Какова история происхождения фразеологизма собаку съесть? Собаку съел происхождение


Фразеологизм собаку съел происхождение — Наши домашние

Комментарии пользователей Андрей Семенович Блоха 23.02.2018 - 04:02

Дальше тащились законы природы, И приобщились лицейские годы. Время людей и идей. Мощь педагогики иезуитов, Крепко впитавшая лень сибаритов - Распространялись везде. Надо же где-то чиновникам браться, Санкт-Петербург захотел инноваций, Кадров способных решать. Возле дворца отвели помещенье, Чтобы питомцев карге Просвещенья, Из благородных набрать. Скорость реформ - это важная тема, Но педагогика - это система, Связи в которой умом не обнять. Годы нужны, чтоб систему поднять. А раскрутившись она увядает - Лишь возбужденье творцов пропадает. Ибо задачей - мы слуги царя, Не вдохновишь надрываться, горя. Впрочем, задачу - мы хапнем немало - Общество в целом - не лучше подняло. Ибо усвоило очень легко: - Доступ к богатствам - гешефт дураков. Если бы ставились внятней задачи, Может судьба бы решила иначе - Мы б не о Пушкине пели сейчас, А про людей добывающих газ, Сеявших хлеб, обжигающих глину, Гнувших ночами над кульманом спину, В общем про тех - перед кем до сих пор, Наша судьба - настоящий позор. Впрочем, к развитию русской науки, Пушкинский бренд приложил свои руки, Ибо она с крепостным мужиком Заговорила его языком. Мы же, живущие в мире свободном Этот язык посчитали негодным, Предпочитая английский учить, Чтобы совсем европейцами быть. Снова к Лицею, задуматься чтобы - Что ж там творилося в годы учебы. Все-таки первый лицейский набор Славят как полубогов до сих пор. Нравы довольно свободными были. Специалисты детей не лупили. Ну а учтивые учителя, Твердо стремилися - не заставлять. Только тщеславие многих спасало, Тем - что фамильная честь нависала. Пушкину был этот дух не знаком. Был он тщеславен, да только в другом. Чтобы свою неуспешность утешить, Он рифмовался ручьями насмешек. Чаще беззлобно а так, для понтов. Но, кое кто обижался на то. Пишут что были с деленьем проблемы. Хоть в этом деле не очень-то все мы, Пушкин лишь числа делить не любил. А вообще-то не жадным он был. Пел олимпийцев и кельтских героев, Славил попойки и баб на второе, Пел про Тоскаров, страдающих тем, Что не дождаться второго совсем. И доказал - что настали часы, Время триумфа российской попсы. Вряд ли мы этим его упрекнем - Был он зеленым. Совсем пацаном. Но исступленностью ритма горячей, Складывал строчки как судьбы удачей. Так, что нехитрые звуки речей, Вдруг начинали звучать как ручей. Воображение память развило, Вооружая существенной силой. Часто бывало, как магнитофон, Верные фразы озвучивал он. И появлялись на школьном столе, Воспоминанья о Царском Селе. Но иногда интерес просыпался. Вдруг - и Сергеевич преображался. Там где довлело не надо, а хоть - Он заковырки умел побороть. Склеив к исходу учебной рутины, Ум состоявшийся без дисциплины, После экзаменов - третьим с конца - Вышел на волю со званьем юнца. Взрослая жизнь начиналась по детски. Саша чудил ну совсем по звездецки. Карты, театр, прогулка, кабак - Не попадал на работу никак. Наш современник осмыслит едва ли, Как же все это ему позволяли. Многое так поменялось с тех пор - Наша поэзия - это не спорт. Мощного шоу на ней не устроишь. Только последние нервы расстроишь. Выявив в тех, кто продвинут сейчас, Слишком убогий словарный запас. Наши спортсмены, в рядах корпораций - Флаг призывающий спортом заняться. Пушкин был знаменем прежних времен - Русскую речь проповедовал он. Русскость, побившая Наполеона, Воспринималась тогда благосклонно. Только рождалися те, кто потом - Снова объявит ее стремотой. Если бы Сашенька в рамках держался, Он бы по службе на этом поднялся. Но, бессердечный холодный расчет - Сильного образа не создает. А Александру его мастерство, Все-таки было дороже всего. Хоть и писал на ходу, между делом - Не был он шкурником в частном и в целом. Паразитизм вызывает обиды, Да и начальству от этого стыдно. Трудно начальству терпеть до конца, Вовсе не знавшего меры юнца. Вот и пришлося придумать заданье, Чтобы устроить ему воспитанье, В прелести знойных молдавских степей. И вдалеке от распутных друзей. Ах, Кишенев - воспитатель поэта. Солнечный город горячего лета, Смуглых людей, молодого вина. Как же тебе доверяла страна, Не углядев от подножия трона Хитрую рожу ханыги Силена. Пушкин не очень повязанным был. Он по окресностям ссылки бродил, - И созидая искусство незримо, Мог добрести аж до самого Крыма. Киев, Одессу и et cetera Тоже порой посещал на ура. И с воспитанием в городе том Произошел настоящий облом. Да по драчливости, в этой стране, Стал он героем - античным вполне. Ну а с привычки скандалить и драться, Начал физически тренироваться. Тросточкой весом в строительный лом, Всех удивлять и тогда, и потом. В общем, готовился очень толково - Грохнуть, откинувшись гада Толстого. В мгле заточенья случайно узнав, Как его опустил оболгав. В это же время, на Невском далеком, Сонм собутыльников - в духе высоком - Духе содружества, братства, любви - Перед правителем байки травил: Как благозвучно его интересу Перевести Александра в Одессу. В эту жемчужину около моря, Был наш поэт этапирован вскоре. С твердой надеждой года наверстать. И подходящим чиновником стать. Мертвая степь, уходящая в море. Город не город - чесночное горе. Но губернатор - орел из орлов. Ваше сиятельство - граф Воронцов. Делалось дело, и делалось много, С неудержимою хваткой бульдога. Честная служба была там нужна. Но, Александру - не вперлась она. Бой менеджмента с искусством начался. Пушкин стихами ужасно ругался. А губернатору было не лень, Просьбы избавить писать каждый день. Ведь не придумал российский чиновник, Чтобы поэта заткнул уголовник. Значит поэт этот был не простым. Сильная крыша стояла за ним. Немногочисленность высшего света - Столп исключительной славы поэта. Свет возвышает, но он и казнит Всякого, кто не отблагодарит. Можно ли бремя ребячьих капризов, Не принимать как воинственный вызов. Ведь, даже если проказник - поэт. Все-же ему не четырнадцать лет. И по итогам большого сраженья, Был Александр отправлен в именье. Чтобы живя под надзором тройным, Стал в искушениях неуязвим. В мире, где Сороть течет голубая - Взрослость свою наконец постигая. Если бы с ним не случилося это, Мы бы не знали такого поэта. Многое, с детства знакомое нам, Было со скуки написано там. Русских холмов поднебесная воля, Сосны в обхват, многоцветье ополья, И приглашеньем молчащие дали. Все это в жизни однажды видали. Мало кому удалось наяву, Не обменять на понты и жратву. Власти в деревню ссылающей нету - Вот и не стало великих поэтов. Ибо в столицы сегодняшний день, Гонит нас голодом из деревень. Оптимизация ставит свой крест, На расписании штатов и мест. И возникает резонный вопрос - Ради чего же прессуют всерьез. Пушкинский век был рентабельным сильно, Люди в провинциях жили обильно. Тамошний круг полномоченных лиц - Не таргетировал только столиц, Так чтобы вольного рынка заскоки Выпив из граждан последние соки, Освобождали просторы страны, Хлеще пожара великой войны. Русский помещик, хотя и каналья, Рвался в простры степей предуралья. Чтоб от торговли иметь барыши, Не сокращал, а налаживал жизнь. Жизнь, для которой язык бездуховный. Хоть и на первое время сословный. Универсальный, как склад кирпича. Жаждуем был, как в потемках свеча. Чтобы свободно слагать на потребу, То - что послужит земле а не небу. То - что в потемках и совесть и стыд, Смысл растворив - пустотой победит. Раннего Пушкина радостный слог, Этой работе конечно помог. Но от Михаловской пустыни в нем Произошел оборот и надлом Кроме билярда с двумями шарами, Ванны со льдом и разлуки с друзьями, В жизни его обозначился свет. Свет, отрицавший что выхода нет. Мудрый Иона, аббат Святогорский, Осуществляя свой подвиг надзорский, По порученью духовных властей, Очаровал его силой своей. Кроме того, деревенские чтенья, Были убогими до офигенья, В общем-то нечего было читать Библиотеку пришлося искать. В мире для праздности скучнопространном, И Патерик показался романом. Ну а уж Новый и Ветхий Завет - Это конечно великий сюжет. Как очевидно, духовное чтенье - Даже в кривляке рожлает сомненье. Чтоб в глубине прозябало оно, Как нежелание падать на дно. Царь Александр, а такое бывает, Сделал такое - что пипл гадает. То ли и правда ушел в Кузьмичи, То ли и впрямь в Таганроге почил. Либерасня принялась неумело, Шухер с войсками на площади делать. Еле успев это войско поднять, Прежде чем с площади тихо слинять. Или лечиться, себя не жалея, - Как это делал великий Рылеев. Пушкину с этим конкретно везло. Сослан царем в родовое село, Со стороны наблюдал он невинно - Как попытались поднять Константина, А Николай дураков обыграл. Сам Александр Сергеич писал, Четко пером выводя каждый слог - Дескать, и я бы наверное мог. Ах, конформизм перед светской толпою. Что бы, Сергеич он сделал с тобою! Царь Николай, Александра сменивший, Был безусловно умнее чем бывший. Он за поэта боролся так рьяно, Как Ришелье за месье Д артаньяна. Веря, что славе великой страны - Все достиженья важны и нужны.

russitourism.ru

Кто на чем «собаку съел»? О происхождении фразеологизма - Выращивание и воспитание волкодава - Каталог статей

Выражение «съесть собаку» на чем-то означает опытного в каком-то деле человека, знатока, мастера. А.Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба: «Косить умеют лишь немногие; тот, кто этому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».

В русском народном фольклоре есть такая стародавняя байка. Молодой косарь в сопровождении верного пса отправился спозаранку в поле, и от встречного крестьянина с повозкой весело потребовал, чтоб поскорее поворотил телегу, а то он, мол, через нее перескочит.

И был при этом молодце мешок объемистый. На вопрос, что за ноша, ответил, что пироги там. На другой: «А куды ж так много?» сказал, что ежели останутся, собаке скормит. Вечером повстречались они снова, и косарь жалобно попросил убрать с дороги веревку, потому как не было у него сил переступить через нее.

- Где ж пироги? - спросил любопытный крестьянин.- Съел.- А собака где?- И собаку съел, такой голод одолел... Зато всё поле выкосил, теперь учёный.

А ведь она, собака-то, с началом христианской эры стала считаться нечистым животным, так что не только в пищу употреблять, но и в дом пускать ее не полагалось, разве уж самая страшная буря на дворе разыграется... Кстати, именно это и имеется в виду в поговорке «в такую погоду хозяин собаку из дому не выгонит».

Этимология, которую приводит С.Максимов, у многих вызывает сомнения, причем в обеих изложенных им версиях. Одна из них связывает выражение с конфузом, случившимся на свадьбе с некими петрозаводцами, которые якобы чуть не съели щи из собачатины и стали посмешищем. Другая и вовсе объясняет фразеологизм особенностями речи церковных дьячков, не всех, разумеется, а тех, кто «отлаивал» службу, чтобы поскорее освободиться.

В.Даль напоминает нам, что существовала пословица: «собаку съел, а хвостом подавился», смысл которой в том, что человек с трудным делом справился, а на пустяке споткнулся. А латинская поговорка схожего содержания «Linguam caninam comedit», переводимая как «язык собачий съел», описывает ситуацию безмерного разглагольствования.

Наконец, листая фразеологические словари, можно встретить толкование, согласно которому это выражение имеет древнейшие корни индийского происхождения, и связано оно с ритуальной в те времена игрой в кости (в Ригведе ей посвящен особый гимн). Поскольку «собакой» в этом действе назывался неудачный бросок игрока, то «убивший» (или «съевший») ее был, напротив, удачлив. «Махабхарата» описывает печальную историю одного царевича, который именно на «собаке» погорел, проиграв в кости и царство, и даже жену.

Академик Б.А.Рыбаков в «Язычестве древних славян» приводит древнеперсидские представления о летающей солнечной собаке Семаргле, у наших предков также существовали изображения священного солярного пса. Отчего не предположить в качестве гипотезы, что фразеологизм «съесть собаку» и у славян некогда имел сакральный смысл? Как знать...

bars.at.ua

происхождение фразеологизма съесть собаку |

Что означает фразеологизм "собаку съел"?

Фразеологизм "собаку съел" довольно часто употребляется в разговорной речи. Так говорят о ком-то, кто является в каком-либо деле отличным мастером, кто приобрел в чем-то большой опыт и основательные знания, научился каким-то наукам или ремеслу, потому что долго трудился над этим.

Интересно, происхождение этого выражения. Языковеды считают, что оно пошло от пословицы "собаку съел, а хвостом подавился". Эта пословица говорится о человеке, который почти выполнил трудное дело, но споткнулся на ерунде, мелочи, т.е. изначально пословица имела явно иронический, насмешливый оттенок. Получается, что использование первой части этой пословицы полностью изменило смысл выражения.

"Собаку съел" - значит, стал специалистом в чем-либо, с большим опытом и обширными познаниями. По смыслу то же самое, что и "насобачиться".

Есть несколько вариантов происхождения этого фразеологизма. Может быть, оборот из крестьянской среды: "Устанешь так, что с голоду и собаку бы съел". Есть также легенда о том, что жрец принес в жертву собаку, и попробовал ее мясо, а потом стал его постоянно употреблять в пищу. Но данный вариант объяснения более актуален для народов, которые употребляют собачатину в пищу.

Возможно, это и укороченный вариант другой поговоркой: "Собаку съел, а хвостом подавился", то есть сделал все дело хорошо, а ошибку допустил на пустяке.

Почему-то съесть собаку считалось делом очень сложным, а потому человек который с ним справлялся становился большим мастером. Конечно, корейцы вряд ли согласятся с этой поговоркой, но для русского человека значение ее вполне определенно. Съесть собаку в чем-то родственно выражению набить руку, то есть приобрести опыт, позволяющий решать другие подобные задачи. Про человека отдавшего долгие годы какой-то работе и изучившего его до ме

Источник

Кто на чем «собаку съел»? О происхождении фразеологизма

Выражение «съесть собаку» на чем-то означает опытного в каком-то деле человека, знатока, мастера. А. Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба: «Косить умеют лишь немногие; тот, кто этому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».

В русском народном фольклоре есть такая стародавняя байка. Молодой косарь в сопровождении верного пса отправился спозаранку в поле, и от встречного крестьянина с повозкой весело потребовал, чтоб поскорее поворотил телегу, а то он, мол, через нее перескочит.

И был при этом молодце мешок объемистый. На вопрос, что за ноша, ответил, что пироги там. На другой: «А куды ж так много?» сказал, что ежели останутся, собаке скормит. Вечером повстречались они снова, и косарь жалобно попросил убрать с дороги веревку, потому как не было у него сил переступить через нее.

А ведь она, собака-то, с началом христианской эры стала считаться нечистым животным, так что не только в пищу употреблять, но и в дом пускать ее не полагалось, разве уж самая страшная буря на дворе разыграется… Кстати, именно это и имеется в виду в поговорке «в такую погоду хозяин собаку из дому не выгонит».

Этимология, которую приводит С. Максимов, у многих вызывает сомнения, причем в обеих изложенных им версиях. Одна из них связывает выражение с конфузом, случившимся на свадьбе с некими петрозаводцами, которые якобы чуть не съели щи из собачатины и стали посмешищем. Другая и вовсе объясняет фразеологизм особенностями речи церковных дьячков, не всех, разумеется, а тех, кто «отлаивал» службу, чтобы поскорее освободиться.

В. Д

Источник

"Собаку съел": значение фразеологизма и случаи его употребления

Есть такие выражения в языке, в частности в русском, когда составляющие их части (слова) не дают понимания смысла. Например, «собаку съел». Значение фразеологизма какое? В этом нам и предстоит разобраться сегодня.

Значение

Когда говорят, что кто-то закусил собакой, это значит, что человек - хороший специалист в какой-либо области. И не просто хороший, а отличнейший.

Геннадий Петрович Беспроигрышный

Например, представьте. Жена ищет себе хорошего адвоката, который специализируется на бракоразводных делах. Допустим, это не совсем обычная история. Предположим, что у мужа есть деньги, а жена хочет у него хоть что-то «откусить» от его состояния. Конечно, можно подумать, что это больше западная история, но у нас, в России, такое тоже вполне может быть. Не все же люди у нас зарабатывают 15 тыс. р. (правда, таких по статистике процентов 70%).

- Разумеется, в наше время всякая приличная женщина должна иметь про запас хорошего юриста, а то мало ли что. Вот, рекомендую, Геннадий Петрович Беспроигрышный – с этими словами подруга протягивает визитную карточку адвоката.

Женщины расходятся. А читатель, хорошо знающий русский язык, понимает, что о судьбе героини волноваться больше не стоит. Она в надежных руках.

Гипотеза о происхождении

Достаточно интересно и то, как и почему «собака» стала символом опытности. Словари и учебники предлагают такую версию. Было в старину выражение «зубы съел на чем-то». Она идет от поговорки «По бороде апостол, а по зубам собака». Здесь можно только рассуждать об истинном значении древнейшей народной мудрости. Например, с виду благонравен, а по сути своей жесток, мудр и опытен. «Собака» ведь символ не только преданности, но и, например, упор

Источник

"Лясы точить": значение фразеологизма, история происхождения

Сколько в русском языке фразеологических выражений, которые требуют толкования! Кто-то способен попасть впросак, кто-то беззастенчиво бьет баклуши, а кто-то попросту задает стрекача. А что означает «точить лясы»? Как понимать это выражение?

«Лясы точить»: значение фразеологизма

В разговорной речи, как, впрочем, и в художественной литературе, данное выражение встречается довольно часто. Если надо охарактеризовать чье-то занятие пустой болтовней, то можно сделать это коротко и ясно. Сказать, например, что тот или иной человек – любитель лясы точить. Значение фразеологизма в том и состоит: трепаться не по делу, болтать по пустякам, вести пустопорожние разговоры.

История происхождения выражения

Все имеет свое начало. В некоторых случаях исследователи видят даже не одно. Вариантов предполагаемого происхождения бывает несколько. А откуда же пошло выражение "лясы точить"?

Наиболее распространенным считается мнение, что оно восходит к старинному ремеслу по изготовлению ляс, или баляс, балясин. Так назывались резные столбики – опоры для лестничных перил. Эта работа считалась настолько необременительной, что одновременно можно было шутить, балагурить, вести беседы с подручными.

Другие языковеды считают, что слово «балясы» в значении пустой болтовни восходит к одному общему для всех славянских языков корню «бал» со значением «рассказывать», в подтверждение этой версии приводятся диалектное «балакать» (разговаривать) и общеупотребительное «балагурить».

У глагола же «точить» прослеживается несколько иное значение, чем «вытачивать», «заострять». Его корни находятся в индоевропейском языке. Они имеют смысл «источать»,

Источник

Это очень своеобразные выражения, и они, возникнув в языке и полюбившись людям за свою яркую образность, надолго поселяются, перелетая из уст в уста. 

Фразеологизмы бывают разные. Одни – это крылатые слова, которые запомнились нам как цитаты из художественных произведений или известных сочинений философов, общественных деятелей. Другие остались в языке как выражение народной мудрости, и мы не знаем, кто впервые употребил то или иное выражение. 

Есть устойчивые сочетания, образность которых нам непонятна, а вот смысл в целом вполне ясен. Например, почему говорят "собаку съел", когда хотят подчеркнуть большой опыт или глубокие познания в чем-либо? Происхождение этого фразеологизма остается загадкой. Это  фразеологическое сращение. В некоторых фразеологизмах встречаются неизвестные многим слова, как "баклуши", "барахты" и др. Многие из них можно объяснить, если проникнуть в глубокое происхождение этих слов, но для непосвященных значения этих слов остаются загадкой. 

Встречаются во фразеологизмах слова "ничтоже", "сумняшеся" или как будто неправильно грамматически построенные сочетания, как "шутка сказать". Это всё старые грамматические формы русского языка. 

Фразеологические единства  - это образные выражения, смысл которых можно понять, если истолковать словосочетание в переносном смысле. Например, "держать камень за пазухой" - задумать что-то нехорошее, "зайти в тупик" - оказаться в затруднительном положении. Такие сочетания могут употребляться и в прямом значении в других предложениях.

лакомство собаки сканворд 5 буквпроцедура повышения энергетики человека, заключающаяся в поднесении на короткое время ладоней к пламени светильника

Аркадий (1845 или 1848—1915) русский пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, автор романса

К фразеологическим единствам относятся и сравнения ("как банный лист"), и метафорические эпитеты ("золотые руки"), и гиперболы ("море удовольствия", "золотые горы"), и литоты ("хвататься за соломинку", "с маковое зернышко"), и перифразы, т.е. описательные выражения, которые можно заменить одним словом ("за тридевять земель" - далеко),

Источник

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Цели : закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах; показать многообразие, разнородность фразеологизмов и определить возможные пути их классификации; содействовать более глубокому осмыслению истоков, корней фразеологизмов.

– Однажды 5-летний Дима услышал, что пришедший в гости сосед собаку съел в каких-то делах. Мальчик поспешил спрятать от него своего любимого щенка.

– Может быть, мальчик испугался напрасно? Докажите. (Ребенок воспринял фразеологизм собаку съел в буквальном смысле. А фразеологизмы всегда выступают в переносном, образном значении. Фразеологизм собаку съесть означает «приобрести большой опыт, основательные знания в чем-либо; быть мастером в чем-либо».)

– Фразеологизмы – удивительные и сложные явления языка. Фразеология, изучающая устойчивые обороты речи, еще не в полной мере исследована. Нет и среди ученых единого взгляда на фразеологию. Среди ученых нет единого мнения о классификации различных групп фразеологизмов. По-разному можно классифицировать фразеологические единицы языка.

молочный зуб с корнем у щенкаПроцесс появления зубов у ребенка всегда интересен родителям, поэтому они отслеживают, какие молочные из них выпали и какие постоянные вылезли. Однако случаются ситуации, когда не понятно, это еще молочный зуб во рту к

1. По происхождению: «исконно русские» фразеологизмы противостоят «иностранным». Первые родились благодаря творчеству русского народа, русских писателей, вторые – это творения других народов, других литератур. Иногда выделяют третью группу усто

Источник

Что означает выражение «собаку съел»

Рано или поздно человек учащийся, либо работающий и, не познав азы своей работы полностью, может услышать знаменитый и часто произносимый людьми фразеологизм СОБАКУ СЪЕЛ. Но, когда произносят данное выражение не имеют ввиду, что в прямом смысле человек съел собаку, а имеют ввиду, что человек в этой жизни много чего повидал. Если произносят фразу «Он в этой области собаку съел» — это значит, что человек, про которого говорят, большим количеством информации и опыта в этой области. Если про человека в обширном смысле говорят «Он в этой жизни собаку съел» — это значит, что человек в своей жизни много повидал и он столкнулся с многими трудностями. Рассмотрим самые популярные версии происхождения выражения, «собаку съел».

Версии происхождения выражения «собаку съел»

1. Первая версия заключается в том, что издревле люди не употребляли в приготовлении блюд собачатину. Но из истории помним, что на Руси были трудные времена и люди ели не только собак, но и себе подобных, чтобы выжить. Но не все занимались людоедством, а обходились мясом собак, как бы не было трудно. Поэтому про таких людей и говорили, что он в этой жизни собаку съел.

2. Существует вторая версия и смысл ее заключается в том, что данный фразеологизм появился в разговорной речи у крестьян. Выражение «собаку бы съел» крестьяне произносили тогда, когда сильно уставали в полях и хотели кушать. Говорили так: «Устал так и проголодался, что и собаку бы съел».

3. Третья версия не менее интересна и корни данного фразеологизма уходят в Индию. Дело в том, существовала в Индии ритуальная игра в кости, и смысл ее заключался в том, что собакой в этой игре назывался неудачный бросок игрока, а «съевший или убивший» наоборот был удачлив.

4. Четвер

Источник

azemedog.ru

Какова история происхождения фразеологизма собаку съесть?

Российские люди собак не едят, даже китайские мясные собачки чау-чау разводятся только в декоративных целях. Фермеры так и вообщем считали собаку нечистым животным, которому воспрещалось заходить в дом. Редкостная непогодица должна была разбушеваться на улице, чтоб владелец собаку из обители не изгнал. Тем паче поганой числилась собачатина. Но, голод не тётка, а нужда обучит калачи есть.

Бывают в жизни такие несчастья, когда и собаку съешь. Случится ужасный голод, вроде того, что описан в повести Hеверова "Ташкент - город хлебный", и будет съедена не только лишь скотина, да и дворовые Жучки с Барбосами. И в том случае человек в каком-либо деле собаку съел, означает испытал всё, и доброе, и худенькое, и сейчас его в данном деле уже ничем не удивишь.

Есть для этих слов и другое разъяснение, приведённое Сергеем Максимовым. Согласно этому воззрению, выражение "собаку съесть" родилось в среде церковных начётчиков, которые не пели с чувством, а отлаивали службу абы как, побыстрей да поскорей. Как бы по книжке дьячок читает, а ничего не считая рычания и взлаивания не слышно. Съел в грамоте собаку, вот и гавкает. Это разъяснение кажется притянутым за уши, однако нельзя же так просто скинуть со счётов точку зрения Сергея Васильевича.

И в притче народные рассуждения всё на ту же тему:

Отправился юный юноша впервой поле косить, бодренький шёл, весёлый, рядом собака бежит. Навстречу односельчанин едет. "Повороти тележку, а то перескочу!" - прытко говорит юноша. "А что в мешке несёшь?" - спрашивает встречный. "Пироги!" - "Что ж настолько не мало?" - "А что не съем, то собаке отдам", - отвечает юноша. Под вечер ворачивается юноша с работы, еле ноги волоча, и просит такого же односельчанина убрать веревку, лежащую поперёк дороги, так как сил не осталось переступить через неё. "А пироги где?" - спрашивает односельчанин. "Съел." - "А собака?" - "И собаку съел, так во время работы есть захотелось. Зато всё поле выкосил, сейчас учёный".

"Вы бы хоть со мной заблаговременно посоветовались. В этом-то деле я собаку съел", - Владимир Дудинцев "Hе хлебом единым".

Источники:

  • frazbook.ru - фразеологизмы - истолкование, иллюстрации;
  • encsite.info - общеобразовательный портал - фразеологизмы.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое фразеологизм?
  • Где в интернете есть возможность отыскать истории происхождения фразеологизмов?
  • Какова история происхождения фразеологизма "ересь на постном масле"?
  • Какова история фразеологизма "бить баклуши"?
  • Что значит фразеологизм "филькина грамота"?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    new-best.com