До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.
1915Там в полях, за синей гущей лога,В зелени озер,Пролегла песчаная дорогаДо сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,Нипочем ей страх.И идут по той дороге люди,Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,Как судил им рок.Полюбил я грустные их взорыС впадинами щек.
Много зла от радости в убийцах,Их сердца просты.Но кривятся в почернелых лицахГолубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,Что я сердцем чист.Но и я кого-нибудь зарежуПод осенний свист.
И меня по ветряному свею,По тому ль песку,Поведут с веревкою на шееПолюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходомРаспрямлю я грудь,Языком залижет непогодаПрожитой мой путь.
1915Нелегка моя кошница,Но глаза синее дня.Знаю, мать-земля черница,Все мы тесная родня.
Разошлись мы в даль и шириПод лазоревым крылом.Но сзовет нас из псалтыриЗаревой заре псалом.
И придем мы по равнинамК правде сошьего крестаСветом книги ГолубинойНапоить свои уста.
<<1915>>Чистит месяц в соломенной крышеОбоймленные синью рога.Не пошел я за ней и не вышелПровожать за глухие стога.
Знаю, годы тревогу заглушат.Эта боль, как и годы, пройдет.И уста, и невинную душуДля другого она бережет.
Не силен тот, кто радости просит:Только гордые в силе живут;А другой изомнет и забросит,Как изъеденный сырью хомут.
Не с тоски я судьбы поджидаю;Будет злобно крутить пороша,И придет она к нашему краюОбогреть своего малыша.
Снимет шубу и шали развяжет,Примостится со мной у огня.И спокойно и ласково скажет,Что ребенок похож на меня.
<<1916>>Опять я теплой грустью боленОт овсяного ветерка,И на известку колоколенНевольно крестится рука.
О Русь, малиновое полеИ синь, упавшая в реку,Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,Ты на туманном берегу.Но не любить тебя, не верить —Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,И не расстанусь с долгим сном,Когда звенят родные степиМолитвословным ковылем.
<<1916>>Пойду по белым кудрям дняИскать убогое жилище.И друг любимый на меняНаточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугуОбвита желтая дорога,И та, чье имя берегу,Меня прогонит от порога.
И вновь вернуся в отчий дом,Чужою радостью утешусь,В зеленый вечер под окномНа рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетняНежнее головы наклонят.И необмытого меняПод лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,Роняя весла по озерам…И Русь все так же будет жить,Плясать и плакать у забора.
<<1916>>В голубой струе моей судьбыНакипи холодной бьется пена,И кладет печать немого пленаСкладку новую у сморщенной губы.
С каждым днем я становлюсь чужимИ себе, и жизнь кому велела.Где-то в поле чистом, у межи,Оторвал я тень свою от тела.
Неодетая она ушла,Взяв мои изогнутые плечи.Где-нибудь она теперь далечеИ другого нежно обняла.
Может быть, склоняяся к нему,Про меня она совсем забылаИ, вперившись в призрачную тьму,Складки губ и рта переменила.
Но живет по звуку прежних лет,Что, как эхо, бродит за горами,Я целую синими губамиЧерной тенью тиснутый портрет.
Пеной рос заря туманится,Словно глубь очей невестиных.Прибрела весна, как странница,С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневойСерьги звонкие повесилаИ с рассветом в сад сиреневыйМотыльком порхнула весело.
<<1916>>– У нас гости в столовой, – сказал Толстой, заглянув в мою комнату. – Клюев привел Есенина. Выйди, познакомься. Он занятный.
Я вышла в столовую. Поэты пили чай. Клюев, в поддевке, с волосами, разделенными на пробор, с женскими плечами, благостный и сдобный, похож был на церковного старосту. Принимая от меня чашку с чаем, он помянул про великий пост. Отпихнул ветчину и масло. Чай пил «по-поповски», накрошив в него яблоко. Напившись, перевернул чашку, перекрестился на этюд Сарьяна и принялся читать нараспев вполне доброкачественные стихи. Временами, однако, чересчур фольклорное какое-нибудь словечко заставляло насторожиться. Озадачил меня также его мизинец с длинным, хорошо отполированным ногтем.
Второй гость, похожий на подростка, скромно покашливал. В голубой косоворотке, миловидный, льняные волосы уложены бабочкой на лбу. С первого взгляда – фабричный паренек, мастеровой. Это и был Есенин.
На столе стояли вербы. Есенин взял темно-красный прутик из вазы.
– Что мышата на жердочке, – сказал он вдруг и улыбнулся.
Мне понравилось, как он это сказал, понравился юмор, блеснувший в озорных глазах, и все в нем вдруг понравилось. Стало ясно, что за простоватой его внешностью светится что-то совсем не простое и не обычное.
Крутя вербный прутик в руках, он прочел первое свое стихотворение, потом второе, потом третье. Он читал много в тот вечер. Мы были взволнованы стихами, и не знаю, как это случилось, но в благодарном порыве, прощаясь, я поцеловала его в лоб, прямо в льняную бабочку, ставшую вдруг такою же милой мне, как и все в его облике.
Н. В. Крандиевская-Толстая© RuTLib.com 2015-2018
rutlib2.com
Проскакал на розовом коне… | 1 |
Лирика | 8 |
Калики | 8 |
Подражание песне | 9 |
Береза | 9 |
Пороша | 9 |
С добрым утром! | 10 |
В хате | 10 |
Осень | 11 |
Корова | 13 |
Песнь о собаке | 13 |
Голубень | 15 |
Лисица | 15 |
Пропавший месяц | 18 |
Хулиган | 21 |
Исповедь хулигана | 21 |
Песнь о хлебе | 22 |
Прощание с Мариенгофом | 25 |
Папиросники | 27 |
Пушкину | 27 |
Сукин сын | 27 |
Возвращение на Родину | 28 |
Русь Советская | 29 |
Русь уходящая | 29 |
Стансы | 30 |
Поэтам Грузии | 30 |
На Кавказе | 31 |
31 | |
Письмо к женщине | 31 |
Персидские мотивы | 32 |
Стихи двадцать пятого года | 36 |
Песня | 40 |
Собаке Качалова | 41 |
Маленькие поэмы | 43 |
Русь | 43 |
Инония | 44 |
Пантократор | 45 |
Кобыльи корабли | 45 |
Сорокоуст | 46 |
Мой путь | 46 |
Пугачев | 47 |
1. Появление Пугачева в Яицком городке | 47 |
2. Бегство калмыков | 47 |
3. Осенней ночью | 48 |
4. Происшествие на таловом умёте | 49 |
5. Уральский каторжник | 50 |
6. В стане Зарубина | 51 |
7. Ветер качает рожь | 52 |
8 Конец Пугачева | 53 |
Анна Снегина | 54 |
1 | 54 |
2 | 54 |
3 | 54 |
4 | 54 |
5 | 54 |
Черный человек | 55 |
Страна негодяев (Драматическая поэма) | 56 |
Персонал | 56 |
Часть первая | 56 |
На карауле | 56 |
Ссора из-за фонаря | 57 |
Часть вторая | 58 |
Экспресс № 5 | 58 |
После 30-ти минут | 60 |
Часть третья | 60 |
О чем говорили на вокзале N в следующий день | 60 |
Приволжский городок | 61 |
Часть четвертая | 63 |
На вокзале N | 63 |
В коридоре | 64 |
Киев | 64 |
Сцена за дверью | 65 |
Глаза Петра Великого | 65 |
Проза | 66 |
Яр Повесть | 66 |
Часть первая | 66 |
Глава первая | 66 |
Глава вторая | 68 |
Глава третья | 70 |
Глава четвертая | 72 |
Глава пятая | 75 |
Глава шестая | 77 |
Часть вторая | 79 |
Глава первая | 79 |
Глава вторая | 81 |
Глава третья | 83 |
Глава четвертая | 85 |
Глава пятая | 87 |
Часть третья | |
Глава первая | 91 |
Глава вторая | 93 |
Глава третья | 95 |
Глава четвертая | 97 |
Глава пятая | 99 |
Железный миргород Очерки об Америке | 102 |
Вот «Paris» [5] | 103 |
Элис-Аленд | 103 |
Нью-Йорк | 104 |
Бродвей | 104 |
Быт и глубь штатов | 105 |
Всероссийский союз поэтов Памяти Есенина | 106 |
Памяти Сергея Есенина [9] | 107 |
Мое знакомство с Есениным | 108 |
Одна ночь | 119 |
Годы восхода и заката | 123 |
Четыре дня | 127 |
Вольф Эрлих о смерти Есенина | 129 |
Из встреч с Есениным | 132 |
Из воспоминаний о Сергее Есенине | 133 |
То, о чем помню | 134 |
Сергей в больнице | 135 |
«Вольнодумец» Есенина | 136 |
Последняя встреча | 136 |
Из воспоминаний | 137 |
Есенин | 139 |
Цветок неповторимый | 139 |
Лирический роман Есенина [11] | 140 |
I. Друзья, критики, читатели | 140 |
II. Герой лирического романа | 141 |
III. Уходящее хулиганство | 142 |
IV. Возвращение на Родину | 143 |
V. Ласковый урус | 144 |
VI. Предназначенное расставанье | 144 |
online-books.net.ua
До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать...И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.1915Другие тексты песен "Сергей Есенин[чит.С. Безруков]"
Другие названия этого текстаpesni.club
Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать...И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.
1915
читает Василий Качалов
ЕСЕНИН Сергей Александрович (21.09/3.10.1895-28.12.1925), русский поэт. Родился в рязанском селе Константинове. Рано начал сочинять стихи. Окончил земское училище и учительскую школу.В 1912 Есенин переехал в Москву. В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И. 3. Сурикова, И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина.В 1914 первая публикация: стихотворение "Береза". Весной 1915 переезжает в Петроград, где знакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком. Блок высоко оценил стихи Есенина: "свежие, чистые, голосистые". В 1916 выходит первый сборник его стихов "Радуница".Затем следуют книги "Преображение" и "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Москва кабацкая" и "Стихи" (1924), "Персидские мотивы" н "О России и Революции" (1925).К н. 1920-х относятся наиболее значительные произведения Есенина: поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".В 1922-23 Есенин совершает длительную поездку по Западной Европе и США. В 1924 - 25 путешествует по Закавказью (сб. "Персидские мотивы").
В последние годы жизни Есенин активно выступал против еврейского засилья в России. Против него и его друзей фабрикуется дело по обвинению в антисемитизме, за которое по тем временам полагался расстрел. Затравленный еврейскими большевиками, поставленный в невыносимые условия существования, русский поэт погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия ("самоубийство") отрицается многими исследователями. Скорее всего следует говорить о тайном убийстве по приказанию большевистских властей.
teatr.audio
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Историко-биографический материалИстория создания и дата написания стихотворения
Необычный адресат стихотворения связан бытовой реальностью, о которой вспоминал знаменитый артист МХАТа В. И. Качалов (1875-1948). В одном из посещений Качалова Есениным, поэт познакомился с его собакой. Есенин обнимал Джима за шею, а другой рукой держал его за лапу. Собака радостно лаяла и лизала ему лицо.
Стихотворение посвящено не только собаке, но и некой женщине. Можно допустить,
что этой женщиной была третья жена Есенина, Софья Андреевна Толстая.
Место стихотворения в творчестве поэта
20-е годы – период наиболее плодотворного творчества Есенина. Но теперь радостное восприятие мира сменилось чувством обреченности. Его лирический герой испытывает раскаяние и смирение, нежность и любовь. В этот период созданы истинные шедевры есенинской любовной лирики, в которых любовь становится предметом философских раздумий.
Главная тема стихотворения
Тема любви
Лирический сюжет
Лирический герой разговаривает с собакой, выражая ей свою печаль и переживания.
Проблема стихотворения
Проблема одиночества и непонимания. Лирический герой не понят в мире людей, но запросто общается с животными.
Композиция стихотворения
В первых четырех строфах идет речь о собаке, и только в конце последние две строфы посвящены главному переживанию поэта – его возлюбленной.
Лирический герой
Для лирического героя многообразие мира не умозрительное представление, а глубоко пережитое ощущение родства со всем живым. Только он называет Джима по имени, разговаривает с ним, даже приглашает вместе полаять. Нежность к “той, что всех безмолвней и грустней”, лирический герой может выразить только опосредованно:
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Сознавая правоту жизни, находя общий язык с природой, он не в силах преодолеть обстоятельства, разлучившие его с героиней, незаслуженное недоверие, невнимание людей.
Преобладающее настроение, его изменение
Настроение героя подавленное, но в нем нет озлобленности на жизнь. Драматизм ситуации разрешается благодаря его стремлению оставить “нежную” память, взяв вину на себя за все.
Жанр
По тематике можно отнести как к любовной, так и к философской лирике.
Строфа
Состоит из 6ти строф. Одно пятистишие и пять четверостиший.
Основные образы
Образ собаки как верного друга, которому можно доверить все свои тайны. Образ возлюбленной появляется в самом конце стихотворения, но он здесь самый главный.
Лексика стихотворения
Использована в основном разговорная, просторечная лексика: “не видал”, “лезешь”, “уставясь”. Так же при описании любимой женщины использовано чисто книжное “безмолвней”.
Поэтический синтаксис
Обращения: “голубчик”, “мой милый Джим”
Метафоры: “шерсти бархатной”, “дьявольски красив”
Сравнение: “как пьяный друг”
Предложение “Давай с тобой полаем при луне” является метафорой, продолжающей ряд тропов, в которых состояние лирического героя передается через природные явления.
Изобразительные средства иносказания
В основном простые предложения, содержащие в себе обращения, уточнения, деепричастные обороты.
Звукопись
Много гласных “у” как протяжных, так и коротких. Таким образом, автор передает подавленное настроение героя. Возможно также как имитация собачьего воя.
Размер
Пятистопный ямб. Стопа двусложная с ударением на втором слоге.
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Рифмовка перекрестная.
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения “Собаке Качалова”, просьба поделиться ею с другими.
Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Главная тема стихотворения Лирический сюжет Проблема стихотворения Композиция стихотворения Лирический герой Преобладающее настроение, его изменение Жанр Строфа Основные образы Лексика стихотворения Поэтический синтаксис Изобразительные средства иносказания Звукопись Размер Ритм и рифма. Способы рифмовки Эмоции вызванные при прочтении
.
ege-essay.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта