Предложения со словом «нарты». Собака тянущая нарты


Часть 1. В которой читатель познакомится с собачками и гонкой. - на самом деле я

"Дай мне зиму и собачью упряжку, а остальное оставь себе!"Кнуд Расмуссен. 

Как это ни странно, но учёные считают, что ездовое собаководство возникло гораздо раньше езды на оленях! Без лохматых четвероногих помощников, устремлённых вперёд и тянущих нарты с грузом, погоняемых человеком в меховых мешковатых одеждах невозможно представить себе картину освоения севера.Каюр прибывает с нужной радиодеталью на отдалённую метеостанцию "Красный Север", 1923 г. (реконструкция).

И юга тоже, кстати. Руал Амундсен свой успех покорения Южного полюса приписывал исключительно собачьим упряжкам. Его соперник, англичанин Роберт Скотт, для передвижения выбрал мотосани, которые вообще оказались непригодны и пони, которые спустя были застрелены, ибо идти дальше не могли. (северный полюс 2 первых раза тоже был покорён с помощью собачьих упряжек)В Царской России на территории Якутии, Колымы и Камчатки была развита особая «собачья» почта. Развитие посёлков, пусть даже из нескольких домиков, напрямую обязано такой почте: как правило, они возникали на расстоянии одного дневного собачьего перехода: каюр менял собак и ехал дальше. Существовали даже специальные НКВДшные упряжки! В общем, практически до 70-х годов прошлого века использование собачьих упряжек было в некоторых районах единственным способом попадания из одной точки в другую. Вездеходы и снегоходы (и будоражущие умы фантастов провальные мотосани) всё-равно полностью не могли вытеснить упряжки, для которых не требовалось обслуживание, гаражи, толиво, механик Вася и вообще, простой народ себе такую роскошь позволить не мог.

Якутские лошади, олени и прочая четвероногая живность тонула в снегу и смешно падала на люду (не стал исправлять, так смешнее), не могла питаться тем же, чем и морской охотник (жиром и мясом), не могла учуять дорогу домой, особенно в пургу, тонкий лёд и полыньи на море и работала по принуждению, в отличие от собак, у которых в жизни два счастья: есть и жечь молочную кислоту, то есть бегать (имеются ввиду, конечно же, ездовые собаки) Стоит сказать, что езда на собаках активно использовалась, именно, береговыми жителями: они полностью зависили от охоты на морзверя, поэтому всё зимнее время проводили на охоте. Собаки везли их на припай, специально обученные луночные собаки искали лунки, к которым нерпа приплывает для того, чтобы подышать. Ну и обратно, естественно, добычу везли на нартах. Оленные чукчи собак использовали редко, а чаще даже в ритуальных целях.

Дружелюбные "бандиты". Чукотские собаки, как правило, добрые.

Кинологи выделяют отдельную породу ездовых собак – Чукотская ездовая, выведенных в наших краях (голубоглазые сибирские хаски произошли от чукотской ездовой, когда тех вывозили на Аляску золотоискатели, голубые глаза у чистокровной чукотской породы считаются уродством). Конечно же ездовых собак отбирают по их ездовым характеристикам, а не по экстерьеру: часто самая невзрачная шавка, вообще не похожая на ездовую, тянет лучше всех! В начале 90-х на 4000 жителей 2-х районов, в которых развит морзверобойный промысел приходилось более 100 упряжек из полуторы тысяч собак, из них четверть были чистокровные чукотские ездовые. Сейчас дела обстоят, надо думать, хуже.

"Четырёхглазый" анадырский подвид чукотской ездовой, называемый так забелые пятна над глазами (естественно, не чистокровный).Передвигаются на собаках при помощи нарт. Все «сочленения», например 4 вертикальных копыльев  к полозьям, крепились с помощью кожанных ремней, сейчас верёвками: упругая нарта «гуляет», поэтому не ломается на неровной местности и многочисленных торосах на льду (дерево на побережье появлялось исключительно как дар моря, тем более надо дождаться в подарок берёзы, оленеводы, кстати, для изготовления используют и рога оленя). Традиционный чукотский каюр на традиционной четырехкопыльной чукотской нарте. На каюре меховые нерпичьи непромокаемые штаны, торбаса, поверх верхней части мехового костюма одета брезентовая "штормовка" - камлейка, очки сварщика. В правой руке остол, в левой якорь, который используют при стоянке собак, вбивая его в снег.Сравните нарту оленеводов. Барана нет, копылья-дуги цельные и сделаны из рогов, полозья загнуты. Догадались для чего?Полозья в древности подбивались китовым усом и войдались: каюр набивал специальный мешочек снегом и возил его на груди под одеждой. Растаявшую воду он набирал в рот и «обливал» всю длину полозьев перед поездкой. На полозьях образовывался тонкий ледок, помогающий нартам скользить. Сейчас нарты подбивают железом или пластиком. Спереди нарт есть упругая дуга - баран: отбивать всё теже торосы на льду. Тормозили упряжку помимо голосовой команды палкой с металическим наконечником – остолом, есть у неё ещё стояночный тормоз – якорь.Для гонок сейчас некоторые каюры используют нарты по типу аляскинских, на которых человек едет стоя, спрыгивая и толкая нарту на тяжёлых участках, тормозя ножным тормозом, когда это необходимо.

Упряжка запрягалась веерным и цуговым способом (веерным легче было лавировать в торосах). Сейчас используют только цуговый: у него кпд выше (видел фото из Норвегии, там для катания туриков ставят собак веером, что смотрится, конечно, очень красиво): к центральному потягу крепятся боковые “ответвления” - алыки, которые одеваются на собак.

Раньше упряжь тоже делали из ремней, нарезанных по спирали из шкур тюленей, которые, к слову, охотно поедались собаками, сейчас даже ред фокс выпускает упряжь (не удивлюсь, если мембранные)!

Первыми бегут вожаки, которые чётко понимают команды, и ведут за собой всю упряжку (иногда это сучки, все остальные с вытянутыми языками за ними). В середину ставят мощных, а ближе к нартам самых тупых. Раньше собак погоняли кнутом, сейчас его не используют, хотя встать с нарты, подбежать к запутавшимся, разругавшимся и сцепившимся собакам, отпинать и отдубасить их не считается зазорным, чтобы знали, кто вожак стаи, слушались команды и не грызлись между собой (на гонках за битьё дисквалифицируют). В упряжке от 8 до 12 собак. 6 собак спокойно тянут тяжёлую нарту с 2-мя людьми.Нарта, запряженая 12 собаками! Рыжие собаки - братья Бочка и Борода (=Команды для управления разнообразны. Конечно, чаще это чукотские традиционные восклицания, главное, чтобы они различались по интонации, чтобы собака их не перепутала. Мы бегаем с такими командами: вперёд: хэк-хэк, направо: пооть-пооть, налево: протяжный кххххххх, стоять протяжный смехотворный (типа как ха-ха-ха) стояяяять. Я спрашивал каюров на гонке, какие у них команды, на что они ответили: «Да пофигу, какие команды, чаще всего мы орём матами: «Э бл@, куда н@х пошёл!»». Я им говорю: «Ну Вы к Анадырю подъезжать будете, переходите на традиционные». На протяжении всей гонки важно время от времени подбадривать собак разными покриками, выводя из зависания, в который они впадают во время бега (хэч-хээч, их-хаа, тахоок-тахоок, прирр-юха-хаа и проч.) или песенками, отсюда и пошёл образ чукчи на нарте, что видящего, то и поющего. Но каюры этого не делают, как правило. Они зиму бухали, а тут их на гонку отправили – тяжело!Как я уже упоминал, собак кормят мясом, тем же самым, которым питается и человек.

Каюр подкармливает собак оттаявшим мясом, ловко запуская нарубленные кусочки точно собакам в пасть. Чукотские собаки могут, кстати, долго нести мясо в желудке, переваривая его на остановках. Другие собаки срыгивают непереваренную пищу.Собаки за сотни лет перестроились на это высококалорийную диету, поэтому работать длятельное время на морозе и ветру, питаясь каким-либо другим кормом не могут, им обязательно нужен жир морского зверя. Плохой бухой каюр даёт собаком мороженное мясо: собаки тратят дополнительную энергию на его «оттайку» и разгрызание, поэтому плохо бегут и восстанавливаются. Бывало так, что собакам дома рядом с привязью просто кидают половину туши замёрзшей нерпы, бедняги в течении времени выгрызают мясо, оставляя шкуру, так глубоко, что чуть сами не помещаются в этот чехол. Хороший каюр варит бульон, который особенно нужен во время 100 километровых переходов. Поэтому на гонке в обязательное снаряжением каюра входит большая кастрюля.

Летом собак кормят мало, или вообще не кормят: они бегают по побережью и обгладывают кости, оставшиеся при разделке китов.

Первая гонка на собачьих упряжках «Надежда» была проведена ровно 20 лет назад и протяжённость тогдашней трассы составляла 1900 километров! 2 года подряд гонка стартовала на Аляске в Номе, по южному побережью через Уэльс, Берингов Пролив (самолётом), Уэлен и далее по южному побережью Чукотки через береговые посёлки шла до Анадыря. (эти 2 гонки выиграла американка) В 90-х годах гонка была по кольцевому маршруту от Лаврентия до Лаврентия, протяжённостью от 200 до 400 км. С 2009 года проходит по маршруту Лаврентия-Анадырь протяжённостью 1200 км.

Схема трассы гонки "Надежда". Взято из книги "Надежда-гонка по краю земли". Сост. Л.С. Богословская Что интересно, в Лаврентия гонщики добираются своим ходом. Трасса провешковывается через каждые 30-50 метров, вместе с гонщиками едут 2-3 снегохода поддержки. Иногда, особенно в пургу, гонщики теряются. Так же обычно идёт вездеход сопровождения, который везёт груз, корм, помощников, сошедших гонщиков, больных собак и т.д. (интрига: на одном из таких перегонов из навигатора ветеринара гонки Саши Кудлая была украдена карта памяти с картими, что сыграло опрелелённую роль во 2-й части рассказа).

Трасса разделена на 13 этапов, от посёлка к посёлку, самый короткий этап 18 км, самый длинный 135! Победитель 20-й гонки Чайвыргин Владимир прошёл всю трассу за 85 часов, занявший 2-е место Атчитагин Егор (стартовый номер 1 ) за 86, Томилов Геннадий 3-й финишировавший за 90 (далее время растягивается от 92 до 107 часов, 9 участников выбыло).

Очень часто фамилии победителей “светятся” в тройке из года в год, что говорит о том, что эти каюры действительно тренируют собак и относятся к гонке по-спортивному. Участие остальных, особенно умудряющихся накидаться в каком-либо из посёлков мне непонятно. Особенно, когда это проходит в присутствии гостей из-за границы. В этот раз таковых было четверо: 2 канадцев-кинологов и 2 каюров из европы, женщина и парень 23 лет.Мощные собаки европейских каюров на отдыхе. Среди них есть родственники экспедиционных собак, работающих когда-то на научных станциях в Антарктиде (сейчас собак уже не используют).Они шли со своими собаками, собаки у них старые, к тому же медленные экспедиционные тяжеловозы, чертовски отставали (28 часов против 11 у лидера этапа!), за что были сняты с гонки. Как они сами объяснили, они и не хотели участвовать, им по кайфу просто проехаться на собачках вдоль Чукотки, кто-то из руководства это хорошо просёк и пригласил их на гонку, ибо в другой раз пройти таким маршрутом в одиночку практически нереально (интрига: это отставание сыграло свою роль во 2-й части рассказа).

Часть 2. В которой рассказывается о моих впечатлениях и приключениях.

lonely3ranger.livejournal.com

Человек - собака - нарты

Васско и Кучум, Сергей и Дарина, Ангелина и Рэя, Антон и Тэки — это имена участников первого в России лыжного похода I категории сложности с собаками.

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

— Идею вынашивали много лет, — рассказал руководитель группы Васско Власов. — Если честно, мне просто хотелось сфотографироваться на фоне Кижского погоста. Предложил Сергею сходить в поход выходного дня. Он предложил сходить с ночевкой. Стали эту идею вынашивать.

Сотрудник карельской поисково-спасательной службы Сергей Баринов разработал маршрут, собрали команду и начали готовиться к сложному путешествию.

— Делали контрольные выходы перед походом, — вспоминает Сергей. — Первый контрольный выход был однодневный – прогулялись с собаками по Петрозаводской губе. Второй уже был с ночевками. Следили за ледовой обстановкой, докладывали в КРПСС и в ГИМС.

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

 

Изначально планировали закончить путешествие в Петрозаводске, но из-за расколов льда на озере маршрут приходилось корректировать. Главное — безопасность, чтобы нигде не провалиться под лед.

Вышли 25 января из поселка Кедрозеро в Кондопожском районе в сторону острова Кижи. За семь дней прошли 150 километров и вернулись туда же. Передвигались в связках человек — собака — нарты (их называют пулками).

— Это тандем спортсмена и собаки, которая тянет сани-волокуши, — говорит идейный вдохновитель похода. — С нами шли три маламута и самоед Рея, ее мы называли снежинкой. Маламуты – большие собаки, они способны тянуть продолжительное время грузы. Отработали собаки на отлично, хотя было очень тяжело: шли по льду, у них лапы замерзали, на них намерзал снег.

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

 

— Роль человека в связке – управлять собакой, — пояснил Васско. — Любая собака, она как волк: на открытом пространстве пытается по кратчайшему пути уйти в лес. Ей не объяснить, что нам надо идти на тот мыс. Приходится постоянно подруливать псом. Для лыжников это простой маршрут, но а с собакой изматывает очень сильно, когда собака не слушается, тянет не туда, куда нужно, а в обратную сторону. Очень тяжело было договариваться с нашими собаками о том, что, например, нам надо залив пересечь по диагонали. Зато, когда поднимался сильный ветер и снег и видимость была нулевая, мы ориентировались на собак, они приводили нас к береговой линии.

Самоед Рея, самая маленькая из четвероногих, шла в связке с самой молодой участницей похода Ангелиной Федоровой. Девушке путешествие далось нелегко.

— Самым сложным был первый день, когда собака не шла, — поделилась девушка. — Она еще молодая – первый раз в таком походе. Пришлось волокушу присоединить к себе. Собака, получается, шла впереди, тянула меня, а я тянула волокушу.

— Первой ночью было -20, — рассказал Васско. — Была ночь, когда ночевали под ледяным дождем. Маршрут был разработан таким образом, что в любой из дней похода любой человек мог сняться — были аварийные выходы. И я думал, что Ангелина снимется: первые три дня уходила в лес, пряталась, плакала. Но на третий-четвертый день смотрю, а она, стиснув зубы, уже вырывается вперед.

— Главные цели, которые мы ставили перед собой: испытать себя, испытать собак, попробовать новый вид передвижения, новый вид туризма. Мы отправили заявку в Федерацию спортивного туризма России о новом виде туризма – лыжное путешествие с собаками. Ее сейчас рассматривают, ждут от нас отчетов. Есть 10 видов спортивного туризма, если по нашей заявке примут положительное решение, появится 11-й.

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

Фото: пресс-служба МЧС Карелии

 

 

 

10-02-2017

Анастасия Залазаева

Журналист «Республики»

rk.karelia.ru

Владимир Бочаров, Александр Орлов - Дрессировка служебных собак

Рис. 43. Ездовая собака в шлейке (алыке).

На первых занятиях двигаться следует на небольшое расстояние, а затем постепенно увеличивать его. В результате у собаки вырабатывается необходимый условный рефлекс: она будет идти или бежать впереди дрессировщика по команде "Вперед" и делать остановки по команде "Стой". Это" значительно облегчит ее подготовку для работы в упряжке или при буксировке лыжника.

Начинать приучение собаки к поворотам по командам "Право" и "Лево" можно только после того, как у нее выработается связь на команды "Вперед" и "Стой".

Дрессировщик сначала приучает ее к повороту в какую-нибудь одну сторону, например вправо, а после усвоения этого поворота начинает отрабатывать поворот и в другую сторону.

Для приучения к повороту вправо дрессировщик при движений с собакой по прямой, подает команду "Право", одновременно или чуть позднее он сокращает длину поводка и сам приближается к собаке с правой стороны. Повторяя команду "Право", он принуждает ее сделать поворот. После того как поворот будет сделан, собаку поощряют, затем подается команда "Вперед" и собаке придают нужное направление.

После ряда таких упражнений, когда собака начинает делать поворот без применения поводка, т. е. когда связь на команду будет образована, дрессировщик после подачи команды "Право" не приближается к собаке и предоставляет ей возможность делать поворот самостоятельно, только по одной команде.

Когда собака будет приучена двигаться перед дрессировщиком, а также делать повороты и остановки, ее следует переключать на буксировку лыжника или на работу в упряжке в паре с другой собакой, запрягая их в нарты или легкие сани.

Если почему-либо у собаки будет трудно отрабатываться навык движения впереди дрессировщика, можно привлечь к занятиям помощника, которого она хорошо знает и к которому достаточно привязана.

Дрессировщик и помощник направляются с собакой к месту проведения занятий. Затем дрессировщик остается с собакой, а помощник дает ей лакомство, отходит примерно на 50 м и начинает подзывать собаку к себе. Дрессировщик наблюдает за собакой и, как только она проявит стремление бежать к помощнику, подает команду "Вперед" и начинает двигаться вместе с ней, продолжая на ходу подавать команду и поощряя собаку восклицанием "Хорошо". При этом дрессировщик должен держать собаку на натянутом поводке и находиться позади нее. Помощник во время их движения продолжает подзывать собаку и, когда она подбежит, поощряет ее восклицанием "Хорошо" и лакомством. Затем это упражнение повторяют два-три раза, причем в каждом случае помощник отходит на большее расстояние. Постепенно у собаки устанавливается связь на команду "Вперед". Приучение к движению с подзывом необходимо чередовать с приучением к самостоятельному движению, иначе у собаки образуется нежелательная связь и она будет бежать только за человеком.

Отработку навыков движения вперед, поворотов и остановок можно начинать одновременно с приучением собаки к работе в упряжке. В этом случае хорошие результаты дает подражательный метод дрессировки. Например, приучая собаку тянуть нарты, ее запрягают в пару с хорошо подготовленной собакой. Можно также вслед за подготовленной упряжкой собак посылать упряжку обучаемых собак, но при этом нельзя забывать о возможности образования нежелательной связи - работать только за другой упряжкой. Применяя подражательный метод во время приучения собаки к буксировке лыжника, ее запрягают в пару с подготовленной собакой или проводят занятие рядом с собакой, хорошо усвоившей этот прием и буксирующей другого лыжника.

Приучая собак к остановкам, нужно делать их через разные промежутки времени и в разных местах.

После того как у собак, предназначенных для работы в одной упряжке, будет установлена связь на команды "Вперед", "Право", "Лево", "Стой", нужно приучать их тянуть нарты.

Собак для одной упряжки необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы они были, по возможности, одинакового роста, веса и обладали примерно равной скоростью бега. В первую пару (от нарт) рекомендуется запрягать менее подготовленных собак, в голову - лучших собак, так как от подготовки головной пары (вожаков) зависит качество работы всей упряжки. Остальные собаки являются тягловой силой, их основная задача - тянуть нарты, останавливаться или изменять направление в зависимости от движения головной пары.

Рис. 44. Схема упряжки из пяти собак.

Вместо головной пары в качестве вожака можно запрягать также одну собаку.

В начале дрессировки собак следует запрягать по одной паре, затем по две пары и т. д. В процессе занятий необходимо выявить одну или двух собак для работы в качестве вожаков.

Учитывая, что при буксировке лыжника упряжка состоит всего лишь из одной собаки (максимум из двух), отработка навыков на все команды является обязательной. Поэтому собака, буксирующая лыжника, может быть использована в качестве вожака упряжки.

Занятия по дрессировке собак в упряжке лучше всего проводить вдвоем; особенно это необходимо, когда упряжка состоит из двух и более пар собак.

Перед тем как запрягать собак, к нартам крепят тягловый ремень (потяг), к которому пришивают железные кольца диаметром 3-4 см на расстоянии 80-90 см друг от друга. Количество колец зависит от того, сколько пар собак будет в упряжке. Потяг крепится к нартам так, чтобы первое кольцо находилось от них в 10-15 см. К каждому кольцу крепятся по два тягловых ремня шлеек, надеваемых на собак (рис. 44).

Чтобы собаки при работе не расходились в стороны, рекомендуется в начале дрессировки соединить их ошейники небольшим ремешком длиной 20-25 см. Как только собаки начнут правильно занимать в упряжке свои места, нужно прекратить использование этих ремешков, так как они не только стесняют свободное движение собак, но и мешают им меняться при необходимости местами, перебегая на ходу с одной стороны на другую.

Когда пара дрессируемых собак будет запряжена, помощник ставит их в правильное положение для начала пробега, а дрессировщик размещается на нартах. Чтобы в нужный момент он мог быстро соскочить с нарт, лучше всего вставать в нартах на колени или на одно левое колено, а правую ногу поставить на лыжу нарты.

По команде дрессировщика "Вперед" помощник отпускает собак. Если они тянут недружно, дрессировщик повторяет команду в угрожающей интонации, подкрепляя ее ударом хлыста. Хорошая работа собак поощряется восклицанием "Хорошо" вместе с повторной командой "Вперед".

Для облегчения работы собак первые занятия необходимо проводить на гладкой, наезженной дороге.

Когда собаки пробегут примерно 300 м, дрессировщик останавливает их командой "Стой" и одновременно затормаживает нарты, вставив остол[2]между передним копылом и лыжей. Затем он быстро подбегает к собакам и, повернув упряжку, после небольшого отдыха заставляет собак повторять пробег, но уже в обратном направлении.

Для отработки поворотов дрессировщик подает команду "Право" или "Лево", одновременно притормаживая нарты остолом, а помощник подбегает к вожаку (или головной паре собак) с той стороны, куда делается поворот, берет его за ошейник и, повторяя команду, направляет упряжку в нужную сторону.

Как только поворот будет сделан, дрессировщик поощряет собак восклицанием "Хорошо" и вновь подает команду "Вперед", а помощник на ходу осторожно садится на нарты.

Если одна из собак не выполняет команды, плохо тянет или вступает в драку, в качестве принуждения применяется болевой раздражитель - хлыст, причем принуждению должна предшествовать соответствующая команда. Силу удара хлыстом следует соразмерять, сообразуясь с индивидуальными особенностями собаки.

На последующих занятиях расстояние пробега нужно увеличивать и добавлять в упряжку новые пары. Если собак в упряжке будет больше четырех, то перед тем, как их запрягать, следует привязать нарты за задний конец к дереву или какому-нибудь предмету. Помощник в это время натягивает потяг и держит его за передний конец, а дрессировщик запрягает собак. Последним запрягают вожака или головную пару.

Расстояние пробега нужно увеличивать постепенно, учитывая физическое состояние собак. Это вырабатывает у них выносливость и способность к длительным пробегам.

При пробегах на дальние расстояния собак выпрягают из упряжки только для ночевок; во время коротких остановок они остаются в упряжи, при нартах, которые крепятся задним концом к какому-нибудь предмету; вытянутый потяг крепится так же.

Кормят ездовых собак один раз в сутки, через 1,5-2 часа после окончания пробега. Лучшим кормом является сырое мясо (1-1,5 кг на собаку), хорошо добавлять к корму хлеб. Жажду собаки утоляют снегом. На привалах им можно давать умеренную подкормку, - это разовьет у собак заинтересованность в работе.

С каждым годом собаководы-любители, члены клубов служебного собаководства ДОСААФ проявляют все больший интерес к ездовой службе собак. Они приучают своих питомцев буксировать лыжника и наряду с этим подготавливают упряжки собак, совершая многокилометровые пробеги.

Упряжка обычно комплектуется из четырех-пяти собак, запрягаемых в облегченные спортивные нарты, на которых свободно могут разместиться два человека с небольшим грузом. Нарты не сложно сделать самому.

Основанием нарт могут служить спортивные лыжи. Их передние концы распаривают в кипящей воде, загибают несколько больше обычного, связывают и оставляют для просушки.

profilib.org

Упряжь и нарты

Упряжь и нарты

Как Вы уже знаете, моя собака не простая, а ездовая.

Этот текст будет интересен тем, кто неравнодушен к спорту и животным!

Собаки используются для транспорта зимой на всем Севере нашего Союза как в тундре, так отчасти и в тайге. На востоке собачьи упряжки распространены по всему побережью Тихого океана, от Берингова пролива до низовьев Амура и Сахалина. В глубь таежной зоны ездовое собаководство распространяется преимущественно по рекам и заходит на 500 и более километров от границы леса. Существуют два способа запряжки собак - цуговый и веерный. Цуговая упряжка - наиболее древний и совершенный способ - распространена на всем побережье Сибири к востоку от Енисея; веерная - к западу от Енисея.

Цуговая упряжка имеет два видоизменения: а) с одним длинным потягом, к которому собаки припряжены с обеих сторон или парами, или попеременно - елочкой; б) с двумя постромками (потягами), между которыми и идут одна за другой собаки; этот тип упряжи встречается редко. От названия упряжи и вся упряжка собак на северо-востоке называется потягом). Потяг делается или ременный, из кожи лахтака или моржа, или веревочный, из хорошей пеньковой веревки толщиной в 2-2,5 см; в него на расстоянии 1,20-1,50 м одна от другой наглухо вплетены пары ремней длиной в 15 см из сыромяти или кожи морского зверя. На концах ремней сделаны петли, или вшиты, кольца; в них при запряжке вставляются балбашки (клеванты), прикрепленные к ремню каждой шлейки. Число пар этих ремней зависит от числа собак; обычно делают от 8 до 10 пар. Собак впрягают в передние петли, а задний конец потяга с лишними петлями привязывают к барану или к передним копыльям. Свободный конец потяга, остающийся на нарте, служит для того, чтобы каюр мог оттягивать нарту в сторону от торосов и других препятствий. Шлейка (алык) делается из сыромяти, хорошо выделанной тюленьей кожи, юфти или фитильной ленты шириной 4-4,5 см; ее подгоняют к росту собаки. Алык представляет в сущности такую же петлю, как и оленья лямка - с той разницей, что ее надевают через голову на грудь и не пропускают под лапу; она лежит своим задним концом на боку, возле зада собаки; отсюда назад идет уже один общий ремень длиной 20-25 см, c балбашкой (клевантом) на заднем конце. В отличие от оленьей лямки алык поддерживается спинными ремнями, соединяющими обе стороны лямки. В простейшем типе - "косом алыке" - спинной ремень один, над передними ногами: собака тянет несколько вкось. В лучших типах прибавлен еще один спинной ремень посредине спины; против него пришит брюшной так, что алык прочно охватывает туловище собаки, и тяга прямее. (Детали изготовления алыка см. Ездовое собаководство, 1946). Все застежки на ремнях делаются с клевантами, что позволяет быстро распрягать и запрягать собак на морозе, не снимая рукавиц. Собаки запрягаются в каждой паре симметрично, т. е. имеют концы алыка с внутренней стороны. Веерная упряжка собак похожа на западную веерную упряжку оленей. Есть не менее трех способов этой упряжки: а) настоящий или полный веер - все собаки идут рядом, или по слабо выгнутой дуге; б) собаки идут в виде клина - веер уступом; в) собаки идут на потягах разной длины, так что при взгляде сбоку они почти не закрывают друг друга. Кроме того, есть упряжка переходная, и которой впереди идут три собаки веером, а за ними - парные на центральном потяге. В веерных упряжках каждая собака имеет свой отдельный тяж, прикрепленный к барану, а при его отсутствии - к передней перекладине нарты, непосредственно, или при помощи колец, регулирующих тягу каждой пары. При наиболее совершенной регулировке отдельный короткий ремень протянут вдоль перекладины нарты и пропущен через 3 кольца (при упряжке в 8 собак), прикрепленные к перекладине; на него, в свою очередь, одеты 4 кольца и в каждое из них пропущены тяжи одной пары собак. Все собаки, идущие в правой части веера, имеют лямку через правое плечо, все левые - через левое. На Новой Земле в веерной упряжке каждая пара собак имеет один общий тяж с двумя лямками и впрягается в него симметрично.

Алык веерной упряжки такого же типа, как описанный выше, но устройство спинного ремня несколько иное - он проходит одним концом между передних ног собаки. На Новой Земле иногда собакам надевают лямку, как и оленям, не только через голову, но и захватывают одну из передних лап. При веерной запряжке вожаков запрягают по бокам, при цуговой - впереди. Веерная упряжка применима в тундре на твердом снегу, но неудобна в лесу, в глубоком снегу и среди торосов; при ней очень неполно используется тяговая сила собак; запрягать много собак в нарту нельзя, так как они мешают друг другу. Преимущество веерной упряжки то, что все собаки находятся под непосредственным воздействием палки (хорея) и бича каюра и легче заставлять работать ленивых собак; поэтому упряжка эта удобна при плохо обученных собаках и для неумелого каюра. Но для перевозки грузов и для дальних переездов цуговая упряжка более эффективна, конечно - при опытном каюре.

