Собачья упряжка: древнейший внедорожник. Упряжка собак


древнейший внедорожник — Славянская культура

Собачья упряжка: древнейший внедорожник

    В чём уникальность собачьей упряжки, как транспорта? Какую роль сыграли ездовые собаки в освоении Севера? И каким образом они не раз спасали людские жизни?

    Холодный воздух щиплет за нос, снег радует всеми цветами радуги, и солнце слепит глаза. Ветер бросает в лицо колючую снежную пыль, а вокруг белый простор и природа. Мышцы приятно ноют от напряжения, от скорости захватывает дух, но хочется мчать под собачий лай ещё быстрей. Это всё и есть езда на собаках!

    Сейчас езда на собаках – захватывающее развлечение и зрелищный спорт. Люди тратят огромные средства на снаряжение и экипировку, а собаки прикладывают огромные усилия, чтобы первыми добежать до назначенной точки. А раньше от собачьих усилий зависело куда больше, чем приз на финише.

    Они доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Без них от болезней и на войнах погибло бы больше людей, а освоение Северного и Южного полюсов было бы отложено на несколько десятков лет. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Древнее пирамид в Египте

    Новосибирские острова, лежащие в Северном Ледовитом океане, принесли научному миру множество сенсационных открытий и находок: кости доисторических животных, предметы быта первобытных племён и другие. Среди них – деревянные нарты, собачьи кости и ремни из сыромятной кожи. Весь этот «комплект» не что иное, как собачья упряжка. При этом, древнейшая из найденных – исследования показали, что её возраст составляет около 8 тыс. лет! Представляете, египтяне ещё не начали строить пирамиды, а эскимосы уже вовсю ездили на собаках. Можно с уверенностью сказать, что собачья упряжка – один из самых первых гужевых транспортов человечества.

    За 8 000 лет устройство упряжки не изменилось. Она по-прежнему состоит из нарты и собак. Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку (она ещё называется алык) и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. Скорость передвижения и пройденное расстояние зависят от тяжести груза, состояния дороги и количества ездовых животных. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

Собака человеку друг, это знают все вокруг

    Работают собаки в возрасте от 1 года и до 12 лет, а дальше у них начинается пенсия. Одно животное может увезти максимум 50 кг, но если запрячь больше собак, то это позволит увеличить количество груза в нарте. Все породы ездовых псов просто обожают бежать в упряжке, и чем сложнее дорога, тем только веселее для них. В это трудно поверить, но тащить нарту они могут весь день.

    Исследователи и рабочие Севера и сегодня используют собачью упряжку наравне с моторными снегоходами. Но почему они всегда отдают предпочтение собакам, а не оленям? Во-первых, собаки – неутомимые труженики. Им достаточно дать несколько передышек днём и сон ночью, и они будут сохранять бодрость до конца путешествия. Во-вторых, собакам не требуется подножный корм: чаще всего их кормят сушёной рыбой – юколой. В-третьих, псы лучше ориентируются на местности и могут сами выбирать дорогу в пурге. Благодаря этим качествам ездовые псы кое в чём даже превосходят снегоходы!

    Сейчас в упряжке используются несколько пород: самоеды, хаски, лайки, маламуты и несколько пород ездовых. Среди всех них выделяются самоедские собаки – не животные, а очаровательные комки белоснежного пуха и шерсти! Такое название псы получили оттого, что, идя в упряжке, они сливаются со снегом, и издали может показаться, что нарта едет сама.

Лучшие помощники

    Русские первопроходцы, осваивая дальневосточные земли в 16-18 веках, переняли у местных народов этот способ передвижения и тоже передвигались на ездовых собаках. Это являлось ещё более выгодным потому, что в то время в Сибири было мало лошадей.

    Как уже говорилось, полюсы Земли люди осваивали на собачьих упряжках. В 1909 году состоялась экспедиция Р. Пири, когда человек впервые достиг Северного полюса. А годом позже, в 1910-12 годах, норвежская экспедиция под началом Р. Амундсена покорила Южный полюс. Если бы этим храбрым людям не помогали собаки, то экспедиции просто не состоялись бы – в тяжелейших условиях ледяного безмолвия в то время собачьи упряжки были единственным возможным транспортом.

