Для того, чтобы воспитание вашей собаки не легло тяжким бременем, начинайте постигать азы дрессировки щенка с момента его появления в вашем доме.
Дрессировка (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения.
Воспитание вашей собаки. Азы дрессировки щенка
Адаптация щенка к окружающему миру начинается с трех — четырех недельного возраста. В это время начинают формироваться все положительные навыки и отрицательные, в том числе.
Самый лучший вариант — брать щенка в возрасте двух — трех месяцев. Чем раньше вы начнете уделять время воспитанию вашей собаки, тем легче будет проходить ее обучение впоследствии. Азами дрессировки для любого щенка, на самом деле являются простые истины.
В возрасте двух — трех месяцев уже вполне можно начать разучивать команды: «место», «ко мне», «фу», «сидеть». Команда «дай лапу» тоже легко дается. Она может звучать и по-другому – так, как захочется только вам. Спокойно сидеть перед приемом пищи, следовать за хозяином на прогулке, не прыгать и не трепать концы одежды, носить ошейник – всему этому тоже нужно учить.
Наберитесь терпения и воспринимайте азы дрессировки щенка как игру. Постарайтесь понять четвероногого друга и тогда правильное воспитание вашей собаки будет обоюдным удовольствием.
(Всего запись просмотрена 184 раз, сегодня ее прочитали 1раз)
..
cirneco-bordercollie.ru
Приучение щенка к соблюдению чистотыДля того, чтобы приучить щенка не пачкать в доме, во-первых, нужно его как можно чаще выгуливать. Совершенно необходимо быстро вывести на улицу щенка сразу после еды, сна или длительной игры, иначе щенок напачкает обязательно, и тогда пеняйте только на свою лень. Как только он сделает свои "дела" на улице, его необходимо радостно похвалить
Очень могут помочь в обучении чистоте старые газеты. Пока щенок слишком мал для прогулок, хозяин берет несколько старых газет, промокает сделанную малышом лужу и кладет эти газеты в доступном и удобном для последующей уборки месте. Далее щенка приучают ходить только на газеты. Как только щенок завертится в поисках подходящего места, хозяин переносит его на газеты. Если щенок пытается напачкать в другом месте, его можно наказать, но только исключительно в момент совершения проступка и ни в коем случае не свернутой газетой (свернутая газета издает хлопок при ударе, а боязнь хлопков - не лучшая перспектива для будущей служебной собаки). Когда наступает пора приучать щенка опорожняться на улице, хозяин берет эти пропахшие газеты, кладет их на улице, вблизи от дома и водит туда щенка. Если щенок продолжает пачкать в доме, то надо стараться почаще "ловить его с поличным". Щенячьи лужи дома следует насухо вытирать тряпкой и обрабатывать дезодорирующими составами. Сейчас в зоомагазин ах можно купить специальный дезодорант, делающий участки, обработанные им, совершенно непривлекательными для щенка.
Приучение щенка к местуЩенку в доме необходимо выделить и оборудовать место, где он будет отдыхать, а также куда будет обязан удаляться по команде хозяина. Место следует оборудовать там, где нет сквозняков, где собака никому не мешает и где достаточно светло. Оно должно быть не тесным, достаточно мягким, удобным для чистки и желательно приподнятым на 20-30 см над полом - так собакам больше нравится.При необходимости отослать щенка на место хозяин подает команду "Место!", берет щенка на руки и относит на его место, где всячески поощряет. При необходимости отослать на место подростка, если тот не слушается, после соответствующей команды его берут за шкуру на загривке и силой отводят на место. Если он вновь покидает место, то "процедуру" следует повторить, но еще более строго. Особого внимания и строгости требуют попытки щенка расположиться отдыхать на диване или кровати. Некоторые владельцы склонны прощать это щенку, не видя в том ничего страшного. У них не хватает воображения представить себе картину, как скоро этот кроха вырастет, превратится в большого пса и однажды, после прогулки грязной осенней порой сделает то же самое.Обратите также внимание на момент встречи щенком вас по приходе в дом. Если вы будете отвечать щенку на все его прыжки и попытки лизнуть с разбегу в лицо восторгом, то, когда собака подрастет, она вас будет просто сметать в порыве приветствия. Поэтому во время встречи целесообразно сначала строго отсылать на место, а уж потом, спокойно войдя в комнату, можно и пообщаться с заждавшимся щенком.
Приучение щенка к ошейнику и поводкуПривыкание щенка к ошейнику обычно никаких проблем не вызывает. Самое большее, что может потребоваться, - это отвлечьего игрой. Приучать щенка к поводку желательно постепенно. Сначала во время прогулки пристегнуть легкий недлинный поводок, и пусть щенок просто с ним бегает. Если это не вызовет протеста, то можно взяться за конец поводка и поначалу следовать за собакой в выбранном ею направлении. А уж потом можно начать водить щенка на поводке туда, куда хотите идти вы. Впоследствии, после восьми месяцев, предстоит приучить щенка и к наморднику.
Приучение щенка не портить в доме вещиУ щенка весьма развита потребность что-либо грызть, поэтому его обязательно следует обеспечить различными, однако безопасными для его здоровья игрушками. Помните, что проглоченная тряпка или, например, куски разгрызенного резинового мячика могут стать причиной закупорки кишечника. Игрушки щенку желательно почаще менять, чтобы они не успевали надоесть. Если же щенок пытается грызть запретные для него предметы, то от этого его необходимо безотлагательно отучить. Щенка, подгрызающего ножку стула, следует больно ударить и отправить на место. Если он грызет тапок, то его нужно ударить тем же тапком - у щенка должно возникнуть понятие, что если тапок "побеспокоить", то он начнет "драться". Только делать это надо в случае, если вы застали его на "месте преступления".Не искушайте щенка - когда уходите из дома, уберите подальше всю обувь и предметы, которые вам не хотелось бы увидеть растерзанными. Можно также воспользоваться специальными препаратами "Антигрызин", продаваемыми в зоомагазинах: предметы, обработанные этим аэрозолем, теряют для щенка всякую привлекательность( но не всегда ).Иногда щенок стремится ободрать обои или оторвать плинтус и грызть стену. Причина этого - потребность растущего организма в кальции, но, если вовремя не принять меры, то подобное может перерасти во вредную привычку. Достаточно дать щенку кусок обычного ученического мела и он прекратит грызть стены. Следует заметить, что для этого, как ни странно, подходит только натуральный мел, использование фирменных специальных подкормок в этом отношении почему-то малоэффективно.Если плохо воспитанный щенок-подросток или взрослая собака, оставаясь в одиночестве, крушит в квартире все, словно Терминатор, даже двери прогрызает, то необходимы более радикальные меры. Подходит, например, такой метод: решив отправиться с кем-либо из дома, вы закрываете собаку в комнате и продолжаете собираться. Затем открываете уличную дверь, но в последний момент остаетесь в прихожей, затаившись с хлыстом в руке, а ваш партнер создает для собаки видимость, что все ушли: запирает снаружи дверь, спускается в лифте и выходит на улицу. Собака чаще всего начинает разгром через 5-10 минут. Как раз в этот момент владелец внезапно входит в комнату и больно наказывает ее, строго прогоняя на место. Если собака разрушительных действий так и не начинает, то не следует, войдя к ней, начинать рассказывать, какая она хорошая, напротив, несмотря ни на что, следует повести себя строго, чтобы собака ощутила себя под постоянным строгим контролем и даже не помышляла что-либо портить. Обычно бывает достаточно 3-5 повторений, чтобы собака усвоила требуемое навсегда. Можно использовать этот метод также для собак, которые в одиночестве лают или воют.
Знакомство щенка с окружающим миромЛ. В. Крушинский писал: "По инициативе И.П. Павлова были поставлены опыты по изучению влияния изолированных условий воспитания на формирование оборонительного поведения собак. С.Н. Выржиковский и Ф.М. Майоров (1933 г.) воспитали две группы щенят: одну - в условиях полной свободы, другую в изоляции. Выросшие собаки обеих групп резко отличались по своему поведению. Животные, выросшие в изоляции, оказались трусливыми".Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос уверенным в себе, гордым и отважным, настоящим служебным псом, чтобы он не шарахался от громыхающих электричек, упавших кастрюль, канонады праздничного салюта и пьяниц, то вам необходимо обеспечить ему полноценную собачью жизнь. Как только будут сделаны основные вакцинации (поторопитесь успеть с этим до 2,5 месяца), со щенком необходимо начать прогулки. Постепенно взрослея, щенку предстоит познакомиться со всем разнообразием окружающего мира: побывать в лесу, в поле, на реке, познакомиться со свойствами воды, посетить дрессировочную площадку и щенячью выводку, поездить в машине, на электричке, увидеть различных домашних животных и многое-многое другое. Прогулки необходимы щенку не только для нормального формирования психики, но и для полноценного физического развития.
