Небесная собака Востока. Небесная собака
Статьи - Небесная собака Востока
— Потрясающе! Какая сила, какая сноровка! — то и дело раздавались восторженные возгласы зрителей, пришедших на 1-ю выставку тибетских мастифов, которая проходила 4 марта 2006 года в Пекинском парке домашних животных. Красавец-пес буквально за две секунды зубами разгрыз нейлоновую веревку толщиной в палец, которой были связаны руки и ноги как бы попавшего в беду его хозяина, и успешно освободил его от пут. — Тибетский мастиф (другое название — тибетский дог) по своей природе, верно, охраняет хозяина и враждебно настроен к незнакомцу, — объяснил Лю Вэйминь, руководитель Китайского общества служебного собаководства. — Тибетский мастиф, — продолжал он, — всемирно признан как самая редкая древнейшая порода собак. За 3000 лет своего существования она почти не изменилась. В настоящее время в мире известно, по крайней мере, свыше десяти пород крупных собак, к примеру, немецкий дог, швейцарский сенбернар, аргентинский мастиф, которые произошли от тибетского мастифа. Все они как наиболее популярные породы в мире получили широкую известность, тогда как об их древнем прародителе — тибетском мастифе, можно сказать, почти ничего не знают. И задача настоящей выставки состоит в том, чтобы сохранить эту древнейшую породу и содействовать делу разведения китайских тибетских мастифов.
Как видно из названия породы, этот величественный пес рожден на «крыше мира» — в Тибете. Шерсть его длинная, густая, тяжелая, благодаря чему и при 30-40-градусном морозе он может спокойно спать прямо на снегу. Эта массивная собака обладает твердым характером, огромной силой, свирепа, окрас в большинстве своем черный, реже рыжий и серый, белый цвет обычно на груди и кончиках лап. Конечности крепкие, бегает прыжками. Не удивительно, что в Тибете ее называют "небесной собакой".
А вот что я узнала от члена судебной коллегии выставки Лю Цзюньпэна. Тибетские мастифы по причине обитания в разных районах различаются и своим внешним видом. Лучшими по экстерьеру признаны тибетские мастифы района Хэчу. Они имеют характерные для гималайских собак родовые черты: густую шерсть, делающую их поразительно похожими на африканских львов, широкую грудь, грозный взгляд.
Лю Цзюньпэн — высококлассный дрессировщик тибетских мастифов. Он свыше десяти лет готовил овчарок в войсках НОАК, а сейчас стал первым в Китае специалистом по тибетским мастифам.
Тибетский мастиф — очень умное животное, по своему нраву не уступает волку, но намного превосходит его по силе, по остроте зубов. Он не страшится схваток, не отступает и может находить применение как служебная собака. Начиная с прошлого года Министерство общественной безопасности Китая уже использует его в борьбе с преступниками.
Словно про тибетского мастифа написаны слова древней китайской философии: «Очень умен, но похож на глупца, очень смел, но похож на труса». Всегда слегка прикрытые веки не могут скрыть его гордый взгляд, его хладнокровное спокойствие, сохраняющееся в любой обстановке, его важную чинность зверя, знающего себе цену. Если вдруг кто-то постучит в дверь, мастиф лишь настороженно поворачивает голову и с полузакрытыми глазами ждет, что будет дальше. Если пришедший громко говорит и бесцеремонно проходит в комнату, собака начинает тихо, но грозно рычать, предупреждая вошедшего. Большего не требуется.
При встрече со зверем мастиф сразу же показывает свой грозный вид. В волости Риданг уезда Цона один скотовод держал 4-летнего тибетского мастифа Чжаба. Как-то темной ночью хозяина разбудил собачий лай. Он тут же встал и вышел за порог. Перед ним предстала картина: около овчарни Чжаба вел схватку с каким-то зверем, две черные тени жестоко бились, и скотовод не смел, подойти ближе. Через минут 20 Чжаба, весь окровавленный, подошел к хозяину. Выйдя во двор, скотовод увидел перед собой леопарда с разорванным горлом.
А самое удивительное то, что если после ожесточенной схватки со зверем тибетский мастиф бывает смертельно ранен, то он ни за что не вернется за помощью в дом хозяина, а уходит подальше от дома и там тихо умирает.
Тибетский мастиф живет обычно 10 — 16 лет. Вес взрослой собаки примерно 60 кг, длина тела — около 120 см, рост 75 — 85 см. Можно, пожалуй, поверить описанию тибетского мастифа, сделанного еще Марко Поло, в котором говорится, что эти собаки были величиной с осла, потому что встречались экземпляры весом за 90 кг! Хотя собака крупного телосложения, но в отличие от пастушьих собак, не обязательно питается мясом. В корм ее могут пойти кукуруза, рисовая каша, овощи и немного мяса, поэтому содержание тибетского мастифа не требует больших расходов — примерно 2000 юаней (250 долларов) в год. В Тибете кормом для них служит обычно дзамба — поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, молоком и чаем. Конечно, сейчас есть специальный корм для собак, который, может быть, и более питательный, но и более дорогой — несколько десятков тысяч юаней (тысячи долларов) в год.
В Китае разведение тибетского мастифа одно время носило спонтанный характер, люди не имели серьезного представления о селекции и несерьезно относились к сохранению чистоты породы. Некоторые выращивали собак лишь в целях прибыли, для чего скрещивали тибетских мастифов с другими крупными породами, в результате чего в определенной степени нарушали генотип. Однако с 2004 года с этой ситуацией было в основном покончено.
От Лю Цзюньпэна я узнала немало и другого интересного.
В настоящее время, как утверждают некоторые, в стране насчитывается тибетских мастифов чистой породы не более ста, люди же, непосредственно занимающиеся этим делом, считают, что такие сведения даются с коммерческой целью, чтобы набить цену. По предположениям Лю, это число достигает не менее тысячи.
Лю поехал в Тибет в поисках тибетских мастифов в 1992 году и добрался до района на высоте 5300 метров над уровнем моря. Из первой поездки он привез восемь собак. К тому времени уже появились люди, для которых выращивание тибетских мастифов стало главным занятием, кормившим их семьи. Тогда в Лхасе одного чистопородного тибетского мастифа можно было купить за несколько тысяч юаней, такая же примерно стоимость была и в Пекине. Сейчас же цена их выросла в десять раз!
Миру известно свыше 30 китайских пород собак, например, пекинес, шарпей, чау-чау. Тибетский же мастиф в этой череде стоит особо, высоко ценимый за его мужественный внешний вид и благородное поведение, за то, что он в нужную минуту лучше пойдет на смерть, но не отступит. Думаю, по праву называют его «государственной собакой».
Международная кинологическая федерация уже имеет показатели стандарта экстерьера тибетских мастифов. Однако на западе порода, пройдя длительную эволюцию, утратила свои природные качества свирепости и дикости и превратилась в любимых питомцев, содержащихся в домашних условиях. И в отличие от них, выходцев из Европы, отечественных мастифов стали называть китайскими тибетскими мастифами. На выставке собралось много народу. Один молодой человек на мой вопрос, что его сюда привело, ответил:
— Я питаю особую любовь к тибетскому мастифу. Крупный, с длинной шерстью, он напоминает грозного льва, царя зверей. По нраву же он умный, храбрый, способен один защитить целую отару, одержать победу в схватке с тремя волками и бесстрашно вступить в битву с леопардом...
Хотя на выставке было многолюдно, однако трудно было найти настоящего покупателя. Цян Цин, приехавший из Люйдуского питомника мастифов, находящегося в уезде Чанпин, в пригороде Пекина, расчесывая железной гребенкой шерсть месячного щенка, пожаловался: «За полдня еще ни одного не продал».
Я обратила внимание на парня, который внимательно разглядывал красавцев-мастифов, делая один снимок за другим.
— Мастифы, — пояснил он, — мое пристрастие. У меня много иллюстрированных альбомов, посвященных им, однако нет возможности держать такую собаку в квартире, она такая огромная, в городе запрет на нее. А жаль.
Текст: Цзы Фэнчунь
tibet72.nethouse.ru
Небесная собака Востока | DONG CHENG XI JIU
«Потрясающе! Какая сила, какая сноровка!» – то и дело раздавались восторженные возгласы зрителей, пришедших на 1-ю выставку тибетских мастифов, которая проходила 4 марта 2006 года в Пекинском парке домашних животных. Красавец-пес буквально за две секунды зубами разгрыз нейлоновую веревку толщиной в палец, которой были связаны руки и ноги как бы попавшего в беду его хозяина, и успешно освободил его от пут.
– Тибетский мастиф (другое название – тибетский дог) по своей природе, верно, охраняет хозяина и враждебно настроен к незнакомцу, – объяснил Лю Вэйминь, руководитель Китайского общества служебного собаководства.
– Тибетский мастиф, – продолжал он, – всемирно признан как самая редкая древнейшая порода собак. За 3000 лет своего существования она почти не изменилась. В настоящее время в мире известно по крайней мере свыше десяти пород крупных собак, к примеру, немецкий дог, швейцарский сенбернар, аргентинский мастиф, которые произошли от тибетского мастифа. Все они, как наиболее популярные породы в мире, получили широкую известность, тогда как об их древнем прародителе – тибетском мастифе –информации, можно сказать, почти нет. И задача настоящей выставки состоит в том, чтобы сохранить эту древнейшую породу и содействовать делу разведения китайских тибетских мастифов.
Как видно из названия породы, этот величественный пес рожден «на крыше мира» – в Тибете. Шерсть его длинная, густая, тяжелая, благодаря чему и при 30–40-градусном морозе он может спокойно спать прямо на снегу.Эта массивная собака обладает твердым характером, огромной силой, свирепа, окрас в большинстве своем черный, реже рыжий и серый, белый цвет обычно на груди и кончиках лап. Конечности крепкие, бегает прыжками. Неудивительно, что в Тибете ее называют «небесной собакой». А вот что я узнала от члена судебной коллегии выставки Лю Цзюньпэна.
Тибетские мастифы по причине обитания в разных районах различаются и своим внешним видом. Лучшими по экстерьеру признаны тибетские мастифы района Хэчу. Они имеют характерные для гималайских собак родовые черты: густую шерсть, делающую их поразительно похожими на африканских львов, широкую грудь, грозный взгляд.
Лю Цзюньпэн – высококлассный дрессировщик тибетских мастифов. Он свыше десяти лет готовил овчарок в войсках НОАК, а сейчас стал первым в Китае специалистом по тибетским мастифам. Тибетский мастиф – очень умное животное, по своему нраву не уступает волку, но намного превосходит его по силе, по остроте зубов. Он не страшится схваток, не отступает и может находить применение как служебная собака. Начиная с прошлого года Министерство общественной безопасности Китая уже использует его в борьбе с преступниками.
Словно про тибетского мастифа написаны слова древней китайской философии: «Очень умен, но похож на глупца, очень смел, но похож на труса». Всегда слегка прикрытые веки не могут скрыть его гордый взгляд, его хладнокровное спокойствие, сохраняющееся в любой обстановке, его важную чинность зверя, знающего себе цену. Если вдруг кто-то постучит в дверь, мастиф лишь настороженно поворачивает голову и с полузакрытыми глазами ждет, что будет дальше. тибетский мастифЕсли пришедший громко говорит и бесцеремонно проходит в комнату, собака начинает тихо, но грозно рычать, предупреждая вошедшего. Большего не требуется. При встрече со зверем мастиф сразу же показывает свой грозный вид.
Тибетский мастиф живет обычно 10–16 лет. Вес взрослой собаки примерно 60 кг, длина тела – около 120 см, рост 75–85 см. Можно, пожалуй, поверить описанию тибетского мастифа, сделанного еще Марко Поло, в котором говорится, что эти собаки были величиной с осла, потому что встречались экземпляры весом за 90 кг!
В Китае разведение тибетского мастифа одно время носило спонтанный характер, люди не имели полного представления о селекции и несерьезно относились к сохранению чистоты породы. Некоторые выращивали собак лишь с целью прибыли, для чего скрещивали тибетских мастифов с другими крупными породами, в результате чего в определенной степени нарушали генотип. Однако с 2004 года с этой ситуацией было в основном покончено.
От Лю Цзюньпэна я узнала и еще немало интересного. В настоящее время, как утверждают некоторые, в стране насчитывается не более ста тибетских мастифов чистой породы, люди же, непосредственно занимающиеся этим делом, считают, что такие сведения даются с коммерческой целью, чтобы набить цену.
По предположениям Лю, число этих животных достигает не менее тысячи. Лю поехал в Тибет в поисках тибетских мастифов в 1992 году и добрался до района на высоте 5300 метров над уровнем моря. Из первой поездки он привез восемь собак. К тому времени уже появились люди, для которых выращивание тибетских мастифов стало главным занятием, кормившим их семьи. Тогда в Лхасе одного чистопородного тибетского мастифа можно было купить за несколько тысяч юаней, такая же примерно стоимость была и в Пекине. Сейчас же цена их выросла в десять раз!
Миру известно свыше 30 китайских пород собак, например, пекинес, шарпей, чау-чау.тибетский мастиф Тибетский же мастиф в этой череде стоит особо, высоко ценимый за мужественный внешний вид и благородное поведение, за то, что он в нужную минуту лучше пойдет на смерть, чем отступит. Думаю, по праву его называют «государственной собакой». Международная кинологическая федерация уже имеет показатели стандарта экстерьера тибетских мастифов. Однако на западе порода, пройдя длительную эволюцию, утратила свои природные качества свирепости и дикости и превратилась в любимых питомцев, содержащихся в домашних условиях. И в отличие от них, выходцев из Европы, отечественных мастифов стали называть китайскими тибетскими мастифами.
На выставке собралось много народу. Один молодой человек на мой вопрос, что его сюда привело, ответил:– Я питаю особую любовь к тибетскому мастифу. Крупный, с длинной шерстью, он напоминает грозного льва, царя зверей. По нраву же он умный, храбрый, способен один защитить целую отару, одержать победу в схватке с тремя волками и бесстрашно вступить в битву с леопардом…
Хотя на выставке было многолюдно, однако трудно было найти настоящего покупателя. Цян Цин, приехавший из Люйдуского питомника мастифов, находящегося в уезде Чанпин в пригороде Пекина, расчесывая железной гребенкой шерсть месячного щенка, пожаловался: «За полдня еще ни одного не продал». Я обратила внимание на парня, который внимательно разглядывал красавцев-мастифов, делая один снимок за другим.
– Мастифы, – пояснил он, – мое пристрастие. У меня много иллюстрированных альбомов, посвященных им, однако нет возможности держать такую собаку в квартире, она такая огромная, в городе запрет на нее. А жаль.
© Цзы Фэнчунь
dong-cheng.ru
«Небесные собаки» тэнгу. Домовые, русалки и другие загадочные существа
«Небесные собаки» тэнгу
Тэнгу (от китайского «тянь-хоу») означает «небесная собака». В японских преданиях это существо предстает в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, с посохом или мечом в руке, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), ему также приписывают невероятные физические способности и навыки обращения с холодным оружием. Изредка благородные тэнгу служат наставниками в искусстве войны и стратегии тем людям, которых считают достойными; выступают защитниками святых людей и храмов.
Однако чаще всего тэнгу – это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить жителям городов и сел. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам. Хотя они и презирают гордость и высокомерие, очень часто сами страдают теми же недостатками. Предметы, которые зачастую связывают с тэнгу, включают в себя сякудзё – посох с кольцом на конце, используемый в магических или физических сражениях; токин – странной формы шапку; веер хаутива, который может быть сделан либо из листьев, либо из перьев. Считается, что этот веер способен вызывать сильный ветер.
Первые сведения о тэнгу относятся к VIII веку. В хронике «Нихонги» («Анналы Японии», 720 год) рассказывалось, что в 637 году по небу с востока на запад пролетела «большая звезда», а вслед за ней последовал страшной силы звук. В те времена люди говорили, что это лаяла тэнгу – «небесная собака», а голос ее был подобен грому. Однако при описаниях существа в последующие эпохи сходство с собакой упоминалось все реже, в результате чего оно становилось все больше похожим на птицу. Известный сегодня вид тэнгу сформировался, вероятно, в эпоху Камакура (1185–1333), когда его изображения получили большую популярность и были объединены в особую художественную серию.
Начиная с XII века японцы стали считать тэнгу наиболее коварным лесным духом – ёкаем. Он обитает на высоких деревьях, как правило, на старых соснах или криптомериях (японские кедры). Вид у него поистине грозен: красное лицо, густые ниспадающие белые волосы, длинный нос, похожий на клюв, тело покрыто шерстью, как у ямаину (волка или одичавшей собаки), на спине два небольших крыла, когти длинные и острые, как гвозди. Такие представления и сформировали типичный облик японского тэнгу.
Примерно со второй половины XII века он уже предстает перед нами в облике ямабуси с характерной для их облачения крохотной шапочкой, которая крепится с помощью шнурков на почти бритом лбу аскета, с крыльями за спиной, посохом или мечом в руке. В более поздних источниках распространение получило представление о том, что неправедные буддийские монахи после смерти превращаются в тэнгу и становятся похожими на воронов. Кроме того, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы, не познавший истины священник или лжец, использующий веру в своих целях. А вот совершивший определенное количество добрых дел тэнгу может переродиться и принять человеческий облик. Таким образом, к концу XIV века сформировались два основных вида тэнгу – карасу тэнгу и ямабуси тэнгу.
Карасу, или ворон-тэнгу, – очень злое, похожее на ворону существо. Обладает телом человека, у него крючковатое лицо, маленькая голова, крылья и когти. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но те, кто оставался в живых, возвращались домой безумными.
Ямабуси тэнгу – горный монах-отшельник, тэнгу, ставший за столетия более похожим на человека внешне и взявший на себя обязанность защитника в делах людей. Тэнгу может превратить себя в мужчину, женщину или ребенка, но его основной образ предстает в виде блуждающего босого пожилого отшельника, горного монаха ямабуси. Более того, в письменных памятниках, датированных после XIV века, появилась даже иерархия, которая классифицировала тэнгу и представляла его с человеческой головой и длинным носом.
В XV веке тэнгу отводится все более позитивная роль. В многочисленных легендах рассказывается о том, что лучшие мастера боевых искусств Японии получали свое исключительное знание и умение непосредственно от этих существ, что позволяло им с легкостью побеждать простых смертных. Постепенно тэнгу начинает восприниматься и как зримое воплощение дотоле невидимых гор. В такой ипостаси его порой считали врагом буддийских верований, который, противясь распространению чужеземной веры, сбивал монахов с истинного пути, а то и просто их похищал.
Вскоре, однако, эта враждебность постепенно сменяется новым образом: тэнгу отныне считается местным покровителем и защитником всех святилищ, особенно находящихся в горах. В качестве примера сложившихся к XV веку представлений о тэнгу можно привести защитный амулет известнейшего монастыря школы тайного эзотерического буддизма Сингон на горе Коя, на котором изображена «небесная собака». Талисман интересен еще и тем, что на одном рисунке запечатлен исконный облик тэнгу – в виде лисособаки, и новый, обретенный в Японии, – в виде крылатого ямабуси.
Маски тэнгу, а то и полнофигурные скульптурные изображения можно обнаружить при входе в горные святилища Японии и в наши дни. Свирепостью своего вида они должны отваживать всякую нечистую силу и злобных духов.
Однако нельзя сказать, что в XV веке тэнгу окончательно превратились в этаких верных и примерных стражей ками и будд. Уже в XVI веке японцы стали полагать, что тэнгу являются отшельниками и любят селиться в старых деревьях с искривленными стволами или в горах, по другой версии – все они живут в отдельных колониях под предводительством одного лидера. Считалось, что эти существа входят в своеобразный союз, предполагающий разделение на главных и подчиненных. Повелитель всех тэнгу Соджобо изображается с длинным носом и ниспадающими белыми волосами.
Титулованные главы союза носят красные одеяния, на голове у них – маленькая шапочка, а в правой руке – веер из перьев. Они живут на самых высоких деревьях, откуда зорко следят как за своими подчиненными, так и за людьми. Рядовые тэнгу должны во всем им подчиняться и по первому зову старших лететь туда, куда прикажут. Из-за этого их даже прозвали коппа тэнгу («тэнгу, похожие на листочки»).
Предполагается, что образ современного тэнгу окончательно сформировался в конце XVI – начале XVII века. С этого времени волшебные существа окончательно наделены такими чертами: они любят чистоту, не терпят приближения людей, морочат и пугают лесорубов и путников в горах. Кроме того, ревностно относятся ко всему, что считают своим: в случае посягательства на личную собственность не останавливаются ни перед чем. В префектуре Сайтама бытовала легенда о юноше, который не поверил рассказам о прилетающем на сосну тэнгу и срубил ее. Той же ночью тот сам пожаловал в его дом и отрубил юноше пенис, а затем повесил свою добычу на отрубленную часть сосны. Когда же спустя годы полусгнившее дерево срубили, все, кто принимал в этом участие, умерли.
Согласно преданию, тэнгу наделен огромной силой. Он может принимать вид человека (ребенка, женщины, старика) или обернуться зверем, чаще всего барсуком (тануки) или лисой (кицунэ). Но его истинную сущность всегда выдает тень. Тэнгу побеждает, используя либо магическую силу, либо благодаря превосходству над человеком, который осмелился бросить ему вызов: после поражения несчастный появляется в виде черной птицы – раненой или мертвой.
В представлении японцев тэнгу зачастую ассоциируется со звуками. Всякого рода слуховые галлюцинации было принято относить на его счет и называть тэнгу даоси («тэнгу одолевают», «тэнгу разрушают»). К тэнгу даоси относились все способы его воздействия на человека звуком: в лесу внезапно раздавался громкий страшный смех или возникало ложное ощущение, что кто-то совсем рядом рубит дерево. По звукам можно определить и настроение существа: когда оно пребывает в радости, его смех разносится по всей округе, а когда оно в печали – слышится страшный гром и дикие крики, повергающие людей в ужас и смятение. Воздействие на людей звуком со стороны тэнгу столь же значительно, как и его поступки. Тэнгу даоси вызывает панический страх, нервные расстройства и даже безумие.
Как уже говорилось, в японской народной традиции тэнгу имеет несколько функций:
• охранительная. В ряде случаев тэнгу ассоциируется с богом горы – Яма-но ками. В представлении японцев тэнгу, как бог горы, был властителем огня и пожара. Считалось, что он может наказать тех, кто неуважительно относится к природе, и даже испытать человека на его истинное отношение ко всему живому. Вместе с тем, тэнгу часто выступает как похититель взрослых, маленьких детей и даже драконов, поэтому его называют ками-каруси, то есть «бог-похититель»;
• функция домового. В отличие от других подобных существ, тэнгу не заботливый и бережливый домовой-хозяин, а некий призрак, вселяющий страх и неуверенность. Он может появляться в виде неказистого карлика, одетого в черный охотничий костюм, с лицом, закрытым полотенцем, а затем вдруг исчезнуть. Может вывалить миску горячих бататов на голову хозяину или заставить меч зависнуть перед самым носом хвастливого гостя, преследовать беднягу и отступить только после того, как тот попросит прощения за неосторожные слова;
• созидательная. При всем своем устрашающем облике и жестокости тэнгу нередко выступает как поборник справедливости: наказывает злых, хвастливых, бездушных, помогает преданным и верным. Никогда не остается в долгу, если ощущает заботу людей, а иногда даже спасает их.
Примечательно, что вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году правительство Японии отправляло им официальные прошения освободить провинции, через которые проезжал сёгун – полководец или правитель. Возможно, поэтому японские матери, как и в давние времена, продолжают пугать непослушных детей: «Вот придет тэнгу и утащит тебя в лес!»
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Небесная собака Википедия
Тэнгу (яп. 天狗 — буквально «Небесная собака»; китайск.: Тянь-хоу) — существо из японских поверий. В японских верованиях тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой.
История
Как и многие другие персонажи японского фольклора, тэнгу происходят из Китая. В Китае эти существа изображались похожими на лисиц с белой головой. Им приписывались способности отвращать беды, а также отпугивать разбойников лаем. Так же называлось злое божество, живущее на Луне. Наконец, то же слово означало особые звёзды, падающие с треском и блеском. Вскоре образ лисособаки начал изменяться под действием способности тэнгу летать. В «Собрании стародавних историй» (Кондзяку моногатари) появившемся в 12 веке, тэнгу предстал в образе сокола, обитающего в кронах старых деревьев. Ему приписывалась способность своими чарами всячески смущать людей. В том же произведении можно найти множество указаний на то, что буддийские монахи пытались использовать силу тэнгу в своих целях. Один из них даже смог вылечить императора, однако был изгнан, когда вскрылась его связь с тэнгу. Считалось что хотя тэнгу и обладают значительным могуществом, блага, принесённые их колдовством, в будущем непременно обернутся неприятностями. Поэтому допустимо обращаться за помощью к будде, но следует воздержаться от контактов с тёмными силами наподобие тэнгу. Более того, монахи заручившиеся поддержкой тёмных сил, сами стали считаться тэнгу, принявшими человеческий облик. В первую очередь с тэнгу стали отождествлять ямабуси, чему способствовало мнение о том, что настоящий ямабуси обязательно умеет летать.[1]
Отождествление тэнгу с монахами повлияло на образ типичного тэнгу. Примерно с 12 века он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Благодаря такому учителю, воины с легкостью побеждали простых смертных. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением ками гор, порою выступая противниками буддийского учения. Со временем эта враждебность исчезла и тэнгу превратились в защитников любых святилищ и в первую очередь горных. Тем не менее, ими по-прежнему пугают маленьких детей.[1]
Общее описание
Тэнгу любит чистоту, не терпит близости людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом, или изображая треск срубленных деревьев. По народным поверьям, после смерти злой или гордый человек может превратиться в тэнгу.
Тэнгу приписывают экстраординарные физические способности и навыки владения холодным оружием. Изредка они служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Также благородные тэнгу выступают защитниками святых людей и храмов. Однако чаще тэнгу — это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить людям. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам.
Тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы.
Тэнгу в сказках
Несмотря на то, что тэнгу обладает крыльями, в сказках он летает с помощью взмахов волшебного веера.
В легенде конца XI века утаскивает в горы хозяина озера — дракона, чтобы тот умер от жажды. Спасает дракона буддийский монах. Тэнгу любит селиться в старых деревьях с искривлёнными стволами. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну, в которой жил Тэнгу, умерли.
Виды тэнгу
Карасу тэнгу
Котэнгу, «ворон» тэнгу, младший тэнгу
Древняя форма тэнгу, изображаемый как злое, похожее на ворону существо. Обладал телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, крыльями и когтями. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но, оставшись в живых, они возвращались домой слабоумными. Также могут манипулировать судьбой человека.
Ямабуси тэнгу
Даитэнгу, горный монах-отшельник тэнгу
Тэнгу, ставший за свою жизнь более похожим на человека внешне и взявший на себя роль защитника в делах людей. Тэнгу может превратиться в мужчину, женщину, или ребёнка, но его основная ипостась — босой странствующий пожилой отшельник, монах-ямабуси с чрезвычайно длинным носом.
Примечания
- ↑ 1 2 А А Накорчевский Япония Синто глава 8 О-бакэ: чудища, оборотни и привидения
Литература
wikiredia.ru
«Небесные собаки» тэнгу — Альтернативный взгляд Salik.biz
Тэнгу (от китайского «тянь-хоу») означает «небесная собака». В японских преданиях это существо предстает в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, с посохом или мечом в руке, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси ), ему также приписывают невероятные физические способности и навыки обращения с холодным оружием. Изредка благородные тэнгу служат наставниками в искусстве войны и стратегии тем людям, которых считают достойными; выступают защитниками святых людей и храмов.
Однако чаще всего тэнгу – это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить жителям городов и сел. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам. Хотя они и презирают гордость и высокомерие, очень часто сами страдают теми же недостатками. Предметы, которые зачастую связывают с тэнгу, включают в себя сякудзё – посох с кольцом на конце, используемый в магических или физических сражениях; токин – странной формы шапку; веер хаутива, который может быть сделан либо из листьев, либо из перьев. Считается, что этот веер способен вызывать сильный ветер.
Первые сведения о тэнгу относятся к VIII веку. В хронике «Нихонги» («Анналы Японии», 720 год) рассказывалось, что в 637 году по небу с востока на запад пролетела «большая звезда», а вслед за ней последовал страшной силы звук. В те времена люди говорили, что это лаяла тэнгу – «небесная собака», а голос ее был подобен грому. Однако при описаниях существа в последующие эпохи сходство с собакой упоминалось все реже, в результате чего оно становилось все больше похожим на птицу. Известный сегодня вид тэнгу сформировался, вероятно, в эпоху Камакура (1185–1333), когда его изображения получили большую популярность и были объединены в особую художественную серию.
Начиная с XII века японцы стали считать тэнгу наиболее коварным лесным духом – ёкаем. Он обитает на высоких деревьях, как правило, на старых соснах или криптомериях (японские кедры). Вид у него поистине грозен: красное лицо, густые ниспадающие белые волосы, длинный нос, похожий на клюв, тело покрыто шерстью, как у ямаину (волка или одичавшей собаки), на спине два небольших крыла, когти длинные и острые, как гвозди. Такие представления и сформировали типичный облик японского тэнгу.
Примерно со второй половины XII века он уже предстает перед нами в облике ямабуси с характерной для их облачения крохотной шапочкой, которая крепится с помощью шнурков на почти бритом лбу аскета, с крыльями за спиной, посохом или мечом в руке. В более поздних источниках распространение получило представление о том, что неправедные буддийские монахи после смерти превращаются в тэнгу и становятся похожими на воронов. Кроме того, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы, не познавший истины священник или лжец, использующий веру в своих целях. А вот совершивший определенное количество добрых дел тэнгу может переродиться и принять человеческий облик. Таким образом, к концу XIV века сформировались два основных вида тэнгу – карасу тэнгу и ямабуси тэнгу.
Карасу, или ворон-тэнгу, – очень злое, похожее на ворону существо. Обладает телом человека, у него крючковатое лицо, маленькая голова, крылья и когти. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но те, кто оставался в живых, возвращались домой безумными.
Ямабуси тэнгу – горный монах-отшельник, тэнгу, ставший за столетия более похожим на человека внешне и взявший на себя обязанность защитника в делах людей. Тэнгу может превратить себя в мужчину, женщину или ребенка, но его основной образ предстает в виде блуждающего босого пожилого отшельника, горного монаха ямабуси. Более того, в письменных памятниках, датированных после XIV века, появилась даже иерархия, которая классифицировала тэнгу и представляла его с человеческой головой и длинным носом.
В XV веке тэнгу отводится все более позитивная роль. В многочисленных легендах рассказывается о том, что лучшие мастера боевых искусств Японии получали свое исключительное знание и умение непосредственно от этих существ, что позволяло им с легкостью побеждать простых смертных. Постепенно тэнгу начинает восприниматься и как зримое воплощение дотоле невидимых гор. В такой ипостаси его порой считали врагом буддийских верований, который, противясь распространению чужеземной веры, сбивал монахов с истинного пути, а то и просто их похищал.
Вскоре, однако, эта враждебность постепенно сменяется новым образом: тэнгу отныне считается местным покровителем и защитником всех святилищ, особенно находящихся в горах. В качестве примера сложившихся к XV веку представлений о тэнгу можно привести защитный амулет известнейшего монастыря школы тайного эзотерического буддизма Сингон на горе Коя, на котором изображена «небесная собака». Талисман интересен еще и тем, что на одном рисунке запечатлен исконный облик тэнгу – в виде лисособаки, и новый, обретенный в Японии, – в виде крылатого ямабуси.
Маски тэнгу, а то и полнофигурные скульптурные изображения можно обнаружить при входе в горные святилища Японии и в наши дни. Свирепостью своего вида они должны отваживать всякую нечистую силу и злобных духов.
Однако нельзя сказать, что в XV веке тэнгу окончательно превратились в этаких верных и примерных стражей ками и будд. Уже в XVI веке японцы стали полагать, что тэнгу являются отшельниками и любят селиться в старых деревьях с искривленными стволами или в горах, по другой версии – все они живут в отдельных колониях под предводительством одного лидера. Считалось, что эти существа входят в своеобразный союз, предполагающий разделение на главных и подчиненных. Повелитель всех тэнгу Соджобо изображается с длинным носом и ниспадающими белыми волосами.
Титулованные главы союза носят красные одеяния, на голове у них – маленькая шапочка, а в правой руке – веер из перьев. Они живут на самых высоких деревьях, откуда зорко следят как за своими подчиненными, так и за людьми. Рядовые тэнгу должны во всем им подчиняться и по первому зову старших лететь туда, куда прикажут. Из-за этого их даже прозвали коппа тэнгу («тэнгу, похожие на листочки»).
Предполагается, что образ современного тэнгу окончательно сформировался в конце XVI – начале XVII века. С этого времени волшебные существа окончательно наделены такими чертами: они любят чистоту, не терпят приближения людей, морочат и пугают лесорубов и путников в горах. Кроме того, ревностно относятся ко всему, что считают своим: в случае посягательства на личную собственность не останавливаются ни перед чем. В префектуре Сайтама бытовала легенда о юноше, который не поверил рассказам о прилетающем на сосну тэнгу и срубил ее. Той же ночью тот сам пожаловал в его дом и отрубил юноше пенис, а затем повесил свою добычу на отрубленную часть сосны. Когда же спустя годы полусгнившее дерево срубили, все, кто принимал в этом участие, умерли.
Согласно преданию, тэнгу наделен огромной силой. Он может принимать вид человека (ребенка, женщины, старика) или обернуться зверем, чаще всего барсуком (тануки) или лисой (кицунэ). Но его истинную сущность всегда выдает тень. Тэнгу побеждает, используя либо магическую силу, либо благодаря превосходству над человеком, который осмелился бросить ему вызов: после поражения несчастный появляется в виде черной птицы – раненой или мертвой.
В представлении японцев тэнгу зачастую ассоциируется со звуками. Всякого рода слуховые галлюцинации было принято относить на его счет и называть тэнгу даоси («тэнгу одолевают», «тэнгу разрушают»). К тэнгу даоси относились все способы его воздействия на человека звуком: в лесу внезапно раздавался громкий страшный смех или возникало ложное ощущение, что кто-то совсем рядом рубит дерево. По звукам можно определить и настроение существа: когда оно пребывает в радости, его смех разносится по всей округе, а когда оно в печали – слышится страшный гром и дикие крики, повергающие людей в ужас и смятение. Воздействие на людей звуком со стороны тэнгу столь же значительно, как и его поступки. Тэнгу даоси вызывает панический страх, нервные расстройства и даже безумие.
Как уже говорилось, в японской народной традиции тэнгу имеет несколько функций:
охранительная. В ряде случаев тэнгу ассоциируется с богом горы – Яма-но ками. В представлении японцев тэнгу, как бог горы, был властителем огня и пожара. Считалось, что он может наказать тех, кто неуважительно относится к природе, и даже испытать человека на его истинное отношение ко всему живому. Вместе с тем, тэнгу часто выступает как похититель взрослых, маленьких детей и даже драконов, поэтому его называют ками-каруси, то есть «бог-похититель»;функция домового. В отличие от других подобных существ, тэнгу не заботливый и бережливый домовой-хозяин, а некий призрак, вселяющий страх и неуверенность. Он может появляться в виде неказистого карлика, одетого в черный охотничий костюм, с лицом, закрытым полотенцем, а затем вдруг исчезнуть. Может вывалить миску горячих бататов на голову хозяину или заставить меч зависнуть перед самым носом хвастливого гостя, преследовать беднягу и отступить только после того, как тот попросит прощения за неосторожные слова;созидательная. При всем своем устрашающем облике и жестокости тэнгу нередко выступает как поборник справедливости: наказывает злых, хвастливых, бездушных, помогает преданным и верным. Никогда не остается в долгу, если ощущает заботу людей, а иногда даже спасает их.Примечательно, что вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году правительство Японии отправляло им официальные прошения освободить провинции, через которые проезжал сёгун – полководец или правитель. Возможно, поэтому японские матери, как и в давние времена, продолжают пугать непослушных детей: «Вот придет тэнгу и утащит тебя в лес!»
salik.biz
«Небесные собаки» тэнгу - Домовые, русалки и другие загадочные существа (мифы. тайны. загадки) - Юрий Сергеевич Пернатьев - rutlib2.com
«Небесные собаки» тэнгу
Тэнгу (от китайского «тянь-хоу») означает «небесная собака». В японских преданиях это существо предстает в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, с посохом или мечом в руке, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), ему также приписывают невероятные физические способности и навыки обращения с холодным оружием. Изредка благородные тэнгу служат наставниками в искусстве войны и стратегии тем людям, которых считают достойными; выступают защитниками святых людей и храмов.
Однако чаще всего тэнгу – это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить жителям городов и сел. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам. Хотя они и презирают гордость и высокомерие, очень часто сами страдают теми же недостатками. Предметы, которые зачастую связывают с тэнгу, включают в себя сякудзё – посох с кольцом на конце, используемый в магических или физических сражениях; токин – странной формы шапку; веер хаутива, который может быть сделан либо из листьев, либо из перьев. Считается, что этот веер способен вызывать сильный ветер.
Первые сведения о тэнгу относятся к VIII веку. В хронике «Нихонги» («Анналы Японии», 720 год) рассказывалось, что в 637 году по небу с востока на запад пролетела «большая звезда», а вслед за ней последовал страшной силы звук. В те времена люди говорили, что это лаяла тэнгу – «небесная собака», а голос ее был подобен грому. Однако при описаниях существа в последующие эпохи сходство с собакой упоминалось все реже, в результате чего оно становилось все больше похожим на птицу. Известный сегодня вид тэнгу сформировался, вероятно, в эпоху Камакура (1185–1333), когда его изображения получили большую популярность и были объединены в особую художественную серию.
Начиная с XII века японцы стали считать тэнгу наиболее коварным лесным духом – ёкаем. Он обитает на высоких деревьях, как правило, на старых соснах или криптомериях (японские кедры). Вид у него поистине грозен: красное лицо, густые ниспадающие белые волосы, длинный нос, похожий на клюв, тело покрыто шерстью, как у ямаину (волка или одичавшей собаки), на спине два небольших крыла, когти длинные и острые, как гвозди. Такие представления и сформировали типичный облик японского тэнгу.
Примерно со второй половины XII века он уже предстает перед нами в облике ямабуси с характерной для их облачения крохотной шапочкой, которая крепится с помощью шнурков на почти бритом лбу аскета, с крыльями за спиной, посохом или мечом в руке. В более поздних источниках распространение получило представление о том, что неправедные буддийские монахи после смерти превращаются в тэнгу и становятся похожими на воронов. Кроме того, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы, не познавший истины священник или лжец, использующий веру в своих целях. А вот совершивший определенное количество добрых дел тэнгу может переродиться и принять человеческий облик. Таким образом, к концу XIV века сформировались два основных вида тэнгу – карасу тэнгу и ямабуси тэнгу.
Карасу, или ворон-тэнгу, – очень злое, похожее на ворону существо. Обладает телом человека, у него крючковатое лицо, маленькая голова, крылья и когти. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но те, кто оставался в живых, возвращались домой безумными.
Ямабуси тэнгу – горный монах-отшельник, тэнгу, ставший за столетия более похожим на человека внешне и взявший на себя обязанность защитника в делах людей. Тэнгу может превратить себя в мужчину, женщину или ребенка, но его основной образ предстает в виде блуждающего босого пожилого отшельника, горного монаха ямабуси. Более того, в письменных памятниках, датированных после XIV века, появилась даже иерархия, которая классифицировала тэнгу и представляла его с человеческой головой и длинным носом.
В XV веке тэнгу отводится все более позитивная роль. В многочисленных легендах рассказывается о том, что лучшие мастера боевых искусств Японии получали свое исключительное знание и умение непосредственно от этих существ, что позволяло им с легкостью побеждать простых смертных. Постепенно тэнгу начинает восприниматься и как зримое воплощение дотоле невидимых гор. В такой ипостаси его порой считали врагом буддийских верований, который, противясь распространению чужеземной веры, сбивал монахов с истинного пути, а то и просто их похищал.
Вскоре, однако, эта враждебность постепенно сменяется новым образом: тэнгу отныне считается местным покровителем и защитником всех святилищ, особенно находящихся в горах. В качестве примера сложившихся к XV веку представлений о тэнгу можно привести защитный амулет известнейшего монастыря школы тайного эзотерического буддизма Сингон на горе Коя, на котором изображена «небесная собака». Талисман интересен еще и тем, что на одном рисунке запечатлен исконный облик тэнгу – в виде лисособаки, и новый, обретенный в Японии, – в виде крылатого ямабуси.
Маски тэнгу, а то и полнофигурные скульптурные изображения можно обнаружить при входе в горные святилища Японии и в наши дни. Свирепостью своего вида они должны отваживать всякую нечистую силу и злобных духов.
Однако нельзя сказать, что в XV веке тэнгу окончательно превратились в этаких верных и примерных стражей ками и будд. Уже в XVI веке японцы стали полагать, что тэнгу являются отшельниками и любят селиться в старых деревьях с искривленными стволами или в горах, по другой версии – все они живут в отдельных колониях под предводительством одного лидера. Считалось, что эти существа входят в своеобразный союз, предполагающий разделение на главных и подчиненных. Повелитель всех тэнгу Соджобо изображается с длинным носом и ниспадающими белыми волосами.
Титулованные главы союза носят красные одеяния, на голове у них – маленькая шапочка, а в правой руке – веер из перьев. Они живут на самых высоких деревьях, откуда зорко следят как за своими подчиненными, так и за людьми. Рядовые тэнгу должны во всем им подчиняться и по первому зову старших лететь туда, куда прикажут. Из-за этого их даже прозвали коппа тэнгу («тэнгу, похожие на листочки»).
Предполагается, что образ современного тэнгу окончательно сформировался в конце XVI – начале XVII века. С этого времени волшебные существа окончательно наделены такими чертами: они любят чистоту, не терпят приближения людей, морочат и пугают лесорубов и путников в горах. Кроме того, ревностно относятся ко всему, что считают своим: в случае посягательства на личную собственность не останавливаются ни перед чем. В префектуре Сайтама бытовала легенда о юноше, который не поверил рассказам о прилетающем на сосну тэнгу и срубил ее. Той же ночью тот сам пожаловал в его дом и отрубил юноше пенис, а затем повесил свою добычу на отрубленную часть сосны. Когда же спустя годы полусгнившее дерево срубили, все, кто принимал в этом участие, умерли.
Согласно преданию, тэнгу наделен огромной силой. Он может принимать вид человека (ребенка, женщины, старика) или обернуться зверем, чаще всего барсуком (тануки) или лисой (кицунэ). Но его истинную сущность всегда выдает тень. Тэнгу побеждает, используя либо магическую силу, либо благодаря превосходству над человеком, который осмелился бросить ему вызов: после поражения несчастный появляется в виде черной птицы – раненой или мертвой.
В представлении японцев тэнгу зачастую ассоциируется со звуками. Всякого рода слуховые галлюцинации было принято относить на его счет и называть тэнгу даоси («тэнгу одолевают», «тэнгу разрушают»). К тэнгу даоси относились все способы его воздействия на человека звуком: в лесу внезапно раздавался громкий страшный смех или возникало ложное ощущение, что кто-то совсем рядом рубит дерево. По звукам можно определить и настроение существа: когда оно пребывает в радости, его смех разносится по всей округе, а когда оно в печали – слышится страшный гром и дикие крики, повергающие людей в ужас и смятение. Воздействие на людей звуком со стороны тэнгу столь же значительно, как и его поступки. Тэнгу даоси вызывает панический страх, нервные расстройства и даже безумие.
Как уже говорилось, в японской народной традиции тэнгу имеет несколько функций:
• охранительная. В ряде случаев тэнгу ассоциируется с богом горы – Яма-но ками. В представлении японцев тэнгу, как бог горы, был властителем огня и пожара. Считалось, что он может наказать тех, кто неуважительно относится к природе, и даже испытать человека на его истинное отношение ко всему живому. Вместе с тем, тэнгу часто выступает как похититель взрослых, маленьких детей и даже драконов, поэтому его называют ками-каруси, то есть «бог-похититель»;
• функция домового. В отличие от других подобных существ, тэнгу не заботливый и бережливый домовой-хозяин, а некий призрак, вселяющий страх и неуверенность. Он может появляться в виде неказистого карлика, одетого в черный охотничий костюм, с лицом, закрытым полотенцем, а затем вдруг исчезнуть. Может вывалить миску горячих бататов на голову хозяину или заставить меч зависнуть перед самым носом хвастливого гостя, преследовать беднягу и отступить только после того, как тот попросит прощения за неосторожные слова;
• созидательная. При всем своем устрашающем облике и жестокости тэнгу нередко выступает как поборник справедливости: наказывает злых, хвастливых, бездушных, помогает преданным и верным. Никогда не остается в долгу, если ощущает заботу людей, а иногда даже спасает их.
Примечательно, что вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году правительство Японии отправляло им официальные прошения освободить провинции, через которые проезжал сёгун – полководец или правитель. Возможно, поэтому японские матери, как и в давние времена, продолжают пугать непослушных детей: «Вот придет тэнгу и утащит тебя в лес!»
rutlib2.com
Небесная собака — ориджинал
Яша вприпрыжку пробежался по лестнице вниз. Русые, взлохмаченные волосы весело подпрыгивали на каждой ступеньке. Причина так бежать у восьмилетнего мальчугана была – еще бы, ведь он с друзьями собирался объявить войну соседнему двору. Он радостно выбежал во двор… но там отчего-то никого не было. «Понятно, они просто еще не вышли! Надо подождать»- подумал Яша и начал ходить по пустому двору. Тяжелые, свинцовые тучи низко бежали по небу – мама говорит, что скоро выпадет первый снег. Все листья уже опали, и деревья стоят голые. Под ногами хлюпает грязь. Яша прошел уже несколько раз весь двор, а ребят не было. Тогда он решил пойти к старому большому дубу, росшему на углу двора. Все лето его осаждали взрослые мальчишки, младше двенадцати никого не было – не доставали до нижних веток. Яша внимательно осмотрел дерево, уважительно взглянул на ствол, в котором с легкостью бы поместилось бы несколько яш. Но время шло, а никто так и не появлялся. Огорченный, он хотел уже было пойти домой, как вдруг увидел большую собаку. Большая, ростом с самого Яшу, очень пушистая, с длинной, кипенно-белой шерстью собака стояла у самого Яшиного подъезда. Она, не отрываясь, смотрела на мальчика. Яша удивился – за все свои восемь лет жизни он никогда не видел такой собаки. Ему вдруг захотелось погладить эту собаку. Он медленно пошел к ней – нет, он не боялся, наоборот, мальчик не хотел спугнуть удивительное животное. Однако животное вовсе не думало уходить. Тогда, осмелев, Яша протянул руку к белой мордочке. Ему вдруг показалось, что такая удивительная собака вдруг зарычит, оскалится и убежит, станет обычной дворняжкой. Но белая собака и не думала убегать, напротив, когда рука мальчика в нерешительности остановилась у самого носа, она сама ткнулась ему в руку. - Я назову тебя Снежкой,- прошептал Яша. Снежка согласно наклонила голову.***
С тех пор для Яши началась новая жизнь. Каждый день он в одно и то же время выходил во двор, где его всегда уже ждала Снежка. Яша не удивлялся тому, что Снежка всегда его ждала на одном месте, что у нее был всегда серьезный, разумный взгляд, и что когда они со Снежкой гуляют, то никого вокруг нет. Она была словно бы из сказки, а у сказки свои правила, которые нельзя нарушать, такое могут позволить себе только взрослые. Дети – никогда. Снежка водила его за собой, и Яша послушно шел за ней. Он рассказывал ей о себе, и собака внимательно его слушала, прикрывала глаза, когда было страшно, рычала, когда Яша рассказывал о своей первой драке, когда ему разбили нос, и сочувственно клала голову на колени, когда он рассказывал о чем-то плохом. Порой они проводили несколько дней подряд, молча, просто гуляя вместе и сидя на лавочке рядом. Так, вместе, они провели две с половиной недели.А снег все не шел.
***
В этот день они снова гуляли. Однако Яша заметил, что Снежка изменилась – она стала более беспокойной, часто крутила мордой, словно что-то искала взглядом. Яша подвел ее к дубу, сел у подножия, притянул к себе, заглянул в серьезные, как всегда, но тревожные глаза и спросил:- В чем дело, Снежка? Что случилось?В ответ Снежка внезапно заскулила, закрутила пушистой мордочкой и вдруг завыла – протяжно, тоскливо. Испугавшийся Яша попытался успокоить ее, но она не успокаивалась. Она выла все сильнее, громче, едва не кричала. Яша перепугался не на шутку. На особенно высокой ноте Снежка вдруг вскочила, завертелась на одном месте, и внезапно рванулась прочь. - Снежка, нет! Стой!Но куда там! Мальчик попытался догнать собаку, но едва она скрылась за углом, как исчезла непонятно куда. Яша бегал, кричал, плакал, но Снежки не было нигде. Когда Яша наконец вернулся домой, весь в слезах и грязи, мама кинулась к нему, но Яша убежал к себе. Утром, когда он встал, заплаканный, и подошел к окну, то увидел, что все вокруг засыпано снегом. Первые сугробы заполонили двор. Они были большие и белые, как Снежка.
Яша сидел на земле и рисовал на сугробе Снежку. Ему было очень грустно. Куда же она делась? - Привет, малыш! Чего ты такой грустный? Вокруг же все в снегу! В первом снегу!- раздался веселый молодой женский голос над его головой.- Я потерял собаку,- не оборачиваясь, угрюмо ответил он.Рядом раздался шорох – жен… нет, это девушка. Девушка присела рядом с ним:- Расскажи мне о ней,- попросила она, и Яша, неожиданно для себя самого, все рассказал. Девушка внимательно слушала. Когда мальчик закончил, она некоторое время помолчала, а потом сказала:- Знаешь, а когда я была маленькая, то ко мне тоже приходила такая собака. Я называла ее Пушей. Когда она вдруг ушла, я очень сильно огорчилась,- прямо как ты – и тогда ко мне тоже подошла женщина. Она спросила меня: «Почему ты плачешь?». Я сказала. И тогда эта женщина рассказала мне о небесных собаках.- О небесных собаках? - широко раскрыл глаза Яша.- Да, о них. Та женщина сказала, что высоко-высоко живут чудесные собаки, порой их принимают за облака. Но они не всегда там живут, на зиму они спускаются вниз. Твоя Снежка – как раз такая собака.- Но почему она ушла?- с обидой спросил Яша.- Она вовсе не ушла. Видишь снег? Это как раз она. Поэтому так долго не было снега – она была с тобой. И поэтому она потом стала такая беспокойная – ей надо было стать снегом. И тебе не нужно огорчаться – она теперь будет с тобой всегда рядом. Всю зиму.- Правда?- обрадовано и немного недоверчиво переспросил Яша.- Правда-правда,- улыбнулась девушка.Яша поднялся на ноги, немного постоял, а потом вдруг широко улыбнулся, засмеялся, начал бегать и кружится. А девушка встала, и улыбка застыла на ее лице. Она невидяще смотрела вперед и шептала:- Да, она превратится в снег и будет с тобой. Но я не сказала главное - весной снег тает…Девушка сгорбилась и пошла домой, продолжая шептать:- Каждую зиму одна небесная собака спускается на землю, и выпадает снег. Но, пока есть время, она ищет хозяина. Своего хозяина она наделяет даром… интересно, какой достался тебе, малыш? И сможешь ли ты сохранить его? Я вот стала художником,- тут она оглянулась на Яшу – он продолжал бегать по снегу, счастливо смеясь – и мягко, но немного грустно улыбнулась,- Нет, про то, что весной его Снежка исчезнет, я говорить не буду. Пусть он будет счастлив…Девушка решительно развернулась и пошла домой – там ее ждала незаконченная картина. А за ее спиной бегал восьмилетний мальчик, который не знал, что все сказки тают, когда восходит солнце.
ficbook.net