

поправилась

пушистая

радостная

забавная

пугливая

чёрный шарик

смелая

отважная

верная

- Придумайте вопрос по содержанию и задайте его друг другу.

4) работа над выразительностью.

- Выразительно можно читать не только слова героев произведения. Выразительность чтения зависит , как вы эмоционально прочувствуете слова автора.

  • Какой эпизод вы прочтёте пугливо, неуверенно? (появление Мушки)

  • А о чём вы бы прочли забавно, радостно? (как она танцевала)

  • А какую часть прочитали бы с испугом с тревогой? (встреча с собакой)

V. Работа над образом героя.

1) - Образ Мушки, её характер на протяжении рассказа меняется.

- Я составила два синквейна, по образу Мушки. К каким частям рассказа они относятся.

Собачка. Мушка.

Грязная, худая. Ласковая, пугливая.

Хромала, оглядывалась, боялась. Поправилась, танцевала, пряталась

У неё не было хозяина. Она была благодарна Люде.

Сирота. «Заяц»

- Вы сейчас будете работать в группах. Чтобы справиться с работой, какие правила нужно выполнять?

- Вы будете работать над образом Мушки в конце рассказа. Объединяйтесь.

(вклеиваем в дневник: Мушка

Маленькая, смелая.

Бросилась, не отступала, загородила.

Она настоящая защитница Люды.

Друг. )

2) - Работая в парах составьте картинный план образа Мушки.

3) Чтобы выразить ещё точнее идею произведения, воспользуемся народной мудростью. Работая в минигруппах восстановите пословицы. Какую можно отнести к рассказу В.Чаплиной.

  • И собака помнит, кто её кормит.

  • Сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит.

  • Сам погибай, а товарища выручай.

4) В русском языке существует устойчивое выражение – собачья преданность. История сохранила немало примеров самопожертвования, преданности, верности собак людям. Этим качествам не мешало бы поучиться и нам, людям.

Например, памятник ездовой собаке-вожаку Балто. По белому безмолвию Аляски тащится упряжка. В нартах неподвижное тело еще живого, но совсем обессилевшего человека. Пурга застала их неожиданно. Собаки сбились с пути, разумнее было бы разбить временный бивуак и переждать пургу, но в поселке ждали противодифтерийную сыворотку - маленький ящик, укутанный в оленьи шкуры. Трудное дыхание, капли крови от сбитых лап.

Человек бежал рядом с нартами. Одна за другой падали на снег собаки, человек перерезал постромки и снова гнал упряжку вперед. Он знал, как тяжело и безнадежно умирают дети от дифтерии. Но человек изнемог. Рухнул в нарты и застыл хрипло дышавшим комом. А Балто, поджарый вожак, вел упряжку дальше. Он не знал о сыворотке и дифтерии. Он знал, что в нартах лежит хозяин и, может быть, умирает. И вез его к людям. И вывез! История не сохранила имени каюра, других собак. Балту же на Аляске поставили памятник. Не чутью его фантастическому, помогшему найти дорогу в пелене пурги, а золотому его сердцу. В память о собачьем подвиге Балто возведено даже два памятника – один в самом Номе, а другой – в Нью-Йорке.

VI. Домашнее задание.

  • рисунок (для всех)

  • работа в п/т с.19-21 №1-4

  • узнать и рассказать о любом памятнике, посвящённому собаке.

VII. Рефлексия.

- Что поразило вас в этом рассказе?

- Какими качествами должен обладать человек, решивший завести щенка?

- Оцените, как вы работали на уроке чтения.

videouroki.net

Изложение деформированного текста по рассказу В. Чаплиной «Мушка»

Конспект урока по русскому языку

Тема: Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».

Цели: 1. Формировать умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения.

2. Формировать умения устанавливать связи между частями.

3. Воспитание любви к животным.

Ход урока

  1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
Мушка.

Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький черный шарик кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.

Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Все смеялись над Людой и говорили, что от такой собаки защиты не жди.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.

Один раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала. ( По В. Чаплиной)

─ Понятен ли смысл рассказа? (Ответы детей)

─ Что, вы, знаете о тексте? (Ответы детей)

─ Что нужно сделать, чтобы текст стал понятным? (Изменить порядок)

─ Подумайте, как надо расположить части. Прочитайте про себя, чтобы получился связный рассказ.

II. Восстановление последовательности частей текста.

1. ─ Какая часть должна быть первой? Докажите. (Ответы детей)

─ О чем узнаете из нее?

─ Какая часть следует дальше? Почему?

─ Какое слово связывает эти части?

Далее все остальные части.

2. Определение темы и главной мысли текста.

─ Теперь у нас получился связный текст. Прежде, чем вы приступите к его изложению, нужно определить тему и главную мысль текста.