В низовьях Оби и Енисея существует еще "тазовая" упряжка - алык надевается не на плечи и грудь собаки, а охватывает петлей ее туловище перед задними ногами. Этот способ очень примитивен, невыгоден и вреден; тяговая сила собаки используется недостаточно, травма поясничной части спинного мозга вызывает параличи конечностей, собака быстро выходит из строя; кроме того, так как тяж алыка проходит между задними ногами, можно запрягать только кастрированных собак. Мы даем еще изображение собачьего алыка эскимосского типа, отличного от описанных. Собачьи нарты, в общем, похожи на оленные; наиболее совершенен восточный тип - чукотская или колымская нарта. Подробное ее описание дает Э. Шерешовский (1946). Длина нарты, в зависимости от числа собак и перевозимого груза, от 2 до 4 м, ширина между полозьями от 55 до 75 см, ширина полозьев от 10 до 14 см, иногда - уже. В задней половине полоза в него вдолблены от 3 до 4 копыльев высотой 50 см. На середине высоты копылья просверлены или имеют изнутри углубления, и в последние вставлены деревянные поперечные перекладины, скрепляющие обе половины нарт. Все части нарты связаны ремешками и могут быть легко заменены при повреждениях; нарта, как и оленная, очень упруга и выдерживает без поломки сильные удары о препятствия. К тонким передним концам полозьев прикреплена дуга (баран), толщиной 5-8 см, рога которой притянуты к первой паре копыльев. На поперечных связях лежит настил из тонких продольных дощечек, которые передними концами опираются на рога барана. К верхним концам копыльев в виде барьера прикреплена тонкая жердь - пардина, переплетенная ремнями или веревкой с краем настила. Задок также оплетается такой сеткой.

Для лучшего управления над передними копыльями нарты большей частью привязывается вертикальная дуга; держась за нее бегущий рядом каюр отдергивает нарту от камней и торосов. Иногда такая дуга встречается и на оленных нартах у эвенков. У колымской нарты, в отличие от чукотской, полозья в передней части внутри барана скреплены поперечиной, а рога барана прикреплены к пардинам. Баран внутри скреплен еще двумя косыми тяжами, сзади сплетенными вместе и прикрепленными к поперечине барана и к настилу. Это крепление барана придает большую эластичность и прочность и распределяет более равномерно тяговую силу. Нарта веерной упряжки короче, но шире и сделана по образцу оленной нарты. Длина полозьев 180-200 см, ширина между ними 100-125 см, высота копыльев 50-60 см. Все крепления этой нарты жесткие, и части соединяются деревянными шпильками, Поэтому западная нарта хуже выдерживает удары, чем восточная. Восточные нарты изготовляются из березы; баран иногда делается и из ивы. Для полозьев применяется береза и лиственница. Березовые полозья имеют то преимущество, что они прочно держат на себе слой льда - ледяные подполозки ("войду") и поэтому они необходимы зимой. Полозья из лиственницы гораздо тверже березовых, но почти совершенно не держат водйы, и применяются для поездок по морскому льду (где соленая вода растворяет войду) и по обнаженному от снега грунту зимой, а также весной и летом. В этих же случаях применимы и металлические подполозки (подреза), которые зимой по сухому снегу скользят хуже, чем ледяные. Для поездок по рыхлому снегу необходимы узкие нарты, у которых ширина не превышала бы ширины следа собак, бегущих впереди. Например, у нивхов (гиляков) нарта при длине 4,5 м имеет ширину 40 см. Широкие четырехкопыльные нарты служат для перевозки тяжелых грузов. Как указывает А. Минеев, для езды по морскому льду, особенно осенью и весной, лучшими подполозками являются костяные - из челюстных костей кита или из моржовых клыков. Подполозки эти легче железных и хорошо скользят также по сухому пресному снегу.

Работа с собачьей упряжкой Наилучшими упряжными собаками считаются восточносибирские; особенно славятся индигирские, а на втором месте стоят колымские; восточное побережье дает и лучших каюров. Рабочий возраст собаки начинается с 1.5 лет, даже с 1 года, но для дальних переездов она используется на третьем году. Лучший возраст для работы от 3 до 7 лет, предельный до 10-12 лет. Сук на востоке не запрягают совсем, в Якутии и на Новой Земле запрягают, но вожаком сука не бывает. Кобелей обычно кастрируют. Нагрузка на одну собаку сильно изменяется в зависимости от дороги: рыхлый или плотный снег, наст или талый снег, морской лед с солью или с торосами, пересеченная местность и т. д. Максимальная нагрузка на одну собаку в цуговой упряжке до 40-50 кг, минимальная при трудном пути может быть в три раза меньше. При веерной упряжке на Новой Земле собака по плохому пути везет не более 20 кг. Нагрузка зависит также от скорости пробега и от длины маршрута; на короткие расстояния собаки перевозят грузы до 60-65 кг каждая, проходя 120 км за 12-14 часов (Шерешевский, 1946). Общая нагрузка набольшую четырехкопыльную нарту может достигать 800-900 кг и в исключительных случаях 1200-1300 кг. Для трехкопыльной нарты с 10-12 собаками обычная нагрузка 400-500 кг, но по плохой дороге груз приходится уменьшать даже до 150 кг. Скорость передвижения очень различна, в зависимости от груза, дороги, числа и качества собак. При полной нагрузке и при продолжительных поездках скорость редко превышает 7-10 км в час, при дневном переходе 50-70 км, а по плохой дороге - 30-40 км. При легковой езде (один-два человека и легкий багаж), с упряжкой в 8-12 собак, скорость колеблется, в зависимости от дороги, от 12 до 20 км в час. Рекордные переходы на собаках - до 220-250 км в сутки. Собаки в цуговой упряжке управляются главным образом голосом; хороший вожак превосходно исполняет несложные условные приказы. Торможение производится короткой толстой палкой (остол, оштол, торил) с острым концом, которую втыкают на ходу впереди нарты между головками полозьев или сбоку под нарту впереди второго копыла и удерживают за петлю, прикрепленную к головке. Для поворота тормозят слегка остолом справа или слева. Можно тормозить также, нажимая на одну сторону нарты, или становясь на один из полозьев. Иногда применяют и длинный бич для поощрения задних собак, или даже бьют их остолом. В веерной упряжке каюр погоняет собак или хореем, или специальной плеткой. При цуговой упряжке в пути надо время от времени менять местами собак, так как самая тяжелая работа - сзади, "в корню", а передовые утомляются больше лишь при глубоком снеге. При рыхлом снеге более 15-20 см глубины полезно впереди каравана груженых нарт пускать легковые с тремя-четырьмя собаками, которые пробивают дорогу. Большое значение для успешной езды имеет хорошая выучка собак, а в особенности вожака, который в цуговой упряжке идет впереди, в паре со следующей по качеству собакой; он должен выбирать дорогу, "вставлять" весь потяг преодолевать препятствия, удерживать других собак от погони за пробегающим зайцем, выполнять приказания каюра. Наибольшего совершенства в воспитании собак и управлении ими достигли жители якутского и чукотского побережья - русские, якуты и чукчи; они являются лучшими каюрами в мире. При низких температурах сани с ледяными подполозками скользят лучше, чем с деревянными и металлическими. Можно покрывать березовые полозья непосредственно льдом, сделав на них предварительно насечку ножом, чтобы лед лучше держался, но более прочное сцепление   получается, если полозья покрыты предварительно грунтовкой из торфа, глинистой земли или коровьего навоза. Из них делается жидкая кашица, которую наносят слоем в 5-7 мм; когда он замерзнет, полозья смазывают водой при помощи кисточки, сделанной из хвоста оленя, заячьей лапки, тряпочки, иногда просто спрыскивают изо рта; операция эта повторяется раз 40, пока не нарастет слой льда в 1-2 см; можно делать войду и толще. В Якутии поверх навоза подо льдом наносят еще тонкий слой мучного клейстера. Во время езды ледяные подиопозки стираются и к ним пристает собачий кал. Поэтому вечером их очищают ножом и подновляют. Ледяные подполозки не годятся для переездов по местам с открытым грунтом и по морскому льду с солью. На случай повреждения подполозков в пути, возят с собой за пазухой или в меховом термосе бутылку воды. При переездах по насту, по подтаявшему морскому льду и по морскому льду с солью собакам надевают чулки из выделанной оленьей кожи с отдельно вшитой подошвой. Чулки стягиваются тесемочкой у запястья. Во время сильных холодов чулки эти надевать нельзя, так как стягивание запястья приводит к остановке кровообращения. Так как собаки часто съедают свои кожаные чулки, то пробовали применять холщевые чулки, но они так быстро изнашиваются, что. ежедневно нужна новая смена. В сильные морозы собакам на паховую область надевают меховые набрюшники. Груз в нарте должен быть равномерно распределен; впереди кладутся тяжелые вещи малого объема, не выше 60 см от настила нарты, чтобы каюр видел всех собак; за второй парой копыльев груз кладется мягкий, вровень с бортами нарты - здесь сидят один или два человека; сзади укладывается объемистый груз до высоты 1-1,3 м и даже выше. Груз полезно завернуть в большое полотнище из ровдуги или мешковины, которое кладется под груз и затем охватывает его со всех сторон. Поверх полотнища нарта крепко увязывается, чтобы вещи не рассыпались при быстрой езде и перевертывании нарты. Во время пути делают остановки на 5-10 минут, для непривычных собак через каждые 5-10 км, а для втянувшихся в работу - через 15-20 км. Через каждые 2-4 дня устраиваются дневки. Вечером, по приезде, собак привязывают к длинной цепи, к которой через каждые 2 м прикреплены короткие цепочки 80 см длины с ошейниками. Привязывать ремнями собак нельзя - они перегрызают или съедают всякую кожу. Собаки ночуют на снегу, свернувшись в клубок.   Для ночевки надо выбирать места, защищенные от ветра и с мягким глубоким снегом, чтобы собаки могли вырыть в нем ямку и укрыться от ветра. В плотном снегу надо вырыть каждой собаке отдельную яму. При продолжительных стоянках следует сделать специальные пещеры в твердом снегу или другие укрытия от ветра. Кормят собак обычно только раз в день, вечером, каждую отдельно. О корме - см. в гл. XI, п.4, а подробнее - у И. Соколова (1939), И. Тихоненко (1939) и в сборнике "Ездовое собаководство", Вес сухого корма (крупа, пеммикан, галеты) на одну собаку и сутки около 800-1000 г, сырого мороженого мяса дают от 1,5 до 2 кг. Это количество лимитирует радиус действия собачьей упряжки - в сутки на потяг в 10 собак надо от 10 до 20 кг корма, и через 20 - 40 дней собаки могут съесть весь груз, который они везут. Надо принять во внимание, что собаки съедают ежедневно почти то же количество корма при вынужденных стоянках во время пурги, которая может продолжаться от одних суток и до недели. Собаки не могут идти уже против ветра, дующего со скоростью 7-8 м/сек. Тем не менее быстрое передвижение собачьей упряжки и большая грузоподъемность одной нарты по сравнению с оленной, делает собачий транспорт наилучшим на побережьях севера и востока нашего Союза. Но по рыхлому снегу передвижение на собаках мало продуктивно, так как для них непроходим снег такой глубины, по которому легко еще проходят олени. Поэтому в таежной зоне оленный транспорт, для которого к тому же не надо везти с собой корм, является наиболее экономичным. Широкое применение собачий транспорт нашел во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых и подвозки различных военных грузов как зимой, так и в летнее время (В. Г. Голубев, 1946). Наиболее практичными оказались небольшие упряжки в три-четыре собаки, а для дальних переходов - до 6 собак, запряженных в  лодку-волокушу или легкую лыжную установку, а летом в  колесно-носилочные установки. Вывоз раненых производился в три-четыре раза быстрее, чем на лошадях, и сопровождался меньшими потерями в людях и животных. Описание техники езды на собаках дается в сборнике "Ездовое собаководство" (1946) у И. И. Соколова (1939), а также во многих описаниях арктических, субарктических и антарктических путешествий. Что касается научной работы на собачьих упряжках, то к ней применимо почти все, что сказано выше об оленных упряжках с той только разницей, что при большой грузоподъемности собачьей нарты на ней, кроме необходимого груза, могут помещаться два человека - каюр и научный работник, и поэтому последнему можно не тратить свои силы и внимание на управление упряжкой. Разъезды в сторону по твердому снегу осуществляются с большой быстротой, но по рыхлому снегу в тайге, еще более, чем для оленной нарты, нужны лыжи.

СУПЕРГРУНЯ

На главную страницу Используются технологии uCoz

www.rybas.narod.ru

Предложения со словом «нарты»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Поделиться, сохранить:

Мы нашли 50 предложений со словом «нарты». Также посмотрите синонимы «нарты». Значение слова

  • После каждой такой починки нарты становятся все тяжелее и тяжелее на ходу.
  • Ненецкие нарты похожи на высокие сани с сиденьем в виде короткого и низкого ящика.
  • Если бы лыжи или нарты в них провалились, я бы погиб.
  • Пастух остановил упряжку возле небольшой сопки, откинул в сторону хорей, притянув передового к нарте, завязал вожжи за копыле нарты.
  • Тронтхейм отобрал десяток и запряг их в ненецкие нарты.
  • Причины просты: нарты мигом примерзают к насту.
  • А от вышеописанного 22 числа делали амбар и зимовье и готовили березовой лес на нарты.
  • И на вышеописанные нарты положили нужнейшие вещи: артиллерия, медикаменты, церковные вещи, такелаж, казна денежная, аммуниция.
  • Нарты поставили по очерченному кругу, счистили снег и поставили палатку.
  • Перед полуднем я попробовал запрячь ненецкие нарты шестериком.
  • Нарты делятся на лёгкие, используемые в повседневных поездках и грузовые, предназначенные для транспортировки хранение различных грузов.
  • Путь с тяжелой шлюпкой, поставленной на нарты, в которую к тому же придется наложить всякого груза около 60 пудов, я считал невозможным.
  • Хуже всего этот глубокий снег, в котором нарты вязнут по самые нащепы и часто ломаются.
  • Иногда только каюр выносил легкие нарты, и собаки везли гидрологов мерять лед.
  • Пшеницын оставался для распродажи вещей, припасов, оленей экспедиции и удовлетворения жителей за корм, нарты и прочее.
  • Каяки и нарты мы подвесили на стойках и при необходимости их можно было использовать по назначению в тот же момент.
  • Собаки, нарты и все припасы, разумеется, составляют его собственность и остаются в его распоряжении.
  • Отправив с Креста 22 нарты обратно на Индигирку, продолжал Геденштром на семи лучших нартах описывать берег к востоку.
  • Мигом сняли каяк, перевернули нарты, и через 45 минут первая поломка была исправлена.
  • Тогда приходилось серединой лямки поддевать под передний конец нащепа и выволакивать нарты из сугроба.
  • Наши нарты мало были приспособлены к такому снегу.
  • Лёгкие нарты в свою очередь делятся на зимние, «тэло дадь» и летние, «гожьсё дадь».
  • Двигаться, а тем более тянуть тяжелые нарты, он не мог.
  • Здесь перешел в бухту Воскресенского делать нарты для вывоза команды «Таймыра», если корабль не сойдет с мели у острова Малый.
  • Нарты ставили по кругу, и палатка своими оттяжками крепилась за копылы нарт.
  • https://sinonim.org/
  • По утрам приходилось откапывать полуживых собак, нарты, палатку, собачьи хвосты вмерзали в лед.
  • По тонкому льду Енисея можно было на собаках, впряженных в легкие нарты, тронуться в путь.
  • Уходящие отказались брать с собой нарты с каяком.
  • Вижу я, будто идем мы все по льду, по большому полю, как шли вчера и, конечно, тянем за собой, по обыкновению, свои нарты.
  • Денисов уже все нарты попробовал тянуть и только сокрушенно покачивал головой.
  • У одного из домов стоял запряженный в нарты северный олень.
  • Колчак и Толль впряглись в лямки и потащили нарты вместе с несколькими собаками в упряжке, не желавшими двигаться, когда им не помогали.
  • Летние нарты делались лёгкими, копылья высокие, чтоб при передвижении по водным преградам нарты не захлёстывало водой.
  • Позднее изготовили нарты и каяки, заложили аварийные склады на льду вблизи судна.
  • Быстро сбросил рюкзак, отцепил от пояса нарты и, не снимая лыж, побежал назад.
  • Первоначально мы предполагали тащить каждые нарты по два человека.
  • Снарядил нарты и в середине января 1810 г.
  • Путь оказался трудным, маршрут проходил через торосы, команде приходилось помогать собакам тянуть нарты с грузом.
  • Тащить тяжелые нарты, пользуясь лыжами, было невозможно, так как лыжи скользили.
  • Вскоре он примчался на собачьей упряжке, погрузил полуживое тело на нарты и отвез на становище.
  • Остающиеся высказывают опасения, что тяжело будет тянуть по такому пути двоим нарты с общим грузом в 10 пудов, но уходящие храбрятся.
  • Тогда уж мы тащили все нарты сразу и были очень довольны, что не придется нам проходить путь дважды.
  • Затем пересели на легкие нарты, влекомые тремя оленями.
  • Нередко нарты тащили лишь пять собак, остальные бежали рядом.
  • Погрузив на нарты имущество моряков и продовольствие, 2 (15) июля караван пошел на юг.
  • Грузовые нарты «додь», в свою очередь делились на виды: «сябича» и особые нарты «сундук».
  • Решено было, что до первой ночевки нас пойдут провожать все и будут помогать тянуть нарты.
  • Час спустя мы повстречали одинокого человека с черным от копоти лицом, который, не имея даже собаки, сам тащил за собою свои нарты.
  • Собаки, везущие нарты (их было шесть), получали по целой рыбе, остальные четыре, идущие рядом, по половине.
  • Мы мастерили нарты и каяки, шили мешки для клади, отбирали и взвешивали продовольствие и другие необходимые в пути вещи и т. д.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.027 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Пишите отзывы, идеи, предложения, благодарности. Мы рады комментариям

sinonim.org