Дрессировка и воспитание собак. Дрессировщики собак знаменитые


Дрессировщик - это... Что такое Дрессировщик?

Немецкая овчарка качается на качелях на соревновании

Курица на скейте

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производится с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска материальных объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах, или развлечения.

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки

Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно определить необходимый для данного животного метод дрессировки. Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и других крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом. Вырабатывая необходимые инстинкты и навыки, человек добивается полного послушания от животного.

Поощрительный метод дрессировки используется в обучении охотничьих и пастушьих собак. Собака, как существо с более развитой высшей нервной деятельностью, отлично воспринимает такой метод обучения. При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого инстинкта.

Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы. Любой из вышеперечисленных методов дрессировки являются контрастными. В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения — наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Виды и разнообразие дрессируемых животных

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определенной дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, подчиняя своей воли, для хождения в поводе, к чистке, к закрепленному у нее на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определенных знаний и умений человека.

Дрессировка собак

Дрессировку собак можно вывести в отдельную главу, так как это животное является наиболее приближенным к человеком. Именно собака тысячелетия живет рядом с человеком и используется им как для хозяйственных, так и для различных других целей. Дрессировка охотничьих собак отличается от дрессировки служебных животных. И совсем иное обучение и навыки получают цирковые собаки, от которых требуется гораздо больше действий. Для помощи человеку при охоте используются специально выведенные человеком породы, такие как борзые, лайки, гончие, фокстерьеры, таксы и многие другие. Для служебного собаководства или для караульной службы человек вывел такие породы, как различные овчарки, доберманы, ротвейлеры, боксеры. Дрессировка охотничьих собак включает в себя умение животного загнать зверя, облаять его, или самостоятельно добыть в норе.

Основные принципы воспитания и дрессировки собаки.

  • Воспитание собаки должно строится на гуманном отношении к ней. Собака прекрасно чувствует как человек относится к ней.
  • При воспитании собаки надо учитывать её индивидуальные особенности (быстроту реакции, темперамент).
  • Воспитание — это непрерывный, повторяющийся изо дня в день труд. После окончания курса дрессировки собака забывает команды, если не повторять их регулярно.
  • При любой попытке собаки показать свое превосходство, либо её непослушании, должно последовать наказание.
  • Дрессировка должна основываться на контрасте наказания (болевого ощущения) и поощрения (похвала, подача лакомства).
  • Собаку нельзя наказывать руками, от рук хозяина должна исходить любовь и ласка.
  • Для одной и той же команды всегда нужно употреблять одинаковые слова или сочетания слов.
  • Слова команды должны исключать возможность путаницы и быть максимально короткими.
  • Голосовая команда всегда сопровождается необходимым жестом дрессировщика.
  • Похвалу и порицание собаки нужно произносить с разной интонацией. Хвалить нужно мягким, приветливым голосом, а слова порицания произносить резко и уверенно.
  • Физическое наказание уместно в тех случаях, когда неоднократно повторенные слова неодобрения не действуют.
  • Нельзя срывать на собаке свое плохое настроение, громкая брань и крики не мера воспитания (собака не поймет их причины и только испугается).[1]

Этапы дрессировки собак

Дрессировка собак включает в себя четыре этапа:

  • Подготовительные этап. Как правило, он начинается с того момента, когда животное в детском возрасте попадает к человеку. Именно в этот период оно получает кличку, к которой должно привыкнуть, учится подходить на зов к хозяину, осваивает новые команды, учится ходить на поводке и в наморднике.
  • Второй этап — это общий курс дрессировки, или общий курс послушания. В этот период происходит обучение животного различным командам, которые в дальнейшем помогут управлять собакой в любый, даже экстремальных условиях.
  • Третий этап — это прохождение специального курса, во время которого происходит развитие и закрепление врожденных рефлексов и воспитание новых навыков, необходимых человеку для использования собаки.
  • Четвертый этап — это закрепление полученных рефлексов и навыков для того, чтобы животное выполняло их автоматически.

В процессе дрессировки у собаки происходит накопление опыта работы, что облегчает задачу дрессировщика.

Цирковая дрессировка

Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Еще в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов, заканчивая маленькими мышками. Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю. Д. Куклачёв использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры.

Особенности дрессировки птиц и насекомых

Дрессировке поддаются не только высокоорганизованные особи животного мира. Прекрасно дрессируются птицы и даже насекомые. Например приручение голубей к перелетам на дальние расстояния — это тоже дрессировка. Именно благодаря работе человека с этими птицами, выработалась такая замечательная особенность, как способность почтовых и спортивных голубей находить дорогу к дому.

Дрессировка голубей делится на три этапа, общий смысл которых заключается в приучении в возрасте птенца, в приручении к дому, где птица живет и общая тренировка на различные, постоянно увеличивающиеся расстояния. Для того, чтобы поощрить голубя, когда он выполнил все задания верно, применяется кормовой стимулятор в виде различных лакомств, таких как конопляное семя, подсолнечник.

Как бы необычно это не звучало, но дрессируют и насекомых. Например пчёл. Пчеловоды, которые хотят получить мед с определенного вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата того медоноса, с которого пчеловод хочет получить мед. Привыкнув к определенному виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение и приносить нектар в улей именно с него.

Как бы каждый из нас не относился к дрессировке, это является необходимостью для комфортного существования человека с определенными видами животных. Жестокие и болевые методы дрессуры много лет подвергаются критике различных обществ охраны животных[2], но, к сожалению, ими еще пользуются.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ↑ [1]

Литература

  • Карен Прайор, «О дрессировке животных и людей»
  • В. Л. Дуров «Дрессировка животных»

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

Дрессировщик - это... Что такое Дрессировщик?

Немецкая овчарка качается на качелях на соревновании

Курица на скейте

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производится с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска материальных объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах, или развлечения.

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки

Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно определить необходимый для данного животного метод дрессировки. Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и других крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом. Вырабатывая необходимые инстинкты и навыки, человек добивается полного послушания от животного.

Поощрительный метод дрессировки используется в обучении охотничьих и пастушьих собак. Собака, как существо с более развитой высшей нервной деятельностью, отлично воспринимает такой метод обучения. При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого инстинкта.

Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы. Любой из вышеперечисленных методов дрессировки являются контрастными. В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения — наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Виды и разнообразие дрессируемых животных

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определенной дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, подчиняя своей воли, для хождения в поводе, к чистке, к закрепленному у нее на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определенных знаний и умений человека.

Дрессировка собак

Дрессировку собак можно вывести в отдельную главу, так как это животное является наиболее приближенным к человеком. Именно собака тысячелетия живет рядом с человеком и используется им как для хозяйственных, так и для различных других целей. Дрессировка охотничьих собак отличается от дрессировки служебных животных. И совсем иное обучение и навыки получают цирковые собаки, от которых требуется гораздо больше действий. Для помощи человеку при охоте используются специально выведенные человеком породы, такие как борзые, лайки, гончие, фокстерьеры, таксы и многие другие. Для служебного собаководства или для караульной службы человек вывел такие породы, как различные овчарки, доберманы, ротвейлеры, боксеры. Дрессировка охотничьих собак включает в себя умение животного загнать зверя, облаять его, или самостоятельно добыть в норе.

Основные принципы воспитания и дрессировки собаки.

  • Воспитание собаки должно строится на гуманном отношении к ней. Собака прекрасно чувствует как человек относится к ней.
  • При воспитании собаки надо учитывать её индивидуальные особенности (быстроту реакции, темперамент).
  • Воспитание — это непрерывный, повторяющийся изо дня в день труд. После окончания курса дрессировки собака забывает команды, если не повторять их регулярно.
  • При любой попытке собаки показать свое превосходство, либо её непослушании, должно последовать наказание.
  • Дрессировка должна основываться на контрасте наказания (болевого ощущения) и поощрения (похвала, подача лакомства).
  • Собаку нельзя наказывать руками, от рук хозяина должна исходить любовь и ласка.
  • Для одной и той же команды всегда нужно употреблять одинаковые слова или сочетания слов.
  • Слова команды должны исключать возможность путаницы и быть максимально короткими.
  • Голосовая команда всегда сопровождается необходимым жестом дрессировщика.
  • Похвалу и порицание собаки нужно произносить с разной интонацией. Хвалить нужно мягким, приветливым голосом, а слова порицания произносить резко и уверенно.
  • Физическое наказание уместно в тех случаях, когда неоднократно повторенные слова неодобрения не действуют.
  • Нельзя срывать на собаке свое плохое настроение, громкая брань и крики не мера воспитания (собака не поймет их причины и только испугается).[1]

Этапы дрессировки собак

Дрессировка собак включает в себя четыре этапа:

  • Подготовительные этап. Как правило, он начинается с того момента, когда животное в детском возрасте попадает к человеку. Именно в этот период оно получает кличку, к которой должно привыкнуть, учится подходить на зов к хозяину, осваивает новые команды, учится ходить на поводке и в наморднике.
  • Второй этап — это общий курс дрессировки, или общий курс послушания. В этот период происходит обучение животного различным командам, которые в дальнейшем помогут управлять собакой в любый, даже экстремальных условиях.
  • Третий этап — это прохождение специального курса, во время которого происходит развитие и закрепление врожденных рефлексов и воспитание новых навыков, необходимых человеку для использования собаки.
  • Четвертый этап — это закрепление полученных рефлексов и навыков для того, чтобы животное выполняло их автоматически.

В процессе дрессировки у собаки происходит накопление опыта работы, что облегчает задачу дрессировщика.

Цирковая дрессировка

Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Еще в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов, заканчивая маленькими мышками. Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю. Д. Куклачёв использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры.

Особенности дрессировки птиц и насекомых

Дрессировке поддаются не только высокоорганизованные особи животного мира. Прекрасно дрессируются птицы и даже насекомые. Например приручение голубей к перелетам на дальние расстояния — это тоже дрессировка. Именно благодаря работе человека с этими птицами, выработалась такая замечательная особенность, как способность почтовых и спортивных голубей находить дорогу к дому.

Дрессировка голубей делится на три этапа, общий смысл которых заключается в приучении в возрасте птенца, в приручении к дому, где птица живет и общая тренировка на различные, постоянно увеличивающиеся расстояния. Для того, чтобы поощрить голубя, когда он выполнил все задания верно, применяется кормовой стимулятор в виде различных лакомств, таких как конопляное семя, подсолнечник.

Как бы необычно это не звучало, но дрессируют и насекомых. Например пчёл. Пчеловоды, которые хотят получить мед с определенного вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата того медоноса, с которого пчеловод хочет получить мед. Привыкнув к определенному виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение и приносить нектар в улей именно с него.

Как бы каждый из нас не относился к дрессировке, это является необходимостью для комфортного существования человека с определенными видами животных. Жестокие и болевые методы дрессуры много лет подвергаются критике различных обществ охраны животных[2], но, к сожалению, ими еще пользуются.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ↑ [1]

Литература

  • Карен Прайор, «О дрессировке животных и людей»
  • В. Л. Дуров «Дрессировка животных»

Wikimedia Foundation. 2010.

veter.academic.ru

Дрессировщик и собака | Дрессировка

Одним из решающих условий, обеспечивающих успех дрессировки, является контакт дрессировщика с собакой. Этот контакт начинается с первого дня знакомства дрессировщика с собакой и складывается на протяжении всего курса обучения. Известно, что собака быстро привыкает к человеку. Взаимоотношения человека с собакой нельзя понимать в том смысле, как это делается, когда речь идет о взаимоотношениях между людьми.

Мы должны помнить, что между человеком и собакой отношения строятся не только на другой основе, но и имеют другое содержание чем между людьми. Человек — хозяин собаки, он является для нее сложным пищевым и защитным раздражителем (кормление, защита от опасности и многие другие мероприятия, благоприятствующие ее существованию).

Лучшим способом установления контакта даже с самой злобной собакой является систематическое кормление ее. Очень быстро человек, кормящий собаку, делается для нее сигналом пищевого значения. Исчезает недоверие или биологическая настороженность к новому человеку. Связанная с биологической осторожностью агрессивная   реакция — реакция готовности к активной защите или нападению, сопровождаемая внешним выражением злобы, переключается на пищевую реакцию. Это первый этап того, что мы называем контактом между собакой и будущим ее хозяином или дрессировщиком. Таким образом, новый человек, который был для собаки ранее раздражителем разрушительного значения, превращается теперь в раздражитель пищевого значения.

Далее значение хозяина или дрессировщика в жизни собаки постепенно возрастает и становится в конце концов таковым, что он в состоянии управлять животным, воспитывать в нем новые формы поведения и направлять это поведение на разрешение практических задач.Однако, полная власть дрессировщика над собакой приобретается не так легко, как это может показаться с первого раза.Если дрессировщик станет проявлять свою власть тем, что сильную, возбудимую собаку будет воспитывать с помощью хлыста, то он может превратить ее в забитое животное, совершенно непригодное к служебной работе.

Управление собакой дрессировщиком

Дрессировщик должен научиться так управлять собакой чтобы использовать все имеющиеся у нее возможности на службу человеку. Для этого прежде всего нужно хорошо знать собаку, особенность ее нервной системы, быть достаточно наблюдательным, чтобы понимать значение различных изменений поведения собаки, и в высшей степени требовательным к самому себе.Дрессировщик, прежде всего должен любить свое деле, быть энергичным, решительным, требовательным, настойчивым и в то же время терпеливым. Однако, этих личных качеств еще недостаточно. Дрессировщик должен иметь соответствующую подготовку как теоретическую, так и практическую. Уметь пользоваться объективным физиологическим методом при анализе поведения собаки и соответственно этому принимать необходимые решения. Без конкретных знаний нельзя приступать к обучению служебных собак.

Понятно, что не каждый человек может отвечать тем требованиям, которые предъявляются к дрессировщику. Отсюда вытекает необходимость производить соответствующий подбор людей для этих целей. Кроме специального обучения, Дрессировщик в практической работе должен много работать над самим собой, чтобы полностью и с успехом соответствовать своему назначению.Таким образом, прежде чем приступить к дрессировке собаки, дрессировщику необходимо установить с ней контакт.При получении собаки дрессировщик собирает о ней сведения: узнает ее кличку, выясняет характерные особенности поведения в клетке и на воле, ее отношение к посторонним лицам. Соответственно полученным сведениям ориентировочно намечается план первого подхода к собаке. При первоначальном подходе к собаке дрессировщик должен быть смелым, но вместе с тем и осторожным, готовым ко всем неожиданностям в поведении собаки.

Впервые увидев своего будущего хозяина (дрессировщика), собака, если она злобная, набросится на него, трусливая убежит, забьется в угол помещения. Нередко бывают и такие случаи, когда собака не набрасывается и не убегает, однако не подпускает к себе; она стоит в настороженной позе и искоса наблюдает за всеми движениями дрессировщика, иногда рычит. Вот здесь то и необходима особая осторожность, сноровка, находчивость и решительность. Малейшая допущенная оплошность может повлечь за собой неприятные последствия. Если дрессировщик проявит нерешительность или страх перед собакой и сделает попытку уйти от собаки или продолжительное время будет стоять перед ней в нерешительности, то собака может на него наброситься.

Эта агрессивная реакция, проявленная при первом знакомстве, в некоторых случаях сохранится и на будущее время; собака вообще не будет подпускать к себе этого человека.В подобных случаях необходимо смело окликнуть собаку по кличке, решительно подойти к ней и быстро правой или левой рукой взять за ошейник и вывести из клетки или выгула. При этом необходимо спокойным тоном повторять кличку собаки, а свободной рукой ласкать ее.Во всех случаях, когда собака не подпускает к себе, лучшим способом преодоления ее агрессивности является постепенное подкармливание.

Помощник дрессировщика и его назначение

С трусливыми собаками необходима особая осторожность в обращении. Грубое обращение, а равным образом и нервозность, абсолютно недопустимы; лаской, игрой и подкармливанием развивают у собаки доверчивое отношение к себе.При специальной дрессировке требуется развивать и совершенствовать доверчивость собаки. В процессе всей работы дрессировщик обязан изучать поведение своей собаки, знать положительные и отрицательные качества ее.В обращении с собакой нужно быть сдержанным и строгим. Чрезмерная ласка, постоянная игра и т. п. оказывают отрицательное влияние на воспитание собаки.

В заключение необходимо отметить, что общее поведение дрессировщика является сильным комплексным раздражителем. Своим поведением дрессировщик может влиять на поведение собаки и соответственно вызывать различного рода изменения в нем. Если дрессировщик в своих движениях медлителен, вял, флегматичен, то собака соответственно поведению дрессировщика образовывает ряд отрицательных навыков.В процессе курса дрессировки, главным образом во время проведения специального цикла, дрессировщику требуется в помощь еще человек — помощник.

Роль помощника очень ответственная. Помощник прежде всего не должен бояться собаки. Часто во время дрессировки, а также и тренировки, помощник выполняет роль нарушителя (преступника). В этих условиях помощник должен войти в свою роль настолько, чтобы как можно ближе быть" во всех своих действиях к действительности. От него требуются ловкость, находчивость и смелость. Однако, очень часто роль помощника недооценивается. Помощником берут любого человека, даже совершенно незнакомого с дрессировкой.Во всех случаях, когда привлекается к работе помощник, дрессировщик обязан его проинструктировать, дать определенное задание, конкретизировать каждый отдельный случай и руководить им условными сигналами незаметными для собаки. Разговаривать с помощником в присутствии собаки не разрешается, кроме необходимых по ходу дрессировки команд и распоряжений.

Похожие статьи:

Последние добавленные:

Самые ранние публикации:

sobaki.in.ua

Василий Лебедев - Руководство дрессировки полицейских и военных собак

В питомнике Общества (СПБ. Набережная Черной речки, Нодендальская, 14) в руководимой мною и Членами Совета Общества "Школе дрессировщиков" всегда имеются подготовленные по служебной программе собаки и юные-потешные столичных полков в арендуемом нашим Обществом Строгановском парке могут познакомиться как с породами собак-ищеек, так и с их содержанием и служебной работой по отысканию людей по следам, передаче донесений на посты и проч. Подобные же питомники в настоящее время имеются также и в некоторых губернских городах, где уже несут службу окончившие в С.-Петербургской школе Общества полицейские инструкторы-дрессировщики с обученными ими породистыми собаками. Так в гор. Москве успешно работает сделавшийся знаменитым "Треф", затем имеются дрессированные собаки в полицейских управлениях следующих городов: С.-Петербург, Архангельск, Тверь, Владимир, Харьков, Курск, Полтава, Екатеринослав, Уфа, Рига, Тифлис, Баку, Сухум, Гагры, Феодосия, Кишинев, Владикавказ, Ставрополь, Пермь, Екатеринбург, Тамбов, Брянск, Воронеж, Иркутск, Омск, Семипалатинск, Ташкент, Верный, Владивосток, Харбин, Плоцк, Радом, Полтава, Кельцы, Люблин, Минск, Гродно, Армавир, Пенза, Симбирск, Бийск, Либава, Елабуга, Ардатов, Калуга, Юрьев, Тальсен, Гельсингфорс, Выборг и друг. В г. Царском Селе также имеется образцово поставленный, обладающий лучшими в России и наиболее ценными дрессированными собаками питомник охранной стражи, состоящей в ведении Дворцового Коменданта, у строенный и постоянно улучшаемый начальником этой стражи, полковником А.И. Спиридовичем. Замечательные неоднократно отличавшиеся в розысках собаки-ищейки этого питомника (более 20) уже 4-й год несут действительную службу, сопровождая стражников, охраняющих обширные парки и сады местопребывания Его Императорского Величества. С каждым новым выпуском школы Общества число командируемых из разных мест Империи дрессировщиков и обученных им собак увеличивается и юные разведчики провинциальных полков уже во многих губерниях при содействии местного начальства имеют возможность ознакомиться с этим новым и увлекательным для них делом.

"Дрессированная собака-ищейка - верный товарищ разведчика" - и наше общество будет всегда по мере сил и средств оказывать свое содействие всем вновь возникающим потешным полкам и командам юных разведчиков в деле практического применения ими дрессированных собак - поэтому очень прошу читателей этой книги не отказать, в случае обращений к ним от вновь организуемых потешных - сообщать, что каждая команда юных разведчиков может получить от меня бесплатный экземпляр "Руководства дрессировки" и все необходимые разъяснения по вопросам приобретения собак и ознакомления с их дрессировкой.

Товарищ председателя Совета Общества

В.И. Лебедев.

Участники 2 всероссийского испытания полицейских собак в С.-Петербурге 20 мая 1910 г.

На открытии питомника Российского О-ва поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе в СПБ.

1-й курс дрессировщиков в школе Общ-ва: обучающиеся с администрацией питомника летом 1909 года.

Дрессировка собак

1. Обучение аппортированию (дрессировщик Янпетер).

2. Немецкая овчарка Леди, достающая по лестнице спрятанный на чердаке предмет (подарена Питомнику Общества В.И. Лебедевым).

3. Задержание беглого арестанта хватанием его за руки.

4. Содержание собак в бочках (Петергофский питомник).

5. Немецкая овчарка Вольф, перепрыгивающая через забор в 1 сажень вышины (Петергофского питомника).

6. Содержание собак в питомнике О-ва.

Подготовка служебной собаки

Полный курс учебных упражнений, как полицейских, так и военных собак распадается на 2 отдела: I воспитание и II обучение или дрессировка. Основные приемы подготовки как полицейских, так и военных служебных собак одни и те же, с той лишь разницей, что при дрессировке военных собак должно быть обращено особое внимание, чтобы собака отнюдь не лаяла без команды или без действительной необходимости.

I. Воспитание полицейской собаки

А. Основные правила воспитания

1. Основание, на котором затем строится всё нравственное, физическое и общественное развитие человека, даётся ему воспитанием.

Точно также единственно вдумчивым и старательным воспитанием удаётся целесообразно подготовить собаку, дабы она своими особенными качествами и способностями служила человеку, была бы его защитником и сотрудником.

2. Движение - бег и прыжки - способствуют развитию мускулов, ловкости, выносливости, развивают силу и уверенность, как молодой собаки, так и подрастающего мальчика. Это надо принять в соображение, и, потому ежедневно молодой собаке предоставлять случай порезвиться, поиграть с ей подобными, попрыгать, побороться и т. п. Без достаточного движения собака навсегда останется боязливым, нерешительным и неловким неудачником. Если не обратить на это внимание, если собаку продолжительное время оставлять в собачнике без занятия, - то на её воспитателе будет вина, если из щенка с хорошими задатками вырастет трусливый, ленивый пёс, не обладающий ни страстностью, ни интеллигентностью.

3. Воспитание должно, во-первых, ослабить, подавить и искоренить в собаке нежелательные наклонности и качества; во-вторых, вызвать и развить желательные и необходимые наклонности.

4. По опыту известно, что неправильное воспитание часто очень вредно отзывается на последующей дрессировке, иногда даже делает собаку совершенно непригодной, а потому следует действовать очень осторожно, чтобы не запугать собаку, не вызвать в ней стремление скрываться и бежать от своего воспитателя ещё раньше того времени, когда она может быть обучаема.

5. До 6-месячного возраста собаку нельзя считать ответственной за свои поступки, так как она до этого времени ещё лишком глупа, чтобы понять, что ей позволено, что она должна, что ей нельзя и почему нельзя делать. Поэтому до достижения 6-месячного возраста собаку никогда нельзя наказывать. Безусловного послушания (Appell) нельзя требовать от молодой собаки; кто делает подобную ошибку, тот рискует испортить её ещё до дрессировки.

6. В целях планомерного и систематического воспитания собаки, способности, силы и наклонности которой впоследствии должны быть развиты до полного своего объёма, - кормить и ухаживать за ней, и играть с нею, должен один лишь её воспитатель.

Если пускать к ней детей или посторонних лиц, то собака делается неуверенна, ленива, игрива, поверхностна, капризна, ненадёжна, упряма и часто зла.

7. Молодая собака ещё вполне и исключительно находится под господством чувства самосохранения, прирождённого ей, как и всякому другому животному. Все её поступки и помыслы, поэтому, эгоистичны: любовь, верность, признательность и послушание для неё непонятные чувства. То, что обыкновенно обозначают в ней подобными названиями - ни что иное, как привязанность. Кто о ней заботится, её кормит и ласкает, к тому она привязана и впоследствии только на почве такой привязанности, развиваются вышеупомянутые добродетели.

8. Всё свое время, свободное от занятий с учителем, собака должна проводить в собачнике. Если она начинает выть, то в неё из рогатки пускают дробь. После двух, трёх раз достаточно будет сказать "смирно", чтобы сразу прекратить всякую попытку выть. Собака, не приученная с малолетства к полнейшему спокойствию в собачнике, нередко впоследствии присоединяется ко всякому лаю, который она услышит, благодаря чему причиняет беспокойство соседям, делается неприменимой при полицейской разведочной и военной службе и часто начинает визжать, когда ей приказывают оставаться на определённом месте. В комнате или доме молодая собака нередко делается нежной и невыносливой, она привыкает к шалостям, играет, что весьма затрудняет дальнейшую дрессировку. Ещё более нежелательно, чтобы собака без присмотра бегала по улице или бродяжничала; все её хорошие прирождённые качества при этом утрачиваются. Одинаковым образом следует содержать и более взрослых, плохо воспитанных собак.

profilib.org

"ЗАПИСКИ ДРЕССИРОВЩИКА" - Статьи - Собака без проблем - Библиотека

Увлечение бойцовыми, охранными, злобными собаками в последние годы привело к возникновению проблемы содержания собак в городских условиях, правильного их воспитания и дрессировки, взаимоотношений человека и собаки. Редакция журнала начинает публикацию серии статей по данному вопросу известного в России дрессировщика, Президента школы дрессировки, Валерия Варлакова.

Утверждение «Собака – друг человека» ни у кого не вызывает сомнений, однако по опыту знаю, что порой это бывает совсем не так. Подчас собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести проблемы. А надежда воспитать из щенка верного преданного друга не оправдывается.

Проблема воспитания – одна из первейших, о которой должен задуматься начинающий собаковод. В основе ее возникновения лежит, на мой взгляд, несколько причин.

Многие владельцы собак не задумываются о сущности воспитания щенка и, по не знанию, путают его с обучением и дрессировкой, в связи с чем начало целенаправленного воспитания они соотносят с определенным возрастом собаки. Такой подход глубоко ошибочен.

Другие любители считают, что стоит завести породистого щенка, и он при должном кормлении и содержании, но без особых усилий с их стороны, как по мановению волшебной палочки, из маленького карапуза сам вырастет в верного надежного друга.

Должен их огорчить: вырастет-то он вырастет, но может превратиться в злобное или трусливое, с трудом управляемое существо, которое по большому счету и собакой-то назвать нельзя.

В семье, где игнорируют воспитание щенка с момента его появления в доме, ласковый, симпатичный малыш вполне может превратиться в упрямого, злобного зверя, кусающего без разбора своих и чужих… Породистая немецкая овчарка из веселого щенка станет жалким, трусливым созданием, которое боится всего на свете, даже шелеста листвы и раскатов грома.

Маленький щенок южнорусской овчарки часто рычал и показывал зубы, когда грыз косточку. Владельцы умилялись. Со временем при кормлении рядом с псом стало опасно находиться.

Для того чтобы щенок стал полноценной, хорошо понимающей своего хозяина собакой, нужно потратить много времени и сил, а часто и прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов.

Еще одна причина возникновения проблем состоит в характере видения, восприятия хозяином собаки. Тип восприятия влияет прежде всего на его отношение к своему питомцу, и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки.

Можно выделить несколько условных типов восприятия собаки: «автомат», «ребенок», «мебель», «игрушка», «мальчик для битья», «дополнитель собственного Я», «просто собака», «развивающаяся собака». Рассмотрим каждый из них в отдельности.

«АВТОМАТ» В книгах, изданных в России и за рубежом, очень часто собака рассматривается как некий сложноорганизованный автомат-компьютер, а ее поведение, по мнению авторов этих руководств, базируется либо на условных рефлексах, либо на принципах, подобных условно-рефлекторному. При этом полностью отрицается способность собаки к прогнозированию и логическому анализу причинно-следственных связей событий окружающего мира.

«Какая разница, - воскликните вы, - думает собака или нет, главное то, что мы ее любим!» Однако, как показывает практика, - это важно, и чтобы понять насколько, давайте обратимся к проблеме «маугли».

«МУГЛИ» Дети, воспитанные в сообществах диких зверей, как правило, были физически вполне здоровы, но они не умели говорить и передвигались на четырех конечностях. Поведение таких детей, найденных после достижения определенного возраста, практически не поддавалось коррекции, они так и не смогли стать полноценными людьми.

Из щенка, как и из ребенка, тоже можно воспитать своеобразного «маугли». Достигается это довольно просто: следуйте советам, которые дают большинство авторов выпускаемых у нас и за рубежом руководств по воспитанию и дрессировке. В них приводится ряд нормативных команд и поощряющих слов. Ими и только ими должен пользоваться дрессировщик при формировании и отработке у собаки навыков общего послушания и специальных служб.

Авторы рекомендуют и общаться со щенком только посредством нормативных команд, мотивируя это тем, что собака, в отличие от человека, не может понимать смысла слова, а поэтому будет путаться, ошибаться и обучаться с трудом.

То есть, в соответствии с этими рекомендациями все общение между владельцем и его питомцем должно сводиться к двум десяткам слов. И начинающие собаководы подчас слепо следуют таким советам и в результате, сами того не ведая, создают собачьего «маугли». Оно может быть прекрасным служакой, но не интересен в плане общения, так как не очень развит, а подчас, плохо понимая поведение человека, просто опасен для окружающих.

В собачьих питомниках время общения дрессировщика с собакой ограничено совместной работой, поэтому именно там живет много «собак-маугли». Вглядитесь в глаза собак, воспитанных в этих условия, и вы убедитесь в моей правоте.

«РЕБЕНОК» В представлении многих собака – такой же человек, как и они сами, но только не умеющий говорить, и отношение к ней соответствующее: как к ребенку. Собаки, воспитанные таким образом, имеют хороший психоэмоциональный контакт со своими владельцами, «интеллектуально» развиты, обладают способностью к длительной концентрации внимания, интересны в общении, однако избалованы и капризны. У собаки вследствие такого подхода не будут сформированы четкие понятия о субординации, появляются перекосы во взаимоотношениях с членами семьи, которые зачастую приводят к серьезным, трудноразрешимым проблемам, например неспровоцировнным актам агрессии.

«МЕБЕЛЬ»Этот тип отношений к своей собаке характерен для людей, заводящих собаку не из любви к ней, а с какой-нибудь прагматичной целью, например вложения денег или охрана.

Такие владельцы, как правило, не считают нужным воспитывать своего щенка, однако если он представитель крупной или «проблемной» породы, им все равно приходится этим заниматься. Правда, здесь приходиться говорить о дрессировке, а не о воспитании. Занятия вынужденные, безразличные хорошего результата не дают. В таких случаях получаются «маугли».

«ИГРУШКА» Этот тип отношения владельцев к своему питомцу напоминает вариант «собаки-мебели», отличающийся лишь целью приобретения. Часто это подарок ребенку или женщине, чтобы не скучали, чтобы было с кем поиграть, развлечься. Обычно в роли игрушки выступают собаки декоративных пород, но иногда дарят и щенков крупных пород, ведь все щенки – такие сипматяги: мягкая, живая игрушка.

Незавидна участь этих собак, ведь когда игрушка надоедает, ее выбрасывают или кому-нибудь отдают. Такие собаки часто на всю жизнь остаются проблемными или их усыпляют.

«МАЛЬЧИК ДЛЯ БИТЬЯ» Это щенки, а потом и взрослые собаки, которых их владельцы дрессируют неоправданно жесткими, а подчас жестокими методами, подавляя их индивидуальность. Забитые, «задавленные» существа служат своим хозяевам для самоутверждения. Показывая окружающим «чудеса дрессировки», эти люди тем самым компенсируют неудовлетворенную потребность властвовать, которую они не могут удовлетворить иначе, например по месту основной службы.

«ДОПОЛНИТЕЛЬ СОБСТВЕННОГО Я» Чтобы повысить значимость собственного Я, люди подчас заводят собаку очень крупной породы. Часто они становятся «охотниками» и «травят» своих собак на бегунов, кошек, других собак и прохожих. Таких «любителей» собак многие из нас встречали во время прогулок.

«ПРОСТО СОБАКА» Большинством людей собака воспринимается как отличное от человека, высокоорганизованное существо, имеющее весьма ограниченную способность к логическому осмыслению окружающего мира.

Действительно, собака, созданная человеком, живущая среди нас на протяжении многих веков, по-прежнему остается собакой. Она живет в человеческом обществе по своим собачьим законам, которые генетически обусловлены экологическими и этологическими особенностями поведения ее предков, а также селекционной работой ее создателя – человека. Тот, кто имел дело с нормальной, хорошо развитой, правильно социализированной, здоровой собакой, воспитанной не в условиях питомника, а в нормальной семье, знает, насколько богато и интересно ее поведение.

Однако несмотря на правильные в целом представления, эта точка зрения имеет один существенный недостаток. Ее приверженцы воспринимают каждого, вполне конкретного пса, как некоего представителя собачьего племени, имеющего свои породные и индивидуальные особенности, характеризующие его служебные и интеллектуальные способности, которые в процессе воспитания и дрессировки изменяются незначительно.

Другими словами, они считают, что воспитание и дрессировка практически не меняет уровень развития собаки, сохраняя определенную статичность. На мой взгляд, это не так.

«РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СОБАКА» Смею утверждать, что в основе отношения в собаке должно быть восприятие ее как сложного, высоорганизованного, постоянно развивающегося существа, имеющего свои собачьи интересы и свой собачий интеллект.

Многие, увидев слово «интеллект», попытаются обвинить нас в «очеловечивании», однако это излишне, так как мы отчетливо представляем себе место собаки в иерархии интеллектуалов и совсем не уподобляем ее человеку.

Наше отношение к собаке отличается от выше рассматриваемых тем, что мы воспринимаем ее не как нечто заданное, мало изменяющееся, а как существо, способное к постоянному развитию и саморазвитию. Пробуждая творческую активность собаки, можно очень много достичь на пути ее совершенствования. Наши питомцы не только великолепно осваивают сложные навыки и язык общения с членами семьи, не только по мельчайшим признакам предугадывают будущие события, но и самостоятельно, без предварительного обучения , предлагают удивляющие своей «разумностью» решения возникших проблем. Однако следует отметить, что, развивая собаку, мы тем самым расширяем ее представления о мире, в том числе и о нас с вами, поэтому такой собакой сложнее управлять.

Необходимо понимать, что независимо от того, как вы относитесь в собаке, характер взаимоотношений с ней зависит и от ваших знаний и умения. Ни у кого не вызывает сомнений, что невозможно управлять автомобилем, не постигнув азы вождения. Собака же на много сложнее самой современной машины, однако считается, что ею может управлять каждый. Автомобиль можно поставить в гараж и забыть о нем на время, собака же требует к себе постоянного внимания и постоянного контроля. При их отсутствии она начинает принимать самостоятельные решения, последствия которых трудно предугадать даже ее владельцам.

Собаки, испорченные неправильным воспитанием, трудно поддаются дрессировке, коррекция их поведения отнимает очень много времени и подчас возможно лишь при использовании специальной техники, например радиофицированного электроошейника. Однако следует отметить, что методики, способствующие саморазвитию собаки, по сравнению с традиционными позволяют осуществлять коррекцию поведения более эффективно.

Таким образом, воспитание щенка, а в последующем и его дрессировку следует рассматривать как непрерывный процесс взаимовлияния владельца и собаки, который начинается с момента появления животного в доме. Необходимо также помнить, что результат дрессировки зависит от характера восприятия человеком собственной собаки.

В настоящее время в теории и практике дрессировки существуют прямо противоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают, что дрессировка должна быть «мягкой», другие – «жесткой». Одни – сторонники «убеждения», другие – «принуждения». Кто из них прав? Попробуйте разобраться.

В нашей стране инструкторы подчас рекомендуют в случае неповиновения или какой-либо другой провинности собаки, а то просто для четкости воспроизведения отработанных навыков избивать ее. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому, понимание «гуманности» здесь исчерпывается лозунгом «Цель оправдывает средства». Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны, особенно когда владельцами являются дети и подростки. По это причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать «школами жестокости».

С другой точки зрения (получившей широкое распространение в нашей стране и за рубежом), собаку нужно дрессировать с помощью ласки и уговоров, без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в буквальном переводе слова «гуманное»: «человечное», «человеческое». И смысл этого перевода перенесен почти автоматически на отношения между людьми и животными.

Специалистам, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существуют представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемые для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманности отношений к собаке необходимо внести некоторые коррективы. Настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиции человека, но и с позиции собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить отношения с собакой. То, что с позиции человека кажется гуманным и соответственно не жестоким, с точки зрения собаки может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псов своя мораль и своя этика – собачья.

Думаю, гуманными являются методы дрессировки, которые, не травмируя психику собаки, улучшают психоэмоциональный контакт между ней ее дрессировщиком.

Тому, кто по той или иной причине длительное время тесно общался с собаками, хорошо известно, что, хотим мы того или нет, но если собака живет в городе, среди людей, ее необходимо воспитывать. В процессе воспитания к ней, независимо от желания, приходится применять принуждение, так как одними уговорами желаемые для человека нормы поведения у собаки сформировать нельзя.

Известно, что щенки, склонные к лидерству, по мере взросления пытаются навязать свою волю членам семьи, в которой они проживают, занять в ней главенствующее положение. Если такой собаке (с позиции силы) вовремя не определить подобающее место в уже существующей «табели о рангах», то она пытается управлять домочадцами силой. Другими словами, неподчиненная собака начинает подчинять себе собственных хозяев, пуская в ход зубы. С проблемой «агрессия на членов семьи» к нам обращаются владельцы собак различных пород. Надо отметить, что собака, которая ставит себя по рангу выше владельцев, если даже не кусает хозяев, то часто доставляет им неприятности другими способами. Например, убегает от них, подбирает всякую дрянь на улице, бросается на посторонних людей и собак, изводит своим лаем на улице и дома и т.п.

Владельцы таких собак, как правило, изначально являясь приверженцами дрессировки, основанной на ласке и убеждении, вдруг становятся ярыми противниками и применяют подчас очень жестокие, совсем негуманные способы воздействия на животное.

Излишне мягкое отношение, особенно к собакам крупным, склонным к доминированию, часто приводит к серьезным, трудно исправимым перекосам во взаимоотношения между собакой и членами семьи, а подчас и к трагическим последствиям.

Профессионалам хорошо известно правило: чем лучше задатки собаки, ее рабочие качества, тем профессиональнее должен быть процесс ее воспитания и дрессировки. Собаководы-любители подчас не справляются с такими собаками, им не хватает знаний, умений и опыта. Поэтому часто лучшие рабочие псы выбывают из племенной работы клубов. Их сдают в ветеринарные лечебницы, в питомники, а подчас они путешествуют «по рукам». Кочуя от одного временного хозяина к другому.

Многие собаководы, столкнувшись с подобной проблемой, приходят к выводу, что не подчинить собаку не гуманно, так как от этого страдают и собака и человек. Однако переподчинить, обезличить собаку палочной дисциплиной еще менее гуманно. Как же быть?

Исходя из гуманных методов дрессировки, советуем применять воздействия, не вызывающие длительного, болезненного психоэмоционального напряжения (стресса) у собаки, и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой.

Думаем, что гуманными для собаки будут воздействия, характеризующиеся следующими признаками: * понятные * адекватные по силе * адекватные по продолжительности * привычные * этологически значимые * обезличенные.

Понятными для собаки являются те действия и воздействия дрессировщика, которые трактуются ею однозначно. Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный), однако и применяя его, можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример, весьма часто встречающийся на практике.

Вы хотите научить щенка ложиться по команде. Обычно при правильной работе собака решает эту задачу в течение 5-10 минут. Однако для начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что, используя принципы оперативного обучения, подкрепление необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком и вы либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ не непонятные для нее действия хозяина собака обычно проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы. Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психоэмоциональному напряжению.

В процессе работы с собакой необходимо постоянно помнить, что решение ею, казалось бы, простой с точки зрения человека задачи подчас представляет для нее тяжелую работу, сопровждающуюся большим нервно-психолоческим напряжение.

Непродуманные, непривычные для вашего питомца, неприятные воздействия, например сильные рывки поводком, часто вызывают у него непонимание и подавленное состояние, а иногда и агрессию, направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений они гуманны, так как производятся ч помощью рывков обычным поводком с мягким ошейником.

Сила и продолжительность воздействий в процессе работы с собакой должны меняться в зависимости от возраста животного, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки.

К негуманным действиям можно отнести и случаи, когда дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает «пересыщение работой». Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и стоять по команде с небольшими перерывами и вы увидите, что в скором времени последует отказ от работы даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходил без принуждения.

Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения.

Особенно часто психоэиоциональные перегрузки наблюдаются у собак при недостаточно квалифицированной подготовке их по защитной и другим видам специальных служб. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но и подчас и нервозаподобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональным расстройством организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни.

Привычными можно назвать воздействия, не вызывающие мощного психоэмоционального протеста со стороны собаки.

Неприятные воздействия (большинство из них) при правильной адаптации к ним собаки становятся для нее привычными.

Пример тому – приучение собаки к «строгому» ошейнику. Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течение нескольких дней. Если надевание строго ошейника на собаку связать с приятными ощущениями – получением корма или выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприязни. Сначала «строгачом» не пользуются, а лишь надевают на короткое время. Затем начинают применять по назначению, сочетая рывки «мягким» ошейником с легкими рывками «строгачом», т.е. сначала рывок «мягким», затем – «строгим».

При такой схеме адаптации привыкание к «строгому» ошейнику пройдет для собаки практически незаметно, без напряжения, а ваши действия по отношению к ней будут, соответственно, гуманными.

Непривычные воздействия, как правило, вызывают бурный протест со стороны собаки, сопровождаются психоэмоциональным напряжением, поэтому негуманным. Если же вы попробуете приучить собаку к «строгачу» за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко.

Этологичными назовем воздействия, напоминающие действия доминантных особей в стае при наказании подчиненных животных.

По сравнению с неэтологичными (например, битье плеткой) эти воздействия имеют для собаки вполне определенное сигнальное значение, следовательно, более гуманны. Они сами по себе несут значимую для животного, наследственно обусловленную информацию, связанную со взаимоотношениями на уровне «подчинение – доминирование». Поэтому конфликт между собакой и дрессировщиком разрешается быстрее и проходит для собаки без последствий, с меньшим психоэмоциональным напряжением.

Яркий пример подобного типа воздействия приводит К. Лоренц в своей книге «Человек находит друга». Он рекомендует в случае неподчинения собаки схватить ее за шкуру в области холки, поднять над землей и сильно встряхнуть. К этологичным воздействиям также можно отнести прижимание собаки к земле, различные типы захватов и удержаний и т.п. Некоторые авторы и дрессировщики рекомендуют в случае неповиновения собаки кусать ее. Возможно, этот прием и эффективен, однако существует достаточно высокая вероятность ответного укуса. Поэтому взвесьте все «ЗА» и «ПРОТИВ», прежде чем кусать своего друга.

Неправильное применение этологических воздействий также приводит к перекосам во взаимоотношения между собакой и дрессировщиком.

К обезличенным воздействиям следует отнести такие, которые собака напрямую не связывает с действиями дрессировщика.

При правильном применении они не вызывают длительного психоэмоционального стресса, внутреннего протеста и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, а следовательно, гуманны.

К ним относятся средства дистанционных взаимодействий: длинный поводок, рогатка.

Личностные, неэтологические воздействия, например битье собаки плеткой или поводком, негуманны: они часто вызывают длительный психоэиоциональный конфликт между дрессировщиком и собакой. Их частое применение может привести к потере доверия собаки к своему хозяину. Негуманны они как по отношению к собаке (подавляют ее как личность), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействия напоминает наказание человека человеком. А людям. Как и животным, свойственно подражание. Кроме того, он негуманен и по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным нужно искать корни социальных проблем, в частности насилия и садизма.

Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверны.

Доброе, бережное и чуткое отношение к своей собаке и есть та мера гуманности, человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при ее дрессировке.

mdog.ucoz.ru

Дрессировка и воспитание собак

Как научить собаку команде «Фу!»

Зачастую похожие запрещающие команды «Фу!» и «Нельзя!» путают, но они имеют отличия. Так, «Нельзя!» - временный запрет, который применяют при отработке выдержки в рамках оттачивания послушания собаки.

Как научить собаку команде «Лежать!»

Простая команда «Лежать!» используется в нормативных дисциплинах и полезна в обычных ситуациях, например, при посещении ветеринара, выставки, в поездке в общественном транспорте.

Как научить собаку команде «Принеси!»

При обучении маленького щенка, который ещё не в состоянии достаточно крепко удерживать игрушки, рекомендуется использовать кусок белой или светлой ткани, завязанной в узел. Для щенков старшего возраста целесообразно подобрать наиболее интересную игрушку.

Как научить собаку улыбаться

Собачья улыбка – не совсем та улыбка, которая характерна человеку. Животные расслабляют мышцы лица, когда испытывают приятные ощущения, после игры, во время почёсывания.

Как научить собаку давать лапу

Обучить собаку команде «Дай лапу!» не составит труда. Забавный трюк может быть использован в рамках танца, спортивной программы.

Как научить собаку команде «Рядом!»

Данная команда имеет практическое значение в повседневной жизни, например, во время выгула или совместной пробежки по парку, и используется в различных спортивных дисциплинах, нормативах.

Как научить собаку команде «Ко мне!»

Команда «Ко мне!» является одной из главных из числа базовых, позволяющих контролировать животное, в то же время, не ограничивая его свободу. Команда применима в быту, но входит и в нормативы.

Как приучить собаку к месту

В повседневной жизни порой приходится отдавать питомцу команду «Место!», чтобы он успокоился и отправился на свою лежанку. Обычно её подают, когда питомец плохо себя ведёт, мешает, пристаёт. Предварительно рекомендуется изучить команду «Лежать!».

v-mire-sobak.ru

Дрессировка животных - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2017; проверки требует 1 правка. Немецкая овчарка качается на качелях на соревновании Курица на скейте

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимного сосуществования человека с определёнными видами животных.

Дрессировка — один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди используют дрессировку и подвергаются дрессировке, даже не подозревая об этом. Дрессировка — это научно обоснованное, целенаправленное, методическое и систематическое воздействие на животное, с целью выработки у него конкретных, необходимых навыков и умений для использования какой-либо службе, народно-хозяйственной деятельности или управления поведением в повседневной жизни.

Два главных понятия дрессировки — это управляющие сигналы и подкрепление: положительное или отрицательное. Дрессировку следует отличать от стимулирования, или системы наград и наказаний. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Подкреплением же называется то, что происходит во время поведения, что сопровождает, как бы «комментирует» поведение и направляет его в ту или иную сторону[1].

Позитивное подкрепление, например улыбка, ласка, доброе слово, в целом эффективнее, чем негативное, и достаточно широко используется как в отношении животных, так и между людьми. Негативное подкрепление (нахмуренные брови, недовольная интонация и пр.) не эффективно в отношении свободных существ, которые могут просто уплыть, уйти или убежать из-под негативного воздействия.

Считается, что для выработки устойчивого целевого поведения у животного требуется от 20 до 200 подкреплений, у человека — от 2 до 20.

Основа дрессировки[ | ]

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиес

encyclopaedia.bid