─ Давайте посмотрим как автор описывает героев рассказа. ( Огромная, большая, страшная собака. Маленькая черная Мушка (маленький черный шарик).)

─ Огромная – маленькая. Как называются такие слова? ( Ответы детей )

─ Какая разница между словами «собака» и «собачка»? ( Ответы детей )

─ С какой целью автор использует эти слова? ( Ответы детей )

─ Какие глаголы использовал автор, чтобы показать действия героев?

( Выскочила, бросилась, кинулась.)

─ Как понимаете слово «забавная»? ( Смешная )

─ Как вы думаете, было ли Мушке страшно?

─ Определите тему и главную мысль текста.

III. Составление плана.

  1. Маленькая собачка.
  2. Страшная собака.
  3. Храбрая Мушка.
  4. Мушка – не трусишка.
IV.Орфографическая подготовка.

─ Давайте обратим внимание на написание трудных слов.

Запись на доске: ВЫСКОЧИЛА, ПРИНЕСЛА, ИЗ – ЗА, ИСПУГАЛИСЬ, РАСТЕРЯЛАСЬ, ЗАГОРОДИТЬ.

V. Запись изложения.

1. Повторное чтение текста.

2. Запись в тетрадях.

3. Чтение нескольких работ.

VI. Итог урока.

fs.nashaucheba.ru

В.Чаплина «Мушка» | Сайт учителя начальных классов Мельниковой Светланы Владимировны

Цель: Совершенствовать навыки выразительного чтения. Развивать внимание детей. Воспитывать милосердное отношение к животным.

Оборудование: портрет В. Чаплиной, выставка книг.

Ход урока.

1. Речевая разминка

1) Урок начнем со звуковой разминки.На выдохе читаем звукоряд.

И А Э О У Ы И

- мы эхо;- читаем с убыстрением.-напугай У-спроси О- похвастайся А- удивись У

2.) Работа со скороговоркой.Прочитайте предложение глазами. Что заметили?

У ЕЛКИ ИГОЛКИ ТОНКИ.

Читаем губами, шепотом. Вполголоса, с убыстрением.Читаем с логическим ударением на 1 слове, на 2 слове, на 3 слове.Что заметили?

3) Поисковая таблица.

1 ряд, столбик В, строка 3, буква 2.2 ряд, столбик А, строка 2, буква 1.3 ряд, столбик Б, строка 4, буква 31 ряд, столбик А, строка 2, буква 43 ряд, столбик В, строка 1, буква 3

2. Проверка   домашнего задания

- Чтение по ролям сказки С.Козловой «Вольный осенний ветер»- Кого из героев сказки вы лучшее всего представили?- что помогло вам представить этого героя? (повторы, быстрота зайца и т.д.)

3. Чтение нового

1) Послушайте загадку и догадайтесь о ком будет  читать в следующем произведении?

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.

А написала это произведение Вера Васильевна Чаплина. Она 30 лет отработала в зоопарке. Наблюдала за поведением животных, их  повадками, часто брала их домой

2) Чтение  произведения учителем.

- Я прочитала, а вы следите и думайте на сколько частей можно разделить текст?- Что вам особенно понравилось?- На сколько частей вы бы разделили этот текст?- О чем 1 часть?- О чем 2 часть?- О чем 3 часть?- О чем 4 часть?- Хочется ли вам его прочитать?

3) Подготовка к чтению

- Потренируемся читать трудные слова. Стр. 31

4) Чтение текста детьми  по частям и беседа по  содержанию:

1 часть

- Как появилась собака у Люды?- Какой она была?  (зачитать)- Почему маме не хотелось  заводить  в доме собаку?- почему осталась собака в доме?

2 часть

- Как Люда ухаживала за собачкой?- Какой она стала? (Как об этом говори автор?)

3 часть

- почему во дворе все смеялись над Людой?

4 часть

- После какого случая Мушку перестали называть трусишкой?

Как вы думаете, ребята, это произведение – рассказ или сказка?Почему так думаете?

4. Работа с пословицами.

Пообщайтесь друг с другом.

- Какие пословицы выражают главную мысль рассказа? Почему?

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Семь раз отмерь, один раз отрежь.Храбрый не тот, кто  страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.Каков мастер, такова и работа.Сам погибай, а товарща выручай.

5. Работа с иллюстрациями.

Рассмотри иллюстрации на  стр. 32, 34 и соотнести их с текстом.

6. Итог урока.

melnikovas.ru

У попа была собака, Он ее люби...

Бесконечные стихотворения

Ты, конечно, помнишь эту ужасную бесконечную историю про попа и его несчастную собаку:

У попа была собака,Он ее любил.Она съела кусок мяса —Он ее убил.И в землю закопал.И надпись написал:«У попа бала собака,Он ее любил…»

и так далее. Это стихотворение никогда не кончается, потому что все время возвращается к своему началу. А вот еще один пример, на этот раз про ворону, которая все никак не высохнет:

Шел я как-то через мост —Глядь ворона сохнет.Взял ворону я за хвост,Положил ее под мост —Пусть ворона мокнет.Снова шел я через мост —Глядь ворона мокнет.Снова взял ее за хвост,Положил ее на мост —Пусть ворона сохнет…

Такие забавные стихотворения называются бесконечными. Их очень любят и дети и взрослые — не удивительно поэтому, что они запоминаются почти сразу и на всю жизнь. Например, моим самым любимым (с детства) бесконечным стихотворением является «тошнотворная» песенка про «чучело-мяучело»:

Чучело-мяучело на трубе сидело,Чучело-мяучело песенку запело.Только всем от песенки этой стало тошно,Потому что песенка чучела про то, что:Чучело мяучело на трубе сидело…

Когда надоест, можно закончить словами: «Чучело-мяучело, ты меня замучило!» Зато другая бесконечная песенка, эфиопская, закончится при исполнении сама собой, потому что ее надо петь все быстрее и быстрее. По моим наблюдениям где-то к третьему-четвертому кругу поющий выдыхается, не в силах петь быстрее. Так что это самое «короткое» бесконечное стихотворение:

А мы —э, а мы — э, а мы—эфиопы,Мы вА, мы в А, мы в Африке живем.Мы за, мы за, за прочный мир в ЕвропеИ пе, и пе, и песенку поем:«А мы —э, а мы — э, а мы —эфиопы…»

Большинство сохранившихся бесконечных стихотворений написаны неизвестными нам авторами, однако есть и совре-менные примеры, создатели которых установлены точно. Прочитай эти две бесконечные истории в стихах. Первая из них написана поэтом Игорем Жуковым, а вторая автором этих строк:

Голодный чертКупил себе торт,В пять 'минут съел —Очень растолстел.Растолстел, ай-ай!Не влез в трамвай.Ни грудью, ни бочком —Пошел пешком.До дома добрался —Опять проголодался…(Начинай сначала).

Мне вчера приснился сон:

Я гуляю без кальсон.Без обеда и хвостаЯ гуляю вдоль моста.На мосту стоит кровать,я в нее улегся спать.А потом я вижу сон:Я гуляю без кальсон…

Я сидел, курил табак.Подошел ко мне татарин,Меня по уху ударил.Я схватил его за грудьИ повел скорее в суд.Староста, староста,Рассуди, пожалуйста.Это дело было так…

А вот еще одна, тоже дореволюционная, байка:

Жила-была бабушкаНа краю местечка,Захотелось бабушкеВыкупаться в речке.Бабка хитрая была—Купила пуд мочала.Эта песня хороша —Начинай сначала.

Но «кусающие себя за хвост» тексты не обязательно должны быть стихами. В литературе (например, в творчестве аргентинского писателя Хулио Кортасара) можно встретить даже бесконечные рассказы:

Все началось вот уже почти десять лет назад. Я завершал ночь с приятелями в одном баре Бризбана, когда к нашему столику подошел человек с пивной кружкой в руке, Который сидел до этого у стойки:— Простите, джентльмены, вы позволите мне присесть за ваш столик и рассказать вам свою историю?Мы молча кивнули. Он сел, сделал глоток и начал рассказывать:— Меня зовут Аберкомби Макаренко, мне 40 лет, по проaессии я нотариус. Пять лет тому назад ко мне в комнату явился мужчина и попросил побеседовать со мной наедине. Несколько секунд спустя он уже сидел напротив меня и говорил следующее:— Меня зовут Эзекиль Бридгман-Трейдер. Приблизительно 18 месяцев назад я находился за границей, в одном небольшом городе. Однажды вечером я нашел у себя в гостиничном номере какого-то мужчину. «Простите мое вторжение, произнес он, вставая, но мне очень нужно с вами поговорить». Мое любопытство пересилило недоверчивость, и я предложил ему объясниться. И вот что я услышал:— Вы когда-нибудь были в Повель-ле-Бэн. Это очаровательный курортный городок недалеко от Шамбери. В мае прошлого года, как обычно, я поехал туда, чтобы пройти курс печения. В одно из воскресений, после обеда, я гулял в парке. Ко мне подошел молодой человек, одетый в черное, и стал добиваться возможности со мной поговорить. Мы сели на скамейку, и он сказал:…(пер. с франц. В. Кислова)

Все эти примеры показывают, что бесконечные рассказы, cгихи и песни продолжают жить в народе, рождая новые гклики. А это значит, что история бесконечных стихотвоhений не заканчивается и также является бесконечной.

www.inpearls.ru