Два непонимания о социализации собак. Социализация собак


Два непонимания о социализации собак

Я занимаюсь дрессировкой собак уже более 20 лет. Я очень рада, что в последнее время стали больше говорить о необходимости социализации щенков. Двадцать лет назад вы вряд ли бы услышали, чтобы собачники говорили о социализации. Теперь такие разговоры можно услышать практически везде. И это отличная новость, потому что социализация, когда она проведена правильно, может иметь огромное влияние на всю остальную жизнь собаки. Но ключевым моментом здесь является «когда она проведена правильно». Есть два основных непонимания о социализации, которые становятся препятствием на правильном пути.

Собака знакомится с девочкой

1. Первое непонимание – это то, что социализация просто значит знакомить собаку с огромным количеством новых явлений. Простое показывание вещей – это не социализация! Это правда, что собаки, особенно щенки до 4-х месяцев, нуждаются в знакомстве с новым окружением, людьми и животными. Но чтобы социализация была эффективной, собака должна получать позитивные ассоциации с вещами, с которыми она сталкивается.

Для щенков это жизненно важно. Необходимость социализации для щенков младше 4-х месяцев заключается в том, что позитивный эффект от раннего опыта будет иметь долгоиграющие последствия на поведение собаки. Вы формируете взгляд щенка на мир в тот момент, когда он лучше всего готов обучаться. Позитивный опыт помогает ему понять, что новые предметы – это весело, и он запомнит положительные ассоциации надолго. Однако пугающий опыт в этом возрасте может так же иметь длительный эффект. Собака может выучить, что некоторые вещи в этом мире являются ужасными.

Если собака прячется, у нее обильно текут слюни, она дрожит, царапается или скулит, значит она не получает положительного опыта из окружающей среды. Вам нужно сменить свои методы социализации или обратиться за помощью к профессиональному тренеру.

 

Так как же лучше социализировать свою собаку? Для каждого нового места и ситуации, следуйте этим простым правилам:

  • Дайте собаке пространство. Сохраняйте дистанцию между вами и новым объектом до тех пор, пока собака сама не покажет желание двигаться вперед.
  • Используйте лакомство. Угощать собаку чем-нибудь вкусненьким, пока она исследует что-то новое, поможет создать положительные ассоциации. Еще одна причина использовать лакомства это возможность отследить, когда что-то пойдет не так. Если собака вдруг перестала брать лакомства – это первый сигнал для вас, что она нервничает.  Когда собаки боятся, они обычно перестают есть. У вас есть своего рода сигнализация, сообщающая о чувствах собаки. Используйте ее!
  • Не торопитесь. Темп должна задавать собака, а не вы. Если ей нужно 5 минут, дайте ей 5 минут. Если вы будете заставлять собаку двигаться быстрее, то получите только обратный результат и сделаете собаку более испуганной. Когда-нибудь наблюдали за детьми в очереди к Санте? Если ребенок начинает плакать от страха в 5 метрах, он успокоится или будет плакать еще сильнее на коленях у Санты? Обычно дети начинают плакать еще сильнее. Тоже самое с собаками.

Если методы, перечисленные выше, кажутся не работающими с вашей собакой, возможно вы столкнулись со вторым непониманием о социализации.

 

2. Социализация – это не то же самое, что и коррекция поведения. Если собаке тяжело находится рядом с определенным типом людей (мужчины, дети, люди в шляпах и т.д.) или в каких-то определенных ситуациях (на прогулке, в машине, на поводке и т.д.), вы должны помочь ей. Но решением должно быть не социализация (а если вы попробуете «социализировать» собаку с пугающими факторами, вернитесь к пункту 1 – простое показывание новых предметов и ситуаций не является социализацией).

 

Если у вас щенок младше 4-х месяцев, который показывает сильный страх в новых ситуациях (пятится, прячется, скулит, пытается забраться к вам на руки), то у вас на руках поведенческая проблема, требующая неотложной помощи. Начните помогать собаке с поиска хорошего тренера в вашем районе.

Если у вас взрослая собака, которая боится других собак или людей, или собака, которые вы не можете нормально вывести на прогулку, потому что она безостановочно лает, вы так же выиграете, если индивидуально позанимаетесь с тренером или зоопсихологом, который поможет вам создать индивидуальную программу коррекции поведения для вашей собаки. В таких случаях просто социализации бывает недостаточно.

 

Я надеюсь, что больше владельцев будут уделять свое внимание социализации собак. Следуйте базовым правилам и помните о двух непониманиях о социализации.

 

Оригинал статьи на английском: http://www.robinkbennett.com/2013/08/14/two-misunderstandings-about-dog-socialization/

justdogs.ru

Шиба-ину: о породе и воспитании собаки: Что такое социализация собаки?

Когда люди говорят о социализации собак, они часто подразумевают общение собаки с себе подобными. Другими словами, собака выучивает язык общения с другими собаками, получает понимание своей роли в собачьей иерархии, учится играть. Но социализация собаки — это много больше, чем просто общение с другими собаками.

Социализация собаки должна научить её чувствовать себя комфортно и уверенно в обстановке, в которой собаке предстоит жить, а также во всех ситуациях, в которых собака может оказаться. Например, если вы выбрали собаку-компаньона, вы должны заранее подготовить собаку к поездкам в поезде и на машине, к общению с незнакомыми людьми (без подхалимства и агрессии), к людным улицам, к праздничным салютам и т.д. 

Социализированной собаке комфортно не только в своём собственном доме, но и в любом месте, куда она пришла со своим хозяином. Собака не должна бояться новых мест, напротив — пусть она любит путешествия и новые впечатления. Для шиба-ину крайне важна своевременная и правильная социализация. 

Цель социализации — создать уверенную в себе собаку, помещая её в различные ситуации с позитивными впечатлениями. 

Если мы просто закидаем собаку самыми разными ситуациями, без внимания к тому, что собака чувствует и как учится бороться со стрессом, мы лишь подвергнем её ненужному напряжению, и неизвестно, чем это закончится. Например, она может приобрести страх перед незнакомыми ей местами, или стать агрессивной к людям, которые протягивают к ней руки.

С недавнего времени социализация собаки стала популярной составляющей воспитания щенка.

Причины, почему стоит социализировать свою собаку
  • Социализация поможет вам проводить больше времени со своим питомцем. Вы сможете отправиться в путешествие, прогуляться по городу, встретиться с друзьями в парке, и сможете не беспокоиться за свою собаку, что она может получить нервный срыв из-за городского шума и новых знакомств.
  • Социализация позволяет укрепить собачью психику, так что даже в повседневной жизни вы получите более спокойную собаку.
  • Социализация заставляет собаку думать. Она будет анализировать новый опыт, приобретёт выдержку и эмоциональную устойчивость.
  • Социализация научит собаку не нервничать по мелочам и сделает её счастливее. Количество позитивного опыта в её жизни значительно увеличится. 

Как социализировать собаку?

  1. Медленно и поступательно

Не нужно подходить к социализации как к кратковременному процессу. Не впихивайте в собаку море новых впечатлений в короткий промежуток времени. Вместо того, чтобы укрепить собачью уверенность в себе, вы только сорвёте её.

В то же время не будьте слишком осторожным. Наблюдайте за реакцией собаки. В первые дни обычный выход на улицу утомит щенка. Если он будет демонстрировать признаки страха, не утешайте его! Погуляйте десять минут и идите домой. Прогулка должна завершаться на хорошей ноте. По возвращении похвалите щенка и дайте ему игрушку. 

Поскольку маленького щенка выгуливают очень часто, можно постепенно наращивать время пребывания щенка на улице, а также количество мест, куда вы с ним отправляетесь. 

Обязательно подкрепляйте любое хорошее поведение собаки! Пусть она знает, что вы одобряете её спокойствие и любопытство, а на трусость не реагируйте, просто чуть сбавьте темп. 

Со временем вам придётся прогуляться по улице, где много людей. К этому моменту собака должна знать команду «рядом», чтобы не попасть в плохую ситуацию и не приобрести стресс. 

Обучите щенка всему, чем хотели бы заниматься со взрослой собакой. Внимательно наблюдайте за его реакцией и никогда не давите на него. 

2. Ставьте собаку только в те ситуации, из которых она может выйти с успехом

Пусть собака получает только тот опыт, с которым сможет справиться без чрезмерного стресса и страха. Контролируйте ситуацию. Например, если вы знакомите её с другими собаками, пусть сначала это будет одна собака, потом постепенно увеличивайте количество собачьей группы до четырёх-пяти собак. Давайте собаке передышку в играх. Выбирайте неагрессивных товарищей для игр. Собака научится быть под контролем даже в возбужденном состоянии. 

Если ситуация выходит из под контроля, не давайте собаке ощутить, что вы боитесь. Спокойно прервите игру или поездку и отправляйтесь домой.

Собачьи площадки не всегда подходят для маленьких щенков, потому что там часто бывает очень много собак в одно и то же время. Со временем это будет хорошим опытом, но в начале найдите себе одного товарища для игр, чьё поведение будет вас устраивать.

Обращайте внимание на то, как собака себя ведёт. Собаки общаются языком тела: играет роль положение хвоста, движения ушей, позы и многое другое. Наблюдайте за своей собакой. Понимание собачьего языка поможет вам предугадать развитие негативных тенденций у своей собаки. Собачьи укусы не происходят из ниоткуда — не пускайте ситуацию на самотёк.

shibacare.blogspot.ru

Периоды социализации собаки - Дрессировка

Поговорим о периодах социализации собак.

Неонатальный период (от 0 до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать пособачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их матьприрода, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Социализация в обществе людей

Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета семь недель (49 дней). В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета.

Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.

Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете настоящий лидер. Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.

Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который "выбрал их". Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.

В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.

Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.

Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцатинедельного щенка.

Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в которой они живут.

В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.

Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:

1. двенадцать недель это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).2. восемнадцать недель в развитии собаки время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.

Занятия в щенячьем детском саду становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным хозяевам молодых щенков справиться у ветеринара о ближайшем к их дому подобном учреждении. Результаты исследования убедительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

Инстинкт бегства это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.

На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.

Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чемто, что она видела ежедневно, быть может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот хороший мальчик").

Однако если хозяин понимает проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой глупой собакой!" пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".

То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какуюлибо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.

Зрелость (от 1 года до 4 лет)

Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия. В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в зависимости от породы и размеров собаки.

Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.

Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.

Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную кон-фронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.

Не следует думать, что собака стала агрессивной, она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.

Кларенс Пфаффенбергер, "Новые сведения о поведении собак"

www.pitomec.ru

Для чего нужна социализация собаки?

Идеальная собака всегда ведет себя адекватно. Она не лает на прохожих, не кусается на приеме у ветеринара, не трясется от страха от звуков петард или сирены авто. Она совершенно спокойна и уверена в себе в лесу и на оживленном тротуаре, в парке и «многособачьей» выставке.

Совершенный пес не рычит на любых детей, на чужой территории равнодушен к посторонним и не агрессивно бдителен на родных «квадратных метрах». Хозяина он слушается беспрекословно и уважает всех членов семьи. Не может быть и речи, чтобы он зарычал, охраняя дома свою миску.

Чтобы воспитать такую собаку, ее нужно вовремя социализировать.

Что такое социализация собаки?

Социализация — это обучение собаки определять, распознавать и запоминать возможных социальных партнеров и правильно с ними взаимодействовать. Отсутствие или неправильная социализация развивает настороженность собаки по отношению к людям и животным и вызывает трудности в управлении собакой.

Для чего нужна социализация собакВ щенячьем возрасте происходит дозревание нервной системы животного при активном влиянии внешней среды. Собаке необходима активная сенсорная стимуляция запахами, шумом, вкусовыми и зрительными раздражителями, смены окружения и обстановки. Без этого нарушается процесс формирования нервной системы, и, соответственно, поведение, развитие организма тормозится.

Синдромы коттеджной или квартирной собаки и их социализация

В последнее время модно заводить породистых псов в загородные дома, где они свободно бегают по территории и общаются с хозяином и семьей. На своей территории такой пес ведет себя адекватно, но стоит вывезти его в «свет», как становится неуверенным и пугливым.

Для социализации коттеджной собаки ее надо чаще брать с собой в поездки, гулять в людных местах, выходить на выставки, пускай даже в роли зрителя. Если животное нервничает, нужно успокоить, приласкать и продолжить прогулку.

  • В незнакомое место можно взять любимую игрушку собаки или лакомство, пригласить с собой соседа с «другом» или «подружкой» вашей собаки.
  • Будьте спокойны и уверенны, своим видом показывая, что новая обстановка совершенно нормальна. Постепенно щенок поймет, что происходящее вокруг не опасно. За правильное поведение нужно поощрять лакомством.

Социализация квартирных собак

Так же социализируют и квартирных собак, не зависимо от породы. Хотя чаще всего социализации требуют мелкие породы. Хозяева приучают их к кошачьему лотку и вСоциализация квартирных собак результате позволяют себе реже выгуливать, ожидая хорошую погоду. Собака сидит дома и «дичает», в ее поведении наблюдаются серьезные перекосы, психика щенка развивается в ущербном варианте.

Такие собаки чаще других попадают под автомобили, теряются на улице, бывают покусаны другими собаками или сами неистово облаивают и кусают людей. Именно истеричный лай без повода – визитная карточка собаки с «квартирным синдромом».

Чтобы избежать этих проблем, нужно постепенно социализировать собаку со щенячьего возраста.

  • Пока щенок только проходит вакцинацию – на улицу его можно выносить на руках и гулять там, где нет других собак. Он будет привыкать к городскому шуму.
  • Подростка нужно познакомить с максимальным количеством городских звуков: покатать на машине, в автобусе, электричке, регулярно гулять по оживленным улицам, пройтись по перрону на железнодорожном вокзале. Обязательно нужно посетить ветврача и парикмахера. Чаще меняйте маршруты прогулок.
  • Когда собака беспокоится ее нужно ободрять спокойным голосом, поглаживанием и кормом. При агрессии нужно одергивать собаку, но с совершенно спокойным голосом.
  • Пес должен быть равнодушен к бегунам в парке, к велосипедисту и к шумно играющим детям.
  • Обязательно ходите на собачьи площадки и различные выставки.

www.dandydog.ru

Дрессировка в Москве | ОКД

Щенок становится собакой

Социализация собаки. С этого начинается дрессировка собак в Москве

Социализация Собак

         Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли. Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.         В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе.          К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно. В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.      Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем.    Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

        Животные всех видов проходят в своем развитии определенные периоды. У некоторых, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может помочь лучше понимать их поведение. Например, часто встречаются собаки с проблемами поведения, коренной причиной которых было невежество заводчиков. Оно наступает, если собаку держать в конуре до достижения ею возраста четырнадцати недель или больше. Если в дальнейшем собаку продадут для домашнего содержания, она окажется таким животным, которое вряд ли захочется держать. Такие собаки не в состоянии справляться со стрессовыми ситуациями и не могут по-настоящему найти свое место рядом с людьми. Их "страсть на всю жизнь" - другие собаки, а все лишь потому, что они пропускают жизненно важный период социализации в человеческом обществе. Они уже слишком приспособлены к жизни среди собак и недостаточно подготовлены к жизни среди людей.        Другая крайность - когда щенков отбирают у матери слишком рано, в некоторых случаях в возрасте четырех-пяти недель. Причина последующих проблем в том, что щенок так и не научился быть собакой. Упущен критический период - период социализации в обществе собак. Вырастая, такие щенки часто становятся агрессивными, потому что так и не научились общаться с другими собаками, т.к. рядом не было матери, чтобы обучать их в течение первых, определяющих развитие, недель жизни.        Эти два критических периода жизненно важны с точки зрения формирования темперамента собаки. Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту, подразумевая, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери. Чаще всего это просто ерунда. Объявить встревоженному владельцу собаки, что поведение, вызывающее тревогу, является наследственным, - великолепная отговорка для кинолога, которого просят помочь исправить поведение собаки, а он не знает, как это сделать.        Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев, поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству. Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае "люди -собаки", она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению.        Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель щенки развиваются с огромной скоростью - настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на примерах. Влияние окружения сейчас только начинают широко признавать как весьма реальную причину некоторых проблем поведения, но наличие критических периодов развития было установлено уже много лет назад.        В 1963 году Кларенс Пфаффенбергер написал книгу под названием "Новые сведения о поведении собак". В своем введении Пфаффенбергер писал: "Для меня собачья семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное поведение, изучая поведение собак, особенно щенков". Это верно, потому что поведение собаки по отношению к своей человеческой семье (владельцам) так похоже на поведение ребенка по отношению к своим родителям. Взаимоотношения суки и щенков мало отличаются от взаимоотношений матери и детей.         "Новые сведения о поведении собак" - это, в основе своей, история о том, как Пфаффенбергер получил задание найти идеального щенка, чтобы вырастить из него идеальную собаку-поводыря. Однако исследования, которыми он руководил в конце 1950-х годов, имели гораздо большее значение - Пфаффенбергер установил следующие критические периоды развития, общие для всех собак:

         Неонатальный период развития (от 0 до 13 дней)         Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи.          Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать.    Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

 

Социализация щенкаСоциализация щенка, дрессировка викингВоспитание щенка

www.viking-dogs.com


Смотрите также