Взаимоотношение дрессировщика с собакой и роль помощников. Дрессировщик собак


Взаимоотношение дрессировщика с собакой и роль помощников

Взаимоотношение дрессировщика с собакой и роль помощников

Хороший дрессировщик — хозяин и властелин собаки, которая отлично выделяет его среди посторонних людей и беззаветно доверяет только ему одному.

Степенью привязанности собаки к своему хозяину определяется ее послушание. Недоверие к дрессировщику пагубно отражается на результатах всего комплекса обучения собаки.

Нормальное взаимоотношение между дрессировщиком и собакой всего лучше достигается систематическим их общением. Ласковое обращение, внимательный уход и хорошее кормление являются лучшими средствами установления контакта.

Как известно, собаки обладают разным характером, разной возбудимостью нервной системы, поэтому поведение дрессировщика во время работы с собакой может передаться и ей. Приходилось наблюдать, как вялость в поведении дрессировщика затормаживает живость в движениях у собаки.

Дрессировщик должен хорошо знать собаку, постоянно присматриваться к ней, изучать каждое изменение в ее поведении. Он должен быть в меру требовательным, энергичным, жизнерадостным, достаточно терпеливым, постоянно следить за своим голосом, не забывая, что ободряющую и угрожающую команды нужно произносить настолько четко, чтобы их по интонации можно было отличить одну от другой. Нужно уметь обращаться с собаками, учитывая тип их нервной деятельности: с трусливыми требуется более осторожное обращение, чем с более смелыми, сильными и злобными.

В процессе занятий могут появиться во взаимоотношениях с собакой отдельные шероховатости, собака иногда проявляет нежелательные для дрессировщика действия. В таких случаях дрессировщик обязан немедленно применить угрожающие интонации, требуя от собаки выполнения приказаний.

Если собака упрямится, то сейчас же со стороны дрессировщика должны быть приняты самые решительные меры вплоть до нанесения удара хлыстом. А когда требования будут выполнены, снова из уст дрессировщика доносятся мягкие и ласковые тона в голосе — вот это и есть основной принцип взаимоотношений, он всегда должен проходить красной нитью в ходе каждого практического занятия.

Впервые знакомясь с собакой, дрессировщик должен иметь в виду, что злобная собака может наброситься на него, а трусливая обычно убегает.

Иногда собака не набрасывается и не убегает, но и не подпускает к себе: настораживается, недоверчиво следит за движением незнакомого человека, зачастую ворчит. Здесь требуется находчивость и осторожность со стороны дрессировщика. Малейшая оплошность может повлечь за собой неприятность.

Если дрессировщик проявит робость и будет стоять перед собакой в нерешительности или попытается уйти от нее, собака может наброситься на него. При данных обстоятельствах нужно назвать кличку собаки, смело подойти к ней и моментально взять за ошейник; повторяя названную кличку, свободной рукой ласково погладить собаку, пристегнуть поводок, замотать легко тесьмой морду, выйти из помещения и погулять с ней. Собака, которая проявляет трусость, требует иного подхода, ее прежде всего располагают к себе осторожным, ласковым обращением и скармливанием пищи.

Для отработки у собак навыков вспомогательного и специального цикла дрессировщик имеет помощника, знакомого с теорией и техникой дрессировки. Помощник должен уметь правильно оценивать поведение собаки, быть смелым, увертливым и точно выполнять все указания и требования дрессировщика.

В упражнениях для развития у собаки злобы, а также при обучении сторожевой и караульной службе помощнику принадлежит активная роль.

В процессе дрессировки на караульную, розыскную и сторожевую службы нужно систематически менять помощников, чтобы дрессируемые собаки с ними не свыклись. Число помощников назначают в зависимости от отрабатываемых навыков.

При дрессировке розыскных собак помощники главным образом используются для прокладки следов, при обыске местности и помещений.

Особую роль помощник выполняет при обучении собак для связи, здесь он является равноценным хозяином дрессируемой собаки, он в одинаковой мере располагает собаку к себе, как и основной дрессировщик: убирает и кормит ее.

Во всех случаях работой помощников руководит дрессировщик, который каждый раз напоминает помощнику о его действиях в том или другом приеме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Сначала хочу вас запугать. Выбирая профессию инструктора, вы должны быть готовы к следующему

Продолжаем публиковать на нашем сайте интересные статьи о кинологии. Хотим представить  статью  взятую из популярной группы собаководов  в ВК, автор данной статьи А. Сидельников.

рабочая немецкая овчаркаСначала хочу вас запугать. Выбирая профессию инструктора, вы должны быть готовы к следующему:1. Это физически тяжелый труд. Вы буде просыпаться рано, работать много, руки и ноги у вас будут гудеть от усталости, спину будет ломить от нагрузок. Вы будете переносить с места на место снаряжение и материальную базу. Обедать вы будете возле киоска, пирожками и кофе, так как на другое у вас просто не будет времени. В конце дня вы будете выбирать душ, а не ванну, так как будете бояться в ванной заснуть.2. Это грязный труд. В плохую погоду цвет ваших штанов нельзя будет узнать от грязи и от отпечатков собачьих лап после каждого занятия, даже в хорошую погоду вы будете стирать одежду каждые 2-3 дня. На вас всегда будет шерсть чужих собак, руки будут в пыли, а обувь будет не только грязной, но и исцарапанной собачьими когтями. Охрана в супермаркете будет подозрительно на вас смотреть, когда вы в конце дня зайдете взять что-нибудь к чаю. Но позже охрана начнет вас узнавать и привыкнет3. Это травмоопасный труд. Ваши руки будут все время исцарапаны, вы будете получать синяки, ссадины. У вас будет болеть рука от поводка или стека, у вас будет болеть спина, если вы работаете с рукавом. Иногда собаки кусаются, и тогда травмы могут быть более серьезными.4. Это социально незащищенный труд. Если вы сломаете ногу, вы не сможете работать и не заработаете денег. Если вы заболеете, вы будете лежать дома и будете каждый день терять клиентов и деньги. Если директор парка, начальник ЖЭКа или простой милиционер захочет выгнать вас и вашего клиента с подходящей для дрессировки площадки, он сделает это. Особенно если вы работаете не на арендованной площадке.5. Это труд без выходных. Когда у людей выходные, они дрессируют собак. Когда люди работают, все равно найдутся клиенты, которые сидят дома и с которыми вы будете проводить занятия. Любой выходной для вас – это потерянные деньги.6. Это работа с людьми. Вы должны всегда быть приветливым, контактным, готовым поддержать беседу и направить ее в нужное вам русло. При этом никто не должен догадаться, что вы чувствуете и думаете на самом деле.дрессировка тяжела

7. Это работа с животными. Они ведут себя отвратительно (иначе зачем бы вы были нужны), они грязные, шумные, часто вонючие, от них летит шерсть.8. Это работа на улице. Летом ваше лицо будет сожжено солнцем, зимой кожа будет стянута от мороза. Под дождем вы будете мокнуть, под снегом – мерзнуть, а под солнцем – страдать от жары.9. Это работа без отпуска. Конечно, вы можете все бросить и уехать на море. Но только за счет своего собственного заработка. И за счет потери клиентов, которые обратятся в это время к другому инструктору.10. Это сравнительно низкооплачиваемый труд. Заработать на хлеб с маслом вы сможете, и этот заработок будет стабильным. Но заработать на виллу на Канарах, дрессируя собак, вам не удастся.11.Это не благодарный труд. Когда закончится обучение собаки, и она начнет самостоятельно, без вашей помощи, работать, то мало кто вспомнит Вашу самоотверженность и целеустремленность, с которой вы бились за ее успехи. Хозяева предпочитают демонстрировать достижения своих четвероногих питомцев, без упоминания их учителей.

Если вас что-то из перечисленных пунктов не устраивает, вам ни в коем случае нельзя заниматься дрессировкой. Если вам просто нужны деньги, займитесь торговлей, или найдите хорошую работу. Не стоит дрессировать собак только для того, чтобы заработать деньги, поверьте.

дрессировка

Если же вы не мыслите себя без кинологии, если вы любите дрессировать собак и работать с людьми, значит, стоит попробовать. Все минусы профессии инструктора может компенсировать только любовь к своему делу.

Статья была взята с группы Атакующие собаки vk.com/public 92436735.Ждем ваших комментариев к данной статье.

emandog.ru

Дрессировщик собак с сорокалетним опытом, инструктор кинолог, тренер для собаки

  • Я дрессировщик собак, кинолог с сорокалетним опытом, занимаюсь индивидуальным обучением собак и коррекцией поведения.
  • Как кинолог дрессировщик отдрессировал множество щенков и взрослых собак разных пород и возрастов, поэтому у меня есть опыт и знания о психологии собаки, методиках дрессировки.
  • Смогу научить вас чувствовать и понимать своего питомца, чтобы вы учавствовали в его дрессировке, ведь не для кого не секрет, что самым идеальным является, когда хозяин сам обучает свою собаку.
  •  Многие годы как спортсмен и инструктор кинолог я занимаюсь изучением поведения собак. Обучение послушанию показывает собаке ее собственную функцию и устанавливает авторитет ее хозяина.
  • Дрессировка собак не есть нечто сложное и загадочное: она предполагает определенный набор правил в сочетании с намерением установить тесный контакт с собакой.
  • Мои услуги дрессировщика собак помогут установить полное взаимопонимание с вашей собакой - сформировать связь посредством нового языка общения, который называется "дрессировка".
  • Процесс дрессировки обьединяет на время собаку и ее хозяина в единый рабочий коллектив.Когда они работают над усвоением привычки к выполнению команд, их мысли направлены на одну цель, причем каждый знает, что думает другой.Они становятся коллективом, который успешно работает только когда собака и ее дрессировщик кинолог правильно ведут себя.Собака не может выполнять команды, которые отдаются не так, как надо.Поэтому тренер для собаки поможет вам научиться правильному обращению с ней и сделать из вашего питомца образцовую собаку, приятнуюокружающим и членам вашей семьи.

www.dressirovka-dovedov.ru

Дрессировка собак: основные моменты

Приведя в дом четвероного друга, многие хозяева задумываются о его дрессировке, но зачастую и останавливаются на уровне мечтаний, так как считают, что это удовольствие дорогое и требует много времени. Мы поспешим развеять подобный миф в нашей сегодняшней статье и расскажем, как дрессировать собаку самостоятельно без помощи специалистов.

Содержание:

Дрессировка собак в домашних условиях – задача вполне выполнимая, но требующая большого терпения и твердости. Занятия можно проводить как дома, так и на улице, чтобы собака привыкала подчиняться в различных окружающих условиях.

Вы можете начать дрессировать как щенка, так и пса постарше. Однако в любом случае вы должны не забывать о лакомстве, ведь без него собачка вряд ли научится выполнять требуемые команды.

Рекомендуется уделять занятиям три дня в неделю, а если не позволяет время, то хотя бы два. Первое занятие должно быть не слишком продолжительным и длиться около 40 минут. Для последующих тренировок необходимо увеличить время до 1 часа, а лучше 1,5 часа.

Упростить процесс дрессировки можно, выполняя несколько простых правил:

  • Перед занятием хорошенько выгуляйте собаку. Если она будет физически уставшей, то будет меньше отвлекаться на посторонние дела и более внимательно выполнять команды хозяина. Подобный подход позволит увеличить эффективность тренировки в 3-4 раза;
  • Каждую команду необходимо отдавать громко, четко и не повторять ее по несколько раз;
  • Попеременно меняйте команды, чтобы следующая была для собаки неожиданной. Так процесс дрессировки пойдет намного эффективнее;
  • На дрессировочной площадке должен присутствовать только один хозяин, чтобы собака не отвлекалась на другие команды и комментарии посторонних.

Если ваш питомец младше трех месяцев, тогда вам стоит отдельно поискать информацию о том, что такое дрессировка щенка. Если же ваш любимец уже перешел в старшую возрастную категорию, тогда вы можете попробовать обучить его несложным командам.

Чтобы не хвататься за все сразу и не запутывать пса, выберите 5-7 самых необходимых команд и доведите их до условного рефлекса.

Рассмотрим наиболее популярные команды, которые рекомендует школа дрессировки собак:

  • «Ко мне» – одна из основных команд, которая просто необходима в повседневной жизни;
  • «Фу» – вторая по важности команда для успешного взаимопонимания с псом;
  • «Рядом» – незаменима, если вы хотите, чтобы животное шло рядом с вами в дороге;
  • «Сидеть, лежать, стоять» – команды в принципе равнозначные между собой и часто применяются в повседневной жизни пса;
  • «Место» – команда просто необходима, чтобы животное знало, где находится его личное пространство.

На сегодняшний день одним из самых популярных приспособлений для дрессировки собак является кликер. Его основная функция заключается в условном положительном подкреплении, которое осуществляется с помощью звукового сигнала. Выглядит он как обычный брелок с кнопкой и при использовании дает собаке понять, что она правильно поняла команду хозяина.

Если щенок правильно выполняет команду, тогда его нужно обязательно поощрить похвалой. При выборе лакомства остановитесь на самом любимом продукте и за каждую правильно выполненную команду выдавайте поощрение, но не все сразу, а маленькими порциями, чтобы собака не успела быстро насытиться.

Приведем несколько основных принципов дрессировки с помощь кликера:

  • Щелкайте устройством только во время желаемого поведения пса;
  • Не скупитесь на лакомство;
  • Щелкайте кликером только один раз, в противном случае у собаки будет вырабатываться рефлекс на многократное нажатие устройства. А мы хотим добиться варианта, при котором одной команде соответствует один клик и одно действие пса;
  • Разбивайте сложные команды на простые составляющие и постепенно усложняйте задачу;
  • Дрессировка собак при помощи кликера не должна сопровождаться наказанием, чтобы у щенка не формировалось негативное подкрепление. Поэтому кликер и недовольство несовместимы, чтобы не запутывать собаку.

Теперь вы знаете, как правильно дрессировать собаку и сможете воспитать четвероногого питомца самостоятельно без помощи специалистов. Пусть ваш песик растет здоровым и смышленым, а ваше совместное общение будет радостным и легким!

Понравиласьстатья?

Поделитесьс друзьями!

mjusli.ru

1. Дрессировщик как основной раздражитель для собаки

1. Дрессировщик как основной раздражитель для собаки

В настоящем разделе рассматривается вопрос о самом дрессировщике и определяется: 1) какие основные требования должен соблюдать дрессировщик при дрессировке собаки; 2) почему дрессировщик является для собаки сложным комплексным раздражителем; 3) какими способами достигают необходимую взаимосвязь и полный контакт между дрессировщиком и дрессируемой им собакой.

В процессе дрессировки дрессировщик должен быть для собаки основным раздражителем среди всех других раздражителей окружающей среды. Это необходимо для того, чтобы всякое воздействие дрессировщика па собаку обеспечивало выработку таких условных рефлексов, которые необходимы для служебного использования собаки. Это может быть достигнуто только при правильном отношении дрессировщика к дрессируемой собаке. Такое правильное отношение, прежде всего, основывается на строгом соблюдении определенных требований и правил, предъявляемых к дрессировщику.

Прежде чем начать дрессировку собаки, дрессировщик должен приобрести необходимый запас теоретических знаний, которые окажут ему помощь в практической работе, содействуя правильному подходу к собаке.

Однако всегда следует помнить, что методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести знания по дрессировке, должен стремиться лично сам выдрессировать собаку, пользуясь советами и указаниями опытных дрессировщиков или инструкторского состава.

Успех работы по дрессировке собаки во многом зависит от интереса и любви к начатой работе. Дрессировщик должен стремиться развивать в себе интерес к дрессировке путем чтения литературы по вопросам дрессировки собак, а также литературы, описывающей жизнь различных животных. Чтение подобной литературы пробуждает интерес к наблюдениям за поведением животных и содействует развитию чувства любви к ним, что весыча важно для внимательного отношения к собаке при дрессировке.

Это, конечно, не означает, что всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить лишь на одной ласке. Относясь внимательно и чутко к дрессируемой им собаке, дрессировщик должен во всех тех случаях, где это необходимо, проявлять твердость и настойчивость, используя для этого необходимые средства воздействия (раздражители).

Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности и преобладающие реакции) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке.

Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке.

Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности собаки.

Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И. П. Павловым.

На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки.

Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель.

Академик И. П. Павлов указывал: «… природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…» (Академик И. П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий. ГИЗ, М.-Л., 1927 г)

Из этого указания академика И. П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем (см. рис. 96).

Рис. 96. Воздействие дрессировщика на собаку (комплексный раздражитель)

Действительно, дрессировщик воздействует на собаку прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки.

Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику.

Комплексный раздражитель способен воздействовать одновременно на несколько анализаторов (органов чувств) собаки. Следовательно, при таком воздействии у собаки могут возникать условные рефлексы одновременно на всю сумму воздействующих раздражителей. Однако относительная сила раздражителей, входящих в комплекс, имеет весьма большое значение, а именно: в комплексе отдельные раздражители приобретают большее или меньшее значение в зависимости от их относительной силы. Наибольшее значение имеют: голос дрессировщика, его движения и его индивидуальный запах.

Все характерные особенности голоса своего дрессировщика (силу, высоту, тембр) собака быстро начинает хорошо различать (диференцировать) от голоса других лиц. При наличии правильного взаимоотношения между дрессировщиком и собакой последняя выполняет команды, подаваемые голосом только своего дрессировщика.

Движения дрессировщика имеют не меньшее значение. Каждый человек обладает характерными, только ему присущими особенностями движения. Один человек быстр и порывист в своих движениях, второй вял и медлителен, у третьего они резки и отрывисты. Большинство воздействий дрессировщика, применяемых к собаке, связано с его движениями — рывок поводком, удар хлыстом, оглаживание собаки, дача лакомства и др.

Один из сотрудников академика И. П. Павлова сообщает: «нужно знать, что животные (речь идет о собаках) очень быстро улавливают движения экспериментатора. Эта способность животных первое время ставила нас в затруднение. Нередко трудно потом было определить, ложится ли собака в ответ на слово «ложись» или в ответ на мимолетное движение или взгляд экспериментатора на место, куда следует лечь собаке».

Собака на все эти типичные движения своего дрессировщика образует также прочные условные рефлексы различного качества. Особенно следует избегать резких и отрывистых движений в период первоначального приучения собаки к дрессировщику, так как подобные движения вызывают у собаки проявление лишь рефлекса самозащиты в форме оборонительной реакции, что затрудняет приучение собаки к дрессировщику. При первоначальном обращении с собакой движения дрессировщика должны быть спокойными, четкими и плавными.

Запах дрессировщика также имеет значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой. У собаки на индивидуальный запах своего дрессировщика воспитывается прочный условный рефлекс и способность четко диференцировать его среди других запахов.

Установление взаимосвязи дрессировщика с собакой. Первоначальная взаимосвязь — контакт дрессировщика с собакой устанавливается в процессе приучения собаки к своему дрессировщику. Для этого требуется несколько рабочих дней.

Основным раздражителем, обеспечивающим установление первоначального контакта дрессировщика с собакой, служит пищевой раздражитель в виде корма, лакомства.

Наилучший способ приучить собаку к дрессировщику — систематическое кормление собаки. В результате этого оборонительный рефлекс в активной или пассивной форме, проявляющийся у многих собак в отношении нового для нее человека, переключается в пищевой рефлекс, и собаки начинают доверчиво относиться к дрессировщику. Конечно, следует учитывать, что в зависимости от своих особенностей поведения, собака будет проявлять себя по-разному. Однако корм и лакомство всегда остаются основными безусловными раздражителями при первоначальном приучении собаки к дрессировщику.

В процессе ухода дрессировщик постепенно приучает собаку к своехму внешнему виду и движениям.

Значение прогулок и выгуливания для приучения собаки к дрессировщику очень важно. Каждый организм для нормального проявления своих физиологических функций нуждается в движении.

Прогулки обеспечивают проявление у собаки того природного безусловного рефлекса, который академик И. П. Павлов обозначил как «рефлекс свободы».

«Рефлекс свободы», — сообщает академик И. П. Павлов, — есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречалось бы животным на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться, особенно, конечно, дикие, впервые плененные человеком» (Академик И. П. Павлов. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности». Изд. ГИЗ, 1925 г).

Безусловный «рефлекс свободы» собаки является основой для приучения ее к дрессировщику. В процессе выгуливания у собаки воспитывается на дрессировщика условный рефлекс, как на условный раздражитель, сигнализирующий собаке о «возможном свободном состоянии» (выходе из выгула — клетки).

Наиболее быстро приучаются собаки с преобладающей пищевой реакцией.

Собаки с преобладающей оборонительной реакцией, как в активной, так и в пассивной форме, приучаются медленней, но проявляют затем большую привязанность.

Особо осторожно следует приучать собак уравновешенного, спокойного типа, с преобладающей активно-оборонительной реакцией. При первом общении с такими собаками можно составить неправильное мнение об их доверчивости, так как, будучи мало возбудимыми, они свободно подпускают к себе приближающегося человека, а затем набрасываются на него. Поэтому при первоначальном общении с собакой следует быть наблюдательным и смелым, но вместе с тем и осторожным, готовым к неожиданностям в поведении собаки.

В процессе дрессировки значение дрессировщика для собаки постепенно возрастает. Дрессировщик путем воспитания различных условных рефлексов у собаки на выполнение желаемых действий все более укрепляет взаимосвязь с собакой. Следовательно, дрессировщик достигает необходимого контакта с собакой на основе совокупности всех воздействий на собаку, применяемых в процессе дрессировки.

Помощник и его значение при дрессировке. При дрессировке собак в целом ряде случаев необходимо участие помощника, например для развития злобы и для установления условного оборонительного рефлекса на охрану вещи. Помощник, так же как и дрессировщик, является для собаки сложным комплексным раздражителем, способным оказывать на собаку воздействие как положительного, так и отрицательного — тормозного порядка. Так, при развитии злобы и недоверия к посторонним помощник возбуждает у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса, но одновременно с этим вызывает условное торможение в виде отказа собаки брать пищу из рук постороннего для нее человека.

В качестве помощников подбирают вполне подходящих для этого людей. Они не должны бояться собак, должны быть ловкими, настойчивыми, смелыми и умело выполнять свою роль. Значение и роль помощника особенно велики при дрессировке собак для розыскной, караульной, сторожевой, связной служб. Проанализируем более подробно значение и роль помощника при дрессировке собак для розыскной службы.

Основная задача помощника заключается в содействии дрессировщику приучить собаку к работе по следу человека. Вначале помощник является для собаки индиферентным (безразличным) раздражителем. Унося и пряча вещь с запахом дрессировщика, на которую у собаки уже был установлен стойкий условный рефлекс и выработана «заинтересованность» в поиске этой вещи, помощник побуждает собаку разыскивать вещь, по своему следу. В результате этого у собаки образуется условный рефлекс на поиск вещи своего дрессировщика по запаху следа помощника. В дальнейшем, возбуждая у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса и стремления к преследованию, помощник полностью переключает собаку с поиска вещи своего дрессировщика на поиск самого себя по своему индивидуальному запаху, оставленному на своем следу.

Таким образом, у собаки образуется стойкий условный рефлекс на поиск человека. В дальнейшем помощника надо как можно чаще менять для того, чтобы у собаки установить условную связь на проработку следа с индивидуальным запахом любого отыскиваемого человека.

Роль помощника при дрессировке собак караульной и сторожевой службы более ограничена и состоит в том, чтобы выработать у собаки стойкий условный рефлекс оборонительного порядка на всех приближающихся посторонних лиц, которых караульная собака должна облаивать, а сторожевая собака — предупреждать об их приближении без всякого лая. Следовательно, роль помощника здесь состоит в том, чтобы развить и закрепить у собаки защитно-оборонительный рефлекс на посторонних людей, а также активное их преследование и задержание.

При дрессировке собак для связи помощник фактически выполняет роль второго дрессировщика. Это обусловливается развитием у собаки равномерной привязанности к обоим дрессировщикам и обеспечивает стремление собаки к пробежкам между двумя постами связи. В этом случае у собаки на помощника должны быть воспитаны те же самые условные рефлексы, что и на дрессировщика. Следовательно, назначение помощника при дрессировке в зависимости от целей дрессировки будет весьма различное.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Основы дрессировки собак | Российский охотничий портал HUNTER.RU

Понятие о дрессировке

Под дрессировкой собак понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.

Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения дрессировка представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.

Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.

Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.

У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.

Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом. Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.

Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.

Раздражители подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.

Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной — в спасании бегством.

Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.

Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.

Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.

Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.

Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем — безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).

Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов. Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.

В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.

Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.

Методы отработки приемов

В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.

Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.

Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык — подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».

Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.

Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.

Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.

Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».

Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.

Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.

Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.

Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.

Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.

Раздражители, применяемые в дрессировке собак

Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.

Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.

Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой.

Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.

Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.

Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.

Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.

В дрессировке собак применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.

Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.

Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.

Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.

Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.

В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки. К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.

Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.

Пищевой раздражитель — «лакомство» — пища, более охотно поедаемая собакой.

Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками. Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.

Средства воздействия дрессировщика на собаку

При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.

Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.

Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».

Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.

При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.

Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.

В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.

Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» — один из признаков дисциплинированности собаки.

Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак

Ошибки дрессировщика — это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.

К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него. Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;  
  • в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;  
  • г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;  
  • д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание собаки дома и на охоте.  

Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

www.hunter.ru

Как стать дрессировщиком собак

ves-mir.3dn.ru

Вы испытываете особую привязанность к собакам? Почему бы вам не связать с этими животными свою работу? И хотя не существует формальных требований для дрессировщика собак, есть целый набор навыков, которыми вам следует овладеть, прежде чем приступить к работе. В нашей статье вы узнаете, как это сделать.

Шаги

  1. 1 Читайте специализированную литературу. Так как не существует программ формального обучения для дрессировщиков собак, вам придется читать книги, написанные специалистами в данной области. Эти книги позволят вам улучшить свои навыки общения с собаками и из обучения, а также дадут вам более полное представление о самой профессии.
    • Вам необходимо читать книги - как о поведении собак, так и о самой профессии дрессировщика. Убедитесь, что книги, которые вы читаете о поведении животных, имеют под собой научную основу. Вот некоторые из книг, которые стоит прочитать любому начинающему кинологу:
    • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
    • «Диалог с собаками: сигналы примирения» Тюрид Ругос.
    • «Психология собаки. Основы дрессировки собак». Уитни Леон.
    • «Дрессировка для начинающих» Владимира Гриценко.
  2. 2 Запишитесь добровольцем в приют для животных. Приют может стать хорошей тренировочной базой, - ведь вам сразу придется найти подход к множеству незнакомых собак. Поищите приюты для бездомных животных в вашем городе или районе.
  3. 3 Запишитесь на курсы дрессировки собак. Если вы не хотите принимать участие в занятиях, попросите у инструктора разрешения просто посидеть рядом и понаблюдать за работой других. Так вы сможете увидеть в деле профессионалов дрессуры и, возможно, частично перенять их стиль обучения. На уроки приходите с собакой, если она у вас имеется, так вы сможете более активно принимать участие в упражнениях.
  4. 4 Станьте помощником дрессировщика. Это, пожалуй, лучший способ для освоения профессии, учитывая малое количество курсов формальной подготовки дрессировщиков. Найдите хорошего специалиста-кинолога, возможно среди ваших знакомых, и узнайте у него, каким образом вы можете стать его помощником и учеником. Став учеником, вы сможете присутствовать во время занятий, помогать в обучении и постепенно самому проводить занятия, разумеется, под надзором вашего учителя.
    • Сроки такого обучения в большинстве случаев варьируются от 6 месяцев до года.
  5. 5 Найдите работу по специальности. После того, как вы прочитали все книги и получили необходимые знания от инструктора, можете начинать искать работу в приютах для животных и школах дрессировки собак. Попробуйте поискать работу в интернете или посетите упомянутые учреждения, чтобы лично поговорить с людьми, отвечающими за курсы дрессировки и набор кадров.

Советы

  • Существуют профессиональные сертификаты для кинологов и дрессировщиков собак. Когда вы накопите достаточно опыта и знаний, попробуйте получить сертификат, подтверждающий это.
  • Вступайте в профессиональные сообщества кинологов и дрессировщиков. Вы можете вступить как в отечественные клубы собаководов, так и в международные организации (для этого потребуется знание английского) – например, Международная Ассоциация Профессиональных Собаководов (www.canineprofessionals.com) и Ассоциация Дрессировщиков Домашних Собак (www.apdt.com). Вступления в эти организации помогут вам общаться и делиться опытом с коллегами по интернету, посещать форумы и конференции собаководов, а также продолжать свое обучение, даже если вы еще не профессиональный дрессировщик.
  • Любители животных желающие получить профессиональный сертификат кинолога могут поступить на кафедру кинологии, имеющуюся в некоторых учебных заведениях, например в Пермском институте ФСИН России.
  • Если вы знаете английский, то можете попробовать подать документы на получение стипендии в Академию Клуба Собаководов (Canine Club Academy http://canineclubacademy.com), где вы сможете узнать не только о том, как тренировать собак, но и о том, как их разводить на продажу.
  • Сертификат дрессировщика собак также можно получить через вышеупомянутую МАПС (www.canineprofessionals.com).

Предупреждения

  • Во время обучения вам не обязательно сразу выполнять все упражнения. Если вам дали какую-нибудь задачу, с которой вы пока не готовы справиться, например, укрощение агрессивной собаки, то не стесняйтесь признаться в этом инструктору, чтобы передать задание другому ученику. Вы же в это время сможете наблюдать за выполнением задачи.
  • Если во время проведения инструктажа вы почувствовали, что у вас недостаточно квалификации для его выполнения, то объясните это клиенту и посоветуйте ему обратиться к другому специалисту.

Смотрите также