Я могу дать такое определение: Общий курс дрессировки-это система базовых навыков собаки, необходимых в повседневной жизни, а также первый шаг ко всем другим видам дрессировки. Это значит, что пройдя этот курс дрессировки, вы получите полностью управляемую собаку, с которой у вас не будет никаких проблем в общении и повседневной жизни. В общий курс дрессировки входят такие команды:
Немного раньше в общий курс дрессировки входили команды «Ползи!» и «Голос!». Помимо команд в общий курс дрессировки входят следующие навыки:
Таким образом мы видим, что за короткой аббревиатурой ОКД на самом деле кроется сложнейший комплекс дрессировки. Кто застал советские времена знает, что сдать с собакой ОКД на первую степень было большим успехом, это удавалось далеко не каждой собаке, например, мне, чтобы сдать со своей первой собакой ОКД на первую степень, понадобилось полтора года тяжелой каждодневной работы и сдал я с третьей попытки. Первый раз я получил третью степень, потом вторую и только с третьего раза сдал на первую и не без основания этим гордился.
Выдрессировать собаку по ОКД под сдачу по нормативам трудно. Я уже давно не видел собак, которые могли бы сдать ОКД на диплом при нормальном проведении испытаний. Конечно, многие нормативы ОКД в сегодняшней жизни и в быту не очень актуальны, например, зачем собаке изменять свое положение по командам «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», находясь на расстоянии 15 метров от вас, да еще и по жесту?
Из-за того, что ОКД сложная дрессировка, последнее время пошли по пути упрощения курса и появилось много различных упрощенных вариантов ОКД под различными названиями типа ОКП, собака в городе, городская собака и т.д. Увлечение всем западным, естественно, не обошло стороной и дрессировщиков с кинологами и сейчас модно заниматься различными западными службами типа ИРО, шуцхунд и другими. Это не хорошо и не плохо, каждый занимается тем курсом дрессировки, который ему больше по душе, но если кто-то думает, что ОКД это плохая или простая дрессировка, то это ошибочное мнение. В этом можно легко убедиться, попробовав добиться от своей собаки выполнения любого навыка ОКД согласно норматива.Если вы планируете подготовить свою собаку по каким-либо другим службам(охранным,спортивным и т.д), то без курса окд или хотя бы его основ, вам не обойтись.
Статьи из этого раздела описывают, как научить собаку старше шести месяцев базовым навыкам общего курса дрессировки. Если вашему щенку меньше чем пять месяцев, то вам полезно почитать раздел дрессировка щенка.
Если же вы решили отдать вашего питомца на обучение, то я с удовольствием займусь его дрессировкой, условия обучения и цены вы можете узнать на странице цены и услуги.
dresirovka.com.ua
Вполне вероятно, что общий курс дрессировка собак или ОКД собак, первый курс дрессировки в жизни вашей собаки. Возможно это первая попытка систематического подхода к дрессировке собаки и в Вашей жизни. Поэтому правильное понимание основ дрессировки с Вашей стороны – залог Вашего будущего успеха.
Следующее занятие по ОКД собак: алгоритм дрессировочной ситуации
Оглавление, дрессировка собак статьи
www.walkservice.ru
Совет: если Ваша собака заболела и ее жизнь бесценна, обращайтесь в ближайшую ветеринарную службу не откладывая! |
В этом сайте будет рассказано об обучении основным командам, которые входят в общий курс дрессировки. Вы можете обучать свою собаку сами, пригласить специального инструктора или посещать с собачкой дрессировочную площадку. В любом случае помните: обученная собака должна работать, с ней нужно регулярно повторять все выученные команды. Обучение основным командам Здесь будет рассказано о том, как на практике обучить собаку основным командам. Это команды, входящие в общий курс дрессировки (ОКД). О некоторых, самых основных командах, было сказано выше. «Гуляй!» Команда «Гуляй!» или переход в свободное состояние, дается собаки для прогулки и отдыха во время дрессировки. Эта команда сама по себе может служить поощрением за хорошую работу. Смысл команды в том, чтобы научить собаку «расслабляться» и разграничивать работу и отдых. Пока собака свободно гуляет, ваши интонации при обращении к ней должны быть другими, не рабочими. Этот прием отрабатывается вместе с командой «Ко мне!», иногда и с командой «Рядом!». В начале обучения собака находится на длинном поводке. Дрессировщик подает команду, делает жест рукой в сторону, может сам начать движение, если собака стоит. Затем дрессировщик останавливается, позволяет собаке нето время свободно двигаться в пределах поводка, после чего подзывает собаку и дает ей лакомство. Если команда «Ко мне!» не отработана, собаку подтягивают к себе поводком. Упражнение повторяется несколько раз. Когда команда голосом усвоена, вводят жест рукой. Собаку можно научить слушаться только жеста, не называя команду вслух. Следующий этап — свободное состояние предоставляется собаке из любого положения (когда она сидит, лежит, стоит и т. д.). Навык считается отработанным, если собака по первой команде «Гуляй!» и жесту дрессировщика сразу же переходит в свободное состояние из любого положения, но не убегает слишком далеко. Не стоит слишком грубо дергать собаку за поводок — у нервных особей это вызовет страх и нарушение контакта с дрессировщиком. Внимательно наблюдайте за собачкой во время ее «гуляния»: некоторые собаки могут отправиться прямиком на помойку, начнут задирать других собак и так далее. «Сидеть!» Умение садиться и оставаться в таком положении является исходным для многих действий и входит в более сложные и часто используемые команды. Команда может подаваться словом «Сидеть!» или жестом — правая рука согнута в локте, ладонь открыта и поднята вертикально. Собаку обучают команде при помощи лакомства, слегка нажимая на поясницу (ближе к крестцу) и оттягивая поводок вверх и назад (рис. 7.1). Выработать условный рефлекс садиться по команде можно двумя методами: вкусопоощрительным и контрастным. Выбор способа чаще всего зависит от индивидуальных особенностей собаки. Вкусопоощ-рительный метод применяется чаще при дрессировке молодых собак, собак с преобладанием пищевого инстинкта, слишком злобных. Навык, выработанный контрастным способом, более стоек. Вкусопоощрительный метод. Собака находится слева от дрессировщика, на коротком поводке. В правой руке дрессировщик держит лакомство. Он называет кличку собаки и после небольшой паузы подает команду «Сидеть!» с приказной интонацией, подносит руку с лакомст -вом к морде собаки, давая его обнюхать, а затем плавно поднимает руку над головой собаки и отводит несколько назад по направлению к холке. Собака, пытаясь достать лакомство, поднимает голову, тянется за ним, а так как поводок удерживает ее от прыжка, то она запрокидывает голову и постепенно сидится. Как только собака сядет, дрессировщик поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Такой способ дрессировки не подходит для темпераментных собак, у которых пищевой инстинкт слишком силен. Эти собаки попытаются выхватить лакомство, будут крутиться на месте, и условный рефлекс на команду будет сложно закрепить. Контрастный метод. Собака стоит около левой ноги дрессировщика на коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота и берет поводок в правую руку в 10–15 см от ошейника. Подав в приказной интонации команду «Сидеть!», он накладывает на поясницу ближе к крестцу левую руку (ладонью вниз, крупным пальцем к себе) и нажимает, принуждая собаку сесть. Одновременно правой рукой дрессировщик натягивает поводок вверх и назад. Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду «Сидеть!», поглаживает ее и дает лакомство. Вьшержав собаку в положении сидя 5–10 с, дает команду «Гуляй!». Упражнение повторяется через 5–6 мин. После того, как команда отработана, вводят жест (рис. 7.2). Через нето время, когда собака привыкает реагировать на жест, команду можно не произносить. Когда собаку приучают к жесту, дрессировщик встает перед ней, постепенно увеличивая расстояние. Если при отходе дрессировщика собака пытается встать и идти за ним, то немедленно подается команда «Сидеть!», громко и с угрожающей интонацией. В том случае, если собака все же встала и идет к дрессировщику, он быстро подходит к ней, грозно говорит: «Сидеть!», при необходимости усаживает ее на прежнее место. Одновременно с увеличением расстояния между дрессировщиком и собачкой увеличивается и время выдержки собаки в сидячем положении. Навык считается отработанным, если собака четко, быстро и безотказно садится из любого положения, по команде или жесту дрессировщика , находясь от нето на удалении 15 м, и сохраняет это положение с выдержкой до 15 с. Нежелательно часто подзывать к себе собаку из положения сидя, это может ослабить выдержку. Не стоит также произносить команду много раз: произнесите «Сидеть!» и потребуйте выполнения (самостоятельно или с вашей помощью). Чрезмерное наказание также не ускорит усвоение команды. «Лежать!» Прежде всего выясним вопрос, в каком положении должна лежать собака. Некоторые школы дрессировки указывают, что голова собаки должна быть вытянута и лежать на передних лапах, касаясь кончиком носа конца лап (так должна лежать охотничья собака). Для служебной собаки такое положение головы кажется неправильным: котда голова опущена, собака расслаблена и не так активно реагирует на окружающее. Поэтому в положении лежа голова собаки должна быть поднята. Заднюю часть тела собака не должна заваливать набок собака должна ровно лежать на обеих задних лапах. Команде «Лежать!» соответствует жест: правая рука поднимается вперед, ладонью вниз, на уровень плеча и быстро опускается вниз. Приучить собаку ложиться по команде можно тремя способами: вкусопоощрительным, контрастным с нажимом на холку собаки и вытягиванием ее лап вперед, а также рывком поводка вниз. Прием легче отработать из положения сидя, после закрепления команды «Сидеть!». Вкусопоощрительный метод. Собака на коротком поводке находится у левой ноги дрессировщика. Посадив собаку, он делает пол-оборота влево и берет в левую руку поводок, придерживая его возле ошейника. Взяв в правую руку лакомство и нагнувшись, подносит его к морде собаки и дает команду «Лежать!». Постепенно опуская руку вниз и несколько вперед, заставляет собаку лечь. Когда собака ляжет, поощряет ее поглаживанием и лакомством. Положение фиксируется рукой в течение 10–15 с, затем собаке предоставляется свободное состояние. Второй метод. После того, как собака сядет, дрессировщик дает команду «Лежать!», кладет левую руку на холку собаки и надавливает по направлению-вниз. Правой рукой он берет передние лапы собакии легко оттягивает их вперед (несколько приподняв кверху), что заставляет собакулечь. Кактолько собака ляжет, ее-поощряют и удерживают 10–15 с. Попытки собаки встать пресекают командой «Лежать!», поданной с угрожающей интонацией, и одновременным нажимом на холку. Третий метод. Собака находится слева от дрессировщика. рекомендуется также очень терпеливо подойти к выработке выдержки: начиная с нескольких секунд, постепенно, в течение ряда занятий увеличивать время. Приучение собаки ползти К этой команде приступают после выработки условных рефлексов на команды «Сидеть!» и «Лежать!» . Первые занятия рекомендуется проводить на ровной, сухой, открытой местности без камней, сучьев и других острых предметов. Дрессировщик укладывает собаку слева от себя, держа ее на коротком поводке. Затем, переложив в правую руку собранный поводок, дрессировщик кладет ладонь левой руки на холку собаки и, подав команду «Ползи!», подтягивает поводок вперед. Он может сам чуть продвигаться вперед, побуждая и собаку двигаться. Если собака пытается встать, то дрессировщик предупреждает это движение, нажимая ладонью на холку собаки, и повторяет команду. Выполненная команда сразу же поощряется поглаживанием или лакомством. Ползание быстро утомляет собаку, поэтому на первых порах не заставляйте собаку ползти дальше, чем 1–2 м. Вместо подтягивания поводком можно использовать лакомство: его держат перед носом лежащей собаки, постепенно отодвигая, одновременно надавливая на холку собаки, не давая ей встать. Лакомство можно заменить предметом, который собака особенно любит (игрушка или апорт). Когда собака научится ползать рядом с дрессировщиком, переходят к следующему этапу. Собаку укладывают командой «Лежать!» и кладут лакомство или предмет в 2–3 м от нее. Затем дрессировщик подает собаке команду «Ползи!», левой рукой придерживает ее за холку, предупреждая вставание, и подталкивает собаку вперед. Когда собака достигает лакомства или предмета, ее поощряют (нельзя разрешать собаке брать лакомство с земли!). Некоторые собаки, отказываясь ползти, переворачиваются на спину. Тогда дрессировщик укладывает собаку между своих ног, что не дает ей переворачиваться, и, взяв собаку за ошейник, принуждает ее двигаться вперед, подавая команду. При первых же попытках собаки ползти поощряет ее лакомством и повторяет команду. По мере выработки навыка увеличивается расстояние переползания и усложняется рельеф местности. Обученная собака должна ползать самостоятельно и вместе с дрессировщиком, не обращая внимания на местность или погодные условия. «Рядом!» Задачей дрессировщика является обучение собаки по команде «Рядом!» находиться у левой ноги, на месте и во время движения. Собака, следуя у ноги дрессировщика без поводка, не должна убегать и в тех случаях, когда на нее будут воздействовать различные внешние раздражители. Собакадолжна находиться именно у левой нога дрессировщика, чтобы его правая рука была совершенно свободна. Собака находится у левой ноги приблизительно серединой своего корпуса — это положение дает ей свободное движение в пределах длины ее корпуса и облегчает наблюдение дрессировщика за движением собаки. рекомендуется помнить, что у собаки нет врожденной дисциплины, поэтому необученная собака, перестав чувствовать ограничивающий поводок, немедленно воспользуется полученной свободой. При всех внешних раздражителях, возбуждающих природные инстинкты собаки (пробегающая кошка или собака, запах вкусной еды и т. п.), она, даже находясь на поводке, забудет о выполнении команды. Следовательно, у собаки нужно в первую очередь воспитать дисциплину, подавив инстинктивное стремление к свободе. Нужно искусственно создать такое положение, при котором команда «Рядом!» явилась бы тормозом, то есть подействовала бы на собаку сильнее, чем врожденные инстинкты свободы, заглушая их. Другими словами, нужно применить действие, то могло бы заглушить инстинкт. Лучше всего в данном случае подействует принуждение (одергивание собаки при помощи поводка). Стоит только собаке отойти в сторону, отстать или вырваться вперед, она немедленно почувствует неприятное болевое ощущение от действия парфорса, но стоит ей вернуться к ноге, как неприятное ощу щение моментально прекращается. Возвращаясь к ноге дрессировщика, собака чувствует его ласкающую руку и слышит ласково звучащую команду. Таким образом, положение собаки у ноги избавляет от неприятностей. Парфорс можно заменить и простым кожаным ошейником, все зависит от характера собаки и ее способности к обучению. Поводок рекомендуется держать в 20–30 см от ошейника, чтобы собака могла свободно двигаться и совершать «ошибки», которые дрессировщик тут же поправляет. Добившись правильного положения собаки у ноги, дрессировщик поощряет ее. Затем упражнение повторяется: дрессировщик называет кличку собаки, дает команду «Рядом!», начинает движение вместе с собачкой и корректирует рывками поводка ее положение у ноги. Бели собака отвлекается, пытается отбежать в сторону, отстает или опережает дрессировщика, нужно подать команду «Рядом!» в спокойной приказной интонации, сделать рывок поводком и продолжать при этом движение. Поводок пропускается под его левой ногой. Кольцо ошейника собаки должно находиться под шеей собаки. Когда дрессировщик подтягивает поводок на себя, поводок тянет собаку вниз, заставляя ее лечь. Из такого положения удобнее сделать рывок поводком, чем просто дернуть поводок вниз. Все остальное: угрожающие и поощрительные интонации, воспитание выдержки, приучение к жесту делается также, как при отработке команды «Сидеть!». По окончании отработки команды собака должна безотказно ложиться, из любого положения по команде или жесту дрессировщика, находясь от него на удалении 15 м, и сохраняет это положение до последующей команды с выдержкой до 15 с. Вам не удастся научить собаку команде «Лежать!», если для первых упражненийвывыберете мокрую, грязнут жхолодную. землю. Со временем собака научится ложится, не обращая внимания на грязь и холод. Не заставляйте собаку в начаде обучения слишком долго лежать. Несвоевременное подкрепление и наказание также-может усложнить отработку команды. Важно научить собаку не просто ложиться, а ложиться в правильное положение, то есть, пряма, не заваливаясь на бок. В таких случаях нужно обязательно усилить принуждение и резкость тона команды и поправить неправильное положение собаки. Так как это можно сделать, только при непосредственной близости к собаке, то не рекомендуется отходить от собаки и отрабатывать выдержку, пока она не усвоила правильное положение. «Стоять!» Этой команде собака должна подчиняться из любого положения если собака двигается, она должна остановиться, «как вкопанная». Команде «Стоять!» соответствует жест: взмах правой руки, слегка согнутой в. локте, ладонью вверх, от бедра вперед на уровень пояса и опускание вниз к бедру правой ноги. Для принуждения собаку приподнимают рукой под живот или подтягивают вверх поводком. После выполнения команды собаку еще нето время удерживают в таком положении, поощряют и дают лакомство. После того, как собака усвоила правильное положение, приступают к отработке выдержки и приучению к жесту. Очень важно своевременное поощрение и исправление позы. Эта команда иногда усваивается сложнее, чем команды «Сидеть!» или «Лежать!», так как довольно сложно бывает отучить собаку переступать лапами или делать маленькие шажки. Поэтому так важно сразу пресекать любые изменения положения. После нескольких повторных упражнений дрессировщик должен проверить, усвоение навыка. Когда собака отвлекается, дрессировщик не одергивает ее поводком, а дает только команду с угрожающей интонацией. Если собака сразу же возвращается к ноге — прием ею усвоен и в дальнейшем остается только его шлифовка. Если повышенная интонация не действует, значит, условный рефлекс еще не закреплен, и дрессировщик возвращается снова к одновременным действиям обоих раздражителей. Приучая собаку к хождению рядом без поводка, дрессировщик держит поводок в руке и, если собака идет достаточно правильно, тихо опускает поводок на землю, позволяя ему волочиться при движении собаки. Такое положение, с одной стороны, позволяет управлять собачкой одними интонациями, а с другой — не дает собаке сразу почувствовать полную свободу. Если же собака реагирует в достаточной мере на одну команду, поводок снимается вовсе Дрессировщикдолжен двигаться обычным,шагом, в начале обучения — прямо шш по кругу, проходя каждый раз не менее 150–200 м за одно упражнение. Когда собака достаточно усвоит команду, темп движения может меняться, дрессировщик делает остановки, повороты на месте и в движении. Собака должна находиться у левой ноги и менять направление движения вместе с дрессировщиком. В таком усложненном упражнении собаке сначала подается команда «Рядом!», и лишь затем — рывок поводка (если он необходим). Не рекомендуется постоянно натягивать поводок, это может вызвать у собаки привычку постоянно тянуть. Также не стоит слишком часто повторять команду без подкрепления (рывок или поощрение). Команда считается отработанной, если собака, находясь без поводка, по первой команде дрессировщика быстро занимает правильное положение у его левой нога и сохраняет его при любых изменениях направления и темпа движения Повороты направо и налево После того, как собака научится ходить рядом с дрессировщиком, переходят к обучению следования рядом и при поворотах. Фактически обучать этому не приходится — здесь имеет место просто воспитание внимательности собаки к движению дрессировщика. Дрессировщик держит собаку за поводок и резко поворачивает, подает команду «Рядом!» и затем одергивает собаку поводком: при повороте направо делается рывокпо направлению вперед, при повороте налево — назад (как бы осаживая собаку). Повороты кругом с собачкой выполняются через правое плечо, рывок поводком делается по направлению вперед. Же— лание избежать резкого и неприятного рывка заставляет собаку быть внимательной к поворотам дрессировщика. «Апорт!» Умение собаки приносить различные предметы является основой для последующей выработки многих специальных навыков (выборка вещей, обыск местности, работа последуй др.). Для этого используют команды «Апорт!» и «Дай!», атакже жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении брошенного предмета и опускание к бедру правой ноги с некрупным наклоном корпуса вперед. В качестве апортировочного предмета удобнее всего использовать круглую деревянную палочку (гладкую и приятную для собаки). Для охотничьих со-баклучше изготовить мягкие подноски, напоминающие тушку птицы. Отработку команды начинают так. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Он, держа в левой руке поводок, а в правой — апорт, окликает собаку (чтобы привлечь ее внимание) и начинает помахивать предметом перед носом собаки, как бы дразня ее. Собака стремится схватить предмет. Тогда дрессировщик дает команду «Апорт!» и позволяет схватить этот предмет. Кактолько собака зажмет его в зубах, ее нужно поощрить поглаживанием и повторением команды «Апорт!». Чтобы добиться от собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апорта, дрессировщик слегка подтягивает апорт на себя. Это побуждает собаку крепче держать апортировочный предмет. Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», дрессировщик пробегает с собачкой небольшое расстояние, затем переходит на движение шагом и, подав команду «Дай!», берет предмет у собаки, поощряя ее лакомством и поглаживанием. В течение занятия упражнение повторяется 2–3 раза. Случается, что собака не проявляет интереса к апортировочному предмету. Тогда в начале обучения в качестве апорта используют большую трубчатую кость. Когда собака научится хорошо брать предмет из руки, ее начинают приучать брать и подавать брошенный предмет. Дрессировщик называет кличку собаки, «дразнит» ее апортом и бросает его на 3–4 шага вперед. рекомендуется бросать апорт правой рукой снизу вперед, так как именно это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду и вместе с собачкой быстро идет к предмету, повторяя команду. Очень важно поощрить собаку сразу, как только она сделает первое движение по направлению к брошенному апорту. Если собака, подойдя к апорту, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик поощряет ее. Если же собака не проявляет интереса к апорту, дрессировщик движением ноги «оживляет» предмет. После того, как собака поднимает апорт, дрессировщик подзывает ее командой «Ко мне!», затем по команде «Дай!» забирает предмет, поощряя собаку лакомством. После 3–4 повторений делается 5–7-минутный перерыв для отдыха собаки, и упражнение повторяется. Постепенно дрессировщик начинает бросать апорт на все большие расстояния. Он дает команду «Апорт!», делает жё ст в направлении брошенного предмета и сам направляется к апорту, что активизирует движение собаки. Постепенно дрессировщик отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места. Как только собака возьмет апорт, дрессировщик подает команду « «Ко мне!». Когда же собака с предметом подбежит к нему и, обойдя сзади, сядет с предметом у его левой ноги, после небольшой выдержки по команде «Дай!» дрессировщику рекомендуется забрать апорт правой рукой и дать лакомство левей рукой. Если собака не приучалась обходить дрессировщика сзади, то ее приучают подбегать с апортом и садиться перед дрессировщиком командой и жестом «Сидеть!». Когда собака научилась сразу приносить апорт, брошенный в пределах видимости, задачу усложняют. Сначала вырабатывают выдержку: бросают предмет, выдерживают нето время и затем подают команду. Можно бросать предмет в высокую траву или кустарник, чтобы собака не видела, где он лежит. Тогда собака будет не просто приносить, а искать апорт. Предметы для апортировки также разнообразят, чтобы не выработать у собаки стереотип. Команда считается выученной, если собака по команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояние не менее 15 м, подносит их и, обойдя дрессировщика с правой стороны, садится у его левой нога и отдает предмет (не бросает). Кроме команды и жеста «Апорт!», дрессировщик не называет других команд. Нельзя силой вкладывать апорт в пасть собаки — это может причинить ей боль и вызвать отвращение к апортировке. Когда звучит команда «Дай!», нужно сначала забрать предмет у собаки, а затем дать ей лакомство, но не наоборот, так как вид лакомства может заставить собаку «выплюнуть» апорт, что нежелательно. «Место!» О приучении к месту щенков уже говорилось ранее. Для взрослых собак, которые проходят обучение по общему курсу дрессировки, требования к команде «Место!» несколько иные. «Место» собаки обозначается любым предметом (знакомым собаке, но не апортировочным!). Собаке дают команду «Лежать!», кладут перед ней предмет — «место» и подают команду «Место!». После этого дрессировщик отходит от собаки (на расстояние 15 м) и подзывает ее к себе. Через нето время дрессировщик подает команду «Место!», собака должна вернуться на прежнее место и лечь на расстоянии не более 1 м от предмета. Собака должна оставаться на месте и не обращать внимание на внешние раздражители. Команде «Место!» соответствует жест: выбрасывание правой руки ладонью вниз на высоту пояса (в отличие от жеста «Апорт!», когда руха выбрасывается на высоту плеча), в направлении того места, куда должна вернуться собака, и опускание к бедру правой ноги с некрупным наклоном корпуса вперед. Отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним Если собака приучена к команде «Фу!» и выполняет ее в любых ситуациях, отработка этого навыка не вызовет трудностей. Вообще, рекомендуется помнить, что команда «Фу!» всегда должна сопровождаться отрицательным подкреплением: рывком поводка (хорошо использовать «строгий» ошейник) или ударом хлыста. Команда «Фу!» произносится только с угрожающей интонацией. Эта команда требует мгновенного и беспрекословного выполнения. Для воспитания подчинения собаки команде на расстоянии от дрессировщика очень удобно пользоваться ошейником с электрошоком, но только под руководством опытного инструктора. Самостоятельное, неумелое применение такого ошейника может сделать собаку нервной и даже вызвать заболевание (у некоторых собак наблюдается аллергическая