Считается, что монгольская овчарка очень древняя порода, которой насчитывается около 14 тысяч лет. Она отличается высоким уровнем интеллекта, спокойным флегматичным характером, крепким телосложением, очень густой шерстью и является хорошим сторожем и телохранителем.
В Монголии любую пастушью собаку называют хоньч нохой (хонь – овца, нохой – собака). Скотоводы-монголы держат на отаре в 4000 голов скота около десятка роскошных монгольских псов, местное название у которых банхар (пухлый в щеках, богатый пухом), или более древнее – баавгай, бавгар (медведь, медвежьеподобный).
Культура монголов изобилует сведениями о собаках. В словаре монгольского языка слово нохой (собака) имеет 142 значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве и селекции. Больше ни в одном языке мира такого нет. Это говорит о том, что у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. О них говорится в легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказках улигеров, в поэмах, в благопожеланиях. Изображения монгольских овчарок встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. Кстати, в монгольской религиозной живописи эти собаки изображены с красно-оранжевыми глазами и очень похожи на чертей.В Монголии есть немало преданий, которые прямо говорят, что монгольская аборигенная собака в давние времена мигрировала из Тибета. Один паломник ходил на Тибет поклониться буддийскому божеству Ехэ Джуу. Обратно он вернулся с необычным алхумчином (собака сопровождения). Это был белогрудый банхар с «дурвэн нудтэй», то есть «четырехглазый». Ему приписывают способность видеть злых духов «второй парой глаз», даже когда он спит. У некоторых банхаров есть привычка застывать в сидящей позе с закрытыми глазами, монголы верят, что они так молятся за своих хозяев. Поэтому таких собак в Монголии считают божественными животными и называют еще «зуугийн нохой» - молитвенная собака.
Такую интересную информацию о монгольской овчарке банхар я прочла в газете «Новости Монголии», № 26 от 02.07.2010г. Оказывается, богатейшая культура монгольского собаководства постепенно возрождается. Вчера с дочкой видели рядом с дэлгуром выставку собак, настоящих монгольских банхаров. Щенки (предназначенные на продажу?) сидели в большой железной клетке, а сверху на клетке был выставлен на всеобщее обозрение один из них, настоящий монгольский «четырехглазый» банхар. Дочка аж визжала от восторга, такой он хорошенький и пушистый. Вокруг клетки собралась толпа: некоторые пытались погладить щенка, некоторые фотографировали. Вот он, симпатяга.
Несколько больших собак были на привязи. Они действительно спокойные и флегматичные. Похоже, это мама щенка
Рядом лежала большая черная лохматая собака с щенком. Порывы ветра сделали ее немного похожей на львицу. Вообще у монгольских собак глаза сужены, но эта на меня пристально посмотрела, когда я подошла ее сфотографировать, и тут я увидела, что ее глаза красного цвета. Это так необычно.
Уличные собаки, или дворняжки, на улицах Эрдэнэта встречаются часто. Может, у них и не чистая порода, но они тоже пушистые и спокойные. Мы уже далеко отошли от выставки, когда встретили этого милого щенка.Как оказалось, монгольские собаки нравятся многим. Ангелуц Александр подарил мне свои фото. Так заводчики перевозят взрослых собак, прямо в кузове машины
Вот еще пушистые симпатяги
А еще у монголов есть поговорка: «Служить как лошадь и собака». Это своего рода похвала труженику и честному человеку.
mongol-note.blogspot.com
Длинным зимним вечером пять лет назад, во время обсуждения переезда в загородный дом, в нашей семье встал вопрос приобретения собаки. Мы преследовали несколько целей – собака должна быть охранником, преданным другом и нянькой для нашего маленького ребенка. Наткнулись в интернете на фото монгольской овчарки – это была любовь с первого взгляда! Когда прочитали описание породы и отзывы владельцев, решили немедленно искать нового члена семьи.
В
Украине об этой породе тогда еще никто не знал. Мы обратились в генофондный питомник «Монголдог» в Санкт-Петербург. Главная заводчица Г. Н. Яворская подобрала нам мальчика с именем Идтен (Чародей). Все, что мы читали о банхарах, подтвердилось на практике, и через год мы на семейном совете приняли решение приобрести подругу нашему Чародею. Так в нашей семье появилась девочка-монголка, невеста Идтена, которую мы назвали Сары (Роза).
В этом году у наших любимцев был первый помет – девять щенков.
Монгольская овчарка банхар является древней реликтовой, а поэтому — уникальной породой собак на Земле, возможно, это первопорода собак на нашей планете. Предполагаемый период ее появления — доисторический. Эта порода считается монгольской по территориальному происхождению.
Пользовательские качества породы универсальные: ее анатомические и психические возможности позволяют ей быть пастушьей, сторожевой, охотничьей, гужевой и упряжной собакой.
Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи.
Тот факт, что человек не имел права посягать на собаку в качестве чужого имущества, показывает, что еще с давних пор монгольская овчарка была любима и оберегаема монголами. К тому же, до конца жизни монгольская овчарка банхар была верна своему хозяину, плохо переходила и тяжело привыкала к другому хозяину.
Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда банхары умирали от тоски. Такое особенное почитаемое отношение у монгольского народа банхары заслужили за исключительную храбрость, умение противостоять и побеждать самого опасного хищника на Земле – волка.
Рост у банхаров в среднем 65-75 см в холке. Кушает монгольская овчарка немного – до 600 грамм в сутки сухого корма премиум-класса. В свободном доступе должна быть вода.
Шерсть – гладкая и блестящая, не имеет запаха, бархатистая, по фактуре – средняя между соболем и морским котиком. Пуховые волосы образуют очень густой, плотный и светлый подшерсток с извивистой конфигурацией волоса и со структурой и свойствами кашемира.
Шерсть и кожа не имеют запаха и не аллергенны — это уникальность, такого признака нет у других пород собак на Земле.
По характеру банхары – флегматики. Держатся всегда уверенно, хладнокровно и невозмутимо. Легко управляемы, достаточно легко дрессируемы. Дифференцированно реагируют на раздражители. Неконфликтные, не доминантные. Высоко развито чувство коллективизма, чувство семьи на базе стайного интеллекта.
Иногда смотришь на монгольскую овчарку и думаешь: это собака, которая не хотела быть собакой, а может, она уже и не совсем собака, а кто-то больше. Не зря ведь монголы считают своих собак последней ступенькой в цепи перерождений перед человеческим воплощением. Слишком уж мудрые монгольские овчарки. Человеческая речь понимается ими не отдельными словами, а фразами целиком, с адекватной на них реакцией.
А в плане нежности и проявлений любви к своей семье я еще никогда не видел такого у собак (а у меня был питбуль – прекраснейшая умнейшая собака). Идтен умеет обниматься как-то по-человечески: подойдет, обнимет тебя и обязательно поцелует в щеку – причем все так душевно и трепетно, что диву даешься, – и сразу после этого уходит по своим делам. И это собака, которая не дает чужим, даже знакомым людям себя погладить. Не дает подойти к своим ближе, чем на несколько метров. Просто врожденный инстинкт телохранителя.
У монголов есть понятие «нохор» (производное от слова «нохой», т. е. собака) – значит друг.
И монгольская овчарка действительно друг своей семьи – не слуга, который слепо будет исполнять указания, ни о чем не задумываясь, а друг, который вас бесконечно любит, уважает, но чье уважение надо оправдать.
Монгольская овчарка – это порода, с которой временами непросто, но абсолютно точно это та собака, которая не только много дает, но и много требует от человека в ответ (в человеческом плане).
Мы – люди с европейским мышлением, и банхар часто заставляет нас ломать голову над вещами, которые наверняка логичны для монгольского менталитета, но в любом случае с этой собакой интересно – каждый день, каждый час. Банхар делает человека лучше, заставляет что-то незаметно менять в своем характере.
zoobusiness.kiev.ua
Характер банхара Банхары хорошо поддаются обучению в форме воспитательной дрессировки, но, прежде чем выполнить вашу просьбу, а не команду в привычном смысле этого слова, они… Вместо молниеносной реакции на ваши слова банхар сначала обязательно послушает себя, Вселенную и только потом будет выполнять просьбу хозяина, если она не противоречит общей безопасности. Но и тут есть одна особенность: если вы научите банхара неправильно выполнять какую-либо команду, переучить его будет весьма проблематично – он медленно, но верно и навсегда усваивает учебный материал. Точно так же они учатся и в природе. В свое время опытные люди, знающие породу, посоветовали мне: «Ты всегда должна идти на поводу у своей собаки в прямом и переносном смысле слова: если пес взял в зубы поводок и повел – иди за ним, если взял в пасть твою руку и побежал – беги и не пытайся понять, что к чему. Ты только потом, спустя какое-то время, поймешь, от чего увел тебя твой пес. И он никогда не ошибается в определении уровня и степени опасности». Могу подтвердить, что за 6 лет совместной жизни с банхаром я ни разу не замечала за ним пустого упрямства, беспричинного отказа идти куда-то или отпускать меня. Он всегда прав. Именно поэтому очень важно в целях взаимопонимания наладить со своим банхаром доверительные и уважительные отношения. Без сомнения, банхара можно содержать в качестве семейной собаки в доме, где есть дети или уже живут домашние питомцы. Банхары очень любят детей, умело опекают и охраняют их. Дети, как и все хозяйское, для них святы. Под словами «все хозяйское» следует понимать все живое и неживое, что есть на территории владельца, а также саму эту территорию. Тому, кто заинтересовался породой и размышляет о приобретении щенка, нужно быть готовым к выполнению двух глобальных условий. Первое особенно важно для жителей города: рядом с домом, где поселится банхар, должен находиться большой природный массив, подходящий для активных продолжительных прогулок. Второе касается без исключения всех, кто мечтает о банхаре. Готовясь стать владельцем этой собаки, задумайтесь о том, кого и зачем вы берете в свой дом. Готовы ли вы полтора года своей жизни без устали посвятить воспитательной дрессировке банхара и параллельно работе над собой, ибо аборигенная пастушье-сторожевая собака – не заводская порода. Помните о том, что мы не командуем банхарами, мы договариваемся с ними с позиций взаимного понимания и уважения друг к другу. Особенно с кобелями. Иначе – НИКАК!
Растим богатыря И вот вы стали владельцем монгольского банхара. Это значит, что в вашем доме появилось юное существо, которому нужно много внимания. Все промахи и ошибки, которые вы допустите в воспитании, тут же отзовутся трудностями общения со щенком, не говоря уж о взрослой собаке. Я категорически не рекомендую идти на дрессировку к инструктору, незнакомому с аборигенными собаками. Перед моими глазами уже есть печальные примеры работы с банхарами инструкторов-овчаристов и проч. После таких занятий, чтобы поправить ситуацию, владельцы начинают искать помощи у зоопсихолога, но, не зная породы, он тоже помочь не в состоянии. Поэтому специалистов по воспитательной дрессировке банхаров мы готовим сами в системе Международной кинологической школы IKU. И результат налицо. Давайте разберемся в том, что нужно делать и чего категорически следует избегать в воспитании щенка монгольского банхара. Первое – это необходимость ознакомления щенка с окружающим миром за пределами квартиры и/или загородного дома с прилегающей местностью, постоянно увеличивая время и расширяя территорию познания. Лучше, если вы успеете это сделать до четырех месяцев. Это определенный этап базового усвоения необходимых умений и знаний об окружающем мире. И на этой базе будет уже проще строить все остальные отношения с внешним миром, постоянно раздвигая его границы и усиливая раздражители. Если вы не сделаете этого, то щенок вырастет депривированным и может отказаться вообще выходить за пределы территории комфорта. Второе – это проблемы, связанные с воздействием сверхсильных раздражителей. Щенка следует оберегать от их воздействия. Если щенок очень рано попал, например, в эпицентр грозы (гром, молния и другие сопутствующие явления), он на всю жизнь сохранит в памяти это событие и будет опасаться грозы, заранее ее предсказывая и уводя вас от нее в безопасное место. Кстати, по поводу сверхсильных раздражителей, в частности звуков (например, выстрела). Мозг собаки крупных пастушье-сторожевых аборигенных пород созревает самое раннее к трем годам. Поэтому тестирование этих собак на выстрел мы разрешаем лишь с 36 месяцев. Третье – установив доверительные отношения со щенком, приучайте его сызмальства с вами делиться. Вы сразу должны приучать щенка отдавать вам миску и кость и при этом не проявлять никакой агрессии. И вы не должны бояться своей собаки, иначе вам придется с ней расстаться. Четвертое – хозяйской руке НИ РАЗУ нельзя ударить банхара, иначе он навсегда потеряет к вам доверие и уйдет от вас, а если не сможет уйти, будет полностью вас игнорировать. Вы спросите: как банхара наказывать? Только словесно-интонационно: стыдить, попутно показывая, за что вы его стыдите. Это для него самое действенное, равно как и то, если вы перестанете с ним разговаривать. Еще в конце ХIХ века ученые доказали, что собаки и обезьяны имеют способность испытывать стыд! (Р. Вельдер)
Уход и гигиена У банхаров отличное здоровье, и оно останется таким, если владелец не испортит его неправильным содержанием и кормлением, а заводчик некачественным разведением. В уходе за банхаром нужно уделить особое внимание его висячим и достаточно тяжелым ушам, которые надо регулярно чистить и проветривать, а шерсть на ушных раковинах расчесывать. Вычесывать или отрезать дреды за ушами не рекомендуется: по ним стекает дождевая вода. В Монголии дреды защищают шею банхара во время его схватки с волком, ведь в природе все целесообразно! Одна из многих особенностей банхаров – они сами подгрызают себе когти. И если маленькому банхаренку вы сможете помочь укоротить когти, то подросток вам этого делать уже не позволит. Не настаивайте и дайте ему возможность обслуживать себя самому. Шерсть у банхара самоочищающаяся, без жиропота, поэтому не имеющая специфического резкого запаха псины, а значит, гипоаллергенная. В условиях бытового содержания банхара нужно регулярно вычесывать, особенно летом, когда эти собаки запросто цепляют на хвост, очесы и «штаны» репьи и прочие колючие семена растений. Не забывайте периодически осматривать межпальцевое пространство: там также могут быть репьи, правда, взрослые собаки их, как правило, выгрызают сами. Приступая к подготовке монгольского банхара к выставке, как следует вычешите шерсть и затем протрите сначала против шерсти, а потом по шерсти слегка влажной марлей, смоченной в воде с укусом (1 ст. ложка на 1 литр воды). Не забудьте почистить и проветрить уши собаки и промыть глаза.
Интересные факты У сук монгольского банхара течка бывает один раз в год осенью, и щенков они рожают зимой. Монгол банхар – порода собак, произошедшая напрямую от волка. А все дикие хищники текут один раз в год осенью и приносят потомство зимой, в самый холод. Тогда к весне детеныши уже подрастут, а мать и стая приступят к их обучению охотничьим премудростям. В процессе родов и в период выкармливания помета суки банхара не очень нуждаются в помощи человека. В природе они все делают сами, и если человек не вмешивается в процесс, то природные механизмы работают как часы. Единственное, что требуется от владельца, – это полноценно кормить щенную суку, ибо она вскармливает потомство. Когда щеночки подрастают, сука точно так же, как это делает волчица, может им отрыгивать на прокорм свою еду. Банхары привычны к трудным погодным условиям и способны переносить серьезные морозы. Даже при температуре до –30 градусов банхары чувствуют себя вполне комфортно. В мороз больше кислорода и не так обезвоживается организм: собака может есть снег. А вот жару в +30 им переносить труднее. Хотя в целом эти собаки обладают очень большой жизнестойкостью. При содержании на частной территории загородного дома банхары предпочитают спать на будках, а не внутри них. Банхары – пастушьи сторожевики, ночные охранники стада. На будке им во все стороны виднее и слышнее: «Высоко сижу – далеко гляжу!» Банхары не лают без причины. Правда, если вам «повезло» иметь неразумных соседей, которым нравится дразнить через забор вашу собаку, лай своего банхара вы будете слышать довольно часто. Но причина этого лая будет вам хорошо известна. Другое дело вой – на него всегда следует обращать внимание, поскольку вой банхара является предвестником чего-то.
jornal.drougmagazine.ru
Сперва несколько слов о правильном произношении этой собаки – банхар или бавгар. Раньше чаще использовали более древнее монгольское название "бавгар", что в переводе означает «медведь», «медведеподобный», лохматый, что вполне соответствует внешнему виду животного в период оброслости. Но в современном разговорном языке это название используют редко. Сегодня в Монголии более популярно название "банхар", т.е. «пухлый в щеках», «богатый пухом», что напрямую подтверждено гистологическими исследованиями. Все эти названия отлично характеризуют фенотипические особенности породы, единственное описание которой было опубликовано в журнале «Собаководство» № 2 за 1932 год под редакцией Мальгинова, и многие до сих пор, почему-то, принимают эту статью за утверждённый стандарт, не подлежащий сомнению.
Итак, название: Монгольская овчарка - БАНХАР.
.
Сразу же, чтобы избежать путаницы, внесём разъяснение – монгольские овчарки не имеют ничего общего с так называемыми бурят-монгольским волкодавом – хотошо. Хотя на территории Бурятии действительно можно встретить монгольских собак, которых старики называют тибетскими, но они были крайне малочисленные как в недавнем прошлом, так в древние времена. Большая внешняя схожесть, похожие климатические условия, мало изученная история происхождения и распространения пород, – всё это вносит значительную неразбериху при определении этих собак. Но изучение истории, краеведения, этнографии и даже прикладного искусства и богатейшего национального фольклора бурятского народа, а также опрос учёных Бурятской сельскохозяйственной академии (БСХА) и Бурятского научного центра (БНЦ) не выявил доказательств существования бурят-монгольской овчарки как таковой. Возможно, причина этого явления кроется в бурятской легенде о происхождении людей. В ней говорится о том, что по вине собаки люди были оплёваны/прокляты злым божеством, и потому собака была проклята навеки. Вследствие этого своей национальной породы собак у бурят никогда не было, им было не свойственно заниматься собаководством, несмотря на развитое скотоводство.
Сама Бурятия расположена в Сибири, а Монголия — это невероятные просторы Великой степи — Гоби, поэтому скотоводы-буряты сбивали не очень большие стада, примерно до 500 голов, в Монголии же количество скотины в отаре доходило до 3500-4000 голов. К тому же, в Бурятии было более распространено отгонное скотоводство, а в Монголии — кочевое круглогодичное. Это одна из главных причин, почему для монгольского чабана было жизненно необходимо содержать при отаре несколько собак, тогда как бурятский пастух справлялся сам, или ему хватало одного помощника - человека. И если в культурном наследии бурят нет ни слова о пастушьих собаках, то культура монголов изобилует сведениями о собаках, причём о них говорится множество хвалебных слов. Да и в словаре бурятского языка есть всего три слова о собаке: «нохой» — собака, «гулгэ» — щенок, и «хотошо» — дворняжка, дворняга, дворовая собака. А в словаре монгольского языка слово «нохой» (собака) имеет 142 (!!!) значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии и собаководстве (стоит отметить, что для языка и для культуры в целом это довольно-таки исключительное явление).
.
Теперь о собственно монгольской овчарке… Ещё Марко Поло рассказывал о монгольских собаководах «канючи», которые могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями собак ! Со временем облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло и высочайшее мастерство обучения собак слаженной синхронной работе, но письменные свидетельства, легенды и песни сохранили память об этом. До наших дней дошли источники, где описываются традиции содержания, воспитания и захоронения самих собак. Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи монголов. О них говорится в легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказах, в поэмах, в юролах-благопожеланиях и даже в государственных законах (ни в одной стране мира этому нет аналогов). Так в монгольских государственных законах — «Кодексе монгольских ойратов» и «Общественном строе Халхи» 1709 года — имелись указания, запрещающие бить и убивать собак. В историческом законодательном документе «Халхасский Кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козлёнка антилопы, жаворонка, собаку. А человек, свидетель убийства, вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников имуществу причислялись собаки банхар, тэйган, ша-райд, а к имуществу, не отбираемому у простого человека, — банхар или щенок банхара, как самой распространённой собаки (т.е. собака приравнивалась к дорогому имуществу, защищённому законом).
Есть и другие свидетельства того, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. К тому же иркутские археологи в местечке Усть-Хайта обнаружили череп собаки, чей возраст составляет 8300 лет, который внешне очень похож на череп монгольской овчарки. Расхождения весьма незначительны, учитывая восьми тысячелетнюю разницу возраста черепов ! Таким образом, мы видим, что Банхар является чисто монгольской породой собак, предки которой жили на территории Монголии на протяжении тысяч лет.
.
В Монголии любую пастушью собаку называют «хоньчнохой» — овечья собака (от слов «хонин» — овца и «нохой» — собака). Все пять национальных, истинно монгольских пород собак (банхар, узэмчи, тэйга-нохой, борз-нохой, шарайд) могут пасти скот, но по своей надёжности и самостоятельности мышления всех превосходит банхар. Характерной особенностью этих собак является их необычный окрас — вместо «четырёх глаз» эта собака имеет «очки на глазах». «Четырёхглазыми» назывались тёмные собаки с подпалинами над глазами, им даже в древнерусском эпосе приписывалась способность видеть потусторонние сущности и защищать от них. Что же касается «чёрных очкариков с белым пятном на груди», то они часто описываются в древних шаманских призываниях монголов, которым, по подсчётам учёных, от 9 до 12 тыс. лет (интересно, что и монгольские, и тувинские, и калмыцкие шаманы, призывая дух собаки-охранительницы очага, похоже, описывают одну и ту же собаку). Вчитываясь в эти строки, понимаешь, что монгольская овчарка дошла до нас практически в неизменном виде, сохранив в себе не только внешние признаки, но и рабочие качества, ценившиеся испокон веков.
В Монголии есть предание, которое говорит, что монгольская аборигенная собака в давние времена была привезена из Тибета. Один паломник ходил на Тибет поклониться буддийскому божеству Ехэ Джуу. Обратно он вернулся с необычным алхумчином (собака сопровождения). Это был белогрудый банхар с "дурвэн нудтэй", то есть "четырёхглазый" (таким собакам приписывают способность видеть злых духов "второй парой глаз" даже, когда она спит). У некоторых банхаров есть привычка застывать в сидящей позе с закрытыми глазами (монголы верят, что так они молятся за своих хозяев), поэтому таких собак в Монголии называют "зуугийн нохой" (молитвенная собака) и считают их божественными животными, получившими благословение от бога Джуу. Но, самое интересное состоит в том, что медитируют только "чёрно-подпалые очкарики", и никакая другая чёрно-подпалая собака, напоминающая по фенотипу тибетскую, не могла и никогда не делала этого. Во время благопожеланий такой умершей собаке говорят, чтобы ее душа, вернувшись на Тибет, переродилась там в человека... И хотя современные кинологи знают, что "четырёхглазие" это рецессивный генетический признак, всё-таки, в глубине души, многие отдают предпочтение именно ему, - столь глубоки корни веры в чудо.
Но в Монголии и задолго до этого предания уже были банхары, как самая распространённая порода собак, но у неё было не "четыре глаза", а "очки на глазах". Очки вокруг глаз - это своеобразные светоотражатели, доисторический адаптивный признак к климатическим условиям, существовавшим примерно от 300 тыс. до 1 млн. лет назад. Тогда солнце светило ярче, условно говоря, и радиационный фон планеты был выше. В этот исторический период очки были у всех – у рукокрылых и рептилий, у водоплавающих и млекопитающих, но в настоящее время очки сохранились только у реликтовых животных.
К слову о монгольской овчарке, стоит упомянуть о древнем народном календаре монголов, который официально был введён в Монголии в 1210 году. Так год Собаки считался твёрдым, мужским годом. Интересно, что рождённого в этот год мужчину считали прирождённым воином и охотником. Монгольская пословица «Скотоводу нужна собака, охотнику — ружьё» говорит о том, что собаку сравнивают с орудием производства. Собака являлась символом охоты, а в северо-западной части юрты под знаком собаки хранилось оружие, и т.п. Благодаря своим универсальным качествам банхар был не только хорошим охранником стада, но и помогал владельцу на охоте. Подтверждением разносторонних способностей монгольской овчарки является и старинное сочинение «Монгольские драгоценные чётки», где говорится, что «эта монгольская собака умна; находясь дома, охраняет двор; охотясь, ловит диких животных». По описанию, «монгольский банхар был свирепой собакой крупных размеров, с четырьмя сильными ногами, с широкой напористой грудью, обладал хорошей закалкой, выдержкой, силой воли».
.
В Монголии немыслимо встретить монгольскую овчарку, проживающую в квартире, и в городах они — великая редкость. Советские офицеры, служившие в Монголии, помнят, как новобранцев инструктировали о том, что солдат не должен подходить к стаду домашних животных, охраняемых монгольскими овчарками, на ошейниках у которых повязаны красные тряпки. Такие собаки жестоко расправлялись с любым желающим подойти и присвоить скот, хотя разрешали незнакомцу подходить к юрте и говорить с хозяевами, но, подобравшись, молча, наблюдали за поведением чужака.
С одной стороны, у монгольских овчарок существует табу на убийство домашней живности, такое поведение вырабатывалось у этих собак тысячелетиями; с другой стороны, эти физически сильные и крупные собаки могут самостоятельно охотиться. До сих пор монгольские овчарки могут самостоятельно, без человека, пасти скот. В обязанности этой овчарки входит: провести скот на сочный выпас; следить, чтобы животные не переломали себе ноги по пути на пастбище; вовремя сводить отару на водопой; на водопое или на перегоне не дать перемешаться с другой отарой; не подвергать отару опасности; всегда защищать скот от любых хищников, да так, чтобы у тех не появлялось повторного желания нападать; вовремя вернуть скот домой.
Помимо этого, если скот выпасается далеко от цивилизации, монгольские банхары иногда вступают в единоборство с волками, где суть схватки бывает одна — убей или будешь убит. Здесь срабатывает инстинкт самосохранения, инстинкт защиты собственности и хозяина, а если в отаре есть течкующая сука — ещё и могучая сила механизма защиты продолжения рода. Такие случаи в основном происходят зимой, в ноябре-декабре, когда у сук монгольских банхаров идёт течка, а голод толкает волков на безрассудство. Волк врезается в отару и режет овец просто так, столько, сколько сможет и только одну закидывает на спину и скрывается. В тех местах, где собака задавит волка, об этом долго помнят и люди, и волки, и другие хищники. А собак, победивших волка, выделяют, давая им прозвище Гарж, Хасар или Босар — что означает «волкодав». Хотя сами монгольские овчарки не ищут конфликтов, воевать им приходится не только с волками, но и с рысями, манулами, шакалами и даже с хищными птицами, для которых зарезать и стащить ягнёнка вполне по силам. Но в подавляющем большинстве мест, где работают монгольские овчарки — банхары, даже не убивавшие волков, хищники вообще не появляются и обходят это место далеко стороной.
С монгольскими овчарками связывают и разнообразные мистические истории, свидетельствующие об их исключительной интуиции. До сих пор люди верят, что «монголятки» способны защищать их от злых духов. Хочется также отметить жизнеспособность породы. Монгольский учёный, доктор сельскохозяйственных наук Амга Асэдийн Осор, в 80-90-х годах XX столетия первым изучил и описал в своей диссертации хозяйственно-биологические особенности монгольской аборигенной собаки. Он считал, что, по сравнению с другими породами собак, у монгольской аборигенки более мощный иммунитет и отличная система регенерации, поэтому они и живут так долго (20-25 лет) в экстремальных условиях.
