Внеклассное мероприятие: «Собака — верный друг». Собака верный друг


«собака верный друг»

МОУ «Вознесеновская СОШ»

Литературно-музыкальная композиция: «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Красикова Лариса Георгиевна

Звучит песня «Это знает каждый» из х/ф «Приключения Электрони­ка».

1-й уч-ся: Собаки...

Сколько их и какие они разные!

Есть совсем маленькие - они умещаются на ладони и весят не боль­ше 0,5 кг. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2-й уч-ся: Есть длинноногие и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других - торчком.

3-й уч-ся: Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они - са­мые верные наши друзья. И самые древние. Самые древние - потому что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.

4-й уч-ся: Самые верные - потому что ни одно другое животное не преда­но человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и есть декоративные.

5-й уч-ся: Охотничьи помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими - на водоплавающую дичь. С третьими - на зайцев, волков и лисиц... И на охоте они ведут себя по-разному.

6-й уч-ся: Фокстерьеры и таксы (показ рисунка или фото) выгоняют зверей из нор.

Лайки (показ) отыщут добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник.

А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча засты­нут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показ) с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете? (Ответы детей).

Дети исполняют 1-й куплет «Песни о пограничнике».

7-й уч-ся: Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины.

По поведению собак пограничники своевременно узнают о прибли­жении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные со­баки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

8-й уч-ся: Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остано­вилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие.

След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лод­ка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл 3 нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу.

9-й уч-ся: Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона. Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыск­ной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 пре­ступлений.

10-й уч-ся: Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетно­го «пенсионера».

После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар» и посвящен многим розыскным собакам.

11-й уч-ся: Служебные собаки пасут и охраняют стада (южнорусская ов­чарка - показ, кавказская овчарка - показ, пули - показ). В горах сенбернары (показ) спасают попавших в беду людей; нью­фаундленды (показ) спасают тонущих.

Демонстрируется отрывок из д/ф «Троп».

12-й уч-ся: Во время Великой Отечественной войны собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали сапе­рам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.

Показ отрывков из д/ф «Санитарные собаки».

13-й уч-ся: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности.

После специального обучения они «работают» газовщиками - почу­яв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.

14-й уч-ся: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников. (Восточноевропейская овчарка - показ, южнорус­ская - показ, колли - показ).

Показ отрывка го д/ф «Пожарные собаки».

- Каких еще служебных собак вы знаете?

Служебные собаки - очень серьезные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками.

И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вы­расти.

15-й уч-ся:

Я не зря глаза таращу –

Я давно хочу узнать,

как овчаркой настоящей

поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались.

Чтобы стал послушен хвост,

чтобы сразу догадались,

как умен я и не прост.

Чтобы взяли на границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне еще учиться?

Очень долго?

Очень жаль.

И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают герои­ческие поступки.

16-й уч-ся:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

что никого еще не спас,

что жизнь его не удалась,

сложившись неудачно.

А сколько раз в геройских снах

он плыл в стремительных волнах,

нырял бесстрашно в глубину,

искал на дне,

со дна тянул. И сколько раз, ах сколько раз!

ему спасенный лапу тряс!

А там, в толпе на берегу,

кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»

«Я сообщу в газету!»

...Но просыпался каждый раз

на этом месте водолаз.

17-й уч-ся: Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки.

Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пеки­несы. Они живут в наших домах и выполняют свое главное предна­значение - быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее.

Декоративных собак вы видели и в цирке.

18-й уч-ся:

А на что способны шпицы.

Можно в цирке убедиться:

Он танцует и играет

И по карточкам считает.

Прыгает через каркас.

А таблицу умноженья

Знает он не хуже вас.

...Размечтался зритель Вася,

Ученик второго класса:

«Вот бы мне такого шпица -

Ах, как стал бы я учиться!»

А в шестом ряду партера

Размечталась тётя Вера:

«Вот бы шерсть такого шпица

Мне попала бы на спицы!»

...Цирк грохочет:

«Браво! Бис!

Замечательный артист!»

Учитель: Ребята, а что это за собаки?

Вежливые, словно колли,

упрямые, как бульдоги,

сильные, как волкодавы,

умные, как сенбернары,

храбрые - хоть на заставы,

Славным овчаркам в пару, (дворняжки) Группа детей поет песню «Мой щенок».

  1. В нашем доме знают взрослые и дети,
То что я теперь счастливей всех на свете.

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

Припев:

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога.

На собаку водолаза

И на всех овчарок сразу.

2. Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,

А когда сажусь я дома за задачник,

Мой щенок без дела тоже не скучает:

Туфли мамины по комнате гоняет.

Припев.

  1. Мы ходили с ним на выставку собачью.
Но обратно возвращались чуть не плача.

Потому что нам на выставке сказали.

Что дворняжкам не положены медали.

Припев.

4. Не дают щенку награды - и не надо!

Я куплю ему медаль из шоколада,

Я для друга ничего не пожалею,

Лишь бы хвостик завертелся веселее.

Припев.

Учитель: Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, неспра­ведливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняж­ки, летали в космос. А вы знаете их? (Ответы детей, дополненные учителем: Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и др.)

Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают.

Но бывает так, что собака живёт не дома, а во дворе, но она не бес­призорная, за ней ухаживают многие ребята, кормят её, смотрят,, чтобы ни­кто не обидел.

Да и у вас во дворе есть такие собаки. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака.

Так же, как и ребята из этой песни.

Исполнение песни О. Газманова «Люси»

  1. Пропала собака, живущая в нашем дворе,
Она отзывалась на кличку «Люси» детворе.

Ей каждый готов был свой завтрак отдать,

А я ей котлеты носил.

Люси, о-о-о, Люси.

  1. Родители плачут: «Пропал аппетит у детей».
Висят объявленья: «Найдите собаку скорей».

А, может, она на дороге лежит.

Попав под колёса такси.

Люси, о-о-о, Люси.

  1. Прошёл целый месяц, но ищут её всё равно,
Вдруг что-то случилось, и все посмотрели в окно,

Люси там шагала и 8 щенков

Счастливые дети несли.

Люси, о-о-о, Люси.

19-й уч-ся: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным. 20-й уч-ся: В Ленинграде, где жил и работал великий русский учёный ака­демик И. П. Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке.

21-й уч-ся: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изобра­жающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спи­не - ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памят­ник сенбернару по кличке Барри - собаке, которая в Альпийских го­рах спасла 40 человек во время снежных заносов.

22-й уч-ся: В Берлине - собаке-проводнику слепых.

23-й уч-ся: На Аляске - вожаку упряжки Бальту, доставившему во время

эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.

24-й уч-ся: В Италии - Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказы­вать очень много.

Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены пес­ни. Недаром поставлены им памятники.

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и предан-ный друг.

У одних мечты сбываются, у других - нет.

Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания,

заботы.

Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, пре­дал друга.

Предательство - один из самых отвратительных поступков человека.

Надо помнить об этом.

Учитель с 1-2 учащимися рассказывают стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга».

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!

...В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!

Учитель: Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие жи­вотные.

А теперь...

- Вы много узнали о собаках, смогли увидеть, что умеют делать на­ши четвероногие друзья, и я думаю, что теперь без особого труда вы опре­делите породу этой собаки.

На доске открывается рисунок (или вывешивается плакат) собаки, в которой соединены 4 породы:

голова - дог;

туловище - лайка;

хвост - пудель:

лапы - колли.

А теперь - кроссворд.

Вертикаль:

1. Ребёнок любой собаки (щенок).

2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя (гончая).

3. Старинная английская порода легавых собак, которая в основном используется для охоты на пернатую дичь. Когда дичь найдена, собака за­стывает в стойке (сеттер).

4. И порода служебной собаки, которая очень любит детей, и специ­альность спортсмена (боксер).

5. Одна из самых древних и самых быстрых пород охотничьих собак. Используется для охоты на зайцев, волков, лисиц, а порой и на кабанов, медведей (борзая).

Горизонталь:

3. Собака-спасатель. Находит заблудившихся путников в горах. Лю­дей, попавших в снежную лавину, откапывает лапами. На боку носит сани­тарную сумку с красным крестом (сенбернар).

6. Когда-то были охотничьими собаками, а затем стали служебными. Бывают тигровыми, бывают мраморными, бывают королевскими

(дог).

7. Самый известный из спаниелей. Имеет выдающиеся охотничьи качества. Очень вынослив. Любит детей (коккер-спаниель).

8. Охотничья собака. Длинная, на коротких ногах. Она выгоняет зве­рей из нор. Очень сообразительная и находчивая (такса).

В заключение праздника дети поют песню из телепередачи «Дог-шоу»

(Я и моя собака).

shikardos.ru

верный друг или опасное животное?

Каждый собаковод хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда кому-то не нравится его собака. Отношение к собакам в обществе очень разное, но, в основном, все люди делятся на тех, кто любит собак, и тех, кто их боится. Причём страх перед собаками порой разжигает целые баталии как в жизни, так и на просторах интернета. Масла в огонь подливают и СМИ, регулярно выбрасывающие в эфир новости, что где-то кто-то кого-то загрыз, и сарафанное радио, и ярые собачники, утверждающие, что вот именно их-то домашний питомец никого и никогда укусить не способен. Всё это крайности, за которыми люди не видят собаку. В реальности любая собака способна покусать человека. Но почти с любой собакой можно договориться, если понимать причины того или иного её поведения.

Как относиться к собакам?

Друг это, всё же, или ужасный зверь с зубами? И зачем вообще как-то изучать этот вопрос? По закону собака обязана ходить на поводке. Вот пусть и ходят, а мирных людей не трогают… А я, вообще, кошек люблю… Думаю, что любой человек должен хоть немного разбираться в собаках. Даже если он не собаковод. И детей нужно приучать адекватно оценивать собаку. Потому что кроме домашних собак есть ещё и бродячие. И вот они-то, скорее всего, будут без намордника.

Что же делать, если собак в Вашем доме никогда не было? Можно запереться в квартире и бояться. А можно побороть страх единственным действенным способом — знанием. 

Для начала нужно понять, что каждая собака индивидуальна, имеет свой характер, привычки, воспитание. Однако у разных пород есть какие-то общие черты. И в зависимости от того, какая порода перед Вами, можно ожидать от собаки того или иного поведения. Очень распространённая ошибка обывателей — оценивать опасность собаки по её размеру. По большому счёту, собаке очень трудно загрызть человека насмерть, если собака одна, это не волкодав, а человеку больше семи лет. Так что опасаться стоит скорее укусов. А вот покусают одинаково больно и той-терьер, и овчарка. Поэтому не стоит обманываться размерами, лучше узнать, для чего создавалась та или иная порода.

 

Например, упомянутый той-терьер изначально выводился для охоты на крыс. Крыса — очень хитрое, агрессивное животное. Тому, кто на неё охотится, нужно бесстрашие, ум и сообразительность. Сейчас тойчики перекочевали в разряд комнатно-декоративных собачек, но охотничьи гены никуда не делись. Это, по-прежнему, порода бесстрашных бойцов, которые могут ринуться в бой, невзирая на то, что Вы в двадцать раз тяжелее и сильнее. Кроме того, кажущаяся безобидность приводит к тому, что мало кто из хозяев всерьёз занимается воспитанием такой собаки, поэтому встретить среди них «избалованного дитятку», которому и хозяин не указ, можно гораздо чаще, чем среди более крупных собак.

Бойцовские и некоторые охотничьи собаки выводились специально для агрессии. Если хозяин достаточно авторитетный, то опасности такая собака не представляет. Однако, если она бродячая или хозяин допустил ошибки в воспитании — её стоит остерегаться.

Сторожевые собаки, как правило подчёркнуто послушны, т. е. опять нужно смотреть на хозяина, чтобы оценить, чего ждать от питомца. Однако, не стоит забывать, что у них в крови — охрана территории, имущества, детей. И упаси Бог покуситься на то, что эта собака считает «объектом охраны».

Есть породы, чей «имидж» в народном сознании искажён благодаря кинематографу. Например, о характере долматинского дога многие обыватели судят по мультфильму «101 долматинец», где эти собаки представлены как абсолютно добрые и компанейские. На самом же деле долматины — одна из самых сложных в дрессировке пород, требующая от хозяина не только силы и авторитета, но и профессиональных знаний. Помните, что многочисленные Мухтары, Лесси, Бетховены и прочие кинозвёзды специально дрессировались для определённой роли и не являются типичными представителями своей породы.

Перечислять породы можно до бесконечности. И гораздо полезнее будет пробежаться по сайтам собаководов и почитать особенности той или иной породы. Но стоит помнить, что порода даёт лишь большую или меньшую вероятность определённого поведения. Многое зависит от конкретной ситуации и воспитания собаки.

Поэтому правило первое: Смотрим на собаку, а не на её породу, размер и длину клыков.

На мой взгляд, понять собаку гораздо проще, чем человека. В её поведении больше инстинктов, поэтому оно более предсказуемо. И если проанализировать истории «покусания» собаками людей (реальные истории, а не в пересказе соседки по огороду), то в большинстве случаев выяснится, что имело место именно непонимание, несовпадение собачьей и человеческой логики. 

Вот пример. Когда моей старшей дочке было года 2, у нас жила колли по имени Чара. На тот момент ей было лет 8, т. е. по собачьим меркам весьма почтенная матрона. Зойка баловалась в бабушкиной комнате. Бабушка неоднократно призывала её к порядку, но всё без толку. Вдруг собака врывается в комнату, хватает ребёнка сзади за шею и начинает с рычанием трепать… Так этот эпизод выглядел бы в глазах большинства обывателей. Многие бы после такой сцены отдали бы собаку (или даже усыпили), а по сарафанному радио пошла бы одна из бесконечных историй в стиле: «А вот у N была собака. Она из ревности напала на ребёнка и…»

Как же всё выглядело на самом деле? Щенок (стоящий на самой нижней ступеньке иерархии) не слушается старшую самку. В природе такое поведение может быть опасно для щенка, поэтому святой долг каждой собаки — воспитать его и приучить к порядку. Трепание за шкирку в собачьем мире считается чем-то… не столько болезненным, сколько обидным, чем-то вроде стояния в углу у людей. Со стороны «трёпка» выглядела очень устрашающе, но если у собаки нет цели причинить вред, она пользуется зубами довольно аккуратно (в данном случае, Чара тихонько прижала Зойку зубами, так, что у неё даже вмятины на коже не осталось. Да и душевной травмы тоже — ребёнок до сих пор любит собак и не боится их.

Итак, в первую очередь для понимания собачьего поведения нужно знать, как устроена собачья стая. И запомнить ещё один важный закон:

 

Собака, живущая в человеческой семье, считает её своей стаей.

Главный в стае — вожак. С одной стороны, он имеет право руководства и суда. Ему  достаётся самая лучшая пища. Его приказы беспрекословно выполняются. Он может делать многое из того, чего не позволяется чужим и другим членам стаи.

С другой стороны, у него есть множество обязанностей. Как самый сильный, он защищает остальных членов стаи. Он отмечает и охраняет границы территории. Распределяет пищу. Наказывает тех, чьё поведение опасно для стаи. Вожаком становится, как правило, самый сильный, умный и опытный самец. Но когда собака живёт в человеческой семье, это может быть и женщина, которая фактически осуществляет руководство.

Вторая после вожака — вожачка. Ну или альфа-самка, как её чаще называют. Это не обязательно «жена вожака». Чаще это просто самая старшая и опытная самка. В собачьей стае вожачкой становится та, кто принёс больше всего потомства, но в человеческой это не обязательное условие. Чаще вожачкой становится человек, который, по мнению собаки, лучше всего выполняет положенные альфа-самки функции.

Что же обязана делать вожачка? Фактически, она организует жизнедеятельность стаи: добывание и распределение пищи (совместно с вожаком), воспитание щенков. Если стае грозит какая-то опасность, вожак и собаки-помощники дерутся с неприятелем, вожачка уводит щенков, стариков и младших самок в безопасное место. Вожачку слушаются практически так же, как вожака. В человеческой семье альфа-самкой, как правило, становится тот, кто кормит собаку. Количество детей, как я уже говорила, не имеет принципиального значения, но появление ребёнка может изменить статус его матери в «стае».

Рассказывала одна моя знакомая. У её мужа, ещё до свадьбы, была собака — немецкая овчарка. Овчарки — существа послушные, новую самку она восприняла уважительно (хозяйская, всё же), но без особого почтения. Слушалась через раз, хотя и не проявляла агрессии. Ровно до той поры, пока в семье не появился ребёнок. Встретив хозяев из роддома и обнюхав «щенка», собака как-то резко поменялась «в лице» (или вернее сказать — «в морде»?), поджала хвост и скрылась под столом. Какое-то время она просто старалась не попадаться на глаза хозяйке, а потом всячески начала выказывать верноподданнические чувства: то прибежит сообщит, что ребёнок в кроватке проснулся, то «охраняет» их на прогулке.

Знаю и другой случай, когда рождение ребёнка привело к «понижению в звании» его матери. Собака, спаниэль, в этой семье принадлежала хозяйке. Кормила, гуляла её хозяйка, новый муж особо собакой и не занимался. А с рождением ребёнка собака вдруг как с цепи сорвалась: перестала слушаться, начала закатывать истерики. Хозяева долго не могли понять, в чём дело. После долгих раздумий пришли к выводу. Командовала собакой женщина, соответственно, она и была вожаком. Мужем дома тоже «командовала» женщина — он, с точки зрения собаки, был «ниже по званию». А когда женщина, родив ребёнка, стала беззащитна, собака решила: «Она — не вожак, вожаки так себя не ведут. Муж её тоже не вожак. Так что же получается? Я вожак?» Соответственно, собака начала пытаться «построить» более низких по статусу особей. А они не слушались. Вот она и пыталась призвать их к порядку в меру своего собачьего разумения. Это были очень мудрые хозяева. Они изменили своё отношение к собаке так, что ей стало понятно, кто тут главный — и собака вновь стала как шёлковая. К сожалению, я знаю несколько семей, которые в аналогичной ситуации просто отдали питомца другим людям, а некоторые ещё и рассказывали, что собака «из ревности стала агрессивна».

Ещё одна роль — собака-помощник. Это охотники, защитники, воины, молодые самцы и самочки, которые подчиняются альфа-паре. По статусу они выше щенков, но ниже вожаков. Чаще всего домашняя собака относит себя именно к этой категории. 

И последние, кого мы рассмотрим — щенки. На самом деле в собачьей стае немножко больше разных членов: есть старики и калеки, «дядюшки» и т. п., но эти тонкости обычно нужны только опытным собаководам. Итак, щенки.

Во-первых, щенки в стае как бы общие. То есть с одной стороны, вся стая их защищает и кормит, с другой — они обязаны слушаться всех старших членов стаи: альфа-пару, собак-помощников и т. п. Щенка нужно обучить и помочь ему выжить. Нужно помнить, что в собачьем мире баловство гораздо опаснее, чем в человеческом, поэтому и отношение к щенкам, нарушающим определённые правила, гораздо строже. Не слушаешься старшего (особенно вожака) — трёпка тебе. Или строгий рык. Излишне распустился, ведёшь себя не как щенок, а как более старший член стаи — рык и попытка поставить мелкого на своё место. Иногда в ход идут зубы, хотя собаки редко действительно серьёзно ранят детей. Но бывает: человеческие детёныши, всё же, менее прочны, чем собачьи. Чтобы предотвратить несчастные случаи, родители сами должны заботиться о послушании ребёнка, особенно в доме, где живёт собака. Не стоит делать ребёнка «вожаком стаи» — от этого страдают и стая, и ребёнок.

Отдельно стоит сказать о территории.

 

У любой собачьей стаи есть своя охотничья территория. Она помечается запахом мочи, и каждая собака строго следит за ней и знает, кто и когда тут проходил-пробегал. Наблюдая за гуляющей собакой, Вы наверняка замечали, что большую часть времени собаки проводят за вынюхиванием чьих-то следов, обновлением меток и проверкой «всё ли на месте». Поведение собаки на своей и чужой территории резко отличается. На своей территории собака может сцепиться с более крупной «чужой» псиной, тогда как на чужой — убежит, поджав хвост, от явно более мелкого и слабого противника (напоминаю, что людей собаки считают как бы другими собаками, т. е. отношение к ним так же зависит от того, на чьей они территории).

Границы территории определяет вожак. Я могла наблюдать один случай. Когда мы только взяли Тори, нашу последнюю собаку, она чувствовала себя чужой, т. к. не успела ещё освоиться в местном собачьем обществе. На углу нашего квартала жила небольшая стая бродячих собак. И вот этот угол был спорной зоной между «нашей» территорией и «их». Поэтому Тори они регулярно облаивали. Она, в целом, от них шугалась. Когда собаки подбегали достаточно близко, чтобы напугать моих девчонок, она, дрожа и поджимая хвост, всё-таки пыталась дать отпор, а вот если мы были далеко и в безопасности — предпочитала убегать. Ровно до тех пор, пока с собакой не пошёл гулять муж. Те собаки, как обычно, выскочили и начали нас облаивать. Муж гавкнул в ответ. После чего собаки, поджав хвост, убрались на свою сторону улицы. Тори же изменилась прямо на глазах: грудь колесом, хвост торчком — «А кто теперь на нас с хозяином?» И с тех пор она стала сама шугать «соседей», а они даже не пытались соваться в «наш» квартал.

Тут стоит обратить внимание на одну важную вещь. Почти любой взрослый человек физически сильнее почти любой собаки (доги и сенбернары не в счёт). Соответственно, решение вопроса о территории почти всегда будет в пользу человека, если только он ведёт себя как сильный. Причём чаще всего речь будет идти не о драке с собакой, а просто о манере поведения, движениях, запахе.

Собака свою территорию защищает. Если Вы вторглись на неё, по её мнению, незаконно, то она будет рычать. Если Вы приближаетесь к чему-то важному (щенкам, источнику пищи) — она может даже броситься в бой. Но если Вы ведёте себя как более сильное, способное дать отпор, но не агрессивное существо — скорее всего, до драки дела не дойдёт. Просто проводит до границ и отстанет.

Как же применять знания о собачьем поведении в жизни?

Сами по себе собаки не злые и не добрые. Это ещё одно правило. Просто они хотят жить. И защищают: себя, потомство, источник пищи. Чем большая (по мнению собаки) опасность угрожает, тем яростнее и злее будет действовать собака. Соответственно, главное — не покушаться на важные для собаки вещи.

Очень полезно бывает разбираться в собачьей мимике. Чаще всего, по её движениям, выражению морды, поведению, вилянию хвоста — можно очень много сказать о собаке. Самое страшное с точки зрения обывателя — это собачий лай. Хотя лай — это именно выражение эмоций, попытка напугать, возмутиться. Собака очень редко лает, когда действительно хочет напасть.  

Посмотрите внимательно на картинки. На них лающие собаки. Кроме того, что они лают, поза у них совершенно не атакующая: голова поднята, горло открыто, глаза прикрыты. У собачки справа лапы стоят так, что из этой позы довольно трудно резко прыгнуть. И обратите внимание на её хвост: наверняка она в момент съёмки виляла им, как вентилятором. Соответственно, лают они на тему «ничего личного — работа такая». Такая собака, конечно, может укусить, но это надо к ней очень неаккуратно полезть, напугать её своим движением.

Желающая покусать собака не лает, а рычит.

 

Обратите внимание на позу. Собака припала к земле (защищая горло, живот и другие слабые места). Её лапы как пружинки. Из такой позы она может прыгнуть в любом направлении. Зубы оскалены. Смотрит собака на противника.

Тут ещё бывает полезно оценить сам рык, он тоже довольно характерный — низкий, угрожающий — но в тексте этот звук не передашь. Бывает и «строгое» рычание — на щенков, когда собака, вроде бы, и сердится, но кусать вряд ли будет. Бывает порыкивание от возбуждения — в игре или когда она встречает хозяина. Но такое рычание трудно спутать с агрессивным рыком. И поза собаки будет соответствовать её намерениям.

Всем известно, что виляние хвостом — это признак радости. Собака может лаять и вилять хвостом (от осознания собственной значимости, того, что она хорошо выполняет приказ хозяина или от радости встречи с Вами). Но виляющая хвостом собака редко кусает (хотя если человек её напугал, переход от радости к агрессии может быть довольно быстрым).

Поджатый хвост — это признак страха. Однако тут не стоит обольщаться. Не всегда собака, которая Вас боится, будет убегать. Если она защищает что-то важное, она может, наоборот, броситься в атаку. Поэтому такой собаке лучше дать понять, что Вы не опасны. Например, наша Тори, вообще-то, трусиха. Она старается не связываться с теми, кто сильнее неё и даже с равными по размеру и силе собаками. Но она не любит пьяных  (и, видимо, наркоманов, т. к. иногда она рыкает на людей, которые не пахнут алкоголем, но ведут себя как-то явно неадекватно). Когда я гуляю с ней одна, она обычно убегает от пьяных или жмётся ко мне, прося о защите. Но если я гуляю с детьми… она будет дрожать, поджимать хвост, но встанет поперёк тропинки и постарается отгородить меня или детей от опасного с её точки зрения субъекта. Скажешь, что всё в порядке — она пулей улетит или обойдёт пьяного по большой дуге.

Интересный случай произошёл со свекровью. Она гуляла с собакой, и тут женщина на улице начала очень агрессивно отчитывать её за то, что собака без намордника. Да ещё и руками размахивать. Собака, которая до этого нюхала снег где-то в 50 метрах от женщины, примчалась разбираться — нужна ли хозяйке защита. То есть женщина получила то, чего ожидала от собаки (Тори её не покусала, но напугала).

Правила, которые помогут избежать агрессии со стороны собаки.

Их желательно знать, даже если у Вас нет собак. 

  • Нельзя подходить к собаке, когда она ест. Она может принять это за попытку отнять у неё пищу.
  • Нельзя подходить к щенкам и брать их. Помним, что человеческие дети из семьи собаки тоже приравниваются к щенкам. Брать щенков может только вожак и мать. Собаки довольно болезненно реагируют, когда детей берёт даже член стаи, которому по статусу это не полагается — не вписывается это в собачью картину мира. У нас, например, первое время собаки не подпускали к дочкам бабушку — тут же прибегали и начинали оттирать бабушек от детей. Так и читалось: «Вам нужно гладить собаку, а о ребёнке его мать позаботится». Кстати, с точки зрения собаки, общение с внешним миром — это прерогатива вожака. Поэтому они вообще довольно болезненно реагируют, когда гости начинают общаться с младшими членами стаи (особенно младшими самками, щенками) в отсутствии вожака или без его разрешения.
  • Не желательно подходить к собаке, когда она спит. Спросонья она может испугаться и укусить, не разобравшись.
  • Когда знакомитесь с собакой, нужно дать ей себя обнюхать. Для этого желательно опуститься на один уровень с собакой (нависание сверху вызывает негативные эмоции не только у собак) и плавно протянуть ей руку запястьем вперёд. Можно сжать её в кулак или просто поджать пальцы. В таком положении собака не сможет резко укусить руку, если что-то пойдёт не так. Смотреть в глаза собаке не советуют — животные это воспринимают как признак агрессии.

 

Как же выстраивать отношения ребёнка и собаки?

Во-первых, делать это нужно, практически обязательно. Как я уже говорила в начале статьи, кроме домашних собак, которые теоретически должны гулять на поводке, есть бродячие. И не факт, что они никогда не попадутся на пути. Кроме того, важно, чтобы ребёнок понимал собаку. Тогда он не будет её бояться. А если он не будет бояться, то он сможет оценить собаку адекватно.

Страх мешает очень многим людям видеть реальное положение вещей. Я уже приводила пример со свекровью. Вот другое наблюдение. Наша Тори — добродушнейшее существо, помесь колли и восточно-европейской овчарки. То есть довольно мордастая, крупная псина, а за счёт мохнатости она кажется ещё крупнее. Когда я гуляю с ней, 99% людей (особенно детей) реагируют так: «Ах, какая лапочка, можно погладить?» Взрослые чаще реагируют настороженно. Нередко приходится видеть такую картину: идёт ребёнок, собака бежит мимо за километр, ни ребёнок, ни собака друг друга не замечают. Но тут мама (бабушка) видит собаку и пугается. И ребёнок тут же улавливает её страх и тоже начинает пугаться.

Мои девчонки, привыкшие к собакам, тоже ведут себя интересно по отношению к чужим животным. Они могут испугаться какого-то мелкого, но излишне неуравновешенного мопсика, но при этом спокойно пройти мимо добродушного овчара, который в 2 раза крупнее, собственно, ребёнка, но явно настроен миролюбиво.

Как познакомить ребёнка с собаками, если Вы не планируете заводить животных у себя в доме? Это очень просто. Среди Ваших знакомых, одноклассников ребёнка, его приятелей во дворе наверняка окажется хоть один собачник. Ходите к нему в гости или приглашайте вместе погулять. Понаблюдайте за поведением собак, гуляющих во дворе, обсудите его с ребёнком. Сейчас очень часто организуются собачьи приюты, питомники. Можно сходить туда. Можно понаблюдать за собаками на собачьей выставке, но это будет не так эффективно, т. к. на выставках собаки обычно взбудоражены и реагируют не так, как обычно.

Полезно бывает почитать статьи о собаках вообще и свойствах тех или иных пород. На улицах не слишком часто можно встретить чистопородную псину, но примесь той или иной крови можно угадать. Соответственно, ожидать от собаки тех или иных черт характера. 

Необходимо так же проинструктировать ребёнка на тему, что делать, если собака, всё же, нападает. Я прошу не использовать эту информацию для беспочвенной жестокости, но не сказать этого тоже не могу.

  • Если нападает домашняя собака, нужно попросить хозяина отозвать её. Важно при этом не выказывать агрессии в адрес хозяина, т. к. собака может попытаться его защитить.
  • Если хозяина нет в поле зрения, или он не может справиться с собакой, то нужно медленно отступать. Желательно, не поворачиваясь к собаке спиной и не убегая. Как только собака поймёт, что Вы покидаете территорию, она отстанет. То же самое нужно делать в случае с бродячей собакой.
  • Если есть возможность, можно попробовать сделать вид, что Вы берёте с земли палку или камень. Большинство собак знают, что этот жест не означает ничего хорошего. Однако держите собаку в поле зрения, чтобы она кинулась в этот момент.
  • Бить собаку нужно носком в горло или морду. Не вытягивая носок, снизу вверх, резко. Так есть шанс попасть. Более длительный замах собака, скорее всего, заметит и увернётся. В бок бить бесполезно: во-первых, увернётся, во-вторых, Вы подставите ногу в удобном для укуса положении.
  • Если Вы в куртке или какой-нибудь плотной одежде (или в руках платок, кофта, шарф), то можно попытаться отдать на растерзание предплечье с накинутой на него тканью, рукав куртки, сумку и т. п. — чего не жалко. Если пытается вцепиться в руку — тыльную часть предплечья, где нет крупных сосудов. Пальцы нужно сжимать в кулак и т. п. Когда зубы увязли, можно резко ударить кулаком по носу. Именно резко, со всей силы. Со сломанным носом кусаться собака уже не сможет.
  • Ни в коем случае нельзя хватать собаку за ошейник или за шкирку, если собаки дерутся: в пылу драки собака может укусить даже собственного хозяина. В этом случае нужно сразу бить (вот тут можно и по брюху, т. к. внимание собаки направлено не на Вас).
  • Если собака напала на ребёнка, возможно, единственным для него выходом будет свернуться клубочком, пряча лицо, пальцы, прикрывая уши и втягивая голову в плечи — и ждать, пока придёт помощь.

www.vospitaj.com

Верный друг собака | ЗООМИР

Признайтесь честно-у вас есть настоящие друзья?  Те, которые всегда подставят плечо в трудную минуту жизни или будут искренне радоваться вашему счастью?

По мне так на свете самый лучший, верный друг-собака-самое искреннее и честное животное на Земле!

Верный друг собака

Верный друг собака

 

Когда ваш питомец чувствует, что у вас неприятности, он будет тихонько сидеть в сторонке, а если вы заплачете-осторожно подойдет, ласково лизнет вашу руку и "скажет": Тебя кто-то обидел? Не плачь, пойдем лучше погуляем и все беды улетят с порывом ветра".

Сколько на свете историй о собачьей верности человеку. Ей наплевать на вашу внешность, на вредные привычки, на ваше прошлое. Главное, чтобы вы всегда были рядом, пусть даже иногда будет и холодно, и голодно.

Я же хочу предложить фото подборку, которая явно показывает, что для человека самый верный друг-собака.

Почему я люблю собак больше, чем людей вы можете почитать на этой страничке

а ЗДЕСЬ  мой маленький рассказ про нянечку Алису из чего следует, что самый верный друг-собака!

Видео: Верный друг собака

Самый верный друг-это собака

zoomirr.ru

«Собака - верный друг человека».

Тема: «Собака - верный друг человека».

Цель: расширять представление о роли собак в жизни человека;

развивать внимание на основе работы по сюжетным картинкам;

воспитывать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

ход занятия.

  1. Организационный момент.

С хозяином дружит

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

- Как вы думаете кто это?

Правильно вы отгадали это собака.

2.Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия «Собака – верный друг человека».

Эти слова будут девизом нашего занятия.

Сегодня мы с вами узнаем, какую роль играет собака в жизни человека. Как нужно заботиться о собаке. Оказывать помощь бездомным собакам.

Собака – верный друг и помощник человека с давних времён.

-Как помогают собаки человеку?

Собака помогает человеку на охоте. Помогает охранять стадо овец от хищников. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре.

А есть и собаки, которые помогают человеку жить и передвигаться это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения, собака заменяет глаза приводит и уводит на работу, магазин, больницу, переводит слепого человека через улицу это собака поводырь.

3.Словарное слово.

ПОВОДЫРЬ –

Вот каким верным другом и помощником является собака поводырь.

Повсюду, где живут люди, рядом с ними живут собаки. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника. То нужно знать, такие правила обращения с собакой:

Правила обращения с собакой.

1.Собаку надо учить командам, для этого необходимо терпение.

-Каким командам можно научить собаку?

2.Хвалите собаку, она это любит.

- Как вы думаете, как можно похвалить собаку?

3.Кормите собаку определённом месте.

-Как нужно кормить собаку?

(примеры из жизни собак живущих на территории нашей школы)

4. Чаще гуляйте с собакой.

-Где можно гулять с собакой?

Вывод: Ребята прочитайте ещё раз эти все правила и постарайтесь их запомнить. Если будете выполнять эти правила, то собака ваша будет здоровой весёлой и бодрой.

А сейчас мы немного с вами отдохнём.

4.Физкультминутка.

Хомка, Хомка, хомячок,

(Хлопают в ладоши.)

Полосатенький бочок.

(Повороты туловища влево – вправо.)

Хомка раненько встаёт,

(Руки вверх – потянулись.)

Щёчки моет, шейку трёт.

(Массаж лица.)

Подметает хомка хату

(Наклоны вперёд.)

И выходит на зарядку.

(Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Прыжки.)

Хомка хочет сильным стать.

(Хлопки в ладоши.)

-А если вдруг заболела ваша собака к какому врачу нужно обратится за помощью?

За помощью нужно обратится к врачу – ветеринару.

ВЕТЕРИНАР- это врач, который лечит животных.

Он вылечит вашу собаку, и даст добрый совет, как ухаживать за своим верным другом.

Мы говорим, что собака друг человека.

Как часто сам человек забывает об этом, сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его на улицу, как надоевшую игрушку.

5. Работа по картине.

А сейчас мы с вами составим рассказ по картинкам. Будьте внимательны и в конце работы вы мне ответите с кого бы вы взяли пример?

- Кто изображен на картине?

-Посмотрите на него и скажите какая у него мордочка?

- Как вы думаете, что с ним случилось?

-Кто помог щенку?

-Как она помогла ему?

-Что вы видите на этой картинке?

-Каким мы видим щенка?

Итак, вернёмся к нашему вопросу:

-С кого бы вы взяли пример?

- А почему?

Вот видите, есть и хорошие люди, которые приютили бездомного щенка.

6.Итог: - Какую роль играет собака в жизни человека?

- Как нужно заботиться о собаке?

-Как оказывать помощь бездомным собакам?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали. Я вами довольна.

multiurok.ru

самый верный друг (о Черныше) ~ Проза (Рассказ)

Собаки очень умны и многое понимают.Почти 10 лет назад был у нас песик спаниель черного окраса, звали Черныш. Очень умный, ласковый.

Любил со мной на рыбалку ездить в машине. Сядет на переднее пассажирское сиденье и выглядывает, следит за дорогой.

Если кто-то перебегает дорогу перед машиной, то Черныш обязательно гавкнет раза 2-3. Это он облаивал нарушителей, чтобы не лезли под машину.

Много было разных приключений с ним.

А на рыбалке тоже следил за поплавком, сидя рядом.

Как поплавок начнет нырять, так начинает гавкать.

А уж радости у него было, когда карпа вытаскиваешь на берег.

Знал, что и ему достанется ушица.

Любил Черныш бегать по полю и искать перепелок.

Найдет стайку и остановится в стойке перед ними. Замирает ждет пока я не подойду.

А когда подойду и перепелки взлетят со своим посвистом, он неодобрительно посмотрит на меня. Как будь-то говорит: - Ну, зачем ты их спугнул. - Мне нравится их запах и свист.

В сентябре 2003 года направили меня в областную больницу на операцию. Утром рано иду на вокзал, а Черныш сзади. И сколько я ему ни говорил, чтобы вернулся домой - ни в какую (А раньше слушался команду эту). Пришлось потрепать его за ухо и грубо сказать ему - Домой! У него слезы на глазах были. Черныш сел и как вкопанный сидел, провожая меня взглядом. Прощался со мной навсегда. Я этого не почувствовал в тот момент.

Лишь через неделю, жена сообщила по телефону. Черныш исчез. Когда я был дома - он почти не бегал на улицу или только со мной. А тут жена говорит - часто на улицу стал бегать в сторону вокзала. Видимо скучал обо мне и бегал на вокзал, ждал меня. А там Бичи иногда ловили собак себе на пропитание. Видимо подловили Черныша. Так мы подозревали тогда. Потому что был он еще молодой - 4 года всего. Очень переживали тогда, что потеряли верного, умного друга.

О верности собак - легенды и правды много.

Сам тоже знаю быль - эпизод из жизни дворняжки в Забайкалье.

Летая в 70 годах на самолете, часто видел эту дворняжку в нашем аэропорту поселка Вершино- Дарасунский.

Об этом даже написал стихи: "Верный на всю жизнь Дружок!"...

www.chitalnya.ru

Собака питбуль – надежный защитник и верный друг

С первого взгляда американский питбультерьер производит впечатление сильного, свободолюбивого и неутомимого существа. Бойцовскими и волевыми качествами эти псы обязаны своим предкам - стаффордширскому терьерьеру и бульдогу.

Питбули имеют крепкое телосложение с хорошо развитой мускулатурой, вес особи может достигать четверти центнера, высота в холке - 50 сантиметров. Длина корпуса обычно немного больше роста, однако самки могут иметь более длинное тело. Отличительные особенности этой породы – широкая шея, переходящая в мускулистую глубокую грудь, морда с мощными челюстями и широкими скулами. Окрас пса может быть практически любым, шерсть короткая, блестящая, вплотную прилегающая к телу.

Вопреки распространенному мнению собака питбуль представляет серьезную опасность скорее для своих собратьев–псов, к человеку же она относится дружелюбно и уважительно. Так как эти животные изначально выводились в основном для участия в собачьих боях, то понадобилось немало времени, чтобы сделать их нрав менее агрессивным.

Сегодня собака питбуль является превосходным охотником, охранником, пастухом, защитником и просто другом. Активные, подвижные и выносливые псы занимают призовые места в соревнованиях. А в последнее время  данная порода все больше используется в качестве служебных собак.

Питбуль: характер

Благодаря стараниям селекционеров собака питбуль имеет вполне уравновешенный и дружелюбный темперамент. Псы от природы наделены развитым интеллектом, коммуникабельностью, интеллигентностью, невероятной живостью и чувством ответственности. При малейшей опасности пес может броситься на врага, защищая любимого хозяина и совершенно не опасаясь за свою собственную жизнь.

Воспитанные представители данной породы отлично ладят с детьми, вполне адекватно относятся к посторонним людям, если те, разумеется, не проявляют жестокость и агрессию. Собака питбуль обладает отличным чутьем, враждебно настроенного человека распознает сразу и может без лишних колебаний проучить злоумышленника.  Псы данной породы очень преданы любящему хозяину, стараются всячески заслужить внимание и угодить ему.

Американский питбультерьер нуждается в постоянных физических нагрузках, многочасовых прогулках на свежем воздухе. Заточение в городской квартире, так же как и цепная привязь, могут привести животное в состояние озлобленности.

Воспитание питбуля

Данная порода собак просто нуждается в правильном воспитании и дрессировке, так как бойцовские корни и природные инстинкты все же могут дать знать о себе. Питбулей рекомендуется заводить только опытным собаководам, поскольку псы требуют постоянного контроля и профессионального обращения. При дрессировке этих собак ни в коем случае нельзя прибегать к агрессии, иначе своенравные и горделивые существа могут отплатить той же монетой. От чересчур ласкового обращения нрав животного также может стать дурным.

Воспитание питбуля требует последовательности, напористости и умеренной строгости. Хозяин должен спокойно и уверенно требовать от питомца исполнения всех команд. При верно выбранном методе дрессировки у пса сформируется адекватный, спокойный и миролюбивый характер.

Уход и кормление

Американский питбультерьер особого внимания не требует. Достаточно раз в полгода купать его и время от времени вычесывать шерсть. Следует всегда следить за чистотой глаз и ушей, протирая их ватным тампоном, немного смоченным теплой кипяченой водой. Когти нужно периодически подрезать специальным инструментом (когтегрызкой).

Щенков до трех месяцев кормят 5 раз в день, до 6 месяцев – 4, до 12 – 3, а после первого года жизни собаку следует кормить лишь 2 раза в сутки.

Для поддержания крепкого здоровья и отличной физической формы рацион питбуля должен быть богат в первую очередь белками. Поэтому щенков и взрослых особей следует кормить молочными продуктами, сырой говядиной, отварной курицей или свининой. Постепенно в рацион питомца можно включать различные крупы и сухие корма, добавлять овощи, фрукты и яйца.

fb.ru

«Собака — верный друг». Методическая разработка

Дополнительные сочинения

Цель: воспитание сопереживания, внимательного отношения к животным, развитие способности заботиться о животных, пополнить знания учащихся любопытными и интересными фактами из жизни собак.

Оборудование: картинки с изображением собак, рисунки детей, крылатые выражения о собаках, слайды, музыкальный центр.

Звучит песня «Это знает каждый» из кф «Приключения Электроника»

Ведущий: На заре истории голод и страх были постоянными спутниками первобытных людей, пока они не приобрели союзников — домашних животных. И первым из них стала собака.

Ни одно домашнее животное не используется так всесторонне, как домашняя собака. Замечательные чутьё и слух, выносливость, быстрота, а главное своеобразный «ум» — все эти качества собаки привлекли человека. Все мы сталкивались с проявлением собачей преданности, с примерами самоотверженного служения человеку в самых различных условиях.

1 ученик: Собаки… Сколько их и какие они разные! В наше время человечеству служат более 400 пород. Есть совсем маленькие — они умещаются на ладони и весят не более 12 килограмма. И есть великаны, вес которых достигает 80 килограмм.

2 ученик: Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

3 ученик: Одни быстрые, подвижные, другие — неуклюжие. И все они — самые верные наши друзья. И самые древние. Потому что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.

4 ученик: Самые верные — потому то ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Ведущий: Есть собаки охотничьи, есть служебные, есть декоративные.

5 ученик: Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими — на водоплавающую дичь. С третьими — на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

6 ученик: Фокстерьеры и таксы (показ рисунка) выгоняют зверей из нор.

Лайки (показ рисунка) отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

7 ученик: А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показ рисунка) с громким лаем преследуют зверя.

(Ведущий знакомит с другими породами охотничьих собак)

1 ученик: Кто не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении нарушителя. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

Ведущий: Пограничники обходили границу. Вдруг, собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у неё встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привёл пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в неё, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл 3-х нарушителей границы. Их связали и повели на заставу.

Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка — гроза для всех нарушителей закона.

Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций по задержанию преступников. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.

Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящён многим розыскным собакам.

2 ученик: Служебные собаки пасут и охраняют стада. (южнорусская овчарка, кавказская овчарка, пули)

В горах сенбернары спасают попавших в беду людей, ньюфаундленды спасают тонущих.

3 ученик: Во время ВОВ собаки выносили и вывозили раненных, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.

4 ученик: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками — почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.

5 ученик: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приведёт на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников (восточно-европейская овчарка, южнорусская, колли).

Ведущий: Служебные собаки — очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками. И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.

6 ученик:

Я не зря глаза таращу —

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались

Как умён я и не прост.

Чтобы взяли на границу

Чтоб в дозоре я лежал

Долго мне ещё учиться?

Очень долго? Очень жаль…

       

Ведущий: И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

7 ученик:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого ещё не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложившись неудачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне, со дна тянул.

И сколько раз, ах сколько раз!

Ему спасённый лапу тряс!

А там, в толпе, на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»

«Я сообщу в газету!

…Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

Ведущий: Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы — они живут в домах и выполняют своё главное предназначение — быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Также декоративные собаки выступают в цирке.

8 ученик:

А на что способны шпицы,

Можно в цирке убедиться:

Он танцует и играет

И по карточкам считает,

Прыгает через каркас.

А таблицу умноженья

Знает он не хуже вас.

…Цирк грохочет:

«Браво! Бис!

Замечательный артист!»

Ведущий: Ребята, а что это за собаки?

Вежливые, словно колли,

Упрямые, как бульдоги,

Сильные, как волкодавы,

Умные, как сенбернары,

Храбрые, хоть на заставы,

Славным овчаркам в пару.

(дворняжки)

Песня «Мой щенок»

Ведущий: Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки летали в космос. Это Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка и др.

Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают, кормят их, смотрят, чтобы никто не обидел. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни.

Песня «Люси»

1 ученик: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

2 ученик: В Санкт-Петербурге сооружён памятник собаке, служащей науке.

3 ученик: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине — ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри — собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.

4 ученик: В Берлине — собаке-проводнику слепых.

5 ученик: На Аляске — вожаку упряжки Бальту, доставшему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.

6 ученик: В Италии — собаке по кличке Верный, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

Ведущий: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.

Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены памятники.

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство — один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом.

Стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга»

Ведущий: Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.

Песня «Пропала собака»

Итоги конкурсов: рисунки, сочинения.

Использованы материалы:

Http://vcvetu. ru/cveti/925/index.Html?page=2

Http://rudocs. exdat. com/docs/index-138794.Html

dp-adilet.kz