Собака-терапевт: золотистые ретриверы помогают «особым» детям. Собака терапевт
Собака-терапевт
Собака-терапевт
Собака в жизнь человека вошла еще несколько миллионов лет назад, однако и по сей день не перестает быть верным и порой даже самым лучшим нашим другом. Помимо своих основных обязанностей, собака нередко заботится о своем хозяине и спасает от различных бед. А еще собака может лечить людей, и это уже всемирно признанный факт. Сегодня во многих клиниках мира собака уверенно занимает место рядом с психиатрами и терапевтами, а такой вид зоотерапии называется канистерапия.
История канистерапии собак
Позитивный результат зоотерапии отмечали еще жители Древнего Египта и Греции. Так, например, о лечебных свойствах общения с собакой знали многие фараоны, поэтому эти животные всегда изображались вместе с богиней целительства Гулой. Каждый уважающий себя правитель Древней Греции имел при «дворе» пару десятков четвероногих друзей, и в древнем культе врачевания собака у них была главной персоной. Что же касается возникновения такого понятия, как канистерапия, то специалисты утверждают, что термин возник в Англии в конце 18 века. Именно тогда животных впервые увидели в больнице для душевно больных «Йорк Ретрит». Врачи отмечали, что при виде собак у пациентов улучшалось настроение, а при общении с ними ко многим возвращалась память. Ученые и сегодня твердят, что владельцы домашних питомцев живут в среднем на 5-6 лет дольше, чем остальные. И для многих это уже не новость, ведь жизнь таких людей вдвойне наполнена положительными эмоциями.
Лечение психических расстройств собакой
Как уже говорилось, собак в роли докторов впервые начали использовать в психиатрии. Известный детский врач-психиатр Борис Левинсон в свое время писал, что, находясь рядом с собакой, его пациенты лучше шли на контакт и проявляли интерес к окружающему миру. Позже этот факт подтвердился и на взрослых людях с различными психическими расстройствами. Как показали исследования, при тактильном или вербальном общении с собакой у человека улучшается артериальное давление, улучшается состояние при фиброзной мастопатии молочных желез, проходит нервное напряжение. Именно поэтому наших четвероногих друзей используют также и при лечении бессонницы. В Японии, например, узнав об этом факте, почти все семьи завели себе домашних питомцев и уже подтвердили позитивный результат. Заболевания и рекомендации для джек рассел терьера
Чудо-доктор собака
Если в больнице «Йорк Ретрит» больных лечили специально отобранными и обученными собаками, то в домашних условиях нашими лекарями могут быть собаки любых пород. Главное здесь – взаимная симпатия. Статистика показывает, что любые животные, в частности, собаки, улучшают жизнь своих хозяев. И для этого совсем не обязательно чем-то болеть. Ведь прогулки с собакой укрепляют физическое здоровье, являются профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, а постоянное общение с питомцем доставляет массу позитивных эмоций, что продлевает нам жизнь. Кроме этого, рядом с собакой быстрее поправляются люди, перенесшие инфаркт миокарда или инсульт, а также страдающие ишемической болезнью.
Присутствие в доме собаки снижает вероятность возникновения у домочадцев аллергии, ОРВИ у детей. Ведь при контакте с шерстью собаки у человека повышается иммунитет. Собаку рекомендуют завести людям, страдающим хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, болезнями ЖКТ и артритом. Также известно, что у собак отличное обоняние и биоэнергетические свойства, поэтому они быстро находят больные органы человека и способны заблаговременно почувствовать приступ эпилепсии. При этом собака подставляет спину под человека, чтобы не дать ему упасть на землю или удариться о мебель. Именно благодаря таким качествам с собаками работают многие клиники Великобритании и США. Животных используют как диагностов, санитаров, их закрепляют за темы больными, кто 3-4 раза в неделю испытывают эпилептические приступы.
А еще в последние годы собак научили распознавать раковые клетки, поэтому во многих странах мира собака теперь – верный помощник в онкологических больницах. Что бы мы делали без наших четвероногих друзей? Или как отучить собаку грызть обувь. Если вы еще не успели завести себе любимую зверушку, тогда советуем не откладывать надолго ее приобретение. Будьте здоровы рядом со своими любимцами!
www.vetww.com
Канистерапия. Подбор собак, особенности и результаты
Общение с животными приносит человеку не только приятные эмоции, но и способствует лечению многих заболеваний. В частности замечено, что дельфины, кошки, собаки, лошади и некоторые другие животные способны оказывать благотворное влияние на здоровье человека.
Особое место в энималотерапии занимают собаки. То, что четвероногие друзья человека помогают облегчить состояние больных, было замечено еще три тысячелетия назад. Со временем канистерапия, а именно так называется лечение через общение с собаками, стала более популярной в как в нетрадиционной, так и в официальной медицине. Сам термин произошел от латинского слова короткого canis, что в переводе на русский язык означает «собака».
Положительные результаты канистерапии
Общение с собаками облегчает течение многих психических, неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Оно влияет на общее эмоциональное состояние человека, помогая ему лучше адаптироваться в обществе и быстрее пройти этап реабилитации послелечения. Большое значение играют и собаки-поводыри, без которых очень сложно обойтись людям с ограниченным зрением. Обученные собаки чувствуют приближение припадка эпилепсии и заставляют больного человека отойти в безопасное место.
Благотворное влияние собаки оказывают и на людей престарелого возраста. Замечено, что в результате канистерапии происходит повышение умственных и двигательных способностей. У пожилых пациентов престарелых домов и клиник улучшается сон, они становятся менее мнительными и рассеянными.
С собаками полезно общаться детям, которым поставлен серьезный диагноз. Результатом такой терапии у детей с ДЦП является улучшение координации движений и снижение частоты депрессий. Дети-аутисты реже замыкаются в себе и чаще реагируют на сигналы окружающего мира.
Положительные результаты канистерапии до конца еще не нашли научного объяснения. Но на сегодняшний день уже известно, что в организме человека выделяется гормон окситоцин, который положительно влияет на работу функциональных систем.
Подбор собак для канистерапии
Чтобы животное могло оказывать помощь в лечении и восстановительном периоде, его готовят кинологи по специализированным программам. Такая дрессировка включают обучение определенным командам. Каждая собака, прошедшая подготовку имеет соответствующий сертификат.
Для этих целей подходит далеко не каждая собака. И дело не породе или внешних данных. Как показывают исследования, положительные результаты дает общение с собаками любой породы. И все-таки собаки некоторых пород более обучаемы в этом плане и дают более эффективный результат. В этот список попадаю колли, лабрадоры, спаниели, сенбернары, боксеры, ньюфаундленды, ризеншнауцеры и терьеры.
Большее значение в кинистерапии имеет характер животного. Питомец обязательно должен быть уравновешенным, спокойным, ласковым. Кроме того, в качестве критериев учитывается интеллект питомца и его способность идти на контакт с человеком.
Особенности канистерапии
Результат взаимодействия пациента с собакой во многом зависит от настроя самого человека. Далеко не все положительно относятся к обществу животного. Если существует такое психологическое неприятие, то терапия не принесет положительных результатов и даже скорее усугубит ситуацию.
Следует учитывать и тот факт, что в ряде случаев сам питомец может страдать от использования его в качестве лекаря. Именно поэтому к подбору подходящих кандидатур на эту роль следует подходить очень ответственно.
mysobaka.ru
Собака-терапевт: золотистые ретриверы помогают «особым» детям
22.03.2013 | Просмотры: 2 858Корреспондент АиФ.ru Людмила Алексеева побывала в центре канистерапии «Солнечный пёс» и узнала, как занятия с животными учат ребёнка общаться и понимать – людей.
«Колли, Ника, Джойка, Майка…» – по дороге на занятие школьник Женя перечисляет имена собак, по которым за неделю успел соскучиться. Было время, когда он их даже не замечал – даже, когда животные лежали рядом, виляли хвостом, касались лапами. У Жени – ранний детский аутизм. Одно время он с трудом осознавал пространство, не чувствал пол под ногами, а живых существ воспринимал исключительно как декорации. «Человека воспринимал как декорацию – дёрнешь его за свитер, он отмахнётся, как от помехи, и идёт дальше».
Чудес не обещаем
Центр канистерапии «Солнечный пёс» находится в обычной школе в Южном Бутово, на конечной ветке метро. О том, что в школе работают обученные собаки, здесь знает каждый. «Вы к пёсикам? На четвёртый, по коридору!» – быстро приходят на помощь ученики. Признаются: иногда бегают туда посмотреть за занятием, потому что давно мечтают о собаке.
«Солнечный пёс» – единственный в столице и один из первых в России центров канистерапии (за рубежом это направление обозначилось ещё в 60-е годы, тогда один из врачей обнаружил, что пациенты на приёме чувствуют себя лучше, если в кабинете находится собака). Сейчас сюда ходят десятки детей из Москвы и ближайшего Подмосковья. Подобные центры начинают открываться и в регионах.
Зал – просторный, хорошо освещённый. На столе – мешки с лакомствами для собак и немного человеческой еды: родители привели ребёнка на занятие, решили перекусить в свободное время. У мамы ребёнка «с особыми потребностями» такие минуты – большая редкость, всё время нужно быть рядом, следить, ни на что не отвлекаться.Ретриверы вертятся под ногами, обнюхивают всех новоприбывших, заглядывают в глаза – как будто ожидают какой-нибудь команды. Их коллеги сейчас работают: вместе с детьми ходят по кругу, отрабатывают синхронные движения – похоже на простенький танец, но для многих это по-настоящему тяжёлая работа – успевать, работать по сценарию, иметь собственного партнёра.
Канистерапия – реабилитация ребёнка с помощью специально обученных собак – не метод лечения, а один из способов адаптации. Животные для этой цели используются достаточно давно – это и лошади, и дельфины. Собака рядом с человеком живёт уже много столетий, поэтому идея привлечь именно её озвучивалась давно. Во всём мире появляются школы канистерапии, но серьёзные исследования её эффективности только начинаются.
«Это очень кропотливая работа, чудес мы не обещаем никогда – только постепенного движения, вперёд, шаг за шагом, – поясняет Татьяна Любимова, создатель центра «Солнечный пёс». – К нам ходят дети с самыми разными диагнозами: неврология, ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Мы не можем их вылечить, мы не делаем какие-то операции, но мы способны научить ребёнка использовать свой потенциал, помочь родителям принять ребёнка таким, какой он есть».
«С тех пор, как у меня есть собака, я острее чувствую, что я – человек»
«Выйду ночью в поле с конём», – затягивает школьник. Пять минут назад он бросался реквизитом, носился по залу и выкрикивал всё, что приходит ему в голову, не замечая ни препятствий, ни разгуливающих вокруг собак. Сейчас он – в центре внимания, лежит, облокотившись на нескольких псов, перебирает их шерсть и старательно вспоминает текст. Рядом – волонтёры, которые и управляют ходом занятия – взрывной темперамент они смогли «обуздать» всего за пару минут. Ребёнок по-прежнему смотрит как будто внутрь себя – и всё-таки общается с окружающими.
Главное, что даёт общение с собаками, – уверенность в себе. Меняется самооценка. «С тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я – человек», – Татьяна Любимова цитирует Честертона. «Человек начинает чувствовать себя человеком, каким бы он ни был, как бы он ни страдал, какую бы умственную отсталость ни имел. Он начинает уважать себя сам».
Как и дети, собаки здесь – очень разные. Одна – активная, другая спокойная, у одной движения плавные, у другой – более резкие. Всё это можно использовать в работе – каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Так характер ретриверов превращается в один из инструментов канистерапевта. Олли – собака взрослая, 12-летняя – настоящий профессор, умеет подстраиваться под любого ребёнка. «У нас уже работают её дочка и внучка, а сама она занимается с самыми тяжёлыми детьми – и ещё учит молодёжь, подсказывает, что и как».
Опытная Олли смирно лежит на пушистом ковре, в то время как собаки помоложе в промежутках между своими «сеансами» суетливо бегают по залу, знакомятся с новоприбывшими. Один мальчик откровенно пугается. Скоро начинается его первое занятие – кто-то сразу воспринимает собаку, как друга и помощника, кто-то игнорирует, кто-то боится. Бывают и слёзы. Папа держит ребёнка за руку – мальчик становится немного спокойнее.
«Таких людей у нас отвергают»
Собаки живут вместе с волонтёрами – дрессировка, работа над характером не должны приостанавливаться. Татьяна Владимирова – мама ребёнка с аутизмом – сейчас стажируется как канистерапевт. «Когда родился мой сын, общество как-то не готово была воспринимать ни его, ни меня вместе с ним, – рассказывает Татьяна. – Сын был не способен общаться, кричал, много двигался, был гиперактивным и совершенно не мог взаимодействовать с другими людьми. Таких людей у нас сразу отвергают, стараются их спрятать – мне предлагали вообще сдать ребёнка в интернат».
Поддержку Татьяна нашла на занятиях в «Солнечном псе» – увидела других «особенных детей», их родителей, волонтёров, готовых помочь – бесплатно. «Так вышло, что помощь, оказанная бескорыстно, бывает гораздо больше, чем та, за которую ты даже готов платить. Другое отношение: тёплое, человеческое».
Татьяна решила стать волонтёром и помогать другим детям: сейчас её пес Шанти стажируется, проходит проверку. Сын к животному в доме привык – да и к миру вокруг начинает относиться спокойнее. «Такое ощущение, что он для него просто слишком велик, вот в чём проблема, – размышляет Татьяна. – Поэтому я пока не разрешаю ему выходить, например, в Интернет, ведь это ещё больше раздвинет границы».
Сын Андрей научил Татьяну особому отношению к людям – он оценивает человека здесь и сейчас: если видит доброту и понимание, воспринимает даже нового человека, как старого верного друга. Сейчас он ведёт собаку на поводке, наклоняется, треплет её по щеке. Смеётся. Андрей ходит в школу, учится заводить друзей. «Не могу сказать, что всё у нас теперь так безоблачно. Ребёнку сложно вписываться в общепринятые рамки, а это – отчуждение от общественных институтов. Радует, что сейчас об аутизме начинают говорить – может, в будущем ситуация изменится».
В углу на диванах сидит доктор-невролог – он следит за занятием, консультирует родителей. Тоже в качестве волонтёра – в свободное от основной работы время. Родители показывают снимки МРТ, приносят с собой пухлые медицинские карты.
Причинить добро
«Считать канистерапию каким-то направлением медицины – неправильно, так же как и доказать её эффективность – сложно, слишком тонкие материи задействованы, – рассказывает доктор Михаил Токмаков. – Грубо говоря, то, что собака может дать Маугли, здесь она ребёночку даст, если у него есть нужда. Это не всегда можно осознать, проговорить, ментализировать, но тем не менее они между собой договорятся таким образом, что ребёнку будет хорошо. Это какое-то сродство, общность, магнетизм. То, что не сделает мама, сделает собака, но нам сложно сказать, что именно она сделала. Но результат – есть».
К дверям подходит мама с коляской: она здесь первый раз, увидела объявление в Интернете, приехала, но стесняется войти. Родители указывают, к кому обратиться. Сегодня занятия до двух часов дня, но к расписанию здесь не привязываются – начинается знакомство с новой семьёй.
«Все дети разные, к каждому ребёнку нужно искать особенный подход, – размышляет Татьяна Любимова. – В противном случае можно «причинить добро» ребёнку, и вместо реабилитации начнутся срывы, неврозы. Именно поэтому у нас и к собакам очень высокие требования. Можно обучить на канистерапевта и дворнягу, но больше всего доверия вызывают ретриверы. Просто потому, что среди них чаще можно встретить собаку с теми качествами, которые нам нужны: надёжность, предсказуемость, желание сотрудничать с человеком. Я должна быть уверена в том, кого подпускаю к ребёнку».
Источник
Похожие статьи:
Читайте также:
Рубрика: Новостиwww.golden-retriver.info
Собака-терапевт: золотистые ретриверы помогают «особым» детям | Один день
«Олли, Ника, Джойка, Майка…» – по дороге на занятие школьник Женя перечисляет имена собак, по которым за неделю успел соскучиться. Раньше, когда животные лежали рядом, виляли хвостом, касались лапами, он их по-настоящему боялся.
У Жени – ранний детский аутизм. Одно время он с трудом осознавал пространство, не чувствал пол под ногами, а живых существ воспринимал исключительно как декорации. «Дёрнешь его за свитер, он отмахнётся, как от помехи, и идёт дальше» - комментирует его мама.
Чудес не обещаем
Центр канистерапии «Солнечный пёс» находится в обычной школе в Южном Бутово, на конечной ветке метро. О том, что в школе работают обученные собаки, здесь знает каждый. «Вы к пёсикам? На четвёртый, по коридору!» – быстро приходят на помощь ученики. Признаются: иногда бегают туда посмотреть за занятием, потому что давно мечтают о собаке.
Фото Людмилы Алексеевой«Солнечный пёс» – единственный в столице и один из первых в России центров канистерапии. Сейчас сюда ходят десятки детей из Москвы и ближайшего Подмосковья. Подобные центры начинают открываться и в регионах.
Зал – просторный, хорошо освещённый. На столе – сумочки с лакомствами для собак. Дети участвуют в групповом занятии: вместе с ретириверами ходят по кругу, отрабатывают синхронные движения – похоже на простенький танец, но для многих это по-настоящему тяжёлый труд – успевать, работать по сценарию, работать в группе.
Фото Людмилы АлексеевойКанис-терапия — не метод лечения, а реабилитация ребенка с помощью специально обученных собак. Это животное живет с человеком уже много столетий, поэтому предложения привлечь именно собаку озвучивались давно. Идею описал в 1961 году американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил — пациент чувствуют себя лучше на приеме врача в том случае, когда в кабинете находится собака. Во всем мире появляются школы канис-терапии, но серьезные исследования ее эффективности только начинаются.
Фото Людмилы Алексеевой«Это очень кропотливая работа, чудес мы не обещаем никогда – только постепенного движения, вперёд, шаг за шагом, – поясняет Татьяна Любимова, создатель центра «Солнечный пёс». – К нам ходят дети с самыми разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Мы не можем их вылечить, мы не делаем какие-то операции, но мы способны научить ребёнка использовать свой потенциал, помочь родителям принять ребёнка таким, какой он есть».
«С тех пор, как у меня есть собака, я острее чувствую, что я – человек»
«Выйду ночью в поле с конем» — затягивает дошкольник. Он — практически незрячий, но собака настолько подстраивается под него, что мальчик свободно бегает по залу и играет с ней — под строгим контролем инструктора. Пес улавливает даже незаметные сигналы и все больше вовлекает ребенка в общение. Вскоре мальчик лежит между собаками, обнимает, прижимается щекой, но никак не облокачивается.
Фото Людмилы АлексеевойГлавное, что даёт общение с собаками, – уверенность в себе. Меняется самооценка. «С тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я – человек», – Татьяна Любимова цитирует Честертона. «Человек начинает чувствовать себя человеком, каким бы он ни был, как бы он ни страдал, какую бы умственную отсталость ни имел. Он начинает уважать себя сам. Потому что собака принимает его, и любит таким, какой он есть».
Фото Людмилы АлексеевойКак и дети, собаки здесь – очень разные. Одна – активная, другая спокойная, у одной движения плавные, у другой – более резкие. Всё это можно использовать в работе – каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Так характер голден ретриверов превращается в один из инструментов канистерапевта. Олли – собака пожилая и опытная, ей 12-лет – настоящий профессор, умеет подстраиваться под любого ребёнка. «У нас уже работают её дочка и внучка, а сама она занимается с самыми тяжёлыми детьми – и ещё учит молодёжь, подсказывает, что и как» - говорит Татьяна Любимова.
Фото Людмилы АлексеевойОпытная Олли смирно лежит на пушистом ковре, в то время как собаки помоложе в промежутках между своими занятиями играют, «выпускают пар». Но — только когда в зале нет детей. В присутствии ребенка собаки немедленно берутся на поводки — есть дети, которые боятся даже добродушных голденов. Один мальчик откровенно пугается - ситуация вполне рядовая. Кто-то сразу воспринимает собаку как друга и помощника, кто-то игнорирует, кто-то боится. Бывают и слезы. Тем не менее вскоре мальчик успокаивается, расслабляется, проявляет интерес. Все — благодаря тщательно продуманным действиям трех человек и шести собак.
Фото Людмилы Алексеевой«Таких людей у нас отвергают»
Собаки живут у волонтёров- дрессировка, работа над характером не должна прекращаться. Наталья Владимирова — мама ребенка с аутизмом — сейчас стажируется как канистерапевт. «Когда родился мой сын, я столкнулась с тем, что общество как-то не готово была воспринимать ни его, ни меня вместе с ним. — Сын был не способен общаться, кричал, много двигался, был гиперактивным, и совершенно не мог взаимодействовать с другими людьми. Таких людей у нас сразу отвергают, стараются их спрятать — мне предлагали вообще сдать ребенка в интернат».
Фото Людмилы АлексеевойПоддержку Наталья нашла на занятиях в «Солнечном псе» — увидела других «особенных детей», их родителей. А также волонтеров, готовых помочь — бесплатно. «Так вышло, что помощи, оказанной бескорыстно, бывает гораздо больше, чем той, за которую ты даже готов платить. Другое отношение: теплое, человеческое».
Наталья решила стать волонтером и помогать другим детям: сейчас ее собака, Шанти, стажируется. Она уже прошла тестирование, а затем- долгую подготовку в центре «Собаки- помощники инвалидов». Сын к животному в доме привык — да и к миру вокруг начинает относиться спокойнее, наверное, благодаря собаке. «Такое ощущение, что он для него просто слишком велик, вот в чем проблема, — размышляет Наталья. — Поэтому я пока не разрешаю ему выходить, например, в интернет, ведь это еще больше раздвинет границы».
Фото Людмилы АлексеевойАндрей научил Наталью особому отношению к людям — он оценивает человека здесь и сейчас. Если видит доброту и понимание, воспринимает даже нового человека как старого верного друга. Андрей занимается в группе — именно здесь он учится общению. Сейчас он ведет собаку на поводке, наклоняется, треплет ее по щеке. Смеется. Андрей ходит в школу, учится заводить друзей. «Не могу сказать, что все у нас теперь так безоблачно. Ребенку сложно вписываться в общепринятые рамки, а это — отчуждение от общественных институтов. Радует, что сейчас об аутизме начинают говорить — может, в будущем ситуация изменится».
Фото Людмилы АлексеевойВ углу, на диванах, сидит доктор-невролог — консультирует родителей перед занятием, помогает составить план работы с ребенком, дает рекомендации канистерапевтам и семьям. Тоже в качестве волонтера — в свободное от основной работы время.
Причинить добро
«Понимаете, считать канистерапию каким-то направлением медицины — неправильно, так же как и доказать его эффективность — сложно, слишком тонкие материи задействованы, — рассказывает доктор Михаил Токмаков. — Грубо говоря, то, что собака может дать Маугли, здесь она ребеночку даст, если у него есть нужда. Это не всегда можно осознать, проговорить, ментализировать, но, тем не менее, они между собой договорятся таким образом, что ребенку будет хорошо. Это какое-то сродство, общность, магнетизм. То, что не сделает мама, сделает собака, но нам сложно сказала, что именно она сделала. Но результат — есть».
Фото Людмилы АлексеевойК дверям подходит мама с коляской: она здесь первый раз, увидела объявление в интернете, записалась, приехала, но очень стесняется. Родители советуют подойти к волонтерам, начинается знакомство с новой семьей.
Фото Людмилы Алексеевой«Все дети разные, к каждому ребенку нужно искать свой, особый, индивидуальный подход, — размышляет Татьяна Любимова. — В противном случае можно „причинить добро“ ребенку, и вместо реабилитации начнутся срывы, неврозы. Именно поэтому у нас и к собакам очень высокие требования. Теоретически, конечно, можно обучить на канис-терапевта и дворнягу, но больше всего доверия вызывают именно золотистые ретриверы. Просто потому что среди них чаще можно встретить собаку, обладающую нужными нам качествами: отсутствием агрессии к людям и животным, надежностью, предсказуемостью, желанием сотрудничать с человеком. Я должна быть уверена в том, кого подпускаю к ребенку. Собака в канис-терапии-это и партнёр, и сотрудник канис- терапевта, и тонкий инструмент, который должен быть хорошо настроен благодаря занятиям и тренировкам. Тогда будет результат».
Смотрите также:
www.aif.ru
Канис-терапия: человек и его собака
Терапию, использующую контакт человека с собакой, американский детский психиатр Борис Левинсон назвал канис-терапией. В России есть группа «Солнечный пес» — реабилитационная программа канис-терапии Татьяны Любимовой
Казалось бы, что такого? Ходишь себе с собакой по кругу, командуешь: «рядом», «сидеть». Собака воспитанная, слушается, даешь ей печенье из сумочки. Животное ласковое, шерсть мягкая – приятно погладить. Но почему же тогда эта деятельность называется терапией? Такой вопрос возникнет, если не знать, что мальчику, который уверенно водит собаку по залу и выполняет с ней несложные трюки, 18 лет, и только в 7 он встал с инвалидной коляски. Степа плохо видит, у него ДЦП и нарушена пространственная ориентация. Несколько лет назад его возле метро покусала стая бездомных собак, и когда мама впервые привела его сюда, он не мог даже войти в зал – замирал возле двери и закрывал голову руками. Зная всю его предысторию, начинаешь думать, что эти собаки, правда, творят чудеса. На самом деле, чудес они не творят, «голден ретриверы – это не золотые волшебные таблетки, это всего лишь одно из средств реабилитации», – поясняет автор первой в России программы по канис-терапии Татьяна Любимова.
Мальчик с собакойОлли в семье Любимовых появилась 9 лет назад. Диагноз, поставленный старшему сыну, и сейчас повторить страшно, а тогда надо было как-то с ним жить. «Очень тяжелый инвалид, – рассказывает Татьяна, – тяжелая симптоматика. Лежачий, но с сохранным интеллектом. Мы стали заниматься иппотерапией, и это дало неожиданные результаты. После этого наш доктор порекомендовала завести собаку».
Породу выбрали, вспомнив слова ветеринарного врача Джеймса Хэрриота, в одном из рассказов которого описан ретривер, целый год просидевший по вине своих неадекватных хозяев в темном грязном сарае: «…другие стали бы трусливыми и злобными, но этот пес был из тех, кто ничего не требует, кто беззаветно верит людям и принимает от них все, не жалуясь».
«Думаю, Сашиными молитвами – он очень хотел собаку – мы нашли Олли, – вспоминает Татьяна. – Когда мы приехали смотреть, заводчик рассказывал нам о том, как мама этого щенка, никогда никем не дрессированная, просто-таки “пасла” на улице ребенка с плохим зрением. И вот мы увидели живого голдена – и поняли, что пропали! Все наши накопления ухнули на покупку полуторамесячного щенка».
Появилась собака, а что с ней делать семья совершенно не представляла, пока не нашла центр «Собаки – помощники инвалидов», инструктор которого занялась серьезной дрессировкой. «В год это была уже воспитанная собака, которой Саша страшно гордился, – говорит Татьяна. – Олли просто перевернула всю нашу жизнь. Раньше люди на улице видели неполноценного ребенка, а тут они стали видеть счастливого ребенка, у которого есть очень красивая большая собака».А потом Саши не стало…
Куда податься? «С Сашей мы ездили в психотерапевтический лагерь и там занимались с Олли и с другими детьми, – о своем первом опыте работы рассказывает сейчас уже профессиональный канис-терапевт Татьяна Любимова. – Из восьми детей, которые боялись собак, в конце смены шесть бежали к собаке, обнимали, водили на поводке. Один аутичный мальчик начал общаться: во время вечерней сказки он забирался с Олли под стол, гладил ее и что-то там рассказывал на ушко. Педагог, который до этого с ним работал, был в шоке».
У Татьяны остались собака и небольшой опыт работы с аутистами, даунятами, ребятами с ДЦП. Она стала приезжать в инвалидные организации на праздники, проводить занятия с желающими прямо в парках (помещения не было), а о своей деятельности рассказывать в Интернете.
Татьяна Любимова — канис-терапевт, создатель и руководитель группы «Солнечный пес», автор первой в России реабилитационной программы по собакотерапии
Вскоре появились единомышленники – волонтеры, желающие помогать на занятиях, и организации, готовые на несколько часов в неделю предоставлять помещение. Группа получила название «Солнечный пес». Сегодня группа – это Татьяна, 3 волонтера, 5 собак, трех из которых содержат Любимовы, и около 50 ребят в возрасте от полутора до двадцати лет, приходящие заниматься.
«Многим из наших детей просто некуда больше пойти, – говорят волонтеры, – потому что с их диагнозами не берут в реабилитационные центры. ДЦП и слепота, тяжелый аутизм, множественные поражения нервной системы – с советского времени это дети вне образовательного процесса. А для тех, кому исполнилось 18 лет, вообще нет специальных учреждений».
Возможности нескольких человек и нескольких собак не безграничны. Тем не менее, руководитель «Солнечного пса» Татьяна Любимова говорит: «Стараемся никому не отказывать. А куда им еще податься?»
С любовью и вниманиемНа вопрос «как это работает», Татьяна отвечает цитатой из Честертона: «с тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я человек». Каким бы сложным ни был ребенок, каким бы страшным ни был его диагноз, и как бы глубока ни была его умственная отсталость, как только он берет в руки поводок, он ощущает себя человеком – так принимает его собака, так начинает воспринимать себя и он сам.
«К нам на занятие пришла девочка, которая совершенно не умеет командовать, – приводит пример Татьяна, – она просто не может дать команду, не получается у нее. И мы делали такое упражнение – ей надо было подвести собаку к кругу на ковре и поставить собаку передними лапами на этот круг. Молодая собака Джойка честно ждала, но, не дождавшись команды, вздохнула и сама повела эту девочку. А девочка почувствовала себя в команде, что ей кто-то помогает, что она не одна в этом мире, и ей уже не так страшно, потому что есть существо, которое принимает ее такой, какая она есть».
Уже потом собака, зная, что ребенок сам может выполнить какое-то задание, будет слепнуть, глохнуть и просто ждать, когда маленький человечек сделает то, что он может и умеет. А сперва она приходит на помощь, часто с такими необычными детьми находя большее понимание, чем с детьми обычными, здоровыми.
Бывает, ребенок боится собаки, и занятие за занятием терапевт терпеливо помогает ему приблизиться к ней, протянуть руку, первый раз прикоснуться к мягкой шерсти. А бывает, ребенок кричит, плачет, брыкается, увидев собаку, но терапевт не жалеет его, а заставляет вместе с собакой лезть в тоннель. Потому что на самом деле тот вовсе не боится, но не привык, что ему указывают, как поступать. «Всем объясняем, что как бы, казалось, жестко мы ни работали, мы этого ребеночка любим!» – говорят здесь.
«Андрюша раньше очень ревниво относился к тому, что на занятия приходит и его сестра, – рассказывает Наталья, мама 7-летнего сына и 5-летней дочки. – У него аутичные черты, а сестра здоровая. Сейчас он ей уже позволяет работать вместе с собой». Наталья очень активно занимается реабилитацией Андрюши, благодаря чему сейчас ему уже не ставят однозначный диагноз. Он стал реже капризничать и может общаться с другими детьми. Терапевты специально просят приводить на занятия не только его, но и сестру.
Андрюша. После занятий канис-терапией почти все симптомы исчезли
Андрюша раньше очень ревниво относился к тому, что его младшая здоровая сестренка тоже занимается с собаками. Сейчас позволяет ей работать вместе с собой
«Для ребенка с аутизмом, – поясняет Татьяна Любимова, – очень важно действовать по правилам, в рамках, которые выставляет ему общество, но не которые он обществу диктует. Андрюша, например, в любой группе старается быть первым, но если его учительница в школе посадит на вторую парту, например, а он не согласен, это может вызвать очень серьезный конфликт. Рано или поздно он с этим столкнется. Лучше мы сейчас с ним эти вещи проработаем, и он в будущем сможет принимать правила игры».
Дети с совершенно разными диагнозами могут заниматься в одной группе, выполнять на первый взгляд одинаковые упражнения, но цели и задачи перед каждым из них стоят свои. Если для ребенка с ДЦП наиболее важна пространственная ориентация, то для девочки с олигофренией первоочередным будет тренировка памяти и внимания. Некоторым ребятам достаточно только дать направление, и они сами будут работать вместе с собакой под незаметным, но чутким контролем волонтера. А бывает, что с одним ребенком занимаются все волонтеры.
Лекотека — специализированная группа для детей с нарушениями развития — московского детского сада №26 уже не первый раз приводит сюда своих маленьких подопечных. На фото: Вика, 5 лет
Собака чувствует, что может, а что не может сделать ребенок. Если ребенок с чем-то не справляется, то животное ему помогает. Если ребенок может, но капризничает и не хочет, то собака «слепнет», «глохнет» и просто ждет
Каждый ребенок особенный, и каким должен быть подход конкретно к нему, может определить только специалист.
Добро надо делать грамотно«Солнечный пес» – это уникальное для России явление. В разных регионах страны появляются организации, делающие попытки заниматься канис-терапией, но часто их деятельность ограничивается лишь разовыми встречами детей и животных. «Максимального психотерапевтического эффекта можно добиться только с достаточно серьезными занятиями, – говорит автор программы канис-терапии Татьяна Любимова. – Не надо забывать, что “причинить” добро – это не то же самое, что сделать добро. Добро надо делать грамотно!»
Идея «собачьей терапии» появилась всего лишь 50 лет назад, когда американский врач Борис Левинсон впервые заметил, что пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец-ретривер. Опыт в этой области, накопленный за прошедшие полвека, пока еще очень мал. И самая частая ошибка – заблуждение, что для канис-терапии достаточно собаки, кинолога и психолога. «Подходит далеко не всякая собака, – объясняет Татьяна, – и даже из породы золотистых ретриверов не у каждой подходящий характер. Самая, казалось бы, хорошая воспитанная добрая собака, если нет правильной организации, может прыгнуть лапами на нашего ребенка, просто желая с ним поздороваться, а он, в отличие от здорового ребенка, который просто рассмеется, упадет и сильно ударится, потому что не умеет группироваться. Это, конечно, грубый пример. Но на самом деле, если не знать всех тонкостей, то ребенок от встречи с собакой ничего, кроме положительных эмоций, омраченных ложкой дегтя в виде риска травмы, не получит».
Родители часто пытаются ухватиться за любую соломинку, за любое предложение, но не всегда попадают в руки профессионалов. Некоторые сами заводят собак, надеясь, что это поможет. Однако эти люди часто не подозревают, что вместе с собакой они приобретают целый набор проблем и хлопот, не задумываются, что при ряде диагнозов иметь дома собаку противопоказано.
А даже если семья находит хорошую терапевтическую программу, родители не всегда понимают, что терапия – это лишь одна из мер комплекса реабилитации, наряду с массажем, душем, ванной, гимнастикой, развивающими занятиями… Это не лечение, не панацея, и результаты могут быть очень значительными, а могут – чуть заметными.
При повышенном тонусе ребенка необходимо расслабить. Да и просто большое удовольствие полежать в живых теплых «подушках»
За хорошую работу собакам полагается лакомство. У ребенка, когда он достает печенье из сумочки и подает его животному, развивается мелкая моторика
В «Солнечном псе» бывают индивидуальные занятия, а бывают групповые. Занятия проходят в центре «Наш Солнечный мир» (Сокольники), в Культурно-просветительском центре во имя Иоанна Златоуста при храме свв. Космы и Дамиана на Маросейке (Китай-Город) и в школе № 1492 в Южном Бутове. «Собака – не панацея и не золотая волшебная таблетка, — подчеркивают специалисты, — это всего лишь одно из средств реабилитации»
Четырнадцатилетний Андрей — сын одного из волонтеров и так называемый опорный ребенок. «Мы часто ставим здорового ребенка впереди группы, потому что детям так проще увидеть, что кто-то делает, чем понять наши объяснения», — говорят волонтеры
Быть счастливыми«К нам приходят родители, у которых дети с очень тяжелыми нарушениями, – рассказывает Татьяна Любимова, – и, как правило, они сами нуждаются в очень плотной систематической помощи психотерапевта. Потому что если родители напряжены или боятся, то они тормозят развитие своего ребенка. А иногда приходят в таком состоянии, что даже не знаешь, к кому первому бросаться – к ребенку или к маме…»
Родители устают, выматываются, часто без посторонней помощи не могут привыкнуть к своему ребенку такому, какой он есть, – и до конца не приняв ситуацию, они загоняют и себя, и его в угол. «У нас мама одна – причем у ее сына не самый сложный случай – слишком сильно зависла вот в таком неприятии, и мы как-то разложили мальчика между собаками, он лежит, расслабился и засмеялся. А она ему так раздраженно: “да чего же ты опять смеешься?!” Он ей отвечает: “от счастья”. Тут она изменилась в лице, и эта ледяная стена, которая была между мамой и ребенком, начала таять. Мама увидела своего сына совсем другим и увидела, что он может быть счастливым, и она вместе с ним тоже».
Людей вообще не очень правильно сравнивать друг с другом, а в случае с особыми детьми – это и вовсе противопоказано. «В нашем случае, – говорят волонтеры, – сравнивать каждого ребенка можно только с ним самим в прошлом, тогда становятся заметны какие-то маленькие плюсики, маленькие шажочки вперед. Иначе, кроме депрессии, ничего больше не получишь. Можно же тогда и со здоровыми детьми начать сравнивать, тогда вообще все погибло и пропало!»
Часто после постановки диагноза семья оказывается в своего рода вакууме – прежние социальные связи нередко прерываются, а новые не появляются: родители не знают, куда можно пойти с ребенком, где можно получить реабилитационную помощь, где производится специальное оборудование. А приходя в «Солнечный пес», они обретают и новый круг общения, в котором все друг с другом делятся новостями – где можно еще какую-то помощь получить, на какие занятие можно записаться, и поддержку канис-терапевтов, которые всегда находят, за что похвалить ребенка: «Даже если кажется, что совсем все плохо, после каждого занятия маленький шажочек все-таки сделан. И очень важно, чтобы родители уходили от нас утешенные, с улыбкой, зная, что сегодня их ребенок молодец, – говорит Татьяна и как специалист, и как мама.– У нас девочка Соня, одна из первых наших детей, придумала такое слово “мужилить”. И вот у нас родители друг друга мужилят, заставляют друг друга мужаться. Во-первых, потому что когда видишь другие семьи, понимаешь, что не один такой несчастный, а во-вторых, потому что можно друг другу помогать, а помогать кому-то – это ведь тоже счастье».
Шаг за шагомХотелось бы написать, что самое главное, что дает «Солнечный пес», – это как раз умение радоваться несмотря ни на что. С одной стороны, да, это ведь и есть, может быть, самый важный жизненный навык. Но с другой, все-таки здесь это дополнительный бонус, а приходят сюда за маленькими и большими – у кого как – сдвигами в развитии ребенка.
И сдвиги есть – один ребенок научился читать по бирочкам с именами собак, а другой – читая в перерывах между занятиями своему любимцу сказки, кто-то после канис-терапии стал самостоятельно добираться до школы, а кто-то, наконец, вышел на контакт с тренером и начал обращать внимание на окружающих людей.
«Иногда просто страшно представить, как некоторые наши родители везут ребенка через весь город, а то и из дальнего Подмосковья, несколько часов только ради 15 минут общения с собакой, – вздыхает Татьяна. – Я объясняю, что ничего обещать нельзя, что нет никаких гарантий. А они: да нам бы просто выйти из дома и куда-то пойти».
Всего в программе участвуют пять ретриверов: три живут у Татьяны и еще двоих приводят волонетры
В России почти не поддерживаются реабилитационные услуги для людей с ограниченными возможностями. Но терапевты «Солнечного пса» не жалуются, а делают то, что делают, сетуя только, что нагрузка на имеющееся сейчас количество собак уже на пределе. Нужны еще волонтеры, нужны собаки, нужно свое помещение и финансирование, чтобы можно было заниматься полноценной разработкой программы канис-терапии и обучением специалистов.
А пока всего этого нет, Татьяна и ее волонтеры продолжают работать благодаря неравнодушию отдельных людей – кто-то помещение выделяет, кто-то оказывает минимальную финансовую помощь, чтобы можно было покупать оборудование для занятий и амуницию для собак. Занятия в «Солнечном псе» бесплатные – и это принцип, потому что и без того ограниченные средства большинства приходящих сюда семей почти целиком уходят на лечение.
Перспективы развития канис-терапии в нашей стране пока что довольно туманны, но автор программы Татьяна Любимова не унывает. Может быть, потому что уже привыкла со своими подопечными двигаться шажок за шажком, радуясь каждой маленькой перемене, зная, что самый малюсенький сдвиг – это точка отсчета нового старта.
Александра ОБОЛОНКОВАФото Надежды СОКОРЕВОЙ
www.miloserdie.ru
Собака-врач, или Что такое канистерапия? | Животные
Четвероногие спасатели откапывают людей из-под завалов или обнаруживают их под обломками, спасают утопающих, вытаскивают людей из огня на пожарах…
А знаете ли вы, что бывают собаки-врачи? Да, есть такое направление в медицине, где главной фигурой является специально обученная собака, и называется это направление канистерапия.
Собаки-врачи, как и собаки-поводыри, проходят долгое и тщательное обучение. Каждое такое животное получает диплом «Собака — терапевтическое средство» и становится уникальным, можно сказать, «штучным» явлением.
Для начала следует сказать, каких собак отбирают на эту трудную роль. Порода, как ни странно, значения не имеет, специальный предварительный отбор может пройти даже дворняга. Требования, которые предъявляются к собаке при отборе на обучение:
— спокойный, уравновешенный характер;
— отсутствие агрессии к людям;
— высокая коммуникабельность;
— отсутствие резкой реакции на громкие звуки или резкие действия.
А теперь поговорим конкретно, в каких случаях используют обученную собаку-врача.
1. Помощь в борьбе с депрессией, чувством ненужности и бесполезности.
Собаки-терапевты широко используются в домах престарелых, в работе с инвалидами, в хосписах. Бывают случаи, когда старый человек, живущий в специальном санатории, отказывается общаться с окружающими, даже с врачами. Старикам часто кажется, что они никому уже не нужны и смысла жить нет, появляется апатия, жестокая депрессия. На помощь им приходит четвероногий врач — собака, она прогоняет ощущение одиночества, дарит чувство полноценности и нужности кому-то, старый человек начинает двигаться, преодолевая свою дряхлость и болезни. Ведь существо, которое преданно смотрит на тебя, нуждается во внимании и любви!
2. Помощь в работе с больными аутизмом и синдромом Дауна.
Больной человек как бы «вытаскивается» из замкнутого мира, собака помогает развивать и тренировать пространственную ориентацию, тренирует память и внимание пациента, поднимает его низкую самооценку. Еще собаки успешно помогают в лечении различных психических отклонений, фобий, состояния агрессивности.
3. Диагностика.
Это не фантастика, но собака-терапевт может диагностировать и предсказать приступ эпилепсии. В западных странах специально тренированные собаки могут предугадать приступ этой болезни и предупредить своего хозяина. Зафиксировано, что у таких больных приступы становятся даже реже и слабее! Четвероногий врач, который всегда рядом, дарит чувство уверенности, спокойствия, такие люди могут вести более свободный образ жизни, посещать различные мероприятия, не опасаясь, что приступ их настигнет неожиданно.
В Великобритании проводятся серьёзные исследования по поводу применения собак в диагностике сахарного диабета. Собаки успешно обучаются и распознают повышение уровня глюкозы в крови у больных.
4. Лечение гипертонии, инфарктов и послеинфарктного состояния.
Забота о животном, прогулки с ним очень хорошо влияют на таких больных. Стабилизируется давление, улучшается общее состояние.
5. Работа с заключёнными.
В некоторых странах собаки-терапевты приглашаются в тюрьмы, чтобы облегчить чувство одиночества, отчаяния, страха смерти (это касается приговорённых к высшей мере наказания).
6. Контактная терапия.
Это направление канистерапии экспериментальное, механизм помощи собаки до конца не изучен, но ведутся активные исследования и прогнозы очень многообещающие. Если сказать об этом в несколько слов — собака используется… вместо грелки, то есть если есть необходимость приложить к больному месту грелку, то собака греет своим телом вместо неё. Известны случаи, когда собака при непосредственном контакте «снимала» давление, убирала боли в ногах при варикозном расширении вен, помогала при болях в желудке.
7. Собака-компаньон.
Может, мы не замечаем это, но наши собаки, которые живут дома рядом, которых никто специально не обучал врачебным «премудростям», лечат нас каждый день! Они прогоняют наше плохое настроение, дарят свою бескорыстную любовь, мирят нас, когда мы ссоримся, отвлекают от неприятностей.
8. Онкология.
Также проводятся серьёзные исследования в направлении использования канистерапии при лечении рака. Будем надеяться, что собаки помогут нам и в этом.
Положительный лечебный эффект от общения с собакой был замечен еще Гиппократом. Сохранились документы, которые рассказывают об использовании собак при лечении разных заболеваний в древнем Египте.
Давайте будем благодарны нашим четвероногим друзьям, что они готовы нас охранять, развлекать, спасать и даже лечить!
shkolazhizni.ru
терапия собаками для детей, обучение лечению собаками и история канистерапии
Канистерапия (лечебная кинология) — социализация, реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями при помощи лечения собаками. Для этой работы четвероногих используют гораздо чаще других животных, так как они легко обучаются выполнять словесные команды и охотно подчиняются человеку. Перед началом обучения канистерапии собак тщательно отбирают и тестируют.
На этой истории вы узнаете об истории канистерапии для детей, а также о том, как проводится лечение собаки детей и людей с различными заболеваниями.
История канистерапии (лечения собаками)
История канистерапии (лечения собаками) относит нас в 60-е годы прошлого столетия, когда детский психиатр Борис Левинсон выдвинул концепцию терапии с участием собаки. Он обнаружил, что дети, испытывавшие трудности в общении с другими людьми, положительно и активно реагировали на его собаку, которая находилась в кабинете во время лечебного сеанса. Они легко контактировали с псом, часто не обращая внимания на самого доктора. Благодаря этому врач получал возможность установить более тесный контакт с ребенком и эффективно провести лечение. Собака помогала сгладить настороженное отношение малыша к окружающей обстановке. С каждым новым пациентом открывались положительные стороны влияния животного на поведение малышей.
С тех пор этот лечение детей собаками получило достаточно широкое распространение. В настоящее время общение с животными используют для лечения, как у детей, так и у взрослых различных тяжелых заболеваний: детского церебрального паралича, аутизма, гиперактивности, проблем с сердцем и сосудами. Это направление широко развивается и распространяется во многих странах.
Очень часто собаки работают в домах престарелых. Общение с животным избавляет от страха, депрессии, напряжения, снижает рассеянность и мобилизует двигательные функции пациентов подобных учреждений. Молчуны начинают больше говорить, люди с эмоциональной неустойчивостью (приобретенной или врожденной) реагируют с неожиданным чувством и пониманием.
Лечебная кинология для взрослых
Канистерапию используют для лечения многих заболеваний. Многочисленные исследования показали, что лечебная кинология благотворно влияет не только на детей, которые в присутствии животного чувствуют себя увереннее и спокойнее (особенно в незнакомой обстановке), но и на взрослых, находящихся в больницах, реабилитационных центрах и домах престарелых.
Незаменима терапия собаками при лечении людей, страдающих аутизмом. Присутствие дружелюбного ласкового пса заметно улучшает их поведение, снижая проявления болезни, основным из которых является погружение в себя. Нахождение животного рядом, совместные игры ребенка с ним делают терапевтический процесс более приятным и продуктивным, повышают желание малыша лечиться и стараться выздороветь.
Велико значение лечебной кинологии и для взрослых людей с ограниченными возможностями. Рядом с животным они чувствуют себя в большей безопасности, менее одинокими, более свободными и независимыми.
Положительное психологическое воздействие на человека домашних животных, особенно собак, известно давно. Дети, живущие в семье, где есть псы, более жизнерадостны и активны, эмоционально устойчивы, лучше учатся и быстрее развиваются, обладают повышенным чувством ответственности.
Почему собака так хорошо влияет на людей? Потому что от остальных домашних животных ее отличает преданность человеку. Чаще всего именно собака восполняет недостаток человеческого общения. Пес всегда рад хозяину и тому, что тот всегда просто рядом. Собаке все равно, как он выглядит и сколько зарабатывает, в то время как люди всегда оценивают друг друга с различных позиций. Именно поэтому к четвероногим тянутся взрослые и дети, испытывающие недостаток в общении, любви и проявлении эмоций. Жалость со стороны пса воспринимается не как унижение, а как сопереживание. Собаки гораздо ярче выражают свои эмоции. По мнению врачей, пациенту часто легче устанавливать контакт с благодарной и дружелюбной собакой, воспринимающей его таким, какой он есть. Только после этого больной начинает больше доверять доктору, без чего лечение будет бесполезным.
Обучение канистерапии (лечебной кинологии)
В клубах служебного собаководства для проблемных детей практикуют упражнения с участием обученных животных. На таких занятиях инструкторы-кинологи показывают ребятам элементы учебной подготовки животных, тем самым снижая различные негативные реакции в поведении детей и создавая атмосферу доверия. Малышам очень интересно, как собаки выполняют различные команды и демонстрируют свою природную красоту.
Собаки помогают людям справиться со стрессами. Как правило, в семьях, где есть четвероногие обитатели, конфликтные ситуации возникают гораздо реже. Постоянное присутствие собаки рядом, действия всех домашних, связанные с ее содержанием, воспитанием и обучением, заставляют людей более тесно общаться, у них появляются совместные интересы, что, в свою очередь, делает семью дружнее.
На следующем этапе показательных занятий дети пытаются установить контакт с животными. К этому моменту в сознании ребенка уже закрепляется ощущение безопасности, и он уже сам стремится к общению. Вместе с инструктором, папой или мамой ребенок повторяет команды, называет кличку собаки, пытается прикоснуться к ней. Детям с отклонениями в психике и различными формами страхов часто удается преодолеть их при помощи четвероногих.
Затем ребенок пытается управлять действиями обученной и контактной собаки, которая выполняет простейшие элементы послушания по его словесным командам, тем самым повышая уровень детской самооценки и уверенности. Это помогает значительно снизить агрессивность малышей, уровень тревоги, снять эмоциональное напряжение и уменьшить вероятность других нежелательных форм поведения. Совместные действия с собакой в дальнейшем помогают ребенку легче устанавливать новые отношения с детьми и взрослыми.
Для такой работы собак тщательно подбирают и готовят со строгим соблюдением правил техники безопасности. Чтобы определить способности животного к терапии, необходимо всесторонне и беспристрастно оценить особенности его характера. Собака обязана спокойно и дружелюбно вести себя при встрече с посторонними людьми, так как будущие пациенты должны испытывать чувство безопасности при общении с ней.
Одна из главных целей обучения канистерапии — добиться от собаки адекватного поведения в новых необычных ситуациях. Животное должно спокойно реагировать на различные звуки и раздражители, выполнять основные команды «Ко мне!», «Рядом!», «Место!», «Нет!», «Нельзя!», «Сидеть!» и «Лежать!», послушно ходить на поводке и выполнять различные трюки, давать себя гладить, так как основные терапевтические воздействия на больного человека предусматривают возможность гладить животное.
Программа подготовки «собаки-терапевта» заканчивается экзаменом. Животное должно продемонстрировать способности хорошо вести себя в общественных местах, поэтому основное внимание уделяется не столько беспрекословному послушанию, сколько умению адекватно реагировать на окружающих людей и различные жизненные ситуации.
www.1001dog.com