Ши-тцу́ - собака лев с китайского. Собака лев китайская


Китайский лев — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Мраморная львица у входа в храм. Камакура, Япония

Китайский лев, лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён

ru.wikipedia.org

Китайский лев в традиционной культуре Поднебесной

Образ китайских львов (ши-цза, или в устаревшей транскрипции, ши-цзы) является довольно распространенным художественным мотивом в Поднебесной, несмотря на то что эти животные никогда там не жили. Еще в древности китайцы ценили качества царя зверей. Всему миру хорошо известны танец льва и китайские львы-стражи.

Императоры получали животных в качестве дани от вассальных королевств, но представления о них продолжали иметь фантастический оттенок, поэтому в китайской традиции львы больше напоминают собак, чем огромных кошек. Жители Поднебесной долгие годы почитают царя зверей. Например, в процессе выведения собак породы пекинес их старались сделать похожими на львов, а их традиционное название ши-цзу и вовсе переводится как «собака-лев».

История появления

Считается, что во время правления императора Чжана в Восточной Хань в 87 году нашей эры король Парфии преподнес ему льва. На следующий год в качестве подарка привезли еще одно животное из Центральной Азии, из страны, известной как Юэджи. Самые ранние каменные львы были сделаны в начале династии Восточная Хань (25 - 220 г. н. э.), в период появления в древнем Китае буддизма. Согласно буддийским представлениям, лев считается символом благородства и достоинства, животным, которое может защитить истину и оберегать от зла.

По этим причинами было популярно украшать каменными ши-цзу мосты. Наиболее знаменитым из них является Лугоу, другое его название - мост Марко Поло. Он был построен между 1189 и 1192 годами в Пекине. На столбах моста размещено 485 львов.

Символика изображения

Изображения льва обычно связаны с буддизмом. По обе стороны от входа в храм было принято ставить статуи. С правой стороны располагался лев-самец, прижимающий лапой шар, с левой – самка, под лапой которой чаще всего лежал львенок.

Символика знака китайского льва связана с тем, что он является особым животным для жителей Поднебесной и имеет особое значение для культуры. Его признают королем в животном мире, поэтому изображение ассоциируется с силой и престижем. Шар под его лапой символизирует единство империи, а куб или детеныш под лапой львицы - процветающее потомство.

Каменные львы также использовались для обозначения статуса чиновников. Количество завитушек на львиной гриве обозначало степень старшинства: у ши-цзу высокопоставленного чиновника было до 13 завитушек. С понижением ранга число завитушек уменьшалось на одну. Чиновникам ниже седьмого класса не разрешалось иметь каменных львов перед домами. Образ царя зверей использовался некоторыми чиновниками как эмблема.

Львы в Поднебесной являются символом силы, величия и мужества, способным оберегать от злых духов. Их считали защитниками и покровителями императорской семьи. Самка защищает строение внутри, а самец – снаружи. Такое представление связано с китайской легендой, в которой сказано, что лев был девятым сыном дракона, лучшим наемным охранником, поэтому его обычно видели перед королевскими дворцами и резиденциями.

Каменные львы в разных династиях

Существуют различные стили изображений китайских львов-стражей. Они зависят от временного периода, правящей имперской династии и региона Китая. Эти стили различаются художественными деталями и украшениями.

Во время правления разных династий каменные львы имели свои отличительные особенности. Так, во времена династий Хань и Тан они были сильными и бесстрашными; в период династии Юань – изящными, но мощными. При Мин и Цин они казались более кроткими и нежными. Кроме того, у каменных львов есть очевидные региональные различия. В целом, изображения львов из северного Китая более простые, а статуи с юга более яркие и живые по сравнению со множеством аналогичных скульптур.

Изготовление

Львы традиционно изготавливались из декоративного камня, например из мрамора, гранита, бронзы или железа. Из-за высокой стоимости этих материалов и затрат труда, необходимого для производства, их традиционно покупали богатые и аристократические семьи.

Расположение статуй

Как правило, на входе в здание всегда ставят пару львов: самку с правой стороны, а самца – с левой, согласно китайской традиционной философии Инь и Ян.

Однако есть исключения: например, ши-цзу перед храмом Гуань Юй на перевале Цзяю или каменные львы, стоящие перед конфуцианскими храмами в провинции Цюйфу и провинции Шаньдун. Можно увидеть знаменитые скульптурные композиции перед площадью Тяньаньмэнь, Алтарем земли в парке Чжуншань и Пекинским университетом, а также перед мостом Лугоу в Пекине.

Место в китайской культуре

Каменный лев является традиционным украшением в китайской архитектуре. Его изображение можно встретить возле императорских дворцов, храмов, буддийских пагод, мостов, мавзолеев, особняков, в садах и т. д. В Китае царь зверей является символом безопасности и удачи. В Поднебесной существует обряд под названием "кайгуан" (буддийский обряд освящения). Если его не проводили над скульптурой льва-стражника, она оставалась всего лишь художественным произведением, а не талисманом.

Согласно легендам, лев был ввезен в Китай во времена династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Для китайской культуры он скорее мифическая фигура, чем реальное животное. Так же как и цилинь, (мифическое животное, химера), лев считается божественным зверем. После своего появления он постепенно стал талисманом, так как жители Поднебесной считают, что он может отгонять злых духов. Китайских львов-стражей еще называли «собака Фу», или "небесная собака Будды".

Самец символизирует энергию Ян и соответствующие качества. Самка является проявлением женской энергии Инь.

fb.ru

Китайский лев - это... Что такое Китайский лев?

Мраморная львица у входа в храм. Камакура, Япония

Китайский лев, лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) и Центральной Азии (Монголия и Россия) и синтоистских святилищ.

Лев как мистический символ имеет широкое распространение в дхармических религиях. Он, например, является ваханой (ездовым животным) Манджушри.

История

В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. В Корее, где китайскому льву соответствует корейская собака, его шкура считалась крепчайшей бронёй.

В Японии дзиси представляют собой смесь китайского льва и корейского пса, наделяясь теми же мифическими силами и способностями.

Культовый смысл

Традиционно, львы-стражи располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом, по правую руку обычно располагается лев, по левую — львица. Обычно, лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама (яп. 玉) — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая — с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

тцу́ - собака лев с китайского. Животные и растения. Добавил Дима — VilingStore.net

Ши-тцу́ (собака-лев, собачка-хризантема) — одна из древнейших пород собак. В русском языке встречаются также названия ши-тсу, шитцу . Корни ши-тцу происходят из Китая. До 20-х годов XX века собачки породы ши-тцу были запретными собачками двора китайского императора. С китайского языка Shih Tzu (獅子, шицзы) переводится как львёнок.

Ши-тцу́ - собака лев с китайского

Ши-тцу считается традиционно китайской собакой. Одной из родин ши-тцу считается Тибет. В 1653 году тибетский далай-лама подарил китайскому императору несколько собак ши-тцу, которые превратили ши-тцу в запретную породу, принадлежащую исключительно императорской семье. В качестве подарка император иногда дарил самым высокопоставленным чиновникам ши-тцу. По некоторым документам считается, что в Тибет ши-тцу пришли из Византии в начале VII века, то есть порода имеет европейские корни. В точности родина ши-тцу не выяснена.

Ши-тцу́ - собака лев с китайского

В Европу ши-тцу вернулся благодаря норвежскому послу в Китае в конце 1930-х годов, которому сука ши-тцу по кличке Лейдза досталась в подарок. Для того, чтобы добиться потомства он использовал свои связи и приобрел еще пару кобелей ши-тцу. Вернувшись на родину, он занялся развитием неизвестной никому в Европе породы.

Существует также легенда, что Будду сопровождала в пути маленькая собачка (т. н. «ха-па»), готовая в любой момент превратиться в огромного льва на защиту хозяина или для того чтобы Будда ездил на ней. Считается, что собачкой был именно ши-тцу.

По разным гипотезам и генетическим исследованиям предполагается, что ши-тцу был получен в результате скрещивания пород Лхаса Апсо и Пекинеса . Существуют также другие гипотезы, но ни одна не признана точной. В частности, по данным генетических исследований, считается одной из древнейших пород на земле. Ши-тцу переводится с китайского как лев, потому их принято называть собака-лев. Хризантемными собачками их еще называют потому, что шерсть на их мордочке напоминает цветок хризантемы.

Общий вид: Прочная, роскошно одетая собака с высокомерным выражением и мордой, напоминающей хризантему.

Важные пропорции: Расстояние между холкой и основанием хвоста больше, чем высота в холке.

Поведение: Умная, активная и внимательная. Дружелюбная и независимая собака.

Голова: Крупная, округлая, широкая, широко расставленные глаза. На голове копна из шерсти, длинные борода и усы, на носу — растущая вверх шерсть, которая и создает эффект хризантемы. Не мешает собаке видеть. Переход ото лба к морде: Выраженный. Нос: Черный, но темно-коричневый у коричневых и с коричневыми пятнами собак. Кончик мочки носа должен находиться на одной линии или чуть ниже края нижнего века глаза. Спинка носа прямая или слегка курносая. Широко открытые ноздри. Опущенная мочка носа крайне нежелательна, также как и суженные ноздри.

Морда: Достаточно широкая, квадратная, короткая, без морщин, плоская и покрытая шерстью. Длина около 2,5 см от кончика носа до стопа. Пигментация морды непрерывная, насколько возможно.

Губы: Не сырые.

Челюсти/Зубы: Челюсти широкие, небольшой перекус или прямой прикус (клещевой прикус, край в край).

Глаза: Крупные, темные, округлые, не выпуклые, достаточно широко расставленные. С теплым выражением. У коричневых или с коричневыми пятнами собак допустимы более светлые глаза. Белки глаз не видны.

Уши: Крупные, с длинным ушным полотном, висячие. Посажены несколько ниже макушки, обильно покрыты украшающим волосом, так что сливаются с шерстью на шее.

Шея: Пропорциональная, красиво изогнутая. Достаточной длины, чтобы гордо держать голову.

Корпус: Расстояние между холкой и основанием хвоста больше, чем высота в холке.

Спина: Прямая.

Поясница: Хорошего сцепления, прочная.

Грудь: Широкая и глубокая и хорошо опущенная.

Хвост: Роскошно одетый, держится весело закинутым на спину. Высоко посажен. В высоту приблизительно на уровне черепа, что придает собаке сбалансированность.

Плечи: Прочные, наклонные назад.

Предплечья: Ноги короткие и мускулистые с хорошим костяком, прямые насколько возможно, согласуются с широкой, хорошо опущенной грудью.

Передние лапы: Округлые, прочные и обильно покрытые шерстью.

Общий вид: Ноги короткие и мускулистые с хорошим костяком. Прямые при осмотре сзади.

Бедра: Округлые и мускулистые.

Задние лапы: Округлые, прочные, с хорошими подушечками. Обильно покрыты шерстью.

Движения: Надменные, плавнотекущие, передние ноги с хорошим вымахом вперёд, сильный толчок задних ног, подушечки лап полностью вид

Структура: Покровный волос длинный, плотный, не курчавый, с умеренным подшерстком, не пушистый. Легкая волна допускается. Шерсть не мешает собаке видеть. Длина шерсти не должна ограничивать движения.

Окрас: Любые окрасы разрешены, белая отметина на лбу и белый кончик хвоста у пятнистых окрасов очень желательны.

Размер и вес: Высота в холке: не более 27 см. Тип и характерные черты породы являются наиболее важными и не должны приноситься в жертву ради размера. Вес: от 4,5 до 8,1 кг. Идеальный вес 4,5-7,5 кг.

Недостатки: Любое отклонение от вышеизложенных пунктов должно рассматриваться, как недостаток и наказываться пропорционально степени выраженности и влияния на здоровье и благополучие собаки.

Дисквалифицирующие пороки:

Агрессивность или трусость. Любая собака с физическими или психическими аномалиями должна быть дисквалифицирована. Примечание: У кобелей должны быть два развитых семенника, полностью опущенных в мошонку.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E8-%F2%F6%F3

vilingstore.net

Китайский лев — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мраморная львица у входа в храм. Камакура, Япония

Китайский лев, лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Северо-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Монголия) и в азиатской части России, и синтоистских святилищ.

Лев как мистический символ имеет широкое распространение в дхармических религиях. Он, например, является ваханой (ездовым животным) Манджушри.

История

В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. В Корее, где китайскому льву соответствует корейская собака, его шкура считалась крепчайшей бронёй.

В Японии дзиси представляют собой смесь китайского льва и корейского пса, наделяясь теми же мифическими силами и способностями.

Культовый смысл

Традиционно львы-стражи располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом по правую руку обычно располагается лев, по левую — львица. Обычно лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама (яп. 玉) — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая — с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых.

Видео по теме

См. также

wikipedia.green

Китайский лев — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Китайский лев, лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Северо-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Монголия) и в азиатской части России, и синтоистских святилищ.

Лев как мистический символ имеет широкое распространение в дхармических религиях. Он, например, является ваханой (ездовым животным) Манджушри.

История

В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. В Корее, где китайскому льву соответствует корейская собака, его шкура считалась крепчайшей бронёй.

В Японии дзиси представляют собой смесь китайского льва и корейского пса, наделяясь теми же мифическими силами и способностями.

Культовый смысл

Традиционно львы-стражи располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом по правую руку обычно располагается лев, по левую — львица. Обычно лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама (яп. 玉) — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая — с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых.

См. также

<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете [http://o-ili-v.ru/wiki/index.php?title=%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B2&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Китайский левОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Китайский левОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Китайский лев

Напишите отзыв о статье "Китайский лев"

Отрывок, характеризующий Китайский лев

Но на этот раз всё кончилось хорошо, все были живы и счастливы, и не было никакой причины об этом более говорить. Только ещё много, много раз после моего неудачливого «купания» я возвращалась во сне в тот же сверкающий голубой туннель, который, по какой-то мне неизвестной причине, притягивал меня, как магнит. И я опять испытывала то необыкновенное чувство покоя и счастья, тогда ещё не зная, что делать это, как оказалось, было очень и очень опасно….

Нам всем навевают глухую тоску вечера. Нам кажется вечер предвестником горькой утраты. Ещё один день, точно плот по реке, во «вчера» Уходит, уходит… ушёл… И не будет возврата.(Мария Семёнова)

Через пару недель после того злополучного дня на берегу реки, меня начали посещать души (или точнее – сущности) умерших, мне незнакомых людей. Видимо мои частые возвращения к голубому каналу чем-то «разбередили» покой, до того спокойно существовавших в мирной тишине, душ... Только, как оказалось позже, далеко не все из них были по-настоящему так уж спокойны… И только после того, как у меня побывало огромное множество самых разных, от очень печальных до глубоко несчастных и неуспокоенных душ, я поняла насколько по-настоящему важно то, как мы проживаем нашу жизнь и как жаль, что задумываемся мы об этом только тогда, когда уже слишком поздно что-то менять, и когда остаёмся совершенно беспомощными перед жестоким и неумолимым фактом, что уже ничего и никогда не сможем исправить... Мне хотелось бежать на улицу, хватать людей за руки и кричать всем и каждому, как это дико и страшно, когда всё становится слишком поздно!.. И ещё мне до боли хотелось, чтобы каждый человек знал, что «после» уже не поможет никто и никогда!.. Но, к сожалению, я тогда уже прекрасно понимала, что всё, что я получу за такое «искреннее предупреждение», будет всего лишь лёгкий путь в сумасшедший дом или (в лучшем случае) просто смех… Да и что я могла кому-либо доказать, маленькая девятилетняя девочка, которую никто, не хотел понять, и которую легче всего было считать просто «чуточку странной»… Я не знала, что я должна делать, чтобы помочь всем этим несчастным, страдающим от своих ошибок или от жестокой судьбы, людям. Я готова была часами выслушивать их просьбы, забывая о себе и желая, как можно больше открыться, чтобы ко мне могли «постучаться» все, кто в этом нуждался. И вот начались настоящие «наплывы» моих новых гостей, которые, честно говоря, поначалу меня чуточку пугали. Самой первой у меня появилась молодая женщина, которая сразу же мне чем-то понравилась. Она была очень грустной, и я почувствовала, что где-то глубоко в её душе «кровоточит» незаживающая рана, которая не даёт ей спокойно уйти. Незнакомка впервые появилась, когда я сидела, уютно свернувшись «калачиком» в папином кресле и с упоением «поглощала» книжку, которую выносить из дома не разрешалось. Как обычно, с большим удовольствием наслаждаясь чтением, я так глубоко погрузилась в незнакомый и такой захватывающий мир, что не сразу заметила свою необычную гостью.

o-ili-v.ru

Китайский лев — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Китайский лев, лев-страж (кит. трад. 獅, упр. 狮, пиньинь: shī, ши; яп. 獅子, сиси, реже — дзиси) — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Северо-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Монголия) и в азиатской части России, и синтоистских святилищ.

Лев как мистический символ имеет широкое распространение в дхармических религиях. Он, например, является ваханой (ездовым животным) Манджушри.

История

В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. В Корее, где китайскому льву соответствует корейская собака, его шкура считалась крепчайшей бронёй.

В Японии дзиси представляют собой смесь китайского льва и корейского пса, наделяясь теми же мифическими силами и способностями.

Культовый смысл

Традиционно львы-стражи располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом по правую руку обычно располагается лев, по левую — львица. Обычно лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама (яп. 玉) — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая — с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых.

См. также

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Напишите отзыв о статье "Китайский лев"

Отрывок, характеризующий Китайский лев

– Спрошу, – отвечала Наташа. Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери: – Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос. – Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой. Разговор притих. – Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем. – Казак, – проговорила она с угрозой. Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку. – Вот я тебя! – сказала графиня. – Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо. Соня и толстый Петя прятались от смеха. – Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула. – Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна. Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны. – Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю. – Морковное. – Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать! Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной. Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке. Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела. – Что будем петь? – спросила она. – «Ключ», – отвечал Николай. – Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней. Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

wiki-org.ru