Рейтинг блогов и записей Живого Журнала. Сочинение картофельная собака


"Картофельная собака" Юрий Коваль: рецензии и отзывы на книгу | ISBN 978-5-91759-129-2

«Картофельная собака» – один из самых известных рассказов Юрия Коваля. Представлять автора, я полагаю, не надо, его удивительная по интонации и точности проза давно вошла в сокровищницу современной литературы, равно взрослой и детской. «Картофельная собака» из тех историй, которые хороши на любой вкус и возраст: в меру веселая и в меру грустная, вся проникнутая какой-то неизбывной добротой и любовью, она надолго запоминается, а при внимательном чтении (к которому и располагает) остается с тобой на всю жизнь. Это о прозе. Но мы имеем дело с книгой. Книгой серийной, одновременно книгой писателя и художника, – на такие серии падок «Самокат», и рядом с избранными Сергея Вольфа, Валерия Попова, Игоря Ефимова или Виктора Голявкина, открывшими «самокатовскую» серию «Прямая речь», книга Юрия Коваля расширяет издательские горизонты, вводя на равных с писателем второго автора – иллюстратора, который, собственно, писателя и представляет. Художник Таня Кузнецова увидела рассказ Коваля в тонах, скорее, затемненных, охристых, так схожих по цвету с нашей осенней природой, да и герой рассказа – пес Тузик черен и лохмат, и все эти сочетания серого и темного, коричневого и черного, «собачьего» и «картофельного» создают настроение, очень схожее с тем, что остается после непосредственного чтения. А выделенные красным цветом отдельные пассажи в тексте так похожи на лучи солнца, которые проникают в саму ткань повествования, оставляя в душе след не то чтобы счастья, но – светлой надежды… Во всяком случае, у меня сложилось и по мере чтения выпестовалось именно такое ощущение и такое «читательское» настроение – могу представить, что родителям, которые рассчитывают, что эта книга для малышей, ее лирическая затененность может прийтись не ко двору. Но будем обращать внимание на издательские аннотации: это книга в первую очередь для подростков, для юношества, которому, как мне видится, ее общий – «писательско-художественный» настрой как раз и может оказаться по душе.

www.labirint.ru

Юрий Коваль. Картофельная собака

Любите ли вы Коваля?

Я не читала Коваля в детстве – не попалась мне его книга ни в школьной библиотеке, ни в городской, и никто не посоветовал. Я не читала Коваля и в юности, даже когда слышала замечательные отзывы о его книгах от близких друзей, – казалось, это что-то не моё. А потом как-то случайно в интернете я открыла его рассказ или повесть – и с тех пор «ковалиную» прозу люблю нежно и горячо.

К счастью, произведения Юрия Коваля настолько непосредственны и искренни, что их можно читать и перечитывать в любом возрасте. И чтобы мой ребенок не прошел мимо этих прекрасных, таких живых и настоящих рассказов, у нас на полке теперь стоит «Картофельная собака». Мимо не пройдешь!

Игра в слова

Что мне больше всего нравится в рассказах Коваля? Проще всего ответить: «ВСЁ»! Сюжеты, герои, фон, идеи, стиль и язык. Как филолог, всегда восхищалась умением писателя нестандартно и свежо смотреть на привычные фразы, слова, обороты. Ковалю в этом отношении (да и не только в этом!) впору ставить памятник.

Читая его произведения, можно заново учиться русскому языку, ощущать вкус и свежесть таких, казалось бы затасканных и шаблонных фраз, на которые уже и внимания не обращаешь. А Коваль обращает. Он вслушивается в привычные слова, играет с ними.

«Нюрке дяди-Зуевой было шесть лет. Долго ей было шесть лет. Целый год».

А сколько у него новых слов, особенно коротких междометных глаголов, так ярко и экспрессивно освещающих обычную фразу, добавляя ей и юмора, и простонародного звучания.

«Не стану я таку страмоту есть, – бубнила Мирониха, а потом вдруг цоп со стола ложку и в миску нырь. – Ну-ну-ну… Бу-бу-бу…. – бубнила она, налегая на суп. – Страмота-то какая!».

Все вокруг живое

Произведения Юрия Коваля включены в школьную программу. Может быть, это и не хорошо (ведь все, что читается-изучается в школе, часто воспринимается детьми как скучное и нудное), но это знак качества литературы, как ни крути. Почему же «ковалиные» тексты сочли пригодными для детей? Может быть, потому, что в них, в каждой строчке сквозит неприкрытая любовь, нежность, восхищение жизнью во всех ее проявлениях.А какую прекрасную сказку придумывает Коваль, когда в таежной избушке к нему на стол выбегает любопытная мышка-землеройка и утаскивает сухарь.А как мастерски, как небанально описана картофельная собака, читая о которой, просто невозможно удержаться от улыбки?

«Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал ее на лету и слопал прямо в кожуре. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам».

«Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие. Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине».

Что может быть лучше?

Еще один «бонус» в прозе Коваля – это природа. Не те лирические и многословные описания, которые мы, будучи школьниками, так любили пролистывать и читать по диагонали. Нет, у Коваля природа совсем другая. Она живая. Смешная. Грустная. Любопытная. Загадывающая загадки. И бесконечно прекрасная.Не случайно иллюстрации к этой книге создавал настоящий мастер своего дела, художник Николай Устинов. Что бы ни рисовал он, – снегопад, заснеженные крыши избушек в маленькой, затерянной в лесах деревушке, или осенний лес, горящий золотом и багрянцем, ночной костер в тайге или домик-лабаз на высоких ножках-столбиках, – каждый рисунок пронизан той чарующей поэтический дымкой, что передает реальность и одновременно как бы приподнимает пейзаж над обыденностью, делая его уже не просто моментальным снимком с натуры, а настоящим произведением искусства…

И очень точно рисунки Устинова передают влюбленность Коваля в природу, очень гармонично сплетаются иллюстрации и текст:

«Ну что же может быть лучше? – думал я. – Что может быть лучше осеннего леса? Разве только весенний…».

Книга, которая учит

Коваль не морализатор. Мне кажется, больше всего на свете он не любил в своей жизни все искусственное, притянутое за уши, сделанное для галочки, для отчетности… И в его рассказах мораль не выводится, не прописывается черным по белому в последнем абзаце. Но она есть – в каждом слове, в каждом поступке и эмоциях героев, в их поведении, в поворотах сюжета…

Что хорошо? Что плохо? Решать нам. В рассказе «Выстрел» мальчик Витя застрелил ястреба, который хотел украсть крольчат. Другие мальчишки восхищены этим подвигом. А Витя почему-то плачет. И только единственная девочка в их компании, Нюрка, не собирается его утешать:

«Пускай ревет, – сказала Нюрка. – Убил птицу – пускай ревет!».

А вот читая рассказ «У кривой сосны», читатель, вы и сами можете заплакать. Это история о лосенке, которого нечаянно застрелил один горе-охотник. Мертвый лосенок лежит, а неподалеку уже много дней сидит на земле его мама-лосиха.

Я никогда не смогу прочитать этот рассказ своему ребенку, у меня даже сейчас ком в горле. Не знаю, научит ли этот рассказ кого-нибудь доброте, отвратит ли кого-то от охоты и убийства. Зачем вообще пишутся такие рассказы? Скорее всего, просто потому, что не написать их автор не мог. И даже у охотников есть какие-то понятия о доброте и чести.

Для детей и для взрослых

Моему сыну четыре года. И конечно, он еще очень мал, чтобы понять всю глубину, все подтексты в прозе Коваля, и такие рассказы, как, например, «Про них» или «Вода с закрытыми глазами». Но истории о детях и животных Семен выслушивал с большим интересом.

К чести Коваля, в его прозе мало провисаний и тех самых лирических отступлений, от которых порой и взрослым хочется зевать. Его рассказы написаны короткими, отрывистыми предложениями, где все образы зримые, где не абстракции, а реалии, которые легко понять и представить даже дошкольнику.

Когда-то я слышала такое мнение о детской поэзии: каждое четверостишие должно быть таким, чтоб его можно было легко нарисовать. Вот и прозу Коваля нарисовать легко. Там все время что-то происходит. И нельзя оставаться безучастными к этому происходящему.Юрий Коваль был «человек эпохи возрождения», он сочинял, рисовал, занимался керамикой и резьбой по дереву, играл на гитаре и пел, охотился и рыбачил. Он все умел и всему радовался. В его жизни удивительно сочетались любовь к природе и любовь к охоте и рыбалке. Полнота жизни, умение наслаждаться ею – и без нужды не лишать жизни других существ.

Умение увидеть красоту последнего осеннего листа, найти под снегом последние грибы, перевести с птичьего языка на человеческий сойкины разговоры, услышать зимние песни мышек-землероек и их короля Землероя.Читайте Коваля сами и с детьми. А потом возьмите рюкзаки, соберитесь и отправляйтесь в лес, в поле, к реке… И вы увидите то, о чем писал Коваль, и увидите гораздо больше…

Текст и фото: Екатерина Медведева

Настольные игры в дорогу и в отпуск10 фильмов для детей о собаках5 фильмов, которые следует посмотреть каждой маме и каждому папе

(1)(0)

kaknado.su

Рассказ Юрия Коваля "Картофельная собака"

Вчера прочитал из списка хорошо написанный рассказ  Юрия  Коваля (про него:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E2%E0%EB%FC,_%DE%F0%E8%E9_%C8%EE%F1%E8%F4%EE%E2%E8%F7 ) - "Картофельная собака", вот здесь: http://lib.rus.ec/b/111163/read

Рассказ написан хорошо, с чувством языка и настроения... радовал до самого конца... а в конце все же не избежал недоумения - ну и шо? На верхушки деревьев и на проплывающие вдали корабли совершенно не смотрел, а вместо этого растерянно чесал затылок, пытаясь врубиться... несколько раз перечитал конец.

Вот как раз отличие состоявшегося рассказа от несостоявшегося, проверить легко (при этом совершенно все равно - "как написано", может быть и хорошо, да один хрен недоумение). В первом случае - мечтательно смотришь на верхушки деревьев и в облака, во втором - чешешь репу и про себя повторяешь - "ну и шо?" (Саша Кабанов, физкульт привет!!!)

Рассказ написан на главную тему советской литературы: живет себе писатель на даче сколько хочет И НИ ХРЕНА НЕ ДЕЛАЕТ! Кто покрупнее живет в Переделкине, кто помельче разбредается по деревням, живут в избушках(не работая), творят... Автор рассказа живет в деревне, спит в мешке из под картошки (творческое поведение так называемое, Диоген в бочке, Коваль в мешке из под картошки), ничего не делает (творит) и от безделья занимется всякими глупостями... собаку ему "дали поносить" - на время, он ее полюбил, правда не сразу, у собаки свой характер, она, как всякая собака, умнее хозяина, собака стащила курицу, они с дарителем собаки - сторожем, курицу съели, потом пришел хозяин курицы, от него откупились мешком картошки, потом надо было ехать домой в Москву, собаку полюбил, оставлять жалко... пошли на станцию... ну и вроде как-то так мутно получилось (специальный такой прием советский - затемнить. замутить конец,чтоб ломали голову, подтекст, блять) - вроде они уже едут с собакой в электричке в Москву. То есть автор (писатель) совершил гражданский подвиг в области защиты животных - не бросил собаку, а взхял ее в Москву. Читатели должны подвиг оценить - представьте как там с дворнягой в Москве не просто!!!

Это мое прочтение рассказа.  Коваль - довольно авторитеный псатель и даже художник.... Много чего написал (судя по статье вэнциклопедии, и , кстати, много детских книг, что само по себе вызхывает уважение), но я прочитал только этот рассказ. концовка вызвала недоумение, а экспозиция - потянула аллюзии ко всей советской литературе... Живет себе писатель на даче... конфликтов нет, жить хорошо... ну хоть про собаку-то напишу... Типа Паустовского...

alex-kozl.livejournal.com

Читать книгу Картофельная собака

- 1 -

Дядька мой, Аким Ильич Колыбин, работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак.

Впрочем, они сами приставали к нему где-нибудь на рынке или у киоска «Соки-воды». От Акима Ильича по-хозяйски пахло махоркой, картофельной шелухой и хромовыми сапогами. А из кармана его пиджака торчал нередко хвост копченого леща.

Порой на складе собиралось по пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. Летом вся эта свора бродила возле склада, пугая прохожих, а зимой псам больше нравилось лежать на теплой, преющей картошке.

Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. Он брал тогда кого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вел продавать на рынок. Но не было случая, чтоб он выручил хотя бы рубль. На склад он возвращался еще и с приплодом. Кроме своего лохматого товара, приводил и какого-нибудь Кубика, которому некуда было приткнуться.

Весной и летом я жил неподалеку от Томилино на дачном садовом участке. Участок этот был маленький и пустой, и не было на нем ни сада, ни дачи — росли две елки, под которыми стоял сарай и самовар на пеньке.

А вокруг, за глухими заборами, кипела настоящая дачная жизнь: цвели сады, дымились летние кухни, поскрипывали гамаки.

Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости и всегда привозил картошки, которая к весне обрастала белыми усами.

— Яблоки, а не картошка! — расхваливал он свой подарок. — Антоновка!

Мы варили картошку, разводили самовар и подолгу сидели на бревнах, глядя, как между елками вырастает новое сизое и кудрявое дерево — самоварный дым.

— Надо тебе собаку завести, — говорил Аким Ильич. Одному скучно жить, а собака, Юра, это друг человека.

Хочешь, привезу тебе Тузика? Вот это собака! Зубы — во! Башка — во!

— Что за имя — Тузик. Вялое какое-то. Надо было назвать покрепче. — Тузик — хорошее имя, — спорил Аким Ильич. — Все равно как Петр или Иван. А то назовут собаку Джана или Жеря. Что за Жеря — не пойму.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Он был сшит из прочного ноздреватого холста для самой, наверно, лучшей картошки сорта «лорх». Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

- 1 -

www.bookol.ru

Рассказ Юрия Коваля "Картофельная собака" — alex_kozl — Сохраненная запись в кэше

Вчера прочитал из списка хорошо написанный рассказ  Юрия  Коваля (про него:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E2%E0%EB%FC,_%DE%F0%E8%E9_%C8%EE%F1%E8%F4%EE%E2%E8%F7 ) - "Картофельная собака", вот здесь: http://lib.rus.ec/b/111163/read

Рассказ написан хорошо, с чувством языка и настроения... радовал до самого конца... а в конце все же не избежал недоумения - ну и шо? На верхушки деревьев и на проплывающие вдали корабли совершенно не смотрел, а вместо этого растерянно чесал затылок, пытаясь врубиться... несколько раз перечитал конец.

Вот как раз отличие состоявшегося рассказа от несостоявшегося, проверить легко (при этом совершенно все равно - "как написано", может быть и хорошо, да один хрен недоумение). В первом случае - мечтательно смотришь на верхушки деревьев и в облака, во втором - чешешь репу и про себя повторяешь - "ну и шо?" (Саша Кабанов, физкульт привет!!!)

Рассказ написан на главную тему советской литературы: живет себе писатель на даче сколько хочет И НИ ХРЕНА НЕ ДЕЛАЕТ! Кто покрупнее живет в Переделкине, кто помельче разбредается по деревням, живут в избушках(не работая), творят... Автор рассказа живет в деревне, спит в мешке из под картошки (творческое поведение так называемое, Диоген в бочке, Коваль в мешке из под картошки), ничего не делает (творит) и от безделья занимется всякими глупостями... собаку ему "дали поносить" - на время, он ее полюбил, правда не сразу, у собаки свой характер, она, как всякая собака, умнее хозяина, собака стащила курицу, они с дарителем собаки - сторожем, курицу съели, потом пришел хозяин курицы, от него откупились мешком картошки, потом надо было ехать домой в Москву, собаку полюбил, оставлять жалко... пошли на станцию... ну и вроде как-то так мутно получилось (специальный такой прием советский - затемнить. замутить конец,чтоб ломали голову, подтекст, блять) - вроде они уже едут с собакой в электричке в Москву. То есть автор (писатель) совершил гражданский подвиг в области защиты животных - не бросил собаку, а взхял ее в Москву. Читатели должны подвиг оценить - представьте как там с дворнягой в Москве не просто!!!

Это мое прочтение рассказа.  Коваль - довольно авторитеный псатель и даже художник.... Много чего написал (судя по статье вэнциклопедии, и , кстати, много детских книг, что само по себе вызхывает уважение), но я прочитал только этот рассказ. концовка вызвала недоумение, а экспозиция - потянула аллюзии ко всей советской литературе... Живет себе писатель на даче... конфликтов нет, жить хорошо... ну хоть про собаку-то напишу... Типа Паустовского...

ljrate.ru

Юрий Коваль. Картофельная собака - А с музыкой в саду не так темно...

Коваль юрий. Картофельная Собака. Издательство "Самокат". Художник Таня Кузнецова

Дядька мой, Аким Ильич Колыбин, работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак. Впрочем, они сами приставали к нему где-нибудь на рынке или у киоска "Соки-воды". От Акима Ильича по-хозяйски пахло махоркой, картофельной шелухой и хромовыми сапогами. А из кармана его пиджака торчал нередко хвост копченого леща. Порой на складе собиралось по пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. Летом вся эта свора бродила возле склада, пугая прохожих, а зимой псам больше нравилось лежать на теплой, преющей картошке. Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. Он брал тогда какого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вел продавать на рынок. Но не было случая, чтоб он выручил хотя бы рубль. На склад он возвращался еще и с приплодом. Кроме своего лохматого товара, приводил и какого-нибудь Тузика, которому некуда было приткнуться. 

Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая мокрая, клыкастая пасть. Наводить ужас на людей - вот было главное его занятие. Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине. Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: "Осторожно - злая собака". Но подумал, что это слабо сказано, и так написал: 

ОСТОРОЖНО! КАРТОФЕЛЬНАЯ СОБАКА! 

Эти странные, таинственные слова настраивали на испуганный лад. Картофельная собака - вот ужас-то! В дачном поселке скоро прошел слух, что картофельная собака - штука опасная. — Дядь! - кричали издали ребятишки, когда я прогуливался с Тузиком. - А почему она картофельная? В ответ я доставал из кармана картофелину и кидал Тузику. Он ловко, как жонглер, ловил ее на лету и мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам. 

...На другой же день я купил в керосиновой лавке толковую цепь и приковал картофельного пса к елке. Кончились его лебединые деньки. Тузик обиженно стонал, плакал поддельными слезами и так дергал цепь, что с елки падали шишки. Только лишь вечером я отмыкал цепь, выводил Тузика погулять. Подошел месяц август. Дачников стало больше. Солнечными вечерами дачники в соломенных шляпах вежливо гуляли по шоссе. Я тоже завел себе шляпу и прогуливался с Тузиком, напустив на свое лицо вечернюю дачную улыбку. Тузик-обманщик на прогулках прикидывался воспитанным и любезным псом, важно поглядывал по сторонам, горделиво топорщил брови, как генерал-майор. Встречались нам дачники с собаками - с ирландскими сеттерами или борзыми, изогнутыми, как скрипичный ключ. Издали завидев нас, они переходили на другую сторону шоссе, не желая приближаться к опасной картофельной собаке. Тузику на шоссе было неинтересно, и я отводил его подальше в лес, отстегивал поводок. Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к земле и глядел на меня так, будто не мог налюбоваться, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, совершив эти круги восторга, мчался куда-то изо всех сил, сшибая пеньки. Мигом скрывался он за кустами, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках. 

На той же книжной полке:Сергиенко К. Кеес Адмирал Тюльпанов -http://lapadom.livejournal.com/782015.html

lapadom.livejournal.com

Часть 3

Вариант 1

1. Весной и летом я жил в деревянном домике на приусадебном участке. 2.Мой приятель часто

заезжал ко мне в гости.

3. - Надо тебе собаку завести, - говорил Аким Ильич. - Одному скучно жить, а собака - это друг

человека. 4. Хочешь, привезу тебе Тузика? 5. Вот это собака! 6. Зубы - во! 7. Голова — во!

8. - Что за имя — Тузик? — отвечал я. - Вялое какое-то. 9. Надо было назвать покрепче.

10. - Тузик - хорошее имя для пса, - спорил Аким Ильич. - Все равно как Петр или Иван. 11. А то

назовут собаку Джана или Джеря. 12. Что за Джеря - не пойму...

13. С этим я согласился: имена Джана и Джеря мне тоже не нравились.

14. С псом Тузиком я встретился в июле.

15. Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. 16. Он был сшит из прочного

ноздреватого холста. 17. Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не

просыпался, и снился мне нелепый сон. 18. Будто какой- то парикмахер намыливает мои щеки, чтобы

побрить. 19. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

20. Страшного увидел я «парикмахера». 21. Надо мной висела черная и лохматая собачья морда с

жёлтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. 22. Высунув язык, пес

этот облизывал мое лицо. 23. Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а

на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

24. - Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!

25.Наверно, никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. 26. И пока я

умывался, пёс наскакивал на меня и выбил всё-таки мыло из рук. 27. Он так радовался встрече, как

будто мы и прежде были знакомы.

28. - Посмотри-ка, - сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую

картофелину. 29. Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал ее на лету и слопал прямо в кожуре

30. Крахмальный картофельный сок струился по его кавалерийским усам. 31. Тузик был велик и чёрен.

32. Усат, броваст, бородат. 33. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно

разинутая пасть, мокрая, клыкастая.

34. Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. 35. Издали

заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом.

36. Когда же дачник впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на

спине, пока прохожий не понимал, что это невинная собачья шутка, игра. ( по Ю. Ковалю, рассказ «Картофельная собака»)

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования

ответа на вопрос «Почему, по словам приятеля, мне нужно было завести собаку?»

1)21 2)15 3)8 4)3

З. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) С псом Тузиком я встретился в июле.

2) Зубы - во!

3) Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

4) Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом.

4. Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

5. Из предложений 21-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н»

6. Замените разговорное слово «слопал»в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом.

7. Замените словосочетание «собачья шутка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9. Среди предложений 28-33 найдите предложение с обособленными однородными определениями

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Высунув язык, (1) пес этот облизывал мое лицо. Я закричал, (2)вскочил было на ноги, (З) но тут же упал, (4)запутавшись в мешке, (5) а на меня прыгал “парикмахер” и ласково бил в грудь чугунными лапами.

- Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!

Наверно, (6) никогда я так не плевался, (7) как в то утро, (8) и никогда не умывался так яростно.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 35.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы). обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Стояли теплые ночи, (1) и я приноровился спать на траве, (2) в мешке. Он был сшит из прочного ноздреватого холста. Уже наступило утро, (З) солнце поднялось над садами и дачами, (4) а я не просыпался, (5) и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, (6) чтоб побрить.

13. Среди предложений 33-36 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным и последовательным подчинением.

14. Среди предложений 15-18 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании.» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл слов Акимыча: «Собака - это друг человека.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

1. По натуре своей Тузик был гуляка и барахольщик, ветреный, весёлый, бесшабашный. 2. Дома он сидеть не любил и целыми днями бегал где придется. З. Набегавшись, он всегда приносил что-нибудь домой: детский ботинок, рукава от телогрейки, грелку тряпичную на чайник. 4. Все это он складывал к моим ногам, желая меня порадовать.

5. Пришлось купить в керосиновой лавке длинную цепь и «приковать» пса к елке. 6. Кончились его лебединые деньки. 7. Когда его посадили на цепь, Тузик обиженно стонал, плакал поддельными слезами и так дергал цепь, что с елки падали шишки. 8. Только лишь вечером я отмыкал цепь, выводил Тузика погулять,

9. Подошел месяц август. 10. Дачников стало больше. 11. Солнечными вечерами дачники в соломенных шляпах вежливо гуляли по шоссе. 12. Я тоже завел себе шляпу и прогуливался с Тузиком, напустив на свое лицо вечернюю дачную улыбку. 13. Тузик-обманщик на прогулках прикидывался воспитанным и любезным псом, важно поглядывал по сторонам, горделиво топорщил брови, как генерал- майор.

14. Встречались нам дачники с собаками - с ирландскими сеттерами или борзыми, изогнутыми, как скрипичный ключ. 15. Издали завидев нас, переходили на другую сторону шоссе, не желая приближаться к опасной беспородной собаке.

16. Тузику на шоссе было неинтересно, я отводил его подальше в лес, отстегивал поводок, и он начинал резвиться.

17. Конечно, Тузик не помнил себя от счастья. 18. Он припадал к земле и глядел на меня так, будто не мог налюбоваться, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол. 19. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, совершив эти круги восторга, мчался куда-то изо всех сил, сшибая пеньки.

20. Мигом скрывался он за кустами, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках.

21. Скоро Тузик начинал волноваться. 22. Почему не слышно моего голоса? 23. Он призывно лаял и

носился по лесу, разыскивая меня.

24. Когда же он подбегал поближе, я вдруг с ревом выскакивал из засады и налил его на землю.

25. Мы катались по траве и рычали, а Тузик так страшно клацал зубами и так вытаращивал глаза, что на меня нападал смех. ( по Ю. Ковалю, рассказ «Картофельная собака»)

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

Как вели себя хозяева породистых собак на прогулке?

1)20 2)9 3)15 4)11

З. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1)Подошел месяц август.

2)Пришлось купить в керосиновой лавке длинную цепь и «приковать» пса к елке.

3)Он припадал к земле и глядел на меня так, будто не мог налюбоваться, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол.

4) По натуре своей Тузик был гуляка и барахольщик, ветреный, весёлый, бесшабашный.

4. Из предложений 2 – 7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».

5. В каком из предложений 1-6 правописание суффикса является исключением из правила?

6. Замените разговорное слово «прикидывался»в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «соломенная шляпа», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Конечно, (1) Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к земле и глядел на меня так, (2) будто не мог налюбоваться, (3) фыркал, (4) кидался с поцелуями, как футболист, (5) который забил гол. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, (6) совершив эти круги восторга, (7) мчался куда- то изо всех сил, сшибая пеньки.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру( -ы). обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мигом скрывался он за кустами, (1) а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках. Скоро Тузик начинал волноваться. Почему не слышно моего голоса?Он призывно лаял и носился по лесу, (2) разыскивая меня. Когда же он подбегал поближе, (3) я вдруг с ревом выскакивал из засады и валил его на землю.

13. Среди предложений 4-8 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных.

14. Среди предложений 15-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

studfiles.net