реакция кожи на электрические разряды). Для пресечения нежелательных действий на расстоянии можно также пользоваться водяным пистолетом или некрупными камушками, которые лучше кидать сразу горстью. Такое отвлекающее или болевое воздействие должно обязательно сопровождаться командой «Фу!». При обучении команде «Фу!» важно делать достаточные перерывы в упражнениях. Частое повторение команды вызовет у собаки торможение условного рефлекса, и она просто перестанет на нее реагировать. После того, как команда «Фу!» усвоена и всегда выполняется, переходят к обучению отказа от корма. Сначала можно научить собаку не поднимать корм с земли. Для этого кусочки корма разбрасывают по земле и проводят рядом с ними собаку. Каждая попытка поднять корм пресекается рывком поводка и командой «Фу!», затем — только командой. Очень удобно применять для отработки этой команды несложное электрическое устройство, то работает от обычной батарейки (6 вольт). К батарейке прикрепляют два проводка, укладывают их на землю (желательно замаскировать), а между ними кладут кусочек лакомства. Собака пытается взять лакомство и получает несильный, но чувствительный удар по носу. Через неглубокую канаву (или ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщике собачкой на длинном поводке подходит кдоске. Показав собаке кусочек лакомства, подает команду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движение руки, бросающей лакомство, должно соответствовать жесту). Собака устремляется за лакомством, дрессировщик ослабляет поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку и рекомендуется за ней. Занятия можно проводить на разнообразных участках, где собака вынуждена двигаться впереди дрессировщика. При движении в таких условиях дрессировщик поощряет собаку, которая по команде начинает движение вперед. Не рекомендуется слишком сильно одергивать собаку, когда она устремляется вперед сдерживать ее нужно очень мягко. Только после выработки условного рефлекса на команду можно начинать приучать собаку не тянуть поводок, а идти впереди спокойно, подчиняясь темпу движения дрессировщика. Преодоление препятствий Обучение общему курсу дрессировки включает преодоление препятствий: барьер, окоп, бум, лестница. Сначала собаку нужно приучить не бояться этих снарядов. Собаку нельзя силой затаскивать на лестницу и бум: пройдитесь по этим снарядам вместе с собачкой, поглаживая и поощряя ее. Приучая к барьеру, начинают с невысоких препятствий, которые собака может перешагнуть. Такое упражнение хорошо повторить, когда собака свободно гуляет и не видит поблизости дрессировщика. При обучении собаки не брать корм у посторонних помощник (не сам дрессировщик) предлагает собаке лакомство. Если собака тянется к корму, помощник, незаметно для собаки, ударяет ее прутом или причиняет боль другим образом (к примеру, чувствительно щипает за нос). Дрессировщик первое время держит собаку на поводке и подает команду «Фу!». Со временем собаку приучают работать в отсутствие дрессировщика. В дальнейшем, обучая собаку по специальному курсу дрессировки, можно добиться различных ее реакций на протягивание корма, к примеру, задержания помощника. Навык не брать корм с земли или из рук чужих людей может однажды спасти собаке жизнь. Во время Второй мировой войны в германской армии служило около четырехсот тысяч отлично обученных собак. Обучение было очень жестким. к примеру, после отучения собаки брать корм с земли или у чужих людей на последнем этапе обучения ей подбрасывали куски с ядом. Здесь использовалась природная «защищенность» волков и собак от ядов — эти животные обладают врожденной способностькГсрыгивать «неподходящий» корм. Таквот, собаки, которые все же подбирали куски, умирали или срыгивали яд и переболевали, сделав вывод на всю оставшуюся жизнь. Конечно, не стоит и вашу собаку испытывать таким образом. Но рефлекс на отказ от корма нужно закрепить раз и навсегда. «Голос!» Этот навык пригодится любой собаке. Для его выработки существует несколько способов. Чаще всего используется вкусопоощритель— ный метод. Дрессировщик, посадив перед собой собаку, наступает ногой на поводок, чтобы собака не могла подпрыгивать. Взяв в правую руку лакомство или апортировочный предмет, он дает его понюхать собаке, а затем поднимает его над ее головой, дразня ее, и подает команду «Голос!». Лакомство или апорт возбуждают собаку, но дотянуться до него она не может и начинает лаять. Как только собака подаст голос, ее нужно поощрить. Команду «Голос!» можно подать и жестом: покачивание влево и вправо согнутой в локте и поднятой на уровень головы правой руки (ладонью вперед). Хорошо приучить собаку не только лаять по команде, но и прекращать лай. Для этого может служить команда «Тихо!». Если собака не интересуется ни лакомством, ни апортом, лай можно вызвать поддразниванием собаки помощником. «Вперед!» Умение двигаться впереди дрессировщика необходимо, когда обычное положение собаки у левой ноги невозможно или неудобно (при движении по узкой тропе, бревну, мосту, при посадке в машину и т.д.). Этот навык очень важен для некоторых специальных служб, к примеру, буксировке лыжника. Обучение команде «Вперед!» начинают после приучения к апорти-ровке и одновременно с приучением к преодолению препятствий. Команда «Вперед!» может подаваться жестом: правая рука поднимается ладонью вниз в направлении желательного движения собаки. Для обучения собаки можно использовать лакомство или апорт. Пройдитесь несколько раз с собачкой через такой барьер. Постепенно высоту барьера увеличивают. Если собака отказывается сразу перепрыгнуть через барьер, посадите ее перед барьером, обойдите барьер и позовите собаку к себе. При преодолении собачкой высоких препятствий ей нужно обязательно помогать, чтобы собака не испытывала боли или страха при прыжке. Когда собака научится преодолевать препятствия вместе с дрессировщиком, ее обучают двигаться через препятствия по команде «Вперед!» и жесту. Не приучайте собаку преодолевать препятствия всегда в одном и том же порядке — это может выработать у собаки динамический стереотип, и она откажется преодолевать отдельно стоящее препятствие. Приучение к выстрелам и другим раздражителям рекомендуется сразу отметить: далеко не всякую собаку можно приучить не бояться выстрелов. Некоторые собаки, в силу врожденных особенностей психики или из-за различных травм, боятся выстрелов и вообще громких, резких звуков. Такие собаки, конечно, не могут использоваться на охоте или другой специальной службе, где они могут услышать выстрел. Служебные собаки, которые боятся выстрелов, должны выбраковываться какможно раньше. Если двухмесячный щенок реагирует на выстрел попыткой убежать, или спрятаться, или проявляет любую другую ярко выраженную реакцию, приучить его не бояться выстрелов будет очень сложно. Если страх не ярко выражен, щенка нужно обязательно приучать не бояться выстрелов. Имейте в виду: собаку, которая боится выстрелов, не стоит брать с собой смотреть салют или фейерверк: собака может убежать и покалечиться, у нее может произойти сердечный приступ и т. д. Посоветуйтесь с ветеринаром, какие успокоительные лекарства можно дать собаке, если оградить ее от резких звуков нельзя (к примеру, во время грозы). Для приучения собак к выстрелам обычно используют стартовый пистолет. Сначала выстрелы производят на удалении 40–50 м от собаки. Если собака испугалась, успокойте ее, отвлеките игрой или прогулкой, но не поощряйте трусливую реакцию! Не рекомендуется разрешать собаке лаять на выстрелы. По мере привыкания собаки спокойно реагировать на выстрелы их нужно производить все ближе. Такая же методическая последовательность соблюдается в процессе приучения собаки к другим сильным раздражителям. Однако испытание типа нервной системы собаки и ее выдержки нельзя ограничить только ее реакцией на выстрел. Необходимо проверить реакцию собаки на всевозможные раздражители: транспорт, шумные улицы города, поведение в толпе людей. Собака должна вести себя спокойно и уравновешенно в любых ситуациях, быть не столько злобной, сколько дисциплинированной. Требования к собакам, прошедшим ОВД Если с собачкой посещали групповые занятия по общему курсу дрессировки, в конце обучения вам предложат сдать экзамен. По результатам экзамена собака получает диплом I, II или III степени. Чтобы получить диплом, нужно набрать определенное количество баллов, которые начисляются за выполнение собачкой каждой отдельной команды. Собака должна уметь выполнять следующие команды: «Гуляй!» «Ко мне!» «Рядом!» «Сидеть!» «Стоять!» «Лежать!» «Апорт!» «Ползи!» Отношение собаки к корму (должна не брать) «Место!» Преодоление барьера Преодоление бума Преодоление лестницы Отношение к выстрелам . .
Информация получена из открытых источников. При использовании материалов этого сайта ссылка обязательна. Правообладатели статей являются их правообладателями. |
dogclubs.narod.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта