В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.
«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.
Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал... А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.
Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.
Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.
Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)
В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. "Стихотворения в прозе- одни из ярчайших творений Тургенева. Великий писатель создал их в финале &b/p>
Стихотворения в прозе - уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.
Стихотворение "Собаказанимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.
Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что "смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта "жмется пугливо к другой. Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и "кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек. В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.
Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.
Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье "Последняя поэма Тургенева, посвященной "Стихотворениям в прозе, писал: "Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...
Тургенев, Сочинение
www.rlspace.com
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь») , «конец» . В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака. Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без слов» . Другое олицетворение - чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный» . Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) . В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она сама себя не понимает - но я ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар» . Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь) . Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку» . Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. » Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… » Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
referat5vip.ru
Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный
огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева
«Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет
собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В
произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная,
неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека:
«немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на
огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае
повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг
друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии.
Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность
жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же
чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и
«животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется
эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в чело...
Забрать файлwww.refland.ru
Собака.
Насдвое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собакасидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И ятоже гляжу ей в глаза.
Онасловно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя непонимает — но я ее понимаю.
Японимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, чтомежду нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек.
Смертьналетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
Иконец!
Ктопотом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет!это не животное и не человек меняются взглядами…
Этодве пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И вкаждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливок другой.
Февраль, 1878.
Стилистическийанализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений впрозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ авторамаксимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философскиеразмышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтемапроизведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятойжизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляютсяслова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведенииможно выделить следующие микротемы: погода («надворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст являетсяпримером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. Вчастности, использование тропов. Тургеневолицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяетприлагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяетпо отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».Другое олицетворение — чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живогосущества с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».
Интересны также стилистическиесредства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами вобразе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонекжизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена какотдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жметсяпугливо к другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу вглаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковыхглаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используетсякак стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь междучеловеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов»близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемыйдля усиления экспресии. Словосочетания «нет никакойразницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистическогосредства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицомсмерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько разповторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот жеогонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов такжеслужит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременнотождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».По словарю Ожегова животное – это «такое живоесущество, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеипроизведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используетсяэпифора. «Это две пары одинаковыхглаз устремлены друг на друга. И каждойи этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо кдругой.»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являютсянарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своимхолодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Онатакже есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данномпроизведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, онасама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усилениянапряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!»-подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательныйзнак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическоесредство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так какиз всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтениитекста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образомТургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течениемыслей человека.
Тургенев прибегает к приемамзвукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливаетсявпечатление беззащитности жизни перед смертью.
Стилистический АнализСтихотворения в Прозе И.С.Тургенева
«Собака»
КонстантиноваИ.А.
Группа 208
www.ronl.ru
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения — одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого — особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».
Другое олицетворение — чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное — эпитет «трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место...
плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное — это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательный знак используется для усиления отрицания.
Прислал: AnGeL . 2017-10-15 19:17:11
pomosh-shkolniky.iusite.ru
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».
Другое олицетворение – чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное – эпитет «трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает – но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!»– подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» – восклицательный знак используется для усиления отрицания.
scribble.su
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта