«Собаки – якудза» - для тех, кому уже есть 16. Собаки якудза пьеса


Сестра милосердия: Киноклуб ТЮЗа. Собаки-якудза.

Созданный в ТЮЗе Киноклуб дал мне возможность ещё раз увидеть спектакль "Собаки-Якудза", шедший на сцене с 2009 по 2013 год, и оценить его по-новому. Кроме того, я наконец-то прочитала пьесу (хотя это надо делать до просмотра спектакля, стыд мне и позор). Она, оказывается, сырая и никакущая. Мне удивительно, почему она стала такой популярной, и почему её во многих театрах ставят?

Итак, в пьесе Юрия Клавдиева ирландского сеттера Свена хозяин бросает в парке. Свен узнаёт, что здесь есть две соперничающие группировки собак под предводительством Гора и Бакса и всеми презираемые кошки. Оба предводителя делают Свену предложение вступить в их банды. Но в банду к Гору он не хочет идти, потому что они в помойках еду ищут, а в банду к Баксу, потому что... Не понятно почему, просто не хочет. С помощью кошки (так и не поняла, в чём конкретно кошка ему помогала) он проводит интригу с целью сцепить двух вожаков, чтобы они друг друга поубивали. Ему это удаётся.  Свен сам убивает приспешника Гора (не считаю ещё четырёх собак для завязки интриги), и подстраивает так, что помощник Бакса, Принц, убивает главарей. После этого Свен на глазах у оставшихся собак и кошек убивает Принца. Ура, у помойки новый король.

Как всё это было в спектакле у режиссёра Тимура Насирова? Однозначно успешным решением при постановке было решение убрать имеющиеся в пьесе взаимодействия с миром людей. Эти места не имели никакой смысловой нагрузки, я их даже в пересказе не стала упоминать, как видите. Также отлично были переработаны сцены боёв: в пьесе они прописаны ужасно скучными.

А вот важное решение о привнесении в спектакль самурайского антуража в виде вставок текста о пути самурая мне видится крайне спорным. Почему? Насколько я помню из прочитанного мною "Хагакуре", Путь самурая - это путь служения своему господину. Ни к одному из персонажей пьесы это неприменимо. Свен - не самурай, потому что он никому тут служить не собирался. Тогда, скорее всего, получается, что самурай - это Принц, он же в конце размахивает катаной и убивает всех. Но тут получается заминка с тем, что он убивает и своего господина, Бакса, а настоящий самурай так не сделает. Тут я хочу отметить, что именно из-за введения самурайского антуража пропал в спектакле один из моментов развязки истории, а именно убийство Принца Свеном. Видимо в продолжение самурайской тематики Принц здесь совершает самоубийство, а Свен оказывается ни при чём (ещё, кстати, пропадает смысл речи Свена в подвале о "стрельнуть"). То есть, самурайский антураж внёс в спектакль некий сумбур и незавершённость, однако, привлёк внимание зрителя. В 2009 году всякие анимэ и прочая японистость были интересны, так что многие люди, наверно, за этим и приходили.

По мелочи сделаю ещё два замечания. Во-первых, и в пьесе и в спектакле не уделено внимания женским персонажам, фактически, они используются как реквизит для незавершённых романтических линий. Во-вторых, декорации мне видятся не вполне удачными: они не дают понимания смены локаций, и это вносит сумбур в понимание происходящего.

Подводя итог рассуждениям о самом спектакле хочу сказать, что Тимуру Насирову из довольно посредственной пьесы удалось сделать удачный спектакль, который для ТЮЗа Красноярска стал началом нового этапа (старые тюзовские постановки без слёз не вспомнить).

Была рада ещё раз посмотреть на игру Алексея Алексеева. Мне кажется, с его уходом театр потерял своего ведущего актёра. Теперь вроде как делается ставка на Савву Ревича, но моё такое мнение, что в молодёжном театре всё-таки неплохо бы иметь сильного актёра из этой самой молодёжи.

                                        Экран к следующему показу обещали поднять.

sisterofmercy24.blogspot.com

Якудза с чистыми руками | СТД РФ

Наталья Панишева

«Собаки-якудза» Юрия Клавдиева, реж. Антон Безъязыков, Театр на Спасской, Киров

Герой-одиночка - домашний пес по кличке Свен - попадает во враждебный, незнакомый уличный мир и, не желая принимать царящие там законы, начинает жить по своим правилам. По закону жанра домашний неженка оказывается умнее и сильнее всех и за считанные дни уничтожает две крупные собачьи группировки, оставив в живых только хозяина ночлежки Атоса, дворнягу Вертера, Кошку да свою новую возлюбленную — таксу Ненси. Если бы не харизма новоявленного лидера эта разношерстная, в прямом смысле слова, компания никогда бы не объединилась, ведь Атос ненавидит кошек, Кошка ревнует к таксе, такса никогда не жила на улице и не понимает в чем дело, а несчастный Вертер из шайки Гора и в новой компании остается аутсайдером, так что ничего не выигрывает. Но все они верят в своего нового «короля» Свена и идут за ним в светлое будущее.На сцене — металлические леса, изображающие то многоярусные нары ночлежки, то деревья, то возвышения, с которых главари раздают задания подчиненным. Над ними вспыхивают неоновые трубки и мерно покачиваются металлические стержни. Вместо самурайских мечей в руках артистов — металлические же посохи (некое подобие посоха бо), которые могут быть как собачьими поводками, так и орудиями убийства (приемы айкидо с артистами отрабатывал тренер Александр Чертищев, пластику — балетмейстер Ирина Брежнева). Лязг железа органично вплетается в оригинальные и очень атмосферные музыкальные темы (композитор Роман Цепелев).Костюмы художника Катерины Андреевой напоминают Америку тридцатых годов: рядовые члены стаи одеты в мешковатые, чрезмерно длинные или слишком короткие брюки, пиджаки с чужого плеча, тяжелые ботинки. Такая вот «униформа окраин». Главы стай (Гор, Бакс и примкнувший к ним Принц) одеты поцивильнее: брюки в клетку и полоску, элегантные плащи и жилеты и, разумеется, шляпы. Картинка получается стильная, цельная, с неким романтическим флером, но японского колорита в ней нет. Возможно, для придания оного режиссер Антон Безъязыков добавляет в спектакль звучащие по трансляции цитаты из «Кодекса самурая». Идея хорошая, жаль только не новая — аналогичный прием использовал в своем спектакле «Собаки-якудза» Тимур Насиров (Красноярский ТЮЗ).Пьеса Клавдиева взрослому человеку может показаться скучноватой — сюжет о двух группировках и герое-одиночке навяз в зубах, а для детей она слишком жесткая — много насилия, откровенной сексуальности, брани. Методом исключения получаем: аудитория спектакля — подростки, неравнодушные к урбанистической романтике. Сам режиссер говорит, что его «Собаки-якудза» это «История в лучших романтических традициях о том, как трудно отвоевать право на личную свободу, можно ли победить и выстоять в этом жестоком мире...»Ирландский сеттер по имени Свен (прекрасный дебют артиста Александра Карпова в Кирове) сразу завоевывает зрительские симпатии. Девчонок он очаровывает внешней привлекательностью, джентльменством и склонностью к романтике, а его сила, ловкость, хитрость, грубоватый юмор, некоторая развязность в манерах и умение ввернуть крепкое словцо не оставляют равнодушными мужскую аудиторию. Свен в спектакле потрясающе обаятелен, все в нем прекрасно. Как ловко он сумел обвести вокруг пальца главарей собачьих шаек — шикарного Гора (Алексей Хорев) и туповатого Бакса (Данил Русинов)! Как легко расправился с их телохранителями — мощным Карим (Александр Андрюшенко) и умным Принцем (Константин Бояринцев)! Как картинно он застывает на сцене, после финального удара в битве с Принцем: колено преклонено, рука с боккэном изящно отведена в сторону. Неудивительно, что с таким набором качеств Свен быстро сумел понравиться и независимой уличной Кошке (Ольга Чаузова), и правильной домашней таксочке (Мария Кучикина/Татьяна Филатова).Свен борется с системой, не желая унижаться за кусок хлеба, он хочет «срубить на остальных немножечко комфорта, не особенно их этим обламывая». И его слова не могут вызвать в подростковой публике ничего, кроме радостного согласия и полного принятия. Какой подросток не мечтает установить всюду свои порядки? Да при этом еще и не замарав рук и совести. Вот только слова Свена расходятся с делом, Свен не «обламывает» остальных собак, живущих по законам стай, он их... убивает. Свен похож на Раскольникова — он тоже решил, что не хочет быть «тварью дрожащей», а хочет «право иметь». Вот только раскольниковской рефлексии зритель от сеттера не дождется. В финальной сцене Свен не вспомнит ни одного трупа, через который ему довелось перешагнуть. На оставшихся в живых героев льется очищающий дождь. Хеппи-энд не оставляет в зрителе сомнения — все прощено, всем воздалось по делам их: Свену — счастье и независимость, остальным — могила (а че, сами виноваты).Было бы интересно увидеть, как все эти скользкие и сложные вопросы решались (или просто внятно задавались) бы в проблемном и захватывающем спектакле для подростков. Но спектакль получился только захватывающим. Если отбросить этические вопросы, а оценивать спектакль исключительно по художественным критериям, то, конечно, «Собаки-якудза» - прекрасная премьера и отличное открытие сезона. В спектакле ярко дебютировал не только Александр Карпов, но и Евгений Лютиков в роли Вертера. Это обаятельный, живой, немного недотепистый, но очень трогательный персонаж, за которым чувствуется история. Кроме того, Евгению отлично удается передать «дворянское» происхождение своего персонажа. Роль Кошки — несомненная удача молодой артистки Ольги Чаузовой. Ольга начинала свою театральную картеру в танцевальном проекте «Миграция», и пластика — это ее конек. Любоваться медленной и изящной Кошкой, слушать мурлыкающие интонации богатого низкого голоса можно бесконечно. Замечателен и Атос в исполнении артиста Михаила Андрианова. Михаил рисует хозяина ночлежки сдержанным, внутренне сильным, но резким, суровым, очень замкнутым, и этот рисунок полностью оправдывает данную псу кличку.Таковы сторонники Свена, а каковы противники? Говоря о представителях собачьих шаек хочется отметить артиста Александра Андрюшенко, сыгравшего в «Собаках» роль Карего — телохранителя Гора. Александру и раньше случалось играть роли обаятельных бандитов, но роль Карего — квинтэссенция всего сыгранного им на эту тему ранее. Один только виртуозный танец-экспромт, который его внешне неуклюжий персонаж исполняет над телом поверженного Свена, чего стоит! Хорош и Бакс — его сцены в спектакле коротки и немногочисленны, а словарный запас — едва ли не меньше, чем у Эллочки-людоедки, однако артист Данил Русинов умудряется даже на таком небольшом пространстве воплотить интересный образ. Напряженный мыслительный процесс тугодумного бульдога, сопровождающийся угрожающим рычанием «Та-ак!», вызывает в зале поначалу сдержанные смешки, а затем гомерический хохот. Нам кажется, что пьеса «Собаки-якудза» интересна не пресловутой, лежащей на поверхности романтической историей «героя-одиночки», а постановкой вопроса — вопроса про цену, которую следует заплатить за достижение цели. Возможно, главному герою, а вслед за ним и зрителю было бы нелишним задуматься: а стоит ли достигнутый результат таких жертв? А так ли хорош Свен, этот тихий домашний песик, ради своей независимости хладнокровно уничтоживший с десяток собак? А так ли умен Дед Собак (Александр Королевский), самозваный сенсей, вручивший Свену боккэн, но не сумевший толком объяснить ему суть философии самурая? Эти вопросы в спектакле расслышать не удается. Вслед за героями зритель приходит к открытому финалу. Любопытно, что в финале Дед Собак вновь появится на сцене — встает над новой шайкой и призывает их к соблюдению гигиены, что звучит несколько цинично. Когда за независимость заплачено десятком жизней что самое важное? Конечно — отмыть руки!

Фото Сергея Бровко

Панишева Наталья — кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Живет в Кирове. [email protected]

start-std.ru

А ИМ ЛЕТАТЬ ОХОТА… | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

«Собаки-якудза». Ю. Клавдиев. Ростовский-на-Дону академический молодежный театр. Режиссер Михаил Заец, сценография и костюмы Максима Обрезкова, пластика — школы танцев Александра Полякова «Dance Scool».

Якудза, не якудза — какая разница? Что это добавляет к знакомой до оскомины истории вражды двух кланов и чужака, который волею судеб вторгается в их жизнь? Разве что набрасывается на нее экзотический флер. Да и экзотика эта привычна: стилизацией в духе аниме полны киноэкран и интернет, не чурается ее и театр.

Но факт состоялся — чего уж теперь… Ростовский-на-Дону академический молодежный театр под занавес сезона сыграл «Собак-якудза» по пьесе Юрия Клавдиева. Япония так Япония, и сомнений никаких: на видеозаднике самураи выясняют отношения обычным способом. Тут фрагменты из давних фильмов, в том числе из знаменитого «Телохранителя» Акиры Куросавы. А собаки, сменяющие японские кадры, сняты наши, ростовские. За ними охотились по свалкам-закоулкам. Еще снимали прохожих с псами на поводке. Все это сорганизовано по типу полиэкрана — поделено на сектора.

Сцена из спектакля.Фото — архив театра.

Постановщик спектакля Михаил Заец придумал «раму» этой картине: некто за кадром осуществляет видеонаблюдение. Так и докладывает: в таком-то секторе появляется доберман, или московская сторожевая, или бульдог… Тут же на экране возникают собачий портрет и характеристика породы. С актерскими лицами сходства искать не стоит.

Видеокадры все время повторяются: свалка, парковая аллея, домашние питомцы на поводках, японские самураи… Правда, пафос битв там другой: воины защищали обездоленных. В пьесе Ю. Клавдиева собаки из парка и из сквера (почти одно и то же) отличаются лишь местом дислокации и собачатся (извините за тавтологию) из-за съестной добычи. В спектакле и облачение у них одинаковое: черная кожа, заклепки-цепи-бусы-браслеты, боевой раскрас. Вокруг — ничего живого: оформление составляют металлические фермы в несколько этажей, и на них сидят, висят, лазают по ним воинственные злые существа (сценография и костюмы Максима Обрезкова). На экране самураи скрещивают мечи, на сцене — дерутся собаки (пластику с артистами отрабатывали мастера школы танцев Александра Полякова «Dance School»).

Зрелище динамичное, персонажи знакомые — тинейджеры наверняка будут в восторге. Еще и музыка, в которой сошлись рок, техно, диско. Музыку и тексты писала группа «mat! Э band»; один из участников группы пел в стиле рэп, а исполнители ролей — так, как поют обычно драматические артисты, и чересполосица эта резала ухо.

Жанр спектакля определен как экшн-мюзикл, но ни музыкальной драматургии, ни музыкальных характеристик персонажей здесь нет. Есть музыкальное сопровождение сценической истории, саундтрек. И хотя труппа в театре поющая, в этот раз настоящим вокалом блеснула только одна актриса — Валерия Искворина в роли Кошки. Она вообще была самой яркой фигурой в этой отвязной компании: кокетливая, насмешливая, вездесущая, себе на уме. И одета была в роскошную мантию, отороченную мехом, точно ее (самое большее — час назад) выставили из королевского дворца. Богатством наряда и вызывающей повадкой она могла поспорить, а то и перещеголять домашнюю Таксу — мгновенный выразительный эскиз Людмилы Мелентьевой.

В.  Искворина (Кошка), Е.  Овчинников (Свен).Фото — архив театра.

И вот в это странное общество взъерошенных, подозрительных, агрессивных существ попадает ирландский сеттер с королевским именем Свен. Чистенький такой, в велюровом коричневом костюме, при галстуке, в очках (которые он потом снимет — за ненадобностью, видимо). Даже ошейник выглядит на нем как украшение. В общем, сразу видно: мальчик из хорошего дома. Почему Свен ждет, что хозяин, привязавший его к дереву в парке, вернется за ним, совершенно непонятно. Ведь он определенно знает: от него избавились из-за аллергического ринита у хозяйской дочки (хоть и выдуманного). То есть его не обманули, а выгнали без всякой надежды.

Видимо, Свен в действительности никого не ждет; можно предположить, что у него такая легенда для недоброй своры, ибо никаких признаков волнения и нетерпения он не обнаруживает.

А дальше происходит нечто невероятное. Воспитанный домашний пес сходу сориентировался и извлекает для себя максимальную выгоду то ловким ходом, то хитростью, то шантажом. Не будет он униженно выпрашивать отбросы с помойки. На ярмарке собачьего тщеславия Свен тихой сапой сумел обскакать и парковых головорезов, и скверную публику (в смысле псов из сквера). И даже под угрозой смерти не оплошал, проявив недюжинную силу.

И таким привлекательным играет чужака Евгений Овчинников, так играет на наше сочувствие, что не сразу соображаешь: Свен-то здесь хуже всех! Циничный, холодный, без внутренних запретов. Убить — как раз плюнуть. А что Кошку опекает, то это, скорее всего, «влеченье, род недуга». Что же до энциклопедической образованности ирландского сеттера, то она бывает и со знаком «плюс», и со знаком «минус». У Клавдиева половина собачек — начитанные. Доберман Гор, например, способен Зевса от Атланта отличить, а старая овчарка философствует легко и свободно. Избранное общество, можно сказать, на свалке обосновалось.

А песни звучат элегического свойства: «В этом мире все гораздо проще: разбегайся и взлетай»; «Звезды плакали о нас, сгорая в атмосфере»; «Будь собой, неси мечту свою»; «Лети за мной, как птица — нас укроет небо». И, наконец, идет рефреном: «И придет новый день поутру — солнце взойдет». То есть сочинена романтическая баллада. Вспоминается песенка Водяного из известного мультфильма: «…живу я, как поганка, а мне летать охота».

От человека с пистолетом, который вел видеонаблюдение, нарушенное собаками, все спасаются на крыше, где их, видимо, «укроет небо». С чем связан этот беспочвенный оптимизм, не знаю. Больше занимают метаморфозы со Свеном. Есть подозрение, что не все свои подвиги он нам предъявил.

ptj.spb.ru

«Собаки – якудза» - для тех, кому уже есть 16

Эскиз постановки по пьесе Юрия Клавдиева «Собаки - якудза» представили режиссер Юлия Захарова и актеры Казанского тюза коллегии критиков V Международного фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». Уже известна дата премьеры будущего спектакля: 19 марта 2014 года. И то, что введут возрастное ограничение для зрителей: 16+. Однако не только поэтому «Собаки - якудза» наверняка будут собирать аншлаги.

Казанский тюз переживает сегодня непростые времена: минувшим летом скончался главный режиссер труппы Владимир Чигишев. Теперь про каждого режиссера, сотрудничающего или собирающегося сотрудничать с тюзовцами, околотеатральная публика гадает: не он ли будет новым главным режиссером?

Юлия Захарова дает немало поводов так о себе думать. Выпускница Казанского университета культуры и искусств, она училась в мастерской актрисы Казанского тюза Нины Калагановой. Поставленный ею спектакль «Играем в дружную семью» по пьесе Марка Камолетти был признан в 2010 году одним из лучших на режиссерской лаборатории Фарита Бикчантаева «Выход-68». Потом эту постановку, как и другой спектакль Захаровой – «Картонный мир» по пьесе Леонарда Герша, включили в репертуар Дома актера имени Марселя Салимжанова.

В этом году Юлия Захарова поступила в театральный институт имени Бориса Щукина (при московском театре имени Евгения Вахтангова). И, если продолжать разговор об успехах, - выиграла грант Союза театральных деятелей Татарстана на постановку спектакля «Собаки - якудза» по пьесе Юрия Клавдиева в Казанском тюзе.

Как объясняет критик Кристина Матвиенко, пьеса «Собаки – якудза» - о том, как трудно отвоевать право на личную свободу и как непросто жить в большом городе, где каждый день совершается миллион преступлений. Наш современник, драматург Юрий Клавдиев, героями романтического сюжета в жанре экшн сделал обычных городских псов…

Эскиз спектакля Юлии Захаровой демонстрировался не в зрительном зале, а в одном из закулисных помещений тюза. Он начался с довольно продолжительного видеопролога: вместе со зрителями наблюдал за развитием компьютерной игры на стене-мониторе один из актеров. Всего актеров в представленном отрывке-эскизе было девять – девять необыкновенно энергичных, пышущих здоровьем и агрессией мужчин.

Сухие лаконичные диалоги брутальных современников, жесткий – до крови – мордобой героев, резкое включение в «спектакль» оглушительной записи визгливой рок-музыки… Эскиз Захаровой смотреть было интересно, но психологически очень некомфортно. Пугала близость таких «псов»: из-за отсутствия сцены они находились буквально рядом.

«То, что вы сейчас увидели, к будущему спектаклю отношения не имеет. Это одна из возможных интерпретаций эскиза», - заявила Юлия Захарова по окончании двадцатипятиминутного показа. Было видно, что она нервничает.

Театральный критик, эксперт Национальной театральной премии России «Золотая Маска» Олег Лоевский сказал режиссеру Захаровой и занятым в эскизе актерам, что «Собаки – якудза» - «очень правильный выбор пьесы для молодежного театра». Лоевский видел разные решения ее постановки, включая знаменитый спектакль Тимура Насирова в Красноярском Молодежном театре (постановка Насирова - обладатель множества наград, среди которых – участие в программе лучших российских спектаклей «Маска плюс» в рамках XVII Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» и Гран-при фестиваля «Театральный Олимп-2011»). Еще Лоевский сказал, что увидел в эскизе Захаровой «силовую энергию».

Театральный критик и заведующий литературно-драматической частью Камаловского театра Нияз Игламов посоветовал молодому режиссеру быть аккуратнее «с перепадами ритма в постановке» и «с эстетикой натурализма». Игламов полагает, что если у спектакля Захровой «будет внятный месседж», то он «может стать ярким театральным событием».

Главному режиссеру Камаловского театра Фариту Бикчантаеву, по его же признанию, показалось, что в эскизе Захаровой слишком много музыки («перебор!»). Фарит Рафкатович говорил еще о том, что Казань - особенная территория для постановки пьесы «Собаки – якудза». Потому что в Казани хорошо помнят уличные войны восьмидесятых: вражду гоповатой молодежи из одного района к жителям из другого, неофициальные «комендантские часы», бои без правил. И как это было страшно.

Внимательно выслушав критиков, Юлия Захарова сказала, что на создание эскиза будущего спектакля у нее была всего лишь неделя. Это раззадорило Олега Лоевского. Не без удовольствия он воскликнул, что на одной из его творческих лабораторий, посвященных драматургии Шекспира, режиссеры за одну неделю создавали эскизы постановок шекспировских пьес. И актеры играли их в костюмах, гриме, с выученным наизусть текстом!.. Заразил постановщика оптимизмом, короче говоря.

www.evening-kazan.ru

«Наше Время» — Другие «Собаки»

На сцене Ростовского молодежного театра вновь «Собаки». Правда, уже не те: «Собаки-якудза». Якудзой в Японии называют форму организованной преступности.

Просто «Собак» поставил в этом театре более двух десятков лет назад его тогдашний главреж Владимир Чигишев. Впрочем, это были далеко не просто «Собаки». Во-первых, рок-опера. Во-вторых, в ее персонажах — собаках, живущих в овраге, зрители угадывали представителей, как тогда говорили, неформалов. Рокеров, байкеров, брейкдансеров, металлистов и т. д. Тех, которые в глазах идеологов той эпохи, были чуждым элементом.

Спектакль появился в то время, когда «дверочка» гласности отворилась, о неформалах, прежде редко упоминаемых публично, заговорили и заспорили в радио- и телеэфире. Но многие, особенно власть имущие, тем более далеко от Москвы, продолжали относиться к ним с большой опаской.

Персонажи, одетые как классические неформалы да еще и поющие рок-композиции... Ничего подобного на донской театральной сцене прежде не было. И не только на донской. «Собаки» шли с оглушительным успехом всюду: и дома, и на гастролях.

Этот спектакль надолго вошел в репертуар Ростовского молодежного. Он стал его визитной карточкой. Уже подзабылось, что такое неформальные молодежные объединения, уже иные неформалы обрели ту респектабельность, над которой издевались в молодые годы, а у «Собак» по-прежнему было много новых благодарных зрителей, которые находили в этой рок-опере уже что-то свое.

Потенциал пьесы «Прощай, овраг!», ставшей основой для создания рок-оперы «Собаки», не исчерпан и по сей день. Она и сейчас идет в профессиональных и любительских театрах. Ведь ужас беззащитных, от которых хотят очистить овраг, чтобы возвести на его месте многоэтажку, теперь даже понятнее, чем прежде.

Однако action-мюзикл «Собаки-якудза» — это не новые вариации на тему «Прощай, овраг!» Нынешний главреж Ростовского молодежного Михаил Заец отталкивался от другой востребованной пьесы. Ее автор — Юрий Клавдиев.

Если сказать, что это тот самый человек, который написал сценарий телесериала «Школа», многие из поколения первых зрителей чигишевских «Собак» насторожатся.

«Собаки-якудза» — это не согретый душевным теплом «Прощай, овраг!» Но это и не «Школа». Тут как-то все слегка по-голливудски, начиная от типажей и кончая остротами.

Зрителям «Собак» трудно было сдержать слезу, когда Гордый, пес благородных кровей, решал разделить печальную участь своих бездомных друзей, пусть погибнуть, но не предать. «Собаки-якудза» тоже заставляют переживать за главного героя - ирландского сеттера Свена, брошенного хозяевами в парке и затеявшего опасную игру против главарей местной собачьей мафии. Проникновенно исполняет его роль Евгений Овчинников, но сам персонаж другой — не такой открытый и бесхитростный. И чувства он вызывает иные — не такие сильные.

В «Собаках-якудза», как и в тех «Собаках», звучат композиции ростовских авторов. Теперь это уже не рок-музыка, а хип-хоп: опусы активно завоевывающей радио- и телеэфир группы маt!э band. В спектакле они звучат как монологи персонажей о сложных жизненных вопросах.

Среди артистов, занятых в «Собаках-якудза», есть те, которые играли в «Собаках». Валерия Искворина там была Таксой, а здесь — Кошка. Причем ярчайшая индивидуальность. А какой голосище!? На этом спектакле стоит побывать только ради того, чтобы увидеть и услышать Кошку.

А Юрий Филатов, наоборот, прежде был котом с японским именем Ямомото, ныне — дед Собак, хранитель самурайской мудрости.

Кстати, самурайский уклон этой пьесы ( в спектакле он усилен показом кадров из старого фильма про самураев давних времен), объясняют в Сети тем, что дед ее автора Юрия Клавдиева, участвуя в войне против милитаристской Японии, проникся уважением к вековым традициям самураев и повлиял на внука, который вырос в убеждении, что путь мужчины — это путь самурая.

Мюзикл «Собаки-якудза» вышел в годовщину смерти Чигишева. Эту премьеру театр посвятил ему, посвящение не могло не вызвать толков о том, как воспринял бы сам Чигишев этих новых «Собак»?

Спорить об этом — дело непродуктивное, но вот интересный факт: в Казанском театре юного зрителя, который Чигишев возглавил, уехав из Ростова, нынешней весной тоже поставили спектакль про опасные приключения ирландского сеттера Свена...

Есть постановки пьесы «Собаки-якудза», финалы которых выдержаны в духе легенды о рыцаре, убившем дракона, но вскоре принявшим его облик и повадки. Михаил Заец ставит точку в своем спектакле в тот момент, когда победители поют красивую мантру - хит этого мюзикла - и верят, что они — на пути к добру и справедливости.   

www.nvgazeta.ru

СОБАКИ-ЯКУДЗА , "Открытая сцена" - КНС-Культурные Новости Столицы

2 марта, "Открытая сцена"  Режиссер и юные актеры театральной студии Культурного центра «Зодчие» создали спектакль-комикс, где каждая сцена - иллюстрация жестокого, нежного, ироничного и крайне серьезного мира подростков, в котором не существует полутонов. Спектакль «Собаки-якудза» по одноименной пьесе Юрия Клавдиева родился в результате театрального эксперимента – это спектакль о подростках, где роли исполняют ровесники героев пьесы.

Это спектакль о свободе и ее границах, о выборе, который приходится делать каждый день, о том, как всегда оставаться собой в безжалостной к индивидуальностям среде. На московской сцене пьеса ставится впервые. В спектакле звучит музыка группы "Клад яда" (тексты и музыка - Юрий Клавдиев) Культурный центр «Зодчие» Спектакль-комикс. Текст: Юрий Клавдиев, Режиссер: Антон Хлюпин  Актеры: Джонни Логода, Марина Багрова, Мария Джорджадзе, Анна Зайкина, Александр Елисеев, Станислав Щетинин, Илья Тюрин, Владимир Рогозинский, Александра Самойлова, Александра Рыжкова, Владимир Орлов, Артем Арчаков, Константин Буковецкий, Владислав Крамаренко, Алексей Матушкин, Кузьма Федорович, Анастасия Щукина, Ника Бучаченко, Автор идеи: Марина Луговая, Сценическая речь: Андрей Рогожин, Сценический бой: Алена Казанцева, Павел Рассомахин, Хореограф: Анастасия Трофимова.

 Проект "Открытая сцена" создан в 2001 году. Это пространство свободного творчества и эксперимента в области театра, аудиовизуального искусства, перфоманса, музыки и образования. Мы открыты для новых форм, молодых имен и необычных форматов. Сегодня на "Открытой сцене" ставят свои спектакли Олег Глушков, Кирилл Вытоптов, Денис Азаров, Арсений Эпельбаум, Вячеслав Игнатов, Филипп Виноградов, Алексей Размахов, Екатерина Василева и др. В новом сезоне 2013/2014: драматические, музыкальные, пластические и детские спектакли, освоение новых сценических пространств, фестивали, выставки, образовательные проекты, запуск "Академии театрального зрителя" и многое другое.

ntm-news.ru

Станут ли "Собаки-якудза" любимцами казанской публики? -

В Казанском театре юного зрителя приступили к репетициям спектакля под рабочим названием «Приключения Свена» по пьесе современного драматурга и сценариста Юрия Клавдиева «Собаки-якудза».

Юрий Клавдиев начал писать с 12 лет, а в 27 проснулся знаменитым, получив на международном фестивале современной драматургии «Любимовка» приз в номинации «Лучший дебют».  С тех пор его пьесы публикуются в журналах «Театр» и «Современная драматургия», ставятся в театрах Перми, Москвы и Санкт-Петербурга. Он соавтор сценария фильма «Кремень», режиссёра Алексея Мизгирёва, за который они получили Приз им. Гр. Горина «За лучший сценарий» на фестивале «Кинотавр» в 2007 году.  Автор сценария к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» (2008) и т.д.  Юрий родом из Тольятти. В этом городе живёт и работает много талантливых  драматургов. Так уж сложилось!  Что этому причиной, пожалуй, не в курсе  даже наука, но тольяттинская школа – одна из самых влиятельных в движении новой драмы. Кроме того, Юрий в своей жизни побывал и скинхедом, и панком, и по сей день поддерживает отношения со старыми друзьями этих молодёжных течений. Его пьесы отличаются острой социальной направленностью. 

Рассказывая о своём детстве, Юрий говорит, что его дед-фронтовик лицом к лицу встречался с японскими  самураями, и, вернувшись с войны, он построил семейный уклад в самурайских традициях. Будущий драматург с юности был убеждён, что путь мужчины – это путь воина. Вместе с тем, его осмысленная жизнь началась в бандитские 90-е. А жизнь в довольно крупном городе научила его понимать мегаполис. «Город — странное существо. Это и Дантов ад, и Земля обетованная… — пишет он в одной из своих книг, — Там есть островки безбрежной нежности и красоты, есть раковые пятна человеческой темноты и тупости, есть гниль жестокости и зла, а есть скрытые сокровища разума… Город для меня — некая пиратская карта Роберта Стивенсона, с которой для него начался его «Остров сокровищ».

На этих трёх китах: убеждении, что путь мужчины — путь воина, ситуации групповых драк, смоделированные на основе жизненного опыта, и его ощущение города легли в основу пьесы «Собаки-якудза».

Сеттер Свен из семьи, где хозяин его любил и баловал, попадает в жестокий, злобный мир улицы, где царят свои законы и обитают две враждебные группировки, давно  поделившие зоны влияния, каждая из которых, поняв, что Свен не только может постоять за себя, но и умен, желает заполучить его себе. Свен оказывается перед сложной проблемой, как сохранить себя и остаться в живых.

Именно о том, «как не поддаться влиянию системы, иметь свою точку зрения, отстаивать свое мнение, свою позицию и не позволять обществу вешать на себя ярлыки» и будет поставлен спектакль в Казанском ТЮЗе. Так выразила основную концепцию постановки режиссер Юлия Захарова.

На сегодняшний день проведена большая работа над постановкой, сделаны купюры авторского текста,  это будет одноактный спектакль, стилизованный под компьютерную игру. Драки, которых в пьесе великое множество, не сокращены, но они будут без крови и травм. «Мы делаем всё, чтобы было как можно меньше пропаганды насилия и жестокости» — пояснила Юлия. Уйдёт на задний план лирико-романтическая линия в сюжете пьесы, больший акцент молодой режиссер планирует сделать на  социально-политическую направленность поднятой проблемы. «В пьесе есть еще и некая третья сила, которую все боятся,-  это люди, чьими руками  творится зло, это одно. – говорит Юлия, — Но главная идея – существование некоего организованного сообщества со своей иерархией. Организации — они же не обязательно преступные. Мы все работаем в организациях, в какой-то определенной системе. И, как герои пьесы, платим дань — налоги». 

Юлию Захарову можно назвать молодым, но уже поднабравшим опыта режиссером. На сценических площадках Театра на Булаке и Дома актёра им. Салимжанова зрители могли видеть две её постановки. Комедию «Играем в дружную семью» и драму «Картонный мир».

Сегодня вокруг Юлии уже собралась  креативная команда, с членами которой она познакомилась и сдружилась в процессе предыдущих постановок. Причём, при подборе людей она руководствуется не регалиями  и длинным списком сделанных работ, а их желанием и способностями. Драки в спектакле уже репетирует Марсель Зинатуллин, за сценографию отвечает художник Альберт Шиабиев. Готовы эскизы костюмов, решено было исходить из пород собак и их масти, так что ярких красок в костюмах не будет, правда, логотипы кланов, будут нанесены на одежду светящейся в темноте краской. Украшением спектакля станут  анимационные вставки, которые готовит Анастасия Радвогина.

 Всё это новые для ТЮЗа имена, и не удивительно — почти все они дебютанты, а вот актёров приглашенных не будет. Молодым поклонницам данного театра будет приятно узнать, что в главной роли занят Ирек Галлямов, а его верный товарищ на сцене —  Арсений Курченков. Главарями собачих банд «назначены» бывалые артисты ТЮЗа. Главу стаи из парка,  добермана Гора, сыграет Владимир Никитин, его телохранителей возьмут на себя Анатолий Малыхин и Виталий Дмитриев, а Василий Фалалеев выступит в роли непримиримого врага Гора, главы стаи из сквера, бульдога Бакса. Красавца Принца, правую руку, Бакса сыграет Алексей Егоршин. Роль подружки Свена, независимой Кошки, очень подходит  Марии Фалалеевой. Старого мудрого Деда собак исполнит Александр Купцов, роль хозяина ночлежки Атоса досталась Александру Яндаеву. 

Премьера спектакля назначена на 19 марта. Основательные репетиции начнутся в январе, сразу после окончания рождественских школьных каникул, так как многие перечисленные актёры заняты еще и в новой постановке новогодней сказки. Но уже сейчас, на редких читках и обсуждениях у актёров и молодого режиссера сложились доброжелательные отношения. Творческий взгляд на личность актёра, восприятие её как активного звена процесса создания спектакля, индивидуальный подход к каждому отличает манеру работы Юлии Захаровой.

«Я считаю, что спектакль получается только тогда, когда каждый артист, как и я, режиссер, болеет за  идею спектакля и поэтому, я стараюсь ответить на все вопросы, которые у них возникают. Игра актёра в таком случае становится личностным высказыванием. А это дорогого стоит!».

Юлия производит впечатление мужественного и глубокого человека. Не отвергая современных режиссеров, она стремится создать свой собственный путь в режиссуре, избегает подражания и верит в себя, актёров и самоценнось искусства.

В конце нашей беседы Юлия неожиданно улыбнулась: «Вы крупными буквами напишите, что я не собираюсь делать в ТЮЗе революцию, потому, что есть те, кого это беспокоит!»

Революции вообще приносят с собой разрушения и заканчиваются кровью и слезами многих людей, это не то, что нужно самому демократичному театру нашего города. И всё же хочется верить, что такой режиссер, как Юлия Захарова своей постановкой утолит жажду думающего зрителя по настоящему искусству. Жажда эта неизлечима,и кончается лишь со смертью или полным разочарованием зрителя. Её не убивают ни красоты природы, ни смертельно вредоносное для всего живого телевидение, ни водка, ни голодная диета, ни привычно-хвалебные рецензии, как правило, мало понимающих театр, средств массовой информации.

Дождемся ли мы сатисфакции за долгое  ожидание перемен, станут ли  «Собаки-якудза»  Юрия Клавдиева в постановке Юлии Захаровой важным событием, долгожданным и радостным праздником для театральной Казани, покажет время.

www.yakazanec.com