Собака рождается человеком. Бурятские собаки


Собака рождается человеком - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Собака рождается человеком

Автор: А.Мандирмаа

Если проанализировать этимологию монгольского слова «нохой» – собака, то оно имеет происхождение от слова «нөхөр» – первый товарищ, близкий друг человека.

Собака – человеку неизменный друг. С давних пор собака была любима и оберегаема монголами. Если проанализировать этимологию монгольского слова «нохой» – собака, то оно имеет происхождение от слова «нөхөр» – первый товарищ, близкий друг человека.

На территории Монголии, Бурятии, Тыве, Внутренней Монголии и сопредельных регионах растространена сторожевая порода собак, которая имеет ряд наименований. Например: монгольская овчарка, бурят-монгольский волкодав, монгольский банхар и так далее. Но мы ее называем общим «монгольской собакой».

Такие собаки проживали в Монголии и прекрасно соответствовали к природным климатическим условиям и бытию монгольских народов. О происхождении породы мало что известно. Их очень часто сравнивают с тибетскими мастифами. Однако, такое распространенное является заблуждением. На первый взгляд они очень похожие. Но между двумя породами стоит провести некую грань. Также ведутся споры на тему, кто появился раньше, и какую породу можно назвать прародителем всех собак в мире.

В этот раз мы представляем вашему вниманию интервью с членом сообщества по разведению монгольских собак «Их Монгол» Б.Эрдэнэбат.

 -Давайте начнем, наш разговор с того, почему Вы захотели заниматься этим делом, то есть собаководством?

-В детстве я очень любил животных. В то время завести монгольких собак не было «модно», так как все сельские семьи имели таких собак. А модно было завести, например, немецкую овчарку.  

Я специально завел монгольских собак с 2004 года. И недавно я вместе со своими некоторыми друзьями организовал питомник «Их Монгол». Наша основная цель - находить собак чистой монгольской породы, оставшихся на отдаленных просторах страны и разводить их шенков, а дальнейшая  цель – бесплатно раздавать их скотоводам нашей страны. 

 

-Как Вы думаете, с чем связано снижение численности чистокровных монгольских пород собак?

-Есть несколько причин. Во-первых, это связано с переносчиками болезней. Во-вторых, много экспортировали за границу их шерсти и кожи.  В-третьих, монголы предпочитали кормить самцов, а не самок. И были многие другие причины.  

-Перед интервью мы изучали материалы о монгольской собаке. Самым древним документом, наверное, считается запись известного всем нам Марко Поло. Он писал в свое время, что собаки в Монголии большие как ослы, при этом невероятно спокойные…

-В Монголии с давних пор существовала традиция. При входе в юрту гости говорят хозяевам: «придержите собаку!». Маленькие детишки выходят из юрты и потрогают свою собаку. И она перестает лаять и виляет хвостом. Я считаю, что это не признак спокойствия, а ума. Монгольские собаки вполне могут сопротивляться волкам, даже их преодолевает. При этом почти не бывает случаев, когда монгольские собаки нападают на маленьких детей. 

-У вас в питомнике есть собаки четырёхглазые, белые, черные и желтые. Сколько вообще мастей встречаются, и как их различить?

-Бывают 4 основных мастей. Белые, черные, желтые и четырёхглазые. При селекции черная с белой будет либо черным, либо белым щенком. Не будет пестрого щенка. Четырёхглазые черные собаки – самые распространённые. При селекции двух желтых собак рождаются четырёхглазые собаки.

Если о внешности, то голова монгольских собак – крупная. Черепная часть широкая, с развитыми мощными скулами. Затылок сглажен. Слабо выражен переход ото лба к морде. Уши не широкие, имеющие треугольную форму, висячие, поставленные низко, покрыты мягкой и короткой шерстью. 

Кроме того, к монгольской собаке относят еще и ряд других пород. В восточных аймаках страны распространены собаки с названием «тайга» или «узэмчин» и «хавсар». У них очень развиты слухи. Слышат на расстоянии 5 км. На приграничных пунктах служат тоже монгольские собаки. Могу привести пример. Однажды случилось такое. Монгольская собака лаяла очень долго и ничего не было видно. Через минут 20 лаяния приехала в приграничный пункт некая автомашина.

 

  -Уже всем известно, что монгольские собаки более сильные, выносливые и умные. Любят этих собак не только сами монголы, но и иностранцы. Одна из таких людей – Галина Яворская. Она давно интересовалась монгольской породой собаки сейчас в Санкт-Петербурге имеет питомник собак. А что вас привлекает больше всего?

-Эти собаки каждый день мне почти открывают новый мир. Они рожают щенков раз в год, как волк и при этом в самый непогожий день зимы или весны. А собаки других пород рожают два раза в год.

Однажды случилось такое. После родов самки (монгольская порода) не вышла трое суток с конуры. Я думал, что они умерли. Смотрел в конуру, они живые. Самка лежит и обогревает своих новорожденных щенков. Оказывается, что самка очень умна. Я вообще не знал, что шерсть новорожденных щенков становятся сухой только после трое суток. 

 -В чем особенность кормления? Требуется ли особая забота?

-Взрослые собаки вообще мало едят, и особой заботы не требуется. Мы даем им внутренности лошадей и овец. Летом они вообще мало едят. Спят днем, а ночью караулят. Только переход от материнского молока к мясному считается особым. Мы даем щенкам сваренное мелко рубленное сердце лошади. И начинаем дать с мелкого кусочка. Постепенно увеличиваем их порцию, и за 10 дней щенки переходят к мясному рациону.

-Как Вы балуете своих собак?

-Особых избалованностей они не нуждаются. Но их нельзя никогда бить и гонять. Приказывать им, что делать тоже не нужно. Они знают, когда, что делать. По характеру они гордые, сильные, умные. И кроме этого, они очень чувствительные, и знают в каком я настроении. Например, когда я в плохом настроении или сердит, они не подходят ко мне.

Очень люблю их прогуливать. Монгольские собаки — это самый верный друг человека с самого древного времени. Их изображения встречаются даже на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре и в религиозной живописи. Существуют много легенды, песен, сказок, поэм.

Убийство собак в Монголии было делом не богоугодным. Ни в одной другой стране такой традиции нет. Монголы твердо верят в том, что хорошая собака в последующей жизни рождается человеком. Поэтому имеются многие особые обряды похорон собак в нашей стране.

asiarussia.ru

«Четырехглазые» собаки Бурятии

Когда я слышу о бурят-монгольском волкодаве «хотошо», мне становится смешно. Потому что у моих дедушки и бабушки была такая домашняя собака с чисто бурятским прозвищем Янгар. 

В детстве я воспринимал его как самого обычного пса. Как и то, как мы за ним ухаживали, кормили и даже хоронили. Только повзрослев, я понял, сколько почти мистической мудрости было в бурятских традициях отношения к собакам. 

В жизненном укладе бурятских чабанов собака была незаменимым и верным помощником. Помню, как в студеные зимы, в пургу наш Янгар не давал стаду разбегаться, приводил отары в стайки. Летом отводил на водопой. Дедушка говорил, что наш Янгар даст отпор любому волку. Был у нашего пса и еще один младший помощник по кличке Банхар. То, что обе наших собаки черные и лохматые,  с рыжими пятнами над глазами, казалось мне само собой разумеющимся. Ребенком я считал, что наши Янгар и Банхар все понимают, но не умеют говорить. Настолько они были умные. Естественно, даже речи не было о том, чтобы ударить собаку. 

- Это «четырехглазые» священные собаки. Они никогда не спят, даже когда закрывают глаза. Верхними глазами они способны видеть всё окружающее, – рассказывала бабушка, ласково поглаживая наших псов, – и даже души людей. Лай таких собак отгоняет злых духов. «Четырехглазая» собака подавляет демонов четырех сторон света. Так что ничего не бойся рядом с ней.

Когда у меня начали выпадать молочные зубы, старшие научили такому обряду: положить выпавший зуб в жир или хлеб и дать съесть собаке. При этом приговаривать: забери мой плохой зуб, дай мне взамен хороший. Можно в это не верить и приписать мои хорошие зубы правильному питанию в детстве, но до самого студенчества я не знал проблем с зубами. 

Речи не было о том, чтобы наши собаки голодали или  ели из грязной посуды. Я сам лично следил, чтобы миска наших хранителей дома была чистой. А уж в Белый месяц бабушка готовила собакам особое угощение, говоря, что уж в такой новогодний праздник они никак не должны голодать. Даже ставила отдельные лампадки - зула собакам. 

Наши собаки часто застывали на месте с закрытыми глазами. Дедушка и бабушка говорили, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев. Поэтому «четырехглазых» псов называли «зуугин нохой» («молящаяся собака») и говорили, что такие собаки получили благословение самого Будды. Неудивительно, что они должны были переродиться  в следующей жизни в облике человека. 

Когда умер старший пес Янгар, мы с дедушкой понесли его хоронить на высокую сопку. Дедушка отрубил ему хвост, чтобы не мешал при перерождении, и положил под голову Янгара. В рот верному псу положил кусочек топленого масла со словами: родись в следующей жизни человеком! Похоронили мы собаку головой к югу, чтобы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды. 

Позже я  услышал легенду о том, как предков наших собак привезли буддийские паломники из Тибета. В старину при конфискации имущества у хозяина запрещалось забирать личное оружие и собак, даже щенков. За убийство или жестокое обращение с собакой у такого хозяина могли забрать лошадь. А уж за убийство чужой собаки налагали штраф – двухгодовалого бычка. Нам бы сейчас такие законы! 

В армии я попал служить в Монголию. Каково же было мое изумление, когда я увидел у одного монгольского кочевья точные копии своих Янгара и Банхара. У меня даже слезы навернулись. Я вытащил все, что у меня было с собой съестного, и угостил собак. Хотя нас как советских солдат инструктировали так, чтобы мы обходили стороной отары и опасались черных собак, обмотанных красной тряпкой вокруг шеи. Знание бурятского языка и любовь к собакам позволили мне быстро сдружиться с монгольскими семьями. Там я услышал, что знаменитый монгол-охотник Лувсан с помощью такого пса добыл 22 000 сурков, 200 рысей, 900 волков и 40 медведей. Я даже пожалел, что у моего дедушки не было времени охотиться с нашими помощниками. В Монголии же я услышал, что банхаров там еще называют «бавгар», что означает медведеподобный. Это имя описывает лохматых псов точно так же, как и «банхар» - щекастый. 

Сейчас я живу в городской благоустроенной квартире и не хочу мучить такими условиями большую собаку. Мечтаю, что, когда переберусь в свой дом с большим двором, непременно привезу себе щенка банхара из дальнего бурятского села. 

Аламжи Ц., г. Улан-Удэ. 

А знаете ли вы, что?
  • Этимология монгольского слова «нохой» (собака) имеет корни от слова «нухэр» – первый товарищ, близкий друг человека.
  • В словаре монгольского языка слово «нохой» имеет 142 значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства.
  • Специалисты высшего пилотажа (по-монгольски - «нохойч») могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом.
  • Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак и даже в государственных законах, защищающих собак.
  • В историческом законодательном документе «Халхасский кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и хэшигтенов имуществу причислялись собаки «Банхар», «Тэйган», «Шарайд», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
  • В монгольских законах того времени, таких как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак.
  • Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда банхары умирали от тоски.
  • В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
  • С 1932 года до Второй мировой войны монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД.
  • В 1937 году на 3-й краевой выставке Восточной Сибири в г. Иркутске, в которой принимало участие более двухсот собак региона, монгольские овчарки, принадлежащие колхозным пастухам и питомникам НКВД, взяли все золотые и серебряные медали.
  • Служебные качества монгольской овчарки таковы, что они могут работать как ниже минус 40, так и выше плюс 40 градусов по Цельсию, потому что порода культивировалась на протяжении тысячелетий именно в резко континентальном климате Гобийской части Монголии.

Читать далее

www.infpol.ru

Предки бурят ели собак?

Исследования бурятского ученого Баира Дашибалова шокируют

Негоже ли кочевнику разводить свиней и собак? Современные ученые постепенно отходят от романтизма истории номадов Великой степи

Оказывается, предки монголов и бурят, начиная от грозных «крушителей Рима» — гуннов и заканчивая непобедимыми воинами Чингисхана, завоевавшими для него империю, простирающуюся «от восхода до заката», отнюдь не всегда жили в экстремальных условиях степи. Не всегда они вели и кочевой образ, проявляя известную всем воинственность, обозначавшуюся модным 50 лет назад словом «пассионарность». Но обо всем по порядку.

 

Начал с оседлости

Авторитетный бурятский археолог Баир Дашибалов тридцать лет «копает» на территории республики памятники «курумчинской культуры». Так в своем специальном лексиконе «копатели древностей» условно обозначили археологическую культуру, существовавшую здесь приблизительно с V по XIV век. Последние несколько лет ученый всерьез занялся и более ранним периодом — хуннскими памятниками, которые местные археологи называют «нашей античностью».

«Докопался» ученый до того, что два года назад на одной из научных сессий в Бурятском научном центре СО РАН шокировал своим докладом под названием «Оседлость, земледелие, свиноводство: к проблеме историзма бурятского фольклора» не только своих коллег-археологов, но и часть интеллектуальной элиты бурятского общества.

— Само название доклада тогда вызвало вопросы, — рассказывает доктор исторических наук Баир Дашибалов. — Люди подходили и спрашивали: может быть, овцеводство, а не свиноводство? Я им говорил: да нет, именно свиноводство, которое является признаком оседлости!

Предшественники Дашибалова почти прошли мимо обширного пласта оседлой культуры предков современных бурят, о которой свидетельствовали многочисленные артефакты, найденные в ходе их же изысканий. Сегодня археологически установлено, но членораздельно не объяснено наличие в этих памятниках земледельческих орудий труда, которыми пользовались «кочевники» — «курумчинцы» и хунну (гунны), — плугов, мелехов, рисунков, изображающих пашущих на плугах «курумчинцев», сохранившихся зерен культурных растений (пшеницы, проса, ячменя).

На хуннском памятнике «Иволгинское городище» ленинградский археолог Антонина Давыдова, за всю свою многолетнюю работу «раскопавшая» только одну треть территории памятника, обнаружила не менее странные вещи. Кроме глиняных «хуннских сосудов» высотой в метр, в которых хранились зерна культур, и пароварок (хунну тоже баловались позами? — С.Б.), здесь нашли многочисленные кости свиней и собак. Причем в процентном соотношении по числу откопанных особей домашних животных свиней было найдено 15,9%, то есть столько же, сколько коров и быков. Больше всех было обнаружено костей собак (29,5%) и овец (22,7%). Поскольку известно, что хунну были кочевниками, ученые тут же объяснили обилие костей свиней тем, что в крепостях хунну жили пленные китайцы. Они якобы и занимались земледелием, свиноводством, собаководством и жили в этих домах-землянках «восточно-азиатского типа» с такой же отопительной системой, как в традиционных жилищах китайцев, корейцев и японцев. Однако некоторые ученые задумались: а где же в этих городищах жили сами хунну? И вот тут началось самое интересное.

 

Продолжил свиньей

— Были и другие мнения о том, что всем этим занимались никакие не китайцы, а сами гунны, — говорит Баир Дашибалов. — Мне пришла в голову идея: ну не может быть, чтобы этот большой пласт материальной культуры не сохранился в языке местных жителей! Тогда я занялся фольклором, посмотрел работы Валентина Рассадина (выдающийся ученый, знаток монгольской и центрально­азиатской культуры. — С.Б.). И, к своему удивлению, обнаружил здесь многочисленные свидетельства того, что предки современных бурят хорошо знали свинью! Конечно, современное свиноводство у бурят было заимствовано у русских. Однако есть серьезные основания говорить о том, что в древности предки бурят сами занимались свиноводством, но потом, став кочевниками, забыли это занятие. Во-первых, само слово «гахай» (свинья) не заимствованное, а собственно монгольское. Во-вторых, в бурятском и монгольском языках имеется широкий лексикон, обозначающий возрастные отличия не только лошадей, коров, но и свиней тоже. Помимо заимствованного из русского языка слова «поршоонхо», есть и собственно монгольское «торой» (поросенок). Сегодня буряты говорят о домашних животных в целом такой формулой «гахай нохой» (свиньи и собаки). То есть в языке кочевого народа большое место занимает животное совершенно другого мира. И, наконец, в эпосе бурят в каждой из десяти бытовых сказок и во многих пословицах, поговорках, загадках присутствует свинья. А фольклор является «памятью народа»!

Среди того, что «раскопал» Баир Дашибалов в бурятском фольклоре, есть действительно сильные примеры. По мнению ученого, пословица «Гахан мяхан амтатай, газар гэр дулаахан» («Мясо свиньи вкусное, землянка теплая») напрямую связана с образом жизни древних хунну, обитателей Иволгинского городища. Среди пословиц есть и сугубо практические — «Газар дуулаг, гахай шагнаг» («Земля слышит, свинья слушает», русский аналог «И у стен есть уши») и философские — «Гахай тэнгэрийн шарай харадаггуй» («Свинья не смотрит на небо»).

 По мнению археолога Баира Дашибалова, из его изысканий можно установить и «хронологию фольклора». Археолог утверждает, что фольклор сохранил в народной памяти вещи, которым не менее двух тысяч лет. Хуннские памятники датируются именно этим временем.

 

Закончил собакой

Употребляли ли древние предки монголов и бурят в пищу собак? Этот щепетильный вопрос ученые, изучавшие городища гуннов, всегда обходили стороной. Сегодня выведена новая порода собак — хотошоо (бурят-монгольский волкодав), распространяется информация о том, что эти боевые собаки-охранники якобы служили даже в войсках Чингисхана. Но додуматься до того, чтобы вольные кочевники поедали этих благородных животных и чтобы «властители мира» вдруг превратились в «презренных собакоедов», чандалов (санскритское — «собакоед»), не решились даже самые отпетые скептики.

Но факты — упрямая вещь. Среди костей особей домашних животных на Иволгинском гуннском городище собак больше всего. Причем найдены они не в захоронениях, а в хозяйственных ямах, вперемешку с костями тех, кого древние гунны уже точно поедали, — овец, коз, быков, верблюдов и яков.

— Этот вопрос раньше не стоял, и его необходимо более внимательно исследовать. Для этого нужно посмотреть собачьи кости и установить, есть ли на них следы обработки, — осторожно отвечает на прямой вопрос археолог Баир Дашибалов. — Если собак ели, то на их костях должны остаться следы. Хотя то, что эти кости лежат в хозяйственных ямах, то есть в отбросах, о многом говорит. В древних китайских летописях, где монголов называют мэньу или мэньва, говорится так: «В качестве домашних животных у них годятся собаки и свиньи, их откармливают и поедают». Марко Поло тоже писал о монголах в том же духе. В принципе любое блюдо культурно обусловлено, а какая разница между овцой и собакой. Одни едят собак, другие лягушек.

От пытливого взгляда археолога не укрылось и то обстоятельство, что в языке бурят есть заметный сегмент, связанный с морскими животными, рыболовством и мореходными терминами. Это довод в пользу того, что предки бурят, возможно, не только были оседлыми, но и даже жили на берегах моря.

 

Доктор Дашибалов: «Хочу — копаю, не хочу — все равно копаю!» / Фото из архива Б. Дашибалова.

 

Читать далее

www.infpol.ru

Бурят-монгольская собака / БАНХАР, БМВ, БУРЯТ-МОНГОЛЬСКИЙ ВОЛКОДАВ, ХОТОШО, ХОТТОШО

БАНХАР, БМВ, БУРЯТ-МОНГОЛЬСКИЙ ВОЛКОДАВ, ХОТОШО, ХОТТОШО

Buryat-mongol wolfhound

Возраст (лет)

12-15

История происхождения

Бурят-монгольскую собаку, как породу, зарегистрировали в РКФ в 1990-ых годах. За исходный тип приняли бурятских пастушьих собак, которых использовали для охраны овец от нападения хищников. Как и другие большие овчарки, эта собака, в том же самом смысле, является “волкодавом”, поэтому очень странно, почему ей дали названия “волкодав”, а не бурят-монгольская овчарка.Бурят-монгольская собака имеет родственные связи с овчарками со Средней Азии и Монголии, и, по сути, является результатом их скрещивания. Бурятия, в отличие от заселенного Кавказа и открытой местности Средней Азии, по сей день является неизвестной землей. Таежные заросли таят в себе следы многих исчезнувших экспедиций и останки многочисленного количества неопытных путешественников. Вероятно, поэтому советские кинологи не смогли достаться к этим местным собакам. В книге родоначальника советской кинологии Мазовера А.П. о "Экстерьере и породах служебных собак", что была издана в 1947 году издательством Осоавиахима в СССР, проводится описание "монгольской овчарки". Там написано о том, что самыми близкими потомками тибетских собак являются современные монгольские овчарки, которые достаточно широко распространены в Бурят-Монгольской части АССР, где их используют как пастушьих собак. Монгольские овчарки, что сохранили все типичные качества и свойства тибетских собак, являются их разновидностью”. Бурят-монгольские волкодавы среди отечественных пород - это особый случай. В Монголии и Бурятии исповедуется буддизм, и, согласно его писаниям, эта собака является священным животным. Такие "четырехглазые" черно-подпалые собаки, согласно поверьям, приносят в дом удачу и счастье. Бурят-монгольские волкодавы не только охраняют скот и имущество, они живут вместе с хозяевами в доме и даже опекают колыбель с ребенком. Те люди, что служили в Монголии и на монгольской границе, до сегодняшнего дня вспоминают с теплотой этих больших лохматых собак, что вставали на подножную ступеньку "Урала" и заглядывали через окошко в кабину. Собаки вольно жили возле гарнизонов и являлись великолепными охранниками военной части и очень хорошими няньками для офицерских детей. Бурят-монгольские волкодавы очень отзывчивые и чуткие к ласкам, проявляя при этом детскую непринужденность. Весь порядок воспитания этих собак строится на этом. Активно поощряются все правильные действия и выражаются недовольством все неправильные, и нежелательные поступки с их стороны. Таким образом, получают собаку, которая не доставляет лишних хлопот.

ruspets.ru

Виртуальный клуб «Хотошо (Бурят-монгольская собака)» / Блог

Дворовый волк

Эти собаки могут работать даже няньками

Чистокровных представителей собак этой породы в России и тысячи не наберется, счет племенных производителей идет на десятки. Хотошо, или бурят-монгольский волкодав (БМВ) – за этим угрожающим названием скрывается вполне компанейское, я бы сказала, даже добродушное создание.

– Не добродушное, а уравновешенное, – поправляет меня Евгения Маныкина, которая занимается этой породой в Москве больше 10 лет. – «Буряты» могут быть великолепными охранниками, толковыми напарниками во время охоты. На исторической родине – в Бурятии – с ними ходят даже на медведя.

А уравновешенный характер делает из них прекрасных нянек.

Идеальный пес

– Мое знакомство с хотошо произошло заочно еще в 1970-х годах, – вспоминает Евгения. – Тогда в букинистическом отделе столичного книжного магазина мне попались повести Бориса Костюковского «Поездка к солнцу» и «Куда прячется солнце». Они родились из очерка, посвященного бурятским чабанам и их детям. Один из героев – бурятский мальчик Андрейка Нимаев, у которого была собака по кличке Нянька.

Как же мне хотелось такую собаку – умную, послушную, сообразительную и самостоятельную! Я перебрала все известные на тот период в Советском Союзе породы, но ни одна не соответствовала описанной – ни по внешнему виду, ни по характеру.

В итоге в нашем доме появилась кавказская овчарка Рада. Из нее я пыталась «вылепить» своего идеального пса. И через два года дрессировки я получила замечательную помощницу и компаньона в лучшем смысле этого слова – спутницу, с которой я не боялась ничего и никого. Но все же это было не совсем то. Сколь бы хорошо ни был выдрессирован кавказец, породные черты никуда не спрячешь: ни независимость, ни упрямство, ни склонность к упреждению.

Только через 20 лет после первого знакомства мне показали мою мечту. Правда, звали ее не Нянька, а Терреза, но это не имело ровным счетом никакого значения. Два года мы препирались с ее хозяином, но в конце концов я получила щенка. Внешность Рики не совсем соответствовала моим представлениям, но какой характер! Она ни в чем не обманула моих ожиданий.

Каждый находит что-то свое

Самостоятельная, но покладистая, удивительно пластичная и дрессируемая, уравновешенная, но способная мгновенно взорваться в стремительной атаке. Короче, мечта любого дрессировщика – от неопытного любителя до крутого профессионала. Даже если «буряту» на лапу случайно наступят, он может просто в сторону отойти. Правда, мало кому захочется экспериментировать. С собакой, которая весит 50–70 кг и в холке вырастает больше 70 см, лучше не шутить.

Эти псы всегда отличались внушительными размерами. В Бурятии их называют хотошо, что значит «дворовый волк». Сообразительные собаки пасли скот кочевников в Забайкалье и охраняли их жилье от диких волков.

Хорошие сторожа и пастухи, надежные защитники и прекрасные компаньоны человека – тем не менее в 1980-х гг. эта порода оказалась близка к исчезновению.

Их сохранили собаководы из Бурятии. Они сумели найти несколько чуть ли не последних особей в Забайкалье и Монголии и для восстановления породы привезли еще щенков тибетских собак из Лхасы. В результате в 2000 г. были зарегистрирована породная группа бурят-монгольских волкодавов и принят стандарт породы.

Удивительное дело: когда смотришь на «бурята», в нем мерещатся самые разные породы. Длинношерстные с крупной головой и широкой грудной клеткой напоминают ньюфаундлендов, черные с рыжими подпалинами гладкошерстные – один в один переростки-ротвейлеры.

Малыши хотошо – вообще отдельная песня. Если точно не знать породу, щенка запросто можно принять и за овчара, и за кавказца.

– Это точно: «мой щенок похож немного на бульдога и дога», – смеется Евгения Николаевна. – Каждый в этой породе находит что-то свое.

По словам Евгении Маныкиной, «бурятов» щедро одарила природа, но без вывертов и внешнего лоска. Во многом поэтому порода, существующая несколько веков, официально зарегистрирована лишь 10 лет назад.

От циркача до охранника

– Внешне эти животные кому-то покажутся не эффектными, – продолжает Евгения. – Например, в свое время азиатским овчаркам купировали уши и хвост, кавказским – уши. Здесь же ничего не рубится, что матушка природа дала, то и растет.

Меня это вполне устраивает. Я не шоумен, мое дело – работа, а для работы в них есть все. Есть скорость, есть послушание, есть подвижность, сообразительность, отсутствие лени. Да и управляемость практически идеальная.

Это точно. Мы спокойно прогуливаемся по парку, но при этом мощный хотошо Жук контролирует ситуацию. Это чувствуется. Бурят-монгольские волкодавы по природе любопытны. Им интересен любой предмет, появившийся в привычном окружении. Все, что не так стоит, лежит или движется, вызывает их живейший интерес и обязательно будет обозначено – пес непременно привлечет к этому предмету внимание хозяина.

– В таком рабочем состоянии собака может находиться часами, ее это не утомляет. И в случае опасности пес срабатывает молниеносно, причем по ситуации. «Буряты» не вцепляются мертвой хваткой, а «штампуют» несколькими укусами.

– Они удивительно толковые, – продолжает Евгения Николаевна и бросает Жуку палку, которая теряется где-то в снегу.

Так, что псу не удается найти ее с лету, но он терпеливо прочесывает метр за метром и все-таки находит.

– Ай, умница, – хвалит мохнатого великана Евгения, который от счастья ластится к нему, как щенок. – Не поверите, из «бурятов» вылепить можно что угодно: от цирковой собачки до охранника.

– А кто толковее: суки или кобели? – интересуюсь у Евгении.

– У сук поведение традиционно богаче, но с кобелями проще.

– Есть лакомство, за которое «бурят» отдаст все?

– Ласка, но с этой собакой не нужно сюсюкать. С хотошо можно общаться на равных, без опасения, что они попытаются занять лидирующее положение.

– Так я и поверила, что этот здоровяк тихонечко сидит у вас дома в уголке на коврике…

– Нет, не в уголке. Он прижился на коврике в маленькой комнате под столом. Кстати, буддизм, исповедуемый в Бурятии и Монголии, – единственная из восточных религий, где собака не только не является нечистой – наоборот, она – священное животное.

Черная с подпалинами собака, по поверью, приносит в дом счастье. Поэтому вход в жилище «бурятам» не просто не запрещен, они живут в прямом смысле бок о бок с хозяевами, не только охраняя имущество и скот, но и с колыбели опекая детей.

Например, в нашей семье Жук слушается любого, хотя глава клана для него, безусловно, я, но не в ущерб другим. А у многих служебных собак верность одному идет в ущерб остальным домочадцам, вплоть до прямого притеснения.

Счастье, когда хозяин в доме

БМВ относятся к породам позднего формирования – их рост в высоту заканчивается только к 2 годам, окончательно собаки формируются к 3,5–4 годам. Для правильного развития им требуются большие физические нагрузки: в условиях ограниченной подвижности мышцы не набирают нужного объема, и даже хорошо откормленная собака выглядит худосочной.

– Цена щенков хотошо немалая – от $1000, и она напрямую зависит от внешних данных и характера, – рассказывает Евгения Николаевна. – В нашем питомнике, например, я жестко отбраковываю излишне агрессивных или неуверенных в себе малышей.

Имеет значение возраст: чем старше щенок, когда к минимуму сводится вероятность позднего брака (скажем, нехватка зубов), тем дороже он будет стоить – до $4000. После года собак мы, как правило, не продаем – они уже обученные, а «такая корова нужна самому». Я не ставлю цель продать щенков, главное – улучшить качество породы. Мои собаки потом уходят работать на объекты.

Одна такая труженица по кличке Любава редкого рыжего окраса, которую на время течки откомандировали из автобусного парка в родные пенаты, предстала передо мной. Не нужна ей колбаса, не нужны ласки знакомых кинологов, ей бы на кровать пробраться, чтобы быть поближе к «маме», Евгении Маныкиной, и положить ей морду на колени. Вот оно, собачье счастье!

Справка «ВМ»

С марта 2000 г. бурят-монгольские волкодавы занесены в Племенную книгу России, имеют клейма и родословные документы, выданные Российской кинологической федерацией.

Автор: Ольга Щербакова

http://www.vmdaily.ru/article/111449.html

www.pitomec.ru