Рефлексы собаки и их значение в дрессировке. Рефлексы собака
7. Условные и безусловные рефлексы. Психология собаки. Основы дрессировки собак
7. Условные и безусловные рефлексы
Множество, если не большинство поступков собак представляют собой результат безусловных и условных рефлексов, которые мы сейчас обсудим. Лучше нам говорить о собаке именно с этой точки зрения, чем рассуждать о ее разуме. Вопрос о мышлении двойственный. Возможно, кому-то хочется убедить нас, что раз кто-то провозгласил или написал, будто собака обладает сверхъестественным разумом, стало быть, так оно и есть. Нельзя отрицать существование привидений, но это никому не дает права их выдумывать. Мы не должны говорить о способности собак к рассудочной деятельности в отрыве от мозга. Собака, безусловно, представляет собой личность. Особенности характера можно разглядеть и понять, они отличают собак друг от друга. Их внешний вид, поведение — вот что составляет личность. Поэтому мы любим собаку, поэтому она живет в нашей памяти. Но вне нашего сознания и памяти личность перестает существовать после смерти собаки.
Рефлекс есть реакция собаки на стимул, ни в коей мере не зависящая от обучения. Приведем пример для иллюстрации: если почесать почти любую собаку по спине или по боку, она припадет к земле и почешет плечо задней лапой. У некоторых пород этот рефлекс выражен сильнее, чем у других. Может быть, ярче всего он проявляется у шотландских терьеров.
Посветите собаке в глаза, и зрачки сузятся — это другой рефлекс. Собака — настоящий сгусток рефлексов. Медицинский словарь, определяя рефлекс как «бессознательную, неизменную адаптивную реакцию на стимул», перечисляет и описывает 250 рефлексов. Многие носят имена исследователей, обнаруживших их существование у людей. Собаки обладают большинством таких рефлексов и другими, которые у нас отсутствуют. У некоторых собак имеются рефлексы, несвойственные другим собакам. В том числе «рефлекс улыбки», который я описал много лет назад. Вы когда-нибудь видели «улыбающуюся» собаку? Всякий раз, ощутив удовольствие, она растягивает губы и вроде бы улыбается. Другой рефлекс — резкого оголения полового члена — наблюдается, насколько я могу судить, лишь у близких собаке видов. У основания полового члена находится чувствительная область — луковицы, — при нажатии на которую половой член кобеля тут же оголяется. Если сдавить луковицы двумя пальцами, почти каждый кобель продемонстрирует этот рефлекс. Другая впервые описанная мной рефлекторная область находится в вульве (петле). Давление на эту область головки или ягодиц щенка во время родов заставляет суку тужиться, чтобы помочь малышу появиться на свет. Я часто использовал этот рефлекс, помогая сукам щениться, не способным или не желавшим тужиться. Если вставить палец в петлю, согнуть его и потянуть назад, они почти всегда начинают активно тужиться.
Возможно, этот рефлекс, вызывающий перистальтику, или волноподобные движения матки, помогает оплодотворению. Луковицы полового члена кобеля очень сильно надавливают на эту область, вызывая перистальтику, которая направляет сперматозоиды к яичникам.
Естественные реакции собак на все стимулы — рефлексы — не надо путать с инстинктами, которые мы рассмотрим в главе 8. Теперь же попробуем разобраться, что такое условный рефлекс.
Большей частью известного нам сегодня о реакциях наших собак мы обязаны ныне покойному великому русскому ученому Ивану Павлову. В наше время все должны знать, что такое условный рефлекс. Собственно, сам профессор Павлов не сразу осознал колоссальную важность своих открытий и не стал продолжать исследование обнаруженных им явлений.
Слава Павлова росла, пока он не стал одним из влиятельнейших в России ученых, единственным, кто мог выражать свое мнение по поводу новых порядков. Но несмотря на всю содержавшуюся в его работах критику, их ценили так высоко, что правительство пошло даже на предоставление ему не имеющей себе равных в мире лаборатории для изучения психологии. Приступая к исследованиям, Павлов не интересовался изучением механизмов мозга, занимаясь главным образом процессами пищеварения, причем отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, которое в первую очередь было связано с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании — водянистая. При сухой пище выделяется много слюны, при жидкой совсем мало.
Для этого не требуется никакой умственной деятельности. Это простые рефлексы, которые возникают в ответ на сигналы, поступающие из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Когда мы с вами жуем крекер, нам не приходится думать: «Пускай слюнные железы поторопятся и выделят побольше слюны». Они работают и без этого. Но — и это крайне важно — они работают и тогда, когда мы просто думаем. Мы с вами можем, сидя в кресле, мысленно вообразить аппетитное пирожное, и рот тут же наполнится слюной. Еще до того, как мы пробуем пищу на зуб, рот начинает увлажняться. Я хорошо помню трепку, заданную мне в детстве немцем, игравшим в уличном оркестре в Бруклине, который давал концерты под фонарями, зарабатывая на жизнь. Мы, мальчишки, приносили посыпанные сахаром лимоны, останавливались рядом с оркестрантами и принимались жевать. У музыкантов при виде этого рты наполнялись слюной, та попадала в инструменты, которые издавали забавные звуки. Тогда они пускались за нами в погоню.
Точно так же, стоит лишь предложить собаке мясо, как рот у нее наполнится вязкой слюной. Ей даже не надо его есть, слюна все равно выделяется. Но если предложить что-нибудь обладающее неприятным вкусом, о чем собаке известно по опыту, рот наполнится жидкой слюной, что свидетельствует об отвращении. Она помнит прежние ощущения, и память подсказывает реакцию. Я какое-то время отучал собак лаять, засовывая в пасть при каждом взлаивании чайную ложечку горькой соли. Они усвоили, что лаем выпрашивают не лакомство, а горькое лекарство. Вскоре, завидев, как я подхожу с ложечкой, собаки начинали пускать слюни. Я понял, что хоть этот изобретенный мною способ отучения от лая не самый лучший, так как не вызывает достаточно неприятных ощущений, со временем он все же дает результат.
Павлов привлек внимание всего мира к условным и безусловным рефлексам, пусть даже не он дал им это название. Он не был психологом, но заложил основы наших познаний в области психологии, подобно Пастеру, который, будучи не бактериологом, а химиком, заложил основы наших познаний в области бактериологии. Павлов начал исследования, используя метроном и пищу. Он установил в комнате, где собак ничто не могло отвлечь, метроном, который можно было пускать в ход снаружи, так же как выдвигать из стены миску с едой. Наблюдатель следил за происходящим в отверстие. Собака не была знакома с метрономом, но когда прибор начинал тикать, обращала на него внимание. Затем появлялась миска с едой, и собака ела, первое время не связывая эти два события. Она постепенно усваивала, что как только метроном начнет тикать, тут же появляется миска с едой. После этого, даже если миска появлялась не сразу, у собаки все равно начинала выделяться слюна. Естественный безусловный рефлекс — выделение слюны, когда перед собакой стоит миска с едой или когда еда оказывается у нее в пасти, — превратился теперь в условный. Короче говоря, тиканье метронома вызывало слюнотечение с таким же успехом, как поставленная перед собакой еда.
Павлов сделал собаке небольшую операцию, выведя проток слюнной железы под щекою наружу, получив возможность наблюдать, как стекает слюна и собирается в пробирку. Затем он пошел дальше — оперативным путем ушил часть желудка, вывел из образовавшегося слепого желудочка трубку, позволяющую проводить наблюдения, и обнаружил, что при стуке метронома выделяется также желудочный сок.
Вскоре после того, как Павлов начал свои исследования, американец Джон Б. Уотсон[32] очень многое выяснил о человеческом поведении. Уотсон слегка обжег ребенку пальцы. Держа перед глазами малышки зажженную свечу, он установил, что она реагирует на свет точно так же, как мошки, летящие к смертоносному для них пламени. Потянувшись к огню, девочка ощутила жар. Это не остановило ее от стремления коснуться свечи. Она потянулась еще ближе и вместо того, чтобы сунуть пальцы в огонь, согнула их прямо около свечи и не обожглась. Почувствовав жар, она совершила рефлекторное действие. Уотсон обосновал и ввел понятие «условный рефлекс», которым мы и по сей день пользуемся в разговорной речи.
Приобретенный в течение жизни рефлекс — условный, в отличие от безусловного, которому нет необходимости обучаться. Условные рефлексы оказывают на собак менее сильное воздействие, чем безусловные, а иногда условные рефлексы становятся безусловными. Хозяева биглей, например, нередко замечают, что определенная собака, которую научили никогда не брать след других животных, кроме кроликов, становясь старше, как бы «перерастает» курс обучения и преследует лис и оленей, к великому неудовольствию владельца.
Мы можем вырабатывать у собак условные рефлексы, одни с большой легкостью, другие с большим трудом. Их можно устанавливать как с помощью наказания, так и с помощью поощрения, но мы увидим, что эффективней всего применять оба способа одновременно.
Закончим на этом разговор о фундаментальных трудах Павлова и Уотсона. Если бы я читал курс по дрессировке собак, то сперва выделил бы занятие для демонстрации слушателям действия условных рефлексов на них самих. Для этого хорошо использовать безусловный рефлекс расширения зрачков в темноте и сужения на свету.
Каждый должен посмотреть на свет. Когда свет гаснет, звучит гудок. Зрачки глаз расширяются. Потом всем присутствующим предоставляется кнопка выключателя, они должны нажать на нее, после чего загорается свет и раздается гудок. Потом добавляем другой стимул. Я произношу слово «меньше», затем позволяю ученикам зажечь свет и услышать гудок. Все это повторяется, и повторяется раз, скажем, тридцать-сорок. К этому времени я могу сказать слово «меньше», и без нажатия кнопки, без вспышки света, без звука гудка зрачки у людей расширятся. Теперь я имею над ними власть, которая сохранится на протяжении нескольких недель: скажу «меньше» — и у них расширятся зрачки! Никто никогда прежде не имел над ними такой власти. Таков основной принцип формирования условного рефлекса, равно как и многих видов внушения. Единственный способ, позволивший бы моим ученикам избавиться от этого, — долговременный перерыв, в течение которого рефлекс угасает. Это также основной принцип дрессировки собак. А заодно и гипноза. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Безусловный рефлекс есть постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой; условный рефлекс — временная. Когда собака голодна, она добывает пищу. Любой связанный с этим поступок будет обусловленным, нацеленным только на то, чтобы ощутить в пасти еду. Психологи называют все подобные действия ассоциативными, а физиологи — условными рефлексами, но это одно и то же.
Безусловные рефлексы одни психологи называют врожденными, другие — общими, третьи — адаптивными, четвертые — стереотипными. Для условных рефлексов существует несколько терминов — индивидуальные, приобретенные и усвоенные в результате обучения.
Жизнь собак состоит из множества условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные рефлексы. Врожденных, адаптивных рефлексов великое множество, а число условных рефлексов просто неизмеримо, поскольку врожденные рефлексы часто обусловливаются, причем каждый несколькими способами.
Врожденные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные — с высшими. При удалении полушарий головного мозга простые врожденные рефлексы сохраняются, а связанные с ними условные — исчезают.
Важно также и общее состояние собак. Я обнаружил, что сильно страдающие от кишечных паразитов собаки плохо поддаются дрессировке. Плоские глисты выделяют столь сильный токсин, что у собак, занятых активной работой, начинаются судороги. Собаки с большим количеством ленточных глистов становятся крайне нервными. Нематоды, из-за которых возникает анемия, заметно снижают у собак остроту восприятия. Собаки, страдающие лихорадкой, слабы, и даже если сперва проявляют нормальные на первый взгляд реакции, вскоре утрачивают энтузиазм и стремление к сотрудничеству. Слабое здоровье — причина рассеянности, внутренние раздражители отвлекают внимание собаки от дрессировщика.
Наружные паразиты сами становятся настолько мощным раздражителем, что он порой пересиливает все прочие стимулы, использующиеся при дрессировке. Собака чешется, с трудом уделяя внимание дрессировщику. Раздражение кожи и чесотка заставляют грызть и чесать больные места, в результате чего дрессировка существенно осложняется, а то и полностью исключается.
Самое трудное — сформировать у любой собаки первый условный рефлекс. Чем больше они учатся, тем легче идет дело. Они охотнее сосредоточивают внимание, и начинает казаться, будто чувствуют, чего от них ждут, и пребывают в готовности.
Новая реакция модифицируется настолько, что ее вызывает уже новое условие. И этот новый стимул называют условным раздражителем. Это очень важно понять.
Впервые реагируя на свисток, собака настораживается, что проявляется в ее позе. Это простой рефлекс и простой стимул. Затем, если при звуке свистка собаку каждый раз кормят, свисток становится условным раздражителем; затем, если собака выделяет слюну до того, как получит еду, у нее проявляется условный рефлекс. Вы должны это усвоить как основу для дальнейших рассуждений.
Поймите, что любой ощутимый для собаки стимул можно преобразить в условный; его не обязательно слышать, это может быть вкусовой, тактильный, зрительный раздражитель, запах, чувство равновесия или просто нечто, повторяющееся регулярно через определенные периоды времени.
Другой принцип: рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется в том случае, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного, предпочтительно меньше, чем на секунду. Даже двух секунд чересчур много.
Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установленного условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. Скажем, собака привыкла реагировать на свисток, выделяя слюну. В поощрение она получает еду. Теперь мы хотим заменить свисток словесной командой «Ешь». И снова повторяем весь процесс формирования условного рефлекса.
В ходе этого процесса мы время от времени будем давать свисток, но не станем предлагать пищу, так что реакция на свисток начнет угасать. Но если желательно, чтобы собака реагировала и на первичный, и на вторичный стимулы, следует изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, и вслед за этим предлагать лакомство, поощрение. Таким образом мы получим собаку, которая будет одинаково реагировать на оба стимула.
Можно приучить собаку и к третьему условному стимулу, однако к четвертому уже нельзя. Отсюда понятно, почему так важно, чтобы все, кто имеет дело с собакой, использовали, добиваясь необходимой реакции, один и тот же словесный стимул или не больше двух слов. Обучая своих собственных собак прекращать лай, я могу сказать «Тихо» или «Спокойно», и они реагируют одинаково хорошо.
Сила условных рефлексов неуклонно ослабевает и совсем угасает при исчезновении вызывающих их стимулов. Голод — внутренняя потребность — стимулирует так называемое «пищевое поведение». Когда собаку хорошо кормят, она не чувствует голода и не проявляет признаков подобного поведения. Защитные реакции угасают обычно сами собой. Собаки, которые чешутся, представляют собой яркий тому пример. Зуд исчезает, и они прекращают чесаться, не испытывая больше в этом потребности.
Но все это случаи кратковременного угасания. А как насчет долговременного? Угасание представляет собой негативное обучение. Вот что важно запомнить: в один день приобретенная реакция может совершенно не проявляться, а в следующий способна вспыхнуть в полную силу. Старые психологи внушали нам, что, раз получив негативный опыт, никогда нельзя допускать исключений; если вы не готовы пройти через негативное обучение до конца, не стоит и начинать.
Интересно узнать, что при выполнении собаками легкой работы рефлексы на самом деле усиливаются и обостряются. Если они, например, возят груженую тележку и вес груза постепенно увеличивается, рефлекс усилится до предела. Однако по достижении этого предела у всех собак с недавно сформировавшимися условными рефлексами они ослабевают до нуля. У собак со старыми условными рефлексами они угасают примерно до 60 процентов[33].
В процессе увеличения рабочей нагрузки рефлексы угасают в том же порядке: сначала рефлексы на механическое раздражение, скажем, на укол булавки, потом на слуховые, потом на зрительные раздражители. После отдыха рефлексы возвращаются или восстанавливаются в обратном порядке. Усталость (утомление) возникает за счет образования химических веществ в мышцах, что отражается на коре головного мозга и других областях полушарий мозга.
Генерализация условных рефлексов
Генерализация состоит в том, что у собаки, приученной реагировать на определенный звук, со временем начнет проявляться условный рефлекс и на другие звуки, близкие знакомому, но не подкрепленные поощрением (то есть безусловным рефлексом), причем она будет более точно отличать первый звук от всех прочих.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Виды условных рефлексов у собак и их характеристики
Условные рефлексы отличаются от безусловных многообразием и непостоянством. Исходя из потребностей теории и практики дрессировки собак, выделяют основные виды и разновидности условных рефлексов.
Натуральные условные рефлексы образуются на естественные свойства и качества безусловного раздражителя. Они могут образовываться на внешний вид, голос, запах, определенные действия дрессировщика и его помощника, на дрессировочный костюм, плащ, апортировочный предмет, прут, хлыст, палку и другие предметы, применяемые при дрессировке собак, а также на окружающую обстановку и условия, в которых дрессируется собака. Эти рефлексы легко и быстро образуются и длительно сохраняются при отсутствии последующих подкреплений. Например, достаточно собаке 1–2 раза нанести болевые раздражения поводком, она будет бояться лишь одного вида поводка. Большинство натуральных условных рефлексов у собак используется как основа для выработки других условных рефлексов, необходимых на службе.
Искусственные условные рефлексы в отличие от натуральных образуются на посторонние раздражители, не обладающие естественными признаками безусловного раздражителя, но совпадающие во времени с его действием. Так, при дрессировке на звуковые сигналы — команды, звонок, свисток, зуммер, зрительные жесты, зажигание лампочки, а также на запаховые и другие раздражители у собак непрерывно и в большом количестве образуются искусственные условные рефлексы. Они имеют важное сигнально-упредительное и приспособительное значение к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды. Отличительная особенность всех искусственных условных рефлексов — замедленное образование при большом количестве сочетаний. Кроме того, они легко затормаживаются и быстро угасают при отсутствии подкрепления. Более затруднительным является формирование из искусственного условного рефлекса стойкого и безотказного навыка.
Условные рефлексы первого, второго и высших порядков. Ответные реакции, образовавшиеся на основе безусловных рефлексов, называются условными рефлексами первого порядка, а рефлексы, выработанные на основе ранее приобретенных условных рефлексов (навыков), — условными рефлексами второго, третьего и высшего порядка.
Механизм образования условного рефлекса второго порядка можно объяснить на примере приучения собаки работать по жестам для управления ее поведением на расстоянии.
Сначала вырабатываются условные рефлексы первого порядка на соответствующие команды путем подкрепления безусловными воздействиями. После упрочнения условных рефлексов до навыков на их основе можно вырабатывать условные рефлексы второго порядка на жесты или другие сигналы для подкрепления безусловными раздражителями. Условные рефлексы обыска местности, отыскивания запахового следа, выборки вещей по запаху вырабатываются по принципу формирования условных рефлексов второго, а иногда третьего порядка.
Положительные условные рефлексы— те рефлексы, в основе образования и проявления которых лежат процессы возбуждения и активная деятельность животного, называются положительными рефлексами. Они в основном связаны с двигательными реакциями собаки. Большинство общедисциплинарных и специальных навыков также составляют положительные условные рефлексы. Например, преодоление препятствий, переползание, движение собаки по следу, обнаружение и подноска вещей, задержание помощника и другие сложные действия собаки включают процессы сильного и длительного возбуждения нервных центров коры головного мозга. Одни положительные условные рефлексы сменяются другими или заканчиваются торможением в целях прекращения активных действий собаки.
Отрицательные условные рефлексы — те рефлексы, которые вырабатываются на основе процесса торможения. Тормозные условные рефлексы для организма также важны, как и положительные. В комбинациях друг с другом они составляют большинство сложных навыков, которые уравновешивают поведение собаки, делают ее дисциплинированной, освобождают организм от ненужных возбуждений и положительных условных рефлексов, утративших свое значение. К отрицательным условным рефлексам относятся прекращение собакой нежелательных действий, выдержка при посадке, укладке и стоянии, дифференцировка запахов при работе по чутью и др.
Условные рефлексы на время. Целесообразная ритмичность в поведении дрессируемой собаки объясняется условными рефлексами на время, которые образуются на интервалы времени в режиме ухода, кормления, занятий, работы и отдыха в течение суток, недели, месяца и даже года. В результате чего в поведении собаки образуются биоритмы активного и пассивного, рабочего и нерабочего состояния, периодов эффективной и малоэффективной дрессировки. При дрессировке собак на различные сочетания условных раздражителей с безусловными во времени образуются совпадающие, отставленные, запаздывающие и следовые условные рефлексы.
Совпадающий условный рефлекс образуется, когда сигнал (команда) применяется одновременно или на 0,5–2 с раньше безусловного раздражителя. Ответная реакция проявляется сразу же после подачи команды или жеста. При дрессировке собак, как правило, должны вырабатываться совпадающие условные рефлексы. В этих случаях ответные действия собаки на команды и жесты бывают четкими, энергичными, а выработанный условный рефлекс сохраняется дольше и обладает устойчивостью к торможению.
Отставленный условный рефлекс образуется, когда действие сигнала (команды), жеста подкрепляется безусловным раздражителем с отставанием на 3–30 с. Ответная реакция такого рефлекса на условный сигнал проявляется на отставленное время подкрепления безусловным раздражителем. Например, если дрессировщик подкрепляет команду «Лежать!» воздействием на собаку через 5 с, то образовавшийся условный рефлекс проявляется не сразу, т. е. собака ложится через 5 с после подачи команды. Подобные рефлексы у собак — результат нарушения методики и техники дрессировки. Чаще всего таких собак дрессируют медлительные дрессировщики.
Запаздывающий условный рефлекс образуется при длительном действии условного раздражителя и его позднем подкреплении. В практике дрессировки запаздывающие условные рефлексы образуются у собаки, когда дрессировщик подкрепляет безусловным раздражителем не первую команду, а ее многократные повторения. Подобные ошибки можно наблюдать при управлении собакой на расстоянии и без поводка. В этом случае дрессировщик не может быстро воздействовать на собаку и вынужден повторно подавать команды, чтобы заставить ее выполнить нужное действие. Образовавшийся условный рефлекс проявляется с большим опозданием, т. е. после многократного повторения команды или жеста.
Следовой условный рефлекс вырабатывается на базе следа от возбуждения в центральной нервной системе, вызванного условным раздражителем, при подкреплении действием безусловного раздражителя спустя некоторое время. Между затухающим очагом возбуждения от условного раздражителя и очагом возбуждения от действия безусловного раздражителя в коре образуется временная связь, называемая следовым условным рефлексом. Выработка таких условных рефлексов у собак протекает с большим трудом. Следовой условный рефлекс может образовываться быстрее в том случае, если сигнальный раздражитель имеет длительное побуждающее значение для собаки, а безусловный раздражитель вызывает сильную возбудительную или тормозную реакцию. Например, команда «Слушай!», подкрепленная действиями помощника даже через 1–2 ч, вызывает у собаки настороженность.
agroteka.org
Условные рефлексы. Техника дрессировки служебных собак
Условные рефлексы
Условные рефлексы являются продуктом высшей нервной деятельности и образуются только в коре больших полушарий.
Условные рефлексы вырабатываются на всевозможные раздражители, действующие несколько ранее или одновременно с определенными безусловными раздражителями. Они образуются на всевозможные агенты природы или на воздействие человека при условии, если у собаки имеется аппарат, воспринимающий эти раздражения. Наличие органов, при помощи которых возможно образование условных рефлексов, позволяет использовать собаку в различных службах и для дрессировки. Жизнь собаки вообще невозможна без условных рефлексов, потому что только благодаря им может установиться самое точное равновесие между организмом и средой.
Каковы же основные особенности условных рефлексов и чем они отличаются от безусловных?
Безусловный рефлекс не может проявиться раньше непосредственного раздражения, т. е. раньше, чем нервные окончания воспримут раздражение непосредственно (укол, ощущение тепла или холода). Нервная дуга безусловного рефлекса имеет автоматическую основу и замыкается в низших отделах нервной системы. Одни и те же безусловные рефлексы свойственны всем индивидуумам этого вида, они врожденные и сопутствуют животному всю жизнь, не меняясь в своей основе.
Условные рефлексы, можно сказать, не обладают ни одним из этих качеств. Условные рефлексы прежде всего приобретаются только в процессе жизни; они не вечны, не постоянны, а возникают в связи с изменяющейся внешней средой, могут исчезать и появляться вновь в том же виде или образуются на новые раздражения. У одного и того же вида животных, у одного и того же индивидуума в разное время один и тот же рефлекс может иметь прямо противоположное значение.
Попробуем пояснить это на примерах. Известно, что если собаку всегда кормят мясом, то скоро один запах или вид этой пищи вызывает слюноотделение. Такие условные рефлексы принято называть натуральными. Но вот другой случай образования рефлекса. В обычных условиях звон колокольчика не вызывает у собаки выделения слюны, но если этот сигнал несколько раз подавать перед самым кормлением или одновременно с ним, то потом только звонок вызовет обильное выделение слюны. Эти условные рефлексы называют искусственными. Следовательно, чтобы выработать условный рефлекс на раздражитель, ранее незнакомый для собаки, нужно связать его действие с безусловным раздражителем по времени. Иными словами, вырабатывая условный рефлекс, мы должны сочетать условный раздражитель с безусловным.
Здесь же заметим, что этот закон обратной силы не имеет. Лабораторными данными установлено, что если избранный сигнал подавать после дачи пищи (безусловный раздражитель), то условные рефлексы или не образуются или образуются очень слабо и с большим трудом.
При образовании условных связей раздражителями (сигналом) могут быть: звук, свет, жесты и даже время суток.
Избирая те или иные раздражители, нужно иметь в виду, что условный раздражитель всегда должен быть слабее безусловного раздражителя и не вызывать острых физических ощущений. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условного раздражителя использовали сильный электрический ток, вызывающий у собаки сильную оборонительную реакцию. Такой сигнал не мог служить условием для выработки условного рефлекса на пищу. Грубость обращения также не способствует образованию условных рефлексов.
Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы собака была в бодром состоянии и имела нормальное здоровье, не отвлекалась другими раздражителями; применяемые дрессировщиком раздражители должны быть умеренно сильными и достаточно четкими.
Рефлекс, выработанный на непосредственный раздражитель, когда, например, для выполнения команды «сидеть» мы произносим эту команду сначала с одновременным нажатием на круп (безусловный раздражитель), называют условным рефлексом первого порядка.
В последующем мы можем выработать на основе этого рефлекса условный рефлекс второго порядка, если будем произносить команду «сидеть» и одновременно делать жест рукой; через несколько повторений собака начнет садиться без звукового сигнала, только на один жест.
Рассмотрим в качестве примера физиологию механизма образования условного рефлекса на звуковую команду.
Рис. 18. Схема физиологического механизма образования условного рефлекса
При раздельном влиянии на организм два раздражителя — звуковой и пищевой — возбуждают те органы чувств, к которым они направлены, в данном случае ухо и язык. Волны возбуждения от каждого рецептора передаются в соответствующие нервные центры головного мозга, а от него также раздельно направляются по другим нервным путям к рабочим органам — мышцам и слюнным железам. В данном случае в деятельность вовлечены два врожденных рефлекса — ориентировочный и пищевой, причем каждый из них осуществляется обособленным путем, а именно; у ориентировочного — ухо, слуховой центр и мышца, у пищевого — язык, пищевой центр, слюнная железа. Совершенно иное происходит, когда действия этих двух раздражителей будут сочетаться одновременно с возбужденными слуховым и пищевым центрами головного мозга. В таких случаях образуется новая линия связи (мостик), способная провести волну возбуждения непосредственно от слухового центра к пищевому. После установления такого контакта между центрами двух врожденных рефлекторных дуг (путей) волна возбуждения, возникающая при произношении команды (звуковой сигнал), может идти не только по пути: ухо, слуховой центр и мышца, но и по пути: ухо, слуховой центр, пищевой центр и слюнная железа, т. е. от слухового центра по мостику передается к пищевому центру, а от него к слюнной железе. Повторяя сочетания условного и безусловного раздражителей, можно усиливать и закреплять новую связь. Такие временные связи и являются основой образования условного рефлекса.
Образование условных рефлексов возможно только при целостности и нормальной деятельности коры больших полушарий. Собаки, лишенные коры больших полушарий головного мозга, живут, сохраняют безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой), но теряют все условные рефлексы и не могут приобрести их вновь.
Собаки с удаленной корой больших полушарий головного мозга теряют способность различать цвета, хотя реагируют на свет, они видят, но не реагируют на цвет и запах пищи и не могут найти ее. Такая собака не узнает своего хозяина, и, как бы долго мы не общались с ней, она не привыкнет к человеку, даже за многолетнюю жизнь; не может преодолеть самых маленьких препятствий, не реагирует ни на что окружающее. У животных, стоящих на более высокой ступени развития, удаление больших полушарий приводит к более тяжелым последствиям; обезьяны, лишенные больших полушарий, погибают через несколько недель.
Необходимо указать еще на присущие животным некоторые сложнорефлекторные акты, так называемые эмоции. У собак они проявляются постоянно в виде ярости, страха и т. д. В этом процессе участвуют: центральная нервная система, вегетативная нервная система, железы и другие органы.
Академик И. П. Павлов отмечал: «Можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные» [3].
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
pets.wikireading.ru
2. Безусловные рефлексы. Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства]
2. Безусловные рефлексы
В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции — так называемые безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс — это врожденный рефлекс, стойко передающийся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами. Для проявления безусловного рефлекса необходимы, во-первых, вызывающий его раздражитель, во-вторых, наличие определенного проводникового аппарата, т. е. готового нервного пути (рефлекторной дуги), обеспечивающего прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе).
Если собаке влить в рот соляной кислоты слабой концентрации (0,5 %), она энергичными движениями языка будет пытаться выбросить кислоту изо рта, причем одновременно с этим польется жидкая слюна, предохраняющая слизистую оболочку рта от повреждения кислотой. Если нанести болевое раздражение на конечность собаки, она непременно отдернет, подожмет лапу. Эти реакции собаки на раздражающее действие соляной кислоты или на болевое раздражение проявятся со строгой закономерностью у любого животного. Они безусловно проявляются при действии соответствующего раздражителя, поэтому они и были названы академиком И. П. Павловым безусловными рефлексами.
Безусловные рефлексы вызываются как внешними раздражителями, так и раздражениями, идущими из самого организма. Все акты деятельности новорожденного животного являются безусловными рефлексами, обеспечивающими первое время существование организма. Дыхание, сосание, мочеотделение, калоизвержение и т. д. — все это врожденные безусловно-рефлекторные реакции; причем раздражения, их вызывающие, идут в основном от внутренних органов (переполненный мочевой пузырь вызывает мочеотделение, наличие кала в прямой кишке вызывает потуги, приводящие к калоизвержению и т. д.). Однако по мере роста и созревания собаки появляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов, К таким безусловным рефлексам относится, например, половой рефлекс. Присутствие около кобеля суки в состоянии течки (в пустовке) вызывает со стороны кобеля безусловно-рефлекторную половую реакцию, которая проявляется в виде суммы довольно сложных, но в то же время закономерных действий, направленных на совершение полового акта. Собака не обучается этой рефлекторной реакции, она закономерно начинает проявляться у животного в период полового созревания в ответ на определенный (хотя и комплексный) раздражитель (сука в течке) и потому должна быть также отнесена к группе безусловных рефлексов. Вся разница между, например, половым рефлексом и отдергиванием лапы при болевом раздражении заключается лишь в различной сложности этих рефлексов, принципиально же они друг от друга не отличаются. Поэтому безусловные рефлексы можно разделить по принципу их сложности на простые и сложные. Однако надо иметь в виду, что в проявлении сложного безусловного рефлекса участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая безусловно-рефлекторная реакция даже только что родившегося щенка осуществляется при участии целого ряда более простых безусловных рефлексов — актов сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез Желудка. При этом один безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления следующего, т. е. совершается как бы цепь рефлексов, лоэтому говорят о цепном характере безусловных рефлексов.
Академик И. П. Павлов обратил внимание на некоторые основные безусловные рефлексы животных, указывая в то же время на то, что этот вопрос разработан еще весьма недостаточно.
Во-первых, у животных имеется пищевой безусловный рефлекс, направленный на обеспечение организма пищей, во-вторых, половой безусловный рефлекс, направленный на воспроизведение потомства, и родительский (или материнский) рефлекс, направленный на сохранение потомства, в-третьих, оборонительные рефлексы, связанные с защитой организма. Причем оборонительные рефлексы бывают двух родов — активно (агрессивно) оборонительный рефлекс, лежащий в основе злобности, и пассивно оборонительный рефлекс, лежащий в основе трусости (рис. 93 и 94).
Рис. 93. Активно-оборонительная реакция собаки
Эти два рефлекса диаметрально противоположны по форме своего проявления; один направлен на нападение, другой, наоборот, на убегание от вызывающего его раздражителя. Иногда у собак активно и пассивно оборонительные рефлексы проявляются одновременно: собака лает, бросается, но в то же время поджимает хвост, мечется и при малейшем активном действии со стороны раздражителя (например, человека) убегает. Наконец, у животных имеется рефлекс, связанный с постоянным ознакомлением животного со всем новым, так называемый ориентировочный рефлекс, обеспечивающий осведомленность животного о всех изменениях, происходящих вокруг него, и лежащий в основе постоянной «разведки» в окружающей его обстановке.
Рис. 94. Пассивно-оборонительная реакция собаки
Помимо этих основных сложных безусловных рефлексов, имеется ряд простых безусловных рефлексов, связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержеыием и другими функциональными отправлениями организма. Наконец, каждый вид животных имеет ряд своих, присущих только ему, сложных безусловно-рефлекторных актов поведения (например, сложные безусловные рефлексы бобров, связанные с постройками плотин, домиков и т. д.; безусловные рефлексы птиц, связанные с постройкой гнезд, весенними и осенними перелетами и т. д.). Собаки также имеют ряд специальных безусловно-рефлекторных актов поведения. Так, например, в основе охотничьего поведения лежит сложный безусловный рефлекс, связанный у диких предков собаки с пищевым безусловным рефлексом, который оказался у охотничьих собак настолько видоизмененным и специализированным, что выступает в качестве самостоятельного безусловного рефлекса. Причем у разных пород собак этот рефлекс имеет различное выражение.
У подружейных собак раздражителем является, в основном, запах птицы, причем совершенно определенных птиц: куриных (глухарь, тетерев), куликов (бекас, вальдшнеп, дупель), пастушковых (коростель, болотная курочка и др.). У гончих собак — вид или запах зайца, лясы, волка и др. Причем сама форма безусловно-рефлекторных актов поведения у этих собак совершенно различна. Подружейная собака, найдя птицу, делает над ней стойку; гончая собака, попав на след, гонит с лаем по нему зверя. У служебных собак нередко встречается выраженный охотничий рефлекс, направленный на преследование зверя.
Чрезвычайно важен вопрос о возможности изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Показательный опыт в этом направлении был проделан в лаборатории академика И. П. Павлова. Два помета щенков были разделены на две группы и воспитаны в резко различных условиях. Одну группу воспитывали на свободе, другую — в условиях изоляции от внешнего мира (в закрытом помещении). Когда щенки выросли, оказалось, что они резко отличаются друг от друга по поведению. Те, которых воспитывали на свободе, не обладали пассивно-оборонительной реакцией, те же, которые жили в условиях изоляции, обладали ею в резко выраженной форме.
Академик И. П. Павлов объясняет это тем, что все щенки в определенном возрасте своего развития проявляют рефлекс первичной естественной осторожности на все новые для них раздражители. По мере знакомства с окружающей средой у них происходит постепенное торможение этого рефлекса и переключение его в ориентировочную реакцию. Те же щенки, которые в период своего развития не имели возможности познакомиться со всем многообразием внешнего мира, не изживают этот щенячий пассивно-оборонительный рефлекс и остаются на всю жизнь трусливыми.
Проявление активно-оборонительной реакции было изучено на собаках, воспитывающихся в питомниках, т. е. в условиях частичной изоляции, и у любителей, где щенки имеют возможность больше соприкасаться с многообразием внешнего мира. Собранный по этому вопросу большой материал (Крушинский) показал, что собаки, воспитывающиеся в питомниках, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, воспитывающиеся у частных лиц. Подрастающие щенки в питомниках, куда ограничен доступ посторонних лиц, имеют меньше возможностей к развитию активно-оборонительной реакции, чем щенки, воспитывающиеся у любителей. Отсюда и то различие в активно-оборонительной реакции, которое наблюдается у собак обеих этих групп, воспитанных в разных условиях.
Приведенные примеры подтверждают огромную зависимость формирования пассивно- и активно-оборонительных реакций от условий воспитания щенка, а также и изменяемость сложного безусловно-рефлекторного поведения под влиянием тех внешних условий, в которых живет и воспитывается собака. Эти примеры указывают на необходимость внимательного отношения к условиям воспитания щенков.
Изолированные или частично изолированные условия воспитания щенков способствуют формированию собаки с пассивно-оборонительной реакцией, что непригодно для некоторых видов службы собак. Создание правильных условий воспитания щенков, которые обеспечивали бы им постоянное знакомство со всем многообразием внешнего мира и давали возможность щенку проявлять свою активно-оборонительную реакцию (первые проявления которой начинаются уже в 1 1/2 — 2 месяца), помогает выращиванию собаки с развитой активно-оборонительной реакцией и отсутствием пассивно-оборонительной.
Однако необходимо иметь в виду, что у отдельных собак, воспитывающихся в одних и тех же условиях, наблюдается различие в проявлении оборонительных реакций, что зависит от врожденных индивидуальных особенностей, свойственных родителям. Поэтому, улучшая условия воспитания щенков, необходимо обращать особое внимание и на подбор родителей. Безусловно нельзя использовать в качестве производителей для получения служебных собак животных с пассивно-оборонительной реакцией.
Мы рассмотрели роль индивидуального опыта собаки в формировании сложного безусловно-рефлекторного оборонительного поведения. Однако формирование и других безусловных рефлексов в ответ на определенные раздражители находится в тесной зависимости от индивидуального опыта собаки. Возьмем для примера пищевой безусловный рефлекс. Каждому должно казаться очевидным, что пищевая реакция собаки на мясо является безусловным рефлексом. Однако опыты, проведенные одним из учеников академика И. П. Павлова, показали, что это не так. Оказалось, что собаки, воспитанные на рационе, лишенном мяса, при даче им в первый раз куска мяса не реагировали на него как на съедобное вещество. Однако стоило такой собаке положить один-два раза кусок мяса в рот, как она его проглатывала и после этого уже реагировала на него, как на пищевое вещество. Таким образом, проявление пищевого рефлекса даже на такой, казалось бы натуральный, раздражитель, как мясо, требует хотя и очень короткого, но все же индивидуального опыта. Таким образом, приведенные примеры показывают, что проявление сложных безусловных рефлексов находится в зависимости от предшествующей жизни.
Остановимся теперь на понятии инстинкта. Под инстинктом понимают сложные действия животного, приводящие без предварительного обучения к наилучшему приспособлению его к определенным условиям среды. Утенок, впервые встретившийся с водой, поплывет совершенно также, как и взрослая утка; птенец стрижа, вылетевший впервые из гнезда, обладает совершенными приемами полета; молодые перелетные птицы с наступлением осени отлетают на юг — все это примеры так называемых инстинктивных действий, которые обеспечивают приспособление животного к определенным и постоянным условиям его жизни.
Академик И. П. Павлов, сравнивая инстинкты, со сложными безусловными рефлексами, указывал, что никакого различия между ними нет. Он писал: «как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и потому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово рефлекс, потому что ему с самого начала придан строго научный смысл». Могут ли эти врожденные, безусловно-рефлекторные акты поведения животного полностью обеспечить его существование. На этот вопрос приходится ответить отрицательно. Несмотря на то, что безусловные рефлексы способны обеспечить нормальное существование у только что родившегося животного, они совершенно недостаточны для нормального существования подрастающего или взрослого животного. Это ясно доказывается опытом с удалением у собаки полушарий головного мозга, т. е. того органа, который связан с возможностью приобретения индивидуального опыта. Собака с удаленными полушариями головного мозга ест и пьет, если подносить к ее рту пищу и воду, проявляет оборонительную реакцию при болевом раздражении, совершает мочеотделение и калоизвержеыие. Но в то же время такая собака является глубоким инвалидом, совершенно неспособным к самостоятельному существованию и к приспособлению к условиям жизни, ибо такое приспособление достигается только с помощью индивидуально приобретенных рефлексов, возникновение которых связано с корой больших полушарий головного мозга.
Безусловные рефлексы являются, таким образом, той базой, тем фундаментом, на котором строится все поведение животного.
Но они одни еще недостаточны для приспособления высшего позвоночного животного к условиям существования. Последнее достигается при помощи так называемых условных рефлексов, которые формируются в процессе жизни животного на основе его безусловных рефлексов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Рефлексы собаки и их значение в дрессировке
Совокупность действий и деятельности животного определяет его поведение. Высшая нервная детальность определяется как целая и сложная система взаимоотношений окружающей среды и животного. Окружающий мир обладает многообразием, а также постоянно меняющимися факторами, которые поддаются регулировке большими полушариями головного мозга.
Животныйорганизм постоянно испытывает воздействие внешней среды и соответственнореагирует на них, отвечает. Подобного рода «ответы» (реакции и рефлексы) носятразличный характер и делятся на сложные и простые.
Простуюреакцию можно наблюдать при легком уколе собачьей ноги булавкой. В формированияответного действия принимают участие спинной мозг и нервные окончания лапы. Авот сложным рефлексом будет реакция одной собаки на действия другой. Например –рычание, оскаливание или лай в ответ на попытку забрать корм. В этом случае вформировании рефлекса принимает участие вся нервная система, включая и головноймозг.
Простойрефлекс — реакция на внешний раздражитель отдельной части организма. Сложныйрефлекс – реакция целого организма на внешний раздражитель или же большей частиего органов.
Рефлексыи реакции можно разделить на условные и безусловные.
Подусловными реакциями понимаются рефлексы, которые были приобретены собакой напротяжении всей жизни. В пример можно привести выполнение определенного родакоманд, например «сидеть».
Подбезусловными реакциями понимаются прирожденные рефлексы, которыми обладаеткаждая собака. В пример можно привести рефлекс сосания молока у новорожденногощенка или сужение зрачка по действием света. Безусловные рефлексы также можноразделить на простые и сложные. Все основные инстинкты – материнский,продолжение рода, охотничий – относятся к сложным безусловным рефлексам.
Естьнесколько основных инстинктов, которые относят к сложным реакциям: половую,оборонительную, пищевую и ориентировочную. Проявление и степень всех четырехреакций зависят от возраста собаки, ее породы, условий содержания и физическогосостояния здоровья. Мера проявления, преобладание или устойчивость какого-либоиз этих инстинктов оказывают большое воздействие на процесс обучения ивоспитания собаки. Что-то идет только на пользу, что-то катастрофически мешает.
Ориентировочныйинстинкт и его развитость очень хорошдля охотничьих собак. В таком случае собака точно и быстро реагирует нашумы, запах и общую обстановку, а также исследует ее, что содействует болеебыстрому обнаружению зверя. Собака с подобным развитым инстинктом будет болееполезной и добычливой, чем любая альтернативная.
Пищеваяреакция тоже имеет большое значение для собаки, т.к. именно пища влияет наживотное поведение. На лакомстве (поощрении собаки пищей) основано закреплениеи создание необходимых приемов и навыков у собаки условных рефлексов. Собакгончей породы поощряют пазанками загнанного ими зайца, лаек – тушкой илибеличьими лапками от найденной и облаяннойими белки. Собаку не стоит перекармливать перед охотой, это приведет кее вялости и пониженному стремлению найти и загнать зверя.
Оборонительная реакция также немаловажна ипроявляться она может в двух видах: пассивно и активно оборонительном. Собака спервым типом труслива, пугается всего неизвестного и сразу убегает. Поэтому дляохоты даже на небольшую дичь или мелкого зверя она непригодна. Испытываемый еюстрах будет глушить весь охотничийинстинкт. Собака со вторым типом обладает смелостью, легко обучаетсяохоте на крупного зверя, легко привыкает к выстрелам и не пугается новыхпредметов, обстановки или шумов.
Злобностьк зверю важна для гончих и борзых, особенно в случаях охоты на лис и волков. Авот у лаек она развивается в результате активно оборонительной реакции во времяохоты на мелкого и крупного зверя. Лайка с явно выраженной пассивнооборонительной реакцией не пойдет не только на медведя, но не сможет взять хоряс белкой. Однако следует учитывать, что злобность к зверю и злоба к человекуэто две абсолютно разных вещи.
Половаяреакция играет большую роль в применении и обучении охотничьей породы собак. Сучкастановится очень непослушной в период течки, у нее не только заглушаются всеинстинкты, но и притупляется чутье. В этот период охоту и обучение лучшеотменить. Кроме того, пустующую сучку не стоит брать на охоту, ибо ее запахочень сильно действует на кобелей, заглушая их инстинкты.
Формируютсявсе сложные реакции собаки на фоне наследственности, но под огромным влияниемусловий обучения и воспитания. Даже в условиях долговременного отбора поопределенному признаку поведения, трусость и смелость собаки зависят от режима воспитания и условий содержания,начиная с самого раннего щенячьего возраста. Хотя есть примеры, когда даже уотносительно выросшей собаки можно изменить пассивную оборонительную реакцию наактивную с помощью грамотного и методичного обучения.
Вовремя применения и обучения собаки опираются на все ее сложные безусловныерефлексы, которые получают развитие и могут трансформироваться в процесседрессировки и воспитания, а также отработкой необходимых охотнику условныхрефлексов. В процессе чего часто условныеи безусловные рефлексы так плотно переплетаются, что уже не поддаютсяразделению. И только в самых простых случаях можно произвести разделение междуусловными и безусловными рефлексами.
Еслиобратиться к истории по выведению породохотничьих собак, то станет очевидным тот факт, что некоторые современныеврожденные охотничьи свойства (безусловные рефлексы), некогда не былисвойственны этой породе и являлись условными, т.е. создавались в процессеобучения и дрессировки собак. Последнее продолжалось на протяжении долгих лет иносило систематический характер, кроме этого, присутствовал подбор и отбор производителей, что былонаправлено на развитие требуемых свойств у последующих поколений. Современем эти свойства закреплялись, становились наследственными и переходили в ранг безусловных.
Неприрученные предки лаек не охотились на белок целенаправленно, они могли только подкараулить ее в момент нахождения на земле и тем более, никогда необлаивали их. Благодаря не одному десятку лет обучения многих поколений и подбора, процесс облаиваниябелок стал специфическим качеством лаек. Даже молодая породистая лайка, впервыеувидев в лесу белку, сразу начинает ее облаивать. И все же у большого количества лаек этосвойство еще нуждается в развитии.
Дляпородистых легавых стойка является уже врождённым свойством, которое и отличаетих от других пород собак для охоты. Авот волки, дикие предки одомашненных собак, загоняют добычу, осуществляяпреследование максимальными темпами. Дотого, как изобрели огнестрельное оружие, легавые перед добычей залегали, апотом становились в стойку, вырабатывание которой длилось много времени набольшом числе поколений с применениемвсех необходимы методов.
Можнозаключить, что условные рефлексы можно превратить в безусловные путем ихразвития в ряде поколений с применением особого закрепления.
Похожие статьи по выживанию:
survinat.ru
Значение условных рефлексов в жизни собаки и причины их угасания
Как ни велико разнообразие основных врожденных безусловных рефлексов, без которых невозможна жизнь животного, однако не они составляют высшую ступень приспособляемости организма к окружающей среде. Они служат лишь фундаментом, на который сверху в процессе жизни наслаиваются разнообразные приспособительные реакции (условные рефлексы), что в итоге определяет все сложное поведение животного и приспособляемость его к окружающей среде.
Безусловные рефлексы, в том числе инстинкты, обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям. Однако одни только безусловные рефлексы не могут обеспечить существование животного в сложной и изменяющейся обстановке. Его связь с окружающей средой в таких условиях осуществляют условные рефлексы. Следовательно, внешний мир, в конечном счете, определяет все связи организма со средой — и постоянные, и временные. Хорошо закрепляемые условные рефлексы соответствуют тому, что обычно называют привычками или навыками.
Все животные проявляют ответные действия в зависимости от окружающей обстановки (раздражителей) и при этом используют свой опыт, свои привычки, которые выработались при данных условиях. Таким образом, все сложное поведение собаки обусловливается деятельностью нервной системы. Психика высших животных достигает большой сложности и включает в себя не только процессы ощущения, но и процессы восприятия, а также элементарные формы рассудочной деятельности.
Центральная нервная система животных, и прежде всего большие полушария головного мозга осуществляют связь организма с внешним миром. Воспринимая раздражения из внешнего мира, центральная нервная систем оказывает соответствующее влияние на деятельность внутренних органов и, таким образом, связывает внутреннюю среду организма с внешней средой.
Восприятие различных раздражителей из внешней окружающей среды и от внутренних органов организма сопровождается разнообразными действиями животного, что и составляет его поведение. Поведение животного в самых основных формах проявляется в их стремлении к пище, к защите от вредных воздействий и к размножению. Поведение животного есть результат приспособления организма к условиям окружающей среды. Без этого животное не смогло бы существовать. В этом заключается главное, основное значение условного рефлекса для жизни животного. Благодаря такой физиологической реакции нервной системы, как условный рефлекс, животное получает возможность приобретать жизненный опыт, навык в данной окружающей обстановке и приспосабливается к жизни в новой среде.
Человек, зная основные проявления и закономерности нервной деятельности собаки, в процессе дрессировки и тренировки сознательно и целенаправленно использует и изменяет ее поведение в нужном для нее направлении. Кроме того, дрессировщикам всегда следует помнить, что условные рефлексы — это временные связи животного с окружающим миром. Эти временные связи (условные рефлексы), выработанные у собаки в процессе жизни или ее дрессировки человеком, могут угаснуть. Основной причиной угасания условных рефлексов является не подкрепление условного раздражителя безусловным, т. е. длительные перерывы в дрессировке собаки. Из практики жизни также известно, что условные рефлексы, выработанные непрочно, угасают быстрее.
Следовательно, для того чтобы условные рефлексы, выработанные у собаки при дрессировке, не угасли, специалисты служебного собаководства должны систематически тренировать закрепленных собак и вырабатывать у них приемы общей и специальной дрессировки до навыка. Успех в дрессировке собак будет зависеть от твердого знания правил дрессировки и строгого соблюдения условий образования условных рефлексов.
Современная дрессировка животных, ее методические и технические приемы основываются на учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных, на зависимости поведения животного от условий его жизни.
Поведение собаки обусловливается деятельностью нервной системы. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга и огромного количества отходящих от него нервных волокон. Вещество головного и спинного мозга построено из многих миллиардов нервных клеток, соединенных между собой короткими отростками. Длинные отростки этих нервных клеток соединяются в пучки, называемые нервами, которые идут к различным органам и тканям и составляют периферическую и вегетативную нервную систему. Благодаря такому строению все отделы центральной нервной системы соединены между собой и с различными органами и тканями организма.
В каждом нерве имеются двоякого рода нервные волокна: по одним волны возбуждения передаются от различных органов тела в центральную нервную систему (чувствительные нервы), по другим — из центральной нервной системы в рабочие органы (двигательные). Нервные клетки обладают высокой возбудимостью и проводимостью. Даже незначительное раздражение чувствительного отростка нервной клетки вызывает в ней возбуждение, которое со скоростью 120 м в секунду распространяется от клетки к клетке по нервным путям центральной нервной системы, а затем по двигательным нервам достигает мышцы или железы и приводит их в деятельное состояние. При этом в коре головного мозга возникает определенное ощущение в результате дошедшего до нее возбуждения. Ощущения бывают разнообразные: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, двигательные и другие, они зависят от свойства и характера раздражителя.
Таким образом, в результате раздражения чувствительных нервных окончаний (физического воздействия раздражителя) в нервной системе возникает физиологический процесс — возбуждение, которое достигает коры головного мозга и приводит к возникновению того или иного ощущения (психического процесса), а оно, в свою очередь, сопровождается затем той или иной деятельностью организма. Например, если иглой уколоть лапу собаки, то она в результате болевого ощущения быстро отдернет лапу. Здесь видна тесная связь между внешним раздражителем (укол иглой) и мышечной реакцией (отдергивание лапы). Одно переходит в другое молниеносно. Переход возникшего возбуждения с чувствительных нервов на двигательные происходит в данном случае в центрах спинного мозга, но при этом принимают участие и центры головного мозга, так как в разных поступках организм всегда действует как одно целое.
Раздражители, идущие от окружающей среды, называются внешними раздражителями. Действия внешних раздражителей света, разнообразных звуков, пищи, запаховых веществ, соприкосновения предметов с кожей, воспринимаются органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Каждый орган чувств, или рецептор, как их еще называют, приспособлен воспринимать действия только определенных раздражителей, например, глаз воспринимает только световые раздражения, ухо — звуковые, кожа — механические воздействия, температурные и др.
Органы чувств животных никогда не работают в одиночку, потому что они посредством нервной системы тесно связаны между собой. Когда возбуждение достигает этих органов, они выполняют определенную работу. Так, пища, попадая в пасть собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, рецепторы (вкусовые сосочки) языка. По этому нерву возбуждение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переходит на двигательный нерв, связанный со слюнной железой, которая в ответ на возбуждение начинает усиленно выделять слюну. Такая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая при обязательном участии центральной нервной системы, называется рефлексом.
Кроме внешних раздражителей на поведение животных влияют и внутренние раздражители. Это различные вещества, находящиеся в крови, которая постоянно омывает нервные центры. Кроме того, во всех мышцах, различных внутренних органах (сердце, почки, желудок, мочевой пузырь и др.) расположены особые воспринимающие чувствительные образования — рецепторы, которые реагируют на внутренние раздражители.
Различные изменения во внутренней среде организма воспринимаются рецепторами внутренних органов, что ведет к возникновению возбуждения, которое передается в центральную нервную систему. В ответ на это изменяется деятельность отдельных органов или всего организма, т. е. проявляется рефлекторная деятельность. Например, при накоплении мочи в мочевом пузыре начинают растягиваться его стенки. Это раздражает чувствительные нервные окончания (рецепторы) в стенках. Возникшее возбуждение передается по чувствительным нервам в центральную нервную систему, затем переключается на двигательный нерв и доходит до мышц стенок мочевого пузыря, они сокращаются, и происходит акт мочеиспускания. Рефлекторные реакции организма являются средством приспособления животных к внешней среде, в которой они живут.
Поэтому именно внешняя среда с ее многочисленными и разнообразными раздражителями, воздействующими на нервную систему, определяет поведение животных и человека. Особая заслуга в раскрытии законов деятельности центральной нервной системы принадлежит академику И. П. Павлову. Он показал, что все рефлексы, определяющие поведение собаки, по своему происхождению разделяются на безусловные и условные.
В жизни можно видеть, как у собак одной и той же породы наблюдается различное поведение. Одни из них активные, энергичные, смело ведут себя среди сильных раздражителей. Другие — малоподвижные, трусливые, всего боятся, всюду видят опасность. Такое различное поведение обусловлено их типами высшей нервной деятельности и условиями, в которых они воспитывались и находятся в настоящее время. Если собака воспитывается на свободе среди различных раздражителей окружающей среды, то она вырастает смелой, активной и уравновешенной к различным условиям и раздражителям. Такая собака пригодна к дрессировке на любую службу. Если щенок воспитывается в изолированных условиях, где он не встречает сильных и разнообразных раздражителей окружающей среды, то из него вырастает пассивная трусливая собака, трудно или совсем не поддающаяся дрессировке. Однако поведение собаки не остается неизменным. Со временем оно меняется в ту или иную сторону. Это зависит от того, в какие условия она попадает. Самое большое влияние на поведение собаки оказывает дрессировщик. Постоянно воздействуя на собаку условными, безусловными раздражителями и своим поведением, он воспитывает у нее определенное, нужное поведение. Например, собака проявляет некоторую пассивность при виде какого-либо раздражителя (автомобиля). Дрессировщик систематически знакомит ее с автомобилями и поощряет ее положительное поведение. В итоге по мере продолжения дрессировки собака перестает бояться автомобиля.
Вместе с тем дрессировщик иногда оказывает обратное влияние на поведение собаки. Если он постоянно грубо обращается с ней, делает резкие окрики, рывки, бьет ее и т. п., собака постепенно становится пассивной, трусливой. У такого дрессировщика хорошая, активная собака к концу дрессировки становится боязливой, вместо подхода к нему убегает и не выполняет команды.
Кинолог обязан знать основные проявления и закономерности высшей нервной деятельности собаки, чтобы в процессе дрессировки и тренировки сознательно и правильно воздействовать на ее поведение и умело применять те раздражители, при помощи которых вызываются действия собаки, нужные для службы.
Изучение поведения собаки необходимо для глубокого понимания закономерностей условно-рефлекторной деятельности и успешного применения их в практике дрессировки.
Поведение собаки — это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.
agroteka.org
Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК
Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК
Условные рефлексы — это индивидуальная память животного; они вырабатываются в процессе онтогенеза, т.е. индивидуального развития, и носят приспособительный характер.
Обучение и инстинкт — два способа обеспечения животными набора адаптивных, т.е. приспособительных, ответов на условия окружающей среды. В ходе обучения происходит отбор оптимальных реакций отдельных индивидуумов на те условия, в которых они существуют.
Когда речь заходит об условных рефлексах, принято вспоминать опыты русского исследователя-физиолога И.П. Павлова. Отдадим дань традиции. И.П. Павлов, изучая работу пищеварительных желез собак, обратил внимание на то, что секреция этих желез начинается не только непосредственно на корм, но и на раздражители, ранее бывшие для собак индифферентными, например, на звук шагов человека, который приносит корм. Павлов создал экспериментальную модель для выяснения данной физиологической реакции: стал сочетать световой и звуковой раздражители с актом кормления и выяснил, что нужная реакция проявляется при сочетании индифферентного раздражителя (звонок) со значимым (пища). Исходя из уже известных в то время физиологических законов — возбуждения и торможения, — Павлов сделал вывод, что в основе рефлекса лежит объединение в мозгу двух очагов возбуждения от индифферентного и значимого раздражителей: между ними образуется временная связь.
После Павлова наши познания в области условных рефлексов были значительно расширены и углублены многими другими исследователями.
Рассмотрим, какие формы обучения известны в настоящее время.
Привыкание — снижение реакции на стимул. Если реакция не подкрепляется, она угасает. Пример. Собака научилась садиться по команде и получать за это лакомство. Она начинает садиться перед хозяином просто так, выпрашивая лакомство. Если он его не даёт, она перестаёт садиться «даром» и более чётко связывает команду — выполнение — лакомство.
Классическое обучение — комплекс из условных рефлексов 1-го и 2-го порядка. То есть классический павловский рефлекс: основной стимул (еда) + добавочный стимул (звонок) = реакция слюноотделения.
Инструментальное, или оперантное, обучение — с помощью какого-либо положительного или отрицательного подкрепления. Животное выполняет что-либо случайно (или его заставляют сделать это механически), получает подкрепление, и после ряда повторов реакция закрепляется. Пример. Выработка команд — «сидеть», «лежать», «рядом», т.е. собаку механически укладывают (нажимают на холку, вытягивают передние лапы и т.д. и одновременно показывают зажатое в руке лакомство, держа его низко перед мордой). Укладка сопровождается дачей команды. После укладки собака получает лакомство, за которым тянется. Через какое-то время вырабатывается условный рефлекс — собака ложится по команде.
Латентное обучение — происходит в скрытой форме, без видимого подкрепления. Пример. Собака исследует новую для неё территорию за счёт исследовательского инстинкта. Явное подкрепление отсутствует — им служит сама новизна обстановки. Собака запоминает новые маршруты передвижения.
Инсайт-обучение , или «озарение», — животное для достижения цели соединяет две разные реакции на два разных стимула. Пример. Хорошо апортирующая собака может научиться открывать дверь, потянув её за ручку. После достижения положительного результата (дверь открылась с первого раза) условный рефлекс вырабатывается мгновенно, без повторных попыток.
Инсайт-обучение бывает очень трудно отличить от элементарной рассудочной деятельности.
Очень интересно явление импринтинга — мгновенного запечатления в короткие по времени, чувствительные периоды. К импринтингу мы ещё вернёмся при описании периодов развития собак.
Обучение зависит от сенсорных возможностей животного, т.е. от имеющихся у него органов чувств. Например, у собак нет цветового зрения, поэтому их нельзя обучить различать цвета — они могут различать лишь интенсивность тона. Зато они слышат ультразвук и их можно научить прибегать на сигнал ультразвукового свистка.
Кроме того, на скорость и качество обучения влияют возраст
собаки, стимул и вид подкрепления. Молодая собака обучается лучше старой. Собаки с преобладающей пищевой реакцией дрессируются с помощью лакомства, а если преобладает игровое поведение, то в качестве подкрепления лучше использовать игру, например, за выполнение команды «рядом» дать потрепать апортировочный предмет.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
pets.wikireading.ru