Памяти Верности и Преданности человеку. Знаменитые собаки. Собака символ верности


Животные в Торе. Собака – символ преданности и наглости

Согласно мидрашам, собака появляется в самом начале творения мира. Практически во время Каина, когда Каин говорит Всевышнему: «Ты меня изгнал от своего лица и каждая встреча с тобой меня убьет». Написано, что Всевышний дал ему знак. Есть много трактовок, что такое знак по мидрашам. И один из комментариев говорит, что этим знаком была собака, которая предупреждала Каина об опасности. То есть понимание о том, что собака – это друг человека, пошло еще со времен Каина. Это первая встреча собаки в Торе.

Второй раз мы ее встречаем в Ковчеге. В Ковчеге она «отличилась». Написано, что трое нарушили запрет близости. Близость была запрещена, это была часть исправления греха разврата. Так вот, нарушили близость трое: ворон, Хам и собака (келев). И здесь мы видим противоречие. С одной стороны, собака - это друг человека, с другой - сопровождающий Каина знак, а с третьей - у собаки есть склонность к разврату. И здесь нужно сказать, что собака символизирует в Торе Амалека. Почему?

Сказано, что есть несколько таких тем, когда в Торе запрещено различного рода соединения. Например, мясо и молоко. Их запрещено соединять, потому что мясо это гвура (строгость), а молоко - это хесед (милосердие). Еще одно из таких соединений – лён и шерсть, то есть лён - это гвура, сила Каина, а шерсть - это сила Авеля, хесед. Причем иногда мы говорим, что соединение хеседа и гвуры дает более высокое качество - теферет. Это отдельный разговор о том, когда можно соединять, когда нельзя соединять, когда это хорошо или плохо.

Тем не менее всё-таки существуют соединения, которые запрещены.  Об одном из таких соединений написано: «не паши на быке и осле вместе».

Бык работает, с его помощью сеют и собирают урожай. Это сила, гвура. А осёл наоборот, ложится и не хочет идти. Он любит полежать, такая восточная нега у него – вот это черезмерный хесед.

Казалось бы, нельзя соединять такие две силы в прямом и духовном понимании заповедей. Когда их соединяют, то можно подумать, что вроде и берут что-то хорошее от этого и от этого и, может, будет линия гармонии теферет, они справятся и уравновесят друг друга. Но нет. Написано, что когда соединяются бык и осёл, то рождается клипа (скорлупа, закрывающая святость) – клипа Амалека. Вот Амалек - это соединение хеседа и гвуры, хотя, конечно, он ближе к линии гвуры и к линии Каина. Средняя линия клипы, или соединение клипы – это Амалек. В нём есть и гвура, и хесед, поэтому в Торе животное, которым он символизируется – это собака.

Из такого соединения быка и осла и рождается собака. Естественно, в духовном понимании. И качество собак описывается как «наглость» - азут, не знают насыщения, всё время всё мало. Это опять одна сторона. Посмотрим на картину в цельности.

Есть такая вещь, которая называется перех-шера. Это отрывки, которые, как передали наши мудрецы, рассказывают о том, что все творения поют Всевышнему. Земля поет, небо поёт, травы поют. Все творения поют: небеса, природные явления, животные, птицы и, наконец, насекомые. Но самое последнее животное, которое поет песнь Всевышнему, это собака. Написано, что собаки говорят: «пойдем, поклонимся и приклоним колено перед Всевышним». Был такой рабби Шая, ученик раби Ханины бен Доса, он постился 85 постов, чтоб понять, как это собаки, про которых сказано, что они не знают насыщения, поют песнь.

И пришел к нему ангел. Он сказал, что, когда евреи выходили из Египта, «не скрипнул пёс языком». Они получили за это награду – «падаль и всяких мертвых животных бросайте им». Еще ангел говорит, что собаки еще удостоились того, что их экскрементами обрабатывают пергамент, на котором пишут Тору.

Возникает вопрос: неужели Б-г не нашел среди своих творений более благородного материала для обрабатывания святой Торы, чем собачьи отходы? Это же не самое хорошее животное. Еще и из их отходов?!

Как так может быть? Но теперь, для того, чтобы это понять, я хотел бы вернуться к тому, что собака первый раз появляется у Каина. То есть она относится к силе Каина, как и Амалек. К силе гвуры, определенной наглости.

Собственно говоря, в чем вопрос рабби Шая о том, почему собака не может петь песнь. Собака, получается, это символ Амалека. А Амалек – это творение, которое нужно уничтожить. Потому что это качество “азут” - восстание против Всевышнего, это сила Каина. И вот собака, это животное, поёт песнь. И какую? Песнь о полном самоотречении: “Пойдем преклоним колено перед Всевышним”.

Ангел ему отвечает, что, во-первых, собаки не лаяли в Египте во время казни первенцев. И написано, что если есть где-то рядом смерть, то собака лает. Да, там был ангел смерти. Но там собаки молчали, даже сказано было, что “собака не скрипнет своим языком”, чтобы все видели разницу евреями и египтянами. Тут была идея в том, что даже в самое низкое творение, которое символизирует Амалека, даже туда доходит Божественная святость. Святость доходит настолько низко, до таких низких животных, что даже их отходами обрабатывают Тору. То есть нет ничего пустого в творении.

Как пользоваться качеством наглости “азут”? Написано, что когда Моше поднимается на гору Синай и видел, как Всевышний рисует коронки буквам Торы, то он спросил, что Тот делает. На что Господь ему ответил, что придет еще рабби Акива, который через много поколений сможет дать толкования этим коронкам.

Для чего же есть эти коронки? Во-первых, у каждой еврейской души есть буква в Торе, а у геров, которые приходят в этот мир, корень души в этих коронках. Рабби Акива, величайший мудрец Торы, происходил, как известно, из семьи геров. Коронка - это нечто добавочное в букве. Суть в том, что ты приходишь и можешь добавить своё мнение, то есть тут должно быть качество “азут” - наглость. Но тут святая наглость, когда ты можешь прийти и добавить что-то своё. Это и есть качество собаки.

Но кто может себе позволить такую наглость что-то добавлять? Тот, кто имеет полный битуль, самоотречение перед Всевышним. Собака и живет в парадоксе. С одной стороны, она полностью принадлежит хозяину и живет ради хозяина, то есть она предана и получает за это награду. С другой стороны, собака - это всё еще наглость. И правда, кто может себе позволить такую святую наглость? Когда кто-то приходит с такой наглостью к Всевышнему, то Всевышний может раскрыть ее святой корень. То есть Б-г не раскрывает там земную наглость, а дает возможность прийти и добавить что-то от себя в Тору, может, иногда даже поспорить Б-гом.

Или как Мордехай, который стоит против Амана и открыто идет на войну, хотя, может, по закону Торы нельзя так. Это и есть святая наглость. Наглость прийти и раскрыть какой-то новый уровень, которого не было. Это сила “азут”, сила святой наглости. Это сила, которая коренится у того, у кого есть полное самоотречение. Как собака, которая была полностью предана Каину.

Последняя песнь всего творения, которую поёт собака, отображает битуль - самоотречение и преданность.

Присоединяйтесь в Telegram

ujew.com.ua

Что символизирует образ собаки у разных народов? В чем его двойственность?

Собака древнейшее домашнее животное; символизирует прежде всего верность и бдительность, а нередко выступает стражем врат в потусторонний мир (как трехглавый пес Цербер) или жертвуется умершему, с тем чтобы в ином мире служить ему проводником и охранником. Собаки также считались "духовидцами" и использовались в качестве животных, предупреждающих о незримых для человека опасностях.

Во многих примитивных и древних представлениях собака ассоциировалась с загробным миром — как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например, мифический древнегреческий трехглавый пес Цербер, египетский Анубис, ацтекский бог-собака Шолотль) . Однако обычно символизм, связанный с собакой и смертью, более позитивен чем кажется на первый взгляд. Тот факт, что они ежедневно и повсюду сопровождали человека, и приписываемое им знание мира духов стали причиной того, что их считали хорошими проводниками в загробном мире. Собаки часто были жертвенными животными — в честь своих умерших хозяев или как посредники в общении с богами, как, например, в ирокезском жертвоприношении белой собаки. Души умерших были в более тесном контакте с собаками в древности в Центральной Азии и Персии, где телами умерших кормили собак. Этот обычай привел к семитскому и мусульманскому представлению о собаке как о "нечистом", подлом, жадном животном, которого использовали только как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был по вполне понятным причинам более высокий статус) .

Обычно собака - спутник целителей, таких как Эскулап, а также всех охотниц и Богинь-Матерей. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Черная собака, олицетворяя колдовство, дьявольские силы, проклятие, смерть. Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху. Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света.

В Древнем Китае собаки - одиннадцатый знак зодиака, ее символическое и мифологическое значение выражаете довольно разнообразно. Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса) . У представителей народности Яо в Южном Китае собака выступает как прародитель народа, что заставляет вспомнить о тотемных воззрениях.

В японских святилищах можно обнаружить указания на "корейских псов", фигурирующих в качестве стражей. Собаки — символ защиты в Японии.

В буддизме Львиная Собака — страж Закона, недвижимое подчинение и подавление страстей через Закон. Послушный пес — символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку.

У индусов охотничий пес - атрибут или спутник Индры; пес с четырьмя главами олицетворяет Яму, бога мертвых, что снова возвращает нас к связи собаки и загробного мира.

В митраизме, собака связана с жертвой быка, и в этом случае изображается со змеей и скорпионом.

В шаманизме собака - посланник духов леса.

В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими.

В других местах собак часто напрямую ассоциировали с богами, особенно в Африке. В североамериканских и сибирских легендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателем или похитителем огня.

Во многих культурах собака была одновременно символом презрения и преданности, что и закрепилось в современной идиоматике — эта противоречивость отражена в происхождении слова «циник» от греческого слова «kuon» (собака) , оскорбительного выражения по отношению к последователям философа Диогена, иллюстрирующего их агрессивную грубость, но принятого затем как подходящее обозначение для их роли стражей морали.. .

otvet.mail.ru

Памяти Верности и Преданности человеку. Знаменитые собаки.

«Боги не засчитывают время жизни, проведенное на прогулке с собакой». (Народная мудрость)

Осмелилась-таки посмотреть фильм «Хатико» и вот результат впечатления. Что-то сподвигло меня на поиск подобных историй, ну а по «ходу пьесы» уже захотелось разместить информацию и просто об известных псинах. И хоть некоторым не поставили памятники, они все равно заслуживают, чтобы их помнили. Подобной темы не видела. Несколько дней собирала информацию. Может быть кому-то и понравится… Итак...

1. Это случилось в 70-х годах. Киевлянка Вера Арсеньевна Котляревская, активистка Киевского общества защиты животных, преподаватель биологии Киевского пединститута, приехала в Москву по служебным делам. В аэропорту Внуково, среди лётной суеты её внимание привлекла овчарка, которая лежала в позе ожидания. Как выяснилось, собака уже 2 года ждала своего хозяина, который оставил её в аэропорту. Всё это время овчарку опекали работники аэропорта, но никого из людей она и близко не подпускала. Когда прибывал самолёт, овчарка становилась крайне возбуждённой, каждая клетка её тела наполнялась нетерпеливым ожиданием. Хозяин не возвращался. Он предал собаку. За неё переживали, про неё писали в прессе, но помочь собачьему горю никто не мог. Со стороны местных властей было принято решение пристрелить её. Вера Арсеньевна прибыла на место действия в нужное время, она сразу поняла, что сможет повлиять на ход событий. Прошла неделя, прежде чем собака (в дальнейшем по кличке Пальма) поверила женщине и позволила надеть на себя ошейник. Далее был полёт до Киева, где собаку Пальму ждал гостеприимный дом Веры Арсеньевна. 2. Уже несколько лет главной достопримечательностью Тольятти считается не только гигант «АвтоВАЗ», но и малоприметный памятник собаке на окраине Автозаводского района. Семь лет верный пес ждал своих погибших в автокатастрофе хозяев на улице города… Его впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда. Летом 1995 года, незадолго до появления собаки-призрака на Южном шоссе, на том же самом месте произошла автокатастрофа. Автомобиль вишневого цвета, в котором молодожены возвращались из свадебного путешествия, столкнулась со встречной машиной. Из всех пассажиров невредимым остался только пес. Во время удара собаку просто выкинуло из автомобиля. Молодая жена умерла еще до приезда врачей. Спустя несколько часов в реанимации умер и мужчина. А собака так и осталась ждать его на том месте, где в последний раз видела живым. Пес не бросил хозяина. Точнее то место, где видел его в последний раз. Он ждал, ждал, что хозяин придет. И он бы обязательно пришел, если бы был жив… 7 лет, в жару и холод, пес охранял последнее пристанище своего хозяина. Только через несколько месяцев грязного, ободранного пса заметили местные жители. Псу дали кличку Константин («постоянный», «верный»). Все ждали, что еще немного — и пес забудет о случившемся. Но каждый день он снова и снова бросался на встречные автомобили. Причем выбирал именно вишневые «девятки»: «Хозяин вернулся!». Но автомобили проносились мимо. Историю о нем неоднократно публиковали газеты по всей России. Когда его мертвого нашли в лесу, стали говорить о том, что Костик угодил под колеса большого «КамАЗа», и водитель, испугавшись народного гнева, таким образом «скрыл улики». Но никаких следов насильственной смерти не обнаружилось. Собаки часто уходят, почуяв приближение смерти, чтобы не погибать на глазах своих хозяев. Так и Верный ушел в лес, чтобы хозяин, вернувшись, не увидел его мертвым. Пес был уверен: рано или поздно хозяин придет. Не может не прийти. И поэтому ждал до последнего… Эта была прискорбная новость для всех горожан, пса очень любили и он на какое-то время смог стать живой легендой города. За неимением средств и самоличной инициативой, в память о псе жители поставили у обочины дороги мемориальный щит с надписью: «Псу, научившему нас любви и преданности».

С этих дней он стал символом Тольятти и предметом подражания верности своим любящим хозяевам. Этот щит постоянно сдувало ветром и его часто ломали вандалы. Тогда общественность города Тольятти вышла с инициативой поставить Константину настоящий бронзовый памятник. Впервые с официальной идеей подобного памятника выступила ученица 8 класса гимназии № 39 Комсомольского района — Налётова Ксения в 1990 году, ещё до произошедших событий лета 1995 года. Она принимала участие в проводившемся в те дни общегородском конкурсе «на лучший эскиз памятника в городе». Свой памятник конкурсантка назвала «Памятник верности»: «На постаменте изображена собака, вокруг собаки обмотана лента, которая символизирует дорогу. На конце ленты — звезда, символизирующая душу хозяина. Взор собаки был обращён на звезду». Через два года после смерти собаки был установлен памятник с надписью «Памятник преданности» на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина. Памятник, по сути, не псу предназначен больше, а самим людям. Чтобы помнили. Собрали 250 тысяч. Ульяновский скульптор Олег Клюев изваял в бронзе собаку, по его словам: «Все, что я пытался воплотить в своей работе, так это — безграничную преданность». По замыслу скульптора, изваянная в бронзе собака «смотрит вдаль с надеждой во взгляде». В 2003 году, в День города Тольятти памятник установили. И теперь на обочине застыл уже не живой, а бронзовый пес. Скульптура высотой полтора метра установлена на гранитном постаменте так, что у проезжающих по Южному шоссе создается впечатление, что собака поворачивает голову вслед проезжающими мимо автомобилям.

3. Итальянский рабочий Карло Сириане подобрал как-то маленького щенка черно-белой масти. Подросший пес стал любимцем всей семьи, а хозяина ежедневно сопровождал утром и встречал вечером на автобусной остановке. Так и прозвали его — Фидо, что означает «верный». Но однажды после бомбёжки (30 декабря 1943 года) знакомого автобуса долго не было. Затем пришёл другой незнакомый. И не все жители посёлка вернулись с ним. 14 лет каждый вечер приходил Фидо к остановке и ждал. О верности и преданности Фидо узнала вся Италия. О нём писали не только итальянские газеты, но и газеты многих других стран. В сборе средств приняли участие жители самых различных мест Италии. Памятник открыли в декабре 1957 года в городе Борго-Сан-Лоренцо. На это торжество вдова Карло Сориане привезла верного пса, которого наградили выбитой в его честь золотой медалью. Через два года собаки не стало. Но остался памятник с короткой надписью на постаменте: «Фидо. Образец преданности».

4. В США на высоком берегу реки Миссури (самый крупный приток Миссисипи) стоит памятник шотландской овчарке, крупные камни на холме уложены так, что составляют издали заметную надпись «Шеп». Впервые Шеп появился здесь, когда гроб с телом хозяина (пастуха, с которым пёс пас стадо) перенесли с поезда на пароход. Вскоре железнодорожники обратили внимание, что собака приходила к каждому поезду. а с отходом его убегала. Всем своим видом собака выражала безысходную тоску… Весть о преданном Шепе быстро распространилась, посыпались письма с запросами о его судьбе. Почти 6 лет нёс свою вахту старый Шеп. В январе 1942 года собаки не стало. А весной на средства, собранные железнодорожниками, был сооружён этот памятник верности.

5. В Польше стоит «Памятник псу Джоку». Это памятник собачей верности. Пёс по кличке Джок целый год ждал на Грюнвальдском кольце (rondo Grunwaldskie — транспортная развязка в Кракове) своего хозяина. По информации Ассоциации друзей животных Кракова, его хозяин, вероятно, скончался от сердечного приступа в тот момент, когда проезжал на машине по этой площади. Пес практически жил на площади в ожидании хозяина девять месяцев. Он стал любимцем жителей окрестных домов. Работники коммунальной службы пытались была пристроить его в приют для бездомных собак, но Джок не давался им в руки. Взрослые и дети приносили ему еду. Через год Джок все же сам выбрал себе новую хозяйку — старую учительницу географии Марию Муллер. Когда же и она умерла, Джока передали в собачий приют, откуда он сбежал и бросился под поезд. Памятник-скульптора Бронислава Хромого (Bronislawa Chromego), выполненный из песчаника, представляет собой протягивающую лапу собаку в окружении заботливых человеческих рук.

6. Памятник бультерьеру Пэтси Энн установлен в городе Джуно (Юно) на Аляске. На постаменте надпись: «Приветствуй ее, прикоснись к ней и, покидая Юно, возьми с собой в путешествие своей жизни символ дружбы». Надпись посвящена бультерьерше по кличке Пэтси Энн, глухой с рождения. Каждый раз, когда в порт приходил корабль, она спешила туда, всегда в точности угадывая нужный причал. Когда пассажиры сходили на берег, она подбегала к каждому из них и радовалась, как собака может радоваться приходу любимого хозяина. Пэтси Энн не пропускала ни одного корабля, ни одного человека. Именно любовь к людям делала неизменным путь глухой бультерьерши к причалу многие годы. Она и сегодня, после своей смерти, сидит в порту, ожидая в вечном терпении, открытая в тумане, освещаемая солнцем или покрытая снегом. В 1934 году мэр города объявил Пэтси Энн официальным приветствием Юно, а жители назвали ее символом преданности и любви к людям всех собак мира.

7. Памятник Лайке (1954 — 3 ноября 1957) — советской собаке-космонавту, первому животному, выведенному на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и вес — около 6 килограммов. Возвращение Лайки на Землю не планировалось. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта — через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели. Позднее ей был установлен памятник в Москве на Петровско-Разумовской аллее.

8. Лайка. Фото.

9. Грейхаунд Гинфорт принадлежал одному рыцарю, жившему в замке в окрестностях Лиона. Однажды рыцарь отправился на охоту, оставив Гинфорта охранять своего маленького сына. Когда рыцарь вернулся с охоты и вошел в детскую комнату, то увидел, что в ней царит полный беспорядок – колыбель была перевернута, ребенка нигде не было видно, а Гинфорт скалился на своего хозяина окровавленной пастью. Решив, что Гинфорт загрыз его сына, рыцарь в ярости убил собаку. И вдруг он услышал детский плач. Рыцарь перевернул колыбель и увидел своего сына, лежащего под ней, целого и невредимого, а рядом с ним – мертвую гадюку. Оказалось, что Гинфорт убил змею, вползшую в детскую комнату, и спас ребенка. Поняв свою ошибку, рыцарь и вся его семья с почестями похоронили собаку, воздвигнув на могиле Гинфорта камень и посадив вокруг места погребения деревья, устроив для Гинфорта склеп. Вскоре местные жители признали Гинфорта святым, заметив, что он покровительствует младенцам. Католические богословы, встревоженные почитанием собаки как святого, обвиняли почитателей этого культа в принесении младенцев в жертву Гинфорту на его могиле. Почитание Гинфорта как святого сохранялось в течение нескольких веков до 1930 года, несмотря на неоднократные запреты со стороны Католической Церкви.

10. Грейхаунд. Фото породы.

11. Ветеро? к и Уголёк — беспородные собаки, запущенные в космос с 31-й Королёвской площадки (СССР) в 1 час 30 минут ночи 22 февраля 1966 года на биоспутнике «Космос-110». Продолжительность полёта составила 23 дня. Собаки были переданы на корабль за шесть часов до старта. До старта Уголька звали Снежок; он был переименован в Уголька, так как был темного окраса. Спутник приземлился 17 марта, в семь часов вечера собаки уже были в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР, в котором и подготавливались к запуску в космос. Когда с собак сняли капроновые костюмы, оказалось, что у собак нет шерсти — только голая кожа, опрелости и пролежни. Собаки не стояли на ногах и были очень слабыми, у обеих были сильное сердцебиение и постоянная жажда. Через некоторое время собаки уже бегали по территории института, как обычные дворовые собаки. Впоследствии они дали здоровое потомство и прожили в виварии до конца своих дней.

12. Бе? лка и Стре? лка — беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5», прототипе космического корабля «Восток», и находившиеся там с 19 по 20 августа 1960 года. Целью эксперимента по запуску животных в космос была проверка эффективности систем жизнеобеспечения в космосе и исследование влияния космического излучения на живые организмы. Собаки Белка и Стрелка — первые живые существа, благополучно вернувшиеся на Землю после орбитального полёта Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Н. С. Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди. В настоящее время чучела животных находятся в московском Мемориальном музее космонавтики.

13. Барри (1800—1814) — самая известная собака породы сенбернар. Жила в монастыре им. Святого Бернара (Saint Bernard), на итало-швейцарской границе, работала с альпийскими спасателями, за 10 лет спасла 40 человек. В Альпах есть Сенбернарский перевал. Когда-то здесь проходила дорога, связывающая Италию со странами Центральной Европы. Дорога эта была трудной и потому, что пролегла на высоте двух с половиной километров, и из-за погодных условий тех мест: неожиданно начинался буран и застигнутые в дороге путники часто теряли направление и гибли. Монахи давали приют в своей монастырской гостинице путникам, проходившим по перевалу, помогали попавшим в беду. Барри спас зимой в горах сорок человек и был по ошибке убит последним из тех, кого спасал[источник не указан 269 дней]. (На самом деле это всего лишь трогательная легенда[источник не указан 269 дней]). Легенда гласит, что однажды разыгрался особенно сильный буран, и даже обученные монахами собаки не в силах были с ним справиться и возвращались в монастырь, обессиленные. И только Барри не оставлял поиски, и в конце концов обнаружил засыпанного снегом человека. Пёс стал раскапывать его, но когда человек увидел перед собой собачью морду, он решил, что перед ним волк, и убил своего спасителя. Это был сорок первый человек, спасённый Барри. По другой версии сорок первым был ребёнок. Барри обнаружил его в горах, и отогревал его своим теплом, пока мальчик не очнулся и не сумел обхватить собаку за шею. Тогда Барри начал осторожно тащить ребёнка, через некоторое время тот смог взобраться на спину собаки и Барри доставил спасённого ребёнка в ближайший населённый пункт. Там он прослужил ещё около двадцати лет и умер своей смертью. Мумия Барри выставлена в Музее естественной истории в Берне, Швейцарии. Кроме того, его статуя находится у входа на Кладбище собак в Париже. Надпись на постаменте гласит: «Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым».

14. Барри. Гравюра, отображающая легенду.

15. Ба? лто (Бо? лто) (англ. Balto) — сибирская лайка, ездовая собака из упряжки, перевозившей медикаменты во время эпидемии дифтерии в 1925 году в городах штата Аляски, США. Балто родился в 1919 году в небольшом городе Ном на Аляске. Первые несколько лет своей жизни Балто провел за перевозкой еды для города. Он считался довольно медленным и не подходящим для более тяжелой работы. В начале 1925 года дифтерия, страшная болезнь, поражающая детей, разгорелась в поселении Ном. Было необходимо лекарство — дифтерийная сыворотка (антитоксины), притом всем прилегавшим больницам. Связавшись по телеграфу со всеми близлежащими городами, выяснили, что немного сыворотки осталось в городе Анкоридж, который лежал за тысячу миль от поселения. Ледяной шторм и буря не позволяли взлетать самолётам. Было решено перевезти сыворотку поездом, в город Ненана (Nenana), но не дальше, за отсутствием железнодорожных путей. Однако Ненана располагалась на расстоянии, превышавшем тысячу километров ледяной пустыни. Жители Нома предложили выход: снарядить собачью упряжку и положиться на скорость и силу собачьих лап и мастерство ведущих упряжку. Команда была снаряжена, и упряжки отправились навстречу ледяному ветру и снегу. Многие сдались в процессе перехода. Это неудивительно, ведь было почти невозможно найти дорогу в снежном буране. Первым прибыл в Ненану Гуннар Косен (норв. Gunnar Kaasen), чью упряжку лаек вёл Балто. Однако на обратном пути Гуннар оказался настолько ослаблен обморожениями, что не смог продолжать руководить командой. И вот, когда Гуннар Косен потерял всякую надежду спасти детей Нома, Балто, помнивший дорогу, сам повёл команду обратно в город, не сбавляя скорость до благополучного прибытия в Ном. По прибытии собаки были так измотаны, что у них не осталось сил даже на лай, но зато лекарство было доставлено больным. В 1995-м году в свет вышел полнометражный мультипликационный фильм «Balto», снятый на основе реальных событий.

16. Тот самый Балто (чучело).

17. Балто с детьми. Фото.

18. Грейфраерс Бобби (англ. Greyfriars Bobby) — скай терьер, получивший известность в 19 столетии, после того, как на протяжении четырнадцати лет, до его собственной смерти 14 января 1872 года, охранял могилу его умершего владельца в городе Эдинбург, Шотландия. Бобби принадлежал Джону Грею, который работал в Эдинбургской городской полиции ночным обходчиком. Они жили неразлучно в течение приблизительно двух лет.[1] 15 февраля 1858 года Джон Грей умер от туберкулёза. Он был похоронен в Эдинбурге на кладбище Greyfriars Kirkyard при церкви Greyfriars Kirk в старой части города. Бобби, переживший своего хозяина на четырнадцать лет, провёл оставшиеся годы на его могиле, лишь иногда отлучаясь в ресторан недалеко от кладбища, где его подкармливал владелец, или для того, чтобы переждать морозы в ближайших домах. В 1867, когда над Бобби, как над собакой без хозяина, нависла угроза уничтожения, Лорд-мэр Эдинбурга, сэр Уильям Чэмберс (также директор Шотландского Общества Против Жестокого обращения с Животными), заплатил за возобновление лицензии Бобби и взял его под ответственность муниципалитета. Бобби получил ошейник с гравюрой из толстого латунного листа и надписью «Грейфраерс Бобби от Лорд-мэра, 1867, разрешено». Этот ошейник в настоящее время демонстрируется в музее Huntly House, расположенном на Королевской Миле в Эдинбурге. Бобби умер в 1872 году и, так как не мог быть похоронен непосредственно в пределах кладбища Greyfriars Kirkyard, он был похоронен в воротах, недалеко от могилы Джона Грея. Cтатуя Грейфраерс Бобби, выполненная в натуральную величину. Красный гранитный камень на могиле Бобби был установлен Обществом Помощи Собакам Шотландии и торжественно открыт герцогом Глостерским Ричардом Виндзором 13 мая 1981 года. Надпись на камне гласит: «Грейфраерс Бобби — скончался 14 января 1872 — возраст 16 лет — Пусть его верность и преданность будет уроком нам всем.»

19. Хатико (яп. ????) — пёс породы Акита-ину, являющийся символом верности и преданности в Японии. Хатико появился на свет 10 ноября 1923 года в японской префектуре Акита. Фермер решил подарить щенка профессору Хидэсабуро Уэно, работавшему в Токийском университете. Профессор дал щенку кличку Хатико (восьмой). Когда Хатико подрос, он везде непременно следовал за своим хозяином. Тот ежедневно уезжал в город на работу, поэтому пёс сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. 21 мая 1925 года у профессора в университете случился инфаркт. Врачи не смогли спасти ему жизнь, и домой он уже не вернулся. Хатико на тот момент было восемнадцать месяцев. В тот день он так и не дождался хозяина, но стал приходить на станцию ежедневно, терпеливо ожидая его до позднего вечера. Ночевал он на крыльце профессорского дома. Несмотря на то, что пса пытались пристроить в дома друзей и родственников профессора, он неизменно продолжал возвращаться на станцию. Местные торговцы и железнодорожники прикармливали Хатико, восхищаясь его настойчивостью. Пёс стал известен на всю Японию в 1932 году после публикации в одной из крупнейших газет Токио статьи «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад». История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие с целью посмотреть на пса. Хатико приходил на станцию в течение девяти лет вплоть до своей смерти 8 марта 1935 года. Мёртвого Хатико нашли на улице, недалеко от станции. Он умер от филярии сердца, а в его желудке было найдено несколько палочек от якитори. За год до этого, 21 апреля 1934 года, Хатико был воздвигнут памятник, на открытии которого он лично присутствовал. После его смерти, ввиду широкого резонанса, в стране был объявлен день траура. Во время Второй мировой войны памятник был уничтожен — металл памятника пошёл на военные нужды. Но Япония не забыла пса — и после окончания войны, в августе 1948 года, памятник был восстановлен. Сегодня статуя Хатико у станции Сибуя является местом встречи влюблённых, а сам образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности.

20. «Когда я участвую в опытах, связанных с гибелью животного, то испытываю огромное сожаление, что грубой и невежественной рукою ломаю невыразимый художественный организм, что являюсь палачом живого существа», — писал академик в одном из своих трудов. «Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке — как верному соратнику и помощнику учёных, — рассказывает директор Дома-музея Павлова Наталья Загрина. — Российские чиновники восприняли идею в штыки. Говорили: „Памятник собаке? Да где это видано!“ Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. Потому что, несмотря на трудные времена — последствия голода, разрухи и красного террора, именно Петербург считался в те годы одним из центров мировой науки. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке, внесшей вклад в развитие науки о человеке. Это было в 1935 году. Памятник с надписью „От благодарного человечества“ и по сей день можно увидеть во дворе Института экспериментальной медицины.

21. Еще один памятник собакам Павлова.

22. В Краснодаре — на углу улиц Красная и Мира — торжественно открыли памятник влюбленным собакам. Появление такого необычного монумента стало возможным благодаря проекту по благоустройству Краснодара, инициатором которого выступило городское управление архитектуры. Новый проект предполагает создание небольших парковых скульптур, которые украсят зеленые лужайки, парковые зоны, скверы, бульвары, новостройки краевого центра. »Нам удалось воплотить в жизнь веселый, эксцентричный проект. Шли мы к этому проекту год», — сказал на открытии памятника скульптор Валерий Пчелин. По его словам, две влюбленные собаки — жители «собачкиной столицы», как в своем стихотворении назвал Краснодар Владимир Маяковский. «Краснодар — город для людей, но и собаки тоже являются его полноправными жителями. Эта «собачкина столица» — город в городе… К его жителям (собакам) можно относиться как к животным. Но они похожи на нас, они часть нас», — сказал Пчелин. По его словам, памятник влюбленным собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. В свою очередь, главный архитектор Краснодара Александр Кузнецов отметил, что уникальность памятника собакам заключается и в том, что он единственный на территории города, который исполняет желание. «Чтобы желание исполнилось, нужно потереть собакам лапку», — сказал архитектор.

23. Эта Муму установлена в 1998 году на берегу Ла-Манша в городе Анфлёр российским режиссером Юрием Грымовым.

24. А это увековеченные сапоги Герасима и печальная Муму. Установлено в Санкт-Петербурге у входа в клуб-кафе «Муму» на площади Тургенева.

25. А информацию про эту Муму, к сожалению, не удалось найти.

26. Этот памятник открыт в начале 1998. Памятник Биму из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1906-1995) «Белый Бим Черное Ухо» (1971). В солнечный осенний день, когда воронежцы отмечали День своего города, скульптура Бима была установлена у входа в театр кукол. Это одно из самых популярных мест у городской детворы. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой. А ведь какая-то сволочь постоянно отпиливает Белому Биму Черное ухо это самое ухо. То ли на память, то ли на металлолом. и еще один отзыв: В самом центре Воронежа, на проспекте Революции поселился пёс. Сидит на мостовой у театра кукол, смотрит доверчиво на спешащих мимо прохожих. Идея установить в столице Черноземья памятник Белому Биму возникла в середине 80-х, когда ещё был жив автор повести «Белый Бим -чёрное ухо» Гавриил Николаевич Троепольский. Усевшийся на мостовой Бим стал памятником не только литературному прототипу, но и автору книги. Бима отливали из нержавеющей стали в Пензе-воронежские заводы не взялись. И вся работа-то проектирования до установки-проведена за счёт авторов(И.П.Дикунова и его супруги Э.Н Пак. Оба заслуженные художники России, лауреаты Госпремии). Кстати, авторы специально усадили своего Бима прямо на мостовую, без всякого постамента- чтобы дети могли гладить и обнимать пса, трепать его за бронзовое ухо. Чтобы могли вспомнить надпись на ошейнике. «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Не обижайте его люди...»

27. Белый Бим приветствует малыша.

28. Ну и конечно же нельзя не включить в тему. Памятник «Сочувствие» посвящается гуманному отношению к бездомным животным. Установлен в память дворняге- Мальчику, жившему на территории метрополитена, но зверски зарезанному на станции м. Менделеевская.

29. В ЮАР (г. Кейптаун) в Центральном сквере Кейптауна на небольшом постаменте из обломка скалы установлен памятник собаке — отлитый из бронзы большой датский дог. У его лап — матросская бескозырка и ошейник. На табличке указано: «Матрос первой статьи датский дог „Just Nuisance, 1937—1944“. Пес многие годы был любимцем моряков, служивших на военно-морской базе в Саймонтауне.

30. Тот же памятник в ЮАР. Дело чести!

31. Один из самых старинных памятников собаке по кличке Гелерт- ирландскому волкодаву установлен в XIII веке в Северном Уэльсе князем Левелином, в результате трагической ошибки убившим свою собаку по имени Геллерт. Гелерт был любимой собакой принца. Но однажды, вернувшись с охоты, вельможа обнаружил в замке Гелерта с мордой, покрытой свежей кровью. Не долго думая принц решил, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра. В порыве гнева он вонзил меч в своего любимца. Собака погибла. А мальчика обнаружили живым и невредимым, он забавлялся с тушей матёрого волка, которого загрыз верный Гелерт, защищая человеческое дитя… Собака спасла ребенка от змеи и полный раскаяния и благодарности лорд, поставил собаке памятник. Есть ещё версия: В XIII в. в Англии, в графстве Вельш, был поставлен другой памятник – от неблагодарного хозяина его самоотверженному псу. Ирландский волкодав принца Уэльского Левелина Гелерт был убит собственным хозяином –вернувшись как-то с охоты, принц застал Гелерта окровавленным и с покрытой кровью мордой. Решив, что собака убила его маленького сына, принц заколол пса. Однако оказалось, что ребенок невредим, а Гелерт убил волка, напавшего на малыша. Устыдившись, принц Уэльский приказал поставить верной собаке памятник.

32. Памятник собаке-космонавту Звёздочке в Ижевске. У современников первых полетов в безвоздушное пространство на слуху имена других собачек – Белки и Стрелки. Звездочка находилась на борту пятого по счету космического корабля-спутника, выведенного на околоземную орбиту 25 марта 1961 года. В тот же день аппарат совершил посадку в Воткинском районе Удмуртии на границе с Пермской областью. Разыскал его ижевский летчик Лев Оккельман. Собака была доставлена в Ижевский аэропорт (ныне район Старого аэропорта), где и жила какое-то время, пока ее не увезли в Москву. Звездочка была последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю. После ее приземления было принято окончательное решение о полете первого человека в космос. Памятник представляет собой открытый спусковой аппарат, из люка которого выглядывает собачка-дворняжка. На чугунной поверхности – много полезной информации, передаваемой как обычным способом, так и шрифтом Брайля для слепых. Здесь – дата полета, фамилии из так называемого «списка Звездочки» – имена всех тех, кто участвовал в создании, запуске аппарата и проводимых исследованиях, членов правительства, курирующих космос, первых космонавтов, членов поискового отряда, разыскивающего Звездочку, и клички десяти других собак-космонавтов. Именно они подготовили полет Юрия Гагарина.

P.S. Эту подборку собрал юзер с ником CarTinka И один из отзывов:»Огромное спасибо за тему — читал со слезами на глазах… все-таки собачья верность и упорство не достижимы людьми, к сожалению… всегда был и останусь собачником!"

P.P.S. Не могу не добавить одно мое фото, с могилы Юрия Никулина: <a href=«down-house.ru/uploads/posts/2010-03/Down-House.ru_126

down-house.ru