Команда "Ко мне"Начиная с двух-трехмесячного возраста щенка, во время прогулок с ним всегда надо иметь в кармане лакомство. Подайте щенку команду "Ко мне!", присев и раскинув в стороны руки, привлеките его внимание. Как только щенок подбежит, немедленно радостно поощрите его, погладьте и отпустите гулять. Повторяйте такое через каждые пятьдесят-шестьдесят метров. Если щенок не подходит, то ни в коем случае не следует бежать за ним, напротив, надо убегать от него. После команды "Ко мне" категорически запрещается наказывать собаку или делать что-либо для нее неприятное. Это команда экстренного торможения, ее исполнение должно быть доведено до полного автоматизма; услышав ее, собака обязана забыть обо всем. Немало собак погибло под колесами автомобилей лишь из-за того, что были плохо обучены этой команде.Однажды я гулял возле дороги со своим боксером Колья з Гроду Меркурего, тогда еще годовалым, как вдруг из-под самых его ног выскочила кошка и промчалась через дорогу точно перед колесами идущего автобуса. Колья устремился было за ней, но, услышав команду "Ко мне", резко остановился перед самой дорогой и выполнил требование. Если бы он не исполнил команду столь безукоризненно, то смерть под колесами была бы неминуема.В возрасте четырех месяцев, когда щенок подходит уже безукоризненно, следует начать обучать его посадке перед дрессировщиком или возле его ноги (в зависимости от требований нормативов) и выдержке. Когда щенок подбежит, дайте ему команду "Сидеть!", помогите принять нужную позу, после чего поощрите. Когда щенок научится усаживаться сам, можно придерживать лакомство, заставляя щенка сидеть с каждым разом все дольше.При обучении взрослой, уже испорченной дурным воспитанием собаки часто бывает невозможно обойтись без болевых воздействий. Для этой цели на собаку, кроме обычного кожаного ошейника, следует надеть еще и строгий, т.е. с шипами, и пристегнуть к каждому из них отдельный поводок. Во время прогулки держитесь за поводок, зацепленный за мягкий ошейник. Затем, в неожиданный для собаки момент подайте команду и через мгновение резко дерните за поводок, прикрепленный к строгому ошейнику, продолжайте быстро и сильно подтягивать к себе собаку, пресекая малейшее промедление собаки резкими рывками. Повторять это упражнение следует многократно, до полнейшего автоматизма.Чтобы обучить собаку подходить по жесту (жест - распрямленная правая рука поднята в сторону до уровня плеча и затем опущена к бедру без хлопка), необходимо поначалу этот жест подкреплять голосовой командой и поощрять исполнение.
Команда "Сидеть"Начинать обучение этой команде желательно с 2,5-3 месяцев. Поместив щенка возле левой ноги, возьмите поводок в правую руку, подайте команду "Сидеть", после чего левой рукой надавите на круп, а правой за поводок потяните вверх, вынуждая сесть, и немедленно поощрите. Когда щенок начнет по команде самостоятельно садиться, все дольше отсрочивайте поощрение, постепенно увеличивая выдержку.На следующем этапе выйдите на шаг перед щенком, контролируя выдержку и пресекая любые попытки изменить положение строгим "Сидеть" и усаживанием рукой. В дальнейшем постепенно увеличивайте дистанцию отхода от щенка и время выдержки, а также темп удаления и возвращения.Чтобы обучить выполнению команды по жесту (правая рука поднята, повернута ладонью к собаке и согнута в локте), необходимо поначалу сочетать ее с голосовой командой.
Команда "Лежать"Начинать обучение желательно с 3-3,5 месяца. Усадите щенка возле левой ноги, подайте команду, после чего правой рукой потяните за поводок книзу, а левой надавите на холку. Некоторые собаки быстрее ложатся, когда в правой руке находится лакомство или апортировочный предмет. Поощряйте лакомством и поглаживанием по спине, одновременно придерживая собаку в нужном положении. Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - распрямленная правая рука, поднятая вперед, до уровня плеча, ладонью вниз опускается к бедру).
Команда "Стоять"Начинать обучение желательно с 3,5-4 месяцев. Усадите щенка возле левой ноги, затем подайте команду "Стоять", после чего, взяв левой рукой под живот, придайте щенку стоячее положение, а затем поощрите. При поощрении оглаживайте левой рукой под животом, одновременно, не позволяя щенку изменить положение. Особое внимание при отработке этой команды необходимо уделить выдержке. В положении стоя собака слишком склонна сделать шаг-другой, а этого нельзя допускать, поэтому наибольшее внимание следует придатьотработке выдержки, стоя в 2-3 метрах перед собакой. Если собака сделает хоть шаг вперед, то надо немедленно подойти к ней и, взяв правой рукой под грудь, а левой под живот, строго оттолкнуть ее назад на прежнее место. Нельзя прощать ни шага! Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - правая рука приподнята вперед и согнута в локте ладонью вверх).
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", в комплексе Для лучшего усвоения этих команд в дальнейшем их отрабатывают в комплексе. Дрессировщик при этом управляет собакой с расстояния, поначалу небольшого - 2-3 метра. Дрессировщик подает команды в разной последовательности, то одновременно и голосом и жестом, то раздельно. Особое внимание при этом уделяется тому, чтобы собака правильно выполняла команды, не сбивалась, не изменяла требуемого положения, не продвигалась. Это упражнение весьма сложное и приступать к нему следует не ранее 8 месяцев.
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", из движенияДвигаясь шагом с собакой на поводке возле ноги, дрессировщик резко подает требуемую команду, очень быстро руками фиксирует животное в нужном положении, продолжает движение еще на три метра, после чего возвращается к собаке и поощряет. Постепенно необходимо добиться от собаки, чтобы она сразу после команды останавливалась, принимала требуемое положение и не изменяла его, как бы далеко ни удалился дрессировщик. Темп движения дрессировщика можно варьировать от медленного шага до бега. Начинать постепенно отрабатывать это упражнение можно с 4-5 месяцев.
Команда "Рядом"Держа собаку возле левой ноги па провисшем поводке, следует начать движение. Большая часть поводка при этом собрана в правой руке, а левая рука перехватывает поводок примернов 30 см от ошейника. Как только собака, отклонясь в какую-либо сторону, натянет поводок, следует дать команду "Рядом" и сделать рывок. Этот рывок должен быть достаточно чувствительным, потому как слабый рывок собака попросту игнорирует. Если собака вновь натягивает поводок, то нужно вновь повторить команду и рывок. Показателем правильности ваших действий является поводок между вашей левой рукой и собакой: если он провисший, то все идет правильно, если же он натянут, то вы недостаточно активны и тверды. Одновременно можно начать отработку поворотов в движении, используя их в то же время для приучения собаки хождению рядом. Если собака отстает или отклоняется влево, то, дав команду "Рядом", надо резко повернуть направо и поддернуть собаку к ноге. Если собака опережает или слишком прижимается к ноге, то дав команду "Рядом" следует повернуть влево и, натыкаясь на собаку, достаточно жестко оттолкнуть ее коленями.Если дрессировщик останавливается, то собака должна сама сесть возле его ноги, для этого поначалу команду "Рядом" следует дополнять командой "Сидеть". Очень эффективно применение хлыста по т.н. интенсивной методике, но этот прием лучше использовать профессиональным дрессировщикам.Если собака очень любит апортировать, то это желательно использовать. Левой рукой держите собаку на коротком поводке, фиксируя ее отклонения, а правой манипулируйте предметом, привлекая ее внимание. В зависимости от азарта и обученности собаки предмет можно держать в руке или убрать за пазуху, полностью или частично. В качестве поощрения собака изредка получает желанный предмет.Обучать этой команде лучше всего в возрасте 4-5 месяцев, пока собака не слишком сильна.
Команда "Место"Уложить собаку возле левой ноги командой "Лежать", после чего положить перед ее лапами какой-либо предмет (кроме апортировочного), например, сумку, указать на него рукой и дать команду "Место", после чего, распустив поводок, отойти на расстояние 3-4 метра. Некоторое время постояв, подозвать собаку, поощрить ее и, спустя полминуты, указывая правой рукой на предмет, подать команду "Место". Немедленно взять собаку за поводок, бегом отвести ее на место и там быстро уложить и поощрить. Любые промедления собаки при исполнении пресекаются рывками поводка, а поощрение на месте должно быть очень радостным, однако не провоцирующим ее срываться из лежачего положения. Постепенно надо довести выдержку на месте до максимальной длительности. Полезно иногда выполнять это упражнение возле магазина, войдя в который, можно сквозь витринные стекла наблюдать за оставленной на улице собакой, оставаясь незамеченным и имея возможность быстро и своевременно пресекать нарушения команды.
Высылание вперед с последующей укладкойЭто один из сложнейших навыков послушания. Необходимо добиться того, чтобы собака по команде "Вперед" удалялась от дрессировщика в строго указанном направлении не менее, чем на 50 метров, и укладывалась по первой команде "Лежать" в любой момент пробежки. Разумеется, собака должна уже безукоризненно знать команду "Лежать".Собака с охотой удалится, если будет знать, что в направлении, указываемом дрессировщиком, всегда имеется нечто интересное. Чем интереснее для собаки обнаруживаемый объект, тем активнее и дальше будет удаляться собака и тем быстрее усвоит этот навык. С точки посыла объект не должен быть виден. Это может быть предмет, обозначающий место (для собак, идеально выполняющих этот навык), апортировочный предмет (для собак, любящих апортировку), спрятавшийся фигурант (для собак, любящих задержание) или кто-то из членов семьи (если на этом заканчивается занятие и его присутствие не помешает работе). Кроме этого, высылание собаки вперед, ведущее к обнаружению предметов, - это отличное подготовительное упражнение для обучения поиску предметов на местности.Дрессировщик с собакой на поводке делает несколько шагов в нужном направлении, затем производит направляющий жест и подает команду "Вперед". На первых занятиях объект должен быть недалеко, и дрессировщик бежит до него вместе с собакой и радостно поощряет ее за обнаружение. Однако, уже на 4-5-м занятии объект обнаруживается в 60-70 метрах (так создается запас прочности в выполнении навыка). Дрессировщик в ходе пробежки 2-3 раза резко укладывает собаку командой "Лежать", фиксируя ее на 20-30 сек, и продолжает движение до объекта.На следующем этапе дрессировки собаку пускают без поводка, а дрессировщик остается на месте подачи команды. Приблизительно в середине пути он с места подает команду "Лежать", подходит к лежащей собаке, поощряет, после чего усаживает ее, вновь поощряет. По нормативам посадкой собаки упражнение заканчивается, однако даже обученная собака иногда должна иметь возможность продолжить пробежку и обнаружить объект, иначе активность работы будет снижаться.
Подача апортировочного предметаВ основе апортирования лежит инстинкт охоты на мелких животных. Вспомним некоторые его элементы: ключевые стимулы - нечто маленькое и удаляется; критический период - 2,5- 3 месяца, поэтому лучше всего начать подготовку именно в этом возрасте. Пристегнув щенка на тоненький поводок, покатите перед ним небольшой мячик или набитую тряпками детскую варежку, следом пустите щенка, а когда он схватит предмет в зубы, то привлеките его к себе, мягко корректируя движения поводком. После того, как он подойдет, с восторгом за это поощрите. Уже в трехмесячном возрасте реально обучить щенка основам всего комплекса апортирования. Однако основное, чему следует уделить внимание во время критического периода, - это привитие щенку интереса к самым различным предметам: мокрым и грязным или обледеневшим, к тряпкам и палкам, к пластиковым и стеклянным бутылкам, к металлическим предметам и др.Обучение подросшей или взрослой собаки лучше начать так: усадите ее возле ноги и правой рукой предложите предмет, производя привлекающие действия. Если собака предмет взяла, то поощрите ее командой "Гуляй" и игрой. С каждым разом добивайтесь все более длительного удерживания предмета в зубах, отсрочивая поощрение и про-изводя предметом возбуждающие движения. На следующем этапе следует дать собаке предмет и начать движение рядом. Если собака уверенно носит предмет, то далее надо отработать повороты в движении и остановки с посадкой, время от времени поощряя собаку игрой. На следующем этапе бросьте предмет примерно на два метра и пошлите собаку командой "Апорт". Убедившись, что она предмет взяла, повернитесь и идите в сторону, подав команду "Рядом", а когда собака пристроится, радостно ее поощрите. Если это у собаки не вызовет затруднений, то в дальнейшем можно перейти к исполнению комплекса апортировки полностью: усадив собаку, бросить предмет, поначалу недалеко, после выдержки послать собаку командой "Апорт", когда она взяла предмет, поначалу помогите ей командами "Апорт", "Ко мне", а затем, когда она подбежит и сядет возле ноги, после некоторой выдержки поощрите ее. Если нормативы требуют посадки с предметом перед дрессировщиком, то необходимо своевременно подать команду "Сидеть" и после выдержки забрать предмет. При отработке этого навыка не забывайте второе правило К. Прайор: нельзя одновременно отрабатывать поднесение предмета и выдержку - все действия отрабатываются поочередно.Если собака склонна апортировочный предмет грызть или трепать, то следует использовать предметы, к этому не располагающие: тяжелые или сделанные из материала, не слишком для собаки приятного.
Апортирование с усложнениямиОбучив собаку апортированию, следует ее также научить выполнять этот навык с некоторыми усложнениями.Во-первых, приносить предмет, проходя через различные барьеры. Разумеется, обучать этому следует только собаку, умеющую легко преодолевать эти препятствия. Поначалу собака должна работать на поводке и в сопровождении своего дрессировщика, а в последующем самостоятельно, руководимая лишь его командами.Во-вторых, приносить предмет, заброшенный в густые заросли, провоцируя поиск по запаху. Обычно это не составляет проблемы; лишь поначалу, в случае затруднений собаке требуется некоторая помощь.В-третьих, собаку необходимо обучить апортировать предметы, принадлежащие другим людям. Для этого надо ее усадить, взять аккуратно за один край двумя пальцами правой руки предмет с чужим запахом и, прикрыв левой рукой пасть собаки, поднести предмет на 2-3 см к ее носу и подать команду "Нюхай". Если собака заинтересованно принюхивается, то поощрить словом "Хорошо" (но не лакомством!). Через 5-6 секпредмет убрать, а еще примерно через 5 секунд занюхивание повторить, после чего недалеко бросить предмет и послать за ним собаку. Если такое апортирование затруднений не вызывает, то в следующий раз предмет с чужим запахом следует забросить в густые заросли, чтобы обучить собаку поиску по чужому запаху.
Обучение собаки не брать корм с земли и у постороннихЕсли вы собираетесь обучать свою собаку следовой работе, обыску местности или выборке человека, то отработку этого навыка следует отложить до времени, когда собака освоит все это. Пресекать попытки подбирать на улице всякую дрянь, конечно, следует, но целенаправленное обучение проводить пока не стоит. При обучении следовой работе очень часто используется поощрение лакомством с земли, а при выборке человека и обыске местности собаку часто поощряют лакомством из чужих рук, как бы это крамольно ни звучало для убежденных сторонников советской школы дрессировки. Если же ничему подобному вы своего боксера обучать не собираетесь, то начинать отучать от дурных привычек можно в возрасте 4-5 месяцев.Итак, обучение следует начать с того, что пустить собаку на поводке гулять по участку, где предварительно был разбросан корм. Как только собака потянется за кормом, резко дайте команду "Фу" и сильно дерните за поводок. Таким образом пресекайте каждую попытку взять корм. Когда собака полностью прекратит попытки подбирать корм, будучи на поводке, необходимо продолжить обучение без него. Здесь необходимо доказать собаке, что у вас "длинные руки". Надо иметь возможность наказывать собаку на расстоянии. Для этого можно использовать небольшие камешки, заранее запасенные в кармане, рогатку (очень эффективно, если умеете из нее стрелять), электроошейник (если он реагирует на ваши сигналы, а нс на посторонние помехи).Начать обучение собаки не брать корм из чужих рук следует с того, что взять ее к ноге на поводок и попросить постороннего предложить ей корм. Как только собака потянется за кормом, дайте ей команду "Фу" и резко дерните за поводок. Сила рывка должна быть такой, чтобы собака не попятилась, но расхотела брать корм. Таким способом пресекайте все попытки взять корм. Помощник наказывать собаку никогда не должен, все наказания производит только сам дрессировщик, иначе собака будет пугаться посторонних людей.
Приучение собаки к выстрелуЩенка, как уже говорилось, нельзя выращивать в тепличных условиях, без выхода из квартиры или в изолированной питом ничьей клетке, потому что так получится собака, которая будет пугаться не только выстрела, но и всего подряд. И, напротив, щенок, выросший в обогащенной среде, знакомый с шумом города, поездками в различном транспорте, с грохотом проезжающего поезда, становится смелой служебной собакой.Знакомя щенка с выстрелом впервые, желательно стрелять достаточно далеко, примерно в 80 метрах, в момент, когда он увлечен веселой игрой или выполняет какие-либо твердо выученные команды. Если собака приостановила выполнение действий, то ее надо подтолкнуть к продолжению их исполнения. В дальнейшем следует повторять выстрелы ближе и в различных ситуациях. Очень редко встречаются собаки с врожденной панической боязнью выстрелов, громких звуков, и приучить их к выстрелу невозможно совсем - таких животных из племенного разведения выбраковывают безоговорочно.
www.blackbist.com
Если Вы уже завели щенка, отсидели дома с прививками или приобрели у заводчика уже подготовленного для улицы щенка, то у вас возникнут следующие сложности. В данной статье я постараюсь перевести «сложности» в этапы развития.
Вы купили удобный ошейник, поводок и готовы выйти на улицу, чтобы приучить щенка справлять свои дела не на пол или пеленки в квартире, а «под кустик».
С чем вы можете столкнуться? Если заводчик не приучил щенка справлять нужду на улице, то первые походы на улицу закончатся ничем, т.е. щенок будет терпеть до того момента пока вы не вернетесь домой.
И вот первые советы:
— наберитесь терпения и не злитесь на щенка за то, что вы ходите уже битый час , а он до сих пор не сходил.
— возможно потребуется несколько дней, чтобы щенок первый раз сходил в туалет на улице.
— если щенок справил нужду — хвалите и давайте лакомства для закрепления
Зачем нужно опережать развитие щенка? Да все просто! Собака должна слушать своего хозяина, ждать от него команды или действий, а не сама решать. Если оставить все без изменений, то ваша собака, только перейдя порог дома, забудет о вас и уже никакие команды и крики не заставят её.
Не слушайте бабушек с собачками, которые будут активно раздавать советы о том, что и как нужно делать. Если у вас породистая собака, то есть известные и определенные характеристики/склонности (черты характера), которые могут в разные периоды взросления щенка активно проявляться. Постарайтесь определить, какие поведенческие факторы более выражены у вашего щенка. Если у вас не известная помесь (вы не можете определить смесь пород), то лучше обратить внимание и воздействовать на все поведенческие факторы, особенно на те, которые активно выражаются.
Есть ограничения по занятиям с разными породами, которые могут навредить именно вашей собаке. По этому не стоит верить словам, что «я ничего не делал, она сама такая послушная». Мы не будем уповать на то, что именно ваша собака не будет отвлекаться на «подбор с земли», других собак и людей — мы будем опережать эти моменты и корректировать их до того, как они проявятся.
4,5 месяца — тот возраст, когда щенок начинает проявлять самостоятельность, он более активен, ему все и всё интересно. В этом возрасте необходимо больше гулять с собакой, чтобы она могла выплеснуть энергию в играх и тем самым была более спокойна на тренировках, которые в этом возрасте активно начинаются.
Можно выделить несколько вещей, которые вы заметите за своим щенком (поведенческие факторы):
1. Активность и проявление самостоятельности.
2. Пробование предметов, которые валяются на земле.
3. Интерес к собакам, кошкам, птицам и посторонним людям.
4. Отвлечение на запахи и предметы.
5. Агрессия к собакам (в более взрослом возрасте).
В зависимости от характера и породы, некоторые факторы будут более яркими, а некоторые менее, но контролировать придется все, но активнее всего — самые яркие.
Чтобы эти факторы не переросли в проблему, которая будет «вырывать» вашу собаку из реальности и она без оглядки на хозяина неслась по своим делам, нужно действовать на опережение.
Активность щенка — хороший показатель, она должна быть, если её нет, то возможно со щенком что-то не так. Разные породы собак по разному проявляют активность, некоторые очень бурно, другие сдержано.
Самостоятельность щенка создает проблему для хозяина. Собака делает что хочет, идет куда хочет и не обращает внимание на хозяина. Вы наверное видели, как собаки во время прогулки тянут (а точнее прут за собой) своих хозяев в ту сторону, куда они хотят.
У собаки есть только хозяин, он для неё все и всего важнее, его решение для неё должно быть единственным и правильным. Собака должна понимать, что все её потребность зависят только от человека.
1. Щенок боится отойти далеко от хозяина.
2. На прогулке старайтесь опережать щенка, чтобы он шел за вами, увеличивая темп. Этот вариант необходимо тянуть как можно дольше, если щенок подрос — переходите на бег и останавливайтесь только для игр или тренировок.
3. При подходе к вам щенка на прогулке — хвалите и поощряйте.
4. Меняйте направления прогулок (сворачивайте или разворачивайтесь), если щенок побежал вперед и самостоятельно выбрал направление движения.
5. Используйте его страх потеряться.
6. Во время прогулки, когда щенок самостоятельно бегает — периодически окликайте щенка, давайте команду «ко мне», т.е. переключайте внимание на себя.
djeka.ru
There are no translations available.
Приучение щенка к соблюдению чистотыДля того, чтобы приучить щенка не пачкать в доме, во-первых, нужно его как можно чаще выгуливать. Совершенно необходимо быстро вывести на улицу щенка сразу после еды, сна или длительной игры, иначе щенок напачкает обязательно, и тогда пеняйте только на свою лень. Как только он сделает свои "дела" на улице, его необходимо радостно похвалить
Очень могут помочь в обучении чистоте старые газеты. Пока щенок слишком мал для прогулок, хозяин берет несколько старых газет, промокает сделанную малышом лужу и кладет эти газеты в доступном и удобном для последующей уборки месте. Далее щенка приучают ходить только на газеты. Как только щенок завертится в поисках подходящего места, хозяин переносит его на газеты. Если щенок пытается напачкать в другом месте, его можно наказать, но только исключительно в момент совершения проступка и ни в коем случае не свернутой газетой (свернутая газета издает хлопок при ударе, а боязнь хлопков - не лучшая перспектива для будущей служебной собаки). Когда наступает пора приучать щенка опорожняться на улице, хозяин берет эти пропахшие газеты, кладет их на улице, вблизи от дома и водит туда щенка. Если щенок продолжает пачкать в доме, то надо стараться почаще "ловить его с поличным". Щенячьи лужи дома следует насухо вытирать тряпкой и обрабатывать дезодорирующими составами. Сейчас в зоомагазин ах можно купить специальный дезодорант, делающий участки, обработанные им, совершенно непривлекательными для щенка.
Приучение щенка не брать со столаПрежде всего, никогда ничего не следует давать щенку со стола, но этого недостаточно. Иногда следует умышленно оставлять на самом краю стола нечто очень привлекательное для щенка и из соседней комнаты незаметно за ним следить. В момент, когда щенок попытается этот кусок стащить, надо больно его наказать. Повторить это упражнение следует несколько раз.Чтобы щенок или взрослая собака не попрошайничали возле стола во время обеда, недостаточно ничего ей не давать со стола (это лишь одно из условий), ведь поощрением попрошайничества будут служить изредка случайно роняемые, а также даваемые мягкосердечными гостями кусочки еды. Необходимо время от времени инсценировать ситуацию: специально ронять или просить гостя предлагать собаке кусочек еды, а когда собака попытается взять со стола, то наказать и строго отослать на место.
Приучение щенка к местуЩенку в доме необходимо выделить и оборудовать место, где он будет отдыхать, а также куда будет обязан удаляться по команде хозяина. Место следует оборудовать там, где нет сквозняков, где собака никому не мешает и где достаточно светло. Оно должно быть не тесным, достаточно мягким, удобным для чистки и желательно приподнятым на 20-30 см над полом - так собакам больше нравится.При необходимости отослать щенка на место хозяин подает команду "Место!", берет щенка на руки и относит на его место, где всячески поощряет. При необходимости отослать на место подростка, если тот не слушается, после соответствующей команды его берут за шкуру на загривке и силой отводят на место. Если он вновь покидает место, то "процедуру" следует повторить, но еще более строго. Особого внимания и строгости требуют попытки щенка расположиться отдыхать на диване или кровати. Некоторые владельцы склонны прощать это щенку, не видя в том ничего страшного. У них не хватает воображения представить себе картину, как скоро этот кроха вырастет, превратится в большого пса и однажды, после прогулки грязной осенней порой сделает то же самое.Обратите также внимание на момент встречи щенком вас по приходе в дом. Если вы будете отвечать щенку на все его прыжки и попытки лизнуть с разбегу в лицо восторгом, то, когда собака подрастет, она вас будет просто сметать в порыве приветствия. Поэтому во время встречи целесообразно сначала строго отсылать на место, а уж потом, спокойно войдя в комнату, можно и пообщаться с заждавшимся щенком.
Приучение щенка к ошейнику и поводкуПривыкание щенка к ошейнику обычно никаких проблем не вызывает. Самое большее, что может потребоваться, - это отвлечьего игрой. Приучать щенка к поводку желательно постепенно. Сначала во время прогулки пристегнуть легкий недлинный поводок, и пусть щенок просто с ним бегает. Если это не вызовет протеста, то можно взяться за конец поводка и поначалу следовать за собакой в выбранном ею направлении. А уж потом можно начать водить щенка на поводке туда, куда хотите идти вы. Впоследствии, после восьми месяцев, предстоит приучить щенка и к наморднику.
Приучение щенка не портить в доме вещиУ щенка весьма развита потребность что-либо грызть, поэтому его обязательно следует обеспечить различными, однако безопасными для его здоровья игрушками. Помните, что проглоченная тряпка или, например, куски разгрызенного резинового мячика могут стать причиной закупорки кишечника. Игрушки щенку желательно почаще менять, чтобы они не успевали надоесть. Если же щенок пытается грызть запретные для него предметы, то от этого его необходимо безотлагательно отучить. Щенка, подгрызающего ножку стула, следует больно ударить и отправить на место. Если он грызет тапок, то его нужно ударить тем же тапком - у щенка должно возникнуть понятие, что если тапок "побеспокоить", то он начнет "драться". Только делать это надо в случае, если вы застали его на "месте преступления".Не искушайте щенка - когда уходите из дома, уберите подальше всю обувь и предметы, которые вам не хотелось бы увидеть растерзанными. Можно также воспользоваться специальными препаратами "Антигрызин", продаваемыми в зоомагазинах: предметы, обработанные этим аэрозолем, теряют для щенка всякую привлекательность( но не всегда ).Иногда щенок стремится ободрать обои или оторвать плинтус и грызть стену. Причина этого - потребность растущего организма в кальции, но, если вовремя не принять меры, то подобное может перерасти во вредную привычку. Достаточно дать щенку кусок обычного ученического мела и он прекратит грызть стены. Следует заметить, что для этого, как ни странно, подходит только натуральный мел, использование фирменных специальных подкормок в этом отношении почему-то малоэффективно.Если плохо воспитанный щенок-подросток или взрослая собака, оставаясь в одиночестве, крушит в квартире все, словно Терминатор, даже двери прогрызает, то необходимы более радикальные меры. Подходит, например, такой метод: решив отправиться с кем-либо из дома, вы закрываете собаку в комнате и продолжаете собираться. Затем открываете уличную дверь, но в последний момент остаетесь в прихожей, затаившись с хлыстом в руке, а ваш партнер создает для собаки видимость, что все ушли: запирает снаружи дверь, спускается в лифте и выходит на улицу. Собака чаще всего начинает разгром через 5-10 минут. Как раз в этот момент владелец внезапно входит в комнату и больно наказывает ее, строго прогоняя на место. Если собака разрушительных действий так и не начинает, то не следует, войдя к ней, начинать рассказывать, какая она хорошая, напротив, несмотря ни на что, следует повести себя строго, чтобы собака ощутила себя под постоянным строгим контролем и даже не помышляла что-либо портить. Обычно бывает достаточно 3-5 повторений, чтобы собака усвоила требуемое навсегда. Можно использовать этот метод также для собак, которые в одиночестве лают или воют.
Знакомство щенка с окружающим миромЛ. В. Крушинский писал: "По инициативе И.П. Павлова были поставлены опыты по изучению влияния изолированных условий воспитания на формирование оборонительного поведения собак. С.Н. Выржиковский и Ф.М. Майоров (1933 г.) воспитали две группы щенят: одну - в условиях полной свободы, другую в изоляции. Выросшие собаки обеих групп резко отличались по своему поведению. Животные, выросшие в изоляции, оказались трусливыми".Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос уверенным в себе, гордым и отважным, настоящим служебным псом, чтобы он не шарахался от громыхающих электричек, упавших кастрюль, канонады праздничного салюта и пьяниц, то вам необходимо обеспечить ему полноценную собачью жизнь. Как только будут сделаны основные вакцинации (поторопитесь успеть с этим до 2,5 месяца), со щенком необходимо начать прогулки. Постепенно взрослея, щенку предстоит познакомиться со всем разнообразием окружающего мира: побывать в лесу, в поле, на реке, познакомиться со свойствами воды, посетить дрессировочную площадку и щенячью выводку, поездить в машине, на электричке, увидеть различных домашних животных и многое-многое другое. Прогулки необходимы щенку не только для нормального формирования психики, но и для полноценного физического развития.
Команда "Ко мне"Начиная с двух-трехмесячного возраста щенка, во время прогулок с ним всегда надо иметь в кармане лакомство. Подайте щенку команду "Ко мне!", присев и раскинув в стороны руки, привлеките его внимание. Как только щенок подбежит, немедленно радостно поощрите его, погладьте и отпустите гулять. Повторяйте такое через каждые пятьдесят-шестьдесят метров. Если щенок не подходит, то ни в коем случае не следует бежать за ним, напротив, надо убегать от него. После команды "Ко мне" категорически запрещается наказывать собаку или делать что-либо для нее неприятное. Это команда экстренного торможения, ее исполнение должно быть доведено до полного автоматизма; услышав ее, собака обязана забыть обо всем. Немало собак погибло под колесами автомобилей лишь из-за того, что были плохо обучены этой команде.Однажды я гулял возле дороги со своим боксером Колья з Гроду Меркурего, тогда еще годовалым, как вдруг из-под самых его ног выскочила кошка и промчалась через дорогу точно перед колесами идущего автобуса. Колья устремился было за ней, но, услышав команду "Ко мне", резко остановился перед самой дорогой и выполнил требование. Если бы он не исполнил команду столь безукоризненно, то смерть под колесами была бы неминуема.В возрасте четырех месяцев, когда щенок подходит уже безукоризненно, следует начать обучать его посадке перед дрессировщиком или возле его ноги (в зависимости от требований нормативов) и выдержке. Когда щенок подбежит, дайте ему команду "Сидеть!", помогите принять нужную позу, после чего поощрите. Когда щенок научится усаживаться сам, можно придерживать лакомство, заставляя щенка сидеть с каждым разом все дольше.При обучении взрослой, уже испорченной дурным воспитанием собаки часто бывает невозможно обойтись без болевых воздействий. Для этой цели на собаку, кроме обычного кожаного ошейника, следует надеть еще и строгий, т.е. с шипами, и пристегнуть к каждому из них отдельный поводок. Во время прогулки держитесь за поводок, зацепленный за мягкий ошейник. Затем, в неожиданный для собаки момент подайте команду и через мгновение резко дерните за поводок, прикрепленный к строгому ошейнику, продолжайте быстро и сильно подтягивать к себе собаку, пресекая малейшее промедление собаки резкими рывками. Повторять это упражнение следует многократно, до полнейшего автоматизма.Чтобы обучить собаку подходить по жесту (жест - распрямленная правая рука поднята в сторону до уровня плеча и затем опущена к бедру без хлопка), необходимо поначалу этот жест подкреплять голосовой командой и поощрять исполнение.
Команда "Сидеть"Начинать обучение этой команде желательно с 2,5-3 месяцев. Поместив щенка возле левой ноги, возьмите поводок в правую руку, подайте команду "Сидеть", после чего левой рукой надавите на круп, а правой за поводок потяните вверх, вынуждая сесть, и немедленно поощрите. Когда щенок начнет по команде самостоятельно садиться, все дольше отсрочивайте поощрение, постепенно увеличивая выдержку.На следующем этапе выйдите на шаг перед щенком, контролируя выдержку и пресекая любые попытки изменить положение строгим "Сидеть" и усаживанием рукой. В дальнейшем постепенно увеличивайте дистанцию отхода от щенка и время выдержки, а также темп удаления и возвращения.Чтобы обучить выполнению команды по жесту (правая рука поднята, повернута ладонью к собаке и согнута в локте), необходимо поначалу сочетать ее с голосовой командой.
Команда "Лежать"Начинать обучение желательно с 3-3,5 месяца. Усадите щенка возле левой ноги, подайте команду, после чего правой рукой потяните за поводок книзу, а левой надавите на холку. Некоторые собаки быстрее ложатся, когда в правой руке находится лакомство или апортировочный предмет. Поощряйте лакомством и поглаживанием по спине, одновременно придерживая собаку в нужном положении. Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - распрямленная правая рука, поднятая вперед, до уровня плеча, ладонью вниз опускается к бедру).
Команда "Стоять"Начинать обучение желательно с 3,5-4 месяцев. Усадите щенка возле левой ноги, затем подайте команду "Стоять", после чего, взяв левой рукой под живот, придайте щенку стоячее положение, а затем поощрите. При поощрении оглаживайте левой рукой под животом, одновременно, не позволяя щенку изменить положение. Особое внимание при отработке этой команды необходимо уделить выдержке. В положении стоя собака слишком склонна сделать шаг-другой, а этого нельзя допускать, поэтому наибольшее внимание следует придатьотработке выдержки, стоя в 2-3 метрах перед собакой. Если собака сделает хоть шаг вперед, то надо немедленно подойти к ней и, взяв правой рукой под грудь, а левой под живот, строго оттолкнуть ее назад на прежнее место. Нельзя прощать ни шага! Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - правая рука приподнята вперед и согнута в локте ладонью вверх).
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", в комплексе Для лучшего усвоения этих команд в дальнейшем их отрабатывают в комплексе. Дрессировщик при этом управляет собакой с расстояния, поначалу небольшого - 2-3 метра. Дрессировщик подает команды в разной последовательности, то одновременно и голосом и жестом, то раздельно. Особое внимание при этом уделяется тому, чтобы собака правильно выполняла команды, не сбивалась, не изменяла требуемого положения, не продвигалась. Это упражнение весьма сложное и приступать к нему следует не ранее 8 месяцев.
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", из движенияДвигаясь шагом с собакой на поводке возле ноги, дрессировщик резко подает требуемую команду, очень быстро руками фиксирует животное в нужном положении, продолжает движение еще на три метра, после чего возвращается к собаке и поощряет. Постепенно необходимо добиться от собаки, чтобы она сразу после команды останавливалась, принимала требуемое положение и не изменяла его, как бы далеко ни удалился дрессировщик. Темп движения дрессировщика можно варьировать от медленного шага до бега. Начинать постепенно отрабатывать это упражнение можно с 4-5 месяцев.
Команда "Рядом"Держа собаку возле левой ноги па провисшем поводке, следует начать движение. Большая часть поводка при этом собрана в правой руке, а левая рука перехватывает поводок примернов 30 см от ошейника. Как только собака, отклонясь в какую-либо сторону, натянет поводок, следует дать команду "Рядом" и сделать рывок. Этот рывок должен быть достаточно чувствительным, потому как слабый рывок собака попросту игнорирует. Если собака вновь натягивает поводок, то нужно вновь повторить команду и рывок. Показателем правильности ваших действий является поводок между вашей левой рукой и собакой: если он провисший, то все идет правильно, если же он натянут, то вы недостаточно активны и тверды. Одновременно можно начать отработку поворотов в движении, используя их в то же время для приучения собаки хождению рядом. Если собака отстает или отклоняется влево, то, дав команду "Рядом", надо резко повернуть направо и поддернуть собаку к ноге. Если собака опережает или слишком прижимается к ноге, то дав команду "Рядом" следует повернуть влево и, натыкаясь на собаку, достаточно жестко оттолкнуть ее коленями.Если дрессировщик останавливается, то собака должна сама сесть возле его ноги, для этого поначалу команду "Рядом" следует дополнять командой "Сидеть". Очень эффективно применение хлыста по т.н. интенсивной методике, но этот прием лучше использовать профессиональным дрессировщикам.Если собака очень любит апортировать, то это желательно использовать. Левой рукой держите собаку на коротком поводке, фиксируя ее отклонения, а правой манипулируйте предметом, привлекая ее внимание. В зависимости от азарта и обученности собаки предмет можно держать в руке или убрать за пазуху, полностью или частично. В качестве поощрения собака изредка получает желанный предмет.Обучать этой команде лучше всего в возрасте 4-5 месяцев, пока собака не слишком сильна.
Команда "Место"Уложить собаку возле левой ноги командой "Лежать", после чего положить перед ее лапами какой-либо предмет (кроме апортировочного), например, сумку, указать на него рукой и дать команду "Место", после чего, распустив поводок, отойти на расстояние 3-4 метра. Некоторое время постояв, подозвать собаку, поощрить ее и, спустя полминуты, указывая правой рукой на предмет, подать команду "Место". Немедленно взять собаку за поводок, бегом отвести ее на место и там быстро уложить и поощрить. Любые промедления собаки при исполнении пресекаются рывками поводка, а поощрение на месте должно быть очень радостным, однако не провоцирующим ее срываться из лежачего положения. Постепенно надо довести выдержку на месте до максимальной длительности. Полезно иногда выполнять это упражнение возле магазина, войдя в который, можно сквозь витринные стекла наблюдать за оставленной на улице собакой, оставаясь незамеченным и имея возможность быстро и своевременно пресекать нарушения команды.
Высылание вперед с последующей укладкойЭто один из сложнейших навыков послушания. Необходимо добиться того, чтобы собака по команде "Вперед" удалялась от дрессировщика в строго указанном направлении не менее, чем на 50 метров, и укладывалась по первой команде "Лежать" в любой момент пробежки. Разумеется, собака должна уже безукоризненно знать команду "Лежать".Собака с охотой удалится, если будет знать, что в направлении, указываемом дрессировщиком, всегда имеется нечто интересное. Чем интереснее для собаки обнаруживаемый объект, тем активнее и дальше будет удаляться собака и тем быстрее усвоит этот навык. С точки посыла объект не должен быть виден. Это может быть предмет, обозначающий место (для собак, идеально выполняющих этот навык), апортировочный предмет (для собак, любящих апортировку), спрятавшийся фигурант (для собак, любящих задержание) или кто-то из членов семьи (если на этом заканчивается занятие и его присутствие не помешает работе). Кроме этого, высылание собаки вперед, ведущее к обнаружению предметов, - это отличное подготовительное упражнение для обучения поиску предметов на местности.Дрессировщик с собакой на поводке делает несколько шагов в нужном направлении, затем производит направляющий жест и подает команду "Вперед". На первых занятиях объект должен быть недалеко, и дрессировщик бежит до него вместе с собакой и радостно поощряет ее за обнаружение. Однако, уже на 4-5-м занятии объект обнаруживается в 60-70 метрах (так создается запас прочности в выполнении навыка). Дрессировщик в ходе пробежки 2-3 раза резко укладывает собаку командой "Лежать", фиксируя ее на 20-30 сек, и продолжает движение до объекта.На следующем этапе дрессировки собаку пускают без поводка, а дрессировщик остается на месте подачи команды. Приблизительно в середине пути он с места подает команду "Лежать", подходит к лежащей собаке, поощряет, после чего усаживает ее, вновь поощряет. По нормативам посадкой собаки упражнение заканчивается, однако даже обученная собака иногда должна иметь возможность продолжить пробежку и обнаружить объект, иначе активность работы будет снижаться.
Подача апортировочного предметаВ основе апортирования лежит инстинкт охоты на мелких животных. Вспомним некоторые его элементы: ключевые стимулы - нечто маленькое и удаляется; критический период - 2,5- 3 месяца, поэтому лучше всего начать подготовку именно в этом возрасте. Пристегнув щенка на тоненький поводок, покатите перед ним небольшой мячик или набитую тряпками детскую варежку, следом пустите щенка, а когда он схватит предмет в зубы, то привлеките его к себе, мягко корректируя движения поводком. После того, как он подойдет, с восторгом за это поощрите. Уже в трехмесячном возрасте реально обучить щенка основам всего комплекса апортирования. Однако основное, чему следует уделить внимание во время критического периода, - это привитие щенку интереса к самым различным предметам: мокрым и грязным или обледеневшим, к тряпкам и палкам, к пластиковым и стеклянным бутылкам, к металлическим предметам и др.Обучение подросшей или взрослой собаки лучше начать так: усадите ее возле ноги и правой рукой предложите предмет, производя привлекающие действия. Если собака предмет взяла, то поощрите ее командой "Гуляй" и игрой. С каждым разом добивайтесь все более длительного удерживания предмета в зубах, отсрочивая поощрение и про-изводя предметом возбуждающие движения. На следующем этапе следует дать собаке предмет и начать движение рядом. Если собака уверенно носит предмет, то далее надо отработать повороты в движении и остановки с посадкой, время от времени поощряя собаку игрой. На следующем этапе бросьте предмет примерно на два метра и пошлите собаку командой "Апорт". Убедившись, что она предмет взяла, повернитесь и идите в сторону, подав команду "Рядом", а когда собака пристроится, радостно ее поощрите. Если это у собаки не вызовет затруднений, то в дальнейшем можно перейти к исполнению комплекса апортировки полностью: усадив собаку, бросить предмет, поначалу недалеко, после выдержки послать собаку командой "Апорт", когда она взяла предмет, поначалу помогите ей командами "Апорт", "Ко мне", а затем, когда она подбежит и сядет возле ноги, после некоторой выдержки поощрите ее. Если нормативы требуют посадки с предметом перед дрессировщиком, то необходимо своевременно подать команду "Сидеть" и после выдержки забрать предмет. При отработке этого навыка не забывайте второе правило К. Прайор: нельзя одновременно отрабатывать поднесение предмета и выдержку - все действия отрабатываются поочередно.Если собака склонна апортировочный предмет грызть или трепать, то следует использовать предметы, к этому не располагающие: тяжелые или сделанные из материала, не слишком для собаки приятного.
Апортирование с усложнениямиОбучив собаку апортированию, следует ее также научить выполнять этот навык с некоторыми усложнениями.Во-первых, приносить предмет, проходя через различные барьеры. Разумеется, обучать этому следует только собаку, умеющую легко преодолевать эти препятствия. Поначалу собака должна работать на поводке и в сопровождении своего дрессировщика, а в последующем самостоятельно, руководимая лишь его командами.Во-вторых, приносить предмет, заброшенный в густые заросли, провоцируя поиск по запаху. Обычно это не составляет проблемы; лишь поначалу, в случае затруднений собаке требуется некоторая помощь.В-третьих, собаку необходимо обучить апортировать предметы, принадлежащие другим людям. Для этого надо ее усадить, взять аккуратно за один край двумя пальцами правой руки предмет с чужим запахом и, прикрыв левой рукой пасть собаки, поднести предмет на 2-3 см к ее носу и подать команду "Нюхай". Если собака заинтересованно принюхивается, то поощрить словом "Хорошо" (но не лакомством!). Через 5-6 секпредмет убрать, а еще примерно через 5 секунд занюхивание повторить, после чего недалеко бросить предмет и послать за ним собаку. Если такое апортирование затруднений не вызывает, то в следующий раз предмет с чужим запахом следует забросить в густые заросли, чтобы обучить собаку поиску по чужому запаху.
Обучение собаки не брать корм с земли и у постороннихЕсли вы собираетесь обучать свою собаку следовой работе, обыску местности или выборке человека, то отработку этого навыка следует отложить до времени, когда собака освоит все это. Пресекать попытки подбирать на улице всякую дрянь, конечно, следует, но целенаправленное обучение проводить пока не стоит. При обучении следовой работе очень часто используется поощрение лакомством с земли, а при выборке человека и обыске местности собаку часто поощряют лакомством из чужих рук, как бы это крамольно ни звучало для убежденных сторонников советской школы дрессировки. Если же ничему подобному вы своего боксера обучать не собираетесь, то начинать отучать от дурных привычек можно в возрасте 4-5 месяцев.Итак, обучение следует начать с того, что пустить собаку на поводке гулять по участку, где предварительно был разбросан корм. Как только собака потянется за кормом, резко дайте команду "Фу" и сильно дерните за поводок. Таким образом пресекайте каждую попытку взять корм. Когда собака полностью прекратит попытки подбирать корм, будучи на поводке, необходимо продолжить обучение без него. Здесь необходимо доказать собаке, что у вас "длинные руки". Надо иметь возможность наказывать собаку на расстоянии. Для этого можно использовать небольшие камешки, заранее запасенные в кармане, рогатку (очень эффективно, если умеете из нее стрелять), электроошейник (если он реагирует на ваши сигналы, а нс на посторонние помехи).Начать обучение собаки не брать корм из чужих рук следует с того, что взять ее к ноге на поводок и попросить постороннего предложить ей корм. Как только собака потянется за кормом, дайте ей команду "Фу" и резко дерните за поводок. Сила рывка должна быть такой, чтобы собака не попятилась, но расхотела брать корм. Таким способом пресекайте все попытки взять корм. Помощник наказывать собаку никогда не должен, все наказания производит только сам дрессировщик, иначе собака будет пугаться посторонних людей.
Приучение собаки к выстрелуЩенка, как уже говорилось, нельзя выращивать в тепличных условиях, без выхода из квартиры или в изолированной питом ничьей клетке, потому что так получится собака, которая будет пугаться не только выстрела, но и всего подряд. И, напротив, щенок, выросший в обогащенной среде, знакомый с шумом города, поездками в различном транспорте, с грохотом проезжающего поезда, становится смелой служебной собакой.Знакомя щенка с выстрелом впервые, желательно стрелять достаточно далеко, примерно в 80 метрах, в момент, когда он увлечен веселой игрой или выполняет какие-либо твердо выученные команды. Если собака приостановила выполнение действий, то ее надо подтолкнуть к продолжению их исполнения. В дальнейшем следует повторять выстрелы ближе и в различных ситуациях. Очень редко встречаются собаки с врожденной панической боязнью выстрелов, громких звуков, и приучить их к выстрелу невозможно совсем - таких животных из племенного разведения выбраковывают безоговорочно.
www.blackbist.com
Содержание страницы
Как дрессировать собаку, если она совершенно не слушается? Многие псы настолько плохо себя ведут, что сводят с ума даже самых терпеливых хозяев. Но они не скучают, и не обделены лаской. Смышленые хитрецы быстро понимают, как получить желаемое, играя на нервах «своего человека». Одни собаки громко и настойчиво лают, другие прыгают по комнате, третьи таскают предметы, а четвертые мешают вести разговор, раздирая мебель в пух и прах.
Все это – уловки, чтобы добиться задуманного. Стереотипное поведение, вроде гонки за хвостом, и агрессия заставляют взволнованного хозяина обратиться к зоопсихологу. А полное неподчинение – задуматься о дрессировке в кинологическом центре. Но обучить собаку правильному поведению можно самому, если знать азы дрессировки.
Поведение пса закрепляется в сознании в ответ на наше отношение к его конкретным действиям. Человек может сам поощрять выходки любимца, не подозревая этого. Если игнорировать собачий лай, когда приходят гости, то такое поведение будет закрепляться, а лай становится громче. Никому не понравится, если огромный сенбернар станет кидаться на него, любвеобильно облизывая лицо. Хозяин же считает это проявлением дружелюбия. Дрессировка и корректировка поведенческих привычек исправит ошибки, которые были допущены в воспитании вне зависимости от возраста животного.
Воспитание собаки базируется на любви, строгости, терпении и силе воли. Главным постулатом в дрессировке собак является то, что пес признает хозяина безоговорочным лидером, беспрекословно слушаться и подчиняться ему. От этого зависит успех обучения. Команды должны изучаться последовательно: от простых к сложным. Тренировки проводят постоянно, но не переутомляют питомца. Команды произносят ровным, спокойным, но строгим голосом. Важно! Дисциплина достигается именно серьезной настроенностью хозяина.
Если пес хочет получить внимание или корм, то сперва произносят нужную команду «Сидеть», «Лежать» и так далее. После ее выполнения собаку можно наградить. Это научит ее эмоциональной выдержке в присутствии человека. Умение контролировать эмоции – отличие правильно обученного пса. Но этим качеством должен обладать и владелец. Важно сдерживать злость, негодование и никогда не проявлять агрессию, если собака плохо понимает команду. Ей требуется больше времени, но урок обязательно будет усвоен.
Начинать дрессировку следует после непродолжительной прогулки и игр. Место на первых порах выбирают безлюдное. Когда собака хорошо освоит команды и перестанет убегать от хозяина, то тренировку переносят на местность, где присутствуют люди и животные. Так пес научится подчинению, не реагируя на внешние раздражители. Обучение дома – не лучшая идея. Выйдя на улицу «домашний ученик» будет вести себя так, как заблагорассудиться.
Совет: Перед дрессировкой возьмите достаточное количество вкусного корма в качестве поощрения. Проводить занятия лучше в одежде, которую не жалко испачкать.
Главным критерием перед началом дрессировки является характер питомца и его порода. Занятия следует проводить с учетом этих особенностей и всегда подбирать индивидуальный подход.
Когда собака не слушается, не реагирует на команды или убегает, ее можно потрепать за шкирку, одернуть и держать за ошейник. Собака должна понять, что лидер только ее хозяин. Предотвратить нежелательные действия эффективнее до, чем удерживать пса после их совершения. Яркий пример – приход гостей и наскок питомца на одного из них. Некоторым животным требуется больше физического и эмоционального контакта. Поэтому им уделяют время чаще, но короткими промежутками. При плохом поведении собаку учат сигналам игнорирования. Например, при невыполнении команды награду не дают, а при ее требовании отворачиваются от питомца. Общение начинает и заканчивает только хозяин.
Пищевое поощрение – лучший стимулятор хорошего послушания и освоения команд. Похлопывание по бокам и знаки внимания так же мотивируют собаку. Но не стоит смешивать виды наград. Выбирают либо первое, либо второе. Слишком частая похвала так же будет неуместна. Пес может расслабиться и заиграться.
Поделиться
kinolog.com.ua
Бытует утверждение, что предками всех наших собак являются волки. Те самые волки, которые не церемонятся со своими дальними родственниками, таская их каждую зиму с дворовых цепей. С доисторических времен волчьи стаи жили по соседству с людьми, от которых им перепадали останки добытого крупного зверя. По началу человек не брезговал соседскими отношениями и, при отсутствии иного, охотно баловался волчатиной. Но со временем люди поняли, что волк, со своим врожденным охотничьим талантом, может быть им гораздо полезнее именно на этом поприще. Но как приручить этого вольного зверя? Думаю, что первобытные люди не слишком задавались подобным вопросом, и все происходило естественным путем. Находясь в одном пространстве с волками, в целях защиты от них и пропитания, человек уничтожал взрослых особей волков. Оставшихся волчат забирали на откорм. Когда приходило время пускали их на мясо, а из ценной волчьей шкуры шили одежду. Видимо, именно на этой стадии сосуществования человек заметил, что волчата, росшие в неволе под его контролем, утрачивали свои людоедские проявления и даже выказывали признаки верности и преданности. К выжившим волчатам перестали относиться как к домашнему скоту. Длившийся сотни лет процесс одомашнивания волка превратил его в собаку, а уже потом, применяя методы селекции, человек «лепил» из этих собак различные породы, необходимые для тех или иных целей.
Первобытный человек, с его низким уровнем интеллекта, сумел приручить дикого хищного зверя, встреча с которым на его территории, до сих пор вызывает у нас страх и даже ужас. Так почему для многих из нас, умных, образованных и технически оснащенных, вопрос дрессуры собак вызывает массу проблем? Ответ достаточно прост: мы ленивы и испорчены цивилизацией.Большинство из нас, принимая в дом собаку, наивно полагает, что, проявляя любовь и нежные чувства к ней, получит в ответ умную и дисциплинированную собаку. Так не бывает! Умная собака, правильно понимающая и выполняющая требования хозяина, является следствием ежедневных тренировок и занятий. Для достижения положительных результатов в дрессуре собаки, в качестве закладки фундамента этого длительного процесса, воспользуйтесь этими простыми советами:1. Берите на воспитание щенка не старше шести месяцев. Воспитание или перевоспитание взрослой собаки под силу только специалистам-кинологам.2. Не выбирайте собак, следуя веяниям моды на те или иные породы. Порода собаки должна соответствовать целям, для которой она приобретается.3. В отношении со щенком применяйте те же методы, что и при воспитании ребенка. Но делайте это с сознанием того, что, в отличие от ребенка, собака запоминает полученную информацию на рефлекторном уровне.4. В первый год жизни щенка, уделяйте занятиям с ним не менее двух часов в день. 5. Изыскивайте для выгула собаки места, где ее можно отпускать с поводка без проблем для окружающих. Во время длительных и, желательно, многокилометровых прогулок собака выбрасывает из себя часть ненужной животной агрессии.6. Помните, что даже у самой маленькой, безобидной на вид собачонки имеются острые зубы, которые с легкостью могут прокусить человеческую кожу. Поэтому, не позволяйте своим детям в игре с собакой злить ее, она может воспринять это, как призыв к определенным действиям. Старайтесь присутствовать при этих играх.7. Очень важную, положительную роль в дрессуре играет процесс кормления. Прием пищи у собаки, как и у любого другого животного, вызывает наиболее запоминаемые рефлекторные ассоциации.
Если Вы будете выполнять эти семь правил, то проблем взаимопонимания с собакой у Вас не будет. А все остальное зависит от Ваших намерений.
zookiev.com
Воспитание щенка Когда же начинать воспитание собаки? С момента появления на свет! Поэтому надо различать в воспитании собаки два периода: подготовительный и основной курс дрессировки. Подготовительное воспитание - та же дрессировка, задача которой - научить щенка правильно вести себя среди других собак, с матерью, своими братьями и сестрами, а затем и среди людей, привить ему общепринятые нормы поведения и дружбы. Под дрессировкой в узком смысле подразумевается обучение собаки выполнению различных задач. Воспитание щенков, независимо от породы, сводится к одному и тому же, а дрессировка собак различных пород проводится по разным программам и методам. Воспитание щенка можно условно разделить на три фазы: Первая фаза проходит до отъема от матери. Щенок должен усвоить, что представляют собой его братья и сестры, осознать права и обязанности каждого члена этого коллектива, а также научиться их выполнять. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм, но в то же самое время и отучиться от упрямства и эгоизма. Если понаблюдать за сукой, воспитывающей своих щенков, то видно, что она с большой любовью и умением обучает их играм, веселью, живости, но если требуется, то довольно резко наказывает за каждый проступок. Вторая фаза воспитания щенка начинается после передачи его в новый дом. Обычно это происходит в возрасте 6-8 недель, когда щенка необходимо научить правилам жизни рядом с человеком. Ночью он не должен скулить, должен спать только на своей лежанке, не справлять нужду где попало, не грызть обувь, другие вещи и предметы в доме, есть в одно и то же время в одном и том же месте, не просить пищу со стола хозяина, не лизать в лицо детей и еще многое другое, чему не смогла научить его мать. С прогулки начнется третья фаза воспитания, которая граничит с дрессировкой. Щенок должен привыкнуть ходить на поводке, ничего не подбирать с земли, его следует отучить пугать людей и животных, он должен понимать команды "фу!" и "ко мне!", если бегает без поводка. Это достигается не сразу. Двухмесячный щенок в новом доме в веселой и радостной игре с людьми быстро забывает о матери, но когда наступает ночь и все в доме затихает, он начинает скучать. Следует набраться терпения и не позволять никому из домашних подходить к щенку. Тогда он, утомленный дневными играми и впечатлениями, скоро заснет крепким сном и лишь будет повизгивать во сне. В большинстве случаев щенок уже через две-три ночи забывает о своей бывшей веселой и шумной компании. Но если проявить жалость и подойти к щенку ночью, то он будет скулить всю ночь напролет, а последствия такой ошибки могут протянуться через всю дальнейшую совместную жизнь. Если место для щенка выбрано удачно, то он скоро, иногда за один день, привыкнет к нему. Пока щенок не привыкнет к новому дому, можно подкладывать ему теплую грелку на ночь. Выбор места для туалета представляет собой важную и серьезную проблему. Пока щенок еще совсем маленький, он оставляет лужицы где попало. Неопытный собаковод часто реагирует на лужи очень грубо, тыкая щенка носом в них. Это приводит к тому, что щенок перестает ему доверять. Употреблять наказание как по отношению к щенку, так и к взрослой собаке нужно только в тех случаях, когда удается непосредственно застать их при проступке, а в остальных случаях наказаний следует избегать. Когда щенка необходимо наказать, его берут за загривок, легонько встряхивают и относят в ящик с песком, где ласковым голосом и поглаживанием по спинке уговаривают закончить начатую процедуру оправления. Если в доме все будет вверх дном после щенячьих игр, то ни в коем случае не следует наказывать собаку. Чтобы приучить щенка к порядку, существует лишь один правильный путь. Лужу нужно хорошо вытереть, промыть дезинфицирующим средством или обработать дезодорантом, а тряпку отнести в то место, где стоит ящик с песком или туда, где щенку разрешено оправляться. Тряпку, которая используется для вытирания луж после щенка, нужно постепенно смещать в сторону входной двери, чтобы со временем вынести ее на улицу, где взрослую собаку предполагается выгуливать впоследствии. После проведения всех необходимых прививок нужно выдержать щенка в доме 4 дня, чтобы выработался необходимый иммунитет. После этого выводить на прогулки, сначала ненадолго, а потом и на более продолжительное время подальше от дома. Но предварительно щенка следует приучить к ошейнику и поводку. С этого и начинается третья фаза воспитания. Щенку следует начать одевать ошейник, который должен быть по размеру, тогда щенок довольно скоро к нему привыкнет. Улица несет в себе тысячи разных запахов, звуков, яркий свет, скорость, опасность. Щенок уже на первой прогулке подвергается стрессу. Поэтому первый раз нужно постараться вывести щенка в самое спокойное время дня, когда мало машин и людей. Но даже тогда он получит очень много новых впечатлений и эмоций. Собака должна оправляться вне дома. Но нехорошо, если это будет происходить на детской площадке, в песочнице. Лучше всего научить собаку оправляться на решетках канализации или на травке, где это дозволено, но не следует выгуливать ее и цветниках, зеленых насаждениях и на спортивных площадках. Собака часто находит на улице предметы, которые привлекают ее своим запахом и вкусом. Она не прочь взять их в зубы и проглотить. Но это может быть чрезвычайно опасно для ее здоровья. Как правило, это бывают выброшенные испорченные продукты, которые могут вызвать не только заболевание желудочно-кишечного тракта, но и другие болезни, а иногда привести к тяжелым отравлениям с летальным исходом. Иногда эти куски могут быть специально отравленными. Нельзя также позволять случайным прохожим угощать собаку, поскольку намерения их неизвестны. Чтобы серьезно и надолго отучить собаку поднимать куски с земли, придется провести суровый, но очень полезный для будущей жизни собаки урок. Не все породы собак отучаются подбирать с земли. Часто собака бывает хитрее и вдали от хозяина все равно возьмет кусок. Лучше ее подзывать на лакомство, давая его взамен тому, что она выронила по дороге. Угрожая ей, можно будет добиться только того, что она лихорадочно будет заглатывать найденное, когда поймет, что ее заметили. В основном это относится к охотничьим собакам. Нельзя допускать охоты собаки на грызунов, голубей, кур, поскольку она всегда сопровождается не только риском для жизни всей этой живности, но и, что важнее, для самой собаки и ее хозяина. Для отучения от этого лучше всего применять дрессировочный ошейник. Только такое воспитание может дать относительно достаточную гарантию, что соседи не придут жаловаться на собаку, а она сама останется целой и невредимой. Молодая собака, встречая других собак, как правило, радуется. Взрослые собаки обычно относятся к молодым снисходительно. Но щенок подрастает и иногда дело доходит до выяснения отношений при помощи зубов. В этих случаях хозяева собак могут воспользоваться своим правом владельца и растащить дерущихся. Как разнять дерущихся собак? Довольно просто, хотя и небезопасно. Нужно вместе с хозяином другой собаки синхронно схватить драчунов за хвосты или за задние ноги и растащить в разные стороны, после чего отбросить их от себя, чтобы избежать укуса, поймать за ошейник и взять на поводок. То же самое может осуществить и один из хозяев собак, если другого в данный момент нет поблизости. Для разнятия собак он должен схватить за хвост или за ноги побеждающую собаку и отбросить ее как можно дальше, если побеждает ваша собака, то ее нужно сразу взять на поводок, тогда другая собака убежит. Если же окажется так, что проигрывает битву ваша собака, то даже когда вы возьмете ее на поводок, сохранится опасность нападения со стороны чужой собаки. Однако и ее можно утихомирить сильным, громким окриком. На улице собаку каждый день подкарауливают неожиданности, на которые она реагирует в соответствии со своими инстинктами, рефлексами и опытом. Для того чтобы избежать ненужных стрессов, физических и психических последствий, следует быть предельно внимательным и осторожным. Это в равной мере относится и к хорошо выдрессированным и обученным собакам. Собака с хозяином на улице должна идти на поводке. |
|
nemez-ovcharki.at.ua
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта