Для ребёнка с ДЦП — лошадь, а для аутиста — собака: как пет-терапия исцеляет от недугов. Собака дцп


Животные помогают лечить ДЦП

Животные помощники в лечении ДЦП

В исследованиях с животными, которые положительно воздействуют на больных церебральным параличом, уже давно успешно используются дельфины и лошади. Собаки также помогают в реабилитации детей, больных церебральным параличом. Цель методики, разработанной российскими кинологами, помочь детям, страдающим ДЦП, ориентироваться в окружающем мире.

Дети 5-15 лет играют со служебными собаками, воспитывают их, готовят к выставкам. За время общения детей с собаками специалисты отметили, что больные церебральным параличом стали быстрее и увереннее двигаться, у них заметно улучшилась координация движений. Общение с собакой у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отличается сильной мотивацией на желание поправиться. Ведь то, что собака тебя слушается, повышает самооценку, что может в дальнейшем благоприятно сказаться на общении с окружающим миром.

Разрабатывая методику взаимодействия ребенка с ДЦП и собакой, кинологи заметили, что у каждого пса есть свой лечебный профиль. Например, карликовые пинчеры помогают улучшить координацию движений. Если же у ребенка нарушена моторика рук, ему нужно гладить коккер-спаниеля. Среднеазиатские и немецкие овчарки учат пациентов ходить. Почти каждая собака может купировать у ребенка приступ эпилепсии.

Дельфинотерапия менее доступна, но также успешно применяется в лечении ДЦП, аутизма, синдрома Дауна. У детей с такими нарушениями свой внутренний мир, и он сильно отличается от мира обычного ребенка. Уже с момента рождения многие такие малыши часто чувствуют себя не такими, как все, непонятыми.

Дельфин, как и собака, является тем животным, которое ищет дружбы человека без корыстных целей. Но в отличие от домашних животных, он окружен романтическим ореолом, ему приписывают магические и даже сверхъестественные свойства. Дельфин всегда очень тонко понимает больного ребенка, ему и не надо ничего говорить, он просто все чувствует. Он не тратит свою энергию попусту, а сразу действует на пораженные места. После общения с дельфином у детей улучшаются общая моторика и речевые функции, корректируются психические нарушения. Общение с дельфинами оказывает положительное влияние на внутренний и психический мир ребенка. Наблюдая, как играет дельфин, малыш становится более уравновешенным, снимаются его страхи и внутреннее беспокойство.

Общение с животными, развивая коммуникативные способности, помогает детям с ДЦП найти себя в социуме. Ощущение, что тебя понимают и слушаются, помогает больше доверять не только собаке или дельфину, но и миру в целом, улучшает самооценку, благодаря чему ребенок с ДЦП чувствует в себе силы преодолевать трудности и реализовывать поставленные цели.

med2c.ru

Собаки-терапевты учат детей с ДЦП говорить и улыбаться

18:5918.10.2010

1:34 / 7.07Mb / просмотров видео: 2764

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Московский клуб "Солнечный пес" уже семь лет практикует канистерапию – метод реабилитации больных ДЦП и синдромом Дауна. Играя с собаками, дети учатся говорить и улыбаться.

Клуб "Солнечный пес" – единственный центр в Москве, работающий по методике канистерапии (реабилитация с помощью собак). Этот способ адаптации больных ДЦП и синдромом Дауна активно применяется во многих странах мира. На первый взгляд канистерапия ничем не отличается от обычной игры с собаками. Участники клуба водят ретриверов по кругу, дают им команды, поощряют угощением и разговаривают с животными.

"Собаку нельзя прописать, как лекарство. У нас псы используются как средство реабилитации ребенка в этом мире. То есть мы не обещаем, что вы придете к нам на занятия, и ребенок встанет и пойдет, полностью вылечится", - рассказала РИА Новости руководитель "Солнечного пса" Татьяна Любимова.

В клубе занимаются около 50 человек в возрасте от года до 20 лет. Играя с собаками, они тренируют память и внимание, учатся произносить слова, развивают двигательные функции рук и ног.

Чаще всего в канистерапии используются золотистые ретриверы. По словам Любимовой, собаки этой породы умны, добродушны, любят детей и умеют чувствовать особенности поведения людей.

Занятия в "Солнечном псе" проводятся бесплатно. По словам руководителя клуба, это принципиальная позиция. На занятия стараются записывать всех, кто нуждается в помощи.

Канистерапия начала применяться еще в 18 веке в одной из больниц английского графства Йоркшир. Британские врачи заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек на христианские принципы сострадания и любви - в реабилитации стали применять собак. Активно "собачья терапия" стала развиваться в середине 20 века.

ria.ru

Канис-терапия детей с ДЦП

Детские церебральные параличи (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Причина любых церебральных параличей – патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей – во времени возникновения и связанного с этим нарушения редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых. Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал труд под названием "On the nature and treatment of the deformities of the human frame". В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил что асфиксия, вызванная патологией в родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел в виду – спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Тем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича – спастическая диплегия. В течение длительного времени она называлась болезнью Литтла. В 1889 году Ослер опубликовал книгу "The cerebral palsies of children", введя термин «церебральный паралич» (в его англоязычном варианте – «cerebral palsy»). Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась асфиксия в родах. Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив, что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода. Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии, продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин "детский церебральный паралич" ("infantiler zerebrallaehmung"), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга, под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. На основании этой классификации были составлены все последующие. Термин "детский церебральный паралич" не следует смешивать с термином «детский паралич» — устаревшим обозначением последствий эпидемического полиомиелита. Формы ДЦП На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по К.А.Семеновой (1973). В настоящее время по МКБ-10 используется следующая классификация: Спастическая тетраплегия (При большей выраженности двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин "двусторонняя гемиплегия") G80.0 Одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является селективный некроз нейронов и перивентрикулярная лейкомаляция; у доношенных - селективный или диффузный некроз нейронов и парасагиттальное поражение мозга при внутриутробной хронической гипоксии. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. У 50% детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Спастическая диплегия ("Тетрапарез со спастикой в ногах", по Michaelis) G80.1 Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервовов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта(в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. Гемиплегическая форма G80.2 Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы. Атаксическая форма (ранее использовался и термин "атонически-астатическая форма") G80.4 Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии. Смешанные формы G80.8 Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных). Распространённость форм детского церебрального паралича •    спастическая тетраплегия - 2% •    спастическая диплегия - 40% •    гемиплегическая форма - 32% •    дискинетическая форма - 10% •    атаксическая форма - 15% Стадии детского церебрального паралича по возрасту Выделяют, ориентировочно, стадии: 1. Ранняя: до 4-5 месяцев 2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет 3. Поздняя резидуальная: с 3 лет Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза). Причины ДЦП: Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП. Основными причинами являются: •    нарушения внутриутробного развития головного мозга •    хроническая внутриутробная гипоксия плода •    внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпес) •    несовместимость крови плода и матери (резус-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых •    травматические поражения головного мозга в родах и сразу после родов •    инфекционное поражение головного мозга после родов •    токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.) •    врачебная ошибка при родах Не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае. Задачи лечебно-педагогической работы •    В возрасте 1-3 лет основная задача – развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности. •    Развитие ощущений, артикуляционных поз и движений.  Особенности работы •    Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе. •    Основные направления работы: развитие моторики рук, моторики речи, развитие коммуникативного поведения. •    Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребёнка. •    На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. •    Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения. •    Ранняя логопедическая работа.

Психологические особенности при ДЦПЧаще всего в семьях с больным ребенком родители и близкие концентрируются преимущественно на болезни и лечении. Разговоры только о врачах, лекарствах, больницах, новых креслах и приспособлениях. Окружающие ребенка взрослые тревожатся по каждому поводу, ограничивают даже посильную самостоятельность ребенка из опасения, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким или смешным в глазах окружающих. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен, у него не будет возможности познавать и анализировать мир, реализовывать свои возможности. Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким, зажатым. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности, развивается психологический инфантилизм, а двигательные расстройства лишь усугубляются. Воспитанный таким образом, ребенок привычно рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Ситуация усугубляется тем, что для ребенка с ДЦП многие элементарные, доступные окружающим навыки и движения, даются с большим трудом и далеко не с первой попытки. Родители, вместо того, чтобы поощрить попытку ребенка сделать что-либо самостоятельно и стимулировать упорство в достижении цели, из сочувствия или для экономии времени делают все за него.Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным, а отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми. Даже грудные дети хорошо чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их мира, и инстинктивно стремятся находить для себя безопасное и комфортное место в нем. Это характерно для всех детей – и больных, и здоровых. Дети, страдающие нарушениями опорно-двигательного аппарата, отличаются еще большей впечатлительностью и остротой чувств, в силу физической невозможности избежать неприятных ощущений, уйти из «неприятного места» или отвлечься в игре.Следовательно, перед канис-терапевтом встает задача не только максимально реабилитировать ребенка физически, но и, по возможности, развить в нем навыки самостоятельности, помочь формированию здоровой личности. Обе эти задачи неразрывно связаны между собой, ведь не стимулируя любознательность, стремление узнавать и учиться новому, добиваться самостоятельности, нам вряд ли удастся побудить ребенка двигаться, улучшать качество движений и координацию. Канис-терапия при ДЦП должна быть построена на принципах эрготерапии, т.е. движения, совершаемые ребенком, должны иметь смысл для него и положительную эмоциональную окраску, не должны быть монотонными и скучными.Методика ЛФК при ДЦП1.    Регулярность, систематичность, непрерывность2.    Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.3.    Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражненийСпособы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП (подробное описание упражнения – ниже).1.    Упражнения для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений2.    Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц3.    Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов4.    Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог5.    Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе6.    Упражнения на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы7.    Упражнения на сопротивление для развития мышечной силыВнимание! В случае наличия у ребенка с ДЦП тревожности, страхов, задержки умственного развития, занятия строятся с учетом этих особенностей пациента, дополняясь элементами канис-терапии для соответствующих расстройств.Любые упражнения должны быть поданы как увлекательная игра, не должны вызывать физического и эмоционального переутомления. У пациента должно остаться желание продолжать занятия.Необходимо подчеркивать малейшие успехи пациента для ребенка и его родителей, таким образом, чтобы и у них возрастала вера в свои возможности.Необходимо стимулировать самостоятельную работу пациента и, в случае успеха, акцентировать его внимание и внимание родителей на этом. Пациент должен осознать, что может сделать что-либо без помощи или с минимальной помощью.Управлять собакой необходимо таким образом, чтобы для пациента это было как можно менее заметно. У пациента должно оставаться ощущение самостоятельно управления процессом.Необходимо вводить в упражнения элементы заботы о собаке и постоянно подчеркивать необходимость действия пациента для животного. Это необходимо для создания ощущения нужности пациента для кого-то за пределами семьи.Необходимо избегать чрезмерной привязанности пациента к конкретной собаке, для чего рекомендуется менять собак через каждые 3-5 занятий, объясняя пациенту заранее, что собаки ходят на работу по очереди. Если количество собак ограничено, возможна поочередная работа двух собак.Примерная продолжительность занятия 30-60 минут, в зависимости от индивидуальных потребностей пациента. Продолжительность курса от 10 до 60 занятий. Внутри курса занятия планируются мини-курсами для достижения определенных задач.Продолжительность отдельных упражнений и их компоновка индивидуальны и зависят от типа ДЦП и

wolcha.ru

Собака для больных на ДЦП - какую породу выьрать?

Привет! У нашего сына ДЦП - рожать больше не хочу, а дружить ребёнку не с кем. Хотим домашнего любимца купить. Но кого - не можем решить. Ты кого любишь? А как думаешь?  Этот вопрос пришел именно в тот день, когда я готовила статью о собаках-поводырях - символично как-то даже. А всё дело в том, что, как оказалось, такие собаки водят не только слепых.

Однажды по ТВ я увидела релик о том, как родители сыну с ДЦП купили собаку и он начал ходить благодаря этому ушастику. Я заинтересовалась сюжетом потому,  что у меня уже был этот блог, когда я его смотрела.

Как оказалось, парень не особо и на ноги опору давал, а, играя с собакой, научился ходить так, что потом и за поводок водил на прогулки... Я начала интересоваться темой подробнее и обнаружила, что на интернет-форумах эта тема активно обсуждается и действительно помогает.

Из личного опыта добавлю, что у меня тоже была такая собака в детстве: породу не помню, а звали Джином. Очень его любила и он всегда был со мной: мы играли и гуляли; он меня слушался и катал на санках - благодаря этой собаке я и полюбила собак. Они всегда у меня были. И сейчас есть: Немецкая овчарка - Джина ( В честь Джина, кстати, назвали, хотя я не уверена, что порода та же) и дворняжка - Багира - она у нас умная красотка, а порода не имеет значения.

Ньюфаундленд щенок

Ньюфаундленд

Ньюфаундленд

Я их обожаю и они возвращают мне радость к жизни. Багира у нас появилась, когда я после операций была - мама моя сразу заметила, что я ожила с ней (у меня умерла собака, как раз перед этим).

А еще у меня дома есть коты (собак обожаю девочками брать, а у котов больше мальчиков уважаю) - вообще не представляю. как можно жить без животных - пусто без них. Смотрите, что Вам ближе. В семье моей второй мамы (я так мамину подругу зову) дочке (она в коляске инвалидной) попугая купили - рада очень была.

Для детей с ДЦП рекомендуют породу Ньюфаундленд: они нежные и не быстрые - то есть, не та порода, которая вечна бегает и прыгает. А так же нежные. И в правду, наша овчарка и старается нежной быть, но выходит это грубо, например - порода такая. Но ушастого друга выбрать нужно сердцем.

А вот само видео, которое меня вдохновило на статью по теме:

dcpshnik.blogspot.com

Для ребёнка с ДЦП — лошадь, а для аутиста — собака: как пет-терапия исцеляет от недугов

Несмотря на то, что пет-терапии больше полувека и она вовсю используется на Западе, в жизнь людей постсоветского пространства практика лечения с помощью животных вошла сравнительно недавно. И отношение к ней довольно настороженное, как к нетрадиционной медицине. Однако врачи всё чаще прописывают своим пациентам для улучшения состояния общение с собаками и кошками, дельфинами и лошадьми. В некоторых больницах США, к примеру, существуют специальные часы, когда в палаты к больным допускают питомцев. О том, в каких случаях пет-терапия может оказаться полезной и даже необходимой, нам рассказала детский психолог Елена Барило.

— Елена Михайловна, кому в первую очередь показано общение с животными в терапевтических целях?

— Пет-терапия нужна всем: и детям с особенностями психофизического развития, и взрослым, и даже совершенно здоровым людям. Замечательно, что мы наконец-то стали об этом задумываться всерьёз. Наша жизнь с каждым днём становится всё более автоматизированной, компьютеризованной, механической, люди не улыбаются, не замечают красоты неба, травы. И очень здорово, что в наше время особо проницательные люди останавливаются и задумываются: что же со мной происходит? Вот тут на выручку приходит то живое и настоящее, что не придумано. То, что было всегда: природа и животные. И это, пожалуй, единственное, к чему мы можем обратиться сейчас, когда хочется чего-то настоящего.

В области пет-терапии сегодня проводится достаточно много исследований. В большинстве своём ими занимаются зарубежные учёные. Однако и Россия сейчас тоже начинает пропагандировать пет-терапию, хотя исследовательская база там ещё не наработана. Но уже есть очень хорошие и устойчивые результаты взаимодействия больных, в первую очередь детей, с животными. Конечно, общение с живой природой всегда оказывало терапевтическое воздействие на человеческий организм. Но оно было не до такой степени заметно тогда, когда мы были ближе к природе, когда это влияние являлось частью нашей повседневности.

