Конспект урока по русскому языку на тему " Обучающее изложение К. Д. Ушинский " Играющие собаки" 3 класс. Играющие собаки ушинский


Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Митракова Ирина Давидовна

Место работы, должность: 

МБОУ "Сиверсая гимназия", учитель

Регион: 

Ленинградская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

1 класс

Предмет(ы): 

Литературное чтение

Цель урока: 

 

Цель: познакомить и проанализировать  рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки» 

 

 

Тип урока: 

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемые учебники и учебные пособия: 

Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс

Краткое описание: 

Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.

 

  1.     Организация класса

 

 - Здравствуйте. 

                 Я очень рада

                 Войти в приветливый наш класс

                 И для меня уже награда

                 Сиянье умных ваших глаз

   - Настроились на работу.

 

2.     Актуализация знаний

 

– Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)

- Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)

- Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)

- Какие тексты читаем? (художественные)

- Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)

- Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст – это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)

- Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.

- Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)

- Художественный текст можно толковать по-разному.

- Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.

- «Толковать», значит объяснять смысл.

 

 

 

смысл

 

польза

 

прок

 

- Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».

- У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.

- Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.

- Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение – как не разгадывание, изучение тайного…»

- Чтение – это, прежде всего  СОТВОРЧЕСТВО

                                                  СОБЕСЕДОВАНИЕ

                                                  СОДРУЖЕСТВО

- Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)

- Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…

- Зачем читать книги? (книги помогают нам общаться с теми, кто жил много лет тому назад, в книгах заключена мудрость и опыт многих поколений)

 

3.     Постановка проблемы

 

- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.

- Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.

 

           

АВТОР     ТЕКСТ      ЧИТАТЕЛЬ

 

- Как понимаете схему?

- И автор зависит от читателя. Очень важно, чтобы мы, читатели, могли порнять замысел автора.

- Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

 

В весёлом стихе и в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

 

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

 

- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.

  Это 

 

 

  - Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.

 

4.     Новый материал

 

- Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

 

 

1) Сведения об авторе.

   Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В  1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

   Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

   Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.

 

2) Первичное восприятие.

- Откройте учебники, страница 14

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? ( о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)

-Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.

- Слушаем…

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)

- Какими были собаки? (большая и маленькая)

- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

- Кто из вас хочет научиться читать рассказ?

 

                            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

 

3) Подготовка дыхательного аппарата.

- Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.

- Держим дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.

Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.

Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.

- Молодцы!

4)Чтение текста.

- Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.

 

1 абзац

 

- Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

 

2 абзац

 

- Читаем. Обращаем внимание на описание собак.

- Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

- Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)

- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

- Что значит «благосклонно»? ( относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)

- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? ( игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

- Играли ли собаки?

- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)

- Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)

 

3 абзац

 

- Последний абзац прочитайте про себя.

- Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр

- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Прочитайте.

 (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

- Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)

 

5.     Итог

- Вернёмся к нашей цепочке.

- Разгадали мы замысел автора?

- В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.

- Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.

 

 

 

 

www.openclass.ru

Конспект урока по русскому языку на тему " Обучающее изложение К. Д. Ушинский " Играющие собаки" 3 класс

Урок русского языка в 3-м классе.

Тема: Обучающее изложение К.Д. Ушинский «Играющие собаки»

Вид урока: урок изучения нового материала.

Планируемые цели для учителя: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, выделяют существенную информацию из текстов, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

Коммуникативные: описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Предметные: научатся писать изложение по произведениям, правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую таблицу.

Оборудование урока: таблица ДЗ, учебник, рабочая тетрадь, портрет К.Д. Ушинского, таблица для творческого задания, тестовое задание.

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Время: 45 минут.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап – Организационный момент.

Здравствуйте дети! Прозвенел звонок и начался урок.

Бабушка – сказительница.

Жили-были Старик и старуха...Любишь ты сказки?Так слушай, молчи.Добрая сказка,Тёплая,Только, что из печи.А что может бытьПравдивее хлеба?Отрежешь ломоть -И сразу тепло.В сказках, как в жизни,Земля и небо,Солнце и тучи,Добро и зло.Добрую сказку Помню с детства.Хочу, чтобы сказкуПослушал и ты.Чтобы подкраласьК самому сердцуИ заронила зерно доброты.

Дети готовятся к занятию.

2 этап – Проверка домашнего задания. Обсуждение заполненных дома таблиц (в компьютерном варианте): составление сводной таблицы.

Сказки

Авторские

Народные

Постановка учебной задачи.

Учитель задает вопросы по домашнему заданию.

- Что такое сказка?

- Какие виды сказок знаете?

- Какие авторские сказки вписали в таблицу?

- Какие народные сказки выписали?

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но перед тем, как мы с вами приступим, мы выполним предварительную работу. Сегодня мы познакомимся с творчеством К.Д. Ушинского.

Дети отвечают по таблице, которую выполнили дома.

3 этап – Изучение нового материала.

1. Сообщение сведений о авторе.

2. Постановка проблемного вопроса.

3. Отгадывание темы урока.

4. Первичное восприятие рассказа.

а). Чтение рассказа учителем.

б) Анализ текста изложения.

Учитель сообщает сведения об авторе Константине Дмитриевиче Ушинском.

  Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

   Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

   Произведения К. Ушинского любимы юными читателями. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки.

- И с одним произведением мы с вами и познакомимся. Какую мудрость автор спрятал в данном произведении вы мне ответите в конце этого урока.

- Отгадайте загадку:

Заворчал дверной замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

- О ком идет речь?

- Молодцы! Ребята, К,Д. Ушинский написал много рассказов о домашних животных. И одним из его произведений является «Играющие собаки». С этим произведением мы с вами сегодня и познакомимся.

- Откройте учебник на странице … Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, о чем пойдет речь?

- Прочитав его, узнаем правы ли мы.

Учитель читает:

Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.  - Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.  Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.  - Видишь ли,- сказал Володе отец. - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (83 слова). (К.Ушинский «Играющие собаки»)

- О чем рассказ?

- Какими были собаки?

- Какие у них клички?

- Молодцы!

Дети слушают повествование учителя об авторе.

О, собаках.

Дети открывают учебник на указанной странице.

О играющих собаках, о том, как они играли…

Дети внимательно слушают.

О двух собаках.

Большая и маленькая

Полкан и Мопс

ФИЗМИНУТКА

Минутка чистописания.

Игра «Найди пропущенные буквы»

Словарная работа

Учитель читает физминутку.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

- Итак, задание: Вам нужно вписать в эти слова: угрюм…, больш…, мален…, благоскло..о, непреме..о. пропущенные буквы, и прописать каждое слово в строчку.

Дети выполняют по тексту.

Дети открывают рабочие тетради и выполняют задание,

5. Вторичное восприятие текста. Чтение по абзацам, обсуждение.

(Второй вариант работы – чтение по ролям)

6. Творческая работа № 1.

а. Заполнение таблицы.

б) Работа с текстом.

б. Подробное изложение по плану.

- Прочитайте первый абзац и ответьте на вопрос: Чьими глазами будем следить за происходящим?

- Читаем второй абзац. Обращаем внимание на описание собак.

1. Что увидел Володя?

2. Что мы узнали о Полкане?

3. Что значит большая, как сказать по-другому?

4. Как понимаете слово «угрюмая»?

5. Что значит «благосклонная»?

6. Что автор говорит о другой собаке?

7. Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. Подчеркните их в тетрадях задание №1.

8. Играли ли собаки? Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками?

9. Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса?

- У вас на столе таблица. Прочитайте ее, что нужно сделать?

-Заполните.

Герои

Описание

Полкан

Мопс

- Третий абзац читаем молча.

- Найдите, кого мог обижать Володя?

-Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Подчеркните их в тексте (задание №3). Какие слова вы подчеркнули?

- Восстанови текст «Играющие собаки» и объясни, ставь орфограммы.Но(м, М)опс не п.р.ст.вал игра.ь, а (п,П)олкан см.трел на .его очень благосклонно.К (п,П)олкану п.дб.жал мал.н.кий (М,м)опс и стал на .его кидаться и лая..: хв.тать зубами (за )огромные лапы, (за) морду и, к.залось, очень надо.дал б.л.шой угрюмой с.баке.- Видишь ли, – ск.зал  (В,в)олоде отец. –(п, П)олкан д.брее тебя. Когда с тобою н.чнут .грать тв.и мал.нькие брат.я и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.В.лодя ст.ял (у) .кна и см.трел (на) ул.цу, где грелась (на) солны.ке б.льшая с.бака, (П,п)олкан.- П.годи-ка, вот она тебе з.даст! – ск.зал (В,в)олодя. – пр.учит она тебя. 

- Теперь мы с вами попробуем написать изложение, то о чем прочитали. Давайте составим план изложения.

Дети читают 1 абзац.