.
Мало кому известно, что, начиная с 1932 года и до Второй мировой войны, монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД. В архивных источниках Осоавиахима сохранились бесценные доказательства службы собак, где «монголят» высоко оценили на охранной и следовой службе, а также отметили их неприхотливость в условиях сурового края. Монгольские овчарки могут работать при температурах от – 400 до +400 С, потому что сама порода формировалась на протяжении тысячелетий именно в резко-континентальном климате гобийской части Монголии. В 1933 году была разработана карта распространения служебных пород собак СССР, на которой были обозначены и территории обитания монгольской овчарки — это Горный Алтай, Тува, Забайкалье. В 1937 году, на Третьей Восточно-Сибирской Краевой выставке в г. Иркутске, в которой участвовало более двухсот собак региона, монгольские овчарки, принадлежавшие колхозным пастухам и питомникам НКВД, завоевывали все Большие Золотые и Серебряные медали. Но послевоенная пора внесла свои коррективы в развитие этой породы и её практически не стало.
.
Характерными движениями монгольской овчарки являются лёгкая или стелющаяся рысь, на самой высокой скорости переходящая в свободный размашистый галоп или карьер. При этом собака ставит лапы строго по одной линии, может мгновенно менять направление, делать развороты, не теряя скорости, заставляя добычу заметаться и попасть ей в зубы. Движения всегда лёгкие стремительные, шаг медленный и целенаправленный. Монгольским банхарам при их флегматичном характере свойственно не делать лишних движений, вести себя достойно и не суетливо.
В ситуации перехода к рынку и при практически исчезнувшей государственной поддержке аграрного сектора экономики монгольские чабаны продолжают использовать этих собак в своих хозяйствах. Они утверждают, что каждая собака заменяет, по крайней мере, двух рабочих и двух охранников, не считая оружия и боеприпасов. Если бы они не использовали собак, то транспортные расходы на поиск и перегон животных возросли бы в 5-10 раз, труд животноводов стал бы более тяжёлым, а потери скота и себестоимость продукции увеличились бы в разы. Сегодня и в Бурятии фермеры стали охотно приобретать этих собак для работы со своей скотиной, убедившись в том, что «монголята» способны оказывать людям неоценимую помощь.
Вначале 2000 года научный генофондный питомник «Монголдог» взялся за восстановление популяции МО (банхаров) на территории РФ. Со всех аймаков (районов) Монголии завозились аборигенные банхары для разведения заводских линий. Главным успехом научной деятельности питомника можно считать восстановление из небытия генома «чёрного очкарика», – фенотипа монгольской овчарки, описанного в древних шаманских песнях, который является образцом реликтового чистопородного монгольского банхара. Даже если сами чабаны и любители собак просто будут выращивать, беречь и заниматься разведением чистопородных банхаров, то это будет означать, что монгольская овчарка тысячи лет была, есть и ещё тысячи лет будет служить людям!
www.zooworld.net.ua
Город: МоскваБалашихаБогородскВидное ДедовскДзержинскДивеевоДомодедовоЕкатеринбургЖелезнодорожныйИстраКазаньКоролёвКотельникиКраснодарЛюберцыМытищиНижний НовгородНовосибирскОдинцовоОмскОтрадноеПодольскРеутовРостов-на-ДонуСамараСанкт-ПетербургТроицкУфаФрязиноХимки
Округ: Выберите округВАОЗАОЗеленоградский АОСАОСВАОСЗАОЦАОЮАОЮВАОЮЗАО
Район: Выберите районАвиастроительныйАвтозаводскийАдмиралтейскийАкадемическийАлексеевскийАлтуфьевскийАрбатАэропортБабушкинский БасманныйБеговойБескудниковскийБибиревоБирюлёво ВосточноеБирюлёво ЗападноеБогородскоеБратеевоБутырскийВасилеостровскийВахитовскийВерх-ИсетскийВешнякиВнуковоВойковскийВорошиловский районВосточное ДегуниноВосточное ИзмайловоВосточныйВыборгскийВыхино-ЖулебиноГагаринскийГоловинскийГольяновоДаниловскийДёмскийДзержинскийДмитровскийДонскойДорогомиловоЖелезнодорожныйЖелезнодорожныйЖелезнодорожныйЖелезнодорожный районЗаельцовскийЗамоскворечьеЗападное ДегуниноЗападный округЗюзиноЗябликовоИвановскоеИзмайловоКалининскийКалининскийКалининскийКанавинскийКапотняКарасунский округКировскийКировскийКировскийКировскийКировскийКировскийКировский АОКировский районКолпинскийКоньковоКоптевоКосино-УхтомскийКотловкаКрасногвардейскийКрасноглинскийКрасносельскийКрасносельскийКронштадтскийКрылатскоеКрюковоКузьминкиКуйбышевскийКуйбышевский АОКунцевоКуркиноКурортныйЛевобережныйЛенинскийЛенинскийЛенинскийЛенинскийЛенинскийЛенинский АОЛенинский районЛефортовоЛианозовоЛомоносовскийЛосиноостровскийЛюблиноМарфиноМарьина РощаМарьиноМатушкиноМетрогородокМещанскийМитиноМожайскийМолжаниновскийМоскворечье-СабуровоМосковскийМосковскийМосковскийНагатино-СадовникиНагатинский ЗатонНагорныйНАОНевскийНекрасовкаНижегородскийНижегородскийНово-ПеределкиноНово-СавиновскийНовогиреевоНовокосиноОбручевскийОктябрьскийОктябрьскийОктябрьскийОктябрьскийОктябрьский АООктябрьский районОрджоникидзевскийОрджоникидзевскийОрехово-Борисово СеверноеОрехово-Борисово ЮжноеОстанкинскийОтрадноеОчаково-МатвеевскоеПервомайскийПервомайский АОПервомайский районПеровоПетроградскийПетродворцовыйПечатникиПокровское-СтрешневоПреображенскоеПресненскийПриволжскийПрикубанский округПриморскийПриокскийПролетарский районПромышленныйПроспект ВернадскогоПушкинскийРаменкиРостокиноРязанскийСавёлкиСавёловскийСамарскийСвибловоСеверное БутовоСеверное ИзмайловоСеверное МедведковоСеверное ТушиноСеверныйСилиноСоветскийСоветскийСоветскийСоветскийСоветскийСоветский АОСоветский районСоколСоколиная ГораСокольникиСолнцевоСормовскийСтарое КрюковоСтрогиноТаганскийТАОТверскойТекстильщикиТёплый СтанТимирязевскийТропарёво-НикулиноФилёвский ПаркФили-ДавыдковоФрунзенскийХамовникиХовриноХорошёво-МнёвникиХорошёвскийЦарицыноЦентральныйЦентральныйЦентральный АОЦентральный округЧерёмушкиЧертаново СеверноеЧертаново ЦентральноеЧертаново ЮжноеЧкаловскийЩукиноЮжное БутовоЮжное МедведковоЮжное ТушиноЮжнопортовыйЯкиманкаЯрославскийЯсенево
Метро Выберите...АвиамоторнаяАвтозаводскаяАкадемическаяАлексеевскаяАлма-АтинскаяАлтуфьевоАнниноАрбатскаяАэропортБабушкинскаяБагратионовскаяБаррикаднаяБауманскаяБеговаяБелорусскаяБеляевоБибиревоБиблиотека имени ЛенинаБорисовоБоровицкаяБотанический садБратиславскаяБульвар адмирала УшаковаБульвар Дмитрия ДонскогоБульвар Рокоссовского (Улица Подбельского)Бунинская АллеяБутырскаяВаршавскаяВДНХВладыкиноВодный стадионВойковскаяВолгоградский проспектВолжскаяВолоколамскаяВоробьёвы горыВыставочнаяВыхиноДинамоДмитровскаяДобрынинскаяДомодедовскаяДостоевскаяДубровкаЖулебиноЗоргеЗябликовоИзмайловскаяКалужскаяКантемировскаяКаховскаяКаширскаяКаширскаяКиевскаяКиевскаяКитай-городКожуховскаяКоломенскаяКомсомольскаяКоньковоКрасногвардейскаяКраснопресненскаяКрасносельскаяКрасные воротаКрестьянская заставаКропоткинскаяКрылатскоеКузьминкиКунцевскаяКурскаяКутузовскаяЛенинский проспектЛермонтовский проспектЛихоборыЛюблиноМарксистскаяМарьина рощаМарьиноМаяковскаяМедведковоМеждународнаяМенделеевскаяМитиноМолодёжнаяМякининоНагатинскаяНагорнаяНахимовский проспектНовогиреевоНовокосиноНовослободскаяНовоясеневскаяНовые ЧерёмушкиОкружнаяОктябрьскаяОктябрьскаяОктябрьское полеОреховоОтрадноеОхотный рядПавелецкаяПавелецкаяПарк культурыПарк ПобедыПартизанскаяПервомайскаяПерово Петровско-РазумовскаяПечатникиПионерскаяПланернаяПланетарнаяПлощадь ИльичаПлощадь РеволюцииПолежаевскаяПолянкаПражскаяПреображенская площадьПролетарскаяПроспект ВернадскогоПроспект МираПроспект МираПрофсоюзнаяПятницкое шоссеРаменкиРечной вокзалРижскаяРимскаяРумянцевоРязанский проспектСавёловскаяСвибловоСевастопольскаяСемёновскаяСерпуховскаяСлавянский бульварСмоленскаяСмоленскаяСоколСоколиная ГораСокольникиСпартакСпортивнаяСретенский бульварСтрогиноСтуденческаяСухаревскаяСходненскаяТёплый станТаганскаяТаганскаяТекстильщикиТимирязевскаяТретьяковскаяТропарёвоТульскаяТушинскаяУлица 1905 годаУлица академика ЯнгеляУлица ГорчаковаУлица СкобелевскаяУлица СтарокачаловскаяУниверситетФилевский паркФилиФонвизинскаяФрунзенскаяЦарицыноЦветной бульварЧеркизовскаяЧертановскаяЧеховскаяЧкаловскаяШаболовскаяШипиловскаяШоссе ЭнтузиастовЩёлковскаяЩукинскаяЭлектрозаводскаяЮго-ЗападнаяЮжнаяЯсенево
Животные Выберите...ГрызуныЕжикиКошкиКроликиЛемурыЛошадиМини пигиПтицыРептилииРыбыс/х животныеСобакиХищникиХорькиЧерепахиЭкзотические животные
Услуги Выберите...Акушерство Акушерство и гинекологияАнестезиология Анестезия, блокадыБронхоскопияВакцинацияВетеринарная аптекаВетеринарный врачВыгул собакВызов на домВызывная СлужбаГастроскопияГастроэнтерологияГигиенические стрижкиГомеопатияГостиница для животныхГостиница для животных.ДерматологияДиагностические ИсследованияДиспансеризация, стационарДиспансеризация,стационарДрессировкаДрессировка собакЗоомагазинЗоопсихологЗоотаксиЗоотакси.Инструктор по вязкеИнструктор по вязке собакИскусственное оплодотворение и репродукцияКардиологияКонсультации специалистов по уходу и содержаниюКосметологияКреативные стрижкиЛабораторная диагностикаМагнитно-резонансная томография (МРТ)Модельные стрижкиМытье и сушкаНеврологияОбщая частьОбщие услугиОнкологияОртопедияОтоларингологияОфтальмологияПервичный приемПодрезка когтейРентгенодиагностикаРитуальные услугиСПА-процедурыСтационарСтационарное Лечение 1 Сутки (Передержка)Стерилизация, кастрацияСтоматологияСтрижкаТатуажТерапияТравматология, ортопедияТриммингУдаление колтунов из шерстиУникальные услугиУрология, нефрологияФизиотерапияФитнесс и массаж для животныхФункциональная диагностика (УЗИ, ЭКГ, рентген)Функциональная Диагностика(Узи,экг,мрт,рентген)ХендлингХирургияЧипированиеЧистка зубов\ушей\глаз и т.д.Эвтаназия, ритуальные услугиЭндоскопияЮридические услуги
vetatlas.ru
В мире насчитывается более 500 пород собак, и хотя "на вкус и цвет товарищей нет", госпожа Логика утверждает: чем древнее порода собаки, тем выше уровень ее интеллекта, здоровее физиология, мощнее жизненная приспособляемость, и универсальнее диапазон пользовательных качеств.
Речь пойдет, собственно, о монгольской овчарке - банхаре, возраст породы которой насчитывает около 14 тысяч лет. В российской кинологической литературе из книги в книгу, из статьи в статью кочует ссылка на монгольскую овчарку, как на предка среднеазиатских и кавказских овчарок. И ее единственное описание в редакции Мальгинова из журнала "Собаководство" №2 за 1932 год, которое многие принимают за утвержденный стандарт, не подлежащий сомнению.
Специалисты утверждают, что чем древнее порода собак, тем выше уровень интеллекта ее представителей. Эти животные физически здоровее своих собратьев, они быстрее приспосабливаются к жизненным условиям. Если исходить из этого утверждения, то более сильной, выносливой и умной собаки, нежели монгольская овчарка, не найти. Ведь возраст этой уникальной породы насчитывает почти 14 тысяч лет!
История породы
Монгольский банхар (второе название породы) изображен на древних могильных камнях, в религиозной живописи. Об этих животных рассказывают старинные легенды и песни-сказы улигеров. С древности монгольская овчарка была очень любима и оберегаема в стране. Законы запрещали убивать или бить собаку. Банхар на такую заботу отвечал безграничной преданностью своему хозяину. Довольно часто после отъезда последнего или его смерти животное погибало от тоски.
Из монгольских преданий следует, что эта аборигенная собака в древние времена мигрировала из Тибета. Однажды один из паломников вернулся со святых мест с необычной «четырехглазой» собакой. Ей стали приписывать удивительную способность чувствовать и видеть злых духов. Для этого у них имелась «вторая пара глаз». Как утверждают легенды, это происходило даже во время сна. Некоторые монгольские овчарки могут застывать с закрытыми глазами в сидячей позе. Монголы верят, что в этот момент животные молятся о благополучии своих хозяев. За это овчарки получили еще одно название – молитвенная собака (зуугийн нохой). Их считают божественными животными, которые получили благословение от бога Джуу.
Культура монголов изобилует сведениями о собаках, причем на самом высоком уровне. В словаре монгольского языка слово Нохой – (собака) имеет 142 !!! значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. Специалисты высшего пилотажа, по-монгольски «нохойч», могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом.
Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. О них говорят в монгольских легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказах улигеров, в поэмах, в юролах-благопожеланиях. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак, и даже в государственных законах, защищающих собак. В историческом законодательном документе «Халхасский Кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства, – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и кышыктенов (типа полицейские)имуществу причислялись собаки «Банхар», «Тэйган», «Шарайд», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
В монгольских законах того времени, таких, как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак. Таким образом, тот факт, что человек не имел права посягать на собаку в качестве чужого имущества, показывает, что еще с давних пор монгольская овчарка была любима и оберегаема монголами. К тому же до конца жизни монгольскя овчарка банхар была верна своему хозяину, плохо переходила и тяжело привыкала к другому хозяину. Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда, банхары умирали от тоски.
Такое особенное почитаемое отношение у монгольского народа банхары заслужили за исключительную храбрость и умение противостоять и побеждать самого опасного хищника на Земле – волка.
Убийство собаки было делом не богоугодным. Ни в одной стране мира этому нет аналогов. Таким образом, в полном объеме подтверждается исторический, этнографический и государственный (именно Монголии) статус монгольской овчарки банхар.
Этимология монгольского слова "нохой" – собака, имеет корни от слова "нохор" – первый товарищ, близкий друг человека. В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин. В наше время достаточно древними считаются такие породы как САО(среднеазиатская овчарка), КО(кавказская овчарка) и ТМ (Тибетский мастиф). Но ни у одной из этих пород нет признаков древности, реликтовости, атавизма или уникальности. Хотя, отдельные признаки фенотипа некоторых групп аборигенных кавказских овчарок (очки на глазах), оставляет за собой право на сбор доказательств исторического происхождения породы. Не обнаружено также ни одного древнего устного или письменного источника с описанием этих пород собак, особенно в период шаманизма, как периода исторического происхождения. Зато в фольклоре алтайских и монгольских шаманов с центральноазиатских территорий, призывания Духа Собаки – охранительницы очага, описывают одну и ту же собаку, - «черного очкарика» с «красными и узкими глазами», и с «пророческими способностями».
Происхождение монгольских овчарок идет из центра Азиатского континента, это видно по многим адаптивным биологическим особенностям, свойственным животным этих территорий. Вот что говорится в одном из призываний о собаке, записанном ученым-историком, поэтом и действующим реальным шаманом К.Л. Монгушем:
«…Ты предана своему хозяину,
Лежишь у порога, ведя службу охраны юрты.
Ты собака, хранительница верная стоянки.
Ведешь наблюдение за стадом домашнего скота.
Стоишь там скрытно, куда мог бы явиться волк по тропе.
Чуть заметишь шорох, сразу киваешь головой и лаешь.
Лежишь там крепко, закрывая всем телом дорогу беды.
Стою и пою, призывая собачью душу своими алгышами.
''Воображаю, что глаза твои в каких-то очках,''
Морда твоя предчувствует дурной запах беды.
Близость страха заставляет тебя выть протяжно,
Близость грозы заставляет тебя выскочить быстро.
''Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно'',
В твоих ушах серьги чудны и зрелищны.
Мухортая собака, ''шерсть у тебя темна и бархатна.''
Ищу твою душу, зову твою душу, запевая свои алгыши…».
Еще одно описание обращенные к духу Амырга-Моос (видимо так звали эту собаку):
Ты, Амырга-Моос, дух для охраны спокойствия.
Ты, сидячий дух, и днем и ночью очаг мой караулишь.
Ты, Амырга-Моос, всегда бываешь со мной рядом.
Ты сидишь у горящей головни в день жаркий и пасмурный.
''У тебя глаза красные, как красные шарики шуру.''
У тебя вид красивый, словно красной краской нарисован.
Ты, мой Амырга-Моос, сверкаешь золотым украшением.
Ты, мой Амырга-Моос, верный духу стоянки моей юрты.
А в следующем отрывке из шаманского призывания есть подтверждение того, что эта собака была монголоидом, как и все древние аборигенные животные Центральной Азии, главная черта которых узкие косо поставленные глаза, как климатическая территориальная защита от инсоляции, пыли, холода. Из алгышей шаманки Аскак, посвященных духу Адыг (медведь): Здесь «медведь» как сравнение с собакой, видимо, по размерам или абрису. В целом из всего текста алгыша по описанию поведения животного понятно, что речь идет именно о собаке:
''«…Милы мне твои глаза, когда они узкими становятся.''
Смешны мне твои ноздри, когда они свистят.
Ты, мой Медведь, имеешь сероватые уши.
''Ты, мой Медведь, пророком предсказываешь.''
Практически, в этих алгышах описание породы собак, дошедшей до наших дней сквозь тысячелетия. Тут есть и описание экстерьера и образная характеристика служебных достоинств. Здесь отличительные особенности экстерьера, - это «очки» на глазах, «красные глаза», хвост «мохнатое гнездо», «узкие (монголоидные) глаза». Все эти физические признаки уникальности и атавизма, как доказательства исторического и территориального происхождения, сохранились у монгольской овчарки до наших дней.
Ученые предполагают, что потомки тибетских собак распространились по всему миру с азиатскими кочевниками – скифами, тюрками, монголами и т. д. В древности собаку называли «бавгар», что означает лохматый, медвежьеподобный, лохматый. В современном языке это название не используется. Сегодня в Монголии этих животных называют «банхар», что переводится как «пухлый в щеках» или «богатый пухом». Древнее происхождение этих животных подтверждается наличием «очков» на глазах. Существует версия, что они являлись своеобразными «отражателями» солнечного света, который негативно влиял на зрение. Кроме того, в городе Усть-Хайта обнаружен череп собаки, которому, по заключению ученых, более 8000 лет. Специалисты уверены, что череп принадлежал монгольской овчарке. В России эта собака была распространена на приграничных с Монголией территориях (в Бурятии, Туве, Горном Алтае) до войны. В 1937 году банхары служили в войсках НКВД, участвовали в выставке Иркутска и завоевали Золотую и Серебряную медали.
