Собаки в русской живописи. Собаки в живописи


Собаки в живописи - Собрание сочинений

Детям о живописи

Автор: Терентьева Наталья Сергеевна, учитель ИЗО и технологии МОУ "Шерагульская ООШ " , Тулунского района, д. Новотроицк.

Описание работы: материал может быть полезен учителям изо, воспитателем детского сада, руководителем изостудий. Данная тема может стать исследовательской работой школьников.

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными.

До нас дошли барельефы собак Древнего Египета, керамика с рисунками собак Древней Греции и Древнего Рима.

Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Любовь к собакам у живописцев всех стран и эпох родилась неспроста. Собака пожалуй самое близкое к человеку животное. Собака в картинах художников это друг, спаситель, помощник.

Существует множество высказываний великих людей посвященных этому бескорыстному существу.

Вот некоторые из них.

Собака святая. Она по природе своей непосредственна и честна. Она чувствует, когда не до неё, и может часами неподвижно лежать, пока её кумир занят. Когда же хозяин опечален, она кладёт ему голову на колени. “Все тебя бросили? Подумаешь! Пойдём погуляем, и всё забудется!” Эксел Мант.

Людям трудно даётся счастье. Они замыкаются в себе, попадают в просак. Они сами не знают, что им нужно, и грустят, грустят… У собак таких сложностей нет. Они знают, что счастье – это когда что-то делаешь для других. Собаки делают всё, что в силах, лишь бы угодить своему двуногому другу, и счастливы, если это им удаётся. Джон Ричард Стивенс.

Собаки, храни их Бог, считают, что человек – существо слабое, беззащитное, нуждается в постоянной любви и заботе. Лизнёшь невзначай руку, потрёшься мохнатой мордой о ногу, и бедный хозяин знает: друг не покинет его в беде. Мэри Макгрори.

Любишь меня – люби мою собаку. Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью… Э. Сетон-Томпсон.

Благоговение – чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку. Амброз Бирс.

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. Илья Ильф.

Лучшее, что есть у человека, – это собака. Туссен Шарле.

У собак лишь один недостаток – они верят людям. Элиан Дж. Финберт.

Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. Антон Чехов.

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. Ж. Бюффон.

Возможность выбрать родственника выпадает человеку только один раз в жизни - когда он заводит собаку. Марк Сигал.

Собака - это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя. Джош Биллингс.

В собаке собрано все лучшее, что может быть в человеке! Этьен Шарле.

Тот, кто говорит, что счастье не купишь, никогда не покупал щенка. У. П. Лэмптон

Лучшее, что есть у человека - это собака. Туссен Никола Шарле.

Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке... Я. Вишневсий.

Вернемся к художникам. Представляю подборку картин с изображением собак.

Приятного просмотра!

А. Брюллов. "Портрет Н. С. Голитциной ".

Пабло Пикассо. "Мальчик с собакой ".

Эдвин Ландсир. "Спасенная ".

Чарльз Бартон Барбер. " По пути из школы ".

Гарольд Пиффард. " Хочешь кусочек? Скажи "гав "! ".

Ф. Гойя. "Снежная буря ".

Джон Эммс. " Фоксхаунды и терьер на конюшне ".

Мурильо. " Мальчик с собакой ".

Антон Ван Дейк. "Дети короля Карла I ".

Филипп Рейнегл. " Портрет необычной музыкальной собаки ".

Дениэль Кевин.

www.testsoch.info

Собаки в русской живописи

Собаки в русской живописи

Собаки в русской живописи появляются в портретах знати в середине XVIII века. Известный портрет Юсупова Н.Б. в детстве презентует нам и его собачку. Собачка похожа на маленького бульдога, через 150 лет более крупную собаку похожей породы будет держать на руках его праправнук Феликс Юсупов. Собаки сопровождали Н.Ь. Юсупова всю жизнь : его можно увидеть на парадном портрете в охотничьей одежде с собакой в его молодые годы, затем с собакой (белый пудель?) на парадном портрете  кисти художника Лампи (Иоганн Баптист Лампи). Уже по этим трем портретам можно сказать, что Юсупов Николай Борисович был любителем природы, охоты и сельской жизни. Как минимум в мечтах. 

Семейство князей Юсуповых часто изображалось художниками с собаками. Два портрета: Юсуповой Зинаиды и его сына Феликса Юсупова в исполнении Серова как раз показываю нам две собаки, которые жили в семье скорее всего одновременно: бульдог и шпиц. Бульдога держит на руках Феликс Юсупов, а рядом с Зинаидой Юсуповой мы видим белого шпица.

Первое изображение царской особы с собакой мы видим на известном портрете "Екатерина на прогулке в Царском Селе". Известно, что Екатерина Великая любила собак породы "левретка". Эта самая белая левретка изображена на картине, прогуливающаяся вместе с Екатериной. Еще две гравюры этого же периода изображают прогулку в Царском Селе, и на этих двух гравюрах можно различить силуэты собак, в которых всегда угадываются левретки.

Следующее изображение царя - Николай Первый перед своим дворцом "Коттедж", в домашнем сюртуке без знаков отличия, и с собакой у ног. Собака, скорее всего, пудель.

Александр Второй в кресле с собакой: немолодой человек сидит в кресле с сигарой, у ног - собака. Собака охотничья, мужчина бодрый, но уже немного усталый. Домашний портрет главы семьи. Художник Маковский.

В семейном портрете Александра Третьего (Портрет императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича. Худ. Л. Туксен, 1884 г.) целых две собаки : можно предположить породы: овчарка и шпиц. Именно они добавляют ощущение дома в этот почти официальный портрет.

В середине XIX века английская художница Кристина Робертсон пользовалась большой популярностью при русском дворе. А критики её ругали за льстивость и сентиментальность. Ярким элементом сентиментальности были собачки у ног императриц и великих княжон.

Что добавляет собака к портрету любого вельможи или царя? Человечность! Теплоту и душевность, даже если их немного у главного персонажа.

Кроме парадных и не прадных портретов , есть еще многочисленные сцены охоты.

(Из серии "Собака - символ 2018 года) 

Ботман Егор (1800-1891) Исторические полотна русского живописца Алексея Даниловича Кившенко..  Застреленный Волк

sadogorodsad.ru

Великолепные собаки в живописи BOba Bertram

Ты появился в нашем доме, так долго ждали мы тебя...Ох, сколько радости и счастья ты подарил, нам всех любя!Ты был забавным, милым парнем с рубашкой яркой, как огонь,Любил сидеть у ног мечтая, подсунув морду под ладонь.В поля тебя тянуло сильно, и запах дичи голову кружил.Ты был готов работать вечно, ах, если б вечность ты прожил...Но больше ты нас не встречаешь, не лаешь басом на звонок,Не просишь лакомства на полке, не подставляешь гладить бок.Не тащишь кофту на подстилку и не вздыхаешь глубоко,В душе, малыш, ты рядом с нами, как без тебя нам нелегко...

С большими добрыми глазамиИ шерстью шелковистей льна,Болотной топью и лесамиВедет охотника она,За дичью следует часамиИ выстрелом возбуждена.Все, что подбито будет нами,Достанет хоть с речного дна.А на бегу легка, как ветер,Зовут ее - ирландский сеттер,Охотнику слуга и друг,Звено в цепи собачьих звеньев.Не с нею ли Иван ТургеневПорой ходил на Бежин луг?..Владимир Ант(Трипольский)

.

Ваше благородие, Охотничья собака!Хоть и не служебная, служит нам, однако.Вместе на охоте в дождь, жару и снег.Низко поклонись ей, Охотник-Человек!Ваше благородие, Легавая собака!Жаль, что нет такого знака Зодиака.Короток и труден ее собачий век.Низко поклонись ей, Охотник-Человек!Ваше благородие, Ирландский сеттер!Рыжий, словно солнышко,Быстрый, словно ветер.Верен и надежен, страстен и чутьист.Низко поклонись ему, Охотник-Ирландист!(автор не известен)

Охотничьих собак не перечесть,И каждый пес работает на совесть,Но сеттерам мы отдаем особо честьЗа ум, выносливость, чутье и скорость.Английские, ирландские – красивы и умны,Но только дело, понимаете ли, в том:Шотландский сеттер – это супер пес,Заметил Александр сэр Гордон.Английский сеттер мягок и послушен,Всегда во всем хозяину подстать.Пушистый, мягкий, легкий и воздушныйС самозабвеньем будет дичь искать.Ирландский – молния! Так ярок быстр и весел!Его на месте вам не удержать.Летит по полю он, как красный ветер,Хозяину в охоте помогать.Шотландский сеттер не такой пушистый,Но чернота его подпалами горит,И, может быть, он не настолько быстрый…Совсем другим "шотландец" знаменит.Упорнее охотника не сыщешь,Никто не скроется в густой траве.Он каждый уголок в лесу обыщетБез устали, без отдыха себе.И в стойку встанет, если дичь почует,На месте, словно памятник, замрет.И, как стрела, хозяину послушен –По знаку он отправится вперед!Отвага, ум, выносливость, послушностьЗаслуживают общее признанье,Но главное - в их преданных собачьих душахИ

subscribe.ru

Собаки в живописи | Снупики – сайт о собаках

Уже в древности собака –  верный спутник в жизни человека. Примерно 4500 лет до н.э. собак изображали в наскальной живописи, но представляли их совершенно непохожими ни на одну современную породу собак. Только в живописи Древнего Египта мы можем заметить знакомые черты наших четвероногих друзей.

В римской империи собака становится в полном смысле незаменимым домашним животным и компаньоном: стережёт имущество и помогает на охоте, исполняет любой приказ хозяина, верна и предана.

На долгое время, вплоть до Средневековья художники будто забывают о существовании собак, и те лишь изредка «забегают» на их полотна. Вполне возможно, виной этому послужило отрицательное представление о собаках, проявляющих агрессию, изголодавших, пожирающих падаль. У мусульман собака считалась нечистым животным, являлась символом смерти и зла. Однако у большинства людей отношение к собаке стало постепенно меняться: всё-таки долгое сотрудничество на охоте не могло не сказаться, она вновь замелькала на картинах и гравюрах, правда, чаще всего в своре. Художники любили изображать сцены охоты королей в сопровождении нескольких собак, хотя в действительности численность королевских стай порой достигала 1000 животных. Несмотря на то, что живопись стала намного реалистичней, далеко не всегда можно догадаться, собака какой породы послужила моделью художнику. Возможно, это были помеси. Каждый тип собак имел спою специализацию. Гончие псы использовались только для нахождения и преследования зверя. Относящиеся к ним породы схожи по внешнему виду и отличались главным образом окрасом: чёрные собаки св. Губерта, белые королевские гончие, бретонские багряные гриффоны и серые гриффоны Людовика Святого. По названиям можно судить об их происхождении. Легавые участвовали в соколиной охоте, до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.

В конце Средневековья на живописных полотнах собака уже представлена другом человека (собака-компаньон). Небольшие по сравнению с охотничьими псами левретки и прочие карликовые собаки ластятся к своим хозяйкам, развлекают их, нежатся у ног или на коленях, благосклонно принимая от человека проявления нежности и любви. Вот уж действительно, на изображения собак художники Ренессанса не скупились! Каких только их не увидишь на картинах XVI века: от крошечных живых игрушек благородных дам и девиц и изящных левреток до более внушительных размеров псов, сопровождающих господина. Собака и человек становятся ближе друг к другу. Типичная сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся на пир гостей, собака уплетает объедки с праздничного стола. Отныне к собаке относятся как к настоящему товарищу, и художники всех стран наперебой рисуют её.

Начиная с XVII века, количество пород значительно возрастает, что опять-таки, во всяком случае, вначале, было связано с охотничьей деятельностью: разнообразие дичи и способов охоты на неё влекло за собой и необходимость специализации собак. Тем не менее, к концу века интерес к охотничьим собакам несколько угас, что привело к появлению более мелких собак, таких, например, как кинг-чарлз-спаниель, полюбившийся сильным мира сего. Со временем любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна или, по крайней мере, помещали их на видное место. А отдельные художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, т.е. стали анималистами, например, Франсуа Депорт (1661 - 1743), официальный художник Людовика XIV, Пауль де Вос (1595- 1678), Жан-Батист Удри (1686- 1755). Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно срисованы с натуры. Порой даже кажется, что иные картины были специально созданы для увековечения памяти животного. В XIX — XX веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сентиментальности. Любовь к животным со стороны художников и всего общества растет из года в год. Последователи же абстрактного искусства стали воспринимать собаку скорее как некий символ, и определить породу животного, но их полотнам не представляется возможным. Так или иначе, собака была и остаётся неиссякаемым источником радости и вдохновения для всех мастеров живописи.

snypiki.ru

GOLDEN RETRIEVER & BASENJI ЗОЛОТИСТЫЙ РЕТРИВЕР И БАСЕНДЖИ

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными.До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров.Современным китайским художником-анималистом является художник Mi Chunmao, который родился в Baxian, провинция Хэбэй , в 1938 году. В настоящее время является членом Китайского Союза художников. Mi проявил значительную заинтересованность к рисованию и скульптуре когда еще был ребенком. В 1959 году он изучал технику китайской живописи и скульптуры. Его любимыми темами являются милые мелкие существа: котята и щенки, которых он изображает “как живыми”. Mi Chunmao выбирает только очень спокойные приятные цвета для своих работ. Очаровательные котята и щенята на первый взгляд кажутся нарисованными другим человеком, но таким образом автор хотел сделать свои работы не похожими на все другие работы такого стиля.

У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан - лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, - хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, - входят в коллекцию шедевров мировой живописи. Английский художник-анималист XIX века Эдвин Ландсир (Sir Edwin H Landseer) изображал на полотнах ньюфаундлендов, очень популярных в то время среди знати. Благодаря его творчеству эти собаки приобрели известность и стали называться его именем. На одной из его картин ньюфаундленд изображен с девочкой, спасенной им при кораблекрушении. Собака не расставалась с маленькой хозяйкой несколько лет, пока не отыскались ее родители:

Sir Edwin H Landseer. Saved (Newfoundland)

А одна из самых знаменитых картин в мире кисти этого мастера с изображением собаки называется "Достойный член человеческого общества":

Sir Edwin H Landseer. Distinguished Member of the Humane Society (Newfoundland). 1838

Следует отметить, что ньюфаунленд далеко не единственная порода собак, изображенная на полотнах художника. Он рисовал много совершенно разных собак: и терьеров, и сенбернаров, и сеттеров, и грейхаундов, и даже дворняжек. Ландсир старался изображать зверей более красивыми, чем они были в действительности.

Landseer and His Friends

Landseer Sir Edwin Henry. Dignity and Impudence. 1839

Sir Edwin Landseer. Eos, A Favorite Greyhound of Prince Albert

Sir Edwin Landseer. Odin (Golden Retriever)

Sir Edwin H Landseer. A Puppy teasing a Frog, 1824

Это далеко не все картины Sir Edwin Landseer, просто здесь выбраны те из них, где центральное место на полотнах занимает образ собаки.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. В России образовалась большая группа анималистов, среди которых были мастера керамической, деревянной, металлической пластики, иллюстраторы детских книг. Это такие художники, как В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин, Д.В. Горлов, А.Г. Сотников, А.В. Марц, В. Серов, В. Лебедев, В. Васнецов, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Суриков. Произведения некоторых из них вам хорошо известны с раннего детства. Например, художник детской книги Е.И. Чарушин, кроме своих собственных книг, иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, М.М. Пришвина и др.У нас художников-анималистов сегодня можно пересчитать по пальцам. И в числе тех, кто посвятил себя этому сложному, но очень интересному жанру, - Марина Ефремова. Главные герои работ Марины Ефремовой - животные, живущие рядом с человеком. Они занимают важное место в жизни людей, причем не только тех, кто их держит. Многим интересны домашние любимцы известных политиков и людей искусства. Мы знаем, что королева Англии держит корги, президент США Джордж Буш - спаниеля, Владимир Путин - пуделя и лабрадора, кстати, подаренного ему Сергеем Шойгу. Жан Поль Бельмондо нежно привязан к своему йорки, Лайма Вайкуле держит американских бульдогов, Эльдар Рязанов - ризеншнауцера, Игорь Крутой - спаниеля, Александр Абдулов - жесткошерстную таксу, Александр Малинин - стаффордширского терьера… Таких примеров можно приводить сотни и сотни. Кстати, чем более динамичную жизнь ведет человек, чем большим нагрузкам и стрессам он подвергаеся, тем важнее для него присутствие рядом четвероногого спутника, любимца и друга, не просто развлекающего его, а зачастую берущего на себя его усталость и даже боль. Вот некоторые картины Марины Ефремовой:

Упряжка (Хаски), 2005 год, холст, масло. Галерея анималистической живописи и графики

 

Борзые в поле, 2002 год, холст, масло

Картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

 

В статье использованы материалы Интернетматериалы статьи Николая ПРОШИНАматериалы сайта http://www.nv.ru/ с любезного согласия владельца

 

 

h-dogs.narod.ru

СОБАКА В ЖИВОПИСИ.

       Еще на заре человеческой цивилизации собака становится, как принято говорить, верным спутником человека: уже ок. 4500 лет до н.э. ее изображают в наскальной живописи. Разумеется, дичь сильнее подстегивала воображение первобытных художников, однако не забывали они и про четвероногих помощников охотников, но представляли их совершенно непохожими ни на одну современную породу собак. Лишь в живописи Древнего Египта у собак начинают появляться знакомые черты.

Страж жилища - в Римской империи.

       В Римской империи роль собаки в обществе стабилизируется. Она становится в полном смысле домашним животным: стережет имущество и помогает на охоте, всегда готовая исполнить любое приказание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Большинство собак - это могучие, грозные молосские псы, и близко не подпускающие к дому чужаков.

Охотница - в Средние века.

       На долгое время, вплоть до Средневековья, художники словно забывают о существовании собак, и те лишь изредка «забегают» на их полотна. Вполне возможно, виной тому стал сложившийся в обществе малопривлекательный образ агрессивных, вечно голодных, а потому крайне опасных бродяг, пожирающих падаль. Недаром у мусульман собака считалась нечистым животным, символизирующим силы зла и смерти.        Однако у большинства людей отношение к собаке стало постепенно меняться: все-таки долгое сотрудничество на охоте не могло не сказаться, она вновь замелькала на картинах и гравюрах, правда, чаще всего в своре. Художники любили изображать сцены охоты королей в сопровождении нескольких собак, хотя в действительности численность королевских стай порой достигала 1000 животных.        Несмотря на то что живопись стала намного реалистичней, далеко не всегда можно догадаться, собака какой породы послужила моделью художнику. Возможно, это были помеси. Каждый тип собак имел свою специализацию. Гончие псы использовались только для нахождения и преследования зверя. Относящиеся к ним породы схожи по внешнему виду и отличались главным образом окрасом: черные собаки св. Губерта, белые королевские гончие, бретонские багряные гриффоны и серые гриффоны Людовика Святого. По названиям можно судить об их происхождении. Легавые участвовали в соколиной охоте, до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.

Эпоха Возрождения: начало сближения.

       В конце Средневековья на живописных полотнах собака уже представлена другом человека (собака-компальон). Небольшие по сравнению с охотничьими псами левретки и прочие карликовые собаки ластятся к своим хозяйкам, развлекают их, нежатся у ног или на коленях, благосклонно принимая от человека проявления нежности и любви. Вот уж действительно, на изображения собак художники Ренессанса не скупились! Каких только их не увидишь на картинах XVI века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток благородных дам и девиц до более внушительных размеров псов, сопровождающих господина.        Собака и человек становятся ближе друг к другу. Типичная сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся на пир гостей, собака уплетает объедки с праздничного стола. Отныне к собаке относятся как к настоящему товарищу, и художники всех стран наперебой рисуют ее. Например: Венеция, канал, женщина в гондоле ласкает болонок, удобно устроившихся на подушечке. Разумеется, остается в чести и охота. Причем различные типы собак - гончие, легавые - выделяются на картинах все отчетливей.

Эволюция пород с XVII века до нашего времени.

       Начиная с XVII века количество пород значительно возрастает, что опять-таки, во всяком случае вначале, было связано с охотничьей деятельностью: разнообразие дичи и способов охоты на нее влекло за собой и необходимость специализации собак. Тем не менее, к концу века интерес к охотничьим собакам несколько угас, что привело к появлению более мелких собак, таких, например, как кинг-чарлз-спаниель, полюбившийся сильным мира сего.        Со временем любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна или, по крайней мере, помещали их на видное место. А отдельные художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, т.е. стали анималистами, например, Франсуа Депорт (1661 - 1743), официальный художник Людовика XIV, Пауль де Вос (1595 - 1678), Жан-Батист Удри (1686 - 1755).        Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно срисованы с натуры. Порой даже кажется, что иные картины были специально созданы для увековечения памяти животного.        В XIX - XX веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изобразжения четвероногих любимцев склоняется к сентиментальности. Любовь к животным со стороны художников и всего общества растет из года в год.        Последователи же абстрактного искусства стали воспринимать собаку скорее как некий символ, и определить породу животного по их полотнам не представляется возможным. Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения для всех мастеров живописи.

Энциклопедия собаки ROYAL CANIN, ООО «Издательская группа ЖИЗНЬ», 2006.

l-friends.ru