Бездомные собаки в московском метро. Собаки в метро


Как бродячие собаки ориентируются в московском метро? | Россия | ИноСМИ

Для большинства из нас ежедневные поездки на работу — то, с чем приходится мириться. Шумные, многолюдные и зачастую перегруженные мировые подземки суть места, которые мы, люди, терпим по необходимости. Между тем, совсем по-другому на дело смотрят «четвероногие пассажиры московского метро». Как оказалось, городским метрополитеном пользуется целый ряд бездомных собак, и, что примечательно, они, похоже, знают, куда им надо ехать.

Из более чем 35 тысяч бродячих собак Москвы предположительно около 20 регулярно ездят на городской подземке. Эти собаки, как кажется, способны определить, на какие поезда садиться и где сходить. Похоже, они чутьем распознают людей, которые могут их чем-нибудь угостить или приласкать — и избегают тех, кто будет обращаться с ними иначе. Они также демонстрируют впечатляющую способность хорошо переносить шум и кипучую деятельность загруженного метрополитена, которую многие домашние собаки нашли бы тяжелой и сбивающей с толку — их действительно можно часто увидеть дремлющими в переполненных вагонах.

Хуаньцю шибао09.08.2015Los Angeles Times06.01.2014The Christian Science Monitor17.02.2013Slate07.06.2013Так как же московские бродячие собаки усваивают это поведение? Что ж, на протяжении нескольких тысяч лет собаки эволюционировали бок о бок с людьми. За это время они выработали способность распознавать и реагировать на наши физические и эмоциональные сигналы. В то время как у большинства животных интерпретация социальных сигналов других видов вызывает трудности, собаки являются отличными знатоками человеческого поведения. Это свидетельство некоторым образом объясняет то, как собаки в московском метро знают, к кому подойти, а от кого держаться подальше.

Эти социальные навыки убедительно свидетельствуют в пользу определенной конвергентной эволюции, имевшей место между собаками и людьми. Она происходит, когда различные виды во время адаптации к общей среде развивают сходные черты. Так, способности четвероногих обитателей метро, возможно, даже говорят нам об усвоенных ими механизмах выживания, аналогичных тем, которые разработали пользующиеся тем же транспортом их человеческие собратья.

Однако у московских бездомных собак имеется еще более сильный стимул для того, чтобы пуститься в дебри метрополитена. Собаки учатся посредством позитивных ассоциаций — это является основой современных методов на базе поощрения, которые мы используем для подготовки как рабочих, так и домашних собак. Например, мы можем научить собаку «сидеть» по команде, в качестве награды давая ей угощение. Эти позитивные подкрепляющие стратегии рождают надежные и последовательные реакции наших четвероногих компаньонов, а также обеспечивают их собственное благополучие.

Вполне вероятно, что собаки метро научились ассоциировать подземку с теплом и пищей. Таким образом, бродяги вновь и вновь возвращаются туда подобно домашней собаке, которая регулярно «получает» ужин в кухонном углу. Ради пищи и крова собаки московского метро, вероятно, готовы пережить негативный опыт: пинки, увечья или что похуже: один бедный пес по кличке Мальчик был зарезан в метро к огорчению многих москвичей.

Таким образом, дворняги метро могут служить интересной моделью для обучения домашних собак, поскольку показывают нам, что обещание особенно желанной награды позволяет преодолеть случайные негативные переживания.

Без всяких картОбъяснить, как собаки ориентируются в системе метрополитена, немного сложнее. Учитывая то, что собачий нос отличается значительно большей чувствительностью, чем наш собственный, вполне возможно, что они выбирают станцию высадки, руководствуясь запахом. Но исследования показывают, что собаки часто ориентируются благодаря целому ряду сенсорных сигналов, не полагаясь на один только нюх.

Таким образом, собаки метро, вероятно, пользуются множеством ориентиров, таких как запах, освещение, движение пассажиров и, возможно, даже конкретные люди, чтобы передвигаться в метро. Предполагают даже, что собаки узнают станции по названию, слушая объявления по громкоговорителю. Мы знаем, что собаки способны учить слова, так что это возможно. Но в данном случае мы не можем быть уверены в том, действительно ли собаки знают названия конкретных станций или они ассоциируют некоторые из них с пищей.

Еще одна загадка, как собакам удается рассчитывать время своих поездок. Это непростой вопрос, поскольку трудно доказать, что собакам доступно понятие времени: многие владельцы домашних собак получают от своих питомцев одинаковые приветствия независимо от того, отсутствовали они в течение одной минуты или одного часа. Эти наблюдения позволяют предположить, что собаки воспринимают течение времени весьма отличным от человека образом.

Тем не менее, многие животные успешно пользуются заведенным порядком, и собаки здесь не исключение. Регулярные события в московском метро — открытие и закрытие магазинов, час пик и ночные отключения метрополитена — могут помогать собакам в их путешествиях. Собаки могут связывать эти ежедневные события с положительным опытом, подобно тому как звук подъезжающего к дому автомобиля хозяина, возвращающегося после рабочего дня, вызывает восторг у домашней собаки.

Дворняги московского метро представляют собой чрезвычайно интересный пример того, как собаки способны адаптироваться к миру, построенному для людей самими людьми. Они показывают нам, что собаки развили умение читать человеческое поведение и реагировать соответствующим образом, а также интегрироваться в наши повседневные обычаи и практики. Понимание того, как собаки реагируют на изменения человеческого мира, может помочь нам гораздо лучше понять как их, так и самих себя.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Правила провоза (перевозки) собаки в метро

Не секрет, что поездка в общественном транспорте вызывает у домашних животных стресс. Поэтому многие владельцы собак, если им предстоит длинная дорога, предпочитают собственный автомобиль или такси. Но ситуации бывают разные, и иногда общественного транспорта не избежать. В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, наиболее быстрым и предсказуемым видом транспорта является метрополитен. Какие правила перевозки собак в метро необходимо соблюдать?

В мегаполисах по всему миру подземка является одним из самых популярных видов транспорта. Как правило, она позволяет быстро и без проблем добраться до места назначения. И, конечно, хозяева собак, особенно крупных, нередко задаются вопросом о том, разрешен ли провоз собак в метро и как правильно путешествовать с питомцем.

Если собака небольшая

Бесплатно провозить небольших собак в Московском метрополитене можно в специальной сумке-контейнере. При этом сумма измерений такого багажа по длине, ширине и высоте не должна превышать 120 см.

Если же размеры сумки-перевозки больше, придется приобрести специальный билет в кассе метрополитена. Но учтите, что правила провоза собак в метро допускают багаж, сумма измерений которого не больше 150 см.

Такие же требования установлены и в метро других российских городов — Санкт-Петербурга, Казани, Самары и Новосибирска.

Как выбрать контейнер для перевозки?

  1. Собака должна чувствовать себя комфортно внутри сумки. Если питомец не может вытянуться и встать, очевидно, что это слишком маленький контейнер.

  2. Переноска должна быть сделана из качественных материалов, без острых элементов и выступов, которые могут поранить собаку и окружающих людей.

  3. Чтобы обеспечить шумоизоляцию в контейнере, положите на дно подстилку. Но не перекрывайте доступ кислорода: вентиляционные отверстия сверху должны быть открыты.

Если собака крупная

Если собака большая и в контейнер не помещается, от метро придется отказаться. В таком случае возможно передвижение только наземными видами транспорта. При этом собака в обязательном порядке должна быть на поводке и в наморднике.

Подпишитесь на персональные рекомендации по уходу за питомцами

Спасибо за подписку!

Почему в метро не пускают больших собак?

Самой главной и основной опасностью для животного является эскалатор. Небольших питомцев легко взять на руки во время следования по нему. А вот с крупными тяжелыми собаками это невозможно. Лапы или хвост животного могут случайно попасть в зубцы эскалатора, что приведет к самым печальным последствиям.

Впрочем, контролеры в метро нередко пропускают крупных собак, особенно если на станции нет эскалатора. В таком случае ответственность за жизнь животного полностью лежит на плечах хозяина.

Московское центральное кольцо

Открытое в 2016 году Московское центральное кольцо (МЦК) допускает послабления в транспортировке животных. Так, согласно правилам, для бесплатного провоза собак мелких пород на МЦК можно не брать контейнер или корзину, если питомец на поводке и в наморднике. Для собак крупных пород надо покупать билет, на них необходимо надевать намордник и поводок.

Исключение из правил

Исключением, которое касается практических всех видов транспорта, в том числе метрополитена, является провоз собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными возможностями здоровья.

В Москве с 2017 года такие собаки проходят специальное обучение в метро. Они умеют проходить через турникеты, пользоваться эскалатором и не реагируют на пассажиров в вагоне, даже в час-пик. К слову, и пассажиры метро должны помнить, что собаку-проводника в специальной экипировке ни в коем случае нельзя отвлекать: она находится на работе, и именно от нее зависит жизнь и комфорт человека.

petstory.ru

Собачья работа в метро - Самый загадочный блогер России

В метро настоящая собачья работа. Мохнатые четырёхлапые полицейские доблестно несут службу по охране общественного правопорядка и эта работа им нравится. А зарплатой им служат вкусняшки и поглаживание по шёрстке от кинолога

02. Давайте в начале зайдём в Центр кинологической службы при УВД на Московском метрополитене

03. Развод перед начало службы

Собаки в метро ищут наркотики, боеприпасы, взрывчатые вещества. Тренировки проходят каждый день

04. Площадка для тренировок собак с имитацией эскалатора

05. Собак приучают к эскалатору. При сходе с него лапы им приподнимают

06. Поиск наркотиков. Ради чистоты эксперимента журналисты положили одну из своих сумок, куда был положен имитатор наркоты и собака быстро нашла вещество

07. Вот такой имитатор наркоты применяется для тренировки собак

08. Выполнение команд, обязательно для всех собак. Собака работает по команде: "Ищи"

09. А поразвлечься с любимым мячиком для собак просто в удовольствие

10. Вагоны метро в которых проводится тренировка собак настоящие. Кстати,обратите внимание, что когда-то они были меньше.

11. Где-то здесь спрятана "закладка", которую собака должна найти

12. Собака находит "закладку"

13. Тут же находится автомобиль и там тоже есть "закладка"

14. И собака тоже безошибочно определяет её местонахождение

15. Просто суперчемпион

16. Любовь к своему мохнатому другу, это главное в работе кинолога

17. Теперь посмотрим на специальную полицейскую кинологическую машину

18.

19. Клетки для собак находятся сзади

20. Одна клетка находится в салоне, рядом с пассажирскими сидениями

21. Зайдём в метро и посмотрим, как собаки работают там.

22. Время работы собаки - 4 часа. Из этих 4-х часов 40 минут собака находится на станции и 20 минут она отдыхает. Но при усиленном режиме службы собака может нести службу до 12 часов

23. О..Поезд...Сейчас проверим

24. Всё обнюхиваем

25.

26. Девушка. давайте познакомимся:)

27. А вообще собаки в метро поднимают настроение пассажирам, вызывая у них добрые улыбки

28. Ну как не потеребить мохнатую голову:)

29.

30. Досмотр пассажира в метро. Как он должен проходить. И кто должен проводить его. Как всегда в роли подопытного кролика Миша:) И тут мой пламенный привет начальнику охраны Тушинского ЖБК, который попытался устроить незаконный досмотр моей сумки за территорией завода, запрещавший мне видеосъёмку в общественном месте и угрожавший мне увольнением. Я, кстати, прошу сотрудников полиции обратить внимание на этого начальника охраны Тушинского ЖБК, так как если он попробует меня уволить, я буду обращаться в правоохранительные органы за защитой. Соответствующее видео попытки незаконного досмотра у меня есть. Итак, сотрудник службы безопасности метрополитена просит пройти рентгеновскому аппарату для того, чтобы просветить содержимое рюкзака

31. Смотрит

32. Всё нормально

33. Сотрудник полиции представляется и тоже просит досмотреть рюкзак. Всё нормально, никаких веществ нет. Запомните, ни один охранник, ни один начальник охраны даже целого Тушинского ЖБК не имеет права досматривать ваши вещи без сотрудников полиции. Ни один охранник и начальник охраны не имеет права запретить съёмку в общественном месте и уж тем более уволить вас за ваши законные действия

34.

35. Всем позитива!

Спасибо пресс-службе ГУВД Москвы за приглашение на это замечательное мероприятие, а также за то, что учит блогеров законам и поведению в различных ситуациях, когда нарушаются права граждан. Благодаря этим мероприятиям мы учимся отстаивать свои права, когда их пытаются нарушить разные нехорошие люди.

tushinetc.livejournal.com

Собаки в метро европейских столиц

Летом 2016 года Законопроект, разрешающий провоз собак в метро Мадрида, был принят после нескольких этапов переговоров с главой Общества защиты животных El Refugio, советником метро Мадрида и советником по вопросам транспорта. Теперь четвероногие пассажиры вполне легально могут спускаться в подземку испанской столицы. Такая мера была принята с целью улучшения жизни многих горожан, содержащих собак, и приравняла Мадрид к другим европейским городам, таким, как Брюссель, Лондон, Лиссабон, Берлин, Париж, Женева, Амстердам и Барселона, где четвероногие питомцы давно пользуются свободным доступом в метро. 

«Я хочу поблагодарить команду Правительства Сообщества Мадрида за то, что они воплотили идею о свободном доступе собакам в метро в реальность, чего требовали в El Refugio на протяжении многих лет. Такой закон сможет значительно улучшить качество жизни тысяч жителей Мадрида и создаст все комфортные условия для содержания собак в мегаполисе. Так что, думаю, нас можно поздравить, ведь такого рода преобразования, как принятие этого закона, будут полезны для всех», – заявил Начо Паунеро. Закон разрешает доступ к пользованию мадридским метрополитеном всем собакам, прошедшим проверку по специальным микрочипам и зарегистрированным в реестре региональной переписи домашних животных. Поездки в метро с собаками не требуют от хозяев никаких дополнительных затрат. Пассажир имеет право везти с собой только одну собаку. Животное должно быть в наморднике и на поводке длиной не более 50 сантиметров. Владелец со своим питомцем имеет право занимать исключительно последние вагоны поездов для общего комфорта остальных пассажиров. Для передвижения между станциями собакам разрешено пользоваться лифтами и лестницами. На эскалаторы по соображениям без¬опасности собаки не допускаются. Хозяин животного несет ответственность за любые его действия и должен вести собаку на коротком поводке с целью пред¬отвращения большого скопления пассажиров у дверей и лифтов, что позволит избежать такого явления, как толкучка, небезопасного как для людей, так и для четвероногих пассажиров. Что касается условий доступа с собаками в метро, то он разрешен с понедельника по пятницу в так называемый «анти-час-пик» и закрыт во время утреннего и вечернего скопления пассажиров, то есть с 7:30 до 9:30, с 14:00 до 16:00 и с 18:00 до 20:00. В период с июля по август, все выходные и праздничные дни в году доступ в метро с собаками разрешен без каких-либо ограничений. В столице Дании Копенгагене собаки-поводыри и маленькие собаки, помещенные в сумку, ездят в метро бесплатно. Для провоза крупных собак необходим билет, а специально для пассажиров-аллергиков существуют зоны, где собак провозить запрещено, – это первые шесть мест в голове и в хвосте состава метро. При этом, если работнику метрополитена покажется, что ваша собака создает неудобства для других пассажиров, вас могут попросить прекратить поездку. В метрополитене российских городов разрешен провоз небольших собак в контейнерах и сумках. Ну и, конечно, в любом метро открыт вход для собак-проводников слепых, а также собак – работников спецслужб, охраняющих нашу безопасность. 

jornal.drougmagazine.ru

Как бродячие собаки ориентируются в московском метро

Для большинства из нас ежедневные поездки на работу — то, с чем приходится мириться. Шумные, многолюдные и зачастую перегруженные мировые подземки суть места, которые мы, люди, терпим по необходимости. Между тем, совсем по-другому на дело смотрят «четвероногие пассажиры московского метро». Как оказалось, городским метрополитеном пользуется целый ряд бездомных собак, и, что примечательно, они, похоже, знают, куда им надо ехать.

Из более чем 35 тысяч бродячих собак Москвы предположительно около 20 регулярно ездят на городской подземке. Эти собаки, как кажется, способны определить, на какие поезда садиться и где сходить. Похоже, они чутьем распознают людей, которые могут их чем-нибудь угостить или приласкать — и избегают тех, кто будет обращаться с ними иначе. Они также демонстрируют впечатляющую способность хорошо переносить шум и кипучую деятельность загруженного метрополитена, которую многие домашние собаки нашли бы тяжелой и сбивающей с толку — их действительно можно часто увидеть дремлющими в переполненных вагонах.

Так как же московские бродячие собаки усваивают это поведение?

Что ж, на протяжении нескольких тысяч лет собаки эволюционировали бок о бок с людьми. За это время они выработали способность распознавать и реагировать на наши физические и эмоциональные сигналы. В то время как у большинства животных интерпретация социальных сигналов других видов вызывает трудности, собаки являются отличными знатоками человеческого поведения. Это свидетельство некоторым образом объясняет то, как собаки в московском метро знают, к кому подойти, а от кого держаться подальше.

Эти социальные навыки убедительно свидетельствуют в пользу определенной конвергентной эволюции, имевшей место между собаками и людьми. Она происходит, когда различные виды во время адаптации к общей среде развивают сходные черты. Так, способности четвероногих обитателей метро, возможно, даже говорят нам об усвоенных ими механизмах выживания, аналогичных тем, которые разработали пользующиеся тем же транспортом их человеческие собратья.

Однако у московских бездомных собак имеется еще более сильный стимул для того, чтобы пуститься в дебри метрополитена. Собаки учатся посредством позитивных ассоциаций — это является основой современных методов на базе поощрения, которые мы используем для подготовки как рабочих, так и домашних собак. Например, мы можем научить собаку «сидеть» по команде, в качестве награды давая ей угощение. Эти позитивные подкрепляющие стратегии рождают надежные и последовательные реакции наших четвероногих компаньонов, а также обеспечивают их собственное благополучие.

Вполне вероятно, что собаки метро научились ассоциировать подземку с теплом и пищей. Таким образом, бродяги вновь и вновь возвращаются туда подобно домашней собаке, которая регулярно «получает» ужин в кухонном углу. Ради пищи и крова собаки московского метро, вероятно, готовы пережить негативный опыт: пинки, увечья или что похуже: один бедный пес по кличке Мальчик был зарезан в метро к огорчению многих москвичей.

Таким образом, дворняги метро могут служить интересной моделью для обучения домашних собак, поскольку показывают нам, что обещание особенно желанной награды позволяет преодолеть случайные негативные переживания.

Без всяких карт

Объяснить, как собаки ориентируются в системе метрополитена, немного сложнее. Учитывая то, что собачий нос отличается значительно большей чувствительностью, чем наш собственный, вполне возможно, что они выбирают станцию высадки, руководствуясь запахом. Но исследования показывают, что собаки часто ориентируются благодаря целому ряду сенсорных сигналов, не полагаясь на один только нюх.

Таким образом, собаки метро, вероятно, пользуются множеством ориентиров, таких как запах, освещение, движение пассажиров и, возможно, даже конкретные люди, чтобы передвигаться в метро. Предполагают даже, что собаки узнают станции по названию, слушая объявления по громкоговорителю. Мы знаем, что собаки способны учить слова, так что это возможно. Но в данном случае мы не можем быть уверены в том, действительно ли собаки знают названия конкретных станций или они ассоциируют некоторые из них с пищей.

Еще одна загадка, как собакам удается рассчитывать время своих поездок. Это непростой вопрос, поскольку трудно доказать, что собакам доступно понятие времени: многие владельцы домашних собак получают от своих питомцев одинаковые приветствия независимо от того, отсутствовали они в течение одной минуты или одного часа. Эти наблюдения позволяют предположить, что собаки воспринимают течение времени весьма отличным от человека образом.

Тем не менее, многие животные успешно пользуются заведенным порядком, и собаки здесь не исключение. Регулярные события в московском метро — открытие и закрытие магазинов, час пик и ночные отключения метрополитена — могут помогать собакам в их путешествиях. Собаки могут связывать эти ежедневные события с положительным опытом, подобно тому как звук подъезжающего к дому автомобиля хозяина, возвращающегося после рабочего дня, вызывает восторг у домашней собаки.

Дворняги московского метро представляют собой чрезвычайно интересный пример того, как собаки способны адаптироваться к миру, построенному для людей самими людьми. Они показывают нам, что собаки развили умение читать человеческое поведение и реагировать соответствующим образом, а также интегрироваться в наши повседневные обычаи и практики. Понимание того, как собаки реагируют на изменения человеческого мира, может помочь нам гораздо лучше понять как их, так и самих себя.

givepaw.ru

СОБАКИ В МЕТРО - annkamos

Собак в метро исследовал Андрей Неуронов

http://metrodog.ru/2006/12/06/psov_...j_neuronov.html

http://metrodog.ru/

Ежедневно подземка перевозит не только 9 миллионов людей, но и около полусотни собак. Еще около 500 хвостатых «москвичей» в метро живут постоянно.Зоопсихологи рассказали «КП», что у этих метропсов уже появились особые привычки, совсем иные, чем у их собратьев на земле.

Сперва захватили автобус, потом метро

Изучением необычных пассажиров вот уже второе десятилетие занимается зоопсихолог Андрей НЕУРОНОВ. Он считает, что псы за это время заметно поумнели. Передвигаться на транспорте барбосы начали в конце восьмидесятых - на автобусах и троллейбусах, едва оттуда исчезли контролеры.Любимые маршруты четвероногих тех времен - от Таганки до мясокомбината на Волгоградке и по Кутузовскому до Киевского рынка.Еще стая хвостатых безбилетников зачем-то моталась на Рублевку и обратно.Потом псы «захватили» «колбасные» электрички: из Подмосковья собаки утром отправлялись на промысел по рынкам и свалкам мясных заводов, а обратно «столовались» за счет добрых пассажиров, груженных авоськами с дефицитными тогда сосисками и колбасой. Псам в этих поездках отдавливали лапы, прижимали дверями хвосты, но они поняли: при определенной сноровке передвигаться на транспорте можно.И тогда в одну из зим псы спустились в метро.

Это - собачья элита

Выжить в метро собаке - та еще наука! Неуронов уверен, что за несколько лет сформировалась особая каста бездомных собак.- В метро псы социализировались, - рассказывает зоопсихолог, - научились жить с людьми, не доставляя особых хлопот. Они понимают, что человек под землей - источник пропитания и гарантия спокойствия. А еще научились разбираться в людях: милиционера на всякий случай обойдут стороной, доброму человеку с сумкой, из которой пахнет чем-то вкусным, состроят рожицу. А особо смелые могут и голову на колени положить.С женщинами у турникетов у псов особые отношения. Среди дам есть настоящие злыдни. Таким барбосы на глаза не попадаются, спускаются дальним эскалатором, затерявшись среди пассажиров. К добрым контролерам, наоборот, подходят по-свойски, радостно виляя хвостами-баранками: мол, как служба, хозяйка? Ну и слякоть на улице!Метропсы изучили график горожан: в час пик забираются в щели или дрыхнут в переходах, свернувшись калачиками у стен, предпочитая места под таксофонами, там точно не затопчут.По делам псы отправляются либо утром, едва открывается метро, либо днем. Особо сообразительные попрошайничают. И ведут себя так же, как человеческие «коллеги»: заходят в вагон, ложатся на пол, а смелые - и на сиденье! Когда становится тише, начинают либо поскуливать, либо медленно идти по вагону - «люди добрые, сами мы неместные, помогите кто чем может! Гав!»Вечером собаки развлекаются: встают в конце платформы и, когда подъезжает поезд, несутся к голове состава, облаивая вагоны. Или на скорость проныривают в захлопывающиеся двери: смысл забавы, видимо, в том, чтобы не прищемить хвост.- Метропсы намного смышленее наземных собратьев, - убежден зоопсихолог, - не только бездомных, но и домашних. Их «исход под землю» шел путем быстрого естественного отбора - прижились самые юркие и сообразительные. Если взять такого бедолагу домой, то более преданного пса не найдете. Приносить тапочки по утрам - самый простой фокус, которому их можно научить.

Где живут, там не гадят!

Стих «Хорошо быть кисою, хорошо собакою, где хочу - пописаю, где хочу - покакаю» не про метропсов. Они считают метро своей норой: и естественные нужды - в отличие от бомжей - справляют на улице. Нет в метро и беременных сук или собачьих свадеб. Продолжать род шарики тоже уходят «к солнцу».Неуронову известен только один случай, когда собака рожала под землей: дело было в жуткие морозы, и в переходе у «Теплого Стана» ларечницы соорудили закуток. Пройдет не меньше года, прежде чем ее щенки спустятся под землю: неопытных псов в метро почти нет. Но с каждым поколением хвостатые жители подземки молодеют - гены сказываются!

Жизнь собачья

Не все метропсы живут в метро безвылазно - таких несколько десятков. Все путешественники - ездят с многочисленными пересадками по загадочным делам и занимаются мелким продуктовым рэкетом. «Путешественники» - поджарые живчики. Настоящие «метросексуалы».- У них обязательно легкий нрав, они симпатяги, не всегда внешне, но по характеру точно, - шутит зоопсихолог, - «рубаха-парни», которые одним взмахом хвоста обаяют любого. И внешне они всегда симпатичнее своих сородичей, которые сутки напролет спят у стеклянных дверей. В фойе такие сони - свои в доску, но в метро спуститься не решаются.«Путешественники» не просто катаются - они едут строго по делу и по нужному адресу. До сих пор непонятно, как псы выходят на нужной им станции - по звуку или «отсчитывая» в уме нужное количество остановок. Замечено, едва собаки услышат, как объявили нужную им станцию, так сразу готовятся к выходу.- Скорее всего, они реагируют на звук. Точнее - на определенное сочетание слов, как домашние псы на кличку или знакомые команды, - предполагает Неуронов. - А вот как разрабатывают свои маршруты, для меня до сих пор загадка. Ни разу не видел, чтобы «на дело» такие собаки ездили по двое.

Одиночество - главная особенность метропсов

Метро каждый из них осваивает в одиночку.Даже когда они сбиваются в стайки - это стайки эгоистов, где каждый за себя. Настоящие жители мегаполиса!Вторая группа путешествующих собак занимается мелким попрошайничеством в вагонах. И «попрошайки», и «путешественники» запросто найдут себе ночлег под землей - их часто видят в депо или вылавливают по ночам в пустых вагонах.Больше всего хвостатых жителей подземелья на станциях без эскалаторов: на «Коломенской», «Пролетарской», «Кунцевской», «Каширской». Немало метропсов и у рынков - больше всего у «Теплого Стана».А вот боязливым соням из фойе каждый раз приходится искать ночлег на улице. Устраиваются кто как может. Часть приноровилась провожать продавщиц из ларьков и ночевать у них в подъездах. Но большинство спит перед закрытыми дверями метро: все теплее, чем на улице!- Мы их на ночь стараемся покормить, - рассказывает Елена, торгующая цветами у «Коломенской». - Это они днем на сосиски не смотрят: не двигаются почти, вот и аппетита нет. А на ночь все гостинцы от пассажиров подъедают. Холодно!Ларечницы с метропсами дружат: к цветочницам псы ходят на водопой, а к пирожковым палаткам - подкрепиться.- Вечером выстраиваются в очередь, - рассказывает продавщица пирожков с «Белорусской».Кстати, в отличие от бомжей, которые любому куску рады, метропсы, как и многие дворняжки, обычные пирожки не очень жалуют. Больше любят сосиски в тесте, да и то сосиску съедают, а хлебным мякишем брезгуют.

Стоит ли их бояться?

По мнению зоопсихолога Андрея Неуронова, метропсы безопасны для человека, если соседствовать с ними по принципу «Я тебя не трогаю, ты меня тоже».- Они привыкли, что в метро гарантированно есть крыша над головой и сосиска. Собаки понимают, что обеспечивает эту сытую жизнь человек. А на земле придется искать пропитание и делить территорию с голодными стаями. И такие стаи, обитающие у гаражей или на пустырях, опасны для человека! А метропсы научились даже на пьяных не обращать внимания. И популяция метропсов вполне стабильна: 5 - 10 собак на станцию.Оптимальный вариант такого социального «сожительства» - вести учет псов, периодически проверяя на инфекции.Максимум, что они могут сделать, - лениво огрызнуться, если наступите на хвост, либо от большой симпатии измазать вас слюнями в знак благодарности за лакомство.Но разумная осторожность все же необходима. Кошек в метро наш консультант рекомендует возить в переноске. Осторожность нужна и при перемещении в подземке с домашними собаками: метропсы могут принять их за конкурентов, посягающих на территорию. Держите свою собаку на коротком поводке и в наморднике.Ребенка лучше взять на руки: метропсы обычно крупные, и из-за невысокого роста дошколенок может испугаться, столкнувшись с ними нос к носу.Также лучше обходить метропсов стороной, если вы возвращаетесь в одиночку на безлюдном метро поздно ночью и везете в сумке что-то очень вкусное. Зачем лишний раз дразнить аппетитными запахами нос того, кто и так с рождения ежедневно получает по нему больные щелчки судьбы?

Картинки взяты: http://spynet.ru/blog/pics/17988.html

Комментарии к картинкам там же.

http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200004711

Н.Н. МЕШКОВА,сотрудник психологического факультета МГУ

      Многие пассажиры московского метрополитена, наверное, обращали внимание на собак, периодически попадающихся на глаза не только в верхних вестибюлях, но и на платформах и даже в вагонах поездов. Может прийти в голову мысль, что это несчастные создания, только что потерявшиеся или брошенные своими хозяевами. Каким же образом собаки могут попасть в метро?

Нами – участниками специализированного зоопсихологического практикума для студентов психологического факультета МГУ – были проведены специальные наблюдения, показавшие, что бездомные собаки неплохо освоили городскую подземку. Их здесь можно встретить во всех местах, где бывают пассажиры, а в отдельных случаях – и в служебных помещениях. В метро животные отдыхают, греются, кормятся и даже... используют это транспортное средство для того, чтобы добираться к определенным местам кормежки.

Входят собаки в метро и выходят из него с потоком людей, проскакивая вперед при открывании двери, прижимаясь к ногам человека, открывающего дверь, а также через двери, приоткрытые сквозняком. некоторые пассажиры специально придерживают дверь, чтобы позволить животным пройти внутрь.

Попав в верхний вестибюль станции, животные проходят далее через турникеты, мимо дежурных либо пролезают под ограждения, разделяющие потоки входящих и выходящих пассажиров. Далее собаки спускаются и поднимаются как по лестницам, так и по эскалаторам, причем не только стоящим, но и работающим.

Для отдыха собаки часто устраиваются в укромных местах, например, под скамейками на станциях, но могут ложиться и открыто, прямо в центре зала. В вагонах мы встречали собак, лежащих не только на полу, но и на сидениях.

Некоторые собаки проходят через нижние вестибюли станций от одного входа до другого, чтобы удобнее добраться до мест кормежки. Один раз мы наблюдали, как собака прошла через верхний вестибюль станции для того, чтобы обойти враждебно настроенных собак, преградивших ей прямую дорогу в подземном переходе. Эта собака вошла в метро, прошла мимо дежурной к лестнице, но не спустилась, а повернула к турникетам на выход, прошла через них и вышла в подземный переход дальше того места, где лежали нападавшие на нее псы, после чего побежала к лестнице, ведущей на поверхность.

В вагонах метро собаки могут ездить как на короткие расстояния, так и по всей линии. Мало того, мы наблюдали, как животное, выйдя из вагона, переходило с одной линии на другую и вновь входило в вагон.

Некоторые собаки кормятся, попрошайничая в вагонах метрополитена. Они медленно проходят вдоль вагона, смотрят на пассажиров, принюхиваются, останавливаются возле некоторых, иногда садятся, кладут голову на колени, смотрят в упор. Мы наблюдали, как одна собака проехала в вагоне от станции «Выхино» до станции «Пролетарская» (5 перегонов, продолжительность поездки около 15 мин), потом вышла, перешла на противоположную платформу, зашла в вагон, снова доехала до «Выхино», вышла и вновь перешла на платформу, от которой отходили поезда в сторону центра. Причем в последнем случае ей пришлось воспользоваться для перехода подземным туннелем. За время этой поездки собака получила корм от нескольких пассажиров.

Как уже было сказано, собаки, видимо, могут использовать метро и для целенаправленных поездок. Так, мы наблюдали случай, когда собака проехала от станции «Охотный ряд» до станции «Фрунзенская» (4 перегона, около 10 мин), вышла на поверхность, повернула налево и прошла по переулку Хользунова в сторону Малой Пироговской улицы до столовой одного из учреждений, где была встречена как старая знакомая и накормлена.

В другом случае собака проехала от станции «Библиотека им. Ленина» до станции «Университет» (5 перегонов, около 15 мин), поднялась по лестнице в центре зала, затем по эскалатору, вышла на улицу и направилась на расположенный рядом продовольственный рынок. На рынке собака подошла к одной из палаток, торгующей колбасными изделиями, и села перед ней. Продавца в палатке не было, и несколько минут спустя собака начала лаять. Услышав лай, из соседней палатки выглянула продавщица и, увидев собаку, сказала: «Пришла, ну, подожди, Люда сейчас придет». Подошедшая вскоре Люда накормила собаку и рассказала наблюдателю, что та регулярно появляется на рынке в течение примерно полугода.

Таким образом, некоторые московские бездомные собаки успешно адаптировались к использованию сложной и разнообразной среды метрополитена. Относительному благополучию животных здесь способствует и человек, обеспечивающий их пищей и создающий для них определенные комфортные условия. Особенно сочувствуют собакам пассажиры и продавцы расположенных в переходах киосков. Они не только кормят животных, но и лечат, устраивают спальные места из коробок и т.п. У самих работников метрополитена отношение к собакам не столь однозначное: некоторые сочувствуют животным, ласкают их, подкармливают, пускают для отдыха в будку дежурного или в помещение кассы, другие относятся к ним безразлично и даже резко отрицательно. Негативное отношение к собакам чаще проявляется у работников милиции и уборщиц.

В свою очередь собаки, успевшие привязаться к определенному участку территории и работающим там людям, могут проявлять агрессивность по отношению к чужим бездомным собакам и собакам, проходящим мимо с хозяевами. Иногда агрессивность проявляется и в отношении людей. Обычно такая агрессивность выражается в облаивании и преследовании на коротком расстоянии. В ряде случаев собаки начинают выполнять охранную функцию, например, облаивали прохожих, которые приближались к сидящему в будке охраннику. Но были отмечены и случаи прямого нападения на людей – так, одна из собак напала на покупателя сигарет, разорвав ему рукав дубленки, после того как он оттеснил ее от окошка, возле которого собака ждала пищу от продавца.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

annkamos.livejournal.com

Как бродячие собаки ориентируются в московском метро

Для большинства из нас ежедневные поездки на работу — то, с чем приходится мириться. Шумные, многолюдные и зачастую перегруженные мировые подземки суть места, которые мы, люди, терпим по необходимости. Между тем, совсем по-другому на дело смотрят «четвероногие пассажиры московского метро». Как оказалось, городским метрополитеном пользуется целый ряд бездомных собак, и, что примечательно, они, похоже, знают, куда им надо ехать.

Из более чем 35 тысяч бродячих собак Москвы предположительно около 20 регулярно ездят на городской подземке. Эти собаки, как кажется, способны определить, на какие поезда садиться и где сходить. Похоже, они чутьем распознают людей, которые могут их чем-нибудь угостить или приласкать — и избегают тех, кто будет обращаться с ними иначе. Они также демонстрируют впечатляющую способность хорошо переносить шум и кипучую деятельность загруженного метрополитена, которую многие домашние собаки нашли бы тяжелой и сбивающей с толку — их действительно можно часто увидеть дремлющими в переполненных вагонах.

Так как же московские бродячие собаки усваивают это поведение?

Что ж, на протяжении нескольких тысяч лет собаки эволюционировали бок о бок с людьми. За это время они выработали способность распознавать и реагировать на наши физические и эмоциональные сигналы. В то время как у большинства животных интерпретация социальных сигналов других видов вызывает трудности, собаки являются отличными знатоками человеческого поведения. Это свидетельство некоторым образом объясняет то, как собаки в московском метро знают, к кому подойти, а от кого держаться подальше.

Эти социальные навыки убедительно свидетельствуют в пользу определенной конвергентной эволюции, имевшей место между собаками и людьми. Она происходит, когда различные виды во время адаптации к общей среде развивают сходные черты. Так, способности четвероногих обитателей метро, возможно, даже говорят нам об усвоенных ими механизмах выживания, аналогичных тем, которые разработали пользующиеся тем же транспортом их человеческие собратья.

Однако у московских бездомных собак имеется еще более сильный стимул для того, чтобы пуститься в дебри метрополитена. Собаки учатся посредством позитивных ассоциаций — это является основой современных методов на базе поощрения, которые мы используем для подготовки как рабочих, так и домашних собак. Например, мы можем научить собаку «сидеть» по команде, в качестве награды давая ей угощение. Эти позитивные подкрепляющие стратегии рождают надежные и последовательные реакции наших четвероногих компаньонов, а также обеспечивают их собственное благополучие.

Вполне вероятно, что собаки метро научились ассоциировать подземку с теплом и пищей. Таким образом, бродяги вновь и вновь возвращаются туда подобно домашней собаке, которая регулярно «получает» ужин в кухонном углу. Ради пищи и крова собаки московского метро, вероятно, готовы пережить негативный опыт: пинки, увечья или что похуже: один бедный пес по кличке Мальчик был зарезан в метро к огорчению многих москвичей.

Таким образом, дворняги метро могут служить интересной моделью для обучения домашних собак, поскольку показывают нам, что обещание особенно желанной награды позволяет преодолеть случайные негативные переживания.

Без всяких карт

Объяснить, как собаки ориентируются в системе метрополитена, немного сложнее. Учитывая то, что собачий нос отличается значительно большей чувствительностью, чем наш собственный, вполне возможно, что они выбирают станцию высадки, руководствуясь запахом. Но исследования показывают, что собаки часто ориентируются благодаря целому ряду сенсорных сигналов, не полагаясь на один только нюх.

Таким образом, собаки метро, вероятно, пользуются множеством ориентиров, таких как запах, освещение, движение пассажиров и, возможно, даже конкретные люди, чтобы передвигаться в метро. Предполагают даже, что собаки узнают станции по названию, слушая объявления по громкоговорителю. Мы знаем, что собаки способны учить слова, так что это возможно. Но в данном случае мы не можем быть уверены в том, действительно ли собаки знают названия конкретных станций или они ассоциируют некоторые из них с пищей.

Еще одна загадка, как собакам удается рассчитывать время своих поездок. Это непростой вопрос, поскольку трудно доказать, что собакам доступно понятие времени: многие владельцы домашних собак получают от своих питомцев одинаковые приветствия независимо от того, отсутствовали они в течение одной минуты или одного часа. Эти наблюдения позволяют предположить, что собаки воспринимают течение времени весьма отличным от человека образом.

Тем не менее, многие животные успешно пользуются заведенным порядком, и собаки здесь не исключение. Регулярные события в московском метро — открытие и закрытие магазинов, час пик и ночные отключения метрополитена — могут помогать собакам в их путешествиях. Собаки могут связывать эти ежедневные события с положительным опытом, подобно тому как звук подъезжающего к дому автомобиля хозяина, возвращающегося после рабочего дня, вызывает восторг у домашней собаки.

Дворняги московского метро представляют собой чрезвычайно интересный пример того, как собаки способны адаптироваться к миру, построенному для людей самими людьми. Они показывают нам, что собаки развили умение читать человеческое поведение и реагировать соответствующим образом, а также интегрироваться в наши повседневные обычаи и практики. Понимание того, как собаки реагируют на изменения человеческого мира, может помочь нам гораздо лучше понять как их, так и самих себя.

fishki.net