    Самая большая спасательная операция, проведённая с помощью собачьих упряжек, – доставка лекарств от дифтерии в город Ном на Аляске. Этот знаменитый 5-дневнй переход прошёл в 1925 году. Благодаря собакам были спасены десятки взрослых и детей.

    Кроме участия в экспедициях и освоении новых земель собачьи упряжки принимали участие в войне. Тогда использовали маленькие сани зимой и повозки летом, в которые запрягали 2-4 собаки. Животные перевозили раненых, доставляли медикаменты и прочие грузы. Такие упряжки были просто спасением в труднопроходимой местности или в условиях отсутствия другого транспорта.

Современный спорт

    Первые официальные гонки на собачьих упряжках состоялись в Канаде более, чем полтора столетия назад – в 1850 году. Они были частью мероприятий Зимнего Карнавала, проходившего в городе Сент-Поле. Но большую популярность эти соревнования обрели в лишь конце 19-го века на Аляске, когда за дело взялись американские предприниматели. Аллан Александр и Леонард Сеппалла превратили гонки на собаках в спорт и стали первыми победителями соревнований 1932-го года.

    Сейчас зимние соревнования с ездовыми собаками проходят в нескольких дисциплинах: гонки на собачьих упряжках с нартами, гонки на собаках, запряжённых в пулку (маленькие санки) и гонки лыжников, буксируемых собакой.

    Самыми зрелищными являются, конечно, многодневные гонки собак, запряжённых в нарты. Такие соревнования проходят в Америке, Канаде и в России на Камчатке. Здесь они проходят ежегодно с 1990-го года.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Ездовые собаки | Центр Льва Гумилёва

eskimos_04eskimos_04Упряжь и нарты

Собаки используются для транспорта зимой на всем Севере нашего Союза как в тундре, так отчасти и в тайге. На востоке собачьи упряжки распространены по всему побережью Тихого океана, от Берингова пролива до низовьев Амура и Сахалина. В глубь таежной зоны ездовое собаководство распространяется преимущественно по рекам и заходит на 500 и более километров от границы леса.

Существуют два способа запряжки собак – цуговый и веерный. Цуговая упряжка – наиболее древний и совершенный способ – распространена на всем побережье Сибири к востоку от Енисея; веерная – к западу от Енисея.

Рис.148 Цуговая упряжка собак: А – парами, Б – елочкой, В – гусем (по Э.Шерешевскому)

Цуговая упряжка имеет два видоизменения: а) с одним длинным потягом, к которому собаки припряжены с обеих сторон или парами, или попеременно – елочкой; б) с двумя постромками (потягами), между которыми и идут одна за другой собаки; этот тип упряжи встречается редко. От названия упряжи и вся упряжка собак на северо-востоке называется потягом (рис. 148).

Потяг делается или ременный, из кожи лахтака или моржа, или веревочный, из хорошей пеньковой веревки толщиной в 2-2,5 см; в него на расстоянии 1,20-1,50 м одна от другой наглухо вплетены пары ремней длиной в 15 см из сыромяти или кожи морского зверя. На концах ремней сделаны петли, или вшиты, кольца; в них при запряжке вставляются балбашки (клеванты), прикрепленные к ремню каждой шлейки. Число пар этих ремней зависит от числа собак; обычно делают от 8 до 10 пар. Собак впрягают в передние петли, а задний конец потяга с лишними петлями привязывают к барану или к передним копыльям. Свободный конец потяга, остающийся на нарте, служит для того, чтобы каюр мог оттягивать нарту в сторону от торосов и других препятствий.

Рис.149 Собака в упряжи (алык), идущая в цуговой упряжке справа (по Э.Шерешевскому).

Шлейка (алык) делается из сыромяти, хорошо выделанной тюленьей кожи, юфти или фитильной ленты шириной 4-4,5 см; ее подгоняют к росту собаки. Алык представляет в сущности такую же петлю, как и оленья лямка – с той разницей, что ее надевают через голову на грудь и не пропускают под лапу; она лежит своим задним концом на боку, возле зада собаки; отсюда назад идет уже один общий ремень длиной 20-25 см, c балбашкой (клевантом) на заднем конце. В отличие от оленьей лямки алык поддерживается спинными ремнями, соединяющими обе стороны лямки. В простейшем типе – “косом алыке” – спинной ремень один, над передними ногами: собака тянет несколько вкось. В лучших типах прибавлен еще один спинной ремень посредине спины; против него пришит брюшной так, что алык прочно охватывает туловище собаки, и тяга прямее (рис. 150 и 151). (Детали изготовления алыка см. Ездовое собаководство, 1946).

Рис. 150. Собачья шлейка (алык) чукотского образца (по В. Богоразу)Рис. 151. Завязывание чукотской петли на ременном потяге для привязывания алыков (по В. Богоразу)Рис. 152. Веерная упряжка собак: А-полный веер новоземельского типа, Б-веер уступом, В-веерноцуговая упряжка (по Э. Шерешевскому)Рис. 153. Прикрепление алыков к кольцам при веерной упряжке

Все застежки на ремнях делаются с клевантами, что позволяет быстро распрягать и запрягать собак на морозе, не снимая рукавиц. Собаки запрягаются в каждой паре симметрично, т. е. имеют концы алыка с внутренней стороны.

Веерная упряжка собак похожа на западную веерную упряжку оленей. Есть не менее трех способов этой упряжки: а) настоящий или полный веер – все собаки идут рядом, или по слабо выгнутой дуге; б) собаки идут в виде клина – веер уступом; в) собаки идут на потягах разной длины, так что при взгляде сбоку они почти не закрывают друг друга. Кроме того, есть упряжка переходная, и которой впереди идут три собаки веером, а за ними – парные на центральном потяге (рис. 152). В веерных упряжках каждая собака имеет свой отдельный тяж, прикрепленный к барану, а при его отсутствии – к передней перекладине нарты, непосредственно, или при помощи колец, регулирующих тягу каждой пары. При наиболее совершенной регулировке отдельный короткий ремень протянут вдоль перекладины нарты и пропущен через 3 кольца (при упряжке в 8 собак), прикрепленные к перекладине; на него, в свою очередь, одеты 4 кольца и в каждое из них пропущены тяжи одной пары собак. Все собаки, идущие в правой части веера, имеют лямку через правое плечо, все левые – через левое (рис. 153). На Новой Земле в веерной упряжке каждая пара собак имеет один общий тяж с двумя лямками и впрягается в него симметрично (рис. 152 А).

Алык веерной упряжки такого же типа, как описанный выше, но устройство спинного ремня несколько иное – он проходит одним концом между передних ног собаки. На Новой Земле иногда собакам надевают лямку, как и оленям, не только через голову, но и захватывают одну из передних лап.

При веерной запряжке вожаков запрягают по бокам, при цуговой – впереди. Веерная упряжка применима в тундре на твердом снегу, но неудобна в лесу, в глубоком снегу и среди торосов; при ней очень неполно используется тяговая сила собак; запрягать много собак в нарту нельзя, так как они мешают друг другу. Преимущество веерной упряжки то, что все собаки находятся под непосредственным воздействием палки (хорея) и бича каюра и легче заставлять работать ленивых собак; поэтому упряжка эта удобна при плохо обученных собаках и для неумелого каюра.

Но для перевозки грузов и для дальних переездов цуговая упряжка более эффективна, конечно – при опытном каюре.

В низовьях Оби и Енисея существует еще “тазовая” упряжка – алык надевается не на плечи и грудь собаки, а охватывает петлей ее туловище перед задними ногами. Этот способ очень примитивен, невыгоден и вреден; тяговая сила собаки используется недостаточно, травма поясничной части спинного мозга вызывает параличи конечностей, собака быстро выходит из строя; кроме того, так как тяж алыка проходит между задними ногами, можно запрягать только кастрированных собак.

Рис. 154. Собачья шлейка (алык) эскимосского типаРис. 155. Трехнопыльная нарта

Мы даем еще изображение собачьего алыка эскимосского типа, отличного от описанных (рис. 154).

Собачьи нарты, в общем, похожи на оленные; наиболее совершенен восточный тип – чукотская или колымская нарта. Подробное ее описание дает Э. Шерешовский (1946).

Длина нарты, в зависимости от числа собак и перевозимого груза, от 2 до 4 м, ширина между полозьями от 55 до 75 см, ширина полозьев от 10 до 14 см, иногда – уже. В задней половине полоза в него вдолблены от 3 до 4 копыльев высотой 50 см. На середине высоты копылья просверлены или имеют изнутри углубления, и в последние вставлены деревянные поперечные перекладины, скрепляющие обе половины нарт. Все части нарты связаны ремешками и могут быть легко заменены при повреждениях; нарта, как и оленная, очень упруга и выдерживает без поломки сильные удары о препятствия (рис. 155 и 156).

Рис.156 Крепление ремнями копыла к полозу и поперечины к копылу (по Э.Шерешевскому)

К тонким передним концам полозьев прикреплена дуга (баран), толщиной 5-8 см, рога которой притянуты к первой паре копыльев. На поперечных связях лежит настил из тонких продольных дощечек, которые передними концами опираются на рога барана. К верхним концам копыльев в виде барьера прикреплена тонкая жердь – пардина, переплетенная ремнями или веревкой с краем настила. Задок также оплетается такой сеткой. Для лучшего управления над передними копыльями нарты большей частью привязывается вертикальная дуга; держась за нее бегущий рядом каюр отдергивает нарту от камней и торосов. Иногда такая дуга встречается и на оленных нартах у эвенков. У колымской нарты, в отличие от чукотской, полозья в передней части внутри барана скреплены поперечиной, а рога барана прикреплены к пардинам. Баран внутри скреплен еще двумя косыми тяжами, сзади сплетенными вместе и прикрепленными к поперечине барана и к настилу. Это крепление барана придает большую эластичность и прочность и распределяет более равномерно тяговую силу.

Нарта веерной упряжки короче, но шире и сделана по образцу оленной нарты. Длина полозьев 180-200 см, ширина между ними 100-125 см, высота копыльев 50-60 см. Все крепления этой нарты жесткие, и части соединяются деревянными шпильками, Поэтому западная нарта хуже выдерживает удары, чем восточная.

Восточные нарты изготовляются из березы; баран иногда делается и из ивы. Для полозьев применяется береза и лиственница. Березовые полозья имеют то преимущество, что они прочно держат на себе слой льда – ледяные подполозки (“войду”) и поэтому они необходимы зимой. Полозья из лиственницы гораздо тверже березовых, но почти совершенно не держат войды, и применяются для поездок по морскому льду (где соленая вода растворяет войду) и по обнаженному от снега грунту зимой, а также весной и летом. В этих же случаях применимы и металлические подполозки (подреза), которые зимой по сухому снегу скользят хуже, чем ледяные.

Для поездок по рыхлому снегу необходимы узкие нарты, у которых ширина не превышала бы ширины следа собак, бегущих впереди. Например, у нивхов (гиляков) нарта при длине 4,5 м имеет ширину 40 см. Широкие четырехкопыльные нарты служат для перевозки тяжелых грузов.

Как указывает А. Минеев, для езды по морскому льду, особенно осенью и весной, лучшими подполозками являются костяные – из челюстных костей кита или из моржовых клыков. Подполозки эти легче железных и хорошо скользят также по сухому пресному снегу.

Работа с собачьей упряжкой

Наилучшими упряжными собаками считаются восточносибирские; особенно славятся индигирские, а на втором месте стоят колымские; восточное побережье дает и лучших каюров. Рабочий возраст собаки начинается с 1.5 лет, даже с 1 года, но для дальних переездов она используется на третьем году. Лучший возраст для работы от 3 до 7 лет, предельный до 10-12 лет. Сук на востоке не запрягают совсем, в Якутии и на Новой Земле запрягают, но вожаком сука не бывает. Кобелей обычно кастрируют.

Нагрузка на одну собаку сильно изменяется в зависимости от дороги: рыхлый или плотный снег, наст или талый снег, морской лед с солью или с торосами, пересеченная местность и т. д.

Максимальная нагрузка на одну собаку в цуговой упряжке до 40-50 кг, минимальная при трудном пути может быть в три раза меньше. При веерной упряжке на Новой Земле собака по плохому пути везет не более 20 кг. Нагрузка зависит также от скорости пробега и от длины маршрута; на короткие расстояния собаки перевозят грузы до 60-65 кг каждая, проходя 120 км за 12-14 часов (Шерешевский, 1946). Общая нагрузка набольшую четырехкопыльную нарту может достигать 800-900 кг и в исключительных случаях 1200-1300 кг.

Для трехкопыльной нарты с 10-12 собаками обычная нагрузка 400-500 кг, но по плохой дороге груз приходится уменьшать даже до 150 кг.

Скорость передвижения очень различна, в зависимости от груза, дороги, числа и качества собак. При полной нагрузке и при продолжительных поездках скорость редко превышает 7-10 км в час, при дневном переходе 50-70 км, а по плохой дороге – 30-40 км.

При легковой езде (один-два человека и легкий багаж), с упряжкой в 8-12 собак, скорость колеблется, в зависимости от дороги, от 12 до 20 км в час. Рекордные переходы на собаках – до 220-250 км в сутки.

Собаки в цуговой упряжке управляются главным образом голосом; хороший вожак превосходно исполняет несложные условные приказы. Торможение производится короткой толстой палкой (остол, оштол, торил) с острым концом, которую втыкают на ходу впереди нарты между головками полозьев или сбоку под нарту впереди второго копыла и удерживают за петлю, прикрепленную к головке.

Для поворота тормозят слегка остолом справа или слева. Можно тормозить также, нажимая на одну сторону нарты, или становясь на один из полозьев. Иногда применяют и длинный бич для поощрения задних собак, или даже бьют их остолом. В веерной упряжке каюр погоняет собак или хореем, или специальной плеткой.

При цуговой упряжке в пути надо время от времени менять местами собак, так как самая тяжелая работа – сзади, “в корню”, а передовые утомляются больше лишь при глубоком снеге. При рыхлом снеге болев 15-20 см глубины полезно впереди каравана груженых нарт пускать легковые с тремя-четырьмя собаками, которые пробивают дорогу.

Большое значение для успешной езды имеет хорошая выучка собак, а в особенности вожака, который в цуговой упряжке идет впереди, в паре со следующей по качеству собакой; он должен выбирать дорогу, “вставлять” весь потяг преодолевать препятствия, удерживать других собак от погони за пробегающим зайцем, выполнять приказания каюра. Наибольшего совершенства в воспитании собак и управлении ими достигли жители якутского и чукотского побережья – русские, якуты и чукчи; они являются лучшими каюрами в мире.

При низких температурах сани с ледяными подполозками скользят лучше, чем с деревянрддми и металлическими. Можно покрывать березовые полозья непосредственно льдом, сделав на них предварительно насечку ножом, чтобы лед лучше держался, но более прочное сцепление получается, если полозья покрыты предварительно грунтовкой из торфа, глинистой земли или коровьего навоза. Из них делается жидкая кашица, которую наносят слоем в 5-7 мм; когда он замерзнет, полозья смазывают водой при помощи кисточки, сделанной из хвоста оленя, заячьей лапки, тряпочки, иногда просто спрыскивают изо рта; операция эта повторяется раз 40, пока не нарастет слой льда в 1-2 см; можно делать войду и толще. В Якутии поверх навоза подо льдом наносят еще тонкий слой мучного клейстера.

Во время езды ледяные подиопозки стираются и к ним пристает собачий кал. Поэтому вечером их очищают ножом и подновляют. Ледяные подполозки не годятся для переездов по местам с открытым грунтом и по морскому льду с солью. На случай повреждения подполозков в пути, возят с собой за пазухой или в меховом термосе бутылку воды.

При переездах по насту, по подтаявшему морскому льду и по морскому льду с солью собакам надевают чулки из выделанной оленьей кожи с отдельно вшитой подошвой. Чулки стягиваются тесемочкой у запястья. Во время сильных холодов чулки эти надевать нельзя, так как стягивание запястья приводит к остановке кровообращения. Так как собаки часто съедают свои кожаные чулки, то пробовали применять холщевые чулки, но они так быстро изнашиваются, что. ежедневно нужна новая смена. В сильные морозы собакам на паховую область надевают меховые набрюшники.

Груз в нарте должен быть равномерно распределен; впереди кладутся тяжелые вещи малого объема, не выше 60 см от настила нарты, чтобы каюр видел всех собак; за второй парой копыльев груз кладется мягкий, вровень с бортами нарты – здесь сидят один или два человека; сзади укладывается объемистый груз до высоты 1-1,3 м и даже выше. Груз полезно завернуть в большое полотнище из ровдуги или мешковины, которое кладется под груз и затем охватывает его со всех сторон. Поверх полотнища нарта крепко увязывается, чтобы вещи не рассыпались при быстрой езде и перевертывании нарты.

Во время пути делают остановки на 5-10 минут, для непривычных собак через каждые 5-10 км, а для втянувшихся в работу – через 15-20 км. Через каждые 2-4 дня устраиваются дневки.

Вечером, по приезде, собак привязывают к длинной цепи, к которой через каждые 2 м прикреплены короткие цепочки 80 см длины с ошейниками. Привязывать ремнями собак нельзя – они перегрызают или съедают всякую кожу. Собаки ночуют на снегу, свернувшись в клубок. Для ночевки надо выбирать места, защищенные от ветра и с мягким глубоким снегом, чтобы собаки могли вырыть в нем ямку и укрыться от ветра. В плотном снегу надо вырыть каждой собаке отдельную яму. При продолжительных стоянках следует сделать специальные пещеры в твердом снегу или другие укрытия от ветра.

Кормят собак обычно только раз в день, вечером, каждую отдельно. О корме – см. в гл. XI, п.4, а подробнее – у И. Соколова (1939), И. Тихоненко (1939) и в сборнике “Ездовое собаководство”,

Вес сухого корма (крупа, пеммикан, галеты) на одну собаку и сутки около 800-1000 г, сырого мороженого мяса дают от 1,5 до 2 кг. Это количество лимитирует радиус действия собачьей упряжки – в сутки на потяг в 10 собак надо от 10 до 20 кг корма, и через 20 – 40 дней собаки могут съесть весь груз, который они везут.

Надо принять во внимание, что собаки съедают ежедневно почти то же количество корма при вынужденных стоянках во время пурги, которая может продолжаться от одних суток и до недели. Собаки не могут идти уже против ветра, дующего со скоростью 7-8 м/сек. Тем не менее быстрое передвижение собачьей упряжки и большая грузоподъемность одной нарты по сравнению с оленной, делает собачий транспорт наилучшим на побережьях севера и востока нашего Союза. Но по рыхлому снегу передвижение на собаках мало продуктивно, так как для них непроходим снег такой глубины, по которому легко еще проходят олени. Поэтому в таежной зоне оленный транспорт, для которого к тому же не надо везти с собой корм, является наиболее экономичным.

Широкое применение собачий транспорт нашел во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых и подвозки различных военных грузов как вимой, так и в летнее время (В. Г. Голубев, 1946). Наиболее практичными оказались небольшие упряжки в три-четыре собаки, а для дальних переходов – до 6 собак, запряженных в лодку-волокушу или легкую лыжную установку, а летом в колесно-носилочные установки. Вывоз раненых производился в три-четыре раза быстрее, чем на лошадях, и сопровождался меньшими потерями в людях и животных.

Описание техники езды на собаках дается в сборнике “Ездовое собаководство” (1946) у И. И. Соколова (1939), а также во многих описаниях арктических, субарктических и антарктических путешествий.

Что касается научной работы на собачьих упряжках, то к ней применимо почти все, что сказано выше об оленных упряжках с той только разницей, что при большой грузоподъемности собачьей нарты на ней, кроме необходимого груза, могут помещаться два человека – каюр и научный работник, и поэтому последнему можно не тратить свои силы и внимание на управление упряжкой. Разъезды в сторону по твердому снегу осуществляются с большой быстротой, но по рыхлому снегу в тайге, еще более, чем для оленной нарты, нужны лыжи.

www.gumilev-center.ru

Рычащий двигатель | Журнал Популярная Механика

«Как Пири, покоритель Северного полюса, так и Амундсен, покоритель Южного, смогли достичь цели лишь потому, что использовали собак. Один из людей, наиболее прославившихся в истории завоевания полюсов, Роберт Фалькон Скотт, не вернулся из путешествия в Антарктику только потому, что отказался от собак, предпочтя им живую силу людей». Поль-Эмиль Виктор, «Ездовые собаки — друзья по риску».

Дмитрий Мамонтов

21 января 2014 13:26

На поляне, покрытой снегом, царит легкий бедлам. Два десятка собак, в основном хаски, воют, лают и носятся по снегу, пока их хозяева настраивают нарты и надевают на собак шлейки. Но вот каюр встает на нарты и кричит запряженной шестерке собак: «Хоп, хоп, вперед!» — и упряжка под скрип снега выруливает на накатанную трассу. За ней — вторая упряжка, затем третья. На лес опускается тишина — когда собаки заняты делом, им не до лая. Мы будто перенеслись на Аляску, во времена золотоискателей из романов Джека Лондона. На самом деле далеко ездить не пришлось — «ПМ» побывала на обычной воскресной тренировке энтузиастов северных ездовых собак в подмосковном Королёве. Секретами езды на северных ездовых собаках с нами поделились энтузиасты этого вида спорта Максим Любавин и Александр Бондарев.

Северные и не только

Исследование и освоение северных районов без собак было бы невозможно, именно с их помощью люди смогли достичь самых труднодоступных мест, в том числе и полюсов Земли. На нашей планете до сих пор есть места, где собаки выполняют роль основного транспортного средства. Сто лет назад таких мест было намного больше, но и сейчас ездовые собаки не являются такой уж экзотикой, в особенности в Заполярье. Правда, в наше время езда на собачьих упряжках превратилась в красивый спорт, отдых и образ жизни — сейчас на собаках ездят не столько с сугубо прикладными целями, сколько просто для удовольствия.

«Северная собака — главная опора полярных экспедиций. Да, собака первой 6 апреля 1909 года коснулась точки, в которой расположен Северный полюс; собака же первой 14 декабря 1911 года ступила на Южный полюс». Поль-Эмиль Виктор

Гонки на собачьих упряжках объединяют в два класса. В классе северных ездовых собак (СЕС) выступают традиционные ездовые породы, такие как сибирские хаски, аляскинские маламуты, гренландские собаки и самоеды. У них есть и специализация: аляскинские маламуты — тяжеловесы, крупные и медленные, но мощные, а небольшие по размеру сибирские хаски — выносливые и быстрые бегуны. В открытом классе могут выступать собаки любых пород без ограничений, причем небольшие дистанции на подготовленных трассах они зачастую проходят быстрее ездовых.

Но есть и обратная сторона — как правило, такие собаки (например, доберманы) не слишком хорошо переносят холод, поэтому их стихия — в основном спринтерские соревнования в не слишком суровых условиях. Северные ездовые собаки, наоборот, прекрасно чувствуют себя в условиях холода, снега и ветра, и хотя они не столь быстры, но могут держать взятый темп на протяжении десятков и даже сотен километров (нормальный ежедневный пробег — 40−60 км). На привалах они неприхотливы: из еды обходятся мороженой рыбой, а теплая «шуба» позволяет им отдыхать прямо на снегу даже в самые суровые морозы. А вот весной и летом, когда температура переваливает за 13−14 градусов, у северных собак наступают каникулы: бег при таких температурах чреват для них тепловым ударом.

Каюр Александр Бондарев и его упряжка из шести хаски. Когда собаки везут нарты, они бегут молча, не отвлекаясь на лай, а при длительном беге еще успевают есть снег, возмещая потерю жидкости.

Рычащий двигатель

Чтобы полноценно передавать крутящий момент двигателя на колеса, автомобилю нужна трансмиссия. В случае с собаками ее роль выполняет упряжь — на каждую собаку надевают специальную шлейку, которая позволяет более равномерно распределять усилия на плечи, грудь и спину животного. Шлейка должна быть не слишком свободной, чтобы не натирать, и не слишком тесной, чтобы не стеснять движений.

Максим Любавин примеряет самоеду флисовые «тапочки», защищающие лапы от острого наста или намерзшего на шерсть между пальцев льда. Тапочки изнашиваются — по словам Максима, во время экспедиции к Новосибирским островам было израсходовано более пятисот пар такой «обуви».

Две основные конфигурации упряжек — веерная и цуговая. В веерной, как можно понять из названия, каждая собака тянет нарты с помощью своего собственного постромка (потяга), а лидеры запрягаются по бокам, они помогают упряжке поворачивать. Каюр может управлять собаками непосредственно — дергая постромки, но веерная конфигурация имеет достаточно много минусов. Запрягать много собак веером нельзя — они будут мешать друг другу. Достаточно широкую веерную упряжку можно использовать только на твердом снегу и в чистом поле — там, где просторы ничем не ограничены. В глубоком снегу, среди торосов или в лесу веерная упряжка неудобна и поэтому сейчас почти не используется.

www.popmech.ru

Приучение собаки к движению в упряжке (основная команда «вперед»)

Приучение собаки к движению в упряжке

(основная команда «вперед»)

Упряжку составляют несколько пар собак, обычно от одной пары до пяти.

Собак приучают друг к другу до занятий. Для этого их: вместе выводят на прогулку на длинных поводках. Если собаки пытаются наброситься друг на друга, то дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу» и наносит удар хлыстом. После того как собаки свыкнутся, их содержат и приучают ходить в упряжке вместе.

Спаренных собак вначале приучают к снаряжению и к движению в паре с пустыми сайками.

Собак для ездовой службы можно дрессировать зимой и летом. В летнее время их дрессируют в специальных тележках, зимой — в санках, нартах и на лыжах. Упряжь ездовой собаки состоит из специальной шлейки с постромками, хорошо подогнанной.

Упражнения строят так. Двух хорошо спаренных собак в специальных шлейках впрягают в легкие санки или летом в специальную тележку. Выведя собак на обкатанную дорогу, приучают их двигаться в упряжке только в одном направлении. Для этого помощник идет впереди, показывая собакам мясо. Дрессировщик, находясь около упряжки сзади собак, несколько сдерживает их, а как только они побегут за помощником, произносит команду «вперед», освобождает поводок и сам бежит за упряжкой. Когда собаки догонят отбегающего помощника, последний скармливает им мясо. Такие упражнения повторяют до тех пор, пока собаки по команде «вперед»; не будут тянуть санки самостоятельно.

В дальнейшем дрессировку усложняют. Помощник не бежит впереди, а остается около упряжки и в момент движения собак осторожно кладет на санки небольшую тяжесть. Дрессировщик, произнося команду «вперед», идет рядом с упряжкой и, если собаки сбавляют скорость или останавливаются, ударяет хлыстом по санкам или по снегу; перед ударом каждый раз произносит команду «вперед». В дальнейшем движение в упряжке отрабатывается без помощника, только на команду «вперед».

После закрепления навыка к перевозке груза по прямой отрабатывают повороты вправо, влево и остановки. Делается это так. Проехав по прямой 200–300 метров, дрессировщик тормозит нарту или санки, произнося команду «стой». Как только собаки остановятся, он повторяет команду «стой» и подкрепляет ее дачей мяса, затем поглаживает их и одобряет командой «хорошо».

Дрессировку эту повторяют, пока у собак не выработаются четкие ответные реакции на команды «вперед» и «стой» на коротких дистанциях. После этого расстояние пробега постепенно увеличивают до нескольких километров.

В этот же период отрабатывают навыки перемены направлений влево и вправо. Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».

Рис. 41. Собака в упряжке

Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста.

В таком же порядке дрессируют и другую пару собак для присоединения их к общей упряжке.

В дальнейшем расстояние и вес груза увеличивают. Одновременно совершенствуют ответные реакции на команды поворотов и остановки. Такие упражнения повторяют до безотказного выполнения команд.

Когда собаки в паре научатся возить соответствующий груз, их используют для буксировки лыжника. Делают это так. Дрессировщик с парой собак, одетых в шлейки и скрепленных между собой ремнем, или с одной так же снаряженной собакой на укатанной дороге встает на лыжи, произносит команду «вперед» и начинает движение вначале сам. Как только собаки наберут скорость и натянут поводок, дрессировщик незаметно заставляет их буксировать себя. Когда собаки прекращают тянуть за поводок, останавливаются, дрессировщик командой «вперед» понуждает их к движению. При буксировке лыжника обе собаки идут параллельно друг другу.

Для остановки лыжник натягивает повод и подает команду «стой». Как только собаки остановятся, поощряет их лакомством.

В дальнейшем навык буксировки совершенствуется: в движении делают повороты и остановки, увеличивают расстояния и меняют местность, переходят от дороги на наст и рыхлый снег.

Необходимо учитывать, что при движении по тонкому насту собаки могут проваливаться и ранить конечности. В этих случаях на лапы собак надевают специальные чулки.

Закрепив у собак навыки на выполнение команд остановки и поворотов, начинают увеличивать скорость движения.

Дрессировку считают законченной после того, как достаточно надежно будет закреплен навык.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru


Смотрите также