просмотров - 84
Собачья преданность
Шопенгауэр и садовник
Четвероякий корень
Нет моногамии
Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели, напротив, считал ее противоестественной. «В молодости, – писал он, – мужчине требуется слишком много, а с годами все меньше. Женщине же наоборот. Потому большинство мужчин в молодости распутники, а к старости рогоносцы».
Первый труд Шопенгауэра (за который он получил степень доктора) назывался «О четверояком корне закона достаточного основания». Только что вышедшую книгу он сразу же с гордостью показал матери, тоже писательнице, с которой в те времена был очень дружен (вскоре от этой дружбы не осталось и следа). Прочтя название, мать поморщилась: – Что это еще за четвероякий корень? Или ты написал пособие для аптекарей?
Шопенгауэр, как известно, считал, что в основе мира лежит воля. Эта воля выражена в каждой вещи (и, разумеется, в каждом человеке), и через них обращается к нам, но чтобы услышать ее зов, нужно отрешиться от себя. Полностью отказаться от собственной воли. Другими словами, чтобы постичь тайну бытия, нужно преодолеть тесные границы собственной личности и превратиться в нечто вроде «мирового ока».
Сафрански рассказывает, как однажды, гуляя по Дрезденскому ботаническому саду, Шопенгауэр нужнолго застыл у клумбы с цветами и благоговейно их разглядывал, словно внимая одному ему слышным голосам. Приметив странного господина, садовник подошел к нему и поинтересовался, кто он и что, собственно говоря, делает возле клумбы.
– Кто я такой? – переспросил Шопенгауэр. – В случае если бы вы мне сказали, я был бы вам очень благодарен.
У Шопенгауэра был неуживчивый характер. Неудивительно, что за всю жизнь он так и не обзавелся друзьями. Впрочем, самого философа это нисколько не волновало. Наоборот, он видел в отсутствии друзей повод для гордости. «Тот, кто оценивает ближнего по количеству друзей, ничего не смыслит в человеческой природе, – утверждал философ. – Дружба не медаль за особые заслуги! Собаки преданы тому, кто их ласкает и кормит. Так и с людьми. Много друзей у того, кто умеет вовремя потрепать по загривку, будь он даже сто раз негодяем».
Шопенгауэр до конца своих дней оставался неисправимым мизантропом. С возрастом он окончательно превратился в старого брюзгу, который легче находил общий язык с псом по кличке Бутц, чем со своими собратьями по виду. С собакой философ обращался куда лучше, чем с людьми, и порой беседовал с ней так, будто животное понимало его слова. Разумеется, время от времени он сердился на пса. И в сердцах бросал ему самое страшное оскорбление: «Человек!»
Собачья преданность Шопенгауэр и садовник Четвероякий корень Нет моногамии Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели, напротив, считал ее противоестественной. «В молодости, – писал он, – мужчине требуется слишком много, а с годами все меньше.... [читать подробенее]
oplib.ru
Авторизация позволяет оставить комментарии как на сайте так и на форуме
Имя пользователя или e-mail
Пароль
+ восемь =
Запомнить меня
dogs.ru
Мудрость, красноречие, пессимизм плюс плохое настроение... Все это - отличительные черты Артура Шопенгауэра, выдающегося немецкого философа, мизантропа, закоренелого холостяка, одного из самых известных мыслителей иррационализма. Случилось так, что при жизни "великого пессимиста" его творчество привлекало мало внимания. Заслуженную оценку оно получило лишь после его смерти.
Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля
"Господин Шопенгауэр, давайте обратимся к экзистенциальным вопросам. Скажите, что такое жизнь? - Жизнь каждого, в общем и целом, представляет собой трагедию, но в своих деталях она имеет характер комедии. - Значит, вся наша борьба за достижение высоких целей смехотворна? - Мир все равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой - дьяволы. - Неужели все так плохо? - Человек, в сущности, дикое ужасное животное. Мы знаем его лишь в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией".
Вот такой диалог ведет некий журналист с Артуром Шопенгауэром. Эта беседа озвучена в аудиокниге, которую выпустил мюнхенский философ Андреас Бельве (Andreas Belwe). Журналист - вымышленный. А в качестве "ответов" Шопенгауэра Андреас Бельве представил подлинные цитаты философа.
"Думаете, человек никогда не изменится? - Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. - Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него... - Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной - желтым домом, а с моральной - мошенническим притоном".
По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, "сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными".
Шопенгауэр с пуделем (карикатура Вильгельма Буша)
Против научных экспериментов над животными он начал выступать, еще будучи студентом. Кстати, уже тогда, в годы учебы, он практически везде появлялся в сопровождении очаровательного пуделя. Его последнюю собаку (тоже пуделя) звали Буц. Шопенгауэр так ее любил, что завещал на ее содержание довольно крупную сумму денег.
Шопенгауэр был убежден, что лишь сострадание может побороть эгоизм, что именно оно - основа любой этики. И в этом смысле его жизненная философия близка к буддизму. Его даже нередко называли "франкфуртским Буддой".
Впрочем, Шопенгауэр нередко противоречил самому себе. Так, он проповедовал аскетизм и вегетарианство, однако порой позволял себе мясо и очень любил вино.
Он презрительно высказывался в адрес женщин. "Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог", - любил, к примеру, говорить философ, который, к слову, никогда не был женат. Тем не менее, в дополнении к своему завещанию, сделанному за полтора года до смерти, Шопенгауэр указал, что пять тысяч талеров (то есть одну шестую часть своего состояния, а для того времени это была весьма значительная сумма) он оставляет в наследство некой госпоже Каролине Медон (Caroline Medon).
С Каролиной Медон Шопенгауэр познакомился в 1830 году Берлине. Она уже успела побывать замужем и имела двоих сыновей. Каролина пела в хоре Берлинской оперы. Шопенгауэр даже подумывал о женитьбе, но когда заподозрил возлюбленную в неверности, прекратил с ней отношения. Связь возобновилась лишь многие годы спустя. Каролина была самой известной, но не единственной женщиной в жизни Шопенгауэра. Его биографы упоминают и о других связях, в том числе с красавицей Флорой Вайс (Flora Weiß), дочерью одного берлинского скульптора. Девушка была на 22 года моложе Шопенгауэра.
Но вот в чем Шопенгауэр абсолютно себе не отказывал, так это в путешествиях по разным странам и в наслаждении искусством. Он просто обожал живопись и музыку. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.
"Аскет" Шопенгауэр мог многое себе позволить. Он родился в 1788 году в Данциге (ныне Гданьск) в семье состоятельного коммерсанта и никогда не нуждался в деньгах. Отец Шопенгауэра был дисциплинированным педантом, но также очень образованным человеком и большим ценителем культуры. Мать - жизнерадостной, обожавшей искусство и талантливой поэтессой и писательницей. Ее салон всегда был полон интересных людей. Захаживать туда любил и великий Гёте.
В 15-летнем возрасте Артур Шопенгауэр поступил в частную коммерческую гимназию. Затем он начал учебу на медицинском факультете Геттингенского университета, но позже перешел на философский. После его окончания преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра - "Мир как воля и представление". Философ комментировал его до самой своей смерти.
Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. Девять лет спустя один из его горячих приверженцев, великий русский писатель Лев Толстой, написал: "Читая его, мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестно. Объяснение только одно - то самое, которое он так часто повторяет, что, кроме идиотов, на свете почти никого нет".
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель.
Артур Шопенгауэр
№ 3824
Ставить кому-либо памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Артур Шопенгауэр
№ 3816
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Артур Шопенгауэр
№ 3649
Врач видит человека во всей его слабости, юрист — всей его подлости, теолог — во всей его глупости.
Артур Шопенгауэр
№ 3367
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
Артур Шопенгауэр
№ 2842
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Артур Шопенгауэр
№ 2701
Смерть, в сущности, то же, что жизнь, ибо только время, ничтожное, служит для них различием.
Артур Шопенгауэр
№ 2660
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.
Артур Шопенгауэр
№ 2392
Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь.
Артур Шопенгауэр
№ 2226
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Артур Шопенгауэр
№ 1373
С точки зрения молодости — жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
Артур Шопенгауэр
№ 1246
Примириться с человеком и возобновить с ним прерванную дружбу — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.
Артур Шопенгауэр
№ 1129
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Артур Шопенгауэр
№ 319
Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за «лучший из возможных миров».
Артур Шопенгауэр
№ 149
greatwords.org
С раннего детства Шопенгауэр был подвержен иррациональным страхам и приступам паники. Он всегда жил в нижнем этаже, чтобы удобнее было спастись в случае пожара, покидал город из-за единственного случая холеры или оспы и никогда не пил из чужого стакана, опасаясь подхватить какую-нибудь заразу. Деловые заметки он писал на греческом или латинском языках и прятал их в свои книги из нелепой боязни, как бы кто не воспользовался ими.Боязнь бритвы заставляла его не брить бороду, а прижигать ее. Философ ненавидел евреев и философов, в особенности последних, а к собакам привязался до того, что по духовному завещанию отказал им часть своего состояния.
Женоненавистнические чувства, которые Шопенгауэр выразил позже в своем знаменитом эссе «О женщинах», не мешали ему искать их общества и заводить короткие интрижки. Время от времени он даже подумывал о женитьбе, хотя, возможно, не очень серьезно. Во всяком случае, он отрицал моногамию и превозносил мусульманское четвероженство, находя в нем только одно неудобство: возможность иметь четырех тещ. И это почти за полтораста лет до появления знаменитой песенки: «Если б я был султан»!
Впрочем, в зрелые годы Шопенгауэр вел необыкновенно правильный, хотя и уединенный образ жизни. Однажды признав что-нибудь разумным, он уже не переставал придерживаться этого с педантической строгостью.
Местом своего жительства философ выбрал Франкфурт-на-Майне, где прожил безвыездно последние 28 лет жизни.
Вставал он между 7 и 8 часами утра и пил собственноручно приготовленный кофе. Его экономке было строго-настрого приказано даже не показываться по утрам в его рабочем кабинете, так как он считал утренние часы самым лучшим рабочим временем. Проработав до половины первого, Шопенгауэр около получаса играл на флейте, и ровно в час отправлялся в ресторан обедать, ибо так и не завел у себя домашнего хозяйства. После обеда возвращался домой, пил кофе, отдыхал с часок и принимался за чтение или текущие дела.
Первая страница рукописи второго тома «Мир как воля и представление».
К вечеру Шопенгауэр отправлялся гулять за город, выбирая самые уединенные дорожки. Большие путешествия, которые ему так нравились в молодости, он под старость считал бесполезными и зло насмехался над этим модным «катанием взад и вперед под предлогом отдохновения». Дальше Майнца, где он иногда навещал одного своего старого приятеля, в последний период своей жизни он никогда не забирался.
Шопенгауэр и его пудель на прогулке. С акварели Р. Гвинера. 1855 (?).
После прогулки Шопенгауэр отправлялся в кабинет для чтения. С юных лет он усвоил себе привычку просматривать ежедневно газету «Times», кое-какие немецкие, английские и французские журналы. Шопенгауэр знал не многое, но много. Он с юности привык ограничивать свои ученые занятия изучением сравнительно немногих, зато капитальных сочинений. Немецким книгам он предпочитал иностранные, особенно греческих и римских классиков. Не знакомого с латинским языком философ считал просто неучем. Из новейших литератур охотнее всего следил за английскою. Среди философско-религиозных течений его особенно привлекал буддизм.А вот политическими проблемами своего времени Шопенгауэр интересовался мало. Несмотря на твердую веру в свободу личности, он, тем не менее, не признавал демократии. Как, впрочем, и абсолютное большинство великих людей.
В денежных делах философ был чрезвычайно расчетлив, и сумел почти удвоить доставшееся от отца состояние. Одевался он всегда чрезвычайно изящно, сохранив, впрочем, вопреки современным модам, покрой платья начала XIX столетия. Однако жил чрезвычайно просто, и лишь пятидесяти лет от роду завел себе собственную мебель. Самая лучшая комната его квартиры, украшенная золотой статуэткой Будды, бюстом Канта, портретами Гете, Декарта и Шекспира, была занята замечательной библиотекой.
Шопенгауэр чувствовал отвращение к лекарствам и называл глупыми тех, кто воображал себе, будто утраченное здоровье можно купить в аптеках за деньги. Несмотря на это, или, может быть, благодаря этому, до последнего года своей жизни Шопенгауэр пользовался замечательным здоровьем.
sergeytsvetkov.livejournal.com
«Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком».
«Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно их не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство».
«Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели».
«Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы».
«Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного».
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком».
«Воля человеческая направлена к той же цели, как у животных, — к питанию и размножению. Но посмотрите, какой сложный и искусный аппарат дан человеку для достижения этой цели, — сколько ума, размышления и тонких отвлечённостей употребляет человек даже в делах обыденной жизни! Тем не менее, и человеком, и животными преследуется и достигается одна и та же цель. Для большей ясности приведу два сравнения: вино, налитое в глиняный сосуд и в искусно сделанный кубок, остается одним и тем же; или два совершенно одинаковых клинка, из одного и того же металла и в одной и той же мастерской сработанные, могут иметь разные рукояти: один золотую, другой — из латуни».
«Как животные лучше исполняют некоторые службы, чем люди, напр., отыскивание дороги или утерянной вещи и т. п., так и обыкновенный человек бывает способнее и полезнее в обыденных случаях жизни, чем величайший гений. И далее, как животные никогда собственно не делают глупостей, так и средний человек гораздо меньше делает их, нежели гений».
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет».
megapoisk.com
22 февраля 1788 года родился известный немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Шопенгауэр известен как "философ пессимизма", с его мрачными романтическими идеями о преобладании в мире негативного начала, естественности страданий и невозможности достижения счастья. По Шопенгауэру, счастья не существует потому, что неосуществлённое желание причиняет боль, а осуществлённое достижение приносит лишь пресыщение. Любые цели бессмысленны: мы "стараемся выдуть мыльный пузырь как можно большего размера, хотя отлично знаем, что он лопнет".
Другое центральное учение, стержень философии Шопенгауэра - ключевое значение воли, желания и мотивации в жизни человека. В отличие от остальных философов, видящих первооснову человека в интеллекте, учёный ставил на первое место волю, вечную, самодостаточную субстанцию, не подверженную гибели, которая в свою очередь определяла весь мир.
"Философ пессимизма" – прозвище, которое он впервые получил после того, как назвал существующий мир "наихудшим из возможных миров" - восхищался идеями Канта и Цицерона , философией буддизма и Упанишад, но критиковал Гегеля и Фихте . Не находясь при жизни "на первых ролях" в научном сообществе, он, тем не менее, оказал значительное влияние на последующие поколения философов.
Биография
Родился Шопенгауэр в прусском городе Данциге (нынешний Гданьск) в состоятельной культурной семье. Его отец, банкир и коммерсант, был чрезвычайно образованным человеком, ценителем европейском культуры, часто ездил по делам по всей Европе. Мать была писательницей и хозяйкой литературного салона, куда захаживали многие известные личности, например Гёте. Когда мальчику было девять лет, отец на несколько лет отправил его во французскую школу в Гавре. В 11 лет мальчик был отдан в престижную гимназию в Гамбурге, где учились сыновья самых знатных коммерсантов. В 15 лет на полгода он отправился на учёбу в Уимблдон (Великобритания). Затем были Веймарская гимназия и, в конце концов, Гёттингентский университет, где Артур изучал философию и естественные науки. В 1811 году молодой человек переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера, а в 1812 году, когда ему было 24 года, он уже был удостоен звания доктора философии университетом в Йене.
В 1819 году Шопенгауэр опубликовал свой главный труд – "Мир как воля и представление" , в котором излагал свои взгляды на волю (суть истинная реальность), и весь созерцаемый мир – как представление нашей воли. В 1820 году учёный начал читать лекции в Берлинском университете. Однако ни его научная работа, ни его лекции не получали такого большого внимания, коим пользовался тогда его коллега - Гегель. Полный оскорблённого самолюбия, Шопенгауэр не смог долго оставаться в Берлине, и уехал во Франкфурт-на-Майне в 1831 году, хотя официальной причиной он называл вспыхнувшую в Берлине эпидемию холеры. В новом месте он жил в полном одиночестве до самой своей кончины. Жители города знали его как мрачного, неприветливого, вечно угрюмого господина, не любящего пустых разговоров. Он был настоящим мизантропом, видя в человеке дикое и страшное животное, сдерживаемое только рамками цивилизации. Людям он не доверял и избегал их.
Хотя при жизни он не был популярен, в 1839 году его удостоили почётной премии Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу "О свободе человеческой воли". Данная тема настолько занимала Шопенгауэра, что в 1843 году он переиздал свой труд "Мир как воля и представление", добавив к нему второй том.
21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа скромно было высечено всего два слова: "Артур Шопенгауэр". Только после смерти философа в мире стал всё больше пробуждаться интерес к его философии, получивший особенное развитие на "декадансной" волне конца XIX – начала XX веков.
10 интересных фактов из биографии Артура Шопенгауэра
1. Будучи приват-доцентом в Берлине, учёный был настолько самонадеян, что специально назначал свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако он так и не сумел переманить слушателей Гегеля и вскоре бросил читать лекции.
2. Шопенгауэр очень не любил людей, но любил собак. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), а на стенах его кабинета висело 16 гравюр с изображением собак.
3. Периодически мнительный учёный нанимал корреспондентов, чтобы те занимались поисками подтверждений его известности.
4. Шопенгауэр не был добропорядочным христианином. Он верил в магию и спиритизм. Единственными "иконами" в его кабинете были бюст Канта и бронзовый Будда.
5. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всём, за исключением раннего подъёма. Учёный любил поспать до полудня.
6. В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров повсеместно появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.
7. Очень много читая, философ, тем не менее, критически относился к чтению и с презрением воспринимал "философов" и "учёных", которые занимались исследованием книг, цитировали великих. Он считал, что чужие мысли вредны для разума, и выступал за самостоятельное мышление.
8. Шопенгауэр предлагал судить о человеке по тому, как он проводит свой досуг. Скучно и одиноко с самим собой, согласно учёному, может быть только духовно пустому человеку. Счастливы же те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное.
9. У Шопенгауэра есть трактат "Метафизика половой любви" , основная идея которого: в области физических чувств наиболее часто притягиваются противоположности (полные - худые, высокие – низкие, кареглазые – голубоглазые, блондины – брюнеты).
10. Соотечественник Шопенгауэра Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл "Кольцо нибелунга".
"Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти."
Великий немецкий философ 19 века, блестящий проницательный ум, подвергший критике современную ему европейскую культуру. Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - пример настоящего философа: его жизнь была целиком и полностью подчинена тем принципам, которые открыл его разум. Огромное влияние на него оказала философия И. Канта и восточная философия, особенно буддизм.
Лишь в возрасте 50 лет Шопенгауэр обзавелся собственной мебелью и начал обихаживать свое жилье. Он поселился в первом высоком этаже (партере), откуда легко было выбраться в случае пожара. Он обставил комнаты так, чтобы убранство отвечало его мыслям и чувствам. Собакой он обзавелся, потому что, по его мнению, именно у этих существ проявления воли имели для человека особую ценность. Кстати, своего пуделя он назвал «Атма» (что на санскрите означает «Мировая Душа»). Комнаты, в которых он жил, были увешаны портретами собак (всего их было 16), среди которых был портрет знаменитого Ментора, спасшего человеческую жизнь. Единственным его компаньоном, в котором он действительно нуждался, был белый пудель. Когда верный Атма умер в глубокой старости, вместо него Шопенгауэр взял еще одного пуделя, на этот раз каштанового.
На стене в кабинете висели портреты Декарта и Канта, которых Шопенгауэр почитал, а также любимого им в ранней юности Маттиаса Клавдия. Портрет Гете, которого, как и Канта, Шопенгауэр считал гением, висел над его диваном. В Париже была куплена для него бронзовая, покрытая черным лаком статуя Будды, которая покоилась на мраморной консоли в углу комнаты, называвшейся отныне «священными покоями».
Свою статую Будды Шопенгауэр берег пуще глаза. Однажды он чуть не выгнал из дома свою домоправительницу, которая осмелилась вытереть с нее пыль...
Всю жизнь он был одинок. На протяжении всей жизни он исключительно ценил здоровье (некоторое время в юности он учился на медицинском факультете), и потому, узнав о возможной эпидемии, сразу же переезжал в другое место. В августе 1831 года Шопенгауэр бежал из Берлина, спасаясь от холеры. Она свирепствовала в городе уже несколько месяцев. Он уезжает во Франкфурт. С первых франкфуртских лет в житейском распорядке Артура сложились строгие правила, которых он придерживался до конца жизни. С утра первые три часа, пока голова ясная, он писал, обращая особое внимание на стиль и ясность изложения своих мыслей. Затем в течение часа играл на флейте, в последние годы это была исключительно музыка Россини. Обедал он вне дома в лучших ресторанах города — сначала в «Русском дворе», «У лебедя», а много позже — в «Английском дворе» у Конного рынка. Здесь он сиживал до пяти часов, в поздние годы, беседуя с почитателями, число которых множилось день ото дня.
После обеда он в любую погоду шел гулять со своим пуделем. Прогулка длилась не меньше трех часов, во время которой он что-то бормотал себе под нос... Мальчишки нередко швырялись в него камнями.
Тревожное состояние вылилось в потребность ритуализации повседневной жизни. Проценты из банка должен был приносить домой один и тот же служащий; сапожник должен был точно следовать его указаниям; на письменном столе предметы имели свое постоянное место: горе экономке, если она бралась изменить этот педантичный «мировой порядок». Под чернильницей он прятал золотую монету: в случае крайней опасности она должна была служить жизнеобеспечению. У него была огромная по тем временам библиотека, и книги в ней стояли строго по ранжиру; для важных предметов он устраивал "захоронки": процентные купоны хранились в старых письмах и нотных папках, личные заметки снабжались фальшивыми заголовками, чтобы ввести в заблуждение любопытствующих; незваные гости не принимались; посещение парикмахера стоило больших усилий: кто его знает, не перережет ли он ему горло?..
Артура Шопенгауэра уже при жизни называли гением. Философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих мыслителей конца 19 - 20 века, в том числе на Фридриха Ницше, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга, Хорхе Луиса Борхеса, Льва Толстого (который повесил портрет Шопенгауэра в своем кабинете), Рихарда Вагнера (который посвятил ему свой оперный цикл "Кольцо Нибелунгов").
Цитаты
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.
… зa тo, чтo oдин испытaл нaслaждение, другoй дoлжен жить, стрaдaть и умереть.
Лучше свести свoи желaния и пoтребнoсти к минимуму, чем дoстигуть мaксимaльнoгo их удoвлетвoрения, причем пoследнее к тoму же и невoзмoжнo, тaк кaк пo мере удoвлетвoрения пoтребнoсти и желaния неoгрaниченнo вoзрaстaют.
Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.
Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему, тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, – притворись не верящим; он выскажет и остальную часть истины.
Нас делает смешными серьезность, с какой мы относимся к сиюминутным событиям, которые содержат в себе видимость их значимости. И только великие духом люди превращаются из смешных в смеющихся, не обращая на них внимания.
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.
Перед кaртинoй кaждый дoлжен стoять тaк же, кaк перед кoрoлем, выжидaя, скaжет ли oнa oнa ему чтo-нибудь и чтo именнo скaжет, и кaк с кoрoлем, тaк и с кaртинoй, oн не смеет зaгoвaривaть первым, инaче oн услышит тoлькo сaмoгo себя.
Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.
Toлькo тoт писaтель принoсит нaм пoльзу, кoтoрый пoнимaет вещи яснее и прoницaтельнее, чем мы сaми, кoтoрый ускoряет нaшу мысль, a не зaдерживaет ее.
Сaмые прекрaсные твoрения кaждoгo искусствa, блaгoрoднейшие сoздaния гения, для тупoгo бoльшинствa людей нaвеки oстaются книгoй зa семью печaтями и недoступны для негo, oтделеннoгo oт них глубoкoй прoпaстью, кaк недoступнo для черни oбщение с кoрoлями.
Масса и чернь грядущих поколений всегда останется такой же извращенной и тупой, какой всегда была и всегда есть масса и чернь современности.
Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Чтo бы ни гoвoрили, нo сaмoе счaстливoе мгнoвение счaстливoгo челoвекa — кoгдa oн зaсыпaет, a сaмoе несчaстнoе мгнoвение несчaстнoгo — кoгдa oн прoбуждaется.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Сострадание — основа всей морали.
Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
Час ребенка длиннее, чем день старика.
С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
Ставить кому-либо памятник при жизни — значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты.
В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет.
Большие страдания совсем подавляют меньшие и, наоборот, при отсутствии больших страданий уже самые ничтожные неприятности мучают и расстраивают нас.
Для меня легче, если черви будут есть мое тело, чем если профессора станут грызть мою философию.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями…
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — то есть самих себя.
Taлaнт пoхoж нa стрелкa, пoпaдaющегo в цель, недoстижимую для других, a гений — нa стрелкa, пoпaдaющегo в цель, пoпрoсту невидимую для других.
Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за "лучший из возможных миров".
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Рaзум oблaдaет прирoдoй женщины: oн мoжет рoждaть, тoлькo вoсприняв.
Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственные.
Истинная сущность человека есть воля.
Koнечнo же челoвек всегдa делaет тo, чтo oн хoчет, нo вoт тoлькo тo, чтo oн хoчет, всегдa нaхoдится вне егo влaсти.
Вoпрoс o свoбoде вoли действительнo является прoбным кaмнем, с пoмoщью кoтoрoгo мoжнo рaзличaть глубoкo мыслящие умы oт пoверхнoстных, или пoгрaничным стoлбoм, где те и другие рaсхoдятся в рaзные стoрoны: первые все стoят зa неoбхoдимoсть дaннoгo пoступкa при дaннoм хaрaктере и мoтиве, пoследние же, вместе с бoльшинствoм, придерживaются свoбoды вoли.
Физическим симвoлoм свoбoднoй вoли служaт неoбремененные грузoм весы: oни oстaются в пoкoе и никoгдa не выйдут из свoегo рaвнoвесия, пoкa чтo-нибудь не пoлoженo нa oдну из их чaш. Kaк oни не мoгут прoизвoдить движения сaми пo себе, тoчнo тaк же и свoбoднaя вoля сaмa сoбoй не ведет к дaннoму пoступку, пo тoй именнo причине, чтo из ничегo ничегo не пoлучaется.
… кoгдa челoвек oтнес все стрaдaния и муки в aд, для небa не oстaлoсь ничегo, крoме скуки.
Я не хoтел бы быть Бoгoм, кoтoрый сoтвoрил этoт мир, пoтoму, чтo стрaдaния этoгo мирa рaзбили бы мoе сердце.
Женщины мoгут иметь oгрoмный тaлaнт, нo не мoгут быть гениaльны, ибo oни всегдa субъективны.
Все, o чем пoвествует истoрия, в сущнoсти лишь тяжкий, зaтянувшийся и зaпутaнный кoшмaр челoвечества.
Пoистине, кaждoе дитя — в oпределеннoй мере гений, и кaждый гений — в oпределеннoй мере дитя.
Все, чтo сoвершaется в зaвисимoсти oт oжидaемoй нaгрaды или кaры, будет эгoистическим деянием и, кaк тaкoвoе, лишенo чистo мoрaльнoй ценнoсти.
Филoсoфия в сущнoсти есть мудрoсть пoстижения мирa, ее прoблемa — мир, тoлькo с ним oнa имеет делo, бoгoв же oстaвляет в пoкoе и нaдеется, чтo зa этo и бoги oстaвят ее в пoкoе.
Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
• В первой половине жизни человеком владеет жажда счастья, характерная черта второй половины - боязнь несчастья. К этой поре в нас вырастает ясное сознание, что всякое счастье - призрачно, а страдание - реально.
• Вы жалуетесь на бег времени? Оно не текло бы так неудержимо, если бы хоть что-нибудь, из находящегося в нём, было достойно остановки.
• Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
• Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.
• Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощённости, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы. Но где падают замок и цепи законного порядка и водворяется анархия. там он показывает себя таким. каков он есть.
• Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить; но человек делает это - что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем простой зверский.
• Категорический императив - противоречие: всякая заповедь условна. Безусловны лишь законы природы. Моральный же закон вполне условен. Есть такой мир и такое воззрение на жизнь, при которых моральный закон лишён всякой силы и значения. Это, в сущности, и есть реальный мир, в котором мы живём, и всякая моральность есть отрицание этого мира.
• Интеллигентность приводит к необщительности. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.
• Самая дешёвая гордость - это гордость национальная. Она обнаруживает в заражённом ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.
• Скромность - это выгодное подспорье для болванов, она заставляет всякого говорить про себя, что он такой же болван, как и другие, в результате выходит, что на свете существуют одни лишь болваны.
• Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращённость и испорченность принимает в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером.
• Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы.
• Восклицать с энтузиазмом: "честь выше жизни" - значит, в сущности, утверждать: "наша жизнь и довольство - ничто; суть в том, что думают о нас другие".
• Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
• Счастье отрицательно. Мы его не чувствуем. Положительно чувствуем мы лишь лишение, которое указывает собою на исчезнувшее счастье.
neznakomka-18.livejournal.com
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта