Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая сила), выносливость (медленная утомляемость), скорость бега и высокая степень приспособляемости к суровым условиям Севера. Под последним следует понимать способность легко переносить арктический климат, хорошо работать при низких температурах, сохранять работоспособность при кормлении один раз в сутки, быстро восстанавливать тело после голодовок, отлично усваивать корм в мороженом виде и т.п.
Принято считать, что высота ездовой собаки в холке должна составлять 55-65 см, вес – 35-45 кг. Относительно значительная масса тела (вес, рост) ездовой собаки имеет практическое значение, так как обуславливает большую тягловую силу и относительно меньшую теплоотдачу.
Шерстяной покров северной собаки – весьма характерная и практически важная особенность ее экстерьера. Основная особенность – это хорошо развитый, густой и сравнительно длинный подшерсток. В результате естественного отбора у них развился обильный теплый меховой покров и подшерсток. Такой меховой покров слабо промокает, быстро просыхает, на мех почти не намерзают лед и комья снега. Из-за широкого разлапа и смягченного контура всей лапы ездовая собака несильно проминает ледяную корку снега и поверхность тундренного болота.
В популярной литературе встречаются иногда утверждения, что северные собаки не лают, а только воют. Это неверно. Ездовые собаки лают, как и всякая другая собака. Но в работе, в упряжке она действительно лает редко. Лай в упряжке, безусловно, заторможен искусственным отбором и большим физическим напряжением организма.
Художники очень часто изображают ездовых собак в упряжке с закрученными хвостами кверху, как у обычной охотничьей лайки. В действительности же во время работы в упряжке собака не может бежать с закрученным хвостом, так как это просто физически невозможно.
Кстати, иногда употребляется название "ездовая лайка". Мы согласны с теми, кто считает это название неправильным. Охотничье-промысловая собака, выведенная древними таежными охотниками, разыскивает, преследует и облаивает птицу или зверя. Ездовым же собакам не свойственен этот инстинкт облаивания, и если они и применяются для охоты, то другим способом и на другого зверя. Название "лайка" было перенесено на них по признаку общего, чисто внешнего сходства.
Собак зимой постоянно держали на привязи. Во время пурги их укрывали за ту или иную стену в зависимости от ветра.
Кормили собак один раз в день, обычно в обеденное время, если не предстояла поездка. Во время же езды собак кормили только после того, как окончен дневной маршрут. Если же они накормлены, то никакие обстоятельства не заставят каюра ехать: езда на сытых животных вызывает у них рвоту, они худеют и долго не могут поправиться.
Опытные каюры считают, что никогда не следует собак кормить вволю, так как они легко жиреют и теряют свои качества. Только при самой напряженной работе собаке можно дать корма столько, сколько она может употребить.
Если животные не работают или работают немного, время от времени лучше держать их впроголодь. Иначе в первые 2-3 дня на таких собаках никуда не уедешь. Неопытные полярники часто закармливали собак, и они потом в езде быстро выбиваются из сил, начинают сдавать, тяжело дышат, хватают снег, языки у них вываливаются и почти волочатся по снегу. И только тогда, когда с них сойдет жир, собаки втягиваются в работу. Установлено так же, что утомленная работой собака выделяет меньше желудочного сока по сравнению с неработающей, причем сок этот пониженной переваривающей силы. Следовательно, утомленную собаку не следует кормить сразу, а необходимо дать отдохнуть 1,5-2 часа.
Доказано и то, что если собака начинает работать сразу после кормления, у нее выделяется малое количество желудочного сока и замедляется пищеварение. У работающей сытой собаки пища из желудка поступает в 12-перстную кишку, что вызывает расстройство пищеварения. Поэтому не следует кормить собак перед работой. Таким образом, выработанное практикой правило кормления ездовых собак – один раз в день после работы – является научно обоснованным.
Основной корм заполярной ездовой собаки – рыба, обычно ряпушка. Зимой для собаки требуется в среднем 1,5-2 кг в сутки. Летом, а также при кормлении вареной пищей требуется в 2 раза меньше.
Летом свободно бегающие собаки отъедаются на воле, сами себе добывая корм. Как только сходит снег, одной из разновидностей их пищи становятся мыши-лемминги, которых они добывают из нор, работая лапами и зубами.
Мастерство русских старожилов в воспитании и дрессировке ездовых собак очень высоко оценивал великий полярный исследователь Р.Амундсен: "Единственное средство передвижения у них нарты и собаки. Зато они на редкость опытны в этой области, и сущее удовольствие смотреть, как они даже не пускают в ход бича. Короткими возгласами они в совершенстве управляют своими собаками. Животные так хорошо выдрессированы, что с величайшей легкостью и спокойствием передвигаются там, где мы с бранью, проклятиями и свистом бичей не можем своих сдвинуться с места".
Способ расположения собак в запряжке на севере Якутии – парный. Собаки пристегиваются к поводку - "потягу" попарно на расстоянии 1,5 м пара от пары. Поводок изготавливался из моржовой или лосиной кожи. Для лучшей эластичности его время от времени смазывали салом и даже иногда коптили.
Общая длина поводка на упряжку из десяти собак – примерно 8 м. Поводок одним концом привязывается к "барану" нарты. Впереди запрягаются, как правило, две собаки: одна главная – "передовик", вторая – молодая в качестве стажера. Хорошо выученная передовая собака – главное богатство и гордость каюра. Ценность ее не только в том, что она ведет упряжку и делает ее управляемой, но и в том, что в полярную ночь в пургу не сбивается с маршрута, заданного хозяином, на далеком расстоянии чувствует жилье и "хорошо гонит дорогу", т.е. различает давно занесенную снегом полозницу.
В сработанной упряжке каждая собака в соответствии со своими качествами имеет свое место – ближе к нарте или к голове поводка. Более ленивые собаки запрягаются ближе к нарте. Надо помнить, что собачья упряжка – это не просто сумма "собачьих сил". Это своеобразный коллектив, состоящий из добросовестных трудяг, лодырей, задир, трусов, пустолаек, обжор и т.п. К каждой необходим индивидуальный подход.
Главное требование к ездовым собакам – абсолютное послушание и уважение к своему хозяину. За это они получают от него еду и ласку. Ласка хозяина, если не считать кормежки, - единственная награда ездовой собаке за ее тяжелый труд и лишения. Собака любит ласку, тянется к ней и даже ревнует к хозяину своих товарок. Поэтому принято обходить всю упряжку – одного почесать за ухом, другого погладить, третьему потрепать загривок – и каждому сказать ласковое слово.
Утром, отъехав от дома на 200-300 м, упряжку обязательно останавливают минут на пять. Это делается для того, чтобы собаки опорожнили свой кишечник. Очень скоро собаки втягиваются в работу и переходят на ровную плавную рысь, когда нарта без рывков идет по снежному пространству. Вскоре после выезда собаки раскрывают рты, начинают прихватывать снег, особенно это бросается в глаза при небольшом морозе. Неопытный человек принимает это за усталость. На самом деле, по утверждению Э.Шершевского, это объясняется тем, что на коже собаки отсутствуют, за исключением мякишей пальцев, потовые железы, и терморегуляция тела производится учащением дыхания, что влечет за собой указанные явления.
Ни один уважающий себя каюр не гонит упряжку вскачь, так как они при этом выбиваются из сил. Хорошие каюры, наоборот, всегда следят, чтобы упряжка шла ровно, а если она чем-либо увлечется, хозяин ее обязательно попридержит.
Средняя скорость упряжки не должна быть выше 10-12 км в час. При такой скорости можно покрывать большие расстояния.
Из-за драчливости собакам иногда требуется физическое воздействие. Необходимо полное послушание, основанное на постоянном поддержании абсолютной власти человека. Но это ни в коей мере не означает, что нужно беспрерывно бить собак и кричать на них. В этом случае значение физического воздействия притупляется, собаки будут забиты, задерганы, заезжены. Работоспособность такой упряжки будет весьма низкой.
Осенью после долгого перерыва езда начиналась с разминки собак на короткие расстояния (3-4 км). Постепенно расстояния увеличивалось, и через неделю начинались обычные поездки. В зимнее время кратковременные остановки – "поберда" делали через 8-10 км. С утра делали частые и кратковременные остановки, а к вечеру дистанции между ними увеличивались, зато остановки становились более продолжительными.
Управлять ездовыми собаками далеко не просто. Особенно тяжело управлять нартой при быстрой езде по хорошо укатанной дороге с частыми спусками, подъемами и поворотами.
Зазевавшийся возница в одно мгновенье может оказаться под нартой и упустить упряжку.
Известны случаи, когда одна упряжка без смены проходила с Яны на Индигирку (около 600 км) или с Индигирки на Колыму (700 км) за 3 суток. При этом следует отметить одну из ценнейших особенностей этого транспорта, отличающих его от конного или оленьего – собаки обычно идут до тех пор, пока у них есть силы, а в случае хорошего корма и относительно благоприятной погоды способны работать изо дня в день продолжительное время.
К умению езды на собаках индигирщики относились очень ревниво. Здесь искусство езды на собаках подразделялось на три вида.
Первое – это умение тренировать животных на скорость. Так, по сведениям Э.Шершевского, 2 мая 1938 г. На районный соревнованиях в Нижнеколымске дистанцию 50 км лучшая упряжка прошла за 2 часа 6 минут, а занявшая третье место – за 2 часа 20 минут.
Второе – это возможность перевозки наибольшего количества груза.
И третье, пожалуй, самое главное – умение ориентироваться на местности при любой погоде.
А.Г.Чикачев
karafuto-ken.livejournal.com
Сибирских хаски принять называть одними из самых популярных ездовых собак. Однако, не только этим прославились эти псы…
Только взгляните на эту милую мордашку, эти преданные глазки, эту роскошную шерстку…ну как не влюбиться в такую прелесть?
Еще с давних времен эти собаки были известны местным жителям Сибири. Коренные народы северных территорий Евразии использовали этих ездовых собак для передвижения на упряжках.
Сибирский хаски с гетерохромией.Только вот в летнее время, когда снег таял, и сани стояли без дела, про хаски как-то тоже забывали… несправедливо, не правда ли? Именно поэтому собаки были вынуждены выживать в условиях естественного отбора. Проходили годы… сибирские хаски жили и формировали породу, как говорится, сами по себе.
Хаски — собака для езды.К середине 20-го столетия, с проникновением в «чумы» северных народов «благ цивилизации», необходимость в езде на нардах почти отпала. Что же стало с ездовыми собаками, долгое время служившими чукчам верой и правдой? Неужели они исчезли? К сожалению, на нашем континенте именно так и произошло, хаски почти полностью прекратили свое существование. Лишь у населения Аляски сохранились представители этой породы. Именно с этих мест и пошло возрождение хаски. К слову, именно поэтому порода так и называется: от искаженного слова «эски» (сокращенного от «эскимосы»).
В свое время на этих собак обратили внимание спортсмены, учавствовавшие в бегах на собачьих упряжках. Сегодня существует три разновидности породы сибирский хаски:
О внешности сибирского хаски… эти собаки из-за повышенной мохнатости кажутся крупногабаритными, на самом деле, размеры их не так уж велики. Высота в холке среднего кобеля сибирского хаски составляет 60 сантиметров. Весит этот пушистый северянин до 28 килограммов. Внешне эти собаки очень сильно похожи на своих далеких предков – диких волков. Как и другие породы подобного типа (к примеру, маламуты), хаски отлично приспособлены для жизни в регионах с низкими температурными режимами.
Сибирские хаски — одни из представителей северных пород собак.У сибирского хаски очень густая шерсть. Окрасы, допустимые для данной породы: белый, черный, серый. Самой часто встречающейся расцветкой считается комбинированная: сочетающая в себе и черный, и серый, и белый оттенки. А еще бывают белые хаски с коричневыми вставками.
Хаски — резвые собаки.Эти собаки отличаются добродушием, подвижностью, резвостью. Они – прекрасные спутники своих хозяев, умеют быть преданными и верными. В этих собаках напрочь отсутствует агрессивность и злоба. Задумались ли вы уже о том, чтобы завести собаку породы сибирский хаски? Прежде чем принять окончательное решение, прочтите рекомендации о том, кому приобретать хаски советуют, а кому – нет.
Хаски не годятся для охраны, в них отсутствует агрессивность.http://www.youtube.com/watch?v=6rMFVm3sUYI
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
animalreader.ru
Существуют два способа запряжки собак – цуговый и веерный. Цуговая упряжка – наиболее древний и совершенный способ. Так запрягают собак и у нас.
Цуговая упряжка имеет два видоизменения: а) с одним длинным потягом, к которому собаки припряжены с обеих сторон или парами, или попеременно – елочкой; б) с двумя постромками (потягами), между которыми и идут одна за другой собаки; этот тип упряжи встречается редко. От названия упряжи и вся собачья упряжка на северо-востоке называется потягом.
Потяг делается или ременный – из кожи лахтака (тюленя), моржа, или веревочный – из хорошей пеньковой веревки толщиной в 2-2,5 см. Свободный конец потяга, остающийся на нарте, служит для того, чтобы каюр мог оттягивать нарту в сторону от торосов и других препятствий.
Шлейка (алык) делается из сыромяти, хорошо выделанной тюленьей кожи, юфти или фитильной ленты, ее подгоняют к росту собаки. Алык представляет в сущности такую же петлю, как и оленья лямка – с той разницей, что ее надевают через голову на грудь и не пропускают под лапу; она лежит своим задним концом на боку, возле зада собаки. В отличие от оленьей лямки алык поддерживается спинными ремнями, соединяющими обе стороны лямки.
Все застежки на ремнях делаются с клевантами, что позволяет быстро распрягать и запрягать собак на морозе, не снимая рукавиц.
Важная деталь. При веерной запряжке вожаков запрягают по бокам, при цуговой – впереди. Веерная упряжка применима в тундре на твердом снегу, но неудобна в лесу, в глубоком снегу и среди торосов; при ней очень неполно используется тяговая сила собак; и запрягать много собак в нарту нельзя, так как они мешают друг другу. Преимущество же веерной упряжки то, что все собаки находятся под непосредственным воздействием палки (хорея) и бича каюра и ему легче заставлять работать ленивых собак.
Рабочий возраст собаки, которые используются в упряжке, начинается с полутора лет, даже с одного года, но для дальних переездов она используется только на третьем году. Лучший возраст для работы: от 3 до 7, предельный – до 10 – 12 лет.
Нагрузка на одну собаку сильно изменяется в зависимости от дороги: рыхлый или плотный снег, наст или талый снег, морской лед с солью или с торосами, пересеченная местность и т. п.
Максимальная нагрузка на одну собаку в цуговой упряжке (та, которая применяется у жителей Камчатки) – до 40 – 50 кг, минимальная при трудном пути может быть в три раза меньше. Нагрузка зависит также от скорости пробега и от длины маршрута; на короткие расстояния собаки перевозят грузы до 60 – 65 кг каждая, проходя 120 км за 12-14 часов. Общая нагрузка на большую четырехкопыльную нарту может достигать 800 – 900 кг, в исключительных случаях – 1200 – 1300 кг.
Скорость передвижения различна, в зависимости от груза, дороги, числа и качества собак. При полной нагрузке и при продолжительных поездках она редко превышает 7 – 10 км в час, при дневном переходе – 50 – 70 км, а по плохой дороге – 30 – 40 км.
При легковой езде (один-два человека и легкий багаж), с упряжкой в 8 – 12 собак, скорость колеблется, в зависимости от дороги, от 12 до 20 км в час. Рекордные по дальности переходы на собаках – до 220 – 250 км в сутки.
Андрей ДНЕПРОВСКИЙ.
http://www.kamvesti.ru/
www.rusadventures.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта