Животное-тотем – Собака. Собака тотем


Сундучок Ведьмы- он-лайн журнал - Тотем Собака

 

dec.totem

***Тотем – собака***

Собака — это животное, которым невозможно не восхищаться. Она уже много столетий живёт с человеком, но при этом она всё равно остаётся собой — истинным зверем, прекрасной частью матери-природы. Некоторые из них устрашающе сильны и опасны, другие обладают грацией и нежностью… А сколько самых различных пород можно встретить на бескрайних просторах нашей планеты? И каждая обладает определёнными особенностями внешнего вида и специфическим характером! Но всё это лишь слова, описывающие внешность этих восхитительных животных. И как же сложно передать в статье энергию и внутреннюю силу собаки…

Преданность и способность защитить — эти характеристики чаще всего можно встретить, читая описания этих созданий. Но, конечно, невозможно этими словами передать все достоинства, которые встречаются у людей, чей тотем Собака.

Да, невообразимая преданность собак по отношению к человеку уже много веков описывается в книгах и воспевается в песнях. Защиту же людям дают те псы, которые обладают этой отличительной особенностью по своей породе. Например, у сторожевых кавказских или азиатских овчарок защищать «своё» — метафорически говоря, «в крови». Но огромная часть пород имеют другие ярко выраженные характеристики. Есть пастушьи собаки, охотничьи, служебные, декоративные, собаки-компаньоны и т.д. и т.п. А есть ещё и дворняжки или дикие собаки.

Попробую описать несколько видов «людей-собак» в зависимости от того, к какой породе относится их тотем.

Сторожевые («кавказцы», «азиаты» и пр.) — действительно защитники себя, своей семьи, своих интересов и своей работы — вообще всего того, что считается своим. А уверенно относят к этой категории люди, чей тотемный пёс «сторожевик», практически всё, к чему у них проявляется интерес. Поэтому задеть их «за живое» и тут же получить в ответ агрессию — очень легко. Собственнические инстинкты у них просто поражают воображение ;-)

23Злость и агрессия — действительно то, что является их «тёмной стороной», которую лучше не будить другим людям. Знаю девушку «этой породы», которая так характеризует себя в моменты, вызывающие у неё злость: «У меня шерсть на загривке поднялась!». Ещё одна их проблема — это притупление инстинкта самосохранения в моменты, когда эти люди «идут в бой». Но при этом преданней друга, чем такой «сторожевой пёс», найти практически невозможно. Причём это будет такой друг, который готов «биться насмерть» в сложной ситуации.

Люди-«сторожевые псы» отличаются и уверенностью в себе, и значительной внутренней силой. Свою энергию они умеют накапливать и не расходовать по пустякам. Длительные мелкие бытовое ссоры, «ругачки» внутри коллектива и даже интриги — это всё проходит мимо них, не вызывая интереса, так как энергия им нужна для сильного и резкого нападения в нужный момент. Они вообще всегда готовы к опасности и редко чего-то боятся в жизни.

Пастушьи (колли, например) — люди-собаки, которые более дружелюбны и ласковы, но при этом также обладают повышенным чувством ощущения опасности. Друзья и семья — это их круг, нечто особенное, что они будут стараться максимально сохранять в целостности. Они легко устанавливают связи с людьми и имеют много друзей, хотя при 22

этом по-настоящему близкий друг, скорее всего, будет один. У этих людей-собак прекрасный нюх (в отличие от сторожевых, у которых этот орган чувств не столь сильно развит). Причём именно нюх — по-другому их необычное, казалось бы, умение чувствовать запахи и не назовёшь.

Люди, чей тотем пастуший пёс, умеют «учуять» опасность издалека, проникая сквозь времена и пространства. Им подвластны «запахи» и на ментальном уровне. Им нужно общение и коллектив, в котором такие личности не будут лидерами; при этом важность нахождения их внутри коллектива чрезвычайно высока. Ведь именно люди-«пастухи» умеют сплачивать коллектив и не давать ему распадаться. Преданность у них в крови, как и ласка. Они прекрасно умеют утешить и поддержать в сложную минуту.

Охотничьи псы — люди с этим тотемом прекрасно ориентируются на местности! С таким «гидом» спокойно можно идти в любые путешествия — даже без современных гаджетов и навигаторов он всегда найдёт путь до дома или до другой конечной цели. А если у человека-«охотника» «развито» оборотничество, то его «врагам» или «интересующим его личностям» будет сложно затеряться даже в других мирах и пространствах (это актуально для сновидцев). Подвижность, активность и любовь к азарту — такие люди стремительны во всём. Они чувствуют жизнь в самых разных её проявлениях и любят находить пути (порой весьма сложные и замысловатые) к поставленным целям.

21Становиться врагом «охотника» весьма чревато последствиями. Обидчик всё равно будет найден — это лишь вопрос времени! В компаниях и в кругу близких «охотничьи псы» чувствуют себя прекрасно. Они любят активный отдых большой компанией и легко сходятся с людьми, умея искренне радоваться жизни. Ещё раз отдельно хочется сказать про обоняние и уникальное умение таких людей-псов ощущать запахи на всех «уровнях бытия». Такого папу не обманешь хорошо проветренной комнатой после выкуренной сигаретки)) А своих друзей они могут поражать ощущением запахов на ментальном уровне — к примеру, такой человек может сказать, что сейчас его друг зашёл в аптеку (сам находясь в сотне километров от друга и аптеки). Он просто «чувствует на каком-то необъяснимом уровне запах лекарств»!

Конечно, в рамках одной статьи описать все типы собак-тотемов невозможно. Поэтому я написала о нескольких основных, которые позволяют понять саму суть и погрузиться в глубину темы. Отдельно отмечу и то, что очень важно понять, какого пола ваш тотем (так как и это тоже влияет на вашу связь и взаимоотношения), какой именно у него характер (среди сторожевых разновидностей, например, собаки одной породы более общительны, а представители другой предпочтут одиночество).

Собака-тотем — индивидуальна абсолютно всегда. И каждый открывает сам для себя нюансы именно своего тотема. Но преданность, животная сила, решительность, умение неистово любить — это то, что является общими отличительными особенностями данного вида.

Автор: OLga Fox

dec.str27-29

 

synduchok.ru

Собака. Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий

Ключевое свойство: преданность и защита

Период активности: круглый год

В качестве тотема собака обладает огромной силой, олицетворяя преданность и дружеское общение. Помните, что очень часто людям легче начинать взаимодействовать с домашним тотемным животным, чем с диким

Собаки являются единственными одомашненными животными из семейства псовых. Их ближайшими родственниками, живущими в дикой природе, являются койоты и волки, поэтому этих животных тоже следует изучить. Уже начиная с эпохи неолита собаки являются верными спутниками людей.

Каждая собака обладает своими уникальными свойствами. Многие породы предназначены для выполнения особых функций. Изучение истории возникновения и развития породы вашей собаки поможет вам определить виды энергии, характерные для этого тотема. Пастушьи собаки помогают пасти стада домашнего скота и защищают их от хищников. Породы, выведенные для конкретных задач (например, для охоты и спасения утопающих), могут отличать специфические качества – потребность много бегать, любовь к воде и т. д. Кроме того, есть дворняжки, которые объединяют в себе качества разных пород, и это напоминает нам о том, что каждый из нас уникален.

Изучите историю породы вашей собаки. Вы получите очень ценную информацию относительно связанных с ней энергий. Изучите черты ее характера. Как она себя ведет большую часть времени? Что это может сообщить о вас? Ранее в этой книге я уже рассказывал о том, насколько отличаются друг от друга мои четыре собаки, и как я использую их поведение в качестве источника информации для себя. Например, если моя собака по кличке Шайен, которая обычно не очень дружелюбна и предпочитает одиночество, становится общительной и заставляет меня с ней играть, то это, как правило, означает, что мне пора отдохнуть и немного развлечься. Наши животные могут сообщить нам очень многое.