Современная жизнь ограничивает человека в общении с животными: заводить их мешают законы, соседи, устои, материальное положение. Но дети, которых обмануть сложнее, чем взрослых, всегда тянутся к домашним питомцам. Предметом исследования учёных становятся в первую очередь маленькие пациенты с особенностями психофизического развития. И в этом случае пет-терапия может показать наиболее яркий результат — исцеление. Хотя, конечно, она даёт не только терапевтический эффект, но и хорошее настроение, прививает детям такие качества, как забота, нежность, ответственность.

 

— Приходилось ли вами наблюдать в своей практике примеры такого исцеления?

— О полном исцелении с помощью пет-терапии я вряд ли могу говорить. Но то, что происходит исцеление души, это однозначно.

Особые дети являются особенными не в силу уровня своих способностей, они особенны тем, что они не ограничены социальными рамками, нормами. Когда они смотрят на мир, то видят его душой. И это видение кардинально отличается от нашего с вами. Поэтому встреча такого ребёнка с живым существом делает что-то невероятное.

В моей практике мне приходилось наблюдать ребёнка-аутиста. Вот он сидит, закрывшись кофточкой или книгой. И вдруг воспитатель приводит собачку. Оговорюсь сразу: в наших учебных учреждениях этого делать нельзя: не разработаны пока ни санитарные нормы, ни правила поведения персонала, ни правила дрессировки и воспитания животных — очень далеко ещё нашей системе образования до применения подобных вещей. Но у педагога очень хорошая собака, чистая, привитая, послушная, потому мы иногда позволяли себе подобные контакты. Малыш-аутист, видя собаку, снимает свитер, откладывает книгу, которые были для него щитом от внешнего мира. Он начинает смотреть в глаза животному, а собака подходит к ребёнку и лижет руки. Вдруг ребёнок раскрывает объятия и прижимает её. При том, что этот малыш взрослому до себя дотрагиваться не позволяет и негативно реагирует на любые прикосновения.

 

— Выходит, учреждения образования не готовы внедрять пет-терапию?

— Есть определённые сложности. В первую очередь они касаются санитарных норм. Но родители детей с особенностями психофизического развития вынуждены быть более продвинутыми. Они читают советы врачей, новые публикации в интернете. Чаще всего они обращаются к дельфинотерапии.

Этот действенный метод лечения можно практиковать только в столице. Наши родители периодически ездят туда. В Витебске можно заняться пока только иппотерапией. В клубе «Калипсо» есть лошади, при помощи которых можно практиковать терапию. И, действительно, виден результат. Для детей с ДЦП такие занятия просто незаменимы. Во время езды на лошади работают все группы мышц, те, которые невозможно или очень сложно задействовать при обычных занятиях физкультурой. Мало того, что работает всё тело, лошадь — это энергия живого тепла, которую ребёнок не может не ощущать.

Пока такие занятия — целиком на энтузиазме педагогов и родителей. И то, что этот энтузиазм показывает результаты, говорит о том, что в будущем мы к этому всё равно придём. Потому что живое, настоящее работало всегда.

 

— Могут ли зоопарки или контактные зоопарки занять нишу пет-терапии?

— Как бы ни пиарили дрессировку своих питомцев контактные зоопарки, дикое животное всё равно может быть агрессивным. Тем более те животные, которые находятся в непривычной для себя среде: при ярком свете, в присутствии большого количества людей. Они в таких случаях непредсказуемы. Если вы принимаете зоопарк в принципе, посмотрите на животных на расстоянии, подымите себе настроение. Но в любом случае это разовые акции. Мы не можем говорить о каком-то устойчивом результате, если ребёнок один раз подошёл, потрогал, покормил животное. Удовольствие — да, настроение — да, впечатление — не вопрос. Но утверждать о терапевтическом эффекте в таком случае нельзя, это обычный пиар-ход подобных учреждений.

Общение должно быть регулярным, тесным, длительным.

Даже дельфинотерапия может не сработать с первого раза. Но она покажет результаты со второго раза, третьего. А котик или собака, которые постоянно живут в доме, — это однозначно терапия каждый день и по несколько часов.

 

— Есть ли какие-то рекомендации по выбору питомца: какому ребёнку или взрослому какое животное подойдёт?

— Если говорить в общем, то хорошо любое животное. Но есть специфические нарушения здоровья, в которых может помочь тот или иной питомец. Если у ребёнка повышенная тревожность, он плохо спит, у него задержка речи; если малыш плохо устанавливает контакт, то здесь дельфинотерапия творит чудеса. Известно много примеров, когда дети, общаясь с дельфинами, начинали говорить. У такого пациента в пассиве уже есть словарный запас, но есть и барьер, который дельфины помогают снять. Благотворно влияют на мозговую деятельность и ультразвуки, которые издаёт дельфин.  

Для детей с ДЦП — самые лучшие результаты даёт иппотерапия. Мы в этом убедились на практике, глядя на детей из нашего центра (в первую очередь благодаря тому, что иппотерапия возможна в Витебске).

Для аутистов лучший друг — собака. Это преданные существа, которые очень чувствуют ребёнка и, что немаловажно, устанавливают контакт глазами. Ведь собака будет прыгать и добиваться внимания до тех пор, пока не посмотришь ей в глаза. А для аутиста зрительный контакт — это самое сложное. Потому здесь псы просто творят чудеса.

Детям с повышенной агрессией, утомляемостью, а также гиперактивным малышам показаны кошки. Сейчас стремительно растёт количество детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), и такая «пушистая» помощь очень кстати. Кошки своей ненавязчивой игривостью и в то же время спокойствием помогают ребёнку успокаиваться. Они полезны ещё и тем, что их мурлыканье и текстура шерсти очень благотворно влияют на нервную систему детей. А ещё они находят больные места и исцеляют.

 

— А птицы? От них, как терапевтов, есть какая-то польза?

— Они хороши своим звучанием, ведь реакция на звуки у нас заложена на генном уровне. Птичье пение спасает от депрессии, благотворно влияет на настроение.

Кстати, если говорить о предпочтениях, то люди выбирают любимое животное не просто так. Мы интуитивно, бессознательно подбираем себе именно того питомца, в ком нуждаемся. Если человек склонен к депрессиям, самобичеванию, то он выберет птицу или рыбку. Одинокий человек, которому недостаёт общения, предпочтёт собаку. Она будет смотреть ему в глаза и вести за собой. Люди с сердечными заболеваниями или с заболеваниями суставов, мигренями бессознательно выбирают кошку. Она лечит, мурлычет, настраивая внутренние органы на определённый ритм. Мы бессознательно выбираем себе лекарей. И я посоветовала бы здоровому человеку, заводя животное, просто прислушаться к себе. И тогда он не ошибётся. Ведь приобретая питомца, вы приобретаете не только верного друга, но и домашнего доктора. 

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.

greenbelarus.info

Для ребёнка с ДЦП — лошадь, а для аутиста — собака: как пет-терапия исцеляет от недугов

Несмотря на то, что пет-терапии больше полувека и она вовсю используется на Западе, в жизнь людей постсоветского пространства практика лечения с помощью животных вошла сравнительно недавно. И отношение к ней довольно настороженное, как к нетрадиционной медицине. Однако врачи всё чаще прописывают своим пациентам для улучшения состояния общение с собаками и кошками, дельфинами и лошадьми. В некоторых больницах США, к примеру, существуют специальные часы, когда в палаты к больным допускают питомцев. О том, в каких случаях пет-терапия может оказаться полезной и даже необходимой, нам рассказала детский психолог Елена Барило.

— Елена Михайловна, кому в первую очередь показано общение с животными в терапевтических целях?

— Пет-терапия нужна всем: и детям с особенностями психофизического развития, и взрослым, и даже совершенно здоровым людям. Замечательно, что мы наконец-то стали об этом задумываться всерьёз. Наша жизнь с каждым днём становится всё более автоматизированной, компьютеризованной, механической, люди не улыбаются, не замечают красоты неба, травы. И очень здорово, что в наше время особо проницательные люди останавливаются и задумываются: что же со мной происходит? Вот тут на выручку приходит то живое и настоящее, что не придумано. То, что было всегда: природа и животные. И это, пожалуй, единственное, к чему мы можем обратиться сейчас, когда хочется чего-то настоящего.

В области пет-терапии сегодня проводится достаточно много исследований. В большинстве своём ими занимаются зарубежные учёные. Однако и Россия сейчас тоже начинает пропагандировать пет-терапию, хотя исследовательская база там ещё не наработана. Но уже есть очень хорошие и устойчивые результаты взаимодействия больных, в первую очередь детей, с животными. Конечно, общение с живой природой всегда оказывало терапевтическое воздействие на человеческий организм. Но оно было не до такой степени заметно тогда, когда мы были ближе к природе, когда это влияние являлось частью нашей повседневности.

Современная жизнь ограничивает человека в общении с животными: заводить их мешают законы, соседи, устои, материальное положение. Но дети, которых обмануть сложнее, чем взрослых, всегда тянутся к домашним питомцам. Предметом исследования учёных становятся в первую очередь маленькие пациенты с особенностями психофизического развития. И в этом случае пет-терапия может показать наиболее яркий результат — исцеление. Хотя, конечно, она даёт не только терапевтический эффект, но и хорошее настроение, прививает детям такие качества, как забота, нежность, ответственность.

 

— Приходилось ли вами наблюдать в своей практике примеры такого исцеления?

— О полном исцелении с помощью пет-терапии я вряд ли могу говорить. Но то, что происходит исцеление души, это однозначно.

Особые дети являются особенными не в силу уровня своих способностей, они особенны тем, что они не ограничены социальными рамками, нормами. Когда они смотрят на мир, то видят его душой. И это видение кардинально отличается от нашего с вами. Поэтому встреча такого ребёнка с живым существом делает что-то невероятное.

В моей практике мне приходилось наблюдать ребёнка-аутиста. Вот он сидит, закрывшись кофточкой или книгой. И вдруг воспитатель приводит собачку. Оговорюсь сразу: в наших учебных учреждениях этого делать нельзя: не разработаны пока ни санитарные нормы, ни правила поведения персонала, ни правила дрессировки и воспитания животных — очень далеко ещё нашей системе образования до применения подобных вещей. Но у педагога очень хорошая собака, чистая, привитая, послушная, потому мы иногда позволяли себе подобные контакты. Малыш-аутист, видя собаку, снимает свитер, откладывает книгу, которые были для него щитом от внешнего мира. Он начинает смотреть в глаза животному, а собака подходит к ребёнку и лижет руки. Вдруг ребёнок раскрывает объятия и прижимает её. При том, что этот малыш взрослому до себя дотрагиваться не позволяет и негативно реагирует на любые прикосновения.

 

— Выходит, учреждения образования не готовы внедрять пет-терапию?

— Есть определённые сложности. В первую очередь они касаются санитарных норм. Но родители детей с особенностями психофизического развития вынуждены быть более продвинутыми. Они читают советы врачей, новые публикации в интернете. Чаще всего они обращаются к дельфинотерапии.

Этот действенный метод лечения можно практиковать только в столице. Наши родители периодически ездят туда. В Витебске можно заняться пока только иппотерапией. В клубе «Калипсо» есть лошади, при помощи которых можно практиковать терапию. И, действительно, виден результат. Для детей с ДЦП такие занятия просто незаменимы. Во время езды на лошади работают все группы мышц, те, которые невозможно или очень сложно задействовать при обычных занятиях физкультурой. Мало того, что работает всё тело, лошадь — это энергия живого тепла, которую ребёнок не может не ощущать.

Пока такие занятия — целиком на энтузиазме педагогов и родителей. И то, что этот энтузиазм показывает результаты, говорит о том, что в будущем мы к этому всё равно придём. Потому что живое, настоящее работало всегда.

 

— Могут ли зоопарки или контактные зоопарки занять нишу пет-терапии?

— Как бы ни пиарили дрессировку своих питомцев контактные зоопарки, дикое животное всё равно может быть агрессивным. Тем более те животные, которые находятся в непривычной для себя среде: при ярком свете, в присутствии большого количества людей. Они в таких случаях непредсказуемы. Если вы принимаете зоопарк в принципе, посмотрите на животных на расстоянии, подымите себе настроение. Но в любом случае это разовые акции. Мы не можем говорить о каком-то устойчивом результате, если ребёнок один раз подошёл, потрогал, покормил животное. Удовольствие — да, настроение — да, впечатление — не вопрос. Но утверждать о терапевтическом эффекте в таком случае нельзя, это обычный пиар-ход подобных учреждений.

Общение должно быть регулярным, тесным, длительным.

Даже дельфинотерапия может не сработать с первого раза. Но она покажет результаты со второго раза, третьего. А котик или собака, которые постоянно живут в доме, — это однозначно терапия каждый день и по несколько часов.

 

— Есть ли какие-то рекомендации по выбору питомца: какому ребёнку или взрослому какое животное подойдёт?

— Если говорить в общем, то хорошо любое животное. Но есть специфические нарушения здоровья, в которых может помочь тот или иной питомец. Если у ребёнка повышенная тревожность, он плохо спит, у него задержка речи; если малыш плохо устанавливает контакт, то здесь дельфинотерапия творит чудеса. Известно много примеров, когда дети, общаясь с дельфинами, начинали говорить. У такого пациента в пассиве уже есть словарный запас, но есть и барьер, который дельфины помогают снять. Благотворно влияют на мозговую деятельность и ультразвуки, которые издаёт дельфин.  

Для детей с ДЦП — самые лучшие результаты даёт иппотерапия. Мы в этом убедились на практике, глядя на детей из нашего центра (в первую очередь благодаря тому, что иппотерапия возможна в Витебске).

Для аутистов лучший друг — собака. Это преданные существа, которые очень чувствуют ребёнка и, что немаловажно, устанавливают контакт глазами. Ведь собака будет прыгать и добиваться внимания до тех пор, пока не посмотришь ей в глаза. А для аутиста зрительный контакт — это самое сложное. Потому здесь псы просто творят чудеса.

Детям с повышенной агрессией, утомляемостью, а также гиперактивным малышам показаны кошки. Сейчас стремительно растёт количество детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), и такая «пушистая» помощь очень кстати. Кошки своей ненавязчивой игривостью и в то же время спокойствием помогают ребёнку успокаиваться. Они полезны ещё и тем, что их мурлыканье и текстура шерсти очень благотворно влияют на нервную систему детей. А ещё они находят больные места и исцеляют.

 

— А птицы? От них, как терапевтов, есть какая-то польза?

— Они хороши своим звучанием, ведь реакция на звуки у нас заложена на генном уровне. Птичье пение спасает от депрессии, благотворно влияет на настроение.

Кстати, если говорить о предпочтениях, то люди выбирают любимое животное не просто так. Мы интуитивно, бессознательно подбираем себе именно того питомца, в ком нуждаемся. Если человек склонен к депрессиям, самобичеванию, то он выберет птицу или рыбку. Одинокий человек, которому недостаёт общения, предпочтёт собаку. Она будет смотреть ему в глаза и вести за собой. Люди с сердечными заболеваниями или с заболеваниями суставов, мигренями бессознательно выбирают кошку. Она лечит, мурлычет, настраивая внутренние органы на определённый ритм. Мы бессознательно выбираем себе лекарей. И я посоветовала бы здоровому человеку, заводя животное, просто прислушаться к себе. И тогда он не ошибётся. Ведь приобретая питомца, вы приобретаете не только верного друга, но и домашнего доктора. 

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.

homel.greenbelarus.info

Собака как средство реабилитации детей с ДЦП

Десять лет назад в Петербурге возникла Ассоциация развития и поддержки канистерапии – направления в медицине по реабилитации больных с помощью специально обученных собак. Из разрозненных усилий отдельных энтузиастов, небольших кружков и групп сложилось сообщество психологов, неврологов, психотерапевтов, реабилитологов, педагогов, ветеринаров, социальных работников, специалистов по подготовке собак-терапевтов и собак-поводырей. Заместитель председателя Ассоциации развития и поддержки канистерапии Мальцева Мария Николаевна рассказывает о применении собак в реабилитации больных, об истории этого направления терапии, об успехах и проблемах.

– Расскажите, пожалуйста, об истории канистерапии. Что выделяет собак из числа других животных, используемых для реабилитации?

– Канистерапия старше всех других видов анимал-терапии, ею начали заниматься в европейских странах еще в 50-е годы 20-го века. В анимал-терапии применяются и другие животные: дельфины, лошади. Они тоже приносят хороший реабилитационный эффект, помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Езда верхом на лошади дает активную двигательную нагрузку: требуется удержаться, сохранять равновесие, посадку. Но содержание дельфинов и лошадей обходится очень дорого, потому эти животные не так доступны как собаки.

Собаки же требуют гораздо меньших затрат на разведение и содержание, они знакомы и привычны нам с детства. По отношению к собакам выраженные фобии, например, страхи контактов, встречаются реже, чем к другим животным. Человек и собака общаются непринужденно, они тянутся друг к другу, история их дружбы уходит в века.

– При каких заболеваниях занятия с собаками могут приносить видимый успех?

– Сегодня реабилитация с помощью упражнений с собаками применяется к больным ДЦП, аутизмом, психическими расстройствами, задержкой развития, черепными травмами. Занятия канистерапией помогают при социальной адаптации людей с синдромом Дауна, психотравмах, тревожных состояниях, панических и поведенческих расстройствах. Помогают эти занятия и пожилым людям при реабилитации после перенесенного инсульта, при старческой деменции. Инструкторы и кураторы Ассоциации привозят собак в детские колонии для проведения сеансов социальной реабилитации среди трудных подростков. Собаки работают в детских домах, интернатах, домах престарелых. В ГАООРДИ – Ассоциации общественных организаций родителей детей-инвалидов, где мы ведем эту беседу, есть группы канистерапии.

– Всех ли собак можно использовать в канистерапии, не находятся ли какие-то породы под запретом?

– В канистерапии работают собаки породистые и беспородные, всех размеров, исключений нет. Важны индивидуальные особенности собаки, ее подготовка. Конечно, изначально собак отбирают по простым критериям. У претендента на роль «врача» должны отсутствовать агрессивность, тревожное поведение, выраженные охотничьи повадки, стремление лаять, навязчивость.

– Как ведется подготовка собак?

– Готовят собак для канистерапии долго, 6-9 месяцев. Специалисты дрессируют их по системе обучения, разработанной в Австрии, в Институте зоопсихологии Конрада Лоренца. Пройдя школу, собаки сдают экзамены, проходят проверки в четыре этапа перед комиссией. В комиссию входят врач-ветеринар, представитель страховой компании (на каждую собаку оформляется страховое свидетельство), инструктор-дрессировщик, врач общей практики. Каждый из специалистов тестирует собаку отдельно и выносит решение по своей части испытаний: собака должна быть здоровой, доброжелательной, должна сохранять спокойствие в любых ситуациях и слушаться инструктора. Всего 20 испытательных тестов. Только при положительной оценке всех специалистов собака получает сертификат «Собака – средство реабилитации».

– На занятия привозят совсем маленьких детей. Многие видят собаку впервые. Как складывается контакт ребенка и собаки?

– Дети сразу тянутся к собакам. В детях заложена любовь к волосяным покровам: они обожают теребить волосы на голове родителей, тискают мохнатые игрушки. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.

– В чем секрет успеха канистерапии?

– Приведу такой пример. Врач просит ребенка: «Вытяни руку, сожми и разожми пальчики». А потом хвалит его, или, если результат неудачный, требует повторить движение еще и еще. Ребенок понимает, что от него чего-то ждут, его действия оценены плохо. Это стрессовая ситуация, и если наша задача – улучшить опорно-двигательный аппарат ребенка, то быстрого прогресса ожидать не приходится. Собака не ставит оценок действиям ребенка, не показывает, что хорошо, что плохо. Ребенок не испытывает стресса рядом с собакой. Он бросает ей мяч и раз от раза делает это лучше. Его ручка вытягивается, пальцы сжимаются и разжимаются, как и требовал врач. Только теперь ребенок проделывает это упражнение по реабилитации, играя с собакой, а не в кабинете врача. Стресс снят, успех приходит быстрее.

– Есть ли противопоказания к занятиям канистерапией?

– Противопоказания к занятиям с собаками есть, и лучше их выявить до начала занятий. У детей, да и у взрослых бывает аллергия на собачью шерсть. Это должен подтвердить аллерголог после исследований в лаборатории. Занятия противопоказаны при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, при кожных воспалениях, в случаях боязни контактов с собаками.

– Как проходят занятия канистерапией? Для каждого больного есть своя индивидуальная программа?

– Мы давно ушли от самодеятельности и следуем точным предписаниям научных разработок. При всей кажущейся простоте этой веселой возни с собаками на каждом занятии идет запланированная работа. Результат занятий фиксируется и сравнивается с методиками. В настоящее время специалисты используют 16 методик для реабилитационного воздействия при различных заболеваниях. Разработано 20 ролевых игр, способствующих поддержанию навыков движения, счета, чтения, например, у больных после инсульта. Обязательно присутствие врача на каждом занятии. Нужно учитывать, что у пациентов возникает естественная привязанность к собаке. Мы практикуем смену собак через каждые пять занятий. Упражнения различные, они кажутся несложными, но эффект достигается повторениями. Например, ребенок плохо ходит из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Идти самостоятельно он не может, с помощью взрослого делает неуверенные движения. Мы предлагаем ему прогуляться с собакой. Взять поводок и вести собаку по кругу. Опыт показывает, что от занятия к занятию ребенок будет двигаться все увереннее, его внимание сосредоточено на собаке, он чувствует, что собака зависит от него. Такое естественное упражнение дает эффект быстрее, чем терапия в кабинете врача, где у ребенка, повторяю, может появиться стресс от неуспехов и боязни не выполнить требования врачей и родителей.

Вот посмотрите, тяжело больная девочка надевает на голову собаки обручи разных цветов, а потом снимает их. Не поверите, но два года назад она лежала неподвижно, не поднимая головы. Сейчас девочка может сидеть, выполняет сложные для ее заболевания движения. Обратите внимание на выдержку собаки: все полчаса занятий она будет терпеливо лежать по команде инструктора.

Мы предлагаем детям расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду голосом и жестами. Эти и многие другие приемы используются в активной реабилитации больных с различными неврологическими расстройствами. Игровые занятия дают полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.

– Как быстро наступает реабилитация? Бывали в вашей практике неудачи?

– Ни одного случая отсутствия прогресса не было. Родителям советуем запастись терпением. Бывает, родители, настроившись на быстрый эффект, и не получив его, прекращают приводить ребенка на занятия. Этого делать нельзя. Естественные физиологические механизмы включаются в работу от занятия к занятию, малыми шажками, но в нужном направлении.

– Ваша Ассоциация держится на энтузиазме и добровольных пожертвованиях. Расскажите, какие трудности преодолевает Ассоциация, откуда приходит поддержка?

– Если коротко, то Минздрав России признает канистерапию как средство реабилитации больных. А ветнадзор вставляет палки в колеса. Ссылаются на указание о перевозке животных по территории Российской Федерации, по которому владельцу животного необходимо иметь ветеринарное свидетельство формы № 4, оформленное государственной ветеринарной службой. Абсурдно, но если следовать этим требованиям, волонтер, владелец собаки, для каждого занятия должен ее везти на ветеринарную станцию и брать справку. Но речь идет не о путешествии в другой город, а о поездке в соседний район города. Не говоря уже о том, что у наших собак имеются ветеринарные паспорта, они проходят регулярный осмотр и контроль на гельминтов. Перед каждым занятием, согласно правилам, собаку тщательно моют и перевозят в изолированной перевозке. Положа руку на сердце, неужели есть еще необходимость в справке? Кстати, о транспортных проблемах. Не все наши волонтеры и кураторы имеют личный автотранспорт. Быстрее всего в таком случае доехать на метро. Но не всегда получается. Собак-поводырей пускают в метро, а наших собак, несмотря на то, что они тоже прошли специальную дрессуру и ведут себя образцово, не пускают.

Еще одна проблема: помещения для подготовки собак. Подготовка, как было сказано, ведется долго. Приходится выпрашивать помещение то в одном месте, то в другом. А ведь каждый год 340-350 пациентов проходят с помощью наших собак курс двигательной реабилитации и нейрореабилитации. Мы даем больным эффективное, недорогое средство терапии, возвращаем людей обществу. Хотелось бы нам и от общества видеть помощь.

– Вспомните, пожалуйста, бывали в вашей практике исключительные случаи?

– Помню такой случай: детей привезли из детского дома на занятие с собаками. Среди них был мальчик пяти лет, он вставал, но ходить не мог. Мы предложили ему простое упражнение – выгул собаки на поводке. Инструктор, как обычно, поддерживал ребенка, следя за его мышечным тонусом. В конце упражнения мальчик двигался самостоятельно. На следующий день нам позвонили из детского дома и сказали, что ребенок начал ходить. Собака сняла у ребенка стресс, помогла преодолеть укоренившийся страх болезни.

Это уже другой случай: девочку двух лет сверх меры опекала мама, ловила и сажала при каждом неудачном движении. Истеричное состояние матери передавалось ребенку, ходить она не научилась. И здесь прогулка с собакой помогла. Девочка, держась за поводок, сделала шаг, упала и посмотрела на собаку. Та спокойно сидела и ждала, когда ребенок поднимется. Спокойствие собаки передалось ребенку. Девочка поднялась, сделала еще шаг, другой, и так за одно занятие она начала ходить.

Быстрые исцеления случаются при заболеваниях с четко выраженными психологическими механизмами – стресс, испуг. Собаки могут снять такие состояния за один сеанс.

– Советуете ли вы семьям, где есть дети-инвалиды, заводить собак?

Нет, таких рецептов мы не даем. Но если семья после занятий с нашими собаками сама приходит к такому решению и спрашивает нашего совета, мы говорим, да, заводите, не пожалеете.

Ольга КУЗНЕЦОВА

Пожертвовать

26 августа 2013г.

www.ekbmiloserdie.ru