Глазами мальчика Володи

Дети читают второй абзац.

Играющих собак

Он большой, угрюмый, с огромными лапами, смотрел благосклонно.

Взрослая.

В плохом настроении, грустная, печальная.

Снисходительно, в пользу кого-то.

Что он маленький, Мопс.

Подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал.

Да. «Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя».

Наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым.

Описать героев рассказа.

Дети заполняют таблицу.

Младших братьев и сестер.

Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Выполняют задание.

Дети предлагают варианты, составляют. Пересказ по плану:

1. Наблюдение Володи

2. Володя и собаки.

3. Отец.

7. Итог урока.

- Чему нас учит этот рассказ?

- Я подготовила вам небольшой тест. Выполните его и сдайте на проверку.

Не обижать маленьких.

Дети выполняют тестовое задание:

1. Вставь нужную цифру:

В этом произведении_ персонажа.

2. Кто какой? Соедини стрелками:

Палкан

Мопс маленький

большой

глупый

добрый

терпеливый

3. Объясни значение слова «угрюмый».

4. Выпиши из текста главную мысль.

8. Домашнее задание

Выберите понравившееся задание. В последней строке предложите своё домашнее задание по прочитанному произведению для своих одноклассников.

Выписать в тетрадь произведения К. Ушинского

Прочитать любое произведение К. Ушинского и написать изложение его.

Домашнее задание по прочитанному произведению для своих одноклассников.

Дети выбирают задание, и сообщают учителю выбор.

infourok.ru

К.Ушинский. Играющие собаки | Школьные файлы SchoolFiles.net

Конспект урока литературного чтенияК. Ушинский. Играющие собаки.Автор. Медведникова Наталия БорисовнаМесто работы. МБОУ «Сиверская гимназия» , п. Сиверский, Гатчинского района, Ленинградской областиКласс. 2Цель. Понять содержание текста и осмыслить извлеченную информацию.Задачиличностные:·эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;·понимать чувства других людей;·высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;метапредметные:регулятивные:·уметь принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату, самооценку;·учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;коммуникативные:·строить монологическое высказывание;·слушать и понимать речь других;·формулировать собственное мнение и позицию;·учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;познавательные:·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, находить главное;·находить ответы на вопросы в текстепредметные:·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать вид чтения в соответствии с целью чтения;·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

Ход урока.1.Мотивация к учебной деятельности Прозвенел звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всем хотят знать на свете.С добрым утром!Начат день.Первым делом гоним лень.На уроках не скучать,А работать и читать! Начинаем урок литературного чтения2. Актуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного нам человека .Вставьте пропущенные буквы и узнаете с произведением какого автора мы сегодня будем работать.

Ко_ст_нт_н У _ _ _ ский ( Константин Ушинский)

-Давайте вспомним, что мы знаем о нём. Я записала вопросы о К. Ушинском и положила их в шляпу. Я подхожу к вам и предлагаю вытащить вопрос из шляпы и ответить на него.Примерные вопросы- К.Ушинский писатель или поэт? ( К. Ушинский – писатель)-К.Ушинский современный писатель? (Нет, годы жизни 1824-1871)- Кем работал К.Ушинский? ( Учителем русской словесности, инспектором сиротского института)- В каком городе он работал инспектором сиротского института? (В годе Гатчина)- Какие произведения Ушинского вы знаете, назовите их. ( «Два плуга», «Как рубашка в поле выросла» и др)- Для читателей какого возраста К. Ушинский писал свои произведения? (Для детей)- Подумайте, почему именно для детей? (Книги помогают нам общаться, в них заключена мудрость и опыт многих поколений.)

3. Постановка проблемы- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.- Положите перед собой карточки, и восстановите последовательность.

АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ- Объясните смысл схемы. Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

В весёлом стихе и в каждом рассказе,В сказке и песне, даже во фразе –Ты только вдумайся, только всмотрисьКроется самая главная мысль.Она не всегда открывается сразу.Строчка за строчкой, фраза за фразой Ты только вдумайся, только всмотрись –Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст. Это - ИДЕЯ- Вы умеете определять самое главное в тексте? ( Высказывают свое мнение)- Итак, постараемся определить идею нового произведения К. Ушинского. И на вопрос: «Правильно л

schoolfiles.net

«Конспект урока по русскому языку на тему » Обучающее изложение К. Д. Ушинский » Играющие собаки» 3 класс»

Урок русского языка в 3-м классе. Тема: Обучающее изложение К.Д. Ушинский «Играющие собаки» Вид урока: урок изучения нового материала. Планируемые цели для учителя: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. Планируемые метапредметные результаты: Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, выделяют существенную информацию из текстов, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; Коммуникативные: описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; Предметные: научатся писать изложение по произведениям, правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую таблицу. Оборудование урока: таблица ДЗ, учебник, рабочая тетрадь, портрет К.Д. Ушинского, таблица для творческого задания, тестовое задание. Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный. Время: 45 минут. ХОД УРОКА Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1 этап – Организационный момент. Здравствуйте дети! Прозвенел звонок и начался урок. Бабушка – сказительница. Жили-были Старик и старуха...Любишь ты сказки?Так слушай, молчи.Добрая сказка,Тёплая,Только, что из печи.А что может бытьПравдивее хлеба?Отрежешь ломоть -И сразу тепло.В сказках, как в жизни,Земля и небо,Солнце и тучи,Добро и зло.Добрую сказку Помню с детства.Хочу, чтобы сказкуПослушал и ты.Чтобы подкраласьК самому сердцуИ заронила зерно доброты. Дети готовятся к занятию. 2 этап – Проверка домашнего задания. Обсуждение заполненных дома таблиц (в компьютерном варианте): составление сводной таблицы. Сказки Авторские Народные Постановка учебной задачи.

Учитель задает вопросы по домашнему заданию. - Что такое сказка? - Какие виды сказок знаете? - Какие авторские сказки вписали в таблицу? - Какие народные сказки выписали? - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но перед тем, как мы с вами приступим, мы выполним предварительную работу. Сегодня мы познакомимся с творчеством К.Д. Ушинского. Дети отвечают по таблице, которую выполнили дома. 3 этап – Изучение нового материала. 1. Сообщение сведений о авторе. 2. Постановка проблемного вопроса. 3. Отгадывание темы урока. 4. Первичное восприятие рассказа. а). Чтение рассказа учителем. б) Анализ текста изложения. Учитель сообщает сведения об авторе Константине Дмитриевиче Ушинском.   Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сирот

schoolfiles.net

Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки"

Автор конспекта:Автор(ы): — Митракова Ирина Давидовна

Место работы, должность: — МБОУ «Сиверсая гимназия», учитель

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цель: познакомить и проанализировать рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки»

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс

Краткое описание: — Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.

1. Организация класса

- Здравствуйте.

Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Сиянье умных ваших глаз

— Настроились на работу.

2. Актуализация знаний

– Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)

- Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)

- Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)

- Какие тексты читаем? (художественные)

- Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)

- Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст – это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)

- Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.

- Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)

- Художественный текст можно толковать по-разному.

- Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.

- «Толковать», значит объяснять смысл.

толковать

толк

смысл

польза

прок

- Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».

- У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.

- Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.

- Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение – как не разгадывание, изучение тайного…»

- Чтение – это, прежде всего СОТВОРЧЕСТВО

СОБЕСЕДОВАНИЕ

СОДРУЖЕСТВО

- Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)

- Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…

- Зачем читать книги? (книги помогают нам общаться с теми, кто жил много лет тому назад, в книгах заключена мудрость и опыт многих поколений)

3. Постановка проблемы

- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.

- Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.

АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ

- Как понимаете схему?

- И автор зависит от читателя. Очень важно, чтобы мы, читатели, могли порнять замысел автора.

- Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

В весёлом стихе и в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.

Это

ИДЕЯ

— Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.

4. Новый материал

- Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

1) Сведения об авторе.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.

2) Первичное восприятие.

- Откройте учебники, страница 14

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? ( о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)

-Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.

- Слушаем…

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)

- Какими были собаки? (большая и маленькая)

- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

- Кто из вас хочет научиться читать рассказ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

3) Подготовка дыхательного аппарата.

- Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.

- Держим дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.

Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.

Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.

- Молодцы!

4)Чтение текста.

- Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.

1 абзац

- Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

2 абзац

- Читаем. Обращаем внимание на описание собак.

- Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

- Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)

- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

- Что значит «благосклонно»? ( относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)

- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? ( игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

- Играли ли собаки?

- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя»)

- Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)

3 абзац

- Последний абзац прочитайте про себя.

- Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр

- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Прочитайте.

(большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

- Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)

5. Итог

- Вернёмся к нашей цепочке.

- Разгадали мы замысел автора?

- В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.

- Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.

Файлы: Знай и люби родную природу.ppt Размер файла: 8393216 байт.

eorhelp.ru