С 2000 года восстановлением и развитием этой породы занимается Генофондный питомник «Монголдог». Раньше он находился в Улан-Удэ, а в 2011 году переехал в Санкт- Петербург.
СТАНДАРТ ПОРОДЫ МОНГОЛЬСКАЯ ОВЧАРКА БАНХАР
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Монгольская овчарка банхар – крупное животное среднего, а часто и выше среднего роста, мощного телосложения, имеющая довольно крепкий костяк, с отлично развитой сильной мускулатурой. Как правило, формат квадратный. Кобели имеют минимальный рост в холе – 60 см, суки – 55 см. Банхар от природы наделен мощным интеллектом. Великолепно работает в стае, совершенно неприхотлив. Эти собаки легко переносят перемену климатических условий. К основным качествам следует отнести силу, храбрость, оправданную злобность в сочетании с врожденной недоверчивостью к чужим людям.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ Держатся всегда уверенно. Поведение хладнокровное и невозмутимое (флегматики). Не конфликтные. Легко управляемы. Дифференцированно реагируют на раздражители. Флегматичность и невозмутимость, - свойство характера всех древних аборигенных диких и домашних животных Монголии.
ГОЛОВАПропорциональная общему сложению, широкая в черепной части, с развитыми, но не выступающими скулами и слабо выраженными надбровными дугами. Затылочный бугор сглажен за счет хорошо развитой мускулатуры. Переход ото лба к морде слабо выраженным "стопом". Лобная борозда глубокая и широкая. Морда на конце тупая, по длине равна длине черепной части,одинаково широкая и глубокая в основании, и при осмотре спереди, сверху и в профиль в виде трапецевидного клина, суживающегося к мочке носа, полностью пигментированного, который имеет форму маленького аккуратного треугольника с овальными краями, при осмотре сверху выступающего за края морды. Подглазничные впадины хорошо заполнены. Особенностьюморды является ее припухлость. Нижняя челюсть массивная, широкая. Губы полностью и плотно закрывают нижнюю челюсть, не выступая за ее пределы, образуя в уголке складку кожи.
УШИМаленькие, неширокие, треугольной формы, висячие, низко поставленные - основание ушей на уровне или чуть нижелинии глаз, покрыты мягкой короткой шерстью. На внутренней стороне уха шерсть длиннее и светлее, образует маленькую светлуюпрядку из остевого волоса, свисающую из уха, на которую в период линьки наматываются "серьги чудны и зрелищны".
ГЛАЗАОчень выразительные, миндалевидные, карие в тон подпала, широко расставлены, поставлены косо. Веки сухие. Зрачки очень маленькие, так как зрение собак адаптировано и на очень дальнее, и на очень близкое расстояние. При взгляде на солнце, зрачки становятся точками. В темноте глаза монгольских овчарок светятся красно-оранжевым цветом. Насвету загораются красным цветом в состоянии угрозы.
ЗУБЫ Белые, крупные, крепко сидят на деснах, в полном комплекте (42 зуба), правильно и равномерно расположенные. Челюсти массивные, раскрываются почти на 160-180 градусов, прикус: ножницеобразный, прямой, и плотный перекус без отхода, независимо от возраста.
ШЕЯМощная, короткая, изогнутая, широкая в основании, низкого постава до , хорошо обмускуленная, одета густой, почти стоячей гривой. "Подвес" только за счет шерсти. Надзатылочная часть шеи хорошо загружена и слегка возвышается над головой. Длина шеи в половину длины головы собаки.КОРПУС Монолитный, гармоничный, мускулистый, линия верха широкая, ровная. Грудь глубокая, широкая, грудная клетка имеет сердцевидную форму. Форбруст хорошо развит. Грудина опущена ниже локтей. Живот умеренно подтянут. Спина широкая, прямая. Поясница короткая, упругая, образует небольшую выпуклость. Круп широкий, мускулистый, с легким наклоном, умеренной длины. Весь корпус имеет характерный квадратный формат.
ПЕРЕДНИЕ КОНЕЧНОСТИПри осмотре спереди - прямые, широко и параллельно поставлены. Пясти наклонные, крепкие,жилистые. Плечи мускулистые; угол плечелопаточного сочленения 90 градусов. Длина передней ноги в локте немного больше половины высоты собаки в холке.
ЗАДНИЕ КОНЕЧНОСТИПри осмотре сзади - прямые и параллельные, поставлены несколько шире передних. Бедра широкие, мускулистые. Голени средней длины, плюсны короткие, низкие, поставлены отвесно. Углы коленных и скакательных суставов умеренно выраженные (спрямленные). .ЛАПЫМаленькие, аккуратные, округлые, пальцы собраны в "кошечку", с опушением между пальцами. Пясти наклонные.
ХВОСТВысокопосаженный, толстый, с густой и пушистой шерстью, образующей с нижней стороны "подвес" длиной до 30см. В возбужденном состоянии держит хвост закинутым под острым углом на спину плотным колечком, которое в оброслости образует "мохнатое гнездо". В спокойном состоянии хвост держит "поленом". Длина хвоста достигает скакательных суставов. Наконце хвоста имеется характерный крючок и пучок белесых грубых, как у коня, волос, - "бунчук" или "конский хвост", который намного длиннее "подвеса", он служит для стока воды.
ШЕРСТЯНОЙ ПОКРОВШерсть гладкая и блестящая, бархатистая, имеет "люстровый блеск", по фактуре напоминает нечто среднее между шерстью соболя и морского котика. Остевые и покровные волосы тонкие, но жесткие, упругие, прямые, не прилегающие, не шелковистые, не волнистые. Пуховые волосы образуют очень густой и плотный подшерсток, в котором до 75 % пуха, качеством лучше кашемирового. Шея и плечи, покрытые густой шерстью, образуют подобие гривы, на бедрах задних ног "штаны". В остальных местах шерсть примерно одинаковой длины. У собак южногобийских районов длина шерсти 5-7см, у собак северо-западных районов длина шерсти 7-10см. Кобели одеты гораздо лучше сук. За одну линьку МО-банхар дает 1000 грамм пуха.Именно густым подшерстком обеспечивается тепловая защита у собаки.ОКРАСЧерно-подпалый очкарик, глубокий черный и черный очкарик. Все три окраса с небольшим, четко очерченным, белым пятном на груди, что говорит о наследственной консервативности данной породы. Некоторые особи имеют красновато-бурый отлив черной шерсти.
ДВИЖЕНИЯХарактерными движениями монгольской овчарки являются низкая стелющаяся рысь (след в след), на скорости переходящая в свободный размашистый галоп или карьер. Движения всегда легкие стремительные, на скорости ставят лапы по одной линии, чем подтверждают великолепный вестибулярный аппарат. Шаг медленный и целенаправленный. Монгольским овчаркам свойственно не делать лишних движений, вести себя достойно и не суетливо. Лапы на ходу ставит строго по одной линии (Уникальность, породный признак).
cosmozz.info
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта