Собаки поводыри — история службы. История собак поводырей


История службы собак-поводырей - Коррекционная школа

История службы

собак-поводырей

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света. Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один - в Италию, а еще один - в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей.

Собак-поводырей, или проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.

Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется "своим умом". Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович - первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович).

Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего.

В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Несколько лет назад она ушла из жизни. Но во многом благодаря ей продолжается наша работа.

Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет. Увеличилось и количество квалифицированного персонала. Грянувший кризис повлек за собой сокращения и уменьшение масштабов работы. Но организация смогла пережить это сложное время и продолжает успешно работать.

Подготовка собак для людей с ограниченными возможностями оказалась настолько востребованной, что в 1999 году в Москве образовалась новая организация. Основой ее коллектива стали дрессировщики много лет проработавшие в школе ВОС. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация была зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации -  АНО "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Сегодня центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей, а также подготовкой собак-терапевтов и проведением реабилитационных занятий по канис-терапии для детей с особенностями развития. 

В 2012 году организация обосновалась в городе Железнодорожный, Балашихинского района. Здесь находится база, где проходит тренировка собак-поводырей, а также администрация центра.В 2015 году Центр «Собаки-помощники инвалидов» стал членом Международной ассоциации школ собак-поводырей. 

Основной деятельностью центра сохранилась традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.Со времени своего появления до наших дней собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Школы, занимающиеся подготовкой собак поводырей, существуют во многих странах. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю.

multiurok.ru

Собаки поводыри - история службы

Собака издавна была преданным другом и защитником человека. Незрячие люди еще несколько веков назад начали использовать собак в качестве помощников и поводырей. Первую службу по их подготовке создал Йохан Клейн в Вене, советы по тренировке собак он опубликовал в книге в 1819 году.

Первая мировая война оставила множество сильных мужчин без зрения. В Германии было решено помочь им снова адаптироваться в обществе, для чего был создана школа собак-поводырей, поддерживаемая Красным Крестом.

Американский кинолог Дороти Юстис изучила опыт работы немецких коллег и написала о нем в газете. Впоследствии она оказала поддержку при организации в Нью-Джерси школы собак для незрячих, у истоков которой стоял эмигрант из России Н.Ляхов.

В Советском Союзе активная подготовка собак-поводырей началась после Великой Отечественной войны. Это было связано с необходимостью обеспечить свободу передвижения большому количеству солдат, потерявших зрение во время военных действий, помочь им продолжить трудиться. В 1947 году были подготовлены первые собаки, которые стали проводниками инвалидов войны.

Однако, Центральная республиканская школа, в которой осуществлялась тренировка собак, появилась лишь в 1960 году. Работали в ней кинологи, которые до этого дрессировали собак для фронта. Собаки использовались во время войны для поиска мин, перевозки раненых, доставки орудий. Хотя это были совершенно иные виды деятельности, кинологи смогли привнести мой бесценный опыт подготовки животных для реальных условий.

Первая резиденция школы была в Вешняках, затем она переехала в поселок Купавна в Подмосковье, где работает до сегодняшнего дня. Возглавил Школу при создании Орехов Н.Е., с которым работали видные кинологи, заложившие традиции школы: Гненков Н.С., Куприянов А.Л., Латушкин Н.А., Ушкова Е., Рыбкин М., Макеенко Т. и другие.

Школа развивалась и росла. Холодные вольеры и здание конторы были модернизированы в современные добротные помещения для собак и хорошо оснащенный офис. Была модернизирована также методика подготовки собак-поводырей, учитывались потребности и пожелания инвалидов, опыт работы, зарубежные методы работы. Многие работники Школы стали были настоящими энтузиастами, например, Бочковская С.П., которая разработала и возглавила множество проектов.

В Школе готовились собаки для всего Советского Союза, ежегодно слепым передавалось около сотни поводырей. Тем не менее, она не могла обеспечить собаками всех нуждающихся, инвалидам приходилось ждать своей очереди годами.

После распада СССР финансовое положение Школы пошатнулось, штат сотрудников был сокращен, многие покинули организацию по собственному желанию. Сегодня дела Школы поправились, но число тренируемых собак уменьшилось. Незрячие получают собак, подготовленных здесь, через Фонд Социального Страхования.

В стране были созданы и другие центры подготовки собак: центр “Собаки – помощники инвалидов” в Москве, продолжающий свою деятельность; организация «Напарник» в Екатеринбурге, которая вынуждена была закрыться из-за отсутствия финансирования, а также другие.

Слепые остро нуждаются в помощи собак-поводырей. Для них эти животные являются главным инструментом социальной адаптации, верным другом, психологической поддержкой. К сожалению, обеспечить всех поводырями существующие центры подготовки собак не в силах.

www.zoopicture.ru

История службы собак-поводырей - Коррекционная школа

История службы

собак-поводырей

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света. Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один - в Италию, а еще один - в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей.

Собак-поводырей, или проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.

Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется "своим умом". Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович - первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович).

Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего.

В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Несколько лет назад она ушла из жизни. Но во многом благодаря ей продолжается наша работа.

Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет. Увеличилось и количество квалифицированного персонала. Грянувший кризис повлек за собой сокращения и уменьшение масштабов работы. Но организация смогла пережить это сложное время и продолжает успешно работать.

Подготовка собак для людей с ограниченными возможностями оказалась настолько востребованной, что в 1999 году в Москве образовалась новая организация. Основой ее коллектива стали дрессировщики много лет проработавшие в школе ВОС. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация была зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации -  АНО "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Сегодня центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей, а также подготовкой собак-терапевтов и проведением реабилитационных занятий по канис-терапии для детей с особенностями развития. 

В 2012 году организация обосновалась в городе Железнодорожный, Балашихинского района. Здесь находится база, где проходит тренировка собак-поводырей, а также администрация центра.В 2015 году Центр «Собаки-помощники инвалидов» стал членом Международной ассоциации школ собак-поводырей. 

Основной деятельностью центра сохранилась традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.Со времени своего появления до наших дней собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Школы, занимающиеся подготовкой собак поводырей, существуют во многих странах. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю.

multiurok.ru

Собака-поводырь • ru.knowledgr.com

Собаки-поводыри - собаки помощи, обученные побеждать слепых и слабовидящих людей вокруг препятствий.

Хотя собаки могут быть обучены провести различные препятствия, они частично (красно-зеленые) страдающий дальтонизмом и не способны к интерпретации уличных знаков. Человеческая половина команды собаки-поводыря делает направление, основанное на навыках, приобретенных посредством предыдущего обучения подвижности. Укладчик мог бы быть уподоблен навигатору самолета, который должен знать, как добраться от одного места до другого, и собака - пилот, который получает их там безопасно.

В нескольких странах собаки-поводыри, наряду с большей частью обслуживания и слышащих собак, освобождены от инструкций против присутствия животных в местах, таких как рестораны и общественный транспорт.

История

Ссылки на дату собак-поводырей, по крайней мере, еще середина 16-го века; вторая линия популярного алфавита стиха «A была Стрельцом», обычно «B, был Слепой/Во главе с собака». В романе стиха 19-го века Аврора Ли Браунингом Элизабет Барретт, замечаниями заглавного героя, «Слепой идет везде, где собака тянет / И таким образом, я ответил».

Первые стаи дрессировки собак-поводырей были основаны в Германии во время Первой мировой войны, чтобы увеличить подвижность возвращающихся ветеранов, которые были ослеплены в бою, но интерес к собакам-поводырям за пределами Германии не становился широко распространенным до Дороти Харрисон, которую Юстис, американский заводчик собак, живущий в Швейцарии, написал рассказу очевидца о стае дрессировки собак-поводырей в Потсдаме, Германия, которая была издана на Почте вечера субботы в 1927. Ранее тот же самый год, американский сенатор Томас Д. Шалл Миннесоты был соединен с собакой-поводырем, импортированной из Германии, но движение собаки-поводыря не утверждалось в Америке, пока Нашвильский житель Моррис Франк не возвратился из Швейцарии, будучи обученным с одной из собак Юстиса, немецкой овчарки женского пола по имени Бадди. Франк и Бадди предприняли тур рекламы, чтобы убедить американцев в способностях собак-поводырей и потребности позволить людям с доступом собак-поводырей к общественному транспорту, отелям и другим областям, открытым для общественности. В 1929 Юстис и Франк соучредил Глаз Наблюдения в Нашвилле, Теннесси (перемещенный в 1931 в Нью-Джерси).

Первые собаки-поводыри в Великобритании были немецкими овчарками. Четыре из них сначала были Вспышкой, Джуди, Метой и Безумием, кто был передан их новым владельцам, ветераны ослепили во время Первой мировой войны, 6 октября 1931 в Уолласи, Мерсисайд. Новым владельцем Джуди был Musgrave Frankland. В 1934 Собаки-поводыри для Слепой Ассоциации в Великобритании начали операцию, хотя их первый постоянный тренер был российским офицером, капитаном Николаем Лиэхофф, который переехал в Великобританию в 1933.

Исследование

Важные исследования поведения и учебных методов собак-поводырей были сделаны в 1920-х и 1930-х Джэйкобом фон Икскюллем и Эмануэлем Георгом Заррисом. Они изучили богатство собак-поводырей и ввели передовые методы дрессировки собак. Также были важные исследования в дискриминацию, испытанную людьми, которые используют собаки помощи и гид.

Породы

Вначале, тренеры начали признавать, какие породы произвели собак, наиболее подходящих для работы гида; сегодня, Золотистые ретриверы, лабрадоры и немецкие овчарки, наиболее вероятно, будут выбраны средствами собаки-поводыря, хотя другие породы, такие как Стандартные Пудели, Колли, Колли Границы, австралийские Пастухи, Стаффордширские Терьеры, Vizslas, Доберманы, Ротвейлеры, американские Терьеры Пит-буля, Боксеры, и эрдельтерьеры, могут также быть отобраны. Породы собаки-поводыря выбраны относительно высоты в плече, измеренном против длины ремня безопасности и высоты человека.

Кресты, такие как Золотистый ретривер / лабрадор (которые популярны из-за известной разведки обеих пород, трудовой этики и раннего созревания) и Labradoodles (Лабрадор/Пудели, разведенный, чтобы предоставить собакам меньше потери для тех с аллергиями на волосы или злость), также распространены.

Самая популярная порода, используемая глобально сегодня, является Лабрадором. Эта порода имеет хороший диапазон размера, легко сохранена из-за его короткого пальто, вообще здорова и имеет нежный, но согласный характер.

Доступность

Несмотря на инструкции или правила, которые лишают доступа к животным в ресторанах и других общественных местах во многих странах, собаки-поводыри и другие типы собак помощи защищены законом и поэтому могут сопровождать своих укладчиков большинство мест, которые открыты для общественности. Законы и постановления варьируются во всем мире:

  • В Соединенных Штатах американцы с законом о Нарушениях запрещают любой бизнес, правительственное учреждение или другую организацию, которая обеспечивает доступ к широкой публике от запрещения собак-поводырей. Однако религиозные организации не обязаны обеспечивать такой доступ. Имеют ли собаки-поводыри в обучении те же самые права, или не обычно падает на каждое правительство отдельного государства. Кроме того, закон о Справедливом решении жилищных вопросов требует, чтобы владельцы позволили арендаторам иметь собак-поводырей, а также другие типы животных помощи, в местах жительства, у которых обычно нет политики Домашних животных и что никакие дополнительные сборы не могут взиматься за таких арендаторов. Офис американского Министерства жилищного строительства и городского хозяйства Справедливого решения жилищных вопросов и Равных возможностей расследует жалобы от общественных опровержений утверждения запросов приемлемого жилья, включающих животных помощи.
  • В большинстве южноамериканских стран и Мексики, доступ собаки-поводыря зависит исключительно от доброжелательности владельца или менеджера. В более туристическо-тяжелых областях собаки-поводыри обычно приветствуются без проблем. В Бразилии, однако, 2006 федеральный декрет требует пособия собак-поводырей во всей общественности и открытый - к общественным местам. Метро Brasília развило программу, которая обучает собак-поводырей ехать на нем.
  • В Мальте закон 2000 о Равных возможностях заявляет, что незаконно предвзято относиться к человеку с ограниченными возможностями, которому нужны помощник, в этом случае, собака-поводырь. Несколько исключений - кухни ресторана, больница специальная опека, туалеты и помещение, где другие животные содержатся.
  • В Австралии закон 1992 о Дискриминации Нетрудоспособности защищает дрессировщиков собак-поводырей. У каждого государства и территории есть свои собственные законы, которые могут отличаться немного.
  • В Канаде собаки-поводыри разрешены где угодно, который разрешают широкой публике.
  • В Южной Корее незаконно лишить доступа к собакам-поводырям в любых областях, которые открыты для общественности. Нарушители оштрафованы за не больше, чем выигранные 2 миллиона.
  • У Собак-поводырей Португалии (Собаки Помощи) позволены где угодно, который разрешают широкой публике. Закон - Decreto-леи n.74/2007 - Устанавливают свои права.

Дискриминация

Поскольку некоторые философские школы в исламе полагают, что собаки в целом грязны, много мусульманских таксистов и сохранить владельцев отказались размещать клиентов, у которых есть собаки-поводыри, который привел к обвинениям в дискриминации против них. Однако в 2003 Совет по шариату, базируемый в Соединенном Королевстве, постановил, что запрет на собак не относится к используемым за работу гида.

Выгода владения собакой-поводырем

Шоу исследований, владеющее домашним животным или животным терапии, предлагает положительные эффекты в психологическом отношении, в социальном отношении, и физиологически. Собаки-поводыри особенно идут со множеством преимуществ и помощи во многих отношениях. Они вселяют слепому человеку больше веры, дружбы и безопасности. Ослепите людей, которые используют собак-поводырей, увеличили уверенность в движении о ежедневной жизни и успокоены постоянным другом. Товарищеские отношения, предлагаемые домашним животным, помогают уменьшить беспокойство, депрессию и одиночество. Поскольку поддержка предложения собак, безопасность и товарищеские отношения, стресс уменьшен, который в свою очередь улучшает сердечно-сосудистое здоровье. “Много исследований идентифицируют владение домашними животными как фактор в улучшенном выздоровлении от болезни и в улучшенном здоровье в целом”. Собаки-поводыри облегчают двигаться, приводя к человеку, получающему больше осуществления или идущему больше. Люди более готовы ездить по различным местам и чувствовать чувство независимости. Встреча людей и социализации легче, и люди, более вероятно, предложат слепую помощь человека, когда будет собака-поводырь. Собаки приводят к увеличенному взаимодействию с другими людьми. Собаки, как замечается, как «ледоколы» к разговору и чему-то говорят о. Во многих случаях собаки-поводыри предлагают судьбоносный опыт. Они более выгодны, чем длинные тростники, когда каждый находится в незнакомом месте. Собака направляет правильный путь, вместо того, чтобы ткнуть вокруг удивления, если Вы могли бы врезаться во что-то. Собаки-поводыри делают опыт неизвестного большим количеством расслабления. Получение от пункта A до пункта B, используя собаку-поводыря намного быстрее и более безопасно. Владельцы собак-поводырей разделяют специальную связь со своей собакой. Многие сообщают, что собака - член семьи, и пойдите к их собаке для комфорта и поддержки. Собака не замечена как служебная собака, но больше как лояльный друг.

См. также

  • Собака помощи
  • Ведите лошадь
  • Список стай собак-поводырей
  • Служебная собака
  • Белый тростник

Внешние ссылки

  • Международная федерация собаки-поводыря
  • Справочник Assistance Dog International организаций членства
  • Юридическая информация о служебных животных в Соединенных Штатов

ru.knowledgr.com

Истории тех, кто стал глазами незрячих » Саквояж

Выпускниками единственной в России школы подготовки собак-проводников в подмосковной деревне Чёрное ежегодно становятся более 60 спутников для незрячих людей. Всего же за свою более чем полувековую историю школа обучила более 4 тысяч собак.

Пёс и хозяин обычно становятся друзьями на всю жизнь. Но случается и так, что проводники за свою работу получают тумаки.

Ибис

Лабрадор Ибис — трёхлетний пёс-проводник. Больше всего на свете он любит сыр и людей. Чтобы стать собакой-проводником, он много работал, проходил серьёзный отбор.

Когда он был ещё щенком, в вольер, где он жил с матерью и братьями, зашёл человек. Ибис испугался лишь в первое мгновение, а после пошёл на разведку. Обнюхал незнакомца и решил, что ему можно доверять. Первый экзамен пройден.

Человек стал приходить каждый день. Он стучал у уха щенка ложкой по металлической миске, хлопал в ладоши. Сначала тихо, потом всё сильнее и сильнее. Ибис не боялся. Он с интересом прислушивался к новым звукам, ждал: что же дальше.

В вольер стали заходить другие люди, их визиты нисколько не смущали Ибиса.  

— Главное для собаки-проводника — ничего не бояться: ни толпы людей, ни грозы, ни гремящего поезда, — говорит инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — Порядка 20% щенков, которые у нас рождаются, не проходят испытания, и мы их продаём. Чаще всего компаньонами незрячих становятся лабрадоры — до 85% всех собак, остальные — это ретриверы и немецкие овчарки.

Когда Ибис подрос, его стали выводить на тренировочную площадку. Там вместе с инструктором он занимался каждый день по несколько часов. Именно там он понял правила игры: провести человека так, чтобы с ним ничего не случилось, ведь тот ничего не видит. Примерно через полгода пёс научился сигнализировать человеку о том, что впереди яма или лужа.

Теперь Ибис знал: когда встречается ступенька, надо остановиться и ждать, пока человек тростью определит, куда нужно ступать. Переходить дорогу тоже надо внимательно: ждать, пока все машины проедут, и только потом тянуть человека вперёд. О низко висящей ветке надо предупреждать громким лаем, а если человек что-то обронил, поднять и сунуть ему в руку.

Непросто было разобраться с автобусом. Пройти внутрь не проблема. Просто Ибиса первое время немного смущали громко хлопающие двери. Однако пёс научился не обращать на них внимания.

Ещё одним серьёзным испытанием стал поезд (школа расположена недалеко от станции Купавна). Он гудел и стучал колёсами, будто бы хотел напугать Ибиса до смерти. Когда пёс впервые вёл человека через железнодорожные пути, он ненадолго замешкался. Однако потом понял, что и это испытание ему по силам. Теперь Ибис умеет преодолевать и такое препятствие.

На территории школы очень много кошек. Они провокаторы: могут выбежать откуда ни возьмись. Ибис знает: обращать на них внимание нельзя.

— Ежегодно у нас в школе обучают и передают незрячим около 60 собак. Порядка 90% всех подопечных — лабрадоры, — рассказывает Наталья Емельянова. — Эта порода отличается спокойным нравом, любит людей и других домашних животных, неприхотлива в содержании.

По вечерам Ибис отдыхал в своём вольере, разделённом маятниковой дверью на две части. Одна из "комнат" располагалась на улице, другая — под крышей. Вместе с ним в школе жило где-то около сотни собак. Претенденты на звания проводников жили в таких же вольерах, как и Ибис, собаки со щенками — отдельно.

Потеря друга

Получить собаку-проводника имеют право инвалиды по зрению 1-й группы. Для этого необходимо обратиться в орган соцзащиты и написать соответствующее заявление. Оттуда заявка поступает в школу. Через 2—3 месяца незрячий может приехать, чтобы пройти двухнедельный курс обучения обращению с новым другом.

В 2014 году в школу за Ибисом приехала его новая хозяйка — руководитель выборгской организации Всероссийского общества слепых Юлия Булышева. Понимать друг друга женщина и пёс научились очень быстро. По окончании курса уехали вместе в Ленинградскую область.

За два года Ибис полюбил серое северное небо и бесконечные собрания, в которых участвовала хозяйка. Юлия любила пса: Ибис чувствовал это и платил ей такой же монетой. Жить было хорошо и спокойно.

Но 4 мая 2016 года всё изменилось. В тот день хозяйка долго не вставала с кровати. Ибис звал её на прогулку, скулил, лизал руки, но она не реагировала. Юлия умерла. Так Ибис потерял главного друга своей жизни.

Родственники Юлии от собаки отказались. Ибиса передали другой хозяйке, но работать проводником он не мог. Два месяца жил на даче практически без присмотра, ходил по огородам и гонял голубей. Ел плохо, к людям не ласкался, только постоянно смотрел в ту сторону, куда уехала машина, которая его привезла.

Директор школы Людмила Верещагина забрала собаку и привезла обратно. Выяснилось, что пёс потерял почти все навыки. Так Ибис вновь вернулся на площадку.  

Боль потери к тому моменту поутихла, пёс полностью отдался тренировкам и сейчас, спустя два месяца, уже готов к передаче новому хозяину.

Риста и Анора

Риста — двухлетний палевый лабрадор. В апреле этого года её вернули из Омска. Когда-то добрая, ласковая Риста превратилась в запуганное существо, затравленно смотрящее по сторонам. Оказалось, над собакой измывался полуторагодовалый сын хозяйки.

Маленький мальчик, не понимая, что причиняет боль животному, не упускал возможности ущипнуть Ристу, ткнуть в неё острым предметом, схватиться за шерсть. Незрячая мама слышала странные звуки, но не понимала, что происходит.

Забили тревогу соседи, когда увидели на теле у собаки мелкие ссадины. Ристу вернули в Купавну, но работать с незрячими она уже не могла. Собаку отдали в частные руки.  

Чёрный лабрадор Анора за свою недолгую жизнь успела попутешествовать по России больше многих людей. В июне 2013 года уехала в Восточную Сибирь — в Слюдянский район Иркутской области. Там прожила год. Потом сама хозяйка её вернула назад, объяснив тем, что ухаживать за животным у неё нет возможности, так как муж тяжело заболел.

Но Анора сохранила все навыки, и ей быстро нашли нового хозяина. На этот раз собака отправилась в Кемеровскую область к юноше лет 25. Но и у него чёрная красавица прожила недолго. Хозяин покончил жизнь самоубийством. Анору опять забрали представители школы.

В августе 2015 года самолёт вновь отвёз её в Кемерово, где Анору ждала новая хозяйка. Пока так и живёт там.  

Случается, что слепые приезжают за собакой и оказывается, что они хотят не верного друга обрести, а денег заработать.  

— Тут на днях мужчина приезжал и очень удивился, что собаки все стерилизованные, — говорит Людмила Верещагина.   

А план был такой: получить бесплатно чистокровного лабрадора, дождаться потомства и продавать щенков.  

— Не все понимают, что животное — это не вещь для облегчения жизни. Это живое существо, и ему тоже нужна забота, — подчёркивает инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — К сожалению, мы не застрахованы от трагических случаев, ведь жизнь собаки в доме у инвалида никто не контролирует.

Надежная опора

Пробыв несколько часов в окружении этих собак, я не могла не рискнуть пройти по тренировочной площадке с одной из них. Меня доверили чёрному лабрадору Багире. Крепко зажмурив глаза, я уверенно взялась за повод.

Багира потянула меня вперёд по асфальтированной дорожке на территории школы. Первые несколько шагов — не страшно. Ведь я буквально только что закрыла глаза и помнила, что впереди преград и опасностей нет. Но спустя секунд 30 каждый следующий шаг становился всё менее уверенным. Инструктор Елена Журавлёва держала руку наготове, чтобы в любой момент подхватить меня.

— Падение — это обычное дело на первых порах. Но вы не бойтесь, — посоветовала она. —Доверяйте собаке.

В том, что Багира — профессионал, у меня сомнений не было. Сомневалась я в себе самой. Мне казалось, что собака шла ужасающе быстро. Один неверный шаг, и я запнулась о выступ на асфальте. Вздрогнула и вцепилась в поводок.

— Осторожно: впереди металлическая калитка, — предупредила Елена. — У вас же трости нет, поэтому заранее говорю.

И тут я слегка запаниковала и приоткрыла глаза. Удар о металл не входил в мои планы. Первое желание — бросить эту затею. Но инструктор уговорила меня продолжить эксперимент.

— Вы просто не умеете доверять собаке, ведёте себя, как зрячая, — отметила Елена. — Именно доверие между хозяином и собакой — самое важное условие успешных прогулок. Собака не просто помощник. Она — лучший друг, член семьи.

Глубоко вздохнув пару раз, я снова закрыла глаза. Багира уверенно зашагала вперёд. В итоге преодолеть калитку, а скорее — свой собственный страх и неуверенность мне удалось. Дальше — легче. Так шаг за шагом я прошла-таки часть площадки. Я чувствовала: Багира со мной, за меня, за то, чтобы со мной всё было хорошо.

Ибис, Багира, Риста, Анора и другие собаки-проводники готовы стать не просто настоящим другом незрячему человеку, но верной опорой в мире, который стал для таких людей невидимым.

Понравилась новость? Поделись или сохрани к себе на страницу!

Другие новости по теме:

published on sakvoiazh.ru according to the materials goodnewsanimal.ru

sakvoiazh.ru

Собаки поводыри в Германии

Из истории собак поводырей в Германии

В Германии насчитывается около 150000 слепых людей. 1-2 % из них справляются с повседневными трудностями с помощью собак-поводырей – в Федеративной республике их около 2500 тысяч. История собак-поводырей началась намного раньше, чем многие предполагают. Уже в 1780 году обитатели парижского госпиталя для слепых «Les Quinze-Vingts» систематически обучали собак-поводырей. Другой новатор был из Вены: слепой мастер изготовления сито Йозеф Райзингер в 1788 году так хорошо надрессировал своего шпица, что его слепота иногда поддавалась сомнению.Основатель венского института обучения слепых Йоганн Вильгельм Кляйн, упоминал в своём «пособие к занятиям со слепыми» о собаке-поводыре и даже давал некоторые советы по дрессировке. Но до сих пор точно не известно, действительно ли при институте обучали собак.

 

Собаки поводыри на Первой мировой войне1917г.

В разгар Первой мировой войны у венского врача Зенфельдера была идея, что бы в период войны собаки-поводыри помогали слепым солдатам. Но в Австрии эта идея не имела сторонников и не была реализована.Лучше дела обстояли у слепых людей в Германии. В августе 1916 тайный советник доктор Герхард Шталлинг, председатель "Немецкого союза собак здравоохранения", при поддержке военного министерства основал первую в мире  школу собак-поводырей в Ольденбурге.Первая собака-поводырь была обучена уже в октябре 1916 года. Бесплатное предоставление собак распространялось только на людей, потерявших зрение на войне.  Эти собаки изначально были на службе как собаки-ищейки раненых  и позже "переквалифицировались" в собак-поводырей. В 1919 году 539 слепых, потерявших зрение на войне, были снабжены собаками-поводырями, а с 1920 года  867 собак было готовы к службе. В последующие годы ольденбургская школа собак-поводырей открыла новые филиалы (Бонн, Вроцлав, Дрезден, Эссен, Фрайбург, Гамбург, Магдебург, Мюнстер и Ганновер) и в год готовила до 600 собак-поводырей. Эти собаки были на службе не только в Германии, но так же в Англии, Франции, Испании, Италии, Америке, Канаде и России. 12 мая 1920 в параграфе 5, части 6 закона о государственной помощи отмечалось право потерявших зрение на войне иметь собаку-поводыря, а заявления об обеспечении передавались дальше на ответственные учебные места. Не смотря на колоссальный успех, 1 июля 1926 года ольденбургской школе собак-поводырей из-за финансовых проблем пришлось приостановить свою деятельность. Но, тем не менее, вторая школа собак-поводырей была открыта в Потсдаме. Там  демонстрировались новаторские успехи, и это было местом обучение собак-поводырей. С начала 1923 года по 1941 год школа выпустила более 2500 собак, из которых только 6% были возвращены обратно из-за недостаточной подготовки. Обучение собак длилось 3-4 месяца. Около 12 слепых в месяц могли получить собак-поводырей, которые оплачивались государством. Но всё же эта частная школа закрылась в 1952 году во время режима ГДР. В ФРГ после Второй мировой войны частные школы переняли стратегию обучения собак-поводырей. В ГДР имелись 2 государственные школы в Берлине и Эрфурте, которые всё же закрылись после объединения Германии. Некоторые специалисты открывали частные школы собак-поводырей – так, например, 16 лет назад поступила супружеская пара из Эрфурта Элеонора и Лутц Хан. Лутц Хан прошёл обучение в государственной школе собак-поводырей в качестве животновода, в частности собаковеда, и в качестве дрессировщика собак-поводырей и теперь, уже на протяжении 39 лет, обучает собак. Семья Хан уделяет большое внимание серьёзному обучению своих собак. Собаки содержатся в домашних условиях и обучаются ими лично. Основная причина хорошего, качественного обучения собак, конечно же заключается в соответствующих качествах самих собак. Так в основном набирают собак породы лабрадор и золотистый ретривер. Но иногда в школу берут собак и из других стран. Так они, первые среди других школ собак-поводырей, обучили русского терьера. Но по желанию слепого, можно обучить и пуделя. Лутц Хан говорит: «Слепому человеку нужна собака, которую он  бы любил, а не какая-то определенная собака или порода собак. Так слепой человек не будет действительно счастлив. Любимой собаке будут прощаться некоторые ошибки, но будет беда, если их будет совершать нелюбимая».Причем семья Хан предлагает своим клиентам, у которых до этого не было собаки, взять лабрадора или золотистого ретривера. Для собак других пород требуется еще дополнительный опыт. Супружеская пара Хан не относит немецкую овчарку к собакам-поводырям.: «Они слишком подвижные. Собака-поводырь должна, если мне это нужно, 10 минут простоять на краю тротуара. На это немецкая овчарка не способна».

 

Собака должна остановиться перед дорогой, обозначая препятствие

В школе собак-поводырей семьи Хан, собаки обучаются только на заказ. Слепой человек, после предварительных переговоров и совещаний, решает, собаку какой породы ему нужно взять, и после этого семья Хан, предварительно обговорив плату с больничной кассой, ищет необходимую собаку. Тому есть 2 причины. Лабрадоров и золотистых ретриверов покупают еще щенками и выращивают их в «приёмной семье». Госпожа Хан говорит: « На протяжении уже 15 лет мы покупаем лабрадоров и золотистых ретриверов у одного и того же животновода». Покупка уже взрослых собак, одного или двух лет, связана с некоторыми трудностями, так как поводыри должны иметь отличных нрав, должны быть доброжелательными, безопасными для окружающих и не пугливыми. Лутц Хан исключает немецкую овчарку из производственного воспитания из-за ее темперамента, разведение высокопородных животных тоже не удается ему: «Быть лучшим вполне достаточно для собаки-поводыря. Многие считают, что если собака не пригодна в других областях, но она может стать поводырём. Когда, например, собака-поводырь идет по вокзалу, ей нужны крепкие нервы. Но их нет у собак со странными задними ногами». Особый интерес для семьи Хан представляют брошенные собаки или собаки, которых не могут взять с собой во время  переезда. Но в таком случае проблемы возникают из-за предубеждений и незнания владельца собаки. Владельцы не желают своим собакам судьбу собак-поводырей. Госпожа Хан говорит: «Некоторые ведут себя так, как будто это что-то ужасное. Но это же прекрасно, когда у собаки есть обязанности. Между тем, владельцы собак не хотят так же, что бы их питомца кастрировали или стерилизовали». Перед покупкой, собаки проходят ветеринарную проверку – так же как, когда их берут на службу. Во времена ГДР эти проверки были не так распространены. Были справки о состоянии здоровья, но для работы в сфере оказания помощи или криминалистики обследование не требовалось.  Так же больничная касса не требовала кастрировать собак-поводырей, в отличие от сегодняшних правил.Перед тем, как купить взрослую собаку, с ней прогуливаются по городу, что бы проверить ее поведение в местах большого скопления людей, на проезжей части или, например, в общественном транспорте. Собака в таких условиях должна вести себя спокойно и уверенно.Для собак из семей это не составляет никаких проблем. Они знают различные окрестности, так как договорные соглашения обязуют семьи познакомить собак со многими преградами окружающего мира. Как, например, путешествие в поезде. Но разведение щенков в семьях-опекунах может так же вызвать некоторые трудности: например, временной фактор! Женщина, для которой госпожа Хан обучает русского терьера, уже год ждет свою собаку. Другая женщина ждет уже 2 года, тоже русского терьера, так как у первой собаки были проблемы с суставом.

 

 

Собака должна оставаться спокойной в любой ситуации, даже встретив такого «товарища»

Попадая в семью Хан, у собак есть 2 недели до начала подготовки, что бы привыкнуть в новой обстановке. Семья Хан до сих пор верна методу обучения при помощи специальной коляски. Данный метод применялся во времена ГДР для обучения собак-поводырей. К этой коляске собака пристёгивается так же, как и потом к своему хозяину. Она может сама вести эту коляску, которая весит столько же, сколько и человек, и без посторонней помощи учиться рассчитывать расстояния до преград. Коляска неприятно громыхает при столкновение с препятствием или проходя через бордюр.

 

 

Продолжение следует...

 

Копирование запрещено

Перевод с немецкого из журнала Der Gebrauchshund № 1 за 2009г.выполнен специально для нашего сайта пользователем Данька

Использованы фотографии из оригинальной статьи журналаСайт журнала www.der-gebrauchshund.de

wolcha.ru

Собаки поводыри - 11 Января 2010 - Интересные статьи

Собаки поводыри

Незрячему человеку очень трудно жить, ведь 90 % информации люди получают благодаря зрению. Потеря зрения – это одно из самых больших несчастий для человека. Облегчить жизнь таким людям могут собаки. Еще с древних времен известны собаки-поводыри. Сейчас во многих странах есть специальные школы, где тренируют собак для слепых людей. Для того, что бы собака стала хорошим поводырем, нужно потратить очень много времени и сил. Одна из основных задач дрессировщика – научить животное не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не надо. Все внимание поводыря должно быть сконцентрировано на работе. Даже воспитанная собака иногда хочет немного поиграть со своими сородичами, припугнуть кошку. Собаки, совсем не задумываясь, перепрыгивают лужу, корень дерева, выступающий из земли, или другие препятствия на своем пути... Размеренная, неторопливая походка, внимание к самим мелким препятствиям на пути слепого человека – это далеко не все задачи поводыря.Очень трудно представить, что может встретиться на пути собаки и слепого человека, поэтому собака-поводырь должна хорошо ориентироваться сама и понимать, как вести себя в разных ситуациях. Она в первую очередь должна думать не о себе, а о своем хозяине. Человеку нужно ходить в магазины, больницы, ездить в транспорте, переходить улицу. Поводырь должен четко слушаться команд хозяина и вести его туда, куда он скажет, при переходе улицы реагировать на светофор. Быть поводырем может не каждая собака, здесь нужен талант, способности, призвание.

Собаки-помощники играют особую роль в жизни человека с ограниченными возможностями, на них есть спрос всегда. Для того чтобы обзавестись такой собакой необходимо пройти специальную программу, которая научит общению с собакой – поводырем. Подготовку могут проходить и дети и пожилые люди. Большинство животных, которых готовит московский центр "Собаки - помощники инвалидов", это собаки, выращенные инвалидами самостоятельно. Сейчас в собачьей школе обучаются лабрадоры, ретриверы и немецкие овчарки. К собаке-поводырю предъявляют особые требования, она должна иметь устойчивую нервную систему, не должна бояться громких звуков. На первоначальное приобретение этих навыков уходит полгода. Освоив азы будущей работы, собаки переходят к тренировкам уже при участии будущих владельцев. Собака обучается не отвлекаться, соизмерять высоту и ширину проходов, чтобы избежать столкновений с препятствиями и приобретает множество других навыков. Только при переходе через дорогу нельзя особо положиться на собаку, и не из-за того, что собака не способна оценить ситуацию, а из-за непредсказуемого поведения водителейСобака-поводырь может запомнить множество маршрутов, но и следуя по новому маршруту сможет предупредить хозяина обо всех препятствиях, хотя здесь собака будет больше подчиняться командам хозяина при выборе направления.Собака-поводырь становится обычным домашним питомцем как только с нее снимают рабочую шлейку. Собаки, которые не могут работать поводырями, могут помогать инвалидам других категорий. Собаки могут быть использованы для психологической терапии или в качестве помощников для людей с физиологическими или психическими проблемами, для терапии и реабилитации детей. Такие собаки могут подавать предметы, помогать при перемещении, подавать голос, чтобы привлечь внимание к хозяину и многое другое. Собаки для работы с инвалидами обычно воспитываются в приемных семьях волонтерами в домашних условиях, а будущую профессию пес осваивает с дрессировщиком.

Немного истории...

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу о тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.

Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне.

К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света.

Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживающая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа, двое инструкторов по подготовке собак-поводырей, закончившие школу в Лозанне поехали в Америку, один - в Италию, а другой - в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоял русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей.

Собак - поводырей в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. И не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.

Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется "своим умом". Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович - первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович).

Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего.

В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Уже почти три года пошло, как ее не стало. Но именно благодаря ей продолжается наша работа.

Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет.

В конце девяностых годов финансовое положение Школы, и без того нестабильное, стало критическим. Она оказалась на грани закрытия. Школа принадлежит ВОС, и оно вольно распоряжаться ею по своему усмотрению. Было принято решение о сокращении, две трети дрессировщиков были уволены. Остальные ушли сами.

Школа продолжает существовать, ее финансовое положение стабилизировалось, хотя количество подготавливаемых собак уменьшилось, и стиль работы изменился. Получить собаку в школе бесплатно может только инвалид первой группы по зрению, являющийся членом ВОС.

Фактически, не по своей воле дрессировщики оказались отстранены от дела, которому посвятили многие годы своей жизни. В 1998 году в Москве образовалась новая организация, занимающаяся подготовкой собак для инвалидов. Инициаторами ее создания стали дрессировщики Купавинской школы. Собак готовили и передавали на общественных началах. С февраля 2003 года организация официально зарегистрирована под названием автономная некоммерческая организация "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей и по индивидуальным программам готовит собак- помощников для других категорий инвалидов.

В том же 1998 году в Екатеринбурге при поддержке Центра была создана кинологическая организация "Напарник". Цель ее создания - подготовка собак - поводырей слепых для восточных регионов России. Было подготовлено и передано четыре собаки, успешно работающие сейчас у инвалидов, проживающих в Екатеринбурге. Однако, "Напарник" был вынужден прекратить свою деятельность, не получив финансовой поддержки. С Вашей помощью их работа может возодновиться.

Периодически предпринимаются попытки создания организаций, занимающихся подготовкой таких собак и в других городах. По различным причинам они безуспешны.

Спрос на собак поводырей есть всегда. Конечно, на нем отражается состояние экономики страны. В особенно сложные годы инвалидам было тяжело содержать собак, многие не решались их получать, опасаясь, что просто не в состоянии будут прокормить. Сейчас потребность в собаках поводырях снова возрастает. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих собака - самый лучший и верный друг. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.

Так что от места рождения службы в Вене и до Дальнего Востока собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю собак-поводырей здесь, помогая незрячим людям в России жить безопасно и независимо.

argentinian-dog.ucoz.ua