На протяжении человеческой истории собака была не только символом охраны дома, но имела множество других символических значений. В Индии собака является символом кастовой системы, олицетворяя идею о том, что любой член общества выполняет очень важную роль, если он находится на своем месте. В средневековой Европе пастушья собака символизировала долг священнослужителя по отношению к своей пастве. В Греции собака сопровождала человека в царство мертвых. Но кроме того, она была символом материнства, поскольку собаки считаются очень заботливыми родителями.

Дух собаки сломить практически невозможно. Ее способность любить, даже когда ее бросают, вызывает восхищение. Изучите свою собаку. Это даст вам гораздо больше информации, чем может уместиться на страницах этой книги.

Если в вашей жизни в качестве тотема появилась собака, задайте себе несколько вопросов. Что это может сообщить о вашей потребности в дружеском общении или о недостатке его? Можете ли вы назвать себя преданным человеком? Способны ли вы на безусловную любовь? Ощущаете ли вы безусловную любовь ваших близких? Нуждаетесь ли вы или ваш дом в защите? Требуется ли вам больше времени для развлечений? Верны ли вы самим себе и своим идеалам? Исследуйте пространство, где вы живете. Собака хорошо знает свою территорию, и если она появилась в вашей жизни, то сможет научить вас внимательнее относиться к своему жизненному пространству.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Животное-тотем – Собака. Гороскопы

Животное-тотем – Собака

Тому, кого угораздило родиться в один из этих годов, покой может только сниться, а точнее наоборот – сон его будет лишен покоя, ибо Собака всегда беспокойна, всегда на страже, чутко прислушиваясь и будучи готова в любой момент отравить любые притязания на то, что она ревниво охраняет. Люди этого знака замкнуты, редко проявляют свои чувства, разве только в случае необходимости. Упрямы до крайности, но четко знают, что хотят. Часто бывают циниками, и их опасаются за резкие и язвительные замечания.

У Собак наблюдается стремление утонуть в деталях, критиковать по поводу и без повода, систематически искать какой-либо разрыв. В действительности они большие пессимисты, которые не ждут от жизни ничего хорошего. Эти люди всегда смело действуют против всякой несправедливости. Они скептики, но их критический ум, чувство юмора и неоспоримое величие духа не дает опуститься до мелочности. Они не любят сборищ, толпы. В области чувств кажутся холодными, но это впечатление обманчиво.

Несмотря на имеющиеся недостатки, в Собаке наличествуют все благородные черты человеческой натуры: она лояльна, верна, честна, обладает развитым чувством долга. Можно быть уверенным в ее преданности и рассчитывать на нее, как на себя, ибо никто, как она, не способен хранить чужие тайны. Скромность ее такова, что она ненавидит как исповедоваться, так и исповедовать других.

У нее слишком простая речь. С трудом выражая свои мысли, она зато самый благодарный слушатель. Обладает глубоким умом и внушает оправданное доверие. Ее нельзя не уважать, поскольку делает все возможное для других, а преданность ее простирается вплоть до самоотречения. Если вы имеете дело с ярым поборником справедливости, знайте: перед вами – Собака. Любая несправедливость вызывает у нее протест, и она не успокоится, пока не сделает все, чтобы исправить положение. Собака страдает, когда вокруг несчастья, безработица и войны. Она страдает от голода на земном шаре, страдает за прошлое, настоящее и за то, что может произойти. По счастью, она редко встает на защиту глупых дел, ибо это философ, моралист, человек левого направления, не заинтересованный в деньгах.

Такие люди великодушны и бескорыстны. Независимо от того, влачат ли они жалкое существование или купаются в роскоши, в них преобладает интеллектуальное начало и они вполне могут обходиться без материального комфорта. Даже если они им пользуются, у них нет предрасположенности к шику. Однако если им понадобятся деньги, они лучше других смогут ими себя обеспечить.

Собака будет хорошим руководителем в промышленности, активным общественным деятелем, священником, воспитателем. У нее прекрасные данные к управлению людьми. Любое общество заинтересовано в выдвижении таких личностей, ибо никто более не обладает такой степенью трудоспособности и прямоты, какая от природы заложена в них. Благодаря последнему обстоятельству на любом поприще они будут безукоризненно чисты, не давая повода ни для какого компромата.

Три фазы жизни Собаки пройдут под знаком непостоянства: беспокойное детство и трудная юность, зрелый возраст с налетом скептицизма от неудач в работе, затем старость, полная сожалений об упущенных возможностях. При всем том Собака, рожденная днем, отличается большим спокойствием, чем появившаяся на свет ночью. Вечно настороже, она будет лаять до тех пор, пока тот, кого она принимает за чужака, не скроется с поля ее зрения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Мой блог - OLga Fox - Тотем

Автор: Olga Fox. Категория: Тотем.

55Собака — это животное, которым невозможно не восхищаться. Она уже много столетий живёт с человеком, но при этом она всё равно остаётся собой — истинным зверем, прекрасной частью матери-природы. Некоторые из них устрашающе сильны и опасны, другие обладают грацией и нежностью… А сколько самых различных пород можно встретить на бескрайних просторах нашей планеты? И каждая обладает определёнными особенностями внешнего вида и специфическим характером! Но всё это лишь слова, описывающие внешность этих восхитительных животных. И как же сложно передать в статье энергию и внутреннюю силу собаки…

Преданность и способность защитить — эти характеристики чаще всего можно встретить, читая описания этих созданий. Но, конечно, невозможно этими словами передать все достоинства, которые встречаются у людей, чей тотем Собака.

Да, невообразимая преданность собак по отношению к человеку уже много веков описывается в книгах и воспевается в песнях. Защиту же людям дают те псы, которые обладают этой отличительной особенностью по своей породе. Например, у сторожевых кавказских или азиатских овчарок защищать «своё» — метафорически говоря, «в крови». Но огромная часть пород имеют другие ярко выраженные характеристики. Есть пастушьи собаки, охотничьи, служебные, декоративные, собаки-компаньоны и т.д. и т.п. А есть ещё и дворняжки или дикие собаки.

Попробую описать несколько видов «людей-собак» в зависимости от того, к какой породе относится их тотем.

Сторожевые («кавказцы», «азиаты» и пр.) — действительно защитники себя, своей семьи, своих интересов и своей работы — вообще всего того, что считается своим. А уверенно относят к этой категории люди, чей тотемный пёс «сторожевик», практически всё, к чему у них проявляется интерес. Поэтому задеть их «за живое» и тут же получить в ответ агрессию — очень легко. Собственнические инстинкты у них просто поражают воображение ;-)

Злость и агрессия — действительно то, что является их «тёмной стороной», которую лучше не будить другим людям. Знаю девушку «этой породы», которая так характеризует себя в моменты, вызывающие у неё злость: «У меня шерсть на загривке поднялась!». Ещё одна их проблема — это притупление инстинкта самосохранения в моменты, когда эти люди «идут в бой». Но при этом преданней друга, чем такой «сторожевой пёс», найти практически невозможно. Причём это будет такой друг, который готов «биться насмерть» в сложной ситуации.

Люди-«сторожевые псы» отличаются и уверенностью в себе, и значительной внутренней силой. Свою энергию они умеют накапливать и не расходовать по пустякам. Длительные мелкие бытовое ссоры, «ругачки» внутри коллектива и даже интриги — это всё проходит мимо них, не вызывая интереса, так как энергия им нужна для сильного и резкого нападения в нужный момент. Они вообще всегда готовы к опасности и редко чего-то боятся в жизни.

Пастушьи (колли, например) — люди-собаки, которые более дружелюбны и ласковы, но при этом также обладают повышенным чувством ощущения опасности. Друзья и семья — это их круг, нечто особенное, что они будут стараться максимально сохранять в целостности. Они легко устанавливают связи с людьми и имеют много друзей, хотя при 22этом по-настоящему близкий друг, скорее всего, будет один. У этих людей-собак прекрасный нюх (в отличие от сторожевых, у которых этот орган чувств не столь сильно развит). Причём именно нюх — по-другому их необычное, казалось бы, умение чувствовать запахи и не назовёшь.dog 733778 960 720

Люди, чей тотем пастуший пёс, умеют «учуять» опасность издалека, проникая сквозь времена и пространства. Им подвластны «запахи» и на ментальном уровне. Им нужно общение и коллектив, в котором такие личности не будут лидерами; при этом важность нахождения их внутри коллектива чрезвычайно высока. Ведь именно люди-«пастухи» умеют сплачивать коллектив и не давать ему распадаться. Преданность у них в крови, как и ласка. Они прекрасно умеют утешить и поддержать в сложную минуту.

Охотничьи псы — люди с этим тотемом прекрасно ориентируются на местности! С таким «гидом» спокойно можно идти в любые путешествия — даже без современных гаджетов и навигаторов он всегда найдёт путь до дома или до другой конечной цели. А если у человека-«охотника» «развито» оборотничество, то его «врагам» или «интересующим его личностям» будет сложно затеряться даже в других мирах и пространствах (это актуально для сновидцев). Подвижность, активность и любовь к азарту — такие люди стремительны во всём. Они чувствуют жизнь в самых разных её проявлениях и любят находить пути (порой весьма сложные и замысловатые) к поставленным целям.

21Становиться врагом «охотника» весьма чревато последствиями. Обидчик всё равно будет найден — это лишь вопрос времени! В компаниях и в кругу близких «охотничьи псы» чувствуют себя прекрасно. Они любят активный отдых большой компанией и легко сходятся с людьми, умея искренне радоваться жизни. Ещё раз отдельно хочется сказать про обоняние и уникальное умение таких людей-псов ощущать запахи на всех «уровнях бытия». Такого папу не обманешь хорошо проветренной комнатой после выкуренной сигаретки)) А своих друзей они могут поражать ощущением запахов на ментальном уровне — к примеру, такой человек может сказать, что сейчас его друг зашёл в аптеку (сам находясь в сотне километров от друга и аптеки). Он просто «чувствует на каком-то необъяснимом уровне запах лекарств»!

Конечно, в рамках одной статьи описать все типы собак-тотемов невозможно. Поэтому я написала о нескольких основных, которые позволяют понять саму суть и погрузиться в глубину темы. Отдельно отмечу и то, что очень важно понять, какого пола ваш тотем (так как и это тоже влияет на вашу связь и взаимоотношения), какой именно у него характер (среди сторожевых разновидностей, например, собаки одной породы более общительны, а представители другой предпочтут одиночество).

Собака-тотем — индивидуальна абсолютно всегда. И каждый открывает сам для себя нюансы именно своего тотема. Но преданность, животная сила, решительность, умение неистово любить — это то, что является общими отличительными особенностями данного вида.

Автор: OLga Fox

olga-fox.ru

Сундучок Ведьмы- он-лайн журнал - Тотем Собака

dec.totem

***Тотем – собака***

Собака — это животное, которым невозможно не восхищаться. Она уже много столетий живёт с человеком, но при этом она всё равно остаётся собой — истинным зверем, прекрасной частью матери-природы. Некоторые из них устрашающе сильны и опасны, другие обладают грацией и нежностью… А сколько самых различных пород можно встретить на бескрайних просторах нашей планеты? И каждая обладает определёнными особенностями внешнего вида и специфическим характером! Но всё это лишь слова, описывающие внешность этих восхитительных животных. И как же сложно передать в статье энергию и внутреннюю силу собаки…

Преданность и способность защитить — эти характеристики чаще всего можно встретить, читая описания этих созданий. Но, конечно, невозможно этими словами передать все достоинства, которые встречаются у людей, чей тотем Собака.

Да, невообразимая преданность собак по отношению к человеку уже много веков описывается в книгах и воспевается в песнях. Защиту же людям дают те псы, которые обладают этой отличительной особенностью по своей породе. Например, у сторожевых кавказских или азиатских овчарок защищать «своё» — метафорически говоря, «в крови». Но огромная часть пород имеют другие ярко выраженные характеристики. Есть пастушьи собаки, охотничьи, служебные, декоративные, собаки-компаньоны и т.д. и т.п. А есть ещё и дворняжки или дикие собаки.

Попробую описать несколько видов «людей-собак» в зависимости от того, к какой породе относится их тотем.

Сторожевые («кавказцы», «азиаты» и пр.) — действительно защитники себя, своей семьи, своих интересов и своей работы — вообще всего того, что считается своим. А уверенно относят к этой категории люди, чей тотемный пёс «сторожевик», практически всё, к чему у них проявляется интерес. Поэтому задеть их «за живое» и тут же получить в ответ агрессию — очень легко. Собственнические инстинкты у них просто поражают воображение ;-)

23Злость и агрессия — действительно то, что является их «тёмной стороной», которую лучше не будить другим людям. Знаю девушку «этой породы», которая так характеризует себя в моменты, вызывающие у неё злость: «У меня шерсть на загривке поднялась!». Ещё одна их проблема — это притупление инстинкта самосохранения в моменты, когда эти люди «идут в бой». Но при этом преданней друга, чем такой «сторожевой пёс», найти практически невозможно. Причём это будет такой друг, который готов «биться насмерть» в сложной ситуации.

Люди-«сторожевые псы» отличаются и уверенностью в себе, и значительной внутренней силой. Свою энергию они умеют накапливать и не расходовать по пустякам. Длительные мелкие бытовое ссоры, «ругачки» внутри коллектива и даже интриги — это всё проходит мимо них, не вызывая интереса, так как энергия им нужна для сильного и резкого нападения в нужный момент. Они вообще всегда готовы к опасности и редко чего-то боятся в жизни.

Пастушьи (колли, например) — люди-собаки, которые более дружелюбны и ласковы, но при этом также обладают повышенным чувством ощущения опасности. Друзья и семья — это их круг, нечто особенное, что они будут стараться максимально сохранять в целостности. Они легко устанавливают связи с людьми и имеют много друзей, хотя при 22этом по-настоящему близкий друг, скорее всего, будет один. У этих людей-собак прекрасный нюх (в отличие от сторожевых, у которых этот орган чувств не столь сильно развит). Причём именно нюх — по-другому их необычное, казалось бы, умение чувствовать запахи и не назовёшь.

Люди, чей тотем пастуший пёс, умеют «учуять» опасность издалека, проникая сквозь времена и пространства. Им подвластны «запахи» и на ментальном уровне. Им нужно общение и коллектив, в котором такие личности не будут лидерами; при этом важность нахождения их внутри коллектива чрезвычайно высока. Ведь именно люди-«пастухи» умеют сплачивать коллектив и не давать ему распадаться. Преданность у них в крови, как и ласка. Они прекрасно умеют утешить и поддержать в сложную минуту.

Охотничьи псы — люди с этим тотемом прекрасно ориентируются на местности! С таким «гидом» спокойно можно идти в любые путешествия — даже без современных гаджетов и навигаторов он всегда найдёт путь до дома или до другой конечной цели. А если у человека-«охотника» «развито» оборотничество, то его «врагам» или «интересующим его личностям» будет сложно затеряться даже в других мирах и пространствах (это актуально для сновидцев). Подвижность, активность и любовь к азарту — такие люди стремительны во всём. Они чувствуют жизнь в самых разных её проявлениях и любят находить пути (порой весьма сложные и замысловатые) к поставленным целям.

21Становиться врагом «охотника» весьма чревато последствиями. Обидчик всё равно будет найден — это лишь вопрос времени! В компаниях и в кругу близких «охотничьи псы» чувствуют себя прекрасно. Они любят активный отдых большой компанией и легко сходятся с людьми, умея искренне радоваться жизни. Ещё раз отдельно хочется сказать про обоняние и уникальное умение таких людей-псов ощущать запахи на всех «уровнях бытия». Такого папу не обманешь хорошо проветренной комнатой после выкуренной сигаретки)) А своих друзей они могут поражать ощущением запахов на ментальном уровне — к примеру, такой человек может сказать, что сейчас его друг зашёл в аптеку (сам находясь в сотне километров от друга и аптеки). Он просто «чувствует на каком-то необъяснимом уровне запах лекарств»!

Конечно, в рамках одной статьи описать все типы собак-тотемов невозможно. Поэтому я написала о нескольких основных, которые позволяют понять саму суть и погрузиться в глубину темы. Отдельно отмечу и то, что очень важно понять, какого пола ваш тотем (так как и это тоже влияет на вашу связь и взаимоотношения), какой именно у него характер (среди сторожевых разновидностей, например, собаки одной породы более общительны, а представители другой предпочтут одиночество).

Собака-тотем — индивидуальна абсолютно всегда. И каждый открывает сам для себя нюансы именно своего тотема. Но преданность, животная сила, решительность, умение неистово любить — это то, что является общими отличительными особенностями данного вида.

Автор: OLga Fox

dec.str27-29

synduchok.ru

СОБАКА В МИФОЛОГИИ, ТОТЕМ СОБАКИ — ХОЧУ УСЁ ЗНАТЬ… И ВСЁ,,,,

В славянских языках выражение «песья вера» бытует в качестве бранного, относящегося к иноверцам. Украинская поговорка: «Жид, лях и собака — все вiра однака».  Матерная брань — это «песья брань», язык псов, их речевое поведение.  В дохристианской Руси в Киеве существовал пантеон семи славянских богов — языческих символов: Перуна, Велеса, Стрибога, Мокоша, Дажьбога, Сварога и объединяющего их — Семаргла (Симаргла), о которых упоминается в «Повести временных лет». Семаргл-Семиглав-Семиглавий, он же Руевит — бог войны. Он изображался с семью мечами за поясом и восьмым — в правой руке. В таком виде его образ установлен на острове Рюген (Балтика). Сенмурв называется иранским и кавказским крылатым богом с собачьей головой. На Руси его называли Переплютом. Переплют упоминается в «Слове святого Григория об идолопоклонстве» в связи с танцами и ритуальными возлияниями. По мифологии изображение волка (пса) является тюркской эмблематикой.

Волк (пес, собака), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков.

Индия

У индусов охотничий пес — атрибут или спутник Индры; пес с четырьмя глазами олицетворяет Яму, бога мертвых, и отличается тем же символизмом, что и Гад ее. Сарама — (др.-инд. Sarama, букв. «быстрая»), в древнеиндийской мифологии: 1) собака Индры (РВ Х 108, 2, 4). Позже С. — мать двух чудовищных псов Шарбаров, охраняющих царство Ямы; они же называются Сарамея (букв. «собака»), Сарама открывает следы Дасъю и участвует в мифе о Вале: Индра посылает ее на поиски коров, украденных Пани, она переходит реку Раса и находит их в пещере, но Пани прогоняют ее прочь. Представления о собаке, как спутнике человека при переходе в иной мир распространены и в Индии, и упоминаются в одной из глав мифического эпоса «Махабхараты». Юдхиштхира, король Панду, его пять братьев и их общая жена и собака отправились в путешествие на священную гору Меру, которая считалась центром мира. Все его спутники в пути гибнут от истощения, только Юдхиштхира выживает и попадает в царство Индры, где он и его родичи удостаиваются небесного блаженства. Собака также прошла весь путь с ним и оказалось, что в облике пса скрывался Дхарма. В очень похожей иранской истории есть только одно значительное различие: в облике собаки прятался ангел Суруш. Очень измененная версия этого мифа сохранилась в албанской сказке, в которой дочь короля, собираясь идти на войну, просит благословения отца. Его благословение превращается в маленькую собачку, которая повсюду сопровождала принцессу. На парси имеется саг-диг, белая собака с желтыми глазами, или же белая с четырьмя глазами. Символизм их не объяснен, но возможно, это психопомп, поскольку собаку подводят к ложу умершего, и она сопровождает погребальную процессию. Смерть женщины при рождении требует двух собак для двух душ. В тибето-бирманских мифах весьма распространен образ собаки. Так, собака, гоняясь за луной, вызывает затмения (Шиттаква у качинов). В чинском мифе рассказывается об обиде, нанесенной солнцем собаке, как о причине преследования ею солнца. В их антропогонических и этногонических мифах собака часто выступает как жена или сожительница первого человека (у лепча, чинов, кхъенгов). В мифах качари фигурируют две собаки, охраняющие по ночам слепленные богом из глины фигуры людей. В мифах куми (на северо-востоке Индии) фигуры людей каждую ночь губит огромная змея. Собака, созданная богом, вступает в борьбу со змеей и будит бога.

Скандинавия

Представления о собаке как об охраннике в кельтской жизни широко представлены в одном их мифов о ранних годах жизни Кухулина. Кухулин — получил свое имя — «пес Кулина», — от того, что убил собаку могучего чародея-кузнеца Кулина и согласился выполнять у него обязанности собаки в течение семи лет — пока не подрастет достойная замена погибшему животному. Это «родство» с собаками сохраняется и во взрослой жизни Кухулина: так он не мог есть собачье мясо: это было табу для него. Когда же он нарушил этот закон и съел мясо пса, силы его ослабли и в итоге герой умер. Этот эпизод очень интересен, так как собаки часто использовались в качестве еды в раннекельтском обществе: об этом свидетельствуют археологические находки Железного века. Но в тоже время ритуальная и сакральная роль собаки была очень значительной в Британии и Галлии.

/800/600/https/i1.wp.com/i050.radikal.ru/0805/1b/afcdb8006a35.jpg

Также выполняли особую роль и шкуры собак. Древнеримский писатель Диодорус Сикулус замечает: «Кельты, когда едят, то сидят не на стульях, а на земле, подложив под себя шкуры собак или волков.» Так же широко были распространены особые гадания по внутренностям собак, свиней и кошек. Как мусорщики и падальщики собаки связывались со смертью. В большинстве древних культур существуют верования о том, что дух еды попадает в того, кто ее съел (отсюда, множество обрядов, связанных с поглощением еды). Так что собака, съевшая труп, рассматривается как поглотившая не только плоть, но и душу человека. По верованиям кельтов в подземном королевстве Аравн, которым правит Пвил, есть стая сверкающих белых собак с красными глазами. Собаки Аннвна считались предвестниками смерти, и описывались в ранних уэльских поэмах как маленькие, пятнистые, серовато-бурые собаки, ведомые на цепях черной рогатой фигурой. Эти собаки появлялись только ночью для того, чтобы собрать души и тела умерших. Собака ассоциировалась с целительными водами и сопровождает богов охоты, войны и героев, а также богацелителя Ноденса. Суцеллоса также сопровождает собака. Финн, герой сказаний, имел гончих Брака и Скеолана, которые были рождены его теткой Туирен, превращенной в красивейшую гончую. У Одина (Бодана) есть две собаки и два ворона в качестве советчиков. Пес-чудище Гармр охраняет вход в подземный мир. Отрицательные аспекты в символике собак проявляют себя довольно редко, например, у северных германцев пес преисподней Гарм, убивающий на исходе мира Рагнарёк (Конец света) бога Тора и одновременно погибающий от его рук сам. Интересное место в мифологии кельтов занимает собака. Божественные герои кельтов часто изображались вместе с собаками. Галльского Сукеллоса, имеющего свои символы — колотушку и тарелку, всегда сопровождает собака. Богиня Негалленея, покровительница морских купцов и местом поклонения которой был остров Вальхерен, также имеет собаку. Эпону иногда тоже сопровождает собака; любил собак и бог британских кельтов Нодон. Сохранилось любопытное изображение некоей богини, которая кормит одной грудью мужчину, а другой — собаку. Часто можно узнать породу собак, изображенных на изделиях кельтов. За исключением маленького бронзового терьера из Нортумберленда, все они явно относятся к породе гончих. «Собака принадлежащая…» независимо от происхождения входит в состав разных топонимов Британских островов. «Сукин сын» — не всегда это было инвективным выражением, и об этом говорит история имени героя Маккона, то есть — «сына собаки», который получил его, потому что в младенчестве его невозможно было оторвать от суки по имени Рыжая Элуар.. Примеры можно множить до бесконечности, разделив «собачьи истории» кельтов на темы, скажем, приносящих зло собаках; собаках, приходящих на помощь; о заколдованных собаках. По немецкому поверью в виде черных собак (обыкновенно с огненными глазами) скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников — развращенных священников и несправедливых судей.

/800/600/https/i2.wp.com/i005.radikal.ru/0805/21/972f2008cb8f.jpg

По польскому поверью в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц. По немецкому поверью ни воры, ни демоны не могут проникнуть во двор, охраняемый собакой-«четырехглазкой». У легендарного царя Артура жила собака Кавалла. У северных народов Гармр, «пожиратель», часто изображается псом Бримо, или его сопровождает собака. Иногда собака сопровождает Пастыря Доброго. Обычно она — спутник целителей, таких как Эскулап, а также всех охотниц и Богинь-Матерей. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Черная собака, олицетворяя колдовство, дьявольские силы, проклятие, смерть

Древняя Греция и Рим

На культурное развитие Греции во многом повлиял Египет. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых. Однако в самых ранних мифологических представлениях Цербер считался пятидесятиголовым, и лишь позже стал трехголовым. Во многих мифологических системах число 50 играло важную роль. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот — змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом — пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак. С образом Гекаты связывают Гекубу, жену троянского царя Приама. После взятия Трои она либо была перенесена Аполлоном в Линию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Это как раз и указывает на связь с Гекатой: в Ликии было главное место культа этой малоазийской богини. Мыс Киноссема («песий курган») в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты. Образ древнеегипетского бога Анубиса проник в Грецию, где роль шакала занял волк. Появились представления о человеке с волчьей головой, прообразы будущих верований в оборотней. С волками связывался бог Аполлон. Храмы, посвященные Лирнейскому Аполлону, были широко распространены в Древней Греции. Знаменитая школа Аристотеля располагалась на земле именно такого храма. И слова «lyceum», «lucee» — лекторий, лицей, происходят от наименования этого бога, и тоже связаны с волком. Аполлон носил эпитет «Lykegenes» — «рожденный волчицей», это говорит о том, что его мать Лета сопровождалась при приходе из Гипербореи волками (приход из Иного мира: связь с собаками). Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: «деятельность» собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная. Собака — атрибут Гермеса (Меркурия) в качестве посланника бога, так и Доброго Пастыря, сопровождаемого своим псом Сириусом, «всевидящим стражем». Сириус сопровождает также Ориона. Собака, будучи связанной с Эскулапом, может исцелять, давать рождение в жизнь новую; ее верность переживает смерть. Собаки Гадеса олицетворяют неприветливость рассвета и сумерек, опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы. Собак также приносили в жертву Эйлейфии. Посвящены также Гераклу (Геркулесу) и Диане (Артемиде) По словам Филострата во время чумы в Эфезе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки. Эпидемия же после этого прекратилась. Плутарх писал, что собака причастна к отвращающей и очистительной обрядности. Для очищения человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Иногда вокруг тела очищаемого обводили щенка. И народная медицина, и сельскохозяйственный ритуал также свидетельствовали о глубокой вере в отвращающую силу собаки. Плиний (со ссылкой на магов) говорил, что желчь черного кобеля защищает дом, окуренный и очищенный от всяких чар. С той же целью окропляют стены кровью собаки и зарывают ее под порогом. По словам того же писателя коготь собаки входил в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся «…помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных», при переломах рекомендовалось «…мозг дружелюбной собаки тогда приложить к переломам». По свидетельству древних авторов, писавших об агрономии, помет собаки, смешанный с гнилым сыром, предохраняет семена и растения от скота, а лай собаки, как и крик петуха, обращает в бегство духов и привидения. Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса — Сириуса — у афинян знаменовал начало нового года. Оно связано с именем собаки первого винодела Греции Икария и его дочери Эригоны — Меры (Майры ?), которая, не пережив трагической смерти своих хозяев, погибла в бурных водах реки. После гибели Меры боги превратили ее в созвездие Большого Пса, главная звезда которого — Сириус была названа так от старого древнегреческого слова — «пес, собака». На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер — защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник. Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах. В «Одиссее» Гомера старый пес Аргус — единственный, кто признает неузнаваемо преображенного Одиссея. Это, вероятно, первый случай собачьей верности, описанный в литературе. В праздник робигалии (23 апреля), посвященный божеству Робиг мужского (реже женского) пола, защищающему урожай от болезней колосьев и — вместе с богом Авверунком («отвращающим») — римскую общину от бедствий, процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу Робига, где приносили ему в жертву рыжую собаку (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягненка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалии в ритуале augurium или sacrum canaris (от canis, «собака») неизвестному божеству

Япония

В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Мистический образ собаки-льва, возникший на Востоке, через Индию, Китай и Корею проник и в Японию. Древние японцы неподозревали о существовании таких животных, как лев, называли их изображения «иноземными собаками» или «собаками Когуруо», а впоследствии Кома-ину или собако-львом. Некоторые кома-ину изображались с рогами на голове. Обычно фигурки этих животных делались из дерева, керамики, камня или других похожих материалов. Около Сето найдено множество керамических изображений собачек-львов. В японских святилищах можно обнаружить указания на «корейских псов», фигурирующих в качестве стражей. Археологические находки свидетельствуют о наличии у племен, заселивших Японию в 7000-8000 до н. э., небольших (35 — 47 см) собак, форма черепа которых имела ряд отличий от их современников из захоронений в Европе. О происхождении японских собак мнения расходятся: в числе их предков называют догообразных, шпицеобразных собак. Эти породы близкие родственники чау-чау (они также могут иметь синий язык). Глиняные фигурки собак найденные в Японии относятся к 2000 гг. до н. э. Считается, что эти собаки приносят счастье, а белый акита считаеся символом чистоты. В прошлом все японские собаки применялись для охоты на кабана, медведя, оленя и других зверей. Сохранились записи 4 века о правилах воспитания, разведения и использования собак. В 557 г. н. э. было создано охотничье общество. Интерес к охоте и охотничьим собакам возрос вследствие окончательного становления сёгуната (1603 г.) и прекращения бесконечных войн между кланами. Пятый сёгун из клана токугава, Цинаеши, даже вошел в историю под прозвищем «собачьего сёгуна», так как в период его правления в законах о правах собак и людей права собаки считались приоритетными. Ему также приписывается создание колоссального приюта для ста тысяч бездомных собак. Японцы с внимание относятся к своим национальным породам. Более 500 лет они ведут племенные книги своих собак. Племенная книга, называемая Кезуке-Чо, была заведена потому, что в 16 веке в Японию через Азию начали проникать европейские породы собак. В племенной книге собак делили на рабочих собак сельской местности, домашних и завезенных из других стран. В 1800-х годах (период правления сёгунов Токугава) собаки находились в основном на военной службе, а также использовались для собачьих боев. В 1932 году японцы узнали историю легендарного пса Хачико, который стал символом породы акита. Верный Хачико продолжал девять лет ежедневно встречать на перроне своего хозяина после того, как тот скончался из-за болезни и не вернулся домой. В пригороде Токио на вокзале Сибуя по просьбе жителей столицы установлен бронзовый памятник этой собаке.

Китай

В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Собака у китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связанной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. В Древнем Китае собака — одиннадцатый знак зодиака, ее символическое и мифологическое значение выражается довольно разнообразно. Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в Китае собака выступает как прародитель народа, что заставляет вспомнить о тотемных воззрения.

/800/600/https/i0.wp.com/i027.radikal.ru/0805/85/29f7e2342a50.jpg

В Ба-гуа представляющего собой восемь пар взаимодополняющих противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего пространство и время, собака относиться к Гэнь — горы, физическая природа, восхождение, раздельность, уединение, покой и способность останавливать, северо-запад. В поздней китайской мифологии существует представления о Диюй — подземном судилище по влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей эры. Диюй состоит из 10 судилищ, каждое из которых имеет 16 залов для наказаний. Вторым (на юге под морем) судилищем управляет Чуцзян-ван. В сопровождении двух духов Чжэн-нин («мохнатая собака») и Чи-фа («красноволосый») сюда отправляются души мужчин и женщин, вступавших в недозволенную связь, души воров, дурных лекарей, обманщиков и т. п. Здесь грешники живут в нечистотах, их колют вилами. Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу — существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва — пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов. Большое место в мифологии народов группы мяо-яо, живущих на больших пространствах Южного и ЮгоЗападного Китая и Северного Индокитая, занимает сюжет о происхождении мяо-яо от собаки. Миф о собаке наиболее представлен у яо. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский император Гаосин) вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — яо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо на уши собаки, у других на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается повязка в виде хвоста. У яо Паньху выполняет также функции главного духа-хранителя и защитника: Паньху помогал яо в их древних странствиях по морю. В домах яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху. Иногда собака у яо выступает культурным героем. Так, у ляньнаньских (в Китае) яо считается, что зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака. Образ первопредка — собаки очень почитаем у народов группы мяо-яо. У народа шэ в Китае перипетии жизни Паньху излагались в древних иллюстрированных ксилографических изданиях. Имя этого персонажа у мяо и яо сопоставимо с Пань-гу в древнекитайской мифологии, создавшего мир из скорлупы яйца. Собаки — символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца, так и ветра. Послушный пес — символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. Согласно древним находкам, собака была одомашнена в Китае около 6000-7000 лет назад. Останки костей собак, погребенных примерно 3500 лет назад, свидетельствуют о том, что животные были захоронены для того, чтобы сопровождать своих хозяев в загробный мир. Эти собаки-призраки как бы вели душу своего хозяина по лабиринтам мира усопших.

/800/600/https/i1.wp.com/i017.radikal.ru/0805/43/ccf614bc17a6.jpg

Постепенно собак стали заменять фигурками с их изображениями, которые клали в место погребения для сопровождения хозяина в «долгий путь». Документы эпохи Чжоу (1000 г. до н. э.) представляют нам мозаику периода династии Хань (221-206 гг. до н. э.) с изображениями охотничьих собак. На надгробии одного из правителей династии Хань установлено четыре скульптуры в виде собак, что олицетворяло продолжение жизни в загробном мире. Древние представления о собаке как душе человека, блуждающей по земле, очень устойчивы. Жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок (радужная оболочка была настолько темна, что сливалась со зрачком). Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад. Во вьетнамских верованиях существует миф о Яшмовом владыке, который, создавая животных, поспешил, и у многих кое-что недоделал. Когда к духам пришла собака за недоделанной лапой, то они приделали ей ножку от стула, но предупредили, что эту лапу необходимо беречь от сырости, так как она может сгнить. С тех пор спящая собака всегда поджимает одну лапу. Во Вьетнамском мифе о Куойе собака пожертвовала своими внутренностями, для того чтобы оживить жену хозяина У маньчжуров было распространено почитание животных. Собака (индахунь) выступает в качестве стража и в потустороннем мире и является проводником душ умерших. В ряде преданий о Нурхаци собака выполняет такую же функцию спасителя и защитника, как и вороны. В Корее в мифе о лунных и солнечных затмениях царь страны тьмы (Камак нара) посылает «огненных собак» за солнцем и луной. Но им не удалось их украсть: солнце было слишком горячим, луна — слишком холодной. Куски солнца и луны, обгрызенные собаками, не светятся, что и является причиной затмений

Южная и Центральная АмерикаВо время завоевания Америки в Европу попали и оригинальные местные собаки, весьма почитаемые индейцами. Статуэтки собак, найденные при раскопках в Мексике, свидетельствуют об их почитании. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать. У ацтеков Ксолтль, Бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки и является покровителем собак. Собака была психопомпом, и ее часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет.

/800/600/https/i0.wp.com/i021.radikal.ru/0805/a1/d6950081d140.jpg

Последним знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, когда не было времени, была собака, символизирующая смерть и, одновременно, воскресение. В 20-дневном календаре древних культур Центральной Америки собака (у ацтеков итцкуинтли, у майя — оц) — символ 10-го дня; собаки в Древней Мексике приносились в жертву мертвым, считалось, что они сопровождали мертвых в загробный мир, поэтому их хоронили вместе с умершими. Считалось, что рожденные в день собаки предопределены к властвованию и раздаче богатых даров. Собак является также формой проявления бога Шолотля («Близнеца»), при чем собаки должны были пepeпpaвлять мертвых через девятикратное русло в подземный мир. Солнце, уходящее на западе в земную паст, сопровождается Шолотлем. Она проводит его через подземный ми вновь к месту восхода, затем умирает сама и снова оживает в качестве проводника. Из этой двузначной роли проистекает и его имя (сын Молния). У племен индейцев Южной Америки гром — это лай собак, скучающих по хозяину.

Северные народы

Фольклор, связанный с «призрачными» собаками невероятно богат, и мифология многих народов показывает нам, что собака была не только неизменным спутником человека, но и выполняла особую ритуальную роль. Когда юкагирский шаман следовал дорогой в царство теней, он проходил через дом старой женщины, охраняемый лающими собаками. В корякских шаманских верованиях вход в мир мертвых охраняется собаками. По эскимосских поверьям собака с оскаленными зубами охраняет вход в подводный мир Такакапсалука, матери морских существ. Образ собаки-охранника широко распространен в шаманских ритуалах, связанных с загробным миром. Алтайский шаман при «путешествии» в иной мир сталкивается с собакой, которая охраняет подземное царство Эрлик Хана. Обычай хоронить вместе с мертвым человеком собаку и шкуру любимого оленя до сих пор распространен среди народов Сибири. В мифологии хантов представления о собаке (аmp) отражают два аспекта: взаимосвязь с человеком и отношение к миру духов. Происхождение собаки в мифологии хантов относится ко временам живших на земле перволюдей. Они обладали способностью оживать после смерти, но один из них стал причиной окончательной смерти другого, так как не выполнил указание Торума. В наказание за непослушание Торум превратил поколение виновного в собак. Особое отношение к собаке у хантов проявляется в бытовой и сакральной сферах. Она считалась равноправным партнером человека в процессе охоты и при загоне домашних оленей. По понятиям хантов, охотнику должно быть стыдно, если он не убьет зверя, найденного собакой. Их равноправность в охоте имеет мифологическое объяснение в одном из сюжетов, относящихся ко временам перволюдей. Охотник-хант встретил в лесу неизвестное ему животное, ловившее белок и назвавшееся amp; они решили жить и охотится вместе. В обыденной жизни собаку нельзя ругать, бить, кормить грязной пищей; постаревшую собаку содержали до естественной кончины и хоронили. Тесная связь человека и собаки проявлялась в том, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека. В фольклоре хантов р.Юган имеется сюжет о богатыре Тонья, убившем двух собак, чтобы положить их головы вместо недостающих голов убитых врагов. Отождествлением собаки с человеком можно объяснить и обычай захоронения собаки в качестве заместителя умершего человека (если его тело не найдено), а также установка на уничтожение медведя, задравшего собаку — по аналогии с медведем, задравшим человека. Переходным моментом от мира человека к миру духов была функция собаки в качестве связующего звена между этими мирами. Ханты считали, что собака не только сама может видеть сверхъестественные существа или умерших, но и передает эту способность человеку, посмотревшему ей между ушей. Включение собаки непосредственно в мир духов характерно для северных хантов, по воззрениям которых облик этого животного принимают духи- покровители определенной местности. Это относится к духу селения Теги на Малой Оби и духу реки Мозямы; у хантов селения Питляр на Большой Оби известен дух «собака-женщина», а на р.Назым — «вождь-собак». Имеются сведения о жертвоприношении собак у хантов р.Назым, что объясняется очевидно чуждым (самодийским) влиянием, поскольку убиение собак противоречит хантыйским традициям. Экспедиция Н. Н. Дикова, работавшая на Камчатке, обнаружила могилу собаки, которая была захоронена примерно 10 тыс. лет назад с большими почестями, как очень знатная особа. Рядом с ней обнаружены следы красной охры — символа крови и воздержания. Иного характера находка экспедиции А. П. Окладникова. Работала экспедиция на острове в озере Байкал и обнаружила некрополь, где три с половиной — четыре тысячи лет назад был похоронен предводитель одного из сибирских племен. Рядом с ним археологи обнаружили двух собак, которые, видимо, должны были охранять своего хозяина и указать душе умершего дорогу в страну предков. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво. У американских индейцев она взаимозаменяема с койотом; животное грома, приносит дождь; изобретатель огня и, также как и койот, культурный герой и мифический предок, заступник и посыльный. Чтобы вознести Молитвы к иному миру, ирокезы приносили в жертву под Новый Год белую собаку. Также существует представления о том, что собака изначально была человеком, но создатель Ворон переделал его, так как он был слишком быстрым. В представлениях ненцев и селькупов Нга, это сын верховного божества Нума, обитающий в подземном мире, ему приносили в жертву либо темного оленя, либо собаку, поставив головой на запад, обычно позади чума. У эскимосов существет миф о собаке-великане. Хозяин этой собаки дал ей человеческий амулет, и она превратилась в великана. Он заставлял ее плавать далеко в море; она плавала и ловила китов. Собака стала великим охотником и обычно приносила домой белых китов. Но когда кто-нибудь собирался к хозяину в гости, он отправлял собаку подальше, так как пес-великан был опасен. У эскимосов существует поверье о Собачьем острове — Кикмиуныкагфик. Согласно легенде на нем жила женщина и пес как муж и жена. У них было много детей-людей и собак. Когда у них кончилась вся еда мать отправила их на каяках, сказав: «Вы, двое, будете безопасными вьючными животными; вы, двое, будете волками и будете вселять страх; вы, двое, станете духами-тунгаками и тоже будете пугать людей, а вы, двое, станете белыми людьми и будете неопасны.»

Мифологические представления других народов

В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство. У африканских племен собака — культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям. В мифологии шиллуков (южная часть Судана) огонь люди получили из «страны бога Джуока», благодаря собаке, которая похитила огонь: люди привязали к ее хвосту солому, она опустила хвост в огонь, солома загорелась, и собака принесла этот огонь людям. У негров Ямайки желавший получить способность видеть духов смазывал себе глаза жидкостью из глаз собаки. У народов Океании собака — изобретатель огня, принесший его людям. В некоторых экзотических культурах собака, вследствие своей сообразительности и способности к обучению (дрессировке), считалась изобретателем многих художественных промыслов и благ цивилизации. По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых. У аборигенов Австралии есть представления о мифологической дьявольской собаке Маму. Осетия В осетинской мифологии одновременно с рождением Сатаны (культурный герой) появились на свет первые земной конь (от небесного коня) и земная собака (от небесной собаки). Бурятия В бурятской мифологии существует поверье о носителе злой силы бешеной желтой собаке Ганиг (Гуниг). Так же культурный герой Абай Гесер укротил «четырех чудесных последышей мира»: водную стихию, низвергающуюся с вершины, собаку с серебряными клыками, собаку с золотыми клыками и подземное чудовище; последовательно превратил их в целебный источник «аршан», в серебро, золото, женьшень. Абхазия В абхазской мифологии Нарцвы — потусторонний, загробный мир; согласно другим, более распространенным мифологическим представлениям, Нарцвы — рай, которого достигает душа умершего человека, лишь переправившись по волосяному мосту. Препятствует переходу. Враждебная человеку кошка, смазывающая мост маслом; помогает душе собака, которая слизывает его языком. Мотив чудовища (часто собаки или волка), которое начинает есть месяц (чем объясняются не только его уменьшение, но и лунные затмения), характерен для многих мифологических систем. Нивхи считали, что луну пытается съесть собака, на ней живущая, и во время лунных затмений пытались испугать эту собаку звоном железных предметов, стреляли в нее из лука или из ружей. Соответствующий языковый оборот со значением «луна умерла, луна убита» встречается применительно к лунному затмению в большом числе языков мира (малайско-полинезийских, древнеармянском, хеттском и др.)

по материалам сайта: http://dog-info.narod.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

собака2 (372x500, 96Kb) 

Северные народы

Фольклор, связанный с «призрачными» собаками, невероятно богат, и мифология многих народов показывает нам, что собака была не только неизменным спутником человека, но и выполняла особую ритуальную роль. Когда юкагирский шаман следовал дорогой в царство теней, он проходил через дом старой женщины, охраняемый лающими собаками. В корякских шаманских верованиях вход в мир мертвых охраняется собаками. По эскимосским поверьям собака с оскаленными зубами охраняет вход в подводный мир Такакапсалука, матери морских существ. Образ собаки-охранника широко распространен в шаманских ритуалах, связанных с загробным миром. Алтайский шаман при «путешествии» в иной мир сталкивается с собакой, которая охраняет подземное царство Эрлик Хана. Обычай хоронить вместе с мертвым человеком собаку и шкуру любимого оленя до сих пор распространен среди народов Сибири. В мифологии хантов представления о собаке (аmp) отражают два аспекта: взаимосвязь с человеком и отношение к миру духов. Происхождение собаки в мифологии хантов относится ко временам живших на земле перволюдей. Они обладали способностью оживать после смерти, но один из них стал причиной окончательной смерти другого, так как не выполнил указание Торума. В наказание за непослушание Торум превратил поколение виновного в собак.

собака3 (346x500, 159Kb)

Особое отношение к собаке у хантов проявляется в бытовой и сакральной сферах. Она считалась равноправным партнером человека в процессе охоты и при загоне домашних оленей. По понятиям хантов, охотнику должно быть стыдно, если он не убьет зверя, найденного собакой. Их равноправность в охоте имеет мифологическое объяснение в одном из сюжетов, относящихся ко временам перволюдей. Охотник-хант встретил в лесу неизвестное ему животное, ловившее белок и назвавшееся amp; они решили жить и охотиться вместе.

 

собачья упряжь Стефани Кларк (602x700, 116Kb)

В обыденной жизни собаку нельзя ругать, бить, кормить грязной пищей; постаревшую собаку содержали до естественной кончины и хоронили. Тесная связь человека и собаки проявлялась в том, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека. В фольклоре хантов р.Юган имеется сюжет о богатыре Тонья, убившем двух собак, чтобы положить их головы вместо недостающих голов убитых врагов. Отождествлением собаки с человеком можно объяснить и обычай захоронения собаки в качестве заместителя умершего человека (если его тело не найдено), а также установка на уничтожение медведя, задравшего собаку — по аналогии с медведем, задравшим человека. Переходным моментом от мира человека к миру духов была функция собаки в качестве связующего звена между этими мирами. Ханты считали, что собака не только сама может видеть сверхъестественные существа или умерших, но и передает эту способность человеку, посмотревшему ей между ушей. Включение собаки непосредственно в мир духов характерно для северных хантов, по воззрениям которых облик этого животного принимают духи- покровители определенной местности. Это относится к духу селения Теги на Малой Оби и духу реки Мозямы; у хантов селения Питляр на Большой Оби известен дух «собака-женщина», а на реке Назым — «вождь-собак». Имеются сведения о жертвоприношении собак у хантов реки Назым, что объясняется очевидно чуждым (самодийским) влиянием, поскольку убиение собак противоречит хантыйским традициям. Экспедиция Н. Н. Дикова, работавшая на Камчатке, обнаружила могилу собаки, которая была захоронена примерно 10 тыс. лет назад с большими почестями, как очень знатная особа. Рядом с ней обнаружены следы красной охры — символа крови и воздержания. Иного характера находка экспедиции А. П. Окладникова. Работала экспедиция на острове в озере Байкал и обнаружила некрополь, где три с половиной — четыре тысячи лет назад был похоронен предводитель одного из сибирских племен. Рядом с ним археологи обнаружили двух собак, которые, видимо, должны были охранять своего хозяина и указать душе умершего дорогу в страну предков. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво. У американских индейцев она взаимозаменяема с койотом; животное грома, приносит дождь; изобретатель огня и, также как и койот, культурный герой и мифический предок, заступник и посыльный. Чтобы вознести Молитвы к иному миру, ирокезы приносили в жертву под Новый Год белую собаку. Также существует представления о том, что собака изначально была человеком, но создатель Ворон переделал его, так как он был слишком быстрым. В представлениях ненцев и селькупов Нга, это сын верховного божества Нума, обитающий в подземном мире, ему приносили в жертву либо темного оленя, либо собаку, поставив головой на запад, обычно позади чума.

собака4 (368x500, 82Kb)

У эскимосов существует миф о собаке-великане. Хозяин этой собаки дал ей человеческий амулет, и она превратилась в великана. Он заставлял ее плавать далеко в море; она плавала и ловила китов. Собака стала великим охотником и обычно приносила домой белых китов. Но когда кто-нибудь собирался к хозяину в гости, он отправлял собаку подальше, так как пес-великан был опасен. У эскимосов существует поверье о Собачьем острове — Кикмиуныкагфик. Согласно легенде на нем жила женщина и пес как муж и жена. У них было много детей — людей и собак. Когда у них кончилась вся еда, мать отправила их на каяках, сказав: «Вы, двое, будете безопасными вьючными животными; вы, двое, будете волками и будете вселять страх; вы, двое, станете духами-тунгаками и тоже будете пугать людей, а вы, двое, станете белыми людьми и будете неопасны.»

Тотем собаки (629x699, 183Kb)Испокон веков собака — лучший друг человека, а потому символ верности, бдительности и мужества. Собаке древние приписывали силу исцеления — греки связывали ее с Асклепием (Эскулапом). Преданность считалась главной добродетелью собаки, а по представлениям египтян и греков, верный четвероногий друг следовал за своим хозяином в загробный мир. Собака (Сириус) была священным животным вестника богов Гермеса (Меркурия) и Артемиды (Дианы) — богини охоты, а также спутницей Гекаты — покровительницы ночной нечисти и колдовства — и Ориона. Во многих культурах бытовало представление, что собаки — посредники в общении с царством мертвых, поэтому египетский бог Анубис изображается с головой шакала, а Цербер — в виде трехголовой собаки; собаки Аида олицетворяют тьму и опасность; в скандинавской мифологии пес Гарм охраняет подземный мир. Некоторые африканские племена считают мудрого пса первопредком — основателем цивилизации и подателем огня. Если собака твой тотем, задай себе вопросы: достаточно ли предан своим друзьям? Не обманывают ли друзья твоего доверия? Верен ли ты самому себе? Не следует ли тебе больше времени уделять играм и развлечениям? Изучи местность, в которой живешь. Собака знает свою территорию в мельчайших деталях, и если она стала твоим тотемом, энергия этого места будет затрагивать тебя лично. Будь бдителен и осторожен, не иди туда, куда хочется, изучай свой путь.

kurganovsite.wordpress.com

Животное-тотем – Собака | I. Ваш год Общая характеристика  |  Читать онлайн, без регистрации

Животное-тотем – Собака

Тому, кого угораздило родиться в один из этих годов, покой может только сниться, а точнее наоборот – сон его будет лишен покоя, ибо Собака всегда беспокойна, всегда на страже, чутко прислушиваясь и будучи готова в любой момент отравить любые притязания на то, что она ревниво охраняет. Люди этого знака замкнуты, редко проявляют свои чувства, разве только в случае необходимости. Упрямы до крайности, но четко знают, что хотят. Часто бывают циниками, и их опасаются за резкие и язвительные замечания.

У Собак наблюдается стремление утонуть в деталях, критиковать по поводу и без повода, систематически искать какой-либо разрыв. В действительности они большие пессимисты, которые не ждут от жизни ничего хорошего. Эти люди всегда смело действуют против всякой несправедливости. Они скептики, но их критический ум, чувство юмора и неоспоримое величие духа не дает опуститься до мелочности. Они не любят сборищ, толпы. В области чувств кажутся холодными, но это впечатление обманчиво.

Несмотря на имеющиеся недостатки, в Собаке наличествуют все благородные черты человеческой натуры: она лояльна, верна, честна, обладает развитым чувством долга. Можно быть уверенным в ее преданности и рассчитывать на нее, как на себя, ибо никто, как она, не способен хранить чужие тайны. Скромность ее такова, что она ненавидит как исповедоваться, так и исповедовать других.

У нее слишком простая речь. С трудом выражая свои мысли, она зато самый благодарный слушатель. Обладает глубоким умом и внушает оправданное доверие. Ее нельзя не уважать, поскольку делает все возможное для других, а преданность ее простирается вплоть до самоотречения. Если вы имеете дело с ярым поборником справедливости, знайте: перед вами – Собака. Любая несправедливость вызывает у нее протест, и она не успокоится, пока не сделает все, чтобы исправить положение. Собака страдает, когда вокруг несчастья, безработица и войны. Она страдает от голода на земном шаре, страдает за прошлое, настоящее и за то, что может произойти. По счастью, она редко встает на защиту глупых дел, ибо это философ, моралист, человек левого направления, не заинтересованный в деньгах.

Такие люди великодушны и бескорыстны. Независимо от того, влачат ли они жалкое существование или купаются в роскоши, в них преобладает интеллектуальное начало и они вполне могут обходиться без материального комфорта. Даже если они им пользуются, у них нет предрасположенности к шику. Однако если им понадобятся деньги, они лучше других смогут ими себя обеспечить.

Собака будет хорошим руководителем в промышленности, активным общественным деятелем, священником, воспитателем. У нее прекрасные данные к управлению людьми. Любое общество заинтересовано в выдвижении таких личностей, ибо никто более не обладает такой степенью трудоспособности и прямоты, какая от природы заложена в них. Благодаря последнему обстоятельству на любом поприще они будут безукоризненно чисты, не давая повода ни для какого компромата.

Три фазы жизни Собаки пройдут под знаком непостоянства: беспокойное детство и трудная юность, зрелый возраст с налетом скептицизма от неудач в работе, затем старость, полная сожалений об упущенных возможностях. При всем том Собака, рожденная днем, отличается большим спокойствием, чем появившаяся на свет ночью. Вечно настороже, она будет лаять до тех пор, пока тот, кого она принимает за чужака, не скроется с поля ее зрения.

velib.com


Смотрите также