Проходят века и тысячелетия, но дружба человека и собаки становится лишь крепче. Война ли, стихийное бедствие или массовые беспорядки, охрана заключенных или поиски запрещенных к провозу вещей на вокзале – везде собаки приходят на помощь человеку. Деловые взаимоотношения человека и собаки столь долгие, что уже вряд ли можно сказать с уверенностью, где появились первые служебные собаки и первые собаководы. Несколько тысячелетий назад огромные просторы Евразии – от степей Причерноморья до Памирских гор, от Дона до Индийского океана населяли многочисленные племена древних ариев, ставшие предками не только индоарийских и иранских народов, но и современных славян. Кочевые племена древних ариев, занимавшиеся скотоводством, покрывали огромные расстояния, где-то создавая оседлые поселения, в которых переходили к земледелию, а где-то сохраняя традиционный образ жизни предков – шатер, лошади, стада скота и периодически происходящие кровопролитные стычки с конкурентами за пастбища. Степи Северного и Северо-Восточного Причерноморья занимали скифские и сарматские племена, ставшие одним из ключевых компонентов формирования южнорусского населения. Будучи кочевыми скотоводами, скифы и сарматы неизбежно сталкивались в причерноморских степях с волками – главными хищниками, представлявшими угрозу стадам, но вызывавшими искреннее восхищение своими боевыми качествами. Одомашненные потомки волков – собаки – стали верными помощниками скотоводов причерноморских степей в защите несметных стад от степных хищников, а также в боях с неприятелями. Именно волк и собака пользовались наибольшим почтением у иранских племен.
В VII – VI вв. до н.э. многочисленные скифские отряды под командованием вождя Ишпакая вторглись на территорию Передней Азии. На землях современного Ирака скифам предстояло столкнуться с великой державой того времени – могущественной Ассирией. Однако, несмотря на развитые вооруженные силы, даже для Ассирийской державы натиск скифских племен представлял собой большое и тяжелое испытание. Царь Ассархадон обратился к оракулу бога Шамаша, но тот сказал властителю: «скифы могут выставить пса воинственно-яростно-бешеного». Что имел в виду оракул Шамаша – так и осталось загадкой. Не исключено, что под «псом воинственно-яростно-бешеным» подразумевался сам скифский вождь Ишпакай – ведь его имя восходило к древнеарийскому слову «спака» - «собака». Но, возможно, речь шла и о каком-то воинском союзе. Известно, что существование тайных воинских союзов было характерно для многих архаичных народов во всех концах света – такие общества существовали в Африке, Полинезии, Меланезии. У западноафриканских народов были «люди – леопарды», а у полинезийцев – «люди – птицы». Древние иранцы, к которым относились и скифы, окружали почетом «людей – волков», или «людей – собак». Следы древнего тотемизма сохраняются до сих пор в преданиях некоторых северокавказских народов о своем происхождении от волков. Ведь волк всегда символизировал в культурном пространстве иранских и соседствовавших с ними народов доблесть, храбрость, силу и свирепость.
«Люди – псы» древних скифов были именно членами тайного мужского союза, для которого собака была тотемным животным. Когда «людям – псам» доводилось вступать в схватку, а доводилось им это делать часто, они впадали в состояние транса и представляли себя боевыми псами, превращаясь в неукротимых воинов. Отечественными и зарубежными археологами во время раскопок на территории причерноморских степей, а также на Кавказе и в странах Передней Азии, неоднократно находились бронзовые бляхи с изображением собаки – их клали в могилу вместе с хозяевами – почившими скифскими воинами. Кроме бронзовых изображений собак, в скифских курганах неоднократно находили и собачьи скелеты. Примерно до конца IV в. до н.э. собак хоронили только с представителями скифской воинской знати. Простолюдинам наличие «верного друга» в могиле не полагалось. Однако позже, по мере распространения собаководства у скифов, обычай захоронения собаки в могиле скифского мужчины – воина распространяется и на незнатных покойников. Судя по всему, древние скифские псы представляли собой предков гончих хортов – тех самых длинноногих и гладкошерстных собак, которых древние греки часто рисовали на изображениях охоты амазонок – сарматских женщин – воительниц. Кстати, сарматы и их прямые потомки аланы имели собственную собачью породу – крупных догообразных собак, вполне вероятно имевших отношение к древним догам и мастиффам Центральной Азии. В первые годы нашей эры племена алан вторглись в Европу и фактически прошли ее целиком, остановившись на Пиренейском полуострове. Только во Франции вплоть до настоящего времени сохраняется не менее трехсот географических названий аланского происхождения, есть они и в Испании. Естественно, что вместе с аланскими племенами на территории Европы появились и их свирепые собаки, бывшие верными помощниками своих хозяев в многочисленных боевых столкновениях.
Не имевшие собственной письменности скифские и сарматские племена так и не оставили до наших дней произведений литературы. Но южные иранские народы, отделившиеся от общей ветви древних ариев и расселившиеся на пространствах Средней Азии, Афганистана и Ирана, сформировали одну из богатейших и интереснейших мировых культур – персидскую культуру, обладавшую собственной письменной традицией. До того, как на земли Персии, вместе с арабскими завоевателями, проник ислам, иранские народы и племена исповедовали зороастризм – религию, у истоков которой стоял знаменитый пророк Заратуштра (Зороастр). В основе зороастризма как дуалистической религии лежит противопоставление добра и зла – двух начал, которые находятся в состоянии перманентной борьбы. Согласно зороастризму, все вещи и существа являются либо порождением верховного божества Ахура Мазды, либо – результатом творческой деятельности «злого» Ангро Манью. В числе благих творений Ахура Мазды перечисляются семь стихий и существ. Это огонь, вода, земля, металл, растения, животные и человек. Особое место среди животных в зороастрийской мифологии всегда занимала собака – именно она сопровождала душу умершего и она же защищала покойного от злых демонов. Знаменитый царь птиц Симург, который упоминается в многочисленных произведениях классической персидской литературы, включая поэму Фирдоуси «Шахнаме», представлял собой помесь собаки и птицы, если можно так выразиться. Он имел как птичьи крылья, так и собачью голову, хотя мог изображаться и с львиными чертами. Именно Симург был символом династии Сасанидов, при которой персидское государство в первых столетиях н.э. достигло существенного процветания. Известно, что сказания, легшие в основу «Шахнаме» Фирдоуси, складывались как раз среди саков – ираноязычных племен, родственных в языковом и культурном отношении древним скифам и сарматам, но проживавших не в Причерноморье, а на территории современного Казахстана и Средней Азии.
Между II в. до н.э. и IIII в. н.э. создавался ритуальный персидский кодекс Видевдата, в котором собакам и отношению к ним посвящается целый внушительный раздел. «Видевдата» описывает происхождение собаки и повествует о том, что должно ожидать тех нечестивцев, кто осмелится покуситься на собачью жизнь или проявить к собаке неоправданную жестокость. «Кто убьет собаку из стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих и обученных, душа того с большим криком и большим воем отойдет к будущей жизни, чем мог бы волк вопить, попав в глубочайшую западню». В кодексе «Видевдата» убийство собаки рассматривалось в числе тяжелейших грехов, вместе с убийством праведника, нарушением брака, содомией и половыми извращениями, несоблюдением обязанностей по опекунству нуждающихся в нем людей и погашением священного огня. Даже месть или клевета считались менее тяжкими грехами, чем убийство четвероногого «друга человека». В кодексе утверждалось, что собак следует кормить «мужской едой», то есть молоком и мясом. При этом верующие зороастрийцы, принимая трапезу, оставляли три нетронутых ломтя для собаки. Даже среди современных зороастрийцев практикуется этот обычай, принявший характер оставления кусочков хлеба для бездомных псов после захода солнца – когда принято поминать ушедших родственников и знакомых. Кстати, к собакам, почему-то, у древних персов относились не только собственно представители собачьих, но и выдры, ласки и даже дикобразы и ежи. Наибольший почет окружал белых собак, так как белый цвет признавался священным и позволял этим псам участвовать в ритуальных мероприятиях зороастрийцев. Вплоть до настоящего времени у зороастрийцев, остающихся ныне одним из религиозных меньшинств современного исламского Ирана, сохраняется уважительное отношение к собакам. В деревнях, в которых проживают последователи зороастризма, собак намного больше, чем в мусульманских населенных пунктах, а отношение к ним несоизмеримо лучше (согласно исламскому вероучению, собака считается нечистым животным).
Четвероногое воинство фараонов
Древние греки прозвали город Кассу, бывший административным центром XVII нома Египта, Кинополем, то есть – «собачьим городом». В Кинополе жило огромное количество собак, которые встречали почет и уважение местных жителей. Считалось, что каждый обидчик собаки, попавшийся в руки жителям «собачьего города», будет неминуемо убит или, по крайней мере, жестоко избит. Ведь Кинополь был столицей культа Анубиса – бога-покровителя мертвых, которого жители Древнего Египта рисовали в виде собаки, шакала или человека с собачьей или шакальей головой. Анубис в древнеегипетской мифологии играл важнейшую роль – ему поручалось бальзамировать покойников, изготовлять мумии, а также охранять вход в царство мертвых. Как в повседневном мире собаки сторожат вход в жилище человека, так Анубис в мире теней сторожил вход в обитель мертвых. Кстати, почему-то именно собакам во многих мифологиях народов мира доверялось провожать человеческие души на тот свет – подобные представления господствовали не только в Древнем Египте, но и в Центральной Америке, Сибири, Дальнем Востоке. Историки считают, что именно Древний Египет, а точнее – Северо-Восточная Африка в целом, и является настоящей колыбелью мирового собаководства. Скорее всего, именно здесь и происходило приручение первых собак, по крайней мере в организованной форме. Ведь земледельцы Древнего Египта не могли обойтись без собак, которые были надежными защитниками от нападения диких зверей. Позже фараоны и вельможи Древнего Египта использовали собак в своих охотничьих забавах. И это несмотря на то, что египтяне приручали гепардов, шакалов и гиен – очевидно, что собаки все же лучше подходили для охоты.
Скорее всего, именно от шакалов и берет начало история древнеегипетского собаководства. Немецкий исследователь К. Келлер утверждал, что борзые собаки древнеегипетских фараонов и вельмож происходили от эфиопских шакалов, приручавшихся для охоты. Другой немецкий автор, Рихард Штребель, в результате своих исследований установил, что в Древнем Египте существовало не менее 13-15 отличающихся друг от друга пород собак. Их изображения присутствуют на гробницах древнеегипетских вельмож. В египетской культуре собаки почитались не меньше, чем в Древнем Иране. Даже античные историки, в том числе и Геродот, писали о большом уважении египтян к своим собакам. Так, в египетских семьях вслед за смертью домашнего любимца неизбежно объявлялся траур с бритьем голов и постом. Умерших собак бальзамировали в соответствии с обычаями Древнего Египта и хоронили на особых кладбищах. Известно, что в Древнем Египте собак использовали для полицейской службы – они сопровождали сборщиков налогов и администраторов, выполнявших полицейские функции. Также вполне вероятно, что собаки принимали участие в битвах вместе с воинами. В сундуке Тутанхамона было найдено изображение египетского фараона на колеснице, которого сопровождали бегущие рядом с колесницей собаки, кусавшие поверженного неприятеля за голову.
Боевые достоинства четвероногих «друзей человека» достаточно быстро осознали и оценили и жители Месопотамии. Представления о боевых качествах собак они получили, контактируя как раз с иранскими племенами, о которых мы писали выше. Именно с древними ариями в Междуречье попали и первые боевые псы – огромные евразийские мастиффы, обладавшие большим весом и превосходными воинскими характеристиками. В Ассирии и Вавилонии стали целенаправленно выращивать специальные породы собак, масса которых могла достигать порой не менее центнера. Эти боевые псы отличались агрессивностью и храбростью. Ассирийские цари стали использовать собак как настоящее оружие, выпуская их против вражеской кавалерии. Такой пес мог перекусить ногу лошади, расправиться с всадником. Боевых псов, закованных в специальные доспехи, ассирийские цари выпускали вперед своих боевых колесниц и отрядов пехоты. Кстати, вместе с собаками шли жрецы, которые, очевидно, играли в Древней Ассирии и роль современных инструкторов – кинологов: они отвечали за дрессировку собак и могли управлять ими во время сражения. От египтян и ассирийцев тактику использования боевых псов в своих войнах заимствовала Персидская держава Ахеменидов, а затем и древние греки. В Греции собак также использовали для участия в боях, но еще в большей степени стали применять для несения охранно-караульной службы. После того, как Древний Рим успешно разгромил Македонское царство, в плен вместе с македонским царем Персеем попали и боевые собаки. Их провели по улицам Рима в качестве военного трофея.
Собаки Поднебесной и Страны Восходящего Солнца
На другом краю света, в Восточной Азии, собаки также получили большое распространение и в качестве домашних питомцев, и в качестве помощников в войне и охоте. На островах Тихого океана собака часто была единственным животным, кроме курицы и свиньи, которое также использовалось в пищу. Лишь после того, как острова Полинезии, Меланезии и Микронезии были колонизированы европейцами, здесь появились и другие животные, в том числе лошади и коровы. Обитатели острова Эроманга – одного из Соломоновых островов – познакомившись с лошадьми и коровами, привезенными европейскими завоевателями, дали им названия в соответствии со своей логикой. Лошадь прозвали «кури ивох» - «ездовая собака», а корову «кури матау» - «большая собака». Но если в Океании и Юго-Восточной Азии отношение к собакам было все же примитивным, то в Древнем Китае история собаководства насчитывает несколько тысячелетий. Отношение к собаке здесь также закладывалось, исходя из местных традиционных мифов и верований. Для многих народов многонационального Китая собака является важнейшим «культурным героем», с которым связывается даже появление человечества и его социально-экономический прогресс. Так, у народности яо, проживающей в Южном Китае и соседних районах Вьетнама, Лаоса и Таиланда, бытует миф о том, что китайский император Гаосин некогда воевал с опасным врагом.
Победить императору не удавалось и он издал указ, в котором говорилось: кто принесет голову вражеского царя, тот получит в жены императорскую дочь. Через некоторое время голову царя принес … пятицветный пес Паньху. Император был вынужден отдать дочь замуж за пса. Паньху, ставший императорским зятем, более не мог оставаться при дворе в качестве сторожевой собаки, и отправился вместе с принцессой на юг Китая, где поселился в горном районе. От потомков мифического брака пса и принцессы и выводят свою историю представители народности яо. Мужчины этой народности носят повязку, символизирующую собачий хвост, а женский головной убор включает в себя в качестве элемента «собачьи» уши. Собаке Паньху до сих пор поклоняются в деревнях яо, поскольку с ним связывают и распространение земледелия – пес, по легенде, принес в своей шкуре рисовые зерна и научил яо выращивать рис – основную пищу этого народа.
Несмотря на то, что для собственно китайцев – «ханьцев» - народности горных районов оставались «варварскими», культурное влияние соседей носило взаимный характер. Хотя малые народы Китая в большей степени воспринимали элементы китайской культуры, и сами китайцы также воспринимали отдельные компоненты культуры своих соседей – национальных меньшинств. В частности, по мнению известного этнографа Р.Ф. Итса – специалиста по Китаю и Юго-Восточной Азии – китайский миф о Пань-гу – первочеловеке, отделившем землю от неба, - основывается именно на представлениях народов Южного Китая о собаке – первопредке. По мнению китайцев, собака также сопровождала человека в последний путь. В китайской мифологии в результате индо-буддийского влияния появился новый персонаж – священный лев. Поскольку львы в Китае не водились, он стал олицетворяться с собакой. Тем более, что древние китайские собаки «сунши-цюань» («лохматые львы») внешне напоминали львов – именно их потомки сегодня распространились по всему миру под названием «чау-чау». «Собако-львы» считались защитниками домов и храмов от возможного проникновения злых духов. Кстати, именно из Китая культ «собако-льва» проник в соседнюю Японию, где собак также применяли для охоты с глубокой древности. Первое охотничье общество в Японии было создано еще в 557 г. н.э. При сегуне Цинаеши была сформулирована идея о создании собачьего приюта для ста тысяч бездомных собак. Пожалуй, человечество более не знало столь масштабного приюта. Нашумевший фильм «Хатико» повествует о японских собаках породы акита-ину. Собака Хатико более девяти лет ждала на перроне вокзала своего хозяина профессора Хидэсабуро Уэно, который скоропостижно умер во время лекции и, соответственно, не вернулся на ту станцию, откуда его ежедневно провожала собака на поезд. На перроне станции, по просьбам японцев, был установлен памятник собаке Хатико, которая заслужила всеобщее уважение своей верностью хозяину.
От Руси до России
Русская цивилизация за два тысячелетия своего формирования включила в себя не только славянские, но и финно-угорские, тюркские и иранские компоненты, проявлявшиеся и в культуре, и в способах ведения хозяйства, и в языковых заимствованиях. Для жителей лесных и лесостепных районов Руси собака стала бесценным защитником от диких зверей, оберегавшим хозяйство землепашца от волков и помогавшим охотнику в поисках дичи. В славянском фольклоре собака превратилась в одного из главных персонажей. Известный историк славянского фольклора А.Н. Афанасьев приводит старую украинскую легенду о том, что Большая Медведица представляет собой запряженных коней, а черная собака каждую ночь пытается перегрызть упряжку и разрушить все мироздание, но не успевает завершить свое темное дело до рассвета и пока бежит на водопой, упряжка снова срастается. Несмотря на принятие христианства, древние языческие представления славян так и не были изжиты, более того – «народная религия» прекрасно впитала их компоненты, которые составили своеобразный христианско-языческий комплекс верований. Так, волки считались псами Св. Георгия и именно его – «волчьего пастыря» - стоило молить о защите от нападений волков. Жители Украины верили, что в канун Юрьева дня Св. Георгий катается верхом на волках, почему последних и называли иногда «Юровой собакой». Среди других поверий – примета о собачьем вое как о вестнике скорой смерти кого-то из жильцов дома или подворья. Поедание собакой травы свидетельствует о дожде, отказ от поедания остатков пищи после больного человека – о скорой неминуемой смерти больного. По собачьему лаю определяли место нахождения возможного суженого: «гавкни, гавкни собаченька, где мой суженый».
Между тем, христианизация Руси внесла в отношение к собаке и определенный негатив. Конечно, русские прекрасно понимали, что без собаки не обойдешься ни в охоте, ни в сторожевом деле. Но для христианства, как и для других авраамических религий, было свойственно скорее негативное отношение к собаке, которое накладывалось на народное восприятие этого животного. Появились многочисленные ругательства на «собачью тему», а применение к человеку слова «пес» или «собака» стало трактоваться исключительно как оскорбление. Так, псами стали называть воинственных соседей Руси. Это и «псы – рыцари», и тюркоязычные кочевники евразийских степей. Однако христианизация Руси так и не смогла искоренить позитивного отношения к собаке, характерного для восточных славян. Собаководство получило широкое распространение среди всех слоев населения. И крестьяне, и знатные люди умилялись верности и преданности собачьей, считали собаку надежным защитником и помощником. Так, царь Иван Грозный не случайно избрал именно собачью голову в качестве символа опричнины. Крестьяне верили в то, что собаки защитят дом от нечистой силы – чертей и бесов. Особенно почитались «четырехглазые псы», то есть собаки с коричнево-подпалым и черно-подпалым окрасом. Кстати, здесь также заметно влияние иранской мифологии, в которой также очень почитались «четырехглазые» собаки. В конечном итоге, русские люди сохраняли более теплое отношение к собакам, чем другие соседние народы. Одними из ближайших соседей славян, с которыми последние и воевали, и торговали, были тюркские народы евразийских степей. От своих предшественников на этих землях – кочевых иранских племен – тюрки заимствовали отношение к волку как к своему тотемному животному. Что касается собаки, то тюркские кочевники, с одной стороны, видели в ней ближайшего сородича волка, но с другой стороны – помощника, который незаменим в скотоводстве. Ведь без сторожевых собак стада кочевников неизбежно становились легкой добычей для тех же волков. Поскольку Русь находилась в тесном контакте с тюрко-монгольским населением Золотой Орды, русская знать постепенно воспринимала определенные черты культуры и даже мировоззренческих ориентиров степных жителей. В частности, среди русской аристократии под влиянием ордынских ханов распространилось собаководство. Когда в XV в. произошло переселение на Рязанщину и Владимирщину татарских мурз, вместе с последними появились и их четвероногие питомцы. Псовую охоту от татарских мурз быстро заимствовали русские бояре и даже сами цари. Практически каждый боярин, а позже состоятельный дворянин, стремился обзавестись собственной псарней. Собаки становились настоящим увлечением для многих помещиков, которые за хорошего щенка были готовы отдать десяток – другой крестьян, а то и целую деревню. В XIX веке, вслед за модой на охотничьих собак, среди представителей знати появилась и мода на декоративных собак, заимствованная у аристократических кругов Западной Европы. Начало ХХ в. сопровождалось бурным развитием собаководства, естественный ход которого, однако, был нарушен начавшейся Первой мировой войной и последовавшими революциями и Гражданской войной. В смутные революционные годы людям было не до собак. Более того – в соответствии с революционными идеями разведение декоративных собак рассматривалось как «буржуазное баловство» и всячески порицалось.
Собаки СССР: на фронте и в мирное время
В первые годы советской власти был взят курс на разведение «общественно полезных» пород собак, то есть служебных, которых можно было задействовать в охране правопорядка, обороне страны или ведении народного хозяйства. Началось создание клубов служебного собаководства. 23 августа 1924 г. при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» был создан Центральный учебно-опытный питомник школы военных и спортивных собак. Именно эта организация стала подлинным центром развития служебного собаководства в Советском Союзе. Здесь осуществлялась разработка методов дрессировки служебных собак, анализировались возможные направления их применения в военное и мирное время. В 1927 г., в соответствии с приказом РВС СССР от 5 августа, в составе стрелковых полков РККА были введены отделения собак связи из 4 человек и 6 собак, а 29 августа того же года был отдан приказ о создании отделений и взводов караульных собак в стрелковых подразделениях РККА. Одновременно началась популяризация служебного собаководства среди населения страны, прежде всего – среди советской молодежи. В 1928 г. служебное собаководство поручили ОСОАВИАХИМу. Впоследствии именно осоавиахимовцы передали воюющим подразделениям РККА около 27 тысяч служебных собак, что стало неоценимым вкладом в дело приближения Великой Победы.
Центральной секцией служебного собаководства ОСОАВИАХИМа СССР велась серьезная работа по популяризации служебного собаководства как важного вклада в обороноспособность советского государства. Были созданы многочисленные кружки служебного собаководства, в работе которых принимали участие профессиональные дрессировщики, готовившие кадры инструкторов служебного собаководства. Именно в межвоенный период была проведена колоссальная работа по изучению пород собак, распространенных на территории СССР, в том числе на Северном Кавказе, в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Одновременно советские специалисты – кинологи изучали передовой опыт зарубежной кинологии, породы, распространенные в США и Европе и применяемые для деятельности местных вооруженных сил и полицейских формирований. В 1931 г. по инициативе генерал-майора Григория Медведева была создана Центральная школа военного собаководства «Красная звезда», которая к началу 1941 г. осуществляла подготовку собак по одиннадцати видам службы.
Массовое применение служебных собак началось в годы Финской войны, но достигло апогея в Великую Отечественную войну. В рядах РККА сражалось более 60 тысяч собак, среди которых были не только овчарки, но и представители других самых разных пород, включая даже крупных дворняг. Функционировало 168 собачьих отрядов, которые внесли огромный вклад в дело победы над гитлеровской Германией. В частности, собаки спасли под вражеским огнем 700 тысяч тяжелораненых солдат и офицеров (!), обнаружили 4 млн. фугасов, доставили в войска 3500 тонн боеприпасов и 120 тысяч донесений. Наконец, ценой собачьих жизней было подорвано 300 гитлеровских танков. Собаки проверили на мины не менее 1223 кв.км., обнаружив 394 минных поля и разминировав 3973 моста, склада и здания, 33 крупных города на территории СССР и стран Восточной Европы.
В послевоенный период развитием служебного собаководства в Советском Союзе занималось ДОСААФ. В клубах служебного собаководства давалась базовая подготовка будущим кинологам, которые затем призывались на военную службу в МО, МВД, КГБ СССР. Большой вклад в развитие служебного собаководства внесли органы внутренних дел, кинологи которых и в мирное время фактически находятся на боевом дежурстве – на переднем краю борьбы с преступностью. Именно проводники служебных собак идут по следу скрывающихся преступников, конвоируют опасных преступников, вместе со своими питомцами рискуют жизнью, проверяя здания, автомобили и сумки граждан на наличие взрывчатых веществ и боеприпасов. Многие собаководы правоохранительных органов сегодня несут службу в опасных условиях на Северном Кавказе. Естественно, что специфика деятельности полицейских кинологов и кинологов других силовых структур требует наличия совершенной системы профессиональной подготовки, позволяющей оптимально справляться со своими обязанностями, сохраняя безопасность людей, себя и служебной собаки.
Ростовская школа служебно-розыскного собаководства
Уникальным в своем роде учебным заведением стала Ростовская школа служебно-розыскного собаководства МВД РФ, которая была создана в 1948 г. как питомник служебно-розыскных собак Главного управления милиции МВД СССР. На территории разрушенного во время войны кирпичного завода на окраине города, в поселке Ясная Поляна, были размещены вольеры на 40 собак, кухня, родильное помещение и помещение для щенков. Первоначально штат питомника насчитывал 12 сотрудников – три инструктора и девять проводников розыскных собак. В 1957 г. здесь был создан Учебный пункт Управления милиции МВД РСФСР, где началась подготовка проводников розыскных собак на трехмесячных курсах, рассчитанных на 50 слушателей. Были построены две казармы, здания штаба и клуба.
В 1965 г. из Новосибирска в Ростов-на-Дону также был передислоцирован курс подготовки служебно-розыскных собак, после чего Учебный пункт был реорганизован в Ростовскую школу младшего начальствующего состава МВД СССР. Обучалось здесь уже 125 курсантов, а срок обучения был увеличен до девяти месяцев. Помимо кинологических дисциплин, будущие проводники служебно-розыскных собак стали изучать также основы оперативно-розыскной деятельности, совершенствоваться в боевой подготовки. В 1974 г. школа была реорганизована в Центральную школу усовершенствования работников службы розыскного собаководства МВД СССР, а в 1992 г. – в Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства МВД Российской Федерации.
В настоящее время подготовку в РШСРС МВД проходят ежегодно более 300 слушателей со всей страны. Это действительно уникальное и лучшее в своем роде учебное заведение, выпускники которого продолжают службу не только в органах МВД РФ, но и в других силовых структурах страны. Преподавательскую деятельность в школе осуществляют блестящие специалисты своего дела, за плечами которых далеко не один год службы в правоохранительных органах. Многие из них участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении безопасности граждан во время массовых мероприятий, принимали участие в боевых действиях во время контртеррористической операции на Северном Кавказе. О востребованности знаний, которые даются в школе, свидетельствует ее популярность и за пределами нашей страны. Так, в школе проходили в разное время обучение курсанты из Алжира и Афганистана, Болгарии и Вьетнама, Монголии и Палестины, Никарагуа и Сан-Томе и Принсипи, Сирии и КНДР, Белоруссии и Армении, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда других государств. Полученные знания они впоследствии успешно реализуют на службе в правоохранительных органах своих родных стран.
Помимо учебной деятельности, в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства осуществляется также и научная работа, в том числе организуются научные конференции, посвященные различным актуальным аспектам современной кинологии. Только в течение последних пяти лет школой было выпущено 10 учебных и учебно-методических пособий, а с 2010 г. издается журнал «Профессия – кинолог». Большая работа ведется в сфере ветеринарных исследований: сотрудники школы изучают влияние изменения высоты над уровнем моря на общее состояние здоровья и работоспособности служебных собак, определяют возможность применения высококалорийного корма для улучшения сердечно - сосудистой системы служебных собак, анализируют специфику использования антиоксидантов для преодоления биологических барьеров приспособляемости и улучшения работы сенсорных систем служебных собак. Традицией стало проведение межведомственных соревнований на территории школы, в которых принимают участие специалисты – кинологи из самых разных подразделений Юга России, включая как сотрудников полиции, так и Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, Федеральной службы исполнения наказаний. Причем выпускники и учащиеся школы часто занимают призовые места на соревнованиях. Их с готовностью берут на работу в любые структуры кинологического профиля.
bazaistoria.ru
Керченский полуостров — место загадочное и покрытое тайнами. Каждый народ обитавший здесь, оставил после себя загадки, разгадать которые человечеству еще только предстоит. Одна из таких народностей — скифы.
Материалы, собранные на сегодня о скифах имеют большую значимость не только в вопросах изучения истории Северного Причерноморья, но и исследования некоторых проблем в древнейшей истории юго-восточной Европы и Передней Азии. Во время своего существования скифы представляли собой, так называемых, «посредников» между Европой и Азией. Скифы появились на границе эпохальных событий в мировой истории: закат Ассирии и рассвет Мидийского царства.
Племена скифов и саксов сыграли важную роль в становлении Кушанской и Парфянской империй. Из этого следует, что мнение, будто скифы были исключительно разрушителями и варварами, неверно. Племенам так называемых варваров удалось связать разрозненные области античного мира, создать государство урартов, сформировать искусство «звериного стиля».
Ранний период развития скифов исследуется учеными по трудам античных авторов, археологических материалов и восточных источников. Но даже обладая этими исходными данными восстановить общепризнанную реконструкцию исторической картины пока не удаётся. Специалисты выдвигают разнообразные версии событий, которые связаны с успешными походами скифов на территорию Передней Азии. Большинство историков считает, что скифы не предпринимали единовременный поход большого войска, а проникали в Переднюю Азию небольшими военными отрядами. Такие отряды не имели при себе обозов и с легкостью преодолевали горные перевалы, они одновременно являлись воинской группой, могли служить наемниками и объединяться в крупные войска под предводительством одного командира.
Действия таких крупных подразделений скифских войск описана в клинописных текстах. В 7-6 веках до н.э. территория Передней Азии была ареной для проявления воинского духа скифских маленьких объединений.
Многих исследователей привлекает информация об одном из таких отрядов под предводительством вождя Ишпакай. Первые упоминания о нем имеются в ассирийских надписях царя Асархаддона. В те времена отряд Ишпакая наводил ужас на многие государства Передней Азии. Одного известия о приближении его войска порождало панику у восточных народов.
Народность киммерийцы была разбита союзным войском Ишпакая и мидийцев. Сведения об этом событии ученые почерпнули из трудов античного автора Полиена, который утверждал, что скифы воевали с помощью «отважнейших псов». Такой эпитет требует особого внимания и исследования. Термин «отважнейшие псы» явно фольклорного характера, так как у некоторых народов Малой Азии имеются сказания о том, как киммерийцев изгнали псами. В фольклоре «отважные псы» стали синонимом скифского воина.
Изображение скифского воина-волка на древнегреческой амфоре VI-V вв до н.э.
Собака и волк у ираноязычных племен считались священными. Молодых воинов именовали «волками», существовали жестокие обряды в культе волка. Это относится и к скифам, которые почитали собаку. Они настолько уважали псов, что умели во время боя так себя настраивать, что приходили в неистовство, сравнимое с яростью дерущегося пса. Однако такое поведение никак нельзя считать варварством, ведь практика запугивания противника перед боем применялась во многих культурах.
В отдельных народностях описывалась ритуальная схема, по которой воин превращался в дикого зверя. Причем он не просто облачался в шкуру медведя или волка, он обретал симпатико-магическую связь с животным-патроном. К примеру, можно обратить внимание на берсеркров. Сам термин «берсеркр» имеет значение «некто, воплотившийся в медведя». Воины-берсеркры бросались в бой очертя голову, предполагают, что они пребывали под воздействием самогипноза, наркотических веществ, галлюциногенных грибов. Они бегали, вопили и прыгали, не ощущая при этом боли от ран.
Скифы составляли целые военные группы из таких воинов-зверей, которых, как правило, ставили на передовой для устрашения врага. Воины-звери были привилегированными людьми, они не занимались хозяйственной деятельностью даже в мирные периоды своей жизни. Войско Ишпакая относилось к таким отрядам скифских воинов-псов.
μ@
Метки: воины, народ, скифы, собака
pantikapei.ru
славные предки наши
« ••• его [скифа] полная вооруженность не уступает боевой оснащенности средневекового рыцаря и, безусловно, превосходит все, что известно для других народов Восточной и Средней Европы». Набор оружия позволял вести эффективный бой на дальней дистанции (лук, стрелы, праща) на средней дистанции (метательные копья и дротики) и в ближнем бою (меч, копье, боевой топор, кинжал). Был большой набор защитного вооружения – щиты, панцири, шлемы, ножные доспехи, боевые пояса.
скифские воины
Скифские стрелы имели высокие баллистические качества. В Ольвии на плите зафиксирован результат удивительной дальности полета стрелы, выпущенной из скифского лука, – свыше 521 м. Большинство мечей изготовлено из высоколегированных сталей (103, с. 134-138). Попутно выскажу соображение, что, возможно, в бою скифы использовали собак, поскольку, например, использование собак киммерийцами, также, видимо, славянским племенем, в битве запечатлено на изображении киммерийцев
на ионийском саркофаге из Клазомен (УI в. до н.э.), где в сцене боя рядом с двумя всадниками бегут две собаки (рис. 3.3) (217). Арриан в своей работе <<Тактика» при водит подробный рассказ о скифских военных значках, в котором узнается русская смекалка. «Скифские военные значки представляют собою драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются на подобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас; но полезны и для различения
атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.»
И, как результат высокой военной организации скифов, также можно привести слова Арриана из другой уже работы, «Поход Александра Великого». «Кира образумили скифы, люди бедные и самостоятельные, а Дария – другие скифы». Это наши предки – славяне!
Ратная Доблесть Руссов